Машиностроение 
4.10.2018

«Как может вертолет, которому 50 лет, стоить как «Еврокоптер» или «Сикорский»?»

От Путина ждут контракт с Индией на $1,1 млрд, но это только передышка: КВЗ должен разобраться с «грехами» менеджмента и производства

Сегодня начнется визит президента РФ Владимира Путина в Индию. В ходе него может быть подписан ожидающийся уже четыре года контракт на поставку 48 вертолетов Ми-17. Не исключено, что для Казани это станет последним крупным заказом на легендарную машину, которую принято называть кормилицей КВЗ: упорно ходят разговоры о том, что тему Ми-8/Ми-17 оставят только в Улан-Удэ. Есть ли у Казанского вертолетного будущее после «восьмерки», разбирался «БИЗНЕС Online».

В ходе визита Путина в Индию должен быть подписан контракт, на который буквально молится коллектив КВЗ В ходе визита Путина в Индию должен быть подписан контракт, на который буквально молится коллектив КВЗ Фото: ©Алексей Никольский, РИА «Новости»

МАННА НЕБЕСНАЯ ДЛЯ КВЗ

В ходе начавшегося сегодня визита президента России Владимира Путина в Индию должен быть подписан контракт, на который буквально молится коллектив Казанского вертолетного завода (КВЗ), находящегося в затяжном кризисе.

Слухи о возможности заключения этого контракта на $1,1 млрд появились еще за год до завершения предыдущего индийского заказа в январе 2016 года. Казалось, все было решено. В начале 2017-го сообщалось, что соглашение подпишут до конца года, в минувшем январе гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что все будет готово в первом квартале 2018-го. Обнадеживающие новости появлялись и в индийской прессе. Но Дели не торопился. А зачем? Авиастроительные эксперты в России резонно указывали, что индийцам эти «вертушки» не нужны — им достаточно 151-й, поставленной по двум предыдущим контрактам. Но! «Политическое руководство страны и руководство Рособоронэкспорта все сделало для того, чтобы уговорить индусов, — говорит высокопоставленный источник „БИЗНЕС Online“ в вертолетостроении. — Ведь Индия может обойтись без этого контракта, мы — нет».

Об этом же в одном из номеров заводской газеты сообщал управляющий директор ПАО «Казанский вертолетный завод» Юрий Пустовгаров. По его словам, в 2018 году КВЗ планировал изготовить и реализовать более 80 вертолетов. Это должно было обеспечить полную загрузку предприятия, сформировать прибыль. Основой этих надежд была первая часть контракта с Индией на Ми-17В-5 (24 машины, всего — 48 бортов), ожидавшегося в первом полугодии. Его обязательно подпишут, заверил гендиректор, но только не сейчас, а в третьем или, возможно, четвертом квартале.

Но, что важно, полгода назад в интервью «БИЗНЕС Online» Пустовгаров специально подчеркнул: такая «манна небесная» не может быть бесконечной — надо изворачиваться самим. Того же мнения придерживается главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. «Если контракт подпишут, то все разговоры о проблемах Казани закрываются, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Но только на время, например года на три, — выгодно было бы растянуть контракт, чтобы сохранить загрузку. А в целом 48 вертолетов — это не очень много. Нельзя исключать, что данный заказ будет последним индийским контрактом на Ми-17. Если он, конечно, будет».

Словом, заводу надо не плошать самому. Каковы варианты?

Индийские заказы - самые крупные в новейшей истории КВЗ Индийские заказы — самые крупные в новейшей истории КВЗ Фото: «БИЗНЕС Online»

КУЛЬТУРА БЫВАЕТ И ВЕСОВАЯ

«Ростех», в который входит холдинг «Вертолеты России» (ВР), и Национальная служба санитарной авиации (НССА) 10 сентября подписали контракт на поставку 104 «Ансатов». И это огромная удача для страдающего от «беззаказья» КВЗ.

Известно, что машины должны быть выпущены до конца 2020 года. Вероятнее всего, в 2018-м построят не более 5–6, в 2019-м — 30–40, а основная доля придется на 2020 год, когда завод должен относительно эффективно перестроить производство, заточенное большей частью на Ми-8/17. Следует учитывать и то, что на эти годы (а, скорее всего, именно на 2019-й) запланировано производство машин по иным контрактам — с Государственной транспортной лизинговой компанией и спасательной службой Дагестана. Наверняка добавятся и другие, относительно штучные, заказы — раскрутка «Ансата» идет на высшем уровне.

Но не стоит обольщаться.

Во-первых, да, работа предприятию обеспечена, но, как рассказывал «БИЗНЕС Online» Пустовгаров, вопрос жизни и смерти — снизить себестоимость «Ансата»: «Вопрос стоит так: либо себестоимость такая, какая устраивает государство, либо этих вертолетов никто не заказывает». Поднять цену невозможно — остается изыскивать внутренние резервы. Сегодня эти машины продают с серьезной скидкой — по 222 млн рублей (изначальная стоимость — 272 млн). Есть все основания полагать, что это граница, ниже которой падать уже некуда. Таким образом, серьезной прибыли заводу от этого контракта ожидать не приходится.

Во-вторых, перестройка под массовый выпуск «Ансата» потребует от завода нетривиальных технологических, организационных и кадровых усилий. Поставщиков точно придется «строить» предельно жестко.

Ансат хотя и становится массовым продуктом, требует модернизации «Ансат», хотя и становится массовым продуктом, требует модернизации Фото: «БИЗНЕС Online»

В-третьих, потребуется развернуть целую сеть по техническому сопровождению вертолетов в авиакомпаниях и, не исключено, поучаствовать в подготовке пилотов.

В-четвертых, не секрет, что к нынешнему «Ансату» есть немало технических вопросов. Не зря КВЗ в последние месяцы усиленно пропагандирует модернизированную машину, которая, как заявлено, вызвала повышенный интерес у потенциальных покупателей. По всей видимости, это и есть будущий серийный вертолет: сегодня, надо полагать, стоит вопрос о его скорейших испытаниях и сертификации. Здесь обнадеживает то, что, как заявлял Пустовгаров, при нынешнем режиме экономии на всем планировавшийся на модернизацию машины объем инвестиций сохраняется.

Причем одно из главных условий — придется поменять идеологию работы с «Ансатом», а где-то и продавить новые сертификационные требования. «Сегодня вес у машины на 130 килограммов выше расчетного, — рассказал „БИЗНЕС Online“ идеолог создания вертолета, бывший замгендиректора КВЗ Валерий Карташев. — Нашего греха там половина. Например, элементарные кронштейны где-то толстоваты. Сколько я ругался! А все потому, что нет у нас весовой культуры для легких вертолетов. Но есть и вопросы к поставщикам. У конкурентов машины легче. Если у американцев блок — с кулачок, то у нас — ящик. Провода толстые. Почему? А у нас по нормам так должно быть. У американцев разрешается использовать ленты, как в компьютерах, и чтобы они нагревались, а у нас — нет. В итоге тащим кабель в оплетке. И обязательно в каждом цехе внедрять стопроцентный весовой контроль. Весовая культура на очень низком уровне — грех и конструкторов, и производства».

Как добавил Карташев, надо тщательно заниматься вопросом по устранению вибрации, а также задуматься о том, что ставящиеся на «Ансат» канадские двигатели Pratt & Whitney Canada PW 207K — продукт прошлого века, у конкурентов уже более современные движки. Но еще вопрос, дадут ли их нам. «Если бы хотели, то уже давно бы все прекратили, — говорит Фролов. — Но есть нюанс. Если с „Пратт-Уитни“ контракт заключен на длительный срок или к нему есть опционы, которые позволяют обойти санкции, то проблем нет, а если придется новый контракт заключать, они могут возникнуть. Но возможен компромисс: если канадцы будут точно знать, что двигатель идет на гражданскую машину, то вопросов возникнуть не должно. Либо можно какую-то схему изобрести, например закупка через филиал в другой стране».

В любом случае, чтобы устойчиво существовать, КВЗ одним типом вертолета не обойтись, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. «На „Ансате“ завод не проживет, даже если делать 100 штук в год, — вторит ему источник „БИЗНЕС Online“ в отрасли. — Они дешевле „восьмерки“ почти в четыре раза».

А что же с Ми-8 — машиной, которую называют кормилицей завода?

Ми-17 и сегодня остается отличной машиной Ми-17 и сегодня остается отличной машиной Фото: «БИЗНЕС Online»

УЧИТЕСЬ У ФРАНЦУЗОВ

Ми-8, точнее, его экспортный вариант Ми-17 до сих пор был главной статьей дохода КВЗ — до прошлого года на него приходилась львиная доля заказов и прибыли. Для примера: в «тучные» 2012–2015 годы основную выручку КВЗ делали заказчики из Индии и США. Так, Индия приобрела вертолетов на 24,4 млрд рублей (58% выручки), а Штаты — на 6,2 млрд (15%). Но крупные экспортные заказы остались в прошлом. Динамика продаж говорит сама за себя. В 2013 году КВЗ поставил 100 вертолетов, в 2014-м — 107, в 2015-м — 77, в 2016-м — 70, в 2017-м — не более 70 вертолетов. Примерно такое же количество ожидается в текущем году. «На 2019 год экспортных заказов — почти ничего, — говорит источник. — А что это такое, когда нет заказов? У нас технологический цикл — 8–9 месяцев, то есть, чтобы в первом квартале 2019-го что-то продавать, уже сегодня надо начинать делать детали».

Как объяснял «БИЗНЕС Online» Пустовгаров, причина экспортного провала — в цикличности спроса на Ми-17: «Мы наполнили рынок вертолетами. А Ми-8 — это как автомат Калашникова: долго-долго летает».

Но есть и альтернативная версия. К примеру, Карташев уверен, что рынок загубили высокой ценой: «Цену вздули в три-четыре раза. В 2007 году самый дорогой, со всякими наворотами, вертолет стоил 6 миллионов долларов, а обычная машина — 4,5–5,3 миллиона, а сейчас — 15-18 миллионов. Но мы же торгуем не с Европой и США, а с Азией, Африкой, Южной Америкой. И как может тип вертолета, которому 50 лет, стоить столько же, сколько „Еврокоптер“ или „Сикорский“? Говорите, что за это время он модернизировался? Что там модернизировать? Никаких инноваций нет, кроме приборного оборудования. Это что, инновация? Если снизить цену миллионов до 7, найти покупателей можно хоть сейчас. Французы как в Чили „Суперпумы“ толкали? Сказали: первые пять машин бесплатно дадим и обслуживать будем за свой счет. Надо ж коготок запустить. Благодаря этому потом продали еще 30, а стоимость первой пятерки по ним размазали. Учитесь! Мы изъездили Руанду, Бурунди, Лаос, Вьетнам, Египет, с черными президентами братались. И пожалуйста — где одна машина, где две, где три, так и набиралось». И, видимо, у Пустовгарова схожее понимание вопроса. Говоря «БИЗНЕС Online» о том, что необходимо что-то делать с темой Ми-8/17, он подчеркивал: «Надо толкаться на рынках».

При этом Карташев утверждает, что по характеристикам Ми-17 и сегодня отличная машина для стран третьего мира: «По критерию „цена-качество“ ей при прежней цене конкурентов не было: американцы, французы продавали свои по 20 миллионов. При этом французы вещают, что на морские буровые безопасно только на их „Суперпумах“ летать. Так индийцы и вьетнамцы каждый день на Ми-8 на вышки летают… В Шри-Ланке есть туркомпания, которая на Ми-17 по островам летает. Хозяин — англичанин, бывший летчик. Говорит мне: ваши машины отличные, они как трактор: ему ничего не будет, а отремонтировать можно, не сходя с места».

КВЗ предстоит вновь учиться толкаться на рынках КВЗ предстоит вновь учиться толкаться на рынках Фото: «БИЗНЕС Online»

Интересно, что удивление ценами на продукцию КВЗ выражали и вполне официально. Как следует из картотеки дел Московского арбитражного суда, в апреле 2012 года Рособоронзаказ добился снижения цены на Ми-8МТВ-5-1 и «Ансат-У». Истец утверждал (и доказал это), что Казанский вертолетный завод необоснованно завысил стоимость сырья и материалов для Ми-8МТВ-5-1. В итоге цена одного вертолета выросла на 923 тыс. рублей, а трудоемкость работ была завышена на 15,69 нормочаса на каждый вертолет, что привело к необоснованному завышению стоимости изделия на 23 тыс. рублей (в итоге она составила 222,3 млн рублей без НДС). По «Ансат-У» КВЗ завысил стоимость покупных комплектующих изделий, что привело к росту цены каждой машины на 715 тысяч (КВЗ заявил цену в 127,7 млн без НДС). Более того, из материалов суда выяснилось, что изначально казанцы выставили еще более высокую цену, но госзаказчик ее сбил. Так, прибыль по каждому «Ансат-У» должна была составить 17,6 млн, а минобороны предложило 7,8 миллиона. Каждый Ми-8МТВ-5-1 должен был принести КВЗ 28,1 млн рублей прибыли, а госзаказчик предложил только 16,3 миллиона.

Еще любопытный момент: высокопоставленный источник «БИЗНЕС Online» в отрасли сообщил, что в 2018 году КВЗ получит отрицательный финансовый результат и одна из причин этого «сидит в начале 10-х годов, когда был заключен убыточный контракт, который мы вынуждены делать». А на вышеупомянутых судебных заседаниях речь как раз шла о двух госконтрактах от марта 2011 года, заключенных КВЗ с министерством обороны РФ: первый — на поставку в 2011–2020 годах 140 вертолетов Ми-8МТВ-5-1; второй — на поставку в 2011–2018 годах 32 «Ансат-У». Насколько эти контракты изначально были убыточны для КВЗ, сказать трудно, но то, что минобороны в ходе выполнения заказа не позволяет увеличивать его стоимость, и без того минимальную, — факт.

Что касается цены на Ми-17, необходимо добавить, что вряд ли сам КВЗ определяет политику в этом вопросе.

Ми-38 изначально задумывался как дорогой и сложный вертолет Ми-38 изначально задумывался как дорогой и сложный вертолет Фото: «БИЗНЕС Online»

«А ВДРУГ ЭМИРАТЫ РЕШАТ СТАТЬ АВИАЦИОННОЙ ДЕРЖАВОЙ?»

Но все же массовый спрос на Ми-17 цикличен. «Должна быть гамма техники, которая в любой момент, независимо от состояния рынка по той или иной продукции, должна заменить продукт, который не пользуется спросом, — говорит источник. — Поэтому в конце 90-х на КВЗ задумали выстроить систему, которая бы не зависела от циклов». Речь идет о создании линейки продукции в дополнение к Ми-8/Ми-17: «Актай», «Ансат» и Ми-38, на который сегодня возлагают столько надежд (причем, похоже, выпускать его собираются в целом ряде модификаций — военной, салонной, оффшорной). Как рассказывал «БИЗНЕС Online» Пустовгаров, план на ближайшие три года — 16 машин. А перспективы, заявленные в госпрограммах авиастроения, и вовсе поражают: объем продаж до 2025 года — 175 единиц, до 2030-го запланирован выпуск 264 машин. Непонятно, откуда такой оптимизм.

«Ми-38 задумывался как дорогой вертолет, который бы продавали по две-три машины в год, чтобы переждать трудные времена», — говорит источник. Вот только неясно, кто его будет покупать сегодня. Судите сами. Грузоподъемность Ми-38 — 5–6 тонн, Ми-17 — 4–5 тонн. Разница несущественная, особенно если учесть, что Ми-17 уже существует и стоит в три раза дешевле. «Никого не интересует, что это вертолет нового поколения, — говорит источник. — Ми-38 никогда не заменит Ми-8 там, где надо функцию простую выполнить. Боюсь, Ми-38 — это вертолет, который смогут купить только государственные структуры, да и то даже „Газпрому“ и „Роснефти“ тяжело будет».

«Не исключаю, что кому-то удастся отдать Ми-38 как лицензионное производство, — предполагает Фролов. — Скажем, если, к примеру, Эмираты вдруг решат стать авиационной державой. И Казань будет консультантом, помогать создавать производство. Красивая история получилась бы».

Сегодня на Ми-38 нашелся только один покупатель — три машины заказали военные. И еще непонятно, когда начнется серийное производство, старт которого был заявлен еще лет 7 назад.

Возрождение производства Ми-14 может так и остаться лишь хорошей задумкой Возрождение производства Ми-14 может так и остаться лишь хорошей задумкой Фото: ©Вячеслав Афонин, РИА «Новости»

Пару лет назад много говорилось и о возобновлении темы противолодочной и поисково-спасательной амфибии Ми-14. «Задача перед МВЗ имени Миля и перед КВЗ поставлена, оформлена, нужно только решить вопрос правильной стоимости подготовки производства, — говорил „БИЗНЕС Online“ Пустовгаров. — Если наберется хорошее количество машин, проект будет очень выгодным». Однако сейчас КВЗ вряд ли сможет потянуть такую подготовку производства. «Оснастки уже нет, а ее проектирование и изготовление будет стоить очень дорого и займет много времени пройдет, — уверен Карташев.— В свое время КВЗ, казанский филиал МВЗ вместе со всем министерством авиационной промышленности оснащали завод минимум два года».

«ТОМУ, ЧТО СЕГОДНЯ В АВИАПРОМЕ ПРОИСХОДИТ, МОЖНО ТОЛЬКО УДИВЛЯТЬСЯ»

Словом, сегодня руководство КВЗ должно пойти на ряд скорее популярных мер.

Прежде всего ожидается, что в ближайшие дни закончится введенная в июле четырехдневка.

Далее необходимо пресечь утечку кадров (а, по данным «БИЗНЕС Online», завод покинуло немало квалифицированных сотрудников) и кинуть клич молодежи: «Все на вертолетный!» А это невозможно без серьезного роста зарплат.

КВЗ должен вновь перейти на пятидневку КВЗ должен вновь перейти на пятидневку Фото: «БИЗНЕС Online»

В-третьих, как сообщал Пустовгаров, уже начата реформа управления предприятием. Срезано «денежное довольствие» руководящему персоналу, а ряд замов лишились своих мест. Хотя, если говорить о последнем, непонятно, почему убрали опытнейшего руководителя службы маркетинга Валерия Пашко — уж он-то точно умел «толкаться на рынках». «Пустовгаров затеял полную реконструкцию, — говорит источник. — У Лигая было огромное количество замов, сейчас все это упраздняется, руководящий состав приводится в нормальную численность. Но, подчеркну, мы не знаем, какие задачи поставило перед ним руководство холдинга». Это принципиальная ремарка, ведь все будет пшиком без «переворота» в материнском холдинге «Вертолеты России» (ВР).

Напомним, есть предположение, что ВР будут серьезно переформатированы. «Тому, что сегодня в авиапроме происходит, можно только удивляться, — говорит источник. — В Советском Союзе самыми крупными министерствами были минавиапром и путей сообщения. Так вот в МАПе работали всего 1,2 тысячи человек — это на весь СССР с его неизмеримо большим количеством заводов. Там определяли все: материально-техническое снабжение всех 300 предприятий, все капстроительство, все перевооружение заводов, все вопросы науки. Причем директорам в печенки никто не лез: им доверяли, они несли ответственность. А сегодня руководство всех этих холдингов каждый день проводит совещания, на которых в режиме видеоконференций директора докладывают, сколько болтов и гаек сделали. Немыслимо! Делать, видимо, нечего… Сегодня ОАК — это 800 человек, ВР — столько же. Причем это управляющие компании! Огромные штаты, которые гложут наши заводы. Управляющая надстройка должна быть, но не в таком виде, как сегодня. Мыслящие люди понимают, что все должно быть единым, многое надо сократить».

Утверждают, что Денис Мантуров благоволит к УУАзу Утверждают, что Денис Мантуров благоволит к УУАЗу Фото: «БИЗНЕС Online»

А вот это опасная мысль, так как может ударить по КВЗ. Эксперты все чаще говорят о необходимости резкого сокращения количества модификаций выпускаемых вертолетов (вплоть до отказа и закрытия программ), что порождает неразбериху в производстве, обслуживании и ведет к неоправданной конкуренции. Так вот все активнее поговаривают о том, что тему Ми-8/17 на КВЗ закроют — оставят ее только на Улан-Удэнском авиационном заводе (УУАЗ). И тому есть свой резон. «Рано или поздно это случится — глупо выпускать одинаковые машины на двух разных площадках, — говорит источник. — А поскольку у правительства РФ особые отношения с УУАЗом (министр промышленности РФ Денис Мантуров — выходец с этого предприятия — прим. ред.), то…» «Переход темы Ми-8 в пользу УУАЗа реален», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» старший научный сотрудник Академии им. Жуковского эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев.

«С УЧЕТОМ ОСОБОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТАТАРСТАНА В РОССИЙСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ…»

Веса УУАЗу добавляет то, что он создал самую совершенную на сегодня модификацию Ми-8 — Ми-171А2. Хотя, как уверяет источник, и ее не горят желанием покупать. Не зря же ВР в отчаянии даже продавливают в правительстве странную инициативу — принудительно заменить в России все вертолеты старше 25 лет, а это, по подсчетам ВР, 60–70% от летающих сегодня машин. Идея уже встретила резкую отповедь эксплуатантов. «Абсолютная дурь, — смеется Карташев. — 25 лет — не возраст для вертолета. Когда последний ремонт делают, от него остается фюзеляж и шильдик с номером. Все ПКИ имеют ресурсы в разы меньше и уже совершенно новые».

Одна из главных задач КВЗ — удержать кадры и привлечь молодежь Одна из главных задач КВЗ — удержать кадры и привлечь молодежь Фото: «БИЗНЕС Online»

То, что «Ростех» очень агрессивно пытается продвинуть инициативу о запрете вертолетов старше 25 лет, показывает, насколько плохи дела, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого портала «Авиарунет» Роман Гусаров. «Причем давят и через нефтяную отрасль, которая начинает заявлять: вы нас возите только на новых вертолетах. Но всем понятно, что за этим, кроме желания обеспечить себя заказами, ничего объективного нет. Статистика говорит, что отказов на новых модификациях вертолетов существенно выше, чем на Ми-8Т», — говорит он.

«Но, думаю, Ми-17 в Казани все-таки не умрет, — говорит Фролов. — Да, у Улан-Удэ появилась новая модель, которой нет у КВЗ, поэтому сворачивание казанских Ми-17 можно будет объяснить тем, что рынок их не принимает, но полностью „убить“ эту машину в Казани и ничего не дать взамен — с учетом особого положения Татарстана в российской реальности — это было бы слишком вызывающе. Ми-38 пока не просматривается как замена, поэтому какие-то штучные контракты Казани будут давать, и минобороны, думаю, все равно какое-то количество машин станет заказывать под спецмодификации. Чтобы пилюлю подсластить, могут дать и работу по капитальному ремонту и модернизации строевых бортов, тем более у машин, которые поставлялись в начале и середине нулевых годов, уже вырабатывается межремонтный ресурс. И, думаю, будут говорить о перспективах Ми-38 на рынке. Чтобы Казань поддержать, могут надавить на госзаказчиков, которые будут закупать, скажем, по 10 вертолетов в год».

Но все это, скажем так, частности.

Неужели восьмерка улетит с КВЗ? Неужели «восьмерка» улетит с КВЗ? Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мир вертолетов уже никогда не будет прежним, — уверен Матвеев. — Процесс переформатирования запущен. Обратного хода нет. На фоне падения цен на нефть, оттока инвестиций, обрушения военных заказов, кризиса развивающихся рынков особенно очевидно, что механизмы функционирования вертолетного хозяйства устарели. Сиюминутное реформирование, затянувшееся достраивание советских разработок, ориентация на западные технологии, повторение чужих аналогов, бесконечное множество однотипных модификаций, модернизация «малых шагов»… И как результат — заоблачная для операторов стоимость приобретения и низкое эксплуатационное совершенство вертолетов. В этих условиях велика опасность потери вертолетостроения. Нужно готовиться к ряду непопулярных мер и трудных решений. Если мы хотим сохранить вертолетостроение, необходимо определить ключевые технологии, а не сиюминутные рекламные программы».

Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал вертолетостроителем?
16%Да, это очень перспективно. В будущем вертолеты будут везде – даже летающее такси появится
45%Нет, это безнадежно. Россия не может строить современные машины из-за отсталости технической базы
2%Уже учится на авиационного инженера
30%Да, но только за границей
6%Свой вариант (в комментариях)
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (96) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.10.2018 08:26

Потому что ресурсы дорогие, технологии устаревшие, штат раздутый, руководство неимоверно жадное.

  • Анонимно
    4.10.2018 08:05

    в россии все сверх дорогое, но зарплаты очень низкие.

    • Анонимно
      4.10.2018 08:26

      Потому что ресурсы дорогие, технологии устаревшие, штат раздутый, руководство неимоверно жадное.

      • Оптимист
        4.10.2018 09:09

        Что система могла устойчиво развиваться в ней должно быть не менее 400-500 млн населения
        Евросоюз, США +Канада, Китай-это мировые лидеры
        СССР вместе с СЭВ и своими саттеллитами тоже был в районе 400-500 млн населения
        Все эти гиганты советской индустрии такие как КВЗ, КАЗ, Камаз, и тысячи других заводов по всему бывшему СССР строились исходядя из рынка сбыта в 400-500 млн населения

        РФ в силу разных причин вогнала себя в самоизоляцию и теперь наш рынок сбыта в лучшем случае 140 млн
        Не сбыта, нет денег на новые разработки, нет новых разработок-медленное умирание производств, угасание инженерной мысли и закрытие производст, или переход на отверточную сборку моделей конкурентовчто мы сейчас и наблюдаем
        Контракт с Индией продлит агонию на год, а дальше что?

        • Анонимно
          4.10.2018 09:33

          а дальше пенсию подымем-уровень благосостояния то растет ,жизнь удлиняется,сначала планку подымем до 70, а потом и до 80-вот вам и ресурс..

          • Анонимно
            6.10.2018 17:02

            А что не повышается?во дворах машины некуда ставить.в пятницу место в кафе сауне с трудом найдешь.в аэропортах туристов...в поездах летом не протолкнуться.и все у нас плохо?я не говорю что все отлично.но и не все пропало.насчет пенсии во многих странах повышают и ничего.и только у нас жизнь остановилась.

        • Анонимно
          4.10.2018 09:41

          Ага, то-то я гляжу в Израиле, Швейцарии, Австралии, Японии проживает по полмиллиарда. Если нормально работать и качественно производить не только танки и ракеты, то рынок сбыта всегда найдется. Последние 10 лет вся страна работает на ОПК, поэтому нам рынку кроме нефти предложить нечего.

        • Анонимно
          4.10.2018 10:11

          Сам то понял какую ахинею написал...

        • Анонимно
          4.10.2018 10:35

          Вы жертва просмотра роликов на ютуб каналах...там, в этих "роликах" еще говорят, что земля плоская и в китае население не больше 500 млн. человек...

        • Анонимно
          4.10.2018 12:26

          Соглашусь с оптимистом
          Тут системная проблема и никакие Пу товгаровы и контракты с Индией не спасут квз

        • Анонимно
          4.10.2018 14:28

          1. вы говорите про 400-500млн. платежеспобного спроса, а это никак не 140 млн, а в лучшем случае 50млн.
          2. США+Канада+Мексика. Трамп молодец, в отличие от наших руководителей.

        • Анонимно
          6.10.2018 16:55

          Какая самоизаляция?это конкуренция и свои законы волчьи на западе никому нпши товары ненужны все уже поделено.

      • Анонимно
        4.10.2018 09:19

        Производство в местности где среднегодовая температура +5°С вообще не имеет смысла развивать производство.

    • Анонимно
      4.10.2018 08:48

      А вот в США весь ВПК частный. И ничего - существуют и в ус не дуют))

      • Анонимно
        4.10.2018 12:00

        России частная собственность противопоказана! Большинству только кукиш с маслом достанется.

    • Анонимно
      4.10.2018 09:26

      В 2000-м обговаривали вопрос по отношениям КВЗ и Улан-Удэ. Смешно , конечно, но со стороны КВЗ , 18!!!! лет назад сидела та же команда, что работала до Пустовгарова, ещё год назад. Ну ещё Лаврентьев был как шеф.
      С каким апломбом Казанцы упоминали Улан-Удэнский завод: Да мы КВЗ, да этот сибирский завод сам протянет ноги, да там транспортное плечо похоронит его. Да мы бы могли обанкротить его, купить. Да мы самые крутые.
      Тогда уже было понятно, что Татарстанцы абсолютно не знают Россию. Как всё работает, как принимаются решения в регионах и Москве.Глаза были просто замылены Суверенитетом.
      То же самое и сейчас, только замылены "успехами" Универсиад и десятью дорожными развязками.

      • Анонимно
        4.10.2018 12:37

        КВЗ на 100% принадлежит Ростеху, Чемезову. Там рулят "эффективные менеджеры" из Москвы.Приятель там работает, говорит все деньги полностью себе забирают, оставляют лишь бы не сдохнуть и процесс не развалился

        • Анонимно
          4.10.2018 14:55

          Везде так. У нас а Казани тоже самое,да ещё и кинут. "Они"сначала всё просчитывают, потом аванс ,потом,в лучшем случае с огромной задержкой и урезанием расчёт,в худшем-кидалово.

      • Анонимно
        4.10.2018 13:45

        Реально улан-удинские вертолеты лучше по качеству. Посмотрите на качество сборки - на них все клепки строго по линии, все на одном расстоянии. На казанских они "пляшут" и выглядит это неряшливо. Ну и Ансат в 21 веке без стеклянной кабины, на "будильниках" летать, это просто позор.

        • Анонимно
          4.10.2018 14:30

          У-УАЗ самолеты строил, а КВЗ колеса к телегам колотил, поэтому и качество разное.

          • Анонимно
            4.10.2018 15:58

            У-Удэнский завод - это изначально лучший фюзеляж. И казанцы признавались в этом сами: Что МИ -8 КВЗ довольно "мягкий" получался, в отличие от жёсткого У-У.
            Говорили, что играет именно роль самолётных технологий (на У-У также строили штурмовики Су-25, и как говорят, ранее - Ан-24)...

  • Рафаил
    4.10.2018 08:13

    Ребята, если серьезно, есть хоть месяц в году, чтобы не было крупного ЧП с нашими вертолетами?

    • mad big
      4.10.2018 09:15

      По техническим причинам, или из-за плохой подготовки летчиков?

    • Анонимно
      4.10.2018 10:01

      А вы статистику собираете? В курсе, по чьей вине все эти аварии происходят? С таким же успехом можно сказать: есть хоть месяц в году, чтобы не было автокатастрофы с участием наших машин? Так вот чаще всего такие ЧП - это ошибки пилотирования, как и 80% всех авиакатастроф в мире.

      • mad big
        4.10.2018 10:31

        Так о чем и разговор. А статистика в открытом доступе есть. И не в пользу именно пилотов.

      • Анонимно
        4.10.2018 10:45

        Одно дело пилотировать этажерку братьев Райт, а другое, автопилот Боинга 747

    • Анонимно
      4.10.2018 11:05

      https://www.business-gazeta.ru/news/397670

    • Анонимно
      4.10.2018 13:57

      Чаще всего, кстати Робинсоны бьются

    • Анонимно
      4.10.2018 14:24

      А Вы знаете число эксплуатирующихся Ми-8/17

  • Анонимно
    4.10.2018 08:18

    В общем, если резюмировать статью: завод во времена Кима довели до ручки; скоро ему кирдык. Индийский контракт может это только отстрочить. Это накладывается нампроблеиы в вертолетной отрасли России,которая тоже приближается к своему финишу.

  • Анонимно
    4.10.2018 08:26

    Ростех - бестолковая надстройка, которую нужно кормить, отчитываться и на каждый болтик писать запрос.
    Такая «ростехизация» идет во всех отраслях.
    Потому что больше ничего придумывать эти управленцы-чекисты не могут - делают не как требует время, а как привыкли.
    Отсюда слпбый результат в 80% отрослей

    • Анонимно
      4.10.2018 16:08

      У кого под что мозги заточены: у одних под созидание, у других на противодействие. Так что результат предсказуем.

  • Анонимно
    4.10.2018 08:28

    Привлечь молодые кадры? Это как? Повысив цену изделий, за которую уже и так никто не берет. Увы если вы производите продукцию для стран третьего мира, не надейтесь что будете жить как в развитых странах.

    • Анонимно
      6.10.2018 10:05

      4.10.2018 08:28
      Как? Обратимся к опыту предыдущих поколений! Вернём крепостное право по многочисленным слёзным просьбам граждан!

  • Анонимно
    4.10.2018 08:34

    Если мы хотим сохранить вертолетостроение, необходимо определить ключевые технологии, а не сиюминутные рекламные программы».
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/397642
    об этом надо было думать еще 30 лет тому назад...а сейчас технологии "улетели" далеко.Их увы,не догнать..А почему так произошло? Специалисты опытные уходили-их никто не удерживал..А почему ? да никому они не нужны были ,потому что в вертолетах никто не нуждался.Надо начинать не только с технологий а прежде с установки европейской зарплаты полторы две тысяччи баксов специалистам. С зарплатой 20-30 тыс руб. вряд ли специалист будет строить конкурентоспособную машину. Любой заказчик может спросить а какова у вас в концерне средняя зарплата? -300 долларов будет ему ответ. Вот и вертолет пока имеет такую же цену Сменить мотивацию работников-вот главная задача создания эффективного аппарата.
    И еще в статье нет сравнительных характеристик популярных в мире моделей и наших веттушек,сравните их и делайте выводы...

  • Анонимно
    4.10.2018 08:43

    Вопрос: «Как может вертолет, которому 50 лет, стоить как «Еврокоптер» или «Сикорский?
    Ответ: Может если много воровать.

  • Анонимно
    4.10.2018 08:45

    Не продаётся потому что цена поднялась, а она поднялась потому что Москва накручивает на себестоимость чтобы окупить этих 800 сидящих в ВР чиновников с зарплатами от 200 тыс. Раньше завод продавал сам и цена была адекватной.

  • Анонимно
    4.10.2018 08:51

    Мир меняется. Может стоит задуматься над выпуском квадракоптеров? Эта ниша только начала развиваться и КВЗ могло бы занять свою долю на этом быстро растущем рынке.

    • Анонимно
      4.10.2018 09:48

      Кто будет разрабатывать и производить? Где вы возьмете новых работников? Что мешало прежним это делать последние 20 лет? По социальным причинам государство будет продолжать подкармливать такие заводы благодаря деньгам от продажи нефти, выплачивая по сути пособия по безработице, но перспектив никаких.

      • Анонимно
        4.10.2018 10:14

        Лаврентьевская команда как раз разрабатывала и производила, застой начался с отжима завода Чемезовым

        • Анонимно
          4.10.2018 12:04

          Да ладно сказки рассказывать. Ну сменились верхи и что? Что другие конструктора и работники в цеха пришли? На Автовазе сколько лет рено рулит, а как бюджетные недомашины клепали, так и клепают. Ладно французы старыми технологиями поделились, хоть весту с ларгусом сделали, а так бы сидели на классике до сих пор.

      • Анонимно
        4.10.2018 11:37

        Надо налаживать кооперацию Государство-КВЗ-ВУЗы-Иннополис. Всё есть, нет пятилетки, со строгим планированием.

    • Анонимно
      4.10.2018 10:13

      Разумная идея. Только квадрокоптеры должны быть грузовые и беспилотные.

    • Анонимно
      4.10.2018 13:00

      Действительно, через 20 лет многое вероятнее всего изменится до неузнаваемости. Если сейчас не будет новых реализованных прорывных идей, типа квадрокоптеров, аэрокаров и т.д. для безопасной переброски людей, грузов из точки А т. Б, То Ми-8 и им подобные устаревшие модели канут в лету. Им на замену должны прийти высокотехнологичная унифицированная простая и надежная техника, которую будут собирать промышленные роботы.

  • Анонимно
    4.10.2018 08:51

    Госмонополии разрушили экономику СССР и доконают экономику России. КВЗ частный случай с типичными болячками, которые ещё Ленин описывал в своих трудах.

    • Анонимно
      4.10.2018 09:43

      Да, но население упорно живет мифами о величии нации и о том, как щас всех порвет, как тузик грелку. Урок ссср не пройден, работа над ошибками не проведена, будут повторные контрольные 90-е.

      • Анонимно
        6.10.2018 17:14

        Ну если ты себя видишь мелким и несчастым так это твои проблемы

    • Анонимно
      4.10.2018 12:05

      8.51. Не сваливайте с больной головы на здоровую. Где вы сейчас видите госмонополии? Именно сейчас всё в частных руках, а прогресса как не было, так и нет. И уволить этих бестолковых руководителей-частников никто не может.

      • Анонимно
        4.10.2018 12:44

        Ага, особенно ростех у нас частный, который владеет практически всей значимой обрабатывающей и машиностроительной промышленностью в стране)))

      • Анонимно
        4.10.2018 14:26

        В каких частных руках. Госкорпорация. Чемезов ставленник Путина. Вертикаль в действии. Результат плачевный. Вся зарплата топам, инженерам и рабочим - крохи.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:04

    У специалиста токаря 6 разряда зарплата 20 тысяч. руб. у начальника цеха, мастеров и других родственников 250, 150, 100 тысяч. рублей, пусть они и работают.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:06

    Аналитики в статье никакие. Цены на нефть не падают, а растут.

    • Анонимно
      6.10.2018 11:28

      Растёт рубль в краткосрочной перспективе. А в средне-и долгосрочной падает. Нормальные аналитики.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:12

    Не понял, а какое у Татарстана особое положение в российской реальности?

    • Анонимно
      4.10.2018 12:40

      В том то и дело что в данном случае никакого особого положения. Мы в заднице, как и вся Россия

  • Анонимно
    4.10.2018 09:13

    На КВЗ бедственное положение для работников, работы нет, зарплату платят символическую.
    Народ бежит с КВЗ.

    • Анонимно
      4.10.2018 09:34

      Знакомый работал в цеху, получал порядка 50+ со всеми надбавками. В связи с общим сокращением перевели на среднюю, получает те же 50+, только теперь он метет территорию в филиале в соседнем городе. То есть квалифицированный получает одну зарплату с дворником. Где еще, скажите, дворники полтинник зарабатывают?

  • Анонимно
    4.10.2018 09:34

    Все разрушил бывший Лигай. При Лаврентьеве завод еще нормально работал. А заказы из Индии привозил сам Лаврентьев, а не Путин.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:38

    При среднем статистике зарплате 30 хорошо 35 пусть будет рабочего который стоит за станков и делает продукцию это ему поднимать, когда начальники получают от 150 до 250 тыс зарплат за счёт рабочего, вопрос кому поднимать рабочему??? ДАЛЕКО ИДЁМ.

    • Анонимно
      4.10.2018 11:51

      Как может о чём то серьёзном рассуждать человек, который даже правильно писать не научился, скажите, пожалуйста!!!? Сиди уж и молчи в трубку! :)

  • Анонимно
    4.10.2018 09:50

    Привыкли господа казённые менеджеры государство сосать вот и поэтому сейчас начинают сосать лапу.А ведь если немного раскинуть мозгами так ведь на клондайке сидят.Достаточно почитать про фирму Робинсон.Мужик на пустом месте фирму создал а у этих целый готовый завод и не знают как работяг накормить.Ну если у самих мозгов не хватает так соберите молодых специалистов и пусть предлагают идеи.Почему в Америке каждый может купить в магазине набор для самостоятельной сборки вертолёта и самолёта уже не говоря о том что там и вертолёты и самолёты на любой кошелёк есть а у нас имея кучу богатых людей которые баксы за бугор увозят мешками нам предлагают летающий дворец который даже шейхи не в состоянии купить.В начале кооперации я работал на КМПО и там тоже встал вопрос как дальше жить.И были совещания с молодёжью и были интересные предложения.Но потом нашли нишу в виде газоперекачки и пока сидят на ней параллельно продавая цеха под склады.А на вертолётном возможно и на пустые цеха покупателей не найдут потому что складировать уже нечего.Начните ребята вертолизацию страны .Это не паханное поле и дел на сто лет вперёд.

    • Анонимно
      4.10.2018 11:00

      "нашли нишу в виде газоперекачки" в 80-е годы прошлого века по Повелению партии и правительства при строительстве газопровода Уренгой-Помары-Ужгород

      • Анонимно
        4.10.2018 11:59

        только тогда были одни двигатели, а сейчас завод поставляет полнокомплектный газоперекачивающий агрегат, так что нашли нишу и расширяются в ней.

    • Анонимно
      4.10.2018 13:46

      Почему бы, имея КМПО, не делать двигатели для Ансатов самим?
      Зачем покупать у канадцев за валюту?

      • Анонимно
        4.10.2018 15:10

        все можно сделать, но нужны деньги на разработку и оснащение производства и время. Ни того, ни другого нет.

        • Анонимно
          4.10.2018 15:50

          У КМПО был проект по производству двигателя для Ансатов. Планировали совместное производство с Мотор Сич по изготовлению двигателя МС 500. Приезжали специалисты с Мотор Сич, работа шла. Глава Мотор Сич не раз заявлял, что он готов к сотрудничеству с КМПО. В 2010 году даже сделали совместно двигатель. Но решили, что должен стоять двигатель ВК-800. В итоге до сих пор ставят импортный.

  • Анонимно
    4.10.2018 10:03

    и то верно, что кроме "Ансата" похвастать пока нечем, хотя и его подпортили "московские" КБ!

  • Анонимно
    4.10.2018 10:11

    В статье не дана характеристика управленцев холдинга "Вертолеты России". Откуда они взялись, какое у ни образование, где они работали, как показали себя на прежней работе, чтобы их выдвинули в руководство такой сложной отраслью?
    Нет аналитики в статье по вопросу новой техники, новых технологий, наконец, кадров. Как холдинг руководит всем этим, особенно, по новой технике.
    Этот вопрос главный, ибо все за завод решают в холдинге, значит нужно знать кто руководит холдингом?
    Например, какое образование у генерального директора, в какие проходные (НИИ, КБ или предприятий) он ходил до назначения на должность генерального?
    Не в статье аналитики - почему относительно небольшим количеством предприятий и одним (теперь уже после объединения Миля и Камова) КБ руководит 800 человек? Откуда взялось в Москве столько людей, способных разбираться в вертолетах и руководить их производством и созданием новых машин???
    Словом, автор, если взялся за тему, то должен ответить в новой статье на поставленные эти и не менее важные другие вопросы....

  • Анонимно
    4.10.2018 10:19

    Долго в России могут управлять в наказном порядке. У одних забрать, другим дать. Для чего нужны Ростех и "Вертолёты России" если они сами не могут найти иностранные заказы. У КВЗ есть потенциал, и важно не угробить этот потенциал. Нужно платить рабочим достойную зарплату, нужно модернизировать вертолёты, нужно развивать маркетинг, нужно привлекать молодежь, нужно осваивать новые рынки сбыта (не только страны третьего мира).

  • Анонимно
    4.10.2018 10:36

    На КАЗ много народу перебралось с КВЗ.Причём как ИТР так и рабочие...

  • Анонимно
    4.10.2018 10:41

    На заводах были хорошие и умные специалисты кадры из советских умных преданных своему делу. Но оказалось они не нужны а нужные крутые высоко поднятыми головами в костюмах начальники с высокими зарплатами а рабочее не нужны, как говорили не удел или бытлами.. Терпели терпели работяги наставник и ушли от этого сказали дома по спокойнее вот. К чему речь ценить надо людей которые пользу приносят и учили бы молодых а сейчас что эх.. Косить траву по спокойнее чем работать заливные луга и коровы с лошадьми.

  • Зато миллионы тратили на покупку Программ СИМЕНС!

  • Анонимно
    4.10.2018 11:30

    Морально устаревшая модель. Плюс без импортной начинки, которая под санкциями он не жизнеспособен.

  • Анонимно
    4.10.2018 11:47

    Подавляющее большинство нынешних капиталистов-акционеров о завтрашнем дне не думают.
    Взять прибыль сегодня и вложить её в укромное место.

    Новые конструкторские разработки и новые технологии капиталистам-акционерам без надобности, а зачем когда денежки и так текут в карман, да и инженерам с рабочими достойную зарплату платить, планы всякие разрабатывать, как-то "совково" всё это.
    Вон Чубайс с нанотехнологиями процветает, значит есть с кого брать пример в ХХI веке и очередной сабантуй организовать

  • Анонимно
    4.10.2018 12:11

    Похоже у завода нет будущего

  • Анонимно
    4.10.2018 12:24

    Вопрос к БО: а к чему такой опрос странный? Предлагаю спросить есть ли желающие, чтобы их дети работали в полиции, системе исполнения наказаний, в судах, в конце концов.

  • Анонимно
    4.10.2018 12:33

    Все что сейчас переживает КВЗ - это прямой результат правления Лигая.
    Вместо того чтобы спросить за этого, про наказание пока не говорю, просто провести качественный аудит финансово-хозяйственной деятельности, Лигая по тихому отпустили на пенсию.
    Как говорится было бы желание и команда на это, то всегда можно успеть Лигая привлечь.

  • Анонимно
    4.10.2018 13:54

    Хочется, чтобы КВЗ жил и работал.
    Один из рецептов - делать очень простую дешевую машину, вертолетный ширпотреб, тот же Актай.

  • Анонимно
    4.10.2018 14:11

    Лигай молодец- себе на старость «заработал», друзьям своим помог. Зарплату они себе ставили ого какую ) А про Ветролеты Расии и говорить нечего-800 бездельников-паразитов, которые только вредят всей отрасли. Кстати то же самое, но еще хуже «работники» Ростеха.

  • Анонимно
    4.10.2018 14:29

    Дело не в заводе и не в заводах в других регионах люди готовы работать и жить, а в руководителя и начальников если присосутся то беги, вот результат.

  • Анонимно
    4.10.2018 15:28

    в свое время все покупали через одаренных детей на300 400 процентов

  • Анонимно
    4.10.2018 17:22

    Пока не вышвырнут с завода и из так называемой управляющей структуры вертолеты оссии попменеджеров, получающих в год как стоимость одного вертолета - НИКОГДА оссия не сможет не то что быть лидером, но даже приблизиться по производству к ведущим мировым производителям

  • Анонимно
    4.10.2018 17:24

    Спрашивается, для чего гробили страну, переходили на рыночную экономику, чтобы опять-таки ориентироваться на госзаказ

  • Анонимно
    4.10.2018 17:24

    Правильно дело в руководителях, их надо менять каждые 4-5 лет, пускают корни и присасываются к кормушке, Форбс увеличивается, а народ нищий.

  • Анонимно
    4.10.2018 22:07

    Вроде в капитализме, а семейственность и раздутые штаты как не пойми где. Ресурс проедается без планов на будущее. Экономикой и не пахнет. Следовательно нет денег на развитие.

  • Анонимно
    4.10.2018 22:14

    Вывод средств посредством высоких зп и бонусов-вот беда предприятий. Сват, брат, друг начисляют себе не задумываясь -что -же будет с предприятие и работниками. Им пофиг! Всё деньги в Москву..(
    Ростех так же и с МСЗ залазит везде. Цель -живые деньги направить в Москву, а далее в оффшоры на свои счета.

  • Анонимно
    5.10.2018 07:32

    Смешно, американцы перестали покупать вертолеты для Афганистана и тут проблемы полезли)

  • Анонимно
    5.10.2018 23:49

    Читаю..."вертолету 50 лет" и поражаюсь! До чего вперед ушли и сколько денег наворовали составляя и укрупняя и создавая и урезая и применяя инновации и оптимизируя...а выпускаем все тот же старый вертолет! Умом Россию не понять...разве только научиться воровать и бумажки красивашные рисовать!!! Тот же самое с самолетом Ту 160 и бомбардировщиком Ту 22(с буковками)ааааааааааааааааааа. Как хвалимся,пиаримся,интервью раздаем,шарики надуваем...денежки воруем...а самолетам по возрасту почти 100 лет будет. Так что мы хвастаемся? Позорище!!! Весь мир смеется над нами. 50 летние самолеты и вертолеты выпускаем. Россия прошла точку не возврата и надо в корне менять политику промышленного производства. Надо менять систему обучения и подготовки кадров и главное надо поддерживать молодых инженеров изобретателей,конструкторов Ученых. Сейчас кому скажешь ,что ты ученый инженер,так на тебя смотрят с такой жалостью. Даже в годы ВОВ каждый год рождались новые самолеты с собственной производственной базой. Яки,Лагги,Миги,Пешки,Тушки..и многое другое и тут же ставилось в серию и производилось. Это самолеты, а автомобили,танки, ...а потом в 50-60-70 годы новые открытия,первые в космосе в науке,как престижно было быть инженером и классным рабочим. Жаль,что все это не вернуть и не возродить.Россия навсегда потеряла лидерство где бы то ни было...хотя по низкому уровню жизни людей,поганому здравохранению,отношению к старикам и к детям,страшной коррупцией и разворовыванию мы в лидерах это точно!!!

  • Анонимно
    6.10.2018 17:25

    Лигай все развалил.жил одним днем и сынок его зам.на века обеспечили семью.а рабочие так рабы за еду..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль