Строительство и недвижимость 
13.11.2018

«То, что мы строим в типовых решениях, – это фабрика звонков»: как должна выглядеть школа

В Казани поспорили о том, надо ли, по финскому примеру, модерново одевать учебное заведение в дерево и стекло

Как на базе типового проекта сделать особенную школу, обсуждали накануне в КГАСУ. Ответ на вопрос искали сотрудники центра разработки образовательных систем «Умная школа» и директора казанских учебных заведений. А с небес на землю мечтателей спускали главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева и заместитель министра образования РТ Азат Шарапов. Директора же школ, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», мысленно прикидывали, на чьи деньги содержать изыски дизайнеров.

Накануне в архитектурном пространстве BFFT в КГАСУ прошел круглый стол на тему проектирования и разработки современных школ Накануне в архитектурном пространстве BFFT в КГАСУ прошел круглый стол на тему проектирования и разработки современных школ Фото: Лилиана Набиуллина

СКРЕСТИТЬ БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ

В архитектурном пространстве BFFT в КГАСУ вчера прошел круглый стол на тему проектирования современных школ. Поводом стало обсуждение концепции школы на 1224 места, строительство которой планируется в квартале М-8 комплекса «Седьмое небо» (территория старого аэропорта). Напомним, к работе над созданием концепции застройки М-8 «Ак Барс Девелопмент» (АБД) привлек известного московского архитектора Сергея Скуратова, отметившегося своими проектами класса luxury.

Как пояснил вчера заместитель гендиректора АБД Сергей Ураков, девелоперы не ограничивали творческую мысль архитектора, и он дал волю фантазии, в частности, посадив на участке «нетиповую» школу. Известно, что М-8 в АБД называют «еврокварталом» и держат в «загашнике» как микрорайон повышенной комфортности. Застройка там пока не ведется и не заявляется — это резерв на будущее. Однако вопрос строительства школы рано или поздно встанет. Поэтому задумались над тем, как совместить в ее проектировании международный опыт и российские возможности, пояснила директор компании «Ак Барс Недвижимость» Елена Стрюкова. Она пояснила, что важно сделать будущую школу экономически целесообразной, чтобы в процессе эксплуатации она не обходилась государству в космические суммы.

Специально для этой встречи застройщик пригласил в Казань руководителя Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана Специально для этой встречи застройщик пригласил в Казань руководителя центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана Фото: Лилиана Набиуллина

Специально для этой встречи застройщик пригласил в Казань руководителя центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана. Любопытно, что проект «Умной школы» изначально задумывался как пространство для широкой общественной дискуссии в сфере образования и был инициирован Тиной Канделаки. В портфолио компании — разработка образовательных комплексов нового типа в Иркутске и Москве, причем в обоих случаях это школы с необычными архитектурными, планировочными и пространственными решениями. Однако Сартан решил не останавливаться только на российском опыте и познакомил собравшихся с успешной практикой инновационных школ по всему миру. К примеру, школа Айб в Ереване, установившая стандарты качества для всей Армении, школа на месте морского порта в Копенгагене, школа по проекту бюро Захи Хадид в Брикстоне — одном из самых криминальных районов Лондона, Saunalahti school в пригороде Хельсинки — с открытой планировкой дворов и большой библиотекой. При разумном подходе к проектированию школа способна обеспечивать развитие бизнеса в этом районе, повышать качество социальной среды, служить драйвером развития района, повышать капитализацию застройки и даже создавать территориальный бренд, заверил собравшихся спикер, демонстрируя слайды с выразительными зданиями.

Однако, как говорится, мечтать — прекрасно, но что на самом деле? Заместитель начальника управления образования Казани Андрей Логутченко дал понять, что проектирование «школы будущего» в «Седьмом небе» — не только инициатива застройщика, но и пожелание города. «1224 места — это типовой проект, — отметил он. — Вы его, скорее всего, будете строить в рамках одной из программ — „Жилище“ или „Развитие образования“. Вся внутренняя составляющая школы в данном случае регламентируется приказом №336 министерства образования РФ — там довольно большой перечень оборудования, которое можно выбрать, которое действительно будет покрывать любую специфику школы».  Но так ли это хорошо — типовой проект? Строить по единому образцу не совсем правильно, в связи с чем возникает потребность в разработке дизайн-проекта, объяснил Логутченко. «Его разработку берет на себя по нашей просьбе  застройщик, но это не совсем верная схема и верное решение данной проблемы. Потому что застройщик может не пойти  нам навстречу и отказаться от создания дизайн-проекта…  Поэтому тут, наверное, больше вопрос к минобру поддержать нас, чтобы заложить эти деньги при проектировании, чтобы был дизайн-проект у нас на школу. Тогда из нее можно делать уже интересные решения», — подытожил он.

Елена Стрюкова: «Важно сделать будущую школу экономически целесообразной, чтобы потом, в процессе дальнейшей эксплуатации, она не обходилась государству в космические суммы»Фото: Лилиана Набиуллина

«МОЖНО, КАК У ФИННОВ, СТЕКЛО СДЕЛАТЬ, ДЕРЕВО ПРИВНЕСТИ, НО…»

Директор международной школы «Бала-Сити» Ильдар Мухаметов высказал пожелание, чтобы АБД дал старт строительству в Казани образовательной инфраструктуры нового типа — без отсылки к каким-то типовым решениям. «Все, что показывал Марк, — это на самом деле пока индивидуальные решения, а не массовые застройщики. Но Марк не даст соврать, что это решения с новой парадигмой образования. А то, что мы сейчас строим в типовых решениях, — это фабрика клеток и звонков. Это не новая философия и это не будущее, а то, что можно косметически как-то исправить, — заключил он. — Мы с коллегами были в школе на 1224 места, которая строится в Казани, посмотрели, что там можно поменять. Там действительно можно, как у финнов, стекло сделать, дерево привнести. Но даже там, к сожалению, какие-то концептуальные решения не поменяешь. Поэтому я продолжаю агитировать за то, чтобы девелоперы не опирались на те решения, которые пока актуальны: в будущем на них будут смотреть как на решения прошлого века», — добавил он от себя.

Представитель другой казанской школы предложила застройщику сделать школу и детский сад со входом в одни ворота. Это привлечет людей, заверила она: вести двух детей разного возраста в одни двери очень удобно — одному ребенку в школу, другому — в садик! Когда в семье в среднем двое детей, это актуально — экономит родительское время! Кроме того, в последние годы очень актуальными стали маленькие учебные кабинеты: для подготовки к ЕГЭ по не самым распространенным предметам (таким, как география, литература) бывает достаточно кабинета, в котором имеется два-три рабочих стола. Идею сделать классы разного размера (или трансформируемые классы) с ходу поддержал Сартан. Но оппоненты спустили мечтателей с небес на землю. Вы видели типовые школы, которые работают с нагрузкой по проекту? Не какие-то там супермеждународноэлитные, а типовые? Всем известно, что обычная школа на 1200 мест с легкостью способна вместить раза в полтора побольше: есть же вторая смена! Потому что учиться надо, а строить школы Казань не успевает — детей много. Классы-трансформеры — тоже прекрасно, но внедрить финский стандарт экономного использования площадей зачастую невозможно: в типовом проекте этого не даст сделать даже электропроводка. Но с точки зрения образовательного процесса вопрос эффективного использования площадей необходимо решать, признали собравшиеся.

Далее Сартан поделился собственным критерием оценки школ — по актовому залу: «Смотрю на актовый зал — кресла прикрученные. В финской школе все это двигается, перестраивается», — заметил он. Ну да… двигается, перестраивается — прекрасно! Так прекрасно, что кое-кому из наших школьников может прийти в голову и стульчиками помахаться — не от этих ли страхов их к полу привинтили? Опыт говорит, что часть мест должна быть закреплена, а другая — мобильна, тогда зал становится хоть и не до конца, но трансформером.

Наконец, еще одна проблема из разряда «крик от земли». Всю эту красоту надо обслуживать — как те же парки и скверы, на содержание которых денег не дают. «Когда вы делаете красивые окна, когда много стекла, дерева, мы должны знать, какое у нас финансирование. Потому что мы потом один на один остаемся со всей этой красотой — что ж с ней делать?» — аккуратно высказалась одна из директоров. Руководитель «Умной школы» в ответ заметил, что все эти расходы можно заложить на этапе проектирования. Естественно, это возможно. Но финансирование должно быть постоянным: это дети, и они способны сломать даже то, что сломать невозможно, причем зачастую просто из «спортивного интереса». Но в реальности в бюджете не будет денег, родители по закону платить за это не обязаны, и придется директорам с учителями крутиться перед каждым учебным годом, решая эти проблемы. 

Сергей Ураков: «У нас уже 4 школы в наших жилых комплексах построено. И вот мы поднимаем вопрос — может быть, это сделать как-то по-новому?» Сергей Ураков: «У нас уже четыре школы в наших жилых комплексах построено. И вот мы поднимаем вопрос — может быть, это сделать как-то по-новому?» Фото: Лилиана Набиуллина

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОРМАТИВ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА И МЕЧТЫ О НОВОМ ПОДХОДЕ

«Почему государство говорит, что будет строить только типовые школы? Потому что считает: если отработать какой-то элемент в массовом исполнении, это дешевле», — подключилась к дискуссии главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Однако руководитель «Умной школы» сообщил, что в существующий сегодня в России стандарт — 14–15 кв. м на одного ученика — можно заложить и новую современную школу. Поэтому версия о том, что типовой проект выходит дешевле, — лукавство, заявил он. Заместитель министра образования и науки РТ Азат Шарапов добавил, что реестр проектов школ, который ведется минстроем, на самом деле открыт, то есть закон не обязывает делать их типовыми. Для понимания поясним: именно на проекты из этого реестра выделяются деньги по федеральным программам.

Главный архитектор напомнила, что еще несколько школ застройщику предстоит построить и в других осваиваемых им районах, в частности, на проспекте Победы. «Скажите, а вы все-таки перед собой какую задачу ставите?» — решила расставить она точки над i, обращаясь к представителям «Ак Барса». — Сделать одну уникальную школу, которая создаст вау-эффект и везде будет выигрывать всякие конкурсы, или вы хотите задать новый стандарт проектирования? Это разовое выступление или вы все-таки будете дальше продолжать в вашем районе школы строить?» «Дайте попробовать на одном примере», — полушутя ответил Ураков. По его словам, в тех районах, где такая задача при проектировании не ставилась, она, может быть, не была так очевидна. «В этом районе мы стали об этом задумываться. И, наверное, мы сможем и в других местах подходы поменять. Можно подумать, что инвестор может добавить свои средства. Но мы можем те деньги, которые государством выделяются на все это, просто запаковать по-другому и сделать это более интересным для наших жителей», — вернул он мяч на сторону минобразования.

Шарапов, впрочем,  вернулся к разговору о финансовых рамках: «Мы реалисты, мы хотим создавать что-либо, а можно говорить бесконечно. Если ты в определенных финансовых рамках находишься — или ты создаешь что-то, или ты разговариваешь». Но представители застройщика были настроены не менее решительно: «У нас уже четыре школы в наших жилых комплексах построено. И вот мы поднимаем вопрос — может быть, это сделать как-то по-новому? Не хотите те же самые деньги потратить, но чтобы о вас уважительно вспомнил не только директор, которому мы ковровые дорожки купили?» — поинтересовался Ураков у Шарапова. «Хотим, конечно», — не стал спорить тот, но все-таки напомнил, что в случае с федеральным финансированием имеет место такой фактор, как НЦС — норматив цены строительства. «А там оговорена и ширина, и высота потолков, и так далее. Безусловно, можно делать шире и выше — только разница будет за счет региона, или, условно говоря, инвестора», — развел он руками. Интересно, получится ли, как однажды выразился главный строитель казанского исполкома Азат Нигматзянов, «скрестить ежа с ужом» в таких условиях!

Поставить точку в дискуссии взялся Сартан. Он согласился с тем, что вопрос финансирования со счетов никто не сбрасывает и сегодня любое предприятие должно быть экономичным. «Но моя главная мысль заключается в том, что школа — это уникальная точка, в которой сходятся интересы  муниципалитета, застройщика, архитектора», — пояснил он. С ним согласилась Стрюкова: «И есть ощущение, что все эти вещи могут лечь в техническое задание при проектировании школы».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
13.11.2018 08:40

Срочно! Нужно освоить 22, 9млрд. Путем стройки естно. А то, что есть реальные проблемы?

  • Анонимно
    13.11.2018 08:37

    Какие бы школы не строились- учить всё равно будут по российски...ФГОСы никто не отменял...система не изменится.

    • Анонимно
      13.11.2018 10:22

      08.37 А Вы что хотите? Добить и эту методику образования? Ввести "пижамные вечеринки", отменить предметы , оставить темы, убрать парты и пр.? Это? Шмакова одного не достаточно для города? Да и в стране достаточно таких желающих внедрить всякую дурь с запада .. Не все хорошо, что блестит.. И таже финская система образования прогремела только потому , что взяла все лучшее из советской, а сейчас скорее разваливается, копируя немецкие да голландские примеры..новомодные..

    • Анонимно
      13.11.2018 12:49

      Начните с малого у себя в Стане Татар, развивайте слух, хотя бы и умение слушать учителя. Через слух многое залетает из знаний.

  • Анонимно
    13.11.2018 08:40

    Срочно! Нужно освоить 22, 9млрд. Путем стройки естно. А то, что есть реальные проблемы?

    • Анонимно
      13.11.2018 18:51

      А что, раздолбанные обшарпанные школы это не реальная проблема? Лучше пусть построят и распилят, чем не построят и все равно распилят.

      • Анонимно
        14.11.2018 08:00

        Тогда четко нужно определить для чего деньги: для строительства или для образования -развития детей.

  • Анонимно
    13.11.2018 08:53


    Очевидно, серьезное мероприятие прошло в стенах КГАСУ: главный архитектор Прокофьева, зам министра Шарапов.. Но все упирается в финансы,

  • Анонимно
    13.11.2018 08:59

    Очень красивая школа построена в Иннополисе. Больше похожа на космический объект, внутри кстати так же здорово, как и снаружи. Правда там сейчас временно лицей, но в следующем году он переедет в свое здание, которое уде строится, а школьники вернут себе это здание.
    Но грустное в этой истории то, что новое здание лицея уже до боли напоминает стандартное здание школы буквой Н, каких наверное тысячи по всей России. Так что даже город будущего не застрахован от скучных типовых решений.

    • Анонимно
      13.11.2018 13:18

      08:59 " ... от скучных типовых решений".
      Ну, да, кому-то скучно, у кого детей учить "не треба".
      А у кого-то двое-трое в школе учатся, и вся "нехватка финансирования" почему-то плавно ложится на кошелек родителей. Сначала наладьте нормальное качественное обучение и просто физиологические потребности детей обеспечьте, пусть и в типовом здании школы. А потом можете экспериментировать в уникальных, мегаоснащенных и настолько же "престижных" дизайнах, экстраоборудовании и прочих причиндалах для детей миллионеров-родителей.

      • Анонимно
        13.11.2018 21:14

        У нас богатая страна, на детях-последнее на чем нужно экономить.
        Школа, которую хотят строить -обычная, образовательная, для всех детей района. А для детей мультимиллионеров есть международная школа, там обучение сильно платное, и ни к школе в Иннополисе, ни к данной статье она отношения не имеет. Дети в школе Иннополис учатся бесплатно, родители разные, с разным достатком, много многодетных, единственное что их обьединяет - они живут в одном городе.

        Красивая школа -может стать элементом эстетического воспитания школьников. Инновационный дизайн обязательно привлечет интересных, увлеченных профессией педагогов, потому как многое связано, даже если явным образом это не заметно, действует на подсознательном уровне. Детям работающих родителей придутся по вкусу уютные читальные залы, или классы для дополнительных занятий.
        В эру интернета, наши дети предъявляют повышенные требования и к качеству образования, и к среде. Иначе интерес переключается на другие источники информации, которых сейчас с избытком. Советская школа была хороша, но она была хороша в рамках своего времени. Простое копирование старого опыта не принесет ощутимого скачка, всегда нужно учитывать существующие реалии, использовать новые технологии, раньше вводить специализации, уменьшая при этом классы по количеству детей и увеличивая разнообразие программ, настраиваемых под интересы ребенка, помогая ему выстраивать индивидуальную траекторию развития. Решить данные задачи в рамках старого классического дизайна достаточно сложно, и надеюсь архитектура сможет прийти на помощь детям в данном вопросе.

        • Анонимно
          14.11.2018 08:03

          Школу "делают" коллектив учителей и учеников, а не архитектура.

          • Анонимно
            14.11.2018 08:34

            Архитектура помогает коллективу учителей "делать" школу

            • Анонимно
              16.11.2018 09:53

              08:34 Основное: за чей счет эта "помощь"? Пока за счет госбюджета, налогоплательщиков и прямых поборов с родителей.
              Сначала обеспечьте нормальный базовый уровень, хотя бы на уровне, установленном конституцией, действующими законами и нормативами.

  • Анонимно
    13.11.2018 09:58

    Если отпущено 22,9млрд. То насколько должны развиться дети в текущем году?

  • Анонимно
    13.11.2018 10:07

    Менять надо не облицовку, а начинку. Снаружи будет как у финнов, а внутри такой же ужас как всегда.

    • Анонимно
      13.11.2018 10:25

      10.07 Вам не кажется, что это у финнов последние годы -ужас, а не у нас. Они уже ломают свою систему образования, которая лучшей в мире считалась. И что там будет через некоторое время - посмотрите..

  • Анонимно
    13.11.2018 10:33

    Почему постоянно кому то завидуют? Финнам, например? Собственные мозги есть?

    • Анонимно
      13.11.2018 11:36

      никто не завидует,финансовая сторона вопроса всех интересует.

      • Анонимно
        13.11.2018 12:32

        Так пусть строят: надежно, безопасно, удобно. Чтоб развивались все пять органов чувств и все виды учебной деятельности, а не стекло и дерево как у финнов.

  • Анонимно
    13.11.2018 11:49

    Уже давно вывод сделал, как ей скажут, так и будет строить и проектировать, иначе аргументировать такую застройку сложно, ибо человек профессионал и самостоятельно такое творить не может... (надеюсь)

  • Анонимно
    13.11.2018 13:19

    Нужно изменять систему образования. Необходима заинтересованность в знаниях. Современные выпускники не знают основ математики, физики, химии. Не знают литературы, истории. Не говорю уже о географии. Некоторые из посещая Турцию, не представляют где она находится. А здесь говорят о новом виде школы. У советских школьников был запас знаний, несмотря на то, учились в две смены, а то бывало и в три. А сейчас при разговоре с первокурсниками возникает впечатление, что говоришь с неграмотным человеком.

  • Анонимно
    13.11.2018 13:57

    В какой школе не учись,главное -это мозги,ум,целеустремленность. Школу представляют не стены,а педсостав.

  • Анонимно
    13.11.2018 14:48

    Выглядит на то, что бы еще денег украсть.... вкладывать надо в людей, а не стены

    • Анонимно
      13.11.2018 23:08

      Хорошая архитектура - это вложение именно в людей, в их комфорт. Школьникам 10 лет учиться в этом здании каждый день, можно построить им что-нибудь получше уродливого сарая, облицованного разноцветной туалетной плиткой.

      • Анонимно
        14.11.2018 08:09

        В Елабуге здание ВУЗа шикарное, можно сказать, а по сути медресе, схоластика голимая. Видимо, из за учителей и студентов, которые пришли по льготам.

  • Анонимно
    14.11.2018 10:49

    В России лучше учить ребенка на дому или в малокомплектных школах.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль