Строительство и недвижимость 
17.10.2018

Прощай, «дорога смерти»: трасса Казань – Челны избавляется от проклятий прошлого

Еще в конце 60-х челнинскую трассу задумывали четырехполосной и с цементобетонным покрытием, но денег не хватило

Крупной вехой можно назвать окончание работ на важнейшей в РТ транспортной артерии — Казань – Челны. Сегодня после реконструкции открывается три финальных участка дороги. Теперь магистраль полностью четырехполосная. В преддверии события «БИЗНЕС Online» побеседовал с ветеранами отрасли и выяснил, правдива ли история про «кладбищенское проклятье» над одним из участков трассы и почему ее сегодняшнюю историю нельзя считать завершенной.

После реконструкции открываются три финальных участка важнейшей в РТ транспортной артерии – «Казань – Челны» После реконструкции открываются три финальных участка важнейшей в РТ транспортной артерии — Казань – Челны Фото: Сергей Елагин

НОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Сегодняшнее событие справедливо назвать завершением эпопеи, стартовавшей еще в 1972 году. Впрочем, даже раньше. Задача по разработке техпроекта автодороги Казань – Набережные Челны была поставлена в 1969 году, одновременно с принятием решения о строительстве на Каме завода большегрузных автомобилей. Проектировал трассу ленинградский филиал ГипродорНИИ. Началось строительство в начале 1972 года. Навстречу друг другу двинулись два треста: «Каздорстрой» и только что созданный на базе его челнинских подразделений «Камдорстрой». Любопытный факт: в то время главным инженером «Каздорстроя» был Николай Владимирович Пржевальский – внучатый племянник знаменитого путешественника. В Великую Отечественную он служил в дорожных войсках Западного и Второго Белорусского фронтов. Выйдя в отставку инженер-подполковником, в 1956 году окончил инженерно-строительный институт и 20 лет проработал главным инженером казанского треста…

На строительство трассы ушло 8 лет. 14 ноября 1980 года бригады Кавиза Хуснутдинова и Кузьмы Плотникова завершили прокладку последних метров асфальта. 218-километровая дорога – от Казани до плотины Нижнекамской ГЭС – была запущена в эксплуатацию. Подсчитано, что было выполнено 12 млн кубометров земляных работ, уложено 2,2 млн кв. м асфальтобетона, для устройства основания использовано 1,5 млн кубометров песка и ПГС. Кроме того, по ходу магистрали возвели 12 мостов, в том числе большой через Вятку. Добавим, что участок «Казань – Челны» – это часть федеральной дороги М7 «Волга», через Татарстан, Удмуртию и Башкортостан связывающей западные районы России с Уралом и Сибирью. Ее общая протяженность в границах Татарстана – 430 километров.

На строительство трассы ушло 8 лет. 14 ноября 1980 года 218-километровая дорога – от Казани до плотины Нижнекамской ГЭС – была запущена в эксплуатацию
Фото: Сергей Елагин

К 90-м годам магистраль, построенная по нормативам II технической категории, исчерпала себя по пропускной способности, а значит, и безопасности движения. Но в силу многих причин реконструкция под категорию 1Б началась только в 2008-м. Напомним, в 2017 году сдали два отрезка. Сегодня открытием трех участков протяженностью 32 км работы завершаются. Всего на реконструкцию пяти участков было затрачено 5,8 млрд рублей.

Но что скрывается за всеми этими сухими цифрами? «БИЗНЕС Online» предложил вспомнить былое ветеранам отрасли, непосредственно участвовавших в создании. Ринат Шафиков начинал строительство дороги на ее первом участке Елабуга – Мамадыш – был начальником строительного управления (СУ)-856, а впоследствии – главным инженером «Каздорстроя». А реконструкцией занимались Александр Репенко, тогда – заместитель директора Государственной дорожной службы при кабмине РТ, потом – замминистра транспорта РТ (ныне – председатель совета директоров АО «Транспроект»), Александр Федоров, в то время – главный инженер «Камдорстроя», далее – генеральный директор «Транспроекта» и Виктор Карпеев, во время описываемых событий – главный инженер Татарской объединенной дирекции РТ.

Нажмите, чтобы увеличитьФото предоставлено институтом «Транспроект»

«НЕКОТОРЫЕ, ПОЛУЧИВ АВАНС, СБЕГАЛИ»

– Ринат Хабибович, первый вопрос – вам, как первостроителю. Когда слышите о трассе Казань – Челны, какой эпизод из истории стройки вспоминается прежде всего?

Шафиков: Октябрь 1980 года, до стыковки строительство велось и со стороны Челнов, и со стороны Казани, оставалось километров семь, и тут зарядили дожди, на две недели. А поток машин-то уже пошел, и на этом незаасфальтированном участке образовались страшные заторы, машины вязли, мы их тракторами растаскивали. И вот одну фуру трактор дотащил до асфальта и бросил. Смотрю, водитель сидит, плачет и приговаривает: «Дорогой мой асфальт, как я по тебе соскучился…» Еще бы: гнал через всю страну, а тут всего ничего осталось, и уперся.

Еще вспоминаются кошмарные зимние заносы – по два-три метра. А песок выгружали километрах в 20 от места строительства, самосвалов не было, и его возили на бортовых грузовиках. Представляете! И вот, буран вовсю крутит, а мы соскребаем лопатами этот песок…

Ринат Шафиков был одним из первостроителей трассы Казань - Челны Ринат Шафиков был одним из первостроителей трассы Казань – Челны Фото: из личного архива Рината Шафикова

– Александр Анатольевич, можете припомнить, каким было «путешествие» между Казанью и Челнами до создания трассы?

Федоров: На машине из Челнов до Казани добирались по три дня окольными путями, через переправы. Но можно было по воде. Один раз я на колесном пароходе «Максим Горький» плыл до Челнов больше суток. А он еле-еле идет, я взял удочку, да и рыбачил спокойно. Потом ракеты начали ходить. И очень много было авиарейсов – порядка 30 самолетов в день. Каждые полчаса летали. Если опоздал, даешь билет, и тебя, как в трамвае, на следующий борт сажают… А в Челнах-то! Помню, четыре месяца в палатке жил, когда холодно стало – в вагончик перебрался. И только потом общагу удалось выбить.

Репенко: Жизнь дорожников – сплошной героический поступок: живут вдалеке от семьи в вахтовых вагончиках. И некоторые так – годами. У геологов, изыскателей – такая же история. Они вообще в поле, у черта на рогах прокладывают трассу, им и ночевать порой негде.

– Какими были бытовые условия строителей, когда начиналось строительство?

Шафиков: В Мамадыше в голом поле сделали поселок на 600 душ: под общежития – бараки, для семейных – щитовые дома на четыре квартиры. Удобства – во дворе. Были свои детсад и магазин. Но из городов-то туда особо никто не поехали, только несколько инженеров, поэтому людей нанимали на местах. А в Мамадыше спецов нет – там в основном рыбаки. Учили их. И человек по 100 нам ежегодно со всего Союза присылали навербованных людей. Каких только охламонов и бездельников там не было! Воевали с ними постоянно. Некоторые, получив аванс, сбегали. Из сотни оставалось человек 10, не больше. Оставались, как правило, люди с серьезными профессиями: экскаваторщики, бульдозеристы, машинисты катков. Еще каждый год приезжали по два стройотряда (почему-то в основном медики), их использовали на ручных работах при сдаче участков.

– Сколько получали?

Шафиков: Шестой разряд получал 130 рублей, я как начальник – 200. Но работникам еще доплачивали 30 процентов колесных. Больше всех зарабатывали машинисты асфальтоукладчиков, операторы асфальтобетонных заводов, грейдеристы – тоже рублей 200. Если считать по тем ценам… Колбаса тогда 1 рубль 70 копеек стоила.

Александр Репенко тогда — заместитель директора Государственной дорожной службы при кабмине РТ, потом — замминистра транспорта РТ Александр Репенко тогда — заместитель директора Государственной дорожной службы при кабмине РТ, потом — замминистра транспорта РТ Фото: Сергей Елагин

О ПЛЮСАХ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ

– При строительстве сколько проходили в год?

Шафиков: По 10–15 километров. Но мы работали вполне спокойно, без авралов – все же было просчитано.

Федоров: В советском жестком планировании были плюсы. В те времена я на 1 июля уже имел проект на следующий год и мог ехать в Госплан защищать ресурсы. Мы могли до начала года завезти щебень, песок, другие материалы.

Карпеев:  А посмотрите, что с финансированием сейчас творится! Задерживают до мая, когда уже можно асфальт класть. Торги проводят в мае-июне, а потом орут на дорожников: «Вы чего осенью под дождем асфальт кладете?!»

Александр Федоров в то время – главный инженер «Камдорстроя», далее – генеральный директор «Транспроекта» Александр Федоров в то время – главный инженер «Камдорстроя», далее – генеральный директор «Транспроекта» Фото: Сергей Елагин

– В советское время планирование было логичнее?

Репенко: Как сравнивать жизнь в то время и сейчас? Да и уровень техники серьезно скакнул: разве нынешнюю немецкую и американскую сравнишь с доставшейся нам в наследство советской?

Федоров: Но хотя сегодня в Татарстане – самые современные мировые технологии, дай бог, если лет через 15 мы достигнем западного уровня. В Америке за смену 9 километров асфальта укладывают, а мы – километр-полтора. Китайцы за день дорог строят больше, чем мы за год…

Репенко: Кстати, именно при реконструкции челнинской дороги мы начали закупать импортную технику: асфальтобетонные заводы, укладчики, катки, распределители битумной эмульсии. У строительных организаций появились отделы качества и лаборатории для исследования материалов. Кроме того, при КГАСУ создали факультет транспортных сооружений, а при нем – независимую лабораторию. Для приемки работ в ГДС сформировали специальную службу. Так появился контроль со стороны заказчика. Это очень важный момент.

18 октября 1980 года. Дорожно-строительное  начальство на последнем участке дороги 18 октября 1980 года. Дорожно-строительное  начальство на последнем участке дороги Фото: из личного архива Рината Шафикова

Карпеев: Ведь бывало, что и халтурили. В таком случае заставляли переделывать, даже асфальт снимали. Несколько раз земляное полотно меняли. Не только из-за халтуры, а, например, пошли дожди и все развезло. Так, «Камдорстрой» однажды снял огромное количество грунта. Часто бывало, что грунт недостаточно уплотнялся над какой-нибудь трубой, а это всё – будет трамплин.

Федоров: Еще перед мостом мог сесть грунт – тоже трамплин.

Карпеев: Это вообще болезнь всех наших мостов.

Шафиков: За нами тоже строго следили. Для авторского надзора раз в два месяца приезжал представитель от проектировщика – ленинградского института. Помню фамилию – Ефремова. Она блокаду пережила. Все охала-ахала, какая прекрасная у нас природа. А там же все лесоучастки, вот она и собирала орехи, ягоды, засахаривала и увозила с собой… А мы ежегодно ездили в Москву на ковер – отчитываться о выполнении плана. И спрашивали очень строго, потому дорога и простояла столько до реконструкции.

«Проектами реконструкции занимался Союздорпроект при Минтрансстрое СССР. Но чтобы не ходить к ним на поклон, в республике создали институт «Транспроект» «Проектами реконструкции занимался Союздорпроект при Минтрансстрое СССР. Но чтобы не ходить к ним на поклон, в республике создали институт «Транспроект» Фото: Сергей Елагин

О ЦЕМЕНТОБЕТОНЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ ЕЩЕ В 60-Х

– Александр Павлович, что стало отправной точкой реконструкции?

Репенко: Все началось в 1996 году, когда в Татарстане создали дорожный фонд и при кабинете министров республики организовали Государственную дорожную службу (ГДС). Приняли программу развития и совершенствования дорог Татарстана на 1996–2000 годы, и одним из первых объектов для реконструкции стала трасса Казань – Набережные Челны, которая хотя и находилась в составе дорог республики, по сути, была федеральной.

Это была дорога II технических категории, то есть всего две полосы, с устаревшими мостами и искусственными сооружениями. А поток транспорта в это время резко увеличился, и дорога уже не справлялась с нагрузками: она была рассчитана на 7 тысяч автомобилей в сутки, а фактически было 18–20 тысяч. И нагрузка стала выше, чем в советское время, – до 13 тонн на ось вместо шести. Да и, напомню, на шипах раньше не ездили. Между тем на расстоянии в 100 километров шипованная легковая машина при скорости в 100 километров в час «убирает» с проезжей части до 100 килограммов покрытия. Мы привыкли зимой ездить на шипах по чистому асфальту, а вот, к примеру, в Финляндии использование шипованной резины запрещено, там обычное дело накат – уплотненный снег с рассыпанной на подъемах и спусках гранитной крошкой.

Федоров: Я бы начал историю реконструкции не с 1996, а с 1988 года. Проблемные участки появились уже к этому времени, например, кое-где стали образовываться пробки, а в районе Берсута и вовсе был нехороший отрезок, который зимой заносило снегом. С него и решили начать. «Камдорстрой» и Татавтодор, который был хозяином дороги, построили там производственную базу и в 1988–1989 годах реконструировали этот участок.

Как выясняется, четырехполосная дорога предполагалась еще проектом конца 60-х годов Как выясняется, четырехполосная дорога предполагалась еще проектом конца 60-х годов Фото: из личного архива Александра Федорова

– Кто делал проект реконструкции?

Репенко: В Советском Союзе такими вещами занимался Союздорпроект при Минтрансстрое СССР и его киевский и воронежский филиалы (последний, кстати, проектировал дороги Набережных Челнов). Но чтобы не ходить к ним на поклон, в республике создали институт «Транспроект». Ему и дали задание сделать проект реконструкции дорог II–III категорий под категорию 1Б. Первым участком стал отрезок с 829-го по 835 километр. Его реконструкцию начали в 2004 году. Использовали деньги дорожного фонда, которые тогда в Москву не отправляли.

– А изначально, в конце 60-х, когда все это задумывалось, никто не предполагал, что рано или поздно автомобилей станет больше и дорогу придется расширять?

Шафиков: Вообще-то изначально проектировали дорогу I категории, но этот проект на экспертизе срезали и оставили II, всего две полосы, – потому что денег не было. Тем не менее дорога шла по параметрам I категории – по секущей, а не по обертывающей.

Карпеев: И все же у дороги I категории другие вертикальные и горизонтальные кривые, поэтому при реконструкции пришлось где-то и срезать, выравнивать. В одном месте потребовалось расширить трассу, а там садовые участки, появившиеся в советское время без всякого разрешения. Пришлось сносить. Но сделали этим бедолагам защитную полосу из бетонных заборов.

«В начале 70-х не было таких бетонных мощностей, цемента даже на стройках жилых домов не хватало» «В начале 70-х не было таких бетонных мощностей, цемента даже на стройках жилых домов не хватало» Фото: из личного архива Рината Шафикова

– Говорят, что среди изначальных проектов дороги был и цементобетонный вариант…

Федоров: Было такое предложение, но в начале 70-х не было таких бетонных мощностей, цемента даже на стройках жилых домов не хватало. На всю страну было всего два американских автогрейдера по укладке цементобетонных смесей – в Москве и в Сибири, остальное – самоделки.

– Но если бы были все условия, логично было бы делать цементобетонную дорогу?

Федоров: Конечно. Сроки эксплуатации больше, чем у асфальтобетона и нагрузки несет неимоверные.

Репенко: Единственная проблема в том, что ремонт цементобетонных покрытий в России до сих пор не отработан. Если в случае с асфальтобетоном можно просто снять верхние слои и положить новые, то попробуйте сделать такое с цементобетоном!

Федоров: Технология сегодня позволяет делать цементобетонные дороги, загвоздка – в цене вопроса.

«Было кладбище, его называли Ханским.Мы немного его задели, но иначе было никак. Там явно была какая-то геопатогенная зона» «Было кладбище, его называли Ханским.Мы немного его задели, но иначе было никак. Там явно была какая-то геопатогенная зона» Фото: Сергей Елагин

БАЙКА ИЛИ БЫЛЬ?

– Виктор Сергеевич, с какими трудностями, которых не было при строительстве трассы, столкнулись в ходе реконструкции?

Карпеев: За эти годы поднялся уровень грунтовых вод, и грунты стали работать по-другому. Помню, в районе Богородского, на 835-м километре, дренаж заложили. Вышла мехколонна снимать растительный слой, и тут один бульдозер начал тонуть прямо на глазах. Смотрим проект – вроде все правильно, воду отвели, а дренаж между тем не работает, нет в нем воды. Пришлось все перекладывать – ошиблись, когда проектировали. Я там целый месяц сидел, но в итоге отвели воду, и сегодня возле развязки у Богородского родник появился – отличная вода!

– Раз уж заговорили о ЧП… Трасса «славится» высокой аварийностью, за что ее и прозвали «дорогой смерти». По народной молве, это из-за того, что при строительстве снесли старинное кладбище…

Карпеев: Надоела уже эта байка. Аварий много потому, что люди сначала ползут по городу, а как выскакивают на трассу, вдавливают педаль и летят со страшной скоростью. Да и как по двухполоске нашему лихому джигиту колону обогнать? Выскакивает в объезд колонны – и в лоб...

Шафиков: Увы, это не байка. Было кладбище, его называли Ханским, километрах в 25 от Мамадыша. Мы немного его задели, но иначе было никак. Вот и получили ответ. Там явно была какая-то геопатогенная зона. Чего в этом месте только не происходило! Такой случай. Тракторист поставил свой трактор на косогоре (под уклон – чтобы потом не крутить стартер, руки же отобьешь) и прилег под ним в теньке отдохнуть, а он возьми и тронься. Ладно, что там пахота была, земля мягкая, трактористу просто голову вдавило в землю, но все равно инвалидом остался. И очень много таких моментов было. Знаю, что потом погибли несколько работавших на этом участке скреперистов и бульдозеристов. А когда асфальт положили, на этом месте постоянно случались ДТП. Я тоже поначалу не верил, но от фактов не отвертишься… А «дорогой смерти» трассу прозвали все-таки не поэтому, а потому, что бьются из-за больших скоростей.

«Эта дорога – большое дело. Но ведь должен быть и следующий этап – объезд Набережных Челнов» «Эта дорога – большое дело. Но ведь должен быть и следующий этап – объезд Набережных Челнов» Фото: Сергей Елагин

– Можно ли назвать создание этой дороги самым масштабным дорожным строительством в истории Татарстана?

Репенко: Эта дорога – большое дело. Но ведь должен быть и следующий этап – объезд Набережных Челнов. А то сегодня мы упираемся в мост на ГЭС, который к тому же в аварийном состоянии. Трасса М7 уже вошла в состав города, новостройки подошли к самой дороге. Нужен новый мост и 82-километровый обход Челнов и Нижнекамска с дальнейшим выходом на М7.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (117) Обновить комментарииОбновить комментарии
NIYAZ
17.10.2018 08:09

Спасибо за трассу ВСЕМ, кто принял участие!!

Всем счастливого пути!

  • Анонимно
    17.10.2018 08:05

    Отлично!
    Следующий этап должен быть - надземные пешеходные переходы вместо наземных.

    • Анонимно
      17.10.2018 08:29

      Лучше сотовую связь сделать может?
      А то местами ни одной палочки на сотовом.
      А случись авария и скорую не вызвать :(

      • Анонимно
        17.10.2018 13:15

        УСЫ ЧЕРЧЕСОВА
        Нет, лучше цену на бензин снизим и пенсионный возраст. "Баба Яга" всё равно будет против...

    • Анонимно
      17.10.2018 08:35

      Строительство этой дороги - показатель на сколько «великая» держава у нас, на сколько государство заботится о гражданах. 25 лет строили, в год по 10 км. Это очень печально

      • Анонимно
        17.10.2018 09:41

        ужас великая страна, да, пытаются летить на Луну, а столько лет не смогли сделать нормальную дорогу - это всего от Казани до Челнов! сколько людей погибло... достижение то какое. Теперь до Уфы надо сделать, протянут на 30 лет?

      • Анонимно
        17.10.2018 12:34

        а сколько ярдов заработали по линии ГИБДД ?? и камерами фото/видео фиксации ???
        на этих знаках 40 да 50 "временные работы"

      • Анонимно
        27.10.2018 09:53

        Сегодня 27 октября, едем и видим , что дорога не достроена, так что точка не поставлена. Не верьте, дорога не завершена

    • Анонимно
      17.10.2018 16:58

      Этот этап должен был решён на уровне проекта. Дебилы и вредители. Закопать столько денег, чтобы кого то убили, а кого-то в тюрьму посадили.
      Прав был Лавров, прав...

      • Анонимно
        17.10.2018 17:08

        Такие магистрали ДОЛЖНЫ строиться в обход населенных пунктов, к которым делаются съезды. Все остальное профанация и профнепригодность. С Европой вздумали меряться. Уж лучше с Чувашией, там такие же гении пешеходные переходы делали. С Африкой не стоит, новые дороги там так уже делают.

      • Анонимно
        17.10.2018 20:09

        Да все верно, согласен. Но что сделано то сделано. Поэтому переходов наземных через многополосные дороги быть не должно.
        Надземка самый доступный и быстровозводимый вариант.

  • NIYAZ
    17.10.2018 08:09

    Спасибо за трассу ВСЕМ, кто принял участие!!

    Всем счастливого пути!

    • Оптимист
      17.10.2018 11:05

      Продолжать надо
      И в сторону Москвы и в сторону Уфы
      Татарстан показал пример
      Продолжайте соседи

    • Анонимно
      17.10.2018 11:41

      спасибо. и строили минимум 22 года. в год 10 км. В Китае чтобы с ними сделали?

      • Анонимно
        17.10.2018 13:34

        У Китая сбыт продукция на весь мир и все нефтяные компании с месторождениями по всему миру тоже выкуплены ими.

        Естественно не имея такого количества продаж практически во всём ассортименте у страны не хватает денег.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:12

    Наши дорожные строители люди героические и недостаточно хорошо оплачиваемые.

    • Анонимно
      17.10.2018 08:41

      Ошибаетесь,на мосту через Вятку люди ооочень разбогатели,не все конечно...

    • Анонимно
      17.10.2018 08:41

      Азат Д

      Вы бы узнали, глава Татавтодора в списках Форбс.

      • Анонимно
        17.10.2018 09:24

        Ну, справедливости ради, отметим, что ШАМ попал туда до ТАД.

      • Анонимно
        17.10.2018 10:21

        Да и Татавтодор не строил эту дорогу,там какая то компания с яблоком на логотипе строила.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:13

    теперь давайте знаки ограничения поставьте

    • Анонимно
      17.10.2018 08:56

      Тощна! Безобразие же, ни одного знака 40 нет!

    • Анонимно
      17.10.2018 09:42

      Они стоят уже, 50 км местами на федеральной трассе - это вообще "конец света", неужели нельзя было предусмотреть наземные/подземные переходы, а если поворот к населенному пункту, примыкающую/отводящую от трассы полосу для съезда?!

      • Анонимно
        17.10.2018 11:28

        Есть ограничение скорости в 50 км/ч. на трассе М7 в следующих местах (между Казанью и Наб.Челнами):
        1) возле посл.Гильдеево-Богородское (до поселков перед спуском, если ехать из Казани) на перекрестке с дорогами в садовые общества и М7
        2) на перекрестке дорог с М7 между поселками Ильинский и Первое Мая
        Также на трассе есть ограничения скорости до 70 км/ч в пяти местах:
        1) на перерестке дорог с М7 между поселками Кулаево и Арышхазда (возле комплекса Ирбис)
        2) перед перекрестком (при движении от Казани) между деревней им,ТатЦИКа и Шали
        3) на перекрестке М7 с дорогой на поселелок Рахимова Поляна
        4) возле поселлка нижние Яки (до всъезда на мост при движении из Казани)
        5) на перекрестке дорог и М7 с селениями Средние Кирмени и Уразбахнино.

        • Анонимно
          17.10.2018 16:01

          ноют из-за 7 участков ограничения скорости на 200 километров?

  • Анонимно
    17.10.2018 08:18

    Ну наконец-то! Теперь 2 часа и в Казани!

    • Анонимно
      17.10.2018 11:05

      Раньше и за 1:15 можно было

    • Анонимно
      17.10.2018 11:30

      Не получится местами есть ограничения скорости из-за не построенных развязок с примыкающими дорогами или отсутствия полос разгона/торможения на въезде в придолжные АЗС, комплексы и т.д.

    • Анонимно
      17.10.2018 11:34

      Я и в 90х за два часа ехал.

      • Анонимно
        18.10.2018 10:37

        Во-во, рулетка. ногу в педаль, а уж в Казани через 1,5 часа или в морге чуть раньше-это как повезёт. И в 90-х, и позже водитель билось просто жесть. Едешь и смотришь на кучи покорёженного металла по обочинам и кюветах. Ни разу не было, чтобы без аварий. Поэтому 4 часа езды из Челнов и живы,слава богу, до сих пор.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:21

    Мда... В мире давно строят (там где их ещё нет) межрегиональные 8-полосные хайвэи, а мы радуемся 4-полоске. Великая держава.
    Вот просто задумайтесь.

    Для хейтеров-державников: ничего не имею против конкретно этого строительства. Очень круто, что в РТ хоть что-то путёвое делается, в отличие от большей части нашей необъятной страны.

    • Анонимно
      17.10.2018 08:35

      Данная 4-х полоска гарантирует свободное и безопасное движение и зачем тогда строить 8-полоску?

      • Анонимно
        17.10.2018 12:06

        Каждую неделю езжу по этой дороге, в прошлую субботу почти половину дороги проехал по левой полосе, с права шли фуры, думаю лет на 5-10 хватит и начнут еще две полосы строить, не выдержит потока.

        • Анонимно
          17.10.2018 12:35

          Уже не хватает.
          4-хполоска - это проект полувековой давности!
          Нужна новая федтрасса до Урала. И не одна!
          Нужны новые мосты и через Волгу и через Каму. И не по одному, а по два, тир штуки!

        • Анонимно
          17.10.2018 20:25

          В стране достаточно развитая сеть ж/д дорог для перевозки любой продукции удивляюсь, почему эти фуры распустил до такого количества, когда наконец, экономическими мерами прикроют эту лавочку? За дорогу большое спасибо!

          • Анонимно
            17.10.2018 23:12

            Когда РЖД аппетиты свои поубавит и порядок с сохранностью грузов наведёт

            • Анонимно
              18.10.2018 07:54

              А вы почситайте стоимость логистики до ЖД станции и от ЖД станции, стоимость перевозки фурами обходится дешевле и быстрее, к тому же по ЖД выгоднее перевозить крупную партию товаров, минимум 3-5 вагонов

    • Анонимно
      17.10.2018 08:57

      Не переживайте, скоро построят, в том числе и за Ваш счет, новую трассу (дублер) Москва -Казань 4=х полосную. С учетом имеющейся будет где-то 6, где-то 8 полос. Как говорит газпром, "мечты сбываются", вот сбудутся и Ваши.

      • Анонимно
        17.10.2018 12:36

        Прекратите паясничать!
        Не дублер, а совершенно новую трассу не заходя в Челны!
        Давно пора! Закамье - дыра, дырой!

        • Анонимно
          17.10.2018 17:05

          Я смотрю, Челны как Сахалин, дыра- дырой, но бабки рубятся, т немалые

          • Анонимно
            18.10.2018 10:45

            Это Челны-то дыра? Помниться, когда я поступала в столичный ВУЗ, меня спросили: «Какую продукцию выпускает Татарстан?». Много чего перебрала, не впечатлила, но стоило назвать КамАЗ и вуаля, улыбки, понимание и интерес к дальнейшему сотрудничеству. Так что нефиг идиотские ярлыки раздавать. Город развивается, благоустраивается.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:21

    Спасибо Вам, дорожники!

  • Анонимно
    17.10.2018 08:22

    Спасибо большое за материал, я хоть и не дорожник, но понимаю все трудности работы в полевых условиях и в снег и в дождь и дикий мороз. И спасибо за 4 полосы, очень ждал.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:25

    Вот теперь с аркой дорогой начинаю жалеть что нет круиз-контроля на машине. Ещё бы знаки 50 убрали, пешеходные переходы сделали надземные или подземные, а то как ее снижай скорость, переходить через 4 полосы на трассе опасно

    • Анонимно
      17.10.2018 11:31

      Есть ограничение скорости в 50 км/ч. на трассе М7 в следующих местах (между Казанью и Наб.Челнами):
      1) возле посл.Гильдеево-Богородское (до поселков перед спуском, если ехать из Казани) на перекрестке с дорогами в садовые общества и М7
      2) на перекрестке дорог с М7 между поселками Ильинский и Первое Мая
      Также на трассе есть ограничения скорости до 70 км/ч в пяти местах:
      1) на перерестке дорог с М7 между поселками Кулаево и Арышхазда (возле комплекса Ирбис)
      2) перед перекрестком (при движении от Казани) между деревней им,ТатЦИКа и Шали
      3) на перекрестке М7 с дорогой на поселелок Рахимова Поляна
      4) возле поселлка нижние Яки (до всъезда на мост при движении из Казани)
      5) на перекрестке дорог и М7 с селениями Средние Кирмени и Уразбахнино.

    • Анонимно
      17.10.2018 15:54

      Татарин Злой
      Не рекомендую круиз по двум причинам:
      1. Повышенный расход топлива
      2. В случае нештатной ситуации время реакции и правильность это реакции на эту ситуацию гораздо хуже, чем когда нога на педали газа.

      • Анонимно
        17.10.2018 19:11

        Они этого не понимают..

      • Анонимно
        17.10.2018 22:07

        Ну не знаю. У меня с круизом процентов на 10 то точно меньше расход,чем когда сам на педаль жмёшь

  • Анонимно
    17.10.2018 08:26

    Конец 70-х...Давно летаем в космос...Соскребаем песок в бортовой грузовик, потому что нет самосвалов и погрузчиков...Щас набегут любители ссср и начнут минусовать...

  • Анонимно
    17.10.2018 08:30

    Сколько себя помню челнинку ремонтируют. Реально 30 лет реконструкции. за последние 10 лет 6 млрд потрачено. Вы чем гордитесь то?
    Кто по ней ездил, видел эту реконструкцию. это позор!

  • Анонимно
    17.10.2018 08:30

    Поставить бы еще ограничение скорости 100км/ч. А так везде натыкают камеры и пошла стрижка штрафов..а так новость отличная!

    • Анонимно
      17.10.2018 09:44

      Уже стоят, и знаки 50 и 70 для этого предусмотрены)

      • Анонимно
        17.10.2018 13:29

        Есть ограничение скорости в 50 км/ч. на трассе М7 в следующих местах (между Казанью и Наб.Челнами):
        1) возле посл.Гильдеево-Богородское (до поселков перед спуском, если ехать из Казани) на перекрестке с дорогами в садовые общества и М7
        2) на перекрестке дорог с М7 между поселками Ильинский и Первое Мая
        Также на трассе есть ограничения скорости до 70 км/ч в пяти местах:
        1) на перекрестке дорог с М7 между поселками Кулаево и Арышхазда (возле комплекса Ирбис)
        2) перед перекрестком (при движении от Казани) между деревней им,ТатЦИКа и Шали
        3) на перекрестке М7 с дорогой на поселелок Рахимова Поляна
        4) возле поселлка нижние Яки (до всъезда на мост при движении из Казани)
        5) на перекрестке дорог и М7 с селениями Средние Кирмени и Уразбахнино.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:35

    Ура! Теперь проблема засыпающих водителей актуальна, не раз замечал уход с полосы, особенно от Мамадыша до поворота на Елабугу.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:38

    Подскажите - действительно по всей протяженности трассы двухполосное в каждую сторону движение сейчас?
    Думаю, не стоит ли из Нижнекамска через Челны теперь ездить. Больно уж Чистопольская трасса извилиста и фурами забита

    • Анонимно
      17.10.2018 08:51

      Только на прошлой неделе ездил в Челны по работе, был небольшой кусок дороги, который доделывали. Трасса отличная!

    • Анонимно
      17.10.2018 09:00

      Действительно это так! Вчера только совершил пробег Казань-Челны-Нижнекамск и в обратном направлении. Ранее в Нижнекамск ездил через Алексеевское, но дороги на въезде в Н-Камск это тихий ужас((
      На М7 вчера попались 2 участка, где дорогу ремонтировали,но она двухполосная.

    • Анонимно
      17.10.2018 11:33

      А раньше чистопольская дорога была свободной. Время летит, все меняется. Чаще не в лучшую сторону

  • Анонимно
    17.10.2018 08:39

    Молодцы, наконец то дорога европейская

    • Анонимно
      17.10.2018 09:46

      До Европейской далеко, о пешеходах не подумали, просто знаки 50 поставили(

  • Анонимно
    17.10.2018 08:39

    Наконец то! 8 лет две полосы в Советское время и ещё две полосы 20 лет в наше время,с самосвалами и крутыми укладчиками,суперкатками. Вот что "распил" чудесный делает!

  • Анонимно
    17.10.2018 08:40

    Азат Д

    Надо жд ветку делать между Казанью и Н Челнами.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:41

    Спасибо за интересные интервью.
    Тем более когда то мои родители познакомились на стройке этой дороги.

    Единственное, что смущает в организации движения на ней , масса нелогичных знаков, постоянно держащие водителей в напряжении.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:50

    Наконец то достроили. Теперь народ меньше в лобовых биться будет. А то еще в сентябре авария была...

  • Анонимно
    17.10.2018 08:52

    Молодцы, только вот на участке Богородское - Конь дорога ступеньками... едешь и содрагаешься, 3 года ремонтировали - бетонировали и нет толку.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:56

    Но в силу многих причин реконструкция под I-б категорию началась только в 2008-м.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/399208

    Не корректно указана дата. Первые 2-хполосные 4-хрядные участки на трассе появились уже в конце 80-х.

  • Анонимно
    17.10.2018 08:59

    Вчера оштрафовали за превышение. Спрашиваю где знак 50?
    - Перед заправкой! был ответ.
    - Так мы заправку уже проехали, где конец ограничения?.....молчит..
    Это рейд по захвату нашей наличности, но не забота о безопасном движении.

    • Анонимно
      17.10.2018 13:14

      08.59 Чего заливаете-то. Давно уже на трассе за скорость не штрафуют, а приходят письма счастья, на дороге не с кем разговаривать.

  • Анонимно
    17.10.2018 09:02

    Из воспоминаний далекого детства. Моя деревня стоит в середине между Казань-Наб. Челны, и от нас в обоих направлениях летали *кукурузники* пока этой трассы не было..помню как застревали на этом участке, что автор упоминает..Спасибо за дорогу, супер новость!

  • Анонимно
    17.10.2018 09:03

    Понравилось,как нарушение техники безопасности ,выдают за влияние потусторонних сил с какого то кладбища!
    Поставил трактор на горку и лёг под него,тут уж точно,не обошлось без чертовщины,ага..

  • OPEN
    17.10.2018 09:06

    Несколько участков на ремонт и закрыто ((

  • Анонимно
    17.10.2018 09:08

    Все хорошо!Только везде камеры навтыкали!!!Там смело можно 110 ограничение ставить!!!

  • Анонимно
    17.10.2018 09:11

    Сделать бы еще дорогу 4 полосную до Богатых Сабов! Все большегрузы с Кировской обл. через эту дорогу ездят. А эта трасса очень тяжелая кругом спуски-подъемы.... Вот и плетешься за грузовиком 40 км/ч....

  • Анонимно
    17.10.2018 09:23

    Теперь надо объезд Челнов сделать, а то трасса прямиком в город как в узкое горлышко, а потом при выезде из Челнов продолжается узкой двусторонней дорогой

  • Анонимно
    17.10.2018 09:24

    Есть какая-то статистика смертей на этой дороге?

  • Анонимно
    17.10.2018 09:26

    Теперь нужна одна восьмиполосная дорога через всю Россию с самого запада до самого востока, прямая как стрела и без ограничения скорости как в Германии

    • Анонимно
      17.10.2018 11:24

      Недавно приехали из Германии, по автобану все мчатся не меньше 200 км/ч. В деревне по местной дороге при ограничении 60 ехали 40 (решили полюбоваться местными виноградниками), нам сразу стали сигналить, что медленно едем. За 10 дней в Германии и Швейцарии не видели не одной аварии, проехав более 2000 км.

      • Анонимно
        17.10.2018 14:24

        По автобану со скоростью 200 ездит процентов 10. Обычная комфортная скорость-140. В населённых пунктах скорость ограничена 50 км/ч, а не 60 как у нас. Сигналить там не принято, за это штраф! Что-то Вы врёте.

    • Анонимно
      17.10.2018 13:02

      Через Астрахань? Без снега зимой, или с гололедом полгода через Казань?

  • Анонимно
    17.10.2018 09:30

    Теперь бы и на запад пойти. А то в сторону Нижнего по РТ то 2 то 3 полосы...

  • Анонимно
    17.10.2018 09:33

    М-7 от моста через Волгу до Чувашской республики надо делать скорей приличной.Это же визитная карточка и такое убожество.Бедная Чувашия всю М-7 потихоньку облагородила приятно ехать а как заехал в богатый Татарстан так 2 полосы и даже ни одного кармана нет для обгона.

    • Анонимно
      17.10.2018 11:37

      Согласен. Нужно сделать дорогу М7 в четыре полосы от Тюрлема до развязки на Иннополис.

  • Анонимно
    17.10.2018 09:49

    а в Казани развязки уже не хотите строить?? Каждое утро и вечер в пробках стоим!

  • Анонимно
    17.10.2018 09:55

    В Финляндии шипованая резина не запрещена, автор путает с Германией.

    • Анонимно
      17.10.2018 10:08

      Да, тоже удивило. Тоже слышал что там накат, а если накат, то как без шипов то?

  • Анонимно
    17.10.2018 09:59

    А из-за камазовской трассы умерла деревня моей мамы... Дорога прошла мимо в 5 км и буквально за 5 лет в начале 70х из 1000 человек населения осталось 10 стариков. Вся деревня разъехалась вместе с домами.

  • Анонимно
    17.10.2018 10:08

    Да неужели достроили? За 20 лет 220 км. Круто!

  • Анонимно
    17.10.2018 10:13

    все дороги между городами РТ должны быть как трасса Казань-Зеленодольск: 4 полосы и освещение вдоль всей трассы - вот тогда это будет безопасно и движение заметно улучшится

  • Дорогая дорога получилась, за эти средства, китайские партнёры что бы построили?

    • Анонимно
      17.10.2018 10:53

      Бери выше. Они строят бесплатно, только позови китайцев на ПМЖ

    • Анонимно
      17.10.2018 12:01

      Они бы ее построили за -2 года, а мы больше 20 лет строили. Ужасно долго, сколько жизней можно было бы спасти

  • ПутчДемона
    17.10.2018 10:23

    Правильно! И обязательно нужен выход на евростандарты скорости. А то навтыкали каждые 5 км знаков 70 и 50, которые похоже вместе с наземными переходами лоббируют сетевики АЗС возле своих комплексов. А ГИБДД ведётся на это.

    • Анонимно
      17.10.2018 11:56

      Разгон-торможение 100-70-50-70-100 вот там и бензин уходит влет , Гаи с азс -ами в доле .

    • Анонимно
      17.10.2018 12:02

      Куда вам на вашей телеге на евроскорости то?

  • Анонимно
    17.10.2018 11:29

    От мамадышской развязки м7 до кулаева 20 км .при скорости 100км/час ехать 12 минут , так там тратишь с этими ограничениями с камерами 20-25 минут .Камеры ставят хитро . там ступенчатое понижение 100-70-50 камеры ловят на этой ступени. Зимой там садовников нет , а ограничения не убирают иначе камеры останутся без работы.

  • Анонимно
    17.10.2018 11:39

    Интересно,сколько реальная стоимость трассы,сколько украдено,где бетонная разделительная?!Бедная Чувашия, дороги с бетонной разделительной, и хлеб 25руб.,проезд 22руб.!

    • Анонимно
      17.10.2018 12:49

      где уж в Чувашии бетонные разделители? Неделю назад ехал из Казани до Цивильска и дальше в сторону Канаша. Как Татарстан заканчивается -начинается гребенка, колейность. Между Канашом и Цивильском только норм, другие дороги убитые.

  • Анонимно
    17.10.2018 12:48

    получается, что если в день примерная нагрузка на дорогу 20тыс машин, то с 1км ежедневно 20 тонн покрытия уходит, а за зимний сезон - около 3000 тонн, то есть с 1погонного метра двухполосной дороги - 3 тонны асфальта стирается за сезон.
    Такое вообще возможно?)
    Это я еще фуры не учитывал.

  • Анонимно
    17.10.2018 12:57

    Спасибо всем

  • Анонимно
    17.10.2018 13:11

    Событие заметное, но как любят PR чиновники, в Китае сняли порядка 40 руководителей регионов, которые за год не достигли поставленных целей, например не построили 1000 км дорог.
    Стоит только попытаться в Нижнекамск заехать, это же кошмар, а не дорога, а ведь Нижнекамск совсем не транзитный участок дороги.

  • Анонимно
    17.10.2018 13:47

    Китаёзы бы за это время два раза туда-обратно на эстакадах магистраль построили. А мы фапаем на то, что накидали асфальт на насыпь за 20 лет на ажчитыриполосы! Трудягам респект, и они бы смогли как китайцы, организационную верхушку бы только перевоспитать.

    • Анонимно
      17.10.2018 21:41

      Ты что китаец? Посмотрел бы я твой КПД закинь тебя в фуфайке на дорожные работы в зимний период

  • Анонимно
    17.10.2018 14:04

    Али.

    Отлично...., Китайцы за день дорог строят больше, чем мы за год…

  • Анонимно
    17.10.2018 19:11

    Ламповый репортаж. Спасибо строителям!
    Еще выход на эту трассу из Нижнекамска, минуя Челны, республика еще прочнее будет.

  • Анонимно
    17.10.2018 19:11

    Статус "дороги смерти" перенял Казань -Сорочьи Горы.

  • Анонимно
    18.10.2018 06:42

    наконец то добрались а в обратном направлении Уфа кто строит будет

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль