Бизнес 
27.10.2018

Артем Когданин: «Желания заходить туда на яхте ценой в 250 миллионов у них больше не было»

Как республика теряет огромный туристический потенциал из-за неразвитой водной индустрии

Директор и сооснователь компании по производству светодиодных светильников Ledel Артем Когданин в авторском блоге на «БИЗНЕС Online» рассказал о своем опыте хождения по Волге и проблемах судоходной инфраструктуры Татарстана.

Артем Когданин Артем Когданин

КАК Я 10 ЧАСОВ ПЛЫЛ ДО КАЗАНИ 60 КИЛОМЕТРОВ

Недавно увидел новость о застрявшем на мели прогулочном катере «Ярославец» и задумался. Я обожаю плавать по Волге летом, нам в Казани очень сильно повезло, что у нас есть такая возможность. Но почему инфраструктура вдоль великой реки оставляет желать лучшего? В республике стремительно развивается туризм, но волжским путешествиям внимание почему-то не уделяется.

Расскажу показательную, на мой взгляд, историю. В конце сезона всегда возникает вопрос с зимовкой лодки. Пару лет назад я чуть затянул и оставил свой небольшой катер (около 8 м) у пирса дома в поселке Тетеево до поздней осени, еще несколько дней промедления могли оставить меня без лодки. Я чуть затянул с переходом на зиму и не учел важной детали — уровень воды к концу сезона в Волге сильно упал, мое судно оказалось в настоящей ловушке: вокруг мель и лишь небольшие протоки.

Оставлять лодку зимовать на воде нельзя. Лед сломает стеклопластик, и о катере можно забыть. Мне пришлось выбираться из этого плена. Первые метры осеннего путешествия шли нормально, а потом вдруг воды стало буквально по пояс, кое-где еще меньше. Летом с заводью все в порядке, суда беспрепятственно ходят, но теперь до весны тут уже ничего не изменится. Казань от того берега находилась в 60 км по воде, и я со своим другом понял, насколько трудная экспедиция нам предстоит.

На наше счастье дно там глинистое, а не каменное, можно было пробираться через мелководье. Так мы проплыли метров 15 и встретили мужчину, который ловил рыбу, сидя на табуретке на том месте, где мы проходили на лодке все лето. И тут стало понятно, что мы еще шли по глубоким местам, при том что винт уже месил исключительно грязь.

За два часа такого «путешествия» мы прошли метров 30. Дошли до места, где навстречу нам вышел человек, волочивший резиновую лодку: «Здесь проще так». И вот тут стало по-настоящему грустно. Вперед не пройти, назад — тоже.

Ко всем нашим бедам начало смеркаться. На глубине ночью не так-то просто маневрировать, а тут практически на мели и в темноте. Через пять часов за нами осталось всего 100 метров. В какой-то момент мы уже приноровились, воды стало побольше. Вышли на середину Волги — и тут эхолот вдруг стал показывать резкое падение глубины. Друг вышел к краю лодки, когда мы остановились, посветил фонариком и сказал, что видит дно. А там уже не глина. Дно может быть каменное. Если стеклопластиковой лодкой наткнуться на него, то все может закончиться очень драматично как для нее, так и для нас. Пришлось прощупывать дно палкой и так выходить к фарватеру. Спустя 10 часов, уже поздней ночью, мы пришли в яхт-клуб. Я только помню, как уткнулся носом катера в причал, позвонил директору, а тот сам припарковал. Этот переход в ноябре 2016 года запомню навсегда.

СТРАННО ГОВОРИТЬ О ПРОБЛЕМАХ ВОЛГИ, КОГДА ВСЕ ЛЮБЯТ «ВОДУ»

Эта история не только про мои приключения, но и про отсутствие инфраструктуры. В таком положении никому не позвонишь, просто нет никаких служб. Мы привыкли, что сейчас в любой момент нам могут помочь. Прорвало трубу — один звонок, и довольно скоро вам все починят. Тяжелая ситуация на дороге — и эвакуатор готов вас спасти. Из-за утраченной культуры речной навигации, которая с развалом СССР потеряла массовость, этот пласт жизни остается без поддержки. Да, мой случай нестандартный и в то же время комично-печальный, но регулярно происходят более опасные инциденты, когда ты также остаешься без помощи.

Однажды у меня кончилось топливо возле Свияжска. Мне оставалось звонить только знакомым: одного не было в городе, у второго сломалась лодка, третий сможет приехать через четыре часа. Ни в одной стране, где есть выход к большой воде, таких проблем не бывает.

В той ситуации я мог позвонить в Государственную инспекцию по маломестным судам (ГИМС) — и ко мне бы точно приехали. Но вызывать ГИМС ради бензина довольно странно. Возможно, в этот момент кому-то реально нужна помощь. Здесь только остается надеяться на знакомых.

В Казани всего два больших яхт-клуба, хотя потребность в них значительно выше. В Самаре, например, их с десяток. Видимо, там идет поддержка со стороны властей региона и что-то осталось со времен СССР. Непонятно, почему у нас не идут по такому же пути. У многих успешных людей Татарстана есть яхты. Было бы меньше вопросов, если бы элита была «сухопутной», но это не так. У нас не меньший потенциал по сравнению с Самарой, а может, даже и больший. Ведь кроме Волги в Татарстане еще есть Кама и Вятка.

Немного непонятно, как мы сталкиваемся с такими проблемами, когда в Казани три верфи. Яхты Velvette Marine вообще уходят на экспорт, в основном в Европу. Все есть: от потенциала до желания людей. Но у нас лодки имеются только у тех, кто живет у воды или держит свой пирс, потому что иначе никак.

В городе есть лодочная станция возле «Ривьеры» на пять лодок. И речь же идет не об огромных яхтах. У кого они есть, могут сами построить себе лодочную станцию. Люди среднего достатка могут взять лодку, но поставить в столице Татарстана ее будет практически негде. Кто-то мог бы приезжать в город с дач, например.

ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО СТАРАЯ «АРКАДИЯ»

И это не самая большая головная боль. У нас нет заправочных станций для лодок. Раньше была плавающая от «Татнефти», сейчас топливо нужно привозить самостоятельно, в бочках или канистрах, а это не маленькие объемы: в среднем размер бака — от 300 литров до тонны, а расход — 200 литров в час. Можно потратить целый день просто на заправку лодки. Когда появилась проблема с заправками, я просто продал катер. Его надо заправлять раз в две недели, если ходишь часто. Некоторым хватает на сезон, но для меня это неактуально. Пришлось продать свое судно и взять у друга обычную пластиковую лодку. В итоге на такой моторной лодке прокатался все лето.

Есть живой пример: транзитом через Казань шла большая яхта метров 30, ей нужно было где-то переночевать. Капитан судна предварительно связался с яхт-клубом «Локомотив», однако зайти туда он не смог, так как лоция была неверной. В результате огромная лодка напоролась на мель. Хорошо, что там песок, но еще неизвестно, что у них произошло с винтами. Желания заходить туда на яхте ценой в 250 млн рублей у них больше не было. После этого капитан ночью вынужден был искать другое место. Хорошо, что есть другой яхт-клуб, куда судно смогло встать. Да и то пришлось сначала созвониться с руководителем того яхт-клуба для подробной консультации. Нужно было подвинуть остальные лодки. И все происходило в 1,5-миллионной Казани — городе, который мы считаем одним из самых продвинутых в стране. Хотя это далеко на самая большая яхта. К примеру, «Омик», «Метеор», «Ракета» длиннее.

Намного чаще приходится сталкиваться с более реальными затруднениями. Ко мне постоянно приезжают друзья и просят покатать их по Волге. Я бы с удовольствием взял в аренду лодку на день, но предложения нет. Стоит одна старинная «Аркадия», на которую смотреть не хочется. Например, в той же Самаре с этим нет никаких проблем. Там даже устроят кейтеринг, что не будет стоить больших денег.

Из-за отсутствия инфраструктуры владельцы частных яхт вынуждены ставить их возле берегов, дач и других мест, где можно это сделать. Так что перед покупкой судна нужно хорошо подумать, где его потом парковать. Пример того, что водные маршруты актуальны, — паромная переправа на Верхнем Услоне: она постоянно забита.

В принципе, у любого солидного дачного поселка должен быть небольшой подход для владельцев лодок под чьим-то владением. Остается только надеяться, что когда-нибудь нам удастся исправить столь трудное положение.

 Фотографии из личного архива Артема Когданина

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (21) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.10.2018 09:02

Все любят деньги, и никто не хочет ни во что вкладываться. Потому что работать на совесть уже люди разучились. Так и с Волгой вышло.

  • Анонимно
    27.10.2018 09:00

    Хорошая статья ,так же по берегу нет ни кафе ни ресторанов ,причалил покушал .бизнес сезонный конечно -но актуальный

  • Анонимно
    27.10.2018 09:02

    Все любят деньги, и никто не хочет ни во что вкладываться. Потому что работать на совесть уже люди разучились. Так и с Волгой вышло.

  • Анонимно
    27.10.2018 09:22

    Вот бы автовладельцам об этом задуматься, прежде чем купить подумай где ты будешь его парковать

  • Анонимно
    27.10.2018 09:29

    Ничего Казань не теряет,потому что расходы на создание инфраструктуры ,разумеется из бюджета - за что все яхтсмены ратуют, окупятся не ранее чем через 100 лет , а может и никогда.

  • Анонимно
    27.10.2018 09:42

    Просто это невыгодно.Согласовать заправку на воде очень трудно, практически невозможно,это экологи ,"экологи",подвоз- слив топлива, аренда воды, земли(платить надо за год).И всё это из-за трёх месяцев.Зачем? Если Татнефти и ТАИФу день,то кто будет делать?

  • Анонимно
    27.10.2018 09:43

    Очень правильные вопросы подняты. Живём на берегу рек, удобного и современного судоходства нет. Часто хожу по набережной у речпорта. Как причалы, так и теплоходы, из далекого советского детства, 40-50 лет назад.

  • Анонимно
    27.10.2018 10:22

    Я не понял,у богатых тоже есть проблемы что-ли? Как в пословице:У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий.

    • Анонимно
      28.10.2018 07:08

      Почему сразу богатых?

      Надувная лодка 50 кг, мотор 40 кг, бак, весла...
      К воде чтоб это подвезти и выйти на воду
      на надувнушке -
      мне в Челнах надо уехать за город.

  • Анонимно
    27.10.2018 11:04

    Актуальная статья. Почему-то Казань остаётся в отстающих по этому вопросу.
    Нужно, как во всех странах строить в городе марины, для путешествующих по воде. Это может построить и сам бизнес, но без поддержки властей (выделения участка) ничего не построить.

  • Анонимно
    27.10.2018 11:11

    А причем здесь Казань или госденьги? Если у тебя есть потребность и деньги, покупай услуги дорого - появится приносящий прибыль спрос, появится и предложение. В Самаре не на городской же бюджет инфраструктуру под катера и яхты содержат.

  • Анонимно
    27.10.2018 11:49

    Сначала в частные руки "приватизировали" ВЕСЬ ТАТФЛОТ, а теперь спрашивают - почему у Казани проблемы. Нет, господа, это у вас и ваших друзей-предпринимателей такие проблемы, а не у Казани. Если бы от ваших покатушек на яхтах был хоть какой-то прок, то и инфраструктура давно бы развилась соответствующая.
    На у писать про то, что сам дотянул до зимы, а потом обвинять кого-то в этом - это уже верх идиотизма.

  • Анонимно
    27.10.2018 11:53

    Все правильно в статье конечно написано. Кроме одного. Этим должно заниматься не государство, а частники. Тем более владельцы яхт не самые бедные люди. Если им это не надо, значит и никому не надо. Зачем государство должно вкладывать миллионы на потеху богатым людям, к тому же с вероятностью окупаемости этих вложений 0,00%!

  • Анонимно
    27.10.2018 12:04

    Почему не разрешается парковаться возле кремлевской набережной? Владельцы катеров не бедные люди, могли бы увеличить выручку кафе и ресторанов на набережной.

  • Анонимно
    27.10.2018 13:35

    На Пикабу есть пост,парень мечтал яхту свою купить.Взял в Швеции с посредником, тот помог выбрать,перегнал сам,стоянку оплатил,учится, обошлось в 260 тысяч рублей все вместе,это недорого,небольшая лодка.В Питере все условия есть давно.

  • Азат Д
    27.10.2018 17:25


    Он на госзаказ работает?
    Интересно кто другие покупают его светильники по конским ценам?

    • Анонимно
      27.10.2018 23:38

      а вы покупаете для себя только самые дешевые товары?)

  • Анонимно
    27.10.2018 23:09

    Всё верно. Сам "загорелся" покупкой катера в 2016 году. Даже получил водные "права". Но столкнувшись с пещерным уровнем сервиса, понял что это слишком геморно в Казани. Обидно. Мечта детства... С удовольствием арендовал бы катер на выходные. Нету. Даже за большие деньги.

  • Анонимно
    28.10.2018 08:46

    Тут проблему надо разделить на две.Одна проблема это блажь богатых буратин которые насытившись машинами решили на воде начать новую гонку за престижем.Отсюда и яхты для которых речка мелкой оказалась и заправка на тонну за раз.Но есть более реальная проблема.Это нужды простых горожан которые при хорошей организации могли бы дать неплохую прибыль.Вспомните семидесятые годы.В Казани на КАПО делают 3 типа лодок а на КМПО выпускают лодочные моторы лучшие по характеристикам в союзе.А по берегам десятки лодочных станций практически от каждого завода.Где это сейчас.Вот сейчас даже пляж хотят перенести в Лаишевский район.А почему не оживить опять остров Маркиз на котором при царе была уже построена целая зона отдыха с ресторанами и гостиницами.А почему не начать опять выпускать лодки на КАПО где простаивают клёпальщики.А почему не возродить производство лодочных моторов на КМПО где были разработаны и испытаны моторы большой мощности.И почему не организовать на берегах рек новые лодочные станции как в городе так и на берегах с заправками,ресторанами и гостиницами.Все могут подумать что это сезонный бизнес.Так это было вчера.А сегодня есть суда на воздушной подушке которые в любую погоду могут доставить отдыхающих куда угодно да и снегоходы не надо сбрасывать со счетов.Это не говоря уже о прокате лодок для рыбаков и рыбалка с инструкторами.Выше по Волге на впадении Суры в Волгу есть база на которую не только из Москвы и Питера люди приезжают а даже иностранцы едут ловить рыбу определённого сорта да ещё выкупают лицензии.Эта ниша у нас местным бизнесом вообще не охвачена.

    • Анонимно
      28.10.2018 10:50

      \\Эта ниша у нас местным бизнесом вообще не охвачена\\ - Если бизнесом не охвачена, стало быть, это не выгодно и не нужно.

  • Анонимно
    29.10.2018 08:57

    При Союзе цена бензина была копеечная, а сегодня почти по мировым ценам. Поэтому массовым это занятие не будет. Но даже не это важно. А ярко выраженная сезонность этого бизнеса. Он будет работать 4 мес в году, а затраты надо вести весь год. Соответственно, включать их в цену. Тогда 1 л бензина на водной заправке нужно продавать за 100 руб, не меньше. А это опять никому не интересно, проще канистры привезти. Такой вот замкнутый круг получается.
    p.s.
    В Казани ипподром отличный, прекрасные условия, в России самый лучший. Кому надоела машина - лошадь прекрасный друг и «тренажёр».

  • Анонимно
    30.10.2018 03:58

    У нас удащливые с районов,им не интересно это,если прикажут с верху,то будет шевеление бумаги с одного края стола к другому.На этом все закончится.В 70 году директор большого предприятия имел хорошею лодку и в Казани были стояки для простых работяг.Летом казанка кишела лодками, даже аварии часто бывали врезались,наверно бензин был дешовый 1 рубль 20 литров.Сейчас только мажоров можно увидеть.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль