Общество 
27.09.2018

«Ипподром мы создали не просто так. Толчком была милицейская сводка»

Как Алтынбаев ночевал в вагоне с призывниками, отправленными в Чечню. Часть 3-я

В заслугу первому мэру Челнов Рафгату Алтынбаеву часто ставят жесткий контроль его администрации над вопросами благоустройства: мол, какие бы кризисы ни переживал автоград, на улицах всегда было чисто, праздники отмечались в самые тяжелые времена даже с большим размахом, чем прежде. Завершая публикацию фрагментов новой книги об Алтынбаеве «Команда А: Путь к цели», «БИЗНЕС Online» выбрал несколько эпизодов об отношении администрации Алтынбаева к среде обитания горожан.

Рафгат Алтынбаев: «Ипподром мы тоже не просто так создали. Двое пацанов в селе Шильна забрались на конный двор, попросили сторожа дать им лошадей покататься. Тот, естественно, не дал, и они его убили» Рафгат Алтынбаев: «Ипподром мы тоже не просто так создали. Двое пацанов в селе Шильна забрались на конный двор, попросили сторожа дать им лошадей покататься. Тот, естественно, не дал, и они его убили»

ПОСТОЙ, ПАРОВОЗ

Представляя еще несколько фрагментов из «Команды А...», «БИЗНЕС Online» решил сосредоточиться на традициях управления городскими пространствами в 1990-х годах, однако прежде мы хотим предложить читателю интересный эпизод времен Первой чеченской кампании: он наглядно иллюстрирует зыбкую черту полномочий республиканской и федеральной властей на примере исполнения местных постановлений структурами федерального подчинения. Описывая этот любопытный случай, составитель книги Татьяна Дронова обратилась к газетной статье того времени, подготовленной непосредственно в ходе событий.

«С большой благодарностью встретили солдатские матери заявление мэра города Р. Алтынбаева, что отныне ни один челнинский парень, пока идет война в Чечне, не будет призван там воевать. Не будут посланы в Чечню и солдаты, находящиеся в полку Гражданской обороны, дислоцированном в поселке Новом, находящимся на окраине Челнов. Это заявление принято в полном соответствии с Постановлением Верховного Совета РТ от 22.05.1992 „О недопущении участия призывников РТ в решении межнациональных и территориальных конфликтов“.

Но в начале февраля поступила информация о том, что полк ГО планируется отправить в Чечню якобы на восстановление разрушенного. Мэр города экстренно дал телеграмму премьер-министру Ф. Мухаметшину с просьбой принять меры и не допустить отправку полка. Такая же телеграмма ушла в Самару, начальнику Приволжского регионального центра по делам ГО и ЧС Мирошниченко, в которой до полковника доводились сведения об акциях протеста в Челнах, направленных против событий в Чечне. Полковник пообещал мэру приехать в Челны и на месте разобраться с ситуацией. Но официального ответа как за, так и против не последовало.

В течение двух с лишним недель самарский полковник так и не выкроил времени для решения судьбы челнинских ребят. Тем не менее в конце минувшей недели командир полка ГО, полковник Н.Гизатуллин, довел до сведения мэра, что на днях полк будет поднят по тревоге и по приказу отправлен на Кавказ. В связи с этим ожидается срочный приезд заместителя начальника Приволжского регионального центра по делам ГО и ЧС полковника Маркелова.

Алтынбаев моментально приехал к месту отправки полка. Ребята уже находились в вагонах на станции Автозаводская. Мэр принял все меры, возможные и невозможные, чтобы вагон не двинулся с места Алтынбаев моментально приехал к месту отправки полка. Ребята уже находились в вагонах на станции Автозаводская. Мэр принял все меры, возможные и невозможные, чтобы вагон не двинулся с места

Мэр экстренно выехал в часть, поговорил с руководством, пообщался с ребятами, успокоил их и еще раз пообещал, что сделает все возможное, чтобы в Чечню они не попали. Потом собрал у себя глав администраций Мензелинского и Тукаевского районов. В результате было принято совместное аргументированное заявление от Р. Алтынбаева, И. Исламова (Мензелинский район) и В. Хазеева (Тукаевский район) и немедленно отправлено в Министерство РТ по делам ГО и ЧС, в котором руководители администраций настаивали на том, чтобы было отменено распоряжение об отправке личного состава войсковой части в Чечню.

А ситуация тем временем не прояснялась. Мэр встретился с полковником из Самары Маркеловым и попытался убедить его не трогать ребят до принятия решения кабинетом министров РТ. Срок просил всего-то до утра следующего дня, то есть до понедельника. Но просьбу мэра, председателя городского совета народных депутатов Р.Алтынбаева военные оставили без внимания.

А в воскресную ночь весь полк ГО был поднят по тревоге. Объявили приказ на погрузку и отъезд личного состава. Кому-то из парней удалось позвонить Алтынбаеву. Он моментально приехал к месту отправки полка. Ребята уже находились в вагонах на станции Автозаводская. Даже до Круглого Поля вагон не дошел. Мэр принял все меры, возможные и невозможные, чтобы вагон не двинулся с места. Вместе с парнями он провел бессонную ночь, здесь же находились их родители, родственники. Свое слово — не пустить челнинских парней в кровавую мясорубку — Рафгат Закиевич сдержал.

Когда подписывался номер, вагон с ребятами еще стоял на станции Автозаводская. Но мэр уже провел переговоры с премьер-министром РТ Ф. Мухаметшиным, заместителем министра РТ по делам ГО и ЧС генералом Ю. Воробьевым. Получен пока устный приказ вернуть полк к месту дислокации, то есть в поселок Новый на окраину Челнов».

«ТЕБЕ ТВОЮ МАШИНУ ЖАЛКО, А ДРУГИЕ ПУСТЬ БЬЮТСЯ?»

Если один из преемников мэрского кресла, Василь Шайхразиев, проверял качество отремонтированного дорожного полотна со стаканом воды, поставленным на руль велосипеда, то в середине 1990-х ответственные лица практиковали свои методы тестирования — не менее креативные, но, пожалуй, чуть более логичные.

«...И как-то в субботу (это 1995 или 1996 год) вице-мэр Ильдус Бариевич Шайдуллин в очередной раз решил сделать объезд своей „епархии“. Начальником ГПАД был Шамиль Шагизьянович Хафизов. Он подкатил на своей новенькой „семерке“ — тогда еще все ездили на „Жигулях“. И тут Шайдуллин предлагает:

Вернулись, и Хафизов тут же отправил свою технику и рабочих, чтобы исправить брак. Вице-мэр его предупредил: имей в виду, в следующий раз мы опять поедем на твоей машине! Вернулись — и Хафизов тут же отправил свою технику и рабочих, чтобы исправить брак. Вице-мэр его предупредил: имей в виду, в следующий раз мы опять поедем на твоей машине!

— Шамиль, а давай поедем на твоей машине!

Тот удивился, но согласился, однако сел за руль Шайдуллин. И не без определенного умысла: как только видел гпадовскую „нашлепку“ на месте проведенного ямочного ремонта, тут же на нее наезжал. „Жигули“ раз сильно тряхнуло, другой. Хозяин заволновался:

— Ильдус Бариевич, шаровая опора полетит, вы бы ехали осторожнее! Объезжайте, пожалуйста, эти латки!

— Ах, пожалуйста, говоришь? А зачем ты так делал ремонт? Была яма, стал холмик. Значит, тебе твою машину жалко, а другие пусть бьются?

— Все понял, понял! Больше такого не повторится!

Вернулись — и Хафизов тут же отправил свою технику и рабочих, чтобы исправить брак. Вице-мэр его предупредил: имей в виду, в следующий раз мы опять поедем на твоей машине!»

Другой эпизод показывает отношение Алтынбаева к всенародным праздникам. Об этом случае в книге напоминает Мунавир Гимазетдинов, бессменный гендиректор строительного ООО «Подряд».

«По-моему, это было под новый, 1995-й год: мы поставили елку, работники этого предприятия (речь в контексте идет о „Горзеленхозе“ прим. ред.) под руководством художников выточили изо льда всевозможные фигуры, крепости, животных. Красота, да еще подсвеченная со всех сторон, была невероятная! И надо же было такому случиться, что 30 декабря резко потеплело и все это волшебство превратилось в воду! Наутро ударил мороз, но уже было поздно. Честно признаюсь — я плакал от досады вместе с этими женщинами, которым так хотелось превратить центральную елку в сказочный городок.

Но по-настоящему потрясло меня другое. В жуткий мороз, который сопровождался еще и пронизывающим ветром, они (правда, уже 1–2 января) все вернули, как было задумано! Мужики по новой нарубили ледяных „кирпичей“, а женщины сложили из них крепости и скульптуры».

ОТКУДА В ЧЕЛНАХ МАЙДАН И ИППОДРОМ

Вспоминает Алтынбаев.

«Примечательно, как выбирали место для Сабантуя. Сначала, при Р.К. Беляеве, его проводили в нынешней зоне затопления, там сейчас плещется Кама. Основным организатором праздника был К.В. Исмагилов, замначальника КГЭС по быту. А потом перенесли эту площадку на место нынешнего ипподрома. А то, что было построено, народ растащил, как муравьи. И я подумал, придя в исполком: найду-ка я для Сабантуя постоянную территорию и так ее оборудую, чтобы челнинцы ею гордились. Помню, пошел на лыжах через лес, посмотрел окрестности, прикинул, где лучше „бросить якорь“ — чтобы было и просторно, и легко добраться пешком.

На бывшем месте проведения Сабантуя со временем был обустроен ипподром, к идее строительства которого Алтынбаева подтолкнул весьма неординарный случай На бывшем месте проведения Сабантуя со временем был обустроен ипподром, к идее строительства которого Алтынбаева подтолкнул весьма неординарный случай

Так появился майдан. Там, помню, росло 10 деревьев. Я понимал, что их придется вырубить, и расстраивался по этому поводу, но выхода не было — они мешали сделать гладкое полукольцо. Потом договорился с бригадиром скреперистов УМС Героем социалистического труда Умат-Гиреем Камбулатовичем Наурбиевым, он завез туда грунт, из которого образовался мощнейший вал. Потом люди думали, что холм тут был всегда! Засыпали овраги, сделали большой бруствер. Приближался день Сабантуя, и я подумал: а как его проводить в такой пылище? Идея пришла внезапно. Сказал команде: давайте договоримся со школами, и пусть ребятня поможет сделать там естественное покрытие. Работали три смены по 5 тысяч человек. Выделили им машины, объяснили, что нужен именно дерн, а не просто земля. Старшеклассники потрудились на совесть».

На бывшем же месте проведения Сабантуя со временем был обустроен ипподром, к идее строительства которого Алтынбаева подтолкнул весьма неординарный случай, по его же собственному рассказу.

«Коль скоро зашла об этом речь, хочу заметить, что ипподром мы тоже не просто так создали. Толчком послужила милицейская сводка. Из нее следовало, что двое пацанов в селе Шильна забрались на конный двор, попросили сторожа дать им лошадей покататься. Тот, естественно, не дал, и они его убили. Я, конечно, ужаснулся, но потом пришла другая мысль: значит, такая у подростков тяга к этим прекрасным животным, что они даже пошли на особо тяжкое преступление! Мысль об ипподроме гнездилась в голове давно, но этот случай подтолкнул к реальным действиям (это было до пожара). Начали думать о том, каким его строить, и еще о том, что необходима конноспортивная школа. Мы поехали с одним специалистом в Австрию, чтобы изучить принцип строительства ипподрома. Нам хотелось, чтобы это сооружение соответствовало европейским стандартам.

Таким образом появился ипподром, который служит челнинцам и по сей день».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (15) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.09.2018 08:30

Алтынбаев Р.- легенда Челнов- его пример показателен для остальных глав этого прекрасного города- бывших, настоящих и будущих.

  • Анонимно
    27.09.2018 08:30

    Алтынбаев Р.- легенда Челнов- его пример показателен для остальных глав этого прекрасного города- бывших, настоящих и будущих.

  • Анонимно
    27.09.2018 09:20

    Хоть книги пиши, хоть в фильме снимайся –разницы нет: песня давно спета. Проколов тоже было, и проблем –не мало.

  • Анонимно
    27.09.2018 09:26

    А мог бы быть и для всего Татарстана! Если бы не определенные силы не сгубили!

  • Анонимно
    27.09.2018 09:28

    и главное все сам, все сам. ну или с героями соцтруда наперевес))

  • Анонимно
    27.09.2018 10:57

    Действующую власть нужно вовремя и с толком ругать- критиковать , чтобы уже потом ,когда она будет на пенсии, было за что ее похвалить.

  • Анонимно
    27.09.2018 10:58

    Цикл статей про Алтынбаева - это какая-то часть рубрики "история", "персоналии" данного интернет-ресурса? Или же начало пиар-кампании личности для достижения новых целей?
    Вот такие вопросы будоражат мой зашоренный разум))

    • Влас
      27.09.2018 14:43

      Добрый день, этот цикл посвящен не столько самому Рафгату Закиевичу, сколько книге о Набережных Челнах периода его руководства городом. Книга едва вышла, мы представили ее, опубликовав несколько фрагментов.

  • Анонимно
    27.09.2018 13:02

    Я, Халиуллин Ильдус Загитович, хочу рассказать историю создания майдана. Когда я работал рук. группы архитекторов в ОРП ЦНИИэП жилища нам поступил заказ на проектирование майдана.Место выбрал Р.З. Алтынбаев. Сначала арх.Л.Щепалина сделала майдан в виде восьмерки и расставила
    скамейки на ровном месте.Мне это не понравилось. Я предложил эскиз с насыпной трибуной в виде полумесяца с тремя пандусами. Этот эскиз ГИП В.Базанова показал Р.Алтынбаеву. Ему понраилось.
    Этой же весной все реализовали. Сам я с Алтынбпевым вмтресался только когда делал фонтан перед Батыром.Мне никто советов по майдану не давал. Позже В.Мпнукян сделал центральную гостевую трибуну. Преподаватель КИСИ В.Сладков запроектировал тентовое покрытие. Мне всегда не нравились майданы сабантуя,когда по периметру шнур, в середине делают трибуны для администрации.Сабантуй это прежде всего народные игры и видимость должна быть для всех
    Я не ожидал даже что мой проект осуществится.Спасибо, что тогда у нас был такой мэр.В городе всегда чистили каждый тротуар до плитки.И цветы массово начали сажать тоже тогда.О майдане для сабантуя написано в книге "Архитектура Набережных Челнов".

  • Анонимно
    27.09.2018 13:32

    Сильная личность. Времена такие были.

  • Анонимно
    27.09.2018 13:34

    И.Халиуллин. Почему-то с ошибками напечаталось.Хотя каждую букву проверял.

  • Анонимно
    27.09.2018 18:12

    Слишком серьезный важный вид у Алтынбаева. Будто на постаменте себя чувствовал.

  • Анонимно
    27.09.2018 20:46

    Скульптура нашего героя как у Хрущева (черно-белое) в дополнение к положительному: Сотрудники правоохранительных органов, особенно милиции должны быть благодарны. Алтынбаев в самое безденежное время, их накормил.одел(худо-бедно), дал квартиры -ни один из руководителей города в истории ничего подобного не смог сделать. Зажигательный парень! Жаль-при фальстарте избиркомпнии пострадали люди(статья политолога КГУ в Вечерней Казани). Вызывает уважения и то. что неразбрасывался имуществом Родины. Пропусти пожста БО, от души написал.

  • Анонимно
    27.09.2018 21:29

    Чтоже было со страной то, командование говорит военным надо ехать а мэр города не даёт и останавливает поезд!!!

    • Анонимно
      27.09.2018 22:44

      Вместо военных послали 15 организаций из КамГЭСа, Набережночелнинский филиал института Татаргражданпроект на восстановительные работы в июне 1995 г. Со всего союза в Грозном работали примерно 150 организаций, Все строительные материалы получали через централизованный склад. С выплатой зарплат в Набережных Челнах тогда были проблемы, командировочные выдавали в тройном размере -45 тысяч в сутки. Обычная бутылка водки стояла 6-7 тысяч, водка "меркурий" черкесская-15 тысяч. Билет на поезд до Грозного 200 тысяч, самолетом до Минеральных вод около 600 тысяч.

  • Анонимно
    28.09.2018 06:45

    Уважаемый модератор!
    Если этот цикл статей про Р.З.Алтынбаева публикуется не «на правах рекламы», то Вы должны пропустить и опубликовать следующий текст:
    Конечно, Челны тогда переживали очень тяжелое время - гораздо тяжелее, чем другие города переживали сумеречные 90- е годы. Всем было тяжело- Челнам было кратно тяжелее-
    КАМАЗ сгорел!!!!
    Люди не получали зарплату, не оплачивали квартплату: за тепло, за воду, за вывоз мусора....
    В городе не хватало денег на зарплату учителям и врачам, куда тут думать про дворников м и слесарей....
    Но трудились коллективы предприятий, которые обеспечивали жизнь города. Камазовских рабочих отпустили по домам, перевели на 2/3- так называлась временная оплата труда во время простоя.
    Но нельзя было отпустить по домам тех, кто давал жителям тепло и воду, кто вывозил мусор и чистил дороги, ( даже) стриг траву и сажал цветы...
    Зря в публикации Шамиль Хафизов изображён неким лодырем, работающим из под палки. И.Б.Шайдуллин - вице мэр должен был не семерку Шамиля ломать, а придумать как асфальтовый завод содержать в условиях, когда нет денег у директора ГПАД платить за газ и воду. В бюджете денег нет, а дороги денег не приносят. Принято называть коллективы трудовые по фамилиям руководителей.
    Как же в книге о той поре не нашлось места, чтобы упомянуть с благодарностью:
    тот же ГПАД и людей коллектива под руководством Ш.Хафизова, коллектив ТЭЦ- под руководством С.М.Тюклина, круглосуточно работавших людей из УРЭИК и ПТС, которые ни разу не допустили отключений от тепла и воды и их легендарные руководители -А.В.Слободенюк, А.З.Мирошниченко, В.И.Новичков,
    А коллектив Горсвета под руководством фанатично преданного городу Анатолия Васильева. Какие елки городские делали люди Горсвета - и это в условиях полного отсутствия средств. А многотысячный коллектив Горжилуправления, где был в самые трудные годы начальником знаменитый на всю страну своими реформами Яков Геллер. Разве самодельные клумбы и придомовые фонтаны, разве полипропиленовый трубы и РРЦ появлялись в городе по указке мэра?
    Нет.
    Дворники сами делали клумбы, соревнуясь друг с другом в заботе о своём дворе.
    А Челнылифт Михаила Подсекаева?
    С первой в стране диспетчеризацией ?
    А Хабибуллин, а Сафронов, а Киров, а Хусаинов? Помните ли Вы их?

    Именами этих людей нужно было, Рафкат Закиевич, улицы называть.
    Это они спасли город после пожара, а не «Команда» с большой буквы, которая работы принимала и пистолетом грозила....
    Помните этих людей?
    Не за страх они работали в те страшные годы от пожара до Вашего ухода.
    Они любили город, они отдали «юность и талант» челнинцам- и своим работникам, и жителям города. Они сейчас читают Вашу книгу и думают: а что мы собственно ждали?
    Что нас поименно перечислят?
    Нет. Не ждали. И не нужно оно им, Рафкат Закиевич!
    Они нужны было Вам - слова благодарности людям !
    Но!
    Нет в Вас благодарности...
    И слов таких Вы не знаете...
    А челнинцы до сих пор вспоминают какими тогда чистыми были дороги и местные проезды.
    И это - не потому, что кто то решил поломать машину директору Городского Предприятия Автомобильных Дорог Шамилю Хафизову!!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen