Политика 
12.03.2018

Михаил Хазин: «В этом году Россию ждет поворот влево, который осуществит Путин...»

Прогноз для РФ на 2018 год

Главный результат выборов — не в том, что будет избран Путин (альтернативы у него даже близко нет), а в том, что они неизбежно покажут господствующие в обществе лево-консервативные настроения. Поэтому чем больше голосов получит Грудинин, тем проще будет Путину делать давно созревший левый поворот. Судя по посланию, Путин уже принял решение начать атаку на либералов во власти. Откроются лифты вертикальной мобильности, и правильное понимание процессов даст человеку уникальные шансы.

Михаил Хазин Михаил Хазин Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЖИЗНЬ ПОДТВЕРДИЛА МОЙ ПРОГНОЗ»

В этом году прогноз для России выходит до прогноза мировой экономики, и связано это с тем, что 1 марта Президент России обратился со своим Посланием, и это стало для меня дополнительным источником вдохновения. Я так и не стал уточнять Прогноз на 2017 год, но, по традиции, проанализировать его надо, так что начнем с этого анализа.

Первое утверждение этого прогноза состояло в том, что тотальная фальсификация парламентских выборов осени 2016 года в пользу либеральной «Единой России» полностью блокировала возможность начала модернизации российской экономики и существенно ограничивает возможности внешней политики. Жизнь подтвердила эту позицию, причем даже сильнее, чем я предполагал. Понятно, что легализовать нелиберальную модернизацию в такой ситуации невозможно, но закончилась полным провалом и попытка модернизации либеральной.

Еще в мае 17 года делались попытки на базе текстов Кудрина и Титова сделать хоть какой-нибудь документ, во всяком случае, об этом публично объявляли официальные правительственные источники (напомню, именно федеральное правительство у нас центр либеральных реформ). Однако этого так и не произошло, несмотря на острую необходимость (которая, кстати, так и не реализовались) для либеральной элитной группы подготовить для нового срока Путина свой вариант экономической программы. И не получилось это не только потому, что сами эти тексты некоторые участники «посиделок» по их подготовке называли «убогими», но и потому, что они столкнулись с агрессивным противодействием правительственно-парламентской бюрократии, которая до безумия боится любых изменений. В силу очевидной неспособности хоть чему-то хоть в чем-то соответствовать.

Это место нужно объяснить более подробно. Дело не в том, что правительственно-парламентская бюрократия против либерализма, она, как раз, исключительно «за», особенно с учетом того, что либерализм она понимает, прежде всего, как избавление от личной ответственности за принимаемые решения. Но каждый конкретный бюрократ на своем месте понимает, что сегодня никак нельзя совершать резкие действия (а, быть может, и любые действия вообще), поскольку очень велика вероятность стать ответственным за их последствия. Это хорошо видно по истории с допингом и Олимпиадой, когда все, кто хоть за что-то в этой сфере отвечает, засунули головы в песок, как страусы, и тихо ждали, когда пронесет. Ну и пронеслось. Кстати, никто никаких наказаний не понёс. То есть этот образ действий продемонстрировал свою эффективность.     

Довольно много места в прогнозе было посвящено тому выбору, перед которым стоит Путин: необходимостью оформить лево-консервативный поворот в стране в ситуации, когда 80% населения поддерживает именно эту идеологию, при условии, что значительная часть элиты поддерживает альтернативный, право-либеральный подход. Теоретически, Путин должен в этой ситуации быть с народом (тем более, что, как мы увидим, элита его, мягко говоря, не очень любит), однако начать «резать по живому» он все-таки пока не готов.

Далее в прогнозе довольно много места уделялось тому, как именно элита 90-х будет сопротивляться острой необходимости что-то менять в стране и приблизить политику государства к позиции общества. И здесь, в общем, тоже добавить нечего. Можно только отметить, что политика правительства, направленная против Путина, достигала совершенно неприличных масштабов, о чем я неоднократно писал в течение года, так что повторяться не буду. Напомню только, что ЦБ целенаправленно ограничил возможность банковской системы кредитовать реальный сектор экономики, а Минфин и правительство в целом активно уничтожали малый и средний бизнес и ограничивали социальную политику государства. 

Можно еще отметить рассуждения о сословном государстве, в котором объяснялось, что главная часть этой модели — запрет на контроль за деятельностью сословия в той части государства, которая дана ему «в вечное управление». То есть обществу нельзя анализировать работу судей, налоговиков, местных чиновников, чекистов, и так далее. Я застал самое начало возникновения этой системы (когда перед дефолтом 1998 года было фактически ликвидировано Экономическое управление Президента РФ, которое по существу анализировало качество действий правительства РФ), но с тех пор ситуация ушла сильно дальше. Собственно, рассчитывать на то, что в стране удастся осуществить модернизацию без разрушения этой системы, достаточно наивно, но совершенно очевидно, что все сложившиеся за это время сословия будут отчаянно сопротивляться. Кстати, не исключено, что резкий рост рейтинга Сталина связан как раз с тем, что, в глазах общества, Сталин совершал не «репрессии ради репрессий», а как раз целенаправленно разрушал эти сложившиеся в государстве сословия с целью модернизации.   

Довольно много в прогнозе говорится о том, что отказ от право-либеральной идеологии наметился и в мире, и Трамп яркий тому пример. Тут все сбылось в точности, но можно отметить один тонкий момент. Дело в том, что в рамках собственного, личного мироощущения, Путин, как и Трамп, скорее всего, являются правыми консерваторами. А общественные настроения в России (да и в мире уже отмечается это движение) все более усиливаются лево-консервативные настроения. И в этом смысле очень ярко себя проявил (и еще проявит) себя «феномен Грудинина». О нем, разумеется, в прогнозе на 2017 год ничего не было сказано, но сам факт его появления (со всеми его реальными рейтингами и популярностью) резко высветил на верхнем политическом уровне сдвиг общества влево. Ну и, конечно, продемонстрировал, что и в верхнем элитном окружении Путина есть сторонники лево-консервативных идей. Причем — довольно влиятельные.

В прогнозе было сказано и о том, как различные силы в России будут относиться к предстоящим президентским выборам. В общем, как я уже частично отметил, ничего не было сказано о Грудинине и Собчак, и здесь нужно немножко прокомментировать ситуацию. Независимо от того, что думает о своей репутации Собчак и как она пытается ее изменить, в глазах общества она остается дамой «с пониженной социальной ответственностью». И ее участие в выборах (а также мелькание на ранних этапах еще больших политических фриков с крайне сомнительной репутацией) явно демонстрирует сигнал обществу: не выборы определяют руководителя нашей страны! И именно это главный сигнал того, что мы существенно отходим от либеральной модели (в которой парламентская демократия является одним из краеугольных элементов; отметим, что речь идет именно о парламентской демократии, а не о демократии вообще) и существенно сдвигаемся в консервативную сторону.

Много места в прогнозе было отведено отношению России с другими странами. Тут мне практически нечего добавить, разве что то, что в Западной Европе (в первую очередь — в Германии) очень усилился раскол между правящими политическими элитами и обществом. Первые продолжают либеральную политику давления на Россию (и это им уже аукнулось самым сильным за послевоенную историю Германии политическим кризисом), вторые категорически требуют отменить санкции против России и резко усилить соответствующее взаимодействие. Уже перед самым завершением этого Прогноза результаты выборов в Италии полностью подтвердили описанную тенденцию.

Это довольно естественно в свете изменений в политических предпочтениях, о которых я много писал, в первую очередь, о замене право-либерального вектора на лево-консервативный. И, как следствие, все более и более усиливается феномен «фантомного» образа СССР, который все чаще и чаще в глазах населения Западных стран накладывается на сегодняшний образ России (о чем, кстати, Путин упомянул в своем Послании), что и ведет к резкому росту привлекательности нашей страны.

Соответственно, право-либеральные элиты активно сопротивляются этой тенденции, что и ведет к усилению давления на Россию, в том числе санкционному. В дополнение к этому проводятся и чисто пропагандистские кампании (кокаин, гибель военнослужащих в Сирии и так далее), но они уже четко привязаны к предвыборной кампании. Кстати, я не исключаю, что будут и попытки организовать теракты на нашей территории (в этом смысле вызывают вопросы и истории со школьниками, и крушение АН-148), но эту тему я развивать не буду, поскольку совершенно не собираюсь наших «партнеров» в этом деле поддерживать. 

Можно еще добавить, что если в глазах простого народа Западных стран Россия — это фантомный образ СССР, то Путин явно ассоциируется со Сталиным. В чем-то он от этой аналогии себя отделял, в чем-то соответствовал (например, строгими выступлениями на западную аудиторию), но внутри страны он от этого образа в целом старался открещиваться. Но, видимо, что-то изменилось, потому что последнее Послание явно взято откуда-то оттуда, из конца 40-х — начала 50-х годов. Не по содержанию, по стилистике. 

Я далек от мысли, что заключительная часть Послания является угрозой и шантажом, это явный ответ на какие, как это принято сейчас называть, «месседжи». Кстати, это у Путина бывает достаточно регулярно, можно вспомнить, например, его выступление на Валдайском клубе конца 2014 года. Кстати, тогда Запад ответил довольно быстро, обеспечив через контролируемое ими руководство ЦБ обвальную девальвацию рубля, которая показала всю слабость России как игрока на экономическом поле. С тех пор ситуация сильно изменилась, Трамп стал президентом США, и мировая политическая игра явно переместилась из чисто экономического поля в поля другие. И стилистика Послания Путина, как мне кажется, очень четко это демонстрирует. Причем не исключено, что стилистика эта ведет уже даже не в 50-е годы, а в годы 30-е... 

Экономическая часть прогноза реализовалась полностью. Единственная ошибка — я считал, что ЦБ и близкие к нему структуры будут продолжать «зарабатывать» на валютных спекуляциях, а они перешли на операции типа carry trade. Но принципиально это ничего не меняет, спад в районе 3% в год имел место, как и активные попытки давить на малый и средний бизнес с целью выбить из него как можно больше налогов. Активизировалась и антикоррупционная кампания, однако явного позитивного результата она не дала, что довольно естественно, поскольку коррупционная модель управления экономикой, сформировавшаяся в 90-е годы, пока никуда не девается.  

Соответственно, реализуется и общесоциологический вывод Прогноза о том, что вместо бедного крестьянства у нас формируется столь же организационно бесформенный, но четко левый класс городской бедноты, составляющий до трети населения страны. А то и больше. И за него пойдет главная борьба на выборах, поскольку левый-то он левый, но вот полностью ли он отказался от либерализма — большой вопрос. И если нет, то левые либералы, скорее всего, на выборы не пойдут. А вот левые консерваторы проголосуют за Грудинина (но не за Путина, который, в глазах народа, еще не полевел!). Что может дать очень интересный эффект, но это уже часть прогноза, к которому пора переходить.

«ОБНИЩАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО ВЫВЕЛО МАССЫ ИЗ ЛИБЕРАЛЬНОГО ДИСКУРСА В КОНСЕРВАТИВНЫЙ»

Главным фактором, который будет определять ситуацию в стране, точнее, общее направление внутренней государственной политики (внешняя уже достаточно четко сформировалась) будет элитный расклад. Просто потому, что в 2017 году он принципиально изменился, как под воздействием объективных экономических факторов, так и под давлением внешних сил. И в уже начавшемся 2018 году давление это будет формировать внутреннюю ситуацию примерно так.

До недавнего времени память о последних годах СССР, с полностью закрытыми возможностями для самостоятельной инициативы, и массовая либеральная пропаганда приводила к тому, что широкие народные массы в России придерживались, скорее, лево-либеральной идеологии. То есть логика Сандерса у нас бы пошла «на ура», но беда в том, что право-либеральная идеология, как у нас, так и на Западе, такой путь закрывала. При этом более или менее внятных лево-либеральных политиков у нас не было (импотентов, типа Явлинского, «впарить» русскому народу невозможно; слово «импотент» в этом контексте означает персонажей, чья жизнедеятельность описывается исключительно глаголами несовершенного вида), поэтому обнищание населения окончательно вывело массы из либерального дискурса в консервативный. 

Теоретически, и здесь мог бы быть провал, поскольку Зюганов прочно «закрыл» этот сектор политического поля своим телом и никого туда не пускал, но в этот момент как чертик из табакерки (неожиданно, но, как было отмечено выше, совершенно не случайно) выскочил Грудинин. Никто не сомневается в том, что он не победит, но разного рода утечки и неофициальные опросы дают ему такой высокий результат, что не вызывает сомнений, что новая политика Путина будет активно смещена в левом направлении (с консерватизмом у Путина все и так в порядке). Более того, и это будет главным результатом предстоящих выборов: чем выше будет результат у Грудинина, тем более адекватной с точки зрения интересов общества и страны станет политика Путина! Поскольку только это даст ему «карт-бланш» в глазах всего общества (а не только его лево-консервативной части, которая на этом давно настаивает) на ликвидацию мощной право-либеральной элитной группы.

Этот момент я уточнять не буду (поскольку в течение года неоднократно его повторял и разжевывал), отмечу лишь, что только исключительные обстоятельства могли заставить Путина начать атаку на сформировавшуюся еще до его появления во власти элитную группу. И, судя по Посланию и некоторым другим обстоятельствам, он соответствующее решение принял. Разумеется, это пока только мое личное мнение, но оно является принципиальной частью настоящего Прогноза, так что через год мы это подробно разберем. Но вот интенсивность и скорость, с которой он будет соответствующие решения принимать, принципиально зависят от результатов Грудинина: чем они выше, тем четче и жестче будет действовать Путин.

«КОМИССАРЫ В ПЫЛЬНЫХ ШЛЕМАХ»

Однако точно сказать, как будет оформлен «левый поворот» (который, в соответствии с этим Прогнозом почти неизбежен), пока сложно. Хотя бы потому, что команды для такой политики нет и быть ее не может. Это на Западе можно сколотить команду за пределами административной системы из людей, которые в ней никогда не работали, а потом ее перенести в министерства и ведомства. Хотя, как показывает опыт Трампа, даже тут бывают серьезные проблемы. А у нас это просто невозможно: человек, который в системе никогда не работал, не может в ней занять высокие позиции, поскольку не понимает, как она функционирует. 

Я много раз объяснял, что уже довольно давно не могу вернуться на высокие административные позиции (как бы мне ни приписывали это желание разные «засланные казачки»). Поскольку быть эффективным министром можно, только имея команду из нескольких десятков человек, имеющих большой опыт административной работы. А их у меня нет. Это раньше, в СССР, министр мог просто давать команды и они, худо-бедно, исполнялись. Сегодня даже опыт Президента показывает, что его команды не исполняются, значит, нужны специально поставленные исполнители. С опытом работы! А их просто нет. 

А потому, скорее всего, придется переходить к концепции начала 20-х, которую условно можно назвать «комиссары в пыльных шлемах». Суть этой концепции в том, что во все правительственные и региональные структуры будут назначены специальные комиссары, которые будут решать две задачи: первое, они будут решать, выполнено поручение Президента или нет; второе, будут определять виноватых. Будущее последних будет печальным (в лучшем случае их будут увольнять, после чего они будут попадать в лапы налоговых служб, которые начнут выколачивать из них налоги и штрафы за разность между стоимостью имущества и официальной зарплатой; в худшем — их ждет тюрьма с конфискацией). А что касается выполнения, то это создаст дикий внутренний конфликт, подобный тому, который стал причиной уничтожения Экономического управления Президента перед дефолтом 98 года. Только в данном случае по итогам комиссары будут всегда правы.

А комиссары, по сути, должны быть людьми относительно молодыми и не испорченными административным опытом. Так что рассчитывать на то, что на высокие административные должности будут назначены «старые спецы», не приходится. В лучшем случае мы можем быть контролерами последней инстанции, поскольку «комиссары», все-таки, профессионального опыта иметь не будут. Но вот в результате их деятельности штатный состав министерств будет изменен радикально (а они будут работать не за страх, а за совесть, поскольку, во-первых, еще не испорчены текущей моделью, а, во-вторых, у них вся жизнь впереди и рисковать своей карьерой они не будут).

Собственно, переход к такой модели, скорее всего, и начнется сразу после выборов. Хотя явным он станет уже после мая. А вот его масштаб (целиком на уровне правительства и ЦБ, для отдельных министерств, для отдельных частей отдельных министерств) как раз и будет определяться, во многом, результатами Грудинина. Хотя бы потому, что комиссаров как раз будут набирать из тех, кто симпатизирует именно ему.

Еще одной причиной, по которой ввод модели «комиссаров» будет происходить постепенно, связан с тем, что для того, чтобы оценивать эффективность исполнения поручений Президента, эти поручения еще нужно написать. Иными словами, необходима программа лево-консервативной модернизации, которой пока просто нет. И, как я уже не раз отмечал, в нашей стране ее просто невозможно написать, пока нет критической массы сторонников этой позиции в министерствах и ведомствах. По этой причине, как мне кажется, сразу после выборов будет назначено какое-то количество заместителей министров, вице-губернаторов и прочих чиновников, которые сразу будут откомандированы писать соответствующую программу. А все министерства будут им активно помогать, поскольку всем чиновникам будет ясно, что любое противодействие крайне негативно скажется на их карьере после мая месяца. И одновременно будет идти подготовка будущих комиссаров. 

Впрочем, это только один из вариантов развития событий по внедрению лево-консервативной политики. Возможно, будут и какие-то другие варианты, но мне кажется, что, рано или поздно, все вернется именно на такие рельсы, поскольку они наиболее эффективны. Разумеется, дело это долгое и сложное, что хорошо видно по ситуации Трампа, который пытается сломать в административной машине США либеральную «матрицу» и заменить ее на консервативную. Впрочем, ему труднее, поскольку он не имеет столь явного перевеса своих сторонников в обществе, какой будет у Путина, как только он начнет явно реализовывать лево-консервативную политику.

НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ

Еще один неизбежный элемент такой политики, который практически неминуемо проявит себя после выборов — это создание систем народного контроля. То, что получилось из ОНФ, тут явно не проходит, но ничего другого в рамках право-либеральной идеологии вырасти и не могло. А вот в случае перехода к лево-консервативной — ситуация изменится, поскольку будут поддержаны реальные инициативы снизу. И действительно, еще на уровне заместителей министров можно контролировать их эффективность сверху (хотя уже сложно), но ниже — это практически невозможно. И вот тут общественные структуры сыграют свою роль. 

Грубо говоря, любая история о хамстве и безобразиях чиновников, которые сегодня обсуждаются в соцсетях, должны стать поводом для немедленного увольнения. В лево-консервативном государстве чиновник должен работать для населения, и если он этого не делает, его следует немедленно увольнять. С не менее для него неизбежными беседами с чиновниками налоговой службы, в которых он должен объяснить легальность происхождения своего имущества. И заниматься этим должен как раз народный контроль.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Все вышесказанное — это прогноз, в котором я описываю те механизмы, которые неминуемо возникнут в нашей стране по мере перехода к лево-консервативной политике. И те, кто вовремя проявит инициативу, может очень сильно выиграть с точки зрения лично карьеры и адаптации этих механизмов с точки зрения пользы для своего дела и/или бизнеса. Главное — чтобы это дело не противоречило интересам общества. 

Отметим, что та часть государственного аппарата, которая обладает высокой квалификацией, легко в такую систему встроится. И станет важной частью лево-консервативной элиты (как это было и в СССР). А вот та, которая встроиться не сможет, будет активно противодействовать. И, соответственно, и без того выросший уровень политической напряженности в России будет расти. Как там говорил Сталин? По мере продвижения к социализму (то есть развитой лево-консервативной государственной системе) масштаб классовой борьбы будет нарастать. 

ПУБЛИЧНЫХ ЛИДЕРОВ У НИХ НЕТ

Возникает вопрос: а почему право-либеральная часть элиты не может победить в этой схватке? Ведь у нее в руках колоссальные рычаги, прежде всего, финансовые и имущественные? А дело в том, что у нее есть несколько базовых свойств, которые сильно ее ослабляют. Первая состоит в том, что сама она возникла как дочерний клон аналогичной по содержанию (то есть право-либеральной финансовой) мировой элитной группы. И, как показывает история, самостоятельно выстроить систему управления государством, без постоянной поддержки «старших товарищей», она не может.

Вторая их проблема в том, что у них нет даже минимального представления о том, как можно обеспечить экономический рост, и последние пять лет непрерывного экономического спада это четко показали. Если бы они начали прямую войну с Путиным сразу после предыдущих президентских выборов, у них, с учетом внешней поддержки, может быть, и был бы шанс. Но сегодня, когда уже сформировался класс городской бедноты, после Крыма и западных санкций, после Грудинина и Сирии, единственным их шансом является резкое повышение уровня жизни населения. Ну, грубо говоря, возврат в 2005-2007 годы с ценами на нефть под 200 долларов. Но поскольку ожидать такого не приходится, шансов тут мало.

Третья проблема в том, что у этой команды нет публичных лидеров. Поскольку выстроена она была под воровство, наибольшим авторитетом там пользуются те, кто больше всех наворовал. Но они как раз очень боятся все потерять и потому очень склонны договариваться, с целью хоть что-то сохранить. Последние события вокруг разных «старых» олигархов показывают, что что-то такое явно начинается. Да и потом, народные трибуны должны быть готовы жертвовать собой — качество, совершенно ворам не свойственное. А если лидеров нет, то и эффективность работы всей команды (элитной группы) резко снижается. 

Соответственно, хотя масштаб противодействия государственной политике после выборов будет нарастать, он будет носить характер, скорее, саботажа и вредительства, чем системной войны. Что неминуемо будет сильно играть против репутации право-либеральной элитной группы даже в тех общественных стратах, которые ее изначально поддерживают, в частности, из ложно понимаемой тяги к «свободе». Это хорошо видно по проблемам поддержки таких персонажей, как Навальный (которая, в общем, в массе уже может быть обозначена как группа «до 16 лет») или, скажем, радиостанции «Эхо Москвы». Да и результаты Собчак и Явлинского тоже показательны.

ПРАВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ?

Еще один вопрос: почему сам Путин не может публично примкнуть к право-либеральной группе или же остановиться на промежуточных позициях, право-консервативной или лево-либеральной? Ответ на первый вариант, в общем, понятен: трудно стать лидером группы, если ее кураторы на Западе тебя таковым не видят и натравливают на тебя всю эту группу. Стать левым либералом Путин не может как по чисто психологическим причинам (внутренне он явный консерватор), так и по организационным: ну с кем он будет такую линию проводить?! Напомню, это будет происходить в рамках борьбы с право-либеральной приватизационной элитой, которая защищает своё, кровно-награбленное добро. С кем, с Явлинским?! А кто у нас еще левый либерал? 

Остается вариант правого консерватизма. Теоретически, он вполне возможен (наши право-либералы отлично готовы стать баронами, графами и князьями и выстроить новую монархию), его даже активно пытались внедрить. Однако, как мы видим, что-то не срослось. Мне кажется, что дело в том, что этот вариант (который у нас окормлялся Патриархией) как раз вошел в противоречие с классом новой городской бедноты, которую такой вариант категорически не устраивает. Да и никакого варианта модернизации такой вариант не предполагает, его просто невозможно будет осуществить. И, скорее всего, Путин это отлично понимает. А без модернизации сегодня будущего у России нет.

СПАД ПРОДОЛЖИТСЯ

Если говорить об экономической ситуации, то до осени ситуация меняться не будет: даже если к лету появится новое правительство, то оно в любом случае ничего не сможет сделать. По этой причине экономический спад будет продолжаться, по крайней мере до осени. С осени уже возможны некоторые позитивные сдвиги, связанные, прежде всего, с изменениями в кредитно-денежной политике, и я предполагаю в сентябре, по итогам кадровых изменений, этот момент в прогнозе уточнить. Пока же я планирую продолжение экономического спада и давление на малый и средний бизнес, примерно с теми же темпами, что и в прошлом, 2017 году.

Внешние факторы (изменение цен на нефть, валютные колебания и так далее) не окажут сильного влияния на внутрироссийскую ситуацию, за одним исключением — возможен обвал финансовых рынков. Но эту ситуацию я описывал уже много раз и поэтому повторять ее не буду. В любом случае, если это произойдет, то очень сильно ускорит те события, которые описаны в первой части прогноза.

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БУДЕТ РЕЗКО РАСТИ»

Интересно будут проходить внешнеполитические процессы. Формально санкционное давление будет продолжаться (если только не случится обвал рынков), но оно будет сталкиваться со все более и более сильным сопротивлением общественности стран Запада, которые будут требовать как отмены санкций, так и вообще изменения отношения к России. Поскольку в большинстве стран Запада у власти находятся право-либеральные элиты, они будут активно этому сопротивляться и, по мере возможности, поддерживать право-либеральные элиты в России, однако не просто так, а за конкретные действия, направленные на ликвидацию Путина как политического лидера России, или, по крайней мере, его явного ослабления. 

Вся эта система взаимных политических и социальных нападок будет создавать огромные возможности для плодотворной работы в пользу России, однако на первом этапе (пока внутри России эта работа, во-многом, контролируется как раз право-либеральными группами) эффективность ее будет крайне низкой. Более того, будут даже противоположные действия (пусть и не такого масштаба, как «признание» в расстреле польских офицеров в Катыни, осуществленное в 90-е годы). 

Но по мере того, как в России будет нарастать лево-консервативная идеология и политика, эффективность внешнеполитической работы, направленной на аналогичные элиты на Западе, будет резко расти. И я не исключаю, что уже этой осенью это радикально изменит общеполитический вектор Евросоюза в отношение нашей страны. А что касается, скажем, Ближнего Востока, то этот процесс, скорее всего, уже начался.

В то же время ключевым элементом нашей политики должна стать логика построения региональных валютных зон. Если со сменой руководства ЦБ и правительства она займет видное место в наших действиях, то авторитет России в мире резко вырастет, тем более, что в экономическом поле у нас есть наработки, которые опережают мир как минимум лет на 15. Но, опять-таки, это все возможно только в том случае, если сама Россия четко и внятно определит для себя внутренние приоритеты. Пока финансовую и экономическую политику у нас определяют право-либеральные элиты, а руководство денежных властей плотно лежит в русле политики МВФ, ожидать такого результата просто наивно.

«ОТКРОЮТСЯ ЛИФТЫ ВЕРТИКАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ»

В заключение можно отметить, что с точки зрения личных интересов конкретных людей, особенно молодежи, предстоящий год, скорее всего, станет годом, когда неожиданно, впервые за почти 25 лет, откроются лифты вертикальной мобильности. И правильное понимание тех процессов, которые будут определять развитие событий в нашей стране в ближайшие годы, может дать конкретному человеку уникальные шансы, как это было, например, в самом начале 90-х. Разница только в том, что тогда эта активность должна была быть направлена против России, а теперь она должна быть в ее интересах.

Еще раз повторю, что, с учетом важности происходящих событий, я попытаюсь два раза, первый раз после формирования нового правительства, а второй — в начале осени, уточнить настоящий прогноз.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Есть два аспекта, которые я в своем Прогнозе не рассматривал. Первый — потому что много раз его разбирал, но, видимо, пару слов все-таки сказать придется, уж больно много на эту тему комментариев. И второй — потому что он касается вопросов, которые мне не интересны.

Первый аспект — это критика Путина, который «18 лет ничего не делал, а значит, и дальше ничего делать не будет». И мой личный опыт, и вся литература на эту тему однозначно говорят: чем выше место в иерархии занимает (любой) человек, тем меньше у него свободы. В условиях доминирования в мире право-либеральной финансовой элиты Путин не мог ликвидировать соответствующую группу в российской элите. И заменять конкретных персонажей (например, Набиуллину) особого смысла не было — на ее место пришлось бы назначить представителя той же группы.

Вспомните, как была назначена Набиуллина! Ведь первоначально либералы считали, что на место Игнатьева должен быть назначен Улюкаев. Потом они начали лихорадочно искать новые кандидатуры и обливать грязью Глазьева, поскольку появилась мысль, что может быть назначен он. Творец дефолтов Дубинин даже договорился в эфире с Альбац до того, что сравнил Глазьева с Гитлером. Это сейчас мы можем пережить такую кампанию, а тогда? В 2012 году? Когда еще даже эмиссию доллара Обама не остановил... Единственным позитивным намеком тогда было только «дело Стросс-Кана», но никому и в голову не приходило, что может дойти и до появления Трампа...

Реальные шансы сдвинуть либеральную команду появились только с его избранием! И дело Улюкаева показало, что, теоретически, это возможно. Но! Кто сказал, что все истории про опиум, «разгром» в Сирии, с Олимпиадой и так далее не начались бы раньше и много сильнее? Все СМИ в мире под контролем мировой финансовой элиты, создать альтернативную систему можно только в течение многих десятилетий! И это мы еще многих тонкостей не знаем (а Путин знает!) У меня, например, нет даже сейчас четкой уверенности, что можно сегодня полностью зачистить либеральную команду «прихватизаторов». Частично — да, уже возможно, но сразу и полностью...  

И потому бессмысленно предъявлять претензии к Путину за бездействие до того момента, как такая возможность появилась. А вот теперь она появилась и можно требовать действий. Но и тут Путину нужно минимизировать противодействие (как внешнее, так и внутреннее), прежде всего, продемонстрировать общественную позицию (типа, это не я так придумал, это — общественное мнение!). Разумеется, для самих «прихватизаторов» и их кураторов за рубежом это никакой роли не играет, но не только ими человечество исчерпывается! А потому «феномен Грудинина» сам по себе чрезвычайно интересен! Поскольку факт его появления говорит о том, что сценарий публичной демонстрации полевения общественного мнения оказался востребованным!

Второй аспект связи с фальсификацией выборов. Типа, все равно нарисуют сколько нужно. Во-первых, в отличие от парламентских выборов нет общего консенсуса властных элит. Там, по большому счету, результат никому не был особо интересен, а главной задачей было сохранение status quo. А сейчас он много кому интересен и в такой конкурентной ситуации сильно фальсифицировать выборы просто сложно, не говоря уже об опасности. Во-вторых, в окружении Путина-то реальный результат все равно будет известен. Да, можно попытаться списать голоса Грудинина (и я подозреваю, что именно этим будет заниматься Кириенко, который, как понятно, правый, а не левый), но и тут есть разные варианты. 

В общем и целом, поскольку я не политолог и не политтехнолог, грамотно обсуждать эти вопросы я не могу, но то, что результат Грудинина будет достаточно высок, мне почти очевидно.  И чем выше он будет (как в официальном, так и в реальном выражении), тем проще будет Путину делать левый поворот. Но, отвечу сразу, я вовсе не уверен, что он его совершит. Я просто отмечаю, что вероятность этого поворота велика, поскольку «ворота возможности» открылись, обстоятельства туда толкают и «отмазка» (в виде результатов Грудинина на выборах) уже практически готова. Но вот будет он или не будет наверняка — увольте, я сказать не могу.

Михаил Хазин

«Хазин.ру», 8.03.2018

Михаил Хазин — оппозиционный экономист, один из авторов теории современного мирового экономического кризиса.

Родился в 1962 году в Москве.

Окончил механико-математический факультет МГУ (специализация — статистика).

Работал в Академии наук СССР, в банковском секторе, в правительстве России. В 1997–1998 годах — заместитель начальника экономического управления президента России.

С 1998 года — консультант.

С 2002 года — президент компании экспертного консультирования «Неокон».

Совместно с Олегом Григорьевым и Андреем Кобяковым разработал теорию современного экономического кризиса.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (90) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.03.2018 09:54

Рост благосостояния!
У меня ООО, я очень хочу повысить зарплату своим сотрудникам!
Как это можно сделать?
Первое - увеличить цену товарного продукта, тогда это станет реально.
А смогу ли я увеличить цену? Маловероятно, т.к. есть масса конкурентов, есть постоянные покупатели. Какие основания увеличения цены? Никаких! Я просто разорюсь.
Второе - уменьшение налогообложения. Тут и надеяться не приходится.
Третье - оптимизация производства, сокращение издержек. Тоже маловероятно, т.к. все возможное в этом направлении уже сделано.
Какие перспективы? Никаких!
Продать все и уехать к тёплому морю!

  • Анонимно
    12.03.2018 08:31

    Свежо предание. Это можно было заливать лет 10 назад, тогда бы поверили. А сейчас-рассчитано мягко говоря на очень наивных и неумных людей.

    • Анонимно
      12.03.2018 09:29

      У нас из влево и не выходили- как были партократы у власти так и остались- просто их младшие партнеры сейчас рулят

      • Вы правы, из левизма Россия не выходила, но всё-таки, когда долларовый гламур в 2014 перекрыли , вот тогда и начался более мощный путь влево...Поэтому, Хазин не прогнозирует , а констатирует, делая вид , что прорицатель

      • Анонимно
        13.03.2018 19:09

        Чем дальше в лес, тем толще партизаны)) Поворот влево - ну надо же! А раньше куда поворачивали, что от этого поворота основное население обнищало? Не уверен - не поворачивай!))

    • Анонимно
      12.03.2018 18:06

      Да кто это все такие провидцы, толкующие что ждёт Россию в будущем?

      • Анонимно
        12.03.2018 21:16

        Он же не провидец, он "консультант".

        • Анонимно
          13.03.2018 16:50

          Говорит, что нет исполнителей с опытом работы. Смешно! Как будто не знает, что опыт как раз и приходит в процессе работы. "И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг". Без опыта пробиваются только папенькины сынки))) Они ведь "опыт" с молоком матери всосали)))

    • Анонимно
      13.03.2018 11:00

      Согласен! Хазин признаётся, что действующий президент 18
      лет и сам участвовал вместе со своей питерской командой в разорении страны и населения. Неужели 18 лет ему не хватило для зачистки из власти и от бюджета проворовавшихся коллег и ненасытных друзей? Он -Верховный главнокомандующий- у него в прямом подчинении весь силовой блок: армия, ФСБ, МВД, ФСО и пр. И для зачисток от кого он сколотил под себя Национальную гвардию? И плакать, что у него нет сил и ресурсов? Нет у него никакого желания что либо менять, особенно в ущерб своему и своих друзей благополучию! Результаты главному кандидату несомненно нарисуют, нагло переписывая ему голоса, отданные за Грудинина. Никаких левых поворотов не будет, просто процесс разграбления страны и народа ускорится и умножится. И, едва ли, с продолжением властью грабительского курса в отношении собственного населения у России, как государства, будут эти 6 лет!

      • Анонимно
        14.03.2018 16:17

        легко и приятно пороть чушь о кровавых чекистах-ворах, когда сидишь на диване, питаешься из рук работодателя, завидуешь тем, кто зарабатывает больше, своё дело создавать не можешь, а можешь только пороть чушь
        :)

    • Анонимно
      13.03.2018 16:24

      Да уж. Особенно прикольно про обнищание население. Память мне не отшибло - обнищание в годы правления Путина произошло)))

  • Анонимно
    12.03.2018 08:53

    все идет по плану властелинов земли,сегодняшний режим страны только выполняет свою роль в этом плане.

  • Анонимно
    12.03.2018 09:02

    Необходимость включения в предсказанный план действий одного пункта очевидна: введение смертной казни, пусть даже на время. И возможно еще одного, коллеги я думаю подскажут

    • Анонимно
      12.03.2018 09:44

      Надо ввести смертную казнь за коррупцию.

      • Анонимно
        12.03.2018 13:43

        Коррупционеры Откупятся.

        А вот честный человек который не берет взяток - откупиться не сможет - расстреляют.

    • НЕОЛЬГИНО
      12.03.2018 10:41

      Нет ничего более постоянного, чем временное. Учитывая состояние (вернее, отсутствие) судебной системы, расстреляют не тех...

  • Анонимно
    12.03.2018 09:02

    Никто не мешал это сделать 5 лет назад....

  • Анонимно
    12.03.2018 09:10

    Ставлю на второе место в ранге безсоддержательных мечтателей после проханова.

  • Анонимно
    12.03.2018 09:12

    Мне понравилось про комиссаров. Флаг в руки!

  • Анонимно
    12.03.2018 09:41

    поворот влево,
    в бок и на бок.....,
    /блек блеставший августа 1998/,
    пока что-то тихо, готовится , работает,
    "новизну" нам готовит..................

  • Анонимно
    12.03.2018 09:54

    Рост благосостояния!
    У меня ООО, я очень хочу повысить зарплату своим сотрудникам!
    Как это можно сделать?
    Первое - увеличить цену товарного продукта, тогда это станет реально.
    А смогу ли я увеличить цену? Маловероятно, т.к. есть масса конкурентов, есть постоянные покупатели. Какие основания увеличения цены? Никаких! Я просто разорюсь.
    Второе - уменьшение налогообложения. Тут и надеяться не приходится.
    Третье - оптимизация производства, сокращение издержек. Тоже маловероятно, т.к. все возможное в этом направлении уже сделано.
    Какие перспективы? Никаких!
    Продать все и уехать к тёплому морю!

    • Анонимно
      12.03.2018 10:22

      А я работаю в ООО, з/п 30 тысяч, на море тоже хочется, только не получается откладывать: 5500 недавно заплатил за ОСАГО, 3000-4000 в месяц на бензин, на продукты уходит около 15 тысяч в месяц, одежда/обувь покупается редко, + услуги жкх/инет, вот и моря не увижу снова :)

      • Анонимно
        12.03.2018 12:33

        Татарин Злой
        Нисколько не злорадствую, но попробуйте открыть свой бизнес.
        Денег станет больше (ненамного), и седых волос станет больше (в разы).

      • Анонимно
        12.03.2018 19:45

        Сотрудники получают, примерно, 50 тыс. руб. в месяц. Я чуть меньше, но по итогам года у меня дивиденды от 1 до 3 млн. руб., а у них 13 зарплата 100 - 300 тыс. руб.
        Увеличить зарплату не получается уже 3-й год. Никто не ноет, но вижу сам, что все стали жить хуже.

        • Анонимно
          14.03.2018 22:02

          У нас на 15% снизили, зато количество бумажек всяких выросло и требования чиновников к нашему делу. Типа порядок наводят.
          Уже ищу новую работу, благо специализаций у меня аж 4.

      • Анонимно
        12.03.2018 19:51

        Бюджетникам повысили зарплату!
        Это хорошо! Но где бюджет взял деньги?
        Сократил закупки каких-то товаров или услуг?
        А если это по моей товарной линейке?
        А где мне взять деньги на увеличение зарплаты сотрудникам?
        Как бы не оказаться у разбитого корыта!

        • Анонимно
          13.03.2018 08:40

          Я бюджетник, зарплату нам не повышали.
          Прописали издевательскую премию в 1400 рублей в течение 4 месяцев. На этом все.

          • Анонимно
            14.03.2018 13:23

            я учитель. нам дали РАЗОВУЮ премию за январь 1400 минус налоги. и еще вычли, тк была на курсах повышения квалификации, куда меня направил работодатель в соответствии с требованием закона... вот так и живем...
            зп не поднимали, на руки около 13 тыс. Доведу год и уйду. А учить детей некому, по 35 человек в классе.

        • Анонимно
          14.03.2018 10:52

          Зарплату никто не повышал (по крайней мере значительно), людей массово сокращают или переводят на пол-ставки. Зарплата на бумаге растёт, а доход конкретных работников - тот же

      • Анонимно
        13.03.2018 08:22

        Можно пересесть на общественный транспорт! Сможете покупать одежду.

      • Анонимно
        14.03.2018 22:00

        главное не заболеть, а то кредит придётся брать на лечение с вашей тридцадкой в месяц.

    • Анонимно
      12.03.2018 18:46

      ОМГ. В Европе и ненавистном нам США налоги выше, зарплаты выше, а цены примерно такие же как у нас. Просто у них нет привычки окупиться года за два как у нас

      • Анонимно
        12.03.2018 19:12

        Опять предприниматели буржуи-плохие, а кредиты под > 20% как отбить? А почему бы самим не создать бизнес с минимальной накруткой и раздавить конкурентов заодно?

      • Анонимно
        13.03.2018 16:21

        Может, дело в стоимости денежных ресурсов? У нас ставка по кредиту около 20%, а у них - не более 5% для нормального "юрика". И еще много возможностей по привлечению без гарантий возврата от инвесторов...

    • Анонимно
      13.03.2018 07:51

      Так этот хазин теоретик, практик из него"0", таких умников пруд пруди, он же запутинец, вот его и суют с его теориями куда не поподя.

    • Анонимно
      17.03.2018 16:22

      Я вот работаю в "таком" ООО,при рентабельности 90-115%-кричат: Ничего не зарабытываем,при этом урезая зарплаты и выплаты у работников....От себя не пробовали отщипнуть?

  • Анонимно
    12.03.2018 10:31

    Удивительно конечно, ведь у власти все бывшие члены КПСС, а продолжают бороться с Грудининым.

    • Мюллер)))
      12.03.2018 11:55

      Это борьба нанайских мальчиков)))

    • Анонимно
      13.03.2018 09:43

      Ключевое слово здесь"бывшие", т.к. настоящими они никогда и не были! Свора шакалов без партии и без родины.

      • Анонимно
        14.03.2018 22:05

        Да кто с ним борется, вы думаете Грудинин бы взял совхоз своим умом? Наверняка бывший партийный работник или поделился с партийными работниками. Так просто совхоз им Ленина не падает сверху. Там у них всё взаимосвязано, Грудинин с ними. Вам просто башку полощут, создают интригу. Прохоров тоже самое делал.
        Учите матчасть, смотрите карточный домик. Это классика.

  • Анонимно
    12.03.2018 10:35

    Я застал самое начало возникновения этой системы (когда перед дефолтом 1998 года было фактически ликвидировано Экономическое управление Президента РФ, которое по существу анализировало качество действий правительства РФ), но с тех пор ситуация ушла сильно дальше.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375118 - Из статьи.

    В 1997-1998 гг. — заместитель начальника экономического управления президента России.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375118 - Из биографии

    20 лет сплошной незабываемой обиды на потерю хлебного места контролера.
    Каких только гадостей в таком состоянии не напишешь про тех, кто места свои не потеряли...

    • Раньше одного киндер-сюрприза поставили, а сейчас это гвардия молодых инфантильных технократов, уровень профессионализма которых уже не актуально это страшно. Они выполняют задания пожилых своих пап и дяденек-нуворишей.

      • Анонимно
        12.03.2018 21:23

        Ошибаетесь, молодые подметки на ходу рвут, задания руководства выполняют с завидным рвением. Вы, похоже, как педагог, оторвались от реальности, так-то словесами жонглируете.

      • Анонимно
        15.03.2018 07:18

        Видно давно Вы не общались с молодыми технократами, о чем и гласит Ваше мнение о них. Эти ребятки никого не слушают, они сами с усами, может от того и делают порой ошибки, но и они их не пугают. А опыт старперов, как и их знания давно уже не соответствуют настоящей действительности, поэтому они и завели, в свое врем,я страну в политический и экономический тупик, после которого последовал развал и хаос!

  • Анонимно
    12.03.2018 10:46

    Никаких положительных изменений не будет у обычного населения.
    Сразу после выборов надо оплатить жкх за квартиру и суммы там гигантская будет. Каждую весну цены на бензин и дизель растут ну и продукты в след за ними.

    Почему нет коментариев что "ребята мне обычному россичнину з/п резко подняли или бизнесмены не пишут слова благодарностей что реформы и наказы Путина работать начали во благо изберателей...."
    Просто очередной обман и издевательство над своим народом.

    • Анонимно
      12.03.2018 14:44

      Падение уровня жизни населения РФ будет продолжаться до 2060 года.

      • Анонимно
        14.03.2018 13:26

        куда падать-то? до уровня наших прадедов, что в одной рубахе босыми всю жизнь ходили?

  • Анонимно
    12.03.2018 10:51

    Сказочник. Никаких поворотов не будет. Эти молодые "комиссары" еще похлеще будут

  • Анонимно
    12.03.2018 10:55

    Все ясно!) Доставайте, граждане, из чемоданов и сундуков пионерские галстуки и значки!)

  • Анонимно
    12.03.2018 10:56

    Помним ещё "пионерскую зорьку" и пламенные речевки!)

  • Анонимно
    12.03.2018 11:30

    Будет продолжаться рост долларовых миллиардеров и дальнейшее обнищание населения страны. Это понятно даже простому обывателю.

    • И народ будет проявлять терпимость к этому, но до тех пор, пока не начнутся сбои в выдаче зарплат и исчезнет возможность покупать свой паек в Пятерочке. Пока эпоха Пальмового Масла, Пятерочки и Окладов стабильно держится.

    • Анонимно
      13.03.2018 17:23

      100% готовимся к худшему без надежды на лучшее.

    • Анонимно
      14.03.2018 13:27

      роста КОЛИЧЕСТВА миллиардеров не будет. будет рост размера благосостояния народного в карманах тех, кто ими уже является.

  • Анонимно
    12.03.2018 12:53

    Обычная заказная пропаганда, которая выдается за аналитику "большого специалиста"! В прошлый раз он говорил о направлении "вправо". Лишь бы "заговорить..."
    Поскольку, Конституции РФ не будет меняться, стратегия социального развития уровня жизни граждан РФ будет прежний (конституционно утвержден класс малоимущих без указания в процентах), значит малоимущие будут и учитывая отсутствия сквозного планирования (в том числе, использование финансов на территории страны, в том числе, пенсионных финансов), мало вероятно становления РФ одним из положительных цивилизаций в мире. Остается надеется только на Путина В.В., который в состоянии повернуть развитие страны в лучшую сторону в кратчайшие сроки, в отличии от других кандидатов. Потому, у нас "или грудь в крестах, или голова в кустах". Есть и худший вариант. Однако, "надежда умирает вместо с нами". Марат Н. Альмухаметов.

    • Анонимно
      12.03.2018 14:45

      Хазин - эксперт Кремля.

    • Анонимно
      14.03.2018 13:28

      вам не кажется, что он уже без малого 20 лет как-то не оправдывает надежд населения? может, хватит?

  • Анонимно
    12.03.2018 14:07

    Критиковать проще, но "проклятие большой страны" для любого руководителя не оставляет шанса - только вариант СССР, со всеми плюсами и минусами...

  • Анонимно
    12.03.2018 14:36

    Мол история и рынок все отрегулируют. Надо только подождать и будут существенные перемены. Фантазер.

  • Анонимно
    12.03.2018 15:38

    Свежо предание, да верится с трудом.
    Мы уже два десятка лет видим мастерство риторики: говорится одно - ДЕЛАЕТСЯ ДРУГОЕ!
    Будет левая риторика (говорильня), но при этом буденпродолжаться тот же самый курс.
    НЕ ВЕРЮ!

  • Анонимно
    12.03.2018 15:46

    Фсе на мой взгляд останется по прежнему. 17 лет это очень большой срок чтобы что то существенно изменить. Большевики к примеру с 1920 по 1940 г за 20 лет провели коллективизацию,индустриализацию,электрификацию и победили неграмотность , очень многие болезни и голод и прочая,прочая,прочая.

  • Анонимно
    12.03.2018 18:38

    Какой левый консерватизм? Чтобы придушить и последние штаны снять никаких таких терминов не нужно.

  • Анонимно
    12.03.2018 19:37

    в чем то он прав

  • Анонимно
    12.03.2018 20:23

    Полтора месяца болел и не выходил из дома.А сегодня посетил свой любимый магазин Бэхетле на Ямашева и понял что левый разворот уже начался.Стеллажей с товаром стало меньше,они стали ниже ростом а проходы между стеллажами расширились.

  • Анонимно
    12.03.2018 21:40

    Хорошая статья. Можно согласиться, можно не согласиться. Но в статье дается анализ состояния дел в экономике, обществе. Это живой разговор, мысли, предложения. Есть положительные, отрицательные моменты. Мне понравилось то, что автор предлагает, например возродить функции народного контроля вместо 30-40 надзорных и контролирующих органов, от которых нет никакого толку. И ещё, молодежь, примерно 25-40 лет надо смело выдвигать на высокие должности и не давать развитию клановости и передаче власти какой бы не было от родителей - детям и т.д., то есть по линии родства и личной преданности.

    • Анонимно
      13.03.2018 08:25

      Народный контроль это как опять Швондеров восстановим.Тогда уж что мелочиться.На каждую фирму особенно к чепешникам комиссаров направить .Пусть учат бестолковых бизнесу.И хунвейбинов,хунвейбинов из студентов-двоишников набрать непременно.Пусть начнут трудовое перевоспитание злых профессоров.

    • Анонимно
      13.03.2018 16:38

      Да молодёжь и так выдвигают на высокие должности, кого-то аж 23 года да ещё высокие награды дают. Правда не всех))) У нас нет клановости, у нас преемственность поколений и трудовые династии)))

  • Анонимно
    12.03.2018 22:03

    Написано слишком длинно и почти в каждой части напичкано самоцитированием ("как я уже говорил", "мой прогноз почти полностью оправдался"). Но это еще полбеды. Настоящая беда в том, что автор по сути превратился в интерпретатора "единственно правильных и возможных" действий ВВП: все вокруг ВВП и такие, и рассякие - только сам ВВП хорош и правилен. Но, пардон, такие комментарии на нас ежедневно льются с экрана ТВ - одни и те же комментаторы-пропагандисты (Соловьев, Норкин, Киселев, Скабеева) и одни и те же темы... Послушать их, так важнее Украины у нас ничего нет. А Порошенко и Саакашвили, судя по частоте упоминания на нашем ТВ, - второй и третий по влиятельности политики (после ВВП, разумеется).

    • Анонимно
      13.03.2018 16:43

      Если уж ВВП такой хороший и правильный, так чего возле себя плохих держит? Пусть хороших вокруг себя соберёт. Или на фоне плохих легче казаться хорошим? Мало того, позволяет некоторым ещё и "пургу нести")) И как-то вовремя Хазин нарисовался со своим "провидением" - аккурат перед выборами зомбировать начал.

    • Анонимно
      17.03.2018 16:51

      По ходу..ты статью читал не внимательно или не полностью,перечитай

  • Анонимно
    12.03.2018 23:38

    Ребята! Дайте совет : в нынешней ситуации свои сбережения хранить в рублях или в валюте?

    • Анонимно
      13.03.2018 06:21

      Если очень много, то в валюте, а до 3 млн. руб. вернее в рублях.

      • Анонимно
        13.03.2018 09:50

        Только имейте ввиду, что СБ отдавать деньги не любит!

    • Анонимно
      14.03.2018 14:52

      сбережения хранить лучше в собственных карманах

  • Анонимно
    13.03.2018 07:49

    Как всегда, ничего определённого у Миши нет в его длинном трактате, да и не может быть, так как власть сама толком не осознаёт, как ей быть, куда поворачивать. Ясно одно, что стремление к централизации управления экономикой, к её ещё большему огосударствлению - путь в никуда.

  • Raphael-kzn
    13.03.2018 08:02

    Это Михаил Хазин оппозиционный экономист? С каких пор? С чего бы тогда у него собственные радиопередачи на прокремлёвских станциях?

  • Анонимно
    13.03.2018 10:39

    Терпение,терпение,терпение!

  • Анонимно
    13.03.2018 12:57

    Давно пора. Не будет Прохоров делать второй ё-мобиль. Предприниматели в основном бодяжат по гаражам..

  • Анонимно
    13.03.2018 13:43

    О каком развитии может идти речь, когда Путинская программа прописана до 2030-40 годов? Как говорится:"Не до жиру-быть бы живу."

  • Анонимно
    13.03.2018 19:26

    по политическому завещанию Андропова ,к власти в России после революции должно придти КГБ и выпустив пар из народа передать власть коммунистам ,так и свершилось ,не исключено ,что это произойдет после выборов 2018 года ....

  • Анонимно
    14.03.2018 08:09

    Хазин как мантру повторяет, что Путину альтернативы нет. Хазин, а у меня другое мнение и у тех, кто видит в какой ж.е страна

  • Анонимно
    14.03.2018 09:52

    Вот прошло Собрание Китайских Народных Представителей, а перед этим был 19 съезд КПК , они определили программу у развития Китая на 50 лет, будте уверены они её ВЫПОЛНЯТ, а вот всё то, что говорил ВВП в послании - это блеф, почему, а возьмите его послание и выступление на сентябрьском съезде 2011 года едр..., что выполнено, да ничего, стало жить ещё хуже, в два раза, а вот благосостояние самых богатых за это время выросло на 20%. Нет политической воли, стратегического мышления первого лица, а роль личности в истории ни кто не отменял. Нужно создавать социально-справедливое государство, ГОСУДАРСТВО и власть для НАРОДА, а не на оборот, возможно это, наверное да, но только не с нынешними лидерами. Я не либерал и эту публику жутко ненавижу, да КОММУНИСТ, но не ортодокс и частную собственность уважаю, как и все остальные виды собственности. Нет у меня веры что будет то что сказано в послании, почему да потому что всё это не для НАРОДА, а обратно для кучки олигархов и чиновников. НЕТ ИМ ВЕРЫ.

  • Анонимно
    14.03.2018 13:50

    Про контроль над чиновниками понравилось флаг в руки и вперёд. Давно пора,чтобы народ этих толстопузов контролировал. И набиуллиной пж надо дать.

  • Анонимно
    14.03.2018 15:57

    Без радикальной реформы продажной судебной власти ничего не изменится.Судьи должны избираться.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen