Общество 
4.03.2018

Репортаж недели: в Казани «воссоздают из пепла» легендарную «пешку»

Почему летчики расстреливали на Арском кладбище стелу на могиле знаменитого конструктора Владимира Петлякова — автора бомбардировщика Пе-2?

Самый массовый фронтовой пикирующий бомбардировщик по кусочкам собирают в ходе поисковых экспедиций на места сражений. Именно в Казани в годы Великой Отечественной войны было собрано свыше 10 тыс. «пешек». Реальный боевой самолет Пе-2 участники «Поискового движения России» планируют собрать к 2020 году. О том, как спустя больше полувека боевые машины, как Феникс, восстают из «исторического пепла» и почему авиаконструктора Петлякова посмертно «лишили» головы, — в репортаже недели «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (56) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.03.2018 11:36

Эти пешки нужны тысячам внуков, детей и жен кто не знает где лежат их деды лётчики . Которым некуда прийти на могилку. Таких море. Это не просто железо. Это истории каждого экипажа . Память .

  • Анонимно
    4.03.2018 09:38

    Интересно.
    Спасибо.

  • Анонимно
    4.03.2018 10:59

    Началась эпоха восстановления старых самолётов, ракет и гравицап.

    • Анонимно
      4.03.2018 11:11

      эпоха военщины и деградации.

      • Анонимно
        4.03.2018 15:48

        Видимо на большее у вас ума не хватило. Это память и история. А народ который забывает свою историю....

        • Анонимно
          4.03.2018 18:21

          а народ который живет только историей и историями про историю тоже обречен.

          • Анонимно
            5.03.2018 15:36

            Не призываю жить одной историей, но та же старая военная техника выставляется в музеях по всему миру, в тех же штатах полно народа сдвинутого на реставрации старой техники. Некоторые вообще свои образцы до летной годности доводят и на аэрошоу летают.

    • Анонимно
      4.03.2018 11:29

      Это восстановление памяти для целого поколения , которое воспринимает ВОВ как битва гравицапп , танчиков и кровавый режим злого Сталина. Здесь нет хайпа.

      • Анонимно
        4.03.2018 13:45

        Ну правильно, если страна нищает и экономики нет, то упор на военку.

        • Анонимно
          4.03.2018 14:49

          Айда поговорим. В чём твоё обнищание. Вот тольк конкретно?

          • Анонимно
            4.03.2018 15:26

            Иди проветрись до магазина и аптеки хотя бы. Можешь заглянуть в магазин детской одежды и поикинуть цены на лекарство от банального гриппа. Когда прогуляешься, посчитай, за сколько лет с нуля семья выкупит каартиру.

            • Анонимно
              4.03.2018 15:50

              У меня есть квартира. Вы о чём?

            • Анонимно
              4.03.2018 15:53

              когда появилось лекарство от гриппа?
              Открою секрет, что под таким лекарством в 9 случаях из 10, аптеки вам впаривают лошадиные дозы парацетамола.

              • Анонимно
                4.03.2018 16:15

                ВЫ больны. И похоже не гриппом. У каждого из нас есть болезни. У кого-то осеннии, а у кого-то весеннии. Лечитесь, это может серъёзно и навсегда.

            • Анонимно
              4.03.2018 20:15

              у всех моих знакомых свои квартиры

              и как минимум одна машина в семье

          • Анонимно
            5.03.2018 10:02

            Может быть в том, что моим собеседником пытается стать человек, начинающий свою речь словом "айда" , и не умеющий грамотно изъясняться.

  • Анонимно
    4.03.2018 11:15

    Историю необходимо знать, помнить, передавать детям, внукам. Спасибо всем неравнодушным.

    • Анонимно
      4.03.2018 11:31

      Историю необходимо знать по двум основным причинам: 1)чтобы взять самое ценное из опыта 2) не повторять ошибки из прошлого.

  • Анонимно
    4.03.2018 11:22

    Может это кому-то не понравится, но зачем? Зачем здоровым и умным мужикам этим заниматься? Может быть лучше идти на завод и строить новые самолеты?
    Кому эти пешки нужны?

  • Анонимно
    4.03.2018 11:34

    Не повторяйте фейки о расстрелах летчиками памятника Петлякову, если какой то подонок, по пьяни выстрелил в памятник погибшему знаменитому конструктору, обобщать не надо . Умерший в 90-х старший родственник отца, командовал эскадрильей пешек, войну прошел, точнее пролетел, от Ростова до озера Балатон, где шли самые ожесточенные бои конца войны, был сбит но спас парашют, его командир корпуса стал первым дважды Героем среди пешкарей, и с большим уважением относился к памяти Петлякова, дал мне книгу местного автора где подробно рассказано о его гибели ,когда летел по срочному вызову в Москву. Он, перед 9 мая, приходя на Арское помянуть ветеранов упокоившися там , обязательно клал цветы на могилу Петлякова.

  • Анонимно
    4.03.2018 11:36

    Эти пешки нужны тысячам внуков, детей и жен кто не знает где лежат их деды лётчики . Которым некуда прийти на могилку. Таких море. Это не просто железо. Это истории каждого экипажа . Память .

    • Анонимно
      4.03.2018 11:57

      Одно дела поиск останков, а другое- восстановление самолетов. Я имел в виду именно последнее.

  • Анонимно
    4.03.2018 12:40

    Вроде как в Бугульме у Вечного огня Пе-2 стоит. Может поможет эта информация?

  • Анонимно
    4.03.2018 12:44

    На могилы в разных местах, а теперьи государства не поедут, а Пешка это символ, которому можно и поклонится потомкам летчиков.Надо быть очень тупым и дремучим,чтобы так неуважительно отзываться о людях его восстановивших.Рядом, надо бы поставить и У-2 массовое производство которого освоиз завод 387, он стал ночным бомбардировшиком, точечно уничтожавшим штабы фашистов.В основном летали женщиеы, которых немцы с ненавистью и страхом, называли ночные ведьмы. Именно на нем Сыртланова, имя которой носит казаеская улица, стала Героем Советского Союза.

  • Анонимно
    4.03.2018 14:06

    Пешки были непростой целью для немецких истребителей, но сами летчики, летавшие до них на других типах, их не любили. Самыми эффективными самолетами в ВВС РККА стали Ил-2 и ПО-2 (У-2).

    • Анонимно
      4.03.2018 14:58

      А Вы можете привести статистику потерь Советских самолётов по сравнению с их эффективностью?

    • Анонимно
      4.03.2018 15:48

      зачем сравнивать разные типы самолетов? у каждого свои задачи и область применения.

    • Анонимно
      5.03.2018 15:37

      Скажем так, Ту-2, сменивший пешку, стал более эффективен, при схожих задачах, но в ходе войны переналадить производство тяжело было.

  • Анонимно
    4.03.2018 14:46

    Если этот господин пытается скомпрометироать самый массовый бомбардировщик войны, то скажу, что аварии и катастрофы были на всех типах, включая все модифивации Ил,Ту,Як,Су,Ла и даже тихоход У -2, но когда произвели более 10 тысяч пешек,в разы больше других моделей естественно и аварий больше, и не надо заниматься стебом, что его летчики не любили.

    • Анонимно
      4.03.2018 15:47

      про " в разы больше других моделей" вы погорячились.

    • Анонимно
      4.03.2018 16:23

      Вы во многом правы! Но была ещё одна проблема аварийности- это достаточно низкий уровень подготовки пилотов. Цвет авиации СССР погиб в первые месяцы войны. На смену пришли пилоты, которые едва умели летать, тк цейтнот во времени не давал возможности готовить военных лётчиков по полной программе. О многом говорит факт, что лётчиками-истребителями и штурмовиками были сержанты и старшины. Но в этом не их вина, а беда

      • Анонимно
        4.03.2018 23:09

        Татарин Злой
        Извиняюсь, что разрушаю Ваш мир...
        Один из лётчиков-асов немцев, сбивший более 100 самолётов был в звании сержанта. И отсутствие полковничьих погонов не мешало ему сбивать советских лётчиков. Почему, хороший лётчик-истребитель не может быть сержантом? От этого онилетать хуже будет?

        Может не в тему, но меня всегда удивляли капитаны и майоры, выдающие бумажки в ГАИ. Туда что, молоденьких девочек с 3 -м размером груди нельзя поставить? И мужскому взгляду приятно, и бюджету выгодно- одно дело майора на пенсию в 45 лет отправлять, другое женщину в 55 лет.

        • Анонимно
          5.03.2018 08:53

          А вам известно имя лётчика-истребителя Красной Армии, "сбившего более 100 самолётов" противника?

        • Анонимно
          5.03.2018 08:53

          Хорошего лётчика надо и учить долго и тщательно, а не по принципу "взлёт-посадка", как это было с нашими в первые два года войны. Отчасти поэтому лучшие советские асы сбили по 60-70 самолётов, а немецкие под 300 и более. Другой причиной больших потерь ПЕ-2 вплоть до второй половины 1943 года была нехватка истребителей сопровождения. По воспоминаниям участников боёв на Курской дуге, время жизни ПЕ-2 составляло в самые жаркие бои 1-2 боевых вылета.

          • Анонимно
            5.03.2018 10:53

            Асов в Люфтваффе было достаточно, но все же уточню, что подсчёт сбитых самолётов противника у них был своеобразным и далеко не объективным

            • Анонимно
              6.03.2018 00:43

              Подсчёт у немцев был своеобразный. Засчитывали даже уничтоженный на аэродроме самолёт...

  • Анонимно
    4.03.2018 15:06

    Лётчики не любили его. Самолёт был оч. Сложен в управлении особенно на. Взлете и посадке. И это в 1000 раз усиливает важность профессионализма бомбероа летавших на нем. Сбивавших более скоростные и мощные истребители и бомбероа немцев. Вы поймите это не стёб. В прошлом году я с механиком общался пе2. Ему 98!!!! И он в здравом уме. Просто во времЯ ВОВ не принято было занять и выжимали и модернизировали с прокачкой их в полках уже. А этот господин не с потолка берет инфу. Он ее от очевидцев слышал.

  • Анонимно
    4.03.2018 16:50

    Если верить рассказам бывших летчиков и специалистов того еще времени, Пе-2 как пикирующий бомбардировщик был спешно перепроектирован из высотного разведчика после визита группы советских авиаконструкторов и специалистов под руководством конструктора Яковлева в ноябре 1940 г., потому что в СССР не было пикировщика вообще. "Сырую машину" запустили в массовое производство, отсюда и гибель летчиков при посадке, так как самолет при угле атаки в 11 градусов внезапно терял подъемную силу и "проваливался". Потом конструкцию доработали и недостатки убрали. И действительно, старый памятник Петлякову в виде стелы, в нише которой была голова конструктора, был в "оспинках" от пуль, так как летчики по ночам ходили на кладбище и стреляли из личного оружия по этой голове "за погибших при посадке товарищей". Если бы самолет запускали в серию не в спешке, то от недостатков избавились бы в процессе доводки, как в других самолетах. Ил-2 вообще вначале сделали без кабины стрелка, и он был беззащитен в воздухе от мессершмиттов. А про Як-1 чего только не говорили с его огромным пропеллером, и на нем тоже бились при посадке. Просто те конструкторы были живы и под хорошей охраной.

    • Анонимно
      5.03.2018 15:39

      Ил-2 изначально как раз делали со стрелком. Потом убрали, потом поняли ошибку, но уже масса народу погибла.

    • Анонимно
      14.03.2018 18:48

      Этот поспешно переделанный самолёт вообще не нужно было запускать в серию. Ради него прекратили серийное производство пикирующего бомбардировщика Ар-2,превосходившего ПЕ-2 по важнейшим характеристикамм
      А буквально через 3 месяца вышел на испытания туполевский самолёт 103, впоследствии переделанный в Ту-2. Который превосходил Пе-2 уже по всем основным характеристикам. Производство Ту-2 началось весной 1942г. Таким образом, производство Пе-2 имело какой-то смысл лишь 1 год. Но весь этот годд могли выпускать Ар-2,который и проще, и эффективнее.
      Когда было принято решение переделать Ил-2 в одноместный самолёт, имелось количественное превосходство истребительной авиации ВВС КА над ВСЕМИ странами Европы вместе взятыми, не говоря уже про Германию. Т.е. были основания надеяться на очень надёжное истребительное прикрытие. Увы, жизнь показала иную картину...

  • Анонимно
    4.03.2018 18:16

    Легенду "За крылья спасибо, за шасси спасибо, а какой он в воздухе ты сам узнал" услышал в КАИ лет 50 назад. Легенда она и есть легенда... Слабая подготовка пилотов военного времени не есть основание ругать технически передовой для того времени самолет. В том же КАИ об новаторстве в конструкции ПЕ-2 я то же узнал. 11 градусов? Ту-16 при 7 градусах в плоский штопор сваливался, сам свидетелем был. Кстати, об этом даже в "Крыльях Родины" в году 67-68 писали. И никто по этому случаю памятник Туполева не расстреливал. Не верите? Возле 3-го дома посмотрите. Цел! Вообще определенная, т.н. креативная часть авторов и комментаторов БО, как давно наблюдаю, очень уж чернухой увлекаются.

    • Анонимно
      4.03.2018 18:38

      Вы невнимательно прочитали комментарий. Слабая подготовка и лотов вела к высокой аварийности, а не "строгость" его управления.

      • Анонимно
        5.03.2018 15:42

        Слабая подготовка, недоведенность конструкции на начальном этапе, некачественная сборка (культура производства была хуже немецкой). Недостаточная подготовка пилотов. К концу войны эти факторы нивелировались, но там уже Ту-2 подоспел.

  • Анонимно
    4.03.2018 20:11

    На старом памятнике Петлякову было несколько сколов. На памятнике Лобачевскому , около надписи на постаменте , тоже бало несколько пулевых отметин. И что? Любят у нас сочинять страшили . Про Сююмбеки тоже придумали чушь, будто суицидница. Попробуй спрыгни вниз с этой ступенчатой башни. Дальше ниже расположенного уровня не улетишь. Теперь по сути. Мой отец почти всю войну на Пе2 отлетал стрелком-радистом. И говорил про этот самолет только хорошее. Надо уметь летать! Все летчики, с которыми он летал, были настоящими мастерами, я с ними встречался. Никаких претензий к самолету не высказывали. А за то, что восстанавливают самолет Пе-2 большое спасибо ! Это очень трудная работа. Нужна помощь КАЗа и Республики Татарстан. Ибо это укрепляет дух народа- победителя.

  • Анонимно
    5.03.2018 09:04

    Неужели самолет был раскрашен в эти "офонарелые" цвета современных детских площадок?

    • Анонимно
      5.03.2018 09:19

      А в чем "офанарелость"? Классическая окраска боевого самолёта Красной Армии. Вы что-нибудь о маскировке слышали? Зелёный- от врага сверху, голубой- от средств ПВО

      • Анонимно
        5.03.2018 09:35

        Не совсем так. Контрастность и яркость цвета имеет в виду автор коммента вопроса. Погуглите . Это не спор.

        • Анонимно
          5.03.2018 10:03

          Прошу пояснить что "не совсем так"? Причём контрастность?

    • Анонимно
      5.03.2018 09:32

      Это Татарстан брат!!! Если бы Вы видели как он был разукрашен при сдаче Парка победы !!! Там и ветераны и историки маломальские возмутились. Я не говорю уж о том откуда этот муляж привезли и кто это решил. Но знаете - лучше так чем никак. Главное чтоб в историю не влезали строители, чиновники и доморощенные гугловоды . Рассуждения кто больше сбил, как летали, плохой,-хороший самолёт сейчас бесполезны. Правду могут рассказать только ветераны. А мы профукали все... Приглашать, записывать, общаться надо было. Сколько их ушло , забрав с собой целый пласт правды. Той, которая не всем сейчас выгодна. А мы им кило гречки и хреновой водки пузырь раз в год .... А сейчас выдумываем, спорим .

      • Анонимно
        6.03.2018 08:26

        От КАПО пешку забрали. Её ставили на 40 лет Победы. Не было чертежей Пе-2 на заводе, уничтожили в свое время из-за тотальной секретности, и потому по размерам сделали из стеклопластика. И за это надо комсомольцам заводским 80-х гг. и Копылову В.Е. спасибо надо сказать, а не ругаться.

  • Анонимно
    6.03.2018 08:18

    Не менял Ту-2 пешку. Эти машины выпускались параллельно. И у Пе-2, и у Ту-2 были свои собственные недостатки. У Ту-2, например, был плохой обзор. На Пешке у штурмана стояло неудобное кресло. Они его тазиком называли и просто выкидывали, т.к. стрелять было неудобно. На пешке стрелял не только стрелок-радист, но и штурман. А еще на пешках воевал 125 гв. Борисовский им. Марины Расковой бап, летный состав которого был женским. Обслуживать машину было тяжело, и потому механики в 125 гв. бап были мужчины.

    • Анонимно
      14.03.2018 19:01

      То, что выпускались параллельно, это наша беда.Сначала его запустили в производсто, потом по недомыслию прекратили, потом, в 44-м опять запустили. Изначально, (по проекту) самолёт 103 полностью перекрывал возможности Пе-2.
      Худший обзор можно проигнорировать, когда бомбовая нагрузка больше в 3 раза, а дальность в 2.

  • Анонимно
    6.03.2018 13:42

    ПЕ8 памятник на аллее славы в Кайбицах поставили ребята. Колоссальный труд. собрали и перелопатили массу информации и документов.В годы войны сельчане собрали на ПЕ8 и назвали этот самолет "Кайбицкий колхозник". До сих пор нет оплаты от главы района...

  • Анонимно
    14.03.2018 18:53

    Не восстановят ни за что! Максимум, сделают "чучело" на уровне стоящего в парке Победы. Чтобы восстанавливать старые самолёты, нужен специально "заточенный" под это коллектив и специфическое производство, никак не схожее с заводской структурой.
    Пе-2-конструктивно и технологически очень сложный самолёт.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль