Культура 
29.09.2018

Жиганов о друге Джалиле, булгарский эпос XIII века и любовь Тукая

Есть чем гордиться: топ-5 татарских опер, которые должна видеть публика

Состоявшаяся в середине этой недели премьера национальной оперы «Сююмбике» — главное культурное событие текущего сезона в Татарстане. По этому поводу специально для читателей «БИЗНЕС Online» завкафедрой истории музыки Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев напоминает о еще пяти главных национальных оперных произведениях: от единственной татарской оперы, которая ставилась за границей, до работы представителя современного «татарского музыкального неоромантизма» Резеды Ахияровой.

Вадим Дулат-Алеев напоминает пять главных национальных оперных произведений Вадим Дулат-Алеев напоминает о пяти главных национальных оперных произведениях Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕЛЬЗЯ ПРОНУМЕРОВАТЬ ТАТАРСКИЕ ОПЕРЫ»

Многим людям очень трудно назвать даже любимую книгу или любимый фильм, а уж  расставить произведения искусства по «росту» – задача в принципе нерешаемая. Потому что это задача со многими неизвестными. Хотя можно попробовать провести рейтинговое голосование, будет интересно. Но, пожалуй, и в этом случае нельзя быть уверенным в достоверности картины. Поэтому нельзя пронумеровать татарские оперы, но можно разделить их на «классы» — по уровню задач, которые в этих операх решаются.

В XIX веке появился жанр большой оперы. Сначала он появился во Франци — это были особые оперы для парижского театра «Гранд опера», рассчитанные на роскошную постановку и высокопрофессиональных исполнителей, мощный хор, балет и оркестр. «Гранд опера» и его постановки были грандиозным фасадом французской оперы. А для веселья, шуток, шумных дружеских походов в театр или мелодрам «для домохозяек» существовали комические оперы, оперетты, водевили, «песенные оперы», которые значительно скромнее ставились на частных малых сценах.

Тогда же в XIX веке идею больших опер, опер национального масштаба и, соответственно, «больших театров», реализовали в России, Германии, Италии и других странах. Большая опера была большой не только по масштабу, но и по своим задачам: это исторический или легендарно-мифологический сюжет, возвышенная идея, расчет на масштабную и роскошную постановку, передовой высокий стиль музыки (но не авангардный, предназначенный для узкого круга любителей). По аналогии с этим «классом» оперы и формируется, на мой взгляд, топ татарских опер. Назовем этот «класс» татарскими большими операми. 

1. «ДЖАЛИЛЬ»

музыка — Назиб Жиганов, либретто — Ахмет Файзи


Это произведение говорит о многом: оно показывает, насколько тесно переплетена история всего человечества с жизнью и поступками каждого индивидуума, показывает подвиг и предательство, высокое и низкое, как ковалась победа в Великой Отечественной войне. Причем демонстрирует это с помощью абсолютно передовой для того времени оперной драматургии, которую можно назвать кинематографической и, конечно, с помощью очень сильной музыки Жиганова. Музыка всегда несет особую энергетику, если ее автор не декоративно, а по-настоящему понимает своего героя.

Жиганов и Джалиль были друзьями. У композитора даже есть запись в воспоминаниях, где он рассказывает, как перед уходом Мусы на фронт они обменялись ремнями. А потом Джалиль пропал. И Жиганов, не зная подробностей, написал в 1944 году оперу «Шагыйрь» («Поэт»), в которой главным героем был неназванный Муса. Жиганов не верил в предательство Джалиля. Вот так стоять рядом с обвиняемым другом в те времена – это многого стоит. После появления «Моабитских тетрадей» Джалиль стал героем. Но опера «Джалиль» не стала парадным произведением, в ней остались все самые острые чувства – надежда, любовь и вера, духовная связь с родиной и семьей, колоссальное психологическое давление и готовность к самопожертвованию. Опера психологически многогранна и выходит на уровень общечеловеческих и философских проблем. Поэтому ее можно ставить на сцене с разными акцентами.

Премьера постановки оперы «Джалиль» состоялась в 1957 году на сцене нашего театра, который к тому же стал носить имя Мусы Джалиля. Затем были еще редакции и постановки, последняя из которых — Михаила Панджавидзе. «Джалиль» ставился в Большом театре в Москве самим Борисом Покровским, который высоко оценивал Жиганова. Кроме того, «Джалиль» — единственная татарская опера, которая ставилась за границей – в Национальной опере в Праге в 1960 году. 

2. «АЛТЫНЧЕЧ» («ЗЛАТОВЛАСКА»)

музыка — Назиб Жиганов, либретто — Муса Джалиль


Опера обращена к дореволюционной истории. В клавире сочинения написано: «Действие происходит в ХIII веке в селениях булгар (предков казанских татар), расположенных в месте слияния Камы с Волгой». Опера написана в 1940 году. У Жиганова есть интересное письмо от 7 марта 1940 года, в котором он переживает из-за неудачи со своей оперой «Ирек» и даже употребляет не вполне литературное слово для оценки своей работы. В тот год композитор в творческом кризисе — работа над «Алтынчеч» не идет. А буквально через несколько дней он пишет в письме, что к нему заходил Ахмет Файзи, который «занялся интересной работой», а именно, что «они раскопали эпос, которому 650 лет!!!» — Жиганов ставит три восклицательных знака. «У татарского народа, как и у других народов, существует свой эпос», — восклицает он. И это осознание действительно стало для него сильнейшим творческим импульсом – татарскую культуру надо начинать не с 1917 года, она древняя и к тому же мусульманская. Вот этим новым для того времени огромным пространством и воздухом традиции и наполнена опера «Алтынчеч». В ней впервые на оперной сцене появилась не история классовой борьбы, а история народа, которая взмыла вверх, как птица, выпущенная из клетки. Музыка оперы очень яркая, искренняя.

Премьера оперы состоялась в 1941 году, затем были еще успешные постановки на сцене нашего оперного театра. Интересно, что «Алтынчеч» очень органично прозвучала в Казанском кремле в 2011 году (к 100-летию Жиганова) в исполнении огромного сводного исполнительского состава Государственного симфонического оркестра Татарстана, оперной студии Казанской консерватории, сводного хора консерватории и Казанского музыкального колледжа. Все это под руководством Александра Сладковского. Но самые интересные постановки этой оперы, думаю, еще впереди, потому что в ней очень много нераскрытой символики.

3. «ЕРАКТАГЫ КЭККУК АВАЗЫ» («КРИК КУКУШКИ») 

музыка  Рашид Калимуллин, либретто  Ильдар Юзеев


«Ерактагы кэккук авазы» — первая татарская опера нового поколения, она была впервые поставлена на сцене театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в 1989 году и вместе с рядом других произведений Калимуллина тех лет открыла новый этап истории татарской музыки, который можно назвать не только постсоветским, но и постакадемическим. Менялись представления о том, как надо писать музыку, татарская музыка открывала для себя новые стилевые горизонты. В момент появления оперы Калимуллина ее называли рок-оперой, поскольку композитор использовал синтез академической и популярной музыки; главную партию исполнял эстрадный певец Альберт Асадуллин, а не академический оперный певец. Но «Крик кукушки» по всем параметрам – это татарская большая опера, в которой отдельно взятая любовная история переплетается с историко-философской темой, а сюжет показательно развивается в трех измерениях – прошлом, настоящем и будущем. И если герой, охваченный отчаянием, крушит все вокруг себя, то среди руин оказываются его потомки. Опера шла не только в Казани, но и в Москве.

4. «ЛЮБОВЬ ПОЭТА»

музыка  Резеда Ахиярова, либретто  Ренат Харис


Это татарская большая опера нового поколения, написанная в 2007 году и тогда же поставленная на сцене театра имени Джалиля. Здесь обязательная для большой оперы тема истории преломляется через образ великого Габдуллы Тукая. В 1976 году композитор Энвер Бакиров писал биографическую оперу «Тукай» на либретто Ахмета Исхака, ее фрагменты исполнялись на пленуме союза композиторов, но опера целиком поставлена не была. А опера Резеды Ахияровой и Рената Хариса не просто биографическая, она скорее даже из разряда альтернативной биографии – фактически историко-философская. Опера показывает на очень убедительном эмоциональном уровне парадокс – человек, повлиявший на будущее культуры целого народа, сияющий нерушимым кристаллом в истории, в своей земной жизни хрупок, беззащитен, нелепо беден и несчастен. Харис – настоящий большой мастер оперных и балетных либретто; Ахиярова – удивительный, даже по-своему уникальный представитель татарского музыкального неоромантизма. Этот замечательный творческий тандем крупнейших творческих мастеров современного татарского искусства владеет способностью вести слушателя за собой. Постановка этой оперы нового поколения тоже была новой и эффектной, с кинопроекциями, интересными сценографическими решениями. Произведение было включено в программу Шаляпинского фестиваля в 2008 году.

5. «ТУЛЭК HЭМ СУ-СЫЛУ» («ТЮЛЯК И СУ-СЛУ»)

музыка  Назиб Жиганов, либретто  Наки Исанбет


Это сочинение Жиганова вернулось на сцену в 2017 году силами оперной студии Казанской консерватории после 50-летнего забвения. Первая редакция оперы была создана еще в 1945 году (под названием «Тюляк»), в том же году состоялась премьера на сцене татарского оперного театра. Она стала продолжением сказочно-легендарной линии татарской большой оперы, начатой несколькими годами ранее в «Алтынчеч». Но, в отличие от солнечной предшественницы, музыка оперы «Тюляк» окрасилась мистически-мерцающими тонами подводного царства. Либретто опирается на мотивы татарского и башкирского фольклора.

Опера недолго пробыла на сцене. В 1967 году Жиганов сделал вторую редакцию под названием «Тюляк и Су-Слу», усилив акцент не на историко-героической линии, а на отношениях героя и дочери подводного царя. В постановке 2017 года вернулось название первой редакции, опера стала компактнее (два действия вместо четырех) и обрела новое звучание (в том числе симфонический оркестр был дополнен оркестром народных инструментов Tatarica под руководством Рената Халитова, а партитура Жиганова получила новые тембры и частоты). Красота музыки Жиганова раскрылась при этом абсолютно по-новому. Постановщики ввели и новую сюжетную линию – диалог современности и прошлого, тем самым усилив историко-философскую составляющую этого сюжета. Постановка оперной студии была показана на сцене ГБКЗ им. Сайдашева, а затем на новой сцене ГИТИСа в Москве.

P. S. 26 октября 2018 года список татарских больших опер пополнился – на сцене ТАГТОБ им. Джалиля состоялась мировая премьера оперы «Сююмбике», написанной ведущими мастерами современного татарского музыкального театра — композитором Ахияровой и либреттистом-драматургом Харисом. История татарской оперы продолжается!

Вадим Дулат-Алеев

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.09.2018 12:00

Три года не могу попасть на оперу "Любовь поэта", которую показывают 1 раз в год. У кассы один ответ :"билетов нет,закупила организация(гороно)" Желающих послушать оперы на татарском языке предостаточно,но, при такой организации как и где?

  • Анонимно
    29.09.2018 09:00

    Почему у Сююмбике на сцене открыты волосы? Какой пример она подает татарским женщинам, девушкам и девочкам?

    • Анонимно
      29.09.2018 11:31

      А разве жена чингизидов и тюрка-татарина была мусульманской?

  • Анонимно
    29.09.2018 09:08

    Очень сильно!!!

  • Анонимно
    29.09.2018 09:18

    А где запись оперы "Сююмбике"?

  • Анонимно
    29.09.2018 09:30

    Я был на премьере "Сююмбики". Было просто потрясающе.Музыка, либретто, оформление сцены, костюмы - все было на уровне и современно. Молодые наши солисты, которых долго до нас не допускали, были великолепны. Молодцы! С некоторыми деталями, с точки зрения наших обычаев, я тоже не согласен. Кроме непокрытой головы Сююмбики, не понравились идолы- зиланты во дворце хана. К 1551 году татары были уже более 500 лет мусульманами. А для мусульман все это - харам.

    • Анонимно
      29.09.2018 09:42

      Татары приняли Ислам только в 14 веке во времена Золотой Орды.

      Булгары и славяне-сакалибы, да, приняли Ислам в 10 веке.

  • Анонимно
    29.09.2018 09:49

    Татары приняли Ислам только в 14 веке во времена Золотой Орды.
    Ответ. Поздравляю Вас с "великолепным" знанием истории ислама!

    • Анонимно
      29.09.2018 10:54

      Спасибо за похвалу, хотя и понимаю что это в Ваших устах сарказм.

      Но если Вы почитаете хотя бы Википедию (лучше первоисточники), то узнаете, что Ислам в Золотой Орде был принят в качестве государственной религии лишь в 14 веке при чингизиде Узбеке.
      Большинство подданных до 14 века были язычниками, тенгрианцами, в том числе предки современных татар.

      Кстати, при принятии Ислама в 14 веке было вырезано около 200 потомков Чингизхана - чингизидов.
      Вырезали потомков Чингизхана руками тюрок-татар.

      Больше читайте первоисточников и меньше верьте пропаганде лжеисториков.

    • Анонимно
      29.09.2018 11:21

      Ваш "сарказм" свидетельствует о том, что Вы очень доверчивый человек и Вас могут легко обмануть любые аферисты и мошенники.

      Любой профессиональный историк знает, что Ислам был принят большинством населения Золотой Орды лишь в 14 веке, в том числе и племенами тюрок-татар.

  • Анонимно
    29.09.2018 10:18

    Поставить оперу на татарском можно, конечно, но будет ли зал полон. Вот в чем вопрос. Посмотрим.

    • Анонимно
      29.09.2018 11:58

      В казанском театре оперы и балета ВСЕ постановки рассчитаны на зарубежного зрителя - один-два раза покажут в Казани и начнут возить на гастролях по полгода по разным Голландиям.

      Посчитайте на досуге, сколько спектаклей в год театр дает для местного зрителя, а сколько спектаклей дает на гастролях для провинциальной европейской публики. Заодно можете сравнить - сколько штук спектаклей в Казани дает казанское балетное училище в дни Новогодних праздников под фонограмму.

      Главное - постановка, репетиции артистов, костюмы, декорации. оркестр - все делается за наш с вами счет и якобы для нас. А потом спектакли увозят далеко-далеко, чтобы радовать иносранного зрителя.

      • Анонимно
        29.09.2018 12:48

        Балет и опера интересна только образованы русскоязычным татарам. Остальные любят спектакли в Театре Камала и концерты Салавата.

      • Анонимно
        1.10.2018 07:54

        Для информации цитата с нового сайта театра оперы и балета (раздел "Театр сегодня"):

        "С 1994 г. театр ежегодно проводит международные гастрольные турне по странам Европы (Голландия, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Португалия, Дания, Франция, Великобритания и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике до 120 спектаклей в год."

        120 спектаклей в год для зарубежной публики, Карл!!! 120 спектаклей...

        А сколько штук спектаклей в год для местного, казанского зрителя? Чур, спектакли силами учащихся балетного училища НЕ СЧИТАТЬ.

  • Анонимно
    29.09.2018 10:19

    Да действительно есть замечательные оперы и балеты, но почему их не включают в репертуар или ставят строго дозированно? Министерству культуры не пора кардинально обновить репертуар?

  • Анонимно
    29.09.2018 10:39

    Тут все про оперы, а я про балет! Почему бы не восстановить на сцене "Водяную" Бакирова? Ведь очень достойная вещь была!

    • Анонимно
      29.09.2018 11:25

      Балет, как считал Л.Н.Толстой, это узаконенная форма порнографии.
      В некоторых мусульманских странах СНГ театры вообще закрыты.

      • Анонимно
        29.09.2018 12:23

        По моему все страны СНГ имеют статус - светское государство?
        Нет стран СНГ с государственной религией, т.к. во всех конституция стран СНГ религия отделена от государства.
        Поэтому свои мечты или комплексы оставьте при себе.

  • Анонимно
    29.09.2018 12:00

    Три года не могу попасть на оперу "Любовь поэта", которую показывают 1 раз в год. У кассы один ответ :"билетов нет,закупила организация(гороно)" Желающих послушать оперы на татарском языке предостаточно,но, при такой организации как и где?

  • Анонимно
    29.09.2018 13:17

    Ну эту оперу в Голландию не повезут!

  • Анонимно
    29.09.2018 15:36

    На оперу "Джалиль" всех учителей в добровольно принудительном порядке заставляют билеты купить, наверно чтобы аншлаг показать.

    • Анонимно
      29.09.2018 20:57

      Все как обычно. Я например, хочу на неё сходить, но билетов в продаже не было вообще

  • Анонимно
    29.09.2018 21:06

    Считаю, что билеты в основном должны продаваться в кассе театра, а не через распространителей, которые ради реализации готовы впаривать их кому попало.

  • Анонимно
    30.09.2018 00:04

    Побольше татарских опер!

  • Анонимно
    30.09.2018 18:08

    Постановка "Сююмбике" приятно удивила: музыка, декорации, костюмы, особенно исполнители - прекрасные голоса и внешние данные. Очень убедительна главная героиня (Гюльнара Низамова) и такой сексапильный Иван Грозный (Ярамир Низамутдинов). Очень понравились Кошчак (Марат Мухаметзянов) и Анастасия (Дарья Рябинко).

    • Анонимно
      30.09.2018 21:27

      Я тоже смотрела оперу "Сююмбике" 27 сентября. Очень понравился именно этот состав исполнителей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen