Политика 
16.03.2018

«Об этнической дедовщине в Татарстане я впервые жестко услышал в Москве в 93-м году...»

Как татарстанские парламентарии травили студентам байки о том, как пробиваются в большую политику

«И тогда, когда я был молод, и сейчас существует миф, что есть какая-то невостребованность молодежи», — заявил накануне член Совета Федерации от Татарстана Олег Морозов на встрече со студентами, рассказывая им о своем успехе на политическом поприще. О том, как Айрат Фаррахов был свидетелем «жесткого» разговора Минтимера Шаймиева на тему татарского языка и какую роль в политике Татарстана играет этнический фактор, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».

«НА НАШИХ ГЛАЗАХ ПРОИСХОДИЛО ПРЕВРАЩЕНИЕ МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА В ПОЛИТИКА МИРОВОГО МАСШТАБА»

Мастер-класс для студентов на тему «Молодежь и политика: секреты успеха» прошел вчера в КФУ. Главными действующими лицами ток-шоу стали специально «выписанные» с Охотного ряда депутаты Госдумы РФ Айрат Фаррахов и Марат Бариев, а также член Совета Федерации Олег Морозов. Их попросили поделиться перед небольшой аудиторией из студентов Школы государственного и муниципального управления и Школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ своим опытом того, как достичь успеха в большой политике.

«Вы очень сложный вопрос задаете, потому что я всегда теряюсь, когда нужно объяснять какой-то свой личный успех, — скромно начал беседу с молодежью Морозов. — Есть две формулы, которые лежат в основе личного успеха каждого из нас». И дальше сенатор посвятил большую часть своего вступительного слова рассказу об этих формулах.

Главный залог успеха, по словам Морозова, в том, чтобы не ошибиться с выбором профессии. И тут гость из верхней палаты российского парламента поведал свою историю о том, как в 7-м классе на полном серьезе хотел стать математиком, и назвал это ошибкой, которую он едва не совершил. Но благо в 8-м классе в математической школе №131 у него такое желание пропало, и Морозов осознал, что его призвание — гуманитарные науки: «Я понял, что я никакой не математик, что рядом со мной есть более способные ребята, что я должен заниматься другой профессией, что я по природе своей гуманитарий». Так он оказался на истфаке КГУ, откуда и помчалась его карьера — от ассистента кафедры научного коммунизма до начальника управления президента России по внутренней политике.

Особую роль Морозов отвел своим наставникам. В их числе первый секретарь Татарского обкома КПСС Гумер Усманов и, конечно, первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Последним сенатор в буквальном смысле восхищался: «Долгие годы моей карьеры здесь, в республике, а потом и в Москве, когда я стал москвичом, все время рядом был Татарстан. И по мере того, как на наших глазах происходило превращение Минтимера Шаймиева в политика мирового масштаба, то я, естественно, у него многому учился. А он, как старший товарищ, все время мне патронировал, когда я был уже в Москве. Я мог ему позвонить, посоветоваться, мы постоянно встречались. Многие годы моей жизни это был человек не просто примером, у него можно было просто спросить: „Слушайте, а я правильно поступаю? Так надо или иначе?“ И он всегда находил возможность ответить мне. Причем он был настолько мудр как наставник, что было несколько случаев в нашей с ним политической жизни, когда он звонил мне и говорил: „Я прошу тебя сделать вот так“. А я ему отвечал, что сделать так не могу, объясняя, почему я так в политике поступить не могу. И он говорил: „Я тебе свою просьбу высказал. Ты мне дал свой ответ. Я уважаю твою позицию“. И вот это уважение — очень важный фактор наставника». В числе наставников Морозов назвал и своего отца.

«Не знаю, толково ли я объяснил, что хотел вам сказать, — усомнился Морозов, — но смысл в том, что и тогда, когда я был молод, и сейчас существует миф, что есть какая-то не востребованность молодежи, что им перекрывают дорогу люди более старшего поколения. Знаете, нет! Во все времена есть молодые люди, которые как ракеты, фейерверк появляются из вчерашнего „никуда“... Могу назвать вам одну фамилию. Четыре года назад вы такой фамилии не знали — Бречалов Александр... Я думаю, у каждого из нас жезл маршальский в рюкзаке! Надо его просто вовремя достать!»

«ЭТО БЫЛА ТЕМА, СВЯЗАННАЯ С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ... БЫЛ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР»

Почти во всем поддержал своего коллегу Фаррахов. Ему, как только Морозов назвал Шаймиева своим наставником, внезапно вспомнился один из случаев в бытность министром здравоохранения РТ: «Мы с Минтимером Шариповичем открывали объект где-то в стороне школы МВД, у меня к нему был вопрос, связанный с согласованием дополнительных денег. Я помню, чтобы этот вопрос ему задать, мы сели в одну машину. Только я собрался задать этот вопрос, как он позвонил Олегу Викторовичу [Морозову]. По дороге — от того конца Казани до Кремля, это был такой разговор... По-моему, Олег Викторович даже не успевал слова сказать. Это было все в одну сторону, очень так жестко, требовательно... В общем, я не решил свой вопрос, потому что мы уже подъехали к Кремлю. Это была тема, связанная с татарским языком. Это был 2005 год, когда Госдума рассматривала образовательный стандарт. Был очень такой серьезный, повышенный разговор, что чувствовалось: непросто было Олегу Викторовичу на той стороне. Я подтверждаю, что это было именно так!» — решил поделиться байкой из своей политической жизни Фаррахов, впрочем, особо не вдаваясь в подробности.

Вернувшись же к теме мастер-класса, депутат Госдумы сравнил время своего политического становления — советские годы — с сегодняшними реалиями. По его словам, если раньше молодежь могла рассчитывать на государство, то сегодня именно «время личных стратегий». При этом Фаррахов не согласился с Морозовым — ошибаться можно: «Не зря говорят, что человек должен в течение своей жизни сменить не менее четырех профессий». «В какой-то момент я понял, что что-то не так, вспоминал Фаррахов. — Тогда появилась личная стратегия, и я подумал, о каких инструментах может идти речь. Тогда Борис Ельцин ввел президентскую программу переподготовки управленческих кадров. Я пришел в минэкономики и записался. Но там мне сказали, что всех принимаем, кроме медицинских работников. Я тогда поднял скандал. В итоге приняли, я был первым выпускником президентской программы. И она мне действительно очень помогла. После уже было участие в международных конкурсах, стажировки в нескольких странах».

«У меня как раз в Госдуме уже четвертая профессия — не знаю, будет ли пятая или пора остановиться на этом», — пошутил Бариев. Он тоже признал, что ошибаться при выборе своего пути можно, главное – вовремя эту ошибку осознать и исправить. И, чтобы понять, в своей ли ты тарелке на политическом небосклоне, также важен институт наставничества. Он напомнил, что начинал свое восхождение к политическому олимпу с комсомола, поэтому бывший министр по делам молодежи, спорту и туризму РТ призвал студентов к активной работе в молодежных организациях вроде Лиги студентов РТ.

Что касается наставников, то, по словам Бариева, не было лучших учителей в его жизни, чем Шаймиев и Рустам Минниханов, а успешные примеры состоявшихся молодых политиков, в отличие от Морозова, Бариев не стал искать в соседней Удмуртии, назвав имя Николая Никифорова, в 29 лет занявшего должность министра информатизации и связи России.

«ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР, КОНЕЧНО, ИГРАЕТ СВОЮ РОЛЬ...»

«А Минтимер Шарипович или Рустам Нургалиевич вам до сих пор звонят на повышенных тонах по поводу татарского языка?» — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online» у Морозова, когда представилась возможность задать вопросы из зала. Сенатор сначала смущенно заулыбался, после чего заявил, что такие звонки бывают: «Звонят. Рустам Нургалиевич — это мой работодатель, ведь я же представитель Татарстана в Совете Федерации. Есть постоянный режим общения. С Минтимером Шариповичем я общаюсь тогда, когда приезжаю в республику, а с Рустамом Нургалиевичем это постоянные контакты по самым разным темам и вопросам, а не только по тому, который вы затронули. Что касается интонации, то, когда Айрат Закиевич [Фаррахов] сказал о жесткости со стороны Минтимер Шариповича, я пытался поймать себя на мысли, помню ли я этот разговор, когда бы он жестко на меня давил. И я не вспомнил! Потому что для меня это был нормальный формат. Ну звонит возбужденный Шаймиев, есть тема, которая его беспокоит, и он мне по трубке что-то такое горячо объясняет. И это совершенно нормальная ситуация, абсолютно обычная с точки зрения моего общения с этим выдающимся политиком. Если я правильно понимаю, то я был первым заместителем председателя Госдумы. Видимо, он именно в этом статусе мне что-то адресовал в части этих стандартов, которые обсуждались. Борьба действительно была очень острой. Помню, тогда по его поручению встречался с тогдашним министром образования Фурсенко. Мы постоянно пытались найти эту правильную золотую середину, чтобы были общефедеральные положенные стандарты и чтобы были соблюдены интересы национальных регионов».

Тут модератор встречи, директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский, поинтересовался у Морозова тем, как обычно проходят звонки с «другой стороны», из московского Кремля. Сенатор сразу назвал бредом ситуацию, когда говорят о навязывании депутатам тех или иных решений аппаратом президента России: «Такого просто не бывает! Представить, что начальник управления внутренней политики говорит условно Зюганову, мол, вы делайте так, а не так, — это полный абсурд! Я буду ему высказывать свое мнение, а он мне — свое. Надо мной есть начальники. Первым заместителем администрации тогда был Вячеслав Володин, и он так же разговаривает с лидером думской фракции. Ему в голову не придет что-то приказывать Зюганову! Политика — это умение договариваться».

Также он опроверг миф о том, что в Татарстане сложнее пробиваться в большую политику молодым людям без связей и нетатарской национальности: «Об этнической дедовщине в Татарстане я впервые жестко услышал в Москве в 93-м году, когда был избран депутатом первой Госдумы. Понятно почему — в то время остро обсуждались проблемы языка, культуры, статуса Татарстана. То есть масса проблем! Я как политик, приехавший туда в Москву, как депутат от Татарстана, все время об этом слышал. И я всякие аргументы приводил, но меня не слышали. А сколько депутатов в Думе от Татарстана? Тогда было 6. Сколько из них было русских и татар? Один был татарин и пятеро были русскими. Я просто хочу сказать, что особенно в политике этнический фактор, когда живешь в национальной республике, конечно, играет свою роль».

Отвечая же на вопрос о том, для кого он сам был наставником, Морозов неожиданно назвал имя Дмитрия Рогозина, хотя и признал, что говорить о наставничестве в этом случае сложно. Факт в том, что Морозов возглавлял фракцию «Регионы России», в которую входил и будущий вице-премьер. «Я не его наставник, не дай Бог! Не хочу, чтобы это так воспринимали. Но он был членом нашей фракции, он как политик рос... Ну а я возглавлял эту фракцию», — объяснил Морозов. Фаррахов и Бариев, в свою очередь, постеснялись комментировать темы «этнической дедовщины» и своего наставничества, зато они охотно рассказывали студентам о своих аккаунтах в соцсетях и важности для них обратной связи со своими подписчиками. Морозов с сожалением вспоминал о «дизлайках» под сочувствующим постом в своем «Инстаграме», посвященном Алексею Улюкаеву, а Фаррахов — о «лайках» под фото со своего прошлогоднего восхождения на Эльбрус. Говоря о качествах «хорошего депутата», все как один назвали лишь несколько — отзывчивость и неравнодушие, профессионализм и образование, а также настойчивость. «Нет хорошего закона без хорошего социального запроса», — цитировал Фаррахов пост Морозова на «Фейсбуке».

Одним же из завершающих вопросов встречи стала тема возможных боевых действий и открытых конфликтов в условиях все обостряющихся отношений России с Западом. Парламентарии все как один заверили молодежь, что ухудшение отношения к нашей стране не может не вызывать беспокойства, но «войны не будет точно».

Фото: kpfu.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Мюллер)))
16.03.2018 08:36

Секрет успеха Олега Морозова на политическом поприще это его удивительная способность прогибаться)))

  • Анонимно
    16.03.2018 08:21

    Темы не раскрыты: как, почему, отчего...

    • Анонимно
      16.03.2018 08:27

      Всё то, что скажет депутат Морозов ежедневно трубят по ТВ, он озвучивает официальную позицию и не более.

      • Анонимно
        16.03.2018 08:39

        Байки какие то, без привязки к сегодняшним реалиям.

        • ПутчДемона
          16.03.2018 13:23

          три рассказа на миллион жителей. Удача да и только. Выходит живи и жди удачу: окажешься ли ты в нужное время в нужном месте рядом с нужным человеком?

  • Анонимно
    16.03.2018 08:25

    Как мало в смыслах сказанного
    И возможно мало и в смысле работы этих людей

    • Анонимно
      16.03.2018 17:48

      Смысла нет и в получении ими такой большой зарплаты. Самодовольные болтуны!

  • Мюллер)))
    16.03.2018 08:36

    Секрет успеха Олега Морозова на политическом поприще это его удивительная способность прогибаться)))

    • Анонимно
      16.03.2018 09:21

      Это "способность" присуща всем политикам...

      Иначе они вынуждены принимать в качестве "псевдонима" фамилию начальника тайной государственной полиции)))

      • Анонимно
        16.03.2018 10:35

        ))) Спасибо я оценил Ваш юмор. Но все таки в истории достаточно примеров политиков которые в основном придерживались своей линии а не демонстрировали чудеса "гутаперчивой девочки" при каждом новом флаге

        • Анонимно
          16.03.2018 14:11

          10.35. 18 лет уже флаг один, поэтому нет необходимости перебегать из лагеря в лагерь.

    • Анонимно
      16.03.2018 11:26

      Он не прогибается, а просто колеблется вместе с генеральной линией партии.
      Разница есть!

    • Анонимно
      16.03.2018 12:28

      Похоже, в 2005 он и прогнулся при решении языкового вопроса. Между прочим, тогда на встрече с федералами Шаймиев вдруг заговорил о митингах националов в 90-е. "Забыли, так можем напомнить".. Речь Шаймиева транслировалась он-лайн. Кто слышал, помнят, но не Морозов. Неужели у него такая короткая память?

      • Анонимно
        16.03.2018 14:14

        12.28. Да, в 2005 году татарстанские депутаты в ходе обсуждения законопроекта прогнулись: ФЗ о ликвидации нац.-регион.компонента образования в 2007 году был принят.

    • Анонимно
      16.03.2018 13:35

      08:36 В точку! Вот про всех морозовых:...Тот, кто борется за коммунизм, должен уметь вести борьбу и прекращать её, уметь говорить правду и умалчивать о ней, верно служить и отказываться от службы, выполнять и нарушать обещания, не сворачивать с опасного пути и избегать риска, быть известным и держаться в тени

    • Анонимно
      16.03.2018 14:08

      8.36. Это называется гибкостью, дипломатичностью, умением держать паузу, взять тайм-аут - без них нет карьерного политика.

  • Анонимно
    16.03.2018 08:42

    Результаты работ этих деятелей мы каждый день на себе испытываем.

  • Анонимно
    16.03.2018 08:59

    Наши депутаты только и могуг байки рассказывать и зарплату по получать. Других талантов не замечено.

  • Анонимно
    16.03.2018 09:37

    Пусть не тешат себя, что они успешные люди. Успешные люди с точки зрения Аллаха-это люди , которые другим плохо не делают. А эти взбирались на должности через отрицание Аллаха.

  • Анонимно
    16.03.2018 09:39

    Так называемые лидеры прошлой эпохи!

  • Анонимно
    16.03.2018 10:17

    Мдя....... Совсем оторвался от жизни. А ведь, вел у нас в КГУ семинары. Был вполне современным и передовым. Все таки надо их всех отправлять на пенсию. Сидят и штаны протирают- толка нкакого.

  • Анонимно
    16.03.2018 10:44

    Сказочники. Из другой реальности. Даже читать до конца не стал.

  • Анонимно
    16.03.2018 11:26

    скоро тридцать лет одни и те же лица, одни и те же политики. вы забыли как сами критиковали засилье стариков в политике? Освободите место молодым. Дайте вздохнуть молодежи. от вашего старперовского дыхания уже тошно

  • Анонимно
    16.03.2018 11:57

    Да.....от пропаганды и продвижения Научного коммунизма как ярого коммуниста, зав отдела обкома КПСС в либеральные рыночники и продвижения капиталлистической идеологии.... Это путь достойный ! Это как нужно изворачиваться, либезить, прогибаться, что бы удержаться так долго на плаву! И постоянно вещать " истину" которую тебе толкают в зад и ты так славно потом отрабатываешь получая очень солидные деньги( на память всплывают откровения жены Морозова о бассейнах, шикарных аппертаментах бывшего ярого коммуниста. Прямо пролетарская архаика).Теперь понятно вам молодежь кто у нас там наверху???? Учитесь, ...прогибаться,лизать,подличать....и вам откроются все двери всех кабинетов! Такова Россия и будущее у нее в тумане! Если такие руководители читают молодежи наставления!!!!

  • Fandas Safiullin
    16.03.2018 14:51

    Все 4 года моего депутатства в 3-м созыве Госдумы прошли под руководством Олега Викторовича Морозова в депутатской группе «Регионы России» (Союз независимых депутатов)» («РГ»). По статусу — это то же самое, что партийная парламентская фракция. Среди других фракций и групп, «РГ» была самая демократичная.
    Ради большей ясности напомню, чем занимаются фракции ГД на своих заседаниях. Они обсуждают, в основном, повестку дня предстоящего пленарного заседания ГД, и определяются, как фракция будет голосовать за тот или иной законопроект.
    Были там, и при нашем созыве фракции, которые получали из-за высокого красного кирпичного забора готовую «партитуру» голосования. Она доводилась до руководства фракций — от него к депутатам и «дежурному» депутату-«дирижеру». Работа «дирижеров» в зале, наверное, всем знакома. От членов фракции требовалось лишь послушное исполнение исполнение их жестикулярных сигналов к нажатию той или иной кнопки.
    В нашей группе «Регионы России» (Союз независимых депутатов) всегда всё было по-другому. Спорили, пока не приходили к одному из двух вариантов решения: 1) поддержать законопроект всей группой, или, если не пришли к единому мнению, 2) свободное голосование, то есть каждый за себя. На заседаниях только нашей группы «Регионы России» (Союз независимых депутатов) всегда был неограниченно свободный обмен мнениями по самым острым вопросам при теплой деловой атмосфере. Никакого начальственного диктата или попытки давления, ни малейшего тона раздражения по поводу не согласия с мнением большинства или даже с официальной позицией Большого Начальника. У нас не было ни ссор, ни внутрифракционных интриг.
    Олег Морозов был лучшим руководителем парламентской фракции.
    Все 4 года он спокойно терпел меня и ни разу не изменил свое товарищеское уважительное отношение ко мне. И, в первую очередь, за это, за то, что он спокойно терпел меня, был благодарен тогда и остаюсь благодарным Олегу Викторовичу.

    • Анонимно
      17.03.2018 06:10

      результаты деятельности в наших кошелках. 28 лет строили строили капитализм и в результате народ как был нищим так и остался

  • Анонимно
    16.03.2018 15:14

    Наглость -второе счастье.А формула успеха подобных людей а их очень много и в РТ и в России это вовремя образно говоря переобуваться при разных режимах и становиться на позиции правящей партии.

  • Анонимно
    16.03.2018 15:16

    14:51.Вы и тогда и сейчас делаете одно дело.Бывших партработников не бывает.

  • Анонимно
    16.03.2018 15:41

    Меня всегда удивляет, с какой легкостью осуждаются и обсуждаются наши политики людьми, далекими от политики! Такими как Олег Морозов гордиться надо! Умница, никогда не изменял своим взглядам. Кстати, семинары он вел не по научному коммунизму...ГОРЖУСЬ своим УЧИТЕЛЕМ! Прекрасный педагог, ученый, демократ. Автор очень старался изобразить всю встречу как пустое мероприятие, и отзывы, похоже, приветствуются только против участников встречи... Сафиуллина трудно "заткнуть", это личность и большой политик. Спасибо ему за честное отношение к Олегу Викторовичу! Похоже, политики, наподобие Жириновского, которые налево и направо орут и матерятся,лучше интеллигентных, сдержанных политиков.

  • Анонимно
    16.03.2018 16:51

    В республике столько лет принуждали и до сих пор принуждают к изучению неродного национального языка, столько нарушений нашли. Экзамен был в 9 классе, дете в 10 класс не брали. Он что, слепоглухонемой?

  • Fandas Safiullin
    16.03.2018 19:07

    «В республике столько лет принуждали и до сих пор принуждают к изучению неродного национального языка, столько нарушений нашли».

    Успокойтесь уже, наконец!
    Под прикрытием «освобождения» от преподавания в школах Татарстана второго государственного языка республики добились своего — уничтожения татарских школ, всей татарской национальной системы образования.
    Вам победа, нам — десяткам коренным народам — невиданное в истории (не только России) национальное унижение путем силового вторжения в душу народа — в родной язык, опущенный до уровня необязательного школьного факультатива по письменному заявлению.
    А самой России — раскол единства народов, расшатывание и лишение десятков миллионов ваших сограждан чувства Родины
    Радуйтесь и празднуйте победу, если это для вас праздник: никто вам не мешает. Если уж неспособны подумать о неизбежных последствиях вашей «победы» для страны. Такие «победы», они одни — без последствий — не ходят.

    Можете по отдельности праздновать все основные этапы вашей «победы» над родным языком татар. Напомню их вам:

    1.Лишение татарского народа (в 2002 году, федеральным законом!) его права быть хозяином своего родного письменного языка, права на выбор букв алфавита. 
    2. Закрытие сотен татарских сельских школ в Татарстане под видом «оптимизации» в 2005-2007 гг.
    3. Ликвидация федеральным законом № 309 национального и школьного компонентов государственного образовательного стандарта общего образования в 2007 году и исключение всех изучаемых в рамках этого компонента родного языка и литературы, национальной культуры и истории народов. Они остались вне защиты закона. Так называемые, ФГОСы это лишь произвольным одолжением на усмотрение Минобраза РФ. 
    Закон № 309 явился смертным приговором национальным школам.
    В итоге, массовый переход национальных школ на русский язык обучения.
    4. Разгром татарско-турецких лицеев как лучших образовательных учреждений республики (2007-2008 гг.). Их выпускники выходили со знанием 4-х языков: татарского, русского, английского и турецкого. Успешно «пробивали» любые конкурсы в самые «модные» ВУЗы.
    5.Запрет ЕГЭ на родных языках, на языках обучения для национальных школ, как добивание национальных школ и гимназий. Цель: окончательное добивание национальных школ.
    6. Установление нормы ЕГЭ по русскому языку для национальных школ на уровне родного языка для русских школ, то есть принуждение к отказу от родного татарского языка (ради продолжения учебы). 
    7.Прекращение подготовки учителей для татарских школ. С целью необратимости уничтожения национальной системы образования.
    8.Лишение республик права на издание своих учебников для национальных школ. 
    9.2017 год как завершающий этап: прокурорские рейды по школам, силовая «зачистка» школ Татарстана от «лишних» часов «никому не нужного» татарского языка. 

    • Анонимно
      16.03.2018 20:26

      Закрытие сотен татарских сельских школ в Татарстане под видом «оптимизации» в 2005-2007 гг.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375609
      Это не только в РТ, а по всей России. Причина проста: в сельских школах элементарно не было учителей. И, в итоге, в школе, где учатся несколько десятков человек (с 1 по 9 класс, считай, меньше 10 в классе), преподавали случайные люди. Получалось, что трудовик ведёт алгебру и географию. Преподаватели начальной школы учили выпускников. о каком качестве образования можно говорить в этом случае? Да, укрупнили, и это было неизбежно.

      • Fandas Safiullin
        17.03.2018 10:58

        В Татарстане "оптимизация" стало частью уничтожения национальной системы образования. Учителей хватало.
        "Обоснованием" уничтожения единственного татарского ВУЗа - Татарского гуманитарного института в 2005 году стало "избыток педегагических кадров".

        • Анонимно
          17.03.2018 21:06

          Эти кадры - по татарскому языку, и старались они попасть исключительно в Казань. Я Вас уверяю, математики-физики-химики отказывались ехать в деревни, несмотря на льготы-блага и т.д. А распределения сейчас нет. Рычагов нет.

    • Анонимно
      16.03.2018 21:26

      Отмена обязательного татарского языка отнюдь не означает его ущемления. Наоборот, такой шаг имеет только позитивные последствия. Во -первых, татарский язык сейчас дети учат с большим желанием, если, конечно, они (или их родители) выбрали язык сознательно, без нажима со стороны. Во-вторых, после взрыва родительского возмущения наконец-то началась реальная работа по совершенствованию методик преподавания татарского языка, разработан неплохой учебник "Салам", у многих татар заметно повысился интерес не только к языку, но и к национальной культуре в целом. В -третьих, родительское сообщество наконец-то успокоилось после введения принципа добровольности изучения татарского языка, стабилизировалась обстановка в школах и , судя по форумам, значительно снизился градус агрессии в обществе, по крайней мере, по языковому вопросу. Правда, есть исключения в виде Ваших пространных, но очень однообразных высказываний, поэтому не обижайтесь, пожалуйста, я их минусую, не читая - все уже знакомо до боли. Полагаю, что и Вам нужно успокоиться. Все к лучшему в этом лучшем из миров .

      • Fandas Safiullin
        17.03.2018 11:59

        Можете тоже не читать, но отвечу. Минусуйте хоть сотней минусов.

        1.«Отмена обязательного татарского языка отнюдь не означает его ущемления»

        Для кого русский язык это его родной язык и для тех бывших татар, кто добивался изгнания татарского языка из школ Татарстана — ДА! Не ущемляет.

        2.«Наоборот, такой шаг имеет только позитивные последствия».

        Попробуйте, на досуге, представить добровольный факультативный статус вашего русского родного языка по письменному заявлению и его «позитивные последствия». Желаю почувствовать все прелести «позитива».

        3.«Во -первых, татарский язык сейчас дети учат с большим желанием, если, конечно, они (или их родители) выбрали язык сознательно, без нажима со стороны».

        А почему, по-Вашему, для преподавания родного татарского языка от татар требуется «сознательный выбор», а для преподавания родного русского языка от русских граждан этот «сознательный выбор» не требуется. Достаточен «нажим со стороны» Конституции и законов государства?.

        4.«Во-вторых, после взрыва родительского возмущения наконец-то началась реальная работа по совершенствованию методик преподавания татарского языка, …

        «Родительским возмущением» против плохой методики прикрывалась конечная цель провокации — завершение 15-летнего процесса изгнания татарского языка из школы как второго государственного языка республики и полного уничтожения школьного образования на родных нерусских языках. Достигнута именно эта главная цель.

        5.«... у многих татар заметно повысился интерес не только к языку, но и к национальной культуре в целом».

        Так точно! Жесткий 15-летний накат на татарский язык, завершившийся солдафонским силовым вторжением в его родной язык, то есть в душу народа — пробудил у большинства татар дремлющий инстинкт национального самосохранения в условиях жесткого языкового диктата. Спасибо. Помогли. Убиванием национальных школ убить татарский язык не удастся.

        6.«В -третьих, родительское сообщество наконец-то успокоилось после введения принципа добровольности изучения татарского языка, ... значительно снизился градус агрессии в обществе, по крайней мере, по языковому вопросу».

        Тоже верно подметили. Добились своего, успокоились и, естественно, градус агрессии против татарского языка снизился.

        7. «Полагаю, что и Вам нужно успокоиться».

        Хотелось бы. Но как можно успокоиться, когда остаются в силе все перечисленные мной формы жесткой дискриминации школьно-языковых прав моего народа :
        - татарские школы с преподаванием на татарском языке и сама система татарская национальная образования — УНИЧТОЖЕНЫ;
        - вся школьная система в РФ приведена к единому стандарту без национального компонента, как смертный приговор национальным школам;
        - изучение родных нерусских языков оставлены вне защите закона — лишь на ведомственное усмотрение Минобраза РФ;
        - запрещены экзамены на родном нерусском языке обучения — как приведение в действие смертного приговора национальным школам;
        - происходит принуждение к отказу от родных нерусских языков путем установление нормы ЕГЭ по русскому языку для национальных школ на уровне родного языка для русских школ;
        - уничтожена система подготовки учителей для национальных школ - как гарантия необратимости уничтожения национальной системы образования.


  • Анонимно
    17.03.2018 08:26

    Друг из Татарстана рассказывал, как его, этнического татарина, но из чисто русскоязычной семьи, в 70-80-е годы заставляли учить татарский язык, а он ему ну никак не был нужен, поскольку жить он собирался в Сибири. И живёт, кстати.

    • Анонимно
      17.03.2018 14:00

      Я с Вами не согласен. Я этнический татарин из Сибири, и я считаю и большинство моих земляков считают, что знание татарского языка нам жизненно необходимо. Несмотря на многочисленные обращения родителей и целых сообществ татарские школы с преподаванием на татарском языке и сама система татарская национальная образования
      уничтожена. Дальше повторяться не буду, читайте выше у Фандаса Сафиуллина, правильно все сказано.
      Вы говорите что Ваш знакомый татарин не знает татарского языка "И живёт, кстати". На это хочется сказать, что 80 % моих знакомых, этнических русских, не знают русский язык (ЕГЭ они никогда бы не сдали даже на оценку три) и живут, кстати.
      Если жить по Вашему принципу то очень скоро и русский язык никому не будет нужен. Так, что рано радуетесь.

      • Анонимно
        17.03.2018 16:08

        Язык-это всего лишь средство передачи информации. Общения. Языки меняются. И попади мы на пару веков назад,с трудом будем понимать говорящих на том же,вроде бы,языке. И это нормально.

        • Fandas Safiullin
          17.03.2018 18:22

          «Язык-это всего лишь средство передачи информации. Общения».

          Нет! Не путайте язык народа с бездушным машинным языком.

          Язык — это сердце и душа народа!
          Давно подмечено:
          «Нападать на язык народа, значит нападать на его сердце».
          Генрих Лаубе, немецкий писатель (1806-1884)

          «... недаром многострадальные народы, перенося самые страшные удары судьбы, не могут лишь перенести погибели родного слова».
          Н. А. Котляревский (1863-1925), историк литературы

          «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».
          Это Евангелие — главная книга христианства!
          Такими словами в ней обозначена божественность Слова и первичность первых Слов при сотворении мира. Следовательно, его неприкосновенность как Божественного «авторского права».

          Направляя к людям пророков как своих полномочных представителей на Земле, Всевышний Аллах давал каждому из них разные поручения. Пожалуй, самым ответственным оно было у пророка Адама.
          Аллах наделил Адама знанием всех языков и названий всех вещей (аль-Бакара 2/31). Затем Аллах устроил экзамен ангелам, потребовав озвучить названия этих вещей. Но ангелы не справились с заданием и Аллах сказал: «О, Адам! Поведай им об их именах» (аль-Бакара 2/33), после чего Адам назвал ангелам все эти названия и имен. То есть по личному поручению Аллаха пророк Адам научил самих ангелов всем языкам!
          Вот на каком уровне при сотворении мира и человечества решался языковой вопрос!
          Только на самом высшем — на Божественном!
          На том же уровне он должен решаться и сегодня, а не на прокурорском. Никто не вправе вторгаться в чужой родной язык и диктовать: как говорить, как какими буквами писать; как изучать и сохранить. Никто, кроме хозяина своего родного языка!
          Каждый народ неприкосновенный хозяин своего родного языка.

          • Анонимно
            17.03.2018 21:08

            Извините, я атеист, и Ваши аргументы не приемлю.

          • Анонимно
            17.03.2018 21:45

            Все примеры из такой глубокой старины... Сейчас прогресс, и оставаться в прошлом нельзя.

            • Fandas Safiullin
              19.03.2018 13:36

              1.«Извините, я атеист, и Ваши аргументы не приемлю».

              2. «Все примеры из такой глубокой старины... Сейчас прогресс, и оставаться в прошлом нельзя».

              «Мои» аргументы — это не МОИ аргументы!
              Священные книги можно читать и по-атеистически, с почтением, как завоевавшие умы народов сочинения мудрецов. Разве не поразительно, что умные люди и давно до нас обожествляли СЛОВО и названия вещей на разных языках, то есть сами языки?
              Если бы те мудрецы были безбожниками, то они тоже, как мудрецы, «обожествляли» бы языки — как величайший дар их безбожной атеистической природы.

              Преклонение СЛОВОМ, перед языками народов Земли — это одна из вершин очеловечения человека, одна из высших точек развития Разума.
              А покушения на древние самобытные языки народов Земли — это рецидивы одичания и деградации отдельных отсыхающих «ветвей» цивилизации. В виде опасных — для всей цивилизации — метастазов злокачественного РЕГРЕССА и разложения.
              С точки зрения разрушителей, любой регресс — это прогресс (в деле разрушения и распада).

      • Анонимно
        17.03.2018 18:55

        Как быстро однако появился этнический татарин и именно из Сибири и он сразу со всеми НЕ согласен.

        Может написать что я этнический татарин из Москвы и что мне татарский взамен национального русского не нужен. :-)

        Этнических русских не бывает. Русский это не этническая принадлежность.

        Не знаю где вы нашли 80% представителей русской нации, которые настолько безграмотны что не могут сдать ЕГЭ. Это относиться только к молодёжи пострадавшей из-за Фурсовщины. Ещё хлебнём с ними горя.

        А вот то что без знания национального русского языка невозможно осуществлять трудовую деятельность в самом широчайшем профессиональном спектре и содержать национальную экономику это факт.

        Поэтому с национальным русским всё будет в порядке.

        Поэтому пока порадуемся на своём веку.








        • Анонимно
          17.03.2018 19:20

          Вы хоть понимаете о чем разговор ? Никто не говорит что русский язык не нужен !! Мы говорим о равноправии языков ! Каждая нация должна иметь возможность учить родной язык , разговаривать на своем родном языке начиная с яслей , соприкасаться со своей культурой , сдавать ЕГЭ на своем родном языке , поступать в вузы , где обучение на его родном языке ! Выбор должен быть за нами !! Не решайте за нас !!! Каждый должен решать сам за себя и нести ответственность за свои поступки !!

          • Анонимно
            17.03.2018 20:03

            Вы не представляете насколько я понимаю о чём разговор !!! очень понимаю.

            Во-первых у НАЦИЙ нет родного языка. У НАЦИЙ есть свой НАЦИОнальный язык.
            Родной язык есть только у этносов.
            Во-вторых не может быть равноправия у национального языка и языка этнической самобытности.
            Это два разных типа языков, существующих в разных реальностях.
            И содержать их не сопоставимые по численности людские группы !!!

            В-третьих хотите соприкасаться с своей этнической культурой, сдавать ЕГЭ на своём родном языке. Этнические ВУЗы. ПОЖАЛУЙСТА. НАЗДОРОВЬЕ. НО ТОЛЬКО ЗА СВОЙ СЧЁТ !!!!

            Не решайте за нас как нам распоряжаться своими деньгами в своём кармане !!!!

            Действуйте исходя только из средств своего кармана !!!

          • Анонимно
            17.03.2018 21:11

            Тут уже много раз говорилось, но ещё раз напишу. Вы путаете нации и национальности (этносы). Нация у нас - российская, в США - американская и т.д. А национальности: русские, татары, чуваши, марийцы, якуты, тувинцы...

          • Анонимно
            17.03.2018 21:13

            Каждая нация должна иметь возможность учить родной язык
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375609
            Да без проблем!!! Кто вас лишил этого права? Пожалуйста!
            И ведь вы не поднимаете вопросы нац. образования, вернее, трактуете их очень своеобразно: все в РТ должны изучать татарский язык. Всё! Никаких других конструктивных или не очень конструктивных предложений нет.

          • Анонимно
            17.03.2018 21:15

            Вводите ИНА - итоговую национальную аттестацию, просите, предлагайте. ЕГЭ на татарском языке не может быть по определению: Е - единый Г - государственный (т.е. на территории всего государства России).

            • Fandas Safiullin
              19.03.2018 14:05

              «ЕГЭ на татарском языке не может быть по определению: Е - единый Г - государственный (т.е. на территории всего государства России)».

              Экзамен — это итоговая форма оценки ЗНАНИЙ.
              Единая «на территории всего государства России» норма знаний не означает, что качество и полноту этих знаний способен выразить лишь русский язык, что на других языках — они ложны.
              Считая так, Вы глубоко ошибаетесь, представляя, например, таблицу умножения верной только на русском языке.
              Хотите верьте, не хотите — нет, но верность формулы 2 х 2 = 4 и всей таблицы, а так же всех формул, теорем и их доказательств абсолютно не зависят от языка их озвучивания или письменного описания!
              На татарском языке можно изложить все нормы ЕГЭ.
              ЕГЭ на татарском, башкирском, чувашском и на других языках коренных народов «не может быть по определению лишь тем, кто « по определению» считает, что Россия — она для русских.

              • Анонимно
                19.03.2018 19:47

                Математика -не только цифры,но и слова. А языков почти 200 в РФ! Не будет объективности в оценивании экзаменуемых.

        • Анонимно
          17.03.2018 21:40

          И молодёжь разная была, есть и будет. И в 70-е, и в 80-е хватало "грамотеев".

        • Анонимно
          18.03.2018 14:31

          "Этнических русских не бывает. Русский это не этническая принадлежность" - глупость пишешь. Причём оскорбительную для русских.
          Русский - это именно этническая принадлежность. Более того, - исключительно этническая принадлежность - моя, например, моих сородичей. А если ты не мой сородич (т.е. нерусский), то и не твоё это дело - решать за меня вопросы моей этничности и содержание этой самой этничности. Короче говоря, не примазывайся к русским и не решай за нас. То, что ты хотел сказать, в действительности называется иначе - россиянин, т.е. коренной житель России (русские и прочие народы России, территория которых находится в пределах страны). Это и есть название нашей политической нации - россияне. А уж составляющие эту нацию этносы (любого вида - русская нация, татарский народ или эвенкская народность) - это немного другое. Русский - именно этнос.

      • Анонимно
        17.03.2018 21:43

        и я считаю и большинство моих земляков считают, что знание татарского языка нам жизненно необходимо
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375609
        Жизненно необходимо... Громкие слова. Особенно эта психологическая уловка "большинство...считает". Ваше утверждение бездоказательно и голословно, Вы уж извините.
        Если необходимо: изучайте, применяйте.
        А как быть с теми, кто, живя в РТ, считает, что им жизненно необходимо изучение русского языка в объёмах, предусмотренных для всех остальных российских школ?

      • Анонимно
        17.03.2018 21:44

        80 % моих знакомых, этнических русских, не знают русский язык
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/375609
        Сочувствую Вам - такой контингент у Вас в круге общения...

      • Анонимно
        17.03.2018 22:07

        24.00 Если Вам жизненно необходим татарский язык, то в Татарстане существуют все условия для его изучения. 740 национальных школ из 1800 существующих в республике., 70 национальных школ в Казани из 170 образовательных учреждений в Казани. 4 варианта ФГОСа, из них 3 и 4 предусматривают углубленное изучение татарского языка, а ФГОС № 5 - полностью обучение на татарском языке. Выбор, как видите, довольно широк. Единственное, чего сейчас нет - это принудительного обучения русских детей татарскому языку. Для них тат.язык как неродной - только по желанию. Скажите, для развития татарского языка и культуры так ли необходимо заставлять русских детей его изучать из-под палки? Может, татарам сами лучше развивать, изучать и внедрять свой язык бех принуждения других наций?

  • Анонимно
    17.03.2018 20:29

    Никто не вправе вторгаться в чужой родной язык и диктовать: как говорить, как какими буквами писать; как изучать и сохранить. Никто, кроме хозяина своего родного языка!
    Каждый народ неприкосновенный хозяин своего родного языка.

    • Анонимно
      17.03.2018 21:39

      Никто Вам не мешает говорить на каком угодно языке. Можете русский язык не изучать. Только, извините, проехав 300 км, или того меньше, Вас не поймут.

    • Анонимно
      17.03.2018 22:14

      20.29 Согласны. Сохраняйте свой неприкосновенный татарский язык, развивайте его, будьте хозяевами татарского языка. Но при чем здесь русские дети?? У них-то родной язык - русский.

      • Анонимно
        20.03.2018 16:09

        А причем здесь мы, изучайте свой русский язык спокойно

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen