Нуриевский фестиваль-2018 
15.05.2018

Лебединая вечность Нуриевского фестиваля

Не казанские проблемы: как главный в мире балет превратился в череду узнаваемых аттракционов, присвоенных массовой культурой. Часть 3-я

Программу международного фестиваля классического балета имени Нуриева продолжило непременное «Лебединое озеро» при участии солистов из Германии. Балетный критик Богдан Королек специально для читателей «БИЗНЕС Online» — о фестивальном спектакле и некоторых аспектах восприятия «Лебединого озера» в 2018 году.

Мало найдется спектаклей со столь трудной судьбой, как «Лебединое озеро», признанное сегодня главным в мире балетом Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» ТРУДНОЙ СУДЬБЫ

Мало найдется спектаклей со столь трудной судьбой, как «Лебединое озеро», признанное сегодня главным в мире балетом. Первая постановка, что состоялась в Москве в 1877 году, чуть было не сорвалась из-за капризов балерины Анны Собещанской: она вышла на сцену лишь на четвертый премьерный спектакль, после того, как Чайковский уступил просьбам примы и дописал для нее дополнительные танцевальные номера. В трех предыдущих спектаклях в партии Одетты выступала Пелагея Карпакова. История подшутила над исследователями насчет того, кто на премьере исполнял партию черного лебедя Одиллии: в афише напротив названия партии стоит три звездочки. Вероятно, уже тогда лебедь белую и лебедь черную танцевала одна и та же балерина.

После премьеры пресса обрушилась и на балетмейстера Юлиуса Рейзингера, которому очевидцы вменяли «замечательное умение вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения», и на Петра Ильича Чайковского, который якобы сочинил симфонию, а не пригодную для балета музыку. Можно предположить, что критики обманулись, имея в виду сложившуюся к тому времени репутацию Чайковского как талантливого композитора-симфониста: слушая сегодня «Лебединое озеро», трудно отделаться от мысли, что неопытный Чайковский честно последовал всем канонам «плохой» балетной музыки своего времени, и, несмотря на многие драгоценные находки, партитура эта имеет гораздо меньшее качество, чем «Спящая красавица» и «Щелкунчик».

В следующий раз о «Лебедином озере» вспомнили в феврале 1894-го, готовя мемориальный спектакль памяти композитора: тогда балетмейстер Лев Иванов показал в Мариинском театре вторую картину — ныне обретший всемирную известность «белый акт». После неожиданного успеха к делу подключился главный балетмейстер Императорских театров Мариус Петипа, и в 1895 году балет был показан целиком. Важно, что рыхлую по форме партитуру 1877 года по просьбе Петипа основательно перекомпоновал Риккардо Дриго, добавив в партитуру ряд посторонних пьес Чайковского, — и сегодня можно смело утверждать, что перед нами балет двух композиторов.

Главные же метаморфозы случились с «Лебединым» в советское время. На сцене бывшего Мариинского театра в 1933 году предприняла собственную редакцию Агриппина Ваганова: оставляя в стороне радикально переписанное в духе немецкого романтизма либретто, отметим, что знаменитая лебединая поза с крылом-рукой придумана была именно тогда. Наконец, в 1950 году Константин Сергеев, многие годы исполнявший партию принца Зигфрида, предпринял собственную редакцию. Сколь ни было варварским обращение Сергеева с пантомимными сценами, до сих пор именно эта редакция неприкосновенно идет на сцене Мариинского и справедливо считается стилистически наиболее выдержанной из всех, что были сделаны в ХХ веке.

Снайперски точный Коя Окава — незаменимый Шут, чья партия расширена вдвое по сравнению с петербургским спектаклем Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«СПЕКТАКЛЬ ЯСНО ПОКАЗАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДИСПОЗИЦИЮ В КАЗАНСКОЙ ТРУППЕ»

Редакция Сергеева принята за основу и в Казани. При постановке в 2012 году Владимир Яковлев (худрук балета театра им. Джалиляприм. ред.) счел нужным внести значительные правки в сергеевские ансамбли первого акта, заново сочинить па-де-труа (гораздо хуже оригинала) и выбросить обширные действенные эпизоды, отчего усвоить фабулу балета стало решительно невозможно. Зато во второй картине в рассказе Одетты, как Атлантида, всплывает из глубины балетных веков развернутый пантомимный эпизод, где старинными жестами воспроизведен целый монолог: «Ты видел, — обращается Одетта к принцу, — как я скинула крылья? Там есть один злой волшебник. Он превратил меня и подруг в птиц. Видишь мои слезы? Если кто-то поклянется в верности мне, чары рассеются», — таких пантомимных чудес в советской редакции Сергеева попросту не найти.

Вслед за премьерной «Баядеркой» («БИЗНЕС Online» писал о ней 14 мая) спектакль ясно показал профессиональную диспозицию в казанской труппе. Сложности возникают в классических ансамблях, у кордебалета и корифеев ощутима недостаточная выучка: руки и корпус заморожены, практически отсутствует культура стоп; понятие о выворотных ногах, в классическом балете основополагающее, условно.

Вперед выдвигается крепкий средний класс — солисты деми-характерного и деми-классического жанров, которые во многом и делали погоду нынешнего «Лебединого озера»: снайперски точный Коя Окава, незаменимый Шут, чья партия расширена вдвое по сравнению с петербургским спектаклем; солист па-де-труа Вагнер Карвальо, грамотный воспитанник бразильской школы Большого театра (осенью телезрители увидят его в новом сезоне шоу «Большой балет» на канале «Культура»); крепкая четверка маленьких лебедей — Ольга АлексееваТаис ДиоженесМария ЗатулаНаталья Мурзина; солист неаполитанского танца Алессандро Каггеджи, мягкостью манер и общей культурой исполнения выделявшийся в дивертисменте второго акта; Аделия Ялалова и Александр Ахмедзянов, солисты венгерского танца, внятно других показавшие, что подразумевает под собой характерный танец.

У кордебалета и корифеев ощутима недостаточная выучка: руки и корпус заморожены, практически отсутствует культура стоп Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«СЕГОДНЯ У НЕГО 341-Е ИЛИ 532-Е «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» В ДОЛГОЙ ГАСТРОЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ...»

Центральное место в спектакле предназначалось Лауретте Саммерскейл: выпускница Школы английского национального балета, первые три года карьеры она провела в театре-патроне, там выдвинулась на положение ведущей солистки, а минувшей осенью в этом же статусе перешла в Баварский балет. Одетта Саммерскейл моментально расположила к себе чистотой артикуляции па, сдержанным благородством сценической манеры и той подкупающей интонацией, с какой она убеждала принца Зигфрида, что была бы верной супругой и добродетельной матерью, — в «белом акте» отчетливо сказалась английская актерская школа Саммерскейл. Возможно, органическая добродетельность балерины помешала ей столь же убедительно изобразить обольстительную Одиллию во втором акте — тогда же стали сбоить и вращения, прежде безупречные (смазанной оказалась финальная серия фуэте).

Ее партнер Иштван Саймон выступал в Казани год назад: ныне программка числит его за Дортмундским балетом, личный сайт обозначает приписку к Венгерскому национальному балету, но ни один из официальных сайтов театров не привечает бывшего солиста Дрезденского балета. Обладатель романтической копны кудрей, приводящей в восторг сидящих в зале дам, среднего роста артист с пузырчатыми мышцами ног, он скорее может быть назван артистом деми-классического амплуа, нежели danseur noble, как говорили о балетных премьерах в старину. Тому подтверждением единственная сольная вариация принца Зигфрида во втором акте (очевидно, собственной хореографии Саймона), нашпигованная разухабистыми трюками, какие больше подобают сорвиголове-корсару или севильскому цирюльнику Базилю, но отнюдь не наследному принцу. Исполнено в соответствующем стиле: подходы к большим прыжкам в диагоналях — отвернувшись в угол, невыворотными семимильными шагами с пятки, то есть против всех правил школы, а приземления после трюков — на грани падения.

Иштван Саймон — обладатель романтической копны кудрей, приводящей в восторг сидящих в зале дам, скорее может быть назван артистом деми-классического амплуа, нежели danseur noble Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

В дуэтах Саймон выступал хладнокровным опытным партнером, там же, где танцевать не приходилось, показывал романтическую задумчивость общего толка: учтиво слушал пантомимный рассказ принцессы-лебедь и с толикой равнодушия заявлял августейшей матери, что жениться не намерен. Что же, он столько раз отказывался от женитьбы — сегодня у него 341-е или 532-е «Лебединое озеро» в долгой гастрольной карьере: менялось количество предлагаемых невест, расположение трона, цвет собственного костюма и цвет обивки в зрительном зале, а матрица спектакля оставалась той же — праздник, страдания с арбалетом, белое па-де-де, черное па-де-де, страдания без арбалета, счастливый конец. Не все ли равно, что ощущает принц Зигфрид или даже сам Саймон — он может вовсе ничего не ощущать, а зрители все равно будут смотреть «Лебединое озеро», в котором за давностью лет и за множеством редакций стерся какой бы то ни было прямой смысл.

ИЗВЕЧНЫЙ РОССИЙСКИЙ КОМПЛЕКС

На сегодняшний день содержание этого балета составляют отнюдь не музыкально-пластические перипетии, не система жанровых противовесов, хитро устроенная Петипа и Ивановым («цветные» деми-характерные сцены придворных праздников, сфера быта — «белые» классические ансамбли лебедей, сфера абстракций), и даже не история принца, который с вечеринки по поводу собственного совершеннолетия почему-то сбежал в глухую чащу. «Лебединое озеро» в 2018 году — череда узнаваемых аттракционов, присвоенных массовой культурой: адажио из «Ну, погоди»; танец маленьких лебедей (тоже есть в «Ну, погоди», но вообще везде, а еще на этот мотив поют смешные частушки); 32 фуэте; финал, под музыку которого наказывают товарища Саахова в «Кавказской пленнице». Важно понимать, что это не проблема казанского «Лебединого озера» и, может быть, не проблема вовсе: балет, который во всем мире считается главным произведением в жанре классического балета, давно перестал считываться зрителем как сценический текст.

Одетта Саммерскейл моментально расположила к себе чистотой артикуляции па и сдержанным благородством сценической манеры Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

Остается работа балерин и премьеров, которые способны этому балету-инвалиду придать новый смысл и новое дыхание — или проигнорировать его. Итог спектакля, прошедшего 12 мая в казанском оперном, можно сформулировать очень просто: в зарубежных театрах есть надежные профессионалы, и в своих труппах они выполняют рутинные задачи, обслуживая текущий репертуар — либо скитаются по миру, выступая в гала-концертах и антрепризах в честных поисках куска хлеба да еще, может быть, славы. И эти честные профи отличаются от российских только тем, что они зарубежные. Здесь работает извечный российский комплекс: все, что появляется из-за рубежа, априори качественно, хорошо и, может быть, лучше здешнего, так что факт приглашения гостей издалека сам по себе оказывается приятен.

Трудности, с которыми сталкивается фестиваль на 31-м году существования, хорошо понятны: каждый сезон необходимо ангажировать в Казань несколько пар прежде не выступавших здесь артистов, а рынок балетных исполнителей классов люкс и премиум не так уж велик и обновляется крайне медленно. Коль скоро программный принцип фестиваля — приглашение звезд в репертуарные спектакли, артистический уровень этих звезд — первое, что должно заботить кураторов. В противном случае фестиваль теряет то главное, ради чего затевается, — перестает провоцировать зрителя на новые переживания и художественные (ударение на это слово) впечатления от хорошо знакомого сценического текста. Отнюдь не призывая ограничить список приглашенных звезд отечественными артистами, выразим надежду, что именно такие художественные переживания и большие актерские открытия станут сюжетом 32-го Нуриевского фестиваля.

Богдан Королек

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (19) Обновить комментарииОбновить комментарии

69-летний Рауфаль Мухаметзянов и 67-летний Владимир Яковлев (шеф казанского балета, честный труженик, которого боженька обделил талантом хореографа) не понимают своим пожилым и самовлюбленным умом одного. Да, сейчас они работают для жен наших аульных аристократов, которые гордятся знакомством и общением с деятелями культуры, а еще считают (поскольку девушку из деревни вывезти можно, а деревню из девушки нет), что палехская шкатулка на весь задник сцены и костюмы кричащих цветов - это и есть искусство.

Но у нашей аульной аристократии уже подросли дети (а то и внуки), которые учились в англиях и америках. Они иначе образованы и иначе смотрят на окружающий мир, так что лет через пять-семь (а наши культурные боссы будут за кресла держаться до последнего) они погонят рауфалей сабировичей "как вшивых по бане". Вот этого культурные боссы не понимают.

  • Анонимно
    15.05.2018 08:53

    кажется, это разгром...

  • Анонимно
    15.05.2018 09:24

    Давно в республике нужно развивать культурную критику. Общественная польза огромная - и артистам, и руководству, и публике. Очень познавательно про балет Чайковского. Надеюсь, все заинтересованные люди читают.

  • Анонимно
    15.05.2018 09:27

    А руководство театра так наверное считать не будет?

    • Анонимно
      15.05.2018 10:06

      Это не важно. Написанное (всегда - если талантливо и честно) обладает громадной силой воздействия. Есть ещё и функция просвещения.

  • Анонимно
    15.05.2018 10:21

    давно не хожу на фестиваль, все одно и то же, качество не ахти. Неужели не обидно минкульту за наш театр? деньги-то наши уходят, налогоплательщиков, а мы не можем получать то, что хотели бы.

  • Анонимно
    15.05.2018 10:23

    неужели за столько лет не могут один новый стектакль поставить? есть свое училище, есть талантливые девочки и мальчики, почему кордебалет такой непрофессиональный? все нормальные уезжают, получается? и все время один и тот же репертуар, поменяют декорации и вот тебе премьера, ну просто стыдно за татарский театр

  • Анонимно
    15.05.2018 10:30

    надо пригласить нового худрука и все сразу измениться, не пожалеть денег, таланты есть на Руси. Вот пригласили же Сладковского и наш симфонический звучит везде, и репертуар нормальный, есть что послушать, и постоянно приглашают звезд. Надо поменять, это уже даже не смешно, жители Рт из года в год возмущаются, и что - кроме простых ценителей искусства никто не видит или не хочет видеть упадок театра?

    • Анонимно
      15.05.2018 23:12

      Как в Пермский оперный позвали Теодора Курентзиса и теперь туда театралы из Москвы и Питера приезжают на спектакли

  • Вчера вышел интересный и объективный материал фотокорреспондента Ильи Шалмана о том, как Нуриев дирижировал симфоническим оркестром. В интернете можно найти.

  • Анонимно
    15.05.2018 11:00

    Разгром не разгром... а на балет уже с марта билетов не купить, вы думаете "нашим" прямо так важен выворот стопы или угол кисти... пф.... альтернативы нет, ходить не куда... зал забит, зритель доволен.

  • 69-летний Рауфаль Мухаметзянов и 67-летний Владимир Яковлев (шеф казанского балета, честный труженик, которого боженька обделил талантом хореографа) не понимают своим пожилым и самовлюбленным умом одного. Да, сейчас они работают для жен наших аульных аристократов, которые гордятся знакомством и общением с деятелями культуры, а еще считают (поскольку девушку из деревни вывезти можно, а деревню из девушки нет), что палехская шкатулка на весь задник сцены и костюмы кричащих цветов - это и есть искусство.

    Но у нашей аульной аристократии уже подросли дети (а то и внуки), которые учились в англиях и америках. Они иначе образованы и иначе смотрят на окружающий мир, так что лет через пять-семь (а наши культурные боссы будут за кресла держаться до последнего) они погонят рауфалей сабировичей "как вшивых по бане". Вот этого культурные боссы не понимают.

  • Анонимно
    15.05.2018 11:54

    По-моему, Богдан Королек - это лучший балетный автор, которого БО привлекало за эти годы. Третий текст и третий блестящий текст.

  • Анонимно
    15.05.2018 12:12

    критика мастерски написана, ничего лишнего!

  • Анонимно
    15.05.2018 23:44

    Был на этом Лебедином, согласен полностью с автором, Одиллия невнятная, принц вовсе не принц, кордебалет совсем плох. Только мне ещё и Одетта не понравилась, без души.

  • Анонимно
    16.05.2018 09:04

    Похоже, у нас в театр ходят только для того, чтобы хоть куда-то выйти, платье новое показать, потом знакомым рассказать!

    • Анонимно
      16.05.2018 11:12

      ага. и фоточки в инстаграм выложить с подписью "браво!". только кому браво-то?

  • Анонимно
    16.05.2018 09:07

    Я давно уже смотрю балеты дома, тем более, что в интернете каких постановок того же "Лебединого озера " только нет! И с Нуриевым, и с Плисецкой!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль