Политика 
29.10.2018

«Внешнее принуждение приведет только к имитации»: в Госдуме снова поспорили о языках

Минпросвещения РФ к 1 января презентует новую концепцию изучения национальных языков — «существенно» отличающуюся от всего, что было раньше

Ильдар Гильмутдинов провел-таки в Госдуме обещанные слушания по вопросу изучения национальных языков, которые он многократно переносил — видимо, чтобы не накалять страсти. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал оправдания минпросвещения РФ, которое не торопится с разработкой базовых документов, и узнал, что «чуть-чуть смутило» депутата Госсовета РТ Разиля Валеева.

Сегодня в Госдуме наконец-то состоялись парламентские слушания о языковом многообразии России — мероприятие, которое переносили уже как минимум пять раз Фото: Алексей Белкин

«ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРИХОДИТ БЕЗ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА, ТО СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ФАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО»

Сегодня в Госдуме наконец-то состоялись парламентские слушания о языковом многообразии России — мероприятие, которое переносили уже как минимум пять раз. Первоначально слушания были запланированы на 16 ноября 2017 года, но из-за жарких дискуссий после слов Владимира Путина в Йошкар-Оле они то и дело сдвигались. Так что теперь, когда все уже выпустили гнев и негодование, а закон о «свободном выборе» родных языков принят и подписан президентом, мероприятие вышло тусклым, даже несмотря на то, что выступить пожелали 40 человек. По сути, предмет для дискуссии сам собой отпал, поэтому всем участникам оставалось только констатировать известные факты о том, как надо всеми силами сохранять и развивать родные языки, в противном случае Россия уже не сможет похвастаться языковым многообразием, которому сегодня были посвящены парламентские слушания.

«Языковое разнообразие в мире очень быстро сокращается. Хотя в России это происходило не такими быстрыми темпами, как в ряде других стран, но вектор развития тот же самый. Приятно видеть, что общество начинает эту проблему осознавать, — предупредил директор института языкознания РАН Андрей Кибрик. — Согласно нашей оценке, в России 151 язык, при этом за последние полтора века в России вымерло 14 языков, из них половина — в постсоветский период. А из 151 языка 18 — на грани исчезновения. Вообще подавляющее большинство языков находятся в уязвимом состоянии». Так что, по мнению ученого, надо уповать не только на фонд, который был создан указом президента в минувшую пятницу, но и на более широкую программу по замедлению процесса исчезновения языков, а в некоторых случаях, возможно, разворота этих процессов вспять. Поэтому, уверен Кибрик, только усилий в рамках школьного образования будет недостаточно. «Каждый усваивает родной язык в семье. Какие бы большие усилия ни бросили на школьное образование, если ребенок приходит без знания языка, то сделать что-то фактически невозможно», — пояснил он. Один из вариантов, по его мнению, это «методика языковых гнезд», когда старшее поколение — бабушки и дедушки — через голову среднего поколения, не знающего языка, обучают детей в детском саду. Подобные опыты впервые были проведены в Новой Зеландии, также этим занимались в Финляндии.


Между тем во время слушаний большинство выступающих все-таки уповали именно на роль школы. Например, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов фактически еще раз повторил свое выступление на совете при президенте по межнациональным отношениям, вновь говоря, что нет учебников по родным языкам, образовательных программ, зато есть проблемы с подготовкой кадров и научной филологической базой, без которой не решить первых трех проблем. В решении всех этих проблем Никонов уповал на свежесозданный фонд, никаких подробностей по которому по-прежнему нет — не понятны ни бюджет, ни руководитель новой структуры.

Ильдар Гильмутдинов: «Никакого правового вакуума нет! С 2015 года действует ФГОС по изучению родных языков. Пожалуйста: можно и нужно выбирать те учебные программы, которые предполагают изучение родных языков»Фото: Алексей Белкин

«ДОЛЖЕН БЫТЬ ДЛЯ ВСЕХ ЯЗЫКОВ В СТАТУСЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФГОС»

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов напомнил, что законопроект о добровольном изучении языков был принят вместе с постановлением Госдумы, в котором прописали определенные условия. Например, обязать минпросвещения РФ разработать новые ФГОС. «В нем было указано, что необходимо разработать новое поколение ФГОС по изучению родных и государственных языков», — подчеркнул депутат с упором на слово «государственные». Впрочем, пока что минпросвещения до сих пор занято реорганизацией самого себя, поэтому ни стандартов, ни концепции, ни программ по родным языкам (а тем более государственным) до сих пор нет — приходится опираться на имеющиеся документы. «Никакого правового вакуума нет! — поспешил заверить Гильмутдинов. — С 2015 года действует ФГОС по изучению родных языков. На основании него сформирована учебная программа. Пожалуйста: можно и нужно выбирать те учебные программы, которые предполагают изучение родных языков».

«Мы ждем от минпросвещения нового поколения учебных программ по родным языкам, в том числе ФГОС и учебные программы по государственным языкам республик. Она должна быть, мы должны понимать, как ее интегрировать в учебный процесс. В постановлении говорится, что надо разработать концепцию изучения родных языков. Минпросвещения эта работа ведется», — еще раз напомнил Ильдар Ирекович.


При этом замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина рассказала, что концепцию по родным языкам должны представить не позднее 1 января 2019 года. «Для разработки концепции создана рабочая группа, она в соответствии с принятыми на себя обязательствами начинает работу по созданию структуры самой концепции и потом уже ее содержательному наполнению. Концепция именно по родным языкам будет существенным образом, даже структурно отличаться от всех тех концепций, которые есть по учебным предметам у нас. Мы планируем, что не позднее 1 января 2019 года предложим для обсуждения концепцию для ее дальнейшего согласования, дополнения», — заявила она.

Уже после слушаний замминистра призналась в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что это будет лишь версия документа, над которым еще будут работать, — иными словами, все еще сырой документ. «Но для того, чтобы мы начинали процесс и понимали, в какую сторону идти, нам, конечно, нужно широкое обсуждение. Поэтому мы понимаем, что с начала следующего года возможность такого широкого обсуждения у нас уже будет, потому что будет некий проект», — отметила она. По словам Синюгиной, такого рода всеобъемлющая концепция по родным языкам в принципе создается впервые, поэтому должны быть четко прописаны задачи, которые стоят перед предметом по изучению родного языка. «Также мы пропишем те мероприятия и меры, которые позволят решать эти задачи и сделать процесс эффективным. Это, конечно, некая декларация. Это документ, который будет декларировать направление госполитики в части образования по изучению родных языков и обучения на родных языках», — объяснила она. И вот когда будет создана хотя бы структура этой концепции, тогда уже будут наполнять ее содержанием. И только после этого будут создаваться новые ФГОС и учебные программы.


Что касается преподавания государственных языков, то тут, судя по всему, в минпросвещения РФ четкого понимания нет. Сегодня и на заседании совета при президенте в пятницу Гильмутдинов, естественно, вновь поднимал вопрос о том, что подобный ФГОС для госязыков должен быть. «Должен быть для всех языков в статусе государственного ФГОС, на основании него должна быть соответствующая программа. Только на основе этого могут появиться учебники и пособия. Это другая предметная область, это не как родной язык. Пока этого не сделается, мы не можем сказать, что видим в системе образования место госязыка», — заявил депутат нашему корреспонденту. При этом та же Синюгина не смогла четко объяснить нашему изданию, что для этого уже сейчас делает ее министерство. «Мы понимаем, что в каждой республике и субъекте, где это является предметом обсуждения, например, речь идет о государственном языке РТ, мы знаем, что им является татарский. Естественно, в равной степени как к родным, так и к государственным языкам у нас будет тот же самый подход, потому что он является государственным для субъекта и родным для его носителя. Поэтому тут тождественность наших действий», — довольно путано объяснила она, намекая, вероятно, на прописанный в законе принцип «свободы выбора».

По словам замминистра, уже при написании концепции по родным языкам минпросвещения собирается советоваться с лингвистами и юристами, чтобы указать правильную формулировку. «Государственных и родных или только родных языков. Мы понимаем, что вопрос шире, но нам бы не хотелось превратить концепцию только в юридический документ, чтобы там было и содержание. Поэтому будем советоваться, как сделать правильно», — добавила Синюгина.

«ДАВАЙТЕ ОТДАДИМ ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНИКОВ РЕГИОНАМ»

Еще одна важная тема, которую то и дело поднимали участники слушаний, — те самые учебники по родным языкам, а точнее, их отсутствие. Из слов Синюгиной выходило, что экспертиза не проводится, потому что попросту нет учебников по многим языкам. «Некоторые учебники годами не могут пройти экспертизу. Наши дети не виноваты, что мы так плохо работаем!» — обратил внимание Гильмутдинов. По его мнению, если федеральный центр сам не может этим заняться, то пусть хотя бы не мешает. «Если на федеральном уровне нет специалистов и возможностей, то давайте отдадим эти полномочия регионам, нашим вузам, все равно они привлекаются и делают экспертизу», — заявил он.

Анзор Музаев Анзор Музаев: «Они или заставляют, или выдавливают языки. Или, наоборот, обязывают всех подряд изучать языки. Здесь должно быть минимум политики, а максимум — взвешенных решений» Фото: Алексей Белкин

Замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев подтверждал, что проблема во многом возникла из-за недоверия центра к субъектам. «Слова одного из министров: „В регионе нужно 200 учебников по одной из групп языков. Но экспертиза этих учебников стоит 2 миллиона рублей. Учебник получается золотым“. Самое интересное, что запрос на экспертизу уходит в Москву, а Москва запрашивает региональных ученых, работающих на кафедрах федеральных вузов или институтов повышения квалификации. За три копейки они эту экспертизу своими же руками делают и отправляют материалы в Москву. Тут есть несоответствие и недоверие, с которыми надо все-таки работать и выстраивать правильно алгоритм для удешевления этого вопроса», — призвал он.

«У НАС НЕТ ЖЕЛАНИЯ, ЧТОБЫ НАШИ ДЕТИ ИЗУЧАЛИ И ЗНАЛИ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Кроме того, Музаев подчеркнул, что принятый закон об изучении родных языков не должен превращаться в «произвол региональных чиновников». «Они или заставляют, или выдавливают языки. Или, наоборот, обязывают всех подряд изучать языки. Здесь должно быть минимум политики, а максимум — взвешенных решений, без фанатизма, с трезвым умом и светлой памятью», — считает он.

Иосиф Дискин Иосиф Дискин: «Дети не будут знать ни национальных языков, ни русского языка. Поэтому наше общее дело — отстаивать принцип добровольности»

Об этом же, по сути, говорил и председатель комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ Иосиф Дискин. «Все элементы внешнего принуждения приведут только к имитации: дети не будут знать ни национальных языков, ни русского языка. Поэтому наше общее дело — отстаивать принцип добровольности. Надо понимать, что нам нужно не только обучение национальным языкам, о чем сегодня много и правильно говорят, нам нужны живые языки и живая национальная культура. Это не может быть реализовано только со стороны обучения. Национальные языки и национальные культуры двигаются энтузиастами и подвижниками. Сегодня важно создать систему, при которой мы бы находили этих энтузиастов и делали их героями нашего времени», — объявил он, добавив, что надо сформировать широкое общественное движение по сохранению родных языков.

При этом зампредседателя Народного Собрания Дагестана Камил Давдиев задумывался над тем, что есть попросту нежелание как родителей, так и учеников изучать свои же родные языки. «У кого дома дети разговаривают на родном языке? Что надо сделать, чтобы мы, родители, были заинтересованы, чтобы наши дети разговаривали на родных языках? Если мы готовы уделить время, средства, чтобы наши дети знали тот же английский язык. Для этого во время каникул мы берем разные нагрузки, чтобы они изучали. Мы хотим, чтобы арабский знали, китайский, японский. Мы готовы на это потратить все-все время. Но у нас нет желания, чтобы наши дети изучали и знали родной язык», — переживал он. Дети, по его мнению, тоже особым желанием не горят, а тем более не захотят сдавать экзамен, даже если у них появится такое право. «Дети никогда не будут сдавать экзамен, если он не будет обязательным. Дети всегда ищут более легкий вариант. А родители и мы, кто несет ответственность за это, чиновники и депутаты, которые осознанно понимают, к чему это может привести, должны принять решение на федеральном уровне. Может, после 9-го класса сдавать в обязательном порядке экзамен? Только такими мерами можно продвинуться вперед», — предложил Давдиев.

Разиль Валеев: «Не было ни одного слова, как мы в будущем будем преподавать языки субъектов. Это меня чуть-чуть смутило»Фото: «БИЗНЕС Online»

Но пока все рассуждали о судьбах языков народов России, ректор Государственного института русского языка им. Пушкина Маргарита Русецкая отметила, что статистика по владению русским языком также не радует. «Если сравнить данные переписи 2002 года и последней — 2010-го, то в целом по стране о своем владении русским языком заявили 99,2 процента населения. Казалось бы, прекрасная картина — почти 100 процентов. Но если посмотреть статистику отдельно взятых регионов, то до 10–15 процентов русским языком не владеют. Таким образом, мы имеем ситуацию, когда информация, представленная на государственном языке, становится недоступна 15 процентам населения отдельных территорий», — подчеркнула она.

Из чиновников от Татарстана, кроме Гильмутдинова, никто не выступал. Хотя в списке записавшихся значился, например, первый замминистра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, но он к микрофону так и не вышел. Зато наш корреспондент отыскал в зале депутата Госсовета РТ Разиля Валеева, который тоже почему-то не особо рвался к трибуне, хотя нам сказал, что до него очередь просто не дошла. «Здесь не принимаются решения, здесь принимаются резолюции. То, что говорилось, нам давно известно. Были, конечно, интересные предложения о том, что некоторые субъекты не могут разработать и принять программу по развитию языков. Но не было ничего сказано, как мы в будущем будем преподавать государственные языки республик. Это меня чуть-чуть смутило», — поделился он своими впечатлениями от слушаний.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (216) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.10.2018 18:44

Все равно учить будем добровольно. При любой концепции.

  • Анонимно
    29.10.2018 18:44

    Все равно учить будем добровольно. При любой концепции.

    • Анонимно
      29.10.2018 19:19

      Никакого ущемления русского языка в Татарстане не было
      Казань 10лет в первой тройке в егэ по русскому
      Дети в Казани знают русский лучше чем в Орле или Рязани
      Это чудовищная провокация организованная артеменки ко направленная на дистабилизацию России

      • Анонимно
        29.10.2018 19:52

        Ущемление БЫЛО в виде уменьшения количества уроков русского языка по сравнению с Орлом и Рязанью. Показатели ЕГЭ вызывают сомнения в их объективности. При желании можно нарисовать любые красивые цифры.

        • Анонимно
          29.10.2018 20:37

          Вам результат важен или количество часов
          Результат был
          Не ковыряли в носу и не ворон считали на уроках русского
          Учились
          Теперь 9 уроков русского будет при 3 уроках математики и 2 физики
          Здорово
          2500 часов русского за 11 лет
          Ученым филологом 3 раза можно стать за это время
          А результат нулевой будет
          С каким знанием русского пришли в 1 класс, примерно с таким же в 11 выйдут
          Тудом
          2500 драгоценных часов псу под хвост

          • Анонимно
            31.10.2018 01:18

            учитывая, что в РТ рисуют на выборах 146% за нужных депутатов и ЕдРо, неудивительно, что и результаты ЕГЭ рисовали как надо

      • Анонимно
        29.10.2018 19:57

        Так это репититоры наших детей натаскивают

        • Анонимно
          29.10.2018 20:38

          Репетиторы и в Орле и Рязани есть
          Это бизнес учителей

        • Анонимно
          29.10.2018 21:12

          вновь говоря, что нет учебников по родным языкам, образовательных программ, зато есть проблемы с подготовкой кадров и научной филологической базой, без которой не решить первых трех проблем.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/400767

          знаем проходили..как только поручат сделать учебники--это будет конец окончательный языку. Опять зубрежка,заумные правила,слова оторванные от жизни и учителя задаваки грозно вызывающие к доске неумеющих разговаривать на родном языке...принуждение никогда не способствовало свободному изучению языков,чиновники увы этого не понимают..

          • Моисей
            29.10.2018 22:10

            все как с русским или английским
            А как вы хотели?
            По другому не выучишь

          • Анонимно
            30.10.2018 16:27

            Московские учебники точно такие.Такова вся система образования РФ.Безнадежно отсталая

            • Анонимно
              30.10.2018 20:47

              Не путай. Иначе скоро будем выбирать систему образования. Нам нужно все в точности как в РФ. Местечкого не надообно

              • Анонимно
                31.10.2018 13:44

                20.47 Ничего не выйдет. Нац республики- это регионы с национальными и историческими особенностями. Поэтому здесь всегда будет "местечковое" образование. Если это не устраивает, то вас никто насильно в Татарстане не держит.

        • Анонимно
          29.10.2018 22:05

          То есть в регионах где русский язык в школе не "ущемлен" услуги репетиторов по этому предмету не востребованы?

      • Анонимно
        29.10.2018 20:03

        19.19 Вы уже достали всех с утверждением , что в республике не было ущемления русского языка. Вы идите тогда в Прокуратуру и объясняет что они действовали неправильно. Не было поводов. "6 лет что в школах було? И при чем тут сдача экзаменов? Почему в одну кашу все пытаетесь свалить? Это не благодаря а вопреки сдавали

      • Анонимно
        29.10.2018 20:06

        19.19 Это такие как Вы - провоцируете. И говорите на белое - черное и на черное - белое.

      • Анонимно
        29.10.2018 20:21

        19.19 Чушь. Наши знатно умеют подтасовывать факты, в том числе и про ЕГЭ. Провокацию организовали суверенитетчики что и было безобразием в школах 25 лет. Равных Артеменко у нас нет ни одного специалиста и большое спасибо ей

      • Анонимно
        29.10.2018 20:47

        Сказку поновее не в состоянии придумать?

      • Анонимно
        30.10.2018 04:40

        Оставьте наших детей в покое!Дайте спокойно учиться!Приняли Закон о свободном выборе языка!Кто хочет учит татарский,кто хочет чувашский!Что еще нужно?

        • Анонимно
          30.10.2018 16:31

          Все верно.Но зачем же татарских детей заставлять учить русский язык,русскую литературу,русскую историю и лишать их возможности сдавать ЕГЭ и получать высшее образование на родном языке

          • Анонимно
            30.10.2018 17:30

            16.31 Кто их заставляет? Родители детей татар, еще до разрешения проблемы с русским языком в прошлом году, просили в первых рядах о дополнительных часах русского языка. Вы провокациями занимаетесь, размещая такие комментарии и пытаетесь выдать черное за белое и белое за черное.

            • Анонимно
              30.10.2018 18:02

              17.30. А куда деваться татарским родителям, если запретили сдавать ЕГЭ на татарском языке ? И вузы все национальные уничтожили. Вы опять дурачка включаете?

          • Анонимно
            30.10.2018 18:27

            Русский-язык межнационального общения и государственный язык в России,поэтому его учат все!

      • Анонимно
        30.10.2018 05:34

        результаты ЕГЭ достигаются благодаря тому что в 10-11 классы у нас допускают только отличников и ударников(не более 2 классов на школу), а оставшихся не допускают к продолжению у чебы. Вот поэтому результаты в республике Татарстан получаются выше по показателям, чем в других регионах

    • Моисей
      29.10.2018 19:32

      Все же прекрасно работало в Татарстане
      Казань всегда на 2-3 месте по знанию русского среди школьников была, в отличии от русских регионов
      Зачем было чесать где нечешется
      Зачем слушать этих национал -шовинистов?

      • Анонимно
        29.10.2018 20:05

        Будет на первом значит

      • Анонимно
        29.10.2018 20:06

        большинство слушать надо

        • Анонимно
          29.10.2018 20:40

          Силой не задавишь
          Правда возьмет свое

          • Анонимно
            29.10.2018 21:25

            так УЖЕ взяла. учим татарский добровольно, кому это надо. мы рады.

        • Анонимно
          30.10.2018 19:46

          20.06 все верно. 80% больше чем 3.7%. Так что учим добровольно

      • Анонимно
        29.10.2018 20:26

        Врешь. Ничего прекрасно не работало 25 лет. После жалоб, что русского мало дается в школах, а татарского перебор, нас стали рисовать результаты ЕГЭ

      • Анонимно
        29.10.2018 21:00

        19.32Ознакомтесь с опытом полилингвальных школ в Северной Осетии и продвигать такой опыт у нас для татарских школ.

      • Анонимно
        29.10.2018 21:14

        Теперь Татарстан сможет быть на первом месте по русскому языку, и все благодаря тому что "почесали".

      • Анонимно
        29.10.2018 21:27

        19:32, данные по ЕГЭ в РТ проверила Прокуратура. Выявлены случаи подтасовки результатов, а также нарушения в проведении ЕГЭ. Эту тему освещали в БО!

      • Анонимно
        30.10.2018 00:06

        19.32 Смешно когда националист пишет про каких то шовинистов, да еще вкупе со словом националист, вообще видимо не понимая значения этих слов..

  • Анонимно
    29.10.2018 18:48

    ЕГЭ на родном языке и все.

    • Анонимно
      29.10.2018 19:29

      А потом куда? На факультет филологии МГУ?

      • Анонимно
        29.10.2018 19:53

        А почему нет?
        Министр авиационной промышленности Дементьев учился в чувашской школе на чувашском языке в Татарстане
        Выпускные экзамены сдавал на чувашском языке
        Это не мешало ему знать русский что бы стать блестящим инженером и организатором

        • Анонимно
          29.10.2018 20:36

          В то время чувашский и татарский ящыки были обязательными для всех школьников ТАССР?

          • Оптимист
            29.10.2018 21:23

            В то время были школы с обучением на родных языках
            И они давали отличные результаты
            И никому не мешали
            В СССР было лучшее в мире образование
            При том же Дементьеве мы были первыми в мире в авиационной промышленности

            Тогда знали что идет на благо России
            Умные были, не пещерные националисты как сейчас, которые экономические неудачи оправдывают обамой евреями или татарами

            • Анонимно
              29.10.2018 22:09

              Вы отвечаете на другой вопрос. Пожалуйста, прошу ответить был ли предмет татарский язык в то время ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВСЕХ школьников ТАССР или не был?

        • Анонимно
          29.10.2018 21:29

          В наше время, чтобы стать министром совершенно не обязательно быть блестящим инженером и организатором. Главное - попасть в систему!

        • Анонимно
          30.10.2018 18:29

          Да и сейчас в РТ полно татарских и чувашских школ!

        • Анонимно
          30.10.2018 18:52

          Пётр Васильевич Дементьев (11 (24) января 1907, Алёшкин-Саплык, Убеевская волость, Буинский уезд, Симбирская губерния, Российская империя . Родился в учительской семье. Был крещён в храме Сергия Радонежского, села Хорновар-Шигали. Родители: отец — Василий Степанович, мать — Елена Герасимовна (урождённая — Герасимова). Дед Петра Дементьева — Степан Игнатьевич Дементьев — происходил из деревни Петровка Симбирского уезда, после отмены крепостного права поселился в селе Убей, где и родился отец Петра Дементьева — Василий Степанович Дементьев. Трудовую деятельность начал в 1922 г. рабочим. После окончания Хорновар-Шигалинской сельской школы П. В. Дементьев учился в Симбирском (Ульяновском) профессионально-техническом училище. В 1927 г. он поступил в Московский механический институт имени М. В. Ломоносова, но уже через два года перевёлся в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1931 г.
          Так на каком языке в Российской империи учился внук русского крестьянина, сын русского учителя, русский мальчик Петя?

          • Анонимно
            30.10.2018 19:52

            Буинский уезд это на границе с Чувашией,там много чувашских сел .

            • Анонимно
              31.10.2018 21:05

              И что с того? Ещё чувашем его назовите или соврите, что он на чувашском учился.

      • Анонимно
        29.10.2018 19:53

        Да, в МГУ - Мамадышское гончарное училище.

      • Анонимно
        29.10.2018 22:11

        С Родным Татарским,поеду в Канаду.

    • Анонимно
      29.10.2018 19:42

      Да сдавай ЕГЭ хоть на 10-ти родных языках...

      А при поступлении в российские Вузы все равно будешь сдавать русский язык!

      • Оптимист
        29.10.2018 20:41

        А как без русского?В России живем
        Без русского некуда

        • Оптимист
          29.10.2018 21:26

          Но делать русский определяющим при поступлении в вуз это не правильно
          В вузе болжны учиться умные и талантливые, а не те кто русский лучше всех знает
          Это ущемление по национальному признаку

          • Анонимно
            30.10.2018 00:11

            21.26 Что Вы несете? Вы еще пока в России живете.. Будьте добры законы России исполнять и не заниматься провокациями.. Ущерб у него по национальному признаку преподавание в Вузах на русском. Вам таким дай волю Вы вообще запретите на русском русским разговаривать в их же собственном государстве.. Будете это нетолерантным считать, потому что на той стороне улице идет кто то иной национальности и может не понять.. В России русский язык- это язык который знает 99% населения, это язык родной для 80% граждан. Вот поэтому он и является востребованным и на нем преподают в нашей стране везде, во всех республиках , краях и тп.

            • Анонимно
              30.10.2018 16:37

              В Федерации ,состоящей из многих народов все языки должны быть равны.С точки зрения международного права все языки должны быть равны в РФ

              • Анонимно
                30.10.2018 17:34

                16.37 У нас все языки равноправны , но не равнозначимы.. Русский язык один из 6-ти оставшихся в мире языков обучения. Даже немецкий и французский таковыми перестали быть. Сравнивайтесь с чувашским языком, марийским, и другими местными языками - да все местные языки равнозначны и должны быть сохранены и развиваться должны. В том числе и татарский.

                • Анонимно
                  30.10.2018 18:04

                  17.34. В Татарстане, на исторической земле татар, татарский язык равнозначен русскому. А все остальное -демагогия и шовинизм.

                • Анонимно
                  30.10.2018 21:26

                  Да что то иностранцы жалуются уж очень мудреный много времени уходит на изучение и трудозатрат.

          • Анонимно
            30.10.2018 12:24

            Не нужны в России умные и талантливые. Быдло нужно, квалифицированный потребитель. Из-за этого и весь сыр-бор

      • Анонимно
        30.10.2018 16:35

        В ВУЗы принимают по результатам ЕГЭ.Никаких вступительных экзаменов нет

        • Анонимно
          30.10.2018 18:06

          16:35, в некоторые ВУЗы есть дополнительные вступительные экзамены. А в тех Вузах, в которых большой конкурс, есть дополнительное вступительное тестирование.

    • Анонимно
      29.10.2018 20:35

      Ну что за дурость у некоторых? Ведь обучение на родном языке и ЕГЭ на родном, вовсе не исключает знание русского языка. Иностранные студенты вообще плох знают русский, но это не мешает им получать дипломы.

      • Анонимно
        30.10.2018 18:57

        20.35Правильно пишете.Иностранцы поступающие в российские ВУЗы не сдают ЕГЭ по русскому языку,хотя российские татары изначально лучше знают русский язык чем иностранцы.Почему такой разницы никто не хочет замечать.

        • Анонимно
          31.10.2018 14:39

          Дус! А ты согласен после окончания Вуза уехать из РФ, как это делают обучающиеся в РФ иностранцы? И, поскольку эти иностранцы преимущественно из слаборазвитых стран Африки и Азии, согласен ли ты после окончания учебы в Вузе уехать, например, в Уганду? Или в Сомали? Да даже в глубинку Узбекистана поедешь ли сеять разумное, доброе, вечное на татарском языке?

  • Анонимно
    29.10.2018 18:56

    Они чего опять будоражат народ? Для чего? У нас все в школах сейчас спокойно. Для удовлетворения отдельных активных националистов? Оставьте в покое уже наших детей. Только все успокоилось.

    • Анонимно
      29.10.2018 19:10

      Никто и никогда не смирится с запретом родных языков
      Эта тема не остынет пока не восмтановится справедливость

      • Анонимно
        29.10.2018 19:53

        Так их никто и не запрещает вообще то. Не подменяйте понятия.

      • Анонимно
        29.10.2018 19:55

        Никто и никогда не смирится с обязательностью ненужных языков. Эта тема не остынет, пока не возобладает здравый смысл.

      • Анонимно
        29.10.2018 19:58

        У вас дети то есть? Уверен что нет.

      • Анонимно
        29.10.2018 20:05

        Укажите документ о запрете! Иначе это клевета и разжигание межнациональной розни

        • Анонимно
          29.10.2018 20:45

          Добровольность и есть лицемерный запрет
          Сделай завтра русский добровольным, отмени обязательный егэ и его учить никто не будет
          Зачем если мы его все до школы знаем?
          Язык уйдет на кухни, исчезнет литературный язык, культура, а вместе с ней и народ
          Такую участь вы приготовили нерусским народам?
          Что это если не запрет?
          Не надо врать и лицемерить!

          • Докукин
            29.10.2018 21:32

            Удивительное дело, как заела добровольность изучения татарского языка. Проверка добровольности сделала то, чего 26 лет не могли добиться русскоязычные родители, защищая права своих детей. Когда Вы сами себе объясните, что 26 лет принудительного и всеобщего изучения НИЧЕГО не дали татарскому языку.
            Когда Вы перестанете наступать на свои грабли?

          • Анонимно
            29.10.2018 21:44

            Не утомился копипастить и разжигать?

          • Анонимно
            29.10.2018 22:22

            20.45 Это Вы чушь пишите. Что же тогда у нас в школах , еще до того как Прокуратура не обязала республиканские школы следовать федеральным нормам, а не выдумывать свои, так старались выбить дополнительные часы на русский язык? Не учителя, а родители просили эти часы дополнительные, на родительских собраниях. И русские, и татары.. Не врите сами себе и не лицемерьте.

      • Анонимно
        29.10.2018 20:09

        Слушайте, начитайте хоть одну хорошую книгу на татарском языке, выложите ее в свободный доступ, помогите мне учить язык, или не это ваша цель?

        • Моисей
          29.10.2018 21:08

          вы сколько русских книг начитали?
          Почему поддержка русского языка на мои бюджетные деньги а поддержку татарского перекладывают на бабушек с дедушками, какие то непонятные фонды, на семьи, на энтузиастов, медресе
          Что за бред?
          Место татарскому в школах, за партами, как и русскому

          • Анонимно
            29.10.2018 21:27

            Место татарскому в школах, за партами, как и русскому
            Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/400767
            согласна! НО только для тех, кто татарский выберет ДОБРОВОЛЬНО.

          • Анонимно
            29.10.2018 21:29

            пишите заявление и изучайте. кто хочет родной русский - делает также

          • Анонимно
            29.10.2018 22:24

            21.08 Кто за Вас напишет гениальные произведения? При чем тут федеральное финансирование? Что Вы несете? Талантливые книги пишутся на заказ? Или Вы и тут хотите рыбку съесть за чужой счет?

          • Анонимно
            31.10.2018 05:57

            Моисей адольфович успокойтесь.

      • Анонимно
        29.10.2018 21:11

        Не надо, не смиряйся. Только учи - сам

    • Анонимно
      29.10.2018 19:20

      Вот-вот!
      Опять в Госдуме РФ в Москве проводят бессмысленные мероприятия!

      Зарплаты там у депутатов Госдумы огромные, а толку от них - никакого!

    • Анонимно
      29.10.2018 19:41

      Когда одна часть населения победила другую, это не "успокоилось". Это мина даже не замедленного действия. Расчесали там, где не чесалось, теперь эта тема ВСЕГДА будет в повестке, нравится это кому или нет. И ещё один мощный рычаг против РФ на международной арене. Вечно храбриться и понтоваться, отмахиваться не получится, рано или поздно в цивилизацию возвращаться придется. Иначе так и сгинем на мировой обочине.

      • Анонимно
        29.10.2018 20:00

        Аксененко и ко дезинформировали Путина и на основе этой дезинформации было принято решение противоречающее Конституции РФ и создающее напряженность в национальных республиках РФ

        • Анонимно
          29.10.2018 20:46

          Она в любой момент свалит к себе на Украину запалив пожар гражданской войны в России
          Может и задача у нее так поставлена

          • Анонимно
            29.10.2018 22:19

            Ты 20.46 провокатор. Еще Украину приплел. Артеменко живет в России .и ей фиолетово до тебя но ты людей нагнетаешь. Утебя какая задача?

        • Анонимно
          29.10.2018 20:49

          Дай бог здоровья г-же Артеменко, что защитила наших детей, а для ваших детей ничего не изменилось, изучайте. Возможности есть.

          • Анонимно
            29.10.2018 21:35

            Артеменко обманула высшее руководство России
            В чьих целях она устроила эту провокацию и подставила Путина?

            • Анонимно
              29.10.2018 22:14

              Артёменко,по крови польская Еврейка,но из Украины.Вредит РФ,только в интересах кого?

            • Анонимно
              29.10.2018 22:21

              21.35 Высшее руководство обманывали 25 лет. Прокуратура пришла в школу. АРТЕМЕНКО НАШЕ СПАСИБО

            • Анонимно
              29.10.2018 22:25

              21.35 В целях соблюдения законности.. Так наверное. А если вы и такие как Вы будете и дальше провокациями заниматься, то ни к чему хорошему это не приведет..

              • Анонимно
                30.10.2018 07:03

                Специально народ взбудораживают, чтобы других проблем не видели. За самое сокровенное хватают

      • Анонимно
        29.10.2018 20:12

        Сейчас никто никого не победил. Сейчас установился баланс: каждый может учить свой родной язык. Каждый сам решает, какой у него родной язык. Никто ни на кого не давит - это и есть нормальная жизнь в нормальном обществе.
        Что раньше не чесалось - это у вас просто эмпатия слабая. Люди страдали от давления, вам было наплевать, вот и все. У вас не чесалось.

        А что у вас этническая тема всегда в повестке - так это общеизвестно. Нет таких уступок, после которых этнонационалисты успокоились бы и сказали - да, нам хватит, нам достаточно. Эта доктрина просто не существует без образа врага, которому нужно противопоставляться. Она ищет не то, что объединяет людей, а то, что их разделяет - так уж она устроена. И еще ни разу в истории человечества она не приносила людям добро. Всегда только зло.

        • Анонимно
          29.10.2018 23:04

          Баланс будет когда будет возможность сдавать ЕГЭ на татарском,когда будет возможность получения высшего образования на татарском,когда татары смогут перейти на латиницу! Тогда ваше "добровольно" будет похож на баланс. А так это игра на уничтожение. Приезжали гости из Бельгии к знакомым. Дети бельгийцев спокойно говорят на четырёх языках. Страна наша то ли тупая, то ли злая, не пойму.

      • Анонимно
        29.10.2018 20:57

        так никто ни с кем и не воевал. просто людям дали право выбора

      • Анонимно
        29.10.2018 21:13

        Слова... слова

    • Анонимно
      29.10.2018 19:42

      Доцент журфака МГУ: "В этом году мы набрали инопланетян"

      “Нез наю”, “генирал” и “через-чюр” — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники.

      Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом. Подробнее об этом рассказала доцент кафедры стилистики русского языка Анастасия Николаева.

      — Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?

      — Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3—4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными.

      Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24—25 ошибок. Практически в каждом слове по 3—4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.

      — То есть?

      — Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

      — У вас и правда был такой слабый набор?

      — В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку — 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: “Вы получили “супертовар”. А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!”

      Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

      — В чем ее причина?

      — В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда — ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями — все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.

      — С этим можно что-то сделать?

      — По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета.
      Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.

      — Многих можете потерять?

      — Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков.

      И это еще не самое страшное. Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне. Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки.

      Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.

      2017 » Август 

      Русский в Туле и Вологде надо спасать а не в Казани

      • Анонимно
        29.10.2018 20:36

        чудо! копируй еще тексты из инета! мы сами их найти не сможем!

        • Анонимно
          30.10.2018 17:35

          Да. Можем найти. Это фрагмент статьи из ''Московского Комсомольца'' за ноябрь 2009 года.
          А не 2017 г.!!

      • Анонимно
        29.10.2018 20:48

        Ехали бы Щеглов с Демидовой в Вологду и Курск русский язык спасать
        Вот там чудовищная безграмотность
        В Татарстане с русским все хорошо
        Всегда на втором месте после Москвы по результатам егэ по русскому

        • Анонимно
          29.10.2018 21:27

          Не, там трудится надо
          Они будут в сытом Татарстане сидеть
          Теоретики

        • Анонимно
          29.10.2018 22:05

          А не надо нам указывать куда, кому и зачем ехать . Как бы самому выехать не пришлось.

      • Анонимно
        29.10.2018 21:16

        Ты спасай в Туле и Вологде. А нас оставь в покое ! Учи САМ! И твои дети пусть учат! Остальные - ДОБРОВОЛЬНО!

      • mad big
        30.10.2018 10:05

        Копипаста! Уймись!!!

  • Анонимно
    29.10.2018 18:59

    сделай русяз добровольно и откажетесь. ЕГЭ тоже на родном языке. Ничего людей на сорта делить

    • Анонимно
      29.10.2018 19:47

      Прекрасно. ЕГЭ должно быть на всех 150 языках народов России. Нечего людей на сорта делить.

      • Оптимист
        29.10.2018 20:50

        Возможность сдачи ЕГЭ в многонациональной России должна быть доступна на 3 языках
        Родном , русском или английском
        Нельзя ограничивать детей по национальному признаку

        • Анонимно
          29.10.2018 21:46

          Если введут обучение и ЕГЭ на татарском для всех желающих, после этого вы отстанете от русских? Или все равно будете требовать знать татарский из уважения?

        • Анонимно
          29.10.2018 21:50

          Как вам такая ситуация. Приходит армянская семья в школу РТ и заявляет, что их детям нужно обучение полностью на родном армянском языке и сдача ЕГЭ тоже. Иначе ущемление их прав и деление на сорта.

          • Анонимно
            29.10.2018 22:19

            У армян Армения есть где сохраняется армянский язык
            У татар кроме Татарстана ничего нет

            • Анонимно
              29.10.2018 22:32

              большинство татар уже давно разбросаны по всей стране, а не в одном регионе

        • Анонимно
          30.10.2018 12:18

          В Казахстане ЕНТ (аналог ЕГЭ) можно сдавать на 3 языках: казахском, русском, английском. Казахстан выглядит цивилизованной страной по сравнению с РФ.

          • Анонимно
            30.10.2018 12:49

            Хорошо там, где вас нет. Почему бы желающим не учиться и сдавать ЕНТ в Казахстане?

            • Анонимно
              30.10.2018 17:36

              В России кстати и казахский язык преподают, в Российских школах. В местах компактного проживания у нас казахов. Чем недовольны то и почему Казахстан приводите в пример. ? Десятки школ , где преподают казахский..

          • Анонимно
            30.10.2018 22:25

            Казахстан — отдельное государство. А Татарстан — всего лишь один из регионов России под номером шестнадцать)))

    • Анонимно
      29.10.2018 20:06

      Да никто от русского не откажется добровольно, что за глупости

  • Анонимно
    29.10.2018 19:03

    Нет госязыков республик в принципе, если это госязык, значит, он чей-то родной, поэтому учить его надо только добровольно!

  • Анонимно
    29.10.2018 19:06

    Да когда вы уйметесь! Отстаньте от наших детей и внуков.

  • Анонимно
    29.10.2018 19:07

    «ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРИХОДИТ БЕЗ ЗНАНИЯ ЯЗЫКА, ТО СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ФАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО»


    странно тогда зачем учат иностранные языки? если их изучение фактически невозможно

  • Анонимно
    29.10.2018 19:14

    Обучение детей на неродном языке отнимает 85% природного потенциала заложенного в нем

  • Анонимно
    29.10.2018 19:16

    Татары-учите свой язык. Чукчи-свой. Никто не против.
    Только больше не заставляйте других учить ваши языки насильно.
    И будет вам счастье.

    • Анонимно
      29.10.2018 19:47

      Русские свой
      Почему егэ только на русском?

      • Анонимно
        29.10.2018 20:23

        Сотый раз вам скажем -
        Потому что язык межнационального общения один - РУССКИЙ.
        ЭТО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК.
        Подробнее уж не стану, читайте сами.

        • Моисей
          29.10.2018 21:11

          Откройте конституцию РФ
          Татарский в Татарстане государственный язык
          Не показывайте свою неграмотность

          • Анонимно
            29.10.2018 21:52

            но добровольный при этом

          • Анонимно
            29.10.2018 22:05

            не может быть государственный язык у одной,какой-то возомнившей о себе области.

          • Анонимно
            29.10.2018 22:27

            Кто против?

          • Анонимно
            30.10.2018 13:46

            Моисей, нет такого государства татарстан с тех пор, как не продлили договор, учите татарский сколько хотите, но не трогайте русских!

            • Анонимно
              30.10.2018 19:31

              13.46 Вот пропускает же модератор такие ни чем не обоснованные заведомо ложные комментарии троллей! Посмотрим, пропустит ли мой комментарий, что Татарстан- это республика (государство), в соответствии с конституций РФ, статья 5 и РТ, статья 1.

          • Анонимно
            30.10.2018 18:04

            Татарстан - не государство.

          • Анонимно
            31.10.2018 09:31

            Конституция РФ и Конституция РТ - как бы разные документы, если Вы не в курсе.

        • Анонимно
          29.10.2018 21:25

          В РТ межнациональные.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ языки общения ТАТАРСКИЙ и РУССКИЙ.

          • Анонимно
            29.10.2018 22:13

            Правда? То есть проживающие в Татарстане еврей с грузином общаются между собой на татарском языке?

          • Анонимно
            30.10.2018 20:09

            21.25 ну и в чем проблемы? Кто хочет, общается на русском, кто хочет на татарском. Все добровольно.

      • Анонимно
        29.10.2018 20:24

        а сами как думаете?

    • Анонимно
      29.10.2018 20:06

      А русский почему заставляют?

      • Анонимно
        29.10.2018 20:39

        А английский почему в Англии заставляют? А немецкий почему в Германии заставляют? А французский почему во Франции заставляют?

        • Моисей
          29.10.2018 21:17

          И татарский поэтому же и заставляют
          Потому что он государственный в РТ
          Согласно Конституции РФ

          • Анонимно
            29.10.2018 21:56

            уже не заставляют и не будут. государственный, но не обязательный. прокуратура, например, государственный орган, но не все обязательно туда ходят

          • Анонимно
            29.10.2018 22:14

            Но вопрос-то был задан про русский. Какой смысл тогда спрашивать об уместности обязательного русского?

        • Анонимно
          29.10.2018 21:27

          Ну так и не должен возникать вопрос, почему в Татарстане тоже заставляют.

        • Анонимно
          29.10.2018 21:37

          А почему в Литве не хотите литовский знать?

          • Анонимно
            29.10.2018 22:25

            Литовский язык необходим для жизни в Литве. В Татарстане нет необходимости в татарском.

          • Анонимно
            30.10.2018 06:03

            В Литве можно спокойно и без знания литовского прожить. Особенно если не на госслужбе. А с Латвии давно без знания русского на работу не берут.

      • Анонимно
        29.10.2018 20:47

        Открой свой паспорт, взгляни на гражданство и иди читать Конституцию РФ. Потом полезешь со своими дебильными вопросами в публичную дискуссию, неуч

    • Анонимно
      29.10.2018 20:16

      Если не будет системы обучения, учебников, методик преподавания, ни чукчи, ни эвенки, ни аварцы и много много других народностей не будет знать своего родного языка.

      • Анонимно
        29.10.2018 21:30

        ок, ну а русскоязычные тут при чем? у вас 25 лет было. что не создали?

    • Анонимно
      29.10.2018 21:36

      Русские пусть русский изучает

      • Анонимно
        29.10.2018 22:20

        Что мы наконец то и добились. А вы продолжать деградировать

  • Анонимно
    29.10.2018 19:25

    "Может, после 9 класса сдавать в обязательном порядке экзамен? Только такими мерами можно продвинуться вперед", - предложил Давдиев.
    -----------------------------------
    Господин Давдиев ошибается. Это ничего не поменяет. После сдачи обязательного экзамена в 9 классе, русские школьники забудут татарский язык за ненадобностью.

  • Анонимно
    29.10.2018 19:29

    Так эта имитация уже идёт почти 30 лет. И им все мало

  • Анонимно
    29.10.2018 19:34

    Меня волнуют повышение пенсионного возраста и повышение цен, очередные концепции не интересны.

  • Анонимно
    29.10.2018 19:45

    Пра-а-ально - нечего людей по сортам делить...

    Идешь в российский Вуз с обучением на русском языке - будь добр, сдай ВСЕ экзамены на русском языке. Поступление по единым правилам для абитуриентов любой национальности.

    • Анонимно
      30.10.2018 00:19

      Российский ВУЗ не русский ВУЗ! Обеспечьте возможность получить высшеее образование не только на русском, но и на татарском языке в РТ, в том числе в федеральных ВУЗах! Гильмутдинов слеп! Какой смысл молучать образование на татарском языке, если высшее образование на татарском языке не преподаётся! Чтобы быть дворниками? А если хочешь стать врачом или учителем в родной татарской деревне, то это не возможно, готовься нерусском, заканчивай школу на русском и ВуЗ на русском! Гильмутдинов несет отсебятину! Он не является полномочным представителем интересов татарского народа! И подавляющее большинство русского народа в РФ, а следовательно подавляющее количество плюсов в комментариях БО не означает правды и справедливости! Пусть сначала съезд уполномоченных татарского народа определит мнение, что нужно, а уж потом все чиновники и депутаты РТ проводят эти интересы, не нарушая прав других народов РТ! РТ создана для учета интересов татарского народа, но почему татарский народ не может выразить свои интересы в РТ? Почему не спрашивают мнения татарского народа, а судьбу татарского народа решают не уполномоченные татарским народом чиновники и депутаты? Билал.

  • Анонимно
    29.10.2018 19:46

    Какие преподавания бабушками дедушками в детских садах?
    Что за бред они несут?
    Место родным языкам в школе

    • Анонимно
      29.10.2018 21:30

      да, в школе, по выбору!

      • Анонимно
        30.10.2018 00:41

        В РТ все обязательно должны быть ознакомлены с тем что существует РТ, государственный татарский язык, татарский народ. И получить понятия о них. Под дудочку добровольности изучения языков не должно проводится игнорирование их существования и отвержение их проявлений. А именно к этому свелось сейчас положение. Ведь о введении обязательного предмета типа обществоведения РТ, где бы производилось ознакомление и речи не идёт. Неужели чиновники РТ настолько атрофировались и бессильны, ведь губят и татарский народ и РТ! Почему коллективное мнение татарского народа не дают выработать и выразить? Билал.

        • Анонимно
          30.10.2018 19:53

          00.41 все, мы ознакомлены. И понятие получили. Поэтому учим добровольно и по желанию.

    • Анонимно
      29.10.2018 22:32

      Опять оплату в детских садиках зотят повысить

  • Анонимно
    29.10.2018 19:54

    Зачем опять раскачивать эту лодку?

    • Анонимно
      29.10.2018 21:01

      Зачем ее щеглов с артеменкой раскачали?
      Я скажу зачем
      Что бы отвлечь народ от грабительских законов по повышению пенсионного возраста и прочих экономических проблем

      • Анонимно
        29.10.2018 21:43

        Фаттахов скорее. перегнул сам не понимая последствий

      • Анонимно
        29.10.2018 22:17

        Щеглов давным-давно обсуждает этот вопрос, когда пенсионной реформы еще в помине не было.

  • Анонимно
    29.10.2018 19:54

    Европейское общество наглядно демонстрирует - для того, чтобы изучать язык своего соседа, нужно свободное от стереотипов мышление...Европа к этому тоже не сразу пришла...Мы тоже к этому придём

    • Анонимно
      29.10.2018 20:24

      Подмена понятий у вас.
      Ну да ладно.

    • Анонимно
      29.10.2018 20:50

      Так изучайте язык соседа. Я не против.

    • Анонимно
      30.10.2018 06:06

      Вы в Европе отклонитесь от туристического маршрута на пару километров. Если конечно там бываете. Кроме своего, там никакого другого языка не знают.

  • Анонимно
    29.10.2018 19:59

    Вот так кричали кричали. А как поддержать на федеральном уровне, так "очередь ее дошла".

  • Анонимно
    29.10.2018 20:22

    Опять возникает коллизия - если раньше русский язык не считался родным, а только государственным, то сейчас проблема расширилась- есть группа языков государственных и родных, а есть языки только родные, которым как правило и угрожает исчезновение. Поэтому правильным видится разработка концепции именно по сохранению и развитию всех национальных языков в системе образования как родных, не затрагивая их статусов политических.

  • Анонимно
    29.10.2018 21:55

    Про имитацию - в точку!

  • Анонимно
    29.10.2018 21:57

    где государство Татария.

  • Анонимно
    29.10.2018 23:25

    Это была большая ошибка это пошатнуло дружественные отношения, это ещё скажется... Ингредиенты России это многонациональность если вмешаться в состав можно все испортить , пирога уже не получится

  • Анонимно
    29.10.2018 23:26

    ЕГЭ на родном языке! ВУЗы на родном языке!

    • Анонимно
      30.10.2018 00:00

      23:26 А дальше выпускники после таких ВУЗов стройными рядами в ближайшую деревню гусей пасти? Ибо за пределами пары районов они никому не нужны будут!

  • Анонимно
    29.10.2018 23:35

    Прежде чем составлять ФГОС по изучению государственных национальных языков , хорошо бы в отдельном нормативном документе конкретизировать их сферу применения и место в единой образовательной системе России. Наверное, этот вопрос шире компетенций минпросвещения и требовать от них исчерпывающего ответа в разрабатываемой концепции изучения родных языков неправильно. Последние изменения в законе об образовании хоть и различают статусы национальных языков, но не выделяют их в системе образования.

  • Анонимно
    30.10.2018 00:28

    Люди, принимающие решения о национальных языках страны, говорят в большинстве своем на русском, что же они могут они придумать и создать какое будущее для вымирающих национальных языков, своим многословием и завуалированностью истинным побуждением уничтожить и не предпринимать никаких действенных попыток по их реальному сохранению

  • Анонимно
    30.10.2018 02:03

    БО! Что вы Валеева все время дергаете с этими языками? Зачем ему это? Дайте уж ему отдохнуть от всего. И пусть спокойно готовится к выборам в будущем году, как в Госсовете без него?

    • Анонимно
      30.10.2018 11:56

      Валееву трудно, нет точки опоры. Но он должен разобраться, что суть создания РТ заложена положении Конституции РТ о том, что РТ обеспечивает сохранение и развитие культуры татарского народа. И что это положение РТ не выполняется из-за того, что не существует лица, имеющего право представлять интересы татарского народа. Это надежная точка опоры для проведения интересов татарского народа. У Валеева благодаря его должности есть возможность устранить этот недостаток. Мы должны услышать от Валеева публичную постановку этого вопроса, что уже будет перевешивать все, что он сделал на депутатском посту. Он или любой человек, который сумеет создать уполномоченного представителя татарского народа станет героем татарского народа, поскольку обеспечит татарскому народу его спасение. Требуется сделать только это!

    • Анонимно
      30.10.2018 17:14

      Чувствуется вы неравнодушны к будущим выборам. Если сможете решить все вопросы образования,культуры и языка,пожалуйста, баллотируйтесь. Говорят,что Щеглов тоже собирается занять депутатское место Валеева. Так что, у вас конкурентов будет много.

      • Анонимно
        30.10.2018 21:07

        Валеев всегда избирался не по партийному списку,а по одномандатному округу. И он очень много сделал для своего округа, за что избиратели премного благодарны ему.
        Он очень популярен в своем округе и щегловым ничего там делать.

    • Анонимно
      1.11.2018 10:31

      Что вы ополчились на этого Валеева. Я наблюдаю за его деятельностью. Он один из самых активных и подготовленных депутатов Госсовета. Валеев,как депутат, действует в пределах своих возможностей. А может ли решить все эти вопросы один единственный депутат,когда все остальные 99 молчат?!

  • Анонимно
    30.10.2018 07:27

    Опять 25! Концепция уже определена! Татарский добровольно! Сколько Гильмутдинов с Валеевым будут хотеть обязательное изучение евреев и русских татарскому - НЕ БУДЕТ ЭТОГО! Ну как они не поймут??? Здравый смысл и логика против ЭТОГО!
    Учите русский язык лучше, основной язык страны! Смотрите, что творится в комментариях - миллион грубейших ошибок!

    • Анонимно
      30.10.2018 09:42

      7.27 БУДЕТ! Обязательно все жители должны быть ознакомлены с культурой татарского народа и с РТ! Никто не обязывает жителей РТ разговаривать на татарском языке, но представление о нем должны все иметь! Вы живете в РТ! Это здравый смысл и логика!

      • mad big
        30.10.2018 11:31

        Вот именно - иметь представление!!! И никто против не будет. А лично я только за изучение татарского, но в разумных пределах. Но поскольку неумно-непрофессиональное руководство минобра о разумных пределах не имеет ни малейшего понятия, то имеем то, что имеем.

      • Анонимно
        30.10.2018 11:37

        Никто не имеет права в обязательном порядке знакомить с культурой татарского народа и РТ! Лично мне культура коми-пермяков более интересна, чем культура татар (по национальности я русский). И это моё право - интересоваться тем, чем хочется! А вы, со своей культурой и языком уже достали всех настолько, что срабатывает защита! 26-летние принуждение к татарскому языку - это прививка от татарского языка и татарской культуры!

        • Анонимно
          30.10.2018 18:35

          В таком случае никто не имеет право навязывать столько литературы 200летней давности .

          • Анонимно
            30.10.2018 20:03

            18.35 Тукаю по-моему не 200...

          • Анонимно
            30.10.2018 21:15

            А вас никто не просит цитировать русскую классику из уважения к соседям.

          • Анонимно
            30.10.2018 21:25

            Тебе никто и ничего не навязывает - сиди дома неграмотным, без литературы и всякой школьной ерунды. Только возьми справку заранее...

            • Анонимно
              31.10.2018 18:03

              Вот вот правильна думаешь.сидел дома,изучал книги на инглиш,изучал схемы,а сказки про скатерть-самобранку ничо не дают,чудес не бывает ,только отвлекают от нужного пути.

  • ПутчДемона
    30.10.2018 08:39

    Националисты таки продавливают обязательное изучение второго государственного языка. Для них существенно введение обязательности и продолжение угнетения иноязычных.

    • Анонимно
      30.10.2018 09:59

      Я татарский националист Билал. Я не требую обязательного изучения татарского языка на уровне родного и его применения. Я требую обязательного ознакомления каждого школьника РТ с татарским языком в рамках предмета, обществоведение РТ. Каждый татарский националист имеет своё мнение, которое может не совпадать с мнением другого татарского националиста. Поскольку по конституции РТ обеспечивает сохранение и развитие культуры татарского народа, то РТ должен быть создан выразитель общего мнения татарского народа, который сможет выражать и проводить интересы татарского народа в органах власти.

      • Анонимно
        30.10.2018 13:11

        Все, поздно Билал. 25 лет давления вызвали отторжение. Сейчас только добровольно Даже в рамках обществоведения! САМИ !САМИ! И депутаты не помогут, от них нулевой толк! Вернуть вертикаль власти 50% не татарам!

        • Анонимно
          30.10.2018 16:25

          Нет не поздно. Самое время. Придётся у татар терпению поучиться, они 500 лет терпели вариантов не было, или у ваших родителей, они тоже татар терпели. А у вас, если совсем терпения не хватает проявления существования татарского народа и РТ переносить, Что даже не есть варианты жить без учета проявлений идентичности татарского народа на остальной территории РФ вне РТ, на оставшихся 90% ее территории. Билал.

  • Анонимно
    30.10.2018 08:50

    Основной козырь за обязательное изучение двух языков это строка в конституции о двух государственных языках.Но ничего не бывает вечного.И сейчас Зорькин выдвинул идею о пересмотре Российской Конституции.Так почему не внести коррективы и в местную тем более что сочинялась она во времена суверенитетов а время сейчас само исправило некоторые заскоки той поры сравняв фактически уровень республик в составе Российской Федерации с уровнем губерний и поэтому учёные люди наверняка найдут формулировку как сделать так чтоб не было этого перекоса и государственным языком на территории РФ был бы один русский язык но при этом у регионов уставалось бы право на добровольное изучение местных языков.

    • Анонимно
      30.10.2018 10:42

      Почему не взять опыт развитых стран как Швецарии,Финляндии,Канады с франкоязычным Квебеком и других стран в сфере решения языкового вопроса.

  • Tatar Хайпер
    30.10.2018 16:14

    Вся эта бодяга с родными языками сейчас произошла из-за элементарной юридической безграмотности разработчиков закона. Расшифруйте понятием "государственный язык республики", которая есть в Конституции РФ. В таких вопросах надо полностью выдерживать сложившийся конституционно-правовой дизайн. А то получается, что решение приняли. Оказалось, что неверное. Но дать заднюю уже не позволяет политическая культура, где не принято ни перед кем прогибаться.

    • Анонимно
      30.10.2018 21:00

      Бодяга - это 25 лет, и у нас нет элементарной юридической грамотности. Пора возвращать 50% власти другим этносам в нашей республике.

  • Анонимно
    30.10.2018 18:41

    Пора укрупнять регион и всех кто баламутит на карандаш и соответствующие решения

  • Анонимно
    30.10.2018 21:19

    Интересно становится бороться с ассимиляцией, политически интересно.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль