Общество 
9.11.2018

«В Чистополе вообще нет ничего татарского!..»

Нефтяники готовы построить новый музей Ризаэтдина Фахретдина. Нынешний напоминает деревенскую баню

Останется ли музей Гаяза Исхаки в его родной деревне Кутлушкино? Откроют ли в Чистополе центр татарской культуры? Даст ли Наиль Маганов денег на строительство музея Ризаэтдина Фахретдина? Эти и другие вопросы обсудили накануне депутаты Госсовета Татарстана на заседании комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. За ходом мысли следил корреспондент «БИЗНЕС Online».

Начиная заседание, Разиль Валеев напомнил, что в конце октября депутаты совершили рабочую поездку в Чистопольский район, где в селе Кутлушкино посетили музей Гаяза Исхаки Начиная заседание, Разиль Валеев напомнил, что в конце октября депутаты совершили рабочую поездку в Чистопольский район, где в селе Кутлушкино посетили музей Гаяза Исхаки Фото: gossov.tatarstan.ru

«ВЧЕРА ПРИШЛО ПИСЬМО ОТ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА…»

Останется ли музей Гаяза Исхаки в его родной деревне, будет перевезен в Чистополь или даже в Казань, откроется ли центр татарской культуры в Чистополе, даст ли гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов денег на строительство музея Ризаэтдина Фахретдина в Альметьевске и вернутся ли татарским деревням их исторические наименования — таким широким оказался спектр вопросов, которые обсудили накануне на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.

Начиная заседание, председатель комитета Разиль Валеев напомнил, что в конце октября депутаты совершили рабочую поездку в Чистопольский район, где в селе Кутлушкино посетили музей Гаяза Исхаки. По словам Валеева, в последнее время в их адрес поступает много обращений о необходимости поддержки музея. «Мы в курсе о его состоянии. Нельзя сказать, что ничего не делается, определенные попытки в этом направлении предпринимаются. Однако никаких результатов пока что нет. Специалисты подсчитывают, сколько денег необходимо на капитальный ремонт здания. Проблем много, но в первую очередь ситуацию с посещением музея осложняет отсутствие подъездной дороги», — отметил он. К слову, вокруг этой дороги и развернулась основная дискуссия. «Как раз дождь шел, когда мы приехали: там не просто ужасная дорога, ее практически нет!» — возмутился гендиректор ТНВ Ильшат Аминов.

По словам Валеева, в последнее время в их адрес поступает много обращений о необходимости поддержки музея По словам Валеева, в последнее время в их адрес поступает много обращений о необходимости поддержки музея Фото: chistopol.tatarstan.ru

Валеев напомнил, что во время выездного заседания парламентарии предложили три варианта развития музея в Кутлушкино: оставить его в деревне и вложиться  в развитие, включить музей в состав Национального музея РТ, оставить в составе Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника и перенести в Чистополь. Узнав об этих планах, встревоженные сельчане после визита депутатов направили в адрес Госсовета письмо, в котором говорится, что если музей перенесут в другое место, то это негативно скажется на Кутлушкино. «Вчера пришло письмо от жителей села, очень много подписей, вплоть до детей подписались. Просят оставить музей в деревне и помочь с финансированием на ремонт», — отметил Валеев и подчеркнул, что комитет не принимает решения, он может только рекомендовать. «Вносите свои предложения», — обратился он к своим коллегам.

Валеев напомнил, что во время выездного заседания парламентарии предложили три варианта развития музея в Кутлушкино: Валеев напомнил, что во время выездного заседания парламентарии предложили три варианта развития музея в Кутлушкино: Фото: «БИЗНЕС Online»

Заместитель министра культуры РТ Дамир Натфуллин подтвердил необходимость реставрационных работ в музее Исхаки. «С момента его открытия в 1993 году, там ни разу не проводился ремонт», — заметил он. При этом Натфуллин сказал, что им удалось включить музей в план капитального ремонта 2019 года: соответствующее постановление уже подписано президентом РТ. Он также обратил внимание, что из-за отсутствия нормальной дороги в деревню не могут заехать туристические автобусы. Также замминистра культуры рассказал, что министерство склоняется к первому варианту — оставить музей в родной деревне Исхаки, увеличив туда турпоток. В качестве положительного примера чиновник привел Болгар и Свияжск, туристический поток в которые после всех восстановительных работ возрос от 10 до 20 раз.

Дамир Натфуллин подтвердил необходимость реставрационных работ в музее Исхаки. «С момента его открытия в 1993 году, там ни разу не проводился ремонт» — заметил он Дамир Натфуллин подтвердил необходимость реставрационных работ в музее Исхаки. «С момента его открытия в 1993 году, там ни разу не проводился ремонт» — заметил он Фото: gossov.tatarstan.ru

Директор Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника Александр Печенкин, присутствовавшийна заседании, также обратил внимание на плачевное состояние дороги. «Туристические автобусы по той дороге, которая сейчас есть, не могут проехать. У нас были случаи, когда автобусы, доезжая до села, где плохая дорога, разворачивались и уезжали. Ремонт здания, новая экспозиция и новая дорога — это комплексная проблема», — отметил он. По словам Печенкина, пожар, при котором сгорели надворные постройки музея, вызвал общественный резонанс и привлек дополнительное внимание. «Только после этого появилась резолюция президента включить объект в план капитального ремонта 2019 года», — уверен он.

Александр Печенкин: «У нас были случаи, когда автобусы, доезжая до села, где плохая дорога, разворачивались и уезжали» Александр Печенкин: «У нас были случаи, когда автобусы, доезжая до села, где плохая дорога, разворачивались и уезжали» Фото: gossov.tatarstan.ru

«МОЙ БАБАЙ МНЕ НЕ ПРОСТИТ, ЕСЛИ МЫ ПЕРЕНЕСЕМ ЭТОТ МУЗЕЙ В ЧИСТОПОЛЬ»

«Ваша какая позиция по музею Исхаки? Как вы видите его будущее?» — обратился к представителям района Аминов. По словам руководителя исполкома Чистопольского района Эдуарда Хасанова, позиция руководства района заключается в том, чтобы перенести экспозицию музея в Чистополь, с точки зрения максимального знакомства туристов с творчеством Исхаки. «У нас есть исторические здания, объекты культурного наследия. Также у нас есть планы в перспективе создать центр культуры татарского народа, на базе которого и предлагается разместить музей Гаяза Исхаки», — отметил он, но неожиданно для всех озвучил и свою личную точку зрения, которая кардинально отличается от позиции администрации района. «Но я тут как заинтересованное лицо, я сам выходец из Яуширмы, мне бы хотелось, чтобы этот музей остался там. Мои предки и мой бабай, который был председателем сельсовета после войны в этой деревне, мне не простит, если этот музей мы перенесем в Чистополь. Поэтому нужна помощь комиссии, чтобы принять решение. Как хозяйственник, я вижу этот музей в Чистополе, чтобы он был достоянием, чтобы он был доступен, чтобы все туристы Чистополя видели его культуру», — обратился к депутатам чиновник.

Эдуард Хасанов: «Как хозяйственник, я вижу этот музей в Чистополе, чтобы он был достоянием, чтобы он был доступен, чтобы все туристы Чистополя видели его культуру» Эдуард Хасанов: «Как хозяйственник, я вижу этот музей в Чистополе, чтобы он был достоянием, чтобы он был доступен, чтобы все туристы Чистополя видели его культуру» Фото: gossov.tatarstan.ru

От имени жителей села также с просьбой сохранить музей в деревне, выступила правозащитник Сурия Усманова, поскольку сама является уроженкой этих мест. Она принесла на заседание подписи жителей села на четырех-пяти листах с просьбой сохранить музей в деревне. Ее поддержала еще один выходец этого села — ученый Лена Гайнанова, которая стояла у истоков формирования экспозиции музея Исхаки. Она провела параллель с классиками русской литературы, отметив, что музей Тургенева есть и на его родине в Таганроге, и в других городах. «У Чехова — 15 музеев по всей России, а сколько мемориальных досок! Почти в каждом большом городе есть улица Чехова. В Таганроге есть музей в деревушке, где жил Тургенев, в первую очередь построили музей. У всех классиков на родине есть музеи». По ее словам, музей Исхаки должен быть и в его родной деревне, и в Чистополе: «Исхаки был очень популярен до того, как был вынужден эмигрировать. В Яуширме музей должен остаться. Мы должны сделать конфетку из его музея. И в Чистополе должен быть его музей — он четыре года там учился, сидел там в тюрьме, сестра его сидела. И в Казани должен быть, он там учился. Музеи тех же Чехова и Тургенева организовали даже там, где они однажды просто переночевали. Почему Исхаки до сих пор в изгнании?» — задается вопросом она. «Да, в Таганроге я был, забежал в музей Тургенева», — откликнулся на это еще один депутат — режиссер Качаловского театра Александр Славутский.

От имени жителей села также с просьбой сохранить музей в деревне, выступила правозащитник Сурия Усманова, поскольку сама является уроженкой этих мест От имени жителей села также с просьбой сохранить музей в деревне, выступила правозащитник Сурия Усманова, поскольку сама является уроженкой этих мест Фото: gossov.tatarstan.ru

Возвращаясь к теме отсутствия дороги, ведущей в село, Аминов отметил, что для этого нужны огромные средства: «Это не 19 и не 20 миллионов. Нужно более 100 миллионов рублей. Это огромные деньги. Нужно, чтобы деревня жила и развивалась. Это задача администрации района. Нам очень важно наследие Исхаки. Исхаки лежит в основе татарской государственности! Открытие музея в Чистополе — это значит поставить его на туристический маршрут. Есть резон, чтобы открыть музей именно в Чистополе, это будет способствовать пропаганде идей Гаяза Исхаки, его творчества и наследия».

Возвращаясь к теме отсутствия дороги, ведущей в село, Аминов отметил, что для этого нужны огромные средства Возвращаясь к теме отсутствия дороги, ведущей в село, Аминов отметил, что для этого нужны огромные средства Фото: gossov.tatarstan.ru

«Желательно музей Исхаки и в Яуширме, и в Чистополе, и в Казани. Но мы найдем такие возможности? Если министерство культуры готово взять на себя эту ответственность…» — обратился он к Натфуллину. При этом гендиректор ТНВ предложил даже разобрать дом и перевезти его в Чистополь. «Я вообще считаю, что весь Чистопольский район — это мемориальная зона Гаяза Исхаки», — добавил он.

Председатель союза писателей РТ Данил Салихов акцентировал внимание на том, что если даже экспозиция будет перенесена в город Чистополь, то ремонт дороги все равно необходимо выполнить, поскольку жители села «не должны круглый год ходить в резиновых сапогах по грязи». «Асфальт нужен не только музею. Там же люди живут, им тоже нужен асфальт! Мы что, только для музея делаем этот асфальт? Деревни исчезают именно из-за отсутствия дорог и инфраструктуры. Без сомнения, и в родной деревне должен быть музей Исхаки, и дорога должна быть! То, что есть, нужно развивать, а мы тут говорим, чтобы разрушить то, что есть и построить новый. О чем вообще речь? Во время войны в Чистополе по пару лет прожили многие русские писатели. Мы увековечили их память в Чистополе. А вот родившемуся там, всю жизнь служившему свою народу, отсидевшему в Чистопольской тюрьме Исхаки… Говорить о том, нужен там музей или не нужен, стыдно! Этот вопрос вообще не должен обсуждаться — в Чистополе должна быть увековечена память Исхаки!» — также эмоционально выступил председатель союза писателей Татарстана.

Еще один депутат Госсовета — Ирек Шарипов  сказал о необходимости сохранения памяти об Исхаки в его родной деревне: «Очень громко называть то, что мы увидели в Яуширме, музеем, комплексом. Это очень маленькое место памяти, и нельзя сегодня рассматривать вопрос таким образом, что там закрываем, а где-то в другом месте открываем. Это вопрос уважения к истории. Исхаки 17 раз был арестован и был изгнан из Родины, мы должны сохранить о нем память в его родной деревне». При этом депутат предложил открыть музей Исхаки в другом месте, а в деревне оставить мемориальный дом как памятник и привести дорогу в надлежащий вид, независимо от музея. «Дороги везде должны быть нормальными. При чем тут Исхаки?» — возмутился он.

Марат Лотфуллин(справа): «В Чистополе вообще нет ничего татарского, несмотря на то, что район чисто татарский! Это как будто и не Татарстан вовсе», Марат Лотфуллин (справа): «В Чистополе вообще нет ничего татарского, несмотря на то, что район чисто татарский! Это как будто и не Татарстан вовсе», Фото: gossov.tatarstan.ru

«…РОСТОМ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ПАМЯТНИК ПАСТЕРНАКУ»

Сохранить мемориальный дом в Яуширме, а в Чистополе открыть татарский культурный центр, где будет экспозиция Исхаки, предложил и специалист по национальному образованию Марат Лотфуллин. «В Чистополе вообще нет ничего татарского, несмотря на то, что район чисто татарский! Это как будто и не Татарстан вовсе», — посетовал он.

По словам лауреата Тукаевской премии, писателя Вахита Имамова, в Чистополе необходимо восстановить медресе, откуда изгнали Фатиха Амирхана за то, что он поставил спектакль, и где учился Исхаки и именно в этом здании организовать центр татарской культуры, потому что «это всетатарское достояние». Имамов также предлагает установить в Чистополе памятник Исхаки «ростом не меньше, чем памятник Пастернаку, вылить из бронзы». «Даже Тукай называл Исхаки вождем татарской нации. Сам Тукай писал, что книга Исхаки „Исчезновение через 200 лет“ должна быть настольной у каждого интеллигентного татарина», — напомнил он.

Тут в дискуссию вновь включился замминистра культуры Натфуллин. «Дело в том, что Чистополь вошел в программу малых городов на всероссийском уровне. И в Шанхае ожидается подписание инвестиционного проекта в размере 3 миллиардов рублей. В течение трех лет эта сумма будет вложена в инфраструктуру и развитие культурного достояния. Музея-заповедника в том числе», — порекомендовал он оставить музей Исхаки как есть, чтобы иметь возможность отреставрировать его за счет этих вливаний. «Если эта программа будет принята, музей Исхаки войдет туда как составная часть музея-заповедника? — поинтересовался Валеев.  «Но музей же не вошел в этот план?» — возразил ему Аминов. «В план не вошел, но если музей останется в структуре музея-заповедника, если рядом будут такие вложения, музей все равно в стороне не останется», — ответил Натфуллин. «Инвестиционный проект рассчитан на город, а не район», — попытались возразить депутаты, не поверив в такую возможность. «Отдельно музей Исхаки в этот план не вошел, но в план вошел музей-заповедник. А музей Исхаки входит в этот комплекс», — попытался убедить их представитель минкульта.

И тут вдруг в защиту татарского просветителя вступился Славутский: «Я не читал Исхаки, не знаю его, но раз это такая ценность для татарского народа, то, конечно, надо сохранять. Не надо строить каких-то космических планов, мы понимаем, что 300 миллионов никто вкладывать не будет, никто не даст вам эти миллионы, чтобы проложить дорогу, надо быть здравомыслящими. Я поддерживаю точку зрения, что в Чистополе это будет реально, туда будут приходить люди, память о человеке будет жить. А там, где была его малая родина, должен быть маленький дом». «Его плохо знают, потому что 70 лет он был запрещен. Даже имя его называть нельзя было, за это тоже наказывали», — отметил Валеев.

Ему возразила заместитель председателя Госсовета Римма Ратникова: «Я не согласна, что дорогу нельзя проложить. У нас есть замечательная программа по строительству дорог до деревень. Это зависит от позиции администрации района.Почему вы не стремитесь попасть в эту программу? Или у вас в районе так много других разрушенных дорог?» — обратилась она к руководителю исполкома Чистопольского района. «Правильно!» — послышались реплики из зала. «В деревне Кушлавыч, где родился Тукай, нет моста много лет, и никто не чешется. Поддерживаю тех, кто говорил сегодня, что в районе татарская культура представлена не в полной мере. Почему мы теряем такие исторические деревни из-за того, что кому-то безразлично, как там живет народ, чем кормится?» — продолжила она и напомнила о чиновнице из Свердловской области, которая поплатилась за свои слова работой. «Если кто-то скажет, что дорога не нужна, тоже рискует остаться без работы», — отшутился на это Валеев. «Никто не говорит, что дорога не нужна», — стали перешептываться депутаты.

Резюмируя, Валеев напомнил, что при Тукае Исхаки был более популярен: «Если нашли возможность установить памятник Пастернаку, значит, должны поставить и памятник Исхаки. Дорога нужна не только музею, там живут такие же люди, как мы! В родной деревне должен быть музей, а в Чистополе должен быть татарский культурный центр». «Решение о создании в Чистополе татарского культурного центра войдет?» — уточнил Аминов, когда пришло время голосовать за постановление заседания комитета.

В итоге депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы музей Исхаки был и в деревне, и в Чистополе, а может быть, даже и в Казани. «На его могиле в Стамбуле написано, что он родился в Казани», — напомнил Валеев.

На заседании речь зашла и о музее всемирно известного ученого-востоковеда, педагога, просветителя, историка Ризаэддина Фахреддина, который находится в селе Кичучатово Альметьевского района На заседании речь зашла и о музее всемирно известного ученого-востоковеда, педагога, просветителя, историка Ризаэддина Фахретдина, который находится в селе Кичучатово Альметьевского района Фото: gossov.tatarstan.ru

«ТАТНЕФТЬ» ПОСТРОИТ МУЗЕЙ

На заседании речь зашла и о музее всемирно известного ученого-востоковеда, педагога, просветителя, историка Ризаэтдина Фахретдина, который находится в селе Кичучатово Альметьевского района. Депутаты напомнили, что в 2019 году исполнится 160 лет со дня рождения просветителя. «Это один из выдающихся деятелей татарского народа, а музей его размером с деревенскую баню. Он достоин большего», — начал тему Валеев. Натфуллин отметил, что необходимость проведения ремонта здания музея очевидна, однако у министерства нет денег.

Как рассказала директор мемориального музея Ризаэтдина Фахретдина Диляра Гимранова, с 2009 года она просит построить новое здание. «Музей не соответствует современным стандартам безопасности и доступности инвалидам, — отметила она. — Не соблюдается температурно-влажный режим, зимой температура опускается до 7 градусов тепла. Через щели между бревнами и окнами дует ветер. Из-за нецелостности фундамента здание „играет“».

Диляра Гимранова: «Музей не соответствует современным стандартам безопасности и доступности инвалидам» Диляра Гимранова: «Музей не соответствует современным стандартам безопасности и доступности инвалидам» Фото: gossov.tatarstan.ru

Последнее из писем Гимрановой было гендиректору «Татнефти» Наилю Маганову, после чего были выделены 162 тыс. рублей на проектирование нового здания. Как говорит Гимранова, на конкурсе выиграли неспециалисты, в итоге получился не музей, а здание клуба. «На этой неделе Маганов посетил музей, — рассказала директор. — Он сказал: „Мы с большим удовольствием построим новый музей, но здесь должны работать специалисты. Нужно вместе решать — и музейщикам, и общественникам: прийти к единому мнению, как построить музей, каким он должен быть, из каких материалов и на каком уровне“. Надеюсь, что это совещание зря не пройдет».

«„Татнефть“ берет на себя только проектирование или полностью строительство?» — поинтересовался Валеев. «Если общественность и музейное сообщество одобрят проект, обязательно возьмет ответственность за строительство», — уверенно заявила Гимранова.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (130) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.11.2018 09:39

Лотфуллин интересный человек. )))
Как будто Атнинский район, имея абсолютное население татарское, что то имеет от татарскости.

А судьба Кутлушкино - это показатель сельского развития в Татарстане.
Господа депутаты и "специалисты" ужаснулись, что в деревне нет дороги. )))
Он на самом деле в Татарстане живут, или из Москвы , проездом через Карловы Вары приехали?

  • Анонимно
    9.11.2018 09:17

    А чем сегодня живет деревня Кутлушкино -Яуширмэ ? Если деревня разбежалась и нет там никакой экономики, то строительство дорогой дороги к одному дому расточительно.

    • Анонимно
      9.11.2018 09:39

      Лотфуллин интересный человек. )))
      Как будто Атнинский район, имея абсолютное население татарское, что то имеет от татарскости.

      А судьба Кутлушкино - это показатель сельского развития в Татарстане.
      Господа депутаты и "специалисты" ужаснулись, что в деревне нет дороги. )))
      Он на самом деле в Татарстане живут, или из Москвы , проездом через Карловы Вары приехали?

    • Анонимно
      9.11.2018 15:09

      09:17 Что-то последнее время работники казначейства, "радеющие за татарскую культуру" очень часто комментируют.

  • Анонимно
    9.11.2018 09:22

    Как это нет ? А мечети стоят ? Узбекские что ли ?

  • Анонимно
    9.11.2018 09:28

    Правильное решение , надо пастроить музей во всех татарских леревнях , так же строить дороги тротуары освещение итд. хватить все миллиарды вкладывать в города.

    • Анонимно
      9.11.2018 15:59

      9-28 Вы не находите, что слово" татарских" неуместно?

      • Анонимно
        10.11.2018 00:34

        Почему?

        • Анонимно
          10.11.2018 13:47

          00.34 подумайте. Понятно, сие действие вам мало знакомо, но все равно попробуйте

          • Анонимно
            10.11.2018 15:30

            Я спрашиваю, почему слово "татарское" неуместно, а вы мне о каком-то "действии" толкуете, которое вообще не присутствует в дискуссии. Возникают сомнения в адекватности собеседников.

  • Анонимно
    9.11.2018 09:30

    Специалист по национальному образованию Марат Лотфуллин, с каких пор Чистопольский район стал "чисто-татарским"?

    • Анонимно
      9.11.2018 10:10

      Национальный состав
      Татары — 59,6 %, русские — 34 %, чуваши — 4,9 %, представителей других национальностей — 1,5 %

      • Анонимно
        9.11.2018 10:34

        а в самом Чистополе русских большинство

        • Анонимно
          9.11.2018 13:55

          Русских и в Татарии в целом большинство.
          Обьективности ради сделайте срез по школам и увидите реальную картину

          • Анонимно
            9.11.2018 15:09

            Ага, ещё скажи , что вас в Чечне большинство , на Украине и в Прибалтике с Казахстаном. По переписи 1989 года в Татарстане было всего 48,5% Татар и 43,3% русских , через 13 лет по следующей переписи 2002 года (при Шаймиеве) оказалось 52,9% Татар и 39,5% русских (но тогда возможно чуть добавили к татарам и по факту было примерно 51% Татар и 41% русских), по следующей переписи (последней) 2010 года в РТ было 53,2% Татар и 39,7% русских, по Микропереписи 2015 года было 54,3% Татар - динамика на лицо. Сейчас Татар в РТ свыше 55% населения, а к следующей всероссийской переписи населения (через 2 года) будет уже более 56% Татар.

      • Анонимно
        9.11.2018 10:56

        10:10 Откуда сведения? Согласно переписи 2010 года (сайт www.tatar.ru) в Чистопольском районе татар
        40.1%, русских 55,4%.

      • Анонимно
        9.11.2018 11:04

        Национальный состав (1989):

        русские (65,8 %),

        татары (30,2 %),

        чуваши (2,1 %).

        Ингуши (0,07%)

      • Анонимно
        9.11.2018 11:06

        это неправильные цифры, русских в Чистополе более 50 процентов

      • Анонимно
        9.11.2018 11:06

        Национальный состав города
        По итогам переписи 2010 года:

        русские - 62,2 % (в 1989 г. - 65,8 %),
        татары - 34,2 % (в 1989 г. - 30,2 %),
        чуваши - 2,1 % (в 1989 г. - 2,1 %).

      • Анонимно
        9.11.2018 11:18

        Не понимаю, почему модераторы не пропускают. Попробую еще раз. Согласно переписи 2010 года, в Чистопольском районе национальный состав: татары 40,1%, русские 55,4%. Данные взяты с официального сайта Татарстана.

        • Анонимно
          9.11.2018 15:02

          Даже при том, что русские в Чистопольском районе всегда составляли большинство всё равно видите доля и численность русских в Чистопольском районе стремительно сокращается (всего в Татарстане 43 района и только в 9 районах русские сосавляют относительное большинство, в 1 чуваши и в 32 районах - Татары).

        • Анонимно
          9.11.2018 18:34

          Будим татаризировать чистопольский район и чистополь...

      • Анонимно
        9.11.2018 15:03

        Это национальный состав района без самого г. Чистополь, но все равно даже при относительном большинстве русских в районе наблюдается увеличение доли и численности татар и сокращение доли и численности русских

    • Анонимно
      9.11.2018 10:14

      Чистопольский район всегда был русским и мишарским. Так и должно оставаться

    • Анонимно
      10.11.2018 09:30

      Тут все спецы! Чушь несут! Амирхана изгнали из медресе в Чистае!!! Не учился он там, поэтому и изгнать не могли! А ещё под борца за культуру косит!

  • Анонимно
    9.11.2018 09:49

    прочитал статью, одно радует, поболтают и разойдутся по теплым дорогим иномаркам))) надоели

    • Анонимно
      9.11.2018 11:51

      9.11.2018 09:49. Так они не бесплатно болтают: их треп ежедневный из бюджета оплачивается.)))

  • Анонимно
    9.11.2018 10:18

    Глазам своим не поверила: " ...что музей Тургенева есть и на его родине в Таганроге, и в других городах..."
    БО, Тургенев не связан с Таганрогом, это - родина Чехова, а у вас это и из уст главрежа Славутского звучит, так что на опечатку не спишешь.
    Тургенев родился в Орле.

    • Анонимно
      10.11.2018 00:47

      Там и журналист БО, не выяснив подробностей, назвала литературоведа Лену Гайнанову уроженкой села Яуширмә Чистопольского района РТ. На самом деле она уроженка Башкирии, работает в ИЯЛИ.

  • Анонимно
    9.11.2018 10:23

    жаль что данная комиссия не проехалась по чистопольским дорогам....их нет и в Чистополе
    я думаю туристы уже это оценили, если возвращались например на теплоход пешком....

    • Анонимно
      9.11.2018 17:12

      Раньше не было, сейчас дороги делают и город хорошеет, т к есть спасательный круг : заповедник!

  • Анонимно
    9.11.2018 10:23

    Ребята и девчата во власти, не тем вы занимаетесь.. Вы бы так состоянием и ремонтами детских садиков и школ так интересовались и волновались за это дело, а то в в спальные помещения и классы страшно зайти, не говоря уж а туалетах! Проведите совещание в той же татарско-русской школе №98 Казани в которой на этаже где проходят детские городские олимпиады один талчок армейского типа для М\Ж и где газета на полу в качестве туалетной бумаги лежит, вот где стыдоба для нас татар то.

  • maximteregul
    9.11.2018 10:32

    Валеев про музей в НКЦ что нибудь сказал и про библиотеку?

    • Анонимно
      9.11.2018 15:23

      про музей в НКЦ нет, а Закиров сам просто профукал НКЦ, еще высказывался что-то про музей Г.Исхаки

  • Анонимно
    9.11.2018 10:42

    зато Татнефть есть, а она разве не татарская? Куда ни погляди: сквер Хазине (отжали землю у школы №2), набережную "Кама" на берегу р.Кама втюхали (уничтожили парк "Юность"), стадион "Олимп" образовался вместо изначального "Восток", Скарятинский парк вместо ЦПКО (закатали в асфальт и напихали военной техникой предназначенной для парка Победы, который изначально в 2004 г. заложили торжественно в одном месте (теперь там земли под ИЖС продают) потом в другом месте застолбили в 2015 году (денег 20 лямов выделили) до сих пор не построили и денег нет).
    Ну приткнете еще один музей, хорошо, а как быть с людьми, работать негде, предприятия закрываются/банкротят, с ТОСЭРом вакханалия какая-то, то раков голубых хотели выращивать, пивным заводом заменили/успокоились (ликерку закрыли и половину персонала на улицу), котельная там который год стоит бездействует. Убивают город экспериментами. Не вернусь туда жить.

    • Анонимно
      9.11.2018 17:43

      А сколько людей под следствие отдали, кто свой бизнес отдавать не хотел, удивляюсь всегда когда говорят про эффективное управление Чистополя, сквер Победы 2 года стоял с ржавыми постаментами, после дождя даже лужи ржавые везде были, это ведь центральная улица

      • Анонимно
        10.11.2018 00:53

        К сожалению, там нет татарского менеджмента, а то бы быстро наладили. Районы за Казанью (Высокогорский, Атнинский, Арский, Балтасинский, Кукморский, Сабинский, Тюлячинский) как на картинке выглядят. Часто езжу в те края.

    • Анонимно
      10.11.2018 09:24

      К чему смыков прикасается, все против древней истории города! Почему никто не может его остановить?! Парки испортил, а они исторические. Кругом похвальба: по инициативе депутата смыкова... плохо это для города... кому-то придётся восстанавливать прежде бывший облик

      • Анонимно
        10.11.2018 11:48

        "К чему смыков прикасается, все против древней истории города! По..."
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»
        - и напротив двух школ, посреди города церковь поставил, а манкурты разрешили. Школу бы построил.

  • Анонимно
    9.11.2018 10:42

    "В Таганроге есть музей в деревушке, где жил Тургенев, в первую очередь построили музей".
    Таганрог ликует, на 200-летие классика сколько гостей туда приедет...

    • Анонимно
      10.11.2018 00:54

      В Таганроге нет музея Тургенева, зато есть музей Чехова.

    • Анонимно
      10.11.2018 09:15

      Один "знаток-мескен" утверждает с учёным видом, что Амирхана изгнали из медресе в Чистае. Что за чушь! Не знаете, не позорьтесь! Не учился ФЗ Амирхан в Чистае!

  • Анонимно
    9.11.2018 10:43

    Очнулись! Татарского нет нигде, кроме как в головах уходящего поколения, в том числе "властьимущих". Они думают что всё хорошо, раз их окружает поколение знающие Татарскую культуру. Не понимают масштаб надвигающейся катастрофы. Поколение "НЕКСТ" уже давно прется от "монеточки с ургантами", а у властьимущих дети воспитываются нянечками и учителями из англии и т.п.

  • Анонимно
    9.11.2018 11:19

    Нечеловеческая тяга к сборищам. И принудительно-добровольная форма бытия.
    Все создается на деньги заказчика. Кто заказчик у данного музея?

  • Анонимно
    9.11.2018 11:22

    Заказчик проекта- Татнефть.
    Деньги на ветер!

  • Анонимно
    9.11.2018 11:42

    Как убого выглядят интелегенция татар, честное слово как зыясызлар!!!
    Рассуждают как в детском саду, а в жто время жизнь течет!!! Зачем сидеть и взяться за культуру, если зубов нет? Пишите про тоску по березаи и птичкам, а борьбу за культурное наследие отдайте людям с характером!!!!

  • Анонимно
    9.11.2018 11:45

    "Специалист" Марат нашел татарский регион в Чистополе!)))) Еще пусть Алексеевский район назовет татарским...))))
    ... Как они уже надоели, эти "специалисты", выдавая желаемое за действительное!

    • Анонимно
      9.11.2018 18:48

      В Алексеевском районе русских не так много,там живут большинство мокшане и мадьяры.

  • Анонимно
    9.11.2018 11:45

    Очень занимательное фото: руки в брюки и о культуре, о личностях татарского народа, и Валеев с лицом: я думаю, может быть, а может и не быть, ну не смогла я....

  • Анонимно
    9.11.2018 11:47

    Лишь бы деньги освоить через раздутые сметы! Сколько же дармоедов российский народ кормит!!

  • Анонимно
    9.11.2018 11:55

    А чья недоработка в том, что в Чистополе вообще нет ничего татарского? Разве татары там не проживают? Разве для развития татарской культуры там ничего не делают? Если это так, то грош цена руководителям города, а также и вышестоящим!

    • Анонимно
      9.11.2018 13:15

      11:55 Да все там есть! Просто соблюдается паритет, и нет никакого выпячивания национальностей. Красивые парки Хазинэ и Умиление рядом, церкви и мечети. Кому-то из "специалистов" это, видимо, не нравится. А вот с чем проблема, так это с работой. Молодежь уезжает, вот основная беда этого красивого городка на Каме. "Слуги" от образования уничтожают образовательные учреждения. Известные педучилище и медучилище теперь история.

      • Анонимно
        9.11.2018 16:50

        13.15. По "нет никакого выпячивания национальностей" вы имеете ввиду отсутствие всего татарского и вывесок на татарском языке?

      • Анонимно
        10.11.2018 09:05

        Смыков испохабил старый город, наши парки, часовня. Его никто не остановил, а он делает свой бизнес, ляпает бескультурные объекты

      • Анонимно
        10.11.2018 12:18

        Хазинэ и умиление - безобразны, уничтожают облик старого города. Наказывать надо тех, кто это безобразие допускает

  • Анонимно
    9.11.2018 12:21

    В Международном праве есть право на наследование у потомков рабов ??? Историческая справка о русских поселения в землях Чистопольского района . (Тем не менее, эти плодородные земли давно привлекали внимание и помещиков и крестьян. Уже в конце XVI века жители деревень, расположенных на правом берегу Камы, стали переплывать реку и заготовлять сено, пахать пашню “наездом”. Среди них были и крестьяне деревень Урахча и Мельничный Починок (ныне Рыбнослободского района). Естественно, хозяева деревень, русские помещики старались закрепить эти земли в своей собственности, или, как выражались в XVII веке, “справить за собой”. Так поступил и хозяин села Урахчи Савва Тимофеевич Аристов, который и стал основателем первого поселения на территории Чистопольского района.

    Савва Тимофеевич Аристов был весьма важной фигурой в Казанском уезде. Это был самый богатый землевладелец из казанских дворян. В 1646 году ему принадлежали более 650 душ мужского пола только в Казанском уезде (второй по состоятельности дворянин, Степан Змеев, имел лишь около 200 крестьян). У Аристова были деревни и в Нижегородском уезде. Происхождение его богатств не совсем ясно. Его отец, Тимофей Третьякович, имел лишь небольшие поместья в Казанском уезде.)

    • Анонимно
      9.11.2018 19:10

      в 1560-х при иване грозном татарское население было выселено с территории, как и во многих других местах.

  • Анонимно
    9.11.2018 12:50

    Прозаседавшиеся

  • Анонимно
    9.11.2018 12:55

    У мишар 20% слов русских, поэтому в Чистополе мало татарского. Быстро русеют.

  • Анонимно
    9.11.2018 13:29

    Хватит уже про музеи говорить, создайте рабочие места в Чистополе!!!
    Музеев хватает, а работать негде!!!

    • Анонимно
      9.11.2018 16:34

      вся молодежь убегает ,работы нет зарплаты низкие, такой промышлекнный хороший городок был,а сейчас ничего

  • Анонимно
    9.11.2018 13:37

    Ничего татарского (местного национального колорита) нету ни в Казани, ни в Челнах. Даже дома национальной кухни нету.

    • Анонимно
      10.11.2018 00:43

      Бред не несите. В Казани и Челнах ежегодно растёт доля и численность Татарского населения. При СССР в Казани вообще было 74% русских и всего лишь 19% Татар (а это по сути не так давно было), а сейчас Татар уже свыше 50%. На всю Казань было 7 мечетей, а сейчас 75 и ещё построят новую Казанскую Соборную Мечеть (в 6-7 раз больше Кул Шарифа), которая станет крупнейшей Мечетью всего государства!

      • Анонимно
        10.11.2018 19:22

        //а сейчас Татар уже свыше 50%//

        Меньше 50%.

        • Анонимно
          11.11.2018 00:23

          Чуть больше, но всё же больше 50% татар уже в Казани. Мне 66 лет, я коренная Казанка и я помню население города 40-50 лет назад, татары очень редко попадались, у меня в классе из 21 человека татар было всего 3, а сейчас в основном татары всё-таки это особенно заметно если сравнить на контрасте с прошлыми временами, хотя и в те времена Казань уже была городом-миллионником. Внучка собирается поступать и жить в Петербурге, учится сейчас в 10м классе у нее почти 70% в классе да и вообще в школе это дети с татарскими фамилиями и именами, у татар рождаемость всё-таки повыше, чем у русских, да и пожилое население Казани в основном русское, а оно к сожалению уже потихоньку умирает, всё-таки возраст. Мечетей тоже действительно в городе вообще не было, кроме исторических в центре несколько: Марджани, Нурулла, Султановская и др., а церквей было столько же сколько и сейчас, зато мечетей сейчас почти вдвое больше, чем церквей в Казани.

          • Анонимно
            11.11.2018 11:02

            Согласна с вами: "... пожилое насение Казани в основном русское..."! Пожилое - да, не у всех получилось после войны уехать в свои города из эвакуации в Казань. Зато внуков-правнуков почти все стараются отправить подальше от Татарстана - это правда! Не дают тут прижиться, не дают...

          • Анонимно
            11.11.2018 13:59

            Действительно если бы мечети не ломали в своё время их бы было больше, как и кладбищ с которых все камни растащили на строительство.

  • Анонимно
    9.11.2018 13:37

    Сидят чинуши и высматривают с кого бы денег выпросить. Опять Татнефть напрягают

  • Анонимно
    9.11.2018 15:02

    "Деревни исчезают именно из-за отсутствия дорог и инфраструктуры."
    Правильно сказал Данил Салихов, надо чтобы во всех деревнях была хотя бы дорога. Осенью и весной на другую сторону улицы без сапог не пройти.
    А дом музей Гаяза Исхаки несомненно надо сохранить в его
    родной деревне!!!

    • Анонимно
      10.11.2018 09:11

      Дом музей в деревне не мемориальный, посещение 2-3 человека в год. Работницы музея - с нулевой культурой. Вывод: делать центр таткультуры в Чистае.

    • Анонимно
      10.11.2018 19:07

      Мне кажется что памятник жертвам политических репрессий это памятник в том числе и Гаяза Исхаки. Он ведь тоже был жертвой политических репрессий, сидел в «политической» Чистопольский тюрьме.

  • Анонимно
    9.11.2018 15:42

    Гаяз Исхаки про них и написал через 200 лет инкыйраз. Ничего татарского нет не на тв, не в оперном, не в городах, не в селах...
    Какой смысл памятнику Нурееву сзади оперного театра?
    Между строк давно научились читать: рамятник татарину сзади или в виде водовоза, горбатого благотварителя или что то еще... Смотрите памятник у старооборядческой церкви, хотя бы высоту памятника, а то Такташ в коротких штанах в земле стоит к мечети боком....
    Это джадидисты боком смотрели на мечеть и что пооучилось? Их потомки уже обрусели или стали манкуртами, а у кадимистов продолжается еще род...

  • Анонимно
    9.11.2018 15:43

    Это что - официальное признание, что в основе татарской государственности лежит махровый национализм?

    • Анонимно
      9.11.2018 21:48

      ну вы прям проснулись.....

    • Анонимно
      10.11.2018 01:01

      В основе любой государственности лежит национализм народа, создавшего ее. А уж эпитеты любые можете придумывать, с вашей-то страстью к заезженным штампам.

  • Анонимно
    9.11.2018 15:45

    С ума сойти, в Чистопольском районе в деревне Кутлушкино нет дороги!!!!
    А какие миллионеры правили районом!!!
    Стыдно за вас товарищи, неужели вы депутаты не могли выпросить власть эту дорогу до мущея выпросить, вытребоаать???? Стыдно, что лишь занимаются устройством своих детей....

  • Анонимно
    9.11.2018 17:36

    Гаяз Исхаки выступал резко против создания АТССР, 100-летие образования которой собираются торжественно отмечать в 2020 году.

    И ему новый музей - где логика?

    • Анонимно
      10.11.2018 01:03

      Приведите, плз, подтверждения вашим сомнительным утверждениям.

  • Анонимно
    9.11.2018 17:58

    Прямо даже огорчился немного, т. к. чувствуется легкая зазомбированность у некоторых наших чиновников в национальном вопросе. Вот интересно, как мог, к примеру исторически русский уездный город Чистополь ни с того ни с сего вдруг стать "чисто татарским"? Лично для меня - это неразрешимая загадка. Более чем очевидно, что не всё татарстанское именно татарское. Так что тут, надо как-то по-аккуратнее!

    • Анонимно
      9.11.2018 18:36

      Постеснялся бы спрашивать.Какие русские города и земли могут быть восточнее Мордовии?.Напоминаю юридического термина (земли русского народа) не было даже при последних немецких(русских)царях.Час то откуда возьмутся русские города и земли?

      • Анонимно
        9.11.2018 18:41

        Всё верно - на территории современного Татарстана жили болгары и именьковцы-славяне.

        Тюрки-"татары" пришли в Поволжье
        лишь в 13 веке с оккупационными войсками монгол Чингизхана.

        Это знает каждый школьник, учившийся в школе.

        • Анонимно
          9.11.2018 20:00

          Предки нынешних татары и есть Волжские
          булгары .

          • Анонимно
            9.11.2018 20:20

            Зачем тогда "татары" в 13-15 вв. вырезали своих предков булгар?

  • Анонимно
    9.11.2018 19:00

    "к примеру исторически русский уездный город Чистополь ни с того ни с сего вдруг стать "чисто татарским"?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/401872
    - Чистополь - бывший Джукетау, который был разрушен и ограблен ушкйниками Ф. Пестрого. Некоторые пытаются утверждать, что Джукетау находился в 1,5 - 3 км от Чистополя. Вряд ли Джукетау ограничился только районом К. Горы, удобные для пристани места в черте нынешнего Чистополя. Необходимо вести раскопки и тогда выясниться, что не только Болгару, Биляр, Алабуге, Мамадышу и Казани -1000лет, но и Джекетау (Чистополю). Кстати, вернуть бы историческое название - Юкәтау! Как красиво! И турпаток увеличиться к средневековому татарскому городу в разы.

    • Анонимно
      9.11.2018 20:40

      Выдержка с официального сайта tatarstan.ru из раздела Чистополь/История края - "Представить себе детальную картину развития любого РУССКОГО ГОРОДА в рассматриваемый период не так уж просто. Дело в том, что единственная квалифицированная перепись населения, представившая действительно достоверные данные была проведена в России в 1897 году." ... А теперь по сути дела. Знаете, я не любителей всяких альтернативных историй в разряд которых попадают истории типа приведённой Вами, в который мифические русские ушкуйники под предводительством некого Ф. Пёстрого грабят целые города ...я даже не готов обсуждать эту галиматью!

      • Анонимно
        10.11.2018 01:11

        \\в который мифические русские ушкуйники под предводительством некого Ф.Пёстрого грабят целые города\\ - Во времена ушкуйника Ф.Пестрого в 15 веке даже в Париже население не превышало 20 тыс человек. Средней величины разбойничья банда вполне могла пограбить такой город. А про Ф.Пестрого читайте: "Фёдор Давы́дович Пёстрый, князь Палецкий — один из последних владетельных стародубских князей, перешедших на службу в Москву, старший из четверых сыновей удельного князя стародубского Давыда Андреевича Палицы, Рюрикович (...) В 1431 году был воеводой в походе на волжских и камских болгар, в результате чего окончательно разрушил их столицу Великий Булгар".
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%94%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9F%D1%91%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B%D0%B9

        • Анонимно
          10.11.2018 17:52

          Слишком смутное время было тогда, и достоверных источников по нему практически нет. Всё вами вышеприведённое вполне может быть банальным вымыслом более поздних лет.

          • Анонимно
            10.11.2018 18:25

            По 15 столетию масса письменных источников и артефактов, это уже не темные века, которые заканчиваются где-то десятым столетием.

    • Анонимно
      9.11.2018 21:34

      абсолютно верно! Джукетау это истинная история города, которая увеличит турпоток, а то ограничились историей уездного города, и писателей, которые жили пару лет в горрде, когда вся страна воевала

  • Чистополь - русский купеческий город.
    А депутаты в конец обнаглели - как будто они должны только о татарском народе заботиться, а русских как будто и нет вовсе.

    • Анонимно
      9.11.2018 20:24

      В Москве татарские дворяне купцы,ханы жили.Само слово Кремль из татарского происходит.В самом Кремле был Крымских двор с мечетью которые занимали пол Китай Города(кремль собственно). Вокруг Москвы в 30 годы было больше 30 татарских колхоза. Прямо из Кремля практически идут улицы Большая татарская и малая татарская, есть район Балчуг, Арбат и тд и тп. Татары же не называют Москву территорией Татарстана. В Москве проживали и английские купцы и Иван Грозный задолжал за кредиты на воины англичанам, что в парламенте Англии всерьез рассматривал вопрос о возврате долга Английской короне русскими городами.Но случилась в Англии первая буржуазная революция и короля казнили.С смертью короля Якова отпал и остаточный долг Ивана грозного.Нет законного взыскателя.

    • Анонимно
      9.11.2018 21:37

      в том то и дело, что город имеет глубокую историю со времен Булгарского государства и нельзя его назвать только татарским или только русским купеческим, а тем более делать акцент только на эвакуированных писателях. Шире надо историю рассматривать, тогда и исторический статус города будет совсем другим.

  • Анонимно
    9.11.2018 19:50

    Надо создавать культурный ландшафт.

  • Анонимно
    9.11.2018 20:09

    Вывод: надо дом Исхаки в Кутлушкино оставить и отрестав
    рировать здание медресе где учился писатель, сделав его музеем. А будет дорога вернуться к теме обновленного музея через 5 -7 лет, раз надо музей по мероприятиям к юбилею через 2 года.При всех благих пожеланиях. В феврале когда замело дорогу после бурана, еле выехали на джипе из села.

    • Анонимно
      9.11.2018 20:21

      А почему не остались на ПМЖ?

    • Анонимно
      9.11.2018 22:15

      20:09 " ... раз надо музей по мероприятиям к юбилею через 2 года".
      Как всегда, в нашей стране по Салтыкову-Щедрину и его уездному городу Глупову ...
      У Г. Исхаки юбилей 140 лет был 23.02.2018 г.
      Через два года будет совсем другой 100-летний юбилей.

    • Анонимно
      10.11.2018 12:25

      Нет дома этого небольшого писателя в деревне, есть соседский дом , не мемориальный

  • Анонимно
    9.11.2018 20:54

    Я вообще то не верю,что сделают три музея( Казань ,Чистополь и Кутлушкино) Я отлично помню как по крупицам собирали экспонаты для музея в Кутлушкино.Недавно в село приехала делегация составе были турки.Они хотели посещать сельскую кладбище,где похоронена поэтесса Флёра Тарханова..Их туда не пустили мотивируя тем,что в программе нет посешение кладбища. Для сельского совета стало стыдно поселение кладбища.Вокруг кладбища фермы и силосные ямы.В самой кладбище растут вековые деревья и бурьян по пояс.Хотя в прошлом году с. Совет отчитался что провёл уборку и расчистил кладбище.На самом деле с .совет сделал очень хороший распил бюджетных денег.В селе нет хозяина( не работает с. Совет с народом вообще.как можно понят такое явление,если депутат с.совета годами не посещает сессию с.совета.Значит интересы жильцов какой то улицы не представленына сессии в течении целого года.При этом глава сельского совета получает з.плату и имеет огромные привелегии.Как то ей сказали почему клёны и бурьян не косите? Она гордо заявила: Зачем косить,она же все равно снова вырастает.Как можно понять такую главу села,если после ремонта своей квартиры строительный мусор ( сандвич панели и полиэтилен свалила в овраг.До поры и до времени такой глава устраивал районное руководство( денег не просит и ладно) Но вот гром грянул и вся грязь вышла наружу.Не работает с. Совет с народом и не умеет.

    • Анонимно
      9.11.2018 22:19

      А вы вбирали председателя сельсовета, главу поселения ?...

      • Анонимно
        10.11.2018 00:01

        По уставу сельского поселения главу села выбирают депутаты.Ну какой депутат пойдёт против воли руководства района.в то время селом командовал бывший пред СХП .Он заставлял главу утром ходить на утреннюю планерку колхоза.Он чувствовал себя хозяином сёлам был таков.Почти год назад бывший пред схп обонкротил схп и продал .приютом оставил селян без имущественных паев,которые положено сельчанам.

  • Анонимно
    9.11.2018 22:09

    За поражение на языковом фронте будут отыгрываться на всём остальном. Сейчас будут предлагать переименовать Чистополь в Джукетау, сварганить там соборную мечеть на 20 тысяч мест, снести пару ненавистных купеческих домов, ну и так далее.
    А в Чистополе очень много татарского - купеческого. Чистополь это город старых татарских купеческих фамилий. Восстанавливайте их дома, откройте музей татарского купечества, привлекайте внимание к этому аспекту истории, пожалуйста. Не играйте в фэнтези.

    • Анонимно
      9.11.2018 22:47

      спасибо за идеи

    • Анонимно
      10.11.2018 12:28

      Хорошая идея! Татарское купечество очень влиятельное было в городе

      • Анонимно
        10.11.2018 19:11

        Город действительно был купеческим. Были и русские и татарские купцы, и те и другие были очень богаты. Такие скопление миллионеров на небольшой площади сейчас и не встретишь. В отличие от нынешних миллионеров, тогдашние купцы-миллионщики очень много делали для города.

  • Анонимно
    9.11.2018 22:34

    Ну так то в Чистопольском районе (без города Чистополь) Татар около 60% , а русских около 30%. Переименовать надо в Джукетау.

  • Анонимно
    9.11.2018 23:14

    Нужно:
    Юкатауский рвйон с центром г. Чистополь.
    Билярский район с центром в с. Алексеевское.
    Булгарский район с центром в г. Булгар.
    Вот это будет толерантность в РТ!!!

  • Анонимно
    9.11.2018 23:15

    Челнинский район с центром в г. Чаллы.

  • Анонимно
    10.11.2018 00:36

    Наконец взялись и за Чистополь! В Чистополе достаточно стабильно идёт рост Татарского населения и снижение русского населения, так что надо Татаризировать г. Чистополь (Чистопольский район итак татарский и мечетей гораздо больше, чем церквей, а вот непосредственно город Чистополь это то место, где надо поработать упорно, как и в Зеленодольске с Бугульмой). Для начала надо переименовать Чистополь на что-нибудь историческое Татарское и обязательно переименовать ещё Алексеевское (Алексеевский район), а то так неприятно звучит...

    • Анонимно
      10.11.2018 10:57

      Дус! А деньги российские с русскими буквами тебе не раздражают случайно?

      Перешел бы ты, дускай, для начала на свои особые татарские деньги.

      Потом обеспечил БЫ себя пропитанием чисто татарским - ведь даже барашков для Байрамов завозят из Дагестана. Тебе же некогда барашков выращивать.

      Кондитерскую фабрику татарскую почему БЫ не возродить? Мясокомбинат свой был - он где? Молочки из Йошкар Олы очень много - где наша, татарская? Сыры аж из Белоруссии... Да даже картошка-моркошка откуда? Займись делом, дус...

      • Анонимно
        10.11.2018 11:43

        А тебя не смущает, что"русский" город Чистополь, с русским (без кавычек) руководством, в таком запущенном состоянии пребывает, как и города в России, за пределами Татарстана? Может, с татарским менеджментом там дела пошли бы лучше? Мясокомбинатов в Татарстане пруд пруди, кондитерские производства тоже есть. Так что, уймите свою демагогию.

        • Анонимно
          10.11.2018 13:29

          Моя "демагогия" растет из магазина. Сходи сам и проверь. Ты, наверное, попросту НЕ знаешь, чего ешь и откуда оно приехало.

          Например, раньше было много татарского консервированного зеленого горошка в банках - высокого качества и отменного вкуса. Сейчас его НЕТ. Куда дели?

          Зато в наличии много кутчупов вроде местного производства. Даже в Китай отправляем томатные кетчупы десятками ж/д составов и гордимся этим.

          Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что томатную пасту завозим из-за рубежа в полиэтиленовых бочках, специи закупаем за рубежом, оборудование импортное. Татарское только немного растительного масла, вода и упаковка. Какая уж тут демагогия - смешно и только!

        • Анонимно
          12.11.2018 08:19

          11:43 Такое состояние района досталось, кстати, от чисто-татарского (без кавычек) управления. Напомнить при ком развалились практически все предприятия?

      • Анонимно
        10.11.2018 12:17

        "Дус! А деньги российские с русскими буквами тебе не раздражают случайно?"
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»
        - Насчет денег спорить не будем, т.к. по словам знаменитого Байбакова ( пред. Госплана СССР), "АвтоВАЗ, КамАЗ и ряд других крупных объектов на территории СССР были построены за счет татарской нефти". На те доллары можно было построить 80 Челнов с заводами КамАЗ!
        Насчет букв, конечно, для татар, как и для азербайджанцев, турков, туркмен,узбеков, казахов ( они перешли и переходят)- латинский алфабит гораздо предпочтительнее, что, кстати, способствовало бы сохранению языка, улучшив его конкурентоспособность, сферу и географию применения. Чтобы этого не случилось, агрессивное большинство за нас "решила" и приняла закон о запрете латинской графике. Как может один народ решить за другого?

        • Анонимно
          10.11.2018 19:01

          Слово русское деньги казна таможня происходят из татарского языка

          • Анонимно
            10.11.2018 19:59

            И что такого? Мы этими словами пользовались, пользуемся и дальше будем пользоваться. Хорошие слова. Спасибо, товарищи татары!

  • Анонимно
    10.11.2018 01:05

    Как предсказал Гаяз Исхаки в произведении "200 елдан сон инкыйраз" (Гибель через 200 лет), так оно и происходит, культура и народ исчезают, сливаются в более крупные агломераты и ни куда от этого не денешься. Наши внуки даже понимать татарского языка не будут, так как авторитет и ценность языка должна начинаться из семьи "с молоком матери", а не из музеев и уроков татарского языка!

  • Анонимно
    10.11.2018 19:26

    //Да, в Таганроге я был, забежал в музей Тургенева», — откликнулся на это еще один депутат — режиссер Качаловского театра Александр Славутский//

    Интересно, куда он на самом деле забегал (и в каком состоянии), если в в Таганроге нет музея Тургенева, и Тургенев в Таганроге никогда не был.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль