Общество 
26.04.2011

Василь Шайхразиев: «Душу греет, когда наличность в кармане, но это уже вчерашний день»

КАК В АВТОГРАДЕ ПОПАЛИСЬ НА МОСКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ И МОДНЫЙ ТРЕНД НА ИННОВАЦИИ

На вчерашней пресс-конференции, посвящённой новой online-системе оплаты коммунальных услуг, мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев продемонстрировал навыки пользователя интернетом и мобильными устройствами. В результате челнинцы вместе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» смогли узнать, сколько платит мэр за электричество и почему, по его словам, новая система рассчитана прежде всего на 25% жителей, представителей нового поколения.

NOKIA ВМЕСТО i-PHONE

Главной неожиданностью пресс-конференции, где специалисты малоизвестной московской компании рассказали о запускаемом в Челнах сервисе платежей за коммунальные услуги при помощи оплаты через интернет или мобильный телефон, стало то, что провел её лично мэр автограда Василь Шайхразиев. Первоначально должен был выступать замглавы исполкома Айрат Зайнуллин: сфера коммунальных платежей – его участок работы как начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения. Почему в последний момент была сделана замена, стало ясно позднее.

Однако, по-видимому, и для самого главы города принципиально было не только показать важность инновационных систем, внедряемых в Челнах, но и продемонстрировать личное умение пользоваться современными мобильными устройствами и интернет-системами. Выяснилось, например, что Василь Шайхразиев любимой республиканским руководством продукции Apple предпочитает коммуникатор Nokia.

Вчера же было объявлено о создании в мэрии нового управления инноваций и информатизации. Возглавит его Фарид Шарипов. Через это управление будет проходить «вся инновационная деятельность всех бюджетных учреждений города» - оно будет заниматься и приобретением новой техники, и установкой новых компьютерных программ. Тем самым в автограде надеются интегрировать все городские программы в единую сеть.

КОСМОС И ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ

А начал мэр вообще с новости об итогах инновационного сотрудничества автограда с Роскосмосом.

- Наш центр информационных технологий после того, как мы разработали и представили одну программу для Удмуртии, был одобрен как серьёзный партнёр для Роскосмоса. И деятельности фактически нашего муниципального предприятия была дана положительная оценка. На прошлой неделе я встречался с представителями Роскосмоса и мы договорились, что в Челнах будет создан центр космических услуг Закамья, - заявил мэр.

Далее выяснилось, что, собственно, в рамках инновационной кампании в городе осовременят и сферу оплаты коммунальных услуг. В принципе, аналоги «новой системы» существовали и прежде. Правда, глава города, говоря о новой системе, вспомнил только советское прошлое: чтобы не стоять в очередях, писали в бухгалтерию заявления о том, чтобы определённые услуги оплачивались сразу же из заработной платы. И в основе нынешней информатизации системы оплаты, по словам мэра, тот же принцип – экономия времени.

- Наша задача - научиться оценивать время, которое мы теряем в очередях. Для нас до сих пор это мало что значило. Конечно, душу греет, когда наличность в кармане, ты её достаешь, с ней прощаешься, но это уже вчерашний день, - заметил Шайхразиев.

Предупреждая вопросы о возможной оплате услуг через банкоматы, глава города отметил, что банкоматы можно установить далеко не везде, тем более, в «шаговой доступности». Проблемны они и с точки зрения безопасности – «появляются люди, которым не безразлично содержимое банкомата».  

Но самое парадоксальное, что кроме банкоматов в автограде уже года три - четыре успешно действует система интернет-банкинга, которую активно и успешно развивают местные банки (Автоградбанк, Аки-банк, ТФБ и т. д.). Они давно предлагают оплачивать коммунальные услуги дистанционно (через компьютер или даже мобильник), у них тысячи клиентов, но, похоже, нет пророков в своём отечестве…

АВТОГРАД ОКАЗАЛСЯ ШУСТРЕЕ КАЗАНИ

Интересно, что переход на так называемую новую систему оплаты мэр объяснил и тем, что его привлекла единая концепция оплаты услуг ЖКУ по всей России… 

Президент компании «А3» Алексей Волин, видимо, несказанно воодушевлённый тем, что ему удалось продать свою систему аж через самого мэра (!), поздравил Челны с тем, что они оказались в числе «информационных лидеров» - город, мол, вошёл в первую пятёрку, где стала доступна подобного рода система. На смущённый вопрос улыбающегося мэра, какое именно место занял автоград, Волин ответил – четвёртое (после Ярославля, Воронежа и Петрозаводска). И заметил, что при одновременно представленных на рассмотрение двух городских проектов – челнинского и казанского – власти автограда оказались шустрее столичных.

- Эта система отличается от того, что сегодня можно сделать при помощи банкоматов. По сути, это система нового поколения, а не просто очередная платёжная система, - заявил Волин. - Интеллектуальная информационная система не только даёт возможность оплачивать услуги ЖКХ, она направляет пользователям счета за услуги. Пользователь получает счёт – на мобильник или e-mail – до того, как ему его опускают в почтовый ящик.

Господин Волин зачем-то всё время педалировал тему банкоматов-конкурентов и ни слова не сказал обычном интернет-банкинге, через который челнинцы давно в своём городе могут оплачивать до 40 видов…

ОЧЕРЕДЬ В ШВЕЦИИ ТРИ МИНУТЫ, В РФ – 27 МИНУТ

Далее последовал, в общем-то, настоящий казус. Представители компании «А3» перед приходом в город заказывали соцопрос, результаты которого небезынтересны. Оказалось, что больше 60% челнинцев (!) уже удовлетворены существующей системой оплатой услуг (в других городах 70 - 80% жителей высказывали своё недовольство).

Возникает закономерный вопрос: зачем менять то, что и так всем нравится?

Однако по результатам того же опроса, в автограде живут 25% «представителей нового поколения», для которых мобильное устройство давно перестало быть просто телефоном и которые, можно сказать, слово «интернет» давно уже пишут с маленькой буквы – они там как рыба в воде. Эти 25% хотели бы оплачивать услуги ЖКХ вообще не выходя из дома.

Пожалуйста, для них Автоградбанк, ТФБ или Акибанк создали все возможности… Но президент московской компании не мог уже остановиться в самопрезентации…

- Подобного рода сервисы существуют в 50 странах мира, и Россия пока далеко не лидер. Однако мы надеемся, что в скором времени по уровню проникновения мы окажемся недалеко от Скандинавии, - рассказал президент компании. – Пока же продолжительность очереди в РФ составляет 27 минут, а в Швеции – три минуты!

«ИСПЫТАНО НА СЕБЕ»

В этот момент стало окончательно ясно, что  москвича уже не остановить… И он подтвердил это - Волин признался, что перед ним стоял вопрос, на ком первом испытать систему. «А так как раньше была традиция среди врачей первые опыты с новыми вакцинами ставить на себе», рассудили в компании, то и был выбран мэр Челнов.

- Он готов сегодня оказаться не только первым жителем города, кто оплатит коммунальные услуги новым способом, но и сделать это публично. Василь Гаязович сказал, что трудностей не боится и будет оплачивать даже не через интернет, а при помощи мобильного телефона, - улыбнулся Волин и пожелал «подопытному» удачи.

У мэра процесс оплаты занял, по оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», не больше четырёх минут - при том, что на телефоне уже была установлена программа А3, скачанная с сайта компании www.a-3.ru. Комментируя действия мэра, Волин заметил, что вход в систему защищён пин-кодом. Василь Шайхразиев, услышав об этом, смеясь сказал, что пин-код после этого, конечно, поменяет – процесс оплаты на камеры засняли местные телевизионщики. Однако выяснилось, что пин-код представляет собой последние три цифры с банковской карты.

- Так что получается, я ещё и банковскую карту теперь вынужден буду поменять, - огорчился мэр.

Чиновники в зале, наблюдавшие за процедурой оплаты на экране мониторов, успокоили своего начальника, заверив, что клавиатуры все равно никто не видит. Зато помимо марки телефона всем челнинцам стала известна и сумма, которую мэр заплатил за электроэнергию – 864 рубля 2 копейки. Желающие могут сравнить собственные счета с платежами Василь Гаязовича…

- Я уверен, что для определённой части челнинцев, знакомых с возможностями сотовых телефонов и интернета, процесс не составит труда и это даже станет модно, - сказал Шайхразиев после оплаты своих счетов.

СНИЗЯТ ЛИ КОМИССИЮ?

Как сообщили представители компании, оплатить можно как с привязанной банковской карты, так и с расчётного счёта телефона. Комиссия составит для коммунальных платежей 2 - 3% (мэр со своих 800 рублей заплатил 25 рэ), для коммерческих – 5%. Бюджету автограда новая система обойдётся бесплатно. Как заявил в ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о сумме возможных городских затрат на внедрение новой системы Алексей Волин, город потратит на это «0 рублей 0 копеек»:

- Внедрять систему компания будет за свой счёт. Мы рассматриваем это как важный инфраструктурный проект, мы намерены быть на рынке не год-не два и готовы инвестировать в создание первоначальной инфраструктуры.

Комиссию в компании надеются в скором времени снизить – тем более, что конкуренты «А3» не заставят себя ждать, а «очень сильным конкурентным преимуществом является размер комиссии». Волин, однако, отметил, во-первых, что сегодня 20% челнинцев «даже не заморачиваются» суммой комиссии. А во-вторых, в компании надеются, что при расширении системы по стране многие поставщики услуг пойдут на снижение тарифов, что позволит не выплачивать комиссию.

- Сегодня в тарифы заложены возможные неплательщики и опоздание за сбор денег, - объяснил президент компании «А3». - При ликвидации задержки в месяц-полтора у компаний увеличится оборот, за счёт чего коммунальщики будут или на меньший процент увеличивать тариф, или пойдут на скидки для тех, кто платит быстрее. Но это не проблема, которая может быть решена в ближайшее время.

Впрочем, надо заметить, что на сознательность коммунальных компаний, вдруг в ближайшем будущем решивших пойти на снижение тарифов или какие-то скидки, руководству «А3» вряд ли стоит надеяться. Коммунальные тарифы в последнее время имеют свойство только расти. Трудно представить даже, что рост в принципе остановится, не говоря уже о снижении.

КТО ЕЩЁ ПРИНИМАЕТ ПЛАТЕЖИ В ЧЕЛНАХ

«БИЗНЕС Online» выяснила, кто в Набережных Челнах принимает коммунальные платежи - и какую берёт за это комиссию.

Сбербанк начал брать за коммунальные платежи 3% комиссию с 2010 года.

Автоградбанк принимает оплату коммунальных платежей без комиссии, она происходит через терминалы Автоградбанка.

Аки-банк: ООО "ГРЦ" («Городской расчетный центр») - бесплатно.

Энергосбыт - бесплатно.

ООО "ТАТТРАНСГАЗ" - бесплатно.

Камское отделение "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" (эл.энергия) ИП - 1,00%.

Камское отделение "ТАТЭНЕРГОСБЫТ" (эл.энергия) физ. лица - бесплатно.

ООО "Успешная управляющая компания" - бесплатно.

Татфондбанк - все платежи (в т. ч. коммунальные) через банкоматы Татфондбанка осуществляются без комиссии, независимо от того, каким банком выпущена пластиковая карта.

Автоградбанк, Комиссия за расчетное обслуживание в системе «Интернет-Платежи» составляет:

  • При наличии у клиента пластиковой карты «Золотая Корона» 
    - выдача сертификата и подключение к системе - 50 руб. 
    - абонентская плата - 150 руб./год
  • При отсутствии у клиента пластиковой карты «Золотая Корона» 
    - выдача сертификата, подключение к системе, годовое обслуживание, выдача пластиковой карты - 250 руб.

Тарифы ОАО "АКИБАНК" за услуги дистанционного банковского обслуживания Интернет-банк для физических лиц:
Регистрация физлица в интернет-банк - "от бесплатно до 300 руб"
Ежегодная абонентская плата - от не взимается до 100 рублей
Ежемесячная абонентская плата - от 10 руб. до не взимается

Сергей Афанасьев
Фото и видео автора

Справка

Компания "А3" была основана весной 2010 года.

С начала 2011 года компания реализовала полномасштабный сервис удалённой оплаты услуг в Ярославле и Воронеже.

Российская компания, предоставляющая современный сервис для оплаты коммунальных услуг, интернета, мобильной связи, телефонии и телевидения. Система А3 принимает к оплате карты крупнейших платёжных систем Visa и Master Card. Проект развивается в партнёрстве с Центрально-Европейским Банком.

С января 2011 года через систему А3 можно оплатить широкий спектр услуг, включая ЖКХ, в Воронеже и Ярославле. С апреля 2011 года коммунальные и другие услуги стало возможным оплатить в Петрозаводске и Набережных Челнах. До конца 2011 года возможность совершать регулярные платежи в любое время и в любом месте получат жители 30 крупнейших городов с общей численностью населения более 35 млн. человек.

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.04.2011 00:00

    На портале услуг uslugi.tatar.ru давно уже можно платить за услуги ЖКХ пластиковой картой. Комиссия 1.7процент. Сервис охватывает все Челны (немудрено что А3 оттуда начали - там один единый расчетный центр на весь город, заключить с ним договор легко) и 30-40процент Казани (порядка 100 управляющих организаций Приволжского и Вахитовского района).

  • Анонимно
    26.04.2011 00:00

    А если платеж не прошел через А3 куда звонить? К кому обращаться? Где гарантии? Как претензионная служба выстроена? А если счет снова придет как доказывать что платил? Выстроена работа у А3 с управляющими компаниями - твои слова, что оплатил через приложение на телефоне будет для них аргументом?P.S. Показать единичный платеж легко, а выстроить всю необходимую инфраструктуру и взаимоотношения с гарантиями для пользователей сервиса гораздо сложнее.

  • Анонимно
    26.04.2011 00:00

    не берет Сбербанк никакой комиссии!!!

  • Анонимно
    26.04.2011 00:00

    Комиссия берется только с плательщика? Или управляющая компания/ТСЖ тоже комиссию в А3 отчисляют? Если Да, то фактически она "ляжет" в счет за услуги ЖКХ, то есть снова на плательщика. Вопрос: зачем населению платить ДВАЖДЫ (напрямую А3 и в ту же А3, но через счета за ЖКХ)?

  • Анонимно
    26.04.2011 00:00

    Скорее всего А3 ограничится внедрением своих услуг только в крупных городах, иначе коммерчески нецелесообразно идти во все районы (платежи не окупят затраты даже на выстраивание договорных отношений с УК/ТСЖ и развитие инфраструктуры). В результате - отсутствие таких удобных возможностей оплаты у населения в муниципальных районах РТ. Татарстана.

  • Анонимно
    26.04.2011 00:00

    а самое неприятное при этом, что с меня как с плательщика будет браться комиссия моей УК/ТСЖ, которая уже зашита в платежку+внешняя комиссия каким то там А3.Этот бардак в ЖКХ не прекратится никогда.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль