Общество 
11.10.2018

Айзатуллин о деле Нуруллина: «267 млн рублей выплачены на основании выполненных работ...»

Как в суде встретились два главы ГИСУ РТ – бывший и нынешний

Долгожданный свидетель – действующий глава ГИСУ РТ – накануне выступил в суде по делу главы бывшего. Марат Айзатуллин заявил, что не подписывал никаких документов, по которым фирме Равиля Зиганшина «переплатили» 216 млн за берега Казанки и Кабана, но на всякий случай взял с собой адвоката. Как экс-замначальника ведомства подтвердил очевидную невозможность Рашида Нуруллина повлиять на контракт с ПСО после увольнения, а сам обвиняемый назвал процесс триллером – в репортаже «БИЗНЕС Online».

Марат Айзатуллин заявил, что не подписывал никаких документов, по которым фирме Равиля Зиганшина «переплатили» 216 млн за берега Казанки и Кабана – но на всякий случай взял с собой адвоката Марат Айзатуллин заявил, что не подписывал никаких документов, по которым фирме Равиля Зиганшина «переплатили» 216 млн за берега Казанки и Кабана, – но на всякий случай взял с собой адвоката Фото: Регина Шафиева

АДВОКАТ МАРАТА АЙЗАТУЛЛИНА: «ДАВАЙТЕ УЖ НАС ПЕРВЫМИ!»

Допрос свидетелей по уголовному делу экс-главы ГИСУ Рашида Нуруллина, которого обвиняют в превышении должностных полномочий и расходовании бюджетных средств на 216,5 млн рублей при берегоукреплении реки Казанки и озера Средний Кабан перед Универсиадой, продолжается в Вахитовском суде Казани. «Давайте уж нас первыми!» — сказала адвокат главы ГИСУ РТ Марата Айзатуллина перед заседанием помощнику судьи. Действительно, допроса Айзатуллина все ждали еще со 2 августа, однажды опросить его суд просто не успел, хотя чиновник добросовестно ждал вызова в зал заседаний. А накануне его неявка, хотя и по уважительным причинам, даже заставила нервничать гособвинителя Степана Спиридонова. Адвокат Айзатуллина, к слову, уже поддерживала Ольгу Закорюкину на предыдущем заседании. В зале, правда, она не произнесла ни слова, но записывала сказанное в зале. 

По традиции напомним фабулу обвинения: Нуруллину вменяют превышение полномочий с тяжкими последствиями. По версии гособвинения, его действия или бездействие повлекли за собой ущерб по двум контрактам берегоукрепления Кабана и Казанки. Бенефициаром этого «чуда» накануне Универсиады стал исполнитель - ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Впрочем, как выяснилось в ходе предыдущих заседаний, компания полностью выполнила весь метраж отсыпки берегов, за свой счет превысив объемы работ. Правда, было это уже после резонансной проверки Счетной палаты РФ в 2015 году, которая указала на перерасход бюджетных средств на сумму свыше 216 млн рублей.  

Айзатуллин в должности директора ГИСУ РТ с 1 октября 2013 года, он был назначен сразу после ухода Нуруллина. По его словам, контракт с ПСО «Казань» подписывал Нуруллин. Проектную документацию Айзатуллин не утверждал, никакие документы не подписывал. Не удовлетворившись ответами Айзатуллина, Спиридонов ходатайствовал о прочтении допроса свидетеля, проведенного на этапе предварительного следствия. Чтение затянулось почти на 20 минут. Было озвучено, что Айзатуллину известно о том, что в сентябре 2012 года с ГИСУ был заключен контракт по строительству двух объектов — берегоукреплению Казанки и Среднего Кабана. Но в связи с тем, что директором ГИСУ он стал, когда такие вопросы не решались, он не знает об обстоятельствах подготовки проекта, сметной документации, заключении госконтракта, проведении строительства работ и прочих важных и денежных бумаг. 

Еще на этапе следствия он пытался объяснить следователю, как справки формы КС-3 (а это первичный финансовый документ) были подписаны уже при нем, но при этом не имеют к нему никакого отношения. «В качестве представителя ГИСУ указана моя фамилия, однако подписаны эти справки не мной. Дело в том, что данный документ был составлен по определенной форме, в которой уже была проставлена моя фамилия как начальника ГИСУ. Однако в тот же период времени право подписи этих документов приказом предыдущего начальника был проставлен заместитель. Соответственно, указанный сотрудник подписывал справку КС-3 и другие документы по своим направлениям деятельности. В данном случае справки по форме КС-3 от моего имени были подписаны заместителем, курирующим программу берегоукрепления, а именно — Насыровым. При этом я данный документ не видел. Насыров еженедельно на совещании докладывал, что работа по данным объектам выполняется. О каких-либо нарушениях, замечаниях при строительстве объекта он не докладывал. О том, что при строительстве объекта были допущены нарушения, мне стало известно в ходе проверки Счетной палаты РФ, я лично не раз принимал участие в проведении проверки. Относительно нарушений, замечаний выдвинутых Счетной палатой по объекту берегоукрепительных работ реки Казанки каких-либо пояснений дать не могу, поскольку согласно актам проверки все нарушения касались действий и решений предыдущего руководства», — зачитал показания судья Алмаз Мухаметшин.

В следующих вопросах следователь употреблял в речи форму «Вами были подписаны формы КС-3 от 18 декабря 2013 года на сумму...», как бы утверждая, что Айзатуллин документы-таки подписывал. В данном случае следователя интересовало то, подтверждает ли он данный факт. Айзатуллин отвечал лишь: «Я не готов ответить на этот вопрос сейчас, для ответа мне необходимо поднять документы». Следователь напомнил о письме от руководителя ПСО «Казань», адресованное президенту РТ, в котором на объекте озера Средний Кабан к 14 января 2014 года были выполнены работы на сумму 42 млн 700 тыс. рублей, что составило только 12% от общего объема работ. На объекте берегоукрепительных работ на реке Казанке — на сумму 81 млн 800 тыс. рублей, что составило только 15% от общего объема работ. «На каком основании с учетом данных сведений вами были подписаны справки формы КС-3 от 18 декабря 2013 года и от 30 декабря 2013 года?» — спрашивал следователь. «Я такое письмо вижу в первый раз, не готов комментировать его содержание», — отвечал Айзатуллин.

Марат Айзатуллин: «Я не могу это пояснить, это же документ экспертизы! Может они предполагали, что я там руководитель» Марат Айзатуллин: «Я не могу это пояснить, это же документ экспертизы! Может, они предполагали, что я там руководитель» Фото: Регина Шафиева

«ГОСКОНТРАКТ ПОЛНОСТЬЮ ИСПОЛНЕН, 267 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ ВЫПЛАЧЕНЫ НА ОСНОВАНИИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ»

После чтения материалов дела право задать вопросы перешло к обвиняемому. Он задавал прямые вопросы, но ответ на них поступал не всегда. Нуруллин, выяснив, что Айзатуллин согласен с тем, что контракт на сегодня выполнен на все 100%, что подтверждается актами КС-2 и КС-3 (один без другого недействителен), подытожил, что претензий сейчас ни у кого нет, с чем опять-таки согласился действующий глава ГИСУ РТ. А затем перешел к выяснению того, как же «лишние» миллионы были отправлены Зиганшину уже после смены власти в ГИСУ. 

– Через 2,5 месяца после моего увольнения с ГИСУ в декабре 2013 года ГИСУ оплатило ПСО «Казань» 267 миллионов рублей. На каком основании произвели эти оплаты? На основании выполненных работ или авансом? – спросил обвиняемый.

– На основании выполненных работ, – отвечал Айзатуллин. 

– Значит ли это, что на момент оплаты ПСО «Казань» отработало все полученные ранее денежные средства? И предъявило ГИСУ по уже выполненным работам новые акты вот на эту сумму — 267 миллионов рублей?

– Да.

– В основу обвинения легло заключение экспертизы от 1 ноября 2013 года на уменьшенную стоимость берегоукрепления реки Казанки. Так как в мой период работы это заключение не выходило, скажите, пожалуйста, почему вы не руководствовались этим заключением при проведении оплаты?

– Я заключение не видел. Я его увидел, только когда Счетная палата провела проверку…

Далее Нуруллин выяснял, где именно хранятся документы – подписанные акты по обеим формам (Айзатуллин ответил, что, скорее всего, в сметном отделе). А затем попросил уточнить расхождения в датах. 

– Как может получиться такая ситуация, когда акты КС-3 были подписаны на основании актов КС-2 в 2012 году, а сегодня в деле этих актов нет и есть только акты КС-2, подписанные Хайруллиным в 2014 году?

– Я не могу пояснить этот вопрос.

– Можно ли подписать на одни и те же виды работ два раза акты выполненных работ?

– Я не готов отвечать на этот вопрос, – отвечал Айзатуллин. 

Нуруллин спросил и о подозрительных печатях – напомним, ранее в суде выяснилось, что на документе от 2012 года красуется печать ГИСУ РТ в варианте 2014 года. Глава ГИСУ несколько неуверенно ответил, что, возможно, документ лежал без печати, а потом проверка приехала и печать поставили. В общем, оформили, так сказать, позже. Адвокат Нуруллина Тахир Мансуров добавил «перчику», заметив, что на документе с датой 2012 года стоит фамилия Айзатуллина, – а тогда, наверное, даже президент не знал, что Марат Мансурович возглавит ГИСУ. 

– Я не могу это пояснить, это же документ экспертизы! Может, они предполагали, что я там руководитель, – высказал он возможную версию событий.

Вот, собственно, и все самое важное, что сказал действующий глава ГИСУ РТ.

К работам по берегоукреплению Казанки и Кабана Марат Самигуллин (слева) имел прямое отношение — подписывал часть документов, а именно справки формы КС-3 К работам по берегоукреплению Казанки и Кабана Марат Самигуллин (слева) имел прямое отношение – подписывал часть документов, а именно справки формы КС-3 Фото: Регина Шафиева

ОШИБКИ, ДОПУЩЕННЫЕ ПРОЕКТИРОВЩИКАМИ, МОГЛИ ПРИВЕСТИ К ПОВЫШЕННЫМ РАСХОДАМ

Следом в зал судебного заседания пригласили начальника управления капитального строительства и реконструкции Марата Самигуллина. С 2011 по февраль 2014 года он работал заместителем начальника в ГИСУ РТ. Сначала под шефством Нуруллина, а потом и Айзатуллина. И к работам по берегоукреплению Казанки и Кабана Самигуллин имел прямое отношение — подписывал часть документов, а именно справки формы КС-3. 

Представлявший гособвинение Спиридонов спросил его о том, как проходила процедура работы. И Самигуллин рассказал с самого начала, обозначив точное расположение этапов работы по объектам. Сам фактическое выполнение работ он, впрочем, никогда не проверял.

– Мог ли я влиять на вопрос приемки по оплате, не являясь начальником ГИСУ после сентября 2013 года? – задал ему вопрос Нуруллин.

– Нет, – признал очевидный факт свидетель. 

– Скажите, пожалуйста, это нормально, когда в сентябре 2013 года мои КС-3 были утверждены на основании форм КС-2, подписанных Айдаром Муртазиным? Сейчас в деле этих форм нет. Есть только формы, подписанные Маратом Хайруллиным, уже позже – в 2014 году. Это факт свидетельствует о том, что было снятие, или это может быть как-то по-другому?

– По-другому быть, наверное, не может. Если дважды акты подписываются без снятия, то это увеличение стоимости объектов в два раза примерно… Скорее всего, да, снятие, – согласился свидетель.

– Могли ли ошибки или неточности, допущенные проектировщиками при подготовке проекта, привести к повышенному расходу материалов и как следствие — повышению стоимости относительно смет, прошедших экспертизу? – уточнял Нуруллин.

– Такое часто происходит.

Адвокат Мансуров попросил Самигуллина охарактеризовать Нуруллина. 

– Это добросовестный человек, – сказал свидетель.

Спиридонов спросил у Самигуллина – мог ли заказчик при выдаче Главгосэкспертизой отрицательного заключения продолжать финансирование или нет? Или работы должны были быть приостановлены до выяснения обстоятельств? Самигуллин ответил, что если отрицательное заключение уже вышло, то подрядчик, скорее всего, остановит работы и будет судиться по первоначальной экспертизе. Потому что благодаря ей виновниками ситуации остаются те кураторы, которые принимали данные работы. Прокурора далее интересовал вопрос, допускается ли подписание форм КС с авансом – ради того, чтобы сохранить средства для выполнения работ, а не вернуть их федеральному бюджету. 

– Нет, – сказал свидетель. – По закону не совсем допустимы такие действия.

– Сегодня мы имеем ситуацию, когда мною по этому контракту оплачено 621 миллион рублей, а после моего увольнения было оплачено еще 267 миллионов рублей. За выполненные работы уже было оплачено! Объясните, пожалуйста, как это произошло? Были ли освоены те деньги, которые я заплатил? Были ли они уже переосвоены – и только потом подрядчик получил оставшиеся деньги? – спрашивал Нуруллин.

– Если деньги не отработаны, документы никто не подпишет, – уверенно ответил свидетель. 

После заседания Рашид Нуруллин рассказал журналистам свою версию событий. По его словам, очевидно за Айзатуллина документы подписывал Самигуллин После заседания Рашид Нуруллин рассказал журналистам свою версию событий. По его словам, очевидно, за Айзатуллина документы подписывал Самигуллин Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТРИЛЛЕР, ДА?»

После заседания Нуруллин рассказал журналистам свою версию событий. По его словам, очевидно, за Айзатуллина документы подписывал Самигуллин. Но ответственность все равно несет руководитель ведомства. «Заместитель подписывал. Я, например, контракты тоже не сам подписывал – исполнитель подписывал. Но если я был начальником – я отвечаю за это. Документ мог подписать любой сотрудник с правом подписи», – сказал Нуруллин. 

А всю проблему обвиняемый описал так: «Вышло не отрицательное, а уменьшенное по сумме заключение экспертизы. И вышло оно уже после моего увольнения. Вот если бы приняли это заключение экспертизы, то они бы не имели права дальше платить. А ГИСУ заплатило! Свидетели говорят, у них просто не было этого заключения. То есть получается, кто-то его получил, но в ГИСУ не представил? Получается, так? Выходит, что заключение экспертизы, которое выпустили, его просто проигнорировали? Как было на самом деле – я не знаю. Я в это время уже не работал. Документ вышел 1 ноября 2013 года, через месяц после моего увольнения. Вот эти 267 миллионов рублей, которые потом заплатили, – их можно было не платить, условно говоря. И все. Триллер, да?» – подытожил свою версию защиты Нуруллин. 

Следующее судебное заседание назначено на сегодня.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
11.10.2018 08:21

Излишне самоуверен Айзатуллин. Излишне.
Будет команда - копнуть ГИСУ РТ по глубже, или Нуруллина прижмут так, что он начнет давать истинные показания, то все, туши свет. Мало не покажется никому. До границы добежать не успеют.

  • Анонимно
    11.10.2018 08:21

    Излишне самоуверен Айзатуллин. Излишне.
    Будет команда - копнуть ГИСУ РТ по глубже, или Нуруллина прижмут так, что он начнет давать истинные показания, то все, туши свет. Мало не покажется никому. До границы добежать не успеют.

  • OPEN
    11.10.2018 08:37

    Это всё,что нужно знать налогоплательщикам )))

    • Анонимно
      11.10.2018 09:11

      Далеко не все. Это даже не верхушка айсберга, это снежинка на верхушке айсберга...

  • Анонимно
    11.10.2018 08:39

    Представляю, чтобы было если эти работы не завершили к Универсиаде. А так все чинно-блинно благородно. Родину не посрамили короче.

  • Анонимно
    11.10.2018 09:04

    Есть такое выражение ,, итальянская забастовка,, когда все делаются по закону и по правилам, а по сути производство останавливается. О чем итальянские служащие доказали. Почему не наказывают тех кто принимают такие законы или правила когда приходится их отменять или исправлять? В данном случае и следователи проработали не удовлетворительно если очевидны расхождения и по датам и по подписям. Надо полагать что все дело шито ,,белыми нитками,, .

  • Анонимно
    11.10.2018 09:19

    Правда за Нуруллиным

  • Анонимно
    11.10.2018 09:25

    Деньги оплатили при Айзатуллине, а вменяют их Нуруллину. Следствие проснитесь!

  • Анонимно
    11.10.2018 09:26

    Нуруллин Рашид не причём тут,руки прочь от Рашида,он очень хороший и скромный человек,в хадже вместе были

  • Анонимно
    11.10.2018 09:29

    Этот Самигуллин сын Рашита Самигуллина бывшего директора оптовый рынок на тихорецкой,ему ничего не будет,успокойтесь...

    • Анонимно
      11.10.2018 18:24

      Да нормальный человек Самигуллин, чей бы сын он там не был

      • Анонимно
        12.10.2018 17:46

        Адекватный человек, работал с ним в гису. Справедливый.

  • Анонимно
    11.10.2018 09:32

    когда деньги пилили наверное считали себя хозяевами жизни, взяли судьбу за яйца.а как за их яйца взялись включили дурачков и терпил

  • Анонимно
    11.10.2018 09:36

    самое интересное как такое дело смогли протащить через прокуратуру и как его расследовали ?? на лицо ужасная работа полиции - человека хотят посадить на долго при неоднозначности обвинений , я бы сказал полной недоказанности ....

  • Анонимно
    11.10.2018 09:36

    Пора заводить новые дела на Айзатуллина, по превышению полномочий и фальсификации документов: КС подделаны задними числами, экспертиза задним числом, но они ее не видели, пока не пришла Счетная палата. А у счетной палаты откуда могла оказаться данная экспертиза, ей все документы представляет ГИСУ.
    Большой вопрос к Закорюкиной, которая как начальник сметного отдела оказывается ни за что не отвечает.

  • Анонимно
    11.10.2018 09:53

    Нуруллин самый порядочный и честный руководитель из всего правительства РТ, а ему 216 млн.р. пытаются пришить.
    Только Нуруллин мог себе позволить не соглашаться и ставить на место Зиганшина, когда даже Министры рот не открывали

    • Анонимно
      11.10.2018 10:38

      Скорее всего, по поводу работы Зиганшина Нуруллину сказали: Рашид, поступай по совести. В аппарате же понимают, что нужен контролер. Иначе без контроля так налажают, что Москва прищучит, а этого как раз и не надо. Надо дело делать: софинансирование получать, осваивать и улучшать жизнь вокруг. В карман класть безопаснее из прибыли и объемов.

    • Анонимно
      11.10.2018 16:02

      Согласен на 100%

  • Анонимно
    11.10.2018 09:54

    Вся стройка в этом . Раньше если строительство исполнено , то победителя не судили . А теперь если ты перевалил за смету , то уже неважно кто ошибся . Проектировщик , который не учёл что - то , сметчик ,который не провёл рассвет неучтенного , или строитель который долго строит и несет большие админ издержки выжирающие сумму сметы.
    А Гису распределяет гос деньги и уже неважно кто виноват подрядчик строитель или сметчик , ответственность на Гису .
    А рычагов влияния нет у ГИСУ .
    Не хотел бы оказаться на месте руководителя

  • Анонимно
    11.10.2018 09:59

    Как могли следователи за 3 года следствия не обратить внимания на огромное количество нестыкующихся фактов, чем они вообще занимались? Исполняли чью-то команду?

  • Анонимно
    11.10.2018 10:24

    Где комментарий БО?

  • Анонимно
    11.10.2018 10:47

    БО...второй день Вы не публикуете мои комментарии...В чем дело???
    Или правда--глаза колет??? Или вы "подковерное" издание??

  • Анонимно
    11.10.2018 11:19

    А где же документы? Как так можно всех вызывать и спрашивать ты подписал, не ты подписал? В ГИСУ есть акт о приемке выполненных работ КС-2 с подписью, справка на оплату КС-3 с подписью. Зачем людей вызывать и в суде спрашивать? Или сейчас мода у следствия такая, по принципу: "Одна бабушка сказала" сажают невиновных и непричастных, так команда была не трогать действующих?

  • Анонимно
    11.10.2018 13:05

    Если работы выпполнены в полном объеме, то какие вопросы? А если нет, то у Зишаншина деньги. Да и когда наконец зоопарк достроят? Или теперь после Космодрома?

  • Анонимно
    11.10.2018 15:42

    Странно что их не защищают ! Ведь они они все делали по команде сверху ! И работы выполнялись теми людьми которых им порекомендуют

  • Анонимно
    11.10.2018 17:01

    Те кто рекомендовал сейчас забыли про все.

  • Анонимно
    12.10.2018 12:30

    Интересно получается.. Зиганшин явный бенефициар, из за него весь сыр бор, а его и не вызывают.. неприкосновенный.. айзатуллин сдай рыбу покрупнее!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen