Банки 
29.03.2018

Михаил Хазин: «ЦБ практически запрещает банкам кредитовать реальный сектор»

После окрика президента идея правительства России повысить налоги, в том числе налог на доходы физических лиц, вроде бы заглохла. Но...

По либеральным догмам, государство ничего не должно делать — все организует «невидимая рука рынка». А инвестиции, в соответствии с принципами вашингтонского консенсуса, могут быть только долларовыми, из-за рубежа. При такой политике никакое развитие невозможно, экономика гибнет, население нищает. А социальная программа, провозглашенная Владимиром Путиным, требует денег. Поэтому либералы намереваются взять их у нас с вами.

Михаил Хазин Михаил Хазин

ЧЕМ ПЛОХА ИНФЛЯЦИЯ И ДЛЯ КОГО?

Все мы слышали о планах правительства повысить налоги, в том числе налог на доходы физических лиц. Вроде бы, после окрика Президента, эта идея заглохла, но я абсолютно уверен, что она возникнет снова. Просто потому, что эта идея абсолютно укладывается в либеральные концепции той группы, которая монополизировала разработку финансово-экономической политики в нашей стране и которая категорически отказывается не то что делать, но даже думать в тех направлениях, которые противоречат их концепциям.

Прежде всего, базовой установкой либеральных подходов является примат «невидимой руки рынка». То есть, по мнению либералов, государство не должно заниматься стимулированием экономического роста, но лишь отвечать на те эксцессы, которые могут возникать из-за рыночной стихии. Одним из таких вызовов является рост инфляции. 

При этом либералы не знают и не понимают, что инфляция — это сложный набор различных эффектов, которые приводят к одному результату: росту цен. В частности, инфляция бывает монетарной (из-за избытка денег в экономике) и инфляцией издержек (из-за роста транзакционных издержек, в том числе из-за нехватки денег в экономике). Я хорошо помню, как идейный лидер нынешних экономических либералов Кудрин, в бытность свою министром финансов, с пеной у рта доказывал, что инфляция бывает только монетарной. В то время как даже в рамках официальных внутренних процедур правительства были документы, прямо доказывающие, что это не соответствует действительности.

Теперь вопрос: а чем так плоха инфляция?

А дело в том, что единственной научной базой для построения экономической политики у российских либералов является так называемый вашингтонский консенсус, который говорит о том, что единственным источником развития для России могут быть иностранные (долларовые) инвестиции. А «инвесторы» идут в Россию только при условии «финансовой стабилизации», суть которой — низкая инфляция и бездефицитный бюджет. 

Но уж коли идеологические догмы говорят о том, что главной причиной инфляции служит избыток денежной массы, то, значит, денежную массу нужно сокращать. А сокращение денежной массы ведет к тому, что падает монетизация экономики (отношение денежного агрегата М2 к ВВП), который у нас сегодня около 40%, при норме около 100%. А если монетизация низкая, то растут транзакционные издержки, в частности, реальная стоимость кредита относительно нормальной рентабельности бизнеса. По-простому: если стоимость кредита 15%, а доходность бизнеса 20%, то кредит имеет смысл брать. А если доходность бизнеса 3%, а кредит — 8%, то брать кредит бессмысленно, поскольку плата за проценты съедает всю рентабельность. Хотя формально — процент за кредит во втором случае меньше, чем в первом.

ДЕНЬГИ БУДУТ ОТНИМАТЬ У НАС

Так вот, проблемы нашей экономики в том, что ЦБ (руководствуясь принципами «вашингтонского консенсуса») практически запрещает банкам кредитовать реальный сектор экономики под необходимые проценты, как следствие, резко сокращается количество работающих предприятий и, соответственно, не платятся налоги. А либералы в Минфине и правительстве, не получив налоги, сокращают расходную часть бюджета.

Ну, на самом деле, не совсем. В реальности, они оставляют на счетах Минфина бешеные деньги (поскольку процедура их получения настолько усложнена, что бухгалтерии бюджетных предприятий просто не успевают их правильно оформлять), не говоря уже о тех миллиардах (триллионах в рублях), которые они перечисляют на счета западных «партнеров», видимо, в благодарность за то, что они снижают для Минфина расходы на обслуживание наших дипломатов за рубежом.  

Дальше начинается следующий этап эпопеи. Путин требует новых социальных расходов. Денег на них нет: налогоплательщиков в результате гениальной либеральной политики становится все меньше, партнеров обижать нельзя, тем более что они этих руководителей правительства и Минфина активно крышуют: хоть кто-нибудь из них в «список Магницкого» или под санкции попал? А что это значит? Что деньги нужно отобрать у нас с вами. Больше их взять неоткуда, еще раз повторю, партнеры — неприкасаемы! Ну, действительно, а вдруг если сократить наши резервы в долларах, партнеры обидятся и включат Дворковича или Силуанова в санкционный список?  

Но и прямо не выполнять поручений Путина нельзя, могут выгнать из правительства. Разумеется, это менее страшно, чем попасть в санкционный список, но все равно неприятно. Так что альтернативы нет — нам придется развязать кошельки. И ничего тут сделать нельзя: как показано выше, уж коли мы присоединились к «вашингтонскому консенсусу», нужно соблюдать его правила. Правда, можно, например, развивать экономику, но для этого как раз из «консенсуса» нужно выйти. Со всеми вытекающими. Не время, вроде, говорить, что именно за это проголосовал народ, но давайте смотреть правде в глаза: именно за это.

Так что слово за Путиным.  

Михаил Хазин
«Хазин.ру», 28.03.2018

Михаил Хазин — оппозиционный экономист, один из авторов теории современного мирового экономического кризиса.

Родился в 1962 году в Москве.

Окончил механико-математический факультет МГУ (специализация — «статистика»).

Работал в Академии наук СССР, в банковском секторе, в правительстве России. В 1997–1998 годах — заместитель начальника экономического управления президента России.

С 1998 — консультант.

С 2002 — президент компании экспертного консультирования «Неокон».

Совместно с Олегом Григорьевым и Андреем Кобяковым разработал теорию современного экономического кризиса.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.03.2018 10:02

Фёдор Иванович Тютчев
Напрасный труд!
Нет, их не вразумишь:
Чем либеральней, тем они пошлее;
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им её идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда,
Не слуги просвещенья, а холопы.

  • Анонимно
    29.03.2018 10:02

    Фёдор Иванович Тютчев
    Напрасный труд!
    Нет, их не вразумишь:
    Чем либеральней, тем они пошлее;
    Цивилизация для них фетиш,
    Но недоступна им её идея.

    Как перед ней ни гнитесь, господа,
    Вам не снискать признанья от Европы:
    В её глазах вы будете всегда,
    Не слуги просвещенья, а холопы.

  • Анонимно
    29.03.2018 10:23

    «Фракция КПРФ внесла в Думу законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ»
    http://www.interfax.ru/russia/605802
    НДФЛ в размере 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. рублей в год.

    от 100 тыс. рублей до 3 млн рублей в год ставка составит 5 тыс. рублей в год плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс. рублей.

    от 3 млн рублей до 10 млн рублей должны облагаться налогом в размере 382 тыс. рублей в год плюс 18% от суммы свыше 3 млн. рублей.

    свыше 10 млн рублей в год должны подлежать разовой выплате в размере 1,642 млн рублей плюс 25% от суммы свыше 10 млн. рублей.

    Читаю и «плачу», стыдно за коммунистов 21века. Почему?

    Во-первых, представим, что законопроект коммунистов пройдёт, будет это ни как не раньше 1 апреля. МРОТ в России 9489руб., а с 1 мая будет 11163руб. следовательно, ни кто из работающих, уже сейчас не попадает под 5% НДФЛ!!

    Во-вторых, почему такая большая «вилка» от 100тыс. до 3 милл. 13% ? Фактически все лица с доходом до 3 милл., будут платить, как и прежде, 13%. Всё очень просто, посмотрите на сайте Государственной Думы доходы наших депутатов (рядовых) они составляют до 3 милл.руб.

    Критиковать хорошо, но нужно и что-то предлагать, не так ли?

    Лично я предложил бы так:

    - с годового дохода равного 24 МРОТ – НДФЛ не брать.

    - с годового дохода от 25 до 36 МРОТ - НДФЛ 4%.

    - с годового дохода от 37 до 49 МРОТ - НДФЛ 7%.

    - с годового дохода от 50 до 100 МРОТ - НДФЛ 10%.

    - с годового дохода от 101 до 150 МРОТ - НДФЛ 13%

    - с годового дохода от 151 до 300 МРОТ- НДФЛ 15%.

    - с годового дохода от 301 до 450 МРОТ – НДФЛ 17%

    - с годового дохода от 451 до 600 МРОТ НДФЛ 19%.

    - с годового дохода более 601 МРОТ – НДФЛ 20 %.
    Петр Восточный

    • Анонимно
      29.03.2018 10:40

      Чтобы эти налоги потом чиновники разворовали? И бизнесмены уходили в тень?

      • Анонимно
        29.03.2018 10:52

        И то и другое воровство. Или чиновник ворует или бизнесмен. Это то, что государство расписывается в своем бессилии.
        А.Поц.

    • Анонимно
      31.03.2018 09:20

      Тоже не понимаю, почему в условиях перманентной инфляции предлагаются конкретные базовые суммы? Уже через несколько лет основанные на них выплаты, налоги, штрафы становятся смехотворными или нелепыми.

  • Анонимно
    29.03.2018 10:23

    Очередной бред товарища! Товарищ не понимает как работает рынок, но хорошо понимает как жилось при совках. Он делает мине беременную голову! Какая инфляция, о чем этот?

    Улыбайтесь… завтра будет еще хуже…
    А.Поц.

  • Анонимно
    29.03.2018 10:24

    Бу Хазин тоже коммунистмы, һаман либераллар турында сөйли? Кейнсианство хакында да ишеткәне юк ахрысы, "либераллар фикеренчә дәүләт икътисадка тыкшынырга тиеш түгел" дигәч... Кыскасы, сәеррәк кеше.

    • Анонимно
      29.03.2018 11:30

      $

      Кейнс турында дәрес язасыз. Он и про предпочтение ликвидности также писал. Насколько же наша дохлая банковская система, в которой с 2004 года загнулось 622 банка, см. сайт АСВ, препятсвует увеличению вкладов в банках, и следовательно, снижению ставки процента. Эксперты считают, что из-за ненадежных банков спрос на наличные деньги (хранение под матрасом) вырос:

      "по словам гендиректора НАФИ Гузелии Имаевой, финансовая инфраструктура, за исключением госбанков, не создает ощущения надежности".

      "Наибольший рост показал сегмент накопления денег в рублях и хранения их в наличном виде, доля респондентов, отдавших предпочтение этому виду сбережений, выросла с 5% до 21% с 2015 года"

      Для сравнения: в Казахстане с 1999 года всего три банка ликвидировано и НЕТ ни одного случая забалансовых вкладов. Даже с поправкой на численность населения ситуация в Казахстане на несколько порядков лучше, чем у нас. В РФ только в 2016-2017 годах согласно данным АСВ 84600 случая забалансовых вкладов. Можно ли доверять такой банковской системе?

  • Анонимно
    29.03.2018 10:24

    "Так что слово за Путиным"

    Вот приедет барин...

  • Анонимно
    29.03.2018 10:37

    Ура-патриотизм приносит вред России и касается многих областей жизни. Ура-патриотизм вреден для политики - международный престиж России уронили до нуля. Экономика не получает иностранные инвестиции и новые технологии. Ура-патриотизм умудрился принести вред и спорту. Спортивный чиновник на букву "Мэ" хотел, чтобы Россия всенепременно победила на Олимпиаде в Сочи-2014 и поэтому стал химичить с допингами. Он хотел обеспечить победу любой ценой и этой победой хотел понравиться начальству и российским ура-патриотам. Поначалу вроде бы все удалось, но потом спецоперация с допингами была разоблачена. Пострадали многие спортсмены и весь российский спорт.

  • Анонимно
    29.03.2018 10:38

    достаточно посмотреть на фото, текст можно не читать

  • Анонимно
    29.03.2018 12:19

    хазин пиарщик хороший как экономист и прогнозер очень слабый

    • Анонимно
      29.03.2018 13:08

      Ну почему же? Дальше будет хуже, прогноз для России точнее некуда

  • Анонимно
    29.03.2018 13:05

    Тут один товарищ назвал это бредом. Это слишком мягкое слово.
    Этот бывший чиновник, обиженный что он выпал из элитной тусовки все время "несет пургу", как сказал бы Путин. Ругая либералов и либеральную политику, все видимо надеется что его обратно позовут...

    • Анонимно
      29.03.2018 14:22

      Хм...а Песков помница говорил, что Путин главный либерал...диссонанс однако

  • Как всегда - блестящая статья Михаила Хазина. Но.
    Уважаемый Михаил, мне кажется, не учитывает одну немаловажную особенность нашего бытия - НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ.
    Она пронзила все слои нашего общества - начиная от Президента Путина и региональных лидеров, заканчивая судьями, врачами, банкирами, постовыми милиционерами, клерками и народом.
    Да-да. и народом, в том числе - причём завидной по величине частью.
    Приведу пример. Задолженность населения по ЖКХ - примерно 1,2 трл. рублей. Закредитованность (цифры может быть не точные) около 10 трл. Причём около 6 трл. - это фактически токсичные кредиты населения, то есть большая вероятность того, что они окажутся в итоге невыплаченными.
    Недавно в Красноярске или Новосибирске наложили арест на Рендж Ровер одной дамы. Стоимость около 7 млн. При этом задолженность по ЖКХ около 180 тыс. рублей. Вдумайтесь - какая НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ чудовищная у людей?!
    Инвестиционные портфели многих банков - ТУХЛЫЕ, то есть фактически только на бумаге - обеспеченность их НУЛЕВАЯ, либо ЗАВЫШЕННАЯ.
    Российский БИЗНЕС - порочен. Ибо, кроме как НАЖИВА он ни о чём слышать не может. Систематическое изменение цен на товары и услуги в сторону завышения, за которым доходы население никогда не могут поспеть - ко всеобщему благосостояния тоже привести не может.
    Короче - куда не кинь, всюду клин. КРУГОВАЯ ПОРУКА И КРУГОВОЕ ВОРОВСТВО. В ИТОГЕ ВСЕОБЩАЯ РАЗРУХА.
    Что делать со всеобщей БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - никто не знает и ЗНАТЬ НЕ ХОЧЕТ.

  • Анонимно
    29.03.2018 15:07

    Вот не перестаю удивляться- а ведь Хазин с его бредовым потоком сознания на полном серьезе считается у нас важным экспертом, получает хорошие гонорары за свои "аналитические" статьи и обзоры.

  • кузяка
    29.03.2018 15:39

    Замонали со всех сторон. Красные придут-грабят, белые придут-грабят, зеленые придут-грабят. Куды бедному крестьянину(рабочему,служащему,инженеру) податься?

  • Анонимно
    29.03.2018 15:53

    И смех и горе от жадности наших чинуш.

  • Анонимно
    29.03.2018 18:49

    А «инвесторы» идут в Россию только при условии «финансовой стабилизации», суть которой — низкая инфляция и бездефицитный бюджет.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/377176

    Не понял, лучше иметь высокую инфляцию и дыры в бюджете?

  • Анонимно
    30.03.2018 13:27

    Все верно. У нас 13 лет успешно работающее предприятие. Но бизнес имеет сезонность. Товар дешевый и тоннажный. Весной выгодно закупить продукции побольше и скидки больше и проблема закрытия дорог не волнует - и нет опасности в зиму уйти с летним ассортиментом. Все уйдет. Это с середины лета нужно очень аккуратно покупать. Чем больше возьмешь тем лучше но есть опасность не продать. Нам создал серьезные проемы по оборотке ТФБ, и необходимость из за новых касс сменить все програмное обеспечение начиная от 1С до операционных систем а из за них компьютерый парк. Этой зимой Три месяца бились в банках по поводу кредита. Я -Директор предложил в залог квартиру (все документы в порядке, там никто не прописан - была куплена как вложение денег). Не дали. Мы обошлись. . Почти все поставщики пошли на встречу предоплата 50 % отсрочка два месяца но на самом деле мы закроем быстрее. Например в 2017 году с 1 апреля до 15 мая мы продали 120% складских запасов.
    Нам надо было +3 миллиона ( у нас годовой оборот 60). Читая как сотни миллионов кредитов уходят на всякие авантюры просто зло берет. Особенно когда понимаешь что поддержать уже работающий живой бизнес правильнее чем прожект.
    Я в шоке. Ни я лично ни мой бизнес ни разу в жизни не брал кредит или что то подобное (овердраф итд). И вот выяснил - как это. В одном банке мне лично как физику отказали т.к. у меня нет кредитной истории. Ну тет у меня опыта лечения венерических болезней - мне что теперь за дамами не ухаживать?
    Я думаю что область кредитов давно стала нечтом вне экономики.
    Дать кредит в миллиард - проще (и выгоднее когда идет % на лапу) чем 1000 по миллиону. А что потом банк разорится - так он же не свои деньги профукает а чужие и никому за это ничего не будет. а % с миллиарда в кармане.
    В своей сути вся банковская система это глобальное мошенничество тщательно отработанное за 500 лет.
    Международные финансовые системы спрут-солитер который жрет этот мир.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль