Строительство и недвижимость 
18.07.2018

Владимир Путин: «Такие города, как Казань, известны уже на весь мир»

Урбанфорум: как Китай создает мегаполисы с населением в 130 млн человек, а Андрей Костин вспомнил фильм «Москва слезам не верит»

В СССР города строили и развивали, ориентируясь на близость к ресурсам и безопасность, а в РФ — на близость к рынкам и наличие креативного и человеческого капитала, констатировали на московском урбанфоруме, пленарное заседание которого состоялось сегодня с участием Владимира Путина. О том, может ли одна улица в Мюнхене заработать 120 млн евро в год, за что глава государства хвалил Собянина накануне выборов в столице и почему так ужасны дороги из Казани в Самару, — в материале «БИЗНЕС Online».

. По мнению Владимира Путина, уже есть примеры, которые задают вектор грядущего развития: «Это такие города, как Казань, Сочи, Владивосток...» Фото: kremlin.ru

«В РОССИИ ТРИ ЧЕТВЕРТИ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ЖИВЕТ В ГОРОДАХ»

На VIII московском урбанистическом форуме президент РФ Владимир Путин чувствовал себя в некотором роде гостем мэра Москвы Сергея Собянина, поэтому, взойдя на сцену, он счел нужным поздороваться с ним отдельно. В притихшем при появлении российского лидера зале сидели тысячи людей из 50 стран мира, и Путин вежливым кивком поприветствовал их: «Уважаемые друзья! Дамы и господа!» Лишь заметив среди моря голов стриженую седую голову московского мэра, он заключил: «Добрый день, уважаемый Сергей Семенович!» Это был одновременно и будничный протокол, и знак особого благоволения: впереди у Москвы, как-никак, мэрские выборы, а действующий градоначальник все продолжает укреплять позиции, Первопрестольная под его десницей, как заметит российский президент, становится все краше и краше.

Собственно, нынешний урбанфорум, проходящий в суперинновационном парке «Зарядье» в непосредственной близости от Кремля, носит многообещающее название «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». Что же касается пленарного заседания, на открытие которого прибыл президент РФ, его поименовали зеркально: «Город будущего. Отвечая на запросы человека».

Путин начал свое выступление с похвалы «Зарядью» (здесь в наличии и высшие достижения в области урбанистики, и один из лучших в Европе концертных залов, и вообще ощущается связь времен), после чего заметил, что сейчас в городах производится более 80% мирового ВВП и уже живет свыше половины населения планеты. «А в России еще больше: три четверти населения страны живет в городах, — поправил себя глава государства. — И, по прогнозам, во всех странах урбанизация будет и дальше стремительно расти».

При этом, как дал понять Владимир Владимирович, долгое время слово «урбанизация» имело гамму негативных оттенков, включавших в себя всевозможные дисбалансы, серьезные социальные проблемы и вообще все то, что критики городской жизни объединяют под термином «антиприрода». Поэтому ключ к развитию городов будущего — в согласии техносферы и природы, в свободе, в создании широких возможностей для граждан для их труда, отдыха, занятий спортом и пр. И это не совсем фантастика, поскольку в РФ, по мнению Путина, уже есть примеры, которые задают вектор грядущего развития благодаря тому, что здесь уже реализован целый ряд проектов комплексного развития. «Это такие города (они уже известны на весь мир, не только в нашей стране), как Казань, Сочи, Владивосток, ряд других наших агломераций», — пересчитал по пальцам российский президент, лестно зачислив столицу Татарстана в «первые среди первых».

Впрочем, слегка расшаркавшись в сторону Казани, Путин тотчас же вспомнил про дорогого Сергея Семеновича, при котором «Москва стала настоящей законодательницей мод по качеству и комфорту городской среды» и даже «задает стандарты развития современных мегаполисов». «За короткий срок здесь произошли очень большие, если не сказать грандиозные изменения, — констатировал Путин как „московский петербуржец“. — Формируются новые общественные, деловые, культурные, жилые пространства. Меняется, становится более удобной и доступной инфраструктура общественного транспорта: от метро и автобусов до современных цифровых платформ для такси». Что любопытно, метрополитен в столице настолько бурно развивается, что «в ближайшие годы пассажиры смогут проехать через всю Москву и добраться до ближайших городов Подмосковья с помощью наземного метро, созданного на основе уже существующих коммуникаций». Да и вообще у Сергея Семеновича, подмигнул залу президент РФ, «грандиозные планы».


Остальной «большой России» тоже кое-что перепадает, и в этом контексте стимулом к изменениям стал только что прошедший чемпионат мира по футболу. «Обновленные площади и улицы наших городов стали символом притяжения, дружбы, общения гостей из разных государств мира, а Никольскую улицу в Москве, мы с вами знаем, назвали главной футбольной улицей планеты на эти дни проведения чемпионата, — похвастался Владимир Владимирович. — Что важно, перед нашими гостями предстала не какая-то витрина, не какой-то искусственный, созданный на короткий срок внешний вид, показной, виртуальный мир — все было, как у нас говорится, по-настоящему».

 «Никольскую улицу в Москве назвали главной футбольной улицей планеты на эти дни проведения чемпионата. Что важно, перед нашими гостями предстала не какая-то витрина — все было, как у нас говорится, по-настоящему»Фото: «БИЗНЕС Online»

Подчеркнув таким образом, что с «потемкинскими деревнями» покончено, Путин еще раз клятвенно заверил, что курс на обновление России последовательный и долгосрочный. «В нашей стране около 1100 городов, при этом более 900 — это города, в которых живут менее 100 тысяч жителей, — поделился статистикой Владимир Владимирович. — Среди них подавляющая часть — города с населением от 10 до 50 тысяч человек, и они формируют уникальный исторический, культурный образ России». О том, что все они вписаны Кремлем в «книгу жизни», а точнее, в масштабную программу пространственного развития РФ, российский лидер говорил еще в своем последнем послании Федеральному Собранию. «Будем обязательно развивать уникальные преимущества, которые, убежден, есть у каждого нашего населенного пункта, каждого города и каждого региона России, — снова вернулся высокопоставленный докладчик к излюбленной теме. — При этом главное для нас — это создание комфортной среды не только в крупных центрах, но и на всей территории Российской Федерации. Чтобы у регионов было больше стимулов для изменений, предлагаю подумать над тем, чтобы запустить механизмы конкуренции региональных и муниципальных властей в создании комфортных, лучших условий для жизни людей, предусмотреть здесь стимулы для эффективных управленческих команд и, конечно, четкие стандарты, критерии качества их работы».

По мнению Путина, «современный город для людей — это прежде всего город экологического благополучия». «Это значит город без свалок, с чистым воздухом и водой, — продекларировал Владимир Владимирович. — Поэтому обязательным условием развития населенных пунктов должно стать внедрение технологий защиты окружающей среды, современная система переработки и утилизации отходов, модернизация объектов промышленности и жилищно-коммунального хозяйства». Что до маленьких городов, то им предстоит «раскрыть свой потенциал» и стать «центрами туризма, искусства, науки, технологий, чтобы качество жизни здесь отвечало самым современным стандартам и запросам людей».

. «Если РФ к 2024 году собирается войти в пятерку стран, лидирующих по экономическому развитию, то не заниматься своими мегаполисами и агломерациями мы не можем»
Фото: kremlin.ru

«В МЮНХЕНЕ ОДНА ПЕШЕХОДНАЯ УЛИЦА ЗАРАБАТЫВАЕТ 120 МИЛЛИОНОВ ЕВРО В ГОД»

После короткой речи Путина начался настоящий и несколько неожиданный бенефис центра стратегических разработок (ЦСР), хорошо известного в Татарстане благодаря участию Алексея Кудрина и его команды в разработке республиканской стратегии. На сцену вышла Наталья Трунова, вице-президент центра и руководитель направления «Пространственное развитие». Миловидная блондинка, только в прошлом году переехавшая в столицу из Петербурга, где она уже успела зарекомендовать себя в северо-западном отделении ЦСР, Трунова тоже выделила в своем приветствии Сергея Семеновича как фактического хозяина нынешнего мероприятия.

«В России доля городского населения составляет 74 процента, — напомнила она. — Это сопоставимый уровень с европейскими странами, но мы прошли ускоренный процесс урбанизации в ХХ веке, и был он вызван, конечно же, другим базовым процессом — индустриализацией, созданием советских промышленных комплексов. По сути, очень многие советские города являлись такими слободами, как их называл Вячеслав Глазычев (известный советский ученый, архитектор и публицист прим. ред.), без своей уникальности и души. Этот экстенсивный характер урбанизации во многом сформировал как экономический, так и социальный ландшафт наших городов. В 90-е годы он стал стремительно меняться».

Как именно он «начал меняться», многие из российских граждан, без сомнения, хорошо помнят на своей шкуре. Масштабность этого катастрофического процесса деградации советских «слобод» осознали только в десятых годах, когда треть из сохранившихся 319 моногородов была официально признана испытывающей «большие сложности» в своей экономической судьбе. «Если бы мы сравнили эту карту [моногородов] с картой новейших индустриальных парков, мы бы увидели, что больше 80 процентов создано в зоне крупнейших агломераций, а 25 процентов из них создано, по сути, в московской метрополии, — объяснила вице-президент ЦСР. — То есть бизнес сейчас ориентируется на совершенно другие параметры, а не на те, на которые раньше ориентировался СССР, — близость к ресурсам, безопасность и прочее. Сейчас важна близость к рынкам и наличие креативного и человеческого капитала».

Впрочем, отчаиваться не стоит, поскольку похожий процесс возрождения проходили в недавнем прошлом города Рурской области Германии, пояснила Трунова. Но с некоторыми существенными отличиями: «У нас создаются индустриальные парки, там — туристические и тематические парки, университеты и политехникумы». «Конечно, во всех наших моногородах невозможно создать что-то подобное», — печально предсказала представительница ЦСР.

В России городские проблемы часто пытаются решить слишком быстро. «Ко мне приходят и говорят: „Нам нужно показать результат через год-полтора“, — поделилась докладчица. — Какой результат так можно показать? Разве что посадить деревья. Глобальные изменения требуют не менее четырех-пяти лет».

Если РФ к 2024 году собирается войти в пятерку стран, лидирующих по экономическому развитию, то не заниматься своими мегаполисами и агломерациями мы не можем, заметила Трунова. Для сравнения: темпы урбанизации Китая поражают — здесь только с 2010 года доля городского населения выросла на 16%. «КНР занимается формированием своих мировых городов с 1980-х годов, когда было принято решение о создании 14 открытых портовых центров, — напомнила вице-президент ЦСР. — Сейчас они составляют 40 процентов экспорта страны». Стратегия дальнейшего развития Поднебесной легко читается в озвученном в 2015-м году намерении создать крупнейшую китайскую агломерацию с населением в 130 млн человек на площади размером 132 тыс. кв. километров. Разумеется, это будет крупнейший мировой мегаполис, для его создания придется объединить Пекин с Тяньцзинем (108 км к юго-востоку) и Хэбэем (41 км к западу). Что до России, то здесь города-миллионники привычно отстают от Москвы по индексу развития городской среды.

Призывает Трунова ориентироваться и на пример Германии, где сформировали свои пешеходные центры даже в городах с 5–10 тыс. населения. А в Мюнхене, по расчетам докладчицы, больше 120 млн евро в год зарабатывает одна улица. «У нас к таким параметрам пока подходит только Москва, даже Петербург не дотягивает до таких цифр», — признается Наталья.

Тормозит развитие агломераций и отсутствие, мягко говоря, эффективной транспортной системы. По словам Труновой, у нас она больше приспособлена к перемещению грузов, а не людей. «Из Уфы в Пермь, поверьте, лучше добраться самолетом через Москву, не каждый решится проехать на автобусе 7–10 часов, — делится представительница ЦСР своим опытом. — А из Казани в Самару дорога займет 6–7 часов, хотя это всего 300 километров». Что же касается благословенного Китая, то там транспортные проблемы помогает решать ВСМ, чей километраж достигает уже 25 тыс. км, да и вообще «все строительство магистрали подчинено развитию крупнейших мегаполисов и метрополий». Так что у ВСМ Москва – Казань в этом контексте очень большие перспективы.

Андрей Костин поразил аудиторию намерением открыть в Москве первый офис ВТБ без сотрудниковФото: kremlin.ru

России придется заниматься своими городами еще и потому, что, по данным ООН, концентрация населения в городских центрах в ближайшие годы только усилится. Как заметили на пленарном заседании форума, скоро число городов с населением в 5 млн человек в странах с высоким доходом выше среднего составит 66, тогда как сейчас это 53 города. А прогноз по городам населением более 1 млн человек составляет 363 против 278, зафиксированных на данный момент.

Одновременно с ростом населения в городах будет расти и уровень роботизации в них, пообещал также выступивший на урбанфоруме председатель правления ВТБ Андрей Костин. Он пообещал в ближайшее время запустить в столице приложение «Мой умный город», которое объединит московские информационные сервисы и платежные сервисы банка. Также он поразил аудиторию намерением открыть в Москве первый офис ВТБ без сотрудников.

«Вы знаете, у нас есть хороший фильм еще с советских времен — „Москва слезам не верит“, — напомнил Костин. — Там один персонаж говорил, что не будет в будущем ни театров, ни кино, будет только телевидение. Многие сейчас предсказывают нечто похожее в отношении информационных технологий — что не будет банков, будут только технологические компании. Я так не считаю. Можно, конечно, смотреть виртуальный футбол в своем телефоне, но ничто не заменит поход на финал чемпионата мира, где эмоции, где люди». Поэтому, по словам Андрея Леонидовича, первый офис будет не очень практичный. «Просто чтобы показать людям, что такое можно — без людей. Попробовать, посмотреть, что это такое», — резюмировал он.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.07.2018 22:12

Вот как бы построить государство без чиновников ?

  • Анонимно
    18.07.2018 19:21

    Не дай бог как в китае. Это мрак столько народу.

    • Анонимно
      19.07.2018 07:31

      В РФ население уменьшается каждым годом, как в Китае уже никогда не будет.

    • Анонимно
      19.07.2018 18:40

      там и экология ужасная в мегополисах. Ходят на улице в масках...

  • ЛДПР
    18.07.2018 20:27

    А что здесь такого? Покажите?

    • Анонимно
      19.07.2018 18:09

      Приезжайте, конечно покажим. )
      Казань отличается своей гостеприимностью, посмотреть тут есть на что. Чего только стоит исторический центр, дом землевладельцев, чаша, парк Горького и т.д.

  • ПутчДемона
    18.07.2018 20:39

    Начните заниматься народом, пожалуйста!

    • Анонимно
      18.07.2018 21:47

      народ привык уже с безразличию

    • Анонимно
      19.07.2018 08:03

      Судя по количеству людей гуляющих в обновленных парках и скверах - это одно из лучших вложений для людей.

      • Анонимно
        19.07.2018 18:42

        Конечно. Должно быть в городе интересные места для релакса от трудовых будней

  • Анонимно
    18.07.2018 22:12

    Вот как бы построить государство без чиновников ?

    • Анонимно
      20.07.2018 15:42

      Человечество рано или поздно все равно к этому придёт. Общество без границ, без полиции и армии, без чиновников и без правительств.

      • Анонимно
        20.07.2018 19:07

        Нет, нужна система, иначе народ выйдет из под контроля. Это так. Только система из полиции, армии, чиновников и сдерживает. Дай волю - всё погубят люди. Каждый все равно же думает только о себе.

  • Анонимно
    18.07.2018 23:52

    Для начала давайте сдавать Долгострои во всей России в течение года -полтора! Как часть решения Урбанистики. А потом уже можно приступить к вопросам Урбанизации как к источнику рациональной организации Пространства и Времени в жизни населения.

    • Анонимно
      19.07.2018 07:33

      Вы - инвесторы, уже замучили!!!!! Вкладываете свои деньги в строительство, а если ничего не получается, требуете у государства!!!! А вложите вы свои непосильным трудом заработанные деньги в Акции какие нибудь!!!! И вымогайте потом у мэрии недополученную прибыль!!!!

      • Анонимно
        19.07.2018 08:06

        Причем тут в комментах в основном инвесторы кричат, нахапавшие десятки долевых квартир и теперь требующие чтоб за счет бюджета,считай населения, должны достроить им их инвестиционные квартиры..

        • Анонимно
          19.07.2018 18:43

          есть те, кто вложился с горем пополам в квартиру и все такое. Но все равно...это личные инвестиции и всегда нужно продумывать все риски. И потом уже решать стоит вкладываться или нет. Провалилась инвестиция, но город то тут причем?

      • Анонимно
        19.07.2018 14:15

        Уважаемый комментатор! Мне стыдно, что так узок ваш коридор мышления! Боюсь, что что коридор этот станет настолько узким и вы окажетесь в тупике. Имейте в виду, что долгострои это часть города - зеркало работы Мэрии нашей.

  • VasiliyTerzi
    19.07.2018 01:09

    На самом деле Китай создает не мегаполисы с населением в 130 млн человек, а 6 Метрополисов (агломерации городских и сельских поселений) с населением более 100 млн. человек, каждый из которых имеет объединенный университетских хаб с инновационными научно-технологическими центрами и ОЭЗ в виде Кремниевой долины нового поколения для развития не только кибер-физических систем (КФС) на основе систем искусственного интеллекта (ИИ), но и кибер-физических инфраструктур (КФИС) на основе многоуровневых иерархических нейросетевых динамических структур (МИНДС). Объем создаваемого ВВП в этих Метрополисах должна в 2035 году составит более 2.8 трлн. долл., т.е. в два раза больше объема ВВП РФ.

  • Анонимно
    19.07.2018 08:23

    ну вот скоро заработает и "воздушное метро" как во многих городах мира - по кратчайшим хордам в городах сократится время в пути и не будет пробок.... и чище станет воздух и просторнее будет на дорогах...

    • Анонимно
      21.07.2018 19:34

      План его уже заложен, но вместе с тем и весь остальной транспорт в Казани станет экологичней, благо технологии дешевеют.

  • Анонимно
    19.07.2018 08:55

    Дорога из Казани в Самару конечно не лучшего качества, однако о каких 6-7 часах поездки идет речь?
    На прошлой неделе ездил в командировку в Самару, на дорогу затратил 4 часа соблюдая скоростной режим.

    • Анонимно
      19.07.2018 10:17

      видимо автодорога Казань-Ульяновск-Дмитриград-Самара.

  • Анонимно
    19.07.2018 18:06

    Еще бы, одна из столиц России, город уже известен много где.
    Еще какие-то десять лет назад даже россияне не знали наверняка, где находится Казань. )

  • Анонимно
    20.07.2018 15:45

    Казань стремительно развивается. И это очень радует.

  • Анонимно
    20.07.2018 15:46

    Нужно привлекать международные компании в Казань! Казань должна стать мегаполисом Евразийского масштаба.

  • Анонимно
    20.07.2018 19:10

    Сегодня знают о России не только Мск и Питер, но и Казань. Поэтому только вперед, любимый город.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль