Общество 
20.07.2018

От «добровольности» к «свободному выбору»: какой в итоге будет языковая реформа?

Усилиями татарстанской дипломатии скандальный законопроект об изучении языков переписали ко второму чтению полностью. Но вопросы остались

Комитет по образованию Госдумы РФ накануне одобрил новую редакцию законопроекта об изучении национальных языков в школах. Каждая формулировка, под нашим данным, согласована с администрацией президента РФ, и практически нет сомнений в том, что именно в таком виде закон будет принят во втором чтении уже 24 июля. На заседании корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось побеседовать с представителем минпросвещения РФ, у которого свой оригинальный взгляд на происходящее.

Комитет по образованию Госдумы РФ накануне одобрил новую редакцию законопроекта об изучении национальных языков в школах Фото: duma.gov.ru

ИЗ 27 ПОПРАВОК РЕКОМЕНДОВАЛИ ЛИШЬ 4

Вчера вечером комитет Госдумы по образованию и науке проанализировал поправки, поступившие ко второму чтению законопроекта о добровольном изучении родных языков. Из всего вороха предложений (а их было 27) одобрили всего четыре, причем две из них носили технико-юридический характер и не имели смысловой нагрузки. «Текст законопроекта приобрел за этот месяц некоторые изменения, которые я бы назвал уточнениями. Уточнениями, которые шли в русле той общей линии постановления Госдумы», — заявил глава комитета Вячеслав Никонов. Все эти четыре поправки шли одна за другой с самого начала таблицы, а в их авторах значились во главе с Никоновым инициаторы законопроекта и те депутаты, которые особенно рьяно болели за судьбу родных языков. По информации «БИЗНЕС Online», каждая поправка до буквы согласовывалась перед этим в администрации президента. Кроме того, участникам заседания комитета к раздаточным материалам уже прикрепили подготовленный ко второму чтению текст законопроекта. Так что, по сути, процедура отклонения и одобрения поправок членами комитета носила формальный характер. Это подтверждала и царящая в зале заседаний атмосфера согласия, а также то, с какой скоростью пролетели по остальным 23 поправкам, единодушно вздымая руки за их отклонение.

«Уточнениями» итоговый текст документа ко второму чтению, по сути, полностью переписали, сведя дело к небольшим добавлениям в статьи 11 и 14 закона «Об образовании». Во-первых, ст. 11 частью 5¹ дополнят фразой: «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка». Во-вторых, ч. 4 ст. 14 дополняется предложением о том, что граждане имеют право на изучение родного языка из числа языков народов России, включая русский язык как родной. И наконец, в ч. 6 этой же статьи прописывается та самая добровольность, обеспечить которую год назад потребовал президент РФ Владимир Путин. Кстати, формулировка «на добровольной основе», которую можно было трактовать «хочешь — учи, хочешь — нет», как раз таки из текста поправок исчезла. Теперь формулировка звучит так: «Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам начального общего и основного общего образования», — говорится в документе.

Алена Аршинова и Андрей Петров заверили, что уже разработана и утверждена примерная программа не только по изучению русского языка как родного, но и ряда других языковФото: duma.gov.ru

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК МОЖЕТ ВВОДИТЬСЯ, НО В ТОЙ ЧАСТИ, КОТОРАЯ ФОРМИРУЕТСЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

«Я удовлетворена тем, что коллеги внимательно прислушались к позиции тех наших избирателей, которых заботила определенная проблема. Все сошлись на том, что эта проблема существует и ее надо решать. Была создана рабочая группа, которая в разных вариантах предлагала решения, и была принята консенсусная форма», — прокомментировала инициатор законопроекта Алена Аршинова в беседе с «БИЗНЕС Online» новую редакцию документа. Нынешняя версия действительно стала компромиссом между сторонниками и противниками законопроекта, к которому пришли по итогам майского совещания в администрации президента (о нем газете «БИЗНЕС Online» рассказывал депутат Александр Сидякин).

Во-первых, убраны всяческие упоминания про факультативность родных языков. Хотя, как вчера настаивал Никонов, факультативность не предусматривалась и в первой редакции проекта закона, мол, его не так поняли. Во-вторых, в законопроекте закрепляется то, что русский язык может быть выбран в качестве родного. Это положение, за которое долго бились сторонники законопроекта. Но тут возникало много вопросов относительно того, что же изучать в рамках этого предмета. Высказывались опасения, что татары станут выбирать для своих детей в качестве родного языка русский, стремясь не ухудшить результат при сдаче ЕГЭ. Директор департамента государственной политики в сфере общего образования минпросвещения РФ Андрей Петров заверил нашего корреспондента, что уже разработана и утверждена Российской академией образования примерная программа по изучению не только русского языка как родного, но и ряда других языков. Чиновник посоветовал самостоятельно ознакомиться с ней сайте fgosreestr.ru, но оказалось, что срок регистрации этого домена уже истек. В-третьих, уточнена процедура выбора родного языка. Как и предполагалось изначально, он закрепляется заявлениями родителей. Теперь прояснено, что они должны подавать их при приеме ребенка в учебное заведение. При этом, судя по тексту, менять предпочтения можно будет на каждой ступени образования — дошкольной, начальной и общей. Кстати, упоминание в перечне дошкольной программы указывает на то, что «свобода выбора» закреплена и в детсадах, о которых раньше в ходе дискуссий умалчивалось.

Вместе с тем в новой версии законопроекта по-прежнему не совсем понятен статус государственных языков республик, обязательность изучения которых отстаивал Татарстан. В тексте законопроекта они представлены как отдельная от родных языков сущность. Получается, что школьникам надо будет отдельно выбирать и родной язык, и государственный язык для изучения? «Нет, не получается, — ответил нашему корреспонденту Петров. — У нас в обязательной части присутствует предмет „Родной язык“. Государственный язык может вводиться, но в той части, которая формируется участниками образовательных отношений, просторечно она называется вариативной частью. Именно в той части отдельно могут вводиться как предмет государственные языки республик. Он может дополнять курс родного. Это уже сейчас в стандарте есть». Интересно, что председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявил обратное: «У нас нет ФГОС по госязыкам, которые мы поручаем министерству просвещения разработать. ФГОС нет. По родным языкам есть, а по государственным — нет», — считает он.

Как бы там ни было, возникает следующий вопрос: можно ли будет в качестве государственного языка республики выбирать русский? В законопроекте такая возможность явным образом прописана лишь для предмета «Родной язык». Если окажется, что нельзя, тогда сбудется мечта татарстанских властей — да, право выбора есть, но, так сказать, на безальтернативной основе, в «меню» будет только татарский.

Между тем Петров считает, что упоминание госязыков в законопроекте вообще избыточно, поскольку «все республиканские госязыки являются родными для территории РФ». «Но вы же видите, какой был общественный интерес, ажиотаж по поводу этого закона. Депутаты — это все-таки политические органы, они понимают, наверное, что надо успокоить народ, показать, что законопроект регулирует в том числе госязыки для тех, кто подумал, что о них забыли», — пояснил он.

Вячеслав Никонов Вячеслав Никонов настаивал, что факультативность не предусматривалась и в первой редакции проекта закона, мол, его не так поняли Фото: duma.gov.ru

КАК РЕОРГАНИЗАЦИЯ МИНОБРАЗОВАНИЯ ЗАТОРМОЗИЛА ФГОС

Окончательно картину могли бы прояснить новые ФГОС, которые, согласно постановлению, принятому вместе с законопроектом в первом чтении, правительство должно было разработать вместе с концепцией преподавания родных языков ко второму чтению. Но к заседанию комитета их не представили. Вчера Петров признался, что все предложения ведомства лишь накануне были направлены правительству, а уже оттуда они должны каким-то образом дойти до Думы. «Суть наших предложений: мы описали действующую ситуацию — что изучение родных языков является во ФГОС и сейчас действующим обязательным предметом, что совершенствование необходимо, оно запланировано и идет, создана соответствующая группа», — рассказал он. Но пока, по словам Петрова, деятельность рабочей группы оказалась парализована происходящей в министерстве реорганизацией. Как мы помним, минобразования разделили на два ведомства: минпросвещения и миннауки. «Реорганизация не позволяет пока принять какие-то документы», — добавил Петров. Уже после заседания в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он уточнил, что процесс реорганизации министерства, согласно закону, будет идти аж до декабря. «Это же серьезно: создание юрлиц, подведение баланса. Я думаю, что при действующем плане минпросвещения с сентября сможет уже издавать какие-то ведомственные нормативные акты. С этого момента мы начнем запускать процедуры: рассмотрение изменений стандартов, издавать приказы о советах, которые имеют право что-то рассматривать и утверждать. У нас нет никакого ажиотажа по поводу законопроекта, нормальная работа», — отметил начальник департамента.

Так что, судя по всему, пока новых версий ФГОС не появится. На данный момент, как мы писали, в СМИ утекли лишь какие-то весьма странные проекты обязательной части новых учебных планов с одним часом родного языка в неделю и вторым иностранным. В минпросвещения от этого документа открестились. А участники рабочей группы при министерстве также заверили наше издание, что подобные вещи на заседаниях не проговаривались. Руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко заявляла, что учебные планы не могут обсуждаться без концепции преподавания родных языков, которой до сих пор нет. При этом она также обратила внимание на нестыковки в постановлении Госдумы: если ФГОС правительство должно предоставить ко второму чтению, то сроки по разработке концепции не прописаны. «Постановление написано очень интересно, люди, кажется, вообще перестали читать, живут какими-то слухами. Там написано ко второму чтению министерству образования дать предложения по ФГОС, срок определен по первой позиции. А вторая позиция — разработать концепцию преподавания родных языков из числа языков народов России. То есть по разработке концепции сроки не установлены. Я, когда прочитала, подумала: „Ну вообще молодцы!“», — отметила Артеменко в беседе с нашим корреспондентом.

Ильдар Гильмутдинов Ильдар Гильмутдинов (справа) вновь предложил подумать о создании республиканского фонда поддержки родных языков Фото: duma.gov.ru

«СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТАК ОБЕСПЕЧИВАЛА ИЗУЧЕНИЕ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ»

Так что неудивительно, если ко второму чтению (а оно, как обещал Никонов, состоится 24 июля) кабмин не выполнит ни первый, ни второй пункт постановления Госдумы, ведь, согласитесь, писать учебные планы с учетом изучения родных языков без понимания концепции их преподавания как минимум странно. А в самом минпросвещения, судя по всему, вообще нет понимания, чем плохи нынешние ФГОС. «Я уверен, что система образования и так обеспечивала изучение родных языков, а теперь будет обеспечивать еще лучше. Строго говоря, по букве закона, действующие ФГОС позволяют выполнить его (законопроект прим. ред.) полностью», — заявил нашему изданию Петров. При этом по большому счету задачей минпросвещения является лишь уточнение «тех вещей, которые не были до конца разъяснены». «Допустим, очень много волнений в наших субъектах вызывал вопрос о согласии родителей, об обязательности и необязательности предмета „Родной язык“. Соответственно, закон этот вопрос регулирует, наша задача — правильно транслировать по всем ступенькам нормативки, начиная от ФГОС, примерных программ, методических рекомендаций. Самое главное, чтобы это было правильно транслировано в локальные нормативные акты, документы образовательной организации, в том числе по определению форм согласий, сколько их там нужно и тому подобное», — пояснил директор департамента минпросвещения.

При этом Петров признался, что данный «языковой вопрос», по сути, мог быть решен и вне рамок Госдумы, на это хватило бы полномочий только министерства. «Я считаю, что не все в жизни должно регулироваться законом, — заявил он нашему корреспонденту. — Но, в принципе, ситуация такая, что она была политически до подобного состояния доведена. Волна возбуждения прошла такая, что потребовала вмешательства политического органа, представительного. Я считаю, что Дума здесь выполняет роль даже не столько законодателя, сколько свою роль как представительный орган власти. И это здорово, что Дума к данной роли возвращается все больше и чаще. В нынешней ситуации по-другому было нельзя. Строго говоря, вопрос можно было урегулировать и нормативными актами министерства за подписью министра. Но поскольку это стало общественно острым вопросом, то, конечно, было бы вызывающе нормативным актом министра решать судьбу, решать, в какой части программы должен быть предмет, по поводу которого такое серьезное напряжение».

Гаджимет Сафаралиев Гаджимет Сафаралиев: «У нас в паспортах не указана этническая принадлежность. Очень много семей многонациональных. Поэтому как разделять?» Фото: er-duma.ru

«МОЖЕТ, НАМ ТОЖЕ ФОНД СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В ТАТАРСТАНЕ?»

Наконец, все-таки стоит отдельно взглянуть на те предложения, которые вчера были единогласно комитетом отклонены. Например, ряд депутатов предлагали закрепить положение о добровольности выбора только для тех жителей республик, для которых этот язык не является «этническим и национальным». Остальные, следуя логике этой идеи, обязаны были бы его учить. К примеру, татарский язык для татар обязателен, а для русских и прочих народов — только по заявлению. Но эту поправку тут же забраковали даже сами представители национальных республик. «У нас в паспортах не указана этническая принадлежность. Очень много семей многонациональных, поэтому как разделять?» — отметил депутат Гаджимет Сафаралиев.

Пять поправок предлагалось исключительно депутатами от Татарстана, но при их рассмотрении Гильмутдинов заметил, что весь смысл предложений уже учитывается в тех поправках, которые оказались в окончательной версии документа. «Так получилось, что наши поправки были внесены раньше, до того, как мы вышли консолидированно к первым четырем поправкам. Наши поправки полностью поглощаются, они в том же русле», — прокомментировал он.

Единственное новшество, которое лоббировали татарстанские парламентарии, касалось того, чтобы при условии, если школа не может обеспечить изучение родного языка, эта ответственность возлагалась на местные органы образования. «Мы попытались пойти дальше немножко, чтобы [помочь] тем ребятам, которым школа не имеет возможности предоставить изучение родных языков, тогда местные органы в области образования должны посмотреть, как это обеспечить, какие у них есть возможности», — пояснил Гильмутдинов.

Председатель комитета по делам национальностей обещал не сдаваться и дальше работать над сохранением и развитием родных языков. «У нас целый пакет предложений, начиная от мотивации. Этим уже должна республика заниматься, надо работать над методикой преподавания татарского языка. Подготовка кадров — сумасшедшая проблема. Как мотивировать, чтобы сильнейшие приходили в учителя, чтобы в педагоги шли сильные выпускники», — пояснил он в беседе с нашим изданием. Тут же Гильмутдинов вспомнил и про предложение, о котором не раз говорили Артеменко с Аршиновой, — дополнительные баллы при поступлении. «За ГТО же даем баллы, но не все же могут бегать, прыгать. Пусть вузы устанавливают», — добавил депутат.

Еще одна идея — привлечь регионы к утверждению и согласованию учебных программ для школ, которые, по словам Гильмутдинова, финансируются как раз за счет бюджетов субъектов. Еще одно поле битвы — это разрешить сдавать ЕГЭ на родном языке. «Право должно быть, но исходя из возможностей системы образования. Наверное, такой закон надо принять. Но сегодня мы не готовы к реализации этой нормы. Нужны КИМы, механизмы, а их нет, никто не разрабатывал!» — расстраивается он.

Наконец, Гильмутдинов вновь предложил подумать о создании республиканского фонда поддержки родных языков. «Может, нам тоже фонд сделать для поддержки родных языков в Татарстане? И марийским, и чувашским помогать. Ведь у них даже учебников нет!» — говорит он.

К слову, напомним, что в постановлении Госдумы, принятом вместе с законопроектом в первом чтении, прямо говорилось, что надо создать специальный федеральный фонд по поддержке изучения родных языков. Данное положение несколько подсластило пилюлю при принятии законопроекта в первом чтении. Однако теперь это обещание повисло в воздухе, ведь никаких сроков создания фонда не прописано. В новой редакции соответствующей нормы не появилось. Как заявил Никонов, ее и не могло быть, поскольку это не относится к предмету регулирования закона «Об образовании». 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (299) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.07.2018 12:01

У меня вопрос - что,так и будем молча наблюдать повышение пенсионного возраста?

  • Анонимно
    20.07.2018 12:01

    У меня вопрос - что,так и будем молча наблюдать повышение пенсионного возраста?

    • Анонимно
      20.07.2018 12:07

      Статья 68 Конституции РФ гарантирует государственный статус татарского языка в РТ
      Названные положения статьи 68 находятся в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими основы федеративного устройства Российской Федерации как суверенного государства (статья 4, часть 1; статья 5, часть 3), статус республик в составе Российской Федерации (статья 66, часть 1), а также регламентирующими статус личности - об обладании каждым гражданином Российской Федерации на ее территории всеми правами и свободами и несении равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (статья 19, часть 2), о гарантиях прав каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 26, часть 2), о запрещении пропаганды языкового превосходства (статья 29, часть 2).

      • Анонимно
        20.07.2018 12:15

        12:07 почитайте Конституцию РФ, решения КС и ФЗ о госязыке на языке оригинала, тогда не будете писать ерунду о «государственности» национального языка и его обязательного изучения.

        • Буре
          20.07.2018 12:26

          Никонов лучше бы с бедностью боролся а не языками
          Ерундой не надоело заниматся?
          Проблем больше нет?

          • Анонимно
            20.07.2018 12:44

            этож внук Молотова.

          • Анонимно
            20.07.2018 12:51

            12:26 БУРЕ.
            Я вот ради интереса недавно посмотрел статистику по финансовой грамотности россиян - оказалось всего 6 %.
            Это получается 94 % не знают не только как зарабатывать деньги, но и не знают как элементарно сводить дебет с кредитом.
            А вы про бедность. Вот она причина бедности - поэтому правительство и приняло программу по улучшению финансовой грамотности населения.
            Если финансовая грамотность улучшится и благосостояние повысится.
            Сейчас если голова есть, разве только из воздуха деньги делать нельзя. А если целыми днями валяться на диване, возмущаться и ждать что тебе принесут чемодан денег - естественно будешь бедным.

            • Анонимно
              20.07.2018 13:12

              Вот и пусть Никонов учить делать бабки из воздуха
              Уверен это у него лучше получится чем боротся с татарским языком

          • Анонимно
            20.07.2018 14:00

            Коммунисты этим всегда когда занимались, паразитирование на народном теле. Теперь паразит сдурел и грозит убить тело с которого кормится.

          • Анонимно
            20.07.2018 22:22

            Буре ну уж точно не вам Никонову указывать!

        • Анонимно
          20.07.2018 12:37

          Есть право на свободный выбор языка обучения, но не изучаемого языка!!!

          • Анонимно
            20.07.2018 13:01

            Вы какого года законопроект читаете?)))
            Вот с сайта Госдумы в окончательном варианте который был принят во втором чтении со всеми поправками.

            «..часть 6 дополнить предложением следующего содержания: "Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся...»
            http://sozd.parliament.gov.ru/download/60D55BB1-6F5E-4843-8493-9B860F46FFEF

            Как планировалось так и есть - можешь выбрать полное обучение на национальном языке, можешь выбрать какой язык дополнительно добровольно изучать в качестве родного.

            • Анонимно
              20.07.2018 13:23

              Выбрать-то выберешь, а где ты его будешь изучать и как после этого будешь сдавать ЕГЭ на русском языке? Этот закон- изощрённое издевательство над людьми. Политика уничтожения родных языков и нерусских национальностей продолжается под видом законности.

              • Анонимно
                20.07.2018 13:35

                13:23 никаких проблем. Изучать - заново создавать национальные школы, ЕГЭ на русском - извините вы в России живете где все население использует русский.
                Так что никакого издевательства и уничтожения нет.
                Нежелание большинства татар и их детей учить национальный язык и развивать его - извините это уже проблемы их.

                • Анонимно
                  20.07.2018 14:03

                  13:35 Можно было и не извинятся два раза. И так все понятно.

              • Анонимно
                22.07.2018 20:55

                Совершенно верно-изощренно издевательство и уничтожение языков. А ведь обязательный ЕГЭ совершенно не нужен тем кто не планирует получение высшего образования, а это становится ясным к 7 классу для большинства. Оно не нужно тем, кто поступает на технические специальности
                Рим Дашкин

              • Анонимно
                23.07.2018 11:08

                Изучать ты можешь хоть на китайском, но всех устрашающий ЕГЭ и другие экзамены будешь сдавать на русском. Все мы знаем благодоря этому приёму что выберут люди. Вроде как и есть выбор, но он условный, а факторы так и вынуждают выбрать рус яз.

                • Анонимно
                  23.07.2018 14:46

                  Что хорошо для русского языка - то хорошо для нашего общего дома России.

        • Оптимист
          20.07.2018 13:10

          Конституция рФ говорит что в РТ 2 государственных языка
          Русский и татарский

          Для особо непонятливах Конституционный Суд РФ разьяснил что в РТ русский и татарский изучаются обязательно и равных обьемах
          Живите по закону и будьте счастливы

          • Анонимно
            20.07.2018 13:27

            Оптимист.
            Для тех кто в бронепоезде.
            Учите русский язык.
            Нет в решении КС НИЧЕГО про ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ изучение татарского языка. И быть не может априори.
            Про государственность регионов уже писали, что жил лишь «формальность».
            Вы с китайского на татарский что ли решения КС РФ переводите, поэтому не можете понять что там написано...

            • Все так называемые защитники татарского языка избрали беспроигрышную тактику, приводящую по факту к его, языка исчезновению.

              Тактика эта простая: путем вранья, подтасовок и просто идиотничанья навеки ИСПОРТИТЬ саму идею сохранения языка. Попутно решается задача по оттеснению татар от госуправления. Там, на этом направлении в засаде сидит целая куча бенефициаров.

              Вся надежда только на мудрость российских руководителей, которая вопли многочисленных провокаторов не примет за голос татарского народа.

              • Оптимист
                20.07.2018 14:42

                Свою мудрость российские руководители показывают повышением пенсионного возраста, повышение ндс и запретом родных языков
                Очень мудро и вгсе по поросьбе народа
                При тех гиганских ресурсах расположенных на 1/6 части земного шара мы не в 65 лет должны на пенсию выходить а в 45

                Да видно мудрость руководства нам не дает это сделать

                • Каким образом вопрос повышения пенсионного возраста/налогов соотносится с умом российских руководителей?
                  По-моему, шаг вполне взвешенный и продуманный.

                  Перевод же изучения родного языка на добровольные начала - так за это не просто мудрый, хотя и запоздалый шаг, но еще и шаг справедливый, хоть колесом вы тут все исходИтесь.

                  • Оптимист
                    20.07.2018 15:05

                    Соотносится с качеством управления

                    • А что не так с качеством? Вы на секунду допустите, что вся бюрократия от сотворения мира всегда и всюду управляет только для себя и под себя.
                      Тогда картина мира станет менее противоречивой.

                  • Анонимно
                    20.07.2018 15:55

                    А как с нарушением Конституций России и республик и принципов равноправия народов?
                    Это норма жизни для такой страны как Россия?

                    • Из принципа равноправия народов никак не вытекает равноправие языков. Языки не равны по объективным, историческим причинам.

                      Русский язык - рабочий язык ООН, а татарский - нет. Английский язык более распространен и востребован в мире, чем русский.

                      Это - данность и надо учиться с ней жить, а не гробить мир и согласие ради химеры "равноправия языков".

                      • Оптимист
                        20.07.2018 16:40

                        Русский и никто не сравнивает с татарским ни в ООН, ни в мире ни в России
                        Только на территории Татарстана русский и татарский языки равны
                        Все согласно конституции РФ

                        • Объективная реальность, данная мне в ощущениях, говорит: не равны эти языки и на "территории РТ".

                          И лучше Вам перестать постоянно поминать Конституцию.
                          Бессодержательные к ней отсылки говорят только об отсутствии у Вас аргументов. Что, в свою очередь, вредит отстаиваемой Вами позиции. Что в результате делает декларированную Вами цель - менее достижимой, а Вас - спойлером, то есть вредителем того дела, за которое Вы, вроде как, радеете.

                          • Анонимно
                            20.07.2018 16:59

                            Словоблудием хотите прикрыть явное нарушение равноправия народов и языков, гарантированных Конституций?
                            Ради чего вы это делаете?

                          • Оптимист
                            20.07.2018 17:02

                            Весомей конституции аргумента нет
                            Все остальное словесная шелуха ничем не подкрепленная

                          • Анонимно
                            20.07.2018 18:31

                            Как по Вашему мнению можно сохранить язык? Что необходимо предпринять?

                            • Постепенно, в течение 5-10 лет вводить его обязательное знание чиновниками республиканского уровня. С экзаменами, переподготовкой, проверками.

                              Федеральная программа по сохранению языков. Наших местных - всех в шею. Изучение опыта других стран. Люстрация засветившихся в языковом скандале русофобов, новых и старых (проверенных временем и партией).

                              Создание движения, общества русско-татарской дружбы (смысл - этот, но можно назвать что-то типа "изучение совместной истории народов, проживающих на территории РТ").

                              • Анонимно
                                20.07.2018 19:05

                                А с татарофобами что делать?

                                • Анонимно
                                  20.07.2018 21:26

                                  19.05 Попробуйте сами не быть русофобом, может тогда и татарофобы из головы Вашей уйдут. Я не встречал здесь татарофобов. Вот фобий против местных националистов - это да. Это есть..

                                  • Анонимно
                                    20.07.2018 21:50

                                    4 из 5 комментариев татарофобские
                                    все пытаются показать превосходство старшего брата
                                    величие давно ушло а замашки остались

                              • Оптимист
                                20.07.2018 19:21

                                У нас 30% межнациональных браков)))
                                Какое общество дружбы?)))
                                Что за бред?)))
                                Мы и не ссорились
                                Вы поменьше слушайте Щеглова и Байрамову

                              • Анонимно
                                21.07.2018 16:46

                                ГАТАУЛЛИН ЭМИЛЬ Зачем нам ваши советы, мы хотим брать пример со старшего брата, так же нашпиговать свой язык в Татарстане разными вынуждающими факторами где только можно, ну а после говорить как говорят нам "Не учите если нет желания" при этом понимая что вынуждающие факторы все равно будут служить в том числе и во благо языка превращая всех в носителей и хранителей языка. Ведь так поступают с нами. Эмиль, язык это не что то сверхъестественное, любой язык если наделить его определенными функциями и возможностями, он будет развиваться и жить, а вот если сделать язык бесполезным различными путями, это к чему приведет знаем мы все. "Нужно татарам просто учить ТЯ и все!"- это полная ерунда, потому что мы учим татарский не просто так, не для того что бы говорить на нем в узкой обстановке в Татарстане, мы требуем в Татарстане равных условий и площадку для широкой практики в повседневной общественной жизни наравне с русским, мы требуем устранить те условия, благодаря которым мы татары в Татарстане заговорив на татарском, чувствуем себя иностранцами от того что ваня, петя, юля выезжает на наших знаниях русского и просит нас перейти исключительно на русский. Что бы мы могли реализовать свои права на практику татарского, само собой должны быть условия для его практики а не ущемления где наши права просят убрать глубоко в карман со словами "че? на русском говори"

                                • Анонимно
                                  26.07.2018 15:21

                                  16.46 Да вы делали куда хуже, чем старший брат, 25 лет заставляя детей учить татарский язык , точнее , его грамматику. по 5-6 часов в неделю. Да еще под шумок сократили часы русского языка. превратив его по факту в "неродной язык", а все школы Татарстаны тихой-сапой перевели в национальные с углубленкой по татарскому. До такого беспредела нигде не додумались, только в Татарстане. Везде родной язык учили по 2 часа в неделю, даже в Башкирии . Так что Артеменко права - Татарстан сам спровоцировал языковой кризис. Поэтому и Путин вмешался, и новый ФЗ вышел, который все, за исключением нациков, очень ждали. Справедливость восторжествовала.

                              • Анонимно
                                23.07.2018 12:14

                                Эмиль, предложения об обязательном знании чиновниками республиканского уровня, я бы добавил, и муниципального уровня, прекрасный инструмент для мотивации. Но, Вы же юрист и прекрасно знаете, что даже на законность этих требований на сегодняшний день, все это может через 5-10 лет стать незаконным или приобрести другую трактовку, что мы и видим с определением конституционного суда.
                                Недавнее высказывание на одном из телеканалов патриархом Кириллом о том, что в России должен быть один язык и одна культура не подняло даже никакой волны возмущения. Это лишь обнажило тренд сегодняшней национальной политики, а влияние этого человека на политику огромно.
                                Касательно люстрации, когда я предлагал это в отношении "проверенных временем и партией" Вы были против. Рад, что есть подвижки в этом. А что насчет ксенофобов вообще, почему только русофобов? Кто авторы статьи "Как нам обустроить татар", с которой началась эта вакханалия, а Егор Холмогоров не русский или телеканал Царьград и множество других национал-шовинистических ресурсов?
                                Да, посмотрите на количество плюсов и минусов под Вашим комментарием, будет большая разница по сравнению с тем, что Вы привыкли видеть под своими комментариями.
                                О чем это я?
                                Желаю здоровья.
                                Рим Дашкин

                        • Анонимно
                          20.07.2018 20:20

                          Для 16:40 - равны по Конституции всего лишь означает, что обращаться в органы управления вы можете или на русском, или на татарском - они равноправны. Но это не делает их во всем равными - это просто невозможно.

                          • Анонимно
                            21.07.2018 16:09

                            Вот вы говорите что татары в Татарстане имеют право обращается в различных учреждениях на татарском. А этот работник он автоматически преврощается в знатока татарского устроившись на эту должность? Или все таки эти провала есть только на словах а по факту ущемление. Что бы мы могли практиковать татарский в Татарстане, в Татарстане его должны щнат наравне с русским, остальное это просто слово для слово.

                      • Анонимно
                        20.07.2018 16:57

                        Вы уводите от сути вопроса, который как раз заключается в вопиющем нарушении Конституции и принципов равноправие народов, которые и обладают этими самыми языками.
                        Нарушение языковых прав - это первое нарушение национальных прав и принципов равноправия народов!
                        Перед кем вы хотите услужить, идя на такую явную подмену понятий?

                        • Извольте, в чем же подмена?
                          Равноправие народов и равенство языков - это РАЗНЫЕ понятия.

                          Их способны смешивать в силу некоторой внешней лексической схожести только те, кто обладает пресловутым билингвизмом, что по факту в 95 процентов случаев означает недостаточное знание одного из языков, мешающее обсуждать на нем сложные проблемы.

                          • Анонимно
                            20.07.2018 17:15

                            Языковое право -это первое из прав народов. Нарушение языкового равноправия - самое первое и известное из нарушений национального равенства.
                            Именно эти права и нарушаются в данном законопроекте и низводят страну до уровня франкистской Испании.
                            Именно это вы и защищаете по сути.

                            • Право изучать родной язык - это не "право народов", это право конкретного субъекта, человека. Которое получило свою гарантию в проекте принимаемого закона. Возникает, наконец, гарантированная федеральной однозначной нормой (а не любительским, неправильным толкованием прежнего закона и Постановления КС РФ) возможность его изучать. При этом, понятно, никуда не делось право выбирать соответствующий ФГОС, который не включает предмет "родной язык".

                              То есть, в результате житель РТ получил больше свободы, обеспеченной федеральной нормой, а местные чиновники были ограничены в праве ограничивать эту свободу в такой важнейшей области, как образование.

                              • Анонимно
                                20.07.2018 17:35

                                Конституционный суд должен был стать первым, кто должен был отреагировать на вопиющее нарушение Конституции, заложенное в данном законопроекте в части принципов равноправия народов и языков.
                                Но он отмалчивается как страус, спрятавший голову в песок. Потому что госудаоство, как не крути, не правовое у нас.

                          • Анонимно
                            20.07.2018 17:39

                            Язык не существует без народа
                            Эмиль не говорите глупостей

                            • Анонимно
                              20.07.2018 17:52

                              Он нас держит за болванов.
                              Ради чего так старается?
                              Метит на освободившееся место печально известного Раиса Сулейманова?

                        • Азат Д
                          20.07.2018 17:14


                          Соотносите пожалуйста равноправие народов и что вы пишете.
                          У русского есть право не изучать татарский?
                          И в чём тут нарушение языкового права русского.



                          • Анонимно
                            20.07.2018 17:28

                            А у татар нет права не изучать русский - это разве не неравноправие?

                            • Анонимно
                              20.07.2018 21:39

                              Так не учи и не говори. И пиши и говори на своем родном. Надолго тебя хватит? Потом напишешь.

                              • Анонимно
                                21.07.2018 16:54

                                Прежде чем говорит нам "не учите русский" для этого сначала уберите вынуждающие факторы, которые созданы для того что бы русский язык не сгинул с этих регионов. Понапихать свой язык принуждающими факторами а после говорить "не учите если хотите" это лицемерие с вашей стороны. Но ведь вы боитесь что принудительный фактор относительно русского языка исчезнет, ведь тогда может появится дискомфортные условия для вас в некоторых регионах и именно по этому русский язык сделали необходимым делая остальные бесполезными ну а после не обязательными. Не предлагайте нам такие условия, где сами бы не смогли сохранить свой русский, уберите различные многочисленные вынуждающие факторы у русского языка, так вы сразу увидите как русский начнет сдавать свои позиции.

                          • Анонимно
                            20.07.2018 17:31

                            Для вас главное - обеспечить языковые права русских.
                            Пусть ценой уничтожения других языков.
                            В этом и заключается шовинистическая, если не сказать большего, суть этого законопроекта.

                          • Да, в действительности проблема была в том, чтобы официально разрешить не изучать татарский язык тому, кто не считает его родным. Что и было сделано.

                            А вот то, что под видом защиты "родного языка" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО защищалось теми, кто тут пролил тонны чернил и теми, кто стоял за их спинами - с этим сложнее.

                            Думаю, что тем, кто стоял за спинами, наплевать с высокой колокольни и на язык, и на права других. Просто защищалось СВОЕ право крутить местных в бараний рог, заставляя, скажем, их сидеть на ненужных и бесполезных уроках. Высшая форма господства - это обладать властью насильно занимать людей бессмысленными занятиями, типа "ломами плац подметать". Это есть некая невнятного происхождения привилегия, изъятие которой лишает их - этих, за спинами - уверенности в завтрашнем дне, их политического достоинства, уважения пацанов и вообще. Другого объяснения этому я не нахожу.

                            Поскольку такая оголтелая, замешанная на вранье и подтасовках, борьба за язык по факту приведет только к обратным результатам. Да и уже привела.

                            Ну и еще там есть, думаю, тема оттеснения от власти, могущая быть решенной через компроментацию местечкового истеблишмента.

                            • Анонимно
                              20.07.2018 17:56

                              Не надо уводить от сути вопроса!
                              Язык отдельно, власть отдельно.!
                              Народ выступает за татарский язык, а не власть!

                              • Анонимно
                                20.07.2018 18:01

                                Власть уже продала родной язык в пользу своих привилегий!

                            • Анонимно
                              20.07.2018 18:34

                              Если противники татарского таких как Эмиль подключают значит свою слабость
                              Значит здравый смысл победит

                      • Анонимно
                        20.07.2018 17:22

                        Татарский 4 место по логичности по линвистическому рейтингу Юнеско может использоватся как кибер язык . .Русский стал международным в связи с оккупацией СССР стран Европы где принудительно веден в качестве обязательного в образований и сношениях с иностраными государствами . Так называемый СЭФ . В СССР в самом так же .

                • Азат Д
                  20.07.2018 17:02


                  Ещё и МСЗ хотят строить в городах, при гигантских просторах России.

              • Анонимно
                20.07.2018 16:47

                А ты что за Татарский народ выступаешь?! Иди к своим "Мудрым"!

              • Анонимно
                20.07.2018 20:10

                правильно отмечено. Госсовет и республиканская власть оставили решение проблем нации на народ и его отдельных представителей не облеченных властью

          • Анонимно
            20.07.2018 13:35

            Как раньше уже не будет!

          • Анонимно
            20.07.2018 21:37

            ОПТИМИСТ, ну сколько можно врать про решение Конституционного суда? Или вы просто не в состоянии прочитать до конца что написано в решении? Зачем вы устраиваете балаган?

            • Анонимно
              20.07.2018 21:53

              Оптимист правду говорит в отличии от вас
              правду за потоком лживых слов не скроешь
              решение кс есть в открытом доступе и любой может прочиьать и сказать что Оптимист прав

              • Анонимно
                20.07.2018 22:34

                21:53, не надоело ерундой заниматься? Кому предназначено ваше враньё? Решение КС неоднократно цитировалось в БО комментаторами и было многократно доказано, что такое изложение решения КС как у ОПТИМИСТА - наглая ложь. Решение КС в свободном доступе и врать у вас не получится.

        • Анонимно
          21.07.2018 00:26

          Боже, там же русским языком написано «обязательное преподавание двух государственных языков Республики Татарстан не противоречит Конституции РФ». Сколько можно тут что-то обсуждать, КС поставил точку в этом вопросе, даже Президент не имеет права здесь что-то пересматривать.

          • Анонимно
            21.07.2018 22:10

            00:26, когда будет положен конец вашему вранью? В решении КС написано, что равные объемы не противоречат Конституции. Про обязательность там ничего не сказано. Думается, что пока прокуратура вами не займется, вы так и будете распространять ложную информацию, чувствуя безнаказанность.

      • Анонимно
        20.07.2018 14:06

        Татарские националисты,успокойтесь!Язык по выбору родителей!Идите поливать огурцы!

        • Анонимно
          20.07.2018 17:15

          14:06
          Русский шовенизм-выражение, применяющееся преимущественно в социалистической/коммунистической и либеральной литературе для обозначения господствующего отношения русского народа и его государственной власти к остальным народам России (а затем и СССР). В ряде случаев применяется и к другим народам.

    • Анонимно
      20.07.2018 12:08

      Да, так и будем. Потому что мы трусоваты и быдловаты, лишь бы не было войны и было что пожрать.

    • Анонимно
      20.07.2018 12:19

      Неродные языки только добровольно!Это правильно!

      • Анонимно
        20.07.2018 12:42

        Русский и английский с немецким неродной.


        И тогда учебу надо аыстраивать на родном татарском от дет сада и до Вуза и далее

        • Анонимно
          20.07.2018 13:04

          Русский естественно для других национальностей не родной, но единственный в РФ государственный и обязательный для изучения всеми.
          ФЗ «О государственном языке РФ» никто не менял.

          • Анонимно
            20.07.2018 15:34

            конституцию РТ тоже никто не отменял)

            • Анонимно
              20.07.2018 15:50

              ее нужно привести в соответствие с российским законодательством, там половина статей противоречит федеральному законодательству

              • Анонимно
                21.07.2018 16:20

                20.07.2018 15:50 привести в соответствие конституцию РТ это значит отменить ещё в таком виде какая она сейчас, взять конституцию РФ, поменять обложку назвав конституция РТ и будет соответствие ? Так?

          • Анонимно
            20.07.2018 20:19

            после обязательности русского языка надо пересмотреть содержание программы по русской литературе. Очень много там написано пренебрежительного про горцев и других народов, то что не интересно и не нужно в Якутии и Бурятии и др, где дворянская история и быт сегодня не актуальны….Надо разделить эти часы на русскую культуру, которое должны знать и изучать русские, и литературу и культуру народа конкретного субъекта Федерации.

            • Анонимно
              20.07.2018 23:08

              111 миллионов русских устраивают программы по русской литературе. Если ВАШЕ меньшинство что-то не устраивает - не учите, не говорите на русском, не общайтесь с русскими. Мы не расстроимся - нас много и без вас.

      • Анонимно
        20.07.2018 16:36

        В первую очередь русский и иностранный

    • Анонимно
      20.07.2018 19:57

      Галеев из татрансгаза умер.довели судами мужика.

    • Анонимно
      20.07.2018 22:08

      Надо тем, кто знает свой родной язык и может написать заявление в ПФР на татарском языке оставить существующий возраст выхода на пенсию.

      • Анонимно
        20.07.2018 22:45

        А тем, кого пытали языковой принудиловкой, снизить возраст выхода на пенсию на 10лет

      • Анонимно
        20.07.2018 23:09

        Вы напишите заявление на татарском языке в ПФР, чтобы за знание татарского языка возраст выхода на пенсию СНИЗИЛИ на 10 лет и для мужчин, и для женщин.

    • Анонимно
      27.07.2018 11:49

      Нет. Молчать не будем.

      Митинг против повышения пенсионного возраста:
      28 июля в 10:00, г. Казань,сквер Тинчурина.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:07

    «Может, нам тоже фонд сделать для поддержки родных языков в Татарстане? И марийским, и чувашским помогать. Ведь у них даже учебников нет!» — говорит он.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/389324

    - ВОТ ЭТО БИЗНЕС ПОДХОД ПО ТАТАРСТАНСКИ!!!!

    • ЛДПР
      20.07.2018 12:14

      Доставайте бабки...

    • Анонимно
      20.07.2018 12:16

      А потому что всего в нескольких регионах станы научавшем изучались принудительно, поэтому и учебников нет.

      • Анонимно
        20.07.2018 12:39

        Да, вы родным языком, особенно граматикой не владеете.

    • Анонимно
      20.07.2018 15:17

      А зачем фонд, когда например в нашем классе из 26 человек родной татарский выбрали 5 человек. Соответственно 21 учебник был сдан и лежит в библиотеке мертвым грузом. Почему бы не отправить в Мари-Эл, Чувашию и куда угодно..

      • Анонимно
        22.07.2018 01:52

        Потому что вообще-то это разные языки )))). Как бы для вашего уровня попроще объяснить... ну, если если бы мы изучали русский по украиским, белорусским учебникам. А что? Какая разница, если у них остались лишние учебники, пусть нам пришлют ))))

    • ПутчДемона
      20.07.2018 15:30

      Вот и призыв к заинтересованным лицам:
      1) создать бюджет фонда поддержки
      2) распилить его по своим

  • Анонимно
    20.07.2018 12:12

    Какими будут пправки в закон об образовании, а никакая несуществующая «языковая реформа».
    В любом случае поправки противоречить поручению Президента РФ не будут.
    А кто нибудь читал на сайте Госдумы принятые и отклонённые поправки в законопроект?
    Поправки предусматривающие отмену необходимости заявления родителей на изучение национальных языков отмели, а добровольное изучение по заявлению оставили. Никаких особо изменений нет. Немного подкорректировать что ФГОС должны разрабатываться с учетом возможности обучения на родном языке, но это фактически и так вытекало из текста законопроекта.
    Но с учётом того, что даже при принудиловки полностью обучаться на татарском языке в Татарстане было недостаточно, поэтому татарские школы и лицеи закрыли - корректировка этого права, которое де-факто и так было, желающих обучаться полностью на татарском языке не прибавит. Соотвественно ничего в этом не изменится.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:18

    Этим федералам нельзя верить, обманут как всегда.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:18

    Самое главное,что для татар татарский тоже добровольно!

    • Анонимно
      20.07.2018 12:40

      Естественно добровольно, они же граждане РФ и имеют такое же право выбирать нужен ли им нацязык или нет.
      Только что молодой парень по работе приходил, закончил институт и ищет работу, татарин до последнего колена. Спросил ради интереса знает ли он татарский. Улыбнулся и сказал, что по татарски более менее понимает, говорить толком не может и не хочет.

      • Анонимно
        20.07.2018 14:20

        Аналогичная история, про русского в Прибалтике. Улыбнулся и сказал - что русский язык более менее понимает, но говорить не хочет и учит английский

        • Анонимно
          20.07.2018 14:45

          Лжец,а Риге по-русски говорят 70% в Даугавпилсе все 90%...

          • mad big
            20.07.2018 16:33

            При виде зеленой бумажки еще 20 лет назад в Риге даже самый упоротый нацик-таксист моментально русский язык вспоминал. А сейчас и тем более.

          • Анонимно
            20.07.2018 20:20

            скоро так не будет

        • Анонимно
          20.07.2018 15:34

          Даже если и так в Прибалтике, я лично не против его решения.
          Каждый человек решает сам на каком языке ему говорить, независимо от того какая у него национальность.

          • Анонимно
            20.07.2018 17:15

            Но только не в России, в России только русский можно выбрать.

      • Анонимно
        21.07.2018 17:21

        20.07.2018 12:40 Так на это и рассчитано это все. Сделали все что бы татарский в Татарстане не имел равных условий с русским, сделали его бесполезным путем экзаменов и ЕГЭ которые принимают твои знания исключительно на русском тем самым побуждая делать акцент на русский (это же метод и в других сферах) ну а после сделали добровольным, мол сделали бесполезным и уж если очень хотите то учите, а вот если спросить для чего?? То все очень просто, само собой учите не для широкой практики в повседневной жизни Татарстана, учите просто, ну что бы к примеру ну там просто... Вы думаете мы не понимаем к чему приведет все то что делают с нерусскими языками? Думаете примут закон и все будет в шоколаде? Думаете мы остановимся и прекратим требовать равных условий для практики нашего языка в жизни Татарстана? Кончено нет! Мы понимаем на что нацелены эти условия.

    • Анонимно
      20.07.2018 13:04

      Хорошо было бы!

  • Анонимно
    20.07.2018 12:20

    Все верно,кто хочет выбирает татарский,кто хочет русский!

    • Анонимно
      20.07.2018 13:21

      Кто выбирает татарский тому обучению в Вузе на татарском

      • Анонимно
        20.07.2018 14:01

        в подарок

      • Анонимно
        20.07.2018 14:36

        Логично

      • Анонимно
        20.07.2018 15:36

        А это уж извините, законодательством не предусмотрено.

        Обучение и изучение родных языков государством гарантируется только в средней школе.

        Высшее образование у нас только на общегосударственном языке и никак больше, так же как и в большинстве стран мира.

  • ЛДПР
    20.07.2018 12:21

    Для татстана отмена обязательного языка нац. меньшинсва, тоже самое как, постройка Северного потока 2 для украины...бабла не будет...

    • Анонимно
      20.07.2018 12:46

      Бабла не будет не из за этого - итак была возможность полного обучения на национальном языке и могли бы под это бабла выбить. Другой вопрос что желающих нет, поэтому и чисто татарские школы закрыли и федералы тут непричем, по причине невостребованности закрыли местные власти.
      А бабла не будет потому что из мухи раздули слона и несколько сот «крикунов» и нациков, которые даже на БОЯ всегда в минусах, пытались написать сказку про «народные волнения»...

      • ЛДПР
        20.07.2018 13:16

        Какая разница...Москва денег не даст...вот ИТОГ..

      • Анонимно
        20.07.2018 14:10

        Ага, закрыли все татаро-турецкие лицеи по наводке именно федералов!!!!

        • Анонимно
          20.07.2018 14:15

          Чтобы в России не было образованных и порядочных людей - поэтому и закрыли.

          • Анонимно
            20.07.2018 20:24

            А вы в курсе, что не все преподаватели лицеев имели педагогическое образование?

            • Анонимно
              20.07.2018 23:10

              Зачем турецким майорам педагогическое образование?

        • Анонимно
          20.07.2018 14:33

          Зачем в России "скандальные" турецкие лицеи? У нас не Турция.

          • Анонимно
            20.07.2018 14:55

            А зачем английские школы? У нас не Англия.

            • Анонимно
              20.07.2018 16:56

              Точно! Удивительно! То французский, то немецкий, то английский! Японский тока пропустили!

          • Анонимно
            20.07.2018 15:07

            Почему хваленое турецкое образование надо широко внедрять именно в России? Почему не охватить этим прекрасным образованием всю страну Турцию, чтобы выпускники этого образования заполонили собой всю Европу, и Азию, и Америку, и Африку? И чтобы им не было равных?

            Почему турки начали образовывать именно Россию? Начинать надо с себя...

        • Анонимно
          20.07.2018 20:02

          Потому что в этих лицеях учеников приобщают к намазам, знакомят с разными религиозными мусульманскими течениями (например, с учением Фетхуллаха Гюлена).Для справки: гюленизм (или «Фетхуллахчулар») считается одним из ответвлений организации «Нурджулар» (в нашей стране организация признана экстремистской, ее деятельность запрещена). Впоследствии гюленизм развился в самостоятельное учение, а группа его последователей образует международную сеть школ, фирм, культурных центров, СМИ и коммерческих структур.

          Всех учащихся в турецких лицеях, действовавших в 90-е в России, делили на пять уровней: первый — обычные дети из обычных семей, далекие от религии; второй — дети, которые знакомы с исламом на уровне семейных традиций; третий — дети, практикующие ислам; четвертый — дети, знакомые с учением Гюлена и готовые для интеграции в джамаат; пятый — лояльные и преданные гюленовскому движению ученики.http://i-gazeta.com/column/post/33800.html

    • Анонимно
      20.07.2018 13:05

      Ваш пасквиль про Татарстан да ещё с ошибками и пренебрежением к республике - это лицо и остальные части тела лдпр.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:28

    Нет принудительному изучению татарского языка!

    • Анонимно
      20.07.2018 13:25

      Живешь в Татарстане, учись!

      • Анонимно
        20.07.2018 13:45

        Татарстан - чей субъект?

      • Анонимно
        20.07.2018 16:32

        Я знаю тат.яз на "3" и что? Как это сказывается на вашем настоящим и будущем и на будущем ваших детей? Лучше бы вообще не учил. Пользы 0. Если бы мог отказаться отказался бы.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:30

    ...сбудется мечта татарстанских властей — да, право выбора есть, но, так сказать, на безальтернативной основе, в «меню» будет только татарский.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/389324
    ОНИ ТАК И СДЕЛАЮТ!!!
    ЭТО КАТАСТРОФА!!!
    ЭТО ВОЗВРАТ К НАСИЛЬНОМУ ПРИНУЖДЕНИЮ К ИЗУЧЕНИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА.

    • ЛДПР
      20.07.2018 12:48

      Это для тех у кого родной татарский, будет только татарский, они так хотят татар заставить учить татарский...читайте сайт
      госдумы..
      Нашли компромис, всех татар обязательно татарский, но все остальные как хотят...таков Великий русский язык, можно что хочешь вывернуть...

      • Анонимно
        20.07.2018 13:01

        Татарский язык не менее велик чем русский!
        Какие возражения?

        • ЛДПР
          20.07.2018 13:14

          Великий, с точки зрения мирового признания, 1000 Русских писателей, переведены на мировые языки..

          • Анонимно
            20.07.2018 13:23

            А разве у русских есть писатели?Назовите хоть одного.

            • ЛДПР
              20.07.2018 13:29

              Гугл в помощь..а в прочем дети скоро об этом расскажут..

            • Анонимно
              20.07.2018 13:38

              В библиотеке были хоть раз?

            • Анонимно
              20.07.2018 18:01

              Тупее вопроса не слышал.

            • Анонимно
              20.07.2018 20:23

              вся русская песня за последние 80 лет написана евреями. Из Нобелевских лауретатов по литературе только Шолохов, остальные в русским отношения не имеют...

              • Анонимно
                21.07.2018 17:42

                20.07.2018 20:23 Зато еще есть Айвазовский, такой художник весь смугленький, с орлиным носом.

          • Анонимно
            21.07.2018 17:40

            У этих писателей была та площадка, которая создана путем принуждения и насилия, эти писатели играли на той площадке, которая была безальтернативно создана исключительно на русском языке. Русский язык оснастили определенными условиями и возможностями да бы он развивался и сохранялся, дайте те же условия другому языку, будут играть на этой площадке. Когда я использовал такое понятие "площадка для практики, я имел введу все то, благодаря чему становится нужным этот рус яз, так как нет альтернативы даже в нерусских регионах которые носят соответствующее название.

        • Анонимно
          20.07.2018 13:19

          Вы смешны..

        • Анонимно
          20.07.2018 18:00

          Конкретные возражения. Даже писать не буду.

      • Анонимно
        20.07.2018 13:39

        И татар не надо принуждать, пусть и у них будет выбор!

        • Анонимно
          20.07.2018 15:39

          Согласен, не надо принуждать!
          Пусть если хотят изучают татарский, а если не пожелают то не изучают.

    • Анонимно
      20.07.2018 12:52

      Желаемое за действительное не надо выдавать!

    • Анонимно
      20.07.2018 12:52

      ФГОСа нет, принудить не получится.

    • Анонимно
      20.07.2018 12:53

      Не приведёт. Это фантазии. Реальность в проекте с поправками на сайте Госдумы. Никаких подложных лазеек там нет.
      Это я вам, как профессиональный юрист говорю.

      • Анонимно
        20.07.2018 13:09

        Скажите как профессиональный юрист, к чему приводят нарушения принципов Конституции России о национальном и языковом равноправии, нарушаемых в данном законе?

        • Анонимно
          20.07.2018 13:21

          А к чему приводит нарушение федеральных законов в течение 25 лет в одном отдельно взятом регионе? Наконец-то констуционность и в РТ восстанавливается

        • Анонимно
          20.07.2018 13:22

          В Конституции сказано про право(!) изучения, его никто не нарушает.

          • Анонимно
            21.07.2018 17:52

            "В Конституции сказано про право" Именно, там говорится о правах регионов устанавливать второй государственный язык наравне с русским, этим правом и воспользоваться Татарстан и все кто тут жил или переехал попадал под этот татарский колорит наравне с русским. К примеру Россия имеет право отменить все налоги и если этим правом воспользуется РФ, это коснется всех нас, но так как Россия этим своим правом на реализацию этого закона не воспользуется и даже не подымет эту тему, это нас не коснется. Татарстан мел право и этим правом воспользовался, соответственно все кто здесь жил, попадали под этот закон. Права могут быть индивидуальные касающиеся тебя, так же есть права Татарстана, который согласно конституции имел право устанавливать свой 2 государственный язык наравне с русским.

        • Анонимно
          20.07.2018 13:30

          13:09 вообще ликбезы я бесплатно не устраиваю, но для вас сделаю исключение.
          НИКАКОГО нарушения равноправия языков и национальностей в проекте - НЕТ.
          И соотвественно никаких последствий быть не может и естественно не будет.

          • Анонимно
            20.07.2018 15:03

            13.30. Вы , как "юрист" ,наверное и прихватизацию 90-х тоже считаете законным делом?

            • Анонимно
              20.07.2018 15:58

              Естественно, приватизация-это же экономическая основа нашего сегодняшнего государства. А кто позволит раскачивать устои государства.

              • Анонимно
                20.07.2018 17:39

                Прихватизация 90-х - это преступление, которое совершено по ничтожным законам.

            • Анонимно
              20.07.2018 17:02

              Беда наша- юристы и бухгалтера! Всю страну задушили! кгу продолжает их выпускать!

          • Анонимно
            20.07.2018 16:00

            Там явные нарушения Конституции!
            Юрист, который этого не видит, или ослеп, или не хочет видеть!

    • Анонимно
      20.07.2018 12:57

      Да, похоже местный минобраз уже потирает потные ручонки и готовит внушение директорам школ. Значит, в сентябре снова будут сражения в школах. Жаль родителей и директоров школ, позорная практика создания конфликтов в школах будет снова в действии, дело Фаттахова живёт!

      • Анонимно
        20.07.2018 13:11

        При Фаттахове было спокойно, конфликты начались, когда была дана отмашка действовать вопреки Конституции и принципов равноправия языков.

        • ЛДПР
          20.07.2018 13:21

          Масса нарушений была, поэтому его сняли...или он сам ушли?

        • Анонимно
          20.07.2018 13:24

          Вам было спокойно может быть, а тысячам нетатароязычных детей и их родителей очень не покойно. Мы все помним, не прошло и года ещё. И каков ваш Фаттахов мы увидели воочию... до сих пор не пойму, почему не заведено дело на негоза превышение полномочий, нарушение законов в сфере образования, нецелевое использование бюджетных средств и т.д. Хотя знаю конечно, почему... Удаща

      • Анонимно
        20.07.2018 13:43

        Да, похоже так и будет!(

      • Анонимно
        20.07.2018 14:39

        Учителей тоже жалко. Кому охота с родителями "податься" Учителя первыми выслушивают негатив от родителей. Родители имеют права выбирать , а учителей заставляют уговаривать родителей

      • Анонимно
        20.07.2018 17:28

        Фаттахов -достойный сын татарского народа.
        И Вам татарский народ не уничтожить!

        • Анонимно
          20.07.2018 17:48

          Он повел себя как настоящий борец с языковым геноцидом своего народа!
          Его подвиг будет обязательно по достоинству оценен!

    • Анонимно
      20.07.2018 14:16

      дай Бог, чтобы они так и сделали.

      • Анонимно
        20.07.2018 16:44

        Это невозможно. В РТ два государственных языка. Не может такого быть, чтобы один можно было выбрать, а другой - нет.
        Вы выберете государственный татарский, я - государственный русский. Всем хорошо.

    • Анонимно
      20.07.2018 17:24

      Это не мечта властей и националистов, это мечта нормального культурного человека. Живешь в Татарстане - учи татарский.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:33

    Честно говоря,русский язык не актуален,про татарский можно даже не заводить шарманку.Английский,испанский и китайский,немецкий.Весь мир общается,растет,мы только с гордо поднятым флагом потребляем их изобретения,покалачивая свою грудь кулачком,мол ух мы вот такие.

    • Да я тоже за то что бы РОссии официальный был Английский а Русский факультативом

      • Анонимно
        20.07.2018 13:02

        Татарский - обязательный как самый пострадавший, остальные языки по желанию!

        • Анонимно
          20.07.2018 13:45

          Сами татары не рады будут! Даже в татарских деревнях уроки татарского не любят. Что уж говорить о городе!

          • Анонимно
            20.07.2018 14:36

            Столько знатоков татарских деревень! Откуда вы знаете, что любят в деревнях?

          • Анонимно
            20.07.2018 14:54

            Вот откуда вы эту чушь взяли?

      • Анонимно
        20.07.2018 13:06

        12:50 ну ВРАГ то всегда мечтал что лучше бы России вообще не существовало.
        Только у вас ВРАГОВ никогда ничего не отлучилось и не получится))))

      • Анонимно
        20.07.2018 13:17

        Скоро так и будет, похоже. Куда катится эта страна...

      • Анонимно
        20.07.2018 13:18

        Да, враг прошёл и он среди нас. А вас кто-то спросил "за" вы или "против"? Правильно, и не спросят никогда. Таким как вы пишут инструкции для исполнения, а не мнением интересуются.

    • Анонимно
      20.07.2018 12:52

      Немецкий? Кроме немцев им кто-то пользуется?

      • Анонимно
        20.07.2018 13:46

        Немецкий уж нераспространенный язык.

      • Анонимно
        22.07.2018 02:08

        Швейцария, к примеру. Вполне себе приличная страна, если такую знаете. Или вы думали там швейцарский язык?))))) Там немецкий, часть страны английский, и одна часть французский гос.языки. А так почти все знают три языка. И не только в Швейцарии. Просто там жила, поэтому подробно пишу.

        • Анонимно
          22.07.2018 14:52

          Мы думали что в Швейцарии - бельгийский язык, а вот в Бельгии - швейцарский.
          Хотелось бы узнать, какие кантоны в Швейцарии перешли на английский?

    • Анонимно
      22.07.2018 06:16

      За пределами Европы, немецкий язык актуален только в Турции -для будущих гастарбайтеров.
      Сами немцы в США, Канаде, России, Бразилии, вполне успешно ассимилируются.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:38

    А где наши единоросы из суверенной татарии,молчат смирно!!!
    Ау где вы избранники????

    • Анонимно
      20.07.2018 12:54

      Они боятся потерять привилегии, поэтому готовы продать и родной язык, и мать родную.

  • Анонимно
    20.07.2018 12:48

    Что там с пятидневкой?

  • ЛДПР
    20.07.2018 12:49

    Пиши на английском...

  • Анонимно
    20.07.2018 13:16

    Нам пенсионный возраст повышают - вот это серьезно. А все то о чем вы пишите интересно только кучке озабоченных. Депутаты занимаются, как всегда, тем, что приличным словом не назовешь.

    • Анонимно
      20.07.2018 14:18

      повышение возраста - дело обратимое, в отличие от утраты языка

    • Анонимно
      20.07.2018 14:34

      Лучше бы против повышения пенсионного возраста наши чиновники так переживали. А то наш местный Госсовет проголосовал ЗА и наши депутаты Госдумы от Татарстана из ЕР. Потеряли уважение своих избирателей!

  • Анонимно
    20.07.2018 13:17

    Нет принудительному изучению любых языков!

  • Анонимно
    20.07.2018 13:22

    Татарский язык в Татарстане должен изучаться обязательно, как русский язык в России. Тут даже спора быть не может.

  • Анонимно
    20.07.2018 13:23

    Татарский язык и татарский народ и не такое переживали. Просто это сигнал всем татарам сознательным. Татары должны что-то придумать, чтобы как можно больше людей разговаривали и думали на татарском языке.

    • ЛДПР
      20.07.2018 13:31

      Пишите сами, решайте сами...учить или не учить....

    • Анонимно
      20.07.2018 14:26

      Татарская современная культура не обращается к зрителям и слушателям, находящимся за периметром узкой национальной аудитории.

      Если работать внутрь, как сейчас - это не приведет к сохранению татарского языка. Постепенно от этого закрытого круга будут откалываться небольшие группы. Сейчас татарская культура - это какая-то теплая ностальгия по селу. Вокруг этой ностальгии - песни, постановки. Но это, как говорится, "неконкурентноспособно".

  • Анонимно
    20.07.2018 13:24

    Опять в инетах кипят страсти. А в реале всем до всего фиолетово и тишина.

  • Анонимно
    20.07.2018 13:25

    Нагородили-то, сам черт ногу сломит. Будем изучать русский в трех ипостасях: государственный в РФ, родной и государственный в РТ. С регионально-национальным компонентом все было гораздо логичнее и проще.

    • Анонимно
      20.07.2018 13:33

      Ничего. Татары умные - придумают как закон обойти, чтобы все поголовно опять татарский учили в объеме 8 часов в неделю.

  • Анонимно
    20.07.2018 13:28

    Даже если примут этот закон национальный вопрос в России никуда не исчезнет. Поэтому лучше делать вещи, которые объединят народы России, а вот сейчас делается все, чтобы разобщить народы. Это ошибка.

    • Анонимно
      20.07.2018 13:40

      13.28 вы сами себе противоречите. Внимательно почитайте свой пост - он как раз за разобщение народов...

  • Анонимно
    20.07.2018 13:31

    Вячеслав Никонов- внук Вячеслава Молотова, известного по пакту Молотова- Риббентропа. Внук продолжает дело деда.

  • Анонимно
    20.07.2018 14:02

    Живешь на Земле – учи землянский!

    • Анонимно
      20.07.2018 14:47

      Нужно ещё марсианский учить обязательно! Зачем? Не спрашивайте. Нужно и все

  • Анонимно
    20.07.2018 14:09

    Вот это щас самая важная проблема, да???? пенсионный возраст повышают!!!

    • Анонимно
      20.07.2018 14:30

      Это вообще не проблема.
      А про пенсию - посмотрел таблицу, самый низкий возраст выхода на пенсию - Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан.во всех остальных странах он выше 60.

  • Анонимно
    20.07.2018 14:12

    Кроме свободного выбора вводится ограничение возможности обучения на родном языке и изучения родного языка основным образованием. Но учтите, без среднего образования высшее образование получать невозможно, следовательно татарских учителей готовить будет невозможно. Кроме того никакого свободного выбора нет, русский язык имеет огромные преимущества посравнению с другими языками народов РФ, он обязателен, результаты ЕГЭ являются конкурсными баллами при поступлении в любой вуз.Так что этот закон выводит из системы образования все языки, кроме русского. Все налоги с всех народов рф будут собираться только для русского образования

    • Анонимно
      20.07.2018 14:24

      14:12 ну так мы в России живём.
      Ни в одной стране мира языки меньшинств не являются языками на котором получается образование. На память могу Казахстан только вспомнить, где русский и казахский по конституции государственный и на них равнозначны и обучение ведётся на обоих языках. Хотя наиболее распространённый там все таки русский. Но русских в Казахстане почти 50 % но никак не 4 %. Было бы 4 % никто бы естественно русскиц равнозначным там не делал.

      • Анонимно
        20.07.2018 14:48

        Вы врете . В Казахстане государственый только казахскии . У русского другой статус в Казахстане . Татарский 4 место по логичности из 7500 языков мира по ретингу Юнеско .

        • Анонимно
          20.07.2018 17:07

          Они боятся нас! Татарский язык для них как приговор! Как осиновый кол!

      • Анонимно
        20.07.2018 15:16

        Русских в Казахстане 19%.

        • Анонимно
          20.07.2018 17:12

          В отличие от других "станов" Казахстан не отказался от русского ни в образовании, ни в быту. И в отличие от других "станов" казахи не едут по всей России дворниками-поломойками за хоть какой-то копеечкой..
          Л - логика.

        • Анонимно
          20.07.2018 17:31

          Было больше 50.
          Выгнали, выдавили?

          • Анонимно
            21.07.2018 00:12

            Да нормально все в Казахстане, я работала на газету с ооочень большим тиражом, русскоязычную. Даже на отдыхе в Турции казахи подходили и спрашивали, не я ли это))
            (фотка была под фамилией в статье))

            И читают, и живут там в основном на русском. В городах уж точно.

  • Анонимно
    20.07.2018 14:30

    Вот, посмотришь на всю эту "языковую эпопею", и становится понятно, что всем этим депутатам и так называемым "общественным деятелям" просто нечем заняться: хоть местным, хоть федеральным. Маются люди от безделья. Оно и понятно: одни бабло пробашляли, другие его отрабатывают. И все довольны, ведь главное для всех этих "борцов и защитников" (как там было в известном фильме): "где бы ни работать - лишь бы не работать". Их бы скопом сейчас всех на заготработы в села послать или к станкам приставить, где еще сохранились, да зарплату положить тысяч по 25, не выше, без всяких премиальных и "за тяжелые условия труда", чтобы дурь из голов вся вышла.
    В Татарстане я так понимаю нет более никаких проблем кроме того, как будут дети учить татарский или русский или не будут. Ну, вот, просто все остальные проблемы решены! Похоже, что и зарплата у казанцев под 2-3 тысячи долларов, даи остальные города и села не отстают. Похоже, что и проблемы дольщиков полностью решены, и всем пострадавшим от товарища Мусина потерянное вернули. И нет коррупции в республике, и нет взяточничества, мздоимства. И с дорогами все в ажуре, и продукция в магазинах лежит ничуть не сфальсифицированная. Ну, просто нет проблем никаких в Татарстане! Совершенно нет!
    И в этой обстановке всеобщей благости и благоденствия одна неувязка: никак тут Москва не разрешает поставить татарский язык в обязательную часть в школах. И бьются, ломаются копья, чубы и животы в словесных схватках. Ко всеобщей радости и гоготу борцов и приборцованных.
    Тут, давеча новости были криминальные из Челнов - опять крого-то убили. Но ведь это не про Татарстан, это где-то там - в других степях и весях. А у нас все спокойно, шито-крыто.

    • Анонимно
      20.07.2018 14:50

      И не говорите . Битва за тат.язык это тоже самое , что сражение с мельницей.

  • Анонимно
    20.07.2018 14:34

    Перехожу на сторону США и Запада. На сторону цивилизованного мира. Надоел этот средневековый империализм.

    • Анонимно
      20.07.2018 14:52

      В США коренным народам - индейцам никто не предоставляет права изучать национальный язык и все гражданские права индейцев существенно урезаны.
      Так что вперёд!

    • Анонимно
      20.07.2018 14:55

      Среди вас полно предателей!

    • Анонимно
      20.07.2018 15:14

      Хорошо, что США не страдает империализмом!

      • Анонимно
        20.07.2018 15:40

        Убивство сотен тысяч людей по всему миру, фактическая окупация стран, революции это США не страдает империализмом?))) Шутка века)

    • Анонимно
      20.07.2018 15:21

      То есть вы пересели на другую сторону дивана? Сильный шаг, мужик!

    • Анонимно
      20.07.2018 17:30

      14:34 Пишите как там в "цивилизованом мире" погода, как зарплата, учит ли кто то татарский язык.

    • Анонимно
      22.07.2018 06:27

      Выучите языки Сиу и команчей!

  • Анонимно
    20.07.2018 14:38

    Да что вы все спорите,хахаха не кто же не запрещает учить родной язык,если хотите усилить знание и считаете что в школе слабо будут учить языку,найдите мицената,спонсора,или поставьте людей собирать на это деньги возле мечети,или создать сайт где будут собератся деньги на возраждение татарского языка, и на выделеные деньги,нужно создать праграмму и сайт в интернете,по праграмме аналога усилиного изучения языков в Спец.службах разведки!!!Где языку учатся за месяц обучения!Если вы настоящие идеологи татарского языка,и не надо спорить и разжигать межнациональную рознь.Сейчас же не 1917год,надо просто,решать цивилизованым путем данную проблему!Я сам татарин,я бы сам еще и выделил деньги на это,и сам прошол бы обучение чтоб пополнить знание языка!А если система будет доступна 24часа в сутки,то и в других регионахРФ,а так же в других странах, татары смогут пополнять и обучать детей,татарскому языку на высшем уровне и в короткие сроки!!ИДЕЯ СЛЕДУЩАЯ СКОЛЬКО ТАТАР ПРОЖИВАЕТ ВО ВСЕМ МИРЕ,САМИ ПОДУМАЙТЕ ЕСЛИ ВСЕ ТАТАРЫ ВЫДЕЛЯТ ОТ 100до1000рублей,НА ЭТУ ПРОГРАММУ,МОЖНО РЕШИТЬ ДАННУЮ ПРОБЛЕМУ,И ЭТО БУДЕТ СИЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДАННОЙ СИСТЕМЫ И ДАННОГО ЗАКОНА)))))всем мира, добра!КАК ВЫ ДУМАЕТЕ????

    • Анонимно
      20.07.2018 16:06

      А давайте сделаем добровольным русский язык и попросим меценатов выделять деньги на его поддержку!
      Вы же именно это предлагаете для татарского языка?
      Почему вы настаиваете на привилегиях именно для русского языка?
      Ему грозит исчезновение?

      • Анонимно
        20.07.2018 18:31

        Потому что в России 111 миллионов русских. Мы хотим, чтобы они были грамотными и образованными. Чтобы они стремились получить высшее образование.

  • Анонимно
    20.07.2018 14:51

    «Я уверен, что система образования и так обеспечивала изучение родных языков, а теперь будет обеспечивать еще лучше. Строго говоря, по букве закона, действующие ФГОС позволяют выполнить его (законопроект — прим. ред.) полностью», — заявил нашему изданию Петров.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/389324. А у чувашей и марийцев даже учебников не было. И вот кому здесь верить?

    • Анонимно
      20.07.2018 15:57

      С чего это вы взяли - в Чувашии было 2 часа чувашского в неделю, значит и учебники были, в Мари-Эл марийский был только в деревнях, в городах не принуждали, но в деревнях-то учили и так же и будут учить все, кто хочет.

  • Анонимно
    20.07.2018 15:33

    Все, кто живет в Татарстане, должны знать татарский язык - из-за элементарного уважения к татарскому народу!

    • Анонимно
      20.07.2018 16:06

      Не надо нам ихнего уважения. Обойдемся. Но и от нас пусть уважения не требуют, и перехода на русский язык при наличии одного русского в компании тоже. А то на днях, в парикмахерской болтали между собой на татарском. То, да, се. В соседнем кресле сидела женщина уже не молодая. Видели бы вы как менялось ее лицо. С чего она взяла, что мы с мастером обсуждаем ее, когда болтовня шла о краске для волос. Короче, тетя не выдержала, сначала начала шипеть, потом разоралась, что больше в этот татарский дурдом не ногой. И ушла не заплатив. У меня вопрос: кто из нас был националистом?

      • Анонимно
        20.07.2018 17:14

        Наверное тот, кто придумал эту историю?)

        • Анонимно
          20.07.2018 17:43

          17.14. Так это же сплошь и рядом. Русские сразу закатывают истерику, если услышат, что при них на татарском разговаривают. А тут один коментюк жаловался, что ему и русский с татарским акцентом поперек горла.

      • Анонимно
        20.07.2018 17:35

        20.07.2018 16:06. Двух мнений быть не может: конечно ты!

      • Анонимно
        20.07.2018 18:15

        Ты хоть истории поинтереснее придумывай. А то чуть не стошнило от такой безвкусицы.

      • Анонимно
        20.07.2018 18:33

        На месте хозяйки парикмахерской я БЫ уволила таких работниц-парикмахерш - клиентка ушла недовольной и обещала больше не приходить... Клиент всегда прав!!!

        • Анонимно
          20.07.2018 20:31

          На месте хозяйки надо было вызвать полицию и заставить мадам оплатить за оказанные услуги.

    • Анонимно
      20.07.2018 16:10

      Веселые вы ребята :)

      Из-за своего неуважения к другим, хотят заставить всех знать татарский и уважать себя.

      Знайте, такими методами уважения к себе не добьётесь, а получите ровно обратный результат.

      • Анонимно
        20.07.2018 16:24

        Не надо нам уважения!
        Надо законы, основанные на равноправии языков, а не уничтожающие их!

        • Анонимно
          20.07.2018 17:26

          16:24 стоит тогда начать с равноправия между Казанью и Дрожжаным. Почему стадион и дороги построили в Казани и не построили в Дрожжаном?
          Давайте прям один в один. Синхронно, театр кукол здесь, и театр кукол точно такой де там, набережную, высотные дома, и т.д.

    • Анонимно
      20.07.2018 16:16

      15:33 вы живёте в России. А Татарстан это или Агрыз разницы никакой.

      • Анонимно
        20.07.2018 16:31

        Да мы тоже заметили, Москва или Рязань- разницы никакой.

      • Анонимно
        20.07.2018 17:45

        А что в Казани или Агрызе все обязаны разговаривать между собой только на русском? Фиг вам. Говорили, говорим и будем разговаривать только на татарском . Именно при вас.

        • Анонимно
          20.07.2018 17:53

          Мы не сдадим свой родной язык как бы вы не старались!

        • Анонимно
          20.07.2018 18:16

          Не пойму, кто против, говорите при мне хоть на нанайском, лично мне глубоко фиолетово, про меня говорят или нет и на каком языке!…и не хотите учить русский , не учите! Лишь бы силом не заставляли.

        • Анонимно
          20.07.2018 18:35

          Интересно, кому вы досадите, что будете говорить только на татарском? Говорите, пожалуйста. Работать когда начнете?

          • Анонимно
            20.07.2018 20:30

            Так мы же не в пику вам разговариваем, а потому что этот язык для нас родной. Вы же в пику нам разговариваете на русском. А вот реакция некоторых индивидов просто поражает.

            • Анонимно
              20.07.2018 23:15

              Не пойму логики...

              ОНИ разговаривают на татарском, потому что он ИМ родной.

              А МЫ разговариваем на русском не потому, что он нам родной, а в ПИКУ ИМ!!! УЖСС!!!

    • Анонимно
      20.07.2018 18:13

      Я тебе ничего не должен.

  • Анонимно
    20.07.2018 16:29

    Азат Д

    " Что сейчас обсуждать, когда примут тогда и будете обсуждать"(с)

  • Анонимно
    20.07.2018 17:32

    Я взрослый человек хочу знать татарский, но сделайте татарские программы с субтитрами на русском. Ведь это известные методики обучения, добровольно и с интересом, но почему то всех хочется прогнуть и заставить, и это самое главное в этой языковой полемике

  • РУССКИЙ ЯЗЫК - ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Он никому не может являться родным, так как понятие русский, русскость - не этнического характера, а ПОЛИТИЧЕСКОГО.
    Так что признавать его РОДНЫМ - абсурд - масло масляное.
    В российском социуме (не для кого не секрет) существует максима: русский это тот, кто говорит на русском, живёт в России и считает себя русским. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ - НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ РУССКИМ, А СЧИТАЕТ СЕБЯ ТАКОВЫМ. ЭТО БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА.
    ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО ПРОЦЕНТОВ 99 ИЗ ЧИСЛА НЕ РУССКИХ, КТО ЖИВЁТ В РОССИИ, И КТО НЕ ТОЛЬКО РАЗГОВАРИВАЕТ НА РУССКОМ, НО И ДУМАЕТ НА НЁМ - РУССКИМ СЕБЯ СЧИТАТЬ НЕ ХОЧЕТ.
    Что с этим делать? Через колено, как привыкли, переламывать будите? НУ-НУ. ПОСМОТРИМ.

    • Анонимно
      20.07.2018 21:31

      Граница открыта, мфц работают, паспорта выдают.

    • Анонимно
      20.07.2018 22:22

      Мне русский язык родной - на нем говорили все мои предки и другого языка я не знаю. Русский язык я впитал с рождения вместе с молоком матери. Никакой Габдель Юссон не сможет меня убедить, что русский язык мне не родной. Родной и ещё какой родной!!! А вам Габдель Юссон не надоело всякую чушь нести или вы профессиональный провокатор и профессиональный русофоб?

      • Анонимно
        20.07.2018 23:15

        Вот один в один тоже самое можно написать про татарский язык.

    • Анонимно
      20.07.2018 23:27

      Что-то вас совсем переклинило.

  • Анонимно
    20.07.2018 17:44

    Т.е. полного среднего образования на родных языках (не русском) не будет.
    Государственный татарский в Татарстане в вариативной части.
    Скоро услышим "не говорите в автобусе по-татарски", "понаехали тут из своих деревень", "чё, татарин что-ли?" и т.п.

    • Анонимно
      20.07.2018 18:00

      но это же будет шовинистический кошмар, организованный федеральными властями!

  • Анонимно
    20.07.2018 18:22

    Пока слышу наоборот: ловил попытку с дачи, водитель остановился и сказал, если не татарин, не повезу, на моё счастье крещёный и знаю татарский, а на рынке приняв по внешншности мою дочь за русскую, татарка предъявила претензию по татарский продавцу, почему продаёт марже

    • 18.22.
      Ой, Ваша гнусная ложь или лживая гнусть такой тухлятиной пахнет. Не стыдно?
      Подпишитесь хотя бы, чтобы Вас за клевету наказать можно было анонимщик. Видать даже себя не уважаете.

  • Анонимно
    20.07.2018 18:55

    Не стыдно, потому что это правда, первый случай был вЧелнах, а второй в Казани на мавлютовском рынке. Мне 88 лет и врать не приучен

  • ПанАлекс
    20.07.2018 19:22

    О какие страсти на пустом месте! Сколько денег вбухали госмужи для разжигания межнациональных отношений, чтобы особо активные и буйные конфликтовали между собой, а не шли вместе на протесты против пенсионного геноцида!

  • Анонимно
    20.07.2018 20:39

    Свой язык культурный человек знает и так, а вот развивать его уже не может, нужны искусственные меры в такой социально- политической ситуации.

  • Анонимно
    20.07.2018 23:59

    Про сдачу ЕГЭ на родном языке Гильмутдинов правильно сказал как и про участие регионов в составлении ФГОСов: это же нонсенс, что деньги дают регионы а разрабатывает Москва без их участия!

  • Анонимно
    21.07.2018 00:52

    "А вы в курсе, что не все преподаватели лицеев имели педагогическое образование?"

    Формально придрались к тому, что них не было дипломов РОССИЙСКИХ пед.вузов, но кто будет лучше преподавать турецкий, турок с турецким дипломом или учитель с российским дипломом , никогда не живший в Турции? )))

    В России(особенно в Москве) работает масса иностранных преподавателей-носителей английского языка и никто от них почему-то не требует дипломов российских пед.вузов.

  • Анонимно
    21.07.2018 02:14

    Главное что бы для нас, кто выбрал татарский, это не было финишем, в других регионах. Вот это будет беда бедой. А зная, как работает к нас этот национальный компонент в республике, то ничего хорошего от национальных элит ждать не придётся. Они только ещё больше дров накидают. Уже давно у нас принимают на работу не по знаниям и умениям, а по отношению к национальности. Я помню, как у нас на заводе в 90-е русских попирали. Не дай Аллах этому повториться снова. Представляю сама, как было им, будь я на их месте и понимаю их сейчас. На мой взгляд все эти разговоры о национальностях в руководстве нужно отменять и статью в Конституции РТ об ограничении по тому или иному основанию, не связанному с профессиональными качествами.

  • Анонимно
    24.07.2018 14:28

    Работа на понижение статуса Татарстана продолжается, но более витиевато.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль