Политика 
30.12.2018

Сергей Марков: «Продолжается гибридная война глубинных структур против Владимира Путина»

Президента специально дезинформируют, чтобы он выглядел неадекватно, уверен известный политолог

«Выборы 2019 года будут носить экзистенциальный характер», — утверждает Сергей Марков. На выборах опять наделают ошибок, рейтинг Путина опустится еще ниже, после чего Запад начнет атаку по всем фронтам с целью его свержения. При этом патриотическая часть гражданского общества постепенно теряет доверие к президенту, поскольку не видит реализации своих надежд и требований, особенно в вопросе с пенсионной реформой. Да еще и политическая аналитика деградировала и обслуживает пропаганду.

«Патриотическая часть гражданского общества постепенно теряет доверие к президенту» «Патриотическая часть гражданского общества постепенно теряет доверие к президенту» Фото: kremlin.ru

ПОБЕДА ПУТИНА И КРИЗИС ЗАПАДА

— Какие, на Ваш взгляд, основные события произошли в 2018 году?

— Я бы выделил прежде всего прошедшие выборы президента России и продолжающееся управление команды Владимира Путина, которое происходит уже более 20 лет. А также продолжающийся кризис Запада, который выражается в столкновении олигархии и глубинного государства, с одной стороны, и демократических институтов — с другой стороны. Как часть этого на Западе происходит деградация уровня свобод, что выразилось в поддержке очевидных террористов в Сирии, на Украине. Деградация свободы слова в отношении того, что происходит в России, Украине, Сирии.

Также я бы объединил эти тенденции и отметил, что продолжается гибридная война этих глубинных структур против Владимира Путина и его команды. Главное, в чём они провинились перед олигархией — настаивание на суверенитете страны. Я бы отметил тут даже снижение качества принимаемых решений.

Все основные события года укладываются в эти тенденции. Казус Скрипалей, как обвинение России в применении оружия массового поражения, и подведение базы под то, что российское руководство является преступным и заслуживает свержения.

Пенсионная реформа. Её смысл в том, что она было принята не системно и без учета последствий. А ещё был отказ от приморских выборов. Смысл был в том, что вначале голоса были отданы кандидату по сути «против всех», но потом власть консолидировалась и обеспечила выигрыш своему кандидату. Выигрыш получился сверхзатратным, пришлось даже столицу округа переносить во Владивосток. Кампания получилась федерального уровня, с критикой властей федерального уровня, так что победа вышла пиррова.

Ещё я бы выделил три победы популистов в мире — правительство популистов в Италии, победа популиста Трампа на промежуточных выборах в США и массовое движение «жёлтых жилетов» во Франции.

«ЛЮДИ ВЫНУЖДЕНЫ СКРЫВАТЬ СВОЮ ЯРКОСТЬ, ПОТОМУ ЧТО ОНА АКТИВНО ПОДАВЛЯЕТСЯ»

— Какие изменения претерпела власть в 2018 году?

— В российской власти укрепились позиции прозападных либералов. Позиции Кириенко в политическом блоке, а в экономическом — связки Кудрин-Орешкин-Силуанов-Набиуллина. Проявилась деградация административного управления. К концу года это проявилось в истории с цифрами, которые предоставили президенту на итоговой пресс-конференции. К этим цифрам явным образом было проявлено огромное недоверие практически у всех, кто там был.

В результате после пресс-конференции президент встретился с Медведевым и публично под камеры выразил недовольство, а вскоре был сменён руководитель Росстата. Вся эта история означает признание Владимира Путина, что его дезинформируют о состоянии дел в социально-экономической сфере, и я не уверен, что это чисто административная ошибка и в ней нет политической составляющей, что вокруг президента не формируют специальный информационно-дезинформирующий кокон, чтобы он не знал о реальной ситуации в стране.

Я бы отметил ещё, что в очень слабом состоянии находятся такие публичные институты, как «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт. Они практически не участвуют в дискуссиях, общенациональных дебатах по важным темам, к тому же многие представители «Единой России» угодили в имиджевые и коррупционные скандалы. Можно сказать, что за предыдущее время прошел серьезный процесс ликвидации ярких личностей в этих структурах, их бюрократизация и в значительной степени — омертвление. На сегодня власть почти лишена возможности воздействовать на эти структуры, хотя у них есть и свои плюсы. У «Единой России» это мощная организационная структура, но плохой имидж. У народного фронта наоборот, и хотя и там и там много ярких людей, но они вынуждены скрывать свою яркость, потому что она активно подавляется.

Про Путина можно сказать, что он был менее активен, чем в предыдущие годы. Резко снизился рейтинг в связи с серьёзными административными ошибками, вроде той же пенсионной реформы и в связи с деградацией «Единой России» и ОНФ. На сегодня у нас сохраняются фактически только такие социальные институты, как федеральные телеканалы.

«ВЫБОРЫ 2019 ГОДА БУДУТ НОСИТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР»

— Готова ли власть к новым вызовам и новой повестке в 2019 году?

— Я считаю, что выборы 2019 года будут носить экзистенциальный характер. Будет сделано ещё несколько ошибок, рейтинг Путина опустится ещё ниже, а после этого начнется «идеальный шторм»: Запад начнёт атаку по всем фронтам с целью свержения Владимира Путина. А как готова та или иная структура к таким экзистенциальным выборам — непредсказуемо.

— Какие новые тенденции в гражданском обществе наблюдались в 2018 году?

— Новых-то тенденций нет, но есть несколько моментов отличий от предыдущих тенденций. Патриотическая часть гражданского общества, которая составляет большинство, постепенно теряет доверие к президенту, поскольку не видит реализации своих надежд и требований, особенно в вопросе с пенсионной реформой, огромной коррупцией регионального уровня и так далее.

Ещё одна важная тенденция — продолжающееся формирование корпуса бюрократических лоялистов, которые поддерживают любые зигзаги власти. Это уже большой корпус людей.

Надо отметить и рост акций по экологической проблематике, которая вызывает всё больше эмоций у населения. И здесь тоже проявляется противоречие: большинство участников тех же экологических акций поддерживают президента, как символ государственности, но все чаще недовольны конкретной политикой, которая четко обозначилась и будет проявляться и дальше.

Тенденции нарастания протеста есть, но протест требует, чтобы его кто-то возглавил. А что мы видим? Есть прозападная часть лидеров, которая неспособна возглавить протестное движение, потому что воспринимается как предатели и России и демократических ценностей. Патриотическая часть не хочет возглавлять эти протесты, потому что еще не хочет выступать против Путина. Она считает, что если ты хочешь добра своей стране, то не должен быть с теми, кто желает ей зла. А лоялистская общественность, естественно, и не готова к этой цели. Но, может быть, появится какая-то четвертая сила или пойдет процесс самоорганизации, как во Франции, где «глубинное государство» фактически разгромило все политические партии, они закостеневают и не способны отвечать на вызовы, как «Единая Россия».

«ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ТЕБЯ НЕ ТРАВИЛИ, ПРИХОДИТСЯ БЫТЬ СЕРЫМ»

— Есть ли у политологов, политтехнологов серьезные проблемы и насколько сегодня востребованы их услуги?

— Для политтехнологов уходящий год без сомнения был счастливым. Произошел перелом тенденции. Раньше они были не нужны в связи с тем, что власть абсолютно доминировала. А сейчас обнаружились серьёзные проблемы, выборы стали более конкурентными, даже если в роли конкурента выступает кандидат «а пошли вы все на хрен». В результате политтехнологи в следующем году будут востребованы лишь еще больше, что показали те же выборы в Приморье.

Что же касается политического анализа, то он пока пребывает в тяжелом состоянии и продолжается его деградация. Она связана с тем, что крайне малое финансирование гуманитарных наук, фактически ситуация холодной гражданской войны в общественном сознании, когда люди обвиняют друг друга, что противник является пропагандистом и в связи с этим не обладает правами гражданскими по сути дела, что люди не способны вести диалог. А внутри происходит кластеризация этих дискурсов, постепенно превращающаяся в капсулизацию. Происходит нагнетание пропагандистских методов и техник, и внутри тоже становится трудно возможным диалог. Сообщество находится в поиске — можно ли восстановить интеллектуальный диалог как форму существования интеллектуального класса, а не его выражение в форме телевизионных шоу, уйти от самоцензуры и травли. А люди боятся травли — если ты хочешь, чтобы тебя не травили, приходится быть серым.

«Новые Известия», 27.12.2018

Сергей Александрович Марков — кандидат политических наук, генеральный директор НП «Институт политических исследований», член совета по внешней и оборонной политике, сопредседатель совета по национальной стратегии, председатель правления «Византийского клуба», член Общественной палаты РФ. Был депутатом Государственной Думы РФ пятого созыва от партии «Единая Россия», членом парламентской ассамблеи Совета Европы (2007–2011). Автор и соавтор нескольких монографий.

Родился в 1958 году в Дубне, Московская область.

Трудовую деятельность начал слесарем КИП и автоматики на Дубненском машиностроительном заводе. Три года учился в Московском авиационном институте на факультете летательных аппаратов, окончил с отличием философский факультет Московского государственного университета им. Ломоносова (1986). Проходил стажировку в университете Висконсин — Мэдисон (США, 1993).

Преподавал философию в Дубненском филиале МИРЭА, с 1989 года преподает в МГУ. Читал лекции в Columbia University, Berkeley University, Stanford University, University of California Los Angeles, Harvard University, Georgtown University, Университет Сорбонны, RAND Corporation и многих других.

Был старшим научным консультантом Национального демократического института США (1990–1999), научным сотрудником Московского центра фонда Карнеги (1994–1997).

В 2012 году был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
30.12.2018 09:05

Старые песни о главном
Плохие бояре копают под хорошего царя

  • Оптимист
    30.12.2018 09:05

    Старые песни о главном
    Плохие бояре копают под хорошего царя

    • Анонимно
      30.12.2018 09:43

      Так и есть. Вокруг него только правые.

    • Анонимно
      30.12.2018 17:53

      Позвольте возразить ,то ВВП информируют неверно....
      Фсб всегда знает реальную ситуацию
      И наверняка сообщают.
      А если его обманывает, значит не контролирует подчиненных. Тогда зачем он нужен.

  • Азат Д
    30.12.2018 09:20


    Чего? Путин поднял пенсионный возраст, а кто против, тот тот враг в гибридной войне?

    Он что, людей за дураков считает.



  • Азат Д
    30.12.2018 09:21


    За Путина силовики, и кто от него кормится, и то их санкциями прижали.

  • Анонимно
    30.12.2018 09:29

    Да, да, конечно. И ведь 90% населения верят этому.

  • Анонимно
    30.12.2018 09:30

    Что путного можно услышать от человека у которого мозгов хватило только на три курса МАИ но вполне хватило на получения диплома по болтологии.И вот такие люди пытаются нам пудрить мозги.

    • Анонимно
      30.12.2018 17:34

      9.30. Кандидат наук - директор института, всероссийский эксперт. Дожили.
      Где наши академики - смена Абалкину, Аганбегяну...

  • Анонимно
    30.12.2018 09:39

    Не согласен с Марковым практически во фсем. Выборы у нас уже с 1996 года со второго тура уже образно говоря не выборы. Путина никто свергать не будет несмотря на того что есть часть недовольных им в обществе в силу того что образно говоря разгребать то что есть это супертрудная задача для нового лидера практически невыполнимая и самая главная и них это удержать страну от распада так как что такое Путин это же не просто Путин а представитель КГБ а КГБ это было последнее при распаде СССР в которое народ верил.А придет новый из правых или умеренных из буржуазии то на мой взгляд удержать страну от распада он вряд ли сможет.Если брать левый вариант то те левые которые есть они тоже вряд ли спасут страну от развала на мой взгляд так как они на мой взгляд только на словах левые.Если придут радикальные левые как в октябре 1917 г то тогда на мой взгляд что то получится как тогда но это опять на мой взгляд кровавые сопли,частичная национализация,частичная конфискация,люстрация и прочая,прочая,прочая иначе говоря слом существующей системы силовыми методами это очень огромная,трудная работа и за нее на мой взгляд вряд ли кто возьмется и найдется.

    • Азат Д
      30.12.2018 09:54


      А почему 17 произошел, 91 и сейчас назревает? потому что нет демократии. Власть сама по себе(за счет народа), народ сам по себе.

      • Анонимно
        30.12.2018 10:47

        Как можно из за умозрительной демократии пойти на крайности 17 или 91годов? Кто за результат ответит?

        • Азат Д
          30.12.2018 11:08


          Вот потому что к демократии, к воле народа презрительно относились, поэтому и произошло. И вы сейчас презрительно относитесь, вот и грянет.
          Народ не простит повышение пенсионного возраста при том уровне жизни. И не надо сравнивать с Западом, где человек может не работать, на пособие жить, а работающий человек априори не бедный, обеспеченный.

          • Анонимно
            30.12.2018 11:29

            Народ не при чем. Демократия - власть меншинств: политических, экономических, националистических и прочих.

  • Анонимно
    30.12.2018 09:39

    Ну, дык. Плод бесконечных, безнаказанных переделов собственности сладок.

  • Анонимно
    30.12.2018 09:45

    Прочитав биографию. все стало понятно.

  • Анонимно
    30.12.2018 09:48

    "А также продолжающийся кризис Запада, который выражается в столкновении олигархии и глубинного государства, с одной стороны, и демократических институтов — с другой стороны. Как часть этого на Западе происходит деградация уровня свобод, что выразилось в поддержке очевидных террористов в Сирии, на Украине. Деградация свободы слова в отношении того, что происходит в России, Украине, Сирии."

    Мда круто кашу накрутил
    То ли дело в России! Нет демократических институтов и поэтому олигархия и глубинное государтство чувствуют себя прекрасно!

  • Анонимно
    30.12.2018 09:49

    "Кандидат наук",когда начинает говорить такое ощущение,что имеет три класса образования и коридор...

  • Анонимно
    30.12.2018 09:49

    Я согласен с Марковым. Россия встаёт на распутье. Что после Путина? Россия развивается и меняется очень быстро. Три года назад казалось что вертикаль непоколебима, ан нет - сегодня затрещала и чует впереди большие изменения.. Но самое интересное - что и Путин уже не тот. Устал и поник. Так что дальше? Какова судьба России?

    • Чепига
      30.12.2018 11:10

      Как обычно- сначала смута потом передел и далее по кругу
      Формуле уже 1000 лет))

      Пока наш народ не уяснит для себя что госуправление на основе "царь холопы бояре" это плохо ничего не изменится!

      Без реальных демократических институтов - настоящая оппозиция, свобода СМИ, независимая законодательная власть, независимый суд и неучастие силовиков в политике- Россия будет вечно топтаться на месте и ходить по порочному кругу ручного управления (что хочу то и делаю по сути) которое очень удобно для обогащения приближенных друзей и чиновников но очень вредно для страны и народа в целом

      • Анонимно
        30.12.2018 11:31

        Ну, дык. Сначала замутят, потом выступят гарантами. Старо....Пусть сначала научатся соблюдать существующие гарантии.

      • Анонимно
        30.12.2018 14:06

        : 11:10 ...будет вечно топтаться на месте и ходить по порочному кругу ручного управления ....
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/408380
        Не будет ходить по кругу. Исторический лимит циклов исчерпан. Бабы не нарожают (с). "Союзники А и Ф" (с) не помогут. А желающие оприходовать "жизненное пространство" (с) есть и на западе и на востоке. Разделят и не дадут пикнуть. Необразованный пипл не понимает и пока терпит, молчит. Но уже сейчас видны факты эрозии власти, управления, финансов, производства, хозяйства, инфраструктуры, экологии на местах, которые не преодолеваются даже после незначительных обострений и ЧП. Если посыплется повседневная жизнь, лавину распада уже ничто не остановит.

        • Анонимно
          30.12.2018 15:08

          "Жизненное пространство"обычно "оприходывают" в более теплых местах. Дворяне жили в столицах и в Парижах, управляющие переводили им "образованные" деньги. А "пипл" вовремя надо кормить, улучшать рацион, чтобы не было ЧП и обострений и тем более "лавин распада".

  • Анонимно
    30.12.2018 09:56

    Ох уж эти бояре!

  • Анонимно
    30.12.2018 10:01

    Казачок то засланный! Гражданство не двойное, случаем? ))
    Впрочем, вся власть какая-то засланная, в начале СССР (сегодня дата), теперь и за РФ взялись.

  • Анонимно
    30.12.2018 10:20

    А что ещё можно услышать от бывшего депутата Единой России. Наверное и законы такие принимают...

  • Анонимно
    30.12.2018 10:28

    10:01.Разве только он? Большинство политологов и прочих обслуживающих власть и кормящиеся от нее это ведь тоже чьи то и мы знаем чьи засланцы.

  • Анонимно
    30.12.2018 10:30

    Друзья данный пропагандист вводит нас налогоплательщиков и избирателей в глубокое заблуждение.
    Путин у власти почти 20 лет и он назначает и мененяет местами министров,его верный соратник Медведев тоже давно рядом с ним.

    Ничего положительного для России не сделано:очень много школ,садиков,фельдшерских пунктов и других учереждений закрыла данная власть по всей России матушке и в замен ничего. Поняли пенсионный возраст и убили малый бизнес с небольшими производствами. Разрушили систему здравохранения.
    Рассорились со всем миром и заставляют обычных россиян страдать от санкций.

  • Анонимно
    30.12.2018 10:38

    9:54.Это очень сложный вопрос и многофакторный.Я не согласен Азат с вами что власть КПСС была сама по себе а народ сам по себе.КПСС на 90% была с народом но позволила пройти на высшие должности ревизионистам в лице на мой взгляд детей и внуков бывшего правящего класса царской России.Образно говоря они первыми известили о распаде СССР президента США а не президента СССР Горбачева и Горбачев в свое время очень хорошо сказал о них то что он о них думает и сказал что в не будет участвовать в этом.

  • Анонимно
    30.12.2018 10:52

    Как там у Ленина. Верхи не могут управлять по старому, низы не желают. Не хватает движущей силы, способной возглавить мирный демократический процесс перемен. Марков все сказал правильно. В ближайшее время третья компонента должна появиться, но ее появление давит спецслужба, кузница руководителей всех мастей и олигархии. Так что внутри она не появится. Ее могут лишь внести извне, купив на немалые денежки нужных людей. В общем, похоже, будет очередное предательство со стороны власти.

  • Анонимно
    30.12.2018 11:34

    марков не там выступает, ему надо на передачи с участием юмористов. такой талант!

  • Анонимно
    30.12.2018 11:53

    Семья Ленина была справа, чего лично ему не хватало никто не знает? Власти или денег?

  • ПанАлекс
    30.12.2018 11:59

    Юморист! Путина у него обманывают, за что главу Росстата увольняют! Ой, глупость несусветная!
    Главу Росстата уволили за дичайшие противоречия в цифрах и выводах! Похоже уже всем наплевать на нестыковку цифр, явную фальшивость "успехов" и не боятся уже "царского гнева"! Да и сам Путин такую пургу навел в конце года, вдруг предоставив своей Администрации право выдавать паспорта и гражданство! Поневоле поверишь в отсутствии прав на это у МВД и МИДа!
    Главный же вывод из статьи, что С.Марков очень рад, что снова политтехнологи востребованы и ему подкинули бюджетных деньжат!
    Но кого уже могут запудрить эти политтехнологи? Лично за последний год встретил только 2х женщин, кто категорически "За-Путина" и не желал про него слышать "ничего плохого". Все остальные в диапазоне - как минимум, считают виновным в бездельничании, безответственности и бессердечии в ухудшении своей жизни, и как максимум, уверены в возглавлении циничного ограбления народа, природных богатств страны и лишения будущего!

  • Анонимно
    30.12.2018 12:29

    Ща скажу неприятные для всех вещи.
    Распад этой страны имеет отнюдь не политические или экономические цели. Соответственно, решением политических или экономических задач страну не сохранить.
    Причина предстоящего распада -- глобальная, общепланетарная. 3% населения "бессовестно" живут на 30% суши! "Не жирно ли?"
    Как в сообщающихся сосудах, остальная часть населения (2 миллиарда вообще унитаза не видели), которые даже наесться/напиться как следуют не имеют для этого принципиальных возможностей, ОДНОЗНАЧНО будут перетекать в эту часть планеты, и, опираясь на свои национальные особенности и традиции, создавать свои небольшие государства прямо на нашей "святой" Руси. Я думаю, лет через 100-200 в учебниках истории не останется упоминаний про "всякие там" СССР, РФ, РТ... Ну, примерно, как с индейцами в Америках всяких...

    • Анонимно
      30.12.2018 14:08

      На прошлой неделе Путин подписал закон об упрощении предоставления российского гражданства.

    • Анонимно
      30.12.2018 14:39

      Распады никому не нужны, достаточно своих людей у источников поставить и руководить финансовыми потоками через банки. Распад это хаос. Переселяться на севера никто не будет, а сырье использовать, перекачивать населения достаточно, тем более при дальнейшей автоматизации производств. Ничего нового, процесс идет.

  • Марат Ш
    30.12.2018 12:40

    В 2019-м году пройдут серьёзные кадровые изменения в регионах и нам представят модель переходного периода к новой политической реальности, где Владимир Путин правит вечно.

  • Анонимно
    30.12.2018 12:41

    Да ребята Путин,мне нравится как палитик,но мне кажется он просто устал,столько лет у власти!Естествено ,он как человек,будет делать ошибки,пример тому поднятия пенсионого возраста,поднятия цен на продукты и .т.д.Да не мучайте вы уже его,отпустите на заслуженый пенсионый отдых!А на выборы возьмите нормальных претендентов,а не устраивайте клоунаду типа Сабчак,или Жириновского,или всем безвестного Грудина!Мне лично нравится Шайгу,чем не президент,Миша Лазутин из Лев против,который борится против распития алкаголя и курения в общественых местах,молод,полон сил и борьбы,а главное он может поприжать алкагольные лобби,надеюсь сил у него хватит !



  • Анонимно
    30.12.2018 13:50

    Путин был ярким и сильным политиком. Все силы положил на восстановление суверенитета России после Ельцина. Отобрал недра у олигархов и вернул их народу России. За это его и невзлюбил Запад. Во внешней политике Путин сделал себе имя. Не дал России свалится в хаос и во внутренние войны. Укрепил и модернизировал раздутую армию. Но не смог поделить власть с народом. Не дал народу вовлечься в процесс управления страной. Не создал базы для устойчивости системы на основе демократических механизмов.

    • Анонимно
      30.12.2018 16:18

      "Отобрал недра у олигархов" и отдал их своим олигархам и еще госзаказы.

      • Анонимно
        30.12.2018 17:27

        16:18, у РФ не казны! Согласно федерального кодекса статья "казна" упразднена!

  • Анонимно
    30.12.2018 16:16

    Когда по ТВ начинает говорить Марков - выключаю звук - чтобы не слышать чушь.

  • Анонимно
    30.12.2018 17:09

    13:50.Насмешили вы меня.Вы видимо давно не читали Конституцию РФ. Называется она ельцинской и ей 25 лет вроде уже.Так вот там записано образно говоря шо недра не принадлежат народу.

  • Анонимно
    30.12.2018 18:32

    ... вот страна,,, известный политолог уверен что Такооого человека вводят в заблуждение а вот он сам никак не поймет где кто и что у него в окружении творится ?

    Расслабьтесь, по всем социологическим данным все и всех устраивает!

  • Анонимно
    30.12.2018 19:06

    С наступающим новым годом. С омоложением вас, с повышенным пенсионным возрастом, с повышенными ценами и ндс. Это вам не повышенные соцобязательства по соцсоревнованию

  • Анонимно
    30.12.2018 21:26

    О какой информированности Президента может идти речь, если он не знает, как смартфон включается? Неудивительно, что он цифрами не владеет и вообще не в курсе, чем страна живёт. Другой вопрос, а хочет ли он быть в курсе? Или его и так всё устраивает?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль