Машиностроение 
14.11.2018

«До чего дошел прогресс, труд физический исчез»

Кластерный машиностроительный форум в Челнах: сбудутся ли прогнозы по уничтожению рабочих мест?

«Если начать перечислять все то, что уже сделано в «цифровизации» на КАМАЗе, то не хватит времени, выделенного на проведение заседания», — рассказывал накануне на машиностроительном форуме директор по развитию КАМАЗа Ирек Гумеров. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на мероприятии, узнал, какая машина из Челнов заинтересовала Сергея Шойгу, кому обещала посодействовать в продвижении продукции Талия Минуллина, а также оценил лайфхак от Сергея Майорова о возврате 50% инвестиций

Главной темой мероприятия, стартовавшего в цитадели высоких технологий — IТ-парке — стало обсуждение вопросов цифровой трансформации в промышленности Главной темой мероприятия, стартовавшего в цитадели высоких технологий, IТ-парке, стало обсуждение вопросов цифровой трансформации в промышленности Фото: Олег Спиридонов

АИР ВПЕРВЫЕ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА — ОРГАНИЗАТОР ФОРУМА

Около 800 делегатов из 30 регионов России и представителей не менее десятка зарубежных компаний, занятых в машиностроении, собрал IV машиностроительный кластерный форум, состоявшийся накануне в Набережных Челнах. Главной темой мероприятия, стартовавшего в цитадели высоких технологий, IТ-парке, стало обсуждение вопросов цифровой трансформации в промышленности, точнее изучение международного опыта и лучших российских практик в этой области, которая в последнее время стала, пожалуй, самой актуальной темой для промышленников республики.

Буквально месяц назад, как писал «БИЗНЕС Online», на КАМАЗе под эгидой минпромторга республики проводился семинар по повышению производительности труда. Тогда главным гостем мероприятия стал руководитель федерального центра компетенций в сфере производительности труда Николай Соломон. Как известно, задачу обеспечить ежегодный рост производительности труда на 5% поставил перед российскими промышленниками Владимир Путин. А без «всеоблемлющей цифровизации» выполнение этой задачи не представляется возможным.

В этом году соорганизатором форума, который до последнего времени тянул на себе Сергей Майоров — председатель правления машиностроительного кластера РТ, впервые выступило агентство инвестиционного развития РТ во главе с Талией Минуллиной. Она же стала модератором одного из круглых столов по теме  «Государственная поддержка инноваций в промышленности».

А началось же все с традиционного обхода выставки, которая была приурочена к открытию форума. Еще на подходе к IT-парку можно было увидеть, как прибывающие на форум участники с любопытством рассматривают припаркованный на площадке  белый гусеничный вездеход «Хорт», разработкой и подготовкой производства которого занимается компания «РУСАК», входящая в ГК «КОМ» известного в Челнах предпринимателя Василия Маньковского. Стенд этой компании стал первым, к которому Майоров и подвел Минуллину для знакомства с продукцией предприятия.

В этом году соорганизатором форума, который тянул на себе Сергей Майоров, впервые выступило агентство инвестиционного развития РТ во главе с Талией Минуллиной. Она же стала модератором одного из круглых столовФото: Олег Спиридонов

Как можно было понять из демонстрационного ролика компании о вездеходе, данное транспортное средство призвано работать в условиях сверхнизких температур. Вездеход с легкостью переносит минус 50 градусов по Цельсию и, помимо отличных внедорожных качеств, может еще и плавать  со скоростью до 6 км/ч. С интересом посмотрев демовидео, на котором машина лихо преодолевала всевозможные преграды, Миннулина спросила: 

— А какую скорость развивает машинка?

— По пересеченной местности может ехать со скоростью 60 км/ч, а быстрее просто опасно, — рассказал  Роман Маньковский, сын Василия Маньковского и заодно гендиректор ГК «КОМ».

— А сколько стоит?

— 3,5 миллиона рублей. Это полностью оригинальная разработка, уникальная конструкция. Запас хода машины составляет около 300 километров, объем топливного бака — 150 литров.

— А какие объемы производства? — сыпала вопросами глава АИРа.

— Мы пока еще не приступили к производству, это предсерийный экземпляр. Как выяснилось чуть позже, компания «РУСАК» как раз с этим проектом планирует стать резидентом челнинского ТОСЭРа. Как ранее уже сообщал «БИЗНЕС Online», ожидается, что до конца года ворота в «налоговый рай» откроются для 15 компаний, стоящих в очереди.  В их числе и «РУСАК» Маньковского. В настоящее время резидентами ТОСЭР «Набережные Челны», напомним, являются 25 компаний. Если проект всех претендующих на статус компаний будут утвержден, то Челны станут первым городом в России, в котором статус резидента получат 40 компаний.

— Реализация этого проекта потребует не менее 100 миллионов рублей инвестиций. Наша производственная программа в рамках ТОСЭРа будет рассчитана на выпуск 200 таких гусеничных вездеходов, — продолжал Маньковский. — Если получится делать больше, то машина, естественно, станет для потребителя дешевле.

— А как с правами на интеллектуальную собственность? — поинтересовалась еще одной стороной вопроса Минуллина.

— Некоторые патенты мы, конечно же, получили, потому что в машине действительно много ноу-хау. Гусеницы у машины оригинальные — резиновые многохордовые. Они сделаны в России, — рассказал директор ГК «КОМ». По его словам, серьезную заинтересованность в этой разработке компании проявляют в МЧС, в администрациях северных и дальневосточных  регионов страны, а также в министерстве обороны. На состоявшемся в конце августа форуме «Армия-2018» министр обороны Сергей Шойгу обратил внимание на челнинскую разработку и скрупулезно ее изучил. Военные, как рассказал Маньковский,  давно искали такую машину и планируют использовать вездеход в Арктике, где, как известно, в настоящее время серьезно наращивается боевая группировка российских войск. Безусловное достоинство проекта в том, что большую часть комплектующих для производства вездехода компания может изготавливать самостоятельно — на принадлежащем группе «КОМ» Заводе механических трансмиссий, который уже на протяжении 30 лет занимается выпуском различных редукторов.

Вездеход с легкостью переносит минус 50 градусов по Цельсию и, помимо отличных внедорожных качеств, может еще и плавать  со скоростью до 6 км/ч Вездеход с легкостью переносит минус 50 градусов по Цельсию и, помимо отличных внедорожных качеств, может еще и плавать  со скоростью до 6 км/ч Фото: Олег Спиридонов

На следующем стенде Алсу Фасхетдинова — менеджер компании  «Термокам» из Камских Полян — рассказала Минуллиной, что с 2000 года ее компания выпускает радиаторы для компаний, занятых в производстве компрессорных установок, а в настоящее время «Термокам» проектирует и изготавливает автокомпоненты для 6 крупных  автомобильных заводов на территории России, в том числе ГАЗа, ПАЗа, НЕФАЗа и КАМАЗа.

— В 2018 году началось проектирование нового изделия — радиатора «Кама» — для использования в центральных системах отопления многоквартирных домов. Минимальное использование металла при сохранении тепловой эффективности позволяет снизить стоимость продукции. По сравнению с имеющими аналогами на рынке наш стоит практически в два раза меньше. Прошу вашего содействия в продвижении данного радиатора в строительную отрасль Татарстана.

—  В Татарстане появились свои радиаторы. Это здорово. Давайте мы посмотрим. А какая у него цена?

— 1,5 тысячи рублей. Аналогичные алюминиевые радиаторы продают за 3 тысячи.

— А какой срок службы у батареи? — еще раз поинтересовалась глава АИРа, однако стендистка затруднилась с точным ответом.

— Ну как же так? Так ведь корову не продашь! — улыбаясь, заявила Минуллина, пообещав, впрочем, выйти на связь с татарстанским минстроем для решения вопроса по продвижению новой для предприятия продукции.


Исполнительный директор компании «Кора Инжиниринг» Борис Сорокин представил Минуллиной проект по сбору мусора в заглубленные в землю баки. Этот проект компания, как выяснилось, реализовала при поддержке фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, больше известного как фонд Бортника.

Система заглубленных в землю контейнеров, по словам Сорокина, позволяет существенно улучшить экологию и эстетику места сбора мусора и примерно на 20–30% повышает экономику эффективности процесса сбора и доставки отходов до места утилизации. В рамках реализации этого проекта «Кора Инжиниринг» запатентовала так называемую робототехническую ячейку по созданию деталей из композитных материалов. Данная технология позволяет распространять при необходимости в регионы и производить это изделие на месте, как нетрудно догадаться, без участия человека. При этом, по словам директора компании, «роботизированная ячейка» может производить не только мусорные контейнеры, а очень большое количество деталей и для автомобилей, и для тракторов, и даже для изготовления предметов, используемых в быту.

«В реализуемой в Татарстане программе по улучшению парковых зон использование данной системы в качестве пилотного проекта было бы очень кстати», — высказал свое предложение Сорокин. По его словам, срок эксплуатации контейнеров из ПНД, которые в основном сейчас и используются компаниями, занятыми в сфере сбора и утилизации отходов, составляет около 20 лет. «Кора» же гарантирует, что ее продукцию можно без проблем эксплуатировать в течение 50 лет. «Один раз сделал, закопал — и 50 лет с контейнером ничего не произойдет! А про металлические я вообще не говорю, они служат от силы 5–7 лет. Кроме всего прочего, наш контейнер имеет систему пожаротушения и снабжен датчиками, посылающими мусоровозу сигнал о заполняемости. Так что на логистике будет довольно большая экономия», — рассказал он. 

Тем не менее пока система не получила должного распространения. И дело здесь не только в том, что для вывоза бигбэгов с мусором нужна кран-манипуляторная установка. По словам Сорокина, в Челнах компания в качестве эксперимента по договоренности с одной из управляющих компаний демонтировала старый мусоросборник и установила свой. А, как утверждают специалисты от ЖКХ, которые и считали экономический эффект, он достиг ни много ни мало 6 млн рублей. Тем не менее проблема с тиражированием технологии, по словам Сорокина, имеет место быть, так как у системы нет единого заказчика.

Рустем Галиев, представлявший на форуме ГК «Бонус» из города Малоярославец Калужской области, рассказал Минуллиной, что его компания представляет в Татарстане федеральный проект по изготовлению регенерата из резиновой крошки. Проект, по его словам, призван решать и экологические проблемы и одновременно с этим и задачи по импортозамещению и наращиванию экспортного потенциала.

Задачу обеспечить ежегодный рост производительности труда на 5% поставил перед российскими промышленниками Владимир Путин. А без «всеоблемлющей цифровизации» выполнение этой задачи  не представляется возможным Фото: Олег Спиридонов

Регенарат, который получается в  результате переработки резиновой крошки, находит применение в изготовлении резиновых смесей и производстве автомобильных и сельскохозяйственных шин, резиновых ковриков, резиновых покрытиях для спортивных площадок. Также установки для регенерации резины, которые компания спроектировала в сотрудничестве со своими китайскими партнерами, позволяют выпускать резинобитумные композиции для модификации асфальтобетонов и производства дорожных и строительных мастик.

«Российский рынок потребляет в год порядка 50 тысяч тонн регенарата, при этом около 40 тысяч тонн ввозится в страну из Китая, Индии и Нидерландов. Наша задача — в ближайшие годы открыть в России 25 заводов по его производству. По федеральной программе уже открыт завод в Санкт-Петербурге, на стадии реализации проект в Ростовской и Челябинской областях и проект в Татарстане», — рассказал представитель компании.

По его словам, площадкой для предприятия в Татарстане был выбран ТОСЭР Менделеевска. К слову, ранее компания рассматривала Набережные Челны и Нижнекамск, но в итоге остановилась на третьем варианте. В Менделеевске  компания уже определилась и с площадкой — производство планируется разместить на территории химзавода имени Карпова. Галиев также рассказал, что по поручению Рустама Минниханова уже завершаются испытания продукции компании на «Нижнекамскшине» и ЗАО «Кварт». И в настоящее время компания с нетерпением ожидает присвоения статуса ТОСЭР Менделеевску.

— Мы уже три месяца не можем начать монтаж оборудования, так как в этом случае рискуем оказаться за пределами «налогового рая», как уже действующее производство», — рассказал он Минуллиной

 — Да, все правильно делаете. Если начнете монтаж, то вас могут признать уже действующим  производством, — заявила она в ответ.  

По словам Майорова, минфин РТ присвоение компании статуса резидента ТОСЭРа уже согласовал, но что-то где-то затормозилось…

— Бывает всякое… Будем надеяться, что статус резидента в ближайшее время вы все же получите, — успокоила бизнесмена глава АИРа.

«В АМЕРИКАНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ РОБОТ УЖЕ СТАЛ ПРЕПОДАВАТЬ ФИЛОСОФИЮ»

В качестве спикеров для участия в пленарном заседании, которое по форме больше проходило на панельную дискуссию, помимо самой Минуллиной, пригласили первого замминистра информатизации и связи РТ Дмитрия Вандюкова, директора по развитию КАМАЗа Ирека Гумерова, директора по маркетингу компании «Цифра», входящую в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга Илью Муратова, руководителя по развитию бизнеса в регионах компании Kuka Russia Тимура Сатдарова и гендиректора компании «ЗИАС Машинери Поволжье» Николая Булгакова.

Около 800 делегатов из 30 регионов России и представителей не менее десятка зарубежных компаний, занятых  в машиностроении  собрал IV машиностроительный кластерный форум Около 800 делегатов из 30 регионов России и представителей не менее десятка зарубежных компаний, занятых  в машиностроении, собрал IV машиностроительный кластерный форум Фото: Олег Спиридонов

Задавая тон предстоящей дискуссии, модератор вспомнил цитату из знаменитого советского фильма «Приключения Электроника» — «До чего дошел прогресс, труд физический исчез». Минуллина в приветственной речи в адрес участников форума, в свою очередь, вспомнила о том, что,  например, в каком-то американском колледже робот уже стал преподавать предмет «Философия», а в Китае на центральном телевидении появился даже робот-диктор.

«Мы, конечно, предполагаем, что это повлияет на рынок труда, наверное, не очень хорошо, но данное явление окажет очень позитивный эффект на снижение издержек предприятий и повышение конкурентоспособности продукции», — заявила глава АИРа.

По ее словам, посткризисный период в Татарстане успешно преодолевается. За 9 месяцев этого года подрос объем валового регионального продукта. Увеличился на 1,9% и индекс промпроизводства, и даже доходы бюджета за отчетный период стали больше на 5%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года.  В первом полугодии было экспортировано произведенной в Татарстане продукции на $7 миллиардов. При этом за этот же период объем импорта в республику возрос на 11%. Все это, по ее мнению, говорит о том, что «Татарстан взял динамичный курс на развитие и увеличение внешнего товарооборота».

«Это значит, что мы можем конкурировать на внешнем рынке с нашими товарами и по цене, и по качеству», — заявила она, добавив, что в цифровизации экономики Татарстан принимает участие в рамках национальной технологической инициативы, рассчитанной до 2035 года.

«ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА УНИЧТОЖИТ В МИРЕ 75 МИЛЛИОНОВ РАБОЧИХ МЕСТ И СОЗДАСТ 130 МИЛЛИОНОВ НОВЫХ?»

Первый замминистра информатизации и связи РТ Дмитрий Вандюков по просьбе модератора форума назвал главные достижения в области цифровизации Татарстана. Первой была названа система межведомственного документооборота, запущенная в 2006 году Николаем Никифоровым. По словам Вандюкова, в системе на сегодняшний день зарегистрировано 188 млн документов. Сегодня а ней, кроме Татарстана, работают еще 9 регионов страны и 6 федеральных ведомств. Ежедневно в трудящихся в системе документооборота регионах и ведомствах создается 112 тыс. документов и пишется 250 тыс. резолюций. Вторым успешным примером цифровизации, по мнению зама Романа Шайхутдинова, стало создание эффективного портала муниципальных услуг в 2011 году. «Когда портал был создан, в нем была 31 услуга и 10 миллионов фактов их использования жителями Татарстана. Сегодня же там уже 248 услуг и 133 миллиона фактов использования системы. При этом сам портал расширяется, появилось мобильное приложение», — рассказал Вандюков.

Дмитрий Вандюков сообщил, что ежедневно в работающих в системе документооборота регионах и ведомствах создается 112 тысяч  документов и пишется 250 тысяч резолюций Дмитрий Вандюков сообщил, что ежедневно в работающих в системе документооборота регионах и ведомствах создается 112 тыс. документов и пишется 250 тыс. резолюций Фото: Олег Спиридонов

Третьим успешным примером цифровизации Вандюков назвал сразу две системы — электронного образования и электронного здравоохранения. В «Электронном образовании» в Татарстане, по его словам, сегодня зарегистрировано около 1 млн пользователей. Минсвязи ежедневно регистрирует около 100 тыс. просмотров электронного дневника родителями и школьниками и 250 тыс. просмотров домашних заданий. В системе электронного здравоохранения замминистра отметил прежде всего систему постановки в электронную очередь для приема к врачу, которая также используется уже и в других субъектах Федерации.

В свою очередь, директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров, говоря о масштабах цифровизации на автогиганте, когда его попросил об этом рассказать модератор, заявил, если начать перечислять все то, что уже сделано в этом направлении на КАМАЗе, то не хватит времени, выделенного на проведение пленарного заседания. «Все мероприятия, начиная с управления инженерными данными и разработками и заканчивая трехмерным моделированием продуктов и освоением производства и передачей в систему ERP, весьма эффективно реализованы на КАМАЗе. Повсеместно сегодня продукты становятся электронными. Если смотреть тренды, то появляются „подключенные автомобили“ и дальше уже „интеллектуальные автомобили“ — с элементами автономности, а в конце этого пути уже полностью автономные беспилотные машины. На прошедшем чемпионате мира по футболу мы запустили в Казани два ШАТЛа, которые в качестве беспилотников перевозили зрителей чемпионата. На следующий год мы планируем внутри заводов КАМАЗа запустить беспилотный технологический транспорт, который в режиме пробной эксплуатации будет перевозить грузы внутри предприятия. Мы ожидаем изменений в нормативной базе, чтобы можно было использовать беспилотные грузовики и на дорогах общего пользования», — рассказал Гумеров, напомнив, что Татарстан наряду с Москвой станет пилотным регионом, где такая техника будет эксплуатироваться в экспериментальном режиме.

По его словам, достаточно успешно на автогиганте внедряются и роботы. Но в этой связи директор по развитию ПАО «КАМАЗ» обратил внимание, что очень важное значение имеет и эффективность их использования. «Мы сегодня очень много говорим о том, насколько важно внедрять цифровизацию, но очень важно за этим видеть, как эффективно мы ее используем. В практических условиях цифровизацию можно сделать очень эффективно, а можно и не выбрать тех возможностей, которые она предоставляет. На первом месте у нас на КАМАЗе, конечно, стоит эффективное управление производством, дальше идет обслуживание, предиктивная аналитика. Следующий аспект в жизненном цикле — это сервис. Понятно, что без „цифрового двойника“ грузовика, без его электронного паспорта, без поддержки сервисов и без предиктивной аналитики невозможно завтра быть успешным. Понятно, что с внедрением цифровизации управление жизненным циклом автомобиля можно сделать более эффективным, и мы в ближайшие годы намерены показать в этой области большие успехи», — резюмировал зам Сергея Когогина.

Ирек Гумеров: «На первом месте у нас на КАМАЗе, конечно, стоит эффективное управление производством, дальше идет обслуживание, предиктивная аналитика» Ирек Гумеров: «На первом месте у нас на КАМАЗе, конечно, стоит эффективное управление производством, дальше идет обслуживание, предиктивная аналитика» Фото: «БИЗНЕС Online»

Отвечая на вопрос модератора о том, насколько люди, занимающиеся инновациями на предприятиях, сами готовы внедрять цифровизацию, Муратов рассказал, что человек порой воспринимает цифровизацию как ситуацию из комедии-вестерна «Человек с бульвара Капуцинов»: придет некий волшебный искусственный интеллект, сделает «монтаж», и разом наступит повышение эффективности и всеобщее счастье. Но на самом деле это не так. Цифровизация — это про людей, которые ищут точки внедрения технологий, про людей, которые понимают, какие технологии можно внедрить и таким образом добиться эффективности. Отрасль сегодня развивается настолько стремительно, что человеку бывает очень сложно уследить за всеми нововведениями в экосистеме цифрового производства. В этой связи «Цифра» запустила бесплатные обучающие онлайн-курсы для инженеров и руководителей промышленных предприятий, на которых можно получить базовое представление о том, что же входит в экосистему цифровизации и какие задачи можно решить при помощи цифрового производства.

Муратов привел исследования одного авторитетного международного агентства, эксперты которого пришли к выводу, согласно которому цифровизация за четыре года уничтожит 75 млн рабочих мест, но при этом при помощи нее же будет создано порядка 130 млн новых, но в совершенно других областях. «Но когда мы копнули глубже, то выяснилось, что в России всего 60 процентов компаний готовы вкладываться в переобучение своих сотрудников. Возникает вопрос: откуда же возьмутся эти миллионы людей с новыми навыками, если бизнес не готов в них вкладываться?» — поделился директор по маркетингу компании «Цифра».

Муратов рассказал, что люди порой воспринимают цифровизацию как ситуацию из комедии-вестерна «Человек с бульвара Капуцинов»Фото: Олег Спиридонов

Сатдарова спросили о том, что может повысить производительность труда, помимо повсеместной роботизации? Он ответил, что повысить производительность труда может создание новых типов производств, например, люди учили бы роботов, а те, в свою очередь, выполняли бы за них их работу. «И все были бы довольны. Роботы без людей не будут существовать никогда. Терминаторов мы не создаем и не планируем создавать! — заявил он. Между тем Сатдаров отметил, что, сотрудничая с российскими компаниями в области роботизации, его фирме, несмотря на то, что, казалось бы, создавать новые производства и интереснее, и экономически целесообразнее, в российской действительности больше приходится работать над тем, как увеличивать эффективность на предприятиях, имеющих зачастую уже устаревшие технологии производства.

После завершения пленарной части Майоров рассказал, что членами машиностроительного кластера являются 300 предприятий, суммарный годовой оборот которых составляет более 600 млрд рублей. Компаниями, входящими в кластер, создано в общей сложности более 110 тыс. рабочих мест. Основная специализация участников объединения — это машиностроение, нефтехимия, нефтепереработка, энергетика и энергосбережение. Своеобразным лайфхаком от Майорова стала информация о том, каким образом можно привлекать инвестиции в реальный сектор экономики, пользуясь федеральной поддержкой. Для этого, как выяснилось, достаточно иметь приличный импортозамещающий инвестпроект и являться членом машиностроительного кластера Татарстана. Именно вхождение майоровского кластера в федеральный реестр минпромторга и дает его членам, как выяснилось, довольно существенные преимущества в части субсидирования своих затрат. Из 36 созданных в России кластеров 7 организовано в Татарстане, а основной своей задачей как председателя правления организации Майоров видит в содействии участникам кластера в создании инновационной продукции, ее экспорте, а также в привлечении льготного  финансирования из федерального бюджета для реализации инвестпроектов на территории РТ.

... Согласно постановлению министерства промышленности РФ, по линии кластеров можно привлекать до 50% субсидий в стоимости инвестпроекта Фото: Олег Спиридонов

Майоров рассказал, что возглавляемый им кластер сопровождает сегодня 10 инвестпроектов общей стоимостью 3,1 млрд рублей, из которых запрашиваемое финансирование составляет 2,1 млрд рублей. То есть своих собственных средств инвесторы вкладывают лишь 1 млрд. Планируется, что реализация этих проектов позволит создать 996 рабочих мест. Предправления машиностроительного кластера отдельно отметил, что сегодня, помимо традиционных мер поддержки, которые идут по линии минпромторга РТ, существуют возможности для привлечения финансирования в новые проекты и по линии промышленных кластеров. Согласно постановлению министерства промышленности РФ, по линии кластеров можно привлекать до 50% субсидий в стоимости инвестпроекта.

«Если вы вкладываете в импортозамещающий или экспортно ориентированный проект 1 миллиард рублей, то можно вернуть 500 миллионов! — рисовал заманчивые перспективы для бизнеса Майоров. — Благодаря этому рождается новая парадигма привлечения инвестиций в регионы. Таким образом, сегодня инвесторам, пришедшим в Татарстан, власти могут предлагать не только резидентство в ТОСЭРе или в ОЭЗ „Алабуга“, но еще и становиться членами соответствующего кластерного объединения для возмещения части своих инвестиций. И плюс ко всему нужно иметь в виду, что все наши инвестиционные институты, которые отвечают за привлечение инвестиций, могут оказывать вам помощь еще и в продвижении вашей продукции», — рассказал он, однако при этом отметил, что субсидироваться может только оборудование, купленное в лизинг. Субсидирование по кредитным программам не проводится. На реализацию данной программы на период до 2021 года из бюджета страны в общей сложности выделено 7,6 млрд рублей. На сегодняшний день на 5 проектов, реализуемых в стране, направлено 1,144 млрд рублей.

«Это компании из реального бизнеса. И каждый из вас тоже может получитьтакую субсидию, — живописал глава кластера. — По последнему приказу, который Денис Мантуров (министр промышленности и торговли — прим. ред.) подписал  по итогам состоявшегося в сентябре ежегодного конкурса, субсидии на 4,7 миллиарда будут направлены на финансирование 17 проектов, из них 2 проекта на общую сумму в 744 миллиона рублей реализуются в Татарстане». Субсидию на 497 млн рублей получили расположенные в ОЭЗ «Алабуга» завод «Алабуга Волокно» и аккумуляторный завод «Барс Технолоджи», которому возместили в виде субсидии 247,5 млн рублей.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (6) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.11.2018 09:06

    На фоне Талии все меркнет

  • Анонимно
    14.11.2018 10:05

    Талия огонь)!!!

  • maximteregul
    14.11.2018 10:40

    Талию за талию.

  • Анонимно
    14.11.2018 11:15

    Вывод; население нужно сокращать ибо роботы приходят. Дождались, "доголосовались" доипортотопоизамещались. Теперь безработица либо работа за еду!!!

  • Анонимно
    14.11.2018 12:25

    Работа за еду уже актуальна - вот подрабатываю пока в "просто работа" и ищу официальную работу но увы ещё не нашёл..

  • Анонимно
    14.11.2018 15:09

    Какое обилие комментариев к такому значимому ежегодному мероприятию!!!
    Признаться ожидал гораздо более бурного обсуждения. Недоумеваю, отчего такая "тишина в эфире", ведь и тема трендовая "цифровизация ..."

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль