Бизнес 
14.01.2019

Игорь Ишков, «МКМ-Бугульма»: «Когда меня посадили в общую камеру к уркам, они узнали, что я офицер КГБ»

Директор филиала холдинга по дистрибьюции металлопроката о том, кто зажигал «фитили» в 90-х по всей стране и почему растут цены на металл

В «металлический» бизнес бугульминец Игорь Ишков пришел ровно 20 лет назад. За эти годы из обычного «продажника» с окладом в тысячу рублей он вырос в руководителя подразделения одного из лидеров рынка дистрибьюции качественной стальной продукции в РФ — АО «Металлокомплект- М». О своем военном прошлом офицера-пограничника, о том, почему для него развал СССР стал личной трагедией, о перспективах развития родного города и рынка металлопроката в условиях кризиса директор «МКМ-Бугульма» АО «Металлокомплект-М» Игорь Ишков рассказал в интервью накануне своего 50-летия.

Игорь Ишков: «Мы работаем со всеми, кто к нам обращается. Со строителями, ЖКХ, частниками – кто производит изделия из металла: двери, решетки, черепицу, заборы»Фото: Ирина Ерохина

20 ЛЕТ В «МЕТАЛЛИЧЕСКОМ» БИЗНЕСЕ

Игорь Борисович, вы возглавляете в Бугульме подразделение одного из лидеров рынка дистрибьюции качественной стальной продукции в РФ – компании «Металлокомплект-М». А как вообще попали в такой весьма специфичный бизнес?

– В «металлический» бизнес я пришел ровно 20 лет назад. В 1999 году жил в Самаре, решил попробовать себя в новом деле – устроился в одну частную компанию, которая занималась перепродажей металла. Честно признаюсь, на тот момент я вообще ничего не понимал в этом бизнесе. Пришел просто на удачу. Ну и мотивация была: тысяча рублей оклад, а остальное – что сам заработаешь. Хорошо помню первую крупную сделку с прибылью в 100 тысяч рублей. По тем временам это были очень приличные деньги. Директор нашей компании так обрадовался, себе сразу же сотовый телефон купил – редкость по тем временам.

А где металл брали для перепродажи?

– Интернета тогда еще не было, поэтому всю информацию черпали из газетных объявлений, от знакомых, где какие металлобазы металл продают. А потом я уже начал ездить к производителям – в Магнитогорск, в Нижний Тагил на металлургические комбинаты. Стали продавать и готовую продукцию – те же подкрановые рельсы. Со временем круг профессиональных связей вырос, и меня пригласили в Сталепромышленную компанию. В то время у нее уже было порядка 50 филиалов по всей стране, один из них в Самаре. Там я надолго не задержался – меня познакомили с владельцем компании «Татметалл», завязалось тесное сотрудничество, результатом которого стало открытие подразделения в Бугульме. Так я вернулся на свою родину – в Бугульму. В 2001 году открыли филиал и практически сразу же заключили первый контракт с «Татнефтью». Тогда были прямые договоры, никаких тендеров. Помню, как пришла первая платежка за поставленную продукцию, огромные по тем временам деньги: 20 миллионов рублей сразу! В месяц мы им продавали порядка 3,5 тысячи тонн металла – для юго-востока республики это был хороший объем. А в 2009 году мне поступило предложение от московской компании – «Металлокомплект-М». Она открыла подразделение в Бугульме, которое я возглавил в качестве директора.

Расскажите о компании, которую вы представляете: какова география подразделений, какой объем продукции отгружаете потребителям и какое место внутри холдинга занимает бугульминское подразделение?

– Компания «Металлокомплект-М» – официальный дилер крупных металлопрокатных предприятий России и ближнего зарубежья. Мы работаем со всеми комбинатами и получаем наиболее выгодные условия. Общий объем продаж по холдингу достиг 1,8 миллиона тонн в год. В компании 17 подразделений, самые крупные из них локализованы в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге. В Татарстане три подразделения: одно – в Казани, второе – в Бугульме, третье – в Набережных Челнах. Кстати, Бугульма и Челны – два филиала, размещенных в небольших городах. Остальные – в миллионниках. Радиус охвата зоны нашей ответственности – 100 километров.

Что касается клиентской базы. «Татнефть» – это один клиент? Можно воспринимать и так. Но по факту мы работаем с 120 подразделениями нефтяной компании. И каждое из них имеет свою службу снабжения со своими заявками по номенклатуре, весу продукции, логистике. Все потребности этих подразделений нужно систематизировать, иначе получится хаос. Если говорить о выручке, то 2018 год бугульминский филиал завершает с показателем порядка 1 миллиарда рублей.

«Качество металла, производимого нашими предприятиями, полностью соответствует российским и международным стандартам. Иначе его не покупали бы на Западе»Фото предоставлено «МКМ–Бугульма»

А с небольшими предприятиями работаете?

– Мы работаем со всеми, кто к нам обращается. Со строителями, ЖКХ, частниками – кто производит изделия из металла: двери, решетки, черепицу, заборы.

Какое место на рынке занимает холдинг? И какие планы у компании на следующий год?

– В пятерку крупных, думаю, входит. Что касается планов – в компании происходят серьезные сдвиги, касающиеся стратегических задач. В частности, речь идет о внедрении производственной деятельности – металлообработки. Как будет дальше – все зависит от ситуации в стране. Если будет развитие – оно произойдет у всех.

КАЧЕСТВО РОССИЙСКОГО МЕТАЛЛА ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

Ощущаете ли кризис, продажи не упали?

– По нашему холдингу резкого провала точно нет. Думаю, что здесь сыграли свою положительную роль государственные программы, в которых участвует холдинг, – с « Росатомом», « Роскосмосом», другими госкорпорациями.

А в общем по рынку? У «Татнефти», к примеру, объемы заказов на металл не уменьшились?

– По «Татнефти» резких колебаний нет, там стабильность. Если говорить о частном бизнесе, то взять ту же стройку на юго-востоке республики – она сильно просела. В Бугульме, к примеру, строится всего один-два небольших дома. К сожалению, потребителей мало. Рынок сегодня такой, что предложений больше, чем спроса.


Это хорошо или плохо?

– Для тех, кто покупает металл, эта ситуация выгодна: выбор большой, конкурентные цены. А для поставщиков металлопроката, конечно, не очень хорошо.

Цены для вашего подразделения материнская компания устанавливает?

– Ценник идет от производителя, а далее – смотрим по рынку. Если на Урале одна цена – там завод рядом, то очевидно, что с учетом логистики у нас цены чуть выше. Цена продукции зависит и от того, какие объемы закупает клиент. Если вы берете тонну, естественно, не поедете за той тонной в Челны или в Казань – возьмете у нас по цене, которая есть в нашем прайсе. С другой стороны – если я буду просто сидеть в обнимку с прайсом, ничего не продам. Надо подходить к клиенту индивидуально.

Цены на металл растут?

– Растут, как и на все остальное. В этом году стоимость металлопроката выросла более чем на 30 процентов! Металл будет расти и дальше. Только в декабре цены стояли, и то из-за того, что был переизбыток складских запасов – их распродавали.

Игорь Борисович, логика не понятна: если потребитель не может переварить все предложения, если спрос низкий, как при таких условиях может расти цена?

– Это вы логично рассуждаете, а рынок – алогичный. Абсолютно. Очень многое зависит от внешних рынков: металл где-то процентов на 50 идет в Турцию, в Европу. И если производитель продает за рубеж, грубо говоря, по 500–600 долларов за тонну, почему он должен в России продавать по 300?

А как насчет того, чтобы быть патриотами своей страны?

– Это не мы не патриоты – мы-то продаем внутри России, иногда на ближнее зарубежье. Речь идет о том, что поставки производителей идут за рубеж. А внутри страны они вычитают стоимость доставки до Европы и по этим ценам продают в России. Честно говоря, ценник, который действует в нашей стране, сегодня неадекватен. Я вспоминаю 2008 год, тогда начиналось строительство ТАНЕКО, арматура стоила в то время 11 с половиной тысяч рублей за тонну. Прошло 10 лет, и в 2018 году цена арматуры на рынке подскочила до 40 тысяч. Вот и сравните. Доллар-то точно в четыре раза не вырос. А металл…

Был период, когда поступали нарекания на качество металлопроката. В чем проблемы, в России низкое качество сырья?

– За все 20 лет, что я работаю в этом бизнесе, помню только единичные случаи поставки некачественного металла. Качество металла, производимого нашими предприятиями, полностью соответствует российским и международным стандартам. Иначе его не покупали бы на Западе. Поэтому они и берут: качество высокое, а цена – ниже чуть ли не в два раза по сравнению с другими зарубежными поставщиками.

«Хотелось бы, чтобы правительство обратило внимание на развитие Бугульмы. Наш город изначально был узловой станцией: здесь аэропорт, автовокзал, район находится на границе с Башкортостаном, Самарской и Оренбургской областями...»Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ПРОСТОЙ ПАРЕНЕК ИЗ ГЛУБИНКИ ПОСТУПИЛ В ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ В МОСКВЕ

Давайте поговорим о том периоде вашей жизни, когда вы еще не занимались «металлическим» бизнесом. Вы же по образованию кадровый офицер, в свое время окончили Московское высшее пограничное командное училище. Почему в юности вы выбрали стезю военного?

– После школы я год проучился в Уфимском нефтяном институте, понял – не мое. И в один прекрасный день зашел в военкомат, пообщался там с сотрудником, он и предложил попробовать поступить в Высшее пограничное командное училище, оно как раз объявило набор курсантов. Я подумал: почему бы и нет? Тем более что мой отец три года служил в погранвойсках на таджикской границе. И решился – поехал в Москву. Поступил с первого раза, хотя было нелегко: отбор жесткий, конкурс огромный, да и КГБ всех абитуриентов буквально под лупой изучал. А еще среди поступающих было много генеральских детей. А тут я – простой паренек из глубинки.

Когда вы были курсантом, участвовали в трех парадах на Красной площади – шли в составе военного училища. Поделитесь своими ощущениями?

– Ощущения непередаваемые. Каждый раз тренировались по два месяца – и утром, и вечером. Не просто идешь в одном строю с товарищами, а один в один держишь руки, голову, носок. Когда проходишь по Красной площади, когда играет гимн Советского Союза, когда поступают команды и все как один шагнули так, что площадь дрогнула!.. Это и волнение, и гордость за свое училище, страну. И как тяжело было осознавать потом, что этой страны уже нет. Кстати, я был участником и последнего парада в Советском Союзе…

Куда были откомандированы по окончании училища?

– После окончания училища получил звание лейтенанта, был откомандирован в Закавказский пограничный округ в качестве заместителя начальника заставы по боевой подготовке. В 1991 году мы охраняли границу Советского Союза между Арменией и Ираном. Здесь иранская граница идет, тут – Армения, Азербайджан, а наш округ находился на самом стыке между ними. Тогда еще все было более-менее спокойно, ничего не разваливалось. А потом – началось…

Оружие приходилось применять?

– Конечно. И неоднократно, нарушители постоянно пересекали границу.

Мне часто приходилось по службе ездить через границу между Арменией и Азербайджаном. Посты были с армянской и с азербайджанской стороны. Подъезжаешь к посту ночью, дверь открывается, а оттуда – дуло автомата. Сначала автомат брал с собой, а потом с гранатой ездил. Показываешь им гранату, демонстративно чеку выдергиваешь – автомат сразу исчезает, дверь закрывается. Проезжаешь, в кусты гранату кидаешь, и дальше едешь. Мне еще повезло, что наша застава находилась на некотором удалении от армяно-азербайджанской границы. А они там каждую ночь перестреливались. Помню, ехал в тепловозе вдоль границы – так он весь в дырках был, насквозь прострелен.

Как вы считаете, кто виноват в этом конфликте?

– Скажу так: в то время много фитилей подожгли, и не только там. И провокаторы, и оппозиция, шла реальная битва за власть, за влияние в этих регионах. И все эти тектонические политические движения закончились кровью. Тяжелые были времена. Но я недолго прослужил на заставе, в 1992 году перевелся в Казань – на КПП в Казанском аэропорту. Но случилось так, что эта служба негативно повлияла на мою дальнейшую жизнь…

«Компания «Металлокомплект-М» – официальный дилер крупных металлопрокатных предприятий России и ближнего зарубежья. Мы работаем со всеми комбинатами и получаем наиболее выгодные условия»Фото предоставлено «МКМ–Бугульма»

«Я БЫЛ МОЛОДЫМ ЛЕЙТЕНАНТОМ, И НА МНЕ ОТРАБОТАЛИ ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО…»

Позвольте задать откровенный вопрос: вы ведь были осуждены?

– Да, и я не скрываю этого факта своей биографии. Эти данные есть в свободном доступе. Кроме того, помимо моей основной профессиональной деятельности я являюсь депутатом Тат-Дымского сельского поселения, и все вехи моей жизни известны моим избирателям. Судимость давно погашена. Но до сих пор есть желание вернуться к этому вопросу, добиться полного оправдания. Я был молодым лейтенантом, и на мне отработали показательное дело... Сейчас, в свои 50 лет, я понимаю, почему это произошло: молодой офицер мешал, потому что претендовал на должность начальника пограничного поста.

У вас был условный срок?

– Нет. Сидел в Казани, на Большой Красной почти два года. Что я там пережил… Когда меня, молодого лейтенанта, посадили в общую камеру к уркам, а они узнали, что я офицер КГБ… Меня в первую же ночь хотели просто уничтожить. Вступился молодой парень, тоже бывший пограничник, если бы не он, я бы здесь с вами не разговаривал... Думаю, меня специально отправили в общую камеру, такая своеобразная проверка. Потом, конечно, перевели в другую камеру.

Просидел менее двух лет, дело мое пересмотрели, освободили по УДО. Но не оправдали, лишили всех званий, наград за участие в боевых действиях. А мне было всего 24 года. Моя мама не пережила всего этого, и ее не стало – самая невосполнимая для меня потеря…

Как перевернулась у вас жизнь…

– Я был успешным молодым лейтенантом, открывал пограничные посты во всех регионах Поволжья, зарекомендовал себя с хорошей стороны. Моя жизнь могла сложиться совсем по-другому: как-то на курсах повышения квалификации в Москве ко мне подошел мой бывший преподаватель по военному училищу и предложил работу в охране Ельцина. Со мной беседовал лично руководитель службы безопасности президента Александр Коржаков. Но… не отпустил начальник казанской погранслужбы – сказал, что ему самому нужны молодые кадры. А он как раз в ближайшее время уходил с этого поста, должность освобождалась. Он ушел, а меня – посадили, видимо, некие люди были против моей кандидатуры. Когда в этой стране хоть что-то поменяется, я обязательно добьюсь реабилитации.

Ваша молодость пришлась на переломные моменты в истории нашей страны. Переживали, когда развалился СССР?

– Я давал присягу Советскому Союзу, никакой другой стране я не присягал. И то, что случилось с моей страной, для меня лично – трагедия. Помню, 1991 год – я как раз в это время был в Москве. А тут демонстрации, манифестации. Нас, курсантов,  периодически привлекали к охранным мероприятиям. Как-то отправили в Кремлевский дворец съездов «для проверки вентиляции перед партийной конференцией». А потом мы часа четыре сидели, смотрели «Лебединое озеро». Незабываемо интересно.

«БУГУЛЬМУ МОЖНО И НУЖНО РАЗВИВАТЬ!»

Расскажите о себе: когда родились, в какой семье?

– Родился в Бугульме в 1969 году. Отец – рабочий, мама – техник, есть младший брат, тоже в Бугульме живет. Жена, дети: трое сыновей и дочка 14 лет.

«Судимость давно погашена. Но до сих пор есть желание вернуться к этому вопросу, добиться полного оправдания»Фото: Ирина Ерохина

Чем увлекаетесь в свободное время?

– Последние пять лет занимался большим теннисом. Знаете, у меня есть мечта: открыть в Бугульме центр тенниса, уже разработан проект, программа по развитию тенниса. Кстати, наш проект курирует Шамиль Анвярович Тарпищев – президент Федерации тенниса России. И руководство «Татнефти» поддерживает. И даже место под строительство центра уже согласовано с властями города. Но пока дело пробуксовывает. Надеемся, что в текущем году начнется движение. А ведь теннис – это прекрасный вид спорта, дает такой мощный заряд бодрости! Особенно важно для юных жителей Бугульмы – дать им возможность реализовать себя в чем-то новом, тем более что в нашем городе с социальными объектами не очень..

Вы так переживаете за судьбу своего родного города…

– Хотелось бы, чтобы наше республиканское правительство обратило внимание на развитие Бугульмы. Наш город изначально был узловой станцией: здесь аэропорт, автовокзал, район находится на границе с Башкортостаном, Самарской и Оренбургской областями – очень выгодный логистический центр. Его можно и нужно развивать! Но то, в каком состоянии город сегодня, – для меня как ножом по сердцу. Сколько живу в Бугульме, вижу, в каком тяжелом положении регион: заказов нет, стройки никакой нет… Здесь необходимо открыть крупное производство, чтобы появились рабочие места, в конце концов, деньги в городе появились. Вы посмотрите, как изменилась Казань! Но надо, чтобы развитие шло везде, а не только в столице. У меня растут дети, я построил дом, и я думаю об их будущем, ведь им расти и взрослеть здесь, в Бугульме.

Есть ли у вас принципы в бизнесе?

– Я считаю, что в бизнесе нужно быть всегда готовым к компромиссу. Не к любому – к взаимовыгодному. Лучше худой мир, чем война.

На правах рекламы

Визитная карточка руководителя

Ишков Игорь Борисович – директор.

Родился 15 января 1969 года в городе Бугульме (ТАССР).

Образование

Московское высшее пограничное командное училище КГБ СССР им. Моссовета (1987–1991).

Самарский государственный университет (2010–2015).

Трудовая деятельность

2001–2008 – ОАО «Татметалл».

2009 – по сегодняшний день – ОА «Металлокомплект-М».

Семейное положение – женат, трое сыновей и дочь.

Визитная карточка компании

«МКМ-Бугульма» АО «Металлокомплект-М»

Год создания – 1992.

Направление работы – продажа металлопроката.

Входит в состав холдинга АО «Металлокомплект-М».

Адрес: РТ, Бугульма, улица Нефтяников, 160а, телефон: 8 (85594) 9–37–14.

Сайт: www.metkomp.ru.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.01.2019 08:39

    Интересный собеседник у БО, смелый мужик, не побоялся рассказать о своей биографии.

  • Анонимно
    14.01.2019 08:42

    Для ФСБ дело чести разобраться с организаторами уголовного преступления. Если на самом деле это сфабрикованное дело, то эти люди наверняка еще живы. Справедливость должна быть восстановлена

  • Анонимно
    14.01.2019 09:18

    правильно сказал про Бугульму. Если власти не обратят внимание на Бугульму , то город превратится в поселок городского типа. Столько было заводов... всё по закрывали, распродали, разворовали. Молодежь и тем кому до 40 лет уезжают. Для детей ничего не делается.

  • Анонимно
    14.01.2019 09:46

    Очень невнятно о существе обвинения.И почему считает, что подаст на реабилитацию,если,что то в стране поменяется? Если дело действительно сфабриковано, то вполне может и сеейчас добится его пересмотра, а не считатся освобождпнным по УДО.А в целом производит хорошее впечатление. Бугульа дала немало изестных людей,в частности из современных, министра просвещения Васильеву и грозу бандитов Деданина.

    • Анонимно
      14.01.2019 10:48

      Сейчас не может добиться пересмотра - те, кто тогда его посадил, и сегодня при власти. Знаю Игоря и его историю. Это была подстава.

  • Анонимно
    14.01.2019 09:50

    Поддерживаю. Власти обратите внимание на Бугульму!!!! Предотвратите отток населения с региона.

    • Анонимно
      14.01.2019 10:39

      Странные вы люди.
      Эти населённые пункты, в большинстве своём создавались на время производственной необходимости- добыть нефть.
      Нефть закончилась - посёлки умерли.
      Чемодан-вокзал-новое место жительства.
      По вам, так: БАМовские посёлки строителей надо оставить и придумывать чем занять людей.
      Сургут после окончания добычи ГАЗА содержать.
      Совок выкиньте из головы.
      Пора уже.

      • Анонимно
        14.01.2019 10:49

        Бугульме если что 230 лет. Это Альметьевск 50 лет назад создавался когда нефть там обнаружили. Он до сих пор процветает.

        • Анонимно
          14.01.2019 12:59

          Бугульме 238 лет...казаеь в те годы была деревней...

        • Анонимно
          14.01.2019 13:00

          Если покопаться поглубже и как надо, то можно доказать, что Бугульма древнее Казани.

      • Анонимно
        14.01.2019 10:55

        Это вы странный человек - Бугульма старейший город в Татарстане, она была еще до того, как здесь стали разведывать нефть. Вы чушь написали, по вашему выходит, что вся Россия должна мигрировать туда-сюда бесконечно? А как на счет социальных обязательств государства?

        • Анонимно
          14.01.2019 13:27

          Это вы странноватый даже человек.
          Все мигрируют.
          Особенно это актуально для России.
          Территории которой осваивались в несколько этапов.
          И за это время поменялись несколько логистических маршрутов.
          Поэтому населённые пункты, которые стояли на ранее построенных дорогах, в 18-м и 19 веке, сегодня потеряли своё предназначение.
          Простой пример: Был Сибирский тракт, через Арск, Янгулово и далее, через Вятку на Пермь.
          Не для того , что там жить хорошо.
          А потому что в условиях 17-18 века через истоки рек легче транспортировать и перемещать людей.
          Плюс: ископаемые, которые давали материал для изготовление оружия того времени и всего кластера для этого в том понимании.
          Плюс: меха и т.п.
          Сегодня это не нужно.
          Как и ваша Бугульма.

          • Анонимно
            14.01.2019 23:07

            Из Википедии: "В практическом понимании логистика — инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов". А теперь пример Татарстана - открывать заводы пачками в поле (СЭЗ) - вдали от дорог логично, а использовать такой логистический центр со всей инфраструктурой - НЕ ЛОГИЧНО. Правильно Вам посоветовали - учите матчасть и доводы получше найдите.

            • Булгарин
              15.01.2019 00:26

              Не пойму я чего-то. Кто заводы то открывает? Не предприниматели случайно? Но им то что доказывать все эти преимущества? Если они есть, то любой нормальный предприниматель схватится за него, чего копья то ломать?

        • Анонимно
          14.01.2019 17:13

          Это о каких обязательствах речь? Уточните, пожалуйста, иллюзии.

  • Анонимно
    14.01.2019 11:14

    10.39.Историю надо знать, а не поучать людей. Бугульма и до нефти была известна, это не поселок, а один из старейших городов дальнего Приволжья с достаточно развитой промышленностью имеющий хорошие перспективы,а не бензоколонка. До образования АТССР,входила в Самарскую губернию.Матчать учите а не болтовней занимайтесь.

  • Анонимно
    14.01.2019 12:02

    Являюсь клиентом этой фирмы много лет..Работают оперативно и металл с заводов по Госту.

  • Анонимно
    14.01.2019 12:12

    Молодец. Крепкий человек, не сломался. На нашего замбоя заставы похож внешне.

  • Булгарин
    14.01.2019 12:35

    Бугульма и есть жизнь России без нефти. Заводы не работают, бизнес на сборе металлома и его переплавке. Хотя и это польза, не ржавеют старые конструкции, кто-то и их к рукам прибирает.

  • Анонимно
    14.01.2019 12:40

    БО, вот таких статей у вас должно быть больше. Это бизнес, то что вы поставили на первое место в названии своей газеты

    • Анонимно
      14.01.2019 17:08

      поддерживаю. в последнее время увлеклись индексами цитирования, хотя возможно люди бизнеса и сами не дают интервью, предпочитают "оставаться в тени".

  • Анонимно
    14.01.2019 19:14

    Знаю, что например в Новосибирской области активно работают программы подготовки и учебы для предпринимателей. Возможно и в РТ это есть, но кто про это знает? Возьмите такую просветительскую роль на себя, БО, людей надо информировать, какие пути у них есть чтобы жить лучше. Под вашим уважаемым патронажем и вопросы с руководителями было бы более продуктивно решать.
    Приятно же было бы ощутить, что именно вы являетесь драйверами роста предпринимательской активности населения.

  • Анонимно
    14.01.2019 20:10

    Радуйтесь что живете близко к природе, придет псевдоцивилизация и тогда не так запоете

  • Анонимно
    15.01.2019 07:00

    Настоящий мужчина!

  • Анонимно
    15.01.2019 10:01

    Настоящий мужчина. С днём рождения здоровья счастья успехов во всем.

  • Анонимно
    15.01.2019 10:22

    С юбилеем! настоящий мужик, уверен, дослужился бы до генерала!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль