Строительство и недвижимость 
5.10.2018

Город мертвых: «Он снимет острейшую проблему мест захоронений на ближайшие десятилетия»

Строящийся на границе с Пестрецами некрополь готовят к слушаниям в Казгордуме: на реализацию проекта не хватает 90 миллионов

Депутаты Казгордумы посетили строящееся кладбище в селе Кощаково, в котором будут теплый зал ожидания, большая парковка, часовня и мечеть. Ожидается, что некрополь подарит вечный покой 77 тыс. христиан и 71 тыс. мусульман, но даже без строительства крематория денег, выделенных из муниципального бюджета, не хватает. Уступит ли новый некрополь Самосыровскому или Арскому кладбищам — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Депутаты Казгордумы посетили погребальный комплекс, который строится на границе с Пестречинским районом Фото: Амир Сафин

ПРИМЕРНО 40 СЕМЕЙ В КАЗАНИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИЩУТ ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ ДЛЯ СВОИХ БЛИЗКИХ

Накануне делегация депутатов Казгордумы в сопровождении начальника управления по организации ритуальных услуг Марата Ишкина посетила погребальный комплекс, который строится на границе с Пестречинским районом. Поводом для осмотра будущего некрополя стала подготовка к слушаниям на эту тему в Казгордуме. В ближайшее время планируется заседание комиссии по градостроительству и ЖКХ, куда будет вынесен соответствующий доклад. Поэтому депутаты решили ознакомиться с вопросом непосредственно на месте.

Ранее сообщалось, что площадь будущего погребального комплекса составит 77,7 га, и обслуживать город оно будет в течение полувека. На территории нового некрополя отведут места для захоронения 148,5 тыс. человек: 77,1 тыс. мест на христианском кладбище и 71,4 тыс. мест — на мусульманском. Этот «кладбищенский расчет» основывается на том, что ежегодно в Казани в мир иной уходят 12–15 тыс. человек. Точную цифру тут, естественно, назвать сложно, ведь год на год не приходится. Но примерно 40 семей каждый день ищут последнее пристанище для своих близких. Часть казанцев везут своих родственников на малую родину – в районы республики, поэтому в самой столице вечный покой находят 9–10 тыс. человек. Это не значит, что все они отправятся теперь на новый некрополь – есть родственные захоронения на существующих и уже заполненных кладбищах, но там местами уже и пройти-то невозможно. Поэтому и есть надежда, что новый некрополь прослужит хотя бы 30–50 лет. Тем более что вопрос с возведением крематория, хоть и отложенный на время, все равно рано или поздно снова встанет в полный рост.

Сейчас на территории уже возведены административное и сервисное здания, построены входная группа с постом охраны, навесы для прощания, а в середине главной аллеи, которая делит комплекс на два кладбища, располагается ротонда с куполом. Также построена часть внутренних проездов, автостоянка для посетителей и теплые санузлы.

Марат Ишкин считает, что у людей должен быть выбор: ближайший к Казани крематорий находится в Нижнем Новгороде, и его услуги востребованы Фото: kzn.ru

Как заметил побывавший сегодня на месте корреспондент «БИЗНЕС Online», новый некрополь у села Кощаково разместился не по дороге на Пестрецы, как это можно было предполагать, а за этим селом, на трассе М7. Если выезжать из Казани по Мамадышскому тракту через Самосырово, то нужно повернуть налево, на Дербышки и Высокую Гору, и буквально через полтора-два километра справа будет виден новый погребальный комплекс. У него еще нет названия, но на примыкающей к кладбищу дороге уже оборудована удобная многоместная стоянка с разметкой.

Работы на самом комплексе еще не закончены, и хотя рабочих не видно, охранник из ЧОПа на территорию кладбища никого не пускает. Если же смотреть снаружи, то новое место упокоения казанцев (за которым, кстати, и находится Кощаково) по площади, пожалуй, не уступит ни Арскому, ни Самосыровскому кладбищам. Сразу за коваными воротами видны два больших здания, чуть впереди – еще два, а по центру – монументальная ротонда, где, судя по всему, и будет проходить последнее прощание с самыми именитыми нашими гражданами. По самому кладбищу уже проложены аккуратные асфальтовые дорожки, что смутно подчеркивает европейский характер места.

Шум проезжающих по трассе М7 машин вряд ли будет тревожить посетителей этого места скорби. Во-первых, сама дорога находится метрах в 100 от кладбища, а во-вторых, оно тесно обсажено лесопосадкой, заглушающей звуки автомобилей. Молодые елочки, березы и рябинки очень достойно подчеркивают торжественность этого места. Единственное, что остается посоветовать руководству этого объекта, – разместить неподалеку автобусную остановку. Пока что приехать на этот новый погост можно только на такси. Цена проезда из центра города равняется примерно 300 рублям.

Работы на самом комплексе еще не закончены, и хотя рабочих не видно, охранник из ЧОПа на территорию кладбища никого не пускаетФото: Александр Гавриленко

КЛАДБИЩЕ, ВЕРОЯТНО, ДОСТРОЯТ НА БУДУЩИЙ ГОД: НА ВСЕ НЕ ХВАТИЛО ДЕНЕГ

По словам депутата Казгордумы Эмиля Хуснутдинова, посетившего строящийся некрополь, основная проблема, которая сейчас стоит перед городом, – нехватка средств. Напомним, что изначально проект оценивался в 351 млн рублей, но из бюджета выделили 262 миллиона. «Выполнен большой объем работ, это будет современный некрополь, отвечающий всем стандартам, удобный для посетителей, – полагает Хуснутдинов. – Он снимет острейшую проблему мест захоронений на ближайшие десятилетия. И, конечно, хотелось бы, чтобы кладбище начало свою работу полностью готовым». 

Поскольку строительный сезон фактически кончается, вряд ли некрополь удастся ввести в эксплуатацию в этом году – и завершать работы предстоит на следующий сезон. Осталось обустроить дорожки и тропинки, контейнерные площадки ТБО, хозяйственный водопровод, а также провести магистральный газопровод, застеклить прощальные навесы, установить малые архитектурные формы с навигацией кладбища, закупить технологическое оборудование. Кроме того, около центральной аллеи планируется на внебюджетные средства построить культовые сооружения.

Как цитирует Ишкина портал kzn.ru, в хозблоке сделают производственные помещения и комнаты для обслуживающего персонала, а в административном здании организуют комфортные условия для посетителей.

«Большая парковка: все мы видим, как на родительский день около кладбищ образуются пробки, – здесь эти вопросы решены»Фото: Александр Гавриленко

На депутата Казгордумы Евгения Чекашова некрополь произвел большое впечатление. «Организаторы подошли к реализации проекта с многолетним опытом, предусмотрено все, включая ограждение христианского и мусульманского кладбищ друг от друга, заранее предусмотрено место для небольшой часовни и небольшой мечети, – поделился своими впечатлениями Чекашов. – Все старые кладбища были заложены много лет назад, тогда не учитывали инфраструктурные потребности. Здесь же обеспечены места ожидания, и, что удивительно, они теплые, как и туалеты для посетителей. Большая парковка: все мы видим, как на родительский день около кладбищ образуются пробки, – здесь эти вопросы решены. Логистика понятна: организованный вход, перемещение посетителей, предусмотрены пути выезда. Все это говорит о том, что к этому проекту подошли очень тщательно, нареканий у меня ничего не вызвало. Для миллионного города это достойный объект».

УХОДЯЩИЕ ПЕСКИ ВРЕМЕНИ: КАК «ХУДЕЛ» КЛАДБИЩЕНСКИЙ БЮДЖЕТ

Напомним, что история со строительством нового казанского некрополя началась очень давно. Имеющиеся в Казани кладбища по большей части старые, мест на них практически нет – в резерве разве что родственные захоронения.

Еще в 2012 году, выступая с трибуны делового понедельника, Ишкин прогнозировал: тот день, когда ворота казанских некрополей придется закрыть, все ближе. Всего в Казани 320 га кладбищ – это примерно 1/9 часть, к примеру, Вахитовского района. С 2006 года в столице РТ не могли решить «кладбищенский вопрос». Песок времени неумолимо сыпался в этих часах, и представить себе ситуацию, что к скорби по усопшему добавится отчаяние от невозможности его похоронить, никому бы не хотелось. Тогда рассматривались две площадки, но вопрос тормозили разногласия с собственниками. По одному из участков (по правую сторону от дороги в аэропорт, близ Усад), даже было написано письмо президенту РФ Владимиру Путину: это федеральная земля. Параллельно вот уже несколько лет ведется электронный учет погребений – сейчас база данных «оцифрованных» захоронений, как сообщил «БИЗНЕС Online» Ишкин, насчитывает 239,7 тыс. мест. И эту карту захоронений продемонстрировали минстрою России.

Проект нового некрополя с 550 млн рублей «похудел» до 351 миллиона. А затем сумма уменьшилась до 262 млн рублей – эти средства выделил бюджет РТ, Фото: Амир Сафин

Основная проблема в том, что земля под некрополь выделяется навечно, а вокруг должна быть санитарно-защитная зона в несколько сотен меров. Поэтому в границах самой Казани, где существуют пересекающиеся интересы собственников, участок найти не удавалось. В итоге в 2013 году, когда емкость некрополей снизилась до 1%, землями при поддержке Рустама Минниханова поделился «Татспиртпром». Компания отказалась от участка площадью 86 га близ деревни Званки (правда, в самой компании говорили, что у них было лишь 9 гектаров).

Тогда же заговорили и о строительстве крематория – это увеличило бы срок службы нового кладбища до 100 лет. Весь проект нового некрополя был оценен в 550 млн рублей, на тот момент строительство крематория с двумя печами чешской фирмы Tabo оценивалось в 55–60 млн рублей.

Но тут Казань предсказуемо споткнулась о менталитет: в конце концов, ни православный, ни мусульманский обряд кремации не предусматривают. И местные жители в Званке восстали против крематория. В результате от него пока отказались. Ишкин, однако, считает, что у людей должен быть выбор: ближайший к Казани крематорий находится в Нижнем Новгороде, и его услуги востребованы. «Спрос на подобные услуги в других регионах, например в Екатеринбурге, доходит до 64 процентов, в Москве – до 60 процентов, – говорил Ишкин на одном из совещаний. Согласно опросам, кремацию как вариант похорон рассматривают примерно 40% казанцев.


Так что в итоге на проект нового некрополя с 550 млн рублей «похудел» до 351 миллиона. А затем сумма уменьшилась до 262 млн рублей – эти средства выделил бюджет РТ, и на площадке закипела работа по строительству погребального комплекса. 170 млн рублей планировалось потратить непосредственно на два общественных кладбища, еще 82 млн – на парковочные зоны в 593 машиноместа и подъездные пути к некрополю с трассы М7.

Видео: Амир Сафин
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (98) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.10.2018 14:22

Давно пора уже построить крематории. Иначе живым скоро места не останется. Лично я за сжигание. Хотя для многих это вопрос неоднозначный.
Память она не в камнях и могилах.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:18

    а ,где кладбищенское пространство для нормальных(не религиозных) граждан?

    • Анонимно
      5.10.2018 14:33

      Кладбища общественные, не переживайте так, все там будем и всем найдется место.

    • Анонимно
      5.10.2018 14:38

      "Нормальных" в лучшем случае сжигать в крематории.

    • Анонимно
      5.10.2018 17:12

      А вам какая разница, вы ж "нормальный" ?...

  • Анонимно
    5.10.2018 14:22

    Давно пора уже построить крематории. Иначе живым скоро места не останется. Лично я за сжигание. Хотя для многих это вопрос неоднозначный.
    Память она не в камнях и могилах.

    • Анонимно
      5.10.2018 15:03

      Я с Вами абсолютно согласен, но общество у нас пока остаётся очень религиозным и чтит такие ритуалы. Но при всём то, думаю что крематорий и колумбарий - тоже должен иметь место быть.

      • Анонимно
        6.10.2018 10:42

        Согласно нашим исконным религиям, мертвых сжигали. И это правильно и экологично.

    • Анонимно
      5.10.2018 15:28

      нормальные люди давно каждому члену отдельный кусок земли не покупают - всех в одну хоронят либо рядом либо друг на друга. Не могу животное мертвое сжечь не то что человека. Назад в прошлое с крематориями ...

    • Анонимно
      5.10.2018 16:31

      В Москве кремируют 75% усопших.

    • Я считаю вместо сквера для небожителей и удащливых депутаты должны проголосовать за строительство Крематория на эти деньги и тогда мы ударим по рукам ПОХОРОННОЙ МАФИИ ,а в деревнях надо разрешить сжигать на костре покойников , как в древние времена хоронили тюрков и славян!

      • Интересно хоть один депутат найдется на слушаниях кто потребует построить Крематорий? Или все будут петь под дудку Семитских клерикалов и похоронной мафии?

        • Анонимно
          5.10.2018 17:51

          В Осиновском сельском поселении.
          Пристроить к готовой инфраструктуре 2 печи...Труба 90 метров...по требованиям крематория 45-50.....
          Так что все чики-чики....
          Да там не один депутат....а много их...
          А колумбарий...так его везде можно...хоть на дачном участке...

      • Анонимно
        5.10.2018 17:42

        Мурат!!
        2 аспекта к Вашему предложению....
        1.Почему тюрки сжигали--степи кругом...да и некогда...кочевать надо
        2.Почему славяне сжигали...вроде бы все было...Копать землю "не по делу" считалось БОЛЬШИМ грехом....
        Вот так всех и сжигали...

      • Анонимно
        5.10.2018 18:07

        Мурат!!
        Посмотрите видео....Это же надо додуматься построить залы для прощания...где 0.000 поднят от земли на +1.2 м с лестничным входом и пандусом для инвалидов....
        Это нонсенс....

    • Анонимно
      5.10.2018 18:30

      Крематорий не выгоден похоронной мафии поскольку лишает ее сверхприбылей. При захоронении пепла не заплатят ни за оградку ни за камень ни за копку могилы. Даже гробы могут быть картонными.
      При этом связка крематорий+колумбарий вполне может приносить прибыль даже если плата за услуги будет невысокой.

      • Анонимно
        7.10.2018 01:06

        А ничего, что оградки, гробы, памятник, все это люди делают, это чьи-то рабочие места. Мафия только продает.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:24

    Странно как то?! Место на кладбище стоит огромных денег, а тут у них денег не хватает на очередной бизнес проект! Или мы налогоплательщики должны изначально заплатить налогами для создания очередного бизнеса чиновников???!

    • А огромных денег - это каких? Назовите цифру. Что-то не припомню платеж за место, хотя искать его, к сожалению, приходилось и печальный опыт есть.

      • Анонимно
        5.10.2018 14:46

        Вы видимо чиновник и привыкли всё бесплатно получать, на любом городском кладбище есть "такса" за место, всё зависит от удаления от центра города и от удалённости от входа на самом кладбище.

        • Я вижу, вы не чиновник и осведомленный человек? Просветите всех читателей в "таксах" за место по мере удаления от центра города и удаленности от кладбищенских ворот.

          • Анонимно
            5.10.2018 16:13

            Арское 50 т.р. акриина до 2 ляма на центральной с остальными не сталкивался.

            • Анонимно
              5.10.2018 16:37

              Что поделать, спрос и предложение работает даже в данном случае.

          • Анонимно
            5.10.2018 16:37

            Я Вам расскажу. Есть официальная плата, копеечная, несколько тысяч, по прайсу в здании МУПа, на каждом кладбище. Но на месте выясняется, что либо мест нет, либо еще какая-то причина. И специалист открыто предлагает подойти к могильщикам на улице. Те уже выставляют ту цену, о которой все, кроме Вас знают. В последний раз 50 000 было, сейчас наверное за 100 перевалило. А когда памятник нужно будет поставить, тоже к могильщикам и заказывать только в мастерской, которая на самом кладбище. Из вне памятник привезти можно, но нужно будет доплатить, в общем не выгодно оказывается.

          • Анонимно
            5.10.2018 16:46

            Салмачи. от 19000. проверено не однократно. Плюс доп услуги за установку ограды, памятника

            • Анонимно
              7.10.2018 01:10

              В ФАС обратитесь, никаких плат за землю, никаких платных доп.услуг на муниципальном кладбище быть не должно.

        • Анонимно
          5.10.2018 15:36

          Это вообще то один из авторов. Чего накинулись то? сложно просто написать, не изливая желчи?

      • Анонимно
        5.10.2018 14:50

        Минусы под Вашим комментарием надеюсь у Вас сняли все вопросы по поводу дороговизны места на кладбище?!

        • Нет, ваши минусы ну никак не снимают вопроса по стоимости кладбищенской квадратуры.

          Я хочу цифры видеть, это интересно! И если их скрывают, то может быть их нет? Давайте сюда вашу грабительскую таксу за могилу, пожалуйста. Расскажите историю, как хищные могильщики выворачивали ваши карманы у гроба родственника.

          Может, заинтересуются в прокуратуре или еще где.

          • Анонимно
            5.10.2018 15:05

            Съездить на самосырово и спросить сложно? 200 тысяч за место.

            • Это у ворот или в глубине? А в глубине почем? Хорошо бы весь прайс, конечно...

              И хорошо бы узнать про санкции - что будет, если не заплатить. А все платят, или только желающие?

          • Анонимно
            5.10.2018 15:14

            Катаргин, вам тут народ описал ситуацию которую видит, описание которой потянет на целую статью, а вы нос воротите. Хотя... не удивлен.
            Злобный анонимщик

            • Злобный, так я же как раз и хочу подробностей. Чтобы комментарий потянул на целую статью. С деталями. Кто, как, сколько, когда и т.д.

              Видите, цифры появляются, но как-то маловато!

              И вот любопытно, а что будет, если не платить. Или у всех есть полторы сотни штук в кармане?

              • Анонимно
                5.10.2018 15:39

                Катаргин!! Сопроводите одну похоронную процессию из ближайщего дома...и все вопросы отпадут!!!

                • То есть больше вам, человеку опытному, сопроводившему не одну похоронную процессию, сказать нечего - ну, кроме как "сам дурак"?

                  Историю хоть расскажите. Пароли, явки, цены - факты в комментариях, пожалуйста. Это всем будет интересно почитать.

                  • Анонимно
                    5.10.2018 16:03

                    Катаргин!!! Я -это другой...про Званку тут написал...и овраг...
                    Стилистику изложения ...отличать умеете???

          • Анонимно
            5.10.2018 15:15

            в районе 150

      • Анонимно
        5.10.2018 15:33

        Вы хотите сказать что место на кладбище дают бесплатно (про оплату самого ритуала погребения я не говорю, сколько это стоит), назовите это кладбище.

        • Я не знаю, как обстоят дела в Казани и спрашиваю, что почем.

          Вот, пишут тут - кто-то 150 отдал, кто-то 200 отдал за место. Это что, вымогали или как?

          А если денег нет, то что тогда-то делают кладбищенские?

          • Анонимно
            5.10.2018 16:06

            Если денег нет дают бесплатно, где-нибудь, например за Лаишево (км 100—150 от Казани)

        • Анонимно
          7.10.2018 01:12

          Законы о захоронении почитайте, место должно быть бесплатно. Оплата только за подзахоронение в старую могилу. Ну и бардак, сами коррупцию разводите.

      • Анонимно
        5.10.2018 16:56

        15 тысяч

      • Анонимно
        5.10.2018 17:01

        19 000 руб. за место, 5 лет назад, на мусульманском кладбище.

    • Анонимно
      5.10.2018 14:46

      Деньги есть, не было бы там денег, Константина сморящим не поставили бы за этой темой.

    • Анонимно
      5.10.2018 14:48

      Согласен! Где МУП Ритуал который собирает деньги??? Это же самый стабильный бизнес, а у нас опять денег нет!

    • Анонимно
      7.10.2018 01:08

      По закону место бесплатно, только если не на коммерческом участке, с благоустройством. Все остальное бесплатно, вас разводят ритуальщики.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:24

    Ну хоть карту посмотрите, прежде чем статью публиковать. Кладбище не имеет отношения к Кощаково, возле Званки находится.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:30

    На самосырово уже не хоронят. Вообще, конечно, отрасль напрочь бюрократизирована - деньги за все. А ведь вроде МУП? Или уже нет? Тогда пусть чек выдают с покупки места за 150 тысяч рублей (2 квадрата).

    • Анонимно
      5.10.2018 17:15

      Вы же не всю сумму в Ритуал отдаете. Официально выписывают одну квитанцию, неофициально вторую.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:41

    Нало запретить установку любых оград.Памятнив и и перед ним цветочница.Была на Арлингтонском военном кладбище в США могила и памятник президента Кеннеди, без ограды и почти не отличима от могилы лежащих неподалеку морпеха и пилота.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:45

    На распил похоже. Посмотрел с космоса на Мусульманское кладбище, на нем хоронят уже больше 5 лет, так там занято только 20% площади. Еще лет на 25 хватит. В Киндерях вообще лет 20 хоронят, тоже еще много свободных мест, а вокруг вообще безкрайние поля.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:46

    По-моему для кладбища достаточно выделить участок земли и огородить его забором,о каких миллионах идет речь.

    • Анонимно
      5.10.2018 16:36

      Увы, не все так просто.
      Ухоженное кладбище стоит своих денег. Иначе ничем не отличить от братской могилы.

  • Анонимно
    5.10.2018 14:51

    Туда, для начала, дорогу надо сделать, а то будет как в Самосырово - ни заехать, ни выехать.

  • Какое на десятилетия. После увеличения пенсионного возраста особенно для мужчин - ждите увеличение смертности в разы: инфаркты, инсульты, рак и суициды.
    К гадалке ходить не надо. Государство сэкономит на пенсиях, а граждане ещё свою ещё смертность ускорят.
    ЗАКОН ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УБИЙЦ.

  • Анонимно
    5.10.2018 15:10

    Как обычно у нас, построят за бюджетные деньги, а потом, кто то приближенный к власти, будет зарабатывать на этом.

  • Анонимно
    5.10.2018 15:14

    Все мы Там будем...вопрос только времени...
    На сходе граждан Званки и Кощаково (при участии гл.Пестречинского района и его зама)мной лично был поднят вопрос о гидро-геологическом разделе проекта того самого "одиозного" проекта....ценой (перечитайте стать). Так вот ...раздела этого проекта ВООБЩЕ нет!!!
    ГИДРО-геологического--еще раз повторяю.
    А почему он обязан быть.... Площадка отведенная под территорию комплекса...77 га .!!! С конца этой площадки(вдаль от М7) начало берет речка(ручей)под названием Званка...которая(ый) втекает в пруд ...расположенный в одноименном селении.Кто в теме ...может слегкость найти в инете карты ПМГ(планов генерального межевания)за 1802(!!!) год...на которых вы можете увидеть глубокий овраг на месте похоронного комплекса...и там обозначен р.Званка.Этом овраг был засыпан в середине 80-х годов...о окончательно спланирован под сельхоз угодья при строительстве М7. Начало оврага было метров в 70 влево от М7( если двигаться в сторону В.Горы).
    Так что господа щиновники....где - интересы собственников учитываются...а на вопросы населения...все по барабану.В пруду д.Званка....дальше не буду....уже не интересно....
    Все там будем...вопрос времени и желания.

  • Анонимно
    5.10.2018 15:14

    предусмотрено все, включая ограждение христианского и мусульманского кладбищ друг от друга
    ***

    сильно сказано)

  • Анонимно
    5.10.2018 15:24

    Нужны и атеистам места и для приверженцев других религий

    • Анонимно
      5.10.2018 16:35

      Странно, мне всегда казалось, что атеистам все равно, где и как их будут хоронить...
      Или есть какое-то конкретное мнение на этот счет?

      • Анонимно
        7.10.2018 12:40

        Вот есть смешанный брак, хотят рядом лежать. Не то что оба религиозные, но русской на мусульманском кладбище не очень, татарину на православном тоже. Где хоронить?

    • Анонимно
      5.10.2018 17:16

      НЕ пойму, а атеистам-то какая разница?

  • Анонимно
    5.10.2018 15:25

    Из металла оград Арского и других кладбищ Казани, можно линкор или авианоцец построить. Посмотрите в интернете снимки Арлингтонского кладбища,около Вашингтона, никаких выпендреженых скульптур, бюстов и другиих кладбищенских изысков, нет и оград. Вертикалные надгробья, одинаковые для всех, о президента США, до морпеха или матроса. Единственное исключение, на могиле Кеннеди, вечный огонь.Видел в Москве надгробье Ф.А. Табеева,человек заслуженный,но на бюсте, 6 орденов Ленина, плюс депутатский значок.Комментарии излишни,скорее всего честолюбивые потомки соорудили.

  • Анонимно
    5.10.2018 16:03

    Ритуальные услуги -это услуги неподдающиеся кризису. То что там крутятся большие деньги все знают, кроме Дмитрия.

    • Анонимно
      5.10.2018 16:35

      Тем не менее, думать о деньгах в таком случае дело последнее. И данная новость это подчеркивает.

      • Анонимно
        5.10.2018 16:53

        "Думать о деньгах в таком случае дело последнее"

        Вот такой слоган можно разместить на входе на кладбище, в бюро ритуальных услуг и т.д.

  • Анонимно
    5.10.2018 16:15

    Вешать на надмогильном бюста 6 орденов и депутатский значок, конечно перебор. В нашем действущем Арлингтоне, Новодевичьем,Мытищенский пока пустует, тоже есть бюсты,но ордена и знчки не вешают, видел только у нескольких звезду Героя СССР. А Б.Н. Ельцина, с его помпезным надгробьем, пора перселять в Мытищи, там ведь, по идее, пантеон для первых лиц, и М.С.Горбачев, дай Бог ему долгих жизни , когда придет неизбежный для каждого час, тоже там будет.

  • Анонимно
    5.10.2018 16:33

    Тематика загробной жизни всегда была спорной, что уж говорить о захоронении людей.
    Текущий вариант, конечно, устроит не всех, но для остальных подойдет. Как бы это прискорбно ни звучало.

  • Анонимно
    5.10.2018 16:35

    Звезда Героя СССР--это медаль...

    • Анонимно
      5.10.2018 16:54

      16.35. Стебом заниаешься, Звезда Героя - покруче чем 6 орденов.

      • Анонимно
        5.10.2018 17:26

        Прежде ...чем наехать...посмотри вокруг...вдруг споткнешься.....
        Награда-ОРДЕН Ленина и памятная Медаль ГероЙ СССР....
        Ну ...21-й век за окном....

        • Анонимно
          5.10.2018 18:12

          17.26.Ты дурку делаешь и спотыкаешься, или из окна 21 века не рассмотрел,что в 20 веке Звезда Героя,не памятная медаль,а в ы с ш а я награда Советского государства и орден был приложением к ней. .

          • Анонимно
            5.10.2018 18:32

            Как говорит наш министр иностранных дел...и далее по тексту...
            Этого ТЕБЕ достаточно ?

            Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда», в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума ВС СССР.
            Ау....21 -й век за окном...

            • Анонимно
              5.10.2018 22:42

              18.3О из 21 века. От того, что перепечатал, давно всем известеый документ,твой стеб умнее не стал, а Золотоая звезда не стала памятной медалью, вроде 1000 летие Казани,как ты считаешь.Надо не выглядывать за окно, а учить матчасть, и понимать, что написано.

          • Анонимно
            5.10.2018 18:55

            Высшая НАГРАДА...милай...всегда (!!!)
            Ордена Ленина....
            Высшее ЗВАНИЕ -Герой СССР..
            Присуждался Орден Ленина+Золотая медаль

            • Анонимно
              5.10.2018 22:57

              18.55.Золотая звезда и орден, не ученая степень, которая присуждаются коллективом, а ими н а г р а ж д а ю т с я. Учи матчасть милай, а скорее малай или бабай.. .

  • Анонимно
    5.10.2018 16:35

    Каждый сталкивался с унижениеми и поборами в этих жизненных ситуациях.
    Приветствую любые действия по организации достойных проводов усопших.

  • Анонимно
    5.10.2018 17:05

    До христинизации и исламизации наших территорий Души, завершивших свой путь в этой жизни, отправляли в 12 ч дня, когда яркое Солнце, к Роду через Огонь с пожеланиями родных и близких достичь Рода. Кроме того, кремация будет и с точки зрения экологичности земли и подземных вод правильным действием! С невежеством населения нужно работать!

  • Анонимно
    5.10.2018 17:27

    к Роду через Огонь с пожеланиями родных и близких достичь Рода
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/397868

    Вы славянин ??? Язычник ???

    • Анонимно
      5.10.2018 22:05

      Мы все язычники, потому что "язычник" - это верующий по своим, народным поверьям.
      В России все конфессии веруют немного "на свой лад", потому что официальные религии нашему народу навязаны официальной властью. Их соблюдают формально, а искренне верят всегда "по своему", то есть - по язычески.

  • Анонимно
    5.10.2018 17:33

    даже без строительства крематория денег, выделенных из муниципального бюджета, не хватает
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/397868

    Воровать меньше надо. А крематорий необходим миллионному городу.

    • Анонимно
      8.10.2018 16:10

      Уже давно не воруют, все деньги идут на дело.
      Крематорий не самая дешевая постройка.

  • Анонимно
    5.10.2018 18:45

    Спасибо за хорошую и объективную статью! Респект

  • Анонимно
    5.10.2018 20:45

    Охранять будут?

  • Анонимно
    6.10.2018 07:15

    Во многих городах уже работают крематории, проблем нет.что касается запрета в прравославии то никто не может запретить хоронить или сжигать если все по правилам сделано, просто отпевать откажутся, хотя и здесь есть исключения, просто нужно нвписать письмо на имя руководителя православных в Татарстане для разрешения отпевания. Хотелось бы чтобы на новом кладбище было более просторно а не прыгать через оградки чтобы добраться до могилы родни как на старотатарском кладбище.

    • Анонимно
      7.10.2018 12:42

      Да глупость это с запретом на кремацию. Если Господь всю вселенную создал, то неужели ему будет слабо при воскрешении мёртвых человека из пепла обратно собрать?..

  • Анонимно
    6.10.2018 07:50

    Кремация - 4-6 тысяч рублей и минимум места

  • Анонимно
    6.10.2018 09:51

    Ограды вокруг могил не нужно разрешать ставить. Только небольшие памятники и газон.

  • Анонимно
    6.10.2018 15:22

    А в германии чуть не в каждом городе крематорий и очень многие предпочитают кремацию. Почему когда обработанные жители Званки сказали "Нет" крематорию, их послушали. а жителей Осиново. сказавших "нет" МСЗ, проигнорировали? Давайте поменяем местами МСЗ и Крематорий.

    • Анонимно
      8.10.2018 16:08

      Рано или поздно будет и крематорий, и МСЗ.
      Просто МСЗ сейчас нужнее.

  • Анонимно
    7.10.2018 01:14

    Вот не пойму , почему все против крематориев выступают?!
    Если есть надежда на возражение, то возьмите ДНК при жизни человека, и заморозьте в жидком азоте, когда уровень технологий дойдет до возражения человека из ДНК, возродим родственников.А так труп все равно съедят черви, и от ДНК все равно ничего не останется.
    Правда немного передергивает слово "крематорий", будто в концлагере каком то.

  • Анонимно
    7.10.2018 12:29

    >>>На территории нового некрополя отведут места для захоронения 148,5 тыс. человек: 77,1 тыс. мест на христианском кладбище и 71,4 тыс. мест — на мусульманском.

    Эммм, а можно мне на нерелигиозном кладбище полежать? У меня вот жена татарка, если мы хотим рядом похорониться, то что делать?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen