Общество 
23.11.2018

Этот день приближали 30 лет: казанский Ми-38 купят и для Путина

КВЗ поднял в воздух первый серийный Ми-38, который задумали еще в конце 80-х. Первый заказ — от военных, перспективы коммерции сомнительны

На Казанском вертолетном заводе сегодня взлетел Ми-38Т — стартовая машина из первого для данного типа воздушного судна заказа. Пауза с серией затянулась, учитывая, что первый полет опытного образца был аж в 2003-м. КВЗ возлагает на 38-й немалые надежды, особенно на фоне кризиса спроса на Ми-8. Но, чтобы продать эти машины, придется изрядно попотеть — не каждый купит такую дорогую игрушку, практическое применение которой вызывает вопросы.

Эффектно, в облаках снежной пыли от винтов, предстал сегодня перед созванными на КВЗ журналистами новенький Ми-38 Эффектно, в облаках снежной пыли от винтов, предстал сегодня перед созванными на КВЗ журналистами новенький Ми-38

ВОЕННЫЕ БЕРУТ НА БУКСИР ПРОГРАММУ-ДОЛГОСТРОЙ

Эффектно, в облаках снежной пыли от винтов, предстал сегодня перед созванными на КВЗ журналистами новенький Ми-38. После скоростной рулежки машина с тяжелой грацией поднялась в воздух, выполнила несколько фигур пилотажа и покружила над заводом.

Впрочем, это не просто Ми-38 (полеты прототипов мы наблюдали не раз), а первая машина первого заказа, то есть первый серийный «38-й». Как известно, два таких вертолета в варианте Ми-38Т (десантно-транспортный) берет министерство обороны России. Заявлено, что на этих бортах будут только российские комплектующие. Из новшеств специально для военных отмечают авариестойкую топливную систему, дополнительный топливный бак, легкосъемные кресла для десантников, ролинговую оснастку для транспортировки автомобилей, дополнительные опоры стоек шасси для посадки на мягкий грунт. Машины должны сдать в 2019 году, при этом первая пройдет цикл испытаний в интересах военных.

Сегодняшний полет можно назвать важной вехой для российского вертолетостроения, ведь Ми-38 начали создавать еще в конце 80-х. Работа над проектом началась на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995 год, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Однако первый полет Ми-38 состоялся лишь 22 декабря 2003 года.


В 1994-м для продвижения программы создали ЗАО «Евромиль». МВЗ отвечал в нем за проектирование, наземные и летные испытания, КВЗ — за постройку прототипов, серийное производство, продажу и сопровождение вертолетов в СНГ, Eurocopter (компания образована в 1992 году в результате объединения вертолетных подразделений французской Aerospatiale Matra и германской DaimlerChrysler Aerospace; ныне — Airbus Helicopters) — за пилотажно-навигационное оборудование, международную сертификацию, продажу и обслуживание в дальнем зарубежье. Но в 2003 году Eurocopter вышел из состава учредителей «Евромиля».

Большой проблемой стали двигатели. На вертолет решили установить PW 127/TS от Pratt & Whitney Canada — своих двигателей такого класса не было. С ними и взлетел первый прототип. Предполагалось, что в Россию в виде комплектующих поставят до 500 двигателей (стоимость одного — $1,2 млн). Однако после российско-грузинской войны заокеанская сторона, сославшись на организационные изменения, пошла на попятную. В мае 2009-го появились сообщения, что канадцы выходят из проекта. Через год было заявлено, что проект сотрудничества с Pratt & Whitney Canada находится в стадии рассмотрения госдепом США, который очень беспокоит, что комплектующие будут использоваться на военно-транспортных машинах. В 2013 году двигатели так и не были поставлены, но тогда же стало известно, что единственным вариантом для Ми-38 видят разрабатывающийся петербургским ОАО «Климов» двигатель ТВ7-117В. Сегодня заявляют, что ТВ7-117В отработан, но достоверно подтвердить это можно будет, только когда начнется активная эксплуатация.

Сегодня управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров, отвечая на вопрос журналистов, есть ли у Ми-38 иностранные аналоги, вообще заявил, что их нет

ВЕРТОЛЕТ ПРОГРЕССИВНЫЙ, НО КТО ЕГО КУПИТ?

Вот только эксплуатантов еще предстоит поискать. Да, как справедливо заявляет КВЗ, машина вобрала в себя все актуальные наработки российских вертолетостроителей, она достаточно скоростная, с современной кабиной, высокой степенью автоматизации, в ней заложены решения, снижающие трудоемкость эксплуатации. Однако есть несколько но.

Во-первых, рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ — Ми-8/17: доля сегмента вертолетов с максимальной взлетной массой 16–20 т на сегодня составляет всего 3% мирового рынка винтокрылых машин. По сути, единственный конкурент в сегменте — итало-британский AW101. Сегодня управляющий директор КВЗ Юрий Пустовгаров, отвечая на вопрос журналистов, есть ли у Ми-38 иностранные аналоги, вообще заявил, что их нет.

Как бы то ни было, чтобы найти широкий спрос у коммерческих эксплуатантов, любому новому вертолету надо быть либо легче Ми-8, либо заметно тяжелее. Ми-38 — ни то ни другое. Его грузоподъемность — 5–6 тонн, у Ми-8 — 4–5 тонн. Разница несущественная, особенно если учесть, что Ми-8 уже обкатан и стоит в три раза дешевле. Эксперты справедливо указывают, что широкого эксплуатанта не интересует, что это Ми-38 — вертолет нового поколения, ведь его функции легко выполняют «восьмерки». К тому же сейчас конкуренты из Улан-Удэ сделали Ми-171А2, который по своим характеристикам близок к Ми-38, но дешевле в себестоимости и эксплуатации.

Ми-38 — это вертолет, который смогут купить только государственные структуры, при этом даже традиционным небедным потребителям вертолетных услуг — «Газпрому» и «Роснефти» — будет тяжело решиться на такую покупку

Во-вторых, цена. Как не раз говорили источники «БИЗНЕС Online», Ми-38 — это вертолет, который смогут купить только государственные структуры, при этом даже традиционным небедным потребителям вертолетных услуг — «Газпрому» и «Роснефти» — будет тяжело решиться на такую покупку. Сегодня Пустовгаров уклонился от ответа на вопрос «БИЗНЕС Online» о стоимости машины. Странно, что из этого делают тайну. Предположительно, это будет не менее $20 миллионов.

Впрочем, некогда Ми-38 и задумывался именно как дорогой вертолет, который бы продавали в количестве двух-трех машин в год, чтобы КВЗ мог переждать трудные времена. Дело в том, что спрос на Ми-17 цикличен, поэтому по классической вертолетостроительной схеме должна быть гамма техники, которая в любой момент, независимо от состояния рынка по той или иной продукции, должна заменить продукт, который перестает пользоваться спросом. Так, в конце 90-х на КВЗ задумали выстроить систему, которая бы не зависела от циклов». Речь идет о создании линейки продукции в дополнение к Ми-8/Ми-17: «Актай», «Ансат» и Ми-38. Поэтому странно, что сегодня говорят чуть ли не о массовой серии Ми-38. Например, Пустовгаров сообщал, что план на ближайшие три года — 16 машин.

Словом, найти покупателей будет сверхтрудно. Тем не менее дело движется. По данным источника «БИЗНЕС Online», помимо Ми-38Т военных, на КВЗ уже заложены еще два борта. Один, предположительно, будет бортом минпромторга России, второй пойдет в специальный летный отряд «Россия», обслуживающий высших чиновников, в том числе Владимира Путина. Отметим, что СЛО — традиционный покупатель продукции КВЗ.

Как отметил сегодня Богинский, сейчас программа по развитию санавиации распространяется только на 34 региона, это не дело — надо расширить ее до масштабов всей страны

…И НОВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ НАЧИНКА

Также сегодня на КВЗ прошла церемония передачи очередного медицинского «Ансата». Дело сопровождалось незаметной, но важной премьерой: Казанский агрегатный завод представил новый вертолетный медицинский модуль. Не зря его решил оценить и гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор агрегатного завода Георгий Муштаков, если ранее ценилась универсальность вертолета (то есть возможность быстро конвертировать его из медицинского в пассажирский), то с развитием программы санавиации появилась необходимость в чисто медицинских воздушных судах. Отсюда и новые требования к специализированному наполнению.

По его словам, раньше, для того чтобы модуль было удобно снять-поставить, приходилось жертвовать удобством загрузки пациента, поэтому были нарекания от эксплуатантов. Сегодня проблема решена. Новая, неснимаемая медицинская начинка «Ансата» состоит из нескольких частей, в частности, появилась самостоятельная загрузочная платформа. Теперь в вертолет можно без усилий загружать как носилки, так и стандартную каталку скорой помощи. Кроме того, как заверил Муштаков, медицинские работники теперь будут размещаться в салоне более продуманно.

Как отметил сегодня Богинский, сейчас программа по развитию санавиации распространяется только на 34 региона, это не дело — надо расширить ее до масштабов всей страны.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
23.11.2018 16:49

Молодцы ребята. В условиях когда куча "блоггеров" и прочих тунеядцев сидят в инете - вертолетчики назло всем выпускают реальный продукт.
Словоблудием каждый горазд, попробуете хотя табуретку сделать.

  • Оптимист
    23.11.2018 16:10

    Купят военные, Росгвардия и прочие потребители бюджета

  • Анонимно
    23.11.2018 16:10

    Родилось нежеланное дитя! Родителям не нужен, родственникам не нужен. И куда его теперь? В детдом?

  • Анонимно
    23.11.2018 16:16

    в конце 80х... Мда... Старьё.

    • Анонимно
      23.11.2018 18:55

      Боинг 737 из 60-х

      Вертолет Чинук вообще из 50-х

      Старьё?

      • Анонимно
        23.11.2018 21:05

        Б-52 еще Вьетнам бомбил. Тоже старье?

        • Анонимно
          23.11.2018 21:38

          Вы путаете понятия: В -52 и Чинук, и 737-й - машины ПРОИЗВОДЯЩИЕСЯ и летающие уже 50 лет. Сотворённые на чертежах и опытно произведённые за 5-7 лет до своего серийного выпуска. И соответствовали или опережали своё время.
          А этот "заменитель" Ми-8 -го сотворён в 1986, а полетел через 30 лет, морально устарев 25 лет назад...

          • Анонимно
            23.11.2018 22:05

            Вы понятия не имеете о модификациях Ми-8. Так что в другом месте полемизируйте. Тут люди разбирающиеся.

            • Анонимно
              23.11.2018 23:45

              Ага.
              Скажите спасибо, что Москва не протолкнула идею оставить в 90-х один У-Удэнский завод...

  • Анонимно
    23.11.2018 16:20

    Поднимать машину в воздух 15 лет???!!! Почитайте в какие сроки ставили на крыло изделия в 70-х и 80-х годах. Одно слово осталось - эффективные менеджеры.

    • Анонимно
      23.11.2018 17:36

      на КАПО такие же менеджеры. сидят в своих кабинетах и ни разу в цехах не были

      • Анонимно
        25.11.2018 22:11

        Да иной раз технолога с конструктором не дождешься,лениво им свои пятые точки отрывать...А вы про менеджеров говорите.

  • Анонимно
    23.11.2018 16:28

    О, целый один вертолёт из эпохи совка! И то для военщины. Достижение! Я горда и счастлива!

  • Анонимно
    23.11.2018 16:30

    Это даже не прорыв - это прорывище!

  • Анонимно
    23.11.2018 16:41

    Гора родила мышь.

  • Анонимно
    23.11.2018 16:49

    Молодцы ребята. В условиях когда куча "блоггеров" и прочих тунеядцев сидят в инете - вертолетчики назло всем выпускают реальный продукт.
    Словоблудием каждый горазд, попробуете хотя табуретку сделать.

    • Анонимно
      23.11.2018 17:52

      Эти тунеядцы и троли только на кнопки могут давить и навальному поклонятся.еще обсирать свою страну.несчастные.

      • Воппер
        23.11.2018 18:19

        17;52 толсто. В методичке еще не исправили вам, что страна и власть это разные вещи?

        • Анонимно
          23.11.2018 18:56

          Расскажи нам воппер, на каком заводе трудишься, на каком станке реальный товар производишь?

          • Анонимно
            23.11.2018 21:07

            А он станок в глаза видел? Тяжелее клавы вещь вряд ли поднимал

          • Анонимно
            24.11.2018 08:43

            А скажите где заводы остались? И я хочу туда. Сейчас только оффиссы и плагктон

      • Анонимно
        23.11.2018 18:47

        Слава Богу, что не на бюджете сидят.

  • Анонимно
    23.11.2018 16:50

    Америкосы эти винтокрылые штампуют как пирожки, а у нас одна штука достижение. Смехота.

    • Анонимно
      23.11.2018 18:57

      Не смущает, что Американцы у квз вертолеты покупают?

      • Анонимно
        23.11.2018 21:23

        Так не для себя, а для своих сателлитов, которым американская техника не по карману.

        • Анонимно
          24.11.2018 20:22

          Их саттелитам и российская не по карману.
          Покупали американцы, за свой счёт в России

          Могли просто свое старьё отдать, но нет, покупали именно 8-ки

  • Анонимно
    23.11.2018 16:54

    а в чем его новизна, изюминка, преимущество? я что-то не понял.

    • Анонимно
      23.11.2018 19:27

      Дополнительный бак для топлива, читайте внимательнее!))

  • Анонимно
    23.11.2018 16:56

    Авионика и комплектующие в ней, тоже отечественного производства?

  • Анонимно
    23.11.2018 17:04

    И в чем заслуга в возможности продавать только бюджетным структурам?

  • Анонимно
    23.11.2018 17:07

    ужас....

  • Анонимно
    23.11.2018 17:09

    В общем опять кучка блохеров возбудилась. Камлайте дальше про амарику. А мой сын скоро на этой вертушке летать будет.

    • Анонимно
      23.11.2018 17:36

      Сочувствуем вашему сыну. Если ничего другого делать не может...

      • Анонимно
        23.11.2018 17:42

        Несусветная глупость

      • Анонимно
        23.11.2018 17:45

        Своему посочувствуй. Мой свою мечту реализовал. Тебе, ползающему, жителей неба никогда не понять. Просто завидуй.

        • Анонимно
          23.11.2018 17:50

          Мечта летать на старой советской вертушке )))

          • Анонимно
            23.11.2018 19:29

            Забавно читать рассуждения ...

            А "старая" советская вертушка это продолжение тразвитя темы ми-8, самого удачного в мире вертолета.

            На минуточку, он Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире (построено более 12000 экземпляров)

            И , на минуточку, он эксплуатируется больше чем в 80 странах мира.

            И,на минуточку, даже армия США их закупала.

            Но, комментаторам то видней...

            • Анонимно
              23.11.2018 23:22

              Идея ми-8 хороша была,но она исчерпала себя,замены нет и не будет

              • Анонимно
                25.11.2018 03:18

                Ну восьмёрка исчерпает себя только когда мы на Марс переселимся, я думаю..

  • Анонимно
    23.11.2018 17:14

    Зачем нужно было столько мучится? Оставили бы там, в прошлом. Да еще за 20 лямов. Бред.

  • Анонимно
    23.11.2018 18:02

    за границей питерский двигатель покупать не будут кот в мешке ппоэ
    тому продавать можно только в россии ми8 раньше поставлялись с украинским двигателем

    • Анонимно
      23.11.2018 18:20

      Еще как будут.

      • Анонимно
        23.11.2018 19:25

        не смотря на ваш восторг не будут именно поэтому прекратились приобретение вертолетов ми8 на квз и завод вошел в штопор

    • Анонимно
      23.11.2018 21:28

      Изначально вертолет проектировался с двигателями PW127TS. Заводу вполне под силу сделать экспортную модификацию с канадскими движками, был бы покупатель.

  • Анонимно
    23.11.2018 18:58

    Что не говори, красивая машина и от породистого родителя.

    Удачи машине! Чистого неба

  • Анонимно
    24.11.2018 10:31

    Почитайте "Нормандия - Неман". Как французские лётчики самолёты выбирали. Почему выбрали Як, а не Аэрокобру или Спитфайер? Франсуа де Жоффр хорошо это описал.

    • Анонимно
      24.11.2018 13:27

      А Покрышкин чего на Аэрокобре летал?просил Як,не давали?

  • Анонимно
    24.11.2018 10:32

    На чем летал Кожедуб

  • Анонимно
    25.11.2018 01:31

    в условиях , когда Россия прекратила выпуск гражданских самолетов и региональных самолетов для авиакомпаний нет , Ми-38, вмещая до 25 пассажиров, может начать использоваться на региональных маршрутах . Причем , он может быть даже удобнее, если посадочные площадки сделать в городах. Тогда время на перемещение пассажира может быть то же самое, что и полет на самолете , который имеет большую скорост, но до самолета нужно добираться, т.к. Аэродромы располагаются далеко от города.
    Т.е. у Ми-38 есть еще много возможностей, в виду его большой грузоподъемности.

  • Анонимно
    25.11.2018 13:39

    Билет на вертолет получится золотым - эксплуатация вертолета намного дороже, чем у самолета

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль