Машиностроение 
7.04.2011

КАМАЗ: «Если вы разгоните в кризис рабочих, то где их потом возьмете?»

ЗАРПЛАТЫ НА ЧЕЛНИНСКОМ АВТОГИГАНТЕ ОКАЗАЛИСЬ НИЖЕ, ЧЕМ НА АВТОВАЗЕ, И ЗНАЧИТЕЛЬНО НИЖЕ ЧЕМ НА ЗАВОДЕ ФОРДА В РФ. ПОЧЕМУ? 

Cегодня КАМАЗ опубликовал средние зарплаты своих подразделений – с прошлого года они, в среднем, выросли на 30-45%. При этом, уровень зарплат камазовских работников по-прежнему сложно назвать высоким. «БИЗНЕС Online» сравнил зарплаты крупнейших автомобильных компаний РФ и попытался выяснить, можно и нужно ли снижать численность рабочих КАМАЗа, чтобы повысить зарплаты оставшимся. 

РОСТ ЗАРПЛАТ СЛЕДСТВИЕ КОНЬЮНКТУРЫ РЫНКА 

Сегодня ОАО «КАМАЗ» опубликовало на своем официальном сайте информацию о средних зарплатах своих подразделений. По сравнению с прошлым годом, сообщает департамент по информационной политике компании, в частности, на автомобильном заводе она увеличилась на 45%. Средняя заработная плата персонала автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» выросла в этом году с 12094 рублей в январе до 17460 рублей в марте (у рабочих – 16706 рублей). Самый высокий уровень зарплаты, впрочем, на «КАМАЗинструменте». В этом году её среднее значение увеличилось с 12354 рублей до 17700 рублей, у рабочих – с 10829 рублей до 16634 рублей (подробнее см. справку). 

С одной стороны, темп роста зарплат действительно впечатляет. И он действительно связан с ростом объёмов выпуска основной и диверсификационной продукции, как считают специалисты автогиганта. Автомобильный завод, финишное предприятие основной продукции компании, сдал для отгрузки потребителям 4 тысячи машкомплектов в марте и почти 9,9 тыс. – за три месяца года. Что больше на 76% и 43% соответственно, чем за те же периоды 2010 года.

 Как заявил газете «БИЗНЕС Online» аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, «анонсированное увеличение средней заработной платы персонала компании в целом отражает дальнейшее восстановление рыночной конъюнктуры и улучшение основных финансовых и операционных показателей компании». 

- Стоит отметить, что по итогам 2010 года чистый убыток компании сократился в 2,3 раза и составил 1,8 млрд. руб. против 4,2 млрд. руб. в 2009 году. Выручка в прошлом году выросла на 33% до 75 млрд. руб. Мы обращаем внимание и на то, что итоги операционной деятельности компании в 1 квартале этого года были весьма позитивными, - отмечает Максим Клягин, - В целом бизнес-план по производству и продажам на 2011 год утвержден, исходя из выпуска 35,8 тыс. автомобилей, из них почти 31 тыс. будет реализовано на российском рынке, остальные планируется отправить на экспорт. В 2011 году ожидается рост выручки на уровне 24%.

ЧЕМ МЕНЬШЕ РАБОЧИХ – ТЕМ БОЛЬШЕ ПЛАТЯТ? 

Другое дело, что для такой крупной компании с известным мировым брэндом зарплата в 17 тыс. рублей все-таки выглядит не слишком высокой. В этой связи интересно, во-первых, сравнить средние зарплаты российских автомобильных компаний. Скажем, средняя зарплата на «Автодизеле» еще в 2010 году увеличилась в полтора раза по сравнению с 2009 годом и составила 22 тыс. руб. При этом, что любопытно,  за время экономического кризиса численность рабочих Ярославского Моторного Завода (ОАО «Автодизель») сократилась более чем вдвое – с 15 до 7 тыс. человек (впрочем, в 2010 году завод вновь начал набирать сотрудников). Для сравнения, на 1 января 2011 года списочная численность персонала всей технологической цепочки КАМАЗа составила 47,6 тыс. человек. 

Средняя зарплата сотрудников «ИжАвто», которое, к слову, намерено в этом году выполнить план по производству 100 тысяч автомобилей – превысит уровень в 16 тыс. рублей только к концу года. При этом штатная численность предприятия по данным на 1 марта составляет всего 3 тысячи человек, и до конца года она возрастет до 5,1 тыс. сотрудников. 

Возможно, не совсем справедливо, зато любопытно сравнить, наконец, камазовские зарплаты с выплатами работникам российского автозавода Ford. Недавно профсоюз российского автозавода Ford заключил с работодателем коллективный трудовой договор на 2011-2013 годы, отстояв свои требования «без "традиционной" забастовки» (о том, как работники «Форда» умеют отстаивать свои права и требования повысить зарплату, российские СМИ писали неоднократно). 

Средняя зарплата рабочих после заключения нового договора составит от 26 000 до 40 000 рублей. Как считают в фордовском профсоюзе, это самая высокая зарплата рабочих в автомобильном секторе. Впрочем, компания по-видимому может себе это позволить: численность персонала там составляет всего 2,2 тыс. человек. При этом компания Ford планирует в 2011 году увеличить объем производства автомобилей на заводе в Санкт-Петербурге по сравнению до 90 тыс. единиц.

ЗАРПЛАТА ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ 

Зато любопытен практически «двойник» КАМАЗА – тольяттинский завод. Средняя зарплата в ОАО «АВТОВАЗ» за ноябрь 2010 года составила 19 664 рубля (в феврале 2010 года – 13 тыс.рублей). Впрочем, по поводу зарплат на «АвтоВАЗе» есть разные точки зрения. Представители его независимого профсоюза «Единство» считают, что нижний предел работника низкой квалификации в 2010 году составлял 10 тыс. рублей, а вовсе не 16 тыс., как об этом рапортовали официальные лица (справедливости ради, КАМАЗ местная пресса неоднократно обвиняла в завышении официальной зарплаты – со слов самих работников компании). Если же официальным лицам все-таки верить, то средняя зарплата на «АвтоВАЗе» в 2008 году достигала 22 тыс. рублей! При этом, на начало 2011 года численность персонала ОАО «АвтоВАЗ» составляла 67 тыс. человек, а к 2013 году она должна составить и вовсе 72 тыс. человек. Напомним, что Тольятти, как и Набережные Челны, тоже моногород – и АвтоВАЗ в каком-то смысле, возможно, вынужден «держать на балансе» гораздо большее число персонала, чем это нужно для выполнения производственного плана компании на 2011 год: он составляет 698,9 тыс. автомобилей и машинокомплектов. 

Интересно и заявление гендиректора АЗ «УРАЛ» (группа ГАЗ) Виктора Кормана, который еще весной 2010 года сообщил АН Челябинских новостей «Доступ», что средняя зарплата рабочих на разных производственных участках компании составляет 17,5-21 тыс.рублей. При этом глава компании выразил удивление, чем недовольны его рабочие (рабочим была непонятна система начисления заработной платы и они в знак протеста отключили в апреле прошлого года главный конвейер - прим. ред.), сравнив свое предприятие с ситуацией на КАМАЗе: «Я не понимаю недовольства потому что если взять нашего главного конкурента ОАО «КАМАЗ», то уровень заработной платы там в 1,5 раза ниже, чем у нас». На сегодняшний день, сообщили газете «БИЗНЕС Online» в компании, средняя зарплата производственных рабочих «УРАЛа» составляет 28 800 рублей. 

В ЯПОНИИ РАБОЧИЕ РУКИ ДОРОЖЕ МЕТАЛЛА 

Зампредседателя ТПП РТ Владимир Жуйков считает, что при наличии настолько раскрученного и известного брэнда как КАМАЗ и объемах реализации в настоящее время, «такая невысокая зарплата вызывает сожаление». Своим мнением он поделился с БИЗНЕС Online: 

- Ясно, что в структуре себестоимости есть определенная доля зарплат. Ясно, что до сих пор в России на производствах доля зарплаты в себестоимости не достигла мировых уровней. Почему Япония при обслуживании японских авто до деталей не опускаются, а меняют весь агрегат – потому что цена металла меньше, чем цена рабочих рук. И затраты на то, чтобы работники перебирали какой-нибудь узел из 30 деталей оказываются в результате выше, чем если просто поменять агрегат. Стоимость труда работника японской компании «дороже» металла.

 ЗАЧЕМ СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ? 

Можно, впрочем, предположить, что КАМАЗ мог бы повысить зарплаты своим работникам в разы, если бы снизил численность своего персонала. Мнения о том, что КАМАЗу для производства нужно гораздо меньше работников, высказывались неоднократно. При этом, впрочем, не следует забывать о том, что Набережные Челны, как и Тольятти, моногород. И высвобождение ненужного числа людей в случае улучшения эффективности производственной системы и повышения производительности труда неизбежно вызовет социальную напряженность. 

«ВЫЛАВЛИВАТЬ ПОТОМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИДЕТСЯ 5 ЛЕТ» 

Впрочем, глава Аналитического отдела ОАО «КАМАЗ» Борис Морозов не считает, что снижение численности рабочих было бы правильным шагом. Этим мнением он поделился с БИЗНЕС Online: 

- А почему вы думаете, что КАМАЗ не хочет в 3 раза повысить объем производства? Если вы разгоните людей в эпоху кризиса, многие уйдут навсегда – квалифицированные сотрудники уходят и не возвращаются. Сколько лет вы потратите на то, чтобы потом найти нужного специалиста? Сколько из 10 кандидатов на должность становятся хорошими специалистами? 20%. И вылавливать таких придется пятилетку. А мы знали, что кризис не вечен, что мы точно будем наращивать объемы. С другой стороны, по доле зарплат КАМАЗ вполне конкурентоспособен в мире. Да, производительность не самая высокая, и зарплата не самая высокая, зато есть потенциал роста. А если мы сожмемся в 2 раза? Социальные последствия вы сами знаете, но последствия для бизнеса в отношении дальнейшего роста будут чудовищными. И выгоднее усилия персонала на переходных этапах направить внутрь, на совершенствование трудовых процессов, операций, разработку новых продуктов. В стране имеются серьёзные проблемы, которые КАМАЗ может решить - объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Сегодня, по словам Бориса Морозова, на КАМАЗе ведется работа по применению современных технологий и улучшению производительности труда. К примеру, «КАМАЗ только что провёл международную конференцию по бережливому производству, где обсуждали «выдающиеся достижения по производительности труда: применением Lean-технологий выравнивания и стандартизации работы можно довести ритм конвейера до 4 минут». При этом, по словам аналитика, все КАМАЗы можно успевать собирать за одну смену. Или с запасом - на одном конвейере. Однако переходная стадия к такому ритму требует огромного объема работы:

- Когда-то на старте КАМАЗа была эпопея: перенормировали завод двигателей. Потому что оказалось, что существовавшие в СССР методики расчета не учитывали крупного машинного производства степени автоматизации 85%. Роботы не смогли работать без людей. Проблема была народохозяйственного значения, учили наших технологов и экономистов, они полтора года расчеты выполняли. Колоссальные людские ресурсы были брошены, чтобы переписать все карты технологические и должностные инструкции. Вот эта работа сегодня на КАМАЗе ведется, как на уровне производства, так и на уровне бизнес-процессов, - заметил аналитик. 

Руководитель департамента по информационной политики ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев также заявил газете «БИЗНЕС Online», что сокращать персонал, чтобы повысить зарплату оставшимся сотрудникам компания не собирается и смысла в этом не видит: «Главная наша философия состоит в увеличении производства и производительности труда без увеличения или уменьшения численности персонала». 

Сергей Афанасьев 

Справка

Зарплаты рабочих автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» в течение I квартала выросли с 11346 рублей до 16706 рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года – на 43,1%. Средняя зарплата персонала на ОАО «КАМАЗ-Металлургия» выросла за три месяца с 13592 рублей до 17442 рублей (это больше на 36,4%), у рабочих – с 13010 рублей до 16743 рублей (36,6%). Камский прессово-рамный завод увеличил среднюю зарплату в этом году с 12710 рублей до 16373 рублей (32%), зарплату рабочих – с 12269 рублей до 15459 рублей (31,8%). На «КАМАЗ-Дизеле» средняя зарплата персонала выросла в I квартале с 12513 рублей до 16330 рублей, у рабочих – с 10726 рублей до 15130 рублей. В марте 2011 года дизелисты «КАМАЗа» заработали, соответственно, на 35,7% и 33,9% больше, чем год назад. Средняя зарплата на «Ремдизеле» выросла в этом году с 14874 рублей в январе до 16000 рублей в марте, зарплата рабочих – с 12804 рублей до 13780 рублей. Самый высокий уровень зарплаты, впрочем, на «КАМАЗинструменте». В этом году её среднее значение увеличилось с 12354 рублей до 17700 рублей, у рабочих – с 10829 рублей до 16634 рублей. Годовой прирост – соответственно, составил 46,9% и 51,8%. 

 Информация департамента по информационной политике ОАО «КАМАЗ»

 

 

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.04.2011 00:00

    Прочитал заметку и чуть не пустил слезу умиления от прочитанного. А на самом деле все не так просто. Как можно повышать производительность труда на заводах в условиях резкой РАЗУНИФИКАЦИИ выпускаемой продукции? А какая жирная надстройка над заводами в виде Материнской компании! И сокращения идут, как средне-потолочной трудоемкости, так и ИТР, прикрываясь нормами управляемости разработанными в в 60 годы. А уж как носятся с Бережливым Производством. Каждый гол создают все новые и новые эталонные участки, котрые тихо тихо умирают от всеобщей бестолковости. Нельзя не признать успехи на КАМАЗе в наведении порядка в технологической дисциплине и улучшений в организации работ. Но прорывных решений как не было, так и нет. А жаль!

  • Анонимно
    7.04.2011 00:00

    Работал на камазе. Знаю что такое средняя зарплата. Она не завышена. Это реальность. Просто рабочие получают в 1,5 раза меньше ИТР вот и все. Про руководство просто молчу. КАМАЗ хорошая школа для старта. Рад что ушел. Но не сожалею, что работал там.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    Не работал на Камазе...и нисколько не жалею. Друг после института устроился на Камаз программистом, получал смешные 8 тысяч. Не знаю, как сейчас получают рабочие (до 2008 года неплохо получали, есть примеры), но ведущий инженер-технолог получает ну максимум 12, если по субботам работать. Цифры...одни лишь цифры...реальность другая. Не удивительно, что молодежь не хочет идти на завод.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    везде еще хорошо что подымают. на соллерсе-набережные челны не подымали зарплату уже с 2008 года.даже не индексировали ни разу. а в этом году еще и сократили оклады чуть ли не на половину.так что на камазе хоть и маленький но прогресс.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    Тут сравниваются несравнимые вещи, в 2009 году Камаз стоял и многие были на 2/3 и получали гроши. Теперь камаз заработал а люди так и получают гроши. Для примера знакомая работает на Литейном инструментальщиком при полном месяце с выходов в 2 субботы получила с премией 6700 на руки!!! А теперь попробуйте прожить на 6700 в месяц!!! С учетом кварплата 4300, проезд 600р, питание на заводе 1500 и дома еще 4000 р одежда по мелочи еще 2000 В итоге еще что просто существовать надо 5700.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    Самое главное, мотивация к труду. Недавно на Украине рассматривался законопроект, который предполагал закрепить долю Фонда оплаты труда до 30процент в себестоимости продукции. Популизм? Возможно. Но есть к чему стремиться. Нас и КАМАЗ это не касается... пока. Но идея уже витает в воздухе, если ЕР не получит большинства в Думе РФ, оппозиция возможно проведет такой закон о поэтапном повышении зарплаты. Если власти прижмут офшорные схемы как пугают, горе вам капиталисты. Есть и другой аспект, как это скажется на конкурентосопосбности деградирующий промышленности страны.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    У камаза жесткая привязка зарплаты к количеству выпущенной продукции. Поэтому, больше производят - больше получают. С таким ростом рынка грузовиков как сечас есть вероятность, что к концу года средняя зарплата перевалит за 20 тыс. Для Челнов, где средняя зарплата 17 тыс это неплохо.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    А почему умирают эталонные участки? Неужели трудно закрепить тот успех, который получили в результате внедрения Лин? Или действительно на КАМАЗе мало обученных специалистов в этой области? Я знаю много предприятий, который успешно внедряют Лин-технологии.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    Изучите опыт БрАЗа (в Интернете есть множество обсуждений и книга вышла "Производственная система БрАЗа"). Генеральный директор поставил задачу сделать персонал завода средним классом с з/п 2000$.

  • Анонимно
    8.04.2011 00:00

    Одним из действенных методов влияния на уровень оплаты труда – забастовки, организованные профсоюзами, если невозможно договорится с работодателем. И это является составной частью капиталистической системы функционирования экономикой. Мы же, странное дело, семьдесят лет говорили о том, что строим социализм, а в итоге не смогли построить даже социально ориентированную капиталистическую систему. Что такое профсоюз на примере одной из немецких фирм? Это равноправный участник управления предприятием, работодатель представляет капитал, а профсоюз представляет рабочую силу. И только при их консенсусе достигается эффективность управления предприятием и справедливое распределение заработанного дохода. Любой работодатель стремиться вовлечь своих работников в процесс получения дохода, но получив доход не оттирает своих рабочих от его распределения. Подписывается соответствующий договор, идет постоянное повышение зарплаты, есть и иные способы распределения доходов. И без согласия профсоюза не один его член не может быть уволен. Но и сами лидеры профсоюза понимают, что они могут опираться только на тех, кого представляют, а иначе возникнут стихийные протесты, которые сметут и их, и всю систему выстроенных отношений на предприятии. Не зря ведь показывают постоянные предупредительные забастовки в Германии. Иногда даже во главе демонстрантов становятся те же избранные депутаты, а в одно случае наблюдал и мэра города, который поддержал демонстрантов, которые требовали у одной транснациональной корпорации не сокращать рабочих. У нас же работодатель, по сути, частный владелец компании, вместе с властью решают сколько платить, сколько и кого оставить на работе. А в это время профсоюзные лидеры подписывают какие-то бумажки с организациями, которые якобы представляют предпринимателей. Все уже давно забыли, что такое профсоюзное движение, для чего его создавали в свое время, и как с его помощью добиваться той оплаты труда, которая удовлетворит и работников, и работодателей. Если будет достигнут баланс, то у нас не будет тонкой прослойки сверхбогатых и огромная масса нищающего населения

  • adzeriho
    26.04.2015 13:54

    Но ведь разогнали, например КИСМ. Присоединили ДГМ к КИСМ, ещё многие департаменты, и одним росчерком пера уделали всё. Многих специалистов до сих пор вижу, то там поработают, то там поработают. Частникам они не нужны, торговать они не умеют. Они производственники.

  • Анонимно
    15.05.2016 23:44

    Вообще считаю что человек должен получать зарплату пропорционально затраченной энергии. Сидят за компом на кнопочки еле еле жмут. 1мгц - 1 простая операция 2ггц = 2000 простых операций. А на Камазе компов побольше думаю 2000

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль