Общество 
13.08.2018

Профессор Катасонов: «Кремль предлагает «подстричь жирных баранов». Что это значит?»

Месседж Андрею Белоусову от известного аналитика: сначала надо заткнуть дыру в российской экономике! А уже потом наполнять бюджет деньгами

Письмо к Владимиру Путину помощника президента России Андрея Белоусова, в котором предлагается изъять у ряда компаний некие «сверхдоходы» и на котором президент начертал резолюцию «Согласен», вызвало бурную реакцию в олигархических кругах. Профессор Катасонов считает подобную меру в принципе правильной, но осуществляться она должна не в режиме аврала и не через ручное управление, а через эффективную, прозрачную, понятную систему налогообложения.

Андрей Белоусов обратился к Путину с письмом, содержащем предложения о том, где именно можно найти деньги для финансирования «майских указов» Фото: kremlin.ru

НЕФТЬ И ГАЗ НЕ ТРОНУТ

Главной экономической новостью минувшей пятницы в России стало сообщение, что помощник президента России Андрей Белоусов обратился к Владимиру Путину с письмом, содержащем предложения о том, где именно можно найти деньги для финансирования мероприятий, определенных так называемым «майским» указом.

Напомню: 7 мая Путин подписал новый указ о сокращении бедности и увеличении продолжительности жизни в стране. На выполнение только этих указаний главы государства нужны минимум 8 трлн. рублей. Правительство деньги ищет в срочном порядке. Часть уже найдена. Это доходы от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) на два процентных пункта. Что-то планируется собрать за счет размещения облигаций государственного займа. Но этого недостаточно.

Суть предложений Белоусова в том, чтобы изъять у ряда компаний часть доходов, которые в его официальной бумаге названы «сверхдоходами». Многие СМИ уже поспешили назвать это предложением об изъятии сверхдоходов у металлургической отрасли. На самом деле, речь не только о металлургии, но также и о химической промышленности, производстве минеральных удобрений и угледобыче. И не о всех компаниях указанных отраслей, а лишь о «крупняке». Всего — о 14 компаниях. Главными объектами запланированной «экспроприации» выступают такие российские промышленные гиганты, как «Норильский никель», АЛРОСА и «Сибур». Среди других фигурантов письма — НЛМК, «Северсталь», Магнитогорский металлургический комбинат, «Мечел», «Металлоинвест», Evraz, СУЭК, «Полюс».

Примечательно, что, таким образом, объектом «экспроприации» не окажется добыча углеводородов. В списке нет ни «Роснефти», ни «Лукойла», ни «Газпрома». Любопытно, что в 2016 году правительство уже изымало в бюджет около 600 млрд. рублей сверхдоходов как раз у нефтяных и газовых компаний. По мнению автора письма, налогообложение компаний в сфере добычи нефти и природного газа к настоящему времени и так более или менее налажено.

Уровень налогов в секторах, ориентированных на экспорт природных ресурсов, зависит от ряда факторов. Основных три:

1) уровень цен на углеводороды, определяющий величину валовых доходов;

2) валютный курс рубля (от него зависит выручка и размер прибыли в рублевом выражении);

3) инвестиционные проекты и программы компании (естественно, что наличие таковых дает ей право рассчитывать на налоговые льготы).

Так вот, по мнению Белоусова, в «нефтянке» и газовой отрасли уже научились учитывать все три вышеназванных фактора при установлении реальной налоговой ставки. Она на сегодняшний день там более или менее оптимальна. По крайней мере, в добыче углеводородов уже нет сверхдоходов. А на фоне нефтяников и газовиков 14 названных помощником президента компаний в 2017 году получили слишком большие доходы («сверхдоходы»). И поэтому бизнес должен ими «поделиться» с государством.

Налоговая нагрузка в перечисленных в письме отраслях составляла 7 процентов против 28 процентов в нефтегазовой отрасли. Это несправедливо, у всех отраслей должны быть примерно равные условия ведения бизнеса.

Как можно предположить из письма Белоусова, эксперты провели свои расчеты доходности достаточно большого количества компаний. Из них были выбраны 14, которые имели наибольшие сверхдоходы. Таковые были оценены в сумму, превышающую 500 млрд руб., что эквивалентно примерно 7,5 млрд долл. Примерно половину ожидаемой суммы предполагается «состричь» в трех компаний: «Норникель» (114,20 млрд. рублей), АЛРОСА (67,28 млрд. рублей) и «Сибур» (65,23 млрд. рублей).

В письме говорится о том, что в 2017 году металлургическим и химическим компаниям-экспортерам удалось заработать более 1,5 трлн. рублей исключительно за счет благоприятной рыночной конъюнктуры. Мол, изъято будет примерно треть от этих шальных денег, которые достались экспортерам по воле случая.

Дополнительная «стрижка» фигурантов должна принести доходов в бюджет больше, чем они заплатили налогов по итогам 2017 года. Так, «Норникель» выплатил более 1 млрд долл. налогов, в т. ч. — 791 млн долл. по налогу на прибыль и 221 млн долл. по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Белоусов предлагает, чтобы «Норникель» доплатил в казну сумму, которая эквивалентна еще 1,75 млрд долл. Можно себе представить, в какое возбуждение пришли акционеры и топ-менеджеры «Норникеля», ознакомившись с письмом помощника президента РФ!

А взять нашего алмазодобывающего монополиста «АЛРОСА»! В прошлом году компания заплатила налогов в федеральную и региональную казну на общую сумму 49 млрд руб. В письме предлагается, чтобы «АЛРОСА» доплатила в казну сумму, которая превышает уже внесенные налоги в 1,37 раза.

Думаю, что в возбуждение пришли акционеры и менеджеры всех 14 компаний, фигурирующих в письме. Владелец НЛМК Владимир Лисин заявил, что содержащиеся в письме предложения по «стрижке» являются «поощрением неэффективности». В РСПП, членами которого являются все фигуранты письма, выразили озабоченность инициативой помощника президента Белоусова и заявили, что она может привести к уходу инвесторов с российского рынка.

Как бы там ни было, но фигуранты письма уже успели пострадать от инициативы Белоусова. Утром в пятницу акции металлургических компаний, таких как «Норникель», «Полюс» и «АЛРОСА», упали после появления новостей о дополнительном налоге.

Масла в огонь подлило сообщение некоторых СМИ, что, мол, президент РФ ознакомился с письмом и начертал на нем резолюцию: «Согласен». Мол, решение окончательное и подлежит исполнению.

Однако уже утром в пятницу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что письмо Белоусова действительно было и действительно на нем стоит виза президента «Согласен». «Но что очень важно отметить — на что согласился президент? Президент согласился на то, что эта тема будет проработана правительством России и будут представлены соответствующие предложения с учетом необходимости сохранения инвестиционных возможностей указанных компаний», — отметил Песков.

Уже днем в пятницу в Минпромторге было проведено совещание по вопросам, поднятым в письме. В нем участвовали как автор письма Белоусов, так и представители всех 14 компаний. На совещании решено проработать аргументы, подготовить заключения о том, как инициатива отразится на инвестициях компаний и налогах, какое влияние окажет на регионы присутствия, выполнение задач по «майским указам». СМИ сообщили, что на следующей неделе консультации ведомств с представителями тех отраслей, которые фигурируют в письме, продолжатся.

«НУЖЕН ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОПОЛНЕНИЯ КАЗНЫ»

Каково мое отношение к описанному событию? С одной стороны, конечно, отрадно, что власть пытается хоть как-то обуздать неуемные аппетиты наших олигархов. Но, с другой стороны, вызывает вопросы то, как она это делает. Даже закрадывается подозрение: уж не спектакль ли разыгрывается? Может власть хочет понравиться народу, который склоняется к тому, что власть у нас обслуживает исключительно интересы олигархов?

Содержащиеся в письме предложения идут в русле все той же концепции «ручного управления» экономикой. Почему в письме фигурируют только некоторые отрасли? Ведь у нас их гораздо больше. В том числе — и такие, которые работают в значительной степени на экспорт. Например — лесная промышленность. Или медная отрасль, где такие гиганты, как КГМК и РМК.

Тогда почему рамках ограниченного списка отраслей выбраны только 14 компаний? Почему там нет некоторых производителей удобрений? Почему из всех золотодобытчиков выбрана только компания «Полюс»? Или, может быть, господин Белоусов приберег некоторые отрасли и некоторые компании на следующий год, когда потребуется властям новая партия «баранов для стрижки»?

Не думайте, что я защищаю «Норникель», «АЛРОСА» или «Полюс». Нет, нужен целостный подход к решению проблемы пополнения казны, который предполагает охват всех отраслей и всех компаний отечественной экономики. «Ручное управление» и «избирательный подход» характеризуются не только большой «трудоемкостью» и высоким процентом ошибок, но также коррупционной составляющей. Нам нужно не «ручное управление», а четко, безотказно действующий экономический механизм, который должен функционировать без вмешательства (или при минимальном вмешательстве) со стороны чиновника (даже если он имеет ранг помощника президента РФ). Разве это сложно сделать?

Что касается «незапланированных» рублевых доходов, возникающих от падения национальной валюты, то таких доходов у российских компаний вообще не должно быть. Это нечистоплотные манипуляции, в которых заинтересованы олигархи-налогоплательщики и Минфин (которому падение рубля облегчает исполнение бюджета).

Что касается «шальных» сверхдоходов экспортеров от конъюнктуры мирового рынка, то их без всяких оговорок следует изымать в бюджет. И для этого есть проверенное средство — прогрессивная шкала налогообложения на прибыль компаний. Наши власти любят ссылаться на зарубежный опыт. Так и возьмите на вооружение опыт прогрессивного налогообложения прибыли!

Вот как выглядела, в частности, налоговая система США до последнего времени (когда она была реформирована Трампом). Федеральное налогообложение прибылей корпораций в США определяется Разделом 11 Кодекса внутренних доходов. Ставка федерального налога оставалась неизменной до нынешнего года на протяжении двух десятилетий. Американские компании платят налоги со всех своих доходов, включая те, которые получены за рубежом, за исключением разрешенных законом вычетов (скидок). Федеральный налог является единым для всех штатов. Ставка начинается с 15% и с увеличением дохода доходит до 35%. И зависит от размера полученной прибыли. То есть — облагается по прогрессивной шкале. На уровне большинства штатов также взимаются налоги с прибыли, там также используется прогрессивная шкала (при этом у каждого — своя).

СЛЕДИТЕ ЗА РУКАМИ

Вообще довольно странно, что вопросами налогообложения, причем в конкретно-практическом аспекте занимается помощник президента России. Созданием общего каркаса налоговой системы должна заниматься Государственная дума РФ. Прежде всего — те комитеты, которые имеют отношение к налогам, бюджету и экономической политике.

Странно: Российская Федерация существует уже более четверти века, Налоговый кодекс Российской Федерации принят ровно двадцать лет назад (31 июля 1998 года), а помощник президента продолжает выдавать рекомендации по формированию государственного бюджета в стиле «ручного управления»! Что-то не в порядке в нашем «королевстве».

По большому счету, подобного рода рекомендации не укрепляют российскую государственность, а еще больше ослабляют доверие к государству со стороны бизнеса. Увы, такое же «ручное управление» мы видим не только в отношении упомянутых выше промышленных гигантов, но и в отношении малого и среднего бизнеса.

И последнее. Для создания эффективного (и справедливого) механизма формирования бюджета создание общего каркаса налоговой системы является необходимым, но не достаточным условием. Даже самая совершенная налоговая система не будет работать, если мы сохраним нынешний либеральный режим трансграничного движения капитала. Необходимо введение валютного контроля в сфере международного движения капитала. Хотя бы — возвращение к той версии Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которая существовала до внесения в закон поправок, сделавшего его абсолютно беззубым (в первой половине прошлого десятилетия).

Сегодня российская экономика напоминает дырявое ведро. Через зияющую дыру все избыточные доходы («сверхдоходы») беспрепятственно уходят в разные офшоры. Помощник президента в своем письме подсказывает Владимиру Путину, как наполнить бюджет деньгами для выполнения «майского» указа. А я хочу подсказать Андрею Белоусову: сначала надо заткнуть дыру в российской экономике! А уже потом наполнять бюджет деньгами.

Валентин Катасонов
«Свободная пресса», 11.08.2018

Валентин Катасонов — доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, профессор кафедры международных финансов МГИМО, председатель Русского экономического общества им. Шарапова, автор 10 монографий (в том числе «Великая держава или экологическая держава?» (1991), «Проектное финансирование как новый метод организации инвестиции в реальном секторе экономики» (1999), «Бегство капитала из России» (2002), «Бегство капитала из России: макроэкономический и валютно-финансовые аспекты» (2002)) и множества статей.

Родился в 1950 году.

Окончил МГИМО (1972).

В 1991–1993 годах был консультантом ООН (департамент международных экономических и социальных проблем), в 1993–1996 годах — членом консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

2001–2011 — заведующий кафедрой международных валютно-кредитных отношений МГИМО (У) МИД России.  

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.08.2018 10:06

Во первых олигархов называют не жирными баранами а жирными котами.Кота стричь толку нет и смысла.И их не будут стричь.Стричь будут баранов у которых шерсти то осталось шо бы не замерзнуть.Пока будет молчание ягнят их будут фсегда стричь и прочая.

  • Анонимно
    13.08.2018 09:50

    Подход к наполнению казны это прогрессивное налогообложение. Запад, Китай, мощнейшая Золотая Орда тому пример. Олигархи во власти России на это не пойдут. Поэтому будем по-прежнему гондурасом с силовиками для охраны власти

    • На кой хрен нужно слушать всяких Аналитиков и политологов ? Непонятно почему Путин предложил саудовскому принцу где найти деньги,арестовав жирных принцев и держать под домашним арестом пока не отдадут деньги стране,а сам что ли не знает у кого они лишние что ли в России? Грудинин ведь предлагал все купить у Бабаевцев и прочих Ходорковских заводы по ценам , по каким они прихватизировали,а потом им же продать или другим и все и тогда не будут тратить деньги на свои дворцы в Матюшино,на легионеров Рубина и на бездарные газеты и другие сми и на поддержку ОПГ типа первогорских,кому позволяли фурами воровать кирпич в Шеланге ,а потом обналичивать или тех кто воровал на Оргсинтезе вместе с ОПС Закарии полиэтилен миллиардами !

  • Анонимно
    13.08.2018 10:06

    Во первых олигархов называют не жирными баранами а жирными котами.Кота стричь толку нет и смысла.И их не будут стричь.Стричь будут баранов у которых шерсти то осталось шо бы не замерзнуть.Пока будет молчание ягнят их будут фсегда стричь и прочая.

  • ПанАлекс
    13.08.2018 10:07

    Это явно катастрофа и безнадега у правительства и ВВП, раз такие "инициативы" озвучивают. Теперь вопрос к фигурантам списка - за то, чтобы не расстаться с суммами свыше 1 млрд. долл. на что могут пойти? Предлагаю такие варианты:
    1. Добровольно предложат заплатить 1/3 от указанных цифр.
    2. Направят порядка 100 млн. долл. на "личное стимулирование" - вдруг члены правительства и депутаты ГД передумают.
    3. Аналогичную сумму - на устранение помех.
    4. 100-200 млн. на организацию "майдана" и свержение тех, кто их собирается грабить...

  • Анонимно
    13.08.2018 10:28

    Как так??? А где же ГК ТАИФ??? Мы (татары) же впереди планеты всей))))

  • Б_Обама
    13.08.2018 10:32

    С чего это профессор стал приводить в пример налоговую систему злейшего врага как пример для подражания? Ведь лозунг - "грабь награбленное!" и есть основной принцип той власти, о котором тут постоянно плачут. Может времена НЭПа стали проходить вот и решили там наверху, пора мол и стричь баранов.

    Профессор вроде правильные акценты расставляет, правда, забывая об одном. Весь этот капитализм - государственный и олигархический. А раз так, то и стричь баранов будут так, как им удобно, и не будут исходить из каких-то принципов правильности налогообложения. Да и суммы какие-то уж совсем незначительные для таких гигантов озвучили. Можно ведь было и у Ролдугина в долг на время попросить.

  • Анонимно
    13.08.2018 10:33

    Что творится с бедняжкой моей Россией..

  • Анонимно
    13.08.2018 11:04

    Ведь неплохая идея - попросить долг у рутенбергоа разных

  • Анонимно
    13.08.2018 11:26

    Спектакль для доверчивых россиян и ничего более.

  • Анонимно
    13.08.2018 12:17

    Кончились хорошие времена,настали плохие.А хотелок много.Все больше хочется.Вот и налоги будут расти потихоньку по разным направлениям.Денег то не хватает.Только надо быть рачительным хозяином,прежде что то заявлять,посчитать надо..

  • Анонимно
    13.08.2018 12:30

    Жирных котов не стригут, а подвешивают за ноги, вниз головой. Все сверхдоходы олигархов в офшорах. За последние 30 лет вывезено до 3.5 трлн долл и ежегодно продолжается вывоз в обьеме 145 млрд дол в год. Касатонов прав, дырявое ведро виде российской экономики нужно залатать. Только некому, все друзья вокруг и соратники.
    Они дождутся, когда амеры начнут блокировать офшорный счета. У М Каддафи забрали 48 млрд долл. А потом сдали его на растерзание толпе...

    Эх Рассея, матушка! Куда же ты катишься?

    Доктор

    • Б_Обама
      13.08.2018 12:35

      В России видать живодеров наплодили. Одни уже в 16 лет им бошки топорами кошкам рубят, наверное ваши дети?

      • Анонимно
        13.08.2018 17:23

        Бараку Обаме отвечу , из уважения как юристу из Гарварда. Мой сын кандидат эконом наук, закончил бизнес школу в Сан Франциско, поработал 1,5 года в США, полгода в Канаде. Вернулся в Россию. Потому что здесь больше возможностей работать и делать деньги. Если умеючи и с правильными людьми.
        А жирным котам нашим не позавидуешь, тяжёлые для них времена наступают. Вокруг одни риски нарастают.
        Доктор

        • Б_Обама
          13.08.2018 19:18

          И я отвечу Доктору. В США учеба в бизнес школе вполне дорогое занятие.Значит деньги н проблема для вашего сына. Вполне допускаю, что сами из этих самых "жирных" котов". Потому и не понятно, почему так? Садомазахист что ли? Или просто обычный живодер, который берега попутал?

          • Анонимно
            13.08.2018 22:58

            Барак Обама, давно уже лекции читает студентам своим. А тот , кто прячется за его именем просто резонёр болтунишка и симулякр со своими псевдоанализами

  • Анонимно
    13.08.2018 12:42

    Да не будут стричь, это был вброс и провокация

  • Анонимно
    13.08.2018 20:07

    готовимся к 90

  • Анонимно
    13.08.2018 23:58

    Когда офффшоры запретят, тогда и деньги в стране будут оставаться.
    Только к сожалению, их не запретят. Им надо постоянно качать за бугор! Ведь там вся родня у них, дети, жены, недвижимости, и конечно вклады.

  • Анонимно
    15.08.2018 16:02

    В комментариях совершенно упустили вопрос - ПОЧЕМУ список составлен избирательно? КТО реальные владельцы этих компаний?

  • Анонимно
    15.08.2018 16:04

    На самом деле - это переломный исторический момент: изъятие прибыли у капиталистических структур. Надо отметить ......

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль