Интернет-конференция 
26.06.2018

Михаил Хазин: «Путин должен разобраться с боярами: одних – на кол, других – в опалу»

Известный экономист о том, почему повышение пенсионного возраста — политический заговор, а Медведев «не идиот, а Штирлиц»

«Повышение цен на бензин, давление на дачников и на владельцев личных подсобных хозяйств, повышение НДС, пенсионная реформа — это все одна линия, которую наше либеральное правительство согласовало с западными «партнерами», — считает Михаил Хазин. Президент компании экспертного консультирования «Неокон» в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» высказал свои мысли относительно левого поворота Путина и того, как будет рождаться новая экономическая политика страны.

Михаил Хазин: «Единственный способ обеспечить себе спокойную старость: родить много детей, которые потом будут вас кормить» Михаил Хазин: «Единственный способ обеспечить себе спокойную старость — родить много детей, которые потом будут вас кормить» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОТМЕНЯТ ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИЙ, А ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НЕ ОТМЕНЯТ!»

Михаил Леонидович, правительство все-таки приняло решение о постепенном повышении пенсионного возраста. Как вы считаете, это действительно так остро необходимо? Какие последствия могут быть — позитивные и негативные? (Лилия)

— Эти дебилы, которых я обозвал бы подловатой челядью, устроили вакханалию, объясняя народу, как ему выгодна пенсионная реформа. Они не понимают, что они сделали! А сделали они следующее: влезли в сакральные отношения между народом и царем. Это не их дело! Им разрешали воровать в некоторых объемах — ну сидите и воруйте. Им царь сказал, что надо увеличить социальные расходы, и они решили, что единственный способ увеличить социальные расходы — это урезать социальные расходы в той части, о которых царь впрямую не упомянул. Они влезли туда, куда им нельзя влезать категорически!

Когда вороватая Голикова (все читали про ее с мужем дом в Москве, все помнят, что ее муж происходил из челябинского КУКИ, все помнят, что ее звали Мадам Арбидол) с экрана начинает что-то говорить, все понимают, что всё, что она говорила предыдущие 25 лет, — это вранье. Вот пенсионные баллы отменяются... Всем же очевидно, что через год-два они отменят повышение пенсий, а повышение пенсионного возраста не отменят!

Еще один вопрос: а где приказы о сокращении зарплаты руководителей пенсионного фонда до 30 тысяч рублей, а рядовых сотрудников — до 12 тысяч? Где продажи дворцов, в которых они сидят? Нет? Так это значит, что нет проблем у пенсионного фонда! Все у него отлично, денег — выше крыши. Но, видимо, нет оснований выписывать себе еще большие премии...

— Как вы считаете, пенсионная реформа была согласована с Путиным?

— Вы понимаете, как докладывают чиновники, когда хотят обмануть руководителя? Они ему говорили: мы тут проведем маневр, тут немножко сократим, тут немножко увеличим... Они помнят монетизацию льгот —  тогда тоже было влезание в сакральные отношения. Но это было на фоне экономического роста. В 1999–2002 годах экономический рост доходил до 15 процентов, потом был небольшой спад, связанный с приходом Игнатьева в Банк России, но потом начался нефтяной бум. И на этом фоне, когда доходы росли по 10 процентов в год, монетизация льгот прошла. Царь-то обеспечил экономический рост!..

А сейчас у нас что? Скоро 6 лет непрерывного экономического спада! Или они всерьез верят, что у них экономический рост?! На голубом глазу народу врут! И все остальные врут! А народ спрашивает царя: бояре-то охренели, что ли? А дальше все понятно: когда царь понимает, что начался народный бунт, с крыльца на вилы сбрасывают определенное количество челяди. Минц зря, что ли, сбежал? Кстати, он сбежал с денежками частных пенсионных фондов. Иными словами, все, что народу разрешили накопить, минуя Голикову и всех предыдущих Голиковых, утащил Минц.

— Учитывая, что в стране ручное управление, вы не думаете, что у Путина правительство все утверждало — вплоть до каждой цифры?

— Безусловно, что-то ему приносили. Но надо понимать, что перед чемпионатом мира у него ключевая задача — чтобы не было терактов. Сегодня у Путина много дел, и в такой момент к нему приходят и говорят: Владимир Владимирович, мы с бюджетом разобрались, на ваши социальные проекты деньги нашли, только для этого надо сделать вот это и это. Но народу будет только лучше! Он отвечает: ну и ладно, делайте, потом, правда, будете отвечать. А они четверть века ни за что не отвечали, они таким словам просто не верят. 

«Когда вороватая Голикова с экрана начинает что-то говорить, все понимают, что всё, что она говорила предыдущие 25 лет, — это враньё» «Когда вороватая Голикова с экрана начинает что-то говорить, все понимают, что всё, что она говорила предыдущие 25 лет, — это вранье» Фото: kremlin.ru

«НАРОД НЕ МОЖЕТ НЕ БУНТОВАТЬ»

— Ваш прогноз: чем закончится вся эта затея с повышением пенсионного возраста? Народ-то бунтует, подписи собирает против такой реформы...

— Народ не может не бунтовать. Во-первых, его все время провоцируют. Только полный дебил может выпустить Голикову в такой ситуации на трибуну — с ее бриллиантами-то! Я не знаю, были ли на ней бриллианты в тот раз, но любой, кто смотрит интернет, видел ее фотографию, где написано, сколько чего на ней стоит. И не только ее фотографию. «Партнеры» не дремлют! Мы же знаем, кто все это делает... Кстати, «партнерам» надо отдать должное: система доведения до народа информации о разного рода вредительствах и безобразиях у них отлажена.   

— Под «партнерами» вы кого имеете в виду?

— МВФ, Мировой банк, ВТО, Меркель, канадский премьер, педофилы и прочие рукопожатные люди нетрадиционной сексуальной ориентации...

Более того, повышение цен на бензин, давление на дачников и на личные подсобные хозяйства по санитарным нормам, повышение НДС, пенсионная реформа — это всё одна линия, которую наше либеральное правительство согласовало с «партнерами», причем давно, потому что все это началось полтора-два года назад. Собственно, соответствующие документы МВФ я даже на сайте своем размещал. При этом либералы не ожидали, что по ним нанесут такие удары, что Путин начнет отстранение их команды от власти, и по этой причине ничего нового они уже не придумали. И даже начинают немножко отступать: соглашаются на изменения. Обращаю ваше внимание: все это они обсудили в четверг, а уже в субботу отправили материалы в Госдуму. Почему? Испугались! Конкретные чиновники испугались. Кроме того, они поняли, что если не отправят в субботу, то в понедельник-вторник будет окрик из администрации президента. Те, кто сидит в Белом доме, за исключением, может быть, Приходько (первый заместитель руководителя аппарата правительства РФ — прим. ред.), с «партнерами» напрямую не общаются. Но Дворковича пока не посадили, Шувалова не посадили, про Кудрина вообще не говорим... И по этой причине информация от «партнеров» идет.

«Я лет 20 следил за тем, что делает Шаймиев: каждый раз, когда его челядь или московская челядь лезла в его отношения с народом, Шаймиев отвечал мгновенно» «Я лет 20 следил за тем, что делает Шаймиев: каждый раз, когда его челядь или московская челядь лезла в его отношения с народом, Шаймиев отвечал мгновенно» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

— Можно сделать вывод, что либеральность правительства даже усилилась?

— Нет, она ослабла в том смысле, что они не способны самостоятельно принять политическое решение — то, что раньше мог сделать Дворкович. Например, он закрыл сотрудничество с Китаем. Просто все попытки о чем-то договориться по китайской линии Дворкович закрывал. И во время визита в Китай Медведеву объяснили, что, пока эти люди в правительстве, никаких конкретных действий между Китаем и Россией не будет. Еще Киссинджер объяснял, что ключевая задача Соединенных Штатов Америки — сделать так, чтобы парные отношения США с СССР и США с Китаем были лучше, чем отношения СССР и Китая. В данном случае вместо СССР надо поставить Россию. Сейчас Трамп выступает против западного глобального проекта, и в этой ситуации президенту США надо отношения с Россией налаживать в соответствии с данной концепцией, а западный проект целенаправленно их ухудшает, потому что у него своя цель — свалить Путина.

При этом надо понимать, что, с точки зрения власти, то, что сделало правительство, — это либеральный заговор против Путина. Только он носит политический характер, а не вооруженный. Этот политический заговор объединяет пять-десять человек, не больше, а остальные думают так: начальство надо слушаться. При этом у них есть либеральные отмазки, но они по дурости не просто организовали заговор, они еще и влезли в сакральную тему отношений власти и народа.

Я лет 20 следил за тем, что делает Шаймиев: каждый раз, когда его челядь или московская челядь лезла в его отношения с народом, он отвечал мгновенно. Поэтому Минтимер Шарипович был абсолютно несменяемым и до сих пор остался особым авторитетом. 

«Как докладывают чиновники, когда хотят обмануть руководителя? Они ему говорили: мы тут проведем манёвр, тут немножко сократим, тут немножко увеличим...» «Как докладывают чиновники, когда хотят обмануть руководителя? Они ему говорили: мы тут проведем маневр, тут немножко сократим, тут немножко увеличим...» Фото: kremlin.ru

«ПУТИН ХОТЕЛ ДЕСАКРАЛИЗИРОВАТЬ ПРЕЗИДЕНТСКУЮ ВЛАСТЬ, НО...»

— У Путина есть такая интуиция, как у Шаймиева?

— Ее не может не быть. Возможно, она не носит столь врожденный характер, как у Шаймиева. Он все-таки был вторым секретарем обкома КПСС, а потом первым секретарем, и его как бы выдрессировали. При советской власти учили тому, что делать нужно, а что делать нельзя. Это еще со времен Сталина шло. А у Путина чувство интуиции, конечно же, есть, оно не могло не возникнуть за 18 лет его нахождения во власти. Но, когда пришел, он хотел десакрализировать президентскую власть: я наемный менеджер, я раб на галерах, срок закончится, и я уйду. Он к концу своего второго срока понимал, что это, в общем-то, наивные надежды. Тем не менее он эту программу вел: себе на смену назначил абсолютно несакрального человека, причем в ситуации несакральной. Типа: вот вам еще один наемный менеджер. И началось! Сначала — нападение Грузии на нас, потом — кризис 2008 года. И без сакральности рулить страной стало невозможно. И Путин вернулся и поставил себя в сакральную роль. А у нас сакральная роль вождя та же самая, которая была что на Востоке, что в Византии, — это главное лицо, защитник народа от произвола олигархов и бояр. И по этой причине абсолютно очевидно, что челядь-бояре заигрались, причем как в личных нападках на царя, так и нападках на права народа.

— Поскольку повышение пенсионного возраста произойдет все-таки не завтра, непонятно, кто должен организовать протест против этой реформы.

— Народ! Народ понял, что челядь влезла не туда. И народ четко понимает, что повышать размер пенсии все равно не будут. А зачем? Кто об этом сказал? Голикова? А мы ее уволим — она была дура, вороватая, мы ее еще и посадим... Вот и все! А где те, кто вводил эти пенсионные баллы? 


— Массовые протесты вряд ли будут, наверное? Просто рейтинг у власти упадет.

— Протесты могут не быть массовыми, но технически «партнеры» все придумали гениально. Объясню. Экономически бюджет от пенсионной реформы ничего не получит, потому что будут другие социальные расходы. Наш человек очень не любит ни ходить в больницу, ни жаловаться. Но он понимает, что по достижении 45 лет основания для получения третьей группы инвалидности есть у 80 процентов населения. Ишемическая болезнь сердца, давление и так далее. У меня, например, после 45 лет давление подскочило до 150 на 100. Но я хоть знаю из-за чего: я сначала ногами ходил, а потом пересел на машину. Я эту проблему осознал и с ней справился, но мне ничего не мешало пойти и получить инвалидность, когда проблема еще была.

И вот наши люди начнут выколачивать из государства все, что им положено, по полной программе. Я помню, как в Казань приехала Елена Пономарева (профессор МГИМО, политолог, выступавшая на «Антикризисном клубе» «БИЗНЕС Online» в 2012 году, прим. ред.), читала лекцию про «оранжевые революции». И несколько сот человек слушали ее три часа, затаив дыхание. Я понял, что татарскому менталитету глубоко противна «оранжевая революция», народ пришел послушать, что делать, чтобы такого безобразия тут не было. Наш многонациональный российский народ понимает, что выходить на Болотную площадь, где на трибуне стоит Навальный, — это пошло. Даже не глупо, а пошло, потому что никакой нормальный человек под знамена Навального встать не может. Разве что если ему еще нет 15 лет. Но уже в 15–16 начинается прозрение. А вот пойти в поликлинику и устроить там бузу по поводу того, что тебе не дают инвалидность, — это святое!

То есть «партнеры» уже поняли, что центром коллективизации возмущения надо делать не площади, а поликлиники и собесы: собирать там толпу и в нужный момент вбрасывать туда одного-двух опытных провокаторов. Вы хотите сказать, что это не сработает? Лично у меня нет такой уверенности. А если еще при этом Голикова в бриллиантах будет выступать по телевизору...

Народ не может не бунтовать. Во-первых, его всё время провоцируют «Народ не может не бунтовать. Во-первых, его все время провоцируют» Фото: Михаил Почуев/ТАСС

«МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ, ЧТО ЭТА РЕФОРМА НЕ НУЖНА ВООБЩЕ»

— Что надо делать с пенсионным возрастом, как вы считаете? Все-таки нынешняя система принималась много лет назад, когда была другая продолжительность жизни, другие условия жизни и труда.

— Если мы отказываемся от либеральной экономической политики, начинаем заниматься реальным импортозамещением и, соответственно, монетизацией экономики, то мы сможем обеспечить себе 5–7 процентов экономического роста на 20–25 лет. Вот когда начнется этот экономический рост — со старой пенсионной системой — и все будут довольны, потому что пенсии будут расти на фоне экономического роста, тогда мы поднимем вопрос, подготовили ли мы молодое поколение. Моего тестя в 65 лет с трудом отпустили с завода, потому что людей его квалификации больше нет. Но у нас и заводов сейчас нет. А если они начнут восстанавливаться? Нам понадобятся люди, которые понимают, как они работают. У нас, например, сегодня нет точной механики и много еще чего. Старики еще помнят, как это работает, а молодежь этого просто не знает.  

— То есть пенсионная реформа — это отложенное решение должно быть?

— Ну конечно! И может оказаться, что эта реформа не нужна вообще.

— Мы же видим, что роботизация будет нарастать, и вот на фоне роботизации правительство хочет удлинить срок работы людей... Вы согласны, что это алогично?

— Это вообще идиотизм! Но если говорить о роботизации... Я пришел на работу в 1984 году — в лабораторию вычислительных методов Института физической химии Академии наук СССР. Мы занимались тем, что приучали сотрудников к персональным компьютерам. Идея была такая, чтобы к концу 80-х в каждом кабинете института стояло два-три терминала, которые должны восприниматься как персональные компьютеры. И первой мы автоматизировали бухгалтерию. Там работали три человека, а после автоматизации стали работать четыре. Вместо одного ушедшего на пенсию бухгалтера появились два человека, которые понимают, как работает программа. Да, с компьютером работать легче, но если какой-то сбой или нетривиальная ситуация, то справиться с проблемой стало намного труднее. И не забудьте, что все эти автоматизированные линии надо обслуживать, чтобы они работали, а для этого нужны люди очень высокой квалификации.

«Либеральность правительства ослабла в том смысле, что они не способны самостоятельно принять политическое решение – то, что раньше мог сделать Дворкович. Например, он закрыл сотрудничество с Китаем» «Либеральность правительства ослабла в том смысле, что они не способны самостоятельно принять политическое решение — то, что раньше мог сделать Дворкович. Например, он закрыл сотрудничество с Китаем» Фото: kremlin.ru

«ГОЛИКОВА ЗА ЦИФРАМИ ЛЮДЕЙ НЕ ВИДИТ!»

— Кто Голикову на социальную сферу рекомендовал?

— Поймите, Голикова — хороший бухгалтер. И она жена Христенко. А вы знаете, как Христенко делал карьеру? Он был председателем челябинского КУКИ (комитет по управлению коммунальным имуществом — прим. ред.), а потом Чубайс его взял в заместители министра финансов РФ, который контролировал взаимоотношения федерального бюджета с региональными. Это тот самый человек, который не давал Татарстану денег, потому что у Чубайса с Шаймиевым были плохие отношения. И в результате Шаймиеву все время приходилось ходить к Ельцину, то есть он свой личный ресурс тратил, чтобы воевать с Чубайсом и Христенко.

Что касается Голиковой, то у нее детей нет, она вообще не понимает, что такое человек, что такое общество, что такое пенсионер. Она за цифрами людей не видит! Поэтому ее назначение на социальную сферу возможно только в том случае, если надо провести какую-то непопулярную реформу. Ну вот Голикова и начала непопулярную реформу. Но она не только за цифрами ничего не видит, но и за золотым тельцом. Вся эта чубайсовская команда за деньгами ничего не видит. Что сделал Моисей, спустившись с горы Синай и увидев, что его племя камлает вокруг золотых тельцов? Он тельцов утопил, а руководителей этого движения казнил...

— Вы сказали, что новое правительство менее либеральное, более техническое...

«Народ четко понимает, что повышать размер пенсии всё равно не будут. А зачем? Кто об этом сказал?» «Народ четко понимает, что повышать размер пенсии все равно не будут. А зачем? Кто об этом сказал?» Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

— Оно политически менее либерально, а идейно оно абсолютно либерально. Впрочем, на технологические отрасли поставили технократов, и, думаю, туда уже либералов не пустят. Но экономическая и финансовая логика осталась либеральной.    

Как расцениваете назначение Кудрина на пост руководителя Счетной палаты? Путин с Кудриным о чем-то договорились? (Имамов Булат)

— Это вообще песня! Раньше в администрации президента была структура, которая занималась контролем за деятельностью правительства. Формально ее создавал я, под прикрытием Лившица, я же ею руководил, поэтому знаю, как эта система устроена. Я могу вас заверить, что если такая система работает грамотно, то она съедает того, кого контролирует, крайне быстро. Решение Ельцина об отставке Чубайса было принято в августе 1997 года. Они придумали аппаратный механизм, как отсрочить отставку, — придумали деноминацию и сказали: Борис Николаевич, нас надо оставить, поскольку надо провести деноминацию, давайте в марте к этому вопросу вернемся. А в марте избежать дефолта уже было нельзя...

...Проблема в том, что у Алексея Кудрина квалификация не та, работать он сам не будет — он слишком большой начальник. Но у него есть люди, которые это делать умеют.

— И кого они съедят? Центробанк?

— ЦБ они, наверное, есть не будут. Кто будет есть ЦБ, я не знаю, но у меня есть гипотеза, что таковые уже нашлись... А Кудрин занимается тем, что реализует свою «личную неприязнь к потерпевшему» — Медведеву, которого он сильно не любит. Думаю, сложится такая ситуация: челядь будет грамотно писать доносы, а Кудрин будет их носить Путину. И я могу вас уверить, что уже к осени эта ситуация даст о себе знать, в том числе за ту тупость, которую устроило правительство с этой пенсионной реформой.

Но либеральное правительство мечтало об этой реформе! Это уже пятая или шестая попытка, и каждый раз их тыкали мордой в дерьмо. В свое время я был начальником департамента кредитной политики министерства экономики, и мы в том числе отвечали за доходы населения. Мы контролировали эту ситуацию, потому что это экономика. И осенью 1995 года я был на совещании в Белом доме, на котором Миша, Михаил Эгонович Дмитриев, делал доклад о пенсионной реформе, а вел заседание тогда еще первый вице-премьер Олег Сосковец. После совещания я говорю Эгонычу: «Миша, ты охренел, что ли? Вы вообще понимаете, что не сделаете этого, что вы врете о переломном моменте в экономике, что без высокого роста экономики эта реформа неосуществима?» А он ответил: «Нам на Западе выдали большой грант, и мы должны делать так, чтобы нам этот грант продлили...» Кстати, реформы образования и здравоохранения у нас так же получились.  

«Да, с компьютером стало работать легче, но если какой-то сбой или нетривиальная ситуация, то справиться с проблемой стало намного труднее» «Да, с компьютером работать легче, но если какой-то сбой или нетривиальная ситуация, то справиться с проблемой стало намного труднее» Фото: «БИЗНЕС Online»

        «КТО СО МНОЙ БИТЬ ЛИБЕРАСТОВ?» 

— В марте вы утверждали, что в этом году Россию ждет поворот влево, который осуществит Путин. Вы до сих пор придерживаетесь этого мнения? (Глеб)

— Я считаю, что этот поворот уже начался. Другое дело, что на первом этапе он носит аппаратно-завуалированный характер. Но всех статусных политических либералов уволили. Нет ни одного! А аппарат еще либеральный, но он не принимает политических решений. Аппарат может интерпретировать: Путин сказал в первых «майских указах», что надо увеличить зарплату врачам и учителям, и вопрос решили «замечательно» — зарплату увеличили, только теперь этих врачей не найти. Сейчас точно так же: да, социальные выплаты увеличим, фельдшерские пункты в деревнях восстановим, но зато будет пенсионная реформа. Почему бы сразу пенсионный возраст не поднять до 100 лет? С особым цинизмом... 

— В России мужчины в среднем не доживают и до 65 лет...

— Здесь есть одна тонкость. Средний возраст не имеет никакого отношения. Если человек доживает до 45, то до 65 доживают 70 процентов из них. Роль играют детская смертность и смертность мужчин в возрасте 35–55 лет. По той причине, что наш человек не любит ходить к врачам.

— По каким приметам вы видите, что поворот влево начался?

— Это сложно. Я же не могу свой опыт человека, который работал в ближнем окружении президента, объяснить. Я пытаюсь это объяснить людям, можно почитать на сайте khazin.ru три мои последние статьи. Городская интеллигенция, которая не чувствует, дико злится, а народ чувствует. Обратите внимание: раздражение народа — на правительство, а не на Путина. И в рамках этой концепции Путин должен разобраться с боярами: одних — на кол, других — в опалу... 

«У Алексея Кудрина квалификация не та, и работать он сам не будет – он слишком большой начальник» «У Алексея Кудрина квалификация не та, и работать он сам не будет — он слишком большой начальник» Фото: kremlin.ru

— Наверное, первый признак поворота Путина влево — это новые «майские указы»?

— Конечно. И там много еще чего: Путин говорит о необходимости социального улучшения, о повышении рождаемости и т. п. Я уже лет пять-восемь говорю о том, что есть единственный способ обеспечить себе спокойную старость — родить много детей, которые потом будут вас кормить. Другого варианта нет. Но вопрос в том, чем кормить детей. А здесь стало очень опасно, поскольку под чутким либеральным руководством у нас развилась ювенальная юстиция, которая бедность рассматривает как обвинительное явление.  

— Как считаете, своими новыми «майскими указами» Путин реально объявил о модернизации, а в новом правительстве или администрации появились лидеры-модернизаторы? (Захаров Р.)

— Цель на модернизацию Путин объявил, он ее делает. Проблема состоит в том, что на осуществление модернизации необходимы модернизаторы. В том, что сделал Путин, главным левым фактором в России последних 25 лет является отстранение либеральных элитных групп. У нас их всего две: семейная и гайдаро-чубайсовская. Это наши главные, с точки зрения общества, враги, потому что в их понимании народа и общества не существует, а существует только «поляна», с которой можно собирать деньги. Это либеральный подход: раз вы лузеры, значит, вас грабить — это наше законное право. Так вот все представители этих групп постепенно отстраняются. Все — что ельцинские, что чубайсовские. Поэтому левый поворот неизбежен. Это просто объективное основание.

Но они сопротивляются, у них был план максимальным образом ужесточить экономическую жизнь для простого человека — с тем, чтобы его поднять на улицы. А дальше они готовили людей, чтобы поставить их во главе протестного движения. Навального они бросили. Правда, «Эхо Москвы» до сих пор пытается его раскрутить, хотя все понимают, что с ним все сложно. Ну Удальцова раскрутят или кого-то еще.

Что в такой ситуации делает царь всегда? Он созывает опричное войско. Условно говоря, он приезжает в провинцию, в Грозный или Казань, и говорит: «Народ, эти проклятые либерасты хотят поднять народ на бунт. Кто со мной бить либерастов? Кормежку, коня, меч и кольчугу гарантирую». Как вы думаете, сколько народа за ним пойдет? Я думаю, много.

«Кто будет есть ЦБ, я не знаю, но у меня есть гипотеза, что таковые уже нашлись...» «Кто будет есть ЦБ, я не знаю, но у меня есть гипотеза, что таковые уже нашлись...» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМАНДЫ У ПУТИНА НЕТ, И БЫТЬ ЕЙ ЕЩЕ РАНО»

— В борьбе с кланами олигархов на какую кадровую базу Путин опирается, как вы считаете? Это технократы, друзья, силовики?

— Я пока не знаю. Вот кто ему готовит все документы? Но с точки зрения той ситуации, в которой он находится, этих людей светить пока еще рано. Вы думаете, случайно атомщики погибают в Иране? «Партнеры» не дремлют!

— Вы считаете, что у Путина есть некая скрытая команда?

— Считаю, что да, она есть точно. Но пока не знаю, кто там, и не пытаюсь узнать. Может быть, Вайно в нее и входит. Но экономической команды у Путина нет. Это я знаю точно, потому что это моя сфера ответственности. Но я также понимаю, что быть ей еще рано. Для простоты понимания приведу пример. Допустим, мне поручат собрать команду, которая напишет экономическую программу. Я звоню друзьям, и мы набираем 200 человек. Собираемся, я даю им задание, и все расходимся. На следующий день в отношении каждого из этих людей открывается три-четыре уголовных дела: что-то украл, у сына нашли наркотики и т. д. И всё! Конечно, мы большую часть из них, наверное, отобьем. Но если у кого-то есть какие-то реальные грехи (а кто без греха?), то могут и реально посадить.

Но самое главное — над программой они работать точно не будут, потому что им будет не до того. И мне будет не до того! Я просто помню, чем я занимался, когда началась атака на экономическое управление. Начальника отдела администрации президента задерживает подмосковная милиция, и он сидит в каталажке. Ему чудом удалось позвонить мне, я звоню прокурору Московской области по «вертушке». Другого сотрудника ночью задерживают гаишники в Москве и пытаются посадить в отделение. Про мелкие неприятности типа исчезновения служебных машин и отказ в каких-то формальных запросах я и не говорю...

— Каков ваш прогноз по дальнейшему продвижению путинской стратегии?

— Я думаю, что он уже осенью или в конце года, самое позднее — в начале следующего года, должен сделать зачистку правительства номер два. Правда, сейчас, после попыток пенсионной реформы, они могут ускорить этот процесс. Но я не исключаю, что из правительства уволят только двух-трех человек. Будут зачищены те люди, которые реально могут этим заниматься — координировать уголовные дела и прочее. Сегодня люди знают, что власть все-таки у Волошина, у Чубайса, у МВФ. А вот если произойдет еще одна зачистка, то даже те, кто останется, будут понимать, что если они сами полезут защищать либералов, то им голову снесут. И вот после этого будет безопасно заниматься экономической программой. Я абсолютно не шучу!

«Путин должен разобраться с боярами: одних — на кол, других — в опалу...» «Путин должен разобраться с боярами: одних — на кол, других — в опалу...» Фото: kremlin.ru

«МЕДВЕДЕВ ИГРАЕТ РОЛЬ СМОТРЯЩЕГО ОТ ПУТИНА ЗА ЛИБЕРАЛЬНОЙ КОМАНДОЙ»

— А какую роль играет Медведев в этой конструкции?

— Он играет роль смотрящего от Путина за либеральной командой. Но он с ними работает, потому это сильно влияет на его мировоззрение. Кстати, не держите его за идиота. Есть такая гипотеза, что он идиот, а это совсем не так. Скорее он такой Штирлиц. 

— Медведев может быть автором проведения экономических реформ?

— Нет. Человек, у которого никогда не было таких навыков, не может быть автором.

— А когда начнется серьезная работа над экономической программой, будет замена правительства?

— Да, конечно. Будет два или три этапа. Должен прийти новый премьер, должна произойти мощная зачистка всех скрытых фигур, после этого должна быть создана группа, которая будет писать экономическую реформу. Если сегодня будет создана такая группа, то войти в нее — это просто угроза для жизни всех ее участников. И только после этого, на третьем этапе, должна произойти еще одна смены правительства — под реализацию этой программы.

«Не держите его (Медведева) за идиота. это совсем не так. Скорее, он такой Штирлиц» «Не держите его (Медведева) за идиота. Это совсем не так. Скорее он такой Штирлиц» Фото: government.ru

— Это движение с чем-то синхронизировано? Например, с Трампом, с Китаем? Или это объективный процесс? 

— Невозможно предсказать. Я не ожидал, что Трамп начнет разваливать G7 уже в этом году. Я считал, что в следующем. 

— Может быть, это совсем не развал G7? Может, просто «милые бранятся»?

— Нет, это невозможно. Во-первых, посмотрите на эту фотографию, где Синдзо Абэ, который уже принял для себя решение, смотрел на весь этот паноптикум с восточной невозмутимостью как на дикарей... Кроме того, пошлины — это катастрофа для современной экономической модели. Трамп продолжает повышать ставки. Это уже не шутки.

— Процесс идет слишком быстро, вы считаете?

— Да, он идет сильно быстрее, чем я ожидал, и по этой причине не берусь предсказывать. Может оказаться, что все пойдет еще быстрее.

«Я думаю, что Путин уже осенью или в конце года, самое позднее – в начале следующего года должен сделать зачистку правительства номер два» «Я думаю, что Путин уже осенью или в конце года, самое позднее — в начале следующего года, должен сделать зачистку правительства номер два» Фото: government.ru

— Почему президент не пользуется услугами представителей Академии наук в работе экономического блока правительства, используя только «народных академиков» типа Кудрина, Набиуллиной, Силуанова и других? (Алексей Чинарев)

— Потому что Академия наук ничего не предлагает конструктивно, она только объясняет и цитирует. Это уже все поняли. А упомянутые лица приносят деньги от МВФ. Понятно, что дружба с МВФ чего-то стоит. Программу могут написать только люди, которые занимаются управлением государством.

Обратите внимание, чтобы было понятно: у Грудинина была некая программа. Я ее с большим интересом прочитал. Почему? Потому что я узнал в ней знакомые фразы. Это программа КПРФ, которая появилась в 1996 году. В 1995 году, когда КПРФ выиграла думские выборы, Маслюков, который стал вместо Глазьева председателем комитета по экономической политике, вызвал своего старшего товарища Дмитрия Владимировича Украинского, который в госплане работал с начала 60-х, а тот позвал нас. Мы сели на правительственной даче, сидели там четыре или пять дней и написали программу, с которой потом Маслюков стал первым вице-премьером. Ключевыми словами этой программы были «бюджет развития». Эта программа потом переписывалась, но в ней отдельные фразы еще остались. Но я тогда уже был начальником департамента в министерстве экономики, а Украинский в свое время был начальником отдела госплана СССР. То есть люди, которые писали эту программу, понимали, что такое система управления, а академики этого не понимают.   

— То есть за Грудининым стояли серьезные люди?

— За Грудининым стояли серьезные люди, более того, есть мнение, что у Грудинина голосов-то несколько больше, чем он официально набрал. Но проблема состоит в том, что как политический боец он себя показал похуже, чем все надеялись.

«Вне всякого сомнения, ее (Набиуллиной) пребывание на посту председателя Центробанка — это серьёзная проблема для России и ее экономики, особенно для реального сектора» «Вне всякого сомнения, пребывание Набиуллиной на посту председателя Центробанка — это серьезная проблема для России и ее экономики, особенно для реального сектора» Фото: archive.government.ru

«НАБИУЛЛИНА — ЧЕЛОВЕК ФАНТАСТИЧЕСКИ НЕКОМПЕТЕНТНЫЙ» 

Набиуллину на посту главы ЦБ Путин оставил. Доверяет или по-другому пока сделать не может? А при каких обстоятельствах сможет и захочет? (Давид)

— Поскольку Набиуллину я знаю 25 лет, то могу сказать только одно: она человек фантастически некомпетентный и, по общему мнению, коммерчески ангажированный. Вне всякого сомнения, ее пребывание на посту председателя Центробанка — это серьезная проблема для России и ее экономики, особенно для реального сектора. Но я не исключаю, что есть некоторые договоренности на политическом уровне, что российским Центробанком руководит именно представитель либеральной команды. Я не исключаю этого абсолютно.    

— Как вы прокомментируете доклад Сергея Глазьева Изборскому клубу в части практических решений выхода из нынешней нехорошей ситуации? Конкретно относительно ЦБ и зарубежных активов РФ. (Юрий)

— У Глазьева есть свое видение. В чем-то мы с ним пересекаемся, в чем-то расходимся. Но надо учесть, что Глазьев — специалист больше по внешнеэкономической деятельности, а я — по кредитно-денежной политике и макроэкономике. Думаю, если мы с ним будем писать экономическую программу, то договоримся. Я вот с Набиуллиной и Кудриным договориться не смогу, а с Глазьевым мы договоримся. 

— Удалось ли Западу своими санкциями внести раскол между Путиным и олигархами? Чем это грозит Путину и стране? По-моему, олигархи уже все, что могли, вывезли... (Дания)

— Задача Запада была не рассорить Путина с олигархами, потому что олигархи — одна из частей либерального лагеря. У Запада задача была заставить олигархов начать реальные действия по снятию Путина. Но олигархи понимают, что тут без головы останешься сразу, по этой причине они отбиваются отчаянно. Потому Запад усиливает на них санкции.

— То есть у Путина система безопасности выстроена хорошая?

— В этом смысле — да. Та, которая касается непосредственно заговоров, — да. А вот от политических заговоров система безопасности сильно хуже.


— Вы все время ругаете либералов в правительстве, а вот господин Глеб Павловский вообще не видит их у нас в стране, он говорит, что все эти разговоры про либералов — пропаганда для внутреннего пользования. В чем либерализм наших чиновников проявляется? (Андрей Федоров)

— Видимо, мы немножко по-разному понимаем термин «либерал». Я под словом «либерал» подразумеваю ту часть российской элиты, которая возникла в конце 80-х – начале 90-х как дочерняя структура международных финансистов и которая ориентирована на внешнюю силу. Павловский имеет в виду внутреннюю либеральную идеологию. А у олигарха не может быть никакой другой идеологии, кроме как либеральной, — в силу того, что он точно знает, что его мнение главнее всего.  

— Многие экономисты и политологи говорят, что нам надо сменить экономическую модель, что нам нужна новая экономическая политика. Какую модель предлагаете конкретны вы? Хотя бы главных пять пунктов. (Анна Петровна)

— Я писал на эту тему, но публиковать данный текст не хочу, потому что «партнеры» не дремлют и довольно быстро создадут некий информационный фон, который потом надо будет героически преодолевать. Время непростое. Считаю, самое главное — монетизация экономики и импортозамещение. Ровно то, что делал Виктор Геращенко с 1998 по конец 2002 года в должности председателя Банка России. Он увеличил денежную массу в 15 раз, монетизацию экономики увеличил в 10 раз, и при этом инфляция падала, а темпы экономического роста были выше 10 процентов в год. 

— Какую роль должен играть малый и средний бизнес в этой экономической модели?

— Очень большую. Он должен быть основой развития. А его сейчас, наоборот, жестоко ликвидируют. 

«Есть мнение, что Грудинин голосов-то набрал несколько больше, чем он официально набрал» «Есть мнение, что у Грудинина голосов-то несколько больше, чем он официально набрал» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СПОКОЙНОЙ ЖИЗНИ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ!»

— Вы верите в последний президентский срок Путина? (Ирина)

— Вы знаете, все скачет с такой скоростью, что просто многое непонятно. Я совершенно не ожидал, что прогнозируемые мной изменения произойдут не через пять лет, а через полгода, поэтому давайте доживем до конца этого срока. Мы живем в эпоху перемен и тектонических сдвигов, поэтому прогнозировать сложно. Мы сегодня живем примерно как в Японии: в любую секунду может произойти землетрясение в 6 баллов, а при определенных обстоятельствах и в 9 баллов. При таких обстоятельствах можно, конечно, пытаться что-то строить, но нужно все это учитывать. Сейчас мы подошли к ситуации, когда «землетрясение» будет идти постоянно. Спокойной жизни больше не будет!

— Вы уже посмотрели документальный фильм Ксении Собчак «Дело Собчака»? Что думаете об этой работе? (Эльза)

— Нет и не собираюсь, мне это неинтересно.

— Зачем Ксения вообще сняла этот фильм? Это ее личный пиар?

— Я подозреваю, что она его сняла перед выборами, чтобы это было предвыборной кампанией. А цель ее предвыборной кампании — консолидировать либеральный электорат. Но ей это кино перед выборами показать не дали.  


— А как вы относитесь к Анатолию Собчаку?

— Я никак к нему не отношусь, потому что не знал его никогда. Собчак — это типичный пример интеллигента, которого скинули во власть, он в ней ничего не понимал, поэтому делал ошибки. Это мужик, который оказался под каблуком чрезвычайно стервозной и властолюбивой дамы. И, наконец, это человек, который попал между двумя жерновами: будучи человеком Горбачева, он попал под Ельцина.

— Но за команду, которую он вырастил, ему можно сказать спасибо? Путин все-таки из его команды...

— Я могу вас уверить, что Путина как государственного деятеля он не растил. У него даже мысли такой не было! Более того, я подозреваю, что если бы он это знал, то уволил бы его из-за ревности. Я знаком с Путиным в бытность его в Москве, но до того, как Ельцин стал рассматривать его как кандидата в преемники. И я могу сказать, что человек он по меньшей мере неглупый и с пониманием. И в этом смысле он некий самородок, который сам себя сделал, очень грамотно выстроив систему отношений с разными персонажами. Почему именно он? Я подозреваю, что одним из главных аргументов, по которому он попал в этот короткий список, стало то, что в Кремле искали внутриэлитного арбитра. Он именно так себя проявил в криминальной столице России — в Петербурге. Но он добился успеха на этом месте совершенно независимо от Собчака. Как Путин из арбитра стал царем, я очень хорошо помню. В Кремле он действовал очень грамотно. И ровно потому, что пришел в Кремль в привычной для него роли, он и оказался успешным. Вот если бы его бросили на экономические реформы, то, скорее всего, его съели бы.

— Михаил Леонидович, спасибо за интересный разговор!   

Хазин Михаил Леонидович родился в Москве 5 мая 1962 года. Окончил механико-математический факультет МГУ (1984).

1984–1991 — научный сотрудник Академии наук СССР.

1992 — начальник аналитического отдела ЭЛБИМ-банка.

1993–1994 — сотрудник Рабочего центра экономических реформ.

С 1994 года работал в министерстве экономики РФ, в 1995–1997 годах — начальник департамента кредитной политики министерства экономики РФ.

С 1997 по июнь 1998 года — заместитель начальника экономического управления президента РФ.

1998–2000 — частный консультант.

2000–2002 — работал в аудиторско-консультационной компании «Современные бизнес-технологии».

С конца 2002 года — президент компании экспертного консультирования «Неокон».

Тормознет ли Путин пенсионную реформу?
21%Да, не случайно же он молчит все это время
30%Нет, он просто дистанцируется, чтобы рейтинг поберечь
47%Думаю, небольшое отступление запланировано, ждут момент
1%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (220) Обновить комментарииОбновить комментарии
Буре
26.06.2018 08:07

Старые сказки о главном)
Хороший царь и плохие бояре

  • Анонимно
    26.06.2018 08:07

    Якобы ввп в стороне а правительство либералов
    Вроде как отдельно.

    Вообще не верю что все живут в разных измерениях.
    Получается вся власть вообще не контролирует ситуацию.

    Верхи не могут, низы не хотЯт...когда то уже такое было.

    • Анонимно
      26.06.2018 08:32

      Азат Д

      Кандидатуру премьера выдвигает президент, а Госдума, где большинство Едро, его утверждает.

      • Оптимист
        26.06.2018 08:54

        Протеесты будут
        Обязательно
        И их подхватят те кто в авангарде борьбы зв счастье народа
        Коммунисты, профсоюзы и прочие Мироновы

        Иодхватят и канализируют

        Не зря их власть подкармливает и содежит
        Как раз для таких случаев

        • Моисей
          26.06.2018 10:00

          В дополнение к словам Оптимиста хочется добавить, что будущая элита не только будет иметь фундаментальное образование (а не прикладное, как у большинства), но в подмогу возьмёт несколько типов специалистов. Две управленческие специальности будущего - "микросоциология" и когнитивная психология. Big Data будет знать о каждом человеке всё. Все движения денег на карточке (наличных к тому времени не будет); распознавание лиц (эмоций у каждого) миллионами камер, от которых не скрыться; поведение в сети, медицинские показатели и т.д. Когнитивные психологи будут заниматься профилактикой каждого человека по отдельности и определённых групп, "мирно" навязывая желательное поведение. В таком мире почти не будет преступности и эмоций, да и почти - воли.

          Жутковатое общество. Но жутким нам кажется, например, наше крепостничество (или китайское крестьянство), в котором у человека тоже почти не было личной воли, а поведение крестьян было точно так же управляемым.

          • Анонимно
            26.06.2018 10:19

            Воли и так нет у людей.

            • Анонимно
              26.06.2018 11:50

              В России будущего нет Ни для детей ни для стариков
              Детям судьба обслуги трубы, богатеев, либо пушечное мясо для международных олигархов
              А старикам от станка и в могилу
              Нужно делать государственным английский и пусть дети учат его в школе и уезжают
              И нас потом заберут
              Я вижу только такой выход

          • Анонимно
            26.06.2018 13:06

            так это же все идет от западной цивилизации, от которой мы отстаем по мнению Улицкой на 150 лет, так что мы еще вначале посмотрим со стороны на это общество

            • Анонимно
              26.06.2018 16:35

              Хазин, когда доллар уже упадет??? И мы купим Америку за 5 копеек?

      • Анонимно
        26.06.2018 11:31

        Пиндосы, Рокфеллери и Англичанка во главе с либералами затеяли эту Пенсионную Реформу. Путин к ней отношения не имеет. Он прямо сказал - пока я Президент, повышения пенс возраста не будет. А слово у Путина - крепче камня!

      • Изборский Союз из «Меча и Орала»,
        Призвал вынимать либеральное жало.
        Кругом, сказал, трусость, измена, обман,
        И с пенсиями шапито-балаган.

        Ведут непристойно себя либералки
        И строят нарочно царю свои глазки.
        Они постоянно в Кремле с ним шу-шу,
        Себе дарят цацки, народу лапшу.

        Бояре совсем совесть всю потеряли,
        При Сталине их всех давно б расстреляли.
        Но может терпения лопнуть пузырь,
        Тогда недовольство пойдёт сразу вширь.

        И тут пригодятся царю изборчане,
        Не зря приютили ведь их в Татарстане.
        Навальный не нужен, Грудинин слабак,
        Тандем Хазин, Глазьев – как раз самый смак.

      • Анонимно
        26.06.2018 11:52

        Так что подведу короткий итог выше написанному. Все эти "либералы" по Хазину всего лишь обслуга друзей Путина. Они ничего самостоятельного там не решают, а иначе как с Улюкаевым, портфель с деньгами и с корзиной колбаски, а потом по этапу. А ведь Улюкавев только сказал, что приватизация Башнефти другой госкомпанией как-то и не тянет на приватизацию. Тоже самое и с остальными. Да та же Набиуллина, сказали ей напечатать большой вагон денег и дать в долг Сечину, чтобы он там купил валюты для своих расчетов, так какие проблемы. Напечатали и дали, даже помогли в этот момент и курс доллара понизить, чтобы с выгодой ему отовариться зелеными. Все эти товарищи в правительстве сидят, чтобы по зову друзей быстро выполнить их пожелания. Потому и вопрос про их взгляды не возникают. Да и выгодно это все, можно вот свалить на то, что там "либералы" гадят.
        А.Поц.

    • Хазин говорит правильные вещи! Нужен левый поворот и нужно ставить премьером Грудинина! Пенсионная реформа задумана Путиным ,чтобы посадить на кол либеральное компродорское окружение в лице Медведевских! Прав Хазин Кудрин будет мстить и носить компру на Медведевских,так это самое простое и все воруют, попадая туда! Пенсионной реформы не будет,так как это смерть не только медведевских,но и самого Путина если он ее не забанит! И Путин в отличие от Медведева,Минниханова и того же Шаймиева настоящий политик ,и не как слон в лавке!Он тихой цапой кончил войну в Чечне,разогнал команду олигархов из политики,губернаторов сепаратистов и в том числе Бабая,лихо прекратил вылазки бабаевцев с договором и языками ,а вылазки с пенсионной реформой ему будет раз плюнуть кончить ! Сложнее будет вводить ему опалу и сажать на кол всех удащливых! Дело в том что у них сегодня реальная власть,оружие, деньги,капиталы,с ними весь преступный мир и оборотни их крышующие! Но это будет вторым этапом после замены Медведевых на Грудининских ,где мы увидим и Бабкина,и Глазьва и Хазина! Сейчас меня будут снова бить умники и загонять в стойло,со словами царь хороший,а бояре у Сиразина плохие,но скажу так Хазин прав нужна Опричнина Путину и такие как я знаю кого надо первыми сажать на кол много и он прав нас таких 90% в стране и время у удащливых кончается,когда они у нас кровушки попили 25 лет и больше работая еще в КПСС!Я хочу чтобы мои дети и внуки жили в другой стране,где и земли много,и недр, и ума палата ,но страна должна быть без жуликов,воров,оборотней и бандитов и мы Путину в этом поможем! Папочки есть на всех не только у ФСБ,но и у народа тоже!

      • Анонимно
        26.06.2018 10:19

        Грудинина надо президентом ставить. Премьером ему не дадут работать

        • Вот президентом точно не дали бы работать! А госдеп все делает чтобы Путина олигархи и чиновники свергли,да не тут то было! Заговорщики даже и мыслить об этом бояться,а Премьера Грудинина Путин тоже прикроет и даст проаести реформы если захочет сам войти в историю
          как ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР ,ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ РОССИИ!

        • Анонимно
          26.06.2018 12:16

          Грудинин - это случайно не тот кто отжал у людей землю и присвоил себе ?

        • Анонимно
          26.06.2018 12:50

          Грудинин простоват.
          Директор совхоза в рыночных условиях - Его потолок.

          Участие в президентских выборах - пиарский подарок судьбы для Грудинина.
          Вопрос закрыт.

        • Анонимно
          26.06.2018 12:51

          На выборы пропускают заведомо не проходных кандидатур.

          • Анонимно
            26.06.2018 18:01

            Ксюшадь Собчак, например.
            А какой бы из неё был президент!!!
            Ух, держите меня семеро!!!

      • Анонимно
        26.06.2018 10:54

        Ярый гайдаровец Сиразин,Вы правы в своих суждениях!

    • Пенсионная реформа понятно от кого. Но он постмодернист. Автор в постмодерне умирает. Он будет скриптором , то есть монтажером того, что останется после бури недовольств. Автором он не будет.

    • Анонимно
      26.06.2018 11:17

      на кол всех без вариантов

    • Анонимно
      26.06.2018 11:25

      Да, вечная тема. Царь хорош, бояре плохие. Но ведь это не те времена, когда царь не выбирал бояр, они ему переходили по наследству. У сегодняшнего царя есть право выбора, право ставит самому на боярство. Потому и все эти сказки Хазина уже пахнут нафталином. Ничего дельного эти товарищи, "известные" экономисты предложить не могут. Ну, опять взять и все поделить. Не так поделили, не тем дали.

      Вот последний указ Путина о поддержки тех спортсооружений которые построили в России в связи с ЧМ. Западные эксперты во весь голос смеются. Во-первых, кто там выбирал в каком городе строить эти стадионы. Ну вот Саранск. вместимость стадиона 41 650 человек. Население всего Саранска - 300 тысяч человек. Есть ли там какая-то футбольная команда, чтобы ходили на стадион болеть за нее? Нет. Так что там будут делать на этом стадионе. Так ведь еще по этому указу этот стадион будут содержать на федеральные деньги, т.е. на наши с вами налоги. Такой же вопрос и к стадиону в Самаре, в Екатеринбурге, в Волгограде. Там есть футбольные команды для того, чтобы там играть. Если нет, то значит опять из федеральной казны будут спонсировать создание и поддержку таких команд. Так понимаю, что "либералы" во власти дали такую команду, чтобы потратить просто гигантские суммы на строительство этих стадионов и потом не знать что с ними делать?

      Смотрю по онлайн трансляции иногда за крымским мостом. Движение по ней в самые напряженные дни для отдыхающих с гулькин нос. Так проезжают по какой-то второстепенной трассе, например, в сторону Боровых Матюш в обычные часы, днем. Так для чего все это там строили? Да, понятно, не надо даже быть "известным" экономистом. Друзьям надо было дать подзаработать на таких стройках. Написал же аналитик из Сбербанка о том, что Газпром работает не на карман акционеров и государства, а на карман друзей Путина, когда затевает мегастройки века, которые разоряют Газпром, но обогащают этих господ. Правда, его моментально уволили после этой аналитической записки. И где тут какие-то "либералы" во власти?
      А.Поц

      • Анонимно
        26.06.2018 11:51

        В казанском стадионе тысячи квадратных метров отапливают - занять не могут: менеджмент жадный и недалекий, расположение неудобное, в городе избыток арендных площадей.

        • Анонимно
          26.06.2018 12:13

          А в других городах положение еще хуже. Принимали решение второпях, не о чем не думали, кроме как бабло освоить и кто будет этим заниматься, на кого можно положиться. Так в Казани есть еще Рубин, а в Саранске или Волгограде какая команда играет?
          И все работы принимали с недоделками. Тут болельщик жаловался на Лужники. Приобрел билет за 33 тысячи рублей и всю игру простоял, потому как кресла были разобраны, а рядом лежали ее части.
          А.Поц
          А.Поц.

        • Анонимно
          26.06.2018 13:05

          И про казанский стадион. Он оказался одним из самых дешевых. Это во-первых. И все расходы на его строительство легло на плечи республики, в то время как все остальные стадионы к ЧМ были построены на федеральные деньги. Республика еще и должна осталась. И это во-вторых.
          А.Поц.

      • Анонимно
        26.06.2018 12:28

        Так что подведу короткий итог выше написанному. Все эти "либералы" по Хазину всего лишь обслуга друзей Путина. Они ничего самостоятельного там не решают, а иначе как с Улюкаевым, портфель с деньгами и с корзиной колбаски, а потом по этапу. А ведь Улюкавев только сказал, что приватизация Башнефти другой госкомпанией как-то и не тянет на приватизацию. Тоже самое и с остальными. Да та же Набиуллина, сказали ей напечатать большой вагон денег и дать в долг Сечину, чтобы он там купил валюты для своих расчетов, так какие проблемы. Напечатали и дали, даже помогли в этот момент и курс доллара понизить, чтобы с выгодой ему отовариться зелеными. Все эти товарищи в правительстве сидят, чтобы по зову друзей быстро выполнить их пожелания. Потому и вопрос про их взгляды не возникают. Да и выгодно это все, можно вот свалить на то, что там "либералы" гадят.
        А.Поц.

  • Буре
    26.06.2018 08:07

    Старые сказки о главном)
    Хороший царь и плохие бояре

    • Предлагаете сразу всех на кол ?
      Как сто лет назад ?

      • Анонимно
        26.06.2018 08:21

        Реалист.
        Сто лет назад проблему плохих бояр и неспособного ими управлять царя решили весьма эффективно.

        • Оптимист
          26.06.2018 08:58

          Если не повторять ошибок прошлого то можно повторить
          Движующей силы нет
          Запад все устраиввет
          Сырьевой придаток и поставщик мозгов
          А без внешней поддержки наш нород не способен самоорганизоваться

          • Анонимно
            26.06.2018 09:07

            кто такой "нород"?

          • Анонимно
            26.06.2018 09:07

            Реалист.
            Без внешней угрозы, я бы так сказал. А внешней поддержки наша страна отродясь не видела.

            • Оптимист
              26.06.2018 09:36

              Именно без внешней поддержки
              Без хорошо обученных и профессиональных революционеров, без обеспечения их необходимыми ресурсами ни о каких организованных и эффективных протестах не приходится говорить

              • Анонимно
                26.06.2018 10:14

                Реалист.
                Внешняя "поддержка" преследует лишь одну цель-замену действующего правительства на лояльное управляемое марионеточное правительство, что и произошло на Украине, что и планировалось в России 100 лет назад.
                Мы же ведём речь о самоорганизации народа, а это возможно лишь при наличии внешней угрозы. Профессиональные революционеры могут организовать толпу, провести переворот, но грабительский
                строй останется, изменятся лишь персоналии.

                • Оптимист
                  26.06.2018 10:38

                  Именно так и было в 1917
                  Германии было необходимо убрать Россию из войны


                  А сейчас Запад все устраивает

                  Мы гоним ресурсы за напечатынае в США бумажки

                  Так что не будет ни революций ни протестов

              • Анонимно
                26.06.2018 10:17

                Ты чем? К перевороту призываешь? Провокатор! Нам не нужны катаклизмы!

            • Анонимно
              26.06.2018 12:57

              9.07. Внешние условия надо воспринимать объективно: не угроза и не помощь. Тогда легче будет найти оптимальные решения особо не влезая в большую политику.

          • Анонимно
            26.06.2018 12:52

            8.58. Опять варягов приглашать?

          • Анонимно
            26.06.2018 12:58

            сто лет назад внешней поддержки для самоорганизации не было. было внешнее вмешательсво в лице белогвардейщины вместе с антантой., что развязало гражданскую войну. внешний враг и сплотил народ вокруг красных. или по твоему внешние силы сами с собой воевали?
            учи историю по фактам

        • Анонимно
          26.06.2018 16:43

          Причём единственно верным способом

      • Анонимно
        26.06.2018 09:50

        Специалистов по процедуре рассаживания на колах именнников уже не осталось,да и колы затесать как надо уже никто не умеет,таджиков да узбеков нужно будет звать

    • Анонимно
      26.06.2018 08:27

      что то мне подсказывает, что сам царь очень боится, как бы бояре сами с ним не разобрались... потому и закрывает глаза на все их выходки, их воровство и непрофессионализм... они, в общем то, очень подходят друг другу, взаимозависимы. поменяется царь, тогда половина бояр сразу на кол, ну и наоборот. по мне так их всех менять надо, зажрались, гниют уже заживо от своей сытой безбедной жизни.

      • Анонимно
        26.06.2018 09:26

        08:27 Так давно уже верховные бояре диктуют ему свои требования и условия. Ситуация вышла из под контроля. Вот чего царь никак не ожидал.

      • Анонимно
        26.06.2018 09:56

        У царя уже давно в голове мечта,правда несбыточная,самому уцелеть,да добро свое добытое "непосильным трудом"сохранить после окончания сроков правления,отсюда и попытки помириться с коллективным западом,правда закамуфлированные треском патриотических барабанов

        • Анонимно
          26.06.2018 12:58

          В Ордынской Руси царём называли хана.

          • Анонимно
            26.06.2018 13:29

            12.58. Путина лучше называть ханом.

          • Анонимно
            26.06.2018 13:56

            Никогда не называли. Хан- предводитель язычников. Слово царь пришло из Византии.

            • Анонимно
              27.06.2018 12:41

              13.56. После краха Византии русские царями начали называть ханов З.Орды.

          • Анонимно
            26.06.2018 14:01

            Ах мечты, мечты! Да никогда не было никакой ордынской руси. И орда пришла незванно на землю именьковских славян- булгар, а потом рассыпалась в прах из за своей нежизнеспособности. Изнутри сгнила.

            • Анонимно
              27.06.2018 12:45

              14.01.
              Посетите павильон №57 на ВДНХ в Москве, раздел"История Ордынской Руси" со вступительным словом Путина.
              Россия - преемница Орды!

              • Анонимно
                27.06.2018 13:22

                12.45. Вносятся соответствующие поправки в школьные учебники по истории.

          • Анонимно
            26.06.2018 23:00

            До Ивана Грозного на Руси были князья...

          • Анонимно
            27.06.2018 10:13

            Исторически хан - это генералиссимус! Звание военных руководителей. Повелитель.

    • Усы Пескова
      26.06.2018 09:01

      Полагаю что этот царь как никто другой устраивает нынешних бояр. Инсценировка истерики царя с периодическим разносом бояр эффективно действует на подданных. В итоге все остаются при своём - царь в шоколаде и при высоком рейтинге, бояре при местах кормления и дальнейшем обогащении, а вата при георгиевских ленточках и с фигой в кармане.

    • Анонимно
      26.06.2018 09:23

      "Путин должен разобраться с боярами". Хе-хе, смотря, кого он зачислит на тот момент в бояре.
      То есть избирательно))

    • Анонимно
      26.06.2018 14:00

      Сейчас бояр интернет может заменить. Принять решение всегда трудно, с такой задачей не справлялись ни Будда, ни Христос.

      • Анонимно
        27.06.2018 12:46

        14.00. Бояре финансировали княжеские проекты, не только советы давали.

      • Анонимно
        27.06.2018 12:50

        Бай ар (по-половецкий, соврем. татарск.) - богатый чел., в смысле олигарх, влияющий на принятие решений властью - бояр.

        При половецком хане, русском князе существовал совет бояр.

      • Анонимно
        27.06.2018 12:51

        Совет олигархов (бояр) существует и при нынешней власти.

      • Анонимно
        27.06.2018 12:52

        При каждом влиятельном чиновнике существует совет бояр.

    • Анонимно
      26.06.2018 15:08

      статья не так проста, как банально вы делаете выводы..

  • Анонимно
    26.06.2018 08:08

    Реалист.
    Хазин вроде не дурак. А все пытается противопоставить Путина и его окружение. А ведь это одно целое, пора бы уже понять.

    • Анонимно
      27.06.2018 12:49

      Совершенно с Вами согласна. Нужно чтобы они все ушли. И президент и правительство. Единственная мысль-МФО, может кредиты дает А они требуют повышения пенсионного возраста. И про Собчак. Я тоже не буду смотреть про него фильм- не интересно Помню как он разливался на трибуне. Как соловей.

  • Анонимно
    26.06.2018 08:13

    Печальная перспектива для Татарстана.

    Дело в том, что Иван 1У Васильевич, которого народ прозвал Грозным по отношению к боярам, тех бояр, на которых "колов" не хватило, массово сослал в 1564-1565 гг. в Свияжск и Казань.

    Если это повториться, то квартиры в Казани подорожают - а не хотелось бы.

    Правда пока всё происходит в точности наоборот - талантливых управленцев из Казани забирают в Москву.

    • Анонимно
      26.06.2018 09:14

      В Москву и Питер уезжают многие. У кого есть мозги и желание нормально зарабатывать , точно в Казани не останутся. Здесь нет нормальных зарплат. Работа только по знакомству и т.д. и т.п.

      • Оптимист
        26.06.2018 09:43

        Зачем пытаться что то изменить на родине?
        Когда можно не прилагая усилий уехать сразу в социальноориентированное государство
        Вот и едут умные за границу
        А власть это негласно поощеряет
        Ей так спокойней

      • Анонимно
        26.06.2018 12:45

        народ с мозгами уезжает не в Питер и Москву, а за границу, на Запад.

    • Анонимно
      26.06.2018 13:00

      8.13. Свияжск готов принять новых ссыльных.
      МШ постарался.

  • Анонимно
    26.06.2018 08:24

    Народ должен разобраться и с Путиным и с боярами так как это по большому счету одно и тоже .

    • Анонимно
      26.06.2018 09:34

      08:24 Согласен.
      Иногда кажется, что Путин сам был бы рад с ними разобраться.
      Но клубок настолько запутан, что он понимает, что и его с семьёй закрутит. Может, и жалеет, что допустил такое смешательство. Обратного хода нет . И кажется, он жалеет об этом.
      Нет, я не оторван от реальности: ему плевать на народ, но то, что происходит это полное падение его рейтинга.
      Таким образом, он уже не может скрывать авторитарный режим.
      Короче, он между двух наковален.

      • Анонимно
        26.06.2018 10:40

        Ни о чем он не жалеет. И не между! А прямо с ними заодно!

    • Анонимно
      26.06.2018 09:50

      И разобраться с нефтяными шейхами

      • Анонимно
        26.06.2018 10:32

        09:30 Шейхи это восточное звание. У нас в Роснефти нет восточных людей))

        • Анонимно
          26.06.2018 13:16

          Как нет? А в Татнефти, Таифе? Самые настоящие шейхи.

          • Анонимно
            26.06.2018 13:30

            13.16. Они намаз не читают.

          • Анонимно
            26.06.2018 13:49

            13:16 Рыба гниет с головы .надо с Роснефти !
            А там ни одного татарина((

            • Анонимно
              26.06.2018 14:04

              Татнефть и Таиф не входят в Роснефть. Так что голова тут своя. И шейхи свои.

          • Анонимно
            2.07.2018 12:31

            татнефть и таиф хотя бы "Прописаны в РТ", соответственно их налоги оседают в бюджете РТ, в основном формирую весь бюджет республики, и идут на социалку. Роснефть берет из недр сибирских и башкирских, и деньги эти оседают в мск, в замен сибиряки могут собирать валежник. не надо нам рассказывать про удащливых в РТ. эти удащливые везде

  • Анонимно
    26.06.2018 08:30

    «Путин должен разобраться с боярами: одних – на кол, других – в опалу»

    Ага! Сейчас! Не для того их создавал!

    • Анонимно
      27.06.2018 13:10

      Я давно говорю: нынешнее правительство, в полном составе в отставку, продают Россию амерам, а сами ручки загребущие потирают. Нельзя этот кабинет оставить управлять страной, не то опустят ниже прежнего.

      • Анонимно
        27.06.2018 13:26

        13.10. Хазин же сказал, нынешнее Правительство уйдёт, но сначала сделает плохую работу: пенс. возраст, цены на бензин, налог с самозанятых и т.п.

  • Анонимно
    26.06.2018 08:42

    Что это в заголовке?
    Символы и порядки "демократического" и "социального" и, особенно подчеркнём, "правового" государства?
    Что за терминология? Народ возбудить опять сплотиться вокруг "лидера"?

  • Анонимно
    26.06.2018 08:48

    Что-то очень сомневаюсь, что Путин не в курсе ..

  • Tatarmalai
    26.06.2018 08:50

    Путин должен был обеспечить нормальную сменяемость власти в свое время.
    Потому что сейчас ситуация дошла до такого, что мирной смены уже не будет.
    Либо будем тихо гнить, пока Путин не уйдет естественным образом, либо переворот, кровь и переход власти к силовикам. Что тоже не сулит ничего хорошего.

    • Анонимно
      26.06.2018 09:41

      08:50. Эйфория власти и накатившегося богатства в своё время затмила ему здравомыслие не допустить такого откровенного грабежа богатств и недр страны. И эта эйфория привела к необратимому. Обратного хода нет.
      Это, как из мафии не так просто выйти без последствий и без потерь.

  • Анонимно
    26.06.2018 09:07

    Даже советские учебники призывали не верить в "добрых царей"-режим поддерживает все эти мифы-ровно как и миф "об особом пути России " для сохранения собственной власти...перефразируя известного сатирика: есть "боярский хор", а солистом этого хора является "интеллигентный президент"....

  • Анонимно
    26.06.2018 09:09

    Ну слава Богу, что с самим Путиным, по мнению этого аналитика, все в порядке!

  • Анонимно
    26.06.2018 09:22

    Думаю, куда бы свалить. Что лучше, Канада или Австралия?

    • Анонимно
      26.06.2018 09:43

      На какие? Если даже страну выбрать сам не можешь?

      • Анонимно
        26.06.2018 10:04

        Вы тоже об этом думаете?

        • Анонимно
          26.06.2018 11:13

          10:04 Мне 50. Я об этом думаю уже последние 5 лет.
          Но мужа и сына танком не сдвинешь с места((
          Звёзд с неба не хватают. Есть деньги на житьё-бытьё, бОльшее они не ищут((
          Женщинам труднее. Мужчины должны делать погоду в семье и в стране. А мы за ними уже.

    • Анонимно
      26.06.2018 09:44

      Чтобы свалить,узнай как у них с пенсией!

      • Анонимно
        26.06.2018 10:26

        Пора делать вторым государственным в России английский

        Ориентировать детей уезжать на Запад

        У этой страны при нынешнем режиме нет будущего

    • Анонимно
      26.06.2018 10:46

      Лучше в Канаду, там США рядом, более разнообразная жизнь

      • Анонимно
        26.06.2018 11:13

        Канада
        Там тоже березы есть

        И там родные языки никому в голову не приходит запрещать

        • Анонимно
          26.06.2018 12:30

          Вас там в Канаде с татарским языком и полы мыть не возьмут. Чтобы иметь нормальную работу надо знать два языка . Это английский и французский.

          • Анонимно
            26.06.2018 12:59

            А какая разница татарский или английский?)))

            В Канаде они равны


            Оба местечковые

    • Анонимно
      27.06.2018 00:38

      Говорят, что в Австралии лучше.

    • Анонимно
      27.06.2018 11:47

      Канада.

  • Анонимно
    26.06.2018 09:39

    Главный боярин -- это Путин сам.

    • Анонимно
      26.06.2018 19:06

      Ты скажи какая вина на мне, боярин! (с)

    • Анонимно
      28.06.2018 11:35

      Он еще имеет вариант - встать "над схваткой", только пока второго "консервативного тигра" не видно, по поляне разгуливает один "либеральный тигр"

  • Анонимно
    26.06.2018 09:40

    Эта борьба между царём и боярами длится уже 18 лет. А народ всё бедствует. И нет ей ни конца, и не края.

  • Анонимно
    26.06.2018 09:43

    В правительстве говорят,что продолжительность жизни увеличивается вот и возраст увеличим! Короче,денег не могут найти эти чиновники и все! Я пенсионер и работаю не от того что сил у меня еще хватает,а от того что самому не хватает этой пенсии !Устаю,а что делать. Следующим пенсионерам с 2019года еще надо будет пахать год без пенсии, каково!

  • Анонимно
    26.06.2018 09:59

    Хазин на мой взгляд неправ Фсе на мой взгляд гораздо проще.Развитие страны в авторитарных и тоталитарных странах с неразвитой демократией к сожалению зависит по большому счету от психологии .Есть определенная психология определенных групп людей.Есть к примеру психология спортсменов,психология силовиков и других корпоративных сообществ.Это особенная психология.Поэтому на мой взгляд нельзя чтобы президентами страны в капиталистических странах с неразвитой демократией становились спортсмены и силовики.У меня к примеру много знакомых из спортсменов.Почти фсе они диктаторы в семье,у них только свое мнение обо фсем и они во фсем считают себя правыми причем в спорах аргументы у них слабые или ваще никакие,многие из них разведены.Они хотят шо бы только по ихнему было и любят учить людей и переделывать их под себя. Это своеобразная каста. Эрдоган к примеру бывший футболист и у нас тоже немало бывших спортсменов.

    • Анонимно
      26.06.2018 10:24

      Ельцин, например.

    • Анонимно
      26.06.2018 12:08

      Всё ещё проще. Капитан будет стремиться к доплытию к безопасной гавани не допуская бунта и раскачивания галеры. А выбрасывать за борт показательно неугодных бояр это не царское дело, для этого есть силовики. А рабам на галере ворчать и пахать не привыкать. Им обещается ежегодно улучшение жизни. Но без указания конкретной даты и ответственных за его исполнение. Так плавают во всем мире.

  • Анонимно
    26.06.2018 10:05

    Ну сколько можно тереть уши людям.Вечная сказка про царя и бояр и Иванушку -дурачка который эту лапшу на ушах пожизненно таскает.

    • Анонимно
      26.06.2018 15:49

      10.05 Что поделаешь, большинство решает всё. Выбор ясен, дорога проложена в светлое, которое за горизонтом.

  • Анонимно
    26.06.2018 10:06

    Пусть с себя начнет!

  • Анонимно
    26.06.2018 10:08

    У нас что царь уже есть? Конституцию уже поменял Хазин что ли? про таких раньше говорили: еврей при царе. Думает, что все дурачки, а он один умный и в сотый раз вешает людям лапшу на уши.

  • Анонимно
    26.06.2018 10:16

    ВЫ ТАМ ДЕРЖИТЕСЬ, СКРЕПНЫЕ!!!!!!

  • smska нации
    26.06.2018 10:37

    большинство россиян к 60-ти годам рухляди. вопрос к либералам нашим правящим, что делаете-то? или у вас большие планы на ближайшее десятилетие по вложению в долголетие граждан? зачем смуту наводите в населении? чтобы запад этим воспользовался? когда население нищает - оно подвержено заражению всяким идеям, которые внедряются в их умы хитростью.
    на пенсии англичане путешествуют, что сделают на пенсию российские пенсионеры -стоики 2034 ? или уже не российские?

    • Усы Пескова
      26.06.2018 11:04

      Да, либералы! А ещё они нашего доброго царя держат в полном неведении, превратив его мозги в субстракт для удобрения растений.

      • Анонимно
        26.06.2018 13:19

        Больше похоже, что здесь у многих комментаторов вместо мозгов субстрат.

    • Азат Д
      27.06.2018 07:43


      Так вы сами этих "либералов" выбрали, проголосовав за Путина и Елро, которые принимают эти законы.

  • Анонимно
    26.06.2018 11:04

    Друзья спокойствие. Почему комментаторы считают что Путину кто то или что то мешает ??? Вы думаете он кого то опасается внутри страны или внешнего давления боится?!
    Почему Вы думаете что какое либо решение,событие,высказывание,мероприятие может произойти без согласования с Путиным ?!

    Друзья моё личное мнение что Путин не ожидал такого негативного эффекта от санкций. Он просчитался и загнал себя в экономический и политический тупик а т.к. внушили ему "нет Путина нет России" у него не осталось вариантов развития событий.
    Вы посмотрите реально на экономику России до санкций и сейчас. Каждый божий день 24 часа в сутки 7 дней в неделю ура пропагандисты с пеной у рта объясняют россиянам причины разных событий,разъясняют моменты истории,комментируют политику и тд и везде один и тот же смысл. Все враги,весь мир баламуты и ничего не умеют,кругом гомосексуалисты,фаст-фуд,либералы и другая нечесть и вот только на экране телевизора и на язеке пропагандистов истинная,великая,сытая,счастливая Россия.

    Санкций в действии и ничего более. Несмотря на нескромные цены на нефть в бюджете России попросту нет денег на пенсии!!! Практически "освоены" все кубышки,долги алигархов которым документально принадлежат заводы,пароходы,месторождения нефти,газа,металлов превышают размер кубышки у россиян практически всё отобрали заменив их активы на ипотеку и автокредит. В результате санкций в экономику страны не поступает валюта.есть какие-то поступления а они мизерные,напомню что в резерве могучего,независимого рубля почти 80-90% это валюта гейропы /формулировка пропагандистов/ и доллар США который вообще фантики и ничего не стоит и вообще он банкрот и тд но друзья в реальности то ситуация похожа на то что Россия это могучий и сильный бык а США,Европа,Китай,Англия держат его за ноздрю через кольцо.чтобы Путин не сделал и как бы не старался исполнить "многоходовочки" ничего не получается. Доходы россиян не растут,долги алигархов перед Западном,Европой,Азией растут,в экономике нет никаких положительных моментов,который год экономика России по всем показателям медленно но верно останавливается. С каждым санкционным годом всё тяжелее населению России и страшнее алигархам-боярам но выхода у Путина нет. Санкции не снимут,ура пропаганду уже не заткнёшь ей нужно всё больше и больше денег,малый бизнес не оживёт при действующей власти,мировая арена перекрыта для Путина. Достаточно вспомнить момент когда его фактически выгнали с саммита демонстративно отказываясь сидеть рядом а Путин сказал что хочет поспать и улетел.
    Просто нет выхода...

    • Анонимно
      26.06.2018 20:39

      Экономический рост был около нуля еще в 2013ом, то есть до санкций... Так что это системный политический кризис, а не просто из-за санкций, хотя из-за них Россия тоже конечно теряет деньги.

  • Анонимно
    26.06.2018 11:12

    А я верю Хазину,в том смысле что Путин не решает,он самоустранился уже лет 5 как,все что он контролирует это подряды Газпрома,Сибур,Сургутнефтегаз банк Россия и еще одну контору со штатом 7 человек,забыл название.Сливки снимает.Все,остальное его не очень интересует,и отдано на откуп бюрократии,ну и минобороны немножко там внешние дела,стрелки в Сирии и по мелочи.

  • Усы Пескова
    26.06.2018 11:16

    Для тех кто не знает. Бояре под шумок подготовили ещё один сюрприз для своих подданных. Новый закон об образовании предполагает только 12 бесплатных часов в неделю. Всё, что свыше будет платным.

  • Анонимно
    26.06.2018 11:27

    Вопрос на самом деле должен звучать так: Почему у нас в стране вообще появились бояре? Почему об этом говорят как о чем-то нормальном? Нет политиков, реальных партий, а есть сословие бояр. Раньше мы снисходительно относились к Китаю, теперь мы понимаем, что Китай далеко впереди. Понимаем, что отстаем, но возрождаем по сути древнее сословное общество. Такими темпами скоро будем также как на Китай смотреть на Африку.

    • Анонимно
      26.06.2018 14:47

      "" 11.27 Слуги со временем стали боярами, управляли.
      После 1917 года бывшие слуги стали депутатами, управляли. Затем депутаты стали слугами народа, управляли.
      Сейчас слуги народа стали боярами, управляют.
      Всё правильно. Развитие по спирали.

  • Анонимно
    26.06.2018 12:09

    не понимаю, а что вообще в экономике или реформах зависит от Путина или Набиуллиной или того же Медведева?...экономика ориентирована не на этих людей, а на общемировые экономические процессы, в которых Россия занимает то место, которое ей уготовано государственно-административным управлением...

  • Анонимно
    26.06.2018 12:21

    Путин никому ничего не должен. Это выбор народа какой ни на есть. И он законен по воле большинства народа.
    Народ достоин своего правителя и правительства.
    И тут народ должен выполнять законы своего законного правительства.

    • Анонимно
      27.06.2018 11:36

      правительство не издает законы.
      кто кого выбрал неизвестно верить сообщения ЦИК нет оснований я неверил чурову и не верю памфиловой,почему имнадо верить?Мы соблюдаем уговный кодек си административный хватит

  • Анонимно
    26.06.2018 12:28

    В последних выступлениях Хазина прослеживается все больше обида от невостребованности властью. Одним словом утерянные надежды вернуться в ту жизнь, сытую и какая нибудь власть в руках. Поэтому критика всех а первое лицо почти жертва обстоятельств.
    Крик души Я хороший , возьмите меня к себе.

  • Усы Пескова
    26.06.2018 12:37

    По сути мы имеем дело с простым повышением налогов. Все мы платим довольно большие взносы в Пенсионный фонд, и государство в очередной раз запустило туда руку. И в этом не было бы ничего плохого, если бы у меня была возможность решать, куда пойдут эти деньги. Я бы вот хотел, чтобы деньги шли не на войну с Украиной и не на операцию в Сирии, а на благоустройство городов.

  • Анонимно
    26.06.2018 12:47


    "" "Лето. Ягнята жалобно мычали когда им предложили на выбор: или свой теплый старый амбар или лес и свобода. Они выбрали свободу и лес. Они забыли что есть зима. Теперь хотят в амбар - чесал голову пастух."
    Между коммунизмом и капитализмом есть народная демократия.
    С отбором лучшего и для большинства.
    Но основное население не привыкло останавливаться посередине и рвануло в капитализм. Так давайте двигаться дальше, на грабли коммунизм уже наступали, демократию перешагнули, только вперёд, но смотря под ноги, КПРФы не помогут ибо запятнали себя как оборотни.

    • Оптимист
      26.06.2018 13:11

      Человек не баран)

      • Анонимно
        26.06.2018 14:06

        И не обезьяна). Выбор диктует желудок, он есть у всех.

        • Анонимно
          26.06.2018 14:52

          В общем голова совсем не нужна, одни прблемы от нее.

          • Анонимно
            26.06.2018 15:32

            "" Проблемы голове ставит желудок. А также другие инстинкты. Варианты решения за головой. И исполнения.

          • Анонимно
            26.06.2018 15:52

            Большинство слушает свой желудок.

            • Анонимно
              26.06.2018 17:30

              Границу между животным и человеком как раз определяет то, что он слушает беспрекословно-желудок или голову. Далеко не все преодолели эту границу в своем развитии

    • Анонимно
      27.06.2018 13:04

      Ягнята мычали? Первый раз слышу... Обычно они блеют...

  • Анонимно
    26.06.2018 13:11

    Чубайс хотел Татэнерго забрать, ШМШ не дал.
    Никакой либеральной политики.

    • Азат Д
      27.06.2018 07:49


      Только Татэнерго не выдерживает конкуренции с ценами РПО ЕЭС оптового рынка..
      Сейчас бы цены были выше чем у соседей.
      У кого забрать? Кому Татэнерго принадлежит.



      • Анонимно
        27.06.2018 13:01

        У Татэнерго слишком много непрофильных активов. Вот и дорогая э/энергия получается.

        Например, "Агро-сила групп".

  • Анонимно
    26.06.2018 13:40

    Народ экспериментами уже достали.

  • Анонимно
    26.06.2018 13:49

    Уже не интересны эти сказки. У народа глаза открываются и видят кто виноват во всем в стране.

  • Анонимно
    26.06.2018 14:01

    "" Выход в 2-х партийности. Сменяющей друг друга. Критикующей оппозиции - партии, указывающей на ошибки и недоработки.
    И устраняющей их при приходе к власти. Как в демократических странах.
    Видно мы ещё не дозрели до демократии.
    А царь, бояре это движение назад, к монархии. Тогда наш символ - рак.
    А народ - крепостные. И за критику власти - наказывать разумеется, нечего тут царю указывать.

  • Анонимно
    26.06.2018 14:02

    УСЫ ГРУДИНИНА
    Блестящее интервью человека, знающего "изнутри", но осторожного. И какой контраст с комментами!
    Весь набор: царь-бояре, бензин дорожает, гипс снимают, клиент уезжает, пенсии повышают. Забыли ещё "вишенку на торте", "переобулся в воздухе" и прочие интернет-пошлости.
    "Жалкий лепет обвиненья..." от людей и десятой доли не знающих того, что знает Хазин. Не говоря о Путине.
    А теперь (как там у вас, пикейных жилетов, принято?) - "минусуйте"!

    • Анонимно
      26.06.2018 17:14

      Что хотели сказать то?

    • Анонимно
      27.06.2018 01:28

      совершенно верно. статья не про то, что царь хороший, а бояре плохие.. как многие тут решили..

    • Анонимно
      28.06.2018 11:28

      Знает кое-что, но еще порой выдает желаемое за действительное. Легко бы мог поработать министром в следующем правительстве.

  • Анонимно
    26.06.2018 14:40

    Ребят ВВП знает больше. Мы все думаем ресурсы у нас огромные и по этому жить в шоколаде должны, открою тайну сейчас они не в цене, а на высоко технолгические рынки нас не пускают. Вывод будем урезаться. Пенсии не урежут налоги повысят сильно, думайте.

  • Анонимно
    26.06.2018 15:10

    С одной стороны бояре были опорой царей. С другой стороны Ельцин не разобрался. Прикормил бояр и не справился с ними. Он был за рыночные отношения с человеческим лицом, а не за дикий капитализм.
    Поэтому он и загрустил.

  • Анонимно
    26.06.2018 15:16

    Президент Путин должен поправлять своих заворовавшихся чиновников.Денег на пенсии не хватает,потому что построили никому не нужные стадионы.Заводы за миллиарды не построили.Зачем такие дорогие арены гладиаторов.которые не хотят умирать за народ и императора?

    • Анонимно
      26.06.2018 21:06

      15.16 к перечисленному, огромный бюджет на содержание аппарата и в том числе пенсионного фонда, не оправданные расходы по всем статьям, раздутый на огромное здание штат, организован прием граждан самым наихудшим образом, уничижительно, и на все это идут наши налоги.

  • Анонимно
    26.06.2018 15:20

    Уважаемые члены ЕР и партии пенсионеров! Законопроект о повышении пенсионного возраста надо поддержать не только на словах, но и делом.Откажитесь от пенсий на ближайшие 5-8 лет. Помогите Медведеву пополнить бюджет своими пенсиями. Покажите пример.А потом, глядишь, и народ последует Вашему примеру.Пенсионер - член ЕР
    И ПП-начни пенсионную реформу с себя!

  • Анонимно
    26.06.2018 15:51

    "А виновник -- генерал,
    Интриган и аморал!
    Энто он, коровья морда,
    Честь цареву обмарал!"

    Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца - Леонид Филатов.

  • Анонимно
    26.06.2018 16:18


    Дельные мысли, но провальные дела сопровождают все 27 лет экономику РФ. Жду не дождусь появление умных, а не вороватых в правительстве и ГД. Когда это будет-не во сне-наяву?

  • Анонимно
    26.06.2018 16:22

    Идёт прямой грабёж и уничтожение народа России на фоне зажравшихся олигархов и чиновников. Нужен срочный переход на конституцию и законодательство СССР со статьёй высшая мера наказания за хищение, вывод незаконных средств за границу России, взятку, откат, мошенничество, растрату, нецелевое использование средств в крупном и особо крупном размере. Газ, нефть и другие стратегические объекты должны принадлежать государству и народу Россия. Только так можно вывести Россию из кризиса и уверенно двигаться вперёд.

  • ПутчДемона
    26.06.2018 16:25

    Хочется верить, что тихая ковёрная борьба с либерально прозападными элитами по выявлению и нейтрализации кротов в государстве - вот хитрый план Путина, но веры этой остаётся всё меньше и меньше.

  • Анонимно
    26.06.2018 16:55

    Обстоятельный диалог,смотреть надо в корень и читать между строк

  • Анонимно
    26.06.2018 17:07

    Интересный диалог читать надо между строк ,наблюдения ваши верны.И если действительно выбрано направление на самое перспективное развитие государства Российского то смена системы неизбежна.чем быстрее тем лучше. Главное что бы было без крови.Росиян и так не много осталось .

  • Мистер ХЭ
    26.06.2018 18:04

    я может чего-то не понимаю…Но по всем энциклопедиям, либерализм- это общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и свобод человека.
    Так, по Хазину, нужно избавляться от либералов? У людей слишком много прав и свобод?.....или, с другой стороны, у нас действительно либеральное правительство? Тогда на что все, в т.ч. и Хазин, жалуются? Где он увидел либеральную политику?

    • Анонимно
      26.06.2018 20:28

      Обыгрывает какие-то мотивы чтобы они стихийно не появились

  • Анонимно
    26.06.2018 20:31

    Давно пора загрузить людей работой чтобы они не захотели уходить на пенсию

    • Анонимно
      26.06.2018 23:05

      Если они думают, что они нам платят - пусть думают, что мы работаем...(с)

  • Анонимно
    26.06.2018 21:37

    Товарищ Хазиин! Верховный Главком никому ничего не должен, тем более Вам. Ваши высказывания только плод вашего богатого воображения, и не более. Никто никаких бояр не будет не то что на кол сажать, а даже легкого пендаля не даст. Мэнге Тау

  • Анонимно
    26.06.2018 21:53

    Я давно не надеюсь на лучшее, дальше ещё будет хуже. Нам старшему поколению кому скоро 60 придётся пахать до смерти. Мы абсолютно никому не нужны это реальность. Немного приболел и семья , друзья положили в частную клинику. Каким зашёл и таким вышел всё без и зменений. Ну и сам дурак когда была возможность езжай с другом в Германию , нет мы наивные на хорошое надеялись. Поэтому молодёжь не упускайте возможность.

  • Анонимно
    26.06.2018 22:54

    К сожалению, ситуация будет только усугубляться, т.к. срочные меры по изъятию денег у населения (посредством увеличения пенсионного возраста, повышения коммуналки, цен на бензин, налогов и штрафов и т.д.) является, во-первых, уже тем пределом, после которого никаких запасных источников уже не предвидится. Во-вторых, это приведет только к обратному результату, т.к. разгонит инфляцию при практически отсутствии потребительского спроса, а также безработицу (что, естественно, вызовет нагнетание социальной ситуации в стране). Но данным индивидуумам (людьми их назвать не могу) абсолютно на все наплевать, т.к. надо очень скоро отчитаться перед "самим"! Бесчеловечность, крайняя степень цинизма, беззаконие, вседозволенность и хамство - вот с чем имеет дело сейчас русский народ! И пока будет продолжаться это "молчание ягнят" - так все и будет продолжаться! Мы все отданы на заклание правящей элите и никто с нами считаться не собирается, даже не надейтесь. Надо смотреть правде в глаза - еще очень-очень долго в этой стране положительных изменений не будет, дальше будет только хуже, это - однозначно! Кто может - уезжайте отсюда! Молодежь - в первую очередь! Мы живем один раз и не тратьте эту жизнь бездарно и с тяжелыми последствиями для себя и своих родных!

    • Анонимно
      27.06.2018 13:09

      Для выполнения РФ функции сырьевого придатка мировой экономике достаточно 50 млн российского населения. Кто-то сильно старается реализовать эту цифру.

  • кузяка
    27.06.2018 06:58

    И не надейтесь, ВВП не премьер Сингапура, который начал борьбу со своих друзей.

  • Анонимно
    27.06.2018 09:52

    Хазин прав! Только для страны все может быть очень печально....

  • Анонимно
    27.06.2018 12:44

    Мы выбираем не правительство, не Медведева или Голикову, мы выбираем президента.
    Так что, за все что происходит в стране несет ответственность только он.
    Он их назначает, значит это люди его команды, и не надо нам на уши лапшу вешать. Добрый царь и плохие бояре.
    Двадцать лет у власти а порядка и развития в стране нет, одна и та же
    колода тасуется, одни и те же персонажи из года в год.
    Я за него голосовал дважды, первые два срока, а затем наступило разочарование. За внешнюю политику ставлю - 4, а за внутреннею- 1.
    Надежды нет, безнадега.

  • Анонимно
    27.06.2018 13:46

    Они все из одного гнезда их как потёртую, краплёную колоду карт, тасуют из правительства в АП и обратно, что такие как улюкаев там один, ну не может так быть, просто не может. Когда господин "писк" говорит. что это не в компетенции кремля, задаю себе вопрос если все ветви исполнительной власти не выполняют своих функций, что делать простому гражданину, обращаться к гаранту, а там это не в нашей компетенции вот и бардак в стране, а уровень профессионализма как м уровень морально-нравственных норм ниже плинтуса. Гадко это всё и паршиво.

  • Анонимно
    27.06.2018 15:31

    пока не будет расстрела за вороство и различные хищения власть имущих так и будет

  • Анонимно
    28.06.2018 08:43

    Путин должен разобраться с боярами: одних – на кол, других – в опалу
    Подробнее на «БИЗНЕС"

    Какие бояре, портянками не научились пользоваться, а за собольи шапки хватаются и пытаются на голову себе напялить

  • Анонимно
    28.06.2018 11:21

    Михаил Хазин часть правды сказал, молодец. За смелость можно дать портфель в следующем правительстве.

  • Анонимно
    28.06.2018 14:48

    "Я совершенно не ожидал, что прогнозируемые мной изменения произойдут не через пять лет"

    Тогда это не прогнозируемые изменения, а заклинания социальной и экономической стихий, в надежде, что кое-что из этих изменений все-таки произойдет. Чтобы прогнозировать с достаточно большой вероятностью изполнения ДОТУ знать полезно

  • Анонимно
    30.06.2018 21:04

    В России началось бурное обсуждение законопроекта об увеличении пенсионного возраста для мужчин вместо 60 лет до 65 лет, а женщинам вместо 55 лет до 63 лет.
    Чтобы обсуждать новый закон, то сначала нужно чётко и ясно сказать, что новый закон это прямое нарушение Конституции РФ.

    Читаем ч.2 ст.39 Конституции РФ: «Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.».
    Согласно п.1 ст.7 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено (предусмотрено): «Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.»
    Но ведь согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ чётко и ясно предусмотрено (запрещено): «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.».
    Безусловно, новым законом отменяются и умаляются права граждан России выходить на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Подчеркиваю особо: отменяются эти права граждан в сторону ухудшения!
    А это уже не только прямое нарушение указанной ч.2 ст.55 Конституции РФ о запрете отменять права граждан, но и прямое нарушение ч.1 ст. 19 Конституции РФ: «Все равны перед законом…». Оказывается будущие пенсионеры, но граждане сегодняшней России, будут по новому закону явно не равны сегодняшним гражданам-пенсионером, что и есть прямое нарушение конституционных прав будущих пенсионеров о конституционном равенстве всех перед законом – новый антиконституционный закон серьёзно (существенно) ущемляет права будущих пенсионеров.

    Безусловно, нарушаются права человека, гарантированные в ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.».
    Нарушается также и ч.1 ст.1 Конституции РФ о правовом государстве.

    Поэтому не должен быть принят новый закон без изменения Конституции РФ, то есть, сначала надо изменить Конституцию – поотменять все указанные выше права граждан, а потом, с чистого листа писать новый закон о пенсионном возрасте.
    А согласно ст.135 Конституции РФ парламент России (Федеральное Собрание) сам не может изменить указанные выше статьи Конституции из глав 1 и 2 Конституции, а в случае необходимости должно быть созвано Конституционное Собрание. А это уже очень серьёзно!

    В общем получается, что Правительство замахнулось попутно серьёзно изменить Конституцию...

  • Анонимно
    6.08.2018 17:37

    Пенсионная реформа назрела, но не увеличением пенсионного возраста, а развязкой бюджета и пенсионных накоплений граждан, которые должны быть неприкосновенны и гарантированы.
    Пусть бюджет обеспечивает минимальный прожиточный уровень всем, без исключения в равной мере, а счета с пенсионными накоплениями будут недоступны никому, кроме пенсионных выплат или наследного имущества, если не успел получить сам. Гарантом выступит ЗАКОН о пенсионной системе, а хранителем - главный банк страны он же и ежегодную индексацию будет обеспечивать в размере инфляции, чтобы не было усушки накоплений. Собственно Минфин платит мин.прож.уровень, утвержденный думой в ранг закона ежегодно, а ЦБ РФ ведет счета с накоплениями и перечисляет накопительную часть пенсии при её выплате. Никто не в праве прикасаться к пенсионным накоплениям, только выплаты пенсии и наследство ТОЧКА.
    Накопительная часть делится на 240 месяцев и каждый может проконтролировать свои выплаты и индексацию в том числе. Пенсионному фонду остается только сдать счета и перечислить ост
    атки в ЦБ РФ на счета СНИЛС граждан и НПФ тоже должны вернуть деньги на СНИЛС.
    Каждый сам будет решать когда выходить на пенсию, ведь накоплений хватит только на 20 лет, а дальше только прожиточный минимум и собственные накопления и ресурсы.
    Все другие программы накоплений на старость люди делают добровольно из своих личных доходов, если имеют желание и возможности. Конституции здесь противоречий нет.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль