Общество 
30.09.2018

Юлай Шамильоглу: «У вас есть кризис – исчезло одно или два поколения ученых»

Известный американский тюрколог о самых великих татарах в истории и нежелании Нурсултана Назарбаева стать лидером «улуса русского мира»

Недавно в Казань приезжал признанный во всем мире тюрколог Юлай Шамильоглу. Сейчас он работает в университете имени Назарбаева в Астане. Профессор свободно владеет несколькими европейскими и тюркскими языками, прекрасно знает русский, на котором и ответил на наши вопросы. Юлай эфенди поделился с «БИЗНЕС Online» воспоминаниями о Казани 30-летней давности, поведал о том, как писал концепцию татарского университета для Шаймиева и почему Казахстан срочно переходит на латинскую графику.

Юлай Шамильоглу Юлай Шамильоглу: «Татарский мир здесь: Казань, Уфа, Оренбург» Фото: Оксана Черкасова

«Я ДУМАЮ, ЧТО КОНЦЕПЦИЯ НАЦИИ У ТАТАР НАЧИНАЕТСЯ С МАРДЖАНИ»

— Юлай эфенди, чем вызван ваш нынешний приезд в Казань?

— Это была конференция, посвященная юбилею Гаяза Исхаки. Он родился 140 лет тому назад. Думаю, что это большое дело.

— Гаяз Исхаки был, бесспорно, величайшим татарином своего времени. Кого вы бы еще могли назвать, скажем, пятерку татар, которые на рубеже XIX–XX веков стали символами народа и внесли наибольший вклад в нематериальную сокровищницу татарского мира?

— Татарский мир здесь: Казань, Уфа, Оренбург. Я могу сказать, что лично для меня самые важные люди — это Габденнасыр Курсави, Шигабутдин Марджани, Ризаэдтин Фахретдин, Габдулла Тукай и Гаяз Исхаки, наверное. Можно добавить несколько лиц, но для меня самые важные фигуры эти.

— А самые недооцененные фигуры, по-вашему?

— Есть те, которых вы даже не знаете, но которых я упоминал там на приеме (прием по случаю конференции, организованный Академией наук РТ прим.ред.). Есть Мурат Рамзи (видный историкприм.ред.), который очень важен. О нем очень мало знают, потому что не исследуют. Его ученики были даже в Мекке, некоторые поехали в Индонезию и там устраивали новое суфийское движения. Это его школа. Там наследники татарского ученого.

Наверное, это Шигабутдин Марджани.  То, что он историк, это известно, но почему он важен как историк, об этом мало говорят. Он, как я говорил много лет тому назад, отец татарской нации для меня. Почему? У меня есть предубеждение, потому что я тоже историк. Каждой нации нужна концепция. Я думаю, что концепция нации у татар начинается с Марджани. Какую роль играл Хусаин Фаизханов, не ясно, может быть, он влиял на Марджани, но мы об этом мало знаем. Но, кроме этого, Марджани — великий ученый в области богословии калама, фикха и т. д. Я стараюсь учить, исследовать его работы, те, которые доступны. Не все его работы доступны. Может быть, в библиотеке Казанского университета есть, но я сижу или в Мадисоне (город в США, штат Висконсинприм. ред.), или в Астане. То, что мне доступно, — по заказу из Ливана, но это не все исследования Марджани.

— Буквально на днях историк Джаудат Миннуллин сказал, что нашли еще одну его работу — богословскую, неизвестную. Так что они есть.

— Может быть, в Исламском российском институте или Болгарской академии есть люди, которые хорошо умеют читать работы по фикху и каламу на арабском языке. Я 7,5 лет занимался арабским языком, для историка мой арабский достаточен, но для понимания фикха нужно отдельное образование, которого у меня нет. Я только историю ислама, исламской цивилизации или историю Ближнего Востока и Средней Азии как тюрколог немножко знаю. Я не квалифицирован читать, понимать, что он написал, и, что очень интересно, я в этом году заказал две книги, которые были опубликованы на Ближнем Востоке, — это труды Марджани. Еще публикуют его труды в арабских странах.

«Шигабутдин Марджани — недооцененная фигура.  То, что он историк, известно, но почему он важен как историк — об этом мало говорят» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В КАЗАХСТАНЕ — НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ, Я ЕГО ОЧЕНЬ УВАЖАЮ И УЖЕ В 80-Х ГОДАХ ЕГО УВАЖАЛ»

— Вы сейчас преподаете в университете имени Нурсултана Назарбаева в Астане?

— Да, но я пенсионер в Америке. Я там преподавал 34 года, во-первых, в Индианском университете в Блумингтоне, потом в Висконсинском университете в Мадисоне.

— И вас позвали в Казахстан?

— Я один из тех, кто участвовал в формировании этого университета, и я предлагал, чтобы там была школа гуманитарных и естественных наук и Висконсинский университет был стратегическим партнером этой школы. В Назарбаевском университете есть такой подход, чтобы у каждой школы сначала был стратегический партнер. И мы были стратегическим партнером этой школы, и они еще продолжают такого рода сотрудничество.

— Скажите, а на вас не выходили представители татарстанской власти с идеей открыть национальный университет, раз у вас есть опыт, авторитет в научном гуманитарном мире?

— Это очень любопытно, потому что в 2001 году я написал предложение по открытию национального университета в Казани. Я послал его президенту Шаймиеву, и Дамир Исхаков перевел это предложение на русский язык. Концепция была опубликована в нескольких СМИ. Но после этого никакой реакции не было — ни вопросов, ни ответов, ни предложений.

— С учетом обстоятельств, которые у нас сложились с языковым кризисом, деградацией системы образования, гуманитарного в том числе, вы бы эту концепцию сейчас пересмотрели или считаете, что в том виде она до сих пор актуальна?

— Более или менее это актуально. В этом году я прочел то, что тогда написал. Может быть, вполне возможно сделать вторую версию с изменениями, но, в общем, это еще можно употреблять или адаптировать.

— А наши казахские соседи что брали за основу, какую концепцию развития образования? То есть какой-то международный опыт использовали или двигались исходя из собственного понимания?

— Я представляю международный опыт. Вы должны понимать: в Казахстане — Нурсултан Назарбаев, я его очень уважаю и уже в 80-х годах его уважал. Я его заметил в 80-х, он был членом Политбюро, это многое означало в это время. Он хотел открыть Казахстан миру. У них сейчас третья модернизация. Первая была, наверное, политическая, вторая — экономическая или первая — экономическая, потом — политическая, и в связи с этим они открыли несколько университетов. Наверное, первым был Kazakh-British Technical University в области нефти. Он успешен, но это еще узкий университет, это технический университет. Потом был или Евразийский национальный университет имени Гумилева, или КИМЭП (Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования прим. ред.). Они открылись, но, скажем, ЕНУ был на основе пединститута. Может, сегодня это гораздо успешнее, но в то время это считалось неуспешным, потому что половина — это пединститут, половина — университет. Позвали профессоров из Алма-Аты, но не все хотели там жить. Сейчас будет 20 лет Астане, очень красивый город, но 20 лет тому назад он был как село. КИМЭП — это был англоязычный институт, это не универсальный университет, они не преподают все области.

И, я думаю, идея Назарбаева открывать новые университеты была его последним шансом, чтобы реализовать или успешно устраивать университеты в международном масштабе по международным стандартам. И в конце они решили, что это должен быть англоязычный университет и надо пригласить международных зарубежных профессоров. Они исследовали разные модели в Катаре, Сингапуре, в других странах, как это может быть, и решили сделать вуз, который опирается не на один, а на множество международных стратегических партнеров, и то, что там есть школа гуманитарных и естественных наук, — это лично моя идея, мое предложение.

— Вы там возглавляете кафедру, насколько мне известно.

— В первый год я был там как гость, и, до того как я вернулся в Штаты, хотели, чтобы я был заведующим кафедрой, новой кафедры казахского языка и тюркологии. Раньше была кафедра казахского языка, литературы и культуры, но она преподавала казахский язык. Для казахов очень важно, чтобы эта кафедра была на международном уровне. Опираться на местных профессоров невозможно, потому что большинство из них не владели английским языком, их исследования не на международном уровне. Президент университета меня знает уже 25 лет, он устраивал программу «Болашак» («будущее» на казахском языке, международная образовательная стипендия Нурсултана Назарбаева прим. ред.) в Америке, это был грант, чтобы учиться за рубежом. Они думают, что если Юлая пригласить, то он сумеет устроить это на международном уровне. Надеемся, что так и будет.

— В этом году вы провели очень важную конференцию.

— Да. Это 19-я международная конференция по тюркскому языкознанию, и у нас было 6 тысяч участников из других стран. Они отправили рецензента, вы знаете, я получил очень плохую рецензию на свою работу. Это серьезно. Я организатор, но даже это не спасло меня от плохой рецензии.

«Я один из тех, кто участвовал в формировании этого университета, и я предлагал, чтобы там была школа гуманитарных и естественных наук»Фото: Beshbarmak, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

«КЛАССИЧЕСКАЯ СОВЕТСКАЯ ТЮРКОЛОГИЯ ИСЧЕЗЛА»

— Будучи тюркологом, вы как оцениваете уровень тюркологии как дисциплины в Казахстане? С чем его можно сравнить? И где есть сильные школы?

— Я немного по-другому отвечу. Вообще, в странах бывшего Советского Союза есть кризис в области тюркологии. Раньше Москва была очень сильным центром, и Ленинград тоже был великим центром. Эти центры практически исчезли. Раньше была очень сильная школа. Советская тюркология имеет свои особенности, которые не вполне совпадают с международной наукой. В языкознании есть самые фундаментальные единицы — фонемы. Этого не существует в советской тюркологии, но это не проблема. Словари, грамматики, текстология — все это очень сильно было, но этого уже не существует. Все опирались на Москву. В Баку, может быть, есть ученые. В Ташкенте еще существует востоковедение очень сильное. Наверное, в Новосибирске есть еще школа. Но классическая советская тюркология исчезла.

— В Новосибирске уже нет...

— Я не знаю, но я знаком с людьми, которые там учились. Они моего возраста или на 10 лет младше. В Турции, конечно, есть очень сильная школа, но иногда немножко провинциальная, потому что они отделяются от мира и у них есть свои строгие традиции. Лингвист или тюрколог, чтобы стать доцентом, должен издать текст, транскрипцию — без этого нельзя. Большинство тюркских ученых не очень хорошо владеют иностранными языками. Есть те, которые уже читают по-русски или по-казахски, по-татарски, по-киргизски. Есть изменения в течение последних 25 лет — это отдельная школа. Лучшие ее представители сказали бы, что турецкая наука в области тюркологии на международном уровне, но они жалеют, что молодые ученые не интересуются международной наукой, не читают журналы из других стран, не умеют читать на иностранных языках — не все, но есть очень много таких.

Казахстан — это постсоветская наука. Тюркология вообще существует только в нескольких университетах — вы сами знаете. Дамир Исхаков говорит о татарской этнографии, мы хорошо знаем татарские села, но в Башкортостане плохо знаем татарские села. Может быть, в практике было запрещено. Но казахские ученые исследуют или учатся в Казахстане, узбекские ученые занимаются Узбекистаном. Вы, казах, почему интересуетесь Узбекистаном? Это не наука, не общая тюркология, а казахология или узбекология. В Астане на моей кафедре есть международная тюркская академия — она имеет очень богатую библиотеку. Я тоже послал свою библиотеку в Астану. Я хочу устроить для тюркского мира новый международный центр — школу тюркологии.

— Почему не в Казани?

— Меня не приглашали, написали одно сообщение: «Когда вы приезжаете?» Это несерьезно.

— Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете состояние татарского народа, нации сейчас, когда впервые приехали в Казань почти 30 лет назад и сегодня?

— Тогда был период, когда холодильники были абсолютно пустые. После моей лекции мы пошли в ресторан «Булгар», а ничего нельзя заказать, ничего нет.

Когда я приехал в Казань, конечно, это был очень блестящий момент в моей жизни. Я был в гостях у Мирфатыха Закиева в квартире как в тюрьме. Обстоятельства — это не проблема. То, что воды нет, сахара, условий, — это не проблема. Я заметил, что татарский язык в плохом состоянии, когда я ездил на трамвае, то видел это. Когда мы говорили по-татарски, русские бабушки нас ругали. Я могу сказать, что 10 лет спустя или сейчас на улице люди разговаривают свободно на татарском языке. Вообще нет проблем в автобусе, дети играют на улице и разговаривают на этом языке. Есть надежда, что это продолжится, но есть языковая политика РФ, которая против языков, кроме русского, в практике. Это меня печалит.

— Заметили ли перемены в татарстанской науке?

— Это не секрет, наверное, но у меня было собрание с представителями татарской науки из ИЯЛИ (Институт языка, литературы и искусств при АН РТприм. ред.) и Академии наук. У вас есть кризис — исчезло одно или два поколения ученых, у них есть проблема — не хватает докторов наук. Я раньше был зарубежным консультантом для диссертаций в Казахстане, мы договорились: я буду продолжать это и здесь. Я больше не занимаюсь этим в Казахстане, потому что у меня есть свои дела, но всегда готов помогать коллегам в Татарстане, чтобы было новое поколение докторов. Это будет длинный процесс. Я думаю, что, может быть, сначала буду работать с кандидатами наук, которые, может, не владеют иностранными языками. Но это кризис — надо что-то делать. Я думаю, что молодому поколению надо учиться английскому языку, турецкому. Там есть много международной литературы, которая переведена на турецкий язык с немецкого или английского и т. д., прежде всего в области тюркологии. Сейчас в Казахстане все докторанты должны иметь второго консультанта, наверное, они должны учиться иностранному языку, но я точно не знаю.

Для своих докторантов в Америке уже 20–30 лет я требую, чтобы они знали тюркский язык. Они тюркологи, значит, надо владеть одним тюркским языком, уметь читать или говорить на втором и третьем, надо учиться русскому языку. Кроме этого, французский или немецкий — если возможно, оба. Такого не существует здесь. Может быть, следующее поколение, если мы начнем сейчас, через пять лет станут такими, кто умеет читать по-английски, по-французски или, может, по-немецки. У нас открывается докторантура в области евразийских исследований, я ее возглавляю. У нас есть грант. Может быть, в будущем у меня будет докторант из Казани, после этого я хочу открыть магистратуру, докторантуру в области тюркологии в Назарбаевском университете. Мне хотелось быть иметь докторантов или магистрантов из Казани. Увидим.

«Словари, грамматики, текстология — все это очень сильно было, но этого уже не существует»Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВИДНА ПОЛИТИКА ПРОТИВ НЕРУССКИХ ЯЗЫКОВ В ПРАКТИКЕ»

— Предлагаю поговорить о стратегии. Последние несколько лет мы много говорим о том, что необходимо разработать концепцию развития татарского народа, но дальше слов это не уходит. Что вы думаете на этот счет? Это нормальная практика, что нужно иметь концепцию? Или же действительно, так, как мы развиваемся, это естественный процесс угасания?

— Я согласен. Нужна стратегия. И для нее необходима информация. Стратегия куда-то вас поведет, значит, вы должны знать, куда вы хотите. Концепция нужна для этого. Мы однажды уже обсуждали, что есть проблема депопуляции сел, аулов. Я думаю, что это надо еще обсуждать. Совсем сказать, что они исчезают и нам не нужны — это неправда. Может быть, для сельского населения надо устраивать населенные пункты как в Турции. Там есть два процесса: переселенцы из сельских пунктов в города, но это тоже формирование городов. Может быть, здесь надо концентрироваться, чтобы существовали маленькие города, чтобы не потерять татарский народ и татароязычное население.

Надо что-то делать, иметь стратегию для этого населения и тоже иметь отдельную, может быть, стратегию для городского населения. Искандер Гилязов правильно сказал, что 100 лет тому назад это была городская жизнь, это был импульс для космополитического управления в татарской культуре, но сейчас это импульс для ассимиляции. Есть и городская жизнь, где татарский язык необходим, и тоже есть государственная политика и Татарстана, которая слаба в области языка, и РФ, которая очень строга и против языков народов. Есть родной язык, которым владеют и учатся, но очень видна политика против нерусских языков.

— В Казахстане же было несколько государственных программ, направленных на будущее.

— Там есть государство, которое за казахский язык. Но татары не имеют собственного государства, которое независимо и ведет политику за народные языки.

— Как вы считаете, почему Казахстан форсировал, ускорил переход на латиницу?

— Я думаю, что есть много факторов. Во-первых, нельзя забывать, что через два года Нурсултану Назарбаеву будет 80 лет. Может быть, он уйдет в отставку — есть такое мнение. Я думаю, что он в таком возрасте, когда задумывается: что будет через 50 или 100 лет, что поменяется? Он будет отцом казахского народа или будет  лидером одного улуса великого русского мира? Я этого не слышал, это мое мнение. Но я исследую его уже с 80-х годов. Я участвую в эксперименте Назарбаевского университета, который для меня на постсоветском пространстве — самый успешный новый университет. Остальные, которые преподают на русском языке, но претендуют на мировой статус, хотя не понимают, что это такое, — неуспешные. Будет он отцом казахского народа или нет? Казахский народ будет говорить на своем языке или нет? Прежде всего после заявления Путина, что Казахстан имеет государство благодаря Российской империи, — это сигнал, это означает, что в России плохо знают среднеазиатскую историю. Это был импульс для новой идеологии, для изучения, преподавания казахской истории.

Есть проблема интеграции Казахстана и казахского народа, казахстанской экономики в мир, глобализация, кириллица — проблема для туризма. Новый казахский алфавит — это тоже очень плохая вещь, это как латинский вариант с орфографией кириллицы. Но я думаю, что Назарбаев так решил – это последняя фаза его карьеры. Кроме того, вы видите международную политику России. Так что, если будет проблема между Россией и Казахстаном, она явно будет не из-за алфавита. Как историк и тюрколог знаю, что азербайджанский, туркменский, узбекский варианты латинского алфавита не были последними вариантами, было несколько. Даже если казахский вариант сейчас не самый хороший, наверное, его изменят.

— А есть какие-нибудь проекты типа «Урта яналиф»?

— Есть общетюркский алфавит. Яналиф — это уже устаревший алфавит, но есть предложения... Один казахский языковед сказал, что это не турецкий алфавит, это наш алфавит. Надо об этом думать.

«ЕСТЬ И ТЕ, КТО ПРИЕЗЖАЕТ И ГОВОРИТ, ЧТО ОНИ ТАТАРЫ, НО НЕ УМЕЮТ ГОВОРИТЬ ПО-ТАТАРСКИ»

— Как бы вы оценили состояние татарской диаспоры, новой, так называемой трудовой миграции, если ее сравнить со старой, политической?

— У меня мало опыта. Когда в 70–80-х годах я был молодым татарином в Нью-Йорке, у нас было две группы: те, которые из Китая или через Турцию приехали из Китая, как моя мать, и бывшие красноармейцы, грубо говоря, как мой отец. Так было легче, потому что была разница между теми, кто глубоко верующий и имел больше знаний об исламе, и теми, которые меньше знали, писали на арабском шрифте или на латинице, или на кириллице. Сейчас все владеют татарским языком. Чувствовалось, что они татары. Я вижу, что в Нью-Йорке — я редко сейчас бывают там — есть старое поколение, те, кто приехал и интегрируется очень хорошо. Но есть и те, кто приезжает и говорит, что они татары, но не умеют говорить по-татарски. Значит, эта диаспора стала более разнообразной.

— Как ваши родители попали в США?

— Это уже известная история. Мой отец из Башкортостана, он попал в плен во время Второй мировой войны. После войны он остался в Германии. В 1951 или 1952 году эмигрировал в Штаты. Были какие-то общества, которые ему помогли. Раньше было так: по американскому закону татары считались желтой расой, их не пускали как мигрантов. Это совсем другая история. Может, когда-то напишу статью по этому поводу.

— Он себя за турка выдал американским властям?

— Да.

— Поэтому смог там остаться.

— Мама родилась в Благовещенске, на Амуре. Они во время Гражданской войны их семья убежала в Китай. Она жила много лет в Харбине. После Китайской революции, после того как турецкое государство приняло закон о тюрках в Китае, они переселились в Турцию. Когда мой отец получил гражданство, он посетил друзей в Стамбуле, там познакомился с моей матерью.

— Родились вы в Штатах уже?

— Да.

— И что же побудило вас заняться тюркологией и историей?

— Мой отец был татарским патриотом, и я много слышал дома о татарской истории. Я не знаю почему, когда я был в гимназии, но заказал татарскую грамматику, опубликованную в Индианском университете, где я позже работал. У меня были планы заниматься арабским языком, персидским. Я думал, что буду заниматься международными отношениями, политикой, а потом поступлю на юриспруденцию в магистратуру, что и сделал, чтобы заниматься международным правом. Я не знаю почему. Но когда был в гимназии, у меня была одна учительница армянского происхождения, которая мне сказала, что, когда она была аспирантом в Колумбийском университете, то училась турецкому языку у профессора Тимура Халашигунина. Она написала рекомендательное письмо.

Когда я был студентом в Колумбийском университете, наш семейный друг Азамат Алтай, киргиз (позже он был редактором киргизской службы радио «Свободы», в то время он был библиотекарем в Колумбийском университете), пригласил меня на обед. Мы были в ресторане, и он сказал: «Наш знаменитый тюрколог Тимур Халашигунин». Я встретился с ним, он меня пригласил на урок, но я был очень плохим студентом в первый год обучения. Халашигунин послал меня в Париж спустя год, сказал, мол, ты должен лучше владеть французским языком. Там я встретился с тюркологами. После этого я решил, что будет интересно. Занимался в университете языками, культурами Ближнего Востока, турецкой и арабской исламской цивилизацией. Потом я окончил магистратуру, докторантуру в области истории Ближнего Востока и Средней Азии. Также я полгода в Венгрии занимался тюркологией. Вот так пошло-поехало...

Юлай Шамильоглу — американский историк.

Шамильоглу получил диплом бакалавра в языках Ближнего Востока и культурах в Колумбийском колледже в 1979 году, также докторскую степень в истории Ближнего Востока и Центральной Азии в Колумбийском университете в 1986 году.

Шамильоглу преподавал в Университете Индианы (1983–1989) и Университете Висконсин-Мэдисон (1989–2017), где он был профессором тюркских и центрально-евразийских исследований. Также был председателем программы изучения Центральной Азии и программы исследований Ближнего Востока в Университете Висконсин-Мэдисон, где также руководил Летним институтом Центральной Евразии (2011–2017). Был президентом американской ассоциации учителей тюркских языков (2003–2017).

С 2017 года Шамильоглу является профессором и заведующим кафедрой Казахского языка и тюркских исследований в Назарбаев-университете в Астане, Казахстан.

Его основные исследовательские интересы включают в себя историю тюркских языков и культур Среднего Востока и Центральной Евразии, социально-экономическую историю Ближнего Востока и Центральной Евразии в средневековье, историю тюрко-исламской цивилизации и современные интеллектуальные движения среди мусульманских тюркских народов Османской и Российской империй.

С конца 1980-х годов профессор Шамильоглу также интересуется ролью Черной смерти (XIV век) в истории средневековой Центральной Евразии, особенно ее роль в истории Золотой Орды и других государств Монгольской мировой империи, включая влияние чумы на историю литературных языков, религиозность и письменные памятники. Совсем недавно также начал работать над историей чумы во времена Юстиниана (VI–VIII века) в центрально-евразийской истории.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (103) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
30.09.2018 10:27

Вот это отношение к науке - я понимаю: раз и профессор отправляет студента в Париж, типо ты плохо знаешь французскиий. Человек пока учился в колледже или универе ищет себя, занимается тем или другим, находит себя и становится величиной. У нас тоже так было, но давно, до 1917 года.
А теперь взглянем на нас, сегодняшних - ЕГЭ предполагающее исключительно узкую специализацию, с которой человек должен определиться в 18 (!) лет. Профессора, в своем большинстве, не заинтересованы в личностном росте студентов, т.к. сами замордованы администрацией и уже нет времени ни на что. Ну и про отправить в Париж подучить французский, это из области фантастики.
Вот такая гуманитарная наука...
Мистер Х

  • Анонимно
    30.09.2018 09:47

    Всем современным тюркологам далеко до Николая Катанова, как до Китая на четвереньках.
    Уж извините за субъективное мнение.

    • Анонимно
      30.09.2018 10:41

      А кто это? Могли бы Вы подробней изложить, с личным отношением, в чем его особенность? Без совета про гугл. Интересно.

      • Анонимно
        30.09.2018 13:26

        Н. Ф. Катанов работал на 50 языках и знал более 100.
        Опубликовал более 1000 (тысячи) научных трудов по всем отраслям тюркологии.
        Список его трудов найдёте надеюсь сами.

        • Анонимно
          1.10.2018 19:09

          Зачем так много языков знать? Это необходимо для работы или нет?

          • Анонимно
            1.10.2018 19:55

            Есть такая наука - сравнительное языкознание. Сравнивая два родственных языка, можно многое понять об истории и культуре народа, о типе его мышления. Кстати, в возникновении самого сравнительного языкознания немалую роль сыграл Казанский университет.

    • Анонимно
      30.09.2018 14:46

      Ну и что с этого? Бывают такие единичные гении, которым интересны любые языки, лишены ксенофобских взглядов. Рядом с Николаем Катановым, сотни тысяч Николаев шовиков

      • Анонимно
        1.10.2018 07:08

        До Николая Катанова был Николай Иванович Ильминский - выдающийся тюрколог, арабист, востоковед, который также был полиглотом, создал письменность для многих народов России на основе кириллицы (не только кряшен, но и чуваш, марийцев, удмуртов, якутов). То, что он занимался православной миссией (и что вызывает лютую ненависть к нему со стороны татарской национально озабоченной интеллигенцией), ни капельки не умаляет его заслуг как ученого. Это имя еще предстоит реабилитировать. Кое-что уже делается в Татарстане кряшенской общественностью.

        • Анонимно
          1.10.2018 16:02

          А зачем этим народам у которых был свой алфавит, нужно было насильно переводить в кириллицу? Для чего? С какой целью? Видимо хотел "сохранить" национальный колорит этих народов???? К стати, если бы мы изучали инглиш на кириллице, это тоже было бы нормально? Ват ю тинк абаут дис? А че нормально? Или же деструктивно?

  • Анонимно
    30.09.2018 10:04

    один тюрок берет интервью у другого на русском языке вот и все выводы из статьи.

    • Анонимно
      30.09.2018 10:39

      ага. тоже обратил на это внимание

      • Анонимно
        30.09.2018 10:59

        Во-первых, газета выходит на русском языке и является интернациональной. Во-вторых, встречался лет 15 назад с Шамильоглы. Он говорил, по-моему, только на татарском. И английском. Прекрасно же, что человек выучил русский и даёт на нем интервью!

      • Анонимно
        30.09.2018 21:58

        Обращайте внимание на лучшее и актуальное, а не на прохудившиеся носки.

    • Анонимно
      1.10.2018 19:12

      Это нормально, если язык не развивали десятилетиями при советской власти.

  • Анонимно
    30.09.2018 10:27

    Вот это отношение к науке - я понимаю: раз и профессор отправляет студента в Париж, типо ты плохо знаешь французскиий. Человек пока учился в колледже или универе ищет себя, занимается тем или другим, находит себя и становится величиной. У нас тоже так было, но давно, до 1917 года.
    А теперь взглянем на нас, сегодняшних - ЕГЭ предполагающее исключительно узкую специализацию, с которой человек должен определиться в 18 (!) лет. Профессора, в своем большинстве, не заинтересованы в личностном росте студентов, т.к. сами замордованы администрацией и уже нет времени ни на что. Ну и про отправить в Париж подучить французский, это из области фантастики.
    Вот такая гуманитарная наука...
    Мистер Х

    • Анонимно
      30.09.2018 13:20

      Да, студент едет в Париж за свои деньги. Сейчас также, пожалуйста, тебя могут отправить от университета.

      • Анонимно
        30.09.2018 13:36

        Тем более, что человек позиционирует себя, как Мистер Х, думаю, такому запросто можно сгонять в Париж, Мулен Руж и далее везде.

      • Анонимно
        30.09.2018 19:20

        У нас аспирантов в Москву или Питер в архивах поработать отправить денег уже лет 20 как не дают, а вы говорите студенты, Париж...

        • Анонимно
          30.09.2018 20:27

          У нас в Париж то еле еле денег бюджетных на сабантуй выделяют, а вы говорите аспирантура...

          • Анонимно
            30.09.2018 21:18

            Или в Хакасию по тайге полдня побродить

            • Анонимно
              30.09.2018 21:35

              У нас Сингапур любимое место. Там сильные поездки, так говорят по крайней мере

  • Анонимно
    30.09.2018 10:34

    Очень профессионал ней разговор. Таких учёных нам не хватает. Мировой уровень. Нужно его пригласить в директора института истории.

    • Анонимно
      30.09.2018 12:11

      10:34 Они нам найдут еще одну "монетку" и расскажут о "Великой Тартарии" от Японии до Нью -Йорка

      • Анонимно
        30.09.2018 18:29

        12:11

        Во-первых, не от Японии до Нью -Йорка, а от Лиссабона до Владивостока. Во-вторых, монетка - это всего лишь дополнение к реальным культурным городским слоям.

        А кто-то "находит" пачками "тысячелетнюю" бересту в болотистой местности и рассуждает о величии...

        • Анонимно
          30.09.2018 20:30

          *пачками* берестяные грамоты, найдены в Советское время и признаны историками всего мира. А монетизация это уже наш новодел

  • Анонимно
    30.09.2018 10:54

    К вопросу о том, что государство у казахов возникло благодаря России. Видимо, имеется в виду, что история так называемого казахского государства не знает, значит его не было, и оно не- лигитимно. Но ведь татарские государства были, но и они нелигитимны.
    А вообще мы можем утверждать, что большая часть казахских земель принадлежали татарам, хотя там, наверное, предки казахов в виде племён, из которых возникли казахи, проживали. А я говорю о громадном Кимакском государстве, существовавшем несколько сотен лет, и которое было создано татарами (бывшие там кимаки и кипчаки просто стали таарами), которые там верховодили (труды Р. Фахретдинова). Известно, что на Среднем Прикамье существовали кимакские погребения, значит Булгария тоже была в составе Кимакского государства. Ильдус

    • Анонимно
      30.09.2018 13:46

      В Прикамье возле г.Елабуги в местечке "Чертово городище" стоят останки военно-сторожевой башни древних булгар -предков татар.Башня построена из камня на известковом растворе.Известковый раствор в отличии от цементного может держатся веками.

      • Анонимно
        1.10.2018 19:14

        Древний мегаллит, полигональная кладка?

        • Анонимно
          1.10.2018 22:58

          При полигональной кладке все камни растащили бы под фундаменты бань,храмов,домов.Это не надгробные камни которые растаскивали.

  • Анонимно
    30.09.2018 11:08

    Благодарен БО за интервью с интересным человеком, с которым не во всем согласен,в частности оценкой Исхаки, явно преувеличенной. Жалко,что он не поработал в КГУ, а его можно было пригласит в начале 90-х,тем более он об этом пишет.

  • Анонимно
    30.09.2018 11:26

    Наконец то, профессиональный взгляд на работу так называемых учёных АНТ. Давно мечтал, чтобы на работу научных исследований обратили внимание, и определили, что от исследований на деньги налогоплательщиков отдача мизер, а попросту водят за нос. Иллюзия о бурной научной деятельности в Татарстане окончательно развеяться после посещения в академии библиотеки.

  • Анонимно
    30.09.2018 11:43

    Не понял его мутную фразу, что был в гостях у Закиева и квартира как в тюрьме.Жилье у академика вполне приличная, да и не бедствовал он и наверное хорошо угостил. Оценки татамерканца интересны, но весьма субьективны впрочем, наука в отличие от таблицы умножения, позволяет разброс конечного вывода.

    • Анонимно
      30.09.2018 15:20

      за ним органы следили, наверное, думаю, что он имел в виду это

    • Анонимно
      30.09.2018 17:58

      11.43 Все интервью субъективно. Может и специалист, но не знает местной ментальности. Еще рассуждает о чем то, но по факту татарин возглавляете казахский факультет, а здесь его игнорировали

  • Анонимно
    30.09.2018 12:02

    Повтор.Странная оценка посещения им Закиева, мол квартира как тюрьма и дальше жалобы на питание того и другого нет.Жилье у академика весьма хорошее, да и на угошение он наверное не поскупился, не бедствовал.Если тюрьма это какой то намек, то очень американский.

    • Анонимно
      30.09.2018 16:17

      Там скорее всего прослушка была в квартире

      • Анонимно
        30.09.2018 16:57

        Кому он нужен,чтобы прослушивать,да еше у академика, тот человек наш, надежный. Этот Оглу просто ,по американской привычке, не мог ,что нибудь не ляпнуть дежурное, о плохих порядках в империи зла.

        • Анонимно
          30.09.2018 20:38

          Ой не скажите, в первый приезд в 1988 г Юлая поселили в т.н. "Доме иностранного специалиста" около ж/д вокзала. Там все было нашпиговано прослушкой, а службисты дежурили в коридорах. нынче этот дом уже снесли. Между прочим, Юлай Шамилоглу - консультант правительства США по странам Центральной Азии. Это вам не шахер-махер.

          • Анонимно
            30.09.2018 21:08

            Так что же такого спеца не пригласили в наш универ? Простите , но у него такой акцент . Вот судьба татар далекой от родины. А теперь профессор Какстана

            • Анонимно
              1.10.2018 09:48

              21: 08 А вам не понятно? Не пригласили по идеологическим и политическим "соображениям".
              В зарубежные университеты приглашают не по акценту, а по знаниям, компетентности, научному авторитету.

  • Анонимно
    30.09.2018 12:32

    Для того чтоб народ быстрее забыл что Астана это бывший Целиноград туда и столицу перенесли и от кириллицы отказываются.Чует кошка чьё мясо съела.Только писать латиницей русские слова это цирком заниматься и людей смешить.Ну а для солидности американских пенсионеров на должности профессоров пригласили в универ свой чтоб немного разбавить аульных академиков и солидности придать.

    • Анонимно
      30.09.2018 13:06

      А целиноград - где находится?

      В рязанской области или киевской?

      Как он там появился? Через голодомор и Гулаг?

      • Анонимно
        30.09.2018 14:01

        Целиноград появился, когда у Хрущева возник план превращения севера республики, где казахов почти не было,население русские- старожилы и приехавшиа целинниаи,татары и депортированые в 1941 из Поволжья немцы,в Целиноградский край РСФСР,прежнее название, вроде Акмолинск или Актюбинск.Там же предполагали создать немецкую автономную область.С выдворением волюнтариста на пенсию, все новации были прекращены.

        • Анонимно
          30.09.2018 14:32

          Дополнение после уточнения,сейчас Акмололинск, потом Целиноград, теперь столица Казахстана, Астана.Третий по населению город республики ,после Алматы и Чимкента, привожу советские наименования городов.

        • Анонимно
          1.10.2018 19:18

          /...где казахов почти не было.../
          "Потеряли" казахов советы.

      • Анонимно
        30.09.2018 14:55

        С географией хреново. Вначале до Совка было поселение Акмол. При Совке Акмолинск(на русский лад. При освоении целинных залежных земель при Хруще-Целиноград. С обретеннием независимости от Совка Астана

        • Анонимно
          30.09.2018 16:04

          19.55.У тебя не с географией, а с историей хреново.Акмолинск стал городов не в Советское , на твоем базарном жаргоне совковое, время, а еше в 19 веке. Загляни хоть в присковик грамотей.

    • Анонимно
      1.10.2018 04:19

      А у вас к хорватам, пишущим почти что русские слова чистейшей латиницей претензий почему-то нет? Или вы вообще об этом даже не слышали никогда? Россия родина слонов?

      • Анонимно
        1.10.2018 08:40

        Господин 4.19.Дело не в байках о родине слонов, классик точно назвал 2 главные беды России- дураки и дороги. Втораая вроде бы постепенно исправляется, а вот первая, судя по некоторым комментам, ваш еще более менее приличный,стала хронической и даже прогрессирует.

    • Анонимно
      1.10.2018 04:28

      А ничего так, что россия оттяпала у казахов исконно казахские оренбург и омск? Удивитесь, но оренбург был у казахов СТОЛИЦЕЙ!

      И кто же теперь кого ущемляет?

      • Анонимно
        1.10.2018 17:31

        04.28 Чушь. полная. Государства то не было. А народу то раз два обчелся. Без Советской Власти ни один народ из Средней Азии не стал бы столь значимым. Особенно Казахи киргизы и туркмены. Таджики тихо бы стали частью Афгани. горные районы - Китай. Узбеки за период СССР увеличился по численности в более чем в три раза. Еще вспомни что когда то Македонский дошел и завоевал часть нынешнего Таджикистана. Может они греки и вовсе не таджики, и ущемлены?

    • Анонимно
      2.10.2018 14:50

      Столицу перенесли совсем не из-за этой причины.

    • Анонимно
      2.10.2018 14:53

      И казахи совсем не собираются писать русские буквы с латиницей; они собираются писать КАЗАХСКИЕ БУКВЫ НА ЛАТИНИЦЕ (как это уже было до 40-х годов), а русские буквы по старому будет писаться на кирилице. Про это не беспокойся.

  • Анонимно
    30.09.2018 12:52

    Статья разжигающая национальную вражду и нацелена не на конструктивную деятельность, а на развал существующего порядка. К существующему порядку вопросо масса, НО любой мир лучше раздора. А этому эфенди мы с нашими проблемами "фиолетово", он гражданин другой страны и действует в её интересах.

    • Анонимно
      30.09.2018 15:03

      Ничего похожего на разжигание национальной розни нет. Где она конструктивная деятельность на улучшение жизни в стране? Идет падение жизненного уровня населения, пенсии придут на предсмертные годы. Видно, существующий порядок тебя устраивает.

  • Анонимно
    30.09.2018 12:59

    Только, что издана книга академика Хакимова - Хроника тюрко -татарских государств.Расцвет,упадок ,возрождение, тираж правда мизерный.Там есть и ответы на вопрос, о происхождении казахского и др. государств, их ,с древности и по наше время насчитывается почти 100.

  • Анонимно
    30.09.2018 13:49

    Блестящее интервью!

    • Анонимно
      30.09.2018 23:06

      13:49 Интервью несколько сумбурное. При длительной беседе он бы конечно более развернул свои тезисы. Но смысл ясен. Мы конечно и без него это понимаем, те, кто думает, разбирается ... А так, наши власти привыкли ... на вентилятор кидать. Рассчитывают, что все такие, как они, думают только о своих "успехах".

  • Анонимно
    30.09.2018 14:48

    Спасибо. Познавательно. Казахстан смог поднять уровень гуманитарной науки. А мы?

    • Анонимно
      30.09.2018 16:20

      Казахстан более суверенное государство
      И ориентируются на свой народ

      А не на то какого охраника дядя пришлет в губернаторы

    • Анонимно
      1.10.2018 19:25

      /Казахстан смог поднять уровень гуманитарной науки. А мы?/
      Татарстан скоро от всех тюркских народов отстанет культурно. "Политика русских бабушек" даёт о себе знать и у нас не хватает культурного потенциала её победить, только держаться более или менее на ногах, минимально.

  • Анонимно
    30.09.2018 15:20

    Перевод казахского на латиницу таки был мошеиничеством в гос масштабе. Наверное не обошлось без руки Москвы.С слов тюрколога орфаграфически казахский алфавит латинизированный таки кириллица.

    • Анонимно
      1.10.2018 19:26

      Соригинальничать решили в Казахстане с латиницей.

      • Анонимно
        2.10.2018 11:27

        19:26 Соригинальничать ...
        В Азербайджане, Туркмении, Узбекистане латинизированная графика письменности применяется официально. В Киргизии и Таджикистане в разных сферах переход на латинскую графику находится на разных стадиях. Это всё официальные государственные программы. Это как бы возврат к тому, что уже было до 1940 года. Но только на ещё более высоком уровне развития "по спирали", т. е. с учетом накопленного в этом деле опыта.

        • Анонимно
          2.10.2018 13:23

          /19:26 Соригинальничать .../
          Имеется в виду, что стремления к унификации с другими языками нет.

  • Замечательное интервью, мне кажется.

  • Анонимно
    30.09.2018 17:24

    Спасибо БО за очень интересную статью, Взгляд татарина из другой страны особенно ценен, он более обьективный, без налета пропагандистской плесени российских СМИ. Карабай

    • Анонимно
      30.09.2018 19:08

      Повтор.Впечатление,что этому Карабаю, данный материал,просто повод, чтобы написать очередную гадость о нашей стране и ее сми и не более того.Есть кучка наданов и куштанов, по дурости или за печеньку,использующие любую возможность тявкнуть в наш адрес.

      • Анонимно
        30.09.2018 21:22

        В чей - в ваш?

        • Анонимно
          1.10.2018 07:35

          21.22.В адрес работаюших людей тявкает, а не тех,кто лежа на диване, строчит фейки,и стеб,как сам этот карабай.Кстати, по дурости выбрал саморазоболачаюший ник ,ибо приставка кара, на татарском означает негатив и грязь, а не только цвет,например черное сердце,дела, и т.д.Скорее всего ,этот тип не татарин, тот не взял бы столь нехороший ник, да еше в сочетании с словом бай,то есть буржуин.

          • Анонимно
            1.10.2018 10:27

            Жаль, что вы такое написали. Потому что выдали неглубокого человека, придрались к мелочи, не захотели ответить аргументированно. Кара-Мурза, Карамзин (Карамурзин), Карабай - это признак не грязи, а намёк на темный (смуглый) цвет кожи. Татары могут быть очень смуглыми, а могут быть и белокожими (очень нежных, фарфоровых оттенков). Акбикэ.

            • Анонимно
              1.10.2018 10:58

              Акбикэ 10.27. , не знаю уж кто вы , туташ, ханум или эби ,скорее всего последнее. Не буду давать оценку, глубине вашего мышления, что бы не обижать,а просто посоветую, почитать произведения татарских писателей, да и вспомнть пословицы народные, тогда узнаете, что слово кара , не означает смуглость, а нечто совершенно другое. А именно негатив и пороки.Учите матчасть Эбибикэ, времени на пенсии достаточно. Успехов!

              • Анонимно
                1.10.2018 15:23

                Ай-яй-яй! Пытаетесь задеть? Значит в точку написано! )))
                И да, вы довольно наивный человек и методы спора у вас колхозные, что значительно сужает круг вашего пребывания. Думаю, я смогу назвать вашу фамилию. А вот меня вам не вычислить ))) Акбикэ.

                • Анонимно
                  1.10.2018 16:48

                  Эбибике.Не надо истерить и айайякать. Я ведь, в отличие от вас, не даю оценку глубине вашего интеллекта, если бы написал о нем, то конечно обиделись бы. Впрочем, и ваше айайяканье и сопровождающий его словесный мусор, хороший автопортрет. Вместо демагогии, читайте литературу, и тогда может поймете, что когда о человеке говорят кара, то, как правило, имеют в виду не цвет кожи,или смуглость, а нравственные качества, кстати, слова кара и карак, как то созвучны и корреспондируются. И последнее ,почему так презрительно употребляете слово колхозное ,знал немало рядовых сельчан, по уровню мышления и такту, намного превосходяших вас. А вычислять кто вы не собираюсь, много чести,могу только предположить, по манере разговора и лексике,что жена мелкого чиновника или сами занимались торговлей на рынке. Это не упрек, и то и другое вполне нормально,но права поучать других не дает.

                  • Анонимно
                    1.10.2018 20:14

                    Ай-яй-яй! Кто же измерял глубину вашего интеллекта? Словесным мусором ваши слова тоже никто не называл. Колхозные методы - это привычка работать группой, не обременяя себя детализацией и анализом происходящего. Такие методы тоже нужны, но преимущественно для физического труда и борьбы.
                    Слово "карак" имеет отношение к слову "карарга" - смотреть. Поэтому и кричат: "Караул!" - "Кара ул!" - "Смотри это он". Вор высматривает, выслеживает и ворует. Для того, чтобы понять это, не надо обладать глубоким интеллектом - надо знать родной язык. Возвращаясь к слову "кара" , приведу такие примеры: "кара болыт", "кара урман", "кара елан" и так далее. В этих словосочетаниях смысл слова "кара" истолковывается, как тёмный, густой, сильный, опасный.
                    Никакой грязи, только цвет и сила, насыщенность.
                    Ваше желание оспорить точку зрения оппонента понятно, но вы не приводите аргументы против сказанного оппонентом, а пытаетесь опорочить, придавить личность. Это тоже методы , которые принято называть колхозными. Почитайте Шукшина. Спорить надо, приводя доказательства, а не выклевывая глаза тому, кто высказал мнение, не совпадающее с вашим.
                    Акбикэ.

              • Анонимно
                2.10.2018 05:26

                к 10.27. Господин знаток матчасти! А Вы учтите нынешнюю реальность, ибо сегодня в городах правит балом и вовсю царствует уже Абейка.. А госпожа Акбикэ - редкая ценность из разряда музейных...

                • Анонимно
                  2.10.2018 08:58

                  0.5.26.когда окончательно проснетесь, или опохмелитесь, поясните, кто такая Абейка праящая нами и прочему музейная ценность Акбикэ, вылезла из витрины и поучает нас, причем демонстрируя невежество.

                  • Анонимно
                    2.10.2018 11:00

                    С этой, не по уму и грамотности, амбициозной музейной старушкой все ясно, сама нарисовала автопортрет в айяйяйных комментах.А вот кто такая Абейка,царствующая и правяшая балом в городе,надо бы пояснить. Перебрал в памяти всех женщин разного возраста и ранга из Гордумы и не только оттуда, ни одна на такое определение не тянет.

                    • Анонимно
                      3.10.2018 07:26

                      Кто такая Абейка? Что тут пояснять? Чтобы узнать Её необходимо и достаточно выходить лишь на двор ипотечной многоэтажки, не то-что на бурлящую улицу, либо сходить продуктовый базар шаговой доступности...
                      Воистину, лишь татарам не требуется толмач и толкач...

                      • Анонимно
                        4.10.2018 02:23

                        7.26. Настрочив свой фейк о загадочной Абейке правящей балом, струсили назвать ее имя, или дурку делаете?

              • Анонимно
                2.10.2018 11:32

                10:58 Основное, "якорное" значение слова кара в "тюркских" языках - это "чёрный", тёмный ....
                Зачем зубоскалишь "почём зря".

                • Анонимно
                  2.10.2018 12:29

                  11.32.До того как почем зря строчить на компе, включи мозги и подумай,что означает в татарсарм языке слово кара применительно к человеку. Оно явно не о смуглости или цвете кожи,как считает эбишка, а о его нравственности и носит негативный посыл.

                  • Анонимно
                    2.10.2018 15:33

                    Случайно увидел вашу дискуссию. Позвольте озвучить своё мнение о слове "кара" в тюрко-монгольских языках:

                    Обычно и часто тюрко-монгольское слово «кара» многие переводят лишь как «чёрный/чёрное». С древнейших времен этот цвет в представлении тюрок и монголов символизировал север, красный – юг, белый – запад, светло-голубой – восток, желтый – центр. Но «кара» у тюрков и монголов был не только цвет – так называли темноту, мрак, это слово означало траур, виновного в совершении преступления, употреблялось для обозначения большой толпы, войска, большого количества скота (обычно лошадей и КРС). В результате многолетних исследований академик А.Н.Кононов выяснил, что у тюрков прилагательное «чёрный» имело более 20 значений! То есть слово «кара» удивительно полисемантично, многозначно. Кроме конкретно цветовой («чёрный») и географической («север») нагрузки, оно использовалось как для преувеличения негативного/плохого, так и для гиперболизации позитивного/хорошего, и для много-много разного иного. Вспомним, что в древнетюркских рунических надписях оно употреблялось в значениях «великий», «большой», «главный», «крупный», «сильный», «обильный», «хороший» и т.д. и т.п. Часто «кара» означало и ныне означает «древний, священный», «дремучий», «чистый, чистейший, чистокровный», «коренной, подлинный, исконный, настоящий», «отчий», а также «злой», «завистливый», «жадный», «с чёрной душой». Дабы не утомлять вас, приведу лишь некоторые примеры: «кара жир» – «святая земля»; «кара казан» – «священный очаг»; «кара шанырак» – «отчий дом»; «кара карчык» – «мудрая старуха»; «кара-батыр» – «доблестный богатырь»; «кара-озгой» – «недоброжелатель»; «кара хэбэр» – «плохая/горестная весть»; «Кара дингез», «Каракуль», «Каракорум», «Карабах» и «Каракум» – якобы «Чёрное море», «Чёрное озеро», «Чёрные каменные россыпи», «Чёрный сад» и «Чёрные пески» (на самом деле Великое-/Большое-/Красивое- и т.д.); этнонимы «чёрные гунны» («кидариты»), «чёрные татары» («кара-татары», в таком виде термин использован, например, армянами, см. – Армянские источники о монголах. Извлечения из рукописей XIII–XIV вв. / Пер. с древнеарм., пред. и прим. А.Г.Галстяна. – М., 1962. – С. 44; по-китайски «хэй да-да»), «кара-киргизы», «кара-кыпчаки», «кара-тюргеши», «кара-кидани» («каракитаи»), «каракалпаки», «карачаевцы», «караногайцы»; названия родов «кара-коюнлу» («чернобаранные» у огузов), «кара-чоро» (у киргизов), «кара-чура» (у казахов), несколько родов с приставкой «кара» у башкир; соционимы «кара будун», «кара халык» и «кара букара» (чернь, «чёрный народ», нередко со смыслом «весь многочисленный/сильный народ»), «кара таман» (вообще «голь перекатная», очень нищие люди, «босяки»); личные имена правителей, титулы и названия династий «Кара-Чурин-Тюрк», «Кара-Аслан», «Кара-Искандер», «Кара Иссык», «Кара-хан», «Кара-бек», «Карамурза», «Караханиды»… Вспомните также известную татарскую историческую книгу Утямиша-хаджи «Кара таварих» и известную татарскую народную песню «Иске кара урман», где слово «кара» явно не «чёрная/чёрный/чёрное», а скорее «великая», «священная», «потаённая», «наша» и т.д.

                    С уважением, Булат Хамидуллин

                    • maximteregul
                      2.10.2018 15:46

                      Дедушка со стороны мамы был карабай. Карабаями называли га селе баев с "бесхозным" имуществом/хозяйством, имущество не было упорядочено, подсчитано.

                    • Анонимно
                      2.10.2018 17:03

                      Конечно понятие черный многозначно, о чем пишет в обстоятельной справке и Хамидуллие, но применительно к человеку ,его поступкам и явлениям, большей частью негативное и не только у татар. Возьмите, черносотенцев, черные дела, или пословицу о не исправмом человеке- черного кобеля, не отмоешь до бела. Возможно, этот Карабай, фраза которого и вброс в ее поддержку Акбикэ положили начало спору , неплохой человек , но ник
                      корреспондирует с его лживым и огульным завлением, что наша пресса это плесень, а там на западе всещают только правду. Мне кажется ,что Трамп несколько больше карабая знает тамошнюю обстаноку, и его оценка ряда солидных, популярных американских сми как Фейк- ньюс, справедлива.

                    • Анонимно
                      2.10.2018 22:42

                      15:33 Значений много.
                      Но скажите: что идет первым в переводе в словарях? В том числе в "Древнетюркском словаре под ред .ч.-к. АН СССР Э. Р. Тенишева, который не переиздается с 1969 г.

                      • Анонимно
                        3.10.2018 13:37

                        В "Древнетюркском словаре" (1969) на стр. 422-424 слово QARA переводится: 1. чёрный (о цвете); чёрное... 2. тёмный, лишённый света, погруженный во мрак; тьма, мрак... 3. злосчастный, злополучный; горестный, безрадостный; лихой, тяжёлый, изнурительный... И т.д. Все значения этого слова рассмотрены на 3-х страницах... *Булат Хамидуллин

                        • Анонимно
                          4.10.2018 02:39

                          И так понятно, что этот карабай из негативной трактовки этого слова, а не обозначение цвета кожи, как утверждает эбишка..А есть еше понятия черные сердца ,души и т.п. обозначающие , что то мерзостное.Поэтому этот апологет запада и критикун наших сми -карабай, полностью подтверждает изетный прнцип,как назовешь корабль, так он и поплывет.

  • Ветер
    30.09.2018 18:27

    Альтернативные структуры ведут к сбалансированности системы, поэтому глобалисты поддерживают их по всему миру. Безусловно, молодежь будет смотреть на креативных, прогрессивно мыслящих людей.

  • Анонимно
    30.09.2018 18:54

    Впечатление, что этому Карабаю, этот материал, просто повод ,для того ,что бы написать дурно пахнущую гадость о России, очевидно за какую то печеньку.

  • Анонимно
    30.09.2018 22:15

    Слабая легенда: татарин, живший в Башкирии, не назовет сына Юлаем. ЦРУ за слабую подготовку надо бы поставить двойку.

    • Анонимно
      1.10.2018 08:08

      Уважаемый 22.15.Вряд ли этот Оглу, сотрудничал с ЦРУ, хотя биография подходит, отец ,фигура темная, войну провел в плену, и остался на западе, обычно, это делали тем у кого рыльце в пушку.Но будем, считать его выдающимс тюркологом, ибо есть признанные научным сообществом труды,и вроде бы в хоре антисоветчиков не солировал, а был,так сказать, на подпевках и подтанцовках, но без этого на западе, и тем более в США не выдвинут.Поэтому известный скепсис в некоторых комментах, по отношению к нему,впоолне понятен.

  • Анонимно
    1.10.2018 03:34

    Итак некий Черный бай,выбор ника уже говорит об авторе, считает, что взгляд татарина из другой страны, а точнее из США, особенно ценен,а российские сми это пропагандистская плесень.Более откровеенного и подлого кредо, еще не читал.Напомню , что даже президент этой страны, в отличие от черного бая, лебезящего перед западом, назвал свои сми -Фейк -ньюс.Комментов позиция карабая не требеует, это автопортрет предателя.Написан им фейк по дурости, или за печеньку вопрос второстепенный, главное его суть.

  • Анонимно
    1.10.2018 11:10

    Вывод. Стратегию развития и сохранения татарского народа должна разрабатывать ученые и специалисты а не чиновники. Это очень серьезное дело.

    • Анонимно
      1.10.2018 19:31

      /Вывод. Стратегию развития и сохранения татарского народа должна разрабатывать ученые.../
      Желательно зарубежные, наши слабоваты, но этого не разрешать, поэтому нужен маневр.

      • Анонимно
        1.10.2018 21:05

        То есть вы хотите сказать, что нет пророка в своем Отечестве? Или, может быть, методы управления в республике таковы, что не дают развиться науке, глушат таланты? Вся мыслящая молодежь уже почти тридцать лет стремится покинуть Татарстан, потому что здесь их заклюют и растопчут пропахшие луком и чесноком мастодонты.

        • Анонимно
          2.10.2018 13:32

          Хочу сказать, что талантливые и перпективные должны выезжать за предели РФ вообще, чтобы доказать свою талантливость. Косность в республике наслаивается на косность российскую и все усложняется дополнительно. Видеть причины наших проблем только в татарстанской ситуации - близорукость.

  • Анонимно
    1.10.2018 11:47

    Процесс научного осмысления проблем татар не успевал за стремительным развитием ситуации

  • Анонимно
    1.10.2018 12:36

    Нарастающее политическое и культурное давление на Татарстан, нацеленное на отказ татар от возможностей иметь собственную цивилизационную самобытность, миссию и цели. Формирование типа личности, ориентированного на ценности других цивилизаций.

  • Анонимно
    1.10.2018 15:35

    Будут еще изучать Йошкаролинский поворот истории.

  • Анонимно
    1.10.2018 19:34

    В советское время учили языкам так, чтобы только читать могли и то слегка, чтобы уровень был соответствующий политике изоляции. Сейчас пожинаем плоды в сфере гуманитарных наукб как минимум.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen