Общество 
4.10.2018

Кто тянет вниз молочную отрасль Татарстана: минсельхоз назвал районы-аутсайдеры

Депутаты потребовали внести в бюджет 2019 года расходы на дороги и коммуникации в поселках для многодетных

«В районах, где к животноводству отношение посредственное, снижение по молоку — на десятки процентов!» — возмущались накануне в Госсовете РТ. Министерство Марата Ахметова подвергло публичной порке районы, допустившие существенное снижение показателей по надоям. Больше всего, как увидел корреспондент «БИЗНЕС Online», досталось главам Черемшанского и Менделеевского районов, а также мэру Бугульмы.

Итоги развития сельского хозяйства РТ в первом полугодии 2018-го обсудили на заседании комитета по экологии Госсовета Татарстана Фото: gossov.tatarstan.ru

В УСЛОВИЯХ ЗАСУХИ И ДЕПРЕССИВНЫХ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН

Итоги развития сельского хозяйства РТ в первом полугодии 2018-го обсуждали накануне на заседании комитета по экологии Госсовета Татарстана. В отличие от 2017-го, когда чиновники бодро рапортовали о годовом приросте отрасли на 4–5%, в этом году интонации были выбраны куда более сдержанные. По итогам 8 месяцев рост – 0,1%, по сути, в пределах статпогрешности. Сказались засуха и скромные закупочные цены на сельхозпродукцию.

 «Год был непростой для сельского хозяйства. По итогам [сбора урожая] будет около 4 миллионов тонн хлеба, для условий нынешнего года это большая победа земледельцев. Засуха была серьезная, выпала только одна пятая осадков, особенно в заволжских районах», – начал заседание глава комитета Тахир Хадеев. Засушливая погода не только «украла» 1 млн т зерна от урожая этого года, но и может напакостить урожаю года будущего. Этим летом поля смогли выдержать бесконечное пекло только благодаря ранее накопленной влаге, отметил замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ришат Хабипов. В 2019-м такого задела, судя по всему, уже не будет (разве что выдастся чрезвычайно дождливая осень, чего пока не наблюдается).

Не блестяще ситуация складывается и у животноводов. «Животноводство проработало 9 месяцев в условиях депрессивных закупочных цен, конечно, это серьезно отразилось на результатах финансово-хозяйственной деятельности», – продолжал Хабипов. Только из-за снижения закупочных цен на сырое молоко аграрии не добрали в январе-сентябре до 4 млрд рублей. Средняя закупочная цена с начала года – 18,7 рублей за кг, что на 4 рубля ниже, чем в 2017 году. В некоторых районах падение составило более 5 рублей – это Кукморский, Атнинский, Актанышский, Сабинский районы. Правда, частично эти потери были компенсированы субсидиями из республиканского бюджета и РФ (2,4  млрд рублей).

«Цены на мясо КРС, свиней и птицы тоже застыли на уровне трехлетней давности, они тоже не имеют тенденции к увеличению», – констатировал замминистра. Как итог – замедлились темпы роста объемов производства свинины, а по говядине и вовсе зафиксировано сокращение на 1%. Согласно справке, которую можно найти на сайте Госсовета РТ, в первом полугодии также отмечается снижение поголовья КРС – на 16 тыс. голов (до 1 млн 27 тыс. голов), а также овец, коз и птицы всех видов.

Ришат Хабипов Этим летом поля смогли выдержать бесконечное пекло только благодаря ранее накопленной влаге, отметил Ришат Хабипов Фото: gossov.tatarstan.ru

РОСТ АПК – 100,1%

Первые 8 месяцев года агропромышленный комплекс Татарстана завершил с индексом 100,1% (рост 0,1%), подвел утешительный итог Хабипов. Но это средний показатель по отрасли. Показатели животноводства по районам весьма полярные. «Передовые районы даже в этих условиях сохраняют хорошую динамику роста производства молока, а там, где отношение к животноводству было посредственное, снижение на десятки процентов!» – ужасался замминистра. Посредственное отношение обнаружилось, к примеру, в Черемшанском районе – за первое полугодие там получено 3,2 тыс. т молока, это всего 35% от показателей того же района в 2008-м. Также существенный спад производства молока допустили власти Менделеевского (46% к уровню 2008 года), Бугульминского (50%), Муслюмовского (56%), Зеленодольского (57%) и ряда других районов. На другой стороне медали – животноводы Аксубаевского и Новошешминского районов: они улучшили свои же показатели.

«В молочном животноводстве основа экономики – выращивание молодняка. Не случайно Атнинский, Кукморский, Сабинский, Балтасинский, Мамадышский районы имеют самые высокие привесы, они самые успешные и по надоям молока, а где низкие привесы – Агрызский, Камско-Устьинский, Чистопольский, Черемшанский районы, – там и продуктивность коров соответствующая», – обратил внимание на неоднородность ситуации в АПК республики Хабипов. «Один Мутигуллин производит молока в день 140 тонн, что сравнимо с тремя-четырьмя районами!» – восхищался Хабипов (видимо, имеется в виду директор АПК «Продпрограмма» Рифат Мутигуллин). Кстати, ранее на этот момент обратил внимание президент РТ в своем послании.

Хадеев поинтересовался, как аграрии республики планируют выполнять «майские указы» президента России Владимира Путина, которые, в частности, предполагают доведение экспорта сельхозпродуктов до $45 миллиардов. Хабипов пояснил, что минсельхоз РФ разрабатывает проект госпрограммы поддержки АПК до 2025 года, которая станет продолжением существующей программы, рассчитанной до 2020 года. Поддержка АПК будет вестись по трем направлениям — погектарная поддержка, поддержка начинающим фермерам и кооперативам, а также развитие экспорта. «Мы сейчас разрабатываем свою программу в рамках нацпроекта, федеральное софинансирование будет в пропорции 81 процент (федеральные деньги) на 19 процентов (республиканские)», – порадовал замминистра. Отметим, что это максимальный уровень софинансирования, установленный для Татарстана в рамках нацпроектов.

Александр Шадриков Александр Шадриков пояснил, что сумма съежилась потому, что часть полномочий были переданы минстрою РТ и вновь организованному госкомитету РТ по биоресурсам Фото: gossov.tatarstan.ru

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛГИ, УТИЛИЗАЦИЯ ПОМЕТА...

Далее депутаты перешли к обсуждению проекта бюджета РТ на 2019 год. Главный финансовый документ республики препарировали в разрезе министерств и ведомств, относящихся к сфере ведения комитета по экологии. К примеру, выяснилось, что были урезаны бюджетные финансы министерству экологии РТ. Однако пришедший на встречу новый министр Александр Шадриков пояснил, что сумма съежилась потому, что часть полномочий были переданы минстрою РТ и вновь организованному госкомитету РТ по биоресурсам. Мол, по оставшимся направлениям финансирование идет только с ростом. Подобный разбор по бюджетным косточкам последовал по минземимуществу, МЧС и минлесхозу РТ. Общий итог: сильно обделенных бюджетным рублем не обнаружено, по крайней мере, громко никто не жаловался.

Однако Тахир Галимзянович сумел сделать мероприятие не просто формальной сверкой цифр. К примеру, у Шадрикова он поинтересовался, как идет дело с программой по возрождению Волги. Долгожданных сумм федерального софинансирования на 2019 год чиновник так и не назвал, пояснив, что идет согласование документов. Главу комитета интересовало также, что минэкологии намерено предпринять для развития сферы переработки вторсырья. Судя по всему, в рублевом эквиваленте на эти цели не заложено ничего, потому что Шадриков сразу начал оправдываться, что это-де сфера ответственности минстроя, но тут же спохватился, мол, мы тоже не самоудаляемся от проблемы, а проводим встречи с регоператором по обращению ТКО в Татарстане (ООО «Гринта») и бизнесом.

«Вы знаете, коллеги, с 1 января 2019 года начинает работать закон об утилизации органических отходов крупных птицефабрик. Это новое требование, оно необходимо, но требует инвестиций», – обнародовал следующую насущную проблему Хадеев (депутаты же все время совещания безмолвствовали). Позже глава комитета пояснил журналистам, что, если птицефабрики будут создавать всю необходимую инфраструктуру на свои или заемные средства, это неизбежно приведет к повышению стоимость куриных яиц в рознице на 2–5%, нужна бы господдержка. А на совещании пас принял Хабипов.

– Сегодня птицеводческие комплексы подготовлены, вопрос стоит на уровне федерального центра – по утилизации этих отходов одним оператором, как утилизация бытовых отходов, – ответил он.

– Прошу прощения, но вы не отвечаете на мой вопрос, – тактично прервал его Хадеев.

– Ни в федеральном бюджете, ни в республиканском таких денег нет, – сдался Хабипов.

Эдуард Дияров Неудобный вопрос Хадеев припас для еще одного новичка в коридорах республиканской власти — Эдуарда Диярова Фото: gossov.tatarstan.ru

«ВОПРОС НЕЛЬЗЯ ПОСТОЯННО ФУТБОЛИТЬ»

Следующий неудобный вопрос Хадеев припас для еще одного новичка в коридорах республиканской власти – замминистра земельных и имущественных отношений Эдуарда Диярова.

– Мы с депутатами постоянно поднимаем вопрос о многодетных семьях, которых у нас 52 тысячи, мы говорим об инфраструктуре — газе, дорогах, электричестве. Есть ли в бюджете 2019–2021 годов деньги на эти цели? – строго спросил он.

– Этот вопрос не связан с нашим министерством, подведение сетей идет через минсельхозпрод, через минстрой, – начал открещиваться от проблемы Дияров.

– Вы пока новый человек, но здесь есть и представители министерства строительства... Вопрос нельзя постоянно футболить! Закон принят в 2011 году. Земли выделяются, но по этим вопросам решения нет – ни министерство строительства, ни вы... Ну каким-то образом надо заложить в бюджет на 2019 год, хотя бы начать эту работу.

В ответ последовало характерное молчание. Глава комитета счел, что это знак согласия, и занес предложение в протокол.

Наконец, всплыл вопрос о сокращении санитарных защитных зон населенных пунктов с 1 км до 500 метров. Шадриков обратил внимание на то, что перенос границ, по расценкам, установленным Роспотребнадзором, стоит 2,5 млн рублей на каждый населенный пункт, или 370 млн на всю республику. Средств на это в бюджете нет. «Хорошее предложение, прошу его сформулировать, возьмем в работу. Вопрос нужный, будем его лоббировать», – откликнулся Хадеев.

Помимо всего прочего, депутаты заслушали отчет замминистра финансов РТ – директора департамента казначейства РТ Марата Файзрахманова об исполнении бюджета РТ за 8 месяцев. «Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет РТ в объеме 178,6 миллиарда рублей. С учетом федеральных средств общий объем доходов КС за 8 месяцев составил 194,7 миллиарда рублей, или 73 процента к годовому плану», – кратко сообщил он. Также стало известно, что прогнозируемый общий объем доходов бюджета РТ в 2019 году составит 228,2 млрд рублей, расходов – 232,4 миллиарда. Дефицит бюджета запланирован на уровне 4,2 млрд рублей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (57) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.10.2018 14:26

Вагизку Мингазова анафеме придать! С этого успешного менеджера начался упадок молочной промышленности Татарстана. Скупали за кутарки молоко у сельчан, люди отказывались скот держать. Сколько КФХ, ЛФХ Мингозов и Ко слили в унитаз! А сейчас все долги дядьке простили, нынче он - банкрот. Только этот банкрот сынкам своим тачки по 10 миллионов не стесняется покупать.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:02

    Хадеев приди да поработай в колхозе. Из за таких болтунов и нет перспективы в сельском хозяйстве. А то что Мутыгуллин в лидерах это ни о чём не говорит,имея миллиардные кредиты которые он будет до 2030 года платить. Нельзя быть у банка на крючке,в любой момент могут раздеть.

    • Анонимно
      4.10.2018 10:00

      Хадеев вообще не квалифицированный депутат.

      • Анонимно
        4.10.2018 11:00

        С чего взяли он знает толк в кортошке и институтом рулил.

        • Анонимно
          4.10.2018 14:37

          Вы точно знаете толк в кОртошке. Прямо видно издалека.

          • Анонимно
            4.10.2018 15:33

            не только он,мы все помним картофельное дело

          • Анонимно
            5.10.2018 17:33

            Я деревенский и для меня всегда казалось что слово кортошка образована от слова корт (жук).
            )))

    • Анонимно
      4.10.2018 10:04

      Молодцы Черемшанц. Зачем держать корову? Чтобы отдавать молоко, по 15 рублей литр, переработчикам- друзьям власти. Это же молоко в магазине продают за 70 рублей литр. Берут молоко у населения и у хозяйств с жирностью 4,2 %. Потом в молкомбинатах пропускают через сепаратор и снижают жирность до 3,2. Продают такое молоко по 50-55 рублей в магазине. Получается с 1 литра молока реализуется продукция как минимум на 70 рублей.
      Но Хадеев знает, что производить молоков деревне не выгодно, а перепродавать очень выгодно. Показывает свой деловой вид.

    • Анонимно
      4.10.2018 20:11

      Колхозники, что вы какие нытики? Вас никто не заставляет заниматься этим. Если взялись, будьте мужиками и работайте, у всех у нас проблемы и денег не хватает. Вот сколько знаю женщин руководительниц кфх и агрофирм, все работают и улыбаются ещё при этом. Мужики блин, делаете из нас ломовых лошадей...работайте и не нойте. Любите своих женщин

    • Анонимно
      4.10.2018 21:24

      В сельском хозяйстве Татарстана вы вряд ли найдёте большего специалиста, чем Тахир Галимзянович

  • Анонимно
    4.10.2018 09:04

    Да, ну и дела. Оказывается отрасль на спаде - эффект импортозамещения закончен, а новых прорывов нет.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:06

    В Черемшанском всегда приписывали, а сейчас видимо вышли на реальные цифры. Жонглирование цифрами сплошное.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:16

    Да отстаньте уж от этих районов требуя молоко. Молочные районы северные в Татарстане. Вкладывайтесь в них, ну что требовать молоко у Черемшан, Бугульмы, Бавлы, Камского устья, Менделеевска, Спасского районов.
    Обратите внимание на Арск, Пестреццы Лаишево там есть резервы. У Агрыза даже со своим одним комплексом есть точка роста.
    Нет планомерной политики в сельском хозяйстве и поэтому такие результаты.

    • Анонимно
      4.10.2018 09:53

      В точку! Вместо того чтобы развивать отрасль в районах , где есть на то предпосылка , мучают нефтяные районы. От этого первые не разбежались развиваться , они же и так красавцы , а вторым реально это вторичная проблема

    • Анонимно
      4.10.2018 11:07

      Только молока с ваших северных районов мы не видали пока. Нет там молока в том количестве, в каком они отчитываются.

      • Анонимно
        5.10.2018 12:20

        Вы създите скот посмотрите, если даже есть приписка, то она не такая большая.

    • Анонимно
      4.10.2018 11:16

      В Лаишевском районе самое передовое с/х.

    • Анонимно
      4.10.2018 12:02

      Менделеевск -и есть Север Рт и бывший юг Удмуртии)

  • Псевдоним
    4.10.2018 09:24

    Молочную отрасль вниз тянет российская экономика. Сегодня не выгодно держать коров: стоимость молока ниже стоимости комбикорма. Авылларда сөт тапшыру бетә бара.

    • Анонимно
      4.10.2018 11:54

      Азат Д

      Ага, только половина молочной продукции привозная -башкиры, марийцы, самарцы, ульяновск.

    • Анонимно
      4.10.2018 12:01

      не экономика,а Батька-махно из Бэларуси))

  • Анонимно
    4.10.2018 09:27

    по загрязнению Волги: в Камском Устье открыли дом заезжих "Камский трофей". так вот, мало того, что работы ведутся по бывшему погосту, так еще ВСЕ фекалии стекают в Волгу. Все знают об этом, но НИКТО из госчиновников на это не реагирует!!!

  • Анонимно
    4.10.2018 09:53

    Апастово сегодня намного хуже по молоку даже Аксубаевского района.А соседи,Буинский,Кайбицкий,Тетюшский районы в передовиках.Менять надо руководство

    • Анонимно
      4.10.2018 10:12

      Меняй , что сидишь то перед компом. Бар сыерга печэн салып кер.

      • Анонимно
        4.10.2018 10:37

        Коров кормят в 4 утра!А не в 10!Вот такие,не понимающие это как ты и разграбили этот район,когда то хлебный и молочный.

        • Анонимно
          4.10.2018 11:00

          Корову над кормить как минимум 4 раза, чтобы получить молока. Не сиди у компа иди охраняй район, разграбят ведь до конца. Или сыерга су эчереп кер.

  • Анонимно
    4.10.2018 09:54

    Товарищ сколько лет работает , а никак не разберётся какое минестерсиво за что отвечает

  • SRus
    4.10.2018 10:44

    хотят, чтобы развивалось сельское хозяйство, значит надо наказывать. по-другому никак. хорошая работа министерства

  • Анонимно
    4.10.2018 11:08

    Если хочешь на селе получать деньги - занимайся зерном.
    Если хочешь деньги потерять - занимайся молоком.

  • Анонимно
    4.10.2018 11:09

    Муслюмовский за год уменьшил молоко и поголовье в два раза, а не с 2008 года. Он настоящий "лидер".

    • Анонимно
      4.10.2018 11:16

      А Тюлячинский глава хороший колхоз брату отдал и развалил все. Коров под нож, а в статистике одни приписки... Так и живем

      • Анонимно
        4.10.2018 12:26

        Выдумаете только в Тюлячах так?Арск вообще уже "ниже плинтуса".

    • Анонимно
      4.10.2018 11:17

      Молодцы, во время среагрировали. Зачем в убыток работать?

  • Анонимно
    4.10.2018 11:38

    Сколько можно сказки про засуху петь господь бог Готович?Ты же сам сидератами полполей засадил,чтоб не сажать зерно!!!--ПРИ КОММУНИЗМЕ ЭТО НАЗЫВАЛОСЬ ВРЕДИТЕЛЬСТВОМ!А теперь цены на корма загнул олигарх!

  • Анонимно
    4.10.2018 13:01

    Какого спрашивается хрена, практически все совхозы и колхозы загрузили и растащили? У нас в менделеевске сколько раньше их было, а сейчас одни руины остались . А всё потому, что они были государственные. А наше государство, растащит всё. По подбородкам можно всех воришек опознать

  • Анонимно
    4.10.2018 13:20

    Азат Д

    Больше совещаний надо, чтоб надои увеличить.

  • Анонимно
    4.10.2018 13:22

    Основная задача минсельхоза производить много качественной и дешевой продукции,по моему они забыли об этом.

  • Анонимно
    4.10.2018 14:10

    Вокруг нашей деревни, Зеленодольский р-он.такое приволье. Шикарные заливные луга в пойме Свияги и Кубни. И эти луга исчезают, заростают ивняком и кленом. Колхозы и совхозы исчезли. Фермеров нет т.к. нет дорог, даже поезд Буа-Казань и тот отменили.Народ покидает деревни. Старинные деревни исчезают с лица земли. Господа правители Татарстана обратите внимание на село.

  • Анонимно
    4.10.2018 14:26

    Вагизку Мингазова анафеме придать! С этого успешного менеджера начался упадок молочной промышленности Татарстана. Скупали за кутарки молоко у сельчан, люди отказывались скот держать. Сколько КФХ, ЛФХ Мингозов и Ко слили в унитаз! А сейчас все долги дядьке простили, нынче он - банкрот. Только этот банкрот сынкам своим тачки по 10 миллионов не стесняется покупать.

  • Анонимно
    4.10.2018 14:34

    У них вся надежда, что цены вырастут на их продукцию. А то что пенсий и зарплат не хватает, это дело десятое

  • Анонимно
    4.10.2018 15:06

    Хадеев Т.Г как раз то самый компетентный депутат. Знаем его давно, много встречается с людьми, умеет выслушать . Все вопросы, которые поднимаются им тщательно изучаются сначала. Были бы все такие неравнодушные к судьбе сельского хозяйства!

    • Анонимно
      4.10.2018 16:34

      есль КОМПЕТЕНТНЫЙ пущай зрить в Миткингсе ДИНАМИКУ ЦЕН НА МЯСО ЗА ВСЕ ГОДА!))----АЛГА!НУ И ЧТО???-ТОЛЬКО ТРИ ГОДА ТАК СТОИТ ЦЕНА?--ВОТ ТО-ТО ЖЕ!

  • Анонимно
    4.10.2018 15:11

    абсолютно не согласен с критикой в адрес Хадеева. Направление деятельности его комитета непростое. Но он всегда вникает в суть проблемы. Он поднимался с работы в колхозе, эту работу знает уж точно хорошо.

  • Анонимно
    4.10.2018 15:33

    Важно какие вопросы обсуждаются на таких собраниях. Вопросы серьезные. Правильно сказано про многодетные семьи.

    • Анонимно
      4.10.2018 16:35

      что твои многодетные производят?-нахлебничество за счёт народа!-ВОТ И ВСЁ!

  • Анонимно
    4.10.2018 15:47

    Да им не надо ваше молоко и переработку,зерно и прочее,интерес в субсидирование и деньгах на посев, уборку,суть бизнеса вся там местного.Даже КМЭЗ в РТ покупать перестал сырье,на бумаге все есть,а по факту пустые поля,ноль сотрудников и коров нет,все молоко свозят и 90% сухое.И да,пишут цельное,а оно не цельное,это обычная уголовщина.

  • Анонимно
    4.10.2018 17:36

    Пригласить хозяина ВАМИН Мингазова он поможет, сельское хозяйство в Республике в несколько раз хуже чем в Чувашии и Марийской Республике, на ярмарках картошка морковь и капуста от соседей, молоко, мясо, колбасы от соседей, пора минсельхоз закрывать.

  • Анонимно
    4.10.2018 19:44

    Я как Глава КФХ с пятнадцатилетним стажем работы полностью согласен с Хадеевым

  • Анонимно
    4.10.2018 20:06

    Мои родители Хадеева Т.Г. знали уже со времен работы в Заинском районе, председателем был. Всегда говорил по делу, показывал результаты. Проблема низких цен на молочную продукцию назрела давно, ее надо озвучивать и решать. Боюсь, что без целевой Федеральной программы будет тяжело поддержать фермеров, тут как раз и надо выходить с законодательной инициативой в Госдуму. Поддерживаю Хадеева в этом вопросе, главное чтобы со сговором молочных трейдеров по закупке по сниженной цене молока что то решили....

  • Анонимно
    4.10.2018 21:07

    Бугульма опять сзади.

  • Анонимно
    4.10.2018 21:47

    Нужно создать комиссии и проверить скот.провести контрольные дойки .сравнить со статистикой Где приписки закрыть за решетку начальников с\х управлений.

  • Анонимно
    4.10.2018 22:29

    Черемшан добивают, поэтому и показатели такие...

  • Азат Д
    5.10.2018 06:34


    А там достаточно на бумаге написать надои, или что то еще?

  • Анонимно
    5.10.2018 07:53

    А почему в Белорусский сахар, молоко,сгущенка дешевле!?И никто не ноет и не плачут!!!!
    Если гос-ва помомогает фермерам супсидиями,то зачем цены на их продукцию дороже?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen