Общество 
3.05.2018

Альфинур Галиакберова: «Не буду лукавить – уровень университета должен быть намного выше»

И. о. ректора челнинского университета о дефиците школьных педагогов, взяточничестве и любви к городу и КАМАЗу

Набережночелнинский педуниверситет не планирует вхождение в состав КФУ и будет развиваться самостоятельно — об этом в интервью «БИЗНЕС Online» заявила Альфинур Галиакберова, в феврале вставшая у руля вуза. Бывший главный финансист автограда также рассказала о том, какие новые учебные программы появятся в вузе, какова стратегия его развития и сколько учителей не хватает сегодня в школах Челнов.

Альфинур Галиакберова: «В педагогическом образовательном пространстве всегда существовала и будет существовать здоровая конкуренция. Мы как классический педагогический вуз на этом рынке держим уверенное первенство» Альфинур Галиакберова: «В педагогическом образовательном пространстве всегда существовала здоровая конкуренция. Мы на этом рынке держим уверенное первенство»

«ТРОЕЧНИКИ В НАШ ВУЗ ПРИ ВСЕМ ЖЕЛАНИИ НЕ МОГУТ ПОСТУПИТЬ»

— Альфинур Азатовна, вы недавно встали у руля Набережночелнинского государственного педуниверситета, а в городе уже родилась масса слухов. И первый из них в соцсетях — о том, что в НГПУ намечаются сокращения.

— Сразу вам скажу, что это не так. Речь идет о сокращении тех структур, которые мы переводим на аутсорсинг. И эти люди в основном относятся к вспомогательному персоналу. Что касается профессорско-преподавательского состава, то преподавателей, не имеющих ученой степени, мы переводим в проектные группы и привлекаем для работы в институте дополнительного профессионального образования и переподготовки.

— Честно говоря, первая мысль была о том, что намечается некое слияние с КФУ. О присоединении к нему тоже часто говорят.

— В этом вопросе я буду категорична! НГПУ на сегодняшний день самостоятельный федеральный вуз, причем классический педагогический университет. Минобрнауки заинтересовано в развитии педагогических классических университетов. Такая точка зрения недавно была озвучена министерством образования и науки РФ. Так что педагогические вузы будут только укрепляться и развиваться.

Более того, на сегодняшний день остро стоит вопрос комплектации школ учителями-предметниками. Дефицит педагогов только по школам города Набережные Челны составляет порядка 286 человек. Аналогичная ситуация наблюдается и в районах республики. Школы остро нуждаются в учителях математики, физики, химии, начальных классов, русского языка и литературы. Кроме того, и у российских регионов есть заинтересованность в наших выпускниках, например у Пермского края, Пензенской, Ульяновской областей. Так что потребность в педагогических кадрах будет всегда, и она будет только нарастать.

«НГПУ на сегодняшний день самостоятельный федеральный вуз, причем классический педагогический университет» «НГПУ на сегодняшний день самостоятельный федеральный вуз, причем классический педагогический университет»

— Каков профессорско-преподавательский состав вуза на сегодняшний день?

— Защищенность профессорско-преподавательского состава в вузе составляет около 80 процентов. Все действующие образовательные программы на сегодняшний день обеспечены высококвалифицированными специалистами. Есть планы открытия новых магистерских программ на двух факультетах — искусства и дизайна, физической культуры и спорта.

— Есть ли у вас серьезный конкурент среди других вузов?

— В педагогическом образовательном пространстве всегда существовала и будет существовать здоровая конкуренция. Мы как классический педагогический вуз на этом рынке держим уверенное первенство. У нас с другими вузами сложились хорошие партнерские взаимоотношения. Наши выпускники востребованы, и мы получаем хорошие отзывы о них.

— В прошлом году на августовской конференции говорили, что в челнинские вузы поступают только троечники. Вы с этим согласны?

— Не согласна. Есть определенные требования нашего учредителя по вступительным баллам к ЕГЭ, ниже которых мы не можем опускаться. Например, в прошлом году средний балл ЕГЭ по нашему вузу составил 73. Так что троечники в наш вуз при всем желании не могут поступить. Нас радует и то, что родители, выпускники школ приходят к пониманию, что нужен не просто диплом, а знания, умения и определенные компетенции, иначе ты неконкурентоспособен.

«В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной» «В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной»

«НЕЛЬЗЯ ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ГОРОДУ И КАМАЗУ СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС»

— Какое наследство вам оставила бывший ректор Файруза Зуфаровна Мустафина? Я имею в виду и хозяйственную деятельность, и образовательную. Какую оценку можете дать?

— Оценка хорошая. Коллектив очень подготовленный и доброжелательный. Царит дружелюбная, можно сказать, семейная обстановка. Первые несколько недель я встречалась с коллективом, с каждым человеком поговорила лично, вплоть до каждой технички. Встретилась с активом студентов, ознакомилась с хозяйством вуза. Для меня важно было понять общее состояние вуза. Могу сказать, что у нас обучаются воспитанные и креативные студенты — их у нас более 4 тысяч. В вузе хорошо развита система дополнительных культурно-массовых мероприятий. В этом направлении большая работа проводилась прежним руководителем Файрузой Зуфаровной.

— НГПУ стал университетом недавно — всего три года прошло. Он оправдывает свое название?

— Не буду лукавить — уровень университета должен быть намного выше, чем он есть на сегодняшний день. И мы знаем, что нужно сделать, чтобы его поднять. Во главу угла должна быть поставлена образовательная и научная деятельность. На сегодняшний день начали разрабатывать перспективные, востребованные образовательными организациями и предприятиями города проекты. Мы для себя поставили достаточно высокую планку, и приложим все силы, чтобы его достигнуть.

«У нас обучаются воспитанные и креативные студенты — их у нас более 4 тысяч» «У нас обучаются воспитанные и креативные студенты — их у нас более 4 тысяч»

— Что это за проекты — раскройте их?

— Всех секретов не могу пока раскрыть. Но один из них, например, связан с созданием в городе системы непрерывного образования: детский сад — школа — колледж — вуз — предприятие. Начиная с первого класса с детьми будем работать с точки зрения воспитания у них любви к городу, КАМАЗу, своей школе, семье. Для нас это важно — они наше будущее — абитуриенты, жители города и кадры для КАМАЗа. В этом проекте заинтересованы исполнительный комитет города и сам КАМАЗ. Осталось презентовать проекты мэру города Наилю Гамбаровичу Магдееву и руководству КАМАЗа.

—  На сколько лет рассчитан этот проект?

— На долгие годы. Нельзя привить любовь к городу и КАМАЗу сегодня и сейчас.

— Тема любви к КАМАЗу и городу — очень животрепещущая. В соцсетях, с которыми по долгу службы постоянно приходится работать, и даже в комментариях к публикациям нашего издания зачастую особой любви ни к городу, ни к КАМАЗу не наблюдается. Много пессимистических высказываний о их перспективах. 

— Соцсети, конечно же, не отражают всей картины. По студентам я вижу, что любовь к городу есть. Наши выпускники с большим желанием остаются работать в образовательных организациях города, создают семьи и воспитывают детей.

«Не буду лукавить — уровень университета должен быть намного выше, чем он есть на сегодняшний день. И мы знаем, что нужно сделать, чтобы его поднять» «Не буду лукавить — уровень университета должен быть намного выше, чем он есть на сегодняшний день. И мы знаем, что нужно сделать, чтобы его поднять»

— Каков процент студентов у вас из Челнов, а какой из села?

— Городских студентов порядка 30 процентов. В основном, конечно, идут из районов республики. Есть поступающие из отдаленных регионов России, например из Краснодарского края, Тюменской области, Республики Башкортостан. Обучаются и иностранные студенты — из Туркменистана 240 человек. География достаточно широка.

— Что же их так прельщает в НГПУ?

— У нас есть уникальные программы по подготовке педагогических кадров. Из шести факультетов самым многочисленным и востребованным является психолого-педагогический факультет. И кроме того, у нас нет ни одного студента, который бы не был трудоустроен. Способствует спросу и то, что зарплата у учителей растет. По указу Владимира Путина зарплата педагогов школы выдерживается на уровне средней по экономике. На сегодняшний день профессия учителя в республике престижна и востребована.

— Но тем не менее дефицит есть в 200 человек, вы сказали.

— Потому что среди учителей большой процент пенсионного возраста. Кроме того, растет число учащихся школ, особенно в начальном звене, все это требует увеличения педагогических кадров.

— Сколько бюджетных мест в НГПУ будет в этом году?

— По сравнению с прошлым годом у нас наблюдается рост бюджетных мест. Надеемся, что и дальше будет только увеличение.

«Наши выпускники с большим желанием остаются работать в образовательных организациях города, создают семьи и воспитывают детей» «Наши выпускники с большим желанием остаются работать в образовательных организациях города, создают семьи и воспитывают детей»

— Чем вообще будет отличаться приемная кампания в этом году для университета?

— Она будет отличаться интенсивностью, потому что нам необходимо привлекать абитуриентов на вновь открывающиеся направления подготовки. Планируем увеличить прием в магистратуру и аспирантуру. Желающие заниматься исследованиями в области педагогики, психологии есть. И это нас обнадеживает.

«СИТУАЦИЯ С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ НА СТУДЕНТОВ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛА»

— Вы упомянули про институт повышения квалификации, который входит в структуру вуза. Как давно он существует при НГПУ?

— Уже давно. В этом институте многие педагоги города Набережные Челны и районов республики прошли переподготовку и повышение квалификации и неоднократно. Кстати, о качестве этих курсов говорит и то, что к нам на переподготовку приезжают даже из других регионов — из Башкортостана, Кировской области и других. В институт мы часто приглашаем ведущих специалистов из образовательных центров Казани, Москвы, Санкт-Петербурга.

«Мы сейчас ставку делаем на двухпрофильное обучение. Помимо профиля «татарский язык и литература» мы даем параллельно либо русский язык, либо иностранный язык, либо начальное образование» «Мы сейчас ставку делаем на двухпрофильное обучение. Помимо профиля «татарский язык и литература» мы даем параллельно либо русский язык, либо иностранный язык, либо начальное образование»

— В этом же институте проходят переподготовку учителя татарского языка, которые оказались невостребованными из-за известных всем событий?

— Да. Сейчас они проходят переподготовку по различным педагогическим профилям.

— Эта ситуация с татарским языком повлияла ли как-то на желание студентов, абитуриентов перейти с татарских отделений на русские или наоборот? Тем более если учесть, что большинство студентов в вузе — из районов, где сильны национальные традиции.

— Никак не повлияло. Мы сейчас ставку делаем на двухпрофильное обучение. Помимо профиля «татарский язык и литература» мы даем параллельно либо русский язык, либо иностранный язык, либо начальное образование. Эти профили очень востребованы. Здесь есть над чем работать, и мы будем стараться спрос на учителей родного языка поддерживать.

«ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ЛЮБОГО ВУЗА»

— Немного неожиданный, может быть, вопрос. Появилась информация о том, что одним из первых ваших действий на должности и. о. ректора стало то, что в вузе установили видеонаблюдение. Это делается для безопасности или в рамках борьбы с коррупцией?

— В нашем вузе уже до моего назначения было установлено видеонаблюдение, и это требование правоохранительных органов. В каждом учреждении с массовым пребыванием людей должны быть установлены видеокамеры. А внутри вуза никаких камер нет — мне не интересно смотреть за тем, что там происходит.

«В целях профилактики мы проводим разъяснительную работу среди студентов и преподавателей. У нас есть определенные наработки в части профилактики коррупции» «В целях профилактики мы проводим разъяснительную работу среди студентов и преподавателей. У нас есть определенные наработки в части профилактики коррупции»

— Неужели совсем не интересно? Вот сейчас идет следствие по делу о взятках в челнинском филиале КФУ. Даже студентов задержали. Или вы думаете, что взяточничество не искоренить?

— Я думаю, это характерно не только для КФУ, но и для любого вуза. Есть определенные риски, и люди, которые этим занимаются, или студенты сами провоцируют. В целях профилактики мы проводим разъяснительную работу среди студентов и преподавателей. У нас есть определенные наработки в части профилактики коррупции. Думаю, люди понимают, что рисковать не стоит, тем более на примере последних громких дел. Сейчас преподавателям вузов заработную плату подняли. Мы у себя ввели элементы поощрения научной-педагогической деятельности, чтобы человек понимал, что своим умом можно гораздо больше зарабатывать.

— Один раз НГПУ уже попал в список неэффективных — по критериям доходов на одного сотрудника и по нормативам площадей. А в прошлом году Рособрнадзор лишил аккредитации по направлению «экономика и управление». Есть ли риски вновь попасть в эти списки неблагонадежных? И, вообще, считаете ли вы эти списки объективными?

— В списке шесть критериев, по которым оценивается деятельность вуза, и наши показатели на хорошем уровне. Что касается аккредитации, это было связано с рядом организационных моментов. По направлению подготовки «экономика и управление» мы завершали обучение, понимая, что это не профильное направление для нашего вуза. Но мы урок из этого извлекли — составили рабочую группу, дорожную карту по подготовке к следующей аккредитации в 2020 году. Сейчас все делается для того, чтобы достойно подойти к этому времени.

— Буквально на днях внесли законопроект в Госдуму об обязательной отработке целевиков. Поддерживаете ли вы такое законотворчество?

— Государством затрачиваются большие денежные и материальные средства на подготовку целевика. Выпускник должен отработать в течение пяти лет, и у гражданина должна быть ответственность перед государством.

«Мы будем развивать образовательную, проектную деятельность, поднимем научную деятельность на более высокий уровень. И еще один аспект — мы будем расширять международное сотрудничество» «Мы будем развивать образовательную, проектную деятельность, поднимем научную деятельность на более высокий уровень. И еще один аспект — мы будем расширять международное сотрудничество»

— А сколько стоит один ваш студент?

— От 30 до 137 тысяч рублей в год — в зависимости от направления подготовки и формы обучения. На демпинг мы права не имеем. Нашим учредителем установлена жесткая ценовая политика, и мы не вправе ее менять.

— Есть какая-то общая стратегия — к каким итогам вуз должен прийти через 5–10 лет?

— Стратегия есть. Мы будем развивать образовательную, проектную деятельность, поднимем научную деятельность на более высокий уровень. И еще один аспект — мы будем расширять международное сотрудничество. Будем продолжать активный образовательный обмен с Францией, Германией, Италией. В феврале прошла встреча студентов-стажеров из университета города Реймса. Они прошли педагогическую практику в Челнах, изучали особенности образовательного процесса в детских садах и школах. Наши студенты также пройдут стажировку во Франции. И этот обмен мы будем наращивать.

Кроме того, мы нацелены на формирование попечительского совета вуза, заинтересованные люди есть. 28 мая состоится первое заседание совета. Дата выбрана не случайно — 28 мая НГПУ исполняется 28 лет. Пока готовим необходимые нормативные документы. Утвержден бренд нашего вуза. Глобального изменения он не претерпел.

Есть еще одно стремление — открытие диссертационного совета. Это наше будущее, к которому мы стремимся, потенциал и возможности для этого у нас есть.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (40) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.05.2018 09:32

В КФУ входить не надо, так как КФУ занимается проблемой количества публикаций в заграничных журналах среди педагогов, а не качеством преподавания.

  • Анонимно
    3.05.2018 08:37

    Успехов Вам и вашей команде, Альфинур Азатовна !

    • Анонимно
      3.05.2018 09:32

      В КФУ входить не надо, так как КФУ занимается проблемой количества публикаций в заграничных журналах среди педагогов, а не качеством преподавания.

  • Анонимно
    3.05.2018 08:39

    Ну вот и дожил...
    Но не мог даже и догадываться, что российский Ректор выдаст фразу:

    «ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ЛЮБОГО ВУЗА»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/380842

    "Характерно"...

    Печально всё это.
    Где философы и социологи, которые могут объяснить сложившуюся ситуацию в Университетах и предложить путь лечения "болезни".

    • Анонимно
      3.05.2018 09:14

      объяснить могу, во-первых, маленькой зарплатой, как бы не пели по среднюю по вузу. Не может доцент нормально жить на 25 тыс. руб в месяц. Во-вторых, это, конечно, мораль. А она "упала" везде, воруют все, а мне что, нельзя? - вот логика взяточника.

    • Анонимно
      3.05.2018 09:20

      смех один. да чего вы лицемерны. это особый путь? есть факт, есть реалии и сидеть делать вид : - я не слышу, я не вижу, и никому ничего не скажу, - это самообман.

      • Анонимно
        3.05.2018 20:53

        Так если видите, то скажите, приведите "факты и реалии".
        Иначе Вы или врун или скрываете тягчайшие преступления и являетесь соучастником.

  • ПанАлекс
    3.05.2018 08:55

    Вот потому видимо и ушла из исполкома, чтобы не быть посмешищем, как сегодняшняя новость про "среднюю зарплату", не "заниматься рисованием" цифр и не быть "под колпаком" спецслужб.

  • Анонимно
    3.05.2018 09:14

    Про количесвто бюджетников проигнорировала.

  • Анонимно
    3.05.2018 09:15

    Работала там в 90-е. Вуз был так себе. Студенты в основном из районов с низким уровнем образования и развития. Может, сейчас что-то и изменилось. Хотя сомневаюсь.

    • Анонимно
      3.05.2018 09:26

      То есть по Вашему мнению в государственных школах обучением детей занимаются "посредственности"?

      • Анонимно
        3.05.2018 10:11

        Вы плохо понимаете по-русски?

        Комментатор 09:15 четко сказала: "Студенты в основном из районов с низким уровнем образования и развития". Что непонятного?

        • Анонимно
          3.05.2018 11:09

          На фотографиях есть стенды в коридорах и т.д.

          Всё там только на русском языке.

          А где же стенды и информация на татарском языке?



        • Анонимно
          3.05.2018 17:33

          Как такое можешь писать,такую пасквиль,на выпускников сельчан?Когда есть ЕГЭ.

  • Анонимно
    3.05.2018 09:37

    08::55 вы про какой колпак спецслужбы" пишете? Муж у неё начальник ФСБ челнов .

  • Анонимно
    3.05.2018 10:17

    Я бы сказал студентов из деревень порядка 70%. Один педфак только такие показатели даст в легкую.

    • Анонимно
      3.05.2018 11:12

      Чем вам не понравилось село?

      Уже через 20 лет (к сорока годам) разница в здоровье между выходцами из деревни и выходцами из города - разительная.

      Выходцы из деревни могут еще работать и работать, а выходцы из города уже могут жить только на лекарствах и витаминках.

      • Анонимно
        3.05.2018 16:05

        К тридцати сельские намного становится компетентнее, они постоянно в развитии.
        Городские в основным инфантильные, ленивые , люмпены одним словом . Соркопятилетний выходец из деревни и работу имеет приличную и жильем все в порядки и дети имеют отдельную квартиру.Но это уже в прошлым становится -в сельской местности детей мало к сожалению.

        • Анонимно
          3.05.2018 21:29

          Что за стереотипы? Все зависит от самого человека, а не откуда он вышел. Ленивые как есть в деревнях, так и в городе. Тоже самое с работягами. А к деревенским ничего не имею. Но когда 70% студентов деревенские - статусность и интерес городских к нему снижается. Отсюда и троечники местные в вузах, а остальные все уезжают(

  • Анонимно
    3.05.2018 10:18

    09.26. В подавляющем большинстве, к сожалению, не только посредственности, но и откровенно малограмотные люди. Учителя пишут с орфографическими ошибками, речь примитивная, кругозор узкий. Пример: учитель исправляет ученику в реферате "солнце - это звезда" на "солнце - это планета" и снижает оценку. Уйдет старое поколение учителей, что делать будем?

    • Анонимно
      3.05.2018 10:37

      У кого будет тяга к наукам, тот уйдет с "рыбным обозом" в Москву. Кино про Михайло Ломоносова смотрели? Ну вот, идем к корням.

  • Анонимно
    3.05.2018 13:28

    Если верха разродятся стороительством МСЗ в Боровых,это будет высшая степень доверия между рядовыми обывателями и эшелонами власти.

  • Анонимно
    3.05.2018 16:16

    А это нормально, что педуниверситет возглавляет финансист? Я так понимаю, что ни к педагогике, ни к науке этот руководитель отношения не имеет. Как же она может оценить "дорожную карту" по развитию университета до должного уровня, когда ее компетенции ограничены бухгалтерией?

    • Анонимно
      3.05.2018 16:29

      А до этого кто вузом руководил? Тоже вроде с исполкома. Галиакберову знаю как преподавателя КФУ, хорошо лекции читала, компетентно, со знанием теории и практики.

  • Анонимно
    3.05.2018 17:20

    Галиакберова училась со мной в аспирантуре. Она нормально закончила аспирантуру и в обычном советском порядке защитилась. То есть к науке она отношение имеет. После аспирантуры работала в физкультурном институте. Потом стала депутатом, а уж оттуда перебралась в исполком

  • Какой же это университет. Предметы (вещи) надо называть своими именами.

  • Анонимно
    3.05.2018 20:11

    Елабужский пед гораздо мощнее

  • Анонимно
    3.05.2018 21:33

    Хотелось ректора более современного, со свежим взглядом. Пока Альфинур Азатовна строга, но как-то не исходит от нее искреннего интереса чтоли. А уровень и правда низкий - надо многое менять: ректорат, местами деканат, устройство, порядки и прочее. Конечно, не забывая о традициях университета. да и новые традиции надо создавать. А то последние года 2 университет остался на одном уровне.

  • Анонимно
    3.05.2018 21:43

    Был Елабужский, но увы ... умер. Вся надежда на нгпу

  • Анонимно
    3.05.2018 23:46

    Галиакберова прежде всего преподаватель- педагог! Она отличалась и в мэрии ( вице-мэр по экономике г. Набережные Челны, рукодитель казначейства, начальник финуправления) с теоритической подготовкой и мышлением финансиста. Уверен она поднимет на уровень педвуз!!!

  • Анонимно
    4.05.2018 04:52

    В советское время казанский пед и Елабужский пед производили в достатке квалифицированных кадров. Тогда и детей было в школах раз 10 больше.

  • Анонимно
    4.05.2018 09:50

    Так держать Альфинур Азатовна, только вперёд. С вашей хваткой и умением все получится.

  • Анонимно
    4.05.2018 10:08

    какой это университет? это обычный провинциальный пединститут.

  • Анонимно
    4.05.2018 22:42

    Хорошее интервью

  • Анонимно
    6.05.2018 01:52

    Спасибо за глубокое и содержательное интервью! Челнинский пед.институт можно поздравить с таким активным и деятельным руководителем! От вечно спящей Мустафиной толку не было.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen