Политика 
12.10.2018

«Хамитов был абсолютно угоден, но неизбираем»: зачем Кремль сменил власть в Башкортостане?

Глава республики заявил, что уступает дорогу молодым – его 54-летний сменщик Радий Хабиров возвращается из десятилетнего изгнания

«При Рустэме Хамитове башкирские элиты потеряли страх: не Муртаза – не накажет, рассуждали они», – отмечают эксперты «БИЗНЕС Online», оценивая недавнюю отставку главы Башкортостана и итоги его правления. О том, как в РБ демонтировали рахимовский режим вместе с остатками суверенитета, отказывались от прежних стандартов изучения башкирского языка и делили «Башнефть» и почему смену Хамитову вырастили в Красногорске – в материале «БИЗНЕС Online».

Осенний «губернаторопад» дотянулся и до Башкирии: Рустэм Хамитов, веселый «парень с гитарой», подсидевший некогда самого Муртазу Рахимова, добровольно подал в отставку Осенний «губернаторопад» дотянулся и до Башкортостана: Рустэм Хамитов (справа), веселый «парень с гитарой», подсидевший некогда самого Муртазу Рахимова, добровольно подал в отставку Фото: ©Андрей Старостин, РИА «Новости»

ПОДАРОК НА ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ, ИЛИ КАК ХАМИТОВУ ВЫРАСТИЛИ СМЕНУ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПИТОМНИКАХ

Осенний «губернаторопад» дотянулся и до Башкортостана: Рустэм Хамитов, веселый «парень с гитарой», десантированный на замену самому Муртазе Рахимову, подал в отставку. Его правление длилось чуть больше 8 лет, с июля 2010 года по октябрь нынешнего, и ознаменовалось демонтажом так называемого башкирского суверенитета. Теперь настал черед и Хамитова, справившегося в целом со своей миссией. Насколько известно, свой предпоследний рабочий день Рустэм Закиевич провел в Москве, где был принят в администрации президента РФ на Старой площади. Всевозможные источники указывают, что он искал у федералов понимания и одобрения своим губернаторским планам на будущее, но не нашел их. Его полномочия как главы РБ истекали лишь в 2019 году, однако бывший «видный эколог» решил не рисковать и не выдвигать свою кандидатуру на следующих выборах. Вернувшись в Уфу, он 11 октября, в День республики, созвал экстренное совещание с членами башкирского правительства (некоторых для этого пришлось выдергивать с матча «Салавата Юлаева») и объявил о своей отставке. 

Как личность Рустэм Закиевич всегда выглядел человечным, открытым и доброжелательным – особенно на фоне своего предшественника Рахимова с его партийно-клановыми и «байскими» привычками. Но теперь в Кремле – спрос на «путинских технократов», а у них, как известно, своя клановость. Поняв, что встать в эти ряды ему уже не придется, Хамитов и пропел свою последнюю песнь во славу молодых, которым он бескорыстно уступает дорогу. «По моему глубокому убеждению, руководители регионов в зрелом возрасте должны своевременно принимать решение о завершении деятельности и должны уходить достойно, не под нажимом сверху или снизу или ввиду чрезвычайных обстоятельств, а обдуманно и неконфликтно, – со стариковской мудростью заявил он вчера на заседании республиканского правительства. – Работа главы субъекта Федерации, тем более такого, как Башкортостан, требует огромной отдачи, энергии, новых идей. Такая деятельность по плечу прежде всего новым, молодым поколениям. В современном мире изменения идут быстро, им надо соответствовать, в том числе в кадровой политике».

Хамитов также счел нужным объяснить, почему он решил подарить землякам свою отставку именно сейчас, в День республики, а не весной, когда его губернаторская судьба и без того клонилась бы к закату. «Новой команде необходимо время для того, чтобы войти в курс дела, завоевать авторитет у жителей республики, подготовиться к выборам, которые, как известно, пройдут в сентябре 2019 года», – заявил он с явной заботой о грядущих поколениях и их электоральных успехах. Вместе с тем он не собирается полностью в глухое политическое небытие, подобно Рахимову, и обещает всегда остаться открытым «для встреч, бесед и контактов». Если нужны будут мои мнения или советы, я с удовольствием поделюсь ими. Если нужны встречи, приглашайте – приду или приеду», – клянется Рустэм Закиевич.

Сейчас Хамитову 64 года, а его сменщику Радию Хабирову, которого вчера же Путин произвел во врио главы Башкортостана – 54 Вчера Владимир Путин назначил Радия Хабирова временно исполняющим обязанности главы Башкортостана Фото: kremlin.ru

Сейчас Хамитову 64 года, а его сменщику Радию Хабирову, которого вчера же Путин произвел во врио главы Башкортостана, – 54. То есть разница между двумя башкирскими поколениями управленцев составляет всего 10 лет. Однако Хабиров, которого путинское решение застало в должности главы Красногорска – так называемой столицы Московской области, – действительно гораздо больше похож на технократа. До сих пор Радий Фаритович всегда был при ком-то: вначале при Рахимове он в течение пяти лет руководил администрацией президента, потом, поссорившись с ним, легко переехал в Москву, где вошел в аппарат управления президента РФ по внутренней политике. Там он и просидел в должности замначальника долгих 7 лет. И лишь оттуда он был взят в 2017 году в Красногорск, куда вместе с ним съехались многие бывшие видные деятели башкирской элиты. Насколько известно, Хабиров перетянул в Подмосковье многих своих бывших замов и знакомцев по аппаратной работе в РБ – прежде всего бывшего пресс-секретаря Рахимова Ростислава Мурзагулова, автора блестящих мемуаров «Бабай всея Руси», затем Раифа Абдрахимова, экс-депутата Госсобрания Башкортостана, а также Михаила Киреева, бывшего замглавы города Стерлитамака. Можно сказать, что за короткое время Красногорск превратился в некий Башкортостан в миниатюре, по крайней мере на уровне своих управленцев. И сделано это было явно не случайно: подмосковный городок с населением чуть больше 160 тыс. человек стал своего рода инкубатором для национальных башкирских кадров, которых в случае чего можно было бы пересадить и на родную почву в РФ. Таким же инкубатором являлся отчасти и город Плес в Ивановской области – еще более микроскопический по размеру (с населением всего в 1,5 тыс. человек), но зато возглавляемый Тимербулатом Каримовым, известным в качестве внука башкирского поэта Мустая Карима и зятя главы «Роснефти» Игоря Сечина. Так что смену Хамитову растили заранее и делали это исключительно в федеральных питомниках.

О том, на ком же Кремль остановит свой выбор, не знали до конца ни Хабиров, ни Каримов. По крайней мере, заместитель главы Радия Фаритовича, Мурзагулов, еще вчера заверял корреспондента «БИЗНЕС Online», что «наша задача – спокойно в Красногорске работать и делать свое дело». «А Башкирия – там есть, кому ее курировать и кому ей руководить, – рассудил Мурзагулов. – Подводить итоги правления Хамитова – это не моя компетенция, я могу только подвести итоги наших полутора лет в Красногорске». И вообще – «о причинах отставки Хамитова знает только один человек в нашей стране».

Добавим, что этот же «один человек» уже прекрасно знал, кому руководить Башкортостаном, и даже наверняка занес руку, чтобы подписать соответствующий указ. К слову, сегодня в республике Хабирова так и не дождались – видимо, он сдает дела на прежнем месте или решает вопросы в столице.

Говорят, что в последнее время Рустэм Хамитов неважно себя чувствовал и уже поэтому подумывал о досрочном сложении полномочий Говорят, что в последнее время Рустэм Хамитов неважно себя чувствовал и уже поэтому подумывал о досрочном сложении полномочий Фото: kremlin.ru

НЕОЖИДАННЫЙ НАСЛЕДНИК: КАК ХАМИТОВ ОБРУШИЛ ВЛАСТЬ ОТЦА И СЫНА В БАШКОРТОСТАНЕ

Говорят, что в последнее время Хамитов неважно себя чувствовал и уже поэтому подумывал о досрочном сложении полномочий. Годы, проведенные им во главе Башкортостана, наверняка стали для него сильнейшим эмоциональным испытанием. Ему пришлось выступить в качестве могильщика «рахимовского режима», разворошить и обрушить конструкцию, строившуюся в республике с начала 1990-х годов, и затем едва не погибнуть под ее обломками. Хотя в РБ он ворвался как ветер врывается в ханский дворец, где все привыкли говорить только шепотом и с оглядкой на хозяина. Все знали, что у «хозяина» есть амбициозный и очень богатый сын по имени Урал, и именно он считался неофициальным преемником своего отца, которому как бы по наследству должна была достаться власть в республике. Никто не ждал в Уфе скромного парня, покинувшего родную землю еще в 1999 году ради федеральной работы. Никто не предполагал в нем преемника владетельного «бабая» и не рассматривал всерьез его кандидатуру, пока тогдашний президент Дмитрий Медведев вдруг не надумал подписать указ о его назначении в 2010 году на должность президента РБ.

Между тем Хамитова как политика растили в таком же федеральном питомнике, в каком довелось проводить свои лучшие годы вышеупомянутым Хабирову с Каримовым. Разница заключалась лишь в том, что время на дворе было абсолютно другое и от тогдашнего технократа требовались не столько исполнительность и преданность вертикали, сколько готовность к авралам и чрезвычайным ситуациям. В этом качестве Рустэм Закиевич как выходец из системы МЧС подходил идеально. Прежде всего он прошел хорошую школу у такого опытного царедворца и специалиста по стрессовым ситуациям, как Сергей Кириенко, в чьем аппарате полпреда ПФО он трудился начиная с осени 2000 года. Интересно, что там он курировал вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, а также координировал деятельность территориальных органов МЧС России, министерства по налогам и сборам и налоговой полиции. В 2004 году Хамитов возглавил самостоятельное ведомство, образованное практически под него – федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Это дало ему необходимый опыт управленческой работы, а также устойчивость при преодолении всевозможных ЧП. Будущий глава Башкортостана мотался по всей стране, заботился о сохранении рек Амур и Селенга, ликвидировал мощную аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Но главная «авария», для ликвидации которой и готовили исподволь Рустэма Закиевича, еще была впереди.

Башкортостан принял его вместо надоевшего Рахимова довольно безропотно, а здешний Курултай мгновенно наделил президентскими полномочиями. Многие тогда не без затаенного сладострастия наблюдали, как рушится в РБ такая с виду прочная власть отца и сына, как Урал Рахимов с его состоянием в 104 млрд рублей превращается постепенно в фигуранта уголовного дела и политэмигранта. Впрочем, Урал Муртазович предусмотрительно покинул РБ еще в 2009 году, продав активы «Башнефти» АФК «Система», руководимой Владимиром Евтушенковым. Непростой характер Рахимова-младшего, его эксцентрические выходки, ссора с отцом и стремительный отъезд в Австрию сильно подорвали позиции первого президента РБ, и они же лишили сына пышного ореола наследника, который до этого бесперебойно мерцал над ним.

Дальше началась борьба с «рахимовским наследством», в результате которой в республику «зашел» – и не с черного, а с парадного входа – президент «Роснефти» Сечин. Он пришел в РБ как триумфатор, положив на обе лопатки не только Евтушенкова, но и Рахимова-младшего. Оба стали фигурантами уголовных разбирательств: олигарх Евтушенков – у себя на родине, Урал Муртазович – в прекрасном австрийском «далеке», откуда его напрочь отказались экстрадировать европейские власти. Правительство Башкортостана сохранило за собой только 25% «Башнефти». С другой стороны, их удалось вернуть в качестве национального достояния после долгих судебных разбирательств, и уже одно это обыкновенно заносят в заслугу Хамитову. В актив ему ставят также успешно проведенный саммит БРИКС и ШОС, однако эти международные события не дали таких же масштабных федеральных вливаний, как 1000-летие Казани и Универсиада.

В конечном счете Хамитов не смог консолидировать местную элиту и сформировать свою команду. Как следствие – кадровая чехарда в правительстве и конфликты. Так, два года длилось его противостояние с мэром Уфы Иреком Ялаловым, который буквально на днях был вынужден избраться в Курултай, а оттуда уйти в Совет федерации. Это выглядело победой главы РБ, но уже тогда просочились инсайды и о его грядущей отставке. Также у главы республики обострились отношения с Башкирской содовой компанией (БСК, группа «Башкирская химия»), подконтрольной Виктору Вексельбергу. БСК просила предоставить для разработки гору-шихан Тратау – памятник природы. Хамитов отказал, в результате уже к 2022 году сырьевой ресурс компании может быть исчерпан. В серьезные имиджевые потери для Хамитова вылился скандал, связанный с отменой обязательного изучения башкирского языка в школах: здесь он с самого начала избрал полностью «соглашательную» линию с позицией федерального центра, заявив, что башкирский язык «в подпорках не нуждается». 

«ЭЛИТЫ БАШКИРИИ ЗНАЛИ, ЧТО ИХ НЕ ПРИКРОЮТ СВЕРХУ И НЕ ЗАЩИТЯТ ОТ СИЛОВИКОВ»

О том, за что поплатился Хамитов своей отставкой, каковы основные итоги его правления и насколько достойной кандидатурой выглядит новый врио главы РБ, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов:

Шамиль Валеев – публицист, политолог, бывший пресс-секретарь «Башнефти»:

– Самый главный недостаток главы субъекта РФ, который оценивается, – это отсутствие консенсуса в элитах. За 8 лет республика пришла в раздрай. Отсутствие вертикали управления привело к тому, что каждый хамитовский назначенец стал использовать эту должность для личного обогащения, приходя на короткий срок. Хамитов очень плохо работал с элитами, он работал как технократ-управленец в республике, которая замешана на азиатщине. Соответственно, из-за этого сложилась такая история, что каждый сам за себя, все прикрывались какими-то бумажками вместо того, чтобы действовать, потому что знали, что при первом скачке шеф их сдаст и расколется. Элиты Башкирии сразу получили плохие сигналы, что их не прикроют сверху, не защитят от силовиков.

Кроме того, видимо, Хамитов с самого начала задумывался как временный персонаж, который оказался в Башкирии для демонтажа сильного регионального режима, но каким-то чудом оказался на втором сроке. Он довольно везучий человек, видно, что стремился к этой должности. Второй срок у него был лишним, он свой функционал демонтажа сильного института президента исполнил уже в первый срок. Соответственно, второй срок ознаменовался очень серьезным взлетом коррупции в регионе, очень серьезными посадками и судами в отношении крупных чиновников, играми с федеральными деньгами и играми с городской землей.

Почему отставка была досрочной? Это решается в Кремле, я не думаю, что он сказал: «Я устал, я ухожу». Досрочная отставка – это всегда признак неблагополучия. Если все хорошо, то человек еще и преемника оставляет после себя.

Видимо, предстоят сложные выборы, потому что республика разбалансирована, элиты расшатаны. Единственный эффект – активная часть Башкортостана может ждать центр силы, которого в данный момент в республике вообще не существует: после ухода мэра столичного города нет ни одного вменяемого центра силы, который действует наперекор обстоятельствам и способен защищать и продвигать свои решения. Хамитов 7 лет пытался внедрить документооборот, корпоративную систему управления, и ничего не вышло: Башкортостан увяз в бюрократизме и мздоимстве.

Николай Евдокимов – политолог, руководитель научно-исследовательского и информационного центра БАГСУ:

– Рустэм Хамитов достаточно большой срок находился у власти. Если сравнивать с 2010 годом, когда он пришел, то, безусловно, есть результаты, которые заслуживают уважения. Ключевым достижением Хамитова является то, что политическая жизнь в республике стала более открытой и свободной. Стала появляться публичная политика, СМИ стали более свободными, оживилась партийная жизнь, хотя пока нельзя в полной мере сказать, что построено гражданское общество.

Во-вторых, в плане социально-экономического развития Хамитов осознал, что республика находится в жестком конкурентном поле с другими регионами, и он попытался сделать республику влиятельным игроком на региональном экономическом поле. До этого Башкортостан хотя и был богатой республикой с точки зрения наполняемости бюджета, но оставалась довольно провинциальной с точки зрения своего экономического имиджа. Хамитову удалось привлечь саммиты ШОС и БРИКС, которые прошли в Уфе. В целом Уфа стала одним из конгрессных центров России. В республике стараются привлекать инвестиции, хотя были удачные годы, были не очень. Но в целом присутствовало понимание необходимости перегрузить экономику республики в ситуации, когда «Башнефть» ей уже не принадлежит. И возврат 25 процентов акций «Башнефти» тоже можно считать одним из достижений  Хамитова.

В-третьих, были рекрутированы новые кадры в систему управления. Да, кадровая политика вызывает вопросы, но здесь нужно понимать, что Хамитов пришел в 2010 году в регион, по сути, не имея собственной команды. Ну и одно из главных достижений в том, что этнократия, клановость и землячество, которые до 2010 года были характерны для республики, постепенно стали уходить в прошлое.

Хамитов заявил об отставке добровольно, он не терял доверия Владимира Путина, поэтому мы можем только догадываться о том, какие именно события привели его к этому решению. Но если рассуждать логически, то есть только одна причина, которая может рассматриваться как серьезный повод для отставки, – это давление со стороны финансово-промышленных группы, в частности, Башкирской содовой компании, которая настаивает на разработке шихана Торатау. Потому что проблемы, которые существуют в социально-экономическом развитии республики, не являются чем-то из ряда вон выходящим, они типичны для многих регионов, в том числе и тех, руководители которых чувствуют себя очень уверенно.

С электоральной точки зрения регион тоже устойчивый, на прошедших выборах «Единая Россия» победила. Да, она потеряла несколько процентов, по сравнению с предыдущими выборами, но в целом власть продемонстрировала, что регион вполне управляем. Так что это не могло являться основанием для отставки, особенно если сравнивать с ситуацией в Приморье, Владимирской области или Хакасии.

Вообще сейчас ситуация сложилась любопытная, потому что сейчас и глава Башкортостана является исполняющим обязанности, и глава администрации Уфы является исполняющим обязанности. То есть ни в республике, ни в столице нет утвержденного, избранного руководителя, такое на моей памяти впервые.

Но в целом ситуация в республике спокойная, никаких митингов или акций нет. Значительная часть общественности республики возлагает на нового руководителя определенные надежды. Все понимали, что на следующий год выборы и что будет внесена кандидатура нового главы. Вопрос заключался лишь в том, будет ли это Хамитов или кто-то другой.

Что касается Тимербулата Каримова, которого прочили новым главой региона... Полагаю, что при назначении глав регионов, особенно таких влиятельных с финансово-экономической точки зрения, как Башкортостан, решения в Москве принимаются под  влиянием определенных лоббистских групп. И у Каримова, и у Хабирова были свои группы влияния, но ключевым фактором, думаю, стало то, что Хабиров уже имеет существенный опыт работы как в республике, так и на федеральном уровне.

В плане выборов республика достаточно традиционный регион, поэтому если Хабиров будет выдвинут, что, скорее всего, произойдет (в качестве самовыдвиженца или от какой-то партии), то у него не будет больших проблем избраться. Естественно, другие партии предложат свои кандидатуры, но я не жду какой-то острой борьбы. Регион достаточно лоялен власти, тип политической культуры – патриархальный.

Аббас Галлямов – политолог:

 – Хамитов был абсолютно неизбираем. У него очень вырос антирейтинг, кроме того, рассорившись с мэром Уфы, он практически развалил административную вертикаль. Кремлю не оставалось ничего другого, кроме как поменять его.

Логичное назначение Радия Хабирова. Он, с одной стороны, башкир, а с другой – имеет богатый опыт работы в Москве. При этом поработал на всех трех уровнях: на федеральном – в администрации президента России; на региональном – в Башкортостане; на муниципальном – в Красногорске.

Константин Калачев – руководитель политической экспертной группы:

– Хамитова провожают уже давно. Были тревожные сигналы, например, та кампания против благотворительного фонда, возглавляемого его женой. Сами по себе эти вещи, если их воспринимать как знаки, уже давали понять, что не все благополучно. Обсуждение, кто заменит Хамитова – тогда называли Ялалова и Каримова, только в последнюю очередь Хабирова, – велось минимум пару лет. Может, из-за этих обсуждений и случились конфликты с бывшим мэром Уфы Ялаловым, который впоследствии стал сенатором. Кто-то говорит, что Хамитов находился под давлением крупных групп, кто-то приводит в пример историю с «Башнефтью», кто-то вспоминает дела недавние – например, разработку месторождений, интересующих Башкирскую содовую компанию (история с шиханами). Мне кажется, что эти конфликты раздувались намеренно: если есть желание отставить руководителя, повод всегда найдется. При том что еще пару лет назад Башкортостан был территорией высокого социального самочувствия, и казалось, что рейтингу Хамитова ничего не грозит.

На последних выборах Хамитова я помогал его конкуренту Сарбаеву, который имел возможность преодолеть все муниципальные фильтры и собрать необходимое количество подписей. В итоге власти пришлось давить на партию, его выдвинувшую, и партия его отозвала. Для меня это тоже было показателем слабости Хамитова хотя бы среди башкирских элит. Впрочем, некоторые башкиры его и так не очень любили, даже говорили о том, что он национальность в паспорте поменял, а на самом деле он татарин. Но главный вопрос был в том, что Хамитов прочертил линии преемственности по отношению к Рахимову, хотя понятно, что его ставили как раз для того, чтобы эту линию преемственности перечеркнуть.

Он был выдвиженцем Дмитрия Анатольевича Медведева, а всех его выдвиженцев постигла одна и та же судьба. Вспомните хотя бы губернатора Волгоградской области Бровко, который не продержался хотя бы пару лет. То есть Хамитов еще достаточно долго был главой. Самая большая его проблема – неумение находить союзников и партнеров, у него не было прочной политической крыши, по-настоящему влиятельных покровителей. Да, Медведев остается премьером, но судьба медведевских губернаторов, как правило, печальна.

Мои коллеги, например Аббас Галлямов, говорят, что Хамитов был принципиально неизбираем. Я в этом сомневаюсь. Я думаю, что с учетом особенностей Башкортостана он бы пошел на выборы, и пусть не без проблем, не без скандалов, но он бы избрался. Так что антирейтинг я бы не ставил во главу угла. Хамитов не был самым популярным, это правда, он не был самым эффективным. Многие упрекали Рустэма Закиевича в бездействии, считали, что он слишком слаб внутри республики, критиковали, говорили: «А что он вообще делал?» Если сравнивать с Татарстаном, итоги его правления достаточно скромные. Татарстан и активы свои сохранил… Но Уфа, например, преобразилась в лучшую сторону. Так что я бы не стал кидать в него камни.

У меня был в жизни эпизод, когда довелось пообщаться с господином Хабировым, и, честно говоря, особой симпатии между нами не возникло. С другой стороны, человек поднимался и падал – наверное, сделал какие-то выводы. Наверняка, когда он из администрации президента попал в Красногорск, что-то должно было поменяться в его восприятии самого себя и окружающих людей. Но мой давнишний опыт был не очень удачным, поэтому хвалить его я не буду. 
Хотя те люди, которые работают в администрации Московской области, очень его хвалят и считают его самым эффективным из муниципальных глав. Посмотрим, у нас всегда происходит одно и то же: назначают самых достойных, а потом по ходу дела они почему-то портятся. Если говорить о Хамитове, то для руководителя такой территории (а Башкортостан – привлекательная территория со всех сторон) – умение дружить и договариваться, обретать союзников. Не был Хамитов политическим тяжеловесом все-таки. 

Каримов на меня произвел самое положительное впечатление, в том числе человека, который переживает за башкирскую культуру, за башкирский народ. У него много благотворительных программ… Но ему это точно не надо, особенно в нынешних условиях. Я думаю, что его тесть вряд ли хотел бы таким образом привлекать внимание к семье, потому что понятно, какие были бы комментарии с учетом судьбы «Башнефти». Но Каримов мне кажется человеком, который безотносительно истории взаимоотношений с тем или иным главой будет играть в судьбе Башкортостана ту или иную роль. Он меценат, благотворитель, очень трепетно относящийся к наследию своего деда Мустая Карима (известный советский поэт, писатель и драматург прим. ред.). 

Я думаю, что губернатором мечтает стать и Ялалов. Но когда есть внутриэлитный конфликт, Москва встает на третью сторону. То есть Хабирову в этом смысле повезло даже. Он досиделся: сидел, сидел и высидел. Понятно, что с учетом сложности отношений Хамитова и Ялалова нельзя было ставить последнего, потому что это против правил. В таких случаях действуют как в «Капитанской дочке»: разберись, кто прав, кто виноват, и накажи обоих.  
 

«РЕЧЬ ИДЕТ НЕ ОБ ОТСТАВКЕ ПРОШТРАФИВШЕГОСЯ ЧИНОВНИКА, А ОБ ОТЗЫВЕ МОСКОВСКОГО КОМИССАРА ИЗ БАШКИРИИ»

Дмитрий Орешкин — политолог:

– Я думаю, Хамитов платит за неэффективность модели территориального менеджмента в России – это во-первых. И во-вторых, за утрату популярности вертикали в центре. Он совершенно неплохой региональный менеджер, а хорошим региональным менеджером в России быть очень трудно, потому что у любого регионального начальника очень ограниченный круг компетенции, права и полномочия весьма обрезаны. В этом проблема, потому что система построения вертикали или регионального менеджмента так устроена, чтобы регионы были функционально неизбежно сильно зависимыми от центра. Логика примерно такая: пусть регионы лучше будут бедными и послушными, чем богатыми и самостоятельными. Если у региона есть самостоятельный источник дохода, то он может иметь желания, стремления обеспечивать себе большую политическую самостоятельность – это с одной стороны, а с другой – имея большую политическую самостоятельность, есть шансы стать более экономически эффективным. В той ситуации, в которой находятся региональные начальники, быть сильно эффективными им трудно, потому что большая часть налогов, которую территория собирает, все равно уходит в центр. Соответственно, ты хоть разбейся в лепешку, но отдача от твоих усилий невелика. Это, кстати, не касается самого Хамитова, потому что республика относительно богатая, она могла бы быть еще богаче, если бы не отбирали ее доходы.

Отправляют в отставку не потому, что он плох, а потому, что у него есть шанс не победить на следующих выборах: надоел, устали люди от этого, вообще есть раздражение против центральной власти и «Единой России». У Кремля важнейший приоритет — сохранить управляемость. Значит, надо поставить такого и. о. и в такое время, чтобы он до выборов не успел накопить негативного потенциала в глазах избирателей. За год — это идеальный вариант, потому что за это время человек так или иначе успевает выстроить отношения с местными элитами и, может, даже совершить какой-нибудь электоральный подвиг в том смысле, чтобы сделать что-то хорошее, что при хорошем отношении со СМИ можно раскрутить как свидетельство собственной эффективности. А негативных факторов он еще не успевает накопить, даже если он управленец худшего качества, чем предыдущий. Но, так или иначе, поскольку его функционал очень узкий, он никакой революции, никакого прорыва не может совершить по определению и не должен. Его обязанность — сохранить преемственность. Если происходит серьезное поражение действующего начальника в крупном регионе, как, например, в случае господина Полтавченко в Петербурге, это наносит ущерб имиджу вертикали, а допустить этого нельзя. Поэтому не важно, хороший, плохой или посредственный ты менеджер, главное, что Кремль не может допустить поражения в ключевых территориях, ему, в конце концов, наплевать, что там случилось в Хакасии. А вот если что-то произойдет в Петербурге, Башкортостане или Татарстане — это серьезно.

Наверное, если бы Хамитова горячо любили местные избиратели, его бы оставили. В Кремле есть данные закрытых соцопросов, наверное, они понимают, что больше шансов проиграть. Значит, тогда надо действовать на опережение — сместить его и поставить кого-то другого, у кого есть шанс не проиграть.

Хабиров — человек проверенный, испытанный — не с точки зрения эффективности менеджмента, а с точки зрения преданности вертикали. Уж кто-кто, а он съел 150 собак, работая в администрации президента. Не знаю, насколько он хорош (и никто не знает) в качестве социального, хозяйственного, регионального менеджера, но в Кремле ему доверяют. Он сравнительно молодой, человек из центра, имеющий связи, опять же местный. У него хорошие шансы в течение года объяснить местным элитам преимущества своего пробивного статуса, имеет большой опыт политического менеджмента, пиар-кампаний. Уж он сумеет себя красиво продать избирателям на выборах. Это рациональный выбор, ему будет на этих выборах комфортнее, если он, конечно, не начнет отрывать головы и катком репрессий прокатываться по прежним региональным элитам. Но это уже вопрос его политического чутья и таланта. Поскольку он далеко не дурак, а, наоборот, очень умный человек, он, конечно, должен провести показательные порки, кому-то отрубить голову, но уж слишком кровопролитиями не увлекаться. Не мне ему советы давать, он понимает, как это все функционирует.

Дмитрий Журавлев  генеральный директор Института региональных проблем:

– Я думаю, что Хамитов абсолютно угоден, просто плохо избираем. В связи с этим появился вопрос, не убрать ли его заранее, чтобы не получилась ситуация, как в Хакасии. А неизбираем он, скорее всего, не в силу личных недостатков, а в силу довольно сложной внутриэлитной ситуации в Башкортостане, где все чиновники – башкиры, а все бизнесмены – татары. Транзит власти явно не в сторону старой башкирской элиты, и она этим малодовольна. Так что речь идет не об отставке проштрафившегося чиновника, а об отзыве московского комиссара из Башкортостане.

Так что есть опасение не только в том, что он не наберет достаточного количества голосов, а в том, что человек, которого они сейчас предложат вместо Хамитова, не успеет разогнаться, когда уже надо будет спасать ситуацию. Поэтому если бы вопрос был только в том, что он не наберет голосов, он бы просто ушел в отставку за неделю до выборов.

В Башкортостане до Хамитова был огромный век Муртазы Губайдулловича, и на фоне него все не так уж плохо. Республика при предыдущем главе была заповедником феодализма. Такого уровня всеобщего контроля за всем, который был в РБ, не было нигде. Даже на Кавказе, где традиционно авторитарная форма правления, и то так жестко не контролировалось, как при Рахимове. Поэтому новый руководитель воспринимался с одной стороны как глоток свежего воздуха, а с другой – как повод пошалить – это уже не Муртаза, не накажет. Поэтому у Хамитова была задача одна – как вот это переформатировать под среднестатистический российский регион. Не получилось, иначе мы бы с вами этого не обсуждали, но то, что степень тотального контроля над каждым вздохом любого гражданина резко ослабла, – это факт.

Про то, что Хабиров будет главой Башкортостане, говорят последние лет 10. Я напомню, что он был замруководителя управления внутренней политики. Он один из «долгожителей», потому что обычно на этой должности долго не задерживаются. Всегда говорили, что он там сидит, чтобы потом его наконец-то отправить в Уфу. И это «наконец-то» случилось. Мы, конечно, с вами не можем утверждать, что Кремль действительно просчитывал, мол, вчера было рано, завтра будет поздно, и мы его поставим. Но то, что это всегда был запасной кандидат главы Башкортостана, – это факт. 

Внутриэлитный конфликт в РБ был всегда. И если сейчас республика посчитает, что возможно избрать кого-то кроме того, кого рекомендовал президент… Вся интрига этих снятий – не только в Башкирии – заключается в том, что стало ясно: чтобы избраться, уже недостаточно только поддержки Москвы. Башкортостан – особый регион. Если они поверили в то, что можно кого-то своего выдвинуть, они его обязательно выдвинут, потому что там довольно спаенные элитные группы. Этом может быть какой-то лояльный татарскому бизнесу лидер. Татаро-башкирские противоречия очень сильны: вся экономика (кроме государственной) принадлежит татарам, а вся власть – башкирам. 

Возможно, что люди, несмотря на Владивосток, не поверят, что в Башкортостане так можно, потому что степень зарегулированности в этом регионе очень сильная.

«В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ ИТОГОВ ПРАВЛЕНИЯ ХАМИТОВА МОЖНО НАЗВАТЬ УХОД ОТ ЭТНОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА»

Дмитрий Казанцев – политолог (Башкортостан):

– На сегодняшний день в Башкортостане устойчивая экономика, высокий уровень ВРП. Башкортостан – это крупный экономически активный регион с высокими показателями исполнения «майских указов». В 2019 году РБ предстоят масштабные мероприятия, посвященные 100-летию республики, на которые необходимо привлечение дополнительного финансирования. Намечен запуск большого числа инвестпроектов, требуется выполнение социальных обязательств, а они у нас очень высокие – более 80 процентов бюджета. Плюс предстоит введение социально значимых объектов в большинстве муниципалитетов Башкирии. И назначение Радия Хабирова сделано как раз с целью решения всех этих задач – в условиях непростой социально-экономической обстановки в стране. Хабиров – человек с богатым бэкграундом работы как в региональной власти, так и на федеральном уровне, в структурах администрации президента РФ. Это и опытный политик, и крепкий хозяйственник. Башкортостан – это политический регион с крупнейшими предприятиями, в том числе в сфере ТЭКа. Новый руководитель будет призван обеспечивать социальную устойчивость и стабильность, дать импульс для притока инвестиций.

Отставка Хамитова стала неожиданной для населения, но жители республики традиционно лояльны властям, в Башкортостане всегда достаточно высокая явка на выборах, и смена представителя власти воспринимается спокойно. Если говорить про крупные финансово-промышленные группы, то у «Башнефти» имеются долгосрочные договоренности с «Роснефтью» и «Газпромом», и мы понимаем, что те обязательства, которые уже взяты, те планы, которые уже намечены, новому руководству придется поддерживать. Для них этот переход де-юре уже был зафиксирован на несколько лет вперед. Правда, непонятно, каким будет взаимодействие с новым руководством республики промышленной группы, которая лоббирует вопрос разработки горы-шихана в Стерлитамаке (видимо, имеется в виду Башкирская содовая компания прим. ред.).

В качестве основных итогов правления Хамитова можно назвать уход от этнократического режима, который насаждался предыдущими властями, открытые и прозрачные бизнес-процедуры, возвращение 25 процентов акций «Башнефти» в республику, что является весомым вкладом в пополнение бюджета региона, и в целом существенное повышение открытости властей. Башкортостан в лидерах по собираемости налогов в федеральный бюджет, республика входит в десятку регионов, на которых держится экономика страны. Несколько лет подряд у нас профицитный бюджет.

Что касается ухода Хамитова, то, как он и озвучил, – это было его личное решение, которое, скорее всего, связано с состоянием здоровья. Других причин я не вижу.

Мидхат Фарукшин  профессор КФУ:

– Я не думаю, что при Хамитове в этой республике были какие-то большие успехи. Что касается отношений между Башкортостаном, его руководством и федеральным центром, то здесь, в общем-то, обычная картина – полная сдача всех позиций. Это особенно наглядно видно по ситуации с языком, потому что первым из глав республик, кто отреагировал на слова Путина в Йошкар-Оле по поводу языка республик, был Хамитов. Он сразу же перешел к отмене обязательного преподавания башкирского языка.

Но для того чтобы сказать, чем Хамитов стал неугоден федералам, нужно знать обстановку в самом Башкортостане и прежде всего – в руководстве этой республикой. Может, там какие-то были противоречия? Потому что обращает на себя внимание, что назначен все-таки варяг, глава одного из районов Подмосковья. Не Хамитов предложил какого-то своего преемника, не мэра Уфы, не председателя правительства или кого-то другого из местной элиты, а именно со стороны, из Подмосковья. А почему точно убрали Хамитова – я не могу сказать. Он сослался на возраст, но мы понимаем, что такие ссылки не обязательно отражают действительность, а что там произошло на самом деле – я не знаю. Мне кажется, у них там внутри политической элиты Башкортостана какая-то борьба шла.

Я думаю, что после назначения Радия Хабирова не будет какой-то борьбы. Да, он назначается временно исполняющим, но мы знаем, что нет ничего более постоянного, чем временное. Если назначили временно, значит имеют в виду, что его назначают не на какой-то там очень короткий срок, а то, что он будет потом губернатором. Если, конечно же, в ближайшие месяцы не допустит каких-то принципиальных ошибок.

Сергей Сергеев  профессор, доктор политических наук, КНИТУ-КХТИ/КФУ:

– Я хотел бы сказать об уходе Хамитова, который вполне закономерен после единого дня голосования 9 сентября 2018 года. Закономерен он потому, что федеральные власти работают на упреждение и накануне предстоящих в следующем году, через год, выборов хотят убрать непопулярных губернаторов и глав республик и тем самым избежать таких казусов, которые были в Приморье, во Владимирской области и так далее. Видимо, на основе этого и надо оценивать Хамитова. Как бы он ни старался выправить определенные перекосы, определенные казусы предыдущего правления Рахимова, судя по этому смещению, судя по этому уходу, в республике он был  не очень популярен. Ну и могу добавить личные впечатления о том, что Уфа за годы его  правления лучше не стала. И экологическая обстановка, и социально-экономическая обстановка в Башкортостане не улучшились.

То есть, видимо, федеральная власть будет пробовать найти кого-то более популярного.

Я думаю, что Радий Хабиров и до этого назначения являлся не менее значимым кандидатом на пост главы Башкортостана, учитывая его федеральные связи. Он работал в администрации Рахимова, а потом перешел в администрацию президента. Так или иначе, он занимал должность в федеральных структурах власти и уже в силу этого был близок к тем людям, которые осуществляют назначения. Тимербулат Каримов – зять Сечина. Ну да, Сечин – это видная фигура, но насколько его зять обладает какими-то управленческими качествами, какова его репутация среди населения республики? Я думаю, что репутация и популярность среди населения Башкортостана у него где-то близка к нулю. Поэтому люди, видимо, прикинули, сопоставили и решили: давайте лучше поставим человека, который работал в РБ, который пользуется там какой-никакой, но все же известностью, и мы его знаем…

Так что это назначение было ожидаемым. Радий Хабиров не менее известен и вращался в таких управленческих структурах, больше узнаваем прессой и населением, нежели Тимербулат Каримов. Здесь выбор абсолютно понятен, и мне кажется, что политическая целесообразность в этом случае перевесила кумовские связи.


Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (127) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.10.2018 13:26

Что означает "РБ отдана Сечину"?
Под РБ вы что имеете ввиду?
Башнефть?

Если это так, то я вам напомню, что Башнефть была продана задолго до Хамитова семейством Рахимовых.

В 2002 году Башнефть приватезировал Урал Рахимов.

В 2003 году Счётная палата РФ расценила этот факт как «беспрецедентный случай хищения активов из государственной собственности»

В 2005 году 25-процентные пакеты акций шести предприятий башкирского ТЭКа, включая «Башнефть», были проданы АФК «Система» за $600 млн. В 2009 году Рахимовы продали АФК «Система» контрольные пакеты акций этих предприятий за $2,5 млрд.

Все предприятия башкирского ТЭК с 2009 года перестали пренадлежать Башкирии благодаря Рахимовы, а не Хамитову.

А вот Благодаря Хамитову назад в собственность республики били возвращены 25% акций Башнефти, ранее проданных Рахимовым Евтушенкову.

  • Анонимно
    12.10.2018 12:52

    Сейчас будут разделять и властвовать

    • Кремль чутко прислушался к свободе выбора глав республики и сразу в один день уволил трёх глав регионов России.

    • Анонимно
      12.10.2018 13:08

      12.52 Хабиров гораздо лучше Хамитова. У Хамитова не было своей команды, он пришел от федералов и все развалил. При Муртазе был порядок, республика развивалась. Если бы бывший руководитель аппарата Рахимова Хабиров стал главой республики в 2010 году, 8 лет не были бы потеряны впустую.

      • Оптимист
        12.10.2018 14:10

        Хамитов привел аллигархов из Москвы, они всю Башкирию себе забрали, стал не нужен убрали

        • идущий
          12.10.2018 17:00

          Каких еще олигархов? Олигархам Башкирию отдал Рахимов. После него ничего уже не осталось. "Все уже украдено до нас..."

          • Анонимно
            12.10.2018 18:31

            Башнефть отдали теперь весь сервис и все подряды у московских компаний, местные не у дел. Причем москвичи нанимают тех же башкир но за копейки, оставляя все себе

          • Анонимно
            14.10.2018 18:35

            а тебе не в домек вовсю наши леса вырубают китайцы. в инзере например.при рахимове не было такого бардака.своих в тюрьму.за пару деревьев.так не выпишешь.

    • Все без них уже давно разделено.

    • Анонимно
      12.10.2018 13:51

      кияу будет, всем это известно уже несколько лет...

  • Анонимно
    12.10.2018 12:54

    РБ сдана Сечину, можно уйти на покой. А сама некогда успешная республика стала дотационным регионом и имеет отток населения.

    • Анонимно
      12.10.2018 13:26

      Что означает "РБ отдана Сечину"?
      Под РБ вы что имеете ввиду?
      Башнефть?

      Если это так, то я вам напомню, что Башнефть была продана задолго до Хамитова семейством Рахимовых.

      В 2002 году Башнефть приватезировал Урал Рахимов.

      В 2003 году Счётная палата РФ расценила этот факт как «беспрецедентный случай хищения активов из государственной собственности»

      В 2005 году 25-процентные пакеты акций шести предприятий башкирского ТЭКа, включая «Башнефть», были проданы АФК «Система» за $600 млн. В 2009 году Рахимовы продали АФК «Система» контрольные пакеты акций этих предприятий за $2,5 млрд.

      Все предприятия башкирского ТЭК с 2009 года перестали пренадлежать Башкирии благодаря Рахимовы, а не Хамитову.

      А вот Благодаря Хамитову назад в собственность республики били возвращены 25% акций Башнефти, ранее проданных Рахимовым Евтушенкову.

      • Анонимно
        12.10.2018 14:26

        И, получается, у Рахимова 2,5млрд, у Евтушенкова ничего и всем хорошо.

        • Анонимно
          12.10.2018 15:08

          Кинули Евтушенкова через бедро на лопатки.
          При этом Рахимов жив здоров, а сынуля за кордоном прячется от правосудия.

    • Анонимно
      12.10.2018 15:04

      Действительно, если учесть, что внук Мустая Каримова женат на дочке Сечина!

  • Анонимно
    12.10.2018 12:54

    Давно пора. Деградация Уфы и Башкирии в целом при нем была огромной. Посмотрим, что сделает новый глава.

    • Анонимно
      12.10.2018 13:13

      Вот так и наблюдаем за временщиками, сменяющим друг друга, и ожидаем, что следующий будет лучше предыдущего...
      Проблема только в том, что временщики НАЗНАЧАЮТСЯ, а не избираются. Поэтому не происходит естественного отбора лучших и эффективных. А так как система способна генерить только подобных себе, то и результат заранее известен - в лучшем случае поддержание безбедной (но не зажиточной) жизни (как в РТ с ее нефтью), но в основном, результат - деградация и развал остатков советского величия (пример - Орловская область, некогда промышленно-хозяйственная сильная территория, ныне - спившаяся нищенская пустошь).
      Без смены парадигмы системы результат не изменится. Нужно брать курс на добро и внутреннее развитие. А пока лишь злобно строим феодализм с имперскими амбициями.

      • ПутчДемона
        12.10.2018 13:57

        У нас избираются одни и те же хужалар. Так что развитие только как сопутствующее к набитию карманов. Когда чиновник сидит больше одного срока у него наступает спокойствие и желание заглотить всё вокруг. А когда сегодня здесь, а завтра там (по результатам сегодня), то и бизнесы устраивать особого резона нет и эффективность показывать надо. С нашим институтом "преемников" всё и пошло "под откос" в стране и республике. Иосиф тасовал кадры и всё работало эффективно: добился успехов - садись повыше, не справился - в подвалы.Так и надо делать.

        • Анонимно
          12.10.2018 14:49

          %

          "У нас избираются одни и те же хужалар"

          А где в РФ иначе? На самом верху что?

          • Анонимно
            12.10.2018 16:07

            Он и говорит в целом по России

          • Анонимно
            13.10.2018 15:23

            Причем тут где не иначе? Не должно быть так и все. 6 лет и в бизнес иди или на пенсию, но не на госслужбу.

  • Анонимно
    12.10.2018 12:56

    Похоже Кириенко восстанавливает изгнанных. В любом случае ротация только на пользу простым людям, иначе чиновники начинают чувствовать себя земными небожителями и вести себя, как фараоны, а они такие же люди.

    • Анонимно
      12.10.2018 13:40

      и даже Фараоны были обычными людьми и они боялись гнева Всевышнего

    • Анонимно
      12.10.2018 13:55

      Это наш менталитет. Посмотрите как себя ведёт владелец автосервиса или директор магазина. Никакой разницы.

    • Анонимно
      12.10.2018 14:40

      Кириенко и его команда похоже пришли наконец к власти в стране, подвинув Медведевскую группу. Кириенко очень умный, тих тихо, а на всех ключевых губернских местах именно его люди. Он дистанцируется от правительства которое народу уже опротивело, и не высовывается поперед президента как силовики. По мне так он готовит под себя место президента, и расставляет на местах губернаторов которые когда надо проголосуют как положено. Вспомните историю как технически Сталин или Брежнев смещали своих казавшихся незыблемыми визави.

      Присмотритесь к КИРИЕНКО.

      • Анонимно
        12.10.2018 14:48

        Вы похоже правы, почитал про него и понял, что на самом деле он тот человек который всего добивается, несмотря на амплуа мальчика.
        Главной макроэкономической идеей, которую сразу стали обсуждать в правительстве Кириенко, была девальвация рубля; курс его тогда составлял около 6 рублей за доллар, что в условиях сверхдешёвой нефти приводило к быстрому истощению валютных ресурсов государства. Подешевевшими в результате девальвации рублями было бы проще рассчитаться по внутреннему долгу. В этой ситуации Кириенко предложил Госдуме антикризисную программу, суть её состояла в том, чтобы резко сократить государственные расходы. Были предложены два варианта действий на выбор депутатов. Либо парламентским актом одобрить секвестр бюджета — пропорциональное урезание его расходов по всем или большинству статей. Либо — если Госдума не готова принять на себя ответственность, — позволить правительству сократить расходы самостоятельно и по своему усмотрению.Госдума отклонила антикризисную программу кабинета Кириенко, не дав ему дополнительных прерогатив, и не предложив никакой разумной альтернативы. В этих обстоятельствах Кириенко предпочёл удержать на плаву коммерческие банки и спасти государственную казну от неминуемого разорения, которое вызвала бы расплата по ГКО[14].

        Впервые в российской истории премьер Кириенко объявил дефолт — мораторий (временный отказ) от выплаты долгов. Эта мера коснулась как суверенных, так и частных долгов. Российским частным заёмщикам было разрешено не платить по долгам иностранным кредиторам в течение 90 дней. Сам Кириенко впоследствии признал что «принял плохое решение, — но только для того, чтобы избежать худшего». 16 августа, в воскресенье, Кириенко известил президента Ельцина, что правительство принимает на себя ответственность за случившееся и готово подать в отставку. Тогда Ельцин счёл отставку кабинета Кириенко преждевременной и предложил ему продолжить работу. На следующий день, в понедельник 17 августа 1998 года, в России было публично объявлено о дефолте, курс рубля рухнул почти в 3 раза, к 1 октября он опустился до 16 рублей за доллар.
        То есть он в любом случае сделал так как надо было, как он нацелил....каким путем правильно неправильно другое дело.

      • Анонимно
        13.10.2018 11:48

        К нему уже президент присмотрелся, но, может, не всё увидел

    • Анонимно
      12.10.2018 16:22

      Ждем столичного татарского строителя в 2020!

      • Анонимно
        12.10.2018 17:26

        Посмотрите, как похорошел Татарстан при Марате Шакирзяновиче!

    • Анонимно
      13.10.2018 11:47

      Дело не в Кириенко, а в Темясовском конфликте и полном отсутствии дееспособности у Хамитова

  • Анонимно
    12.10.2018 13:00

    Приятно, что в РБ, на равных с Башкортостаном, употребляют другое красивое название - Башкирия.

    • Анонимно
      12.10.2018 13:43

      А если просто Башкортостан, то неприятно? Тогда вам кажется, что Башкортостан отделился от России?
      Опять средневековьем повеяло.

      • Анонимно
        14.10.2018 19:22

        Башкортостан - это на башкирском языке. А мы - русские, говорим по-русски, нам башкирская фонетика и лексика неудобны. По-русски - это Башкирия. Аналогично с Татарией, Киргизией, Туркменией и т.д.

      • Анонимно
        14.10.2018 19:24

        Цитата: "В качестве основных итогов правления Хамитова можно назвать уход от этнократического режима".

        Сказки это. Как была башкирская этнократия - так и осталась.

    • Анонимно
      12.10.2018 14:50

      %

      Губерния еще роднее. Правда?

  • Анонимно
    12.10.2018 13:00

    Нужны срочно народные выборы.Башкортостан сильно обнищал и на дне.

    • Mun
      13.10.2018 13:45

      Не пугай "элиту"! Какие выборы...? Как тогда воровать, вдруг "несознательный" народ не тех изберет!? Тут наоборот продвигаемся к коррупционной монархии - у России свой особенный путь развития! Посмотрите Кабардино Балкарию: вместо Кокова старшего главой назначили Кокова младшего. В худшем случае есть "армия" личных доверенных охранников Морозовы, Демины, дуэлянты всякие.... Никто не хочет терять кормушку... А Вы тут про выборы! Выборы отменяли не для того, чтобы их добровольно возродить. Справедливые выборы - это для коррумпированной "элиты" добровольный отказ от власти, т.е. от кормушки, от всех благ, которую дает власть. А это надо им? Не стройте иллюзию.

  • Псевдоним
    12.10.2018 13:01

    Сочувствую братьям-башкирам.

  • Анонимно
    12.10.2018 13:05

    Как личность Рустэм Закиевич всегда выглядел человечным, открытым и доброжелательным – особенно на фоне своего предшественника Муртазы Рахимова с его партийно-клановыми и «байскими» привычками.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/398687
    Как хорошо что всех этих замашек и привычек наша республика не имеет.а потому светлое будущее Татарстану гарантировано,вокруг рушатся губернаторы а наш островок стабильности вызывает лишь неподдельную зависть у соседей.Власть наша неколебима и стабильна и будет стоять тысячу лет и еще впереди много славных дел! И на пенсию нам рановато!
    Это сегодня сон мне такой приснился...

  • Анонимно
    12.10.2018 13:10

    Азат Д

    А почему народне выбирает?
    А как же это? -" ...веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,"

    • Анонимно
      12.10.2018 13:42

      Потому, что у нас государство построено на лжи и лицемерии.
      Лгут везде и всегда, особенно те кто ухватил власть в свои руки.

    • Анонимно
      12.10.2018 14:00

      В сентябре следующего года и выберут.

  • Анонимно
    12.10.2018 13:11

    Бу Кеше әгәр бөтен җирдә дә ревизия ясап тәртип сала башласа, хезмәт халкының соңгы акчасын алып, озак еллар сдавать ителмәгән йортларның очына чыгып халыкны куандырса, ялган припискаларга юл куймаса, берсүзсез халык ихтирамын яулыячак. Авылда туган, авыл тормышын күреп, белеп үскән, заводта эшләп эшченең кем икәнен аңлаган, югары белем алган, Мәскәү чиновниклары белән аяк терәп сөйләшерлек яхшы урында эшләп эшнең асылына төшенгән. Сайлауларга кадәр хәтсез гомер бар, ҖИТМӘСӘ САМЫЙ ДӘРТЛӘНЕП ЭШЛИ ТОРГАН ВОЗРАСТА, уңышлар теләргә генә кала инде аңа.

  • Анонимно
    12.10.2018 13:17

    Ставленник федералов?

  • Анонимно
    12.10.2018 13:17

    Башкирию тихонько сливают. Робкие башкиры смотрят на это со стороны.

    • Анонимно
      12.10.2018 15:59

      В Башкирии самих башкир меньше живёт, чем русских, татар и чувашей, не забывайте об этом, башкирская элита там сильна, но не всесильна

      • Анонимно
        14.10.2018 14:05

        Именно поэтому ложно утверждение: "В серьезные имиджевые потери для Хамитова вылился скандал, связанный с отменой обязательного изучения башкирского языка в школах".

        Хамитов мог упасть в глазах малой части населения региона (башкирских националистов), но неизмеримо поднялся в глазах квалифицированного большинства населения (русских). Это - не имиджевая потеря, а имиджевое приобретение.

    • Анонимно
      12.10.2018 19:35

      %

      Несколько тысяч "робких" башкир вышли на митинг в защиту баш. языка. А сколько вышло татар защитить наш язык?

  • Анонимно
    12.10.2018 13:17

    Уважение Сергею Владиленовичу за ротацию глав субъектов,а то уже всем надоело,застой на местах. Свежая голова,новая команда хоть стимул будет обычным гражданам добиться чего-либо. А то брат на брате,родственники,одноклассники и тд.

  • Анонимно
    12.10.2018 13:21

    Угодники не угодны.

  • Анонимно
    12.10.2018 13:30

    Хабиров попытается догнать Татарстан в развитии.....Начнется соц.соревнование....

    • Анонимно
      12.10.2018 13:46

      Вот что губит Башкирию, это как раз попытки догнать Татарстан. Копировка, а не республика. Причем плохая копировка.

      • Анонимно
        12.10.2018 14:03

        Она и так впереди Татарстана. Была. Когда в Челнах просили деньги за осмотр ребёнка, а в Казани ничего не знали про томограф в Уфе сделали бесплатно и безо всякой очереди. Когда Казань утопала в грязи-Уфу вылизывали в 4-х утра. Это в Уфе построили проспект Юлаева и город поехал. Это в Уфе убрали трамвай, когда в Казани не было убрано еще не одной ветки. Дороги всегда были лучше в Башкирии. Ну и многое другое. Но это было лет 10 назад. Потом пришел Хамитов и всё остановилось.

        • Анонимно
          12.10.2018 14:27

          Врешь и не стесняешься, хотя тебе из Московского офиса лучше видно

        • Анонимно
          12.10.2018 14:45

          Позвольте не согласиться!
          экологически чистый транспорт убрали- это не подвод для восторгов!
          Зато автомобилей завались, загазованность. Пробки ужасные в Уфе, город вытянут в одном направлении. один проспект Юлаева проблему не решил, плюс наличие разрешенных левых поворотов ситуацию на дороге не улучшает.
          Автопарк общественного транспорта- с Казанским
          рядом не стоИт!
          Езжу в Уфу ежегодно на авто. Гаишники- взяточники! Без стеснения просят денег за нарушение. Каждый год одно и тоже, контроля видимо нет.
          В Татарстане давно уже не припомню, чтобы гаишники намекали на что- то. Вот штраф- подпиши и вали отсюда!

          • Анонимно
            13.10.2018 11:58

            Гаишники в Татарстане вообще очень человечны по сравнению с Башкортостаном, не зря так Белый Дом в Уфе так держится за начальника ГАИ, когда МВД РФ по РБ ( министр был из Карелии) всех начальников управлений меняло на выходцев из Карелии. Одно спасает - меньше стало дармоедов, оборзевших просто до не могу при Рахимове.

        • Анонимно
          12.10.2018 17:33

          Муртаза все деньги прохлопал вместе с сыном.

    • Анонимно
      12.10.2018 14:06

      В каком развитии? Там всё есть и много вкладывалось в город и жителей. И медицина и образование и культура.

  • Анонимно
    12.10.2018 13:52

    Были в Уфе летом. Достаточно грязный, депрессивный город. Центр с бестолковой несистемной застройкой, с кучей безликих серых зданий и хрущевок вперемешку с типа элитными многоэтажками. Видно, что никакой стратегии развития города и центра нет.
    Приехали к родственникам, живут на окраине, в панельной девятиэтажке, поразились тому, что мусорные баки с вонючим содержимым стоят прямо у подъездов! , там, где у нас обычно лавочки с урнами стоят.
    Такое впечатление сложилось, особенно в сравнении с Казанью.

    Лилия

  • Анонимно
    12.10.2018 14:03

    "Татарстан и активы свои сохранил…"

    Т.е. жители РТ еще должны быть счастливы, что все досталось сыновьям?

    • Анонимно
      12.10.2018 14:47

      Важно не кому принадлежат предприятия, а где они платят налоги и вкладываются ли в социальные проекты.

      Татарстану повезло что активы остались в республике и вышеперечисленные условия выполняются...

    • Анонимно
      12.10.2018 18:37

      14.03.Из двух зол в Татарстане выбрали меньшее. Поэтому, да , радуйтесь, что активы достались "сыновьям", а не заезжим условным Абрамовичам.

      • Анонимно
        12.10.2018 22:41

        Я не рад. Чепуху про абрамовича хватит молоть. Нас ограбили и говорят радуйтесь. 18.37 Пора голову включить

        • Анонимно
          13.10.2018 11:59

          Ну, хорошо. В РБ не Абрамовичам, а Вексельбергам. Тут вы правы.

  • Анонимно
    12.10.2018 14:29

    Смена в Башкортостане, предупреждение Татарстану...

  • Анонимно
    12.10.2018 14:33

    Башнефть надо было продать Татарстану

  • Анонимно
    12.10.2018 14:38

    Татары и башкиры братья, надо объединится

  • Анонимно
    12.10.2018 14:39

    Это жирная точка процессу демонтажа Башкортастана

    • Анонимно
      12.10.2018 18:08

      14:39
      Ваши слова можно интерпретировать двояко, научитесь связно излагать свои мысли)

  • Анонимно
    12.10.2018 14:40

    Очень жаль башкир, падают на глазах, а ведь так хорошо начинали

  • Анонимно
    12.10.2018 14:42

    Надо помочь братьям, нам ничего делить, мы единый народ.

    • Анонимно
      12.10.2018 15:35

      А как ты им поможешь? У РБ свой бюджет, а у РТ свой, и все через федеральный центр.
      Если только объединить в один макрорегион РБ и РТ, что и делает Кириенко.

      • Анонимно
        12.10.2018 17:01

        Надо союзное сделать

        Типа беларуси и россии

      • Анонимно
        12.10.2018 18:39

        Объединение РТ и РБ Кириенко может приснится только в страшном сне. Наяву же, федералы этого ни за что не допустят.

      • Анонимно
        12.10.2018 19:25

        Мск не даст объединиться, При этом режиме.

  • Анонимно
    12.10.2018 14:47

    Сегодня по радио на новостях передают Башкирская губерния. Разве не Республика?

  • Анонимно
    12.10.2018 14:48

    Высказывание Хамитова - дорогу молодым, полностью поддерживаю..

  • Анонимно
    12.10.2018 15:03

    Да какая разница, кто местные власти возглавляет , они часть элиты, заточенной на решение только своих шкурных интересов. Система власти куёт одних и тех же менеджеребцов, для народа абсолютно чуждых, так что неинтересно от слова "СОВСЕМ!"

  • Анонимно
    12.10.2018 15:30

    Какие татары и башкиры братья-покажет Хабиров....А по поводу Хамитова, так при нем строительство в Уфе началось в таких масштабах, при Муртазе деньги куда-то исчезали-вон даже мечеть построить не может, это с его то деньжищами........

  • Анонимно
    12.10.2018 15:32

    Журналисты БО сделали очень интересный материал, своего рода, информацию к размышлению и для РТ.Что касается рассуждений кучки пикейных жилетов, простите экспертов,то они от татарстанского мафусаила этого ремесла и до более молодых коллег из обоих республик ,дают прогнозы, с точностью старого метеобюро -или дождик или снег, или будет или нет, и все это произойдет ,после дождичка в четверг, как гласит пословица. Надеюсь ,что все эти маститые галимы, на шутку не обиделись ,понимаю, что ванговать им тяжело,политическая погода неустойчивая. Ясно одно ,кадровый состав, почти всех регионов, будет обновлен, пожалуй, пока, точно уцелеют, Собянинн и Минниханов,своего рода нештатный полпред Москвы в мусульманских регионах планеты,весьма успешно работающий на этой стезе.

  • Анонимно
    12.10.2018 15:33

    Медведевцы сдают свои позиции. Кто следующий?

  • РОСНЕФТЬ - должна вернуть акции БАШНЕФТИ башкирскому народу. А Республика Башкортостан их национализировать.
    Чеченской Республике же вернули. Чем башкирский народ хуже чеченского?
    Были преступные ошибки. Но зачем за отдельных личностей наказывать целый народ?

    • Анонимно
      12.10.2018 16:13

      Вы лучше предложите вернуть КОС, НКНХ, Татнефть народу Татарстана.
      Сейчас народу Татарстана через Связьинвестнефтехим всего около 30% акций Татанефти, а акций КОС и НКНХ и того меньше.
      Да еще вопросы к СИНХу, куда идут дивиденды от оставшихся акций.

      • Анонимно
        12.10.2018 17:05

        А газ пром и роснефть с уралкалием и металлургическими заводами - вернуть многонациональномк народу Российской Федерации

        • Анонимно
          12.10.2018 17:15

          ФосАгро, КамАЗ.....

        • Анонимно
          12.10.2018 22:45

          В своей республике разберись, после замахнешься дальше

          • Анонимно
            13.10.2018 11:07

            22:45 Под словом "разберись", это вы имеете ввиду - передай московским боярам.... упс, олигархам

    • Анонимно
      12.10.2018 21:04

      Габдель Юссон,Башкирам нужен Салават Юлаев.Без него,его Имени и Флага,Башкиры потерянный народ.

    • Анонимно
      14.10.2018 14:08

      Не башкирскому народу, а многонациональному народу Башкирии, которая сейчас существует в форме республики Башкортостан.

  • Анонимно
    12.10.2018 16:16

    Надо менять во всех регионах!

  • Анонимно
    12.10.2018 16:23

    "Также у главы республики обострились отношения с Башкирской содовой компанией (БСК, группа «Башкирская химия»), подконтрольной Виктору Вексельбергу. БСК просила предоставить для разработки гору-шихан Тратау – памятник природы. Хамитов отказал, в результате уже к 2022 году сырьевой ресурс компании может быть исчерпан".
    Я обратил внимание на этот кусочек статьи. Чьим ДРУГОМ является Виктор Вексельберг, всем известно. Ну и вторая причина лежит на поверхности. Выборы к востоку от Уральских гор кандидаты от партии власти все чаще проигрывают. Так случилось в Хакасии и Приморье. Потом федеральной власти приходится действовать, причем весьма топорными и некрасивыми методами.
    Я также обратил внимание, что приход к власти кандидатов от ЛДПР прошел для федеральной власти незаметно и был без особого шума принят ею. В регионах же, где фактически победили кандидаты от КПРФ, итоги выборов были отменены. Из этого я делаю вполне определенный вывод, что единственной реальной оппозиционной силой в стране является КПРФ.

  • Анонимно
    12.10.2018 16:24

    говорят болен он

  • Анонимно
    12.10.2018 17:38

    Ну что господа, ждём пришествия премьером Сарбаева Р.С

  • Анонимно
    12.10.2018 18:16

    Не будет никакого развития, пока не будут проведены честные, под контролем народа, конкурентные выборы. Пока не будет дискуссий по принятию программы пути развития экономики, предложенных разными партиями; и пока народу не дадут право выбрать из них наилучшее, развития не будет. А пока... А пока учителя усердно исправляют ошибки избирателей на выборах. Они любят исправлять чужие ошибки. Работа такая. За это им деньги платят...

  • Анонимно
    12.10.2018 19:36

    Одни и те же лица. Сейчас начнут в очередной раз грабить.

  • Анонимно
    12.10.2018 19:59

    Все комментирующие, вздохните спокойно и смотрите хоккей или "Жырлыйк але", не переживайте! Ни в Башкирии, ни в Татарстане никто не спрашивает у вас, кого снимать, кого ставить. Какая вам всем разница, Хамитов или Хабиров? Ни на чью зарплату или пенсию это не повлияет.

  • Анонимно
    12.10.2018 20:22

    Как кланы 30 лет доили народ, так и продолжается, надолго ли?

  • Анонимно
    12.10.2018 21:46

    Хамитов был хорошим руководителем: честным, порядочным, интеллигентным, умным и добрым. Жаль, что он ушел.

  • Низами
    12.10.2018 22:24

    «При Рустэме Хамитове башкирские элиты потеряли страх: не Муртаза – не накажет, рассуждали они»,
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/398687

    В Татарстане тоже начали разворачивать яркую, красивую обертку...
    А под ней столько плесени...

  • Анонимно
    13.10.2018 00:23

    Хамитов-настоящий интеллигент.Редкое явление.Побольше бы таких.

  • Фидарис
    13.10.2018 11:19

    Меняют "шило на мыло". Хабиров такой же трус и приспособленец, судя по биографии. Кремлю не нужны самостоятельные и сильные.
    Опять "выборы" без выбора - задолбали народ., никак не нахапаются.

  • Анонимно
    13.10.2018 20:24

    Башкирии (Башкортостану) нужен национальный лидер. Человек который может повести за собой других людей. У Башкирии большой потенциал, просто его нужно реализовать. При этом и Татарстану и Башкортостану нужно больше работать над сближением двух республик. Всё таки мы два братских народа!

    • Анонимно
      13.10.2018 22:17

      Бесполезно. Баям песнь сложить пора об их жадности. Народ и так близок

      • Анонимно
        14.10.2018 14:13

        Баи не жадные. Их жизнь вынуждает. Они говорят, что народишко - никчёмный, работать не умеет до посинения (и чтоб посинение - ровно за день до пенсии), ворует всякие пособия и выплаты да уменьшения налогов требует, а ещё жрать хочет досыта, медицину ему, образование и прочую социалку... Вот и не хватает баям. С таким-то наглым, подлым народишком...

  • Анонимно
    15.10.2018 09:33

    Башкортостан становиться республикой назначаемых "варягов"? Почему нет доверия местным молодым политикам??!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen