Культура 
8.03.2018

«Нельзя сказать, что только татарским читательницам нравятся женские романы»

Ркаил Зайдулла о феномене Зифы Кадыровой, отличиях татарской дамской прозы от русской и мужчина-писателях, берущих женские псевдонимы

«Видел, как некоторые мужчины в зале тайком утирали слезы», — вспоминает драматург, лауреат Тукаевской премии Ркаил Зайдулла спектакль по одному из произведений Зифы Кадыровой, над инсценировкой которого он работал. В материале к 8 Марта Зайдулла объясняет читателям «БИЗНЕС Online», почему женщина-читатель выбирает женщину-писателя и на кого из литераторов, представителей прекрасного пола, в Татарстане стоит обратить пристальное внимание.

Ркаил Зайдулла: «Большинство читателей книг — женщины. Они собственные потребности, чувства и душевные переживания могут изобразить лучше, чем писатели-мужчины» Ркаил Зайдулла: «Большинство читателей книг — женщины. Они собственные потребности, чувства и душевные переживания могут изобразить лучше, чем писатели-мужчины»

«СЕЙЧАС НАИБОЛЕЕ ЧИТАЕМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАПИСАНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦАМИ ПРЕКРАСНОГО ПОЛА»

Сейчас у нас во всех отраслях женщины выходят на передний план — наверное, это связано с влиянием западной цивилизации. Татары здесь не могут быть исключением. Поэтому я, как человек, немного знающий литературу, хочу заметить, что сейчас наиболее читаемые произведения написаны представительницами прекрасного пола. И это естественно, ведь большинство читателей книг — женщины. Они собственные потребности, чувства и душевные переживания могут изобразить лучше, чем писатели-мужчины. Кстати, встречаясь с читателями, я пришел к такому выводу: чем печальнее, чудовищнее и трагичнее судьба героинь, тем популярнее произведение. Большинство читательниц не слишком удовлетворены своей жизнью, поэтому, когда они читают такое произведение, начинают задумываться: а ведь есть люди, судьба которых хуже моей, я-то живу сравнительно счастливее их! Это поднимает настроение.

Женская и мужская литература имеют значительные отличия, в этом нет ничего удивительного, ведь, например, чемпионаты по шахматах также проводят отдельно — мужской и женский. Это все неспроста, тут имеется своя логика. Очевидно, что у представителей разных полов есть свои приоритеты. Например, женской литературе свойственна сентиментальность, простота композиции... Я, конечно, веду речь идет о качественной литературе, хотя по большому счету про женскую литературу можно сказать, что она, как бы это правильно выразиться, одинакова. Пусть на меня никто не обижается, но примерно все находятся на одном уровне. А ведь среди писателей-мужчин есть выдающиеся авторы, а есть пустячные. Писательницам же свойственна одинаковость — и по мастерству написания, и по философии, и по содержанию книги находятся примерно на равных позициях. Видимо, это не случайно, в жизни ведь также — если женщина крепко стоит на ногах, то и жизнь семьи будет стабильна.

«Зифа Кадырова — человек, который ни на кого не надеется, все взяла в свои руки — сама пишет, сама издает, сама продает» «Зифа Кадырова — человек, который ни на кого не надеется, — все взяла в свои руки: сама пишет, сама издает, сама продает»

«ЭТО ШТАМП, НО ТАКОЙ СПОСОБ ПРОВЕРЕН ВЕКАМИ И НИКОГДА НЕ ПОДВОДИЛ ПИСАТЕЛЯ»

Встает такой вопрос: интересно ли женщинам читать книги, написанные мужчинами, и, наоборот, привлекают ли женские романы сильный пол? Все зависит от интеллекта. Говорят, что сейчас самый читаемый автор в Татарстане — это Зифа Кадырова, хотя я не могу сказать, кто проводил такой опрос и как высчитывали. Но Кадырова — человек, который ни на кого не надеется, — все взяла в свои руки: сама пишет, сама издает, сама продает. На Западе, кстати, такая система тоже присутствует. Ей это весьма хорошо удается, она со знанием дела выполняет свою работу. Большинство ее читателей, конечно, женщины, но есть и мужчины — они с удовольствием читают написанные Кадыровой книги, в то же время не говорят об этом во всеуслышание.

Я делал инсценировку одного из произведений Кадыровой, которая шла с большими аншлагами, и видел, как некоторые мужчины в зале тайком утирали слезы, а это значит, что произведение дошло и до их сердца. Все потому, что композиции простая, а герои попадают в досадное положение, но в конце преодолевают трудности и решают все проблемы. Естественно, это штамп, но такой способ проверен веками и никогда не подводил писателя. Для простого читателя в самый раз. Это коренной лейтмотив женской литературы. И нельзя сказать, что только татарским читательницам нравятся книги с незамысловатым сюжетом, так называемые женские романы, во всем мире так. Пара книг Кадыровой была переведена на русский язык и тоже получила бешеную популярность, их читали взахлеб.

Что касается самой Кадыровой, то она не получила никакого специального образования, про нее говорят: «Пишет сердцем». Мне кажется, что она пришла к сочинению сюжетной линии интуитивно сама. Она знает, чего ждут от нее, пишет то, что ей нравится, а это, в свою очередь, нравится читательницам. Это не произведения глубокого философского содержания, но именно такой вид литературы был во все времена востребован. Есть Мадина Маликова — она тоже идет по этому пути, но Маликова также признана и как профессиональный писатель, как автор серьезных произведений. Мужчин-литераторов в республике, которые так же успешно издают и реализовывают свои книги, не так много. Но ведь главное дело писателя — писать. За границей, например, у литераторов есть свои агенты, а у нас немного по-другому.

«Кадырова не получила никакого специального образования, про нее говорят «пишет сердцем» «Кадырова не получила никакого специального образования, про нее говорят: «Пишет сердцем»

«НАШИМ ПИСАТЕЛЬНИЦАМ СВОЙСТВЕННА СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ»

Интересных и ярких авторов-женщин сейчас в татарской литературе достаточно много. В последние годы, например, большую популярность стала набирать Айгуль Ахметгалиева, пишут Рифа Рахман, Халиса Ширман и другие. Айгуль свойственна также и интеллектуальность, недавно она написала роман про актрису Сахипжамал Гиззатуллину-Волжскую, а одно произведение получило в Турции премию. Ахметгалиева живет в Набережных Челнах, пишет пьесы, киносценарии, очень старательная и талантливая женщина.

Я думаю, что одно из главных отличий русской и татарской женской литературы состоит в том, что нашим писательницам свойственна сентиментальность. В русской женской литературе преобладают еврейки по национальности, их стиль ближе к мужской прозе — это Людмила Улицкая, Дина Рубина... У них и юмор мужской, близкая к психологии мужского пола композиция. Нашим же писательницам ничего не остается делать, как писать для женщин — это основная аудитория, процентов 80, наверное. И так происходит во всем мире.

Но у татар есть одна особенность: большинство наших интеллектуалов, к сожалению, предпочитают русскую литературу. Читателя русской прозы ведь нельзя назвать этническим, мы ведь тоже читаем по-русски, поэтому тяжело оценить его политические взгляды, предпочтения. В русской литературе, кстати, сейчас самые популярные авторы — представительницы прекрасного пола: Александра Маринина, Дарья Донцова. Большинство глянцевых книг вышло из-под их пера. Но это не интеллектуальная литература, а ширпотреб.

Есть и мужчины, которые пишут для женщин, в их стиле. Я знаю, что некоторые даже берут женский псевдоним для привлечения большего внимания к своему произведению со стороны читательниц, для которых пол автора играет немаловажную роль. Вероятность того, что женщина-читатель купит книгу женщины-писателя, намного выше. В книжном бизнесе об этом знают. Хорошо или плохо, что литература разделяется по гендерному классу? Так, наверное, и должно быть, раз Господь нас создал разными.

Ркаил Зайдулла

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.03.2018 14:19

«- Как ананасы в оранжереях, - сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки.
- Совершенно верно, - согласился со своим неразлучным спутником Коровьев, - и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будующий автор "Дон Кихота", или "Фауста", или, черт меня побери, "Мертвых душ"! А?
- Страшно подумать, - подтвердил Бегемот.
- Да, - продолжал Коровьев, - удивительных вещей можно ожидать в парниках этого дома, объединившего под своею кровлей несколько тысяч подвижников, решивших отдать беззаветно свою жизнь на служение Мельпомене, Полигимнии и Талии. Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике "Ревизора" или, на самый худой конец, "Евгения Онегина"!
- И очень просто, - опять-таки подтвердил Бегемот.
- Да, - продолжал Коровьев и озабоченно поднял палец, - но! Но, говорю я и повторяю это - но! Если на эти нежные тепличные растения не нападет какой-нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют! А это бывает с ананасами!».

Вот где гениальный автор! Михаил Афанасьевич даже вашу чугунную ограду от читателей предсказал!

  • Анонимно
    8.03.2018 09:10

    Вопрос:кто должен получать премию имени Габдуллы Тукая? Всегда много странных кандидатов. А некоторые давно заслуженные не получают...

    • Анонимно
      8.03.2018 10:27

      Согласен, для таких популярных писак и артистов давно пора отдельную премию учреждать, например "премия президента РТ" ... а серьезное творчество и достойные люди должны получать свои достойные премии. Каков уровень - таковы и лауреаты

      • Анонимно
        8.03.2018 12:20

        Читая реплики таких диванных экспертов, не несущих ничего, кроме негатива, всегда думаешь - "А судьи кто?"))))

        • Анонимно
          8.03.2018 12:34

          Судьи? Гениальные литераторы типа авторов книг о бандитах)))

          • Анонимно
            8.03.2018 13:19

            Знаю обоих авторов «Бандитской Казани» лично. Один даже с 8 марта поздравил смутна;-) Они на литературную гениальность не претендуют. Просто 2 талантливых мужчин создали успешный проект, без какого-либо использования бюджетных денег. А вам слабо?

        • Анонимно
          8.03.2018 12:38

          Вы видимо правды от негатива отличить не а силах. Или других слов в обиходе не имеется??

        • Анонимно
          8.03.2018 12:49

          "Судья" один - читатели.
          Читатели "голосуют" деньгами - покупая книги того или иного писателя.
          Мало что "писатель" сам думает о себе - главное, что думают читатели о его книгах.

        • Анонимно
          8.03.2018 22:17

          Судьи - читатели, так всегда было и будет. Вас что-то не устраивает?

    • Анонимно
      8.03.2018 22:16

      Да, Р.Зайдулла далеко не не Белинский: ни толкового анализа, ни глубокой мысли. Рецензия на уровне профильного класса средней школы . С Марией Арбатовой рядом не стояло

      • Анонимно
        9.03.2018 04:45

        Да он вообще большой СПЛЕТНИК.....Не знаю по каким правилам вообще выбираются будущие ЛАУРЕАТЫ ТУКАЕВСКОЙ ПРЕМИИ......Мною замечено что стоит какому ПОЭТУ или ПИСАТЕЛЮ....выпустить новую книгу-то и сразу они выставляются на соискания премия.Лично считаю и СУДЬИ должны быть не из Татарстана\вить на спортивных состязаний судят не свои-не хозяева\И вообще ГЛАВНЫМ РЕФЕРИ должен вообще нейтральным-при всем уважение к Президенту Татарстана Минниханову РН-не он должен\СУДИТ\а все же АВТОРИТЕТНОЕ ЛИЦО.....и то что в свое время Салават стал Лауреатом престижной премии и об многом и говорит-.он близкий друг как МРН так ШМШ......а это не о чем не говорит-знаю что в настоящее время популярен КАГИРОВ-ХАЙРЕТДИНОВА-.....и поэтому когда появляются одаренные их попросту и не замечают и действуют по правилам-мы были сами такие-вот и как мы жди своего ЧАСА.....

        • Анонимно
          11.03.2018 13:21

          А как Р. Зайдулла отвоевывал премию себе! Не постеснялся на Запад за помощью обратиться

  • Анонимно
    8.03.2018 09:20

    Интересно.

  • Анонимно
    8.03.2018 09:59

    У Ркаил Зайдуллы тоже как у Кадыровой женские романы. Прочитал и забыл.

  • Анонимно
    8.03.2018 10:28

    Странно,Зайдулла опустился к оценке макулатурных книг Кадыровой.Насколько опуститили татарскую литературу.Могу сравнить с конфискатом с рынка дежевых однодневных товаров.
    30 лет преподовала русскую литературу в школе.Анализ произведении слушала у великих ученых профессоров.
    У этого автора не этики не эстетики,базарная речь..Во всех ее опусах бедная забитая женщина"это 21 веке"!

    • Анонимно
      8.03.2018 21:47

      Господи, как же вы с такой грамотешкой 30 лет преподавали РУССКУЮ литературу?!

  • Анонимно
    8.03.2018 11:56

    Уважаемая редакция БО!
    Составьте рейтинг продаваемых книг местных авторов, а не тех массолитчиков, что за счёт бюджета печатаются. Вот это и будет показатель востребованности народом, а не юбилейные издания с лошадкой на обложке. Навскидку, туда попадёт «Зулейха открывает глаза», «Бандитские Казань и Татарстан», «Тайна стоит жизни». Эти замшелые бородачи в папахах и косоворотках даже внешне прошлый век, отстали от жизни навсегда. Между ними и живыми книгами такая же разница, как между БО и подписными газетами «Сельская новь»

    • Анонимно
      8.03.2018 13:57

      Правильно и метко написано, в глаз))

    • Анонимно
      9.03.2018 09:01

      "Белые Цветы". Очень хорош "Откуда ты, Жан?".

    • Анонимно
      9.03.2018 09:45

      Недавно же писали в комментариях - оказывается Корчагин и Софья Радзиевская наши, местные.
      Вот это и есть ПИСАТЕЛИ. Остальное так, шлак.

      • Анонимно
        9.03.2018 14:18

        Прости друг-как ТЫ посмел так открыто сказать-здесь только признают ПОЭТОВ и ПИСАТЕЛЕЙ с татарскими именами...а лично не помню когда и в какие годы хоть один представитель\РУССКИХ\стал лауреатом престижной премии -ТУКАЯ-в марте-ГРОЗА пройдет от такого новшества....по тише пожалуйста не буди природу раньше времени

  • Анонимно
    8.03.2018 11:56

    Зифа Кадирова молодец!

  • Анонимно
    8.03.2018 12:36

    К сведению читателей: Зифа Кадырова по специальности и образованию штукатур-маляр. Кто другие о ком говорит Ркаиль Зайдуллин я не в курсе

  • Анонимно
    8.03.2018 13:02

    Вот и читают ее коллеги штукатуры!

  • Анонимно
    8.03.2018 13:05

    Несмотря на то что сегодня 8 марта скажу: все эти ваши Донцовы, Яхины и Кадыровы - не больше чем дешёвый ширпотреб, где излитая на бумаге женская эгоцентричность перекликается с духовными пустотами таких же пустых читателей. С праздником дорогие нам женщины!!!

    • Анонимно
      8.03.2018 22:20

      13.05. Насчет Яхиной не соглашусь. Книга великолепна. Рассудит время

  • Анонимно
    8.03.2018 13:14

    Я бы согласился, но где ж нетленные шедевры, рождённые в особняке Союза писателей РТ на улице Муштари? Пока этот дворец гораздо краше тех, кто внутри...

    • Анонимно
      8.03.2018 13:34

      а вы знаете язык, на котором пишут наши писатели? или вы их произведения через гугл-переводчик читаете?

      • Анонимно
        8.03.2018 22:21

        То-то и беда, что их не читают ни на русском, ни на татарском. Пишут друг для друга

  • Анонимно
    8.03.2018 13:56

    Горе-критики. Авторов не читают, эстрадных исполнителей не слушают, газет разумеется не выписывают, а при слове культура рука к портупее сама тянется. Какой культурный кругозор, такие и реплики, с душком агрессии и невоспитанности. Неинтересно вас читать, одни шаблоны в головах и лексикон как у типичных советских пенсионерок из времен товарного дефицита и единства партии и народа.

    • Анонимно
      8.03.2018 22:23

      Между прочим, советские пенсинерки - самые активные читательницы. Зря Вы так высокомерно о них отзываетесь. Или это месть за то, что Вас, родимого, они не знают и знать не хотят?

  • Анонимно
    8.03.2018 14:03

    Я считаю, что татарская поэзия очень высокого уровня! Мирового уровня! Но мы мало знаем об этом, так как мало пропагандируют истинно высоких поэтов. Сам с шедеврами татарской поэзии знакомлюсь через песни.
    Когда услышал песню на слова Ильдара Юзеева "Хуш инде...", то был потрясен. Также потрясен песнями Зульфата Хакима.
    Хотелось бы, чтобы кто-то из признанных поэтов вел антологию татарской поэзии ( по примеру антологии поэзии, которую провел Евгений Евтушенко). Чтобы и Ркаил Зайдулла опубликовал свой шедевр и потряс нас.

  • Анонимно
    8.03.2018 14:09

    Гениальный текст переведут на все языки мира. Только не выходит Каменный Цветок, Данила-мастер, не выходит!!!

    • Анонимно
      8.03.2018 15:17

      Вы удивитесь, но в Аргентине мало кто знает Пушкина, а в Индонезии мало кто читал Гёте... Все рекорды по читаемости побиты "Гарри Поттером", "Властелином колец" и "Маленьким принцем". Их авторы, уверяю вас, - не русские, не евреи и не татары.

    • Анонимно
      8.03.2018 15:38

      А че же “Бандитскую Казань” на японский язык не переводят? Нас тут ее авторы уверяют в огромном спросе)) Эту книгу погоны да пацаны читают. И эта книга не есть литература. Через 20 лет про нее только в Музее МВД РТ будут знать.

      • Анонимно
        8.03.2018 16:18

        Думаю, что авторам успешного бандитского эпоса глубоко все равно на вас. Андрей сто пудов на зимней рыбалке, БМВ вроде в отпуске и может даже не в России. Их книги безусловно останутся в истории Татарстана, как правдивое описание криминального мира. Аудитория их шире, чем ваш кругозор, а народ ждёт четвёртую книгу «Бандитский Татарстан-2» с нетерпением

  • Анонимно
    8.03.2018 14:19

    «- Как ананасы в оранжереях, - сказал Бегемот и, чтобы получше полюбоваться на кремовый дом с колоннами, влез на бетонное основание чугунной решетки.
    - Совершенно верно, - согласился со своим неразлучным спутником Коровьев, - и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будующий автор "Дон Кихота", или "Фауста", или, черт меня побери, "Мертвых душ"! А?
    - Страшно подумать, - подтвердил Бегемот.
    - Да, - продолжал Коровьев, - удивительных вещей можно ожидать в парниках этого дома, объединившего под своею кровлей несколько тысяч подвижников, решивших отдать беззаветно свою жизнь на служение Мельпомене, Полигимнии и Талии. Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике "Ревизора" или, на самый худой конец, "Евгения Онегина"!
    - И очень просто, - опять-таки подтвердил Бегемот.
    - Да, - продолжал Коровьев и озабоченно поднял палец, - но! Но, говорю я и повторяю это - но! Если на эти нежные тепличные растения не нападет какой-нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют! А это бывает с ананасами!».

    Вот где гениальный автор! Михаил Афанасьевич даже вашу чугунную ограду от читателей предсказал!

  • Анонимно
    8.03.2018 14:55

    Вы просто не знаете, у Булгакова тоже татарские корни. Ул булгак!

    • Анонимно
      8.03.2018 15:33

      Булгаковы - потомки Мамая (он не Чингизид), правившего в Золотой Орде от имени татарских ханов. Предки Булгакова приняли христианство в 15 веке.

      • Анонимно
        9.03.2018 00:56


        С 15 века до 20 века - 500 лет так-то)) Это 25 поколений поменялось.
        Если в человеке от каждого из родителей 1/2, от деда 1/4, прадеда 1/8, от пра-прадеда 1/16, и т.д.
        От предка 25 поколений назад жившего (хоть святой он, хоть Мамай - любая из версий недоказуема) - по формуле прогрессии нетрудно посчитать - 1/16000000.
        Одна шестнадцатимиллионная частица представляете среди 15 999 999 других..
        Поэтому ссылаться на такие дальние истоки - глуповато смотритесь))
        Вот кем родители-бабушки-дедушки были, друзья, няни, учителя - это всегда важно, это и формирует человека.

  • Анонимно
    8.03.2018 15:56

    Спасибо Кадыровой, что такие книги пишет! Кому не нравится пусть сам попробует написать лучше. Время Толстого и Чехова ушло безвозвратно. Посмотрите какие фильмы: Криминал и жизнь далеко не бедных или простых россиян.

    • Анонимно
      9.03.2018 01:11

      Если кому-то Кадырова нравится, то и пусть будет, все должно быть, что кому-то нравится.

      Но насчет Чехова вы ошибаетесь.. Пока есть люди со своими переживаниями, пока есть государство-чиновники с их косяками, творчество его читать не перечитать.. ОБОЖАЮ и дочь старшую заразила)

      Не зря ставят и в школьную программу, и экранизации делают современные Толстого, Чехова и др. не только у нас, а на всех континентах.

  • Анонимно
    8.03.2018 17:15

    Да у нас неправильно дают ТУКАЕВСКИЕ ПРЕМИЯ..почему художникам -скульптором-артистам-коллекционерам.......Тукай все же был ВЕЛИКИМ ПОЭТОМ.....и не имел другим творческим занятиям никого отношения.......так у ТЕАТРАЛОВ своих премий достаточно-это и ТАНТАНА-это и Золотая маска.....премия в честь Сиразина ...и тд и пора бы все же такую премию в честь ТУКАЯ-не засорять......и выдавать самым-самым ДОСТОИНЫМ ......и делать должна это все комиссия авторитетная и в нее должны включаться и Лауреаты Тукая разных лет-как не они должны- кто и более достоин им стать-считаю и возглавлять ее просто обязан Герой ТРУДА Шаймиев МШ-тот все же менее.занят и более мудрее.Мне вовсе не понятно-как такой как- АХАТ ГАФФАР ее до сих пор не имеет-смешно-в том году его попросту прокатили..Певцу..САЛАВАТУ дали-а что он что-то выдающие спел или сочинил-а вот\АГ\ хорошему литературу нет-вызывает улыбку.Такая же чехарда и везде и званий и др премий....и пора этому положить конец.И давать самым-самым-чтобы ими могли ГОРДИТЬСЯ МОЛОДЕЖЬ и РАВНЯТЬСЯ на них

    • Анонимно
      8.03.2018 21:18

      у Салавата же вроде уже две Тукаевские премии??

      • Анонимно
        9.03.2018 04:52

        Я не удивлюсь если ему СТО раз дадут-ВИТЬ СУДЬИ -то свои люди....и сейчас в основном ценятся кто ближе подхалимние......

  • Анонимно
    8.03.2018 21:20

    Поп-писатели, поп-артисты, поп-деятели им не место среди лауреатов общенациональной премии

  • Анонимно
    8.03.2018 22:16

    Тут в одну корзину свалил кто-то Донцову, Кадырову и... Яхину! Ну, дорогие читатели, вы уж разбирайтесь немного, а потом пишите.

    Яхина - это уровень настоящей литературы, не путайте с макулатурой.

    • Анонимно
      8.03.2018 22:54

      22:16. Мы немного разобрались и глубже уже не желаем. Пусть уж лучше в той литературной корзине эта ваша настоящая макалатура и остается. Кому надо пусть себе достает и упивается

      • Анонимно
        11.03.2018 13:24

        Зависть -плохое качество. Завидуете славе Яхиной и ее популярности? Так так решил читатель, и это и есть настоящая премия

  • Анонимно
    8.03.2018 23:00

    Яхина=это уровень русской литературы, но не татарской.

  • Анонимно
    9.03.2018 19:40

    есть народные поэты разиль и роберт, классики, все звания собрали, а никто их не читает и читать не будет. Увы...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль