Общество 
25.10.2018

О или Ё: в Елабуге возник спор о названии главного исторического памятника

Как постановление Совмина РСФСР, выпущенное 58 лет назад, стало причиной дискуссии об орфографии

В Елабуге спорят по поводу ошибочного написания названия «Чёртова городища» — главной достопримечательности города. В комитете РТ по охране объектов культурного наследия утверждают, что информационные надписи «Чортово городище» не несут ошибки. Филологи считают, что в этом случае возможно исключение из правил, но существует и мнение о том, что само по себе название «Чёртово городище» является исторической ошибкой.

В системе «Народный контроль» жительница Елабуги пожаловалась на неграмотность написания названия достопримечательности города в указателях В системе «Народный контроль» жительница Елабуги пожаловалась на неграмотность написания названия достопримечательности города в указателях

ОШИБКА ИЛИ УСТАРЕВШИЙ ВАРИАНТ?

В системе «Народный контроль» жительница Елабуги обратила внимание на правописание названия елабужского городища на указателях, которые расположены у остатков укрепленного поселения на берегу реки Камы, близ города. По ее мнению, на информационных табличках совершена грубая ошибка. «На указателях об историческом месте написано „ЧОртово городище“ вместо правильного „ЧЁртово“, культурное место и такая безграмотность! Ведь раньше там была табличка с верным названием. Куда смотрит администрация города?!» — написала (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.) автор обращения Елена Я.

В ответ она получила комментарий комитета РТ по охране объектов культурного наследия, в котором сообщается, что информационные надписи, содержащие сведения об объекте культурного наследия, устанавливаются в соответствии с нормативно-правовым актом о постановке памятника истории и культуры на государственную охрану: «Наименование памятника археологии „Чортово городище“ на информационной надписи соответствует постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 „О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР“».

Вопрос оказался не таким простым, как кажется на первый взгляд. «Чорт» является устаревшим вариантом написания слова, которое встречается во многих словарях русского языка, выпущенных до 1956 года. В современном языке такое написание считается орфографической ошибкой. Правила русского языка поменялись, но написание «Чортово городище» не изменилось.

«Дело в том, что „Чёртово городище“ — народное название, а народ не всегда соблюдает академические правила написания. „Чёрт“ и подобные слова, которые слышатся с буквой О, в народе зачастую так и пишут, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заведующий кафедрой русского языка и литературы Елабужского института КФУ Антон Быков. — Раньше, в источниках XIX века, писали по-разному и не было четких правил. Поэтому, я считаю, в этом нет сейчас никакой проблемы. Это надумано, что есть какое-то старое название и новое название». По его мнению, письменно нужно следовать современным правилам, а устно — неважно, О или Ё, ведь слово-то одно и то же. Письменно нужно соответствовать правилам русского языка, то нужно либо следовать им, либо менять.

Доцент кафедры социально-гуманитарных наук Набережночелнинского института КФУ Николай Удалов согласен, что на данный момент растущая безграмотность действительно является проблемой. «Это сейчас всеобщая катастрофа, потому что идет поток бесконечной информации, а не наслаждение словом, поэтому та категория понимания, что языком можно наслаждаться, уходит в далекое прошлое. Это наша беда, — поделился Удалов. — Что же касается Елабуги, то исторический парк назвали именем собственным, поэтому написание самого названия все-таки может быть иным. Правила написания русской орфографии время от времени меняются. И такие изменения были несколько раз. Вообще, ошибок в написании слов вокруг встречается довольно много. Это вполне естественный процесс».

Если говорить об официальном названии «Чертового городища», то данное историческое место положено называть «Елабужское городищем», но в народе еще называют просто — «Чертово» Если говорить об официальном наименовании «Чёртового городища», то данное историческое место положено называть «Елабужское городище», но в народе еще говорят просто — «Чёртово»

Как сакральное место стало чЁртовым

Существует и другая точка зрения на то, как следует именовать самый известный исторический объект Елабуги. Если говорить об официальном названии памятника, то правильнее было бы говорить «Елабужское городище». Наименование «Чёртово городище» оно получило потому, что в древние времена русские называли его «Бесовским», что, кстати, на самом деле является правильным вариантом, объяснил «БИЗНЕС Online» елабужский краевед Ленар Мифтахов.

«Есть у данного объекта культурного наследия официальное наименование „Елабужское городище“, которое я использую в своей речи, поскольку название „Чёртово городище“ считаю унизительным для объекта, связанного с татарской историей, — говорит краевед. — Данное место имеет сакральное значение не только для татар, но и для угро-финских народов, поскольку именно они первыми обжили его еще несколько тысячелетий назад и построили здесь свое языческое капище, охраняемое системой оборонительных сооружений. Предки татар, булгары, возвели в XII веке на месте капища белокаменную мечеть, а с приходом русских здесь был основан православный монастырь, ликвидированный в XVIII веке. Как можно место, являющееся сакральным для трех религий, называть „Чёртовым“?»  

Как рассказал Ленар Мифтахов, на историческом месте стоят развалины булгарской мечети XII века Как рассказал Ленар Мифтахов, на историческом месте стоят развалины булгарской мечети XII века

Мифтахов также предлагает обратить внимание на название «Бесовское городище». «Я бы задумался над тем, какую букву поставить в слове „бесовское“ — Е или Ё. Дело в том, что у древних пермяков словом „бёс“ называлось место моления. Когда в этих местах появились русские, они придали данному названию иное значение, а затем и вовсе заменили его синонимом. Соответственно, „Бёсово городище“ имеет куда больше прав на существование и, самое главное, несет более позитивный смысл, нежели „Чёртово городище“».

Отметим, что самое первое упоминание «Чёртова городища» имеется в «Казанской истории», литературном произведении 1564–1565 годов, предположительно написанном русским монахом, который длительное время находился в татарском плену. В нем впервые упоминается, что «на высоком берегу реки Камы [есть] опустевший городок, который русские называют бесовским городищем». В более поздних документах городище называлось «Каменным», а в XIX веке за ним закрепилось нынешнее неофициальное название.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (50) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.10.2018 12:22

"Чёртово городище" - это паразитарное именование исторического памятника Татарстана надо изымать из употребления. По всей России можно найти несколько десятков таких "чёртовых городищ". Просто пришлые люди называли так всё, что для них чужое. Абсолютно не понимаю, почему нелицеприятное именование должно ассоциироваться с древней булгарской крепостью.

  • Анонимно
    25.10.2018 11:41

    Согласен, Чертово городище запоминается, но неблагозвучно, как будто Лысая гора какая-то с ведьмами

  • Анонимно
    25.10.2018 11:48

    Очень похож памятник на военно смотровую башню-хороший обзор вокруг.А что споров не было назвать по месту расположения "Елабужское городище".

  • Анонимно
    25.10.2018 11:53

    Куда смотрит администрация??а не куда.Ее нет.Фейки с Нижнекамска

  • Анонимно
    25.10.2018 12:22

    "Чёртово городище" - это паразитарное именование исторического памятника Татарстана надо изымать из употребления. По всей России можно найти несколько десятков таких "чёртовых городищ". Просто пришлые люди называли так всё, что для них чужое. Абсолютно не понимаю, почему нелицеприятное именование должно ассоциироваться с древней булгарской крепостью.

    • Анонимно
      29.10.2018 09:09

      Куда вы дели Древний мир Елабуги?
      Или жизнь в поселении сама собой образовалась, при помощи неведомого десанта?
      Мы, например, знаем, что в этих местах побывал Дарий, гнавший скифов 500лет до н. э

      • Анонимно
        29.10.2018 09:44

        Судя по тому, что Дарий сжег поселение, видимо, оно содержало греческий компонент. Персы- греки - вечные оппоненты.....кто кого. Город ГЕЛОН.

  • Анонимно
    25.10.2018 12:31

    Вообще непонятно, что хотели сказать этой статьей. Так как следует писать? Быков и Удалов также размыто ответили. Понятно, что правила русского языка динамичны и потому вариативны. Но в данный момент в языке принята норма с Ё и я считаю, что придерживаться стоит именно нормативного правописания, иначе зачем дети в школе учат правила и грамматику русского языка, если можно сослаться на правила 19 и начала 20 века? Такими таблицами только еще больше распространишь неграмотность среди населения.
    Если в кафе увидите "сливочное кофе" в названии,то это возмутит общественность. А между прочим, сейчас в словарях зафиксированы два варианта рода слова кофе - мужской и средний (как возможный).
    Поэтому, исправляйте ошибку, господа музейные работники!

    • Анонимно
      27.10.2018 09:25

      Пусть дети знают, что существуют устаревшие формы слов. Это не отменяет современных форм написания.

  • Анонимно
    25.10.2018 13:00

    В смысле пришлые? По истории Ермакова, а он действительно историк русские и православные народы в Елабуге жили задолго до взятия Казани. Об этом говорят многочисленные храмы и монастыри на обеих берегах Камы.
    Возможно поэтому это городище не имеет ни одного подтвержденного тюркского или бОлгарского названия.
    Не нужно подменять историю.
    Тем более в 1000-летней Елабуге. Тем более спрашивать о ней у очень странного персонажа, который кем только не был в жизни. Но историком не был точно ).

    • Анонимно
      25.10.2018 13:36

      13.00Что то не вяжется.Елабуга находится намного восточнее Казани и в Закамье обнаружены кимакские (предков татар)погребения.Еще придумаете что Сибирское ханство основали руские и православные

      • Анонимно
        27.10.2018 09:28

        Елабуга строилась так же как древнерусские гардарики- военное укрепление, потом там был монастырь.
        Или вы заметили шатры и кибитки?
        Все больше рубленные дома по финно-угорски и русские печи.

      • Анонимно
        28.10.2018 11:33

        Коли ханство, стало быть проживали язычники в широком смысле. В противном случае ханство было бы Татарским. Но не дано.....

        • Анонимно
          28.10.2018 12:22

          Казанские и сибирские татары умели рубить деревянные срубы т.е. строить избы и ложить печи.Предки татар -волжскокамские булгары принимая ислам от Багдадского халифата получили умение строить крепости из камня.

          • Анонимно
            29.10.2018 09:41

            Вот когда в своей речи будете использовать булгарские слова, тогда будете иметь право считать булгар предками, а пока увы..

            • Анонимно
              29.10.2018 11:27

              Вы посмотрите какие национальные села в Елабужском районе и в татарской речи есть булгарские слова -просто для этого надо хорошо знать татарский язык.

              • Анонимно
                29.10.2018 16:30

                Где этимологический словарь?

                • Анонимно
                  29.10.2018 17:53

                  Азметьянов Р.Г. -профессор,доктор филологических наук -составитель Татарского этимологического словаря.

      • Анонимно
        29.10.2018 12:06

        Киманы, кипчаки, наверняка, проживали ровно как и другие тюркские народы.
        Татары появились в 1920г

        • Анонимно
          29.10.2018 18:16

          Кипчаки понятно это близко к татарскому языку,а киманы и др.тюркские народы кто именно они будут ?Ответьте пожалуста.

    • Анонимно
      25.10.2018 13:43

      Не надо спекулировать на имени Ермакова, никогда он не говорил и не писал о том, что русские проживали здесь до падения Казани. Не приятно читать комменатрии невежественных в вопросах истории людей.

      • Анонимно
        25.10.2018 15:01

        Ермаков впечатляющие вещи писал в своей истории Набережных Челнов . Возмущался тем что башкиры и татары постояно подымали востания ,ведь они по мнению Ермакова жили лучше русских крестьян . То есть по мнению Ермакова человек ,народ имеет право востание только тогда , когда он живет хуже русского крестьянина раба . Веселыи парень был этот Ермаков .

      • Анонимно
        25.10.2018 17:44

        А вот тут вы не правы. Ермаков действительно установил (и это признано историками), что Челны основаны жителями Елабуги, переправившимися через реку.
        По годам получается, что русские и не только русские жили в Елабуге минимум в конце 16 и начале 17 веков. Тогда здесь не было государства. Никакого, нынешний Татарстан слишком большой, чтобы представить, что в то малочисленное время всю его территорию заселяли люди.
        Вот цитата из Ермакова:

        Елабужский Троицкий монастырь был выстроен позже, уже при царе Михаиле Федоровиче. Это произошло около 1614 года. Стоил монастырь старец Иона, бывший до того казначеем Костромского Богоявленского монастыря. Место было выбрано привлекательное - на высоком берегу Камы, с отличным обзором во все стороны. От нападений Башкир и других кочевых народов монастырь со стороны реки защищали остатки каменных стен, башен и других укреплений древней булгарской крепости (т.н. Чертова городища), а также земляной вал.

        А вот самое начало "Челнинской истории" Ермакова:
        Монастыри Нижнего Прикамья Начало основания первых монастырей и вообще проникновение монастырей в регион Нижней Камы связано с массовой колонизацией этого края православным населением в конце XVI - начале XVII веков. Однако собственно монашество в виде пустынно-жительства возникло здесь, видимо, гораздо раньше. Народное предание гласит, что издревле в пещерах уральских гор и особенно по берегам реки Белой жили монахи-пустынники. Они обитали здесь не только в одиночку, но и по несколько человек, составляя как бы монашеские братства. Возможно, это могло относиться еще ко временам монгольского нашествия, ибо монголы, как известно, проявляли большую веротерпимость по отношению к другим религиям.

        Как видите, в районе Камы, то есть в Елабуге, Челнах, Заинске, Мензелинске могло быть монгольское ханство, но никак не болгарское.
        Это труд историка. А кто, простите, ваш Мифтахов? Это, кстати, не тот человек, который давно вел передачу с маузером и в кожанке под именем Латыпа Мифтахова?
        Он точно краевед?

        • Анонимно
          25.10.2018 19:18

          Ермаков действительно установил (и это признано историками)
          ---------------
          Установил, сидя за столом своего кабинета?
          Археология ясно показала, что в данном регионе исторически жили тюрки, финно-угры и иранцы (буртасы).
          Хватит тут маргинальщину разводить. Может в Антарктиде еще славян найдете?

        • Анонимно
          25.10.2018 19:37

          Не знаю, знаю на счем маузера, спрошу у него, но Ленар Раифович действительно журналист и слывет знатоком истории Татарской слободы Елабуги 19 века.

          • Анонимно
            25.10.2018 20:45

            Слывет? И поэтому это достаточный повод брать у него комментарий? Ребят, журналист отталкивается от эксперта, а не от любителя, почерпнувшего знания в интернете.

      • Анонимно
        28.10.2018 10:22

        Еще как проживали.

    • Анонимно
      25.10.2018 15:04

      Ермаков уже в в могиле и не способен вам ответить, а это не значит что каждый проходимец имеет право дискредитирвать имя это уважаемого историка. Его статьи в основном были посвящены дореволюционной экономисческой жизни нашего края. Кроме того у него есть ряд статей, где он рассказывает о русской колонизации края во второй половине 16 века. Не позорьте имя ученого своими измышлениями.

  • Анонимно
    25.10.2018 14:13

    Переселеные монастырские крепостные рабы назвали развалины города наверно (Чертово Городище)в 19 веке .Судя по истории села Троиское (Елабуга) времен Пугачевского восстания это был третий завоз русских крепостных рабов монастырских проданных в степь воставшими башкирами и татарами в 18 веке.. Таким образом только четвертый завоз монастырских рабов в 19 веке мог назвать развалины крепости города Елабуга (Чертово Городище). Я предполагаю безграмотные не знающие татарского языка рабы мало интересовались местной историей.

  • Анонимно
    25.10.2018 17:46

    Ерамкова будут помнить веками, а разных Мифтаховых уже в Челнах, например, забыли. Особенно после скандала в газете "Автосити", где он пытался быть редактором :). Известная история.

    • Анонимно
      25.10.2018 20:51

      Судя по этому комментарию Мифтахова помнят. Яркая личность.

      • Анонимно
        29.10.2018 11:10

        Вы про что? Про Елабуга или пиарите Мифтахова?
        Не знаем такого. Где его книги на библиотечных полках?

  • Анонимно
    25.10.2018 20:45

    Алабуга это по татарский окунь.

    • Анонимно
      27.10.2018 10:24

      Две речушки: Ала и Буга.
      Откуда окунь)))

      • Анонимно
        28.10.2018 00:12

        эти речушки свои названия получили уже относительно поздно где-то в 18 веке

        • Анонимно
          28.10.2018 10:02

          И как это произошло?))))))
          Волевым методом что ли?
          ......а давайте ка назовем........смешно
          Не надо стараться. В этих широтах нет современных, тем более татарских названий.

          • Анонимно
            28.10.2018 11:32

            Возьмите русскотатарский словарь и убедитесь:Алабуга-окунь,татарское слово"АЛАша"-мерин,кстати возможно произошло слово"лошадь".

            • Анонимно
              28.10.2018 12:18

              Во всех языках есть сходные слова...омонимы называются
              Ала -одно слово
              Буг или Буга - другое
              при чем тут окунь?

            • Анонимно
              28.10.2018 16:59

              Слов : ала и буга нет в словаре.

              • Анонимно
                28.10.2018 21:50

                16.59Мудришь."ала"-пегий,пестрый.Например "ала карга"-пегая(серая)ворона."Буга"-молодой бык(бычок).Может связано с этим или в этих 2 речушках водились окуни ,вот и разделили слово"алабуга".

                • Анонимно
                  29.10.2018 10:42

                  Нет, не мудро. Просто не знаю происхождения названия данных гидронинимов. Знать надо наверняка, не гадать.

  • Анонимно
    25.10.2018 21:11

    чертово поому.что русские стрельцы только с седьмой попытки смогли взять крепость. потеряв большую часть войска

  • Анонимно
    26.10.2018 18:20

    если там было поселение, а оно точно было. То куда делось кладбище или его остатки?

    • Анонимно
      26.10.2018 18:40

      Видать могильные камни использовали под фундаменты домов ,бань ит.п.

  • Анонимно
    26.10.2018 19:10

    В Елабуге найдено очень много древних кладбищ

  • Анонимно
    26.10.2018 22:02

    Думаю из могильных камней строили церкви, такая традиция у "переселенцев".

  • Анонимно
    27.10.2018 09:17

    Нет никакой ошибки. По старославянски- чорт, современная форма-чёрт.
    Чортово городище вполне приемлимая форма названия, соответствует древности поселения.

  • Анонимно
    27.10.2018 09:20

    Есть притензия к образу Зиланта, установленного в этом комплексе. Зилант- петух со змеиным хвостом, что метафорично. Не правильно называть его драконом. Это Зилант.

  • Анонимно
    27.10.2018 09:33

    Не пойми кому памятник установили. Не значится ни в одной из династий: ханов или эмиров.

    • Анонимно
      28.10.2018 00:13

      читать надо больше, а не хвастаться своим незнанием.

      • Анонимно
        28.10.2018 09:59

        Простите, это не ответ. О династиях ханских и эмирских узнали как раз из прочитанного.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль