Бизнес 
1.10.2018

Леонид Капелюшник, «Стелла К»: «Ракета идет на тепло двигателя, а мы сбиваем ее с толку»

Гендиректор оборонного предприятия о том, для чего в Казань прилетают боевые вертолеты, о гримасах импортозамещения и выпускниках КАИ

Несмотря на внушительную церемонию открытия — с участием Рустама Минниханова, Юрия Борисова, Николая Колесова, Анатолия Сердюкова — это предприятие остается эдакой «невидимкой». Впрочем, и продукция у него соответствующая — невидимая броня для боевой техники. О том, как она бережет жизнь наших военных, «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор АО «Стелла К» Леонид Капелюшник.

Леонид Капелюник: «Эффективность комплекса была подтверждена натурными испытаниями – стреляли по пришвартованному на горке вертолету с работающими на взлетном режиме двигателями. Произвели около 20 выстрелов, и не одна из ракет не попала в цель» Леонид Капелюшник: «Теоретически пробить нашу защиту может каждая десятая ракета. Эффективность комплекса была подтверждена натурными испытаниями»

ОБМАНУТЬ РАКЕТУ

– Леонид Семенович, известно, что «Стелла К» производит в прямом смысле слова жизненно важную для Вооруженных сил продукцию. Какую?

– Это бортовые комплексы обороны, которые устанавливаются на летательные аппараты и бронетехнику и предназначены для противодействия ракетам с тепловой головкой самонаведения. Вертолеты защищаем комплексами «Витебск» (экспортный вариант — «Президент С») от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), таких как «Стингер», «Верба», «Игла», «Стрела». На танки ставим ТШУ — танковое шумовое устройство, это защита от противотанковых управляемых ракет — шум в данном случае имеется в виду оптический.

Каков принцип действия? Ракета идет на тепло двигателя, а мы при помощи модулированного сигнала сбиваем ее с толку. Это достигается при помощи специального  источника излучения, который «мерцает» с частотой, равной рабочей частоте внутренних элементов наведения ракеты. В итоге она перестает «понимать», куда летит, рули выставляются в определенное положение, и ракета, словно по заданной извне программе, уходит в сторону.

– Как известно, вооружение — это извечное противоборство снаряда и брони. Ракетчики тоже придумывают «противоядие»...

– Конечно, придумывают, но и мы не стоим на месте. Выпускаемые сегодня бортовые комплексы обороны — далеко не первое поколение защиты. Сначала были устройства выброса ложных тепловых целей (кстати, они входят в состав наших изделий, поскольку достаточно эффективны) — своего рода отвлечение ракеты: они теплее, чем излучение двигателя, и головка «переключает внимание» на них. Но во время Афганской войны резко увеличились потери в авиатехнике — потому что американцы туда поставили новые ПЗРК «Стингер». Тогда конструкторское бюро в Зеленограде в кратчайшие сроки спроектировало и изготовило станцию активных инфракрасных помех «Испанка» (другое название — «Липа»). Основа — нагревательный элемент, излучающий в инфракрасном диапазоне, а вокруг него — система вращающихся линз, которая и создает помеху. Достаточно эффективное было средство. Но и ракетчики двинулись дальше — улучшили помехозащищенность и, как говорят летчики, «Испанка» вместо того, чтобы отводить ракеты, начала их чуть ли не приманивать. И вот теперь появился «Витебск», который не просто заменяет тепловой сигнал или создает помеху, а совсем сбивает ракету с толку.

«Вертолеты защищаем комплексами «Витебск» (экспортный вариант — «Президент С») от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), таких как «Стингер», «Верба», «Игла», «Стрела» «Вертолеты защищаем комплексами «Витебск» (экспортный вариант — «Президент С») от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), таких как «Стингер», «Верба», «Игла», «Стрела»

– Какова эффективность комплекса?

– Если в цифрах, то 90 процентов, то есть теоретически пробить нашу защиту может каждая десятая ракета. Эффективность комплекса была подтверждена натурными испытаниями — стреляли по пришвартованному на горке вертолету с работающими на взлетном режиме двигателями. Произвели около 20 выстрелов, и ни одна из ракет не попала в цель.

– В боевых действиях «Витебск» опробован?

– Это закрытая информация, могу лишь сказать, что фактов поражения оборудованных нашим комплексом вертолетов ракетами с тепловой головкой самонаведения нет.

– Встречаются утверждения, что комплекс способен работать и в режиме радиоразведки...

– «Витебск» — это своего рода конструктор, комплектация которого зависит от типа вертолета и характера выполняемых им задач. Какой самый простой состав? Первое — пеленгатор, который обнаруживает пуск ракеты и определяет, откуда она идет. Второе — станция оптико-электронных помех (СОЭП), которая, собственно, и создает помеху. Третье — устройство выброса упомянутых выше ложных тепловых целей.

Но в составе может быть и обнаружитель лазерного облучения, который показывает, что кто-то, например, навел на вертолет дальномер. Может быть и прибор радиоразведки, который обнаруживает излучение радара и может заносить в память место его расположения.

– Чем отличается танковый комплекс?

Принцип действия аналогичен, отличия связаны в основном с разными условиями эксплуатации летательных аппаратов и бронетехники. Кроме того, ТШУ может работать в режиме инфракрасной подсветки при использовании приборов ночного видения, а также в режиме прожектора

«Не было и нет такого, чтобы из вуза выходил самостоятельный инженер, готовый полноценно работать на предприятии. Наверное, надо, чтобы студент старших курсов имел больше возможности уделять время практике» «Не было и нет такого, чтобы из вуза выходил самостоятельный инженер, готовый полноценно работать на предприятии. Наверное, надо, чтобы студент старших курсов имел больше возможности уделять время практике»

– За границей что-то подобное «Витебску» есть?

– Да, американские и израильские аналоги.

– Мы знаем, как работает их аппаратура?

– Принцип действия нам известен.

– А если наш комплекс попадет в чужие руки, какую информацию из него могут извлечь?

– Почти никакой. Сам принцип действия понятен, а вот как изготовить источник излучения и добиться того, чтобы он выдал необходимые параметры, определить невозможно, даже если разобрать все до винтика.

«...И МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА В КАЗАНИ»

– Как давно «Витебск» начали устанавливать на вертолеты?

– Для нужд министерства обороны — в 2011 году. А за границу (Египет, Алжир) начали поставлять в 2016-м.

– Почему производство развернули в Казани?

– Изначально комплексы изготавливались в Зеленограде — мелкими партиями, на старом оборудовании. Однако в 2015 году потребность в них резко возросла, как для внутреннего рынка, так и по линии военно-технического сотрудничества. Но по техническим возможностям Зеленограда было понятно, что такой объем ему потянуть не получится. И министерство обороны приняло решение об организации современного серийного производства в Казани, и уже в марте 2016 года мы  выпустили первые изделия. Почему в Казани? Наверное, потому, что Казань — хороший, красивый город! Если серьезно, то это удобство: здесь много предприятий оборонно-промышленного комплекса, к тому же на территории КОМЗа, где мы и находимся, тогда уже действовала тоже занимающаяся темой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) компания «Рычаг» со своей вертолетной площадкой.

«Когда сотрудник приходит в светлое, чистое, современное помещение, то он и работает лучше, чем в коробке, где с 60-х годов не было ремонта, где в туалет только в противогазе зайдешь» «Когда сотрудник приходит в светлое, чистое, современное помещение, то он и работает лучше, чем в коробке, где с 60-х годов не было ремонта, где в туалет только в противогазе зайдешь»

– То есть вы здесь и устанавливаете «Витебск» на вертолеты?

– Если они новые, то это делается на вертолетных заводах – в Казани, Улан-Удэ, Ростове и Арсеньеве. А на уже находящиеся в строю машины устанавливаем мы и наш соисполнитель – «Рычаг».

– Значит, это ваши клиенты время от времени будоражат казанцев, и они в соцсетях сообщают, что видели над городом боевые вертолеты?

– Да.

– Есть такая задача – все военные вертолеты оборудовать вашими системами?

– Минобороны именно к этому и стремится.

– То есть когда поставите свои изделия на все вертолеты, у вас меньше работы будет?

– Думаю, не намного меньше. Во-первых, министерство обороны постоянно заказывает новые вертолеты, во-вторых, все больше появляется работ, связанных с сервисом. Количество находящихся в эксплуатации комплексов растет, некоторые зеленоградские изделия уже перешагнули пятилетний гарантийный срок. Их обслуживание — очень большой объем работы, поэтому сейчас акцентируем внимание на этой области. Не зря руководитель сервисной службы нашего предприятия — в ранге замгендиректора: поддержание работоспособного состояния комплексов — очень серьезное и важное дело.

– Каков оборот компании?

– Примерно 10 миллиардов рублей в год.

– Каков у вас процент гособоронзаказа?

– В количественном выражении примерно 50 процентов.

«Главная задача – не уменьшить систему, а повысить ее эффективность, ведь появились новые типы ракет, работающие не только в инфракрасном, но и в ультрафиолетовом диапазоне» «Главная задача – не уменьшить систему, а повысить ее эффективность, ведь появились новые типы ракет, работающие не только в инфракрасном, но и в ультрафиолетовом диапазоне»

Доля участия завода в финальном продукте?

– В зависимости от типа вертолета и комплектации аппаратуры она варьируется от 10 до 60 процентов.

– Вертолет служит лет 20, а ваш комплекс?

– Основной показатель — количество отработанных часов. По достижении назначенного срока необходимо провести полную ревизию и решить — либо оставляем, либо ставим новый.

– На более легкие, чем Ми-8, вертолеты ваши комплексы можно устанавливать? Есть ли задача по миниатюризации?

– Да, ведем опытно-конструкторскую работу по совершенствованию системы. Но главная задача – не уменьшить систему, а повысить ее эффективность, ведь появились новые типы ракет, работающие не только в инфракрасном, но и в ультрафиолетовом диапазоне.

– А на самолет такой комплекс можно поставить?

– Да. Этой темой занимается нынешний разработчик комплекса – самарское НИИ «Экран».

– А у вас конструкторское бюро есть?

– Да, там трудятся 22 человека. А всего – 380 сотрудников в Казани и 160 в зеленоградском филиале, который изготавливает специальные источники излучения и лампы накачки лазеров.

«На территории КОМЗа, где мы и находимся, тогда уже действовала тоже занимающаяся темой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) компания «Рычаг» со своей вертолетной площадкой» «На территории КОМЗа, где мы и находимся, тогда уже действовала тоже занимающаяся темой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) компания «Рычаг» со своей вертолетной площадкой»

«ЗЕЛЕНОМУ ВЫПУСКНИКУ – 40 ТЫСЯЧ ДЛЯ НАЧАЛА»

– Где набрали народ, ведь в Казани вряд ли переизбыток кадров?

Приходили выпускники вузов, среди них устраивали «кастинги». Находили также людей с опытом работы на других предприятиях — предлагали хорошую зарплату и условия труда. Так и набрали квалифицированные кадры на сборку и в КБ.

Среднюю зарплату могу назвать – 60 тысяч рублей. Новоиспеченному выпускнику, конечно, столько не предложим, потому что это «сырой» специалист, которого надо учить и учить. Да, есть способные парни, которые могут обучиться очень быстро, но готового специалиста после вуза не бывает. Сейчас, кстати, пытаемся выявлять способных на этапе обучения — чтобы студент уже знал, где будет работать и больше внимания уделял тому, что нам нужно. Нам и людей-то надо немного. И не так дорого относительно наших расходов такая подготовка стоит.

– А все-таки, сколько зеленому выпускнику предложите?

– 40 тысяч для начала.

– Вполне — по сравнению с другими местными оборонными предприятиями...

– У нас инженерный и конструкторский состав меньше не получает.

– Приходят к вам ребята из КАИ, и чем они отличаются от студентов вашего времени?

– С 1996 года, когда я окончил КАИ, особо ничего не изменилось. Это люди целеустремленные, мотивированные. КАИ – очень серьезный технический вуз, который не давал и не дает никому поблажек. Приведу пример из личного опыта. На первом курсе у нас в группе обучались 25 человек, а закончить смогли только шесть. Поэтому случайных людей просто не остается. Набирая работников, преимущество отдаем тем, кто получил диплом КАИ. Но, повторюсь, и в 90-е годы, и сейчас не было и нет такого, чтобы из вуза выходил самостоятельный инженер, готовый полноценно работать на предприятии. Наверное, надо, чтобы студент старших курсов имел больше возможности уделять время практике.

«Выпускаемые сегодня бортовые комплексы обороны — далеко не первое поколение защиты» «Выпускаемые сегодня бортовые комплексы обороны – далеко не первое поколение защиты»

– При этом на качество практики жалуются как предприятия, так и вузы...

– А потому что формально все происходит. Ко мне тоже обращаются: надо практику пройти, то есть, проще говоря, чтобы я просто поставил подпись. И еще, хотелось бы дать совет студентам: учеба — ваш задел, база на всю жизнь, не думайте, что вам что-то из преподаваемого не пригодится.

– Делая обзор зарплат в местном сегменте оборонки, мы натолкнулись на объявление о том, что «Стелла К» ищет бухгалтера на зарплату в 200 тысяч рублей для работы в Карачево. Почему туда?

– Там находится один из наших поставщиков – завод «Электродеталь». Ему был нужен бухгалтер, а в своем регионе найти не мог. Вот коллеги и попросили наш отдел кадров дать в Татарстане объявление — может, кто найдется. А зарплата в 200 тысяч, видимо, означает уровень специалиста, который был необходим.

– Бросается в глаза, что эстетическая продуманность и опрятность на «Стелле К» не только в приемной гендиректора. Принципиальная позиция?

– Во-первых, это красиво. Во-вторых, встречают по одежке. Ну а главное, когда сотрудник приходит в светлое, чистое, современное помещение, то он и работает лучше, чем в коробке, где с 60-х годов не было ремонта, где в туалет только в противогазе зайдешь.

«ПЫТАЕМСЯ ЗАНИМАТЬСЯ ТЕМОЙ БОРЬБЫ С БЕСПИЛОТНИКАМИ»

– Многие «финалисты» жалуются на проблемы с поставщиками...

– Они есть всегда, причем проблем больше не с теми, кто узлы и агрегаты выпускает, а с теми, кто делает всякую мелочь, например метизную продукцию – винтики, гаечки. Вот не соответствует она конструкторской документации – и всё! А делать такие вещи самим, конечно, нерентабельно. Большая проблема с конденсаторами, резисторами. Мы используем только отечественную электронно-компонентную базу (ЭКБ). Раньше была тенденция все заказывать за границей — быстро, качественно. Но, как выясняется, ненадежно при принятии особых решений... Однако вот уже четыре года прошло со старта политики импортозамещения, а наши заводы до сих пор не справляются с выпуском ЭКБ. Срок изготовления каких-то смешных конденсаторов — чуть ли не год. Хоть КРЭТ (концерн «Радиоэлектронные технологии», входит в «Ростех»прим. авт.) может за тебя просить, хоть кто! Все в таком положении, всем надо срочно, всем надо выполнять гособоронзаказ... Но качество достаточно хорошее.

«Есть испытательное оборудование, например, вибростенды, климатические камеры, а также контрольно-проверочная аппаратура. Да, все импортное, но проблем с покупкой нет, ведь это оборудование не военного назначения» «Есть испытательное оборудование, например вибростенды, климатические камеры, а также контрольно-проверочная аппаратура. Да, все импортное, но проблем с покупкой нет, ведь это оборудование не военного назначения»

– С КРЭТ вы как-то связаны?

– Юридически — нет. Но, учитывая то, что мы занимаемся темой РЭБ, у нас тесные рабочие отношения. К тому же в КРЭТ входит разработчик нашего комплекса — НИИ «Экран».

– Санкционные вопросы как-то на вас влияют?

– Напрямую – нет. Мы работаем в условиях санкций с момента открытия и не знаем, как было раньше. А иностранную компонентную базу используют наши соисполнители, в основном это связано с процессорами, используемыми в блоках управления. Как-то выходят из ситуации. Есть специальные списки – что можно приобретать, все же понимают: если не купить процессор, надо закрывать тему.

– А станки, оборудование — все ведь наверняка импортное...

– Станков нет, потому что у нас сборочное производство. Есть испытательное оборудование, например вибростенды, климатические камеры, а также контрольно-проверочная аппаратура. Да, все импортное, но проблем с покупкой нет, ведь это оборудование не военного назначения.

– Как, по-вашему, санкции для нашей промышленности положительную роль сыграли?

– В стране вырос объем гособоронзаказа – это хорошо для нас. И в России самостоятельно начали многое делать. Но должна быть золотая середина: если мы чего-то не умеем, не надо сразу отсекать чужое, дескать, давайте использовать недоработанное, но свое — надо постепенно переходить. Если процессоров нет, давайте программу специальную сделаем, денег выделим, научимся. А можно просто скопировать, как в Советском Союзе. Делали же лучшие в мире ракеты, несмотря на то, что в электронике не особо сильны были.

– В целом как оцените состояние российской оборонной промышленности?

– Трудно говорить о состоянии в целом, проще оценить то, чем занимаешься сам. По РЭБ, считаю, мы находимся на достаточно высоком уровне.

«КАИ – очень серьезный технический вуз, который не давал и не дает никому поблажек» «КАИ – очень серьезный технический вуз, который не давал и не дает никому поблажек»

– Разговоры о повышении доли гражданской продукции для вас актуальны?

– Теоретически наши комплексы можно ставить на гражданские вертолеты, но для этого понадобится сертификация по правилам международной организации гражданской авиации. И, кстати, с нами недавно консультировалась авиакомпания «ЮТэйр», у которой большой парк вертолетов.

Плюс пытаемся заниматься темой борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Сегодня это очень актуальная задача, ведь даже простой бытовой дрон, который можно купить в обычном магазине, способен нести полезную нагрузку —  гранату, например, можно подвесить и сбросить на место массового скопления людей.

«СУДЬБА МОЯ БЫЛА ПРЕДРЕШЕНА»

– Как вы попали в оборонку?

– Моя семья тесно связана с факультетом двигателей летательных аппаратов КАИ. Его окончили мой дед и мои родители, потом работали на предприятиях, связанных с оборонной промышленностью. Можно сказать, что судьба моя была предрешена, к тому же у меня всегда была тяга к техническим наукам и технике, что и привело меня в КАИ. Окончив институт, по специальности не работал – это же были 90-е. К тому же я рано женился, пришлось кормить семью. Занимался бизнесом. Например, перед уходом в оборонку это было малоэтажное строительство – коттеджи строили. Но душа все равно просила другого. Я рад, что спустя много лет появилась возможность прийти к любимому делу. Сначала поработал в Зеленограде, поэтому сюда уже с опытом пришел.

– Чем увлекаетесь помимо работы?

– С детства бадминтоном занимался. Так и продолжаю. Это достаточно серьезный вид спорта, каким бы легким он ни выглядел со стороны. Последние несколько лет – чемпион Татарстана среди ветеранов в парном разряде.

– Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: три секрета для успеха в бизнесе?

– Первый — любить дело, которым занимаешься, потому что даже самое простое кулинарное блюдо, приготовленное с любовью, становится намного вкуснее. Второй — нацеленность на результат: надо идти к поставленной цели, какой бы недостижимой она ни казалась, потому что и невозможное возможно. Третий — надо уметь быть коммуникабельным. Коммуникабельность — очень важное качество в любом деле, а в бизнесе особенно, потому что без личного общения с большим количеством людей ничего не получится.

Визитная карточка компании

АО «Стелла К»

Год создания — 2015.

Направления работы — разработка и производство техники радиоэлектронной борьбы, в том числе бортовых комплексов обороны для летательных аппаратов и бронетехники.

Количество сотрудников — 54.

Структура уставного капитала (акционеры) — ООО «Бизнес и инвестиции» (50%), АО «Высокие технологии» (50%).

Оборот (за 2017 год) — 11,8 млрд рублей.

Визитная карточка руководителя

Капелюшник Леонид Семенович

Родился 20 сентября 1973 года в Казани.

Образование – средняя школа №18 (1990). КАИ, факультет двигателей летательных аппаратов, специализация — «ракетные двигатели» (1996)

Трудовая деятельность:

1995–1997 — ЗАО ТТЦ «Радуга», начальник отдела маркетинга, коммерческий директор.

1997–2008 — ООО «Сирена-К», директор.

2008–2013 — ООО «Грузмастер», коммерческий директор.

2013–2015 — ООО «КЛМ ДОМ», коммерческий директор.

2015–2016 — АО «ПО „Завод Стелла“», технический директор, генеральный директор.

С 2016 года — генеральный директор АО «Стелла К».

Семейное положение — женат, двое детей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (35) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.10.2018 09:05

В регионе самый серьезный ВУЗ это КАИ. Не знаю кто рисует рейтинги, якобы кгу чуть ли не первое место в мире... смешно. КАИсты двигают прогресс вперед. Да есть проблемы, но нужно решать проблемы в комплексе.

  • Анонимно
    1.10.2018 08:44

    - С 1996 года, когда я окончил КАИ, особо ничего не изменилось. Изменилось ещё как, инженеров не выпускают сейчас. Начальнику на до бы знать это.

    • Анонимно
      1.10.2018 08:55

      Выпускаем. Давно в КАИ-то были? И сейчас ТОЛКОВЫЕ выпускники нарасхват. Бестолковые, похоже, вот такие комкннты пишут.

      • Анонимно
        1.10.2018 09:12

        Бакалавр - это не инженер, а уровень ПТУ. Не говоря о уровне защиты бакалавриат ниже плинтуса сейчас знаю очем говорю.

        • Анонимно
          1.10.2018 14:06

          Согласна, сами страдаем. Но все-таки не ПТУ уж, не утрируйте.

          • Анонимно
            6.10.2018 11:18

            Да уж, в ПТУ люди более конкретные. Высших математик не знают, но свое дело делают быстро и качественно. А КАИсты нынешние - ни того, ни другого не умеют, как правило. Им лучше всего в менеджеры идти, торгового зала...

      • Анонимно
        1.10.2018 11:00

        Новое понятие толковые выпускники, большинство из которых квадратное уравнение решить не может.

        • Анонимно
          1.10.2018 14:05

          Большинство как раз может. Некоторые нет, бывает.

          • Анонимно
            1.10.2018 14:34

            Ладно песни петь, каждый второй недоучка с первого курса многим работаю на лекции ходят Шалтай болтай. Ни кто их не отчислит т.к. финансирование подушевое. Ходят ради корочки типа вышка есть.

            • Анонимно
              1.10.2018 16:27

              И такие тоже есть. Но тут уж каждый сам выбирает. Научить ведь нельзя, можно только научиться.

              • Анонимно
                1.10.2018 17:07

                Что значит каждый сам выбирает за него так то налога плательщик деньги платит. Вот если бы была возможность двоечников в ПТУ отправлять с любого куса может быть что ни будь и поменялось.

  • Анонимно
    1.10.2018 09:05

    В регионе самый серьезный ВУЗ это КАИ. Не знаю кто рисует рейтинги, якобы кгу чуть ли не первое место в мире... смешно. КАИсты двигают прогресс вперед. Да есть проблемы, но нужно решать проблемы в комплексе.

  • Анонимно
    1.10.2018 11:54

    Как только промышленность обзаведется крупносерийным и массовым производством - потребуются инженеры.
    А пока нужны вундеркинды.

  • Анонимно
    1.10.2018 11:58

    Хорошее интервью.
    В свете событий в Сирии,РЭБ приобретает особую роль.
    Успехов,ЛС!!
    !!

  • Анонимно
    1.10.2018 12:15

    " Например, перед уходом в оборонку это было малоэтажное строительство – коттеджи строили."

    Не знаю почему, но я никогда не верил в людей, у которых белая мебель и белое кожаное кресло в кабинете.
    И ощущения не подводят, человек с коттеджей пересел в кресло руководителя оборонного предприятия. Я почему-то подумал, что знаю, кому он последний коттедж строил: чтобы статуи римские, все в белом камне, золоте, "бохато", как заказчик- носитель кичевого вкуса любит.

  • Анонимно
    1.10.2018 12:28

    Удивляет только одно. Еще не один российский самолет не был атакован современными ракетами, теми же американскими, чтобы говорить об эффективности такой защиты. Но вот Ил-20 сбит довольно старой и своей же ракетой. Может рассказали бы, почему не сработала такая защита, тем более сам самолет Ил-20 как раз и ведет ту саму разведку и радиоэлектронную борьбу.

    Да, чтобы немного погасить шапкозакидательские настроения, могу сообщить, что современные ракеты идут к цели не только по одному тепловизору, но там есть еще несколько датчиков, в том числе и просто распознаванию цели. Эта система еще как-то эффективна для таких комплексов как Стрела или Стингер. Но и ими теперь сбивают, был такой случай и в Сирии.

    А.Б.Гефакт

    • Анонимно
      1.10.2018 13:07

      Стелла-К занимается защитой для вертолетов, а не для Ил-20 и им подобных. Сравнение не удачное

      • Анонимно
        1.10.2018 13:29

        Так ведь принцип то работы и сами разработчики этих изделий одни и те же. Чем они там особо отличаются?
        А.Б.Гефакт

    • Анонимно
      1.10.2018 13:09

      Не смогли сбить столку. Они только американские умеют с толку сбивать, там видать внутрення частота работы устойчивая, а у нашей душа загадочная.

    • Анонимно
      2.10.2018 07:43

      Что такое «просто распознование цели»?

      • Анонимно
        2.10.2018 11:12

        Это как распознавание лиц. Ракета четко определяет что является целью и только ее и уничтожает. Тут вряд ли можно сделать ошибку, приняв ложные цели за настоящие. Но это уже почти на конечном участке.
        А.Б.Гефакт

  • Анонимно
    1.10.2018 13:53

    Профессионально сделанное интервью с очень интересным человеком, успешным инженером и ученом.Возможно он родтсвенник ветерана войны, авиаинженере Капелюшника ,работавшего, если не ошибаюсь, в знаменитом окб, которым руководил Зубец.Напомню, что Зеленоград о котором идет речь в интервью, был создан для института, окб и предприятия, руководимых отцом советской микроэлектроники ,акадамиком К.А.Валиевым, 1931- 2010, выпускником КГУ, заведовавшим, до переезда в Москву, кафедрой физики Казанского пединститута, которого знал лично. Интересно как увековечена память своего основателя в Зеленограде? Может в БО, стоит дать материал об этом выдающемся советском ученом, выпускнике Таканышской ,татарской средней школы. Б.С.

    • Анонимно
      1.10.2018 21:11

      13.53. Валиев Камиль Ахметович- известная, уважаемая в Татарстане и не только личность! Труды и работы Камиль Ахметовича внесли большой вклад в развитие отечественной радиоэлектроники и обороноспособность страны в целом!

      • Анонимно
        2.10.2018 10:40

        21.11.Вы сжато и в обших словах продублровали уже написанное БС, а меня,как и многих интересует, как увековечена память о Валиеве в Зеленограде, созданном по его иницитативе,а может пора установить меморильную доску и на здании КГПИ. Он единственеый зав кафедрой этого института, ставший академиком, лауреатом Ленинской премии, основтелем нового направления развиития науки и промышленности в нашей стране.Ученого и производственника такого масштаба, не было в послевоенный период, ни в одном казанском вузе.

  • Анонимно
    1.10.2018 14:23

    Хорошая статья: познавательная. Сталкивался с Леонидом по работе. Очень грамотный, умный, интересный и толковый руководитель. Действительно схватывает все налету, не боится брать на себя ответственность в прининятии решений, Думаю, как руководитель, не плохо бы вписался и в работу ВПК доперестроечной эпохи. Таких директоров сейчас мало.

    • Анонимно
      1.10.2018 16:47

      Согласен!

    • Анонимно
      1.10.2018 18:44

      Сталкивался с ним на корте..бадминтонном...
      В юности в паре ,заняли бронзу на чемпионате Казани.
      Интересный человек. Подтверждаю.
      ))

  • Анонимно
    1.10.2018 16:44

    Помимо того, что Леонид обладает энциклопедическими знаниями, и бесспорно компетентный руковолитель, ещё и очень добрый человечный человек.

  • Анонимно
    1.10.2018 18:14

    Уже давно американцы и европейцы работают над ракетами с УФ наведением, остающимися в "хвосте" самолёта от работающих реактивных двигателей... И это давно уже не новость..

  • Анонимно
    1.10.2018 18:22

    СССР отставал от Запада и Азии в области "бытовой" электроники: помните, как брали нарасхват вьетнамские электронные часы, потом китайские "Монтана", затем часы со встроенным калькулятором и т.д. Далее на российском рынке появились китайские машинки и вертолетики на радиоуправлении...

  • Анонимно
    1.10.2018 18:26

    Помню громоздкий советский калькулятор "Электроника-М" (если не ошибаюсь) от сетевого питания!) Потом появились дефицитные калькуляторы "СASIO", умещающиеся в кармане рубашки! В 80-х это казалось чудом!)

  • Анонимно
    1.10.2018 22:28

    вот только почему-то частенько наши самолеты и вертолеты сбивают в разных регионах мира

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen