Общество 
12.12.2018

«Жетончики теперь остаются для гостей города как сувениры»

#безналичныйтатарстан: все станции метро Казани переведены на бесконтактную оплату — очередь за автобусами

«Не в заработке дело», — отводил подозрения представитель Mastercard в России на церемонии завершения модернизации системы оплаты в казанском метро. В чем отличие казанского «бесконтакта» в метро от нижегородского, каким образом выбрали самую безналичную семью метро столицы РТ и как идет карточная революция в Зеленодольске, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Все 120 турникетов 11 станций казанского метро теперь принимают бесконтактные банковские карты Все 120 турникетов 11 станций казанского метро теперь принимают бесконтактные банковские карты

«НАЛИЧНЫЕ — ЭТО БАНКОМАТЫ. А ЧТО ТАКОЕ БАНКОМАТЫ ДЛЯ БАНКОВ? ЭТО БОЛЬШОЙ РАСХОДНЫЙ ЭЛЕМЕНТ»

Вчера в вестибюле станции метро «Дубравная» под шум финиширующих и стартующих поездов объявили о завершении модернизации системы оплаты. Помимо уже имеющихся транспортных карт и автоматических аппаратов для продажи жетонов, которые позволили МУП «Метроэлектротранс» полностью отказаться от касс, все 120 турникетов 11 станций метро теперь принимают бесконтактные банковские карты. Турникеты считывают все устройства с использованием бесконтактной технологии. Для этого годятся браслеты, смартфоны, часы, платежные сервисы Samsung Pay, Apple Pay, Google Pay. Стоимость проезда при такой оплате на два рубля дешевле и составляет 23 рубля — в общем, как по транспортной карте.

«В кулуарах мы даже шутили, что жетончики теперь остаются для гостей города как сувениры, — сказал на церемонии директор по развитию бесконтактных технологий и транспортных проектов Mastercard в России Антон Шигапов. — На самом деле такие проекты очень сложные, требуют больших усилий, внимания к деталям. Здесь много технических моментов».

Бесконтактная оплата и проход через турникет Антона Шигапова (справа) и Рушана Сахбиева были символичными Бесконтактная оплата и проход через турникет Антона Шигапова (справа) и Рушана Сахбиева были символичными

Всем функционалом новой системы первые пассажиры начали пользоваться еще 10 декабря. Так что бесконтактная оплата и проход через турникет управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушана Сахбиева и Шигапова были символичными. Пассажиры уже во всю прикладывали свои банковские карты к считывателям, пробегали через турникеты, успевая на ходу сказать журналистам, что так удобнее и быстрее.

«Казалось бы, пустяковая вещь, а это то удобство, о котором мы в повседневной жизни не задумываемся, из таких мелочей формируется образ города, — сказал Сахбиев. — Я могу сказать, что многие лучшие города мира мы еще и опережаем в этой части. Теперь пассажиру метро можно не задумываться о том, как пройти, где оплатить, где стоит автомат, где найти кассу. Согласитесь, вроде мелочь, которая отвлекает много времени, особенно если ты гость города. Мы стали на шаг ближе к цивилизации, скажем так».

Переход на бесконтактную оплату — совместный проект МУП «Метроэлектротранс», Сбербанка России, правительства РТ, мэрии Казани и Mastercard. Подрядчиком выступили компании «Инфоматика» и «Лантер». Сумму расходов на модернизацию представители участников проекта назвать затруднились.

Автоматические аппараты для продажи жетонов позволили МУП «Метроэлектротранс» полностью отказаться от касс Автоматические аппараты для продажи жетонов позволили МУП «Метроэлектротранс» полностью отказаться от касс

«С точки зрения транспорта проект является для нас низкомаржинальным. Но здесь не в заработке дело! Момент в том, что мы приучаем людей пользоваться банковскими продуктами, уходить от наличных, — ответил на вопрос «БИЗНЕС Online» Шигапов. — Наличные — это банкоматы. А что такое банкоматы для банков? Это большой расходный элемент, нагрузка на инфраструктуру. Мы понимаем, что карточками с каждым днем мы можем платить все больше и больше. Благодаря совместному запуску мы имеем возможность упростить жизнь пассажиру, чтобы ему не приходилось снимать наличные. Благодаря запуску таких проектов мы надеемся, что расходы на побочную инфраструктуру банка будут снижаться».

К слову, Казань стала вторым городом в России после Нижнего Новгорода, где можно воспользоваться бесконтактной картой на каждом турникете метро.

«Здесь все встроено, единый ридер, не надо к разным местам прикладывать разные карты», — сказал о преимуществах казанских считывателей над нижегородскими руководитель проектов компании «Инфоматика» Линар Насыров, уточнив, что на переоборудование ушло несколько месяцев, а все дальнейшее обслуживание на себя возьмет «Метроэлектротранс».

ХОД КАРТОЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ И ПЛАНЫ ПО БЕЗНАЛУ В АВТОБУСАХ КАЗАНИ

Напомним, что в 2016 году казанский метрополитен стал третьим городом в России после Новосибирска и Санкт-Петербурга, где появилась возможность бесконтактной оплаты на турникетах. Тогда было оборудовано по одному терминалу на каждой станции. С того момента свыше 600 тыс. человек оплатили проезд бесконтактным способом, а в сентябре 2018 года банковскими картами оплачивали уже 15% всех поездок в метро.

Введение бесконтактной оплаты на станциях в 2016 году сопровождалось поиском технологических решений. Универсальный ридер позволил считывать и банковскую, и транспортную карту, и жетоны.

«С тех пор мы смотрели, оттачивали технологию на предмет того, где и какие есть нюансы, где хорошо работает, а где — плохо, как обстоят дела со связью, как проходят транзакции. Все эти моменты мы выверили, проверили, вычистили, отшлифовали наждачкой с мелкой крошкой. Все работает надежно, бесперебойно», — сказал Шигапов.

Сбербанк назвал самую безналичную семью казанского метро, которой стала семья Линара и Лилии Кашаповых Сбербанк назвал «самую безналичную» семью казанского метро, которой стали Линар и Лилия Кашаповы

Тут церемония сделала неожиданный поворот — Сбербанк назвал «самую безналичную» семью казанского метро, которой стали Линар и Лилия Кашаповы. С сентября по ноябрь они больше, чем кто-либо, совершили вдвоем 292 поездки в метро, оплатив их бесконтактным способом. «На самом деле мы не ожидали такого новогоднего подарка», — сказала Лилия, уточнив, что в основном это ежедневные поездки на работу и домой. В подарок им не только титул, но и бесплатные поездки на метро в течение следующих 6 месяцев.

Напомним, Сбербанк продвигает в республике проект «Безналичный Татарстан» (в соцсетях #безналичныйтатарстан), включающий и карту жителя Зеленодольска, которую кредитная организация выдает совместно с Ак Барс Банком. В 2016 году планировалось, что карты получат 75,2 тыс. жителей (в целом городе проживают около 100 тыс. человек).

«Конечно, объемы выдачи уже не те, основную часть выдали, — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель проектов отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России Артур Семашов. — Самая популярная услуга по карте жителя — транспорт. На втором месте — запись к врачу, выписка электронных рецептов и услуги детской молочной кухни. Мы видим, что по структуре оборотов, динамике люди в Зеленодольске пользуются картами где-то на 5–6 процентов больше, чем в Казани».

В столице РТ же валидаторы с бесконтактной системой оплаты появились в этом году и на троллейбусных, трамвайных маршрутах казанского «Метроэлектротранса». Председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков ранее заявлял, что в перспективе появится возможность оплаты проезда с помощью банковских карт и в автобусах. По словам Семашова, параметры проекта обсуждаются с перевозчиками, но окончательного решения пока нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (23) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.12.2018 08:48

но если все кассы закрыты и кассиры уволены , им зарплату платит не надо , инкасации нет , свет отключили в кассах итд , значить проезд должен снизиться на 5-7 рублей? а у нас только повышаеться, если и на автобусах будет безналичная оплата , уволять кондукторов и тут проезд должен снизиться до 20 рублей.

  • Анонимно
    12.12.2018 08:02

    Недавно пришлось ехать на такси, не было налички на автобус. Частная проблема

  • Анонимно
    12.12.2018 08:07

    Я что-то не пойму, в чем открытие то? Еще летом можно было оплатить проезд банковскими картами прямо на турникетах!

    • Анонимно
      12.12.2018 08:22

      Раньше не всегда срабатывало. И турникет не все карты видел. А сейчас все работает в лучшем виде. Побольше бы таких нововведений. Меньше бумажек - больше электроники. Глядишь - и бюрократия исчезнет сама собой!

    • Анонимно
      12.12.2018 08:32

      Можно было, но не на всех турникетах и не на всех станциях. А теперь повсеместно.

    • Анонимно
      12.12.2018 11:02

      В Екатеринбурге такая функция уже давно в метро есть. Был летом там, был приятно удивлен, что не надо стоять в очереди за жетоном.

  • Анонимно
    12.12.2018 08:42

    Визу принимает?

  • Анонимно
    12.12.2018 08:48

    но если все кассы закрыты и кассиры уволены , им зарплату платит не надо , инкасации нет , свет отключили в кассах итд , значить проезд должен снизиться на 5-7 рублей? а у нас только повышаеться, если и на автобусах будет безналичная оплата , уволять кондукторов и тут проезд должен снизиться до 20 рублей.

    • Анонимно
      12.12.2018 09:29

      "ЩАЗ!" - хором крикнули владельцы ПАТП... У нас в РФ все только дорожает, хотя я с вами АБСОЛЮТНО согласен.

    • Анонимно
      12.12.2018 09:49

      Метро в Казани убыточно. Должны были поезда ездить без машинистов, но такое пока не разрешено в РФ.

    • Анонимно
      12.12.2018 11:59

      Безналичная оплата, но валидаторы, считывающие оплату у кондукторов.

    • Анонимно
      12.12.2018 16:44

      верно, но нельзя категорично говорить о том насколько именно возможно будет сократить стоимость проезда, потому как мы с Вами не владеем информацией о ценообразовании на данных предприятиях и не видим какую долю в структуре общих затрат, которые ложатся на себестоимость, занимают (занимали) зарплаты билетеров и накладные расходы на обеспечение их функции.

      вот если бы увидели аудиторское заключение, то могли бы рассуждать о цифрах.

    • Анонимно
      12.12.2018 18:01

      Это как дать вам бесплатно хлебушек и объявить о значительном улучшении качества вашей жизни.
      Экономия на этих расходах может быть составима с зарплатой директора Метроэлектротранс. Есть гораздо значительнее расходы. Вы предлагаете снизить на 20% выручку, с которой и так не окупается метро.

  • Анонимно
    12.12.2018 09:41

    Если на карте нет денег, или стоит лимит на списание, то турникет все равно пропустит, но потом попытается несколько раз списать сумму за проезд. На следующий день система повторит попытку (в транзакциях будет "метро_что-то_там DOLG") и при не успешном списании карта будет добавлена в черный список.
    Что будет делать Метроэлектротранс, если пассажир начнет каждый день плодить виртуальные карты в связке с NFC и кататься на халяву?
    Сырая система, дырявая...

    • Анонимно
      12.12.2018 10:09

      Сплю и вижу, как каждый пассажир с NFC-телефоном в кармане начинает плодить "левые" пустые карты )

    • Анонимно
      12.12.2018 12:07

      Если POS-терминал, встроенный в туникет не может поставить сумму платежа на холд, то транзакция не пройдет и турникет не откроется. Да, можно потратить деньги с карты и пока сумма не списана с рассчетника, можно опустошить счет в кассе, но это называется неразрешенным овердрафтом и за такие финты ушами придется заплатить много процентов.
      Виртуальную карту выпускает либо банк, либо платежная организация, а не клиент и она привязана к какому-то счету (банковскому, лицевому и тд). При этом у эмитента виртуальной карты есть информация о ее пользователе. Пара попыток обмануть систему и общение с недовольными безопасниками практически гарантировано.

  • Анонимно
    12.12.2018 12:33

    отлично! давно пора

  • Анонимно
    12.12.2018 16:50

    наличные лучше. все это шапито. аттракционы и метроиспоосбы оплаты каргокульт 30 тысяч казаснцев ездят на метро каждый день ИВСЕ это курам на смех по уму метро закрыть надо.А не плодить убытки

  • Анонимно
    12.12.2018 17:23

    Ребенку сделал бесконтактную сберкарту для оплаты в трамвае, пару раз деньги сняли в автобусе, а потом перестало работать, хотя деньги на карте есть. Плюнул и пришлось снова использовать транспортную карту, хотя не удобно, надо оффлайн пополнять транспортную карту.


  • Анонимно
    12.12.2018 22:37

    Лучше б сделали как в Москве - единая карта Тройка для всех видов транспорта, да ещё проезд по ним со скидкой.

    • Анонимно
      12.12.2018 23:38

      Нам до Москвы еще далеко, там и по социальным картам на всем транспорте можно и на электричках по области.

  • Анонимно
    13.12.2018 08:37

    Автоматы вообще странные, положила 25 рублей (заранее отсчитала два раза), говорит, 11 рублей только положили, зажал 14 рублей, пришлось еще добавлять, фигня какая-то. Мелочь а неприятно

  • Анонимно
    13.12.2018 10:50

    Вот когда будет установлен срок действия купленного билета на какой-то определенный срок для поездок с пересадками на разных видах транспорта - можно будет говорить о каком-то "прорыве".
    Как в Праге, например, купил билет и можешь ездить, пересаживаясь с одного вида общественного транспорта на другой

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль