Общество 

«Мы рискуем увидеть глобальный разворот мировых потоков капитала»

При сохранении текущего тренда на ужесточение денежно-кредитной политики Штатов мы рискуем увидеть массовый исход капиталов с развивающихся рынков в сторону развитых, считает экономический обозреватель «БИЗНЕС Online» Александр Виноградов. При этом США, принимая то или иное решение, ориентируются только на себя и свои интересы и их мало волнует, как это отразится на остальном мире.

Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

– Еккл. 1:11

Джером Пауэлл Первое выступление Джерома Пауэлла перед конгрессом можно описать одной фразой со старого советского плаката: «Верной дорогой идете, товарищи!»  Фото: Jerome Powell / gettyimages.com

«ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ»

Несколько дней назад произошло некое событие, с одной стороны, рутинное, с другой же – вызвавшее определенный интерес. Речь о выступлении в конгрессе председателя ФРС США Джерома Пауэлла, который занял эту должность около месяца назад, после того как в отставку ушла его предшественница Джанет Йеллен. Сами эти выступления в целом ничего особо важного из себя не представляют, глава ЦБ штатно отчитывается перед парламентом. Интерес (точнее, любопытство) в этот раз представлял тот факт, что для Пауэлла это выступление является первым в его каденцию, и интерес этот Пауэлл более-менее оправдал.

В целом его речь можно описать одной фразой со старого советского плаката: «Верной дорогой идете, товарищи!» Так, он не считает, «что на данный момент риски рецессии [в экономике США] являются высокими» – т. е. что в этом отношении все хорошо. Была помянута безработица (напомню, что ФРС США работают в целевом смысле по двум направлениям – это инфляция и безработица), активное создание рабочих мест и рекордно низкие уровни таковой (4,1%), чего не наблюдалось аж с 2000 года. Кроме того, была отмечена преемственность политики по отношению к той, что проводилась при Йеллен: «Мы не принимали решение на долгосрочную перспективу, останется ли этот подход основой нашего курса или же мы вернемся к чему-то еще, как было до кризиса, такие шаги не относятся к краткосрочным решениям, <...> наш нынешний подход, похоже, хорошо работает». Это опять же вполне предсказуемо: я уже неоднократно упоминал, что ни один ЦБ мира, по сути, не имеет права на необоснованную сколько-нибудь резкую смену политики, поскольку для рынка это будет являться важнейшим признаком того, что надо впадать в панику со всеми вытекающими. В общем, urbi et orbi было объявлено, что «все идет по плану» и что это хорошо.

Ровно так это восприняло и экспертное сообщество. Уровень уверенности в том, что текущая денежно-кредитная политика (ДКП) будет продолжена, несколько повысился, помимо того, интенсифицировались разговоры о том, что в этом году стоит ожидать все же четырех повышений ставки ФРС, а не трех. Впрочем, разговоры разговорами, а жизнь жизнью – по данным фьючерсной торговли, вероятность повышения ставки на мартовском заседании правления ФРС оценивается сейчас в 83%, на июньском –  в 68%, на сентябрьском –  в 45% (и это максимум среди всех вариантов), а на декабрьском – в 24%, и это не максимум, наиболее вероятным сейчас считается оставление в декабре сентябрьского уровня ставок. Иначе говоря, рынок (а не экспертное сообщество) сейчас ожидает, что повышений будет все же три, а не четыре.

Это, впрочем, частности. По сути, выступление Пауэлла и его поддержка действующей ДКП дополнительно поддерживают вероятность реализации сценария, который я очерчивал месяц назад. С ним, кстати, тоже все по плану: уточненная оценка роста ВВП США в четвертом квартале 2017 года оказалась ниже предварительной (2,5% против 2,6%, и это заметно хуже, чем результат третьего квартала, составляющий 3,2%), а доходности десятилетних казначеек еще подросли, уткнувшись в линию сопротивления около уровней 2,93– 2,95%, каковая сейчас безуспешно штурмуется. В общем, на этом моменте можно махнуть рукой и разойтись, ожидая развития ситуации и, возможно, неких корректировок к базовому сценарию, но ситуация в целом имеет еще один аспект, о котором я не упомянул в прошлый раз, но который этого, безусловно, заслуживает.

«ПОЛНЫЙ СПЕКТР НЕПРИЯТНОСТЕЙ»

Дело в том, что при сохранении текущего тренда на ужесточение ДКП – еще до того, как повышение ставок по казначейкам спровоцирует аналогичное повышение доходностей корпоративных облигаций, сопутствующее снижение цены и возможные распродажи, вплоть до перехода процесса в самоподдерживающийся, т. е. по сценарию из предыдущей статьи – мы рискуем увидеть глобальный разворот мировых потоков капитала, массовый исход их с развивающихся рынков в сторону развитых. При этом – опять же при сохранении текущих трендов – мощность данного разворота может оказаться такой, какую не видели уже поколение. И нет, речь даже не об азиатском кризисе 1997 года, отражением которого стал российский дефолт 1998 года и последовавшая резкая девальвация рубля, а о череде дефолтов развивающихся стран в Латинской Америке в период 1982–1990 годов.

Собственно, механизм этого процесса несложен. Деньги гуляют по миру в поисках идеального сочетания риска и доходности сообразно вкусам инвестора, декларации фонда и так далее. Процесс этот постоянен и непрерывен, он составляет важнейшую часть всей деловой жизни планеты – и в нормальных условиях он более-менее сбалансирован. Условный скандинавский пенсионный фонд, который может вкладываться только в бумаги высшей категории надежности, сидит в американских казначейках и высокорейтинговых ипотечных бумагах (последнее, кстати, никак не гарантия сохранности денег, что показали события 2007–2008 годов), а столь же условный высокодоходный фонд инвестирует в добычу редкоземельных металлов в некоей жаркой стране, где на той неделе закончилась гражданская война. Этот баланс потоков нарушается тогда, когда в силу тех или иных событий (к числу которых относится и педантичное следование декларированному ужесточению ДКП) изменяются параметры рисков и/или доходностей, а также смежных параметров – курса локальной валюты к доллару США, емкости рынка,  регуляторных норм, включая затраты на вывод капитала. Иначе говоря, зачем мне, инвестору, держать деньги в условных казначейках какой-либо развивающейся страны под условные 7,5% со всеми рисками, если я могу их положить под столь же условные 5% в бумаги какого-нибудь американского нефтепромышленника и при этом страховка от потери денег будет мне стоить 2,8% в первом случае и 0,1% – во втором? Итоговая разница в 0,2% – уже достаточный триггер для вывода капитала.

Есть хороший недавний пример того, как это может происходить. Так, бразильский министр финансов Гвидо Мантега весь 2012 год, не щадя сил своих, боролся с притоком «горячего капитала», который из мест с долларовой эмиссией и низкими ставками искал себе применения в развивающихся странах, где выше ставки, прямо обращающиеся в доходность. Развивающимся странам это не нравилось – приток капитала укрепляет локальную валюту, что подрывает позиции экспортеров, ведь экспорт становится дороже, более того, дело тогда доходило до прямых обвинений, мол-де развитые страны ведут против развивающихся валютную войну – собственно, этот термин является изобретением Мантеги. Он, соответственно, пытался этому противостоять: ЦБ Бразилии снизил ставки, дабы снизить доходность на этом рынке, кроме того, был введен специальный налог на приток капитала, который составлял сначала 2%, затем 4% и потом 6%. Нельзя сказать, что задача эта была тривиальной – ставя заслон на пути «горячих денег», можно и с водой выплеснуть и ребенка, резко усложнив вполне «добропорядочные» иностранные инвестиции. Тем не менее Мантега с этой задачей справился, вернее, считал, что справился. Более того, в феврале 2013 года он приезжал в Москву, где проходила встреча министров финансов БРИКС, и давал интервью, рассказывая об этой своей политике; помнится, он помянул, что, даже несмотря на барьеры, страна в 2012 году приняла иностранных инвестиций на $64 млрд и что в целом ситуация выглядит как «полностью под контролем».

Увы, это оказалось иллюзией. Уже несколько месяцев спустя, в июне 2013 года, барьеры пришлось снимать: налог был обнулен, а ставка пошла в рост. Причина была проста: именно в июне тогдашний глава ФРС Бен Бернанке объявил о скором начале постепенного сворачивания эмиссионной программы QE-3. Стало понятно, что живительная долларовая река скоро начнет иссякать, что на ликвидность, соответственно, будет спрос и не будет щедрого крана ФРС, который его удовлетворяет, – и потоки стали разворачиваться в обратном направлении. Внезапно оказалось, что такой отток капитала негативно сказывается на курсе, что давит потребительский импорт и уровень жизни населения, а также импорт сырьевой и промежуточный, что сказывается негативно уже на местной промышленности. Хуже того, в силу нехватки валюты резко усложняется и обслуживание внешнего долга – что государственного, что частного. В общем, полный спектр неприятностей.

«США, ПРИНИМАЯ ТО ИЛИ ИНОЕ РЕШЕНИЕ, ОРИЕНТИРУЮТСЯ ТОЛЬКО НА СЕБЯ И СВОИ ИНТЕРЕСЫ»

Собственно, ровно это мы видели в 80-е годы прошлого века. Резкий рост ставки в США (около 20% на пике) спровоцировал (вкупе с иными внешними событиями – тем же самым падением цены на нефть) столь же резкий отток капитала из стран Латинской Америки. Так, Мексика, росшая на 6–8% в год в 70-е и выигравшая на росте цен на нефть, была уже в 1982 году вынуждена объявить дефолт. Аргентину тем временем сотрясали финансовые кризисы. Не смогла в какой-то момент обслуживать займы и Бразилия, что обернулось дефолтом 1987 года. Трясло также Венесуэлу и Боливию. Все это опять же сопровождалось ухудшением положения местного населения: достаточно сказать, что в отдельные годы уровень инфляции в Аргентине, Боливии, Бразилии и ряде других стран региона превышал 1000%, а рекордсменом здесь была Боливия с инфляцией в 10000% в 1985 году – для сравнения отметим, что заигравшаяся в левые эксперименты Венесуэла имеет этот показатель по итогам прошлого года на уровне около 2600%. Кроме того, размеры дефицитов бюджета по отношению к ВВП измерялись двузначными цифрами; для справки, если бы для РФ такой показатель составлял 10%, это бы означало, что расходы превышают доходы вдвое!

Здесь нельзя не отметить, что в конечном итоге именно эта чехарда экономических бедствий в Латинской Америке и привела к появлению списка рекомендаций, известного как «вашингтонский консенсус», обычно проклинаемый патриотической прессой. Предложен он был в 1989 году британским экономистом Джоном Уильямсоном, состоял из десятка рекомендаций и был ориентирован именно на этот регион, в духе «делайте вот так вот, если не хотите продолжения ваших  вакханалий». И, надо сказать, вакханалий уже никто к этому моменту не хотел – все от них устали. Схожая ситуация была и с азиатским кризисом. Повышение ставки в 1994–1995 годах с 3% до 6% (чуть позже она была снижена до 5,25%, но это уже не изменило ситуацию) спровоцировало отток капитала уже из стран Азии, от всех этих тигров и тигрят обратно в метрополию. Это, впрочем, оказалось быстрее и куда менее болезненно, чем в Латинской Америке.

Так или иначе, поколение сменилось, события прошлых лет в значительной мере стерлись из памяти. Ситуация, однако, вполне может повториться вновь – и, как и тогда, здесь тоже могут оказать воздействие дополнительные факторы, связанные опять же с США. Дело в том, что предполагаемое повышение ставки сопрягается с дополнительным сокращением денежного предложения – ФРС, со своей стороны, сокращает свой баланс (т. е. не покупает новых бумаг на рынке и, соответственно, не впрыскивает ликвидность), а правительство со своей – пылесосит деньги посредством выпуска больших объемов облигаций – так, две недели назад американское казначейство продало облигации на беспрецедентную в истории сумму $179 млрд, а в целом за первый квартал этого года США намерены занять на рынке $441 млрд, максимальную сумму с кризиса 2008–2009 годов.

При этом надо исходить из того, что США, принимая то или иное решение, ориентируются только на себя и свои интересы и их мало волнует, как это отразится на остальном мире. Да, денежные власти США сейчас битые, и, если проводимая ДКП приведет к заметному ухудшению ситуации на облигационном рынке США, то, я уверен, они не будут тормозить, выправляя ее. Но данное суждение вряд ли применимо к возможным последствиям для иных стран мира, которые к тому же произойдут раньше вероятных облигационных проблем. Кроме того, приток капитала с развивающихся рынков как раз поддержит, среди прочего, рынок облигаций США – иначе говоря, лаг между вероятным кризисом развивающихся стран и вероятным облигационным кризисом больше, чем кажется на первый взгляд.

Понятно, посмотрим по ситуации. Но пока имеющиеся исторические параллели не внушают оптимизма.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.03.2018 10:32

Ну что, комментаторы, которые пишут мне тут о том, что не сбылся мой прогноз на февраль - доллар за 65. Дальше будете кричать, что Россия встала с колен, сейчас доллар как упадет до 3-45 рублей? Прогноз не сбылся, потому что кое-какая госструктура уже истеклась рублями и увеличили выпуск ОФЗ, дабы протянуть рубль до выборов.

А я еще в декабре-январе всех предупреждал, ну купите вы по по 55-56 рублей 500-1000 баксов, карман не обожжет сумма, положите в коробку и забудьте о коробке до апреля.

А? Что? Комментарий о том, что третий год доллар стабильно падает? Какой доллар? американский? А откуда падает? со 100 рублей? Ну.... как бы вам объяснить.

В 2014 году доллар был в средней позиции на 35 рублей, резко вскочил под 95, ЦБ и прочие структуры открыли резерв, пенсионку и налоговые кошельки и загасили доллар на отметке в 65. Сейчас доллар, благодаря тому, что создали искусственный дефицит рубля (на рынок вбросили много ОФЗ, продают их за рубли, рубли переводят в баксы и покупают 3% гособлигации США). Я за последние 10 лет не видел более ручного управления курсом, который как по часам (а оно и есть по часам, московским рабочим часам) растет-падает на нужные величины. Отыгрываясь в пятницу, так как суббота-воскресенье не рабочие дни. К слову, в этот понедельник ждите падения на 40 копеек. А в следующую пятницу - верно, рост на 1 рубль.

Так вот.... 35-65-56... это не трехлетнее падение (падение это ведь чисто независимое явление, когда местная валюта сильна и беззаботна), это трехлетняя коррекция и ручное удержание за наш с вами счет.

Ну, да что вам объяснять. Вы же верите слухам, что дескать сейчас весь капитал российских олигархов с европы выгонят, да из сша погонят... и деньги вольются в Россию.... ага, сейчас, деньги выводятся из россии в бешенном темпе, даже те, кто никогда этого не делал. Консолидируют бюджет укрупнением компании, а денежки уводят. Куда?

Кипр - это не оффшор, а гибкая налоговая система, в общем, там можно платить 5-7% и спокойно намывать денежку.

Китай - реальный рост экономики в отдельных отраслях до 42%. Ему пока все равно до родословной капитала, наоборот, через китай происходит хороший отмыв. Денежка пропущенная через китай с любовью встречается в США.

В России ничего не осталось. К концу марта будет последнее падение доллара, по инерции, в районе 50-54 рублей. Апрель встречаем с 65 рублями в идеальной перспективе, если США не хватанет денег с рынка.

А дальше.... храни нас Бог..., в интересное время мы живем. Грубое, жестокое, но все же интересное. Мы все, я вас уверяю, войдем в мировые учебники истории, лет через 6.

  • Анонимно
    4.03.2018 09:50

    Куплю дуллларов!

  • Анонимно
    4.03.2018 10:32

    Ну что, комментаторы, которые пишут мне тут о том, что не сбылся мой прогноз на февраль - доллар за 65. Дальше будете кричать, что Россия встала с колен, сейчас доллар как упадет до 3-45 рублей? Прогноз не сбылся, потому что кое-какая госструктура уже истеклась рублями и увеличили выпуск ОФЗ, дабы протянуть рубль до выборов.

    А я еще в декабре-январе всех предупреждал, ну купите вы по по 55-56 рублей 500-1000 баксов, карман не обожжет сумма, положите в коробку и забудьте о коробке до апреля.

    А? Что? Комментарий о том, что третий год доллар стабильно падает? Какой доллар? американский? А откуда падает? со 100 рублей? Ну.... как бы вам объяснить.

    В 2014 году доллар был в средней позиции на 35 рублей, резко вскочил под 95, ЦБ и прочие структуры открыли резерв, пенсионку и налоговые кошельки и загасили доллар на отметке в 65. Сейчас доллар, благодаря тому, что создали искусственный дефицит рубля (на рынок вбросили много ОФЗ, продают их за рубли, рубли переводят в баксы и покупают 3% гособлигации США). Я за последние 10 лет не видел более ручного управления курсом, который как по часам (а оно и есть по часам, московским рабочим часам) растет-падает на нужные величины. Отыгрываясь в пятницу, так как суббота-воскресенье не рабочие дни. К слову, в этот понедельник ждите падения на 40 копеек. А в следующую пятницу - верно, рост на 1 рубль.

    Так вот.... 35-65-56... это не трехлетнее падение (падение это ведь чисто независимое явление, когда местная валюта сильна и беззаботна), это трехлетняя коррекция и ручное удержание за наш с вами счет.

    Ну, да что вам объяснять. Вы же верите слухам, что дескать сейчас весь капитал российских олигархов с европы выгонят, да из сша погонят... и деньги вольются в Россию.... ага, сейчас, деньги выводятся из россии в бешенном темпе, даже те, кто никогда этого не делал. Консолидируют бюджет укрупнением компании, а денежки уводят. Куда?

    Кипр - это не оффшор, а гибкая налоговая система, в общем, там можно платить 5-7% и спокойно намывать денежку.

    Китай - реальный рост экономики в отдельных отраслях до 42%. Ему пока все равно до родословной капитала, наоборот, через китай происходит хороший отмыв. Денежка пропущенная через китай с любовью встречается в США.

    В России ничего не осталось. К концу марта будет последнее падение доллара, по инерции, в районе 50-54 рублей. Апрель встречаем с 65 рублями в идеальной перспективе, если США не хватанет денег с рынка.

    А дальше.... храни нас Бог..., в интересное время мы живем. Грубое, жестокое, но все же интересное. Мы все, я вас уверяю, войдем в мировые учебники истории, лет через 6.

    • Анонимно
      4.03.2018 11:18

      Обоснований не хватает вам.
      Во-первых, спрос на доллар должен быть у владельцев рублей.
      Во-вторых, должна упасть цена нефти.
      В-третьих, хотя не так важно, ибо можно решить иными способами, имеет роль дефицит бюджета.

      Я не отрицаю уели в 65, это запросто, причём сам ЦБ или правительство может пойти на эту цель. Не вижу оснований для разговоров про крах.

    • Анонимно
      4.03.2018 13:47

      То что курс регулируется искусственно с этим согласен. Впрочем как и курсы всех валют, включая доллар. Все остальное бред сивой кобылы.

      • Анонимно
        4.03.2018 17:30

        ну, надеюсь, ты-то веришь, что с такой ракетой мы можем позволить себе любой курс доллара?

        • Анонимно
          5.03.2018 00:57

          Не знаю как насчет курса, но по крайней мере прояснилась ситуация с рутением в атмосфере после рассказа про ракету с ядерным реактором на борту.

  • Анонимно
    4.03.2018 10:38

    Станы Латинской Америки итак "в штопоте". Инфляция три-четыре нуля и шансов справиться никаких.

    Для России при нынешних ценах на нефть однозначно дефолт.Последний фонд-кубышка в этом году закончится заткнув дыру в бюджете и пфр рф и всё валютной ликвидности конец. Даже Китайцы не хотят покупать Роснефть так как скорее всего знают чуть больше чем говорят.они же крупнейщие держатели долга США. Видимо им объяснили что за 9млрд $ можно будет купить гораздо больший кусок Роснефти через какое то время чем сегодня вот и отложили сделку.

    • Анонимно
      4.03.2018 11:20

      У вас слишком упрощённое представление. 10млрд.долл. меньше ежедневного объёма торгов на "Московской Бирже", сама по себе сумма на впечатляющая.

      • Анонимно
        4.03.2018 11:40

        Да, уж. На той бирже друг другу одни и те же акции постоянно перепродают. Тут можно и 100 млрд. оборота накрутить. А вы знаете сколько стоит весь Газпром на рынке? Или та же Роснефть? Так вот. Газпром ниже 60 млрд. долларов, а Роснефть примерно столько же. Так вот половина пакета этих компаний можно купить за 30 млрд. долларов, а если подождать немного то и за 20, а может и за 10. Так что все верно. Китайцам сегодня уже эти активы не очень и нужны. Так как та же Роснефть остается кинутой по многим будущим проектам освоения нефтяных залежей.

        Б.

        • Анонимно
          4.03.2018 11:59

          Какой смысл им продавать друг другу? 10млрд.долл. это только рынок USD/RUB. Вы хоть понимаете, что это просто не выгодно продавать его туда-сюда. Вы на одних колебаниях проиграете, цена движется там каждую секунду.

          Я уж молчу, что "Московская Биржа" проверяется многими международными организациями, это вам не катран какой-то. За чистотой сделок серьёзно следят.

          Самое главное, найдите данные про моменты паник на валютном рынке. Там ЦБ по 25млрд.долл. кидал в рынок, чтобы удерживать рубль. Разговор о 9млрд. просто смешон.

          Я вам говорю, главное — спрос на валюту, больше ничего не важно. А финансировать госкомпании смогут иными способами. "Сбер" купит облигации у "Роснефти", та у них доллары, Греф у Эльвиры получит валютное РЕПО под облигации эти.

        • Анонимно
          4.03.2018 13:51

          Чтобы определить стоимость компании работают сотни специалистов, которые учитывают тысячи факторов. А вы нам тут так просто и на пальцах объяснили стоимость таких компаний как Газпром, Роснефть. И самое главное, вы знаете динамику курса акций этих компаний. Оставьте свои координаты, я возьму вас на работу. Зарплатой останетесь довольны.

  • Анонимно
    4.03.2018 11:11

    Статья немного устарела. И по сути даже не о чем. Новостью, которая опустила все мировые биржевые индексы, стало введение новых таможенных пошлин на ввоз стали и стального проката в США. Трамп тем самым начал торговую войну. Первыми на эту новость откликнулась Европа. Сразу заговорили о введение дополнительных ограничительных мер для импорта американских товаров, в первую очередь авто. На что Трамп моментально ответил, что введет большие таможенные сборы на европейские автомобили. И далее заявил, что он пересмотрит всю торговлю, так как в течение многих десятилетий США торговала себе в убыток, и при этом образовывался огромный торговый дефицит. Больше не будет никаких торговых преференций со стороны США ни для кого, никакой экономической помощи без выгоды для США. Китай пока скупо отреагировал, но он и Россия и есть основные поставщики стали и проката в США. Это в основном удар по ним.

    Такие пошлины по мысли Трампа позволят возродить сталелитейную промышленность США, увеличить число рабочих мест, поднять экономику, обеспечить приток денег в промышленное производство. И он прав. Акции многих сталелитейных компаний по всему миру пошли вниз. А за ними, правда, и акции машиностроительных компаний и в самих США. Они были завязаны на поставки стали из-за рубежа. В общем начались сильнейшие пертурбации на мировых рынках.

    Б.

    • Анонимно
      4.03.2018 11:41

      Я вас умоляю! Роль торговли не так велика, на бирже деньги вовсе не пресловутых промышленников.

      В статье всё верно сказано, что деньги ищут лучшую доходность. Видите ли, посмотри на себя, как на уменьшенную копию экономики. Вот у вас есть доход, дальше есть обязательные расходы, потом ваше индивидуальное распределение потребление/инвестиции/сбережение.

      Вот сбережения и инвестиции имеют колоссальную роль для рынка, а не потребление. Там огромная денежная масса, не сопоставимая с потреблением.

      Рынку наплевать на какие-то локальные войны, даже весьма жёсткие, посмотрите хоть на санкции в отношении России. А вот до полноценной войны торговой, валютной, санкционной очень далеко. Все понимают тяжесть последствий.

      В общем это движение капитала, и ничего тут больше нет.

      • Анонимно
        4.03.2018 12:01

        Не надо меня умолять, мы не в Одессе. Вы пишите тривиальные вещи про то, что деньги ищут лучшую доходность. Но тут как раз ситуация немного другая. Я отслеживаю за фондовым рынком и вижу, что акции от роста перешли в нестабильное состояние, когда происходит сброс акций и переход в кэш. Да, вначале резкое падение фондовых индексов и высокую волатильность на рынке спровоцировал рост учетной ставки ФРС, затем началось постепенный рост, но вот опять падение. Падение то существенное. И это уже начало той торговой войны, о котором постоянно упоминал Трамп.

        Б.

        • Анонимно
          4.03.2018 12:24

          Поскольку это деньги инвесторов, то для них вообще мало имеет значение такого ничтожного рынка, как рынок стали. Это мизер.

          Вы считаете, что это подорвало доверие к США и их фондовому рынку? Тогда сабпрайм-кризис должен был похоронить их.

          Деньгам попросту некуда идти, альтернативы США нет, особенно по объёму рынка.

          Обычная нервозность рынка, в нынешних условиях весьма нормальная. Успокоятся, сделают переоценку.

          Хотя бы задумайтесь о том, что США и ЕС совместно сдерживают РФ. Ну да, им только осталось начать какую-нибудь войну друг с другом, проблем больше нет.

          • Анонимно
            4.03.2018 14:11

            Вы уж слишком переоцениваете экономику России, чтобы ЕС и США совместно сдерживали РФ. Это, наверное, из анекдота.

            Б.

            • Анонимно
              4.03.2018 15:33

              Всё равно значимый партнёр для Европы.
              Сдерживают ведь не только экономически, противоречий накопилось достаточно много.

              Вообще-то ничего страшного не произошло, США периодически имеют противоречия с Германией, Китаем. Экономические, как и по торговому балансу, так и по курсу валют. Так было всегда.

              П.С. ЕС ввёл же заградительные пошлины на российскую сталь, почему-то никто не кричал о торговой войне. Если условия так складываются, что Россия резко девальвировала свою валюту, то какой ещё выход.

        • Анонимно
          4.03.2018 12:52

          Вы вспомните сделку "Роснефти" в декабре 2014-го.

          Вспомните новый инструмент ЦБ — валютное РЕПО.

          Смысла продавать что-либо нет, тем более по заниженным ценам.

    • Анонимно
      4.03.2018 11:55

      Тоска зеленая. Томас Джеферсон был первый американский протекционист, но хватило ума быстро все отменить. Пьднятие цен на сталь в конечном итлге вереися удорожанием конечной продукции ддя потребителя. А обычные потребители не покупают мало покупают сталь, они покупают готовые изделия из неё. То есть конкурентоспособность американских товаров на внутренем рынке снизится. Нсдо будет закрывать рынок и от товаров и далее по спирали... Уровень инфляции подскочит вобще немеряно. ну и т. д. Поэтому то доу джонс после заявлений Трампа внизу пошел, хотя каа бы должен был вверх. Времена прямолинейных решений, продуманных как у амеб на один шаг давно прошли. Другое дело, что одноклеточным с загорелыми шеями такие решения нравятся, ибо находятся на уровне их понимания. Так что не баксы надо брать, а евро.

      • Анонимно
        4.03.2018 12:54

        Не все так просто. За последние несколько десятилетий, практически с момента развала СССР и доминирования США во многих сферах экономика США перетерпела значительные структурные изменения. Постепенное финансовые институты стали занимать в ней первостепенную роль, оттесняя производственную деятельность. Этому способствовало и то, что США вроде бы победили в долгой гонке за мировое лидерство, и после победы вроде бы имело смысл брать роль некоего регулятора мировых финансовых потоков, добиваясь через финансы сохранения своей роли лидера в мировых делах. Но такое положение очень быстро привело к тому, США начала обрастать некими договоренностями, уступками со стороны США и преференциями для развивающихся рынков. Постепенно многие производства стали переходит туда, где дешевая рабочая сила, где мало заботятся об экологии, где есть поблизости сырье для производства. США оставляла за собой только высокотехнологичные, наукоемкие производства, но вот мощная иммиграция низкоквалифицированной рабочей силы стала вытеснять и те остатки тех американцев, которые все еще были заняты в массовом производстве. Потому США и стоит перед выбором, что дальше делать. Не зря выбрали все же Трампа, хотя на него и идут нападки, но он четко понимает всю проблему, стоящую перед экономикой США. В прошлом году он провел налоговые реформы, снизил налоговое бремя с предпринимателей. Это привело к увеличению рабочих мест, снижению уровня безработицы. Начался рост в реальном секторе экономики. Далее отмена неких преференций в торговле, и даже выход из торговых соглашений. Причина, эти соглашения были сделаны в качестве жеста доброй воли со стороны США, а сейчас они работают против США. США теряет многие сотни миллиардов на этих соглашениях. И вот теперь увеличение ввозных пошлин на сталь и стальной прокат. Да, цены на многие продукции вначале поднимутся, акции этих компаний начали уже падать в предчувствии падения спроса и уменьшения товарооборота. Но тем и отличается реальный капитализм со свободными рыночными отношениями, что все эти тенденции быстро нивелируются, все быстро находит отклик. Там все динамично. Думаю, не пройдет и полугода-года как внутренне производство той же стали быстро сведет все потери к нулю, но повлияет на рост экономики в целом и к созданию рабочих мест. Да и с евро не стоит торопиться. Там проблем немало, а система там становиться не очень гибкой. Европа постепенно бюрократизируется. И проблемы там той же Греции, Италии, Испании да и Франции не исчезли. Скорее они запрятаны под ковром.

        Б.

        • Анонимно
          4.03.2018 15:50

          Некоторые поправки.

          Безработица падала и при Обаме вполне успешно. Весьма спорный вопрос: какие же рабочие места лучше и почему. Над этим масса американских нобелиатов бьётся не первое десятилетие. Как и по вопросу торгового дефицита.

          Но однозначно ясно, что изоляционизм плох, это никакой не рынок, если кто-то получает конкурентное преимущество спорным методом. Это вызывает большое раздражение в США, огромные претензии к Китаю и Германии, это два государства с огромным профицитом в торговле.

          Именно за счёт США и выросла мировая экономика, сгладилось неравенство в доходах и экономическом развитии развивающихся стран. Если этого никто не будет делать, то мир будет развиваться гораздо медленнее, бедность будет большой. И сами США тоже потеряют от этого, хотя будут в гораздо лучшем положении по отношению к другим.

          Ну и отдельная тема. Выравнивание баланса очень сложный момент. Не всё так просто. В идеальной ситуации у всех должен сходиться баланс, но попробуйте представить, что же станет в таком случае с экономиками России, Китая, Германии, которые имеют сильный профицит в торговле. Их насильно ограничивать?

          Ровно тоже самое касается движения капитала. Как регулировать вот? Над этим бьются уже десятки лет. Избыток капитала берётся от профицита в торговле. Что делать с излишком денег?

          • Анонимно
            4.03.2018 16:27

            Со всем что вы написали согласен. Да, вопрос довольно сложный и можно долго обсуждать как выйти из этого положения, а потом так и не прийти к единому мнению. Но вот отличие Трампа от того же Обамы в том и заключается, что Трамп более решителен в своих действиях, более напорист, и четче понимает интересы самих США, чем его предшественник. Обама молодец, смог весь негатив правления Буша-младшего как-то погасить и оставил за собой вполне нормальное состояние экономики США, да и в политике тоже.

            И с тем что избыток капитала берется от профицита в торговле согласен. Да это и очевидно. Кризис 2008 года как раз и произошел из-за накопления излишних денег в профиците торговли нефти, которые в основном и были вложены в необеспеченные ипотечные кредиты и в банковские вторичные бумаги США. Теперь же лишние деньги накапливаются в акциях предприятий. Если вы посмотрите годовые, квартальные финансовые отчетности ведущих компаний в Германии, в США, Франции и т.д., то можно заметить, что цена многих акций превышена раза в два или даже в три. Вот туда и идут все излишки денег сегодня. Но это тоже не нормально. Пузырь может и тут лопнуть и будет не очень хорошо. Потому так нервно фондовый рынок сегодня реагирует на все эти сообщения.

            Б.

            • Анонимно
              4.03.2018 17:17

              Не только нефть. Китай и германия имеют просто бешеные профициты в торговле. Всё это в сумме набирается.

              Возьмём такой пример, поразительный, гляньте дефицит торговли стран Африки. По сути Китай их спонсор. Чем забирать будет?

              Россия тоже имеет перекосы во внешней торговле, это с бывшими странами СССР и ещё кое-кто. Мы списываем им.

              Проблема очень тяжело лечится. Тогда нам некуда станет продавать. Все пострадают, бедные особенно сильно. Развитие мира страшно затормозится.

              Тема пузырей сложная. Многие нервничают по этому поводу. Но опять же, куда вкладывать? Забрать оттуда и надуть в другом месте? Да подходящих мест нет особо, особенно с учётом объёма денежной массы. Нет такого рынка, готового принять эту лавину, заместо США. Товарные рынки тоже не выход.

              Изоляционизм США очень опасен. Мир столкнётся с большими трудностями.

              Будем надеяться, что это небольшая встряска. В Китае вон хуже было, рынок сильно упал, ЦБ аж 0,5трлн.долл. вынужден был выделить на решение проблемы. Всё закончилось благополучно.

        • Анонимно
          4.03.2018 16:02

          Смотрите проще, дисбалансы всегда есть в экономике. В экономике России их вон сколько, доноров кот наплакал, где-то вообще экономики практически нет. Даже нет равномерности в Татарстане, если на то пошло.

          Это же не физика сообщающихся сосудов. Неравенство по определению есть в таких системах. Для примера на климат посмотрите и много где так.

          Задача найти оптимальное равновесие. Конечно будут шоки, кто-то будет иметь меньше, чем при другом раскладе. Но ищут всегда оптимальный баланс, чтобы везде был рост. Поэтому образуются дефициты и так далее.

    • Анонимно
      4.03.2018 13:26

      Матчасть -- импорт стали в США по источникам:
      Канада - 16%
      Бразилия - 13%
      Корея - 10%
      РФ и Мексика по 9%

      • Анонимно
        4.03.2018 14:20

        На первом месте по импорту стали в США все же стоит Южная Корея, затем Турция, Япония и Германия. Россия тоже нарастила свой экспорт в США. Но тут есть еще одна хитрая особенность. Наш миллиардер скупил сталелитейные предприятия в США, стал оттуда переводить высокотехнологичное производство сюда в Россию и закрывать там все эти предприятия.

        Б.

  • Анонимно
    4.03.2018 11:40

    Америке наконец то повезло.Вместо болтунов юристов-экономистов к рулю пришёл реальный бизнесмен который знает как реально зарабатывать деньги и очень жаль что ему не дают полноценно работать всякими расследованиями и возраст ему не даст разверуться сполна.Только на той неделе он сказал что америка за бугром на 800 лярдов покупает продукции которую можно делать у себя дома.И он добъётся что производства начнут вертаться в Америку.И на этом закончиться китайское чудо и начнут китайцы сосать лапу.Ну а как результат упадут цены на энергоносители и тут мы начнём сосать лапу.

  • Анонимно
    4.03.2018 11:42

    Виноградову как всегда респект за серьёзный экономический разбор.

  • Анонимно
    4.03.2018 12:38

    Не один из коментариев не говорит вкладывайтесь в рубль.всем валютам и странам жить осталось чуть-чуть и тд. Это радует...точнее радует то что аудитория БО нне все ура пропагандисты

  • Анонимно
    4.03.2018 12:47

    Технический анализ Восстановление курса доллара выше 56.50 (уровни, которые предшествовали решению S&P о повышении рейтинга РФ 23.02), а также рост выше сопротивления 56.80 (максимумы прошлой недели) - сигнал к тому, что повышательные риски вновь превалируют в USDRUB. До заседания ФРС 21.03 торги в USDRUB могут преобладать в диапазоне 56-58.50. Уровни сопротивления – 58.50, 59 59.30/40, 60.80-61, 62-62.5, 63.5 65, 66-66.5, 67-67.50, 69-69.50. Уровни поддержки – 56.50, 56, 55.60, 55, 54.

    Материал взят с http://forex-bcs.ru/analytics/reviews/k.bochkarev/1488/ (БКС Форекс)

    Позиции (март) Формально уровни 60-61 продолжают претендовать на рабочую цель в USDRUB в 1п2018. Рост курса доллара в марте может быть ограничен сопротивлением 58.50.

  • Анонимно
    4.03.2018 16:40

    Какие здесь все умные. А мне, бедному татарину с пенсией 15 тр, куда полаться

    • Анонимно
      4.03.2018 19:11

      Пенсия 15 тыс/мес - богатенький!
      Продай квартиру и живи на проценты.
      Аренда нынче дешевая.

    • Анонимно
      4.03.2018 19:15

      Возьми немножко народного достояния то есть Газпрома или Татнефти кусочек.

  • Анонимно
    4.03.2018 20:46

    Вот прочитал статью, комментарии, очень интересно хотя и не все понятно.
    Комментируете тут какие то курсы, балансы, проценты. И читая вас , я
    понимаю что вы понимаете все то,что тут комментируете. Постарайтесь объяснить
    когда уже из нашей страны убежит этот пушистый зверек. Когда же он закончится.
    Умные люди есть, в экономике понимаете ну соберитесь, настройте, примените свои мозги, умения, навыки.
    Разверните финансовый поток в нашу сторону. Работать мы умеем. Качественно, экономично,
    эффективно. В этом месяце не смог за квартиру денег заработать, заказов вообще нет. Глухо.
    И у заказчиков и коллег одни и те же проблемы. Чаще стал к подъезду выходить - поболтать, и
    заметил , что таких как я все больше и больше. - Я сегодня за ипотеку не заплатил- Ха-Ха-Ха - И я тоже-
    А я кредит ваще уже три месяца не плачу - Ха-ха-ха.
    Примерно такие разговоры каждый день!!!. Но чуствуется сквозь смех суровые нотки прослеживаются.
    Что то здесь не так, как то так чтоли мы работаем. Ну ведь есть же у нас умные, высокооплачиваемые,
    квалифицированые - экономисты, аналитики, политики. Все все знают, говорят по тв, комментируют как надо поступить
    и куда не надо вкладывать. Поступайте ребята, вкладывайте, договаривайтесь. Вам надо помочь? - зовите мы поможем.
    Мы те кто у подъезда стоит тоже ведь о чем то говорим, и тоже немного в экономиках понимаем. Рассуждаем что бы сделали
    и как бы мы вложили. Но чуствуется что мозгов не хватает. Вас ребята нехватает, с вашими мозгами. Так что подключайтесь.
    А то возле подъезда все больше и больше народу собирается. Я столяр, он-ипешник, строитель, слесарь. Пока прикалываются да хохочут. Вас ждут, когда вы в работу
    включитесь, без вас мы не справимся. Так что если вы решили работу свою прогулять,
    вы это ребята, вы потом этой толпе на глаза то не попадайтесь.

    • Анонимно
      4.03.2018 22:23

      Пушистый северный зверёк в России ещё не появился.первые признаки появления зверька это задержка в выдачи пенсий.

      Если заёмщик не обслуживает кредит то процесс там везде одинаковый: 90 суток нет платежей и далее разрыв договора,кредитор штрафами и пенями существенно наращивает сумму долга и далее отъём имущества и поверьте банк свои деньги всегда получит.пусть не сразу но кинуть банк может только чиновник крупный и силовик с остальных получат 100% суммы необходимой банку.

      • Анонимно
        5.03.2018 09:43

        При чем тут банк, и далее отъем. Что бы что то отнять, надо что бы это что то было. А что бы это было - это надо заработать, для этого надо чтоб у народа -населения были деньги. А для того чтоб были деньги - надо чтоб финансисты и аналитики работали. Тогда отнимать ничего не надо будет - сами принесут.
        Пенсии задержат не от нехватки денег - от жадности, кое кого.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen