Общество 
15.09.2018

«Надо бить в набат, предупреждать мусульман об опасности. Увы, этого не происходит»

Рустам Батыр уверен, что после скандала с «халяльной» свининой органы сертификации встали на защиту интересов мясных магнатов

Постоянный автор «БИЗНЕС Online», известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр продолжает исследовать проблемы халяль-индустрии в Татарстане. На этот раз его внимание привлекло возвращение сертификата комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ оскандалившемуся ООО «Челны-Мясо». О том, почему в этой истории далеко не все понятно, — в нашем материале.

. В РТ принята и до сих пор действует система, когда свидетельство от комитета «Халяль» не имеет никакой силы без сертификата от светской и коммерческой структуры ЗАО «РСМЦ «Тест-Татарстан»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«С ВОЗВРАЩЕНИЕМ СЕРТИФИКАТА НЕ ВСЕ ТАК ОДНОЗНАЧНО»

В начале сентября халяльная сфера Татарстана ознаменовалась двумя важнейшими событиями. Во-первых, вступило в законную силу решение суда, проходившего в Казани, которое официально подтвердило, что в халяльной продукции ОАО «Царицыно», патронируемого одним из двух татарстанских сертифицирующих центров «Халяль», присутствует свинина. Это первый судебный прецедент подобного рода в России. Примечательно, что никто из интересантов дела не стал подавать апелляцию, тем самым окончательно признав свою вину. Во-вторых, прокуратура РТ взялась за скандально известного производителя «халяльной» свинины из Набережных Челнов. На этой неделе она завершила проверку ООО «Челны-Мясо» по нашумевшему факту реализации мясной продукции с рекламным стикером, содержащим товарный знак «Халяль». Надзорное ведомство выявило нарушения законодательства о рекламе при продаже мясной продукции и добилось через УФАС по РТ штрафа в отношении замдиректора компании за недостоверную рекламу халяльной продукции.

Чуть ранее пришла новость, что татарстанский муфтият простил виновника появления «халяльной» свинины и снова благословил его на выпуск мусульманской мясной продукции. Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин публично прокомментировал факт удивительно быстрого возврата сертификата «Халяль» горе-производителю. Подчеркнув, что у того «не было ошибок в халяле», хазрат отметил: «Было проведено служебное расследование. И только после этого сертификат был возвращен [ООО „Челны-Мясо“], а не потому, что были ошибки до этого. Ошибок не было». Данное расхождение в отношении к ООО «Челны-Мясо» со стороны прокуратуры и со стороны муфтията усугубляется тем, что проверка, о которой говорит муфтий, и возврат сертификата «Халяль» скандальному производителю — тайна за семью печатями.

Начнем с межведомственной проверки. Она проводилось в режиме сверхстрожайшей секретности. В интернете вы не найдете никакой информации о ней: когда она случилась, каков был состав проверяющей комиссии, какие изменения были выявлены на производстве, какие предписания даны и в целом каковы были ее результаты. Ничего этого нет ни сайте ДУМ РТ, ни на сайте его партнера по сертификации — ЗАО «РСМЦ „Тест-Татарстан“», ни на сайте ООО «Челны-Мясо», ни на сайте республиканских ведомств, чьи представители, как нам удалось выяснить, вошли в состав комиссии: минсельхоза РТ и минпромторга РТ.

С возвращением сертификата тоже не все так однозначно. Прежде всего здесь необходимо внести одно небольшое разъяснение. Производителям халяль-продукции, решившим благословляться в нашем муфтияте, на самом деле нужно получить не одно, а два документа: сначала свидетельство от комитета «Халяль» ДУМ РТ и только потом сертификат соответствия  от ЗАО «РСМЦ „Тест-Татарстан“». Причем — и это очень важно! — на бланке свидетельства комитета «Халяль» черным по белому написано: «Данный документ недействителен без приложений и сертификата соответствия „Халяль“ (Halal)». Вот почему, надо полагать, наши духовные иерархи часто вообще не упоминают собственное свидетельство, а говорят только о сертификате своего партнера, ибо именно он является решающим, конечным документом.

Такая, весьма странная, двухступенчатая система контроля халяль действует, насколько мне известно, только в Татарстане. Наверно, в ее появлении был какой-то смысл для своего времени. Надо полагать, что на заре становления халяль-индустрии в стране у ДУМ РТ, одного из ее первопроходцев, не было должного опыта и знаний в подобных делах, а у компании «Тест-Татарстан» не было понимания всех нюансов, связанных с халялем. Вот они, видимо, поэтому и решили объединить усилия. Сегодня, на мой взгляд, подобный тандем является анахронизмом. По крайней мере, другие муфтияты в вопросах сертификации халяль вполне справляются без посторонних костылей. Но как бы там ни было, у нас в Татарстане принята и до сих пор действует именно такая система, когда свидетельство от комитета «Халяль» не имеет никакой силы без сертификата от светской и коммерческой структуры ЗАО «РСМЦ „Тест-Татарстан“».

Любопытная деталь: как указано в документации, экспертам по сертификации продукции и услуг халяль могут быть представители любого вероисповедания. То есть халяльность того или иного продукта в конечном итоге определяют в Татарстане не мусульмане как таковые, а люди абсолютно любых религиозных взглядов — как уж повезет. При этом сертификат зависит от свидетельства не в меньшей степени, ведь именно последнее является одним из оснований для его выдачи. Итак, мы разобрались, что свидетельство и сертификат — два разных документа, один из которых не может существовать без второго: они, словно уроборос, закольцованы в единое целое. Это нам пригодится чуть ниже.

Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ вернул свидетельство автору «хальяной» свинины 9 августа, т. е. спустя всего полтора месяца со дня отзыва сертификата. ООО «Челны-Мясо» была выдана абсолютно новая бумага за подписью вновь назначенного председателя комитета «Халяль» Ирека Зиганшина, но со старым номером — 1550. 

Рабочая группа, созданная минсельхозом РТ, выезжала в ООО «Челны-Мясо» дважды. По результатам проведенной инспекции были разработаны рекомендации по корректирующим мероприятиям. В августе рабочая группа вторично посетила производителя и проверила исполнение рекомендаций. Вот что особенно интересно: как сообщили в пресс-службе минсельхоза РТ, повторная ревизия состоялась 13 августа. Возникает закономерный вопрос: как же ДУМ РТ могло выдать свидетельство ООО «Челны-Мясо» уже 9 августа, если комиссия еще не проверила исполнение ее предписаний? Получается, что вся проверка была лишь просто фикцией для отвода глаз?

Странно и другое — у ООО «Челны-Мясо» до скандала было два свидетельства: №1550/2018 со сроком действия до 5.04.2019 и №1556/2018 со сроком действия до 19.04.2021. Именно они были указаны в официальном реестре комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Однако, как мне рассказал в телефонном разговоре Зиганшин, ООО «Челны-Мясо» было возвращено только одно-единственное свидетельство. Получается, что данное предприятие либо теперь вынуждено сократить перечень выпускаемой им халяльной продукции, либо производить ее часть без необходимой документации.

Впрочем, второго свидетельства у меня на руках нет, поэтому не будем гадать на кофейной гуще. Достаточно и первого свидетельства, чтобы понять, что оно, судя по всему, не дает ООО «Челны-Мясо» прав на производство халяльной продукции, которую тот сегодня продает, или, если говорить более дипломатично, юридические основания для возобновления такого производства крайне сомнительны.

«ВИДИМО, ШИРОКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ЗНАТЬ О ТАКИХ ВЕЩАХ НЕ ПОЛОЖЕНО»

Как будто понимая, что документы могут вскрыть компрометирующую ООО «Челны-Мясо» информацию, их берегут как зеницу ока. Ни сертификата, ни свидетельства нет на сайте компании. Там есть много разных других документов: и благодарности, и дипломы, в том числе выданные комитетом по стандарту «Халяль» ДУМ РТ. Есть даже сертификат системы менеджмента качества безопасности продукции, выданный, кстати, все тем же, ЗАО «РСМЦ „Тест-Татарстан“». Но желанной для нас пары бумаг там нет. Казалось бы, сейчас надо всеми силами тушить имиджевый пожар и водружать сертификат и свидетельство на все маркетингово-рекламные знамена, но, увы, этого не происходит.

В поисках документов я связываюсь с ООО «Челны-Мясо» по телефону, указанному на сайте. После долгих переключений с одного специалиста на другого меня в конечном итоге соединяют с неким Наилем Шаймуратовым. Он долго сомневается, стоит ли высылать какие-либо документы автору «БИЗНЕС Online». «Мы вас уже боимся», — честно признается он. «Ну так это же в ваших интересах, — парирую я. — Давайте опубликуем документы, чтобы снять у людей все сомнения и поставить точку в этой истории». Шаймуратов берет номер моего телефона и время на раздумье, обещает перезвонить в любом случае после обеда... и, увы, пропадает с концами. 

Спускаемся на уровень пониже и под видом клиентов обзваниваем нескольких менеджеров по продажам. Продажники охотно выслали прайсы, копию нового свидетельства комитета ДУМ РТ за подписью Зиганшина, а на следующий день и копию сертификата от компании «Тест-Татарстан». Оба документа, как и положено, с приложениями. Теперь мы вооружены для анализа полным комплектом документации.

Прежде чем вскрыть этот документальный ларчик, отметим и такой факт. На официальном сайте РСМЦ «Тест-Татарстан» недавно появился реестр халяльных предприятий, а также раздел «Информация о приостановленных и отмененных сертификатах соответствия „Халяль“». В его подразделе «Приостановленные сертификаты» указана всего одна-единственная организация. Как вы думаете, что это за предприятие? Все верно — ООО «Челны-Мясо». И это — на минуточку! — единственный источник официальной информации о сертификате «Халяль» ООО «Челны-Мясо» в интернете.

Впрочем, открою секрет: как пояснил заместитель гендиректора ЗАО «РСМЦ „Тест-Татарстан“» Сергей Гогин, вслед за комитетом ДУМ РТ «органом по сертификации было возобновлено действие сертификата соответствия и разрешение на применение знака „Халяль“». Почему же за более чем месяц, прошедший с этого момента, информация на сайте так и не обновилась, остается загадкой. Видимо, широкой общественности знать о таких вещах не положено.

«САМАЯ ВАКХАНАЛИЯ ОБНАРУЖИВАЕТСЯ ПРИ СЛИЧЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОДОБРЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

Ну а теперь самое интересное в отношениях триумвирата: комитет «Халяль» ДУМ РТ, ООО «Челны-Мясо» и РСМЦ «Тест-Татарстан». 

Первая нестыковка лежит на поверхности. Если исходить из того, что, несмотря на информацию на своем официальном сайте, «Тест-Татарстан» действительно возобновил действие сертификата, то юридический подвох здесь вот в чем. Приостановленный сертификат, как это сообщалось, был реанимирован после проведенной проверки, которая, как нас уверяют некоторые ее участники, показала, что ООО «Челны-Мясо» приобрело для производства халяль-продукции новые мощности — отдельную линию со всем необходимым сопутствующим инвентарем и оборудованием. Другими словами, изменились условия производства, значит, по логике вещей, требуется проведение новой процедуры сертификации, а также, как следствие, должен быть выдан новый документ, однако «Тест-Татарстан» лишь возобновил действие прежнего сертификата, выданного под совершенно другое, старое, оборудование. Кстати, Гогин в своем официальном ответе обошел вниманием мой вопрос о том, что именно изменилось на халяльном производстве ООО «Челны-Мясо» с момента отзыва сертификата. Видимо, он прекрасно осознает, что признание изменений условий производства делает юридически бессмысленным процедуру возобновления старого сертификата.

Много юридической неряшливости мы встречаем и в самой документации. Так, в свидетельстве комитета ДУМ РТ сказано, что данный документ недействителен без сертификата соответствия. Здесь слово «сертификат» стоит в единственном числе. Однако «Тест-Татарстан» на основании свидетельства №1550/2018 выдал аж четыре сертификата соответствия. Для любого юриста, дорожащего своей профессиональной честью, такие нестыковки — повод подать в отставку, но у нас, увы, не тот случай. Далее. В сертификатах указано, что одним из оснований их выдачи является свидетельство №1550/2018 со сроком действия с 6.04.2018 по 5.04.2019, т. е. документы апеллируют к старому свидетельству, выданному еще до скандала. Но ведь тот документ в юридическом смысле уже давно спустили в утиль. У действующего же свидетельства совершенно другой срок действия — с 9.08.2018 по 5.04.2019. Получается, что у сертификата теперь с формальной точки зрения нет основания для выдачи. Тогда можно ли в таком случае его считать действительным?

В комплекте с сертификатами, помимо приложений, в которых приводится перечень одобренной продукции, идет четыре разрешения на применение знака соответствия «Халяль» (Halal). Только в одном из них указано, что данный знак можно наносить на оболочку продукции. Три остальных документа позволяют делать это лишь на этикетке и товаросопроводительных документах. Поэтому, если в магазине вы увидите знак соответствия «Халяль» на оболочке, скажем, мелкокусковых и рубленых полуфабрикатов ООО «Челны-Мясо», которые продаются в замороженном или охлажденном виде, знайте: он стоит там неправомерно.

Движемся дальше. Самая вакханалия обнаруживается при сличении перечня одобренной продукции, которая подробно расписана в приложениях к свидетельству и сертификату. Всего выдано разрешение для более 100 наименований. Бросается в глаза небрежность, с которой оформлены приложения к свидетельству. Так, если в приложении к сертификату одноименная продукция категории А и категории Б указана, как и положено, отдельно, то в приложении к свидетельству упоминание категорий почему-то убрано и получается бессмысленный повтор. Скажем, сардельки «„Татарское трио“ Халяль» дублируются два раза, словно в силу принципа «повторение — мать ученья», хотя на самом деле это два совершенно разных товара: один — категории А, другой — категории Б. Однако здесь данная разница не показана. Но все это мелочи, которые, впрочем, демонстрируют, что со сменой руководства отношение к делу в комитете по стандарту «Халяль» ничуть не изменилось в лучшую сторону.

Некоторые позиции исковерканы даже в названии. Так, например, в приложениях к сертификату значится вареная колбаса под названием «Натуральная», а в приложении к свидетельству она именуется с прибавкой «Эко». И таких случаев несколько. В приложениях к сертификату мы встречаем такое общее название для нескольких позиций, как «Нафиз», однако в приложениях к свидетельству данные позиции обозначены как «Нафис», а ведь документы по части наименования продукции должны зеркалить друг друга, иначе они недействительны.

Конечно, все эти нестыковки — следствие весьма поверхностного отношения к документации, что ничуть не умаляет юридического веса указанных огрехов. Однако мы имеем три позиции в перечне, которые на простую безответственность уже никак не списать. В приложении к свидетельству дано добро на вареные колбасы «„Ихляс“ Халяль» и «„Сабантуй“ Халяль», а также сосиски «„Ихляс“ Халяль», однако в приложениях к сертификату их нет вообще. При этом как минимум одна из этих трех позиций уже реализуется ООО «Челны-Мясо». Согласно его прейскуранту от 11.09.2018 вареная колбаса «„Ихляс“ Халяль» весом 400 гр продается по цене 63 рубля за штуку. А поскольку данного товара нет в приложении к сертификату, без которого, как мы помним, свидетельство комитета ДУМ РТ недействительно, то мы вынуждены констатировать, что ООО «Челны-Мясо» производит данную халяльную продукцию без юридических на то оснований.

«НА САМОМ ДЕЛЕ МУФТИЯТ ЗАЩИЩАЕТ ООО «ЧЕЛНЫ-МЯСО» НЕ В ПЕРВЫЙ РАЗ»

Документация для комитета ДУМ РТ и «Тест-Татарстан» гиперважна, ведь в конечном итоге все их услуги сводятся именно к документам. Ничего другого в материальном смысле они не производят. Поэтому документы — единственное зеркало качества и добросовестности их услуг. Но, увы, рассмотренные бумаги в данном отношении свидетельствуют решительно против них.

Однако потребителей заботит не документация как таковая, а технологии производства. Действительно ли они способны обеспечить халяльность продукции? К сожалению, и здесь тоже не все так безоблачно, как хотелось бы.

Как заверяют в комитете по стандарту «Халяль» ДУМ РТ, ООО «Челны-Мясо» обещает запустить под халяль отдельный цех. Казалось бы, почему не дождаться его ввода в эксплуатацию и только затем со спокойной душой дать оскандалившемуся производителю второй шанс? Однако комитет куда-то спешит и, как уже было отмечено, всего через полтора месяца возвращает свидетельство, наступая во второй раз, по сути, на те же самые грабли — производство халяль в одном цеху со свининой. К чему такая спешка? Пусть директор ООО «Челны-Мясо» Фандус хаджи Хафизов уберет сначала халяль в обещанный цех подальше от свинины и только потом получает вожделенный документ. Что за гонки?

Полагаю, дело тут вот в чем: ООО «Челны-Мясо» реализует продукцию не только в своих фирменных магазинах, но и через крупнейших торговых ретейлеров. У последних, как известно, действуют весьма жесткие условия работы с поставщиками. Срыв поставок грозит не только разрывом контракта, но и огромными штрафными санкциями. Аргументы Хафизова (или просьба его покровителей) сработали — и руководство ДУМ РТ вошло в положение мясного магната.

На самом деле муфтият защищает ООО «Челны-Мясо» не в первый раз. До случая с «халяльной» свининой был другой инцидент: выпуск с одобрения ДУМ РТ сарделек с харамным составом. Рядом со знаком «Халяль» комитета красовался ингредиент Е120, обозначающий краситель, добываемый из насекомого кошениль и, по мнению самого ДУМ РТ, несовместимый с понятием дозволенной по исламу пищи. Здесь уже на технический сбой не спишешь. Муфтият был в курсе этого грубейшего нарушения и, когда мусульмане прознали о нем, предложил изящный, не лишенный оригинальности выход: замаскировать харам наклейкой с правильным составом поверх пакета, ведь обычный потребитель, делая покупки в магазине, смотрит лишь на состав, указанный на общей упаковке продукта, вряд ли кому-то придет в голову сверять его с тем, что указан на самой сардельке. Именно в такой подаче данные сардельки и продавались вплоть до самого скандала с «халяльной» свининой (впрочем, возможно, продаются и сейчас). Как мне пояснили в консультационном центре управления Роспотребнадзора по РТ, здесь есть все признаки нарушения прав потребителей, ибо имеет место предоставление неполной или недостоверной информации, ведь состав, указанный на внешней упаковке, должен дублировать состав, указанный на внутренней.

В нынешней ситуации муфтият также всеми силами старается защитить мясного магната. Главная линия защиты олигарха строится вокруг вопроса смешанного производства. Так, Самигуллин на днях заявил: «[У ООО „Челны-Мясо“] было отдельное производство халяль. Оно было сертифицировано у нас. В нем не было проблем». А вот что про недавнее производственное прошлое «Челны-Мясо» говорят рядовые специалисты комитета по стандарту «Халяль»: «У них использовалось [одно] оборудование, но при условии очистки. Сейчас у них отдельно». Решайте сами: где здесь стремление выдать желаемое за действительное, а где суровая правда.

Но если ООО «Челны-Мясо», оказавшись на краю пропасти, все же закупило под халяль отдельное оборудование, то ряд других татарстанских производителей, как и прежде, продолжает работать в рамках смешанных производств. В комитете по стандарту «Халяль» рядовые специалисты на вопрос, одобряются ли в данной организации смешанные производства, отвечают предельно честно: «Канонически да, ведь самое главное, чтобы было чистое оборудование, если это обеспечивается с использованием специальных моющих и дезинфицирующих средств, которые полностью растворяют жиры. Тем не менее наш комитет уже не работает по такому принципу. Вновь обратившимся предприятиям со смешанным оборудованием мы отказываем, а вот старые потихоньку переходят — не все и не сразу, конечно, но такой процесс у нас запущен, от подобных пережитков мы потихоньку избавляемся».

«СТРАДАЮТ ИНТЕРЕСЫ МУСУЛЬМАН, БРОСАЕТСЯ ТЕНЬ НА АВТОРИТЕТ РЕСПУБЛИКИ, НО ЗАТО КРЕПНЕТ ДРУЖБА ДВУХ КОЛЛЕГ»

Обо всех этих проблемах необходимо говорить, ибо только в таком случае есть шанс преодолеть существующий кризис. Халяль-индустрия для Татарстана крайне важна. Неслучайно руководство республики делает на нее ставку и в ее поддержку реализует целый комплекс различных мероприятий, ведь, помимо религиозной потребности, халяльная ниша несет для наших производителей и фермеров потенциал практически бесконечного рынка сбыта их продукции, а это не только означает дополнительные налоги, но и конвертируется в новые рабочие места для татарстанцев, словом, может стать серьезным ручейком, впадающим в реку общего благополучия нашего края. 

В России есть примеры успешной работы в халяльной сфере. Тот же совет муфтиев России, у которого международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» принципиально не работает со смешанными производствами и, как результат, сумел наладить экспорт халяльной продукции в мусульманские страны. Если получилось у них, значит, может получиться и у нас. 

Конечно же, в ДУМ РТ в той или иной степени понимают важность халяльной сферы. Однако понимать — это еще не значит уметь сделать. К тому же, помимо нужных компетенций, важно обладать и принципиальностью. Удивительно, но комитет по стандарту «Халяль» защищает не только сомнительных производителей, но и собственных недобросовестных конкурентов. Как уже было отмечено, в начале этого месяца вступило в законную силу решение суда, в котором было доказано, что ОАО «Царицыно» под видом халяль продает продукцию, содержащую свинину. Казалось бы, надо бить в набат и по всем каналам предупреждать мусульман об опасности, ограждая их от харама, но, увы, этого не происходит. В чем же причина такого бездействия?

По имеющейся у меня информации, нового руководителя комитета по стандарту «Халяль» Зиганшина связывают если не дружеские, то приятельские отношения с Динаром Садыковым. Одно время первый даже работал у последнего в подчинении. А именно организация Садыкова выдала сертификат «Халяль» ОАО «Царицыно». Выводить же на чистую воду сомнительного производителя в такой ситуации — значит подвести давнего знакомого. Страдают интересы мусульман, бросается тень на авторитет республики, но зато крепнет дружба двух коллег. И это, увы, наши сегодняшние реалии.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (89) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.09.2018 11:58

Ваше невежество Вас красит. Но Вы такой не один. Просто не изучали. Однако, если Вы не хотите читать статьи на светском сайте - зачем Вы здесь? просто не читайте. А если не готовы, что Вам будут отвечать - заведите Блог. Печатайте там сами, что пожелаете и можете никого не слушать.
Кстати, это не мусульмане про китов говорили. Как раз Коран говорит про множественность Вселенных. Да и ещё много всего. У меня два высших и МВА. Так что про мракобесие не ко мне. Просто несколько опрометчиво считать, что все мусульмане глупы и именно от этого читают намаз. Мусульмане разные. И умные и глупые, как и все люди. Я Вас уверяю, что многие мои друзья-мусульмане - очень умные, образованные и в очень не хилых светских ВУЗах ученные. и весьма воспитанны. Все, наверное, не без греха того или иного. На то мы и просто люди.
Возвращаясь к теме, думаю не ошибусь, если скажу, что мусульманам хотелось бы ДОВЕРЯТЬ производителю.
Спасибо за статью. Данному производителю я более не доверяю. По причине того, что его основатель, в принципе допускает производство свинины. Это уже мое личное мнение.

  • Анонимно
    15.09.2018 09:09

    1550 - под таким номером был әҗәл в знаменитой татарской драме "Старик из деревни Альдермеш".

    • Чем мне нравится Батыр он носит татарский тенгрианский каляпуш и не носит семитскую чалму и зеленый халат! Вот так Бабаи на похоронах ходили в моем детстве: чистенькие,в костюмах,галстуках ,в тюбитейках и деньги за все не брали!

      • Анонимно
        15.09.2018 12:38

        так он и не мулла чтобы чалму и чапан носить. он же антирелигиозен

      • Анонимно
        15.09.2018 14:06

        Он уже походил в зеленом (именно в зеленом!) облачении согласно дресс-коду ДУМ РТ в должности заммуфтия... и при нем также случались прецеденты спекуляции с брендом "халяль" (только тогда таких "разоблачителей" чалмоносцев и чапаноносцев не было почему-то...))). А тюбетейка на его голове - тоже "дум"овская (из фото "дум"овского периода).
        А у тебя у самого почему-то на фото всегда фуражка коноармейская (с кокардой и со звездочкой (а сам в джинсах западных) - пора уже ее менять на тюбетейку, если ты так публично претендуешь на образ тенгриста.

        • Я я всегда смотрю вдаль,а в руках мачето и нагайка и нет возможности носить тюбитейку ,потому что у нее нет козырька ,а как смотреть вдаль если солнце мешает кокарды нет как и Сухова,а звезда потому что я ей присягу давал! И татары казаки всегда носили фуражки,а при молитве поворачивали на 180 градусов!

          • Анонимно
            15.09.2018 20:12

            Очень метко сказал Олег Басилашвили: "Страшен совок в ватнике. Но страшнее совок на иномарке, в импортных шмотках, отдыхающий в Европе и притом ненавидящий Запад.... Сейчас никто никого не принуждает цеплять... ленточку на свой личный автомобиль — но цепляют все, сами цепляют, не замечая, как двусмысленно и даже комично этот круглогодичный «символ победы» выглядит на «мерседесе» или «фольксвагене». Этот нынешний добровольный неосталинизм, добровольный отказ от возможности быть свободным — гораздо страшнее атмосферы 30-х годов. Он знаменует полную деградацию, возможно, уже необратимую". Вот у вас тоже какя-то ремучая смесь коммунизма, тенгрианства, ковбойства и казачества. Как будто всем присягу дали одновременнно. Эклектичный типаж получается (на все случаи жизни).

          • Анонимно
            16.09.2018 16:20

            Какие такие татары казаки ?

        • Анонимно
          16.09.2018 00:00

          И вместо джинсов лучше уж ходить в ватнике (по-нашенски и патриотично будет (если звездочке присягу дали (бороться против "проклятых буржуинов").

          • Ты прав Ватнику и ножке БУША надо поставить памятник кто пережил 30 годы и 90 в нашей стране! Кстати зимой я хожу в ватных штанах оставшихся в чемоданах от отца офицера прослужившего Родине начиная с Войны не одно десятилетие! И мы пацаны в ватниках ходили все 60 и 70 годы и родители были довольны этой моде :дешево и тепло было!!

      • Анонимно
        15.09.2018 14:42

        Носил ещё как, и чалме и в чапане форсавал, и сейчас бы рад до только разжаловали)

      • Анонимно
        16.09.2018 16:20

        Ну вообще каляпуш это видоизменяя феска от тупокрылый а к туркам пришла от марркоанцнв! Татарская тюбетейка другая что бы на неё малахай можно было одевать!

  • Анонимно
    15.09.2018 09:19

    греха не боятся.

    • Анонимно
      15.09.2018 12:01

      Дк, перепроверили же - все норм. Чем не довольны-то?

    • Анонимно
      15.09.2018 15:23

      Перепроверили все хорошо , у них тем более отдельный цех халяль, и вообще там в халяль продукции свинину не находили это просто стикер был рекламный с ошибочной рекламой, обсуждать больше нечего наверное

      • Анонимно
        15.09.2018 15:37

        Если до вас не дошло, перечитайте статью еще раз. Батыр доходчиво и на фактах написал, что там смешанное производство и сами действующие сотрудники комитета халяль рассказали об этом!

  • Анонимно
    15.09.2018 09:20

    Использование чувств верующих в необаснованном обогащении.

  • Анонимно
    15.09.2018 09:30

    Ой да ладно... То, что в Аравии свинина портится от жары быстро, и местным во избежание эксцессов сказано (не уверен, что богом - мелковато для бога быть диетологом у потных чудил) было их не есть, то это не значит, что в умеренном климате их есть нельзя.

    • Уважаемый Батыр! Вы же очень образованный человек и знаете Раз Аллах якобы по вашему свиней создал значит их есть можно и Коран не запрещает их есть чтобы не умереть с голоду и последнее хоть один мусульманин умер съев халяльную челнинскую свинину или царицинскую? Нет и зачем тогда хай вай на всю страну поднимать? У меня все друзья мусульмане и даже муллы пьют аракэ и закусывают свиным
      салом сделанных из татарских свиней лесгых которых я развожу и просто не афишируют
      это,но средневековым сказкам Мулл и муфтиев не
      поддаются и не ведутся на обман что свинина вредна и врут что она не полезна! Свинина это спасение России и если каждый сельчанин в селе,а таких 38 миллионов в России слезет с дивана или печки и вырастит 10 свиней,то мы не только Россию ,но и Китай завалим свининой! Вот к чему надо призывать Татарстанцев СПАСАТЬ РОССИЮ от голода,а не хренью заниматься и по 5 раз в день стоять на коленях и четки перебирать в деревнях при этом !

      • Буре
        15.09.2018 10:20

        Слепое копирование арабских обучаев
        У нас своя религия есть с которой весь мир лежал у наших ног

        • Анонимно
          15.09.2018 12:28

          УСЫ ЧЕРЧЕСОВА
          К сожалению для Вас, это в прошлом (весь мир у ног), а в/на Украине - в будущем: "запануем на простори"
          Вы в XXI веке живёте или где?
          При всём моём уважении к Корану и исламу. Пора не к "ногам класть", а дружить и сотрудничать. Разделить нас и так есть кому.

      • Анонимно
        15.09.2018 11:01

        Я Вас расстрою, но Вы сильно заблуждаетесь - у Вас нет друзей-мусульман. Те кого Вы считаете друзьями - не мусульмане. Возможно просто татары. Это не одно и то же. То же самое касательно Ваших т.н.мул. Коран запрещает есть свинину не потому что это грязное животное, а потому что это потомки людей. И стало быть потребление их приравнивается к каннибализму. Именно поэтому так много приводится различных фактов о генном сходстве м/у человеком и свиньей. Задумайтесь над этим. И касательно спасения России за счет развития свиноводства это Вы тоже сильно погорячились. Особенно про Китай. Слишком простой способ.

        • Анонимно
          15.09.2018 11:13

          Во времена создания Корана знали о генетическом сходстве людей и свиней?

          • Анонимно
            15.09.2018 11:22

            Разумеется, нет! Вам это не очевидно?
            Во времена Корана, и сейчас, верующие люди знают, что каннибализм это плохо. А уже современные учёные начали подтверждать то, что было Сказано ранее.

          • Ты тут наври еще что земля плоская и на трех китах стоит и солнце вертится вокруг земли и Еврей АДам создал себе жену Еву из своего ребра и татары все от них пошли! Без Адам баласы,как врут все муллы в МЕЧЕТЯХ и запрещают есть свинину и пить татарскую молочную водку аракэ и хмельной КУМЫС! Ну хватит дурить хоть на светском сайте Бо и это уже не смешно ,а плавать хочется что вы такие все мракобессы не образованные и еще татарами называетесь ,предав предков Тенгрианцев и свои души СЕМИТАМ!

            • Анонимно
              15.09.2018 11:58

              Ваше невежество Вас красит. Но Вы такой не один. Просто не изучали. Однако, если Вы не хотите читать статьи на светском сайте - зачем Вы здесь? просто не читайте. А если не готовы, что Вам будут отвечать - заведите Блог. Печатайте там сами, что пожелаете и можете никого не слушать.
              Кстати, это не мусульмане про китов говорили. Как раз Коран говорит про множественность Вселенных. Да и ещё много всего. У меня два высших и МВА. Так что про мракобесие не ко мне. Просто несколько опрометчиво считать, что все мусульмане глупы и именно от этого читают намаз. Мусульмане разные. И умные и глупые, как и все люди. Я Вас уверяю, что многие мои друзья-мусульмане - очень умные, образованные и в очень не хилых светских ВУЗах ученные. и весьма воспитанны. Все, наверное, не без греха того или иного. На то мы и просто люди.
              Возвращаясь к теме, думаю не ошибусь, если скажу, что мусульманам хотелось бы ДОВЕРЯТЬ производителю.
              Спасибо за статью. Данному производителю я более не доверяю. По причине того, что его основатель, в принципе допускает производство свинины. Это уже мое личное мнение.

              • Приятно читать интеллигентных мусульман ,но глубоко заблуждающихся! Честно скажу я уважаю мусульман кто не читает намаз,пьет по праздникам аракэ,закусывает полезной свиным шашлыком и не оскорбляет тех кто образован и поэтому не верит в семитских БОГОВ!

                • Анонимно
                  15.09.2018 12:38

                  извините, но слишком много всего не сочитающегося со словами Ислам и мусульманин). Вы вероятно говорите про т.н. «этнических» мусульман. Тех кто живет на территориях исторически связанных с исламом. Уверяю Вас, они никак не мусульмане. Как и не мусульмане многие арабы, турки итп. Тоже этнические. Это скорей вопрос терминологии. Вы вправе уважать кого пожелаете. Прошу просто не обобщать всех под одну масть. Это не религия уродлива, это люди порой не справляются.
                  И да ни о каких семитских богах и речи быть не может. Это противоречит базовым основам ислама. И христианства. И католичества. Изучайте по источникам. Читайте Книги, а не то что Вам вливают.

          • Анонимно
            17.09.2018 11:02

            Коран не сотворен, а ниспослан Богом.

        • Анонимно
          15.09.2018 11:24

          Геном человека и огурца тоже пересекается,как вам эта новость?))

          • Анонимно
            15.09.2018 11:51

            и поэтому на сердце ставят клапаны от сердца огурца?

            • Анонимно
              15.09.2018 12:40

              Понял. Ограничение есть по свинине и ещё по ряду животных. У каждого случая есть своё объяснение. По свинине объяснил.

          • Анонимно
            15.09.2018 12:00

            И все остальные существа на земле. И не только существа. Сама Вселенная и человек по своему химическому составу очень схожи. И?

  • Анонимно
    15.09.2018 09:41

    Это позор! Я доверяю только халяльной продукции из Татарстана, а если и там такое происходит- это удар по самому принципу Халяль в нашей стране..

    • Анонимно
      15.09.2018 12:03

      Позор это когда на пиве ставят значок халяль от СМР. А тут хоть сначала отозвали сертификат , проверили и убедились что все в порядке

      • Я вчера в Бахетде видел пиво безалкогольное БЕЛЫЙ КРЕМЛЬ и чем оно тебе не халяль? На этой водке,и пиве ты паразитируешь клерикал! Ездишь в Хадж, мухтасибы получают бешеную зарплату м муфтиями,строят тебе академии в Булгаре,мечети и проводят обеды по праздникам! Ты еще пиво с салом запрети и тогда пойдешь работать как мы,а то жена с ковриком и четками выгонит тебя как дармоеда из дома!

        • Анонимно
          15.09.2018 14:32

          Бахетле тоже под контролем дум рт, значит и они признают безалкогольное пиво халяль?

          • Анонимно
            15.09.2018 18:57

            Только один магазин под контролем. Не вводите в заблуждение

            • Анонимно
              15.09.2018 19:04

              Там то и это пиво. Сходите - проверьте. Или адрес уже забыли?

        • Анонимно
          15.09.2018 22:15

          А на что кажугетыч собрался строить народный храм?

  • Анонимно
    15.09.2018 09:58

    Все мы пользуемся услугами общепита и с удовольствием уплетаем и котлеты и колбасу а в союзе кроме котлет в заводской столовой ничего и не было.И вроде как то все живы и здоровы.

  • Анонимно
    15.09.2018 09:59

    Когда увидим протокол исполнения поручения Президента РТ Минсельхозом РТ касаемо проверок халяль производителей?

    • Анонимно
      15.09.2018 11:04

      Тогда когда увидим исполнение всех указов президента.

      • Правильно когда увидим исполнение послания президента Минниханова по изъятию земель используемых не по назначению Госсовету Татарстана ? И начать надо с Верхнеуслонского района,где вокруг моей фермы 60 га заросших бурьяном земель агробаронов,а Таиф еще строительным мусором их заваливает и лидеры ОПС Шеланги состоящие из должностных лтц Таифа и порвогорской ОПГ на суде заявили это наша земля и что хотим то и делаем и Президент Минниханов для нас никто и Пусть в Кремле командует и не лезет со своими посланиями в ТАИФ!

        • Анонимно
          15.09.2018 13:15

          Вот 19 гимназия в Казани перестала закупать мясо Халяль.
          Теперь там обычное мясо.
          Всем родителям, кто в теме, очень обидно.
          Многие ведь туда стремились именно из-за чистоты в вопросе питания.
          Горько и обидно!

  • Анонимно
    15.09.2018 10:00

    Вот вам и татарское трио халяль.)

  • Беркли
    15.09.2018 10:05

    Самые умные и продвинутые нации едят сотни и тысячи лет свинину (Европейцы, американцы, японцы, корейцы, китайцы и т.д.) - и при этом никто не скажет, что эти нации менее умные или менее здоровые, чем мусульманские народы.

    • Анонимно
      15.09.2018 11:09

      Разве мусульмане претендуют на звание самых умных народов? Ислам ведь не имеет национальности. Это и американцы, и англичане, и японцы, и корейцы и русские итп, как и другие конфессии. Действительно, цифры мир использует арабские, и их вклад в развитие мировой науки велик. Но не только наука имеет значение. Япония, Корея и Китай не так давно стали велики. Если говорить о вере, то лучше осознавая смысл этого понятия. Не просто теоретически. Да, кстати. О тысячелетних. Евреи, ортодоксальные разумеется, те от которых остальные евреи происходят - не едят свинину.

      • Беркли
        15.09.2018 11:26

        //цифры мир использует арабские//

        Обратитесь к любому человеку, который может писать арабской графикой - и он скажет, что "арабские" цифры - совсем не арабские. В арабском языке цифры обозначаются совсем по другому.

        Используемые нами ныне цифры вошли в мировую цивилизацию из Индии.
        __________

        Кстати, об интересном. Начертание этих цифр не случайно. Каждая цифра обозначает один угол своим начертанием. В цифре 1 "один" - образуется один угол двумя чёрточками, в цифре 2 - образуется два угла и т.д. К настоящему времени углы в цифрах чуть скруглились, но всё же они до сих пор цифры несут ключевой признак своего происхождения.

        • Анонимно
          15.09.2018 12:51

          Ну пусть индийские. Ничего не имею против индусов. Да и к арабам. Все - люди.

  • Анонимно
    15.09.2018 10:06

    Интересно узнать мнение уважаемого Р.Батыра про недавнюю инициативу ДУМ РТ о строительстве мусульманской этнодеревне. Достойны ли татарские мусульмане заиметь подобную резервацию?

  • Анонимно
    15.09.2018 10:59

    Молодец Мурат! лично я думаю что с этим халяль совсем уже оборзели.Готовы на всем писать халяль ради выгоды.И в скором будущем тем самым халяль просто будет как приевшееся реклама на которую ни кто вестись не будет. Кстати мороженое халяль уже видел,как будьто другие мороженое из молока свинины сделаны.Дурдом с этим халяль.

  • Анонимно
    15.09.2018 11:04

    Без вас решат, кому это нужно

  • Анонимно
    15.09.2018 11:29

    для меня знак халяль не говорит о качестве в принципе. Неужели вы думаете, что на заводе где производят тонны мяса, оно действительно будет халяльным, да еще и каждая партия...неужели вы думаете, что забой скота происходит по шариату и вручную...это бизнес, и знак халяль привлекает мусульманское население...

  • Анонимно
    15.09.2018 11:33

    После повторной выдачи сертификата Халяль Челны-Мясо, торгующей свининой, ДУМ РТ полность себя дискридитировало и показало свою продажность.
    Ничего святого, ничего чистого и никакого доверия к ДУМ РТ.
    А директор Челн Мясо пусть подумает, где будет его место после посещения Хаджа и торговли свининой, в Раю или Аду.

    • Директор Челны мяса и все в Муфтияте РТ я думаю будет жить в раю и при этой жизни,а остальные обманутые Татары ими будут мучится в аду при этих Нащальниках каждый день !

    • Анонимно
      15.09.2018 11:59

      вряд ли дум рт таким образом в открытую призналось бы в своей несостоятельности. Скорее они действительно были вынуждены вернуть сертификат просто потому что на производстве все было ок. Но и это только в плюс. Так что дум рт только выиграл и еще раз подивердил свою надежность

  • Анонимно
    15.09.2018 11:42

    Фсе, кажется Батров исчерпал себя и стал циферки сличать

  • Анонимно
    15.09.2018 12:00

    потрясли его чужие доходы на халяле..

  • Анонимно
    15.09.2018 12:02

    По логике сейчас должно быть опровержение изложенных фактов.... Сомневаюсь, что опровержение будет, учитывая личность нового руководителя комитета халяль Дум РТ, который в начале своей карьеры сразу озвучивал цену за проведение обрядов....

  • Анонимно
    15.09.2018 12:02

    Спасибо, Рустам Батров!

  • Анонимно
    15.09.2018 12:33

    Изложенные в статье факты наводят на мысль, что комиссия минсельхоза не должным образом отнеслась к поручению президента

  • Анонимно
    15.09.2018 12:36

    Спасибо вам Батров за ваши старания. Но здесь вы не правы. Раз проверили - значит все-таки все в порядке. Ну какой интерес министерствам связываться с этой грязной историей и выгораживать виновных

    • Анонимно
      15.09.2018 12:40

      Если исход проверки был известен заранее, то это не проверка

  • Анонимно
    15.09.2018 13:00

    Интересная у нас.страна,перепроверки по каждому поводу озвучиваются и смакуются в СМИ,а результаты этих проверок под семью печатями.И никого это не волнует,включая проверяющих,СМИ и главное,потребителей.Перепроверили же ,что еще надо.

  • Анонимно
    15.09.2018 13:16

    80% "Халяльной " -мясной продукции в РТ - к сожалению не является таковой, по причине того, что производиться на оборудование не халяльной продукции. Любым способом как бы тщательно не мыли, все равно бактерии остаются. Поэтому выход - только раздельное цеховое производство и даже отдельное хранение. Я не доверяю бизнесменам и сертификатом, я доверяю тому что вижу и чувствую сердцем. Поэтому беру продукцию только у тех, 1 Исполняющие мусульмане 2 только производство халяль

  • Анонимно
    15.09.2018 13:16

    Всегда относился к статьям Батрова критично, т. к. от них веяло махровой безграмотностью!!!! Сейчас же Батров явно показал себя как Акула-пера! Это статью считаю настоящим профессиональным журналистским расследованием, очень много фактов, аргументов. Рустам это твоё - быть журналистом-обличителем, нежели псевдоисламоведом-скандалистом!)))) классная статья!!!!

    • Анонимно
      15.09.2018 14:00

      Для того что бы провести расследование, как минимум, необходимо иметь знания в в вопросе о котором говоришь. У Батрова этих знаний нет вообще. Прежде чем о чем то говорить, необходимо изучить предмет со всех сторон. А Батров поленился этим заняться. Или изучил, но тогда все его вирши, будут стоить дешевле прошлогоднего снега. Всем заинтересованным лицам советую внимательно прочитать законодательные акты государства по вопросу сертификации. И тогда станет понятно кто чего стоит.
      И ещё, обратил внимание, уже не в первый раз Батров превозносит сертификатчиков из Москвы. И это наталкивает на определённые мысли. В интернете можно найти много негативной информации в их адрес.

      • Анонимно
        15.09.2018 17:17

        Смр халяль не защищала производителей халяль свинины, в отличие от татарстанских коллен. И их сертифицированную продукцию признают в арабском мире. Активно на экспорт работают, мододцы ребята!

  • Анонимно
    15.09.2018 14:06

    Разогнать этот комитет халяль дум рт чтобы, перестали позорить принципы Ислама. Еще какие факты и аргументы нужны, видно что они не соблюдают и погрязли в бизнесе.

    • Анонимно
      15.09.2018 15:42

      Ворон ворону глаз не выклюнет. Муфтий рт постоянно прикрывает свой комитет и не хочет видеть их нарушения.

  • Анонимно
    15.09.2018 14:14

    Замечательный образец журналистского расследование со знанием матчасти, деталей. Спасибо!

  • Анонимно
    15.09.2018 14:45

    Уважаемый наш покорный слуга, если у Вас есть конкретные юридические претензии и Вы действительно хотите сделать продукт халяль и работу самого комитета халяль лучше, идите напрямую на три буквы, в СУД, что же вы тут свои догадки излагаете, пусть грамотные юристы смотрят документы и выносят своё решение!

    • Анонимно
      15.09.2018 15:40

      Уверен что это статья послужит толчком и фактурой Прокуратуре РТ для проведения проверок Дум рт и его Комитета халяль.

  • Анонимно
    15.09.2018 15:27

    Ужас читать противно позвонили узнали ,имен фамилии написали кто чё сказал как узнавали, вам следователем на работу надо идти ,более серьезные факты вещи раскрывать

    • Анонимно
      15.09.2018 15:36

      15.27 при чём тут это, обман потребителей вот главное, суть изложенного!

    • Анонимно
      15.09.2018 15:41

      Он все правильно сделал. Надо выводит на свет дельцов, которые наживаются на Вере.

  • Анонимно
    15.09.2018 16:40

    Дум рт даже не способна документы нормальные оформить. О каком контроле с их стороны можно рассуждать?

  • Анонимно
    15.09.2018 17:10

    Видимо провозглашенная Президентом РТ "Халяльный образ жизни в Татарстане" провалена из-за Дум рт. Муфтий мечется и оправдывается, но результат налицо.

  • Анонимно
    15.09.2018 18:28

    коровье масло ,халяль. интересно.

    • У меня как то одна хозяйка спрашивает у вас молоко Мурат халяль? Я спрашиваю, а почему ты спрашиваешь то? А она говорит я принесла подарок нашему Мулле,а он говорит у тебя оно не халяльное,потому что ты хиджаб не носишь и намаз 5 раз не читаешь!

  • Анонимно
    15.09.2018 21:14

    Не всё спокойно в Датском королевстве...

    Ждут видимо, что в очередной раз кто-то проведёт закупку, сдаст продукцию на днк-анализ и понесется...

    Совсем уже со своим бизнесом с ума сошли.

  • Анонимно
    16.09.2018 11:59

    Какая-то гадость набирается в комментариях, оскорбления. Ведите себя прилично, господа.

  • Анонимно
    16.09.2018 12:04

    Рустам Батров! Вы, в свое время сделал хорошее дело, подняв вопрос наличия свинины в продуктах с пометкой халяль. Но сейчас всё исправлено и нет необходимости дальше раздувать эту тему. Ошибки были исправлены, и мы надеемся что такого больше не повторится и мусульмане будут наслаждаться качественной, халяльной продукцией. Не надо неистово набрасываться на тех, кто совершил невнимательность, что может случится везде и с каждым. Дальнейшее рассмотрение этой темы уже не актуально.

    Благодарим за Ваш труд и усердие.

    • Анонимно
      16.09.2018 12:21

      Еще как актуально. Ведь и сейчас получается что ошибки не исправлены. Даже в документации пробелы!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen