Общество 
19.10.2018

Назад, в Башкирию: почему Сидякин станет правой рукой Хабирова?

Новый глава республики ставит во главе своей администрации давнего соратника, который сумел стать своим и в Москве, и в Татарстане

Депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин возглавит администрацию и. о. главы Башкортостана. По сведениям «БИЗНЕС Online», это было одно из первых кадровых решений Радия Хабирова. Рассказываем о том, как Сидякин и Хабиров сошлись еще в начале 2000-х, вместе пережили опалу Муртазы Рахимова и как «транзитник», навязанный Владиславом Сурковым, быстро стал одним из самых эффективных лоббистов Татарстана в Москве.

Депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин возглавит администрацию и.о. главы Башкортостана Депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин возглавит администрацию и. о. главы Башкортостана Фото: «БИЗНЕС Online»

«ХАБИРОВ ПОНЯЛ, ЧТО СИДЯКИН — ХОРОШИЙ ЮРИСТ, И ПРЕДЛОЖИЛ ПОРАБОТАТЬ»

О возможном переходе депутата Госдумы Александра Сидякина на должность руководителя администрации главы Башкортостана вчера вечером сообщил ТАСС. Эту информацию подтвердили и собственные источники «БИЗНЕС Online». По нашим данным, вопрос решен, официально о назначении будет объявлено в начале следующей недели. Таким образом, Татарстан лишится одного из самых эффективных лоббистов в московских властных кабинетах. Впрочем, переход Сидякина в Башкортостан можно было предсказать еще в момент назначения на пост и. о. главы РБ Радия Хабирова, с которым они близко дружат еще с начала 2000-х. К слову, депутат был единственным представителем РТ и на недавней «инаугурации» Хабирова в курултае. 

Между тем начало биографии Сидякина никак не предвещало того, что его судьба окажется тесно связана с двумя национальными республиками. Он родился в 1977 году в карельском городе Сегежа. Там с медалью окончил школу, а затем учился на юридическом факультете в Тверском госуниверситете. Едва окончив его в 1999 году, Сидякин уже был старшим юрисконсультом в юридической службе «Консультант», специализируясь на избирательном законодательстве. Услуги такого профиля были крайне востребованы — выборов было много. Уже в 2001 году Сидякин отметился на выборах главы Коми, а через год, в 2002-м, Александр Геннадьевич числился юристом избирательного штаба Петра Пимашкова, который баллотировался в губернаторы Красноярского края.

В 2003 году Сидякин, уже имея багаж участия в избирательных кампаниях, основал свое агентство «Народный избранник». В этом качестве осенью 2003 года он был привлечен к выборам тогда еще Муртазы Рахимова. Примерно в данный период начала 2000-х он и познакомился с Хабировым, который перебирался с должности замдекана юридического факультета БГУ в кресло главы администрации президента Башкортостана — именно этот пост теперь будет занимать Сидякин. Два юриста тогда хорошо нашли общий язык. «Хабиров понял, что Сидякин — хороший юрист, и предложил поработать», — говорит источник, хорошо знакомый с депутатом.

Переход Сидякина в Башкортостан можно было предсказать еще в момент назначения на пост и.о. главы РБ Радия Хабирова (на фото), с которым они близко дружат еще с начала 2000-х Переход Сидякина в Башкортостан можно было предсказать еще в момент назначения на пост и. о. главы РБ Радия Хабирова (на фото), с которым они близко дружат еще с начала 2000-х Фото: «БИЗНЕС Online»

«В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ ВРЕМЕНИ СУМАСШЕДШИЙ СЫН УРАЛ НАПЕЛ ОТЦУ»

Какое-то время Сидякин продолжал частную практику. Так, например, в 2004 году на выборах главы Брянской области представлял интересы губернатора Юрия Лодкина, которого Верховный суд отстранил от участия в выборах, а в 2005-м от имени депутата Госдумы Игоря Морозова судился против тогдашнего рязанского губернатора Георгия Шпака, обвиняя того в финансировании избирательной кампании через «черную кассу». 

Кстати говоря, тогда же Сидякин пересекся и с Андреем Чибисом, трудившимся советником губернатора Шпака и ставшим через 8 лет заместителем министра строительства и ЖКХ России, с которым они вдвоем на протяжении пяти лет составляли яркий ЖКХ-тандем.

Но, как вспоминает наш источник из окружения Сидякина, к тому времени Александр Геннадьевич устал колесить по стране, тем более что бóльшую часть времени по работе проводил именно в Уфе, работал в городском и республиканском избиркомах.

Как раз в то время, в 2006 году, замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков задумал создать вторую партию власти, объединив «Родину», Партию пенсионеров и Партию жизни. Так возникла «Справедливая Россия», поначалу задумывавшаяся как вторая сила в двухпартийной системе, которая должна была возникнуть в России. Тогда Хабиров и предложил Сидякину ответственную миссию возглавить отделение партии в Башкортостане. Роль контролируемой оппозиции Александр Геннадьевич сыграл с блеском, но понятно, что последующий переход в «Единую Россию» никаким ренегатством не был.

Когда же у Хабирова случился конфликт с Рахимовым, Сидякин тоже попал под раздачу. Как мы уже рассказывали, все началось с распри Муртазы и Урала Рахимовых — отец обвинил сына в присвоении власти над достоянием республики, нефтяной компанией «Башнефть». В своей книге «Бабай всея Руси» бывший пресс-секретарь президента РБ Ростислав Мурзагулов рассказывал, что Радий Фаритович возглавлял «комиссию по бизабразиям Урала». Так что Сидякина как опытного и доверенного юриста попросили поучаствовать в арбитражных процессах против Урала Рахимова. «Там же часть нефтехимических заводов была передана в собственность сыну Уралу, потом была команда их отбирать. Формированием стратегии отъема занимался Сидякин, в судах он представлял истцов, все процессы выиграл, но потом было принято решение все отдать назад», — рассказывает наш источник.

В 2003 году Сидякин основал свое агентство «Народный избранник». В этом качестве осенью 2003 года он был привлечен к выборам тогда еще Муртазы Рахимова В 2003 году Сидякин основал свое агентство «Народный избранник». В этом качестве осенью 2003 года он был привлечен к выборам тогда еще Муртазы Рахимова Фото: kremlin.ru

Однако, как только отец и сын Рахимовы помирились, жертвами их ссоры и пал Хабиров. К счастью, как раз в этот момент к нему поступило предложение от Суркова перебираться в Москву. «В какой-то момент времени сумасшедший сын Урал напел отцу: „Смотри, его приглашает Сурков на работу, чтобы он несколько месяцев там посидел и потом тебя сместил“. Рахимов, поскольку это был сын, на эту штуку купился. Он сказал: „Мы должны попортить Радию биографию, чтобы он не вернулся“, — и они начали находить компромат, которого не было, даже исключили из „Единой России“», — вспоминает наш собеседник. Так что Хабирову, только что приехавшему в столицу, в администрации так и заявили: мол, Рахимов утверждает, что ты жулик, вор и негодяй. Тот, по словам нашего источника, заверил, что готов доказать обратное. Хабирову устроили тщательную проверку, несколько месяцев он находился в подвешенном состоянии, его никуда не назначали. «Он ходил грустным, а потом в администрации поняли, что все это ерунда. Так что его и в партии восстановили, и на работу в администрацию взяли. Рахимов какое-то время еще поплевался в ту сторону, а потом его убрали и назначили Хамитова», — вспоминает наш собеседник.

Сидякин вслед за Хабировым перебрался в Москву. Последней каплей стал показательный эпизод: администрация Рахимовых 30 августа запретила школам Уфы зачислять сына опального юриста в первый класс. Это случилось 30 августа. А уже 31-го после звонка Суркова Юрию Лужкову мальчика приняли в одну из школ Москвы.


В ГОСДУМЕ — НА ЗАЩИТЕ ДОЛЬЩИКОВ, ВКЛАДЧИКОВ И ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Некоторое время Сидякин провел на скромной должности руководителя департамента коллективных действий и развития профсоюзного движения федерации независимых профсоюзов РФ, но в 2011 году Сурков командировал его в Татарстан, включив в список депутатов «Единой России» на выборах в Госдуму. «Сложилась такая практика, что Сидякина нам предложили. Я не скрываю, что мне тогда его предложил Владислав Сурков, будучи первым заместителем администрации президента, — вспоминал позже спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. — Мы узнали про него, расспросили, когда встретились, мне он показался здравомыслящим человеком. Может, несколько критически настроенным к недостаткам жизни. Я за Сидякина, во всяком случае, краснеть мне за него не пришлось».

В Татарстане такого назначенца из Москвы сначала приняли настороженно. Тем более в самом начале своего срока в Думе Сидякин то и дело вносил разного рода резонансные законопроекты, за которыми читалась воля Кремля. Тут и  усиление ответственности за оскорбление религиозных чувств, и законы о митингах, и об НКО как иностранных агентах. Наконец, весь интернет обсуждал, как яростно Александр Геннадьевич топтал белую ленточку. Неудивительно, что в рейтингах близкого к Кремлю ИСЭПИ он регулярно входил в пятерку самых эффективных парламентариев: за весь срок в Думе инициировал 115 законопроектов, 50 из которых стали федеральными законами.

Впрочем, не политикой единой. Сидякин входит в состав комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, а с нынешнего созыва еще и является первым заместителем председателя, что по рангу внутри фракции приравнивается к председателю. Так что при его непосредственном участии было введено лицензирование деятельности УК, установлен предельный рост тарифов ЖКХ, решена проблема переплаты за ОДН, запущена система капитального ремонта дома, введены долгосрочные коммунальные тарифы, очно-заочная форма общего собрания собственников, установлена уголовная ответственность за фальсификацию протоколов общего собрания, создана государственная информационная система ЖКХ, а также увеличено федеральное финансирование программ расселения из аварийного жилья и благоустройства общественных и дворовых пространств.

Непосредственно в его активе — закон о бессрочной бесплатной приватизации жилья, продлении работы фонда содействия реформированию ЖКХ, об освобождении от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт пенсионеров, достигших возраста 80 лет, о разрешении использования материнского капитала на строительство и ремонт дома и т. д. Сейчас в Думе в третьем чтении рассматривается законопроект, по которому снимается бремя доказывания отсутствия задолженности для получения льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, с 2016 года Сидякин возглавляет в «Единой России» рабочую группу по защите прав дольщиков, которая за два года, как следует из публичных отчетов, помогла 65 584 «обманутым дольщикам» достроить 426 проблемных жилых объектов, в том числе в Татарстане по объектам ЖК «МЧС».

В РТ Сидякин очень скоро перестал восприниматься как «транзитник», превратившись в одного из самых полезных для республики лоббистов: к слову, чтобы уйти от имиджа варяга, он даже прописался в Казани, на улице Апастовской. Активный депутат участвовал и в переговорах по сохранению слова «президент» в наименовании должности главы Татарстана, и в разруливании споров вокруг законопроекта об изучении родных и государственных языков республик. Включился он в и в историю с Татфондбанком, когда вступился за вкладчиков, к которым АСВ массово предъявляло иски об оспаривании сделок. Также к заслугам Сидякина можно отнести согласование с министерствами концепции законопроекта, который должен способствовать привлечению турецких инвесторов в промзону «Гебзе». Мастерски Сидякин участвовал и в бюджетном процессе — данное направление работы депутатов в Татарстане, напомним, на особом учете. Всего за это время депутату удалось пролоббировать выделение для республики более 35 млрд рублей из федерального бюджета. Примечательно, что без Александра Геннадьевича не обходится ни одно заседание совета по предпринимательству с участием президента РТ — и каждый раз Рустам Миннниханов обращается именно к нему с поручением отработать тот или иной вопрос.

Если в 2011 году в списке «Единой России» на выборах в Госдуму Сидякин значился 11-м, то в 2016-м оказался в партийном списке третьим — после Минниханова и министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметова. И ни Сурков, ни кто-либо еще его на этот раз не лоббировали — сработала репутация и результаты.

Неудивительно, что и Хабиров, возвращаясь в Башкортостан, забирает с собой давнего друга, с которым прошел огонь, воду и медные трубы. Теперь новому главе администрации осталось выиграть для Хабирова избирательную кампанию — выборы главы Башкортостана, напомним, уже через год. Впрочем, куда более сложная задача — провести кадровую перезагрузку, обеспечив при этом консолидацию раздерганной за последнее десятилетие элиты республики и выстроив конструктивные отношения с федеральными кланами, имеющими интересы в республике. Сидякин для этой миссии идеально подходит — тут и огромный политический опыт, и широчайшие связи в высоких московских кабинетах, и незаурядная работоспособность. 

Однако решение о переходе, судя по всему, было для Александра Геннадьевича не таким уж простым. Вспомним, как еще в мае 2018 года СМИ сватали Сидякина на пост замминистра строительства и ЖКХ, но этого так и не случилось. Сам депутат тогда рассказывал нашему изданию, что без разрешения Минниханова никаких решений принимать не будет. «Без обсуждения данного вопроса с президентом республики решение принимать не собирался и не собираюсь. Если будут предложения, мы обсудим это с руководством Татарстана, поймем, нужно ли это республике, и потом примем окончательное решение», — говорил он тогда нашему изданию. Судя по всему, на сей раз Сидякин и Минниханов договорились.

Фатих Сибагатуллин: «Я его благословил еще позавчера. Я ему сказал: «Нечего тебе, красавчик такой, болтаться в Госдуме. Давай Башкортостану помогай» Фатих Сибагатуллин: «Я его благословил еще позавчера. Я сказал Сидякину: «Нечего тебе, красавчик такой, болтаться в Госдуме. Давай Башкортостану помогай» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ДЛЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА ГОСДУМА ДОЛЖНА БЫТЬ ТРАМПЛИНОМ»

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы от Татарстана:

— Я его благословил еще позавчера. Я сказал Сидякину: «Нечего тебе, красавчик такой, болтаться в Госдуме. Давай Башкортостану помогай». Говорю: «Как минимум там Радий Фаритович должен дать тебе пост премьер-министра или на худой конец председателя курултая-собрания». Но вот сделали его руководителем аппарата президента. Это тоже должность очень высокая. Вчера мы его уже поздравляли. В Госдуме это мне неплохо сидеть, пенсионеру, а для молодого человека Госдума должна быть трамплином.

В Госдуме, кроме Сидякина, такого молодого и энергичного человека, который бы занимался жилищно-коммунальным хозяйством, нет из всех 450 депутатов. Это самый сложный участок. И Александр Геннадьевич получил новую должность заслуженно. Он сегодня должен был быть у президента РТ — поблагодарить его, но Минниханов в Узбекистане. В Дагестан делегировали Здунова, сейчас отправляем Сидякина в Башкортостан — от этого Татарстану не убавится. Это успех для Республики Татарстан: ее воспитанник идет на ключевую должность в Башкортостан. Положа руку на сердце, стоит отметить: татар в Башкортостане больше, чем башкир. Татары с башкирами — братья одного отца и матери, только искусственно разделенные. А Сидякин теперь знает и татар, и башкир, потому что раньше он уже там работал. Честь и хвала ему, желаем удачи.

Ильдар Гильмутдинов — председатель комитета по делам национальностей, депутат Госдумы от РТ:

— Сидякин — молодой человек, он должен расти. Тем более что он не чужой человек для Башкортостана, он там работал, находится в хороших отношениях с новым главой республики, будучи в Башкортостане, они работали в одной команде. Конечно, у Сидякина есть большое желание помочь новому руководителю региона. Думаю, это правильное решение.

У нас коллектив большой, депутатов много, и то жилищное направление, которое Александр Геннадьевич занимал, мы не бросим. У нас очень сильное министерство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, оно самостоятельно очень тесно взаимодействует с федеральными структурами, в том числе и с Госдумой. Каких-то рисков я не вижу. Конечно, как депутат он человек активный и энергичный, нам будет его не хватать. Но решение он принял сам, хочет быть полезным Республике Башкортостан. Для нас Башкортостан тоже небезразличная республика. У меня как у руководителя федеральной национально-культурной автономии татар есть к данному субъекту Федерации много вопросов. У нас много интересных инициатив, предложений, но, к сожалению, при существующей администрации они не находили решения. Надеюсь, что с приходом нового руководства они найдутся. Следующим в списке кандидатов в депутаты Госдумы у нас стоит директор научно-исследовательского центра Института молодежи Дмитрий Менделевич. Если он сам не откажется (но думаю, что он не откажется), его кандидатуру должна будет утвердить Центральная избирательная комиссия, после чего он сможет стать депутатом.

Айрат Фаррахов — депутат Госдумы от Татарстана:

— Александр Геннадьевич Сидякин набирает очень хороший управленческий опыт. Он работал и в бизнесе, и в Госдуме, где трудился над решением сложнейшей проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Работа в Госдуме на многое открывает глаза и с точки зрения правоприменения, и с точки зрения взаимодействия с избирателями. Работа здесь позволяет более тонко чувствовать запросы общества по злободневным вопросам.

Не могу сказать, почему он туда идет, это вопрос к исполняющему обязанности главы Республики Башкортостан, к тому, как он формирует команду. В любом случае Александр Геннадьевич оказался перед сложным выбором. Но считаю, что и в Госдуме, и в исполнительном органе власти он будет эффективным менеджером.

Айрат Фаррахов: «Не могу ответить на вопрос, почему он туда идет, это вопрос к исполняющему обязанности главы республики Башкортостан, как он формирует команду» Айрат Фаррахов: «Не могу сказать, почему он туда идет, это вопрос к исполняющему обязанности главы Республики Башкортостан, к тому, как он формирует команду» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВЫ ТАК СКАЗАЛИ, КАК БУДТО МЫ С НИМ ПРОЩАЕМСЯ!»

Ильдус Ахметзянов — экс-глава Чистопольского района, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ:

— Вы так сказали, как будто мы с ним прощаемся! Дай бог ему здоровья и успехов в труде, где бы он ни был! Чем запомнился Сидякин? Это один их самых активных депутатов – представителей Татарстана в Государственной Думе как по работе, так и по жизненной позиции, самые лучшие отзывы о нем. Подтверждаю, что он действительно стал своим в Татарстане.

Некоторый урон, наверное, для Татарстана есть, но считаю, что это хорошая находка для Башкортостана. Тот опыт, который был получен им в Госдуме в плане ведения жилищного и коммунального хозяйства, поможет ему на новом месте работы. Через все это он прошел, это ему близко. Самое главное — он умел общаться с людьми, не только слушать, но и слышать их. Мы делимся с братской республикой одним из хороших представителей Татарстана.

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Если говорить о Сидякине как о нашем депутате, то я хотел бы напомнить, что в прошлом созыве он пришел к нам из Башкортостана. В РБ он работал, его там хорошо знают.

С другой стороны, это один из самых эффективных депутатов от Татарстана в этом созыве с точки зрения представленных им законодательных инициатив. Он в основном специализируется в сфере жилищно-коммунального хозяйства, там у него много инициатив, которые мы здесь прорабатывали, но через него эти инициативы реализовывались. Это в принципе очень конструктивный человек. Он реально видит жизнь, поэтому его предложения вполне жизнеспособны и многие из них проходили.

Ослабнут ли с уходом Сидякина лоббистские возможности Татарстана? Что вам сказать… Он, безусловно, пользуется авторитетом в Государственной Думе, это один из самых эффективных депутатов. Поэтому, если Александр Геннадьевич уйдет, то нам его, конечно же, будет не хватать. Я имею в виду то направление, которое он курировал. Конечно, следующие выборы в Госдуму уже в 2020 году, но все равно — тут каждый день дорог.

Шамиль Агеев: «Это активный человек, он очень эффективно в Думе работал. Если он уйдет, то наши лоббистские возможности на федеральном уровне сейчас не ослабнут» Шамиль Агеев: «Это активный человек, он очень эффективно в Думе работал. Если он уйдет, то наши лоббистские возможности на федеральном уровне сейчас не ослабнут» Фото: «БИЗНЕС Online»

Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ:

— Его деятельность была достаточно эффективна. Это активный человек, он очень эффективно в Думе работал. Если он уйдет, то наши лоббистские возможности на федеральном уровне сейчас не ослабнут. Депутаты Госдумы сейчас в принципе имеют мало возможностей для лоббизма, потому что все вопросы пробивает в первую очередь администрация президента. Понимаете, да? Все те лоббисты, которые были раньше, например Морозов… Таких уже больше не будет. Сейчас весомость Думы, на мой взгляд, не такая сильная, как было раньше. Больше решает аппарат президента. И больше лоббистских возможностей у президента республики. Депутатам этим заниматься сложнее. Они хотят, конечно, стараются, но у них сфера деятельности сейчас суживается. Не потому, что они не хотят, а потому, что распределение сфер работы на Госдуму меньше идет.

Сергей Сергеев — доктор политических наук, профессор КНИТУ-КХТИ/КФУ:

— Сидякин родился в Карелии, в самом начале 2000-х годов появился уже в Республике Коми, а с Башкортостаном связан примерно с 2003 года: работал в избирательной комиссии Уфы, Центризбиркоме, в ООО «Туймазыстекло», возглавлял в РБ сначала отделение Российской партии пенсионеров, затем — «Справедливой России». В это время он был уже активным участником команды Радия Хабирова, скорее всего. И только где-то уже с 2010 года он связан с Татарстаном. Когда анализируешь карьеру Сидякина, то создается впечатление, что это человек, который достаточно легко и органично меняет различные политические маски. Он работал в бизнесе, связанном с государством, он был руководителем различных региональных партийных организаций в Башкортостане, до «Единой России» был в «Справедливой России», поэтому, деятельность руководителя аппарата, хотя она иная и предполагает некоторую закрытость, наверное, окажется ему по плечу.

Татарстан в Госдуме представляют, кроме Сидякина, 14 депутатов только от «Единой России»; каждый из них тесно контактирует с определенным министерством и ведомством, так что, я думаю, лоббистские возможности Татарстана не ослабнут. И неизвестно, для РТ является потерей или приобретением уход депутата, который, с одной стороны, был весьма активен в законотворческой деятельности, с другой — был склонен к самопиару на всем чем угодно, от борьбы с «ночными бабочками» до Антарктиды.

«ЭТО ПОКАЗАТЕЛЬ СЕРЬЕЗНОСТИ, СОЛИДНОСТИ И КРУТИЗНЫ»

Константин Калачев — руководитель «Политической экспертной группы»:

— Если говорить о нынешнем статусе Сидякина, то понятно, что если зампредседателя комитета, депутат Госдумы получает такое предложение, то это показатель уровня кадрового резерва нового главы. Это показатель того, какие люди вовлечены в его влияние, показатель серьезности, солидности и крутизны. Тем более что Сидякин, насколько я понимаю, в какие-то конкретные ситуации в Башкортостане не погружен, хотя его политический рост начался оттуда, но с республикой, я думаю, тесной связи особо не было, при этом, вероятно, такой человек и нужен, который может отстраненно посмотреть на проблему кадров, на того, кто, чего... Тем более если есть внутриэлитные конфликты.

В принципе, сильное решение, чего там говорить. Сидякин — человек, который хорошо знает Хабирова, которого Хабиров хорошо знает, человек, который пользуется доверием, с политическим опытом и влиянием, но при этом он смотрит на все процессы со стороны. Даже национальный фактор часто играет положительную роль с учетом того, что в республике три ключевые национальности — башкиры, татары, русские. Тоже, мне кажется, вполне логично.

Я с ним знаком лично: он адекватный, разумный человек. У меня был опыт общения с Хабировым когда-то очень давно — не самый удачный, а вот Сидякин, как раз наоборот, мне видится человеком, который умеет выстраивать отношения. На самом деле карьера федерального политика может быть в разное время связана с разными территориями, хорошие отношения с РТ и знания Татарстана — это скорее конкурентное преимущество. Опыт республики стоит изучать и применять.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— И господин Хабиров, и господин Сидякин принадлежат к одной генерации политиков-управленцев, которых сейчас активно делегируют в регионы. Он прошел федеральную обкатку, не будет тратить много времени на то, чтобы войти в курс дел, меньше вероятность того, что он будет восторгаться местными элитами. И в то же время считается, что есть гарантия того, что он будет лоялен к федеральному центру. И Хабиров, и Сидякин под такой профиль вписываются. Естественно, есть еще вопрос возраста и стилистики политического и административного общения.

Для Сидякина переход в Башкортостан  — это по большому счету повышение с учетом не очень высокого статуса депутата Госдумы. У главы администрации такого крупного региона будет гораздо больше полномочий и возможностей распоряжаться бюджетами и делать конкретные дела.

Лоббистские возможности Татарстана с переходом Сидякина вряд ли ослабнут. Госдума — не совсем тот институт, который влияет на принятие решений в финансово-экономической сфере. Для этого все предпочитают ходить в правительство и администрацию президента. Если брать эффективность действий Сидякина… он, например, пытался лоббировать важный для региона проект скоростной магистрали. В нем есть подвижки, но не благодаря Александру Геннадьевичу. Я не уверен, что уход Сидякина критически повлияет на возможности Татарстана. С этой точки зрения гораздо больше проблем возникает, когда татарстанских чиновников из федерального правительства убирают.

Дмитрий Журавлев  генеральный директор Института региональных проблем:

— Наверное, были и другие претенденты. У господина Хабирова своя команда в администрации была. Может быть, публичный человек сейчас просто нужнее. В Башкортостане (вам лучше, чем мне, известно) политика своеобразная. Там сегодня публичность очень даже будет кстати. Нужно выводить на публичный уровень процессы управления, чтобы они были более стабильными, чтобы люди знали, что происходит. Может, это действительно сейчас было бы лучше. Депутат — это же политик, а Сидякин — это вдвойне политик. Поэтому я думаю, что просто будет меняться стиль правления республикой, ведь выдвигаются именно политические фигуры. Кроме того, очевидна политизация не только в Башкортостане, а в принципе в региональном управлении. Последние выборы показали, что от губернаторов и их аппаратов требуется больше политики, чем раньше. До этого главным было то, чтобы управление было хорошим, а сегодня нужно еще уметь убеждать в этом население. И это в большей степени, чем когда бы то ни было.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.10.2018 13:33

А там еще люди нужны?
Заберите наших местных депутатов, пожалуйста.

  • Моисей
    19.10.2018 12:46

    Хорошее назначение
    И для Татарстана хорошо, и для Башкирии
    А значит и для России хорошо

    • Прав Фатых Саубанович! Не хрен Сидякину в Думе болтаться и там есть кому от Татарстана это делать! А В Башкирии это реальная работа ставить на должности и подбирать хороших ,не жульковатых и работящих людей! А Татарстану это тоже выгода если Минниханов захочет помирится с Башкирами,то есть через кого пальму Дружбы будет передать и тоже самое может сделать Радий Хабиров!

      • Вот такой должен быть патриот.
        Не агент, не шпион и не «крот»,

        Не холуй, не прохвост и не лжец,
        Не хапуга, не вор, не делец.

        Не напёрсточник, не аферист,
        Не мошенник и не карьерист,

        Не болтун, не емеля, не плут,
        Не обманщик и не баламут.

        Если партия скажет:- Вперёд!
        Добывать мёд башкирский пойдёт.

        В нём достоинства не перечесть.
        Совесть нашей эпохи, ум, честь.

      • Анонимно
        19.10.2018 16:08

        14:50. Очередной "шедевр" от Сиразина из конструктора детского в котором вместо болтиков и гаечек буковки из алфавита! Вы проще можете мыслю свою изложить, гражданин хороший?

  • Моисей
    19.10.2018 12:49

    Беспокойный, не сидит на месте, хороший лоббист
    Вот такими должны быть депутаты Госдумы
    Пример депутатам от Татарстана которые во всем занимают соглашательскую позицию

  • Анонимно
    19.10.2018 12:55

    Продуманное назначение
    Всем на пользуТатарстан и Башкирия должны более тесно взаимодействовать

  • Оптимист
    19.10.2018 13:01

    Хороший лоббист, отличное приобретение для любого региона

  • Анонимно
    19.10.2018 13:01

    Очень много помог своим коллегам - единороссам

  • Анонимно
    19.10.2018 13:05

    Жаль конечно, потеря для Татарстана
    А может к лучшему, наладятся горизонтальные связи между братскими регионами

  • Анонимно
    19.10.2018 13:11

    Интересно, что в Рязанской области они с Чибисом были конкурентами, а потом уже когда один стал депутатом, а другой замминистра - создали ЖКХ-тандем.
    Молодые, амбициозные

  • Анонимно
    19.10.2018 13:26

    Грустно, это единственный депутат от Татарстана, который действительно сам лично работал с проблемами простых людей и в подвалы спускался и на крышах был. Искренний, всегда готовый помочь. Повезло Башкирии.

    • Анонимно
      19.10.2018 13:48

      Вы почему олигархов оскорбили и назвали простыми людьми?! Что за неуважение к удаще

      • Анонимно
        19.10.2018 14:03

        Дотошный, в каждую дыру залезет
        И с простыми людьми хорошо общается, сейчас это большая редкость

  • Анонимно
    19.10.2018 13:28

    Сингатуллину лучше помолчать

  • Анонимно
    19.10.2018 13:33

    А там еще люди нужны?
    Заберите наших местных депутатов, пожалуйста.

  • Анонимно
    19.10.2018 13:38

    Человек который свой для татар, башкир и русских
    Хорошее назначение

  • Анонимно
    19.10.2018 13:39

    Жалко что уходит, дольщикам хорошо помог

  • Анонимно
    19.10.2018 13:40

    Ну что же, здоровая конкуренция пойдёт на пользу двум братским республикам.

  • Анонимно
    19.10.2018 13:42

    Ахметзянов тебя бы кто нибудь поскорее подобрал. Ни одного производства после тебя в городе чистополь не осталось....Чистополец.

  • Анонимно
    19.10.2018 13:50

    Годик по тренируется в Уфе и вернётся к нам губернатором Татарии, наведёт порядок, вернёт заводы и нефтяные скважины народу.

  • Анонимно
    19.10.2018 13:52

    Да,кто бы подумал,лет двадцать назад что во власть придут троечники.

  • Анонимно
    19.10.2018 14:03

    “Эти люди даже тремя курицами командовать не могут.” лидер башкир Муртаза Рахимов.

  • Анонимно
    19.10.2018 14:20

    "Хороший юрист". Не бывает хороших или плохих юристов.Бывают хорошие и плохие законы и их правоприменения.
    Наш прострел и в избиркомах поспел и мы знаем что это за структура волшебника Чурова

  • Анонимно
    19.10.2018 14:25

    Жаль, что уходит. Единственный депутат из республики, кто заботился о народе. Всем остальным наплевать

  • Анонимно
    19.10.2018 14:28

    красавчеГ такой:)))))))

  • Анонимно
    19.10.2018 14:35

    Сидякин - профессиональный идеальный карьерист. Это не плохо - такие являются моторчиками процессов. Главное чтобы о простых людях не забывал, что люди тоже хотят жить и нормально растить детей.

  • Анонимно
    19.10.2018 14:41

    Он же русский и башкирский и татарский языки он не знает как он будет общаться если не знает языка

    • Анонимно
      19.10.2018 16:16

      14.41 на гос.языке РФ ,на русском разумеется.

    • Анонимно
      22.10.2018 07:04

      На Государственном Языке, в данном случае , РФ.. Как и в любой стране Мира.. Ничего нового..

  • Анонимно
    19.10.2018 14:43

    Очень хороший человек! Действительно помогает людям, жаль....очень жаль...

  • Анонимно
    19.10.2018 14:44

    Люблю Сидякина - он настоящий гражданин своей страны

  • Анонимно
    19.10.2018 14:45

    Жаль, конечно! Будем надеяться, что на новом месте так же хорошо будет работать!

  • Анонимно
    19.10.2018 14:48

    Чуткий депутат, единственный от Татарстана кому не всё равно было на запросы и проблемы граждан!
    Считаю это большой потерей для Татарстана и Госдумы.
    Башкирии повезло однозначно. Вздыхаем печально и ждём возращения на федеральный уровень в новом качестве!
    Порядочный и адекватный мужчина-большая редкость

  • Анонимно
    19.10.2018 14:53

    Фатих Сибагатуллин: «Я ему сказал: «Давай Башкортостану помогай»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/399564

    А мы, вместо тебя еще одного прапрапрапрадедушку "пескоструйщика" направим!

    • Анонимно
      19.10.2018 20:16

      Почему мне, молодому татарину, всегда очень стыдно когда я слышу высказывания этого "человека"?

  • Анонимно
    19.10.2018 14:57

    "В Госдуме это мне неплохо сидеть, пенсионеру..." -
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/399564

    А народ избирает депутатов в ГД, чтобы работали денно и нощно на благо народа Татарстана, а НЕ СИДЕТЬ штаны протирать!!!

  • azat shah
    19.10.2018 15:13

    Сидякина бы спикером в наш госсовет

  • Анонимно
    19.10.2018 15:21

    Карьерист от мозга костей. Уверен, он мечтает о карьере руководителя региона- и добьется этого. Башкирия для него лишь стартовая площадка

  • Анонимно
    19.10.2018 15:38

    Нормальный мужик
    Не зазвездился как некоторые

  • Анонимно
    19.10.2018 15:38

    Да, жаль. Профессионал своего дела. Его уход будет чувствителен для Татарстана, один из сильнейших депутатов Госдумы. Желаем ему успехов на новом посту.

  • Анонимно
    19.10.2018 16:22

    Лучше всех сказал как всегда Сергей Сергеев! Льготы на капремонт в РТ только-только появились в октябре . Хотя в других регионах действуют 6-7 лет.

  • Палыч
    19.10.2018 17:19

    Был вопрос по его теме в Госдуму написал, так безо всякой надежды, что ответят. В итоге была встреча с Сидякиным. Работает профессионально! Думаю далеко пойдет..

  • Анонимно
    19.10.2018 20:23

    Когда у власти юристы в квадрате мы уже видим на примере нашей большой Родины на чье благо они работают.

  • Анонимно
    19.10.2018 21:43

    Правильно! Давно пора Башкортостану и Татарстану сотрудничать, а не соперничать! Сидякин поможет укрепить межрегиональные связи.

  • Анонимно
    19.10.2018 21:48

    Ну если он действительно такой знатный лоббист - милости просим.

  • Анонимно
    19.10.2018 21:54

    Поддерживаю, хороший кадр

  • Анонимно
    19.10.2018 21:59

    Мощная команда в башкирии собралась

  • Анонимно
    19.10.2018 22:01

    Хорошая новость для Башкортостана,настоящий профессионал умеющий добиваться результатов и республику знает, уверен работу грамотно построит

  • Анонимно
    19.10.2018 22:05

    Татарстан - в лидерах ПФО по привлечению инвкстиций. В разы выше чем в остальных регионах. Хорошо бы нам их лоббистов перетянуть. Глядишь и к нам в республику кого-нибудь подтянули с проектами и деньгами.

  • Анонимно
    19.10.2018 22:11

    Думаю приход Сидякин на пользу пойдёт республике. Так-то мужик толковый

  • Анонимно
    19.10.2018 22:25

    Хорошо, что вопросы дольщиков не понаслышке знает. Для Башкирии это сейчас острая тема. Надеемся, что поможет нам получить жильё. Если так, то милости просим.

  • Анонимно
    19.10.2018 22:25

    Он в думе работал в комиссии по жкх. Может хоть с ним нашу коммуналку подтянем. В Уфе на 70 процентов сети гнилые, про другие города вообще молчу.

  • Анонимно
    19.10.2018 22:29

    Толковые юристы в Башкирии нужны. Надо и застройщиков прижать, и с нелегальными перевозчиками разобраться, и дольщиков поддержать. А если ещё и человек хороший, тем более. Если всё будет хорошо, ещё и Татарстан обгоним.

    • Анонимно
      19.10.2018 22:47

      Конечно обгоните... да что там Татарстан, бери выше: обгоните Америку!!!!

    • Анонимно
      21.10.2018 21:03

      ага, прижмите застройщиков... а дольщиков на улицу с плакатами... спасибо. Другие есть методы. В Татарстане прижали двоих застройщиков.... кому от этого хорошо, не считая прижимальщиков.

  • Анонимно
    19.10.2018 22:34

    Маврина - в премьеры, а Сидякина - в руководители аппарата. Экономист сильный и юрист хороший. А во главе - хозяйственник строгий - Хабиров. Алла бирhә порядок будет.

  • Анонимно
    19.10.2018 23:19

    Татарстан потеряет, Башкортостан приобретет

  • Анонимно
    20.10.2018 03:45

    Профессионал, и политик, остающийся человеком на своем месте, и способный решать самые сложные задачи, удача для команды главы Башкирии

  • ПанАлекс
    20.10.2018 09:24

    Одно дело. быть популистом и демагогом, безответственным депутатом, когда за него партия решила, на какую кнопку давить, другое дело - должность, где требуется организационный и управленческий опыт и профессионализм, где нужно будет сводить интересы разных групп и ведомств. А поскольку налицо признаки, что новая администрация РБ сильно потеснила интересы правящих кланов, то можно ждать, что варяги, назначенные на руководящие должности, получат жесткий прессинг в СМИ, инете и будут освещаться каждый шаг, особенно те, где просматриваются коррупциогенные риски.
    Так что не нахожу причин ждать успехов Сидякина на новом посту. Не для него такая должность...

  • Анонимно
    20.10.2018 20:04

    Уходят профессионалы..жаль

  • ravrr
    20.10.2018 20:13

    >Сидякин станет правой рукой Хабирова

    Ну всё, пропал дом.

  • Анонимно
    24.10.2018 10:04

    Сидякин работал в ООО "Туймазыстекло"! Приедте в Туймазы и посмотрите, что осталось от этого градообразующего, знаменитого в СССР одного из 4-х заводов выпускающих ампулы для лекарств. Его уже нет - на его месте пустырь. Эти люди могут только разрушать!!! То же самое будет и с Башкирией. Люди связанные с кланом Рахимова добъют Башкирию окончательно. Всё будет как в Туймазах с разрушенными или банкротными неработающими заводами.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль