Политика 
9.09.2018

Лев Гудков: «Если олигархи восстанут, они без проблем организуют народ под свои нужды»

Глава «Левада-Центра» о том, почему 90% россиян против пенсионной реформы, а массовых протестов нет

«Повышение пенсионного возраста было воспринято в народе как узаконенный грабеж», — говорит глава «Левада-Центра» Лев Гудков. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассуждает, почему сложившаяся система нечувствительна к недовольству населения и будет работать даже после Владимира Путина. По словам эксперта, главную опасность для режима представляют не массы, а раскол в правящей элите. Кремль же готовится к худшему, поэтому и выжимает деньги из населения.

Лев Гудков: «За время путинского правления произошел не просто отбор, но и качественное изменение политического класса»Фото: ©Валерий Левитин, РИА «Новости»

«СИТУАЦИЯ НАПОМИНАЕТ ВРЕМЕНА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, КОГДА КРЕСТЬЯНЕ ВОЕВАЛИ ДО ОКОЛИЦЫ СВОЕЙ ДЕРЕВНИ»

— Лев Дмитриевич, последние опросы вашего центра показывают падение рейтинга доверия к власти, в том числе к президенту России Владимиру Путину, резкое неприятие населением пенсионной реформы, ухудшение экономического положения большинства россиян и так далее. Однако массовых протестов, которые прогнозировали некоторые эксперты, это не вызвало...

— Действительно реакция была очень острой. Причем социальное напряжение начало нарастать с конца 2017 года. Процесс был приостановлен выборами президента России, в ходе которых делалось много различных обещаний, проводилась агитация и так далее. В результате в феврале-марте напряжение в обществе начало падать, а сразу после голосования, в апреле, снова пошло вверх. С одной стороны, этому способствовал рост цен, а с другой — объявление о начале пенсионной реформы и повышение НДС до 20 процентов.

В частности, повышение пенсионного возраста было воспринято в народе как узаконенный грабеж, покушение на то, что, по мнению людей, не должно касаться государства. Большинство россиян считает, что они заработали себе на старость, а теперь власти пытаются отобрать эти накопления.

Понятно, что действия властей несправедливы. Коэффициент замещения пенсии к средней зарплате составляет в России чуть больше 30 процентов, в то время как в развитых странах – от 45 до 70 процентов. Но здесь мы имеем дело с двумя философиями. Государство считает, что пенсия – это возмещение нетрудоспособности, а люди являются винтиками. В свою очередь, россияне считают пенсию своими заработанными деньгами. Поэтому покушение на кровные воспринимается как абсолютная несправедливость. Тем более что реальные доходы населения, что бы ни говорил Росстат, с 2014 по 2018 годы сократились на 11–13 процентов. На фоне военно-патриотической риторики это воспринимается как нечто недопустимое. Люди задаются вопросом, почему они должны оплачивать войну в Сирии, и ждут, когда власти начнут переговоры с Западом для нормализации отношений.

Если посмотреть на то, как падают рейтинги, то самые большие потери понесло правительство и лично премьер Дмитрий Медведев, глава минобороны Сергей Шойгу и глава МИД России Сергей Лавров, а также депутатский корпус в целом – Госдума. Кроме того, упал рейтинг доверия Путину. Россияне не против величия своей страны, но не хотят, чтобы это делалось за их счет.

Ведь смысл пенсионной реформы не сводится к повышению пенсионного возраста. Примерно половина только что вышедших на пенсию россиян собирается работать ближайшие 5 лет. Они бы работали и дольше, но здоровье не позволит. Таким образом пенсия для них – это источник дополнительного дохода. Но ведь и этого достаточно лишь для очень скромного уровня жизни. Средняя пенсия в России составляет около 13 с небольшим тысяч рублей, а люди хотят, чтобы она была минимум 26 тысяч.

«Мы наблюдаем предел консолидации общественного мнения по вопросу пенсионной реформы – против выступают около 90 процентов населения страны, при этом за – только 6–7 процентов»
Фото: Алексей Белкин

— Но и это скромные запросы...

— В высшей степени. Это уровень выживания, тем более что расходы в таком возрасте растут, в том числе приходится тратиться на лекарства. Все вместе это вызывает у людей очень сильное раздражение. Мы наблюдаем предел консолидации общественного мнения по вопросу пенсионной реформы – против выступают около 90 процентов населения страны, при этом за реформу – только 6–7 процентов.

— Члены правительства и Госдумы?

— Главным образом бюрократия и молодые безответственные люди, для которых пенсия — это нечто очень далекое, о чем они еще не задумываются. Кстати, именно молодежь оказывает самую большую поддержку нынешнему режиму. Больше всего протестуют не пенсионеры, для которых реформа ничего не меняет, а люди в возрасте 45–50 лет. Именно они являются жертвой рассматриваемого законопроекта. Однако открытых волнений нет по нескольким причинам.


Во-первых, неясно, примут закон или нет. Так как Путин долгое время отмалчивался, мы решили спросить у россиян: «Как должен в этой ситуации поступить президент?» Большинство ответили, что он должен отказаться подписывать документ. При этом на вопрос «Как он поступит?» большинство ответили, что подпишет. Это и есть массовое сознание: бессильное раздражение и неспособность к собственным действиям.

Проблема в том, что нет общественно-политических организаций, которые могли бы консолидировать протестные настроения, оформить их и вести систематическую работу против пенсионной реформы. Репрессивная политика кастрирует. В частности, парламентская оппозиция в России полностью стерилизована. Она абсолютно бессильная и послушная.

Вместе с тем навязывается сознание наученной беспомощности. Люди считают, что у них все равно ничего не получится, как бы они ни старались. К тому же репрессиям подвергаются не только организации, но и отдельные активисты. В информационную эпоху достаточно привлечь к ответственности несколько сотен человек, и в общественном сознании сложится представление, что ты можешь быть следующим, если возникнет такая необходимость. Это вызывает в людях страх.

— А лидеры протеста не могут появиться из ниоткуда.

— В атмосфере нормальной партийной конкуренции возникновение политических лидеров является естественным процессом. Культура политической борьбы и дискуссии является их питомником. Но у нас такого нет, поэтому политические лидеры появятся в момент неожиданных стихийных выступлений, если они, конечно, произойдут.

В конце концов, помимо уже перечисленных факторов, сдерживающих массовые выступления, существует наше фрагментированное сознание и неготовность к консолидации даже в тот момент, когда речь идет об общих интересах. Мне эта ситуация напоминает времена Гражданской войны, когда крестьяне воевали до околицы своей деревни, а там пусть другие воюют. Люди готовы защищать только свои частные интересы. Абсолютное большинство населения понимает справедливость требований, например, обманутых дольщиков, но они не готовы участвовать в их акциях протеста. Это является инерцией советского опыта: не высовывайся, сделать ничего нельзя, надо терпеть и так далее.

— Но, допустим, народ выйдет на улицы – не из-за пенсий, так по другому поводу, которых власть дает все больше. Нынешние парламентские партии и профсоюзы, которые сейчас пытаются играть на неприятии пенсионной реформы, смогут занять свою нишу в массовом протесте?

— В глазах населения они настолько дискредитированы, что люди им абсолютно не верят. Профсоюзы считаются прикормленными властями и направленными на то, чтобы гасить протест, а не защищать интересы народа. Партии и вовсе выглядят в глазах россиян абсолютно коррумпированными организациями, весь смысл которых сводится к борьбе за место возле кормушки.

Если вернуться к теме социального напряжения, тому, кто больше всего возмущен, то это тема регионов, а не Москвы и Санкт-Петербурга, где обычно протестные настроения сильнее всего. Как известно, в регионах низкие зарплаты и отсрочка пенсии ударит по людям больнее всего. При этом там нет никаких общественных институтов, способных защитить интересы пострадавших.

— Однако сейчас часто говорят в возможности (или невозможности) «возвращения 90-х». А ведь в 1990-х годах было много протестов, которые многократно превосходили по численности все нынешние выступления. С чем это связано?

— Наша партийная система возникла из раскола прежней партийно-советской номенклатуры, а не выросла снизу, из спонтанных действий разных групп населения, отстаивающих свои права и интересы. Осколки разных фракций номенклатуры боролись за власть в новой России, но не были ориентированы на защиту интересов ее населения. В итоге мы получили нынешнюю политическую систему. Были такие демагоги, леваки-популисты, люди, как Виктор Анпилов, но на выборах они получали мизерный процент поддержки. Они представляли маргинальные слои общества, которые были очень радикально настроены, но именно поэтому люди не доверяли им.

«Если бы правительство взяло курс на медленную пенсионную реформу, она бы со скрипом, но прошла. В нынешних же условиях всем понятно, что власти, оказавшись в условиях санкций и дефицита, решили запустить руку в кошелек россиян»
Фото: Алексей Белкин

«КОГДА Я РАССКАЗЫВАЮ ЧИНОВНИКАМ, ЧТО СРЕДНИЙ ДОХОД СЕМЬИ 38–40 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ, ОНИ ГОВОРЯТ, ЧТО НА ЭТИ ДЕНЬГИ НЕВОЗМОЖНО ЖИТЬ»

— Возвращаясь к пенсионной реформе – на ваш взгляд, ее обязательно нужно проводить?

— Да, но не сейчас, а в 2007 году или раньше, когда экономика страны шла на подъем, когда у людей была уверенность в будущем и понимание смысла реформирования институтов. Тогда можно было бы создавать независимые от государства фонды, поднимать доверие к финансовым институтам и привлекать людей вкладывать туда деньги. А сейчас сложилась обратная ситуация. Никто и нигде не занимается серьезными институциональными реформами на спаде, поскольку в таких условиях люди воспринимают это исключительно как способ решения проблем самосохранения власти за счет всего населения и только так. Конечно, повышение пенсионного возраста всегда и везде воспринимается болезненно, но, с другой стороны, это повышает ответственность людей за свою жизнь.

Таким образом, если бы правительство взяло курс на медленную пенсионную реформу, она бы со скрипом, но прошла. В нынешних же условиях всем понятно, что власти, оказавшись в условиях санкций и дефицита, решили запустить руку в кошелек россиян. На этом фоне заявления о том, что пенсионеры получат по дополнительной тысяче рублей, выглядят как оскорбление.

— А почему нельзя было провести пенсионную реформу в 2014 году, когда доверие населения к властям было на пике?

— А тогда еще не было таких серьезных санкций. Дефицит денег не чувствовался, и власти, понимая уровень возможного недовольства, были готовы откладывать пенсионную реформу до последнего.

— Вы упомянули, что чиновники регулярно делают заявления, которые воспринимаются россиянами как издевательство – мол, денег нет, но вы держитесь. Правящая элита окончательно и безнадежно оторвалась от народа?

— За время путинского правления произошел не просто отбор, но и качественное изменение политического класса. Правящая элита сформировалась из абсолютно сервильных, циничных, неумных и безответственных людей, способных отвечать только перед своим начальством. Они абсолютно не понимают, в какой стране живут. Когда я рассказываю чиновникам, что средний доход российской семьи составляет сегодня 38–40 тысяч рублей, они с удивлением говорят, что на эти деньги невозможно жить.

Огромная часть населения России пытается решать задачу физического выживания. В то же время правящая элита абсолютно развращена коррупцией, причем не в смысле взяток, а в смысле доступа к денежным потокам. Этот моральный горизонт воспринимается россиянами с раздражением.

Режим существует в каком-то ином измерении, чем население. Идет процесс деградации, но он может занять очень много времени. Система сложилась, и она работает. Причем она будет работать и после Путина, так как не он ее создал, а они создали друг друга.

Честно сказать, я не вижу каких-то сил, которые могли бы сегодня изменить эту ситуацию. На мой взгляд, мы находимся в процессе очень длительного разложения тоталитарной системы. В 1991 году была одна фаза, а сегодня другая. Какая-то часть Советского Союза рухнула: плановая экономика, КПСС и так далее. Но организация власти, система образования, армия, ФСБ и так далее остались прежними. В ближайшее время с ними ничего не произойдет.

— В голове всплывает ленинское определение революционной ситуации: «Верхи не могут, а низы не хотят».

— Мы имеем дело с социальной и моральной деградацией, которая может длиться очень долго. Сложившаяся при Путине экономическая система исчерпала свои возможности уже к 2012 году (еще при цене на нефть больше 100 долларов) и больше не может развиваться. Население это ощущает. С 2002 по 2007 годы экономика России поднималась, и народ чувствовал перспективу роста. Теперь, даже по самым оптимистичным оценкам, наша экономика растет на 1 процент в год, и люди утратили веру в будущее.

Однако о приближении революционной ситуации речь не идет. Вся технология власти нацелена на то, чтобы пресекать возможности для солидаризации людей. С одной стороны, это делается при помощи постоянно усиливающейся цензуры на всех уровнях общественной жизни, а с другой – через репрессии против оппозиции, подавление независимых от нее общественных организаций. Все наши исследования говорят о том, что люди не видят того, кто мог бы представлять и защищать их интересы.

В частности, по мнению 85 процентов россиян, суд всегда защищает интересы власти, бюрократии и богатых. А куда еще вы можете пойти со своими проблемами? Судебная и правоохранительная системы действительно независимы от населения. В том числе у них есть собственные механизмы воспроизводства. Например, в судьи берут не выпускников юридического факультета МГУ, а только секретарей из аппарата самих судей. У ФСБ, МВД и следственного комитета есть свои академии, образовательные институты... Иначе говоря, эти структуры сами готовят себе кадры, которые будут соответствовать господствующей там этике. Общество не может влиять на этот процесс.

— Логично предположить, что впереди нас ждет еще не одна антисоциальная реформа?

— Конечно. Вся политика действующих властей направлена на выжимание денег из народа. В этом смысле критики пенсионной реформы вполне аргументированно говорят, что дефицит в пенсионном фонде не настолько большой, чтобы можно было говорить о его скором крахе. Во-вторых, можно урезать расходы на оборону и направить высвободившиеся деньги в социальную сферу. В конце концов, расходы на силовиков в 5 раз превышают расходы на науку, здравоохранение и образование вместе взятые. На все денег не хватит, поэтому, если не перераспределить расходы, положение в социальной сфере продолжит ухудшаться.

— То есть вы не верите в способность Кремля договориться с Западом об отмене или ослаблении санкций?

— До сих пор вся внешняя политика России сводилась к шантажу и принуждению Запада к компромиссу на условиях Москвы. В результате возмущение международного сообщества растет, и Россия превращается в изгоя. Нет причин, по которым что-то должно измениться. Кремль это осознал и теперь готовится к худшему. Поэтому он выжимает деньги из населения и направляет их на модернизацию армии, на полицию и на защиту олигархов. Это абсолютно логично, так как главную опасность для режима сегодня представляют не массы, а раскол в правящей элите. Если, как это было в советское время, сложится внутриэлитный заговор, если олигархи восстанут против Кремля, они без проблем организуют народ под свои нужды...

«Доходит до того, что люди не знают, сколько налогов они платят государству»Фото: Алексей Белкин

«ГЛУБИНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НЕКРОЗА ПОРАЖАЕТ. НАШЕ ОБЩЕСТВО МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО ВНУТРИ ГОСУДАРСТВА»

— Что же должно произойти, чтобы в обществе появился такой огонек надежды, вокруг которого народ мог бы сплотиться?

— Огонек возникает в процессе действия, в тот момент, когда человек начинает брать на себя ответственность.

— Протесты 2011–2012 годов попадают в этот разряд?

— Многие политологи возлагали большие надежды на те события, а я, наоборот, относился к ним двойственно – с ожиданиями и одновременно скептически. Это был моральный протест с элементами карнавала. Политическая жизнь требует повседневной скрупулезной организационной работы. Тогда в головах этого не было, и в результате не появилось никакой серьезной организации, которая могла бы предложить альтернативную программу развития страны. Но хорошо, что люди вообще получили опыт выхода на площадь.

Посмотрим, как будет развиваться ситуация. Пока благодаря репрессивной политике у нас нет ни организации, ни лидеров, способных представлять интересы народа. Но самое главное — отсутствуют идеи, вокруг которых могло бы все это появиться.

— И какую идеологию люди хотят увидеть у будущих лидеров и организаций?

— Проблема в том, что они ничего не ждут. Большинство людей живет по формуле «Жить трудно, но можно терпеть». Не нужно недооценивать нашу пропаганду. Она использует давно отработанные стереотипы, смысл которых сводится к тому, что «они не лучше нас, они такие же, как мы». Так убивается надежда. Глубина интеллектуального некроза поражает. Наше общество может существовать только внутри государства, отсюда его беспомощность.

— То есть если завтра Российская Федерация исчезнет как государство, люди, живущие на ее территории, превратятся в человеческую массу, неспособную к самоорганизации?

— Примерно так. Причем мы уже видели похожие случаи, например, при крушении диктаторских режимов в Ливии и Ираке. В то же время ничего подобного не происходит в тех странах, где сильно гражданское общество. Принцип «не высовывайся» отбивает у людей всякую ответственность за происходящие вокруг события: в районе, городе, стране... Мы постоянно спрашиваем у россиян, могут ли они повлиять на положение дел в семье, и 90 процентов отвечают положительно. Но столько же человек говорит, что не может влиять на события в государстве, потому что у них нет для этого возможности. Доходит до того, что люди не знают, сколько налогов они платят государству. Большинство убеждено, что это 13, а не 65 процентов.

Но все равно ситуация не безнадежна. Импульсы к сопротивлению возникают постоянно, они порождаются самой действующей административной системой. Возрастающее социальное напряжение свидетельствует о том, что все больше людей начинает иначе видеть разворачивающиеся в стране события. Правда, этого недостаточно.

— Может быть, нужно время, чтобы люди созрели?

— Чтобы судить об этом, нужно выяснить, какие идеи у молодого поколения, насколько оно меняется... Все убеждены, что появление новых гаджетов обязательно повлияет на ментальность людей. Правда, Илья Ильф в своих «Записных книжках» писал: «Все думали, вот придет радио и будет счастье, радио есть, а счастья нет».

— Некоторые оппозиционеры считают, что молодежь, которая выходит на митинги Навального, в конце концов изменит Россию. Вы так не думаете?

— За ним идет второе поколение протестной волны, которая привела к развалу СССР. Это тончайший слой. При этом большинство молодежи настроено пропутински. Молодежь довольна. Как показал наш замечательный исследователь Владимир Гимпельсон, если во всем развитом мире пик зарплат приходится на предпенсионный возраст, то у нас это —  30–35 лет. Из-за демографической ямы у нас повышенный спрос на молодежь, что гарантирует ей ее положение. Во-вторых, в отличие от конца прошлого века, сегодня в России нет ни дефицита, ни полностью закрытого общества.

Реальная проблема заключается не в поколениях и не в их ценностях, а в существующей институциональной системе. Мы давно фиксируем следующий парадокс: романтичные и либерально настроенные молодые люди, вступая во взрослую жизнь, испытывают моральный шок и ломку. У них наступает период отрезвления и цинизма. Они изучают новые правила игры и подстраиваются под них. Это только в некоторых студенческих аудиториях висит хвастливый лозунг «Пусть этот мир прогнется под нас!», в действительности наши молодые люди очень рано и быстро прогибаются: «... с волками жить» и т. д.

Например, наши стажеры говорят, что пошли в социологию, потому что это прибыльное занятие и везде затребованная профессия, с таким дипломом всегда можно найти работу. А как же тяга к научному познанию? Это совершенно не та мотивация, которая порождала саму социологию как науку.

— Если даже молодежи ничего не нужно, откуда возьмется независимая оппозиция?

— Маленькие группы сопротивления возникают непрерывно. Поводом для них становится, с одной стороны, ригидность нынешней системы, не способной к развитию, а с другой — насильственная реставрация советских практик. В частности, молодежи не нравится принудительное навязывание в школах и университетах государственного патриотизма и православной культуры, которые они воспринимают как идеологический китч. Но опять же речь идет об очень небольших группах, чье будущее под вопросом.

— То есть будущее России зависит от того, будут ли эти группы расширяться или, наоборот, исчезнут?

— Да. Либо они продолжат расширяться и отстаивать свои интересы, либо прогнутся под обстоятельствами.

Артур Амелин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
9.09.2018 11:41

"Государственный пенсионный фонд Норвегии, пополняемый за счет нефтяных доходов государства, получил рекордную в своей истории прибыль.
По итогам 2017 года доходность фонда достигла 13,7%. В денежном выражении он заработал 1,028 трлн. крон, или 131,5 млрд. долларов.
Общий размер активов фонда, созданного в 1996 году, летом 2017 года впервые превысил отметку в 1 трлн. долларов, а концу года достиг 1,085 трлн. долларов.
Из них около 40% пришло от государства, а другая часть - получена в результате успешных инвестиций. За 21 год существования фонда управляющий им Центробанк Норвегии заработал 125 тысяч долларов на каждого гражданина страны. Всего же в фонде - 208 тысяч долларов на каждого из 5,2 млн. норвежцев".

Отличный пример, как можно прилично жить в сырьевой стране, если быть не "сапогом", а рациональным хозяином.
Россия с 1995 во внешней торговле года получила 2,1 трлн. долларов в виде положительного сальдо. Всего мы продали за это время сырья на 5,6 трлн. долларов, из которых на путинское время пришлось 5,1 трлн.

Если бы мы, как норвежцы, за всё это время вложили бы 400 млрд. долларов в Государственный пенсионный фонд, то наши пенсионеры могли бы жить только на эту ренту. 130 млрд. долларов это по нынешнему курсу 8 трлн. рублей. Как раз размер пенсионных выплат за год.
Не стыдно быть сырьевой страной. Например, Норвегия, Австралия и Новая Зеландия - сырьевые страны. Стыдно быть дураком и несуном - выносить все богатства вон из страны.

  • Анонимно
    9.09.2018 09:28

    Ещё пара законов об ужесточения социальной политики и граждане откроют наконец глаза и поймут, что их обдирают как липку!

    • Азат Д
      9.09.2018 09:53


      Если до сих пор не поняли, то чинушам повезло с народом.

      • Анонимно
        9.09.2018 11:38

        А вы не поняли, что все это некий единый организм. И все это болтология про народ и его терпимость. Народ прекрасно знает, во-первых, что если каждого из этого народа посадить в кресло чиновника, он будет делать тоже самое. Потому и нет такого деления на народ и чинуш. Во-вторых, народ всегда был пассивен, да просто ленив от природы, потому как жил по принципу - им там наверху всегда видней, они там знают что делают. Потому как полное доверие народа к своим же во власти. И в третьих, народ еще и труслив. Тут кто-то уже приводил слова Салтыкова-Щедрина

        "Любят русские люди бунтовать!
        Встанут на колени перед барским домом и стоят подлецы!
        И ведь знают, что бунтуют и всё равно стоят!"
        М.Е.Салтыков-Щедрин.

        В четвертых, народ завистлив и не очень умен. Если у соседа появилась еще одна корова, то все думы и мечты, как бы все стадо у него сдохло. Даже тут в БО одни разговоры среди комментаторов, радость по поводу каких-то провалов тут, мнимых или реальных, и и желание, чтобы стало еще хуже. Думаю, тоже соседи или те, кто приехал сюда от соседей, вконец разорив свои хозяйства.
        А.Б.Гефакт

        • Анонимно
          10.09.2018 00:07

          Везде народ как народ, а у нас - деффектный какой-то. Одни воры. Самому-то не смешно в эту чушь верить?

          • Анонимно
            10.09.2018 12:49

            Ну почему только наш? Ливийцы вон ещё дефектнее. Очень им нравилось не работать, не платить налоги и квартплату, но когда свергали Каддафи они не смогли даже его, своего благодетеля, защитить. В советские времена в наших военных училищах учились курсанты из дружественных арабских и африканских стран. Офицеры из этих стран проходили в СССР повышение квалификации. По словам преподавателей, самыми тупыми, ленивыми и безразличными из них были ливийцы. Они просто не хотели ничего делать. Логично, что эти горе-вояки не смогли защитить своего главнокомандующего. Кстати, в Сирии такой халявной жизни не было, сирийские военные тоже учились в нашей стране и учились хорошо, были прилежны и трудолюбивы. И вот результат-они защищают своего президента уже 7 лет.

        • Анонимно
          10.09.2018 09:24

          Почему оказавшись в кресле я должен воровать?

          • Анонимно
            10.09.2018 11:27

            Оказавшись в кресле 2 пути развития: или начинают воровать или неворующий становится изгоем и его "выживают" ворующие. Ворующие таким образом "защищают" свою кормушку от чужих честных правильных примеров

          • Анонимно
            10.09.2018 11:36

            Вроде послал свой ответ на этот коммент, но почему то не разместили. Тогда еще раз. Где я написал, что-то про воров? Это у вас уже оговорка по Фрейду.

            Тогда еще раз. Народ и чиновники - это нечто единое. Чиновники - это та же часть народа, но только служат государству и имеют власть. Далее, любой представитель народа, сев в кресло чиновника, будет также вести себя как и тот чиновник, которого он сменит. И ничего более, нет тут про воровство. Но если вы на этом зациклились, то да, при случае и воровать будут, точнее расхищать казну. Но это также присуще ментальности народа, все что плохо лежит, то почему не прихватить. Кстати, так в качестве примера, туристов из России часто ловят на краже полотенец из гостиницы, да даже туалетную бумагу не брезгуют прихватить.
            А.Б.Гефакт

          • Анонимно
            11.09.2018 12:27

            Не обязательно воровать- но появляться новые перспективы- которыми ,кажется, грех не воспользоваться. Связи, новые знакомые- видение жизни меняется и ты меняешься вместе с ними.

    • Анонимно
      9.09.2018 14:52

      Противники МСЗ уже на площади Свободы тренируется по пятницам с утра.

      • Анонимно
        9.09.2018 17:47

        Через ФГОС уничтожили нац. ситему образован. народов РФ - молчим!

  • Оптимист
    9.09.2018 09:36

    Протестов нет потому что все заняты выживанием конкретно своей семьи
    Народ в экономической узде
    Кредиты, ипотека
    Кое какое имущество
    Относительно сытая жизнь
    Есть что терять

    А пассионариев и тех кому нечего терять заманили кого идеями, кого высокими заработками в локальные вооруженные конфликты и там утилизироввали

    • Анонимно
      10.09.2018 09:58

      Что за Лев Гудков? Откуда взялся этот аналитик?) За олигархами никто не пойдёт, их простой люд ненавидит.

      • Анонимно
        10.09.2018 12:51

        Олигархам принадлежат телеканалы, которые смотрит простой люд. Пару лет круглосуточной пропаганды и народ пойдёт за ними. Представьте себе, если первый канал начнёт круглосуточно ругать Путина, через какое время народ Путина разлюбит.

  • Анонимно
    9.09.2018 09:38

    думу разогнать как безполезный орган , всех кто ушел раньше на пенсию с погонами заставить работать до 65 лет , вот тогда и будет равноправие в стране

    • Анонимно
      9.09.2018 10:44

      абсолютно верно.... они голосуют как велено и за что заплачено

      • Моисей
        9.09.2018 11:41

        "Государственный пенсионный фонд Норвегии, пополняемый за счет нефтяных доходов государства, получил рекордную в своей истории прибыль.
        По итогам 2017 года доходность фонда достигла 13,7%. В денежном выражении он заработал 1,028 трлн. крон, или 131,5 млрд. долларов.
        Общий размер активов фонда, созданного в 1996 году, летом 2017 года впервые превысил отметку в 1 трлн. долларов, а концу года достиг 1,085 трлн. долларов.
        Из них около 40% пришло от государства, а другая часть - получена в результате успешных инвестиций. За 21 год существования фонда управляющий им Центробанк Норвегии заработал 125 тысяч долларов на каждого гражданина страны. Всего же в фонде - 208 тысяч долларов на каждого из 5,2 млн. норвежцев".

        Отличный пример, как можно прилично жить в сырьевой стране, если быть не "сапогом", а рациональным хозяином.
        Россия с 1995 во внешней торговле года получила 2,1 трлн. долларов в виде положительного сальдо. Всего мы продали за это время сырья на 5,6 трлн. долларов, из которых на путинское время пришлось 5,1 трлн.

        Если бы мы, как норвежцы, за всё это время вложили бы 400 млрд. долларов в Государственный пенсионный фонд, то наши пенсионеры могли бы жить только на эту ренту. 130 млрд. долларов это по нынешнему курсу 8 трлн. рублей. Как раз размер пенсионных выплат за год.
        Не стыдно быть сырьевой страной. Например, Норвегия, Австралия и Новая Зеландия - сырьевые страны. Стыдно быть дураком и несуном - выносить все богатства вон из страны.

        • Анонимно
          9.09.2018 11:55

          Замечу, что под пятой НАТО.
          А.Поц.

        • Анонимно
          10.09.2018 10:11

          В 90х обманули людей и забрали все ресурсы у нас. нет у людей ничего кроме ЖКХ и налогов...ресурсы уходят, деньги там же оседают.. даже налоги(не то что приболь и доход) и то мимо страны-все "гос"-якобы, компании в офшорах..Это телевизор нам круглосуточно трындит про потоки, ни копейки нам с них не видать..

          • Анонимно
            10.09.2018 12:53

            В 90-х нам всем разрешили приватизировать государственные квартиры, у нас наконец-то появилась хоть какая/то частная собственность, хотя бы квартиры, а у некоторых ещё и дачи, то есть земля. Так что не надо так огульно про 90-е.

            • Анонимно
              14.09.2018 17:22

              Зато сейчас, кто имеет приватизированные или купленные за свой счет квартиры, отличии от муниципальных, легко попадают на эпотеку если их жилье попадает под программу аварийного переселения

  • Анонимно
    9.09.2018 09:38

    Согласен с Гудковым - недавно разговаривал с молодыми коллегами, они все голосовали за Путина... Для них пенсия и все проблемы пожилых, это за горизонтом ... Статья очень понравилась... Объективная оценко ситуации в стране. Есть повод подумать и принять решение. Кстати хочу дать свой прогноз по приемнику, это киндер-сюрприз...

    • Анонимно
      9.09.2018 10:29

      Я тоже голосовал за Путина. Я считаю, что у нас пенсионная реформа неизбежна, как и во всех остальных странах - и в более благополучных и в более бедных.

      Таких как я большинство. И хотя 70% населения недовольно повышением пенсионного возраста, и они тоже голосовали за Путина - большинство населения понимает необходимость и неизбежность этого. Поэтому население относительно спокойно встретило повышение пенсионного возраста.

      • Оптимист
        9.09.2018 11:19

        Притех ресурсах коими обладает Россия мы может себе позволить после 45 вообще не работать

        • Анонимно
          9.09.2018 17:52

          процентов 10 вообще не работает. потом пенсии получают.и плачутся, что они такие маленькие

          • Оптимист
            9.09.2018 18:36

            Работает процентов 10%
            Те кто создает продукт
            Миллионов 15 наверно в стране
            Остальные чиновники, силовики, бюджетники, школьники и пенсионеры

      • Анонимно
        10.09.2018 09:47

        Население спокойно встречает повышение пенсионного возраста.
        Но население не понимает почему проблемы государства должны решаться конкретно только за их счёт, а не за счет коррупционных гос. институтов и "жирных котов", сосущих с одобрения власти народную ренту.

      • Анонимно
        10.09.2018 12:55

        Вы не правы. Пенсионный возраст повысили ПОСЛЕ избрания Путина. А если бы его повысили ДО выборов Путина бы избрали, как вы думаете? Я думаю что нет.

    • Анонимно
      9.09.2018 21:52

      Со многими его высказываниеми согласен, но с этим - я не согласен
      — До сих пор вся внешняя политика России сводилась к шантажу и принуждению Запада к компромиссу на условиях Москвы."
      Все как раз и наоборот - Запад шантажирует постоянно.

    • Анонимно
      10.09.2018 10:08

      Да полноте! Просто с вами общаться только такая молодёжь и захотела. Или просто не хотели вас как старшего коллегу увидеть - воспитанная, видать, в вашем коллективе молодежь)))

  • Анонимно
    9.09.2018 09:39

    Все точно

  • Анонимно
    9.09.2018 09:39

    Спасибо БО за смелость ...

  • Анонимно
    9.09.2018 09:39

    Нет дефицита денег. Есть воровство из пенсионного фонда. До чего вдруг всех обязали подписать договоры с пфр или не государственными, правильно, не государственные отобрали во во мя банкротства, а государственный и так всех кинул

  • Буре
    9.09.2018 09:46

    Никаких массовых протестов и революций не будет
    Верхам этого не надо, у низов терпения еще осталось а главному организатору всех протестов и революций Западу это не надо
    Его все устраивает
    Сырье вывозится за (доллары) блестящие бусы и он ничего менять не будет
    Его все устраивает
    Народ организовать без внешней подпитки некому

    • Анонимно
      9.09.2018 10:56

      Западу :)

      В Моей стране хороший народ, граждане, люди, земля и богатства, а вот правительство - сборище жадных идиотов, как так получилось не понятно. Как ворвались до власти люди которые не заботиться о свой стране, гражданах, благополучии. Все байки травят, запад, денег нет, все будет хорошо. НАДОЕЛО!

  • Анонимно
    9.09.2018 09:57

    Спасибо!!
    Диагноз поставлен очень правильно. Что только теперь с этим делать?

  • Анонимно
    9.09.2018 10:03

    «Если олигархи восстанут, они без проблем организуют народ под свои нужды»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/394625

    Так и будет поначалу, пока интересы совпадают, а потом и олигархи получат по заслугам.

    • Анонимно
      10.09.2018 14:14

      Вся история показывает, что тот олигарх который готов вложиться и поделится чуть- чуть большей от имеющейся властью, свободой, деньгами, возможностями и пр. всегда выигрывает при прочих равных условиях. Это называется в современном мире прогрессом )))

  • Анонимно
    9.09.2018 10:18

    Наш народ реагирует только на осязаемые раздражители,которые здесь и сейчас способны вывести из равновесия,как потеря ценности имущества,здоровья,экологии,как например происходит с Казанским мусоросжигательным заводом. Квартиры и дома падают в цене в этом районе постройки мсз, опасность выбросов для экологии района,соответственно и здоровья себя и своих близких.А пенсия что? Для молодых далеко,сорокалетние не рассчитывают на неё ,как на источник дохода,т.к.понимают,что прожитьна неё невозможно,а 50+ послушны перед системой ,воспитавшей их в СССР.

    • Оптимист
      9.09.2018 11:22

      В случае с мсз организующая роль у владельцев свалок
      Они организуют и финансируют протест
      Их ресурсы позволяют организовать локальные протесты и создать информационный шум


      А в пенсиями или запретом языков народ организовать некому

      • Анонимно
        10.09.2018 07:04

        Задолбал уже своим фейковым запретом языков. Не стыдно?

    • Анонимно
      10.09.2018 12:58

      Кстати да, мне 40, никто из моих ровесников на государственную пенсию не рассчитывает все хотят побольше заработать, чтобы уйти на пенсию богатым.

  • Анонимно
    9.09.2018 10:43

    правительство которое обирает народ в угоду олигархам делает управляемую им страну нежизнеспособной.
    население лимбо вымирает либо свергает правительствою

  • Анонимно
    9.09.2018 11:12

    Надо быть полным неучем чтобы с начала 200х глядя на постоянный рост-индексации пенсий(под рукоплескания электората)не задавать вопрос: а откуда деньги?

    • Анонимно
      10.09.2018 09:57

      Можно индексировать пенсию по 1 копейке в день, в год 365 индексаций, в общей сумме на 3 рубля 65 копеек, а потом говорить: видите у нас постоянный рост, мы так много индексировали, а вы всё недовольны.
      Несколько лет назад у мамы была пенсия 450 долларов, теперь 200, стала богаче? Скажите, у нас рублёвая зона, так у нас и затраты почти все на импорт, а то что собственного производства, сделано на импортном оборудовании и т.д., и тоже цены подтянули до уровня импорта.
      Скажите в 90х есть было нечего, а теперь есть, так сейчас продукты ненатуральные, с ароматом и вкусом, даже настоящее сливочное масло население уже позволить себе не может, едим из пальмы, бройлеров, выращенных за 38 дней.

      • Анонимно
        12.09.2018 14:42

        Но тем не менее в 90 е годы у всех стояли холодильники с настоящими продуктами ,а не имунно -модефицированными, которыми сейчас полны прилавки продовольственных магазинов .Пусть не обжирались как сейчас чем попало, но с голоду никто не умирал и онкология не цвела пышным цветом.

        • Анонимно
          20.09.2018 18:51

          в 90е я учился в школе, а холодильник стоял пустым, и было большое счастье если там оказывались "окорочка Буша", а вы видимо из поколения тез комсомольцев которые продали страну "чтоб тусоваться красиво" !?

  • Анонимно
    9.09.2018 12:10

    народ за олигархами не пойдёт. УЖ, если встанет народ - сметёт всех! И олигархов, и чиновников!

    • Анонимно
      10.09.2018 13:01

      Путина раскрутили в 1999 году Березовский и Абрамович. Через подконтрольный им Первый канал они за один год превратили никому не известного невзрачного майора ФСБ во всенародного лидера. И народ спокойно проголосовал за этого ставленника олигархов и до сих пор голосует.

  • Анонимно
    9.09.2018 12:27

    Проблема России в том, что при любых раскладах она будет экспортировать природных ресурсов минимум на 50 млрд. долларов, чего вполне достаточно для правящей группы.

  • Анонимно
    9.09.2018 13:48

    Верно всё изложено, менталитет понимаешь ли. Как там у классика:

    "Любят русские люди бунтовать!
    Встанут на колени перед барским домом и стоят подлецы!
    И ведь знают, что бунтуют и всё равно стоят!"
    М.Е.Салтыков-Щедрин.

  • Анонимно
    9.09.2018 13:59

    УСЫ ЧЕРЧЕСОВА
    Интересное интервью. И "расклад" дан вполне объективный. Только вот чувствуется "второе дно" - надо бы как-то вывести людей на улицы, "ушатать власть". Но... "настоящих буйных мало - вот и нету вожаков". А хочется...
    Июль, август, сентябрь... По теории Игоря Ашмарина любая тема за три месяца проходит "гауссиану" и сменяется другой. Если образуется "плато" - значит тему искусственно поддерживают и проплачивают. И можно "допрыгаться" (в майданном смысле).
    Может, БО "завернёт" какую-то новую "тему". А про пенсии уже надоело, "можно расслабиться и получать удовольствие" от неизбежного. А то до 6 ноября (выборы в Америке) можно и "перетянуть" пружину...

  • Как говорил классик: если в первом акте на стене висит ружьё, то во втором акте оно обязательно выстрелит.
    Когда "выстрелит" я не знаю, конечно, но выстрелит обязательно.
    Проблема в том, что часть наших УДАЩЛИВЫХ граждан, которое в своё время оказались в нужном месте, не отличающиеся особым умом и талантами, которые как правило должно бы приводить к личному благополучию, банально менее УДАЩЛИВЫХ своих сограждан ПЕРЕСТАЛИ считать за людей, в прямом смысле. Народу больше всего это не нравится и лютует он, пока внутренне, по этому поводу.
    Например, образно выражаясь, субъект, моральный и интеллектуальный уровень которого на уровне выпускника ПТУ со справкой, нанимает прислугой другого субъекта, уровня кандидата наук. Опять повторюсь, ОБРАЗНО ВЫРАЖАЯСЬ.
    Без содрогания не могу вспомнить фильм Бандитский Петербург, где у Антибиотика начальником службы безопасности работал бывший старший офицер КГБ.
    Это конечно выставлено как некая аллегория. Но суть-то никуда не скроешь - до какого оскотинения дошло наше общество.
    Такие общественные отношения в нашем НАРОДЕ стало нормой, когда нормальные люди попадают в ПРЯМУЮ зависимость к моральным уродам. А деваться некуда. Отвернуться от них нет возможности. А защитить справедливость некому. Значит скоро будут приискивать различные способы самозащиты. И это обязательно будет. Я в этом уверен. Ружьё выстрелит.
    Думаю скоро.

    Конфуций, молвя об утратах:
    «Не дай вам Бог век перемен»!
    Нам предрекал - в родных пенатах
    Свои же будут брать вас в плен!

    • Анонимно
      14.09.2018 17:27

      Михаил Задорнов.
      Капитализм, Ленин и Маркс правы - самое отвратительное устройство общества, потому что самые плохие качества человека делают его успешным. В советское время торговцы и потомки торгашей не принимались в закрытые и секретные научно исследовательские институты. Их не брали в разведку, их не брали в КГБ. В армию их брали, но они там не могли, не были допущены до секретов. У торгашей нет Родины. У них где прибыль, там и Родина. А сегодня мы лежим под торгашами. И это такая беда, из которой трудно выбраться.

  • Низами
    9.09.2018 18:12

    Древнекитайские философы - умные люди!

    “Лучший правитель тот, о котором народ знает, лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает.”
    Лао-Цзы

    “Правителя можно сравнить с лодкой, а народ — с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.”
    Сюнь-цзы

    • Анонимно
      10.09.2018 12:35

      18.12.
      Большинство канадцев не знают своего Президента страны.

  • Анонимно
    9.09.2018 20:23

    Интересно, а будет официальная информация о родстве Васильевой и Линник? Хоть бы поскорее опровергли

  • Анонимно
    9.09.2018 20:42

    Олигархи и миллиардеры от кормушки сами не уходят, эти тем более и власть сами не отдадут.

  • Анонимно
    9.09.2018 21:52

    Партийно-советская номенклатура и их соратники — все ещё рулят после ссср.

  • Анонимно
    10.09.2018 10:10

    Лично мне давно стало понятно для чего поднимают армию и полицию,жилье и тд , что бы в момент бунта народного они были на стороне правящих ,т е обезопасить себя и приближенных,очень печально что такая великая страна находится в таком плачевном состоянии ,что даже в трудные времена народ просто грабят ( надеюсь я успею увидеть и поучаствовать в становлении великой России без этих воров и взяточников

  • Анонимно
    10.09.2018 11:13

    "Мы имеем дело с социальной и моральной деградацией.."- самое точное определение текущего положения Страны...

  • Анонимно
    10.09.2018 16:36

    Они плохо тратят наши налоги.

  • Анонимно
    10.09.2018 19:33

    все упирается в суровый климат россии
    здесь бунтуют до первого снега
    а там мороз за 30 и
    хватит пары дней чтобы подорвале здоровье на природе все бунтовщики...
    этим здесь всегда во все времена ловко пользовались

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen