Культура 
15.08.2018

«Вглядываясь в эти фотографии, узнаем новое и о себе»: в Казани показали «Железных людей»

На открытии выставки Рамиля Гали в кремлевском «Манеже» говорили о перспективах музея татарстанской фотографии

В Казани открылась выставка фотографа Рамиля Гали «Железные люди». На 100 снимках жители Татарстана 1980–1990-х годов отмечают Сабантуй, молятся, работают, собирают урожай, борются с группировками и выступают на митингах. Сам фотограф призывает показывать молодежи правду и говорит о необходимости сохранить архивы коллег.

В Казани открылась выставка фотографа Рамиля Гали «Железные люди» В Казани открылась выставка фотографа Рамиля Гали «Железные люди»

«Я СТАРАЛСЯ ВЫДЕРЖАТЬ ПРАВДУ СО ЗРИТЕЛЕМ»

Фраза «железный человек» в Татарстане — не просто образное выражение. Так часто переводится имя первого президента республики, а в соревнованиях по триатлону Ironman с удовольствием участвуют татарстанские министры. Так же назвал свою выставку и известный фотохудожник и репортер Рамиль Гали (творческий псевдоним Рамиля Галиева), но он имел в виду самых простых людей, которые переживали 80-е и 90-е, как умели. «Пережили, выстояли, пошли дальше еще более уверенным шагом люди, как называет их Рамиль, „железные“. Это не только прямая аналогия с тем, что гвозди бы делать из этих людей. Это и ориентир на конкретное время перемен — 90-е, именно здесь, в Татарстане, попытка запечатлеть замечательных людей, таких, которые могут выстоять и на которых все держится, и перемены тоже. Надеюсь, что вглядываясь в эти фотографии, мы что-то новое узнаем и о себе», — с такими словами открыла выставку директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, признавшись, что «железных людей» она подсказала Гали. 

Ставку сделали на атмосферу: фотографии — исключительно черно-белые, некоторые помещены в рамки, имитирующие оконные ставни Ставку сделали на атмосферу: фотографии — исключительно черно-белые, некоторые помещены в рамки, имитирующие оконные ставни

«Наконец-то мишары взяли кремль», — с улыбкой пошутил Гали, выйдя к микрофону. Валеева возразила, что «мишаров тут достаточно, и не сегодня это произошло». «И не завтра это закончится», — тихо добавил дальновидный гендиректор «Татмедиа» Андрей Кузьмин. Ставку сделали на атмосферу: фотографии — исключительно черно-белые, некоторые помещены в рамки, имитирующие оконные ставни (дизайн экспозиции создали студенты КГАСУ под руководством директора Института архитектуры и дизайна Карины Набиуллиной). На входе гостей под бдительным оком президента «Мисс Татарстан» Изольды Сахаровой встречали главные красавицы Татарстана и Казани в национальных костюмах — создавалось ощущение, что ты не гость фотовыставки, а глава соседнего региона в казанском аэропорту, не хватало только традиционных каравая и чак-чака (дух «Татмедиа», организатора мероприятия, все-таки никуда не денешь, даже если речь идет об искусстве)... Дальше гости попадали «с корабля на бал», а точнее, из «аэропорта в театр» — рядом с ними выставку осматривали переодетые актеры «Театра на Булаке»: выпускница в советской школьной форме, бабушка и дедушка. Даже фуршетный стол словно материализовался из 90-х, где если торт, то непременно «Татарстан», а если шампанское — то обязательно «Советское».

«Рамиль меня встретил словами: „Римма Атласовна, посмотрите: эти фотографии — задания, которые вы мне когда-то давали“. И я действительно окунулась в это, посмотрела еще раз: 1989, 1990, 1991 — это на самом деле годы, которые без волнения вспоминать нельзя. Я окунулась в те годы не как носитель должностей, в которых меня представили, а как редактор, как журналист», — признается зампред Госсовета РТ Римма Ратникова, под чьим руководством в первой половине 90- х Гали трудился в популярной газете «Молодежь Татарстана», пока неожиданно для всех не уехал в Москву.И действительно, хватает одного взгляда на снимки деревенского Сабантуя — и вот вы уже там, среди празднующих людей. А вот митинг у памятника Тукаю — пожилые женщины воодушевлены и готовы стоять до конца. От «Установки герба РТ на президентский дворец» даже захватывает дух: передается волнение жителей республики, которые попробовали суверенитет на вкус и в то же время переживают — вознесется ли этот герб наверх? Не подведет ли кран? Все ли получится, как задумано? Фотография «Митинг с привлечением ОМОНа» и вовсе выглядит слишком злободневной — хочется, чтобы такой кадр остался в истории. Сам Гали подчеркивает важность правдивого изображения: «Мы должны показывать свой народ правдиво — не очерняя и не приукрашивая. Мы должны показывать правду. Молодежь, которая придет, не хочет глянца напудренного и чернухи, она хочет знать правду. Поэтому я старался в этой выставке выдержать правду со зрителем».

Римма Ратникова: «Я действительно окунулась в это, посмотрела еще раз — 1989, 1990, 1991, это на самом деле годы, которые без волнения вспоминать нельзя» Римма Ратникова: «Я действительно окунулась в это, посмотрела еще раз: 1989, 1990, 1991 — это на самом деле годы, которые без волнения вспоминать нельзя»

БУДЕТ ЛИ В ТАТАРСТАНЕ МУЗЕЙ ФОТОГРАФИИ?

На открытии выставки прозвучала идея об открытии в Татарстане музея фотографии — эту мечту Гали вынашивает уже несколько лет. «Эта выставка посвящена тому, чтобы как-то обратить внимание на этот вопрос, — рассказал фотограф корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Если республика будет заинтересована в создании хорошего музея с хорошим архивом, это будет здорово. Я просто делаю свое дело, и мне жалко, если эти фотографии окажутся на свалке. Поэтому я пытаюсь через эту выставку достучаться до понимания, что фотография — это документ и нужно к документам относиться бережно и хранить свою историю, это очень важно. Если у нас не будет истории, нам будет сложно в современном мире жить. Нужен музей фотографии или помещение, чтобы сохранить бумажно-пленочные материалы. В то же время нужен хороший большой компьютер, на котором мы могли бы оцифровать все исторические изображения, чтобы их можно было использовать в науке и жизни. Должна быть политическая воля. Я могу создать музей за территорией Казани на своей базе, но думаю, что моих денег и ресурсов не хватит, чтобы сделать это большим, значимым. Это будет немножко местечковым».

Создание музея приветствует и собственный фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Максим Богодвид. Он рассказал, что разговоры о музее фотографии идут уже лет 15, а 10 лет назад фотографам даже давали здание, и они вкладывались в проект, делали ремонт, но потом все это заглохло. «Ничего не будет без господдержки, такую махину трудно поднять. Должен быть либо частный спонсор, который очень увлечен фотографией, либо государство. Так теряется история. Не зря же Америка скупает все фотографии начиная с XIX века. У нас этого ничего нет, а если есть, то по минимуму».

Зиля Валеева подчеркнула, что кремль, как музей, готов предоставить свои ресурсы для сохранения фотографий: «Как банк, мы, в Кремле, в этом заинтересованы и могли бы это делать» Зиля Валеева подчеркнула, что Кремль как музей готов предоставить свои ресурсы для сохранения фотографий: «Как банк, мы, в Кремле, в этом заинтересованы и могли бы это делать»

Зиля Валеева подчеркнула, что Кремль как музей готов предоставить свои ресурсы для сохранения фотографий: «Как банк, мы, в Кремле, в этом заинтересованы и могли бы это делать. Тем более что у нас фотография — я вам гарантирую — попадет в хорошие профессиональные руки, у нас есть специалисты по фотографии. Мы готовы быть одним из участников, но для того, чтобы этот проект состоялся, нужно очень много заинтересованных сторон. Но они есть, и их становится больше, поэтому я думаю, что все должно получиться».

Однако конкретики по проекту музея пока нет — как уточнила Ратникова корреспонденту «БИЗНЕС Online», обсуждения ведутся пока только на общественном уровне, а не в высоких кабинетах. «У фотокорров огромные архивы накоплены, они не все равноценны, гениальны, шедевральны. Там выборочно есть кадры, которые надо сохранить для истории. Но в основном они по одной не отдают, а продают только целиком весь массив. Было бы интересно как музеям, так и посетителям увидеть самое хорошее, что у них есть», — обозначила проблему Ратникова. Однако с ней не согласен художник Альфрид Шаймарданов, который и в снимках обычных людей видит историю: «Назрела необходимость создания музея фотографии с новыми технологиями, куда можно собрать весь этот багаж не только профессиональных фотографов, но и любых людей, которые фотографировали в 1930-е, 1940-е, потому что каждый год мы теряем тонны информации. Возможно, самая простая фотография окажется самой ценной». «Вопрос, я считаю, государственной важности, над которым надо крепко подумать, что с этим делать, как это богатое фотонаследие сохранить для будущих поколений. Рамиль, то, что вы об этом говорите, возвышает вас как общественного деятеля. Нужно садиться, и обсуждать, и думать», — подытожила Ратникова.

Рамиль Галиев родился в 1958 году в Челябинске. В 1980 году окончил КХТИ по специальности «инженер-технолог». С 1985 года начал работать в журналистике Рамиль Галиев родился в 1958 году в Челябинске. В 1980 году окончил КХТИ по специальности «инженер-технолог». С 1985 года начал работать в журналистике

«ЯЗЫКОМ ФОТОГРАФИИ РАССКАЗАТЬ ИСТОРИЮ ЦЕЛОЙ ЭПОХИ»

Галиев родился в 1958 году в Челябинске. В 1980 году окончил КХТИ по специальности «инженер-технолог». С 1985 года начал работать в журналистике — республиканских газетах «Вечерняя Казань», «Молодежь Татарстана». Позже он уезжает в Москву, в «Комсомольскую правду», он стал работать в пуле президента РФ Владимира Путина, фотографировать для «Коммерсанта», «Гудка». При этом в его объективе оказывались как социально-политические репортажи, так и спортивные события (он был фотографом ФК «Локомотив») и даже светская хроника. «Приезжаем, чтоб Абдулова снять, он смертельно болен. У нас целая команда, все подготовлено. Когда я сказал, что снимать не буду, у всех был шок. Не могу я больного человека снимать. Может, это и последний кадр его в жизни. Но зачем?» — рассказывал Гали о принципах своей работы «Татпрессе».

Спустя годы такой бурной карьеры, Гали обращается к рефлексии по 90-м годам Спустя годы такой бурной карьеры, Гали обращается к рефлексии по 90-м годам

И вот, спустя годы такой бурной карьеры, он обращается к рефлексии по 90-м годам: «Для журналиста „эпоха перемен“ ежедневно приносила множество интересных, острых актуальных тем. Работать стало интереснее. Вместо обязательных публикаций о съездах, передовиках производства появилось много нового, яркого, живого и необычного. Газеты публиковали то, о чем раньше умалчивалось. Мы с коллегами сами решали, что и когда снимать. Взяв фотоаппарат и выйдя на улицу, можно было сделать много интересных кадров, ведь все вокруг бурлило, било ключом. Много воды утекло с тех пор, яркие переживания прошлого отразились в снимках и переплелись с жизнью всего народа. Я благодарен судьбе за то, что был не просто очевидцем тех событий, а в числе других фотографов стал летописцем и имею возможность языком фотографии рассказать историю целой эпохи».

Чувствуется, что эта эпоха дорога Галиеву, поэтому он и стремится сохранить ее в музее, архиве, пространстве, где фотофакты не сгинут, не уйдут вместе с изображенными на них годами и людьми.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.08.2018 09:24

самая железная это Зиля Валеева... ржавая но на посту...

  • Анонимно
    15.08.2018 09:24

    самая железная это Зиля Валеева... ржавая но на посту...

  • Анонимно
    15.08.2018 09:39

    Все что говорит РАМИЛЬ ГАЛИ-еще не поздно предварить в жизнь-уже ушли ВЕЛИКИЕ мастера Михаил Козловский Михаил Медведев Мидхат Шакирьзянов-А Шакирьзянов Сергей Токарев .....но живут и здравствуют-Володя Зотов -Евгений Канаев-Максим Богодвид-Сережа Елагин-Александр Герасимов-Фарид Муратов......и хорошо бы что их ШЕДЕВРЫ остались служить народу


    • Никогда не забуду фото-коморку на первом этаже издательства, где сидели Рамиль Галиев и Евгений Канаев. Ностальгия

      • В 1991 году в издательстве была моя творческая встреча с журналистами всех изданий Татарстана. Рамиль Гали фотографировал все это. Вот тогда мы впервые после встречи познакомились. Вот бы взглянуть на те фото!
        Рамиль Гали обладает фоточувствительностью, равной которой нет ни у кого в Татарстане. Он чувствует объект и субъект, по моим наблюдениям. Знаток фотологии, а это сложная наука на грани философии и искусства!
        Кроме того, мечтаю , что когда-нибудь мы втором встретимся ( с Евгением Канаевым и Рамилем Гали) и посидим как раньше и конечно пофилософствуем и дадим осмысление тому, ЧТО ВСЕ ЭТО БЫЛО!

  • Анонимно
    15.08.2018 12:37

    А если русский фотограф снимает действительность, это уже не татарская фотография?:)

  • Анонимно
    15.08.2018 14:24

    Подскажите, пожалуйста, как долго продлится выставка?

  • Анонимно
    15.08.2018 14:46

    Мне кажется неважно что и как написано-можно было и написать РОССИЙСКАЯ ФОТОГРАФИЯ......но в заглавии точно показано что творят \ТАЛАНТЫ\в Татарстана....и с большими препятствиями.....так как в России-только на словах все ДЕМОКРАТИЧНО-а на деле......сплошное НЕРАВЕНСТВО-и сказать то и написать и снять не все воспринимается одинаково...у меня тоже была фотовыставка в честь 65 летия-и на ней выступала Председатель союза Журналистики-Ратникова Римма Атласовна.....она высказала откровенно и правильно......что сей фотограф снимает все и открыто и попадает ему с лихвой.......то есть не обходит КАМНИ а идет по ним.......а это только на словах бывает\сладко\ на деле очень-очень \ГОРЬКО\....хочу остановится на одном случае.....наш РУБИН играл очень мощно и вот она долгожданная победа......я один из первых приехал в Аэропорт......но там меня ждало разочарование.......меня просто ошарашили словами-тебя нет в списке выпалила охрана Шаймиева МШ......и значит ты и пройдешь......а когда же они составлялись выпалил я -.......и в ответ получил отрезвляющий ответ-УТРОМ......

  • Анонимно
    15.08.2018 15:57

    Простите недавно в Казанских Ведомостях-выступая Председатель совета федерации по футболу-А Гусева обмолвился что не бывает \ДОГОВОРНЫХ\матчей в футболе-а тут на лицо что договорились.....еще утром-а за тем было делом технике-победили и стали впервые Чемпионом России по футболу........и что еще удивило-специально для этого в Аэропорт завезли шапочки -золотые......которыми поздравили Казанцев....только нам было не весело-так как нас не пустили на праздник и предоставили места на галерке-откуда и были видны только затылки....и больше ничего-когда все закончился ко мне фактически-бабаю подошел наш Министр Спорта и Молодежи Марат Бариев и по слезной роже...спросил чем растроен.......и кого было его удивление тем что меня не пустили на бал-поздравления-он еще воскликнул-как так тебя все же знают...........

  • Анонимно
    15.08.2018 18:26

    Мне кажется уже поутру засучив рукава надо подыскать помещение для хранения \ШЕДЕВРОВ\ФОТОИССКУСТВА ТАТАРСТАНА-тем более у Рамиля Гали-очень богатый материал.....и тем более к СТО ЛЕТИЮ ТАТАРСТАНА....ох как бы они пригодились......не менее и у Володи Зотова-Ильи Шалмана......-Максима Богодвида.....Евгения Канаева-да любого МАСТЕРА ФОТОГРАФИИ-их предостаточно.....и тем более наверняка очень любит фотографии сам Президент Татарстана Минниханов РН систематически вывешивая их.....и мне кажется для таких кудесников фотографий...просто ВЛАСТЬ обязана подыскать и помещение и \хозяина\хранения таких безметных богатств.....

  • Анонимно
    15.08.2018 18:41

    Классная выставка. Напоминает через что мы прошли.

  • Анонимно
    15.08.2018 22:15

    Выставка слабая. Фотографии неинтересные. Тот же Канаев или Фарит Губаев интереснее немного. Рамиль Гали - этотуровегь обычного газетного фоторепортажа. И в чем они железные? Бабки и обыватели разные?

    • Анонимно
      15.08.2018 23:22

      Был на выставке. Затхло все. Черно- белые картинки из конца восьмидесятых. Кому это интересно? Это не военные репортажи, не разлом перестройки, а серые будни серых людей из серой глубокой провинции. Рамиль вернулся ни с чем из Москвы, потеряв 15-20 лет, пытается себя заново продать. Неинтересно. Да и не был он здесь никогда мастером как тот же Губаев идя Ля-ля Кузнецова.

    • Анонимно
      16.08.2018 07:54

      Слушай друг ты не путай-ФОТОРЕПОРТЕРА и ФОТОХУДОЖНИКА-это две различные профессии....и намного .....знаю что Женя Канаев весьма успешно работал в газете Татарстан Эшьляре.......но в одно время он решил уходить......и тогда редактор ему обещал прибавить двойную зарплату-но он ушел-просто понял что это ни его....а вот как ФОТОХУДОЖНИК он состоялся-у него гениальные фотографии-залюбуешься......то же самое было и у Фарита Губаева-он весьма успешно работал в \ВЕЧЕРКЕ\-но ушел.......так что хаить Рамиля Гали-за его ч\белые фотоснимки-которые просто прекрасные и значительные.......и тем более они все сделаны тогда когда еще мало кто знал про ЦВЕТНЫЕ фотографии

  • Анонимно
    16.08.2018 07:57

    Интересно написано \ПОТЕРЯВ\много-много лет.......тот не становиться ВЕЛИКИМ кто не ошибается.....мы тоже многие его почитатели его таланта-спотыкались и потом очень жалели за бесцельно прожитые годы.......

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen