Who is mr? 
14.10.2018

«Он не будет проводником интересов аульной аристократии»: who is mr. Хабиров?

10 самых ярких фактов из биографии нового врио главы Башкортостана — настоящего башкира, который порвал с Рахимовым и прижился в Москве

Накануне в Уфе республиканскому правительству и Курултаю представили Радия Хабирова, который из кресла мэра подмосковного Красногорска легко переместился на пост врио главы РБ. О том, чем известен Хабиров, как он спас Рахимова от «ситцевой революции», за что башкирский «Бабай» выкинул его из рядов «Единой России», а Сурков восстановил, каким образом в Красногорске была создана «Башкирия в миниатюре» и почему Навальный обзывал его соратника жуликоватым хмырем, — в материале «БИЗНЕС Online».

Путин назначил Радия Хабирова врио главы Башкортостана. 54-летний сменщик Хамитова возвращается из десятилетнего изгнания в республику Фото: ©Алексей Дружинин, РИА «Новости»

1. ИЗ РОДА ЮРМАТЫ: ТОЧНО НАСТОЯЩИЙ БАШКИР?

Радий Хабиров – этнический башкир из рода Юрматы. Этот род проживает преимущественно в Ишимбайском районе, где новый глава Башкортостана и родился в марте 1964 года в те времена, когда республика именовалась Башкирской АССР. По легенде юрматы – это далекие потомки сарматов (на что указывает и очевидное созвучие между двумя названиями). Их символом является желто-белый кречет (шонкар), который изображен на районном гербе и флаге парящим на фоне зеленого ковыльного поля. В РБ этот род считается одним из самых крупных и «коренных» и принадлежит к «родовым башкирам» (в противоположность «сословным башкирам»). Если в Уфе узнают про кого-то, что он из Ишимбая, то про такого обычно говорят: «Ну он точно настоящий башкир!» Так что для национальной элиты РБ, вроде бы, не должно возникнуть вопросов о происхождении Радия Фаритовича, подобных тем, какие у нее периодически возникали к Рустэму Хамитову. Вспомним, что его продолжали настойчиво считать татарином, несмотря на мастерское владение башкирским языком. Впрочем, поживем – увидим...

Как и приличествует человеку из народа, Хабиров начинал свою карьеру с низших ступеней рабочей специальности – с ученика фрезеровщика. Затем была служба в армии, откуда он вернулся ровно накануне перестройки, в 1984 году. Страна была на пороге серьезных перемен, требующих от людей совершенно иных качеств, нежели просто искусное владение фрезеровкой. И юный Радий поступает на юридический факультет Башкирского государственного университета.

2. ЮРИСТ, КАК ПУТИН ИЛИ МЕДВЕДЕВ. И СТОРОННИК ПАНТЮРКИЗМА?

Вскоре после окончания юрфака у себя, на малой родине, Хабиров отправляется в Турцию, где становится магистрантом Университета Билькент (в переводе с турецкого – «город учения и науки») в Анкаре. Это первый частный университет Турецкой Республики, основанный известным медиком Ихсаном Дограмаджи. На здешней студенческой скамье Радий Фаритович проводит еще два года, впитывая в себя не только знания, но, возможно, еще и идеологию пантюркизма, которая как раз поднимала голову и стремилась завоевать себе новых адептов на вакантном после краха коммунистической доктрины постсоветском пространстве. В Уфе как раз в это время утверждает свою власть тогдашний председатель республиканского Верховного Совета Муртаза Рахимов. Он последовательно принимает декларацию о суверенитете РБ и собственную Конституцию, после чего становится первым президентом Башкортостана. Провозглашенный им курс на создание практически автономного башкирского государства в структуре РФ очень удачно совпадает с притязаниями Турции объединить вокруг себя собратьев по «тюркскому миру». Одновременно в чиновничьих структурах РБ начинаются чистки, имеющие целью заменить старые советские кадры на новые и этнически правильные.

На этом фоне молодой юрист Хабиров, только что отучившийся в Турции, получает прекрасные шансы выстроить себе карьеру. Тем не менее, вернувшись домой, он далеко не сразу попадает в окружение к Рахимову, а для начала утверждается внутри местного научного сообщества. Подобно Владимиру Путину или Дмитрию Медведеву, которые в 1990-е годы также подвизались при юрфаке Ленинградского (затем – Санкт-Петербургского) университета, он работает в БГУ, где последовательно занимает должности от старшего преподавателя до заместителя декана юрфака и директора Института права. Но в уфимском Белом доме его уже заметили. В 2003 году он получает предложение перейти в администрацию президента РБ, и сразу же – на должность ее руководителя.

3. КАК ХАБИРОВ ПОТУШИЛ «СИТЦЕВУЮ РЕВОЛЮЦИЮ»: «ФАКТ ПОЯВЛЕНИЯ ТАКОГО БОЛЬШОГО НАЧАЛЬНИКА СДЕЛАЛ СВОЕ УМИРОТВОРЯЮЩЕЕ ДЕЛО»

С этой поры Хабиров получает неофициальный титул «серого кардинала» башкирского Белого дома. Оставаясь не слишком публичным человеком, именно он, по сути, отвечал за всю публичную политику РБ, за проходящие здесь выборы и отношения с электоратом. В 2005 году, когда в стране грянула «ситцевая революция», вызванная монетизацией льгот (своеобразной предтечей нынешней пенсионной реформы), электорат республики впервые дал о себе знать совершенно с неожиданной для Муртазы Губайдулловича стороны – он вышел на улицы и начал потрясать кулаками, требуя справедливости. Как свидетельствует очевидцы, Рахимов просто растерялся, когда разгневанная толпа надумала устроить митинг прямо под его окнами. Ситуацию спас Хабиров.

Как позднее вспоминал в своей книге «Бабай всея Руси» заместитель Хабирова, главный рахимовский пиарщик Ростислав Мурзагулов, «Бабай (под этим незамысловатым именем в мемуарах выведен первый президент РБприм. ред.) и нам запрещал вступать с митингующими в переговоры, и сам категорически отказывался выходить к людям и объяснять, что это за монетизация такая и как при ней выжить пенсионеру. Бабай был по-детски обижен на тех, кто митинговал, считая, что верный его народ, раздразненный веременковщиной и нашим псевдолиберализмом, стал крайне неблагодарным, не понимающим своего счастья, заключающегося в том, что Бабай, в отличие от большинства коллег, о нем, о народе, думает. <…> Он ведь действительно, честно говоря, постоянно делал что-то, как ему казалось, нужное для народа — строил газопроводы, школы, больницы, клубы и так далее, выкручивая руки сыну, чтобы он профинансировал то один объект, то другой. А тут вдруг тысячи людей на улицах, которые требуют отставки Бабая, да еще и обвиняют его в том, чего он на самом деле не совершал. Бабай очень обижался и во время каждого митинга уезжал куда-нибудь подальше по районам. А митингующие были уверены, что Бабай уезжает потому, что их боится и не хочет с ними разговаривать».

«Вот и в тот день, когда протестанты подступили вплотную к Белому дому и практически осадили его, Рахимов предпочел уехать по делам, бросив правительственную цитадель на произвол судьбы и милиции, которая не слишком стремилась разгонять народ, Хабиров, понимая, что, если к людям никто не выйдет, дело запахнет керосином, принял единственно возможное решение и залез на грузовик-трибуну, — свидетельствует Мурзагулов. — Митингующие были поражены тем, что впервые второе лицо (по факту тогда это было так, не спорьте те, кто был формально выше!) в политической иерархии республики вышло к толпе недовольных. Власти региона раньше всегда говорили только с послушными и счастливыми китайскими болванчиками, преисполненными благодарности руководству за заботу о них, недостойных. Радий начал говорить в полной тишине: „Уважаемые товарищи! То, в чем вы сейчас участвуете, политическая провокация!“ Текст дурацкий, согласен. Но у нас не было времени его продумывать, все было спонтанно. Естественно, слова Радия были заулюлюканы первыми рядами, состоявшими из наиболее активных протестующих. Однако сам факт появления такого большого начальника перед простыми людьми сделал свое умиротворяющее дело. Попытки обратить выход Радия в катализатор разгрома Белого дома пресек уже Рамиль Б. (Рамиль Бигнов, предприниматель, владелец компании «Белсталь»прим. ред.). Отобрав микрофон у упомянутых выше активных маргинальных коллег, он назвал выход Радия, с которым, кстати, они уже сто лет как были хорошо знакомы, мужественным поступком и попросил соблюдать спокойствие и на провокации действительно не поддаваться. Люди, в принципе, были согласны с тем, что поступок был мужественным — я могу это говорить, потому что сам все время находился в толпе и понимал, чем она дышит. Так, слово за слово, митинг выдохся, и люди разошлись. С этого дня столь массовых выступлений уже не было».

Неизвестно, остался ли Рахимов благодарным по отношению к главе своей администрации или в очередной раз отругал его за то, что тот не может справиться с «кучкой отщепенцев», но еще один рисковый шанс проявить себя представился Хабирову очень скоро. В рахимовском семействе разразился скандал: Муртаза Губайдуллович обвинил своего сына Урала в присвоении власти над нефтяной компанией «Башнефть», которая совершенно не зря считалась главным национальным достоянием республики. «Отец-президент, поймавший собственного ребенка на чуть ранее собственным указом одобренных экономических махинациях ценой в миллиарды долларов и узурпации власти в своем же регионе — такого, думаю, не было даже в странах типа Уганды, Либерии и тому подобных», — пишет по этому поводу Мурзагулов. И вспоминает, как Радию довелось возглавить «комиссию по «бизабразиям Урала». «Мы прекрасно понимали, что отец и сын рано или поздно помирятся, а нас вот уже не простят за хорошо выполненные поручения, — добавляет он. — Но компромат на Урала все несли чрезвычайно охотно. Папка Радия под страшным кодовым названием „У.М.Р.“ пухла как гангрена и скоро доросла до размера огромного шкафа, занимавшего у него полкомнаты отдыха».

Все закончилось, разумеется, примирением отца и сына. «[Хабиров] зашел утром к Бабаю и нашел его чуть ли не в слезах и в самом сентиментальном расположении духа: „Радий, а ведь мне Урал сейчас позвонил!“ Ну и так далее — извинился, осознал, бла-бла-бла, — перечисляет Мурзагулов. — По настроению деда было понятно, что он заключит сына-бузотера в объятия ровно через столько минут, сколько потребуется для ураловского членовоза с мигалками и двумя машинами охраны для расталкивания горожан по дороге с Карла Маркса до Тукаева. Мы смотрели с шестого этажа, как эта огненная колесница примчалась к порогу Белого дома. Проговорили они несколько часов. Наши судьбы в том момент были решены, несмотря на то, что еще пару лет мы служили. Сразу после примирения Радий задал деду сакраментальный вопрос — не стоит ли нам в связи со всем произошедшим прямо сейчас и собрать манатки? Разумеется, в ответ он получил всевозможные заверения на предмет „да как ты мог придумать такое“, что шеф страшно ценит нас как преданных бойцов, решающих любые сложные проблемы и т. д. и т. п. Но нам было понятно, что вот закончится еще пара-тройка политических кампаний, ниточки которых мы пока крепко держим в своих руках, потом Бабай с Уралом станут думать, кто же будет-таки здесь следующим президентом, чтобы власть никуда не отдавать из семьи, и начнут операцию „Преемник“ на свой лад».

В Москве Хабиров получает репутацию «человека Суркова и Володина» (на фото — Госдума РФ, 2009 год)Фото: ©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

4. ССОРА С РАХИМОВЫМ: «У НАС БЫЛ ТЯЖЕЛЕЙШИЙ КОНФЛИКТ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО МНЕ ПРИШЛОСЬ ПОКИНУТЬ ТЕРРИТОРИЮ РЕСПУБЛИКИ»

Был в жизни Хабирова очень странный эпизод, когда из успешного и многообещающего политика он вдруг сделался опальным и «токсичным» у себя на малой родине, был исключен из башкирского отделения «Единой России» и едва не сделался фигурантом уголовного преследования. Об этом времени позднее вспоминал он сам, будучи уже главой подмосковного Красногорска: «Это был конфликт элит в республике, — рассказывал Радий Фаритович на открытой встрече со студентами РГСУ. — Я представлял одну из них, Муртаза Губайдуллович — другую. Это была довольно грязная история с потоками помоечной грязи в СМИ. Но зато она позволила мне выйти из истории живым и здоровым на своих ногах. Теперь я чувствую себя уверенно в подобных конфликтных ситуациях. И я, конечно, не рекомендую, но думаю, что каждому молодому человеку неплохо бы пройти такую бурную историю, чтобы проверить себя, понять, сможете ли вы выстоять».

Дело в том, что в 2008 году Хабиров получил приглашение перейти на работу на федеральный уровень и перебраться в Москву. «Бабай»-Рахимов вроде бы не возражал против этого, но лишь до тех пор, пока пресса не начала писать, что после «кремлевской стажировки» башкирский политик наверняка вернется в Уфу в качестве преемника Муртазы Губайдулловича. В башкирском Белом доме насторожились: Хабиров был сначала временно отстранен от должности, а потом и вовсе уволен по подозрению в предоставлении «неполных сведений о находящихся в пользовании и собственности» объектах недвижимости и махинациях с жильем. Началась настоящая травля: бывшего главу президентской администрации выкинули из рядов «правящей партии», возбудили уголовное дело, припомнили ему якобы имевшие место фальсификации на выборах 2007 года. В конфликт пришлось вмешиваться самому Владиславу Суркову, тогдашнему первому зампреду АП РФ: поговаривают, что он лично встретился с Рахимовым-старшим и в жесткой форме потребовал от него прекратить преследование своего же бывшего подчиненного. Кстати, в «Единой России» Хабирова тут же восстановили.

«Этот конфликт с тогдашним главой Республики Башкортостан Рахимовым, изменил мою жизнь и жизнь моих близких, — резюмировал Хабиров на встрече со студентами. — Мы все должны быть готовы к тому, что наши руководители могут чего-то не понимать. Иногда в таких случаях лучше просто спокойно разойтись. Но у нас был тяжелейший конфликт, в результате которого мне пришлось покинуть территорию республики».

5. «ЧЕЛОВЕК СУРКОВА И ВОЛОДИНА»: РАБОТА В КРЕМЛЕ

В Москве, куда Хабиров перебрался сначала на должность директора департамента по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ и политическими партиями в структуре президентского управления, он получает репутацию «человека Суркова и Володина». Его карьера в столице складывается благополучно, хотя уже и не так стремительно, как прежде. Он снова уходит в тень своего руководителя – на этот раз Вячеслава Володина. Курирует отношения с Госдумой и Общественной палатой, общается с политическими лидерами. Все это становится для него чрезвычайно хорошей школой – никак не хуже той, которую он прошел в свое время в рахимовских коридорах или в аудиториях турецкого университета Билькент. В 2009 году Радий Фаритович становится уже заместителем начальника управления президента РФ по внутренней политике и остается в этом качестве до осени 2016 года.

Как раз к этому времени формируется Дума VII созыва, и Володин становится в ней спикером. Президентская администрация переходит в руки к другому влиятельному зампреду – Сергею Кириенко, но Хабиров не остается работать под его началом и снова, как некогда в Башкортостане, пишет заявление на увольнение. Но на этот раз все проходит на редкость бесконфликтно. Более того, именно в это время закладывается фундамент будущего губернаторства Радия Фаритовича: ему, отвыкшему от непосредственной управленческой работы, дают «порулить» городом Красногорском, фактической столицей Московской области. Так человека, отвыкшего от автомобиля, сажают прежде на небольшую машину, прежде чем доверить большой и многодверный «Мерседес». Новым шефом Хабирова более чем на полтора года становится губернатор Андрей Воробьев.

Радий Хабиров Пост мэра подмосковного города Хабиров занимает в январе 2017 года и практически сразу начинает формировать команду из кадров, знакомых ему по прошлой башкирской жизни
Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

6. МЭР «БАШКОРТОСТАНА В МИНИАТЮРЕ»: КАК В ПОДМОСКОВНОМ КРАСНОГОРСКЕ ВСТРЕТИЛИСЬ БЫВШИЕ ЧИНОВНИКИ РБ

В Красногорске Хабиров – с умыслом или без – создает свою «Башкортостан в миниатюре». Пост мэра подмосковного города он занимает в январе 2017 года, и практически сразу начинает формировать свою команду из кадров, знакомых ему по прошлой башкирской жизни. Мурзагулов занимает в Красногорске пост заместителя главы города по инвестиционному развитию, торговле, предпринимательству, инновациям и прочему. Раиф Абдрахимов, экс-депутат Госсобрания Башкортостана, делается еще одним заместителем главы по вопросам архитектуры и строительства. В тех же рядах оказывается и Михаил Киреев, бывший замглавы города Стерлитамака. Городскую Общественную палату возглавляет Рустем Ахмадинуров. Можно встретить в ее списках и известного башкирского политолога Аббаса Галлямова, который, судя по всему, трудится тут на общественных началах.

О том, смогут ли вышеперечисленные люди составить костяк хабировской команды уже в Башкортостане, мы узнаем в самое ближайшее время. Пока же остается добавить, что в большой России можно отыскать еще одну «маленькую Башкирию» – в городе Плесе Ивановской области, чьим муниципалитетом руководит Тимербулат Каримов, внук башкирского поэта Мустая Карима и зять главы «Роснефти» Игоря Сечина. Однако его назначение на место, освобожденное накануне Хамитовым, выглядело как маловероятное. После скандала с «Башнефтью» оно выглядело бы как окончательная победа «сечинского лобби», что наверняка вызвало бы недовольство в республике. Поэтому Хабиров со своей красногорской командой выглядел гораздо более достойной кандидатурой.

7. НАВАЛЬНЫЙ ПРОТИВ ХАБИРОВА И МУРЗАГУЛОВА: СКАНДАЛ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ

Летом 2018 года в Красногорске состоялись муниципальные выборы в городской совет депутатов. В качестве «паровоза» в списке «Единой России» шел сам Хабиров. Забавно, но конкуренцию ему составил собственный зам Мурзагулов, выдвинувшийся поначалу от оппозиционной «Гражданской инициативы» (ранее называвшейся «Партией перемен»), возглавляемой Дмитрием Гудковым. Однако решение Гудкова о продвижении Мурзагулова тут же решил оспорить «оппозиционер №1» Алексей Навальный. В своем «Фейсбуке», обращаясь к другу Дмитрию, он написал: «Твоя партия выдвинула на выборы самое настоящее АПшное жульё и ворьё. Не какое-то опосредованное, а самое настоящее». (Орфография и пунктуация сохраненыприм. ред.) При этом с присущей ему большевистской прямотой глава ФБК охарактеризовал Мурзагулова как жуликоватого хмыря.

Гудков не сразу «сдал» автора «Бабая всея Руси» и для начала ответил Навальному полемично: «В Красногорске проходят муниципальные выборы, на которых мы выдвинули список из 6 человек, - терпеливо объяснил он. – Заметь, не я, а партия, я не контролирую кандидатуру каждого мундепа. Ты пишешь о первом кандидате – вице-мэре Мурзагулове – „жуликоватом хмыре“. Замечу лишь, что раньше – до Тимура Валеева – он работал с Ходорковским (для меня это хорошая рекомендация). Он не единоросс, он уходит из вице-мэров – но ты приводишь новое доказательство моей „мурзилосности“: бывший сотрудник АП Радий Хабиров, который знает Мирзагулова, сказал, что знает и меня. Удивительно, учитывая, что он отвечал за работу с Думой, где я был депутатом. Ты не поверишь, но меня знает и Володин. А нас с тобой обоих – Путин. О чем это говорит? Не Хабиров ли согласовывал мое участие в митингах и поездки к тебе на суд? Тебе давно стоило в этом разобраться».

В конечном итоге Гудков все-таки отказался от кандидатуры Мурзагулова, объяснив это тем, что его партия получила «ранее не известную информацию о его участии в применении административного ресурса на президентских выборах 2018 года». Однако выборы в красногорский совет все-таки состоялись, и победил на них, в частности, борец Джеффри Монсон из США, шедший в списках ЕдРа четвертым номером.

8. ФАНАТ ФК «УФА»: «ВИДЕЛА НА ФУТБОЛЕ ХАБИРОВА, О КОТОРОМ ВСЕ ГОВОРЯТ. НИЧО ТАКОЙ»

Хабиров известен и своей любовью к спорту: он имеет звание КМС по классической и греко-римской борьбе. Часто болеет за футбольный клуб «Уфа», который считают детищем Хамитова, и иногда появляется в фанатском шарфике на его матчах. Однажды на трибунах стадиона Радия Фаритовича запечатлела пользовательница соцсетей Анна Бусыгина. Свой пост с фотографией она снабдила подписью: «Видела на футболе того самого Хабирова, о котором все говорят. Ничо такой))))» (Орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

Эту запись тут же перепостил Мурзагулов в своем ЖЖ и не забыл снабдить собственным комментарием: «Радий Хабиров жив-здоров, в хорошем настроении, свеж, спокоен, отдыхает, использует свободное время по назначению и не выглядит как человек, который не знает, что делать дальше в жизни. Он продолжает интересоваться делами малой родины, в том числе следя за матчами уфимской футбольной команды». Далее автор воспоминаний о золотых рахимовских годах загадочно добавил: «Интересно будет посмотреть, какие круги по воде разойдутся, когда Хабиров получит новое назначение, которое прогнозируется в ближайшие недели». О чем шла речь, понять ныне сложно, поскольку пост Мурзагулова был датирован сентябрем 2016 года, когда Хабиров ушел из АП РФ. Вряд ли от назначения красногорским мэром могли разойтись сколько-нибудь заметные «круги» – поэтому рискнем предположить, что какую-то крупную должность Хабирову предлагали еще два года назад.   

9. ДОЧЬ ЗАМУЖЕМ ЗА БАНКИРОМ И ЖИВЕТ В АВСТРИИ?

О личной жизни нового главы РБ практически ничего не известно. Согласно имеющейся скупой информации, в настоящее время он женат вторым браком на Каринэ Хабировой. Первая жена была русской – с Ларисой Лукьяновой он прожил с 1987 по 2013 год. От первой женитьбы есть две дочери – Светлана (Градволь) и Рита, от второй – сын Фарит. Как сообщил Telegram-канал «Незыгарь», одна из дочерей Хабирова замужем за банкиром и живет в Австрии, гражданкой которой она и является. Свадьба состоялась еще в 2014 году. Любопытно, что в той же стране нашел прибежище от уголовного преследования и «принц Урал» – Рахимов-младший. Хотя вряд ли они общаются, учитывая замкнутый характер Урала Муртазовича и его напрочь испорченные отношения с бывшим главой «папиной» администрации.

Официально явление врио главы Башкортостана Хабирова народу произошло вчера в Уфе. Представил его членам правительства и депутатам полпред ПФО Игорь Комаров (справа)Фото: Светлана Садыкова

10. НАДЕЖДЫ НА НОВОГО ВРИО: «ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ В МОСКВЕ СИЛЬНО СКОРРЕКТИРОВАЛИ ЕГО ВЗГЛЯДЫ»

Официально явление врио главы Башкортостана Хабирова народу произошло вчера в Уфе в Доме госсобрания. Представил его членам правительства республики и депутатам Курултая недавно назначенный полпред ПФО Игорь Комаров. Ожидается, что Хабиров сможет покончить с внутриэлитной смутой в РБ и одновременно очень серьезно пересмотрит кадровую политику, господствовавшую в здешних чиновных кругах. Для этого у него уже есть небольшой задел – его красногорская команда, но на весь субъект ее явно не хватит.

«Башкирия сейчас в предвкушении кадровых потрясений, – рассказал „БИЗНЕС Online“ источник, близкий к уфимскому Белому дому. – Хаотичная кадровая политика Хамитова всем надоела. Он не умел дружить ни с кем. Даже Андрей Назаров из „Деловой России“, который некогда и пролоббировал назначение Хамитова, в последнее время находился в опале. Поэтому от нового главы ждут прежде всего конструктивных отношений».

В то же время ни на какое возвращение к временам Рахимова рассчитывать не приходится. Об этом могут мечтать разве что радикальные башкирские националисты, еще помнящие, что при «Бабае» Радий Хабиров был все-таки вторым человеком в республике. «Но десять лет в Москве и работа в администрации президента РФ сильно скорректировали его взгляды, – добавляет источник. – Он возвращается не в качестве националиста и проводника интересов „аульной аристократии“. Поэтому никто не рассчитывает на а-ля-„рахимовский ренессанс“. Но надежды на то, что жизнь республики будет сбалансирована, все-таки есть».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (186) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.10.2018 09:11

Если укрепит дружбу башкир и татар, будет большой молодец!

  • Анонимно
    14.10.2018 09:11

    Если укрепит дружбу башкир и татар, будет большой молодец!

    • Анонимно
      14.10.2018 09:37

      Надо обьеденятся с Башкирией и Чувашией
      Тюрки братья

      • Анонимно
        14.10.2018 10:00

        Скоро объединят с Ульновском,Нижним и Марий Эл,недолго осталось.

        • Анонимно
          14.10.2018 10:20

          Достаточно объединиться с Чувашией.
          Главное столицу нового региона перенести из Казани в Чебоксары.

        • Анонимно
          14.10.2018 13:40

          Ульяновск тоже татарский город. Историческое название- Сембер.

          • Анонимно
            14.10.2018 15:22

            Москва тоже , историческое название Москау лар!

            • Анонимно
              14.10.2018 15:36

              Не пишите глупости. Название историческое Москвы - Мокша. И жили там мокшане. Так их татары и называли мукше.
              А.Поц.

              • Анонимно
                14.10.2018 15:49

                15.36
                Mosque - Мечеть практически на всех языках мира.
                Mosque - Улус Золотой Орды. Об этом даже профессора МГУ говорят стдентам на лекциях.

                С уважением,

              • Анонимно
                14.10.2018 15:57

                Каких только нет версий и Мокша, и маска (медведь). У Казани тоже не мало версий.

                • Анонимно
                  14.10.2018 16:18

                  15.57
                  посмотрите выше комментарий 15.49.
                  Mosque - на всех языках Мечеть.
                  Mosque - Улус Золотой Орды.

              • Анонимно
                14.10.2018 17:52

                Историческое название Москвы - Моска ова. В переводе с марийского медведица!

              • Анонимно
                14.10.2018 19:21

                15-36
                Увы не угадали. Москва-Мэскеу-татарское слово. Буквальный перевод "процесс собирания, сосредоточения". Таких мест , обозначенных этим словом более 65.
                Не зря в Москве масса татарских слов-названий: Басман суды, Арбат, Измайл паркы, Кашир ягы, Таганка, Зур Орда, Кече Орда юлы, и т.д..

              • Анонимно
                15.10.2018 14:47

                и сейчас называют также

          • Азат Д
            14.10.2018 16:38


            И Елга.

          • Анонимно
            15.10.2018 11:10

            Ульяновск никогда не был татарским. Не фантазируй!

      • Анонимно
        14.10.2018 10:03

        Надо развивать не "братские" , а партнёрские отношения. Нам "братской" Украины и Белоруссии хватает.

        • Оптимист
          14.10.2018 10:25

          Да хоть с кем обьеденяйте, татары от этого не исчезнут)
          Не надейтесь даже

          • Анонимно
            14.10.2018 10:37

            У вас какая-то фобия. С чего вы взяли, что прям таки все не любят татар? Я русский , у меня много друзей татар. Но все они образованные. И никто из них не выпячивает свою колхозную татаркость, как это делают не очень образованные, кто считает , что принадлежность к какой-то нации это его заслуга или делает его каким-то особенным.

            • Анонимно
              14.10.2018 10:57

              А зачем тогда убирать национальные республики?
              Это вы выпячиваете свою русскость и хотите сделать всех вокруг русскими

              • Анонимно
                14.10.2018 11:12

                Не русскими - а РАВНЫМИ с точки зрения закона.

                • Анонимно
                  14.10.2018 11:23

                  И татары хотят быть равными, в том же языковом отношении

              • Анонимно
                14.10.2018 11:25

                Потому что в ваших нацреспубликах страдают не только русские, но и представители других национальностей. Или вы считаете , что марийцам в Татарстане живётся так же как татарам?

                • Анонимно
                  14.10.2018 11:33

                  У них рядом есть своя республика, где марйицам живется думаю ой как хорошо. Вот только почему то они сюда едут и испытывают, как вы пишите душевные страдания здесь, что здесь не как у них там.
                  А.Поц.

                  • Анонимно
                    14.10.2018 11:44

                    Что значит "своя республика"? Не забывай, это земля финно-угорских народов, к кому и относятся марийцы. И почему марийцы, живущие на земле своих предков, должны уезжать в Марий Эл и быть второсортным народом в Татарстане?

                    • Анонимно
                      14.10.2018 12:07

                      А может тут неандертальцы жили? А потом гунны и скифы. Земля считается чьей то, когда на ней появляется не чье то племя, а строится государство. Вот татары тут построили свое государство, а во что там тут другие построили не известно, кроме каких то землянок. Кстати, они более имеют права на земли мокшан. Вам бы там их права соблюдать. Знаете где это?
                      А.Поц.

                      • Анонимно
                        14.10.2018 12:34

                        Иван Грозный и создал новое государство.

                      • Анонимно
                        14.10.2018 12:55

                        Казанское ханство было государством монголов-чингизидов,а не татар!

                      • Анонимно
                        14.10.2018 12:57

                        Ну давайте, я приеду к вам в деревню, скажу что ваши дома не считаются, потому что это же не железобетонные здания. Поэтому ваша деревня за деревню не считается. А настоящая деревня создана мной, моими железобетонными домами. Поэтому какая разница, жили в землянках или нет, жили ведь.

                      • Анонимно
                        14.10.2018 15:44

                        Казан слово тюрское и при чем тут славяне и мокшане древляне витичи и прочие. Батый неоднакратно был с " дружественным визитом в Москве" и что ? Татары не орут на каждом углу о тюрском происхождени вашей столицы.

                    • Анонимно
                      14.10.2018 13:08

                      Где вы нашли факты,что это земля Татарстан-Марийская земля.Это наша татар-булгарскпя земля!

                      • Анонимно
                        14.10.2018 13:18

                        До Арска были земли черемисов.

                      • Анонимно
                        14.10.2018 15:46

                        КАЗАН с марийского это ..... . Бугульма с марийского это...... Блин беда совсем .

                    • Анонимно
                      14.10.2018 15:41

                      11 44 Как Казан звучит на финно угорском. Вот марийская столица ни как не переводиться на татарский. И почему добровольно татары не едут туда на ПМЖ а наоборот они к нам. ТАк впрочем мы и соседи. А вот вам бы помочь своим отсталым вымирающим регионам Забайкалья.

                      • Анонимно
                        14.10.2018 21:41

                        Изначальное название Йошкар-Олы - Царевококшвэайск. Не означает ведь это , что это земля русских.

                  • Анонимно
                    14.10.2018 12:01

                    Они перемещаются внутри своей страны

                  • Анонимно
                    14.10.2018 12:52

                    //Вот только почему то они сюда едут//

                    Да не "едут" марийцы сюда. Марийские сёла ЗДЕСЬ УЖЕ стояли, когда татары ещё кочевали по приалтайским степям.

                    • Анонимно
                      14.10.2018 13:47

                      И вы их там видели? А то все захоронения в Поволжье за последние 5 тысячелетий- курганного типа, характерного только для тюркских народов.

                • Анонимно
                  14.10.2018 13:06

                  А вы спросите у марийцев,как нам живется в Татарстане!Я мариец и живем мы отлично,в братской дружбе с татарами.

                  • Анонимно
                    14.10.2018 13:39

                    Я тоже мариец.
                    Вы в какую марийскую школу в Казани ходили?
                    Или национальные школы только татарам можно иметь?

                • Анонимно
                  14.10.2018 13:09

                  Я думаю марийцам в Татарстане живется лучше чем в Мари Эл
                  В Татарстане хоть марийские школы есть, и уровень жизни повыше

                  • Анонимно
                    14.10.2018 13:20

                    Так и в Марий Эл в каждой школе есть национальные классы. В которых изучают марийский язык. Марийцы более мудро подошли. Не заставляют никого учить насильно марийский и не создают национальные школы, но в каждой школе есть национальные классы.

                    • Анонимно
                      14.10.2018 13:49

                      Марийцы более мудро подошли, чем русские, которые заставляют всех учиться на русском языке, чтобы потом сдать ЕГЭ на этом языке.

                    • Анонимно
                      14.10.2018 13:49

                      Вы одно не понимаете, у татар было свое государство, древняя культура, глубокие корни, традиции, и не надо уровнять нас марийцами, у них и в советское время не было даже средней школы на марийском языке в своей республике. Они сами если решили так, это их дело. А татары так не хотят.

                      • Анонимно
                        14.10.2018 16:17

                        Назовите пожалуйста "свое татарское государство" с древней культурой, где оно располагалось. Если вы назовете "Золотую Орду, то ответ будет неправильным, это были монголы. Где же были вы?

                        • Анонимно
                          14.10.2018 16:38

                          Если так подходить как вы тут пытаетесь определить государство, то русские как название вашей нации возникло лет так двести-триста назад. Потому и само государство Россия имеет историю со времени царствования Петра 1.
                          А.Поц.

                        • Анонимно
                          14.10.2018 22:11

                          Смешно ,когда люди,говорящие кыпчакском языке называют себя то булгарами,то монголами,лишь бы показать себя коренными,а по сути являются потомками кочевников половцов!

                      • Анонимно
                        14.10.2018 20:19

                        У татар не было никогда древнего государства,эпоса.Это сравнительно молодая,искуственно созданная нация.Приблизительно,как Украина.

                        • Анонимно
                          14.10.2018 21:48

                          Не приблизительно,а точь-в-точь,большевики оставили кличку татары только за поволжскими и крымскими тюркоязычными народами,хотя до 17 года так называли и азербайджанцев,и хакассов,и ногайцев,и балкарцев.Большевики объединили мишар,тептяр,кряшен,нагайбаков,казанлы,которые до революции обозначались,как магометане или православные!

                        • Анонимно
                          15.10.2018 07:21

                          надо же. какой вы знаток.) не читайте официальных ни российских, ни советских, ни царских горе-историков, точнее, редакторов. умнее станете.

                      • ПутчДемона
                        14.10.2018 22:27

                        Не надо про "государство"! Это и наша земля, На ней родились и выросли наши отцы, деды и прадеды.

              • Вот ведь, не замечает, человек хороший, что сам отвечает на свой вопрос. НаЦиональные!!!!!!

              • Анонимно
                14.10.2018 11:56

                В США нет национальных республик. И как живут ведь?

                • Анонимно
                  14.10.2018 12:09

                  В США живут народы, которые уже имеют свои государства. Потому им и не надо их там иметь. А татары или башкиры с чувашами таких государств нигде больше не имеют.
                  А.Поц.

                • Анонимно
                  14.10.2018 15:15

                  США страна эмигрантов. Татары не эмигранты, мы живём на своей земле!!!

              • Анонимно
                14.10.2018 15:24

                Надоело с аульной аристократией жить , приватизирующей суды и правоохранительные органы.

                • Моисей
                  14.10.2018 15:41

                  Судей Путин назначает
                  Вы не знали?

                  • Анонимно
                    14.10.2018 15:54

                    И не только судей!!! Но всю вертикаль власти, начиная с главы региона.
                    А.Поц.

                  • Анонимно
                    15.10.2018 09:37

                    Из личных запасов?
                    Или утверждает подписью тех, кого региональные "местные" включили в список назначений?

                • Анонимно
                  15.10.2018 07:50

                  Россия большая выбери себе место где нравится " городская интеллигенция ")

            • Анонимно
              16.10.2018 22:18

              Согласен с вами полностью.

          • Анонимно
            14.10.2018 10:42

            10:25 Само собой, татары будет тоже процветать.
            Причем шансов на карьеру будет даже больше. Т.к. сейчас и сами татары страдают, что нельзя пробиться если не из того клана.

            • Анонимно
              14.10.2018 13:18

              И много вы знаете процветающих татар в Оренбургской, Самарской, Саратовской, Челябинской и т.д областях? А ведь они все живут на своих исторических землях.А вот во власти их нет. С чего это они "пробьются " здесь, если русских станут большинством? Вы тогда точно ни одного татарина во власть, даже в Татарстане допустите.

              • Анонимно
                14.10.2018 13:44

                //А вот во власти их нет//

                Это вы здесь русских во власть не пускаете, а в других регионах у населения нет таких "тараканов в голове".
                На Сахалине был губернатор Фарахутдинов, в Читинской области был губернатор Равиль Гениатули.

                И в Москве хватает татар на высших постах - и глава ЦБ Набиуллина и был глава МВД Рашид Нургалиев.
                Это только вы носитесь, как с "писанной торбой", с национальностью претендента на должность.

                • Анонимно
                  14.10.2018 14:27

                  Ага, все они приняли православие и ходили в церковь молится. Тогда да, можно и с татарской фамилией куда-то попасть. А вы не думали, почему у евреев в России такие странные фамилии, как Березовские или Высоцкие? Вот потому. Но они хотя бы свою нацию не забывали. Вот кстати, свежий пример. Как вы думаете, какова настоящая фамилия того сатирика, который известен по фильму Собачье сердце и по анекдоту про большую рыбку по пять рублей. Романом Карцев его знали, а отец был Аншель Зельманович Кац, а мать - Сура-Лея Рувиновна Фуксман.
                  А.Поц.

                • Анонимно
                  14.10.2018 15:07

                  Т13.44. А в Казани только русские были на протяжении более 400 лет. Апраксин, Мещерский, Хомутов, Скарятин, Нарышкин и т.д. -все 49 губернаторов. Татар там вообще даже близко не подпускали во власть. А вы опять хотите здесь колониальное управление создать? Кстати, вам не надоело бывших губернаторов и бывших министров постоянно в пример приводить? Где современные губернаторы и
                  фед.министры татары?

                  • Анонимно
                    14.10.2018 15:22

                    //бывших министров постоянно в пример приводить//

                    Почему вы главу ЦБ Э.Набиуллину называете "бывшей"?

                  • Анонимно
                    14.10.2018 15:59

                    15-07 Тоже обратил внимане что только когда регионом стали управлять сами татары начался подьем. И из региона депресивного стали регионом донором. Или вы думаете Путинf легко обмануть?

                    • Анонимно
                      14.10.2018 21:38

                      Где подъем? Какой? 5 ФОРБС? Ошибся - народ нищает. Без федералов не справимся. Федералов только удаща не хочет, потому как боится власть растерять

                • Анонимно
                  14.10.2018 17:58

                  Марата Хуснуллина забыли упомянуть!

  • Анонимно
    14.10.2018 09:20

    Когда в РТ закончится время аульной аристократии?

    • Моисей
      14.10.2018 09:48

      В Кургане и Пскове нет аульной аристократии))
      А живут почему то плохо)))
      Почему так?
      Не там причина ваших бед
      Не туда вас ведут гапоны

      • Анонимно
        14.10.2018 09:57

        В Кургане и Пскове нет промышленных гигантов созданных в советское время, а самое главное там не добывают по 30 миллионов тонн нефти в год.

        • Моисей
          14.10.2018 10:05

          )))
          Там аульной аристократии нет)
          Шевелиться надо, работать
          Руководству

          • Анонимно
            14.10.2018 10:20

            Так называемые "успехи" Татарстана стали возможными лишь благодаря налоговым поступлениям от предприятий нефтяной, нефтеперерабатывающей, химической и автомобильной промышленности. Были бы такие же поступления в Кургане и Пскове, была бы такая же красивая обертка как в Казани.

            • Оптимист
              14.10.2018 10:29

              Ну да
              Татары бы и Кургане и Пскове нефть нашли, и заводы построили)))
              А если серьезно народ в Пскове и Кургане должен жить так же хорошо, просто не повезло им с руководителями в свое время, им бы суверинитета лет по 15 , люди бы зажили там хорошо, и регионы стали бы донорами
              Калуге вон повезло с руководителем

              • Анонимно
                14.10.2018 10:47

                Татары в Татарстане ничего не построили из гигантов советского времени и залежи нефти не татары открыли.

                • Анонимно
                  14.10.2018 11:15

                  А кто это делал? Они не только у себя нефтяные залежи открывали, но и в Сибири для вас. А нефть в Татарстане вытекала и из родников, так что и открывать особо не приходилось. Надо было просто найти где богатые залежи. Да и заводы тут в основном татары и строили.
                  А.Поц

                  • Беркли
                    14.10.2018 11:26

                    //Да и заводы тут в основном татары и строили//

                    Какой завод татары построили?!
                    Возьмём хотя бы дореволюционную Казань - какой завод построили татары?

                    • Анонимно
                      14.10.2018 11:39

                      Странные вы товарищи, укры правильно делают и говорят. А что можно было построить в русской империи? Так, может еще разрешали торговать, да и то так со своими там из Средней Азии. Или русские татар высшим образованием в русской империи наделяли, а если и были такие случаи, так сразу же и крестили. И в СССР это не было исключением. Многие заводы строили с киркой и лопатой в Сибири и на Урале. Голодом устраивали не только в Украине, но тут.

                      А кто руководил республикой, да и самой строкой того же КАМАЗа? Да и сейчас вроде заводы строят по переработке нефти. Или вы думаете, что в республике, где половина русских, одни татары будут что-то строить, а другие будут на печи лежать?
                      А.Поц.

                  • Анонимно
                    14.10.2018 21:44

                    Откровенная чушь. КАМАЗ - Всесоюзная стройка. Даже повторяться не хочу. КОС и ННХК ни в жисть не построить самим. Только открытую нифть в личный карман качать. А еще скверик построить и пиарить как парк, да это можем

                    • Анонимно
                      14.10.2018 22:27

                      Странные вы ребята, когда вам говорят, что и ГАЗ и ВАЗ и КАМАЗ - это вообще то продукт не совковый, вы удивляетесь. Вся автомобильная промышленность была или спроектирована на Западе и оборудование завезли оттуда, или просто слизана оттуда. То что вас со всего Союза нагнали котлованы копать и бетонные столбы забивать, а потом построив огромные квартала из 9-ти этажек заселять город, чтобы потом работали на конвейере много ума не надо. Тоже и с другими заводами. Кстати, и сегодня какой завод вы там построили, чтобы чем тут бахвалится? Может там свои автомобили строят? Или какие химические производства вы у себя там сами создали? Ну да, согласен, котлованы копать вы можете.
                      А.Поц.

                • Анонимно
                  14.10.2018 12:42

                  Зачем ещё строить "КАМАЗ"?Надо научиться рачительно пользоваться старым,модернизировать.Всё это делается.Вот что построила Москва?Кроме,как Татары Метро строят.

                  • Анонимно
                    14.10.2018 13:27

                    Вы утверждаете, что в Метрострое стоит фильтр по национальному признаку, и в него принимают на работу по генетическим исследованиям только татар? И поезда для метро изготовлены в РТ?

                • Анонимно
                  14.10.2018 15:55

                  Табеев смог Брежнева убедить. А Табеев татарин.
                  Секете фишку?

                  И почему вы решили, что среди татар нет математиков, физиков, инженеров? Их очень много. От татар есть даже вице-президент РАН (был основным претендентом на пост Президента РАН), доктор физико-математических наук Роберт Нигматулин.

                  С уважением,

              • Анонимно
                14.10.2018 21:40

                И тогда бы процветал 5 ФОРБС. А народ и у нас обнищал

            • Анонимно
              14.10.2018 10:41

              Не налоговым поступлениям, а жалким остаткам того, что грабительски забирает Москва

            • Анонимно
              14.10.2018 11:02

              Практически все налоги от нефти в федеральный центр изымают

            • Анонимно
              14.10.2018 11:40

              И не только от нефти. Сейчас по России -24 смотрел фильм про Универсиаду в Казани-2013, сколько денег Россия сначала вложила в "1000-летие" Казани, потом в Универсиаду, мировой чемпионат по футболу, ну и другие помельче мировые проекты. А сколько ОЭЗ, ТОСЭР создало РФ в РТ по просьбе последней? До 2000 года Казань была провинциальным городом, несмотря на 10 лет суверенитета и стала красивой только благодаря огромным вливаниям из Центра и лично Путину, которому давно уже надо поставить в Казани памятник, но он не позволит.

              • Анонимно
                14.10.2018 12:10

                Да, сколько денег Москва вложила!!! Хотя все в долг дала, отобрав их у республики. Смешно, право.
                А.Поц.

              • Анонимно
                14.10.2018 12:43

                Откуда долг тогда в 100 миллиардов - если вложила?

                • Беркли
                  14.10.2018 12:56

                  Долг оттого, чтобы ещё больше понтов было, чем позволяли деньги из центра.

                  Из-за понтов и жилы рвали, залезая в дополнительные долги.

                  Впрочем, Краснодарский край с Олимпиадой в Сочи в ещё бОльшие долги залез.

                • Анонимно
                  14.10.2018 14:45

                  В долг и вложила, а вот другим просто так из федерального бюджета на Олимпиаду и ЧМ-2018 дала.
                  А.Поц.

              • Анонимно
                14.10.2018 17:27

                Так ведь ОЭЗ и ТОСЭР РФ создавала и в других регионах. Только они там почти все неуспешными оказались. А в Татарстане до сих пор работают. С чего бы это?

                • Анонимно
                  14.10.2018 21:59

                  С чего бы работает? А с того и работает, беспошлинная зона на налоги простого народа

              • Анонимно
                15.10.2018 00:31

                11.40 А все это без инициативы с места сами по себе создаются ?

            • Анонимно
              14.10.2018 13:51

              2/3 налогов из Татарстана уходят в Москву, а успехов не видать. Ну разве что пенсионный возраст тебе повысили.

              • Анонимно
                14.10.2018 14:45

                Не в "Москву" - а в дотационные регионы.
                Москва сама гораздо больше в федеральный бюджет платит, чем Татарстан.

                Предлагаете не содержать разные марий эл?

                А в РТ Альметьевску и Нижнекамску надо десятки депрессивных сельских районов РТ содержать?

                • Анонимно
                  14.10.2018 22:01

                  НЕ, 5 ФОРБС НЕ ДОТАЦИОННЫЙ регион. Остатки там скапливаются. А вот как народ живет?

            • Азат Д
              14.10.2018 15:19


              Так пусть строят, в чем проблема?

          • Анонимно
            15.10.2018 07:57

            Работать надо, эшлэргэ кирэк , вечно все не устраивает, вечно кто то виноват, собой затмитесь! Живётся видите ли плохо в Татарстане?! Россия большая еть туда где нет аульной аристократии!

        • Анонимно
          14.10.2018 11:20

          А ты создавай таких промышленных гигантов, потом похвастайся. А нефть она не как река течет, ее надо добывать,это адский труд, если не знаешь, спроси у любого нефтяника, он тебе скажет. 90% и более нефтяники - татары и башкиры. Ценить надо чужой труд и место, где ты живешь, а не хаять.

          • Анонимно
            14.10.2018 11:35

            //90% и более нефтяники - татары и башкиры//

            Что русских и там тоже уже вытеснили?
            90% татар - это только в РУКОВОДСТВЕ нефтяных компаний, в офисах, а работяги -и русские и татары и чуваши, и башкиры.

            Притом и открыли нефть и создали нефтяную промышленность - отнюдь не татары. Татары только приезжали из окрестных колхозов на рабочие специальности.

          • Анонимно
            14.10.2018 13:13

            Я нефтяник, у меня можешь спросить " В Татнефти, хорошо что если половина есть татар, остальные русские, чуваши, мордва, марийцы. Работают не лучше, и не хуже татар. А ты уважаемый, ни к нефти, ни к адскому труду никакого отношения не имеешь. В последнее время руководителей много татар стало, а специалистов наоборот русских

            • Анонимно
              14.10.2018 14:48

              В точку.

              • Анонимно
                14.10.2018 15:46

                Татнефть и осваивала Западную Сибирь
                Кровью и потом татарстанских нефтянников запустили Самотлор и Повх, Мыхпай и Аган, Покамасы и Федоровку, Усть Балык и Тайлаки

                • Анонимно
                  14.10.2018 22:02

                  Кровь и пот осели в 5 ФОРБС

                  • Анонимно
                    15.10.2018 11:35

                    5 ФОРБС,вложили свои деньги в Татарстан и Казань.А 195 ФОРБС,упрятала деньги в Офшоры,на Кайманах.

            • Анонимно
              15.10.2018 11:34

              "В Татнефти, хорошо что если половина есть татар, остальные русские, чуваши, мордва, марийцы."

              Тебе не мешало бы сходить в Музей Нефти.В Баку.Там зарождалась нефтедобыча в Царской Росии.И работали,азербайджанцы,татары.А командовали Немцы,англичане..При освоении,других залежей нефти,Татары и Азербайджанцы переезжали в другие Регионы,укже Советской РСФСР.И Тюменские месторождения осваивали Татары,башкиры,азербайджанцы.

        • Анонимно
          14.10.2018 13:22

          В Германии и Японии тоже нет нефти и газ, но это передовые страны. Вы же вопите на каждом углу , что вы великие. Вот и докажите, всем это в реальности. Постройте в Пскове и Кургане развитую экономику, как это сделали немцы и японцы без нефти и газа.

      • Анонимно
        14.10.2018 10:05

        В Белгороде нет аульной аристократии, хотя там и много аграриев. Но это все профессионалы, а не колхозники как в РТ. И живут там хорошо. Хотя у них нет нефти и нефтехимических гигантов , наследства от СССР.

        • Анонимно
          14.10.2018 11:03

          Белгород Исключение из правила

        • Анонимно
          14.10.2018 11:16

          И как они там живут? Не смешите. На дотации из Татарстана!
          А.Поц.

          • Анонимно
            14.10.2018 11:26

            Какие дотации из Татарстана, если Татарстан сам должник?

            • Анонимно
              14.10.2018 11:41

              Умора. Должник, ага Москва нас кормит. Она все для вас и себя отбирает тут, а потом чтобы ваших же шишок из Москвы повеселить дает в долг денег, чтобы на уровне для них мероприятия всякие провели.
              А.Поц.

              • Анонимно
                14.10.2018 12:00

                Москва сама себя кормит. Москва налогов собирает намного больше чем Татарстан. Поэтому, наверное, наши удащливые мечтают переехать на работу в Москву.

                • Анонимно
                  14.10.2018 12:44

                  В МОСКВЕ ЕСТЬ СВОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ - БЮДЖЕТ НАЗЫВАЕТСЯ

                  ТАМ САМАЯ ЧИСТАЯ НЕФТЬ И ГАЗ И УГОЛЬ И ЛЕС И ВСЕ ЧТО МОЖНО С РОССИИ СОБРАТЬ

                  • Анонимно
                    14.10.2018 13:25

                    А в Вахитовскойм районе Казани какое месторождение? Там ведь крупнейшие налогоплательщики числятся?

                • Анонимно
                  14.10.2018 13:58

                  Москва отбирает налоги не со своих предприятий, а с Татарстана, Тюмени, Ханты-Мансийска.

              • Анонимно
                14.10.2018 12:42

                Вас кормят альметьевские нефтяники, а не такие пустобрехи как ты.

              • Анонимно
                14.10.2018 22:05

                Иди и посмейся. Вот умора 5 ФОРБС богатеет, а свой же народ нищает. Его же и просят быть добрее, ведь их обули

            • Анонимно
              14.10.2018 12:52

              11:26
              ,,УМНИК,, погугли государственный долг РФ!!!! ТЫ УДИВИШЬСЯ ЧТО ОН ПРАКТИЧЕСКИ РАВЕН РЕЗЕРВАМ СТРАНЫ!!!!
              И 37% валютных поступлений идут на обслуживание процентов по долгам!!!!!!!ФЕРШТЕЙН??????

              подтяни свою финграмотность, вернее безграмотность, потом выступай

        • Анонимно
          14.10.2018 11:54

          Зато у низ там 2 горно-обогатительных комбината и 1 электро-металлргуический комбинат. Железная руда это не нефть конечно, но тоже хорошее подспорье.

        • Анонимно
          14.10.2018 18:40

          Белгородская область имеет старооскольский горно-металлургический комбинат основу белгородской экономики.
          Рим Дашкин

        • Анонимно
          15.10.2018 11:27

          "В Белгороде нет аульной аристократии, хотя там и много аграриев"

          Аул,деревня по-Татарски,Агро-деревня по-латыни.Пусть Белгород тешит себя,что культурны.Только почему,едите Татарскую говядину?

      • Анонимно
        14.10.2018 11:12

        В Кургане и Пскове деревенская необразованная аристократия. Им надо еще школу нормальную окончить, тогда и дела пойдут у них в гору. Но и не только в Кургане и Пскове.
        А.Поцц.

      • Анонимно
        14.10.2018 11:26

        вы вообще были в Пскове? это не город, а картинка. НЕ хуже Казани явно, а в чем-то даже и лучше - компактный, ухоженный и уютный. Но вам из мамадыша виднее.

        • Анонимно
          14.10.2018 13:26

          11.26.А что же эта "картинка" даже на туризме не может заработать?

      • Анонимно
        14.10.2018 12:58

        Казань 13-я по зарплате среди миллионников!Хватит сказок про мнимое благополучие!

        • Анонимно
          14.10.2018 15:13

          12.58. В статистике зарплата может быть нарисованной какой угодно. А ты в реальности смотри. В Казань едут, а не сбегают отсюда. Значит, для них здесь благополучно!

          • Анонимно
            14.10.2018 15:41

            В Казань едут с районов Республики, откуда Казань пылесосом высасывает деньги. Казань это город, чиновников, торгашей и таксистов. Попробуйте что нибудь купить казанское, не найдете

            • Анонимно
              14.10.2018 16:08

              У вас денег не хватит казанское купить)

            • Анонимно
              15.10.2018 11:23

              Самый боольшой пылесос в РФ-Москва.Ничего не производит,но сосёт.

          • Анонимно
            14.10.2018 15:41

            И из Казани много народу уезжает.

        • Анонимно
          14.10.2018 18:05

          13-я по белой зарплате. И первая по уходу от налогов

    • Анонимно
      15.10.2018 07:54

      Если аул закончится голодать будете , работать то не любите.. Так что яшэсен татар авыллары!

  • Анонимно
    14.10.2018 10:21

    Руководителями регионов нужно предлагать людей, родившихся в этом же регионе. Человек со стороны никогда не будет отдавать свою душу незнакомому месту. Только любовь к своему народу позволит продвинуть свой регион.

    • Анонимно
      14.10.2018 10:38

      Практика любой крупной организации показывает строго противоположное. Необходима горизонтальная ротация кадров. Иначе местный кадр обзаводится одноклассниками, братами, сватами, и дальше... дальше все знакомо.
      В крупных корпорациях, стараются не давать засиживаться больше трех лет в одном кресле.

    • Анонимно
      14.10.2018 10:40

      Это ошибка и шаблоны. Это зависит от самого человека. Мое отношение - где я живу, там моя Родина. Не зависимо, буду я жить в Казани или в Чебоксарах. А ваши доводы, это всего лишь от необразованности и безкультурства. Или вы считаете , по-настоящему воспитанный и культурный человек не мусорит только у себя дома, в своем городе?

      • Анонимно
        14.10.2018 10:55

        "А ваши доводы, это всего лишь от необразованности и безкультурства. "- цитирую. Сразу видно, что пишет высокообразованный!

      • Анонимно
        14.10.2018 11:04

        АНОНИМНО
        14.10.2018 10:40


        Это ошибка и шаблоны. Это зависит от самого человека. Мое отношение - где я живу, там моя Родина. Не зависимо, буду я жить в Киеве или в Лондоне.

        • Анонимно
          14.10.2018 11:48

          Да , так и есть. А что в этом плохого? Хоть в Паруа Новой Гвинеи.

          • Анонимно
            14.10.2018 12:06

            И Новая Гвинея будет родиной тому, кто свою не ценил.

        • Анонимно
          14.10.2018 19:16

          Родина это место , где ты родился.
          По большому счёту это вся наша планета. Остальное от лукавого.

          • Анонимно
            15.10.2018 11:21

            Родина,это мой РОД.Не путай людей.Прежде всего,кровно-РОДственные связи.Остальное,расширение понятия РОД.До всего мира.Смотри не разорви.свой РОД.

    • Анонимно
      14.10.2018 11:01

      Только ограниченные люди зациклены только своим регионам. Для всех остальных вся Россия, вся страна - это их регион. А вот такие как вы, с менталитетом деревни, и считают , что надо обогащать только свою деревню, своих родственников и одноклассников.

      • Анонимно
        14.10.2018 13:30

        Ага. Только ведь именно такие "ограниченные "люди с менталитетом деревни и будут защищать большую страну. А такие , как вы без роду-племени, быстро переметнетесь к врагам. Вам защищать нечего. У вас нет малой родины. Потому что любовь к большой стране начинается с любви к своей малой родине , то есть к своему региону.

        • Анонимно
          14.10.2018 16:20

          Не надо свои местечковые вкусно есть и сладко спать, прикрывать любовью к малой родине. Если где то буду лично вас кормить лучше чем здксь, любить вы любите то место. Такова суть любого человека, а татары это яркие приверженцы этого.

      • Анонимно
        14.10.2018 14:10

        Вот объясните мне, почему я должен считать своей Родиной Калининград и Владивосток? Я там никогда не был, у меня там нет ни родственников, ни знакомых, меня ничего не связывает с этими окраинами. Я родился здесь, живу и хочу умереть здесь же. Все мои предки отсюда и жили здесь не менее тысячелетия (генетический анализ показал). Дети мои также живут здесь. Еще раз - почему мне должно быть дело до всяких Владивостоков и Калининградов, при всем к ним уважении?

        • Анонимно
          14.10.2018 22:10

          Не считаешь Калининград родиной и н надо, в чем проблема?

  • ПанАлекс
    14.10.2018 11:02

    Почему столько внимания главам Башкирии и запрет на обсуждении татарстанского?

  • Анонимно
    14.10.2018 12:06

    Лучший губернатор, которого мог получить Башкортостан....

  • Анонимно
    14.10.2018 12:18

    Пожелаем успехов и процветания Башкирии с новым руководителем.

  • Анонимно
    14.10.2018 12:53

    Примитивнейшая статья. Юрматы, не юрматы. Каждая семья придумывает себе род. Сколько их, родов? Бесчисленное количество! Создает впечатление чего-то глубинного, подлинного. А на самом деле это не серьезно, не укладывается ни в какие научные объяснения.
    За семь поколений семья любого человека разрастается до миллионов человек.

    • Анонимно
      14.10.2018 14:02

      По- вашему, семь поколений назад (чуть больше 200 лет) в Российской империи жили чуть больше 100 семей?

      • Анонимно
        14.10.2018 16:21

        Ответ 14:02. Пусть 200 лет назад жило такое же количество башкир как и сейчас. Были они , допустим из 10 родов (влиятельных кланов, где в основе клана была известная историческая личность, например, Юрмат ).
        Раз количество осталось таким же и все жили не обособленно , то это говорит о том что все рода перемешались. В каждом башкире есть частичка от всех первоначальных родов. Теперь уже говорить, что ты из рода Юрмат нет никакого смысла, потому что все из рода Юрмат, все из рода ...
        Также все татары Золотой Орды могут говорить, что они из рода Бату-хана, ибо во всех есть геном Бату-хана.

        • Анонимно
          14.10.2018 18:10

          Не было у Бату-хана своего роды.
          У Чингис-хана есть. Чингизиды называются! У Джучи-хана есть. Джучиды называются!

          А Батуидов :) нет. Вы первый!

        • Анонимно
          14.10.2018 18:46

          Глупость какая ! Вот что значит пропускать уроки биологии ! Если вы не знаете, но Y-хромосома передаётся по мужской линии без изменений. Тысячелетиями , всегда !

          • Анонимно
            15.10.2018 09:55

            "Y-хромосома ",как Принцип Работает в животном мире,В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ сообществе,так же работает,но не Главное..Английский канал,Дискавери,доказывает,на примере Прайда Львов,в Саванах Африки.Мааленькая,подсказка,лично,для тебя.Львы,не могут писать Письма,СВОИМ потомкам.Человеческое Общество,отличается от Биологического,Животного.Социальный опыт,передаётся,через Образование.

            • Анонимно
              15.10.2018 19:38

              Y-хромосома -это идентификатор рода, биологический ключ ,
              а вот к чему или от чего этот ключ, какую дверь он открывает - неизвестно ((((

    • Анонимно
      14.10.2018 14:05

      Статья отличная, познавательная.

    • Анонимно
      14.10.2018 18:59

      Прекрасный пример ! А если посчитать в ретроспективе, то для того, чтобы родился я семь поколений назад участвовало 2 в седьмой степени людей. Это 128 человек , а 20 поколений назад 1048576 . Более миллиона человек участвовало в моем рождении 1400лет назад. Какова же была тогда численность населения земли ?

      • Анонимно
        14.10.2018 23:10

        Правильно надо считать так:
        допустим сначала был один человек -вместе с женой -2;
        от них родились N детей, допустим-2;
        затем от каждого N рождалось также N детей; и так далее. Будет геометрическая прогрессия.
        В 7-м поколении будет N в седьмой степени детей.
        2 в степени 7=128; 3 в степени 7=2000; 4 в степени 7=16000; 7 в степени 7=840000.

  • Анонимно
    14.10.2018 18:40

    Как он может быть из рода Юрмат,если его фамилия Хабиров ?
    Он что менял фамилию ?

  • Анонимно
    14.10.2018 19:09

    Успехов и удачи Радий Фаритовичу! Уверен, что у него все получится!

  • Анонимно
    14.10.2018 23:13

    Думаю надо чтоб народ выбирал главу в Башкирии. Радий будет чувашев и армян смотреть, вытеснять башкир. Иммигрантов полно в Башкирии, таджиков узбеков пруд пруди. Когда их много это уже катастрофа. Радий поменьше на сколько можно иммигрантов пускать в республику, и отправить домой обратно. Своим надо помогать ростить детей, рожать, вытаскивать из нищеты. А тут наши сельчани рожают от иммигрантов. Скоро в школах будет 70 % иммиграниы и остальные "россияне". Ну и башкирский язык должен звучать и в торговых сетях и на русском. И в торговых сетях башкирские и русские песни, а не американские только. И запретить в регионе Башкирии продавать в пакетиках насваи и ещё чего непонятного. А то уже и молодые девченоки возле центрального рынка пакетики покупают где стоит мужчина рядом с женщиной с
    Между домами Цюрупы 106 и 110 ( женщина овощи фрукты продаёт) а то в машине сидит то рядом стоит с женщиной которая фрукты торгует. Уже лет 4 если не больше торгуют. Сначало со стороны красной линии стояли , теперь между домами Цюрупы106 и 110 стоят. Часто нареоманов там можно увидить в центре города. Детские площадки не загарожены заборами. Везде на площадках мусор и фикалии. В деревнях совсем беда, работы не а скот держать кормить не чем. Удачи Радию, если обратит и на эти мелочи то будет приятно что есть надежда .

  • Анонимно
    15.10.2018 00:36

    Такая клоунада!

  • Пеликан
    15.10.2018 09:34

    Радий сможет. профицит 20 млрд может допустить только бездарь у власти или попросту безразличный человек. думаю Хабирову не безразлична судьба Башкортостана.

  • Анонимно
    15.10.2018 21:53

    Толку много не будет от назначенцев Кремля.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen