Бизнес 
18.06.2018

Раис Гумеров, ГК «Мелита»: «Мы превращаемся в глобальное меховое ателье»

Совладелец старейшей меховой фабрики о том, почему спрос на шубы упал в 50 раз, генеральских тулупах для Сердюкова и китайском ширпотребе

«Уже никогда не будет такого, что в каждом городе меховых магазинов было больше, чем хлебных. Я думаю, года через два-три их останется максимум 15–20 и этого будет вполне достаточно», — дает прогноз директор «Мелиты» Раис Гумеров. На фоне банкротства фабрики «Спартак» мы решили поговорить с ним о рецептах выживания легендарного производства мирового уровня.

Раис Гумеров: «Раньше у нас был рекламный слоган: «Мелита» — легенда российского меха». Реклама-рекламой, но это так и есть на самом деле» Раис Гумеров: «Раньше у нас был рекламный слоган «Мелита» — легенда российского меха». Реклама рекламой, но это так и есть на самом деле»

«РЫНОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕ НАБИРАЛОСЬ И 1 ПРОЦЕНТА»

— Раис Хафизович, «Мелиту» некогда прославила мутоновая шуба. А где она теперь?

— Любой непродовольственный товар имеет свой жизненный цикл. Вспомним: были катушечные магнитофоны, потом кассетные, СD, «цифра». Сейчас уже практически никаких нет. Все меняется. Это касается в полной мере и меховых изделий. Было время, когда мы вместе с фабрикой «Спартак» выпускали 220 тысяч унтов в год. И они были всем нужны, еще не хватало. Сейчас, увы, это абсолютно невостребованный товар.

Для любой советской женщины мутоновая шуба была мечтой, но их тогда шили очень мало. Максимум 2 тысячи в год, при том что у нас работали 5,5 тысяч человек. До 90-х годов меховые изделия вообще были страшным дефицитом. Бельковую шапку, госцена которой была 20–30 рублей, на Сорочке (самый популярный в те годы непродовольственный базар в Казаниприм. ред.) продавали за 180–200 рублей. Раньше же доля рыночной продукции была ничтожна: не набиралось и 1 процента. Наше меховое предприятие производило колоссальное количество полушубков, крытых курток, меховых шапок и так далее, но все это был госзаказ.

— В советские времена армию одевали добротно?

— Верно. Помню, летная куртка (а я служил в авиации) была дефицитом. На черном рынке такая хорошая дубленая зимняя куртка стоила 500 рублей. По тем временам страшно дорого: это было равноценно двухмесячной зарплате.

«Бренд позволяет нам продавать высокомаржинальную продукцию» «Бренд позволяет нам продавать высокомаржинальную продукцию»

— Зато, наверное, это была куртка чуть ли не на всю жизнь?

— Ее даже передавали следующим поколениям. А потом форму для армии разрабатывал Юдашкин. Натурального меха в ней не осталось... К слову, во времена СССР мы одевали также милицию, нефтяников, газовиков. Зато последние 10 лет рыночная продукция составляет у нас все 100 процентов.

— И даже никакой небольшой доли госзаказа?

— Нет. Последний госзаказ мы выполнили, когда армия перешла на новую форму для генералов. Это было еще во времена Анатолия Сердюкова, лет 6–7 назад. Совместно с ним ее и разрабатывали. Это были кожано-овчинные пальто. Надо сказать, Сердюков серьезно подошел к этому делу, вносил вполне осмысленные коррективы. Это была интересная работа. И результат получился достойный — своего рода универсальная форма: военная, в то же время в ней можно ходить и на гражданке. Кстати, генералы ее и сейчас носят.

— Новых заказов не было?

— Нет. Мы даже и не стремились их получить: большой рентабельности там не было. В госзаказе же главный или почти единственный фактор — цена, поэтому преимущество имеет тот, кто производит дешевый, пусть и не очень качественный, товар.

«Сейчас в целом таких клиентов, чтобы пришли с улицы и купили, становится все меньше» «Сейчас в целом таких клиентов, чтобы пришли с улицы и купили, становится все меньше»

«КАК ШУБА МОЖЕТ СТОИТЬ 30 ТЫСЯЧ, ЕСЛИ ТАМ НОРКИ, ИЗВИНИТЕ, НА 50 ТЫСЯЧ?!»

— Получается, мутоновые шубы за это время ушли в небытие, как и меховая экипировка для служивых?

— В 90-е годы в Кавказских Минеральных Водах открылись сотни предприятий, которые только и делали, что их «штамповали». И мы их стали отшивать по 55 тысяч штук в год. Всех одели в мутон. Наступили 2000-е, народ стал немножко состоятельнее. У женщин появилась новая мечта — норковая шуба. Здесь, конечно, помогли китайцы, которые завезли на всю страну шубы любого качества и стоимости. Всех переодели в норку. Но те дамы, кто купили дешевую шубу за 30–40 тысяч рублей, уже через год увидели, что она потеряла товарный вид. Естественно, у них больше нет желания покупать шубу. Те же, кто приобрел качественное изделие, могут носить его 10 лет. Новая шуба им тоже не скоро понадобится.

— А каков срок носки мутоновых шуб?

— Вообще 15–20 лет. Но некоторые приносят нам на ремонт шубы, которые лет 25 назад покупали еще их родители. Фактически спрос на мутоновые шубы за последние 10 лет упал в 50 раз: практически до нуля.

— Все дело в том, что меховая мода меняется? К тому же мутоновые шубки смотрелись незатейливо.

— Мутоновая шуба 2010 года не то что 1990-го: она и в три раза легче, и изящнее, и со всякими отделками. Но «жизнь» изделия рано или поздно заканчивается.

— В 90-е годы шубы в Россию везли из Греции — и это были уже разнообразные меха, а потом этот поток иссяк.

— Его Китай перебил. Греческие шубы, естественно, были более качественными, чем китайские. Греки научились скорняжному делу в Германии, куда уезжали после войны на заработки. Перенесли к себе, развили. Взять, к примеру, Касторию, в которой мы были в 1994 году на международной выставке. Весь город — это меховое производство. В подвале — мастерская, на первом этаже — магазин, на втором этаже живет хозяин. И так в каждом доме! Там были сотни предприятий. Но большинство из них закончило деятельность, потому что с китайцами конкурировать невозможно. Смотришь иногда на их шубу и не понимаешь: как она может стоить 30 тысяч, если там норки, извините, на 50 тысяч?! Конечно, ее вытянут так, что чуть ли не сквозь эту шкурку можно смотреть.

Последние три-четыре года покупательная способность населения вообще стремительно падает. В первую очередь это ощущают те предприятия, которые выпускают продукцию длительного пользования. Шубы к таковым и относятся.

«Перейдя в один магазин, мы в объемах продаж не упали» «Перейдя в один магазин, мы в объемах продаж не упали»

«УЖЕ НИКОГДА НЕ БУДЕТ, ЧТОБЫ МЕХОВЫХ МАГАЗИНОВ БЫЛО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ХЛЕБНЫХ»

— В свое время вы прогнозировали, что сезон 2015 года многие меховщики не переживут.

— Многие и уходили — банкротились, поскольку были заточены на мутон. Пытались перестроиться на пушнину, но у большинства это не получилось. Казалось бы, какая разница — шить из мутона или из норки? А технология пошива принципиально другая. Многие предприятия даже были вынуждены привлекать специалистов из Турции и Греции. Одним словом, перестройка зачастую проходила драматично. А мы пушнину всегда выпускали и, наверное, раньше всех начали сокращать производство мутоновых изделий, причем резко: каждый год в два-три раза, поэтому пережили этот кризис менее болезненно, чем остальные.

А начиная с прошлого года нас накрыло падением спроса. Это сейчас главная проблема мехового бизнеса. Второе — это административное и технологическое давление. Сейчас вот меховые предприятия Кавказских Минеральных Вод, а это основная «меховая житница» России, испытывают сильный прессинг со стороны различных проверяющих органов. Видимо, это влияние импортеров, продающих дешевые ввозимые меха по тройной цене. Идет конкурентная борьба на выживание.


— Как вы рассчитываете выстраивать работу предприятия в этой непростой ситуации?

— Меховые изделия перестали быть товаром массового спроса. Но это не значит, что их вообще не будет. У мехов тысячелетняя история. Я думаю, они будут востребованы и в будущем, просто у них будет несколько другое предназначение: престижной одежды, предмета роскоши. Так когда-то уже было. В середине прошлого века норковая шуба стоила как квартира или, например, машина, а сейчас даже элитные меховые изделия обходятся намного дешевле. Тем не менее есть дорогие меха: соболь, куница, рысь и т. д. У нас сейчас много таких изделий. В последние три-четыре года мы сосредоточились на более дорогих мехах. В элитном сегменте спрос тоже чуть падает, но не так стремительно, как в среднем, потому что у богатых людей деньги есть.

— Это общая тенденция: шуба из предмета массового спроса становится продуктом люкс?

— Да. Уже никогда не будет такого, что в каждом городе меховых магазинов было больше, чем хлебных. Например, 30 лет назад в Казани было два-три магазина, торгующих мехами, а 5–6 лет назад — уже более 200: практически на каждом углу. Последние три-четыре года мы наблюдаем сокращение их количества. Сейчас их уже меньше сотни. Этот процесс продолжается. Я думаю, что еще года через два-три останется максимум 15–20 меховых магазинов. И этого будет вполне достаточно.

«Мы сделали и огромную, на тысячу машин, парковку» «Мы сделали и огромную, на тысячу машин, парковку»

«ЕСЛИ НА 100 ЧЕЛОВЕК В ПУХОВИКАХ ПРИХОДИТСЯ ДВОЕ В ШУБАХ, ЭТО УЖЕ ХОРОШО»

Помимо падения покупательского спроса, еще и климат стал другим. Раньше сложно было представить зиму без 30-градусных морозов.

— Большее значение имеет, наверное, даже не потепление климата, а то, что на рынке массово появляются товары, которые являются как бы заменой. Так, на замену шубам пришли пуховики.

У шубы из натурального меха, конечно, есть преимущества. В ней не так жарко в теплую погоду — все-таки изделие дышит; когда очень холодно, в ней комфортнее. Тем не менее, встав перед выбором — пуховик за 2–3 тысячи либо шуба за 50 тысяч, человек с низкой покупательской способностью, естественно, выберет пуховик. Хотя у нас в «Меховом квартале» есть натуральные шубы из мутона нашего производства по 2,5–5 тысяч рублей. Причем это качественные изделия, которые будут носиться 10 лет.

— Выходит, вы окончательно не попрощались с мутоном?

— Мы допродаем последнюю отшитую партию из овчины.

— Вам, наверное, не очень приятно видеть людей в пуховиках?

— У меня на этот счет нет никаких эмоций. Просто иногда я на улице машинально начинаю отмечать, во что одеты люди, которые встретились мне по пути. Так вот, если на 100 человек в пуховиках приходится двое в шубах, это уже хорошо.

«Ну и цвета самые разнообразные — от ультра до спокойных пастельных, любые фантазийные рисунки: скажем, геометрический может переходить в какой-то цветочный и т. п» «Ну и цвета самые разнообразные — от ультра до спокойных пастельных, любые фантазийные рисунки: скажем, геометрический может переходить в какой-то цветочный и т. п.»

— Это еще и дань климату, который движется в сторону потепления?

— В какой-то мере. В Европе тоже носят натуральные меха. В то же время есть те, кто их не приемлет: я о движении «зеленых». В каком-то городе даже возник скандал из-за того, что человек купил пальто из искусственного меха, а впоследствии оказалось, что это натуральный кролик. И это вызвало бурный протест. Хотя все они спокойно едят мясо, носят кожаную обувь. Тем более что на меха-то процентов на 95 используют не диких зверей, а специально выращенных. И тем не менее...

— Коллеги мне рассказывали, что, когда Сабантуй привозили в Париж и делали большую презентацию про Татарстан для турагентов, во время рассказа про наше большое меховое предприятие по залу прокатился гул неудовольствия...

— Во Франции эта тема искусственно раздута. А вот в Италии к этому спокойно относятся. На улице можно увидеть, что кто-то идет в босоножках и топе, а кто-то в это же время — в норковой шубе.

— Если в Москве в метро зашла девушка в шубе, значит, провинциалка. Там другая скорость жизни: передвигаться надо быстрее. Меховая одежда в этот ритм жизни не вписывается.

— Это так, потому в прошлом году мы даже закрыли в Москве свой магазин. Он просуществовал лет семь и за последние четыре года упал в продажах примерно в 10 раз.

Хотя, замечу, если будешь расхаживать в Первопрестольной в соболиной шубе, другой разговор. К нам каждый год приезжает москвичка Ирина Крутикова. Действительный член Академии художеств, она считается одним из лучших в мире дизайнеров по меху. Скажу без ложной скромности: шубы из соболя и других дорогих мехов для своих клиентов она шьет только у нас. Причем в этом году такое предложение поступило от нее в сезон. Я взмолился: «Ирина Владимировна, у нас сейчас очень много работы. Закажите где-нибудь в Москве». Она в ответ: «Кроме вас, никто хорошо не сделает!» Хотя Крутиковой 80 лет, она очень деятельная. И вообще умница: у нее свой стиль и изделия необычные. Они, конечно же, рассчитаны на элиту. Мы в 90-х годах имели неосторожность применить к ее творениям массовость. Пошили тысячу курток из песца и потом несколько лет продавали — по цене ниже овчины (смеется).

«Идентификационные метки применяются уже полтора года, а доля китайского ширпотреба на рынке не уменьшилась» «Идентификационные метки применяются уже полтора года, а доля китайского ширпотреба на рынке не уменьшилась»

«МЫ ВОСПРОИЗВОДИЛИ КАРТИНЫ КЛИМТА, МОЖНО СКАЗАТЬ, ОДИН В ОДИН»

— Какие последние тенденции в меховой моде?

— Если судить по недавней миланской выставке, сейчас в моде эклектика. Раньше было принято, чтобы классическая шуба или полушубок были из одного вида меха, менялась только форма воротника, рукав, сам фасон. А сейчас в одном изделии может присутствовать пять-шесть видов меха: сочетаемые, несочетаемые. Ну и цвета самые разнообразные — от ультра до спокойных пастельных, любые фантазийные рисунки: скажем, геометрический может переходить в какой-то цветочный и т. п. Одним словом, основная тенденция такая — современные изделия не должны быть скучными.

— То есть приветствуются смелые, неожиданные решения?

— Именно. Кстати говоря, эту тенденцию комбинированных изделий в 90-е годы начали мы. Сначала это была овчина с каракулем, потом добавляли разную пушнину. В результате у нас уже лет 15 назад в одном изделии было использовано 4–5 разных видов меха, а сейчас это массовый тренд.

Никто так не работает в плане инкрустации, как мы. Это наш конек. Мы делали картины Густава Климта на мутоне, можно сказать, один в один. В свое время у нас даже была такая мини-коллекция — 10–15 изделий, набранных из кусочков. И для всех это тогда было шоком. Показав эти шубы в Милане, мы услышали восторженные отзывы: «Ах! Разве из овчины такое можно сделать?!» Одно изделие мы продали в России за 3 тысячи долларов, а сейчас и из пушнины все делаем.

— Все эти кусочки нужно же еще соединить...

— Конечно, затраты материала при этом минимальные, а трудоемкость огромная.

«В в моде эклектика. В одном изделии могут присутствовать пять-шесть видов меха: сочетаемые, несочетаемые...» «В моде эклектика. В одном изделии может присутствовать пять-шесть видов меха: сочетаемые, несочетаемые...»

— Честно говоря, мода на эклектику похожа на хитрость производителей: все остатки меха, что называется, идут в дело.

— Этот момент тоже присутствует. Вообще, эта тенденция нарастала на протяжении последних пяти-шести лет, но в этом году в Милане она была представлена как никогда. Выставка в Гонконге была более сдержанной, ориентированной на повседневный спрос, а вот итальянская стала просто фееричной.

— Вы лично на ней присутствовали?

— Да. Помимо прочего, у меня сложилось ощущение, что выставки в Китае, Шанхае, Гонконге заметно обеднели по сравнению с прошлыми годами. Причина в том, что спрос на меха в мире падает, причем существенно.

— Вероятно, и участников было представлено меньше?

— Намного. Гораздо меньше было и покупателей. В первую очередь потому, что основные скупщики всегда были из России. Сказать, что для меховщиков в нашей стране наступили черные времена, не сказать ничего. Но в Милане все было по-другому. Во-первых, они расширили выставку за счет привлечения несколько других секторов. Мы даже закупили там пару коллекций. Например, интересны пальто и накидки из кашемира с пушниной. Хотим немного расширить ассортиментную линейку.

«Мы делали картины Густава Климта на мутоне, можно сказать, один в один» «Мы делали картины Густава Климта на мутоне, можно сказать, один в один»

— Это одежда на межсезонье?

— Да, на весну – осень. Мы заказали верхнюю женскую одежду из кашемира Loro Piana, известного итальянского бренда, с отделками из соболей, рыси. Эта тема у нас тоже появится к осеннему сезону.

— Меха вытесняют новые материалы?

— Это не вытеснение. Для России это в какой-то мере возврат в прошлое — на 30 лет назад, когда все у нас носили драповые пальто с меховым воротником. Мы сами не первый год сочетаем различные виды меха по текстуре волоса и цвету с текстильным материалом, кожей и т. д. В тех же мужских куртках у нас снаружи использована непромокаемая плащевка итальянского производства, внутри — мех. С кашемиром мы тоже уже лет 7–8 работаем. Но сейчас представлен несколько иной качественный уровень: это более изысканные и роскошные изделия. Кашемир для них используется тонкий, нежный.

«Начиная с прошлого года нас накрыло падением спроса. Это сейчас главная проблема мехового бизнеса» «Начиная с прошлого года нас накрыло падением спроса. Это сейчас главная проблема мехового бизнеса»

«САНИ НЕЗАЧЕМ ГОТОВИТЬ ЛЕТОМ, ЕСЛИ ЗНАЕШЬ, ЧТО ИХ МОЖНО КУПИТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ»

— Ранее деятельность предприятия у вас была структурирована по видам.

— «Мелита» — это по-прежнему группа компаний. Выделка и пошив меховых изделий — раз, их продажа — два. Текстильное производство, которое мы в 2015 году только собирались запускать, — три. Не сказать, что это сверхуспешный проект. К сожалению, там спрос тоже значительно меньше, чем возможности производства. В предыдущие годы мы выпускали десятки миллионов метров георгиевской ленты. Даже стали ее основными производителями в России. Но последние два-три года градус патриотизма несколько снизился и спрос резко пошел на убыль: упал в два-три раза.

— Это был госзаказ?

— Нет. Георгиевскую ленту у нас покупали коммерческие структуры. Тот же Сбербанк много приобретал для своих клиентов.

— Когда у вас самый высокий спрос на меха?

— Сезон стал короче. Раньше он длился с августа по декабрь, а сейчас начинается только с наступлением холодов — с ноября — и заканчивается Новым годом.

— Иначе говоря, шубы покупают в последний момент. С чем это связано: у людей стало меньше денег?

— Во-первых, кошельки действительно похудели. Во-вторых, незачем готовить сани летом, если знаешь, что можешь в любое время прийти в магазин и их купить: на российский рынок работает большая часть мирового мехового бизнеса.

«Основная тенденция такая — современные изделия не должны быть скучными» «Основная тенденция такая — современные изделия не должны быть скучными»

— Чем это оказалось для вас чревато?

— Узкий сезон предполагает кредитование. Мы знаем, что это такое. В 2000-е годы бывало, что на предприятии висело до 500 миллионов рублей кредитного долга. В такой ситуации ты фактически работаешь только на проценты по кредиту. Чтобы сгладить сезонность, мы и занялись арендным бизнесом.

— Речь о «Меховом квартале»?

— Это только маленький сегмент арендного бизнеса. К примеру, в нашей бывшей заводской столовой сделали достойный ремонт. Теперь это как минимум кафе, где можно пообедать за 100 рублей. Сюда приезжают перекусить со всего города. Летом в сквере даже свадьбы проводят.

Это ваша столовая?

— Нет, это отдельный бизнес. Им занимается один из наших арендаторов. Вообще это челнинская сеть... В целом у нас примерно 320 разных арендаторов. Только производственной деятельности представлено 40 видов — изготовление мебели, металлических дверей, окон ПВХ, сувениров, а также ретейл, полиграфия, грузоперевозки, кожгалантерея. В их числе те, кто продает меховые изделия. Таких предприятий в «Меховом квартале» некогда было 30, сейчас осталось 10. Это подтверждает общую тенденцию по падению мехового рынка.

— Они продают не вашу продукцию?

— Нет. На 80 процентов это зарубежные изделия: китайские, греческие, турецкие.

«Мы изготавливаем из пушнины, в частности, меха бобров, еще и ковры. Это очень тонкая художественная работа» «Мы изготавливаем из пушнины, в частности меха бобров, еще и ковры. Это очень тонкая художественная работа»

«ДЛЯ АРЕНДНОГО БИЗНЕСА ЧТО ВЕСНА, ЧТО ОСЕНЬ — ВСЕ ЕДИНО»

— Значит ли это, что основные поступления средств вам обеспечивают арендаторы?

— Доля мехового бизнеса падает, но пока он все-таки основной и до прошлого года был прибыльным. В 2017 году по объему полученных средств он тоже первый, но прибыль уже ушла в ноль. Хотя мы падаем не так стремительно, как остальные: за год на 5–6 процентов. В этом году у многих моих знакомых меховщиков объемы продаж упали: у кого в 4–5 раз, а у кого-то – и в 10. Если упали в два раза, это уже считается неплохо.

Арендный же бизнес, а он в общей структуре доходов занимает у нас процентов 40, позволяет в межсезонье обойтись без кредитов. Для него что весна, что лето, осень — все едино. Но он простой только на первый взгляд. Этот район был абсолютно депрессивный — одно слово «промзона». В восприятии многих людей он таким и остался: «А, это где-то там, у черта на куличиках...» И это о территории за автовокзалом! Восемь лет назад мы начали ее облагораживать.

— Сейчас здесь все так аккуратно и симпатично.

— Мы тут и зеленые зоны сделали, и огромную, на тысячу машин, парковку. А потом еще и город начал строить жилье. В результате как бы притянули сюда центр города, хотя мы и так находимся в трех минутах езды от Кольца.

— Легко ли вам было привлечь арендаторов?

— Нелегко. В арендном бизнесе, как и в любом другом, предложение превышает спрос. Но у нас свои козыри: помимо близости к центру и вместительной парковки, это прекрасная четырехполосная дорога, которая появилась в прошлом городу, — спасибо городу и республике. И умеренные цены на аренду помещений. Они варьируются в пределах 200–500 рублей за квадратный метр в зависимости от назначения.

«Арендный бизнес позволяет в межсезонье обойтись без кредитов» «Арендный бизнес позволяет в межсезонье обойтись без кредитов»

— Все эти годы для вас главная стратегия «как не пропасть, не закрыться»?

— Нам нельзя закрываться. Раньше у нас был рекламный слоган «Мелита» — легенда российского меха». Реклама рекламой, но это так и есть на самом деле. В этом году нашему предприятию исполняется 90 лет. В 1928 году частные предприятия объединили и создали меховой комбинат. Но, если досконально разбираться, скорняжные мастерские, давшие им начало, имели место уже в 1850 году. То есть нашей истории почти 200 лет. К слову, в СССР было больше трех десятков крупных меховых предприятий, многие из которых были нас старше, но все они уже давно закрылись.

К сожалению, все отрасли, ориентированные на потребительский рынок, понесли катастрофические потери. Это видно даже на примере Казани. В нашем городе, помимо мехового, были швейное, обувное, кожевенное объединения, «Татшерсть», льнокомбинат и много других предприятий легпрома, на которых работали десятки тысяч человек. Где они? Увы, никого не осталось. Конечно, и мы очень серьезно сократились по сравнению с советскими временами, но таковы требования рынка и времени. Радует, что нам при этом удалось сохранить и даже улучшить основные компетенции мехового предприятия: мирового уровня выделку всех видов сырья и пошив изделий из них.

— Но теперь вы уже не крупное системообразующее предприятие, а скорее среднее или даже меньше?

— В меховом мире предприятия, подобные нашему, с численностью в 200 человек, считаются очень большими.

«Сейчас все хотят мех с сединой. И чем более седой, тем лучше» «Сейчас все хотят мех с сединой. И чем более седой, тем лучше»

«ВСЕ БОЛЬШЕ ПРЕВРАЩАЕМСЯ В ГЛОБАЛЬНОЕ МЕХОВОЕ АТЕЛЬЕ»

— В торговых центрах вы не представлены. А сколько у вас в Казани фирменных магазинов?

— Только один — на улице Гафури, а было пять. Но, перейдя в один магазин, мы в объемах продаж не упали. Это была неправильная позиция, чтобы и там и там открыть магазины. Ну пришел покупатель в такой 500-метровый магазин: ты никак не покажешь ему все, что у тебя есть. А здесь, на 3 тысячах «квадратов», можно все внимательно рассмотреть. В магазин, который находится в пределах города, люди при необходимости всегда приедут.

Площади в торговых центрах, например той же «Меге», меховщикам окупить просто невозможно. Мы там два года стояли, причем в хорошее время: лет 10–12 лет назад. В день по 20–30 изделий продавали, но арендная плата там все-равно сумасшедшая.

Сейчас в целом таких клиентов, чтобы пришли с улицы и купили шубу или полушубок, становится все меньше. Само собой, редко бывает, чтобы человек с ходу купил за 1,5 миллиона шубу из соболя, хотя у нас в салоне моделей из этого меха точно не один десяток. Половина продаж в межсезонье — это заказы на пошив. И их доля все растет. За основу берут уже увиденное изделие, выбирают цвет: потемнее-посветлее или тонировку, но с учетом индивидуальных особенностей своей фигуры. По большому счету мы все больше превращаемся в некое глобальное меховое ателье.

«В бывшую заводскую столовую приезжают перекусить со всего города» «В бывшую заводскую столовую приезжают перекусить со всего города»

— У шубы на заказ ценник, вероятно, уже дороже?

— Нет. Если шубу, которая в салоне стоит 200 тысяч, требуется чуть-чуть перекроить, это обойдется клиенту в итоге в те же 200 тысяч рублей. За заказ мы дополнительно деньги не берем, хотя наши дизайнеры в сезон работают на износ.

— Всегда ли заказчик остается доволен?

— И в нашей работе бывают издержки: не так поняли клиента, не так воплотили. Или, бывает, человек увидел красивую модель 44-го размера и заказал для себя, хотя носит 54-й размер. Естественно, готовое изделие будет смотреться не столь изящно, как ему представлялось.

— То есть одна из особенностей ваших денежных клиентов — их требовательность? Это диктует какой-то особый стиль работы?

— Мы исходим из принципа «клиент всегда прав». Ну переделаем еще и еще раз, пока не найдем приемлемый вариант. Конечно, в большинстве своем заказчики остаются довольны. Мех — это уже априори красиво.

«Сезон стал короче. Раньше он длился с августа по декабрь, а сейчас начинается только с наступлением холодов — с ноября и заканчивается новым годом» «Сезон стал короче. Раньше он длился с августа по декабрь, а сейчас начинается только с наступлением холодов — с ноября — и заканчивается Новым годом»

«ШКУРКА СЕДОГО СОБОЛЯ МОЖЕТ СТОИТЬ 2 ТЫСЯЧИ ЕВРО»

— Сколько стоит сам мех и сколько все остальное: выделка, пошив?

— Как правило, на сырье приходится не больше 50 процентов затрат, но в разных мехах это соотношение может складываться по-разному. К примеру, в соболе цена исходного меха, само собой, будет больше.

— Где вы берете меха?

— На аукционах. В Хельсинки в марте закупили норку, песцов, лис, енотовидных собак, американских бобров, а на аукционе в Санкт-Петербурге приобрели достаточно много соболей. В основном это дикая пушнина.

— Иностранная?

— Соболь — это почти практически российская монополия. Он добывается по всей Сибири и на Дальнем Востоке. В зверсовхозах клеточный соболь тоже есть, но сейчас в тренде все-таки дикий, потому что он более светлый. Если 5–6 лет назад всем был нужен темно-коричневый соболь (а это стандартный цвет для клеточных зверьков), то сейчас все хотят светлый, с сединой. И чем более седой, тем лучше. Шкурка седого соболя может стоить 2 тысячи евро.

— Седой — это натуральный цвет или крашеный?

— Соболь бывает таким в дикой природе, просто реже встречается. Раньше, к слову, такие шкурки выбраковывали.

«В этом году нашему предприятию исполняется 90 лет» «В этом году нашему предприятию исполняется 90 лет»

— А норка в природе тоже бывает разных цветов?

— Нет, она коричневая. А десятки цветов — голубая, пастель, лаванда, ирис и другие — это результат мутаций и селекции в зверохозяйствах. А вот мех бобра в основном серый и коричневый. Мы его тонируем до темного или отбеливаем, а потом красим в любой цвет: бежевый, красный, желтый...

Мы изготавливаем из пушнины, в частности меха бобров, еще и ковры. Это очень тонкая художественная работа. Мех бобра низкой стрижки получается практически как полотно. Помимо красоты, он еще и очень приятный на ощупь. Ковровую тему мы развиваем уже лет 7–8. Не скажу, что это массовое производство... Скорее подарочный сегмент. Чтобы купить кому-то шубу, нужно знать не только размер и рост человека, но и его вкус. А такой ковер набросил на диван — красиво.

— Краска для меха должна быть устойчивой.

— Вся химия на 100 процентов — импорт. В России ничего подобного не производится: печальный факт.

— Происхождение краски, конечно же, сказывается на себестоимости изделия?

— Само собой.

«В 90-ых годах имели неосторожность, пошили тысячу курток из песца и потом несколько лет продавали — по цене ниже овчины» «В 90-х годах имели неосторожность, пошили тысячу курток из песца и потом несколько лет продавали — по цене ниже овчины»

«ИТАЛЬЯНЦЫ ДЕЛАЮТ НЕ ХУЖЕ ВАС!»

— У вас уникальная ситуация: собственная выделка, имя на рынке?

— Да. Бренд, безусловно, позволяет нам продавать высокомаржинальную продукцию. Если ты сегодня открыл элитное ателье и начал продавать меховые изделия, провал почти гарантирован: тебя же никто не знает. Кроме того, должна быть гарантия качества. А ее может дать только тот, у кого есть собственная выделка.

— Вы шкуры только для себя выделываете?

— Нет, и на сторону тоже. Примерное соотношение: 50 на 50. По бобру такой выделки, как у нас, нет ни у кого в мире: это общепризнано. Как-то у нас побывал президент северо-американского аукциона. Обойдя после обстоятельной беседы все три этажа нашего мехового салона, он подытожил: «Согласен, бобер у вас лучший в мире, а норку и все остальное итальянцы делают не хуже вас».

— И это законодатели моды!

— Конечно, эту фразу можно расценить как комплимент. Но я обратил его внимание на один момент: «Наши шубы нет необходимости хранить в холодильнике: они выдерживают температуру плюс 55 градусов. А все итальянские — только 30–35 градусов». Он был так удивлен: «Да что вы говорите?! Я всю жизнь мехами занимаюсь, об этом не слышал!»

Существует такое понятие, как температура сваривания кожевой ткани. По большому счету наши шубы можно сушить возле батареи. А попробуйте оставить возле нее импортные меха — результат будет плачевным. У них в требованиях вообще нет температуры сваривания кожевой ткани. Как правило, для того чтобы изделие было легкое и пластичное, применяется более низкая температура, поэтому в летнюю жару такая шуба повисела в шкафу и все, поползла — волос выпадает, кожевая ткань рвется, появляется резкий запах...

— Вы рассказывали, что семья Ельцина у вас одевалась, другие VIP-персоны. А сейчас в числе ваших клиентов есть известные в России люди?

— Конечно, но называть я их не могу. К нам приезжает очень много гостей. В России нет другого такого предприятия с давней историей и своей выделкой. Мы можем сделать с мехом что только душа пожелает.

Лет 6–7 назад здесь у меня брали интервью две журналистки из журнала The Economist. Говорю им по окончании разговора: «Давайте зайдем в салон, может быть, себе что-то подберете». Они категорично: «Ну что вы, мы меха не носим!» Но из любопытства зашли. После того как я предложил одной из них примерить шубку, она передумала: «Fine! Я покупаю». Это была шуба из мутона низкой стрижки, которая смотрелась почти как платье.

««Меховой квартал» — это только маленький сегмент арендного бизнеса» «Меховой квартал» — это только маленький сегмент арендного бизнеса»

«НАШИ ЛЮДИ НЕ СМОГУТ РАБОТАТЬ НИ ПОД ТУРКАМИ, НИ ПОД КИТАЙЦАМИ»

— Кто сейчас основные игроки на меховом рынке? Какие крупняки остались: вы?

— Мы далеко не крупные. Из федеральных торговых сетей самая крупная — «Снежная королева»: у нее по России около 200 магазинов. «Алеф» (розничная сеть магазинов Пятигорской меховой фабрикиприм. ред.) — вторые по величине. Ее владельцы, братья, — мои близкие друзья. Два года назад у них было 150 магазинов. Мы регулярно созваниваемся: ситуация очень напряженная...

— На наш рынок активно заходят производители меховых изделий из других стран. Вам не делали предложения о продаже предприятия на корню? Для них же это точечное внедрение в российский рынок.

— И не делают, и бесполезно делать.

— Не сдадитесь?

— Не хотел бы. Не будем забывать про такой нюанс: мало кто из них хочет организовывать здесь предприятие. Наша страна интересует зарубежных меховщиков только как рынок сбыта. Максимум, что могут сделать, — сборочное производство. И изделие уже считается произведенным в России, его владелец получает льготы.

Есть единичные примеры открытия турками пошивочных цехов в Москве, на Северном Кавказе, но рабочих они привозят со своей родины, хотя наши люди и без того ни под китайцами, ни под турками работать не смогут.

— Почему?!

— Потому что россиянам привычна размеренность в работе. Если кто-то зашел: «Ой, а кто это зашел?», «А во что он сегодня одет?» А у турок, китайцев или греков, если ты заходишь в цех, никто головы не поднимает: все работают. К тому же у них меховые предприятия очень компактны. К примеру, в одном корпусе по выделке, где трудятся 13–15 человек, выделывают 2 миллиона овчин в год. У нас это было бы минимум 150 человек.

Или в пошивочном цехе площадью 100 квадратных метров 50 человек отшивают 3 тысячи изделий в месяц. У нас для организации нормального рабочего места для 50 человек требуется 800 «квадратов». И пошьем мы изделий на порядок меньше. С другой стороны, они будут более высокого уровня качества.

«В тех же мужских куртках снаружи непромокаемая плащевка, внутри — мех» «В тех же мужских куртках снаружи непромокаемая плащевка, внутри — мех»

«МОЖЕТ, ПРОСТО СТОИЛО НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА ТАМОЖНЕ?»

— Производителей меховых изделий обязали маркировать свою продукцию. Как вы оцениваете это новшество? И как оно на вас повлияло?

— Пережили, естественно. Сама по себе идея заключалась в борьбе с контрафактом и контрабандой. Контрафакта в стране фактически нет. Те же кавказские предприятия все официально действующие, платят налоги, зарплату — там работают десятки тысяч людей. Основная проблема — контрабанда.

Крупным предприятиям еще под силу закупить оборудование по нанесению этой маркировки, лицензионное программное обеспечение. А взять мелких производителей, у которых работают четыре-пять человек, — их же просто смело. Хотя и говорят, что это предпринимается в интересах потребителя.

— Те же китайские изделия потом оказываются в продаже с российскими чипами.

— И нам предлагали проводить через свое предприятие китайскую продукцию — натурализовывать, причем в объемах, превышающих наш выпуск в десятки раз: примерно миллион норковых шуб в год. Во-первых, через нас невозможно пропустить, как сквозь игольное ушко, целый караван. Во-вторых, мы на такие вещи не идем: потеряв репутацию, ее уже не вернешь.

— Участники рынка говорят, что зачастую мех покупается в России, шубы из него шьют в Китае, привозят сюда и это получается дешевле, чем если бы пошили из китайского меха.

— Из китайского меха (а они до прошлого года производили 60 процентов мирового производства норки) будет дешевле. Их норка дешевая и некачественная, так как вместо рыбы, мяса и шоколада они кормят ее соей. Но и из нашей пушнины вещи, произведенные в Китае, значительно дешевле произведенных в России. Во-первых, при выделке и пошиве они не соблюдают нормативы правки — сильно тянут шкурки. Во-вторых, в Поднебесной, как и любой стране, поддерживают своего производителя, особенно если ты вывозишь товар за рубеж. Россия является исключением, так как у нас для отечественного производителя условия хуже, чем для зарубежного.

«Никто так не работает в плане инкрустации как мы. Это наш конек» «Никто так не работает в плане инкрустации, как мы. Это наш конек»

К примеру, с тем же чипированием, призванным защищать рынок от контрабанды, форма заменила содержание. Идентификационные метки применяются уже полтора года, а доля китайского ширпотреба на рынке не уменьшилась, зато у контролирующих органов появился мощный рычаг давления на отечественного производителя. Может, для защиты внутреннего рынка стоило просто навести порядок на таможне, как это делается во всем мире?

Сейчас обсуждается возможность распространить чипирование на широкий круг товаров, вплоть до продуктов питания. Это может привести к их существенному подорожанию и осложнить деятельность магазинов, так как им придется отчитываться о каждой единице проданного товара.

— Правительство готовится «перезагрузить» систему государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Речь идет о выдаче кредитов по льготной ставке и создании центров поддержки предпринимателей. Такую задачу в своем «майском указе» поставил президент Владимир Путин. На ваш взгляд, как надо поддержать бизнес?

— В стране существует много различных программ поддержки малого бизнеса, которые охватывают незначительную часть существующих малых предприятий. Я думаю, вместо такой точечной поддержки лучше бы несколько снизили или хотя бы не увеличивали их налоговую нагрузку.

— Что бы вы посоветовали тем, кто занимается бизнесом?

— В каждом виде бизнеса свои проблемы, поэтому могу только пожелать удачи и терпения в это непростое время.

Визитная карточка компании

Группа компаний «Мелита»

Год создания — 1928.

Направления работы — выделка и крашение меха, производство меховых изделий, оптовая и розничная торговля меховыми изделиями, сдача помещений в аренду и др.

Количество сотрудников — 200.

Учредители — 20 физических лиц, основной — Раис Гумеров.

Оборот — около 400 млн рублей (2017).

Визитная карточка руководителя

Гумеров Раис Хафизович — генеральный директор.

Родился 13 февраля 1956 года.

Образование

Окончил казанский филиал МЭИ (1979).

Трудовая деятельность

1981–1983 — ПО «Теплоконтроль», старший инженер, заместитель начальника цеха.

1983–1990 — завод РТИ ПО «Казаньрезинотехника», заместитель главного энергетика, главный инженер завода РПИ и нефтесмазок.

С 1990 года по настоящее время — мехобъединение «Мелита», главный энергетик, начальник коммерческого управления, коммерческий директор, генеральный директор.

Семейное положение — женат, есть сын и дочь.

Предприятия: Мелита
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (81) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.06.2018 09:09

Верните пошив классических (т.е. советских) авиационных курток на мутоновом подкладе, и обязательно с мощными качественными хромированными замками - спрос на них будет. Десятки тысяч ребят, в той же в Казани , в 70-е и в 80-х носили эти курки. Это было на уровне, даже для ребят со сложной судьбой. Но их одевали и рабочие, и интеллигенты. Всем она была по вкусу. И сейчас их будут носить. Это были теплые неубиваемые куртки. Одно из достижений СССР.

  • NIYAZ
    18.06.2018 08:08

    Как-то заглянул в фирменный салон-магазин мелиты... и не удивлен тем, что спрос упал на 50 раз.

    В Спартаке ситуация по-моему намного лучше была.

    • Анонимно
      18.06.2018 10:05

      Шикарный магазин с большим выбором красивых шуб и дубленок с адекватными ценами. А причём здесь Спартак?

    • Анонимно
      18.06.2018 10:07

      Хороший магазин, зря Вы...
      Ассортимент большой, правда. Для женского пола сделать выбор - непосильная ноша)
      Но я все же сделала и осталась довольна.
      Рекомендую

    • Анонимно
      18.06.2018 10:18

      Нормальный магазин, цены только кусаются.

  • Анонимно
    18.06.2018 08:13

    Арендный бизнес-это совсем другое юридическое лицо,причем здесь Мелита? Господин Гумеров,посмотрите свой договор аренды,и чего удивляться что народу мало?Надо лояльнее быть к клиентам.... А место хорошее,тут нечего сказать.... И кафешка хорошая....

    • Анонимно
      18.06.2018 10:45

      Чушь не пишите. Нормальный договор. Арендуем у Мелиты - все нормально. Лояльны они...

      • Анонимно
        18.06.2018 12:05

        У Вас договор на 11 месяцев? Что так? Лояльные предложили бы минимум на 3 года,а то и на 5...... Что мешает?

        • Анонимно
          18.06.2018 12:52

          Мы заключаем договор аренды на срок от 11 месяцев и более.

    • Анонимно
      18.06.2018 10:53

      А что в нашем договоре аренды не так? Он типовой, не жестче, чем у других. Если у Вас есть конкретная претензия, позвоните мне по тел. 290-35-19. Я директор ООО "Мелита-Аренда" Мазитов Марат Камилевич.

    • Анонимно
      18.06.2018 11:31

      А что в нашем договоре аренды не так? Он типовой, не жёстче, чем у других. Если у Вас есть конкретная претензия, позвоните мне по тел. 290-35-19. Я Директор ООО «Мелита-Аренда» Мазитов Марат Камилевич.

  • Анонимно
    18.06.2018 08:57

    С удовольствием бы покупали шубы, но денег на них нет!

    • Анонимно
      18.06.2018 09:16

      Шубы это уже моветон. Поэтому их и не берут.

      • Анонимно
        18.06.2018 09:57

        Поверьте, у людей с хорошим материальным положением, живущих в России (особенно в северной ее части(!)) моветон - это носить пуховики. Проблема с наличием денежных средств у населения. Скоро на бензин кредиты будем брать

        • Анонимно
          23.06.2018 10:17

          Не поверю. Моветон и в северной её части носить меховку. Это уже отстой. Пуховики есть не менее теплые; зависит от вашего кошелька.

  • Анонимно
    18.06.2018 09:00

    Хорошо помню как при социализме Казань была городом , где всегда можно было купить мутоновую шубу из ворованных на меховом комбинате шкур . Конечно это было подпольное производство , на дому , но очень мощное. Голубой мутон вообще то производился только для военных заказов. А женщин щеголявших в голубых мутоновых шубках было очень много. Я почти для всех своих и родных и знакомых из других городов и их детишек искала и находила этот товар. В основном это были скорняки надомники , покупавшие ворованный мех. Поэтому общение с ними напоминало шпионский сериал. Приходилось их приглашать к себе домой и за две недели они отшивали на руках !!!! несколько шуб . Зато и сами носили шубы и другим помогали .

  • Анонимно
    18.06.2018 09:09

    Верните пошив классических (т.е. советских) авиационных курток на мутоновом подкладе, и обязательно с мощными качественными хромированными замками - спрос на них будет. Десятки тысяч ребят, в той же в Казани , в 70-е и в 80-х носили эти курки. Это было на уровне, даже для ребят со сложной судьбой. Но их одевали и рабочие, и интеллигенты. Всем она была по вкусу. И сейчас их будут носить. Это были теплые неубиваемые куртки. Одно из достижений СССР.

    • Анонимно
      18.06.2018 09:54

      Азат Д

      Это было в моде тогда, так как носить было нечего. Или серое пальто, или шуба из синтетики, или это.

    • Анонимно
      18.06.2018 16:58

      Сейчас такие куртки носить никто не будет!

    • Анонимно
      18.06.2018 23:56

      09.09 Куртки хорошие были. Да. И их с удовольствием покупали люди из более северных городов. Но, сейчас они будут неактуальны. Во-первых и зимы стали тёплыми. Если холод и бывает, то от силы недели две. Во-вторых их ещё в 90-е заменили штатовские куртки-пилоты. Для лётчиков,типа. Вот они были и достаточно презентабельные. Но, в-третьих, их и любили бандиты, и в таких куртках появляться где-то было, мягко скажем, неуместно.

  • mad big
    18.06.2018 09:12

    Мех - дико, непрактично, тяжело.

    • Анонимно
      18.06.2018 09:58

      Если жить на Бали, то да...

      • mad big
        18.06.2018 10:19

        Совершенно необязательно. Забыл когда уже дубленку одевал.

      • Анонимно
        18.06.2018 10:45

        Если не знать о современных материалах то да))) Даже 2 флиса в минус 20 теплее чем шуба, если бы ветром не продувалось, но на это есть другие материалы.

        • mad big
          18.06.2018 12:52

          Мех - это позавчерашний день. Термобелье, флис и пуховка значительно теплее, легче и практичнее. Плюс еще мембранная ткань - и никакой мороз не страшен.

          • Анонимно
            18.06.2018 13:22

            В термобелье идти в театр, на банкет, в гости и тп?

            • Анонимно
              18.06.2018 14:16

              ))) Прошу прощения, мадам))) в термобелье я хожу в лес на лыжах, либо на шашлык с приятелями. В театр я хожу редко, каюсь, однако не было случая, что бы я выделился из массы обывателей в пуховике и легком джемпере))) Однако, я фраппирован вами тем, что в хороших домах нынче шубу приято носить на банкет и в гости))) во флисе и мембране, право, дышится свободней.

            • mad big
              18.06.2018 15:33

              Термобелье есть разных видов. От "для повседневной носки" до "тяжелых физических нагрузок при экстремальной температуре".

            • Анонимно
              18.06.2018 15:42

              оне туда не ходють.

          • Анонимно
            19.06.2018 10:20

            У меня шубка из норки бирюлинской отшитая в Ильдане - можно уж я в ней в люди выйду, а не в термобелье, а? В нем в горы лезьте и на рыбалку, я с собакой погуляю, но шуба, туфли и сумка должны быть у женщины....

            • Анонимно
              19.06.2018 16:57

              Можно, разрешаю, только если с собакой вы гуляете не в общественном месте и по тропинкам зимой))) потому как в вашей шубке и туфлях, мадам, по сугробам зимой не походишь, и в сумочке совочка и пакетика у вас нет наверное нет))) так что хоть в шубке хоть термобелье все едино)))

    • Анонимно
      18.06.2018 11:41

      Шуба - это статусная вещь, как ни крути. Спросите любую женщину, как она чувствует себя в норковой шубе и пуховике) Или в куртке с двумя слоями флиса)))
      Смешно же даже сравнивать!
      Здесь в другом дело, дело в деньгах. Ежедневные траты среднестатистической семьи возрастает с каждым годом и здесь уже не до шубы, к сожалению.

      • Анонимно
        18.06.2018 16:10

        11.41. Немного наивное убеждение родом из 90-х)). Шуба уже давно не статусная вещь, спросите у молодежи. Статусная вещь нынче-это уровень образования, знание языков, возможность путешествовать, умение думать об окружающей среде. Полно доступных современных технологичных и этичных материалов для модной и удобной одежды. Времена Эллочек-людоедочек, самок норками, уходят). Все больше веганов и осознанных, не нуждающихся в натуральном мехе. За границей уже лет как 10 русских узнают по натуральному меху. А ведущие дома моды от него постепенно отказываются. Такова мировая тенденция.

        • Анонимно
          18.06.2018 17:46

          да, это мировая тенденция. в России пока не так.

        • Анонимно
          19.06.2018 07:30

          Дорогая, я тут подумал и решил подарить тебе вместо шубы умение думать об окружающей среде. Ты рада?

      • Анонимно
        19.06.2018 13:31

        мужчинам этого не понять. Их в таком случае лучше спросить какое авто лучше: отечественное, немецкое или японское? Марки специально не указываю, а то спорить сейчас начнут. Я только для примера привела производителей. Для нас это звучит так: пальто, пуховик, шубка... Для каждого случая своя одежда. Лыжи- пуховик, Театр-шубка, прогулка-дубленка и так далее. На то мы и женщины.При всем уважении к производству. Хорошая Греция лучше и дешевле.

  • Анонимно
    18.06.2018 09:28

    Рано или поздно зеленые победят)) Поэтому, Раис Хафизович, переходите на качественный искусственный мех, занимайте нишу, пока другие не заняли.

  • Анонимно
    18.06.2018 09:31

    А раньше покупала мутон. Скажу, почему сейчас нет.
    Старомодные фасоны, мех не блестящий, раньше попадался хороший мутон с блеском и носился долго и выбрасывать жалко. Женщинам после 48 размера нужны модели, которые бы визуально стройнили. А тут наденешь шубу и смотришься как бочонок. Понятно, что надо худеть, но ведь полных большинство и они тоже хотят быть красивыми.
    Мужчин тоже много полных. Оденет он н себя дубленку и снимет, потому что в ней он ещё толще.

  • Анонимно
    18.06.2018 09:39

    Пример: как-то купили женскую короткую шубу из короткого мутона. Через пару лет кое-где на сгибах мутон облысел, и потрескалась кожаная основа, т.е. шубку можно почти выкидывать или ремонтировать, не знаю. Почему изготовитель не предпримет что-нибудь, чтобы такого эффекта не было. Может как-то основу чем-то укреплять (пропитки, проклейки основы - это рассуждаю, ничего не зная в меховых делах). И чтобы два раза не писать, скажу впечатление от интервью: рассуждения директора слишком рациональные, слишком реалистичные, слишком коммерчески доказанные. Но мех - это искусство, эмоции, тщеславие, мода, эстетика, эклектика, креатив, безбашенность, заимствование мирового опыта, обязательное использование фольклорных и религиозных мотивов. При таких рассуждениях в стиле советского торгового работника - мол эти мутоновы шубы (а по факту многовесовые, нелепые по бесформенности, и при том дорогие, и да, качественные, как АК-47) что-то народ не покупает, надеяться на будущее мехового производства не приходится. То есть без смелости и креатива, производство будет только скукоживаться (вырваться вперед можно только за их счет, других вариантов нет и не будет) . В разработке новых моделей верхней меховой одежды необходимо активнее использовать механизмы финансирования стартап. По степени коммерческого риска дорогостоящие меховые изделия как раз относятся к этой группе.

    • Анонимно
      18.06.2018 11:23

      В свое время покупал жене мутоновую шубку. Случайно так получилось, зашли и купили. Носилась шубка в комплекте с шапкой лет 15, но мутон есть мутон, пожелтел слегка. А так отличная модель, и тепло, и красиво. Одеть и сейчас можно, если б не желтизна. Мелите спасибо!

  • Анонимно
    18.06.2018 09:49

    Просто время меха прошло.
    Эпоха уходит...
    Настоящее, это пуховики на любой вкус, кошелек.
    Испачкался или разонравился купил новый и все.

    • Анонимно
      18.06.2018 10:10

      Пуховик не заменит красивую шубу. Спросите у женщин.

      • Анонимно
        19.06.2018 00:05

        Некоторые чиновники до сих пор надевают норковые кепки, мода меняется

  • Анонимно
    18.06.2018 09:59

    Такие люди -гордость Татарстана и всех татар.

    • Анонимно
      18.06.2018 10:15

      В БО все последние статьи о том, что очередное предприятие разорено. Кто-то очередной украл/сбежал/похитил. Махинации, схемы, высокопоставленные "друзья"...
      А здесь человек старается, что-то новое внедряет, предприятия "на плаву". С проблемами, но кто ж без них!
      Горжусь!

  • Анонимно
    18.06.2018 10:01

    Да можно сколько угодно ныть о том, что маркировка ударила по производителям, но вот только для потребителей это отличное нововведение. Ибо раньше можно было нарваться на фальсификат и купить его по полной стоимости, сейчас такое уже невозможно. И да, надеюсь, что в скором времени идея обязательной маркировки охватит все основные потребительские товары.

  • Анонимно
    18.06.2018 10:23

    А почему бы " Мелите" не передать городу ДК Меховщиков ! Можно было бы открыть детский досуговый центр ! Я помню в советское время каких только кружков здесь не было ! У них ( у ДК Меховщиков ) отличный спортзал ! Сотни ребят занимались здесь в различных спортивных секциях : спортивная акробатика, волейбол, баскетбол, борьба самбо. А какой танцевальный кружок был ! Подумайте Раис Хафизович, сделайте благородное дело !

  • Анонимно
    18.06.2018 10:36

    Шуба вещь не для полных.

    • Анонимно
      18.06.2018 10:55

      Почему? Они что не люди?!
      Просто фасон необходимо более тщательно подбирать, либо шить специально под человека, как в ателье:с мерками, примерками, корректировками в процессе. В Мелите, как я понял из интервью, это практикуется.

    • Анонимно
      18.06.2018 11:00

      А сколько женщин и мужчин с размером больше 48? Намного больше худых, они же и платежеспособные. А где для нас шубы?

      Нет.

      Вот и бизнес меховой убыточный. Шейте для нас и делайте нас красивыми, мы купим. А купить шубу и выглядеть медведицей не хочется.

      • Анонимно
        18.06.2018 11:41

        Я полный и высокий. Мне в Мелите сшили на заказ, учитывая все мои капризы.

  • Анонимно
    18.06.2018 10:44

    Много лет наша семья была поклонниками продукции Мелиты. Великолепное качество, дизайн. Остыли только в последние годы. Две причины- 1) теплые зимы 2) новые технологии сделавшие пуховики легкими и теплыми. Однако генерал Мороз, уверен, всегда моежет вернуться в Россию и все побежим за шубами. Тк что держитесь, уважаемый господин Гумеров! Рад что нашли новые формы выживания (аренды). Казанец

  • Анонимно
    18.06.2018 10:46

    Гумеров - умница. Таки людей мало встречал среди директоров.

  • Анонимно
    18.06.2018 10:59

    А мне очень нравится ходить в норковой шубке от Мелиты!
    Спасибо!

  • Анонимно
    18.06.2018 11:20

    помнится в 30градусный мороз одел мелитовский тулуп унты шапку рукавицы шел спокойно мороз не чувствовал а вокруг люди плясали на остановке а еще у них был меховой полукомбенизон это тоже замечательная вещь вместе с меховой курткой

  • Анонимно
    18.06.2018 11:37

    Прекрасное интервью. Профессионал, умный, изящный, сдержанный. Спасибо!

  • Анонимно
    18.06.2018 12:06

    Надо бы им остатки производства Спартака приобрести и начать работу и в направлении производства обуви. Коженая обувь всегда будет в цене. Особенно качественная и модная с наворотами. Те же теплые сапожки, зимние мужские сапоги на меху. Надо занимать нишу очень качественной, модной и дорогой меховой одежды. А если шить на ширпотреб, то конкуренция с китайцами обеспечена и проигрыш в итоге.
    А.Б.Гефакт

  • Анонимно
    18.06.2018 14:49

    Всем комментаторам спасибо за потраченное время. Я понимаю, что пишущие негативно об ассортименте Мелиты вероятнее всего никогда в салоне не были, иначе вряд ли говорили о многовесовых, бесформенных изделиях.
    У нас современные легкие изделия. Согласен, что время мехов уходит, об этом, собственно, и интервью.
    А что касается ДК "Меховщиков", то спорт. зал там и сейчас активно используется. Причем, занимаются там бесплатно не только работники предприятия. А основную часть ДК арендует для детей проект "Дом занимательной науки и техники" по арендной ставке вдвое ниже рыночной в городе. А более 300 кв.м. они несколько лет занимали бесплатно.

    Большое спасибо за добрые и нейтральные отзывы.
    Р. Гумеров.

    • Анонимно
      18.06.2018 15:08

      Спасибо Вам, что поделились с нами своими мыслями.
      Процветания Мелите, побольше платежеспособных клиентов!

    • Анонимно
      18.06.2018 16:58

      Спасибо не спасибо, вы же не отзывами кормитесь, хорошими или нет, хорошо что есть что в аренду сдать, спасибо ссср. Но вы же когда с зашоренными глазами падать будете, еще и коллектив за собой потащите, и тех кто вам просто верил и тех сегодня нежно целовал.

      • Анонимно
        18.06.2018 19:13

        У вас кроме злобы, есть что предложить? Скорее от СССР досталось много чего непотребного, но вот человек довел все до ума. Видно, что получается. Хотя и проблем много, видно же, но еще тут злобные тролли. Фамилия что ли не та у человека?
        А.Б.Гефакт

    • Анонимно
      18.06.2018 23:33

      Редко какой директор крупного производства, крупный бизнесмен решится на такое откровенное интервью. Респект, господин Гумеров и спасибо, что сохранили производство!

  • Анонимно
    18.06.2018 14:55

    Шуба, это не просто вещь! Для кого-то это смтатус, часть души, кусочек самоутверждения, как новый айфон или автомобиль. Но как и 20 лет назад носить её негде. Грязь, грязь и грязь. Поэтому простые повседневные куртки практичнее.

  • Анонимно
    18.06.2018 15:42

    Хочу качественно выделать бобровые шкуры,не могу найти где. Может есть возможность сделать это на Мелите? Поделитесь пожалуйста информацией,если кто располагает.

    • Анонимно
      18.06.2018 16:54

      "Мелита" принимает на выделку шкуры всех видов пушнины и овчины. Подробности по тел. 278-30-86 "Мелита".

  • Анонимно
    18.06.2018 16:47

    В наших климатических условиях шуба из натурального меха обязательно должна быть в гардеробе.
    Просто надо чтобы она была из добротного качественного хорошей выделки меха, красиво и незатейливо сшита, и доступна по цене. Чтобы было в ней зимой тепло и удобно.
    А продаются либо дорогие из статусного меха, либо тяжелые и громоздкие, либо выбритые до такой степени, что приходиться вниз что-нибудь поддевать. Да, а еще мех пачкает одежду

  • Анонимно
    18.06.2018 18:24

    Хотелось бы получить ответ на простой вопрос:сколько человек работало на этом предприятии 30 лет назад и сейчас?

  • Анонимно
    18.06.2018 19:22

    Скажу, что дубленки в моде и на Западе. Правда, нужно, чтобы и качество было, ну и следить за модой. В ходу итальянские, очень даже ничего идут. Потом надо насыщать такими товарами с ориентацией на поколение после сорока. К старости уже можно оценить и такие вещи. А часто ориентируются на молодежь, а у них свои вкусы, которые формируются уже не изделиями их меха.
    И потом надо заниматься диверсификацией бизнеса. Например, сеть магазинов одежды премиум класса, где будут продаваться какие-то фирменные, качественные и престижные товары. И вполне возможно там же можно расширить эту сеть до неких супермаркетов, где будут в продаже не только одежда, но и предметы роскоши, некие вещи премиум класса.
    А затем к этой сети и несколько производств по их изготовлению. Но это так, просто предложение на лету.
    А.Б.Гефакт

  • Анонимно
    18.06.2018 19:56

    Носим мелитовские шубы мутоновую 38 лет, мама, потом я сейчас дочь, естественно перешивали меняли фасон,воротники и манжеты, но до сих пор у дочери спрашивают каждый год, что новую шубу купила, сносу нет и по теплу ничто не сравнится, каракулевую, только перешила фасон там же на Мелите ношу с 1996, даже портниха удивилась, что в отличном состоянии. У дочери каракулевая модельная из Узбекистана в первый год носки поползла. Бобровую ношу 8 лет, даже не потертостей, по сравнению с предыдущими ещё и очень лёгкая. В морозы в нашем климате ничто не заменит мелитовскую шубу. Да и облегченные шубы с пуховиками не сравнишь. А выгода по сравнению с пуховиком в том, что настоящую мелитовскую шубу можно обновлять как в нашей семье убедились много десятилетий, пуховик, даже очень качественный до первой стирки или химчистки. Спасибо Мелите за ваши шубы. Ваши преданные ценители.

  • Анонимно
    19.06.2018 06:05

    Да уж у нас в Татарстане татарстанского производства не осталось совсем. Одна Мелита. Если и она исчезнет, ничего не останется родного.

    • Анонимно
      19.06.2018 15:12

      Спартака - нет, уксусного - нет, Вамина - нет, своей казанской одежды -нет. Все теряем.

  • Анонимно
    19.06.2018 10:27

    У меня есть кепка из Мелиты (шубы 2, жилет 1). Все ношу. Так вот при офигенной цене на эту кепку 12 лет назад ничего лучше до сих пор не видела. Сносу нет, в ней похоже и помру. Одна инвестиция в головной убор на всю жизнь:) А вы говорите китайские пуховики с шапочками...

  • Анонимно
    19.06.2018 11:44

    Жаль, что из мутона распродаете - очень интересный у Мелиты вещи были - и классика и люксовая коллекция - Ваши дизайнеры так облагораживали этот мех, что он смотрелся не бабским (как у большинства др.производителей), а очень элегантным.


  • Анонимно
    20.06.2018 13:24

    Сами арендуем небольшое помещение у них - достаточно адекватные и разумные арендодатели, общались с МК по спорному вопросу, спокойно, не смотря на его молодость, нашли вариант решения - устроило всех!

    • Анонимно
      22.06.2018 08:53

      Он вам бачок не предлагал купить для мусора за 5000 ? Нам предлагал...

  • Анонимно
    21.06.2018 09:20

    Я из соседней республики, занимаюсь разведением пушного зверя. Был в производственном цехе Мелиты, где выделывают шкуры. Привозил несколько шкурок песца и серебристо-черной лисицы. Выделка очень понравилась, по сравнению с выделкой другого производителя выгодно отличается. Предлагал сотрудничество, низкие цены по сравнению с рыночной, т.к. недавно начал заниматься фермерской пушниной - хотелось иметь крупного, стабильного покупателя. Шкуры были большие, в среднем 120 см. от основания хвоста до междуушья, что гораздо больше среднероссийских и опушение качественное, т.к. самцы-производители были привезены из Финляндии. У нас применяется только искусственное осеменение. В итоге не срослось, не получилось с Мелитой. Конечно же ту партию шкурок у меня купили более шустрые ребята из солнечного Дагестана, и внесли предоплату на текущий сезон. Думается мне, что все-таки проблема не только во внешних факторах.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen