Общество 
14.04.2011

Марат Галеев: «Бюджет КФУ почти равен бюджету Казани»

ДЕПУТАТ ГОССОВЕТА  РАССКАЗАЛ О ТОМ, КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ КАРКАС ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РТ

Сегодня глава комитета по экономике татарстанского парламента Марат Галеев на встрече с депутатами татарстанских муниципалитетов рассказал о будущей инновационной модели Татарстана. Её каркасом, по словам парламентария, станет Казанский федеральный университет и сеть инновационных предприятий вокруг него. Депутат уверен, что проект будет реализован в течение ближайших двух лет.

«40 ТЫС. В МЕСЯЦ – ЭТО ДОСТИЖИМО»

Сегодня в Госсовете прошёл день открытых дверей комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству. Около сорока депутатов районных советов приехали в Казань, чтобы увидеть, как работает один из ключевых комитетов татарстанского парламента.

Первой перед народными избранниками выступила первый заместитель министра экономики РТ Сария Сиразиева, которая вкратце представила тезисы принятой программы социально-экономического развития РТ на 2011–2015 годы. Причём она сразу остановилась на таком показателе как зарплата, которая согласно новой стратегии должна к 2015 году достичь 40 тыс. рублей, заверив, что это вполне реально.  

«Для того, чтобы достичь этих показателей, нужен рост зарплат 18% в год, что соответствует существующей ситуации. В 2006 – 2010 гг. рост составил 20% ежегодно. За эти годы ежемесячные зарплаты в здравоохранении выросли в три раза, достигнув 11 679 рублей. В сфере образования - в 2,5 раза. В декабре средняя зарплата на средних и крупных предприятиях уже сейчас составляла 23 тысяч рублей, на крупных инвестиционных проектах – 39 тысяч, ТАИФ-НК – 29 тысяч рублей», - рассказала Сиразиева.

 

КАК ЗАВЕЩАЛ ВЕЛИКИЙ МАУ

Сиразиева отметила, что в основе новой программы лежит модный нынче институциональный подход, и её можно условно разделить на пять блоков. Первый блок – это разработка новых правовых актов для выхода из «институциональных ловушек» (в частности, республика готовит свои законы о государственно-частном партнёрстве и инвестиционной деятельности. Второй блок – снижение административных барьеров, которое, в частности, подразумевает «сопровождение инвестиционных проектов» (по сути, речь идёт всё о том же ручном управлении) или облегчение подключение к сетям. Третий блок – создание комфортных условий для МСБ, в частности, для тех, кто оказывает услуги в сфере инновационной и социальной деятельности. Четвёртый – блок по развитию инновационной деятельности, который оказался одним из самых обсуждаемых  депутатами. Последний блок – это экологизация экономики со стимулированием перехода на «зелёные» технологии. «В будущем это станет основой для появления зеленой экономики», - оптимистично заявила Сиразиева. Одним словом, да здравствует «маусианство».  

КФУ КАК СКОЛКОВО

После окончания выступления Сиразиевой депутат Казгордумы Сергей Кондратьев обратился с вопросом, каким разработчики программы видят создание институтов поддержки инновационной деятельности. Развёрнутый ответ на этот вопрос решил дать председатель  комитета по экономике Марат Галеев.

Как заявил Галеев, ядром инновационной экономики Татарстана станет Казанский федеральный университет.

«Создается целый ряд кафедр, которые будут работать над развитием инновационной экономики. Университет изменится даже физически. Пока в хорошем состоянии только главный корпус университета. Создаваемые новые лаборатории, в том числе и в сфере нанотехнологий, требуют новых помещений – так называемых «чистых помещений»,  - заявил глава комитета. - В отличие от прошлых лет сегодня для реализации этих планов есть средства. Причём участвует не только республиканский и федеральный бюджет, но и крупный татарстанский бизнес. Эти планы носят конкретный характер. Будет создана вокруг университета сеть малых инновационных компаний, привязанных к потребностям как регионального, так и федерального бизнеса».

«МЫ НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН»

По словам Марата Галеева, ахиллесовой пятой советской высшей школы была её изолированность. «Ломать нужно эти барьеры!» - призвал депутат. Возможно, созданная сеть технопарков и технополисов («частично они изолированы», - мягко покритиковал эту систему депутат) будет соединена с университетом и бизнесом. Также в стороне от инновационных планов республики не останутся не задействованы два национальных исследовательских университета – КГТУ (КХТИ) и КГТУ (КАИ).

«В ближайшие два года все планы будут реализованы. КФУ станет каркасом инновационной экономики. Сейчас бюджет университета почти равен бюджету Казани (напомним, что общий объём доходов бюджета города на 2011 год прогнозируется в объеме 11,4 млрд. рубле, ред.). Университет также выиграл гранты бизнеса со всей страны. Раньше было много слов, но не было денег. Картина существенно меняется. Мы на пороге перемен», - резюмировал Галеев. Отметим, что он практически впервые публично назвал хотя бы приблизительные размеры бюджета КФУ – до сих пор никаких данных об этом не звучало, в частности, ректор Ильшат Гафуров на неоднократные вопросы об этом (их задавала и газета "БИЗНЕС Online") не отвечал, ссылаясь на то, что бюджет окончательно определится только после объединения казанских вузов, вошедших в состав КФУ. 

Арслан Минвалеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    зарплата в КФУ 40 000 в месяц к 2015? Для простых преподавателей, имеющих начальный оклад в 4500 рублей в месяц данная сумма представляется фантастикой. Впрочем, вероятно, для определенных категорий сотрудников это может быть реальностью уже сейчас

  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    Когда приводил цифры упустил, что процент на науку и образование это доля от ВВП, т.е. 4процент от ВВП на всю науку и образование – это 8 млрд. долларов, в частности, чисто всю науку – около 5 млрд. долларов. А это чуть не дотягивает до половины нашего ВРП и почти два наших бюджета. А ведь это не нефтедобывающая республика, да и климат у них достаточно суровый, а в северной части вообще сложно жить.

  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    Добрый вечер!Откуда вы взяли цифру 12 млрд. долл. ВРП Татарстан?На конец 2010 года более 900 млрд. рублей, то есть приблизительно 30 млрд. долларов - официальная инфа на всех сайтах. 12 млрд. долл - это по 3 тыс. долл на человека получается - уровень Африки. Проверьте пожалуйста данные ваши.

  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    да, и поэтому ректор КФУ летает бизнес классом как мэр Казани

  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    почему тогда партнерство КГУ + крупные предприятия + государство на сегодняшний день ничего не дало, не хватало названия ПФУ???

  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    да и пусть летает, лишь бы инновации пошли в гору, а судя по работе в Елабуге над той же особой экономической зоной результаты будут. Меня больше волнует, когда люди хоят пешком и гордятся этим ничего более не предппринимая.

  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    Потому что, похоже, цель не в том чтобы что-то дать. Если бы что-то зависело от результатов работы, то давали. А если деньги и так дают, то зачем что-то еще давать? Надо просто делать видимость работы, устраивать всякие совещания, проекты представлять.

  • Анонимно
    14.04.2011 00:00

    Прежде чем говорить о каркасе инновационной экономики в республике, давайте проанализируем успехи других стран в этом деле. И решим, какой все же каркас строить. Замечу попутно, что каркас такой экономики в других странах строили не экономисты, это тоже самое, что поручить им сшить костюм. У кого-то может и выйдет, если они еще обучались этому делу, а у большинства выйдет так, как по Черномырдину. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Давайте рассмотрим успехи такой страны как Финляндия. Население 5,4 млн. человек, ВВП – почти 200 млрд. долларов (одна шестая часть ВВП России) или для сравнения ВРП Татарстана – около 12 млрд. долларов. А начинали тоже с того, что в 1981 году 30процент экспорта были сырьевые ресурсы. И была принята программа перехода к инновационной экономике, не программа социально-экономического развития, не программа ликвидации ветхого жилья, а вот такая программ. В результате доля в экспорте природных ресурсов и материалов из них составила сегодня 7-8процент (в основном, лес и лесоматериалы). В начале 80-х годов отчисления на науку было около 1процент, в 2010 - 4процент. Но это только цифры. Дело не в этих внешних изменениях. Суть инновационной экономики заключается в следующем. Вот например, в конце восьмидесятых, научные разработки финских ученых стали достаточно хорошо известными. И появилась очень мощная база для научных исследований в области физики твердого тела, в частности в области гетероструктур. Этот то, за что Жорес Алферов получил Нобелевскую премию. Он работал в Ленинградском физ-техе, над этой темой в 70-ые годы, так вот финны настолько опередили своих соседей в это области в конце восьмидесятых, что многие уже ездили к ним на стажировку для выполнения научных работ. У них было все для того, чтобы работать в этой области. А это в свою очередь потянула микроэлектронику, производство средств телекоммуникации. И в качестве другого примера такой экономики, на сегодняшний день финны считаются одной из наиболее образованных людей в Европе (датчане и шведы), у них 20 университетов и 32 политехнических вуза, около 20 государственных НИИ и исследовательский центр, это не считая исследовательских центров у частных фирм. Только на фундаментальные исследования, которые курируются АН выделяется 270-300 млн. долларов ежегодно. Кстати, Академия наук подчинена Министерству образования и у них нет академиков, а есть должности профессора и старших исследователей, которые присваиваются на конкретный срок выполнения работ. Нет той пожизненной ренты за звание, а есть конкретная работа по гранту. Но и таких исследователей у них только в АН более 3000 человек, но эти исследователи проводят свои работы в университетах и в НИИ, они только получают гранты через АН. Образование бесплатное и наивысшая ученая степень доктор, что соответствует нашему кандидату наук. Затем исследовательская работа, когда получают по должности профессора около 5-8 тысяч долларов в месяц. Если Министерство образования занята образованием и курирует фундаментальные исследования, то Министерство торговли и промышленности через департамент технологий занимается финансированием НИОКР при совместном участии фирм и корпораций, хотя часть НИОКР может финансировать и Минобр, но ее основная задача финансировать фундаментальные исследования. Можно очень много рассказать про инновационную экономику Финляндии, но хочу подчеркнуть, что в основе ее лежит очень кропотливая и очень долгая (почти тридцать лет) работа, в которой заняты не экономисты и финансисты, а конкретные ученые-исследователи, учителя, кто свои трудом создает эту экономику. Это их знания превращаются в продукт этой экономики. А роль депутатов, чиновников сводится только созданию единого механизма, который не меняют через каждые два-три года в зависимости от сочиненной программы, какой-нибудь группы экономистов. И еще, когда говорят, что центром инновационной экономики будет КФУ. Это не очень правильно, здесь больше попахивает определенной конъюнктурой, которая зависит от того, будут поступать из Москвы деньги или нет. КФУ должен стать очень важной и составной частью такой экономики, но уж точно не каркасом. Это больше попахивает на скелет, который может остаться от благих намерений, если вдруг поток денег иссякнет.

  • Анонимно
    15.04.2011 00:00

    Добрый вечер, уважаемый Ренат! Я взял цифры за 2003-2004 год ВРП РТ (290 млрд. рублей), что по тому курсу доллара должна была соответствовать цифре около 12-13 млрд. долларов, а также цифры ВВП Финляндии приблизительно 145 млрд. евро, на то время я взял 1:1,43 отношения евро к доллару. Конечно, при написании коммента я не сидел за подсчетами, чтобы было точно по цифрам, пишу и сразу же кликаю на отправку. Год 2003-2004 взял, так по ним у меня были данные о доли сырья в 7-8процент в экспорте Финляндии, отсюда и начал набирать цифры. Конечно, вы правы, сегодня (за 2010 год) ВРП РТ составил 32 млрд. долларов, но тут я вспомнил один забавный рассказ о Ричарде Фейнмане – великом американском физике. Как то на лекции он сделал оговорку и один дотошный студент его на этом подловил. Фейнман сказал: « Вы не слушайте, что я вам говорю, слушайте смысл того, что я вам говорю». Так и здесь, мне бы хотелось, чтобы вникали в смысл того, что я пишу, а не ловили на неточностях, которые не очень искажают смысл написанного. Тем более вы же знаете лукавость некоторых статистических данных. Но по поводу Финляндии цифры соответствуют истине, и действительно уровень развития науки и образования впечатляет. Если иметь еще в виду, что ее население по численности примерно соответствует нашему. И еще. Как то один очень известный математик Юрий Манин сказал, а он уже довольно пожилой, много повидал, очень долго провел время и за рубежом, работая в ведущих университетах, что культура, медицина и образование должны быть бесплатными для всех людей. Конечно, он не имел в виду, что там люди должны работать за бесплатно, но вот само общество должно быть нацелено на то, чтобы эти три сферы стали общим достоянием всех людей. Вот в Финляндии добились этого. Образование бесплатное, но, например, детей до 6 класса, если до их школы больше двух километров обязаны за счет государства подвозить на такси. Кстати, обучение религии только с согласия родителей и в соответствии с вероисповеданием, если атеисты, то преподают этику. Медицина бесплатная и очень высокого уровня. Томографы есть в каждой районной больнице, включая и маленькие поселения. Лекарства для хронических больных бесплатны, включая и инсулин. Я думаю, что такой страной финны гордятся и будут ее защищать всеми силами. И еще о цифрах. Вот взял цифры из данных ЦЭМИ РФ. На 2003 год ВВП на душу населения в России было 2408,8 доллара на человека, в Мексики (слабо развития страна) – 6161, а у финнов – 25303, но вот уже 2006 и далее с ростом цен на нефть наши показатели начали расти. Так 2006 – Россия – 5338, Мексика – 7459, а финны – 36757. Так что вы не столь и далеки от истины, мы в ряду достаточно слаборазвитых стран.

  • Анонимно
    15.04.2011 00:00

    Самое главное - наконец-то начались долгожданные позитивные изменения в Приволжском университете. Сколько публикаций, дискуссий. Важно, что и общественность и руководство республики поддерживает реформы. Сначая был настроен весьма скептически, думал что Гафурову не удастся переломить специфическое и автономное движение этой огромной образовательной и научной машины, но сейчас надежда появилась.

  • Анонимно
    15.04.2011 00:00

    Вопрос в том, кто будет учредителем тех инновационных компаний, которые будут допущены к пользоватнию инфраструктурой университета. Другой вопрос в том, кто будет обладать правами (а, следовательно, и получателем доходов) на создаваемую такими компаниями интеллектуальную собственность (изобретения, патенты и т.д.).

  • Анонимно
    15.04.2011 00:00

    Здравствуйте! Я читал и в целом согласен. И пример хороший, сопоставимый и по населению и по климату и т.д. Согласен и с тем, что у нас сырьевая экономика. Проблема в том, что некоторые руководители (вспоминаются слова Сечина гапример) похоже всерьез уверены (?!), что тысячи километров трубопроводов по которым качают газ и нефть во все стороны света - это и есть успешное развитие страны и являются несомненным успехом.Могу только добавить, что знакомые, работающие в КГУ получают копейки и мне не очень понятно где эти средства крутятся. Там молодому человеку нечего делать в настоящее время - придется годами сидеть на шее у родителей (если есть такая возможность). Более менее способные разъезжаются, замены уходящим преподавателям почти нет. В 90-е гг. понятно - было сложно. Но почему государство в последние годы, когда деньги были, не может найти средства (не такие уж огромные), чтобы удержать молодежь мне не понятно.К сожалению нащи руководители - юристы по образованию:) и я боюсь, что у них есть ошибочное ощущение, что науку можно быстро восстановить в течении 5-10 лет с помощью финансовых вливаний. В случае гуманитарных наук может быть это и сработает. Но в случае математики, физики и химии это точно не так. Здесь потребуетя огромное колличество времени и средств.Для примера:1) Бразилия вложила миллиарды долларов и потратила десятилетия с целью выхода в космос - безуспешно.2) Лучшая школа фундаментальной физики была в Германии до 40-х гг. XX века (собствено ядерные бомбы и освоение космоса базировались на их разработках). После войны она была разрушена и до сих пор не восстановлена. Хотя Герамания успешная, развитая страна. Там очень хорошие инженеры, но Нобелевских лауреатов после войны почти нет. 3) Ну и Россия конечно. Большие средства стали вкладывать в науку при Петре I, то есть в начале 18 века, а результаты пошли только во второй половине 19 века, то есть 150 лет спустя (Менделеев, Бутлеров, Зелинский, Вернадский, Чебышев, Циолковский, Жуковский и многие другие). Конечно до этого был Ломоносов, Лобачевский и Эйлер (швейцарец, который работал в России до тех пор, пока ему платили хорошие деньги), но это скорее единичные случаи.Так что остается надеяться на то, что точка невозврата ещё не пройдена и хочу пожелать удачи тем кто хочет исправить ситуацию.

  • Анонимно
    15.04.2011 00:00

    Ренату. Разрушение науки в России началось не десять-двадцать лет назад, а горазда раньше. И восстановить его почти не возможно. После того, как был создан ракетно-ядерный щит усилиями физиков, химиков, математиков они стали не востребованы. Продолжались еще держаться на авторитете и былых заслугах те или иные школы, но уже перестали вливать такие деньги в эту сферу. Как рассказывал Виталий Гинзбург, вспоминая те времена, когда он участвовал в создании термоядерной бомбы, они чувствовали себя настолько незаменимыми и ценными для страны людьми, что считали себя особой кастой в этой стране. Они жили в особых поселках, где было все, если нужно было что-то, то все появлялось по мгновению волшебной палочки. Они знали, что страна живет очень трудно, видели кто выполняет всю черновую работу в робах и за колючей проволокой, но считали, так надо. Не зря же в то время Сахаров сделал предложение в ЦК, чтобы на подводных кораблях заминировать побережье США термоядерными зарядами и в случае необходимости просто взорвать – Америку смоет океанской волной. Они настолько уверились в то, что они незаменимы, что могли высказывать свое мнение в лицо высшим чинам. Но постепенно они становились только обузой для власти и тот же Сахаров постепенно потерял все. Из трижды героя СССР он стал арестантом и ссыльным. Постепенно и вся остальная наука почувствовала, что золотые времена кончились. Развивалось ВПК, и генетика и кибернетика так и остались лженауками, хотя уже их так не называли, но только некоторые вопросы в этих науках вызывали живой интерес у властей. Например, такие - генетические мутации в результате действия малых доз радиации на примере выброса радиации под Челябинском, или создание быстродействующих ЭВМ для запуска ракет. Естественно, еще один фактор играл важную роль в развитии науки – это соревнование с США в создании новых видов вооружения. Но наука – как очень важная и просто жизненно важная сфера человеческой деятельности, которая и двигает человечество вперед, здесь не играла никакой роли. Поэтому уже к концу восьмидесятых эта сфера деятельности находилась в загоне. Но тут надо еще одно иметь в виду, сейчас как раз выстрелили те области науки, которые считались в СССР неким буржуазными науками, отвергающие роль гегемона, т.е. рабочего класса, от чьего имени у нас и правили чиновники. Это кибернетика – все успехи в развитии компьютеров были даны в этой науке, и это генетика – это грандиозные успехи в понимании тайны жизни на Земле. И еще, к тому, что вы говорите о Германии, о ее отставании в области ядерной физики. Вы ошибаетесь, во первых, наука в Германии – это образ жизни немцев и главный формирующий фактор страны. Как в свое время наука там развивалась, так и развивается, это у них уже в крови (нам бы тоже было бы желательно вогнать это в кровь). Такой гигант как Сименс, который поставляет даже нам силовые установки, строит и ядерные станции, обладает всем набором ядерных технологий, 30процент энергии в Германии дают ядерные станции, но и все исследовании также ведутся довольно успешно. Они не очень заметны, но сама ядерная физика достигла той стадии зрелости, что там нет столь существенных открытий, которые могли бы потрясти мир. Но во всех областях физики у них есть и достаточное количество Нобелевских лауреатов и очень хорошие работы.

  • Анонимно
    16.04.2011 00:00

    Реальный бюджет КФУ в 2011 год не превысит 5 млрд. руб. (примерно 3 млрд. - бюджеты входящих вузов+1 млрд. годовая Программа КФУ + до 1 млрд. - все прочие крупные госпрограммы ). Немало, но все же не 11 млрд.

  • Анонимно
    16.04.2011 00:00

    Рад за КФУ! Хочется пожелать, чтобы коллектив знаменитогоо Казанского университета потратил полученную энергетику (деньги - это эненргия, а 11млр.руб. примерно эквивалентно 4 млрд.квт.ч электроэнергии или 4 млн.бочек (баррелей)нефти и т.п.)в основном на полезный для человечества продукт, в т.ч.и научно-интеллектуальный, а не только на увеличение энтропии (хаоса) в окружающем нас мире..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль