Общество 
2.11.2018

У «Эйбара» 35 тысяч акционеров. Клуб играет в примере благодаря болельщикам

Клуб из 27-тысячного город прославился на весь мир

«БИЗНЕС Online» рассказывает о бизнес-модели испанского «Эйбара». Клуб из небольшого испанского городка живет без долгов и крупных спонсоров. Один из представителей «Эйбара» скоро приедет в Казань на форум Sport Connect и поделится секретами успеха.

До сенсационного выхода «Эйбара» Примеру даже сами испанцы не смогли бы отыскать одноименный городок на карте страны До сенсационного выхода «Эйбара» в примеру даже сами испанцы не смогли бы отыскать одноименный городок на карте страны Фото: Francisco Seco/AP/TASS

КАК «ЭЙБАР» ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ В ПРИМЕРУ

До сенсационного выхода «Эйбара» в примеру даже сами испанцы не смогли бы отыскать одноименный городок на карте страны. Эйбар расположен на севере Басконии, в нем проживают всего 27 тыс. человек. Когда-то это был промышленный и оружейный центр региона, сейчас же погрузился в депрессию — молодежь уезжает в соседние Бильбао и Сан-Себастьян в поисках работы.

Футбольный клуб «Эйбар» всегда был олицетворением города. Скромная команда, основанная в 1940 году, постоянно металась между второй и третьей лигой Испании. Клуб не раз пытался выйти в высший дивизион, но все время неудачно. Но в один день все изменилось. В 2009 году президентом команды стал Алекс Арансабаль, который мечтал вывести команду в примеру. Он понимал, что для реализации проекта нужно будет приложить титанические усилия. Во-первых, нужно, чтобы качественные футболисты поехали жить в 280-й по населению город Испании. Во-вторых, необходимо выйти из экономического застоя, который преследовал команду.

Новый президент установил постоянный бюджет команды, а главной идеологией стало полное отсутствие долгов. Строить состав нужно было в таких условиях. Собрать команду из звезд испанского подполья и выйти с ней в примеру — такой вариант даже не рассматривался. В итоге за пять лет «Эйбар» прошел путь от третьего испанского дивизиона до примеры. В 2014 году команда должна была впервые в своей истории сыграть против «Реала», «Барселоны», «Атлетико» из Бильбао. Но мечте Арансабаля вставляли палки в колеса.

КЛУБУ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ДЕНЬГИ ПО ВСЕМУ МИРУ

Никто не хотел видеть «Эйбар» в чемпионате Испании. Ла лига теряла популярность, ведущие звезды массово уезжали в АПЛ, провинциальные клубы беднели с каждым сезоном. При этом гранды — «Реал», «Барселона» и «Атлетико», богатели и становились все сильнее. Для того чтобы выйти из кризиса и хоть как-то помочь середнякам и аутсайдерам, федерация решила ужесточить лицензирование команд.

Бюджет клубов должен был превышать определенный порог, стадион — быть современным, а академия — соответствовать уровню немецких школ. Каждый клуб был обязан установить новое ТV-оборудование, подготовить бизнес-план, а также разработать современную систему работы с болельщиками.

На момент выхода в чемпионат Испании у «Эйбар» не проходил ни по одному критерию. Федерация пригрозила исключить команду из примеры, если баски не соберут достаточный бюджет, не начнут реконструкцию стадиона и не представят руководству действенную бизнес-модель. Иначе клуб лишался не только права на участие в элитной лиге, но и профессионального статуса — команда могла вылететь в третий испанский дивизион.

Минимальный бюджет — 2 млн евро. Время его собрать — четыре месяца. В городе нет большого бизнеса, испанские миллиардеры не хотели вкладываться в провинциальную команду. Казалось бы, катастрофа. Но «Эйбар» нашел решение — попросить деньги у фанатов со всего мира.

Клуб запустил краудфандинговую компанию Defend Eibar — «Защитим Эйбар». Каждый мог стать акционером клуба — одна акция стоила 50 евро, но приобрести можно было не более 5% всех акций. За лето 2014 года «Эйбар» продал более 35 тыс. акций, граждане 69 стран стали владельцами клуба. Необходимые 2 млн евро были собраны за три месяца.

Весь мир не только узнал о скромной баскской команде, но и о том, как ее прессуют руководители испанского футбола. Под давлением СМИ федерация разрешила клубу играть на стареньком стадионе. Клуб был спасен, а чемпионат Испании показал всем маленьким командам, что и они могут сыграть на самом высоком уровне.

КЛУБ ЧУДОМ ОСТАЛСЯ В ПРИМЕРЕ

Дебютный сезон в примере «Эйбар» начал великолепно: к концу первого круга баски шли в зоне еврокубков. Но вторую половину чемпионата полностью провалили — 18-е место и вылет обратно в сегунду. Но «Эйбар» чудом спасся — оказывается, новые требования лицензирования одинаковы для всех испанских команд, они созданы не для того, чтобы строить козни клубу из 27-тысячного городка.

Завершивший чемпионат на 13-м месте «Эльче» скрывал свой доход от испанских властей. Команда вроде бы проходила лицензирование, соблюдались все требования федерации. Вот только клуб не платил налоги. Как только это выяснилось, началось крупное разбирательство, по итогам которого «Эльче» лишили профессионального статуса.

По регламенту, в случае исключения клуба из примеры его место в чемпионате передается первой вылетевшей команде. Ею стал «Эйбар». Этой был первый раз за несколько десятилетий, когда в высшей испанской лиге остался клуб, который там не должен был играть. Скромный «Эйбар» во второй раз чудом спасся от серьезных проблем.

После этого случая «Эйбар» пересмотрел свою бизнес-модель, сделав ее полностью открытой. Теперь все финансовые данные доступны каждому болельщику, у команды нет никаких долгов, несмотря на увеличение бюджета за последние пять лет более чем в 40 раз. При этом все акционеры не получают прибыль с дохода — она вся идет на благотворительность.

За четыре сезона «Эйбар» превратился из явного аутсайдера в крепкого середняка, который регулярно борется за попадание в Лигу Европы. В нынешнем сезоне баски идут на 15-м месте, перед клубом поставлена задача финишировать в первой десятке.

Стоит отметить и то, что «Эйбар» полностью изменил мировоззрение испанских провинциальных клубов. Если раньше они сторонились попадания в примеру, так как это сулило финансовые потери, то сейчас маленькие команды осознали, что им нечего боятся. Благодаря «Эйбару» телевизионщики и бизнес открыли для себя то, что и за пределами Мадрида, Барселона, Севильи и Валенсии, оказывается, можно построить крутую команду. 

«Леганес», «Жирона», «Уэска» — все эти клубы в доэйбаровскую эпоху вряд ли бы достойно рубились в Ла лиге, но они изучили опыт скромного баскского клуба перед своими первыми матчами в чемпионате.

Сейчас «Эйбар» можно назвать одним из градообразующих предприятий. На клуб работают сотни местных жителей, команда полностью спонсирует некоторые местные школы Сейчас «Эйбар» можно назвать одним из градообразующих предприятий. На клуб работают сотни местных жителей, команда полностью спонсирует некоторые местные школы Фото: Gartxoak, Wikimedia Commons

ЗА «ЭЙБАР» БОЛЕЮТ ПО ВСЕМУ МИРУ

Сейчас «Эйбар» можно назвать одним из градообразующих предприятий. На клуб работают сотни местных жителей, команда полностью спонсирует некоторые местные школы. Некогда умирающий город нашел в «Эйбаре» новую надежду на возрождение. Каждый матч команды проходит при полных трибунах, зрители даже скупают билеты на балконы в близлежащих домах.

Популярность «Эйбара» растет c каждым сезоном. Сейчас на «Фейсбук» команды подписаны почти 100 тыс. человек, во всем мире работают более 35 официальных фанатских сообществ. Больше всего их в Испании и США. Безусловно, популярность других баскских клубов, «Атлетико» и «Реал Сосьедада», «Эйбару» не светит, но испанские любители «андеграундого футбола» в восторге от команды.

В прошлом году российский фанат «Эйбара» создал аккаунт в «Твиттере» и добился разрешения от руководства превратить свою страницу в официальное сообщество. Таким образом, скромный баскский клуб стал одним из немногих европейских клубов, который работает и с русскоязычной аудиторией.

КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ У КЛУБА?

«Эйбар» уже преодолел стадию «неизвестная команда». С клубом считаются по всей Испании, он популярнее многих команд чемпионата. Но реальность такова, что в случае вылета в сегунду вся работа клуба может испариться — скромный рынок позволяет зарабатывать только на ТV-правах примеры.

Для «Эйбара» жизненно важно выйти на европейский уровень. Для этого нужно засветить себя в Лиге Европы, чтобы даже далекие от футбола болельщики узнали об этом проекте из 27-тысячного города. Если команда вдруг добьется такого результата, то внимание СМИ будет огромным, а как следствие, и внимание спонсоров.

Подробнее о том, как клуб выстроил такую систему и как она будет развиваться, представители «Эйбара» расскажут на форуме Sport Connect в Казани 16 ноября. Участие в нем бесплатное, но свободных мест осталось не так много. Зарегистрироваться для участия в форуме вы можете, перейдя по этой ссылке

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (4) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.11.2018 09:48

    интересно, спасибо!

  • Анонимно
    2.11.2018 18:43

    Пример для Рубина, как надо работать с деньгами.

  • Анонимно
    2.11.2018 20:11

    Рубину и 1 т руб. давать не хочется...

  • Анонимно
    3.11.2018 15:13

    Вот бы так с Рубином, ведь положа руку на сердце Бердыев с Саймановым бьются а мы все только наблюдаем и ворчим...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль