Машиностроение 
9.05.2018

Кузькина мать – 3: Казанский авиазавод вернет Ту-22М3 «второе дыхание»

На Ту-22М3М установят оборудование для дозаправки в воздухе, убрать которое с «дальников» при подписании СНВ-2 потребовали американцы

Заявленная недавно модернизация бомбардировщика Ту-22М3 по эффекту для военных и КАЗа может оказаться посильнее, чем даже реанимация строительства «Белого лебедя». Преимущество новой «тройки» хотя бы в том, что она, похоже, уже есть, а Ту-160М2 еще неизвестно, будет ли. На заокеанских партнеров же произведет впечатление то, что версия Ту-22М3М, по информации «БИЗНЕС Online», получит аппаратуру, потенциально делающую машину еще одной «длинной рукой» России.

На Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) скоро начнут готовить к первому полету первый ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М На Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) скоро начнут готовить к первому полету первый ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М Фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»

«...И ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ САМОЛЕТ»

На Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) готовят к первому полету новый ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М, сообщили «БИЗНЕС Online» на предприятии. Это радикальная модернизация знаменитых Ту-22М3, которых в Казани выпустили аж 268. Ранее сообщалось, что это будет, по сути, не модернизированный, а совершенно другой самолет: с новейшей авионикой, двигателями и вооружением. Но за перечислением всевозможных улучшений «потерялся» важнейший аспект модернизации. По данным источников «БИЗНЕС Online» в авиапроме, на ракетоносцы вернут аппаратуру дозаправки в воздухе, которую с машин линейки Ту-22М в свое время убрали под давлением американцев.

Для понимания вопроса — немного предыстории.

Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. Но в ходе развития проекта общего у них осталось только тактическое назначение. Характеристики нового бомбардировщика-ракетоносца подгонялись под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300–2500 км/ч, дальность полета на дозвуке — 7000 км/ч, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.

Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М0 показал дозвуковую дальность полета — 4140 км, максимальную скорость — 1530 км/ч и длину разбега — 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни ВВС, ни ОКБ. В декабре 1969-го принимается решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили 9 самолетов, но в строевые части они так и не поступили — основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы — Ту-22М2. Головная «двойка» взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. Увы, по сравнению с «единицей», летные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976-го самолет приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания в 1983 году серийного производства в Казани построили 211 Ту-22М2.

Но, чтобы обеспечить заданные еще в 1967 году параметры, надо было продолжить модернизацию. Она привела к созданию Ту-22М3. Его первый полет состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го «тройку» запустили в серийное производство. По летно-тактическим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходит Ту-22М2: максимальная скорость — 2000 км/ч, потолок — 13,3 тыс. м, дальность – 6800 км, боевая нагрузка — до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 этих самолетов. Производство прекратили в 1993 году (тогда же, когда и Ту-160), предположительно, по договоренности с американцами. Считается, что сегодня на крыле 62 Ту-22М3.

Отметим, что самолет нравился экипажам. Заслуженный летчик-испытатель России Михаил Ковбасенко, который в годы становления «тройки» был шеф-пилотом КАЗа, рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Настоящая солдатская машина. Легка в управлении, многое прощает — если даже ей управлять грубовато, она не будет обижаться. Несмотря на то, что это большой и тяжелый самолет, на нем можно было крутить „бочку“... И очень красивый самолет».

Интересная деталь: в технических руководствах к самолетам раздел с описанием системы дозаправки заливался тушью, изображение штанги ретушировалось даже на старых фотографиях Ту-22МФото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

ПУГАЛО ДЛЯ ОБЫВАТЕЛЯ

Военная техника — это всегда не просто товар, но предмет политического торга, орудие для всякого рода манипуляций, а уж тяжелые ракетоносцы-бомбардировщики — тем более. С 90-х Россия попугивала возможностью поставки Ту-22М на экспорт, правда, оговариваясь: в варианте, исключающем применение ядерного оружия. Сообщалось, что в июле 1992 года велись переговоры о продаже 12 машин Ирану и что даже заключен договор... В 2001-м на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3, а в 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз — о продаже) сообщал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов. В 2005 году в СМИ обсуждалась вероятность поставки партии Ту-22М3 в Китай... Один из руководителей казанского филиала «Туполева» Лев Недзельский рассказывал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что, видимо, по политическим причинам не состоялась сделка по продаже Ту-22М3 Ливии: «Хотя мы были готовы продать, а они — купить».

А на заре Ту-22М, в начале-середине 70-х, информация о появлении в СССР нового дальнего ракетоносца-бомбардировщика крайне возбудила НАТО, аналитики которого приписали самолету качества межконтинентального носителя. В итоге Ту-22М2 стал камнем преткновения в переговорах по сокращению стратегических вооружений (ОСВ-2).

Накал политико-технических споров вокруг самолета хорошо описан в серии статей в журнале «М-Хобби». Оказывается, по наиболее острому вопросу о дальности Ту-22М2 западные разведывательные сообщества расходились во мнениях. Военная разведка США полагала, что дальность полета самолета без дозаправки — 10450 км, с одной дозаправкой возрастая до 14350 километров. ЦРУ трезво приводило показатели на треть скромнее. «Ту-22М становился средством пропаганды, представая настоящим пугалом для обывателя», — пишут авторы журнала. В издании американского оборонного ведомства International Defence Review в мае 1975 года появилась статья под названием «Бэкфайр (Backfire — так называют Ту-22М в НАТО — прим. авт.) — советский аналог американского В-1». Воображение читателей будоражили сведениями о том, что Ту-22М2 — стратегический самолет, способный доставить 10-тонную боевую нагрузку на расстояние в 12 тыс. км, а с дозаправкой — на 17 тысяч.

По легенде, ночью 14 мая 1976 года серийный Ту-22М2 выполнил испытательный полет на максимальную дальность с одной воздушной дозаправкой. Дальность полета самолета составила около 7 тыс. километров. Испытания засекли американские спутники, и на следующий день карту полета выложили на переговорах в Женеве. Несмотря на все старания министра иностранных дел Андрея Громыко, американцы настояли на включении Ту-22М2 в список стратегических сил СССР.

В итоге на переговорах решили, что СССР ограничит максимальную дальность полета Ту-22М, лишив его межконтинентальных характеристик, — демонтирует оборудование дозаправки в воздухе. Также американцы добились ограничения выпуска Ту-22М — не более 30 машин в год. Кроме того, Советский Союз обязывался не размещать эти самолеты на постоянной основе в арктических областях — в опасной близости к США.

В 1979 года со строевых машин начали снимать штанги дозаправки, а на новых самолетах они уже не устанавливались. Интересная деталь: в технических руководствах к самолетам раздел с описанием системы дозаправки «изымался» — заливался тушью. Доходило до маразма: изображение штанги ретушировалось даже на старых фотографиях Ту-22М. Возможно, таким показным рвением хотели скрыть «маленькую» хитрость: доработка не затрагивала прочих составляющих топливной системы, кроме штанги, — скрытые внутри агрегаты системы дозаправки оставались на месте. При этом снятые штанги не увозили с самолетных стоянок. Новые машины на заводе продолжали комплектоваться всеми необходимыми составляющими, включая и прилагаемую штангу, которую при необходимости можно было установить в полевых условиях. У Ту-22М3 появилась удлиненная носовая часть фюзеляжа, к которой «прилагалась» измененная штанга топливозаправки. Но, скорее всего, американцы об этом знали, а если нет, так узнали в 90-х. После распада СССР 60 оставшихся на Украине Ту-22М (17 Ту-22М2 и 43 Ту-22М3) было уничтожено по программе, финансируемой конгрессом США. Конечно, американцы изучили самолеты досконально, кстати, как и Ту-160, один из которых перевезли за океан.

«САМАЯ ГЛАВНАЯ РАБОТА»

После «тройки» должны были появиться модификации Ту-22М4 и Ту-22М5, но в дело вмешалась перестройка. «У нас были очень большие наработки, которые, впрочем, никуда не делись, но внедрять их будем не в комплексе, а частями», — рассказывал в начале 2000-х автору этой статьи тогдашний начальник конструкторского бюро казанского филиала «Туполева» Георгий Самерханов. Новые машины виделись глубокой модернизацией «тройки» — с новыми авионикой, прицельным комплексом, двигателями (теми же, что на Ту-160), вооружением, с доработанным планером.

Но до принятия решения прошло довольно много времени. Только в начале 2012 года появилась информация о том, что до 2020-го планируется модернизировать 30 Ту-22М3. Говорилось, что Ту-22М3М будет отличаться от Ту-22М3 так же, как последний отличается от своего предшественника — Ту-22. По сути, это разные самолеты. Источники СМИ в оборонке рисовали фантастическую картину перспектив переобучающихся на Ту-22М3М летчиков: им надо будет освоить новые системы управления оружием, навигации, контроля обстановки вокруг самолета; вся информация будет выводиться на электронные дисплеи, летчику останется просто выбрать режим, цель и произвести пуск, как в компьютерных играх».

Глубокая модернизация стартовала в апреле 2016-го, об этом сообщила газета КАЗа «Вперед», указав, что это «самая главная работа» года. Предположительно, тогда был заключен контракт на модернизацию четырех машин. В ноябре 2017-го источник ТАСС в ВПК рассказал о завершении разработки документации, отметивший, что сроки модернизации и количество обновленных самолетов зависят от «возможностей завода, от того, как пойдет работа по первым машинам».

Интересно, что на модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. Напомним, 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160) нанесли свой первый удар по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.). Если 95-е и 160-е работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии, то усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщил: «В ходе выполнения ударов самолеты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров». Если вам кажется, что в XXI веке метать «чугуний» это смешно, то можно привести данные одной из статей о Ту-22М2: одним ударом свободнопадающими бомбами он перепахивал площадь, эквивалентную 35 футбольным полям, а возможности прицельного оборудования позволяли попасть с 10-километровой высоты одиночной бомбой в отдельный дом. Для руководства СССР устроили показ самолета. На полигоне построили макеты походной колонны танкового полка, и один Ту-22М накрыл площадным бомбовым ударом всю колонну. Леонид Брежнев был настолько впечатлен, что наградил командира экипажа орденом Красного Знамени.

Так вот, по данным специалистов, Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации. На предложения со стороны промышленности минобороны выдвинуло встречные, и в результате этого обмена мнениями сложился облик самолета, который очень близок к тому, что публиковалось по Ту-22М3М.

По данным специалистов, Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее, были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации По данным специалистов, Ту-22М3 отработали в Сирии вполне успешно, тем не менее были претензии со стороны минобороны, поэтому и приняли окончательное решение о глубокой модернизации Фото: ©Министерство обороны РФ, РИА «Новости»

СЛОЖНЕЕ, ЧЕМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?

«На первом опытном образце глубокомодернизированного Ту-22М3М завершаются сборочные работы и подготовка к первому вылету, запланированному на третий квартал 2018 года, — сообщили вчера „БИЗНЕС Online“ на КАЗе. — В рамках глубокой модернизации было разработано новое современное цифровое радионавигационное, связное, радиотехническое, общесамолетное оборудование, система управления оружием, новый информационно-управляющий комплекс. Значительная часть нового бортового радиоэлектронного оборудования унифицирована с Ту-160М. Модернизация позволит расширить боевые возможности самолета, а также значительно продлить сроки эксплуатации парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков».

«Да, сроки сжаты, и остается открытым вопрос относительно того, как поведет себя новое оборудование в процессе испытаний, но тем не менее задача поставлена, она интересная и, учитывая азарт, с которым подходит к процессу коллектив опытного производства, выполнимая», — говорится в одном из свежих номеров газеты «Вперед».

Подчеркнем, что коллектив КАЗа играл важнейшую роль в создании предыдущих модификаций Ту-22М. «Если московская головная организация была мозгами, то мы — мозгами и руками, — рассказывал Самерханов. — Работа была сложная и трудоемкая. Филиал обеспечивал не только запуск и конструкторско-технологическое сопровождение всех модификаций самолета в серийном производстве, но и выпустил большой объем конструкторской документации, выполнил множество работ силами опытного цеха... Такой пример. По головному КБ была объявлена программа „борьбы за вес“. И сразу же от наших конструкторов и бригад начали поступать предложения, давшие неслабый результат: было реализовано более сотни наших предложений, снизивших вес почти на 2,5 тонны... Все модификации дались непросто. Тем более что каждая была на голову выше предыдущей. Считаю, что, в конце концов, машина получилась очень удачная, это подтверждают и летчики, на уровне лучших мировых образцов военной техники. И в этом, конечно, огромная заслуга главного конструктора — Дмитрия Сергеевича Маркова».

Рождение линейки Ту-22М было непростым. Арское кладбище Казани, могилы Бориса Машковцева и Владимира Мещерякова, погибших при испытании Ту-22М2 23 ноября 1973 годаФото: Ильдар Валеев

Надо сказать пару слов о Дмитрии Маркове на тему «Самолеты и личность». Один из его казанских коллег так вспоминал работу над «тройкой»: «Над устранением выявленных недостатков работал тогда коллектив, состоявший из людей, идеально чувствовавших друг друга, честных и прямых. Душой этого коллектива был Дмитрий Сергеевич. Все вопросы решались им в высшей степени оперативно и качественно, он всегда был безоглядно поглощен своим делом. Всегда спокойный, ровный тон его рабочих совещаний и четкий анализ обстановки и вопросов очень способствовали принятию наиболее правильных решений». Марков вникал в мельчайшие детали дела. Вспоминают такой случай. Разведчик Ту-22Р хотели выпускать не только в Казани, но и на Иркутском авиазаводе. Перед решающим совещанием в Иркутске Марков обошел все производство, вплоть до того, что выяснил, какие детали в данный момент обрабатываются на станках, а потом обстоятельно доложил об увиденном и заключил: «Запуск самолета Ту-22Р на заводе осуществляться не будет».

К слову, Самерханов утверждал, что в советское время построить самолет было проще — «на авиацию работал весь Советский Союз».

Проявятся ли такие личности и такой государственный коллективизм сегодня?

Коллектив КАЗа играл важнейшую роль в создании предыдущих модификаций Ту-22М «Тройка» — настоящий символ Казанского авиазавода: здесь выпущено 268 (!) этих самолетов Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПОЛНУЮ КАТУШКУ»

В ответе на запрос «БИЗНЕС Online» КАЗ аккуратно обошел тему возвращения дозаправки в воздухе. Как полагает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, эта аппаратура на Ту-22М3М точно будет. «Своего рода возвращение к истокам», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online» и также добавил, что на новой «тройке» вместо аналоговых приборов будет стеклянная кабина с многофункциональными дисплеями. Но эксперт усомнился в том, что на самолет установят новейшие двигатели НК-32-02, производство которых только-только запускают в Самаре: «Не думаю, что НК-32 будут ставить на „тройку“ – жирновато, и вряд ли Самара потянет двигатели и для Ту-160М2, и для Ту-22М3М».

Не нарушит ли Россия международных договоренностей, установив на Ту-22М3М аппаратуру дозаправки в воздухе? «Договор СНВ-2 сейчас не действует, и мы вольны поступать в отношении Ту-22М3, как посчитаем нужным, — рассказал „БИЗНЕС Online“ главный редактор журнала „Арсенал Отечества“ Виктор Мураховский. — Действующий договор — СНВ-3. По этому поводу там ничего не говорится. В договоре определяется количество носителей и количество ядерных боевых частей. Система зачетов такая: один дальний бомбардировщик засчитывается как один носитель и одна ядерная боевая часть».

Самолет ждет еще одно интересное новшество. Оно не столь прогрессивно, как появление стеклянной кабины или аппаратура для заправки в воздухе, зато эффектно с точки зрения своего рода идеологии воздушного боя и авиаэстетики. С «тройки» уберут кормовую пушечную установку. «На сегодня это архаизм, — констатирует Мураховский. — Сегодня ближний воздушный бой и перехват истребителями с помощью стрелково-пушечного вооружения — это ретростиль (что наподобие киберпанкаприм. авт.). Поэтому, конечно, надо пушку убирать, но усиливать при этом самолет современным комплексом радиоэлектронного подавления. Возможно, это не конкретно комплекс „Витебск“ будет, а что-то адаптированное под Ту-22М3: ведь масса пушки с боекомплектом достаточно большая, поэтому вместо нее вполне можно сделать достаточно мощную станцию радиоэлектронного и оптико-электронного подавления».

«Этой пушки по идее вообще не должно было быть, она там совершенно не нужна, — объяснил Фролов. — Но военные в конце 60-х настояли. Почему? Дело в том, что военные устали от проблем с комплексом радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на Ту-22 и, чтобы Ту-22М вообще не остался без средств пассивной защиты, если этот комплекс работать не будет, решили поставить пушку, ведь из нее можно отстреливать ловушки. Получалось последнее средство защиты самолета». Дело в том, что дистанционно управляемая  (прицеливание — по телевизионному или радиолокационному каналам) кормовая пушечная установка УКУ-9А-502М с 23-мм пушкой ГШ-23М может вести как обычный автоматический огонь, так и стрелять противоинфракрасными (ПИКС, снаряжен высокотемпературной горючей смесью) и противорадиолокационными (ПРЛ, снаряжены дипольными отражателями) снарядами. Не проще ли было довести до ума систему РЭБ? «Не проще, — уверен Фролов, — потому что она даже на Ту-160 долгое время мертвым грузом была. Кстати, то же самое было на американском Б-1».

Возвращаясь к заправке в воздухе: Фролов сомневается, что ее восстановление уместно именно сегодня: «В нынешних условиях это отчасти бессмысленная работа: по одной простой причине — у нас меньше 20 заправщиков, при этом количество пользователей со штангой каждый год увеличивается. Наращивать группировку самолетов со штангой, когда у тебя менее 20 заправщиков Ил-78... Да, подняли прототип нового заправщика, но Ульяновск в лучшем случае будет только по три-четыре машины в год делать. Если случится большая война, приоритетом будут пользоваться стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, поэтому в чем смысл оборудовать дозаправкой Ту-22М3М, непонятно. Да, можно ее поставить везде, но вот недавно новость была: морские летчики на Су-30СМ первый контакт делали, то есть до них только сейчас очередь дошла!.. Но да, можно дорогущие опытно-конструкторские работы провести только для того, чтобы в далеком будущем иметь возможность заправиться. Это к вопросу о приоритетах и эффективности расходования средств».

Мураховский обращает внимание на другое: «Учитывая нынешний акцент на создание систем вооружений, обеспечивающих стратегическое неядерное сдерживание, то дозаправка в воздухе — вполне разумное решение: машина есть, перспективное высокоточное средство вооружения создается, и, если вернуть аппаратуру дозаправки, самолет превратится в средство стратегического радиуса. В дополнение к группировкам, осуществляющим стратегическое неядерное сдерживание обычных средств (крылатые ракеты морского базирования „Калибр“ и воздушного базирования — Х-101), очень полезно иметь дальний Ту-22М3 с высокоточными средствами поражения, с дальностью, позволяющей решать стратегические задачи. Планер хороший, задачи самолет нормально выполняет, особенно после оснащения СВП-24 (новый прицельно-навигационный комплекс прим. ред.). Надо использовать на полную катушку его возможности».

Словом, за продекларированными возрождением производства стратега Ту-160 и вертолета Ми-14, это будет уже третья «кузькина мать» для американцев родом из Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (107) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
9.05.2018 08:42

Мы так к Пе-2 вернемся

  • Оптимист
    9.05.2018 08:42

    Мы так к Пе-2 вернемся

    • Анонимно
      9.05.2018 09:35

      Оптимизм вашего комментария просто зашкаливает, Оптимист!

    • mad big
      9.05.2018 09:36

      С такими ка вы точно вернемся.

    • Анонимно
      9.05.2018 09:46

      Не вернёмся. Американцы же летают на В-52 созданных в вначале 50-х и не видят смысла создавать новый бомбардировщик

      • Анонимно
        9.05.2018 11:15

        Сворачивают потихоньку

      • Азат Д
        9.05.2018 11:22


        Так и у нас аналог есть, Ту 95 Зачем ещё эти?

        • Анонимно
          9.05.2018 11:35

          Старлей! Ты ж в авиации на КБФ говоришь служил? Неужели не знаешь, что Ту-95- это Стратегическая авиация, а Ту-22МЗ- дальняя? Разницу чувствуешь или тебе ещё разок объяснить?

          • Азат Д
            9.05.2018 11:37


            Вот что ты влез своим "сапоговым" умом?
            Тогда причём здесь Б52?

          • mad big
            9.05.2018 11:40

            Он не старлей! Он ПИДЖАК. Старлеем стать надо заслужить. У нас пиджаки в офицерскую курилку только заслужив уважение могли зайти.

            • Анонимно
              9.05.2018 11:53

              Тогда понятно все с ним. Этот из тех, которые два года на побегушках бегали, а старлея им на увольнение давали через два года "службы". У нас на Северном Флоте пиджаков не было. Хотя возможно и были, но только на берегу, в море их не пускали. В море знать надо и уметь!

              • Азат Д
                9.05.2018 12:05


                Вы как бабки у подъезда, или гадалки по фото.
                Меня командование части всю службу обрабатывала чтобы я остался, и есть благодарность от командования Балтфлота.
                Не вам обо мне судить, гопота армейская.
                Если бы так со мной общались, лишь потому что я с гражданки, другой бы разговор был. Один что там пытался пальцы пыжится, был на место поставлен, причём вежливо, так как понторезы искренне надеются за своё хамство в табло не получат, а как почувствуют, и что понты не прокатывают, сразу стухают.
                Ещё можно в "девяточку" сыграть, 8 дней гулять, один день на службу. Это вы там за свои погоны трясётесь, и пайке с довольствием.
                Так что бабоньки, судачте дальше.


                • Анонимно
                  9.05.2018 12:21

                  Тормозни, малёк, Азат Д! Я- флотская гопота, не армейская и сапоги никогда не носил! Хоть и гопота я по твоему разумению, но однако ж, восемь календарей имею! И не по луже ходил! А ты чем похвастаться можешь? Благодарностью от Комфлота? У нас на северах почти все матросы срочной службы такими были поощрены, но особо нигде этим не "торговали" в отличии от тебя шпака гражданского

                  • Азат Д
                    9.05.2018 12:35


                    "Этот из тех, которые два года на побегушках бегали," - это ты тут разогнался с своими фантазиями.
                    "Хоть и гопота я по твоему разумению, но однако ж, восемь календарей имею!" - и? в чем прикол? А "Курск" со 100 метров экипаж спасти не смогли, за то понтов столько.



                    • Анонимно
                      9.05.2018 12:49

                      Пиджак он и в Африке пиджак! Поясню тебе, убогому, так уж и быть. Восемь календарей- это не прикол, а восемь лет службы на Северном Флоте! Знаешь что такое север и с чем его едят, салажонок? Попробуй хоть годок невынимая, а потом я на тебя посмотрел бы. И про трагедию
                      "Курска" не надо бы тебе здесь распространяться! Не время и не место!

                      • Азат Д
                        9.05.2018 13:01


                        Ты сам выбрал туда ехать, в армию пошёл добровольно - а я по призыву - и тебе за это хорошо оплатили, сейчас на пенсии сидишь, понты колотишь.

                        • Анонимно
                          9.05.2018 13:14

                          В этом и разница между нами, Азат Д! Я добровольно пошёл
                          Служить Родине и защищать ее от внешних врагов, оберегая твой мирный сон, а ты пошёл по принуждению! Уяснил? Я- добровольно, а ты принудительно. Понял? Повтори! На этом- "дробь", утомил ты меня на сегодня!

                          • Азат Д
                            9.05.2018 18:44


                            То есть вы согласны , что служба по призыву, это по принуждению.
                            Так я в запасе нахожусь, меня мобилизуют если что. При том что я работаю.


                            • Анонимно
                              9.05.2018 19:38

                              Азат Д! Изучайте Устав Вооружённых Сил. Там есть ответы на все ваши вопросы. А если случится "если что", то не факт, что вас ещё и мобилизуют. Так что работайте спокойно, думаю, без вас справимся,"если что"!

                              • Азат Д
                                9.05.2018 20:27


                                Тогда почему меня не снимают с воинского учета? и вообще призывали? если без меня справитесь?

                                • Анонимно
                                  9.05.2018 20:35

                                  А потому что закон такой. До 55 лет вы военнообязанный. Закон строг, но это закон

                                  • Азат Д
                                    9.05.2018 20:53


                                    Вы отсебятину начинаете нести, типа пиджаки пустое место, нужны на побегушках, а когда спросишь зачем? то законом прикрываетесь.
                                    Вы лично считаете, что призывники, пиджаки не нужны в армии?

                                    • Анонимно
                                      9.05.2018 21:21

                                      Пиджаки типа вас нужны в армии однозначно. Потому что именно пиджаками заполняются должности, на которых кадровых офицеров, тех же лейтенантов держать нерентабельно. Вы два года проваландаетесь, и в запас уходите, а кадровый лейтенант за это время успевает набраться опыта на более ответственной должности. А то, что в армии пиджаки- это, как правило, пустое место- это не отсебятина, а всеми признанный факт! И ещё. Если пиджак всё-таки после срочней останется в рядах ВС, то выше капитана не вытянет. И будет он пятнадцатилетним капитаном. В смысле в капитанах пятнашку проходит до отставки. Так было в ВС СССР. Как ныне не ведаю, служил только Советскому Союзу!

                                      • Азат Д
                                        9.05.2018 21:30


                                        Видно какой вы вояака, и где сейчас СССР?


                                      • Азат Д
                                        9.05.2018 21:32


                                        В СССР и старлеями на пенсию выходили.

                                        И вообще, у вас отсутствие логики, на которой вас запросто поймать, но возится расписывать не хочется, вы не та фигура.
                                        Мой посыл в основном здесь чиновникам и влиятельным людям, которые здесь читают - или докладывают общественное мнение - и им можно мозг прокачать.

                                      • Анонимно
                                        10.05.2018 14:06

                                        У нас на военной кафедре в 1990 году был преподаватель - майор, окончивший в свое время физфак КГУ. Подполковника получил уже в РФ. Так что капитан - не предел :).

                                      • Анонимно
                                        10.05.2018 19:50

                                        21:21 Оскорбляя походя всех подряд говорит о том, что существо вы малообразованное, из числа тех, про которых на военной кафедре КАИ говорили "как надену портупею - все тупею и тупею". Для справки? нынешний министр обороны Шойгу из пиджаков, и во времена СССР был полковником.

                                • Анонимно
                                  9.05.2018 20:41

                                  Азат Д! Вас призывали потому, что "Служба в армии- святая обязанность каждого гражданина". А с воинского учёта снимут, когда время придёт! А то, что справимся "если что" без таких, как вы, я уверен! Так что потерпите, не переписывать же из-за одного вас закон

                              • Анонимно
                                10.05.2018 07:41

                                Поддержу Азата Д.
                                Россию всегда спасал мобилизованный мужик. Регулярная армия - её кадровый офицерский состав, изнеженная зарплатой, барскими замашками , не важно - царская, советская 1941 г, или конца 80-х годов, просто в трудные минуты разбегалась или просто не умела воевать. Так было в 1914 году, так было в 1941 году, так было в 1991 году, так было в 1994 году.
                                Вся эта дедовщина в советские годы образовалась из-за лени советского офицерства заниматься своими прямыми обязанностями.
                                Так что не надо тут про "спокойствие" сказки рассказывать. Всегда народ вынужден был кровью исправлять ваше беззаботное существование. При том , что вас бесплатно выучили, накормили, одели. И ещё зарплату платят. Вы просто - работники, которые должны выполнять свою работу.

                                • Анонимно
                                  10.05.2018 08:31

                                  Кадровая армия, что в 1914, что в 1941. Эти как вы изволили выразиться " кадровый офицерский состав, изнеженная зарплатой, барскими замашками", свой смертью давали время отмобилизоваться

                                  Для вас, специально, сообщаю, что в глобальных конфликтах уровня ПМВ и ВМВ задача кадровой армии умереть в приграничных сражениях и дать время провести мобилизацию и сформировать части из призванных с запаса.

                                  И в 1914 и в 1941 кадровые армии что РИ, что СССР с честью и славой решили данную задачу.

                                  • Анонимно
                                    10.05.2018 09:10

                                    Азат Д

                                    Ага, миллионы сдавшихся в начале войны. 11 км в день отступали, это как пешком от границы до Москвы дойти.

                                    • Анонимно
                                      10.05.2018 16:55

                                      жаль, что вы не можете сказать это в глаза солдатам 1941 года.

                                  • Анонимно
                                    10.05.2018 17:33

                                    >> задача кадровой армии умереть в приграничных сражениях
                                    Это тебе командир из устава прочитал? Не смеши, пенсионер.

                                  • Анонимно
                                    12.05.2018 19:30

                                    в 1941 году кадровая армия не умерла она вся оказалась вплену,в 1914 году кадровая армия не погибла,онапопыталась напастьна германиюПЕРВАЯ.... корпус самоснова ,почитатйе..НЕНАДоврать..

                      • Анонимно
                        9.05.2018 22:40

                        будучи чисто гражданским лицом - люблю поржать над бравыми вояками. один вопрос - ты давал присягу СССР? А почему тогда не защищал? Честь, отвага, смелость, слышали такое? оно и видно- только слышали. ))) правильно сделал батя - откосил от советской армии, а то сейчас либо был бы СССР, ну либо меня не было. (без бати ну никак). тк он у меня мужик конкретный, обещал - значит выполнит. поэтому господа офицеры - давайте без понтов, в такой день, тем более. вы проиграли третью мировую, и примите это к сведению. горька пилюля, но лучше такая правда, чем откровенный самообман. хотя, мне все это безразлично.

                • Прапорщик ?

          • Анонимно
            9.05.2018 11:44

            А я нигде не служил. Мне разок объясните, какая разница между стратегической и дальней авиацией при войне против погонщиков отар овец?
            Больше ни с кем Россия воевать не способна.
            Даже немощные грузины сбили Тушку из берданки

          • Анонимно
            9.05.2018 14:22

            Неужели не знаешь, что Ту-95- это Стратегическая авиация, а Ту-22МЗ- дальняя? Разницу чувствуешь или тебе ещё разок объяснить?
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/381557

            А дальняя авиация стратегического назначения вам ни о чем не говорит? Специалисты, млин. Голой ж... ежей давить если только.

            • Анонимно
              9.05.2018 15:53

              Да, эти вояки только лещей да ёршиков на Мёше могут в плен брать.

      • Анонимно
        9.05.2018 14:38

        Им можно, они ж оплот демократии.

        Сарказм

    • Анонимно
      9.05.2018 12:30

      В беспилотном варианте

    • Оптимист , не надо ерничать и пытаться выглядеть глупее чем на самом деле . Попробуйте сделать хотя бы бумажный самолетик .

  • Анонимно
    9.05.2018 08:50

    Ура, размораживаем гонку вооружений.
    Инженеры снова будут в цене!
    С праздником, дорогие товарищи!

    • Азат Д
      9.05.2018 09:17


      120 р это в цене?

      • Анонимно
        9.05.2018 09:49

        Азат Д! Хоть сегодня в Праздник не ёрничайте, потерпите до завтра! Завтра- пожалуйста, хоть на голове стойте, а сегодня включите у себя "режим тишины", как на подводной лодке. Договорились?

        • Азат Д
          9.05.2018 10:04


          Я правду пишу. Почему вы 9 мая против правды? И рады гонке вооружений, которая недавно привела к нищете и развалу СССР. А гонка вооружений в 30-х, привела к войне, это предвестник войны, о которой после 45 года, не хотели вспоминать, только в 1965 стали парады проводить.

        • Анонимно
          9.05.2018 10:34

          С чего вдруг ? Причём тут День Победы и разговоры об убогости нашей страны ?

        • Анонимно
          9.05.2018 10:36

          А что сегодня ? Почему 9 мая нельзя говорить правду ? Например о том что Окладами в 150 долларов самолёты не получаться

          • Анонимно
            9.05.2018 11:29

            Да Бог с ними... пусть радуются новым старым самолетам, вспоминают жизнь в СССР как рай на земле...
            В их жизни больше же нет повода для гордости и радости, нужно снисходительнее к ним быть...
            Они навсегда застряли там, где "трава зеленее", их детство и молодость вместе с КПСС...

            • А вы попробуйте сделать " траву зеленее чем в в СССР " .? Не китайское барахло продавать и радоваться что удачно товар спихнул .
              Хоть бумажный самолетик сделать сумеете ?

        • Анонимно
          9.05.2018 14:31

          О ветеранах не один день в году надо помнить. Из уроков истории, какая бы она не была, делать выводы. Тогда будет жизнь, а не доисторическая "кузькина мать-3" и "духовные скрепы" и т.д.

    • Анонимно
      9.05.2018 10:40

      Тонкий юмор!

  • Анонимно
    9.05.2018 09:13

    Фасад восстановили на заводоуправлении или все деньги на самолеты))

    • Анонимно
      9.05.2018 10:01

      Вам очень нужен фасад? Спать не можете спокойно?

      • Анонимно
        9.05.2018 11:00

        Технологические прорывы начинаются с чистых туалетов.........фасадов....самолетов и крепкого сна))

  • Азат Д
    9.05.2018 10:10


    Почему георгиевскую ленту, у нас сделали главным символом победы?
    Символ Победы, Красное знамя! Под ним шли в атаку, и водружали над Рейхстагом.

    • Анонимно
      9.05.2018 11:00

      И где памятник первым воинам-освободителям, установившим Красное Знамя над Рейхстагом в Берлине?!
      Все должны знать имена Заги Загитова, Григория Булатова и Кошнарбекова, водрузившим Знамя Побпды первыми над Рейхстагом, и памятники им должны быть во всех городах России!

    • Анонимно
      9.05.2018 21:07

      Азатик, чтобы такие тупые вопросы не задавать, надо знать, что из себя представляет Георгиевская лента (именно с большой буквы, а не как у тебя с маленькой) и что она символизирует. Успокойся, сегодня великий праздник. Тебе лично лучше помолчать.

      • Анонимно
        10.05.2018 07:02

        Так ты знаешь, или вопросами на вопрос только можешь сыпать?

  • Анонимно
    9.05.2018 10:18

    Потому что денег нет на 5е поколение, поэтому и реанимируют это старье мамонта. С кем вы собрались воевать то?

  • Анонимно
    9.05.2018 10:22

    Нет слов.
    Жизеь в Казани в конце застря, гряхь гопн ки еда по талонам.
    И сотни самолетов за эти годы.

    Вот почему нам не хватало продуктов. Талоны запомню на всегла

    • Анонимно
      9.05.2018 11:48

      У Вас талоны сохранились? Посмотрите, там написано "заказ".
      Когда в очереди за продуктами в Питере я сказала, что у нас по талонам, ко мне с подругой подошли и отвели в опорный пункт милиции.
      Объяснили, что я клевещу, у нас заказы, а не талоны!

      • Анонимно
        9.05.2018 13:15

        В Казани писали правду на талонах, не маскировали их словом "заказ".

        • Анонимно
          9.05.2018 15:52

          У меня целая портянка талонов, на них написано - заказ!
          Такие же есть в музее соцбыта, можете посмотреть.

          • Анонимно
            9.05.2018 17:43

            В музее Соцбыта Казани или Питера?
            В Казани или ничего не было, кроме названия продуктов или слово "талон".

            • Вы не путаете конец застоя и начало перестройки ?

              • Анонимно
                12.05.2018 19:27

                талоны вказани н амясо имаслопоявились 1975 году ,все былирады...до этоговообщекупитьничего нельзя было...в 60х годах талоны были намуку макароны ,масло и мясо.,
                НЕДОСТАОК ПРОДУКТОВ БЫЛ ВСЕГДА присоциализме италоны тоже

  • Анонимно
    9.05.2018 11:43

    все хочу спросить кто-нибудь знает где выпускают Су-57?

  • ПанАлекс
    9.05.2018 12:19

    Китай это уже главная мировая авиастроительная держава! А вскоре и космическая.
    Где производятся крупнейшие военно-транспортные самолеты?
    Где собираются и производятся Боинги?
    Где собираются, производятся и ремонтируются Су и МИГи? После чего свои уже выпускают и к истребителю 5 поколения они уже ближе чем РФ и США...

  • Анонимно
    9.05.2018 12:54

    Сухие и МиГи производятся в Китае? С каких пор? Вы часом с дуба не рухнули? Теперь о США. В штатах истребители пятого поколения давным-давно производятся. Не знали?

  • Анонимно
    9.05.2018 13:40

    Совершенно не интересно это всё. Что там с гражданской авиацией?

    • Анонимно
      9.05.2018 14:42

      То же что и со всем остальным. В одном, всем известном месте.

  • Анонимно
    9.05.2018 14:19

    Всё это бряцание старые ржавым оружием до добра не доведет

  • Анонимно
    9.05.2018 17:13

    спасибо Тимур, очень интересная статья!
    Хотя на самом деле, основная цель Ту-22М это авианосные группировки США. Их у них, как известно 11.
    Ранее, ордер Ту-22 на каждую АУГ составлял до 15 штук, теперь, с появлением Кинжала, на 1 авианосец требуется 1 ракета, вероятно. На вооружении, по открытым источникам 10 Кинжалов. Ту-22М3М нужны новые цели.

    • Анонимно
      12.05.2018 19:25

      кинжал летящий по баллистичской траектории не опасен дляАУГ онипросто собьют.,кинжал этообычна яракета некрылатая летит по балистичской кривой и легко перехватывается... так чтоничо невыйдет

  • Анонимно
    9.05.2018 18:35

    У Ту-22М3 практически исчерпан ресурс планера, слишком старые. 10 лет назад один самолет ломали на стенде статических испытаний, результаты по критериям усталостной прочности неудовлетворительные. Делали также оценку планера Ту-160, там ситуация противоположная, запас усталостной прочности минимум на полвека активных полетов, благодаря титановому центроплану и другим технологиям на момент производства. Ту-22М3 списывать необходимо, говорю, как бывший сотрудник КАПО, причастный к теме.

    • Анонимно
      9.05.2018 21:02

      Ту-160, при мне, на взлете потерял хвост. Экипаж, кроме двоих поломаных в хвосте, сгорел.

      • Анонимно
        9.05.2018 21:34

        За всю историю эксплуатации была одна катастрофа Ту-160, разрушение топливного бака при длительном полете, произошло в небе Самарской области. Экипаж погиб. Про потерю хвоста и двоих поломанных в хвосте, это вы с чем то другим путаете, там экипаж только в кабине.

    • Анонимно
      9.05.2018 21:11

      Вы конечно причастны к теме, но я думаю, что кроме вас так еще были сотни и тысячи причастных к теме. И они тоже не дураки.

      • Анонимно
        9.05.2018 21:46

        Не дураков десятки. Подноготная этой модернизации в том, что военным не с руки списывать два полка Т-22М3, там куча народа, инфраструктура, в общем кормушка. Поэтому и пускают пыль в глаза власть держащим всеми силами продавливая "нужность" этого самолета. На сегодняшний день самолет безнадежно устарел, современная авионика конечно поправит положение, но на них просто опасно летать, против любой ПВО это 100% призовая мишень, что показал конфликт в Грузии. Списывать их нужно, а не смешить тоже самое НАТО.

    • Да-а ? И ваше мнение окончательное ? Поставьте на стенд В-52 .

  • Анонимно
    9.05.2018 19:21

    Интересная и позновательная статья. Молодцы казанские авиастроители. Умные и таланливые инженеры и специалисты. Больно и обидно, когда построенные в казани красавцы были распилены в Украине. Может быть это и хорошо. Рано или позно мир поймет, что лучше жить в мире и без оружия взаимного уничтожения. Но сегодня, об этом можно только мечтать. Современный человеческий мир переполнен эгоизмом и алчностью. Политики живут одним днем. Такими темпами наша маленькая планета скоро перенасыщится отрицательной энергией и придет к катастрофе. Карабай

  • Анонимно
    9.05.2018 21:27

    Памятник что стоит возле завода, это новый недостроенный самолёт.Ему летать и летать...но не судьба

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль