Политика 
5.06.2018

Илья Массух: «Колю вытащили Дворкович с Абызовым»

Бывший замминистра связи, демонстративно покинувший госслужбу из-за разногласий с Никифоровым, подводит итоги его правления

«Не имеет собственных системных взглядов на развитие IТ в России и настроен скорее на пиар, чем на продуктивную работу», — так высказался о Николае Никифорове в 2012 году замминистра связи Илья Массух, уходя из ведомства. В интервью «БИЗНЕС Online» он делает вывод, что оказался прав, а также рассуждает о том, поможет или помешает новому министру Константину Носкову его непубличность, почему Павел Дуров ведет себя не совсем правильно, а за «пакет Яровой» должно платить государство.

Илья Массух Илья Массух: «Моя личная позиция в том, что охранять от терроризма надо обязательно, но за это должно платить государство. Так сделано во всем мире» Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«В ОБЛАСТИ IT МИНИСТЕРСТВО НИКУДА НЕ СДВИНУЛОСЬ»

— Когда вы уходили из минсвязи, вы написали: «Ухожу я потому, что не вижу перспектив в работе в новом министерстве, потому что не вижу возможности продолжить то, над чем работал, потому что новый министр не имеет собственных системных взглядов на развитие IT в России и настроен скорее на пиар, чем на продуктивную работу». Ваше мнение изменилось за прошедшие годы?

— Я поражаюсь, но мне кажется, что я был прав, потому что в области IT министерство действительно никуда не сдвинулось. Оно никакую новую политику не проводило, шарахалось из стороны в сторону. Сначала объявляли, что будем использовать лучшие западные решения, тем самым повышать эффективность экономики. Потом, когда в 2014 году ввели санкции, продолжали по инерции ездить по всяким Всемирным банкам, а затем были вынуждены сделать крен в сторону импортозамещения. Но это не было движением от министерства, не значило, что минсвязи вырабатывало госполитику в области информатизации. Они лишь следовали трендам, которые существовали в стране. Так же оказалось в итоге с точки зрения IT. В итоге импортозамещение пришлось делать сторонним структурам типа моей (центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТприм. ред.), министерство не лидировало в этом вопросе, а по идее должно лидировать.

— Но оно же составляло реестр отечественного ПО.

— Этот реестр мы заставили министерство сделать через Совет Федерации, Госдуму при полном нежелании [Николая] Никифорова этим заниматься. Потом, когда вышел закон, он его исполнял кое-как. Реестр хоть и наполнялся продуктами, но разобраться в нем обычный человек не может. Поэтому, возвращаясь к вопросу про пиар, скажу, что 4 тысячи продуктов отечественного ПО – хорошая цифра, но эффекта от этого никакого нет. Вы сами попробуйте найти какой-то продукт в реестре. Там нет ни системы поиска, ни аннотаций, при этом российские компании точно могли бы о себе написать.

— А если бы не было 2014 года, было бы у нас импортозамещение?

— С Николаем Анатольевичем точно бы не было. За эти годы прорывов в информатизации не было, как и не было поддержки отечественных разработок. В 2011 году была принята программа «Информационное общество», в ней был раздел «Информационная безопасность», где было написано про российскую программную платформу. Как раз к 2018 году надо было разработать отечественную операционную систему, отечественную базу данных, офисный пакет, браузер и всякие другие компоненты. В документе были прописаны программа, план ее разработки и совсем небольшое финансирование. Кстати, денег было бы достаточно, если бы их регулярно выделяли. Если бы следовали этой программе, то к 2018 году спокойно имели бы эти компоненты, или кого-то посадили за то, что он их не сделал, как у нас водится. При Никифорове первым делом был закрыт этот раздел.

Так что если бы не было санкций, наверное, тот состав министерства, который был в 2014 году, централизованно закупил бы Microsoft, IBM, Oracle, SAP. На самом деле это не так плохо, дело не в том, что я их ругаю, скорее всего, компании понизили бы цену для них, дали сверхскидки и начали бы внедрять в экономику. С одной стороны, если бы было все хорошо, мы бы получили эффект от внедрения, потому что это новые системы. Но, с другой стороны, мы бы попали в еще большую зависимость от этих корпораций. Это было бы в лучшем случае. Но, учитывая, как министерство работало, вряд ли бы это случилось. Они даже умудрились не купить Microsoft для госорганов.

Николай Никифоров «Мы до сих пор с ним [с Никифоровым] в хороших личных отношениях. У нас все разногласия только профессиональные» Фото: kremlin.ru

«Я НЕ ОБРАЩАЛ ВНИМАНИЯ НА ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И БЫЛ ПРАВ: ЕГО ОТМЕНИЛИ»

— Наверняка вы помните, как и откуда появился Николай Никифоров. Можете ли рассказать все-таки, кто был инициатором того, чтобы его, тогда еще очень молодого человека, поставить на должность министра?

— Кстати, мы до сих пор с ним в хороших личных отношениях. У нас все разногласия только профессиональные.

Честно скажу: 2012 год был тяжелым для меня, потому что мы ставили по всей стране веб-камеры к президентским выборам. Задачу по камерам поставили только в конце декабря, перед Новым годом, поэтому я почти не спал и не ел, ездил по стране. Задача была нетривиальная, потому что до этого нигде даже в мире не было подобного. Это уже сейчас камеры используют, даже на ЕГЭ те же системы. Я был очень уставшим и не смотрел на всякие политические конъюнктуры, кто кого и куда двигает. Кстати, мне казалось, что в связи с тем, что мы сделали такой проект, нас не за что ругать, у нас не было каких-то провалов и скандалов. Поэтому я не смотрел на эти назначения.

Знаю, что Колю вытащили [Аркадий] Дворкович с [Михаилом] Абызовым. Абызов придумал Открытое правительство, Коля там активно выступал. Я не обращал внимания на это Открытое правительство и был прав: его отменили. Потом он, видимо, понравился президенту [Дмитрию Медведеву], прошел собеседование у премьера и президента, так и стал министром.

«Колю вытащили [Аркадий] Дворкович с [Михаилом] Абызовым» «Колю вытащили [Аркадий] Дворкович с [Михаилом] Абызовым» Фото: ©Александр Астафьев, РИА «Новости»

— Прошло 6 лет. Были ли к минсвязи какие-то вопросы? Теперь же вместо него вообще министерство цифрового развития. Может, Никифоров не справился? Почему он не остался в новом правительстве?

— Я думаю, что руководство заметило, что не было развития. Экономические данные показывают, что отрасль перестала развиваться за последние четыре года. Можно это как-то связывать с санкциями. Но когда вся страна растет, а отрасль стагнирует... ВВП у нас растет на 1 процент, а тут стагнирует. Думаю, что руководство заметило, что не было импульса развития. А ведь у нас большой потенциал в технологиях, ПО.

— Вы верите в российские технологии?

— Абсолютно. Я меньше верю в российское «железо», но точно верю в ПО. Но и «железо» можно поднимать, просто оно очень капиталоемкое. Тем не менее нельзя сказать, что были большие провалы за 6 лет.

— То есть была стагнация, как и во всей экономике?

— В отличие от периода, предшествующего Николаю Анатольевичу, где был рост IT-отрасли опережающими темпами на 20 процентов. С 2012 по 2018 год она стагнировала: оставалась на том же уровне или уменьшалась.

— Николай Никифоров в разговоре со мной на ПМЭФ заявил, что к тому, чем он гордится, можно, например, отнести программу устранения цифрового неравенства, подключение к интернету тех населенных пунктов, где его не было, внедрение сети 4G и даже кое-где («Сколково» и Иннополис) сети 5G, а также развитие электронных госуслуг, цифрового телевидения и улучшение работы «Почты России». Согласны, что по этим направлениям все было хорошо?

— Устранение цифрового неравенства – проект хороший, это и развитие ШПД (широкополосный доступ в интернетприм. ред.). Но он не настолько масштабный и не дает эффекта для экономики. А именно это то, чего сейчас хотят от министерства цифрового развития. С приходом новых технологий ожидается рост экономической активности населения либо активности бизнеса. Программа устранения цифрового неравенства рассчитана на то, что будет доступ в интернет в достаточно маленьких населенных пунктах. Это хорошая история, но она не дает какого-то эффекта бурного развития в этих населенных пунктах. Это же деревни и села, где живут бабушки и дедушки. Второй момент – в рамках программы никаким боком не использовались отечественные технологии, а лишь китайское или американское сетевое оборудование. В один момент мы настояли, чтобы использовали российский кабель. По идее, такой проект должен подстегивать спрос на отечественное и давать возможность российским разработчикам поставлять свою продукцию. Так делается во всем мире. Если  строишь дорогу в Америке, то используешь местный бетон, свои бульдозеры – все это дает экономике кумулятивный эффект. В нашем случае этого не было.

Развитие сайта госуслуг точно не впишу в успехи Никифорова. Ресурс никак не развивался с 2012 года: новых услуг не появилось. Портал был в 2012 году, он и сейчас есть. А то, что увеличилось количество пользователей, то это эволюционный процесс. Например, построили МЦК (Московское центральное кольцоприм. ред.), читал новость, что в мае был установлен рекорд по пассажиропотоку. Разве это достижение? Достижение в том, что МЦК построили. Но рекорд по пассажиропотоку будет снова через три месяца, потому что люди начинают пользоваться МЦК. Так что новость про увеличение пользователей госуслуг о том же. Хорошо, что посетителей не стало меньше. Но гордиться этим...

«Почта России» стала чуть-чуть получше работать. Но разве это может быть достижением? «Почта России» стала работать кое-как приемлемо, я бы так сказал. То, как она работала, было безобразием. А стало выправляться, но она не стала Alibaba, не стала проводящей сетью для всех уголков. Идея устранения цифрового неравенства была в том, что человек, сидя в деревне, получает весь спектр информационных услуг и каких-то новых, вплоть до доставки продуктов. Мы же в Москве заказываем продукты по интернету: по идее с помощью новых технологий должны стираться расстояния, особенно в нашей стране.

— По-моему, стирать расстояния должны в первую очередь дороги. Но это уже не поле деятельности минсвязи.

— Да, согласен, тоже считаю, что сначала надо было сделать дороги, а потом уже проводить интернет. Так что проект устранения цифрового неравенства даже чуть-чуть опередил дороги.

4G – это тоже хорошо, но и это опять же эволюция. Хорошо же, что все ездят на 95-м бензине и никто не заправляется 76-м. Но никто же не говорит: «Какие мы молодцы, что не заправляемся 76-м!» Так и 4G.

«С отменой роуминга не получилось. Первоначально, когда Николай Анатольевич пришел, то в своих целях он заявлял отмену роуминга по всей стране к 2018 году. Но пока не отменили»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОХРАНЯТЬ ОТ ТЕРРОРИЗМА НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО, НО ЗА ЭТО ДОЛЖНО ПЛАТИТЬ ГОСУДАРСТВО»

— Также среди достижений минсвязи часто вспоминают отмену «мобильного рабства». Это можно записать в плюс?

— В этом смысле он молодец. Это нормальный проект, который добавил конкуренции на рынке сотовой связи. Но опять же не надо считать миллионы, всего 2–3 миллиона поменяли оператора. Но хорошее зерно в этом проекте есть, так как оператор теперь всегда понимает, что абонент может уйти достаточно безболезненно для себя, поэтому начинает заботиться о качестве услуг и сервисов для абонентов. Хотя эта история работает по всему миру, так что мы не первопроходцы.

— Что насчет отмены роуминга? Обещали в этом году точно отменить.

— С отменой роуминга не получилось. Первоначально, когда Николай Анатольевич пришел, то в своих целях заявлял отмену роуминга по всей стране к 2018 году. Но пока не отменили.

— Я так понимаю, сотовые операторы противились, были споры с ФАС.

— Я не понимаю, как оператор может сильно противиться. Они же противились «закону Яровой», но все равно: их послушали и выпустили постановление. С роумингом история намного проще, чем с «законом Яровой». Если бы была бы воля Николая Анатольевича, мог бы продавить и выпустить постановление – никуда бы операторы не делись. Тем более обоснований с точки зрения житейской логики для такого постановления намного больше, чем для «закона Яровой». Думаю, его бы поддержал и Дмитрий Анатольевич.

— Кстати, на днях провайдеры пообещали повысить тарифы из-за «закона Яровой». Не приведут ли новые требования к переделу рынка, когда останутся только крупные игроки, а мелкие уйдут? Как вы оцениваете в принципе «закон Яровой»? Сначала ведь и Никифоров говорил, что реализация закона неподъемна для операторов, а потом, казалось бы, смирился.

— Да, он не сильно выступал против. Но на самом деле не позавидуешь Яровой, не хочется на всю жизнь такое клеймо получить. Во-первых, закон, может, для безопасности государства нужный, но понятно, что для всего бизнеса и населения из-за того, что его не до конца объяснили, стал такой притчей во языцех. Да, я видел оценки реализации этого закона сначала триллионные, сейчас все спустились до 10–15 миллиардов в год, но и это все равно нагрузка на операторов связи. Чтобы не допустить дробления рынка, насколько я понял, изменились правила присоединения маленьких операторов к большим. По идее большой оператор может сохранить все за маленького и не нагружать его серьезными издержками. Основные издержки как раз в инфраструктуре хранения.

— У нас есть возможности хранить столько информации?

— Факты и звонки хранятся легко, а вот видео хранить тяжело. Надо посмотреть, как будет действовать закон. Если у нас спецслужбы ответственные, то они могут в какой-то момент сказать, что в таком виде все хранить не требуется или избыточно. Надо даже смотреть не на то, как хранится, а насколько следователи, суды применяют эти данные, которые сохраняют операторы. Надо посмотреть через год, было ли хоть одно заседание суда, где в уголовном деле следователи в качестве доказательств приводили эти записи. Если они есть и массово используются, то тогда, наверное, надо хранить. Но мне кажется, что такого не будет, наберут два уголовных дела за год, а хранили мы все весь год.

— Но «закон Яровой» на отрасли как отразится, есть ли хоть какая-то польза?

— Моя личная позиция в том, что охранять от терроризма надо обязательно, службы должны работать, но за это должно платить государство. Так сделано во всем мире. АНБ хранит все переговоры, в Англии — MI5, в Германии – BND. Они все хранят и записывают, но только операторы к этому отношения не имеют. Вот тогда будет ответственность. Если государство придумало такую систему, которая никому не нужна, ни одному следователю, но за это платят 15 миллиардов, то в итоге Кудрин из Счетной палаты на это посмотрит и скажет: «Что же, неэффективно используются средства». А сейчас ситуацию преобразовали в таком виде, что платят за это операторы, и никто не может сказать, эффективно это или нет.

Вы спросили, полезен ли такой закон для отрасли. Если там будут использоваться, как поручал президент, отечественные технологии, то в этом плане будет полезен. Иначе это лишь нагрузка, а не развитие.

— Так у нас есть необходимые ресурсы?

— У нас есть в «Ростехе» какие-то наработки. Это же цифровые слепки, так что хранить их, с точки зрения ЦОДД, не так сложно. Поэтому системы хранения должны сделать.

... «Политическое противостояние приводит к эффектам на нашем айтишном уровне» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я БЫ СОВЕТОВАЛ ДУРОВУ ХРАНИТЬ КЛЮЧИ, ЧТОБЫ ВЫПОЛНЯТЬ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ»

— Давайте поговорим про смешную историю с попытками заблокировать Telegram. Всем сказали, что это делается из-за борьбы с терроризмом. Действительно ли невозможно передать ключи шифрования, как об этом говорит Павел Дуров? В чем смысл истории?

— Решение суда касалось 6 телефонных номеров и 6 взаимодействий 6 террористов, которые взрывали в Питере метро. Если мы говорим про конкретных 6 террористов, идентифицированные личности и номера, то, конечно, есть возможность получить их секретный код. Надо смотреть, насколько он хранится на сервере. Если он не хранится, то Дурову я бы советовал его хранить, чтобы выполнять такие антитеррористические запросы. Не было запроса от ФСБ передать ключи шифрования всех 5 миллионов абонентов. Насколько я знаю эту технологию, ключ шифрования создается либо сессионный, например, мы с вами начали секретный чат, потом мы его можем удалить и новый сделать, и это будет новый ключ шифрования. Поэтому не было запроса от ФСБ дать все ключи шифрования. Если бы был такой запрос, это было бы глупостью.

Так что, скорее всего, возможность такая есть либо Дурову ничего не стоит ее сделать для каких-то конкретных запросов. Да и покрывать террористов не совсем правильно при всей необходимости соблюдения свободы слова. Так что это очень странный для меня конфликт. Либо не до конца донесли до Дурова, что хотят точечно работать по каким-то личностям. У него же не просили ключи шифрования Навального. А если бы просили, то он бы сказал: «Слушайте, тут никакие не террористы, а политическая борьба».

— Со стороны Telegram было подано так, что ФСБ хочет читать все переписки.

— Не знаю, как подано, но вы посмотрите кейс суда, там все касалось 6 номеров. А дальше Telegram начали так неумело блокировать.

— Когда Никифорова просили прокомментировать эту историю, он отвечал, что у минсвязи есть вопросы к «Фейсбуку», WhatsApp и прочим. Может ли так случиться, что в России останутся только «свои»: «ВКонтакте», «Одноклассники» и «ТамТам»?

— Сложный вопрос. Эти претензии Никифорова к другим я больше ни от кого не слышал: ни от ФСБ, ни от Жарова. Просто он, наверное, обобщал, что Telegram такой же, как «Фейсбук», WhatsApp и прочие, что использует такие же технологии, что они тоже должны сотрудничать. Очевидно, что идет определенное противостояние между Россией и западным миром, и это противостояние вышло на информационные технологии и средства коммуникации. Это видно. Поэтому если это противостояние будет развиваться, то, наверное, в каком-то смысле можно предполагать, что нам придется использовать только свои мессенджеры либо мы должны что-то сдать Западу в ответ, например Сирию. Поэтому политическое противостояние приводит к эффектам на нашем айтишном уровне. Это точно.

А с точки зрения развития собственного рынка, мы одна из тех стран, у кого есть собственные не ущербные соцсеть, поисковик, также мессенджеры, которые тоже можно сделать не ущербными. Даже Telegram наш по идее. Если будет открыт рынок для российских разработчиков, то они сделают мессенджер еще лучше.

«У Носкова есть опыт работы в правительстве, и аналитический центр, может, был несильно заметен, но через него проходили все бумаги правительства. Кругозор у него обширный»Фото: ac.gov.ru

«ОТ НАЗВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА МАЛО ЧТО ПОМЕНЯЛОСЬ, НАДО К НАЗВАНИЮ ПРИДЕЛЫВАТЬ НОГИ»

— «Сегодня мы действительно можем сказать, что готовы к построению цифровой экономики, и это будет очередным шагом в наше будущее», — заявил на итоговой коллегии минсвязи Никифоров. Не случайно, что минсвязи перестало существовать, сменив вывеску на министерство цифрового развития. Согласны? Настанет ли в России цифровое будущее и когда?

— У России есть потенциал к разработке своих цифровых платформ и продуктов, к их использованию. Насколько готовы отрасли экономики, сложный вопрос. Некоторые, наверное, не до конца готовы, тут должно быть поступательное движение: образование, медицина, даже промышленность в каком-то смысле. Если вы посмотрите, мы все равно мыслим инфраструктурными проектами, а не какими-то технологиями. У нас до сих пор мышление про закачать бетон, поставить мост, и это считается инфраструктурным проектом и прорывом. Мне кажется, новая экономика может и без этого развиваться: создал новую цифровую платформу и начинаешь ее внедрять везде. Вроде у тебя не появился новый мост, а эффект колоссальный. Насколько страна готова к этому, не знаю. От названия министерства мало что поменялось, надо к названию приделывать ноги. А что, назвали и успокоились? Кстати, такие истории у нас в стране были.

— Я так понимаю, новому министру сейчас как раз и придется заниматься цифровым развитием. Вы знакомы с Константином Носковым?

— Да, знаю, работали с ним вместе. У него базовое образование по IT-технологиям, что немаловажно. У Николая Анатольевича было госуправление. У Носкова есть опыт работы в правительстве, и аналитический центр, может, был несильно заметен, но через него проходили все бумаги правительства, они аналитическую работу вели. Поэтому, видимо, кругозор у него обширный. Он не совсем публичный, но и это можно поменять, а может, он изберет тактику не общаться с прессой. Мне кажется, он достаточно достойный, тоже молодой, ему 40 лет, значит, свободно мыслит.

— Какая главная задача министерства на следующие 6 лет?

— Оно не должно замыкаться только на своей отрасли. Я вижу такие задачи, как внедрение информационных технологий в другие отрасли экономики, развитие собственных платформ. Также одна из задач, которой должно заниматься министерство, финансирование каких-то отечественных разработок в этой области, а самое главное —  их внедрение, например, в минздрав, МЧС. Все системы пожаротушения в МЧС неизвестно кем сделаны, все импортное, а заодно и не работает. Датчики не работают, нет нормального цифрового управления процессом. Вот у меня на даче газовый котел, я подключил его через интернет, если он отключился, мне e-mail приходит. То же самое должно быть и в МЧС. Если в «Зимней вишне» отключилось что-то, должен сразу на пульт приходить сигнал, вот тогда и не было бы этих трагедий. То есть надо внедрять эти технологии в повседневную жизнь, в управление государства, в здравоохранение, в промышленность и т. д. Вот в этом задача министерства.

— Как думаете, получится или через 6 лет вы скажете мне, что ничего не изменилось?

— Не знаю, я бы хотел, чтобы получилось.

«ДЕМОКРАТИЯ В РОССИИ ВЫГЛЯДИТ В ОСНОВНОМ С ГЛАГОЛАМИ «ЗАПРЕТИТЬ», «СОКРАТИТЬ»

— Вы возглавляете фонд информационной демократии. Я понимаю, что такое демократия. А что такое информационная демократия?

— Этот фонд мы создали для того, чтобы продвигать новые формы взаимодействия государства и общества, например, один из наших проектов — Российская общественная инициатива (РОИ).

— Я читала эти инициативы, там часто на сайте просят понизить зарплату депутатам.

— Да, и там люди за них голосуют, в отличие от таких проектов-опросников типа «Активный гражданин», где власть спрашивает: «А хотите мы тут вам деревья посадим?» У нас же люди сами задают вопросы и предлагают: хотим новый детский сад или хотим понизить зарплату депутатам. Хотя, если честно, демократия в России выглядит в основном с глаголами «запретить», «сократить» и т. д. На сайте РОИ мы не очень модерируем то, что пишут, это же такой глас народа. Фонд был создан для того, чтобы расширять взаимодействие с населением, выводя его в другие формы общения, помимо улицы и митингов.

— Удачно? На улицу все равно выходят люди.

— Неудачно. Проект РОИ придумал, кстати, президент, а мы просто его реализовали. Но появилось Открытое правительство в лице Абызова, которое если не узурпировало, но поставило свой фильтр между инициативами и их воплощением в жизнь. И что получилось? У нас, например, была прекрасная инициатива отменить мигалки для чиновников.

— Отличная инициатива, я считаю.

— Пусть мигалки будут для фээсбэшников, ментов, скорой помощи, МЧС. Ведь все гаишники и так знают номера всех чиновников, так что зачем ими мигать, крякать, их же и так не останавливают, они едут по встречке.

— И провоцируют ДТП.

— Да. Эта инициатива набрала более 100 тысяч голосов, по идее она должна была после этого попасть в Госдуму на голосование, ведь там же сидят избранные народом депутаты. А в итоге все инициативы стали попадать к Абызову. Он же обычный министр, а вызывал к себе замов из минздрава, МЧС, МВД и прочих, спрашивал, какова их ведомственная позиция. Те отвечали: «Вы знаете, мы считаем, что это неактуально, так как мигалок и так немного, а чиновники торопятся».

Была еще одна полезная инициатива про оружие. Помните, где-то в Тульской области один человек, защищая семью, ударил ножом преступников, одного убил, второго порезал. В отношении него завели уголовное дело за то, что он превысил самооборону. После этого у нас на сайте появилась инициатива разрешить самооборону и убрать эту дурацкую статью, ведь если ты на свой территории, в своей квартире, то должна же быть какая-то неприкосновенность – не применять сразу статью об убийстве и нанесении тяжких телесных повреждений. Инициатива тоже набрала 100 тысяч голосов, но и ее зарубили.

Поэтому ничего не получилось, людей жалко. А ведь у нас 16 миллионов людей за это время проголосовали.

— Сейчас же все подают петиции на change.org

— Там вообще коммерция, рекламные модели работают. Здесь же легитимный механизм, по которому обязаны власти рассматривать инициативы народа.

— Значит, власть проигнорировала?

— Власть не проигнорировала, рассматривала и не принимала комиссия в Открытом правительстве. А власть – это Госдума, президент.

— А что теперь будет? Открытого правительства больше нет, кто теперь будет рассматривать эти инициативы?

— Слава богу, что его нет. Кстати, надо с Акимовым поговорить об этом. Надо придать РОИ импульс, ведь можно спрашивать мнение людей, они могут голосовать за и против. У нас же авторизация через сайт госуслуг, нет ботов — кстати, на change.org в основном как раз боты. Я горжусь, что у нас их нет, мы специально этим занимались.

— С Акимовым вы тоже знакомы?

— Да, не близко, я работал когда-то с ним.

— Поговорим про выборы президента. В этот раз была применена новая технология, помимо камер, открепительное можно было получить через госуслуги. Хотя Навальный, например, систему критиковал. Как думаете, настанет такое время, когда президента будем выбирать по интернету?

— Я думаю, что настанет время, когда часть людей сможет воспользоваться интернетом для голосования. Хотя есть соображения, что этого делать все же не стоит. Мне кажется, молодежь и современных людей такие технологии могли бы заинтересовать, на повышение явки это бы точно сработало. Кстати, история с открепительными как раз имела эффект для повышения явки. Например, я и раньше ходил на выборы, но в этот раз было удобнее: сходил около дома, хотя прописан в другом районе Москвы.

Однако при введении подобных интернет-технологий важно отслеживать пропорцию «один человек – один голос». В интернете действительно удобно, но, с другой стороны, надо обеспечить 100-процентное доверие. А его можно обеспечить только путем третейского механизма, когда в интернете есть государство, есть пользователи, а еще негосударственная структура, которая не зависит от государства. Например, РОИ сделана негосударственной структурой, но использует государственные механизмы.

Соответственно, чтобы сфальсифицировать те же выборы, надо договориться с «Ростелекомом» или минсвязи, которое эту платформу держит. А если накручивать что-то, то тут уже много людей будет задействовано: администраторы, технари... А если добавляешь в процесс еще третью сторону, то тем самым еще увеличиваешь число людей, с которыми надо вступать в сговор. А ведь в нашем современно мире кто-то обязательно сделает скриншот и напишет: «Знаем, как тут все считают», — и это выплывет наружу.

Сейчас же выборы делаются внутри государственного механизма, есть ТИКи, где кто-то сидит и считает. Там же людей вызвал и сказал: «Вот вам секретная записка, выполняйте». Такая история возможна. А с общественными структурами такое намного сложнее провернуть, а иногда и невозможно.

— Ели б вам предложили вернуться на госслужбу, вы бы вернулись?

— На самом деле не сильно хотел бы.

— Почему?

— Во-первых, я нормально занимаюсь сейчас задачами по импортозамещению. На госслужбе много ограничений — и по доходам, и по поездкам. Если будут предлагать какую-то большую должность, придется спрашивать разрешения: «А можно съездить в Турцию, Грецию?» Хотя все, конечно, зависит от конфигурации, когда я работал в минсвязи, премьером был [Владимир] Путин, начальником – министр Щеголев, даже Собянин был вице-премьером. Тогда можно было что-то придумать, убедить, и все быстро реализовывалось. И все же сидеть снова замминистра, когда нельзя ничего сдвинуть с места... Не знаю, раз 10 подумал бы.

Илья Иссович Массух — российский общественный деятель, президент фонда информационной демократии, создатель и один из идеологов проекта «Российская общественная инициатива».

Биография

Илья Иссович Массух родился 16 февраля 1970 года в Москве в семье советских ученых. После школы поступил в Московский государственный горный университет на факультет автоматики и управления в технических системах, который окончил в 1993 году. Служил в советской армии (1988-1990). В 1993–1995 годах работал по специальности в Российском государственном гуманитарном университете и фонде развития внешнеэкономических связей России. В 1995–2008 годах трудился в российском представительстве компании IBM, где прошел путь от инженера до руководителя департамента по продажам решений для государственных заказчиков и социальной сферы. В 2008 году перешел на работу в ФГУ «Объединение Росинформресурс» в должности заместителя директора.

С ноября 2008 года работал в центральном аппарате министерства связи и массовых коммуникаций РФ в качестве советника министра. В этой должности занимался развитием электронного правительства. В июле 2010 года был назначен заместителем министра связи и массовых коммуникаций РФ. Во время его работы в минкомсвязи был реализован проект «Веб-выборы», запущен портал госуслуг, внедрена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

После увольнения из минкомсвязи в 2012 году выступил с жесткой критикой министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова из несогласия с незрелой, по его мнению, позицией последнего.

«Ухожу я потому, что не вижу перспектив в работе в новом министерстве, потому что не вижу возможности продолжить то, над чем работал, потому что новый министр не имеет собственных системных взглядов на развитие IТ в России и настроен скорее на пиар чем на продуктивную работу. Именно глубинные противоречия с Никифировым Н.А. (новый министр) в подходах к управлению отраслью, к методам реализации крупных проектов и побудили меня уйти из министерства, так как не хочу быть ассоциирован с деятельностью нового министерства»...

«Новый министр считает развитие национальной программной платформы бесперспективной затеей. По его словам, лучше не переводить госорганы на национальное программное обеспечение, а заключить с Microsoft договор, добиться больших скидок и на том успокоиться. Скажу как айтишник – это убьет свободное российское программирование. Люди, работающие сегодня над продуктами свободного программного обеспечения (СПО) – это во многом энтузиасты. Без поддержки со стороны государства эта и без того небольшая прослойка и вовсе размоется. Российская национальная программная платформа так и не будет создана. Америка поддерживает своих гигантов, а мы не можем поддержать свои компании, которые еле выдерживают с ними конкуренцию! Убивать российское СПО и поддерживать американских производителей я не желаю. И потому ухожу».

С октября 2012 года возглавляет фонд информационной демократии. За время работы в Фонде им реализован проект «Российская общественная инициатива» — механизм публичного представления и голосования по предложениям граждан в интернете.

А вам жаль, что Никифорова больше нет в федеральном правительстве?
20%Сам он неплохой, но у него не было никакого веса и авторитета
50%Нет, он был не готов к такой должности
7%Думаю, он себя еще покажет
14%Каким бы он ни был, Татарстан потерял сильного лоббиста
5%Жаль, хороший был министр
4%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (76) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.06.2018 08:14

Время пиара прошло.
Реальной работы нет и не было там от Никифорова.
Убрали его верно из Правительства.
Теперь головняк - куда его пристроить.
В Татарстане для него кресла нет.

  • Анонимно
    5.06.2018 08:07

    Раз во всей стране востребован пиар, то какого управленца они хотят получить, неужели стратега?

    • Анонимно
      5.06.2018 08:33

      Грустно всё это.
      Как сказал герой Папанова в фильме" Холодное лето 53-го": "Так хочется жить и работать..."
      А тут ставленники Чубайса (Абызовщина)... Пиар...
      Вы посмотрите на новых губернаторов "технократов". Один пиар: "Сегодня поеду туда, завтра буду там, переговорю в министерстве. Уверен - будем жить..."
      Вся вертикаль власти перешла в режим "Поручений".
      "Уральские пельмени" с их сценкой Открытия окна в офисе с ленточкой и бегом вокруг стола - прекрасное свидетельство новой "технократовщины"...

    • Денег надо ровно столько, чтоб не думалось о них.
      С детства так считает Колька. Он ведь умный, а не псих.

      Пашет как электровеник, только пыль стоит столбом.
      Если был бы неврастеник, мог легко попасть в дурдом.

      А попал в князья из грязи, говорят, что по уму.
      С ним премьер всегда на связи. Шлёт записочку ему:-

      Так и так мол, жизнь достала, нужен личный Фонд давно.
      Деньги – зло, когда их мало, но добро, когда полно.

      Мол, готов я над собою опыт лично провести.
      Пусть смеются надо мною, деньги Вам могу найти.

      Штат сидит почти без дела, можно вдвое сократить.
      Надо сделать как Отелло. Тихо, мирно придушить.

      Фонд зарплаты предлагаю «светлым головам» отдать.
      А кому, я лично знаю. Сам с себя готов начать.

      На получку в два лимона вряд ли кто ещё пойдёт.
      Подвиг, совершу без стона, но народ меня поймёт.

      Это нужно ведь для дела, чтоб с колен поднять страну.
      Надо сделать всё умело. Деньги любят тишину…

      P.S.

      Ждём реакцию премьера, жаль ему иль нет, миллион.
      Колина в руках карьера. Он у нас Наполеон.

      29.01.2013

    • Анонимно
      6.06.2018 01:18

      Что за бред?! Чувака выгнали и он бухтит, вот и все претензии. А то, что мы сегодня все через Госуслуги делаем, оно что само отросло?! А то что даже Путин отметил, что сегодня продажи софта достигли уровня Рособоронэкспорта - это что, не рост?!

      • Анонимно
        9.06.2018 17:55

        Ну, вообще то оно "отросло" как раз при Массухе )). А с приходом Никифорова на госуслугах не появилось ни одной новой услуги за столько лет.

  • Анонимно
    5.06.2018 08:09

    Это можно сказать в принципе о всей системе управления страной: от федерального центра до муниципалитетов

  • Анонимно
    5.06.2018 08:14

    Время пиара прошло.
    Реальной работы нет и не было там от Никифорова.
    Убрали его верно из Правительства.
    Теперь головняк - куда его пристроить.
    В Татарстане для него кресла нет.

    • Анонимно
      5.06.2018 08:36

      а чем плох hh.ru?

    • ПанАлекс
      5.06.2018 08:38

      А без его фед. денег Иннополис зачахнет и прекратится строительство инфраструктуры!

      • Анонимно
        5.06.2018 08:48

        так он строился для того, что бы на стройке рубануть как следует, а его развитие никому и не нужно... кто хотел, те свое получили.

        • Анонимно
          5.06.2018 12:33

          Один хотел пиара, второй хотел денег на стройку, куча других верила в светлое будущее. Светлого будущего нет, пиар сдулся, а денежки-то в кармане уже.

      • Анонимно
        5.06.2018 09:36

        не засохнет Иннополис от комментария Массуха, странно что Илья нев Израиле, но и понятно, что тут можно с отверткой не спать и ставить камеры - по интервью понятно что Сименс свободно появился в КАИ со своими компетенциями: у таких как Илья Иссович кроме фондов - своих разработок нет - все возит из других стран, потому так важно ему ездить без разрешений... торговля - двигатель личного прогресса.

      • Анонимно
        5.06.2018 22:41

        Не зачахнет. Проект двигается опережающими темпами. По ходу вы там ни разу не были

        • Анонимно
          5.06.2018 23:52

          Там дома-то строят, кто б сомневался. Но судьба у этих разноцветных монолитиков на свияжском ветру одна - закрытые военные разработки.

    • Анонимно
      5.06.2018 08:49

      Он уже заявил, что останется только в Москве. Так что вам не надо думать за руководство РТ.

    • Анонимно
      6.06.2018 09:04

      Министерство спорта и молодежи разделили же. Можно и министерство информатизации и связи разделить на составляющие.

  • Анонимно
    5.06.2018 08:32

    Зашибательский пацан - это не профессия!

    • Анонимно
      5.06.2018 09:25

      хороший человек это уже давно хлебная должность

      • Анонимно
        8.06.2018 13:40

        На вопрос к Тане про Абрамовича, она ответила: "Не знаю, он умеет дружить."
        Так что согласен про хлебную должность

  • Анонимно
    5.06.2018 08:35

    Поднялся на том, что в своё время внимательно слушал приезжих it бизнесменов, а потом презентовал свои идеи. И если бы не один крупный строитель не было бы министра.

    • Анонимно
      5.06.2018 11:30

      08:35, Он внимательно слушал приезжих it-бизнесменов, а затем выдавал ИХ идеи за СВОИ!

  • Анонимно
    5.06.2018 08:45

    Продукт пиара из РТ.

  • ПутчДемона
    5.06.2018 08:47

    Научился пиару в Татарстане и потащил свои ограниченные умения наверх, в страну. Вот и не прижился без конкретной работы. Руководителей надо оценивать объективно, по вкладу, а не уповать какие они замечательные лоббисты.

  • Анонимно
    5.06.2018 08:48

    ЧЕКА

    Предполагаю ни один прочитавший эту статью (включая меня) не владеет соответствующей компетенцией чтоб судить о правоте или неправоте утверждений Массуха.

    Поэтому комментировать не имеет смысла..

    • Анонимно
      5.06.2018 09:56

      А это почему, мы, обыватели-налогоплательщики не можем иметь своего суждения? С высоты своего возраста очень даже могу иметь свое мнение, и отбросте это иностранное словечко "компетенции" его специально придумали чтобы закнуть нам рот, не выйдет! А интервью очень даже хорошее, с удовольствием прочитал.

      • Анонимно
        5.06.2018 10:55

        ЧЕКА

        Рассуждать о том, в чем я не понимаю - я не собираюсь, чтоб не быть в роли попки-дурака.
        И как бы предположил что любой разумный человек также не желает быть в роли попки-дурака.

        Если вам нравится эта роль -на здоровье..

        • Анонимно
          5.06.2018 12:47

          Если не разбираетесь вы, это не означает, что не разбираются и остальные.

          • Анонимно
            5.06.2018 13:02

            ЧЕКА

            Ваш коммент как бы не убеждает меня что вы в этом разбираетесь, скорее наоборот - не разбираетесь)..

  • Анонимно
    5.06.2018 09:19

    Велосипедные дорожки пока не охвачены радарами!

    • Анонимно
      5.06.2018 10:06

      Радар правильная и нужная штука на дороге. Если человек не идиот и хам, то никаких проблем.
      А хамов, идиотов и прочее отребье радары дисциплинируют..

    • Анонимно
      14.06.2018 12:11

      Велосипедные дорожки пока не охвачены велосипедными дорожками!
      Попробуйте проехать от метро Проспекта Победы до ДК Химиков... и живым остаться.
      Реально проехать - на велике, не на лимузине. Столкнетесь с кучей бордюров, поребриков без скосов, кто сможет через пересечение без жертв проехать через участок пересечения с мамадышским трактом в любом направлении - нужно звезду как вылет результативный давать.
      Ок, до кварталов добрались - тоже налево свернуть непросто будет... ну и по списку - просто нужно к.л. из активистов сесть и с камерой проехать и ткнуть носом здесь спилить скос на поребрике, здесь, здесь, а здесь знак поставить, здесь заасфальтировать, итд.
      Это еще Проспект... а по городу - вообще засада... недружественно все для велосипедистов - только в резервациях немного порядок навели - по остальному городу ездить неприятно и опасно.
      Камеры говорите - ну да, радары тоже хорошо ;)

  • Анонимно
    5.06.2018 09:52

    Человек уволился из министерства поскольку не сработался с Никифоровым, и его попросили выступить экспертом и оценить работу министра. Какова по-вашему вероятность хвалебной статьи? Однозначно он выльет ушат помоев и на министра, и на все его окружения. А имеет ли он на это право, а такой ли уж он эксперт? Это всего лишь его мнение, вовсе не факт, что правильное.
    Никифорова я не оправдываю, некоторых его действий тоже не понимаю, но в эксперты не лезу, может он и прав.

    • Анонимно
      5.06.2018 11:12

      Ну вообще-то Массух ушел практически сразу после назначения Никифорова, как только понял, куда дело идет - там долгми разговор состоялся о целях и задачах министерства. Это раз. Второе: почитайте о работе Массуха на должности замминистра, камеры на избирательных участках он внедрил, госуслуги по факту тоже, да там дофига чего.

      Это не к тому, что он белый и пушистый. Просто на фоне Никифорова - он специалист.

      И наконец. Мнение самого Никифорова БО еще раньше опубликовал, в первую очередь, я еще тогда обратил внимание. Вот здесь его интервью
      https://www.business-gazeta.ru/article/383320

      • Анонимно
        5.06.2018 22:45

        Он специалист, колторый долгое время лоббировал IBM. Смешно, что как деньги перестали поступать от IBM начал говорить про импортозамещение

      • Анонимно
        5.06.2018 23:54

        И Массух не спец ничуть и Коля. Там все ни о чем.

  • Анонимно
    5.06.2018 10:19

    Потому что своих абрамов никуда деть... Не повезло Никифорову ...

    • Анонимно
      5.06.2018 10:52

      Дмитрий Анатольевич мог бы тоже должность в Сколково придумать, не обеднеет.

  • Анонимно
    5.06.2018 10:25

    Помню как Николай попросил уволить всех министров профильного ведомства и ЗП ему повысить, реформатор!!

  • Анонимно
    5.06.2018 10:27

    А что, у нас в РТ пиарщиков не хватает?У нас вообще любят быть впереди планеты всей. А достигается большей частью с помощью
    потемкинских деревень.
    К универсиаде заменили балконы на домах, стоящих вдоль центральных улиц. А что во дворах творится-никто и не пошевелился. Дороги асфальтируют на видном месте, а то, что подальше от центра- в рытвинах и колдобинах. Раневсепя говорила: Что толку делать пластическую операцию! Фасад обновишь, а канализация все равно старая!
    А министры у нас -на одном месте покреативят, повыпендриваются, потрутся рядом с начальством- глянь, уже в другом кресле ножками бултыхают.

    • Анонимно
      5.06.2018 13:46

      Это точно! По Южке заборы у частных домов оклеивали недавно пленкой с изображением кирпичей.

  • Анонимно
    5.06.2018 10:35

    У нас любую сферу деятельности взять, выполненной работы на копейку, а оплаченный пиар на десятки миллионов. Так и живём.

  • Анонимно
    5.06.2018 10:53

    Меня только одно удивляет, почему этот бардак еще не привел к полному коллапсу всю эту страну? Да, Никифоров может быть и не самый толковый министр во всем этом сборище. Только вот лягать уже ушедшего вряд ли так уж необходимо, тем более этот товарищ тоже несет полную глупость. Какая операционная система собственной разработки!!! Товарищ хоть понимает что несет? Так для справки -

    "Операционная система — комплекс программ, обеспечивающий управление аппаратными средствами компьютера, организующий работу с файлами и выполнение прикладных программ, осуществляющий ввод и вывод данных."

    Другими словами, есть железки, которые делают на Западе, их много и они постоянно развиваются, и есть вот такая программа, которая как раз и призвана управлять этими железками. В действительности есть в мире только несколько продвинутых, рабочих по сути ОС. Это всем хорошо известная Windows, но не первая. Первая и тоже имеющая долгую историю, давшая много разных ответвлений - UNIX, и все остальные так называемые unix-подобные системы, включая и Linux. Также тут следует упомянуть MacOS, который обслуживает линейку изделий Apple. Для смартфонов есть своя линейка ОС, для компьютерных сетей своя. И что предлагают ти товарищи. Какую линейку, производимых в России железок с помощью вот разработанной ОС, обслуживать? Ну даже китайцы взялись за создание своей ОС, они ведь и железок много делают, а все оказалось клоном Windows XP. И дело еще не только в том, что ОС обслуживают и привязаны к железкам, они еще и обрастают и множеством прикладных программ, которые тоже сориентированы на конкретные ОС. Так и кто начнет создавать целую индустрию, привлекая миллионы программистов под такие задачи? Все это лапша, которую вешают на уши чиновникам, у которых есть деньги, накрученные программистами менеджеры, такие как вот этот товарищ. Всем все понятно, что никакой полноценной ОС никто в России не создаст, да это и невозможно пока нет своего железа, но вот разговоры нужны, чтобы государство на это выделяло деньги.

    И еще. Вот довольно полный список производителей радиоэлектронной продукции

    http://vanians.narod.ru/Proizvod/new_page_2.htm#howZ

    Найдите там российскую фирму, которая бы что там производила и была бы известна миру. И ведь дело в том, что есть желание стать независимым от них, но нет такой возможности. Да, все эти производители, особенно американские могут в свое железо и что-то вредное вписать, особенно для продукции двойного назначения. И как раз ОС система также может им и управлять. Например, отключить что-то, порушить сеть, или даже вывести из строя. Но тут уж лучше не портить отношения с теми, кто все это производит, а не пытаться создать свою отдельную ОС. Она и будет похожа на тот же Linux, благо она бесплатная.
    А.Б.Гефакт.

    • Анонимно
      5.06.2018 17:28

      Зачот!

    • Анонимно
      25.06.2018 14:06

      Ваш, почти экспертный комментарий, разбивается всего о два слова- "доверенная среда".
      До тех пор, пока процессор, управляющий турбиной ГЭС, закрылком самолета, или насосами нефтепроводов, будет иметь недекларируемые возможности, заложенные на этапе производства, пользователь будет зависим от производителя.
      и ОС это только вершина айсберга....

  • Анонимно
    5.06.2018 11:04

    Товарищ Илья когда покажет свой отечественный компилятор тогда будет рассказывать про импортозамещение, а так можно и русифицированный Word назвать импорта замещенным. Вообще нашим товарищам пора понять пока мир в 70-х развивал фундаментальный базис для этих технологий (не без нашего участия в том числе) наши руководители строили коммунизм. Так что пора перестать раздувать щеки, а попытаться интегрироваться в существующие реалии.

    • Анонимно
      5.06.2018 17:35

      В экономике это называется разделением труда ( еще А.Смит это описал), вот у нас хорошо валенки получаются, а у ИНТЕЛ микропроцессоры, у Боинга пассажирские самолеты, поэтому не надо заморачиваться созданием отечественгой ОС.

  • Анонимно
    5.06.2018 11:17

    Почему только ушедших. Посмотрите, кто пришел у нас, в Татарстане!
    МАЖОРИКИ! Большая часть которых платила за зачеты и курсовые, купила диплом и степень. Чо, забыли уже наша партия и правительства скандал с нынешним министром экономики? Доктор наук, который украл диссертацию. А сколько таких чиновников и руководителей у нас?
    Просто откройте сайт, который называется АНТИПЛАГИАТ. Оч. интересно там!

  • Анонимно
    5.06.2018 11:27

    А где ответ: "Нет, не жаль"? Ничем не отметился, кроме как закрыться от инновационных технологий....

  • Анонимно
    5.06.2018 11:35

    Предлагаю обменять Никифорова на Фишман.

    • Анонимно
      5.06.2018 12:08

      и они нарисуют Генплан развития столицы в 21 веке? Нет, это могут только Григорьев и такие как он ... будущее в крепких руках архитекторов..

  • Rezeda
    5.06.2018 11:49

    "Иннополис" ожидает банкротство?

    Или нашли тех, кто будет платить за игрушки мальчиков?

    • Анонимно
      5.06.2018 22:47

      Вы про что именно в Иннополисе говорите. Высказывание типа Казань банкрот )

    • Анонимно
      15.06.2018 15:53

      Иннополис один из последних шансов вернуть России компетенции в ИТ сфере

  • Анонимно
    5.06.2018 11:58

    А вот смею напомнить:
    https://www.dissernet.org/publications/evening_kazan_mg.htm
    И - выдержка:
    "Господин Абдулганиев- лектор раскрашенную схему диссертации чиновника, из которой следует, что более трех четвертей страниц этой кандидатской практически дословно совпадают с защищенной годом раньше диссертацией другого человека.
    Эту «свою» кандидатскую Фарид Абдулганиев защищал в ТИСБИ. Впрочем, тамошний диссовет не без усилий «Диссернета» уже распущен…
    За КНИТУ (КХТИ), где обрели ученую степень выходцы из Татарстана – министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров и вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин – «Диссернет» числит 22 кейса «грязных» диссертаций. Больше в Татарстане только у КФУ – 69 случаев.

    • Анонимно
      5.06.2018 12:38

      Если все грязные диссертации всплывут, то закрывать придется не только главный университет, но и местную академию наук.

  • Анонимно
    5.06.2018 12:59

    Али

    Считаю не верным критиковать http://change.org , это рабочий инструмент взаимодействия с органами государственной власти

  • Анонимно
    5.06.2018 13:04

    Никифоров не пропадёт. Он уже в истории, таких людей из РТ единицы.

  • Анонимно
    5.06.2018 13:42

    И каждая из единиц- ноль. Облажались все, как один!

  • Что беспокоиться. Колю пристроят.

  • Усы Пескова
    5.06.2018 14:10

    Вообще фиолетово до Никифорова.

  • Анонимно
    5.06.2018 15:36

    Молодец парень, такую карьеру сделал. И дальше не пропадёт, не переживайте. В таком возрасте быть министром страны которая занимает далеко не последнее место по территории и количеству населения.

    • Анонимно
      5.06.2018 21:13

      По территории - да, максимально удаленное от конца место :)

  • Анонимно
    5.06.2018 15:49

    Удивительная постановка вопроса об одном члене правительства страны? Почему удивительная, а потому, что Никифоров до должности федерального министра проффесионально занимался IT-технологиями в РТ, внедрил кроме всего прочего электронное управление в виде электронного документооборота в госструктурах. В то время Правительством России была с помпой принята программа "Электронная Россия", но когда в республику приехал Собянин, в то время работавший в правительстве России, познакомился в постановкой дела в РТ, где весь документооборот был безбумажный, где чиновники всех уровней, находясь на своих рабочих местах, участвовали в заседаниях правительства, министерств, сами проводили дистанционные заседания и т.д., то по возвращении в Москву он инициировал отмену "Электронной России", пригласил на доработку нового документа Никифорова. Документ новый был принят, во многом поменялось видение современного управления и Никифоров неизбежно стал нужен в правительстве.
    Теперь давайте посмотрим, какова среди членов правительства РФ и министров, руководящих направлениями и отраслями, которые можно назвать профессионалами????
    И в старом и новом правительстве - профессионалы меньшинство. В итоге в стране некоторые отрасли развалены или почти исчезли. До чего, например, довел армию Иванов - ее просто не стало. До чего довели экономику сменяющие друг друга министры-гадатели "предстоящего роста", "управляющие" министерством экономики. А Христенко и Мантуров потеряли для страны не одну, в числе высокотехнологическую отрасль. Ничего удивительного - они до этого ни дня не ходили в проходные заводов, НИИ и ОКБ. И, как сказал один академик, боятся директоров, годами не встречаются с ними боясь их вопросов.
    Так что Никифоров в правительстве, значительная часть которого состоит из непрофессионалов (в том числе на уровне заместителей председателя), выделялся профессионализмом и, конечно, мог стать раздражителем, ему не предложили Сколково, не предложили ВЭБ или что-то подобное....

    • Анонимно
      5.06.2018 17:12

      Приведите примеры: внедрение электронного документооборота сколько бюджетных денег позволило сэкономить? Где можно посмотреть ROI проекта?

    • Анонимно
      6.06.2018 08:26

      Безбумажный, серьезно? Не нужно мечты путать с реальностью.

    • Анонимно
      6.06.2018 09:12

      Мы знаем как внедряли ЭДО в РТ. Знаем как заставляли и кто обогатился. Кто мешал использоваьт существующие тогда ЭДО, тот же СЭД "Дело" например или другие российские ЭДО, которые существовали на тот момент? Но тогда бы кто-то не заработал бы денюжек бюджетных. И провернули схему.

  • Анонимно
    5.06.2018 19:50

    Если в «Зимней вишне» отключилось что-то, должен сразу на пульт приходить сигнал, вот тогда и не было бы этих трагедий.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/384568?utm_source=poll-block

    Не факт что в скорости прохождения сигнала отсутствие трагедий

    • Анонимно
      6.06.2018 09:14

      Речь не о скорости, а о работоспособности системы. если на пульт приходит сигнал, что задвижка АПТ закрыта, то должен быть вопрос почему и какие дополнительные меры приняты по пожарной безопасности (если это ремонт). Неисправность приборов тоже будет сразу видна и будут приняты меры по восстановлению работоспособности. Контроль надзорных органов потому, что. Вот об этом речь была, а не о скорости.

  • Анонимно
    5.06.2018 21:01

    Как Никифоров себя громко защищает!

  • Анонимно
    5.06.2018 21:41

    Только у нас можно министром сделать человека не имеющего профильного образования, но имеющего много "удащливых" знакомых...

  • Анонимно
    6.06.2018 18:40

    А кто-нибудь может сказать конкретное - что не так сделал Никифоров будучи федеральным министром? Разумеется, не повторяя филипок уволившегося в самом начале его деятельности человека, давшего интервью?

  • Анонимно
    6.06.2018 20:16

    Сколько уже денег потратили...
    Когда и кто начнет отвечать за эффективность потраченных средств???

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль