Общество 
8.02.2019

Сессия в Нижнекамске: промышленники говорят о сокращении выбросов, но люди жалуются чаще

На ТАНЕКО получили бензин АИ-100, а граждане решили создать общественный совет по вопросам экологии

«По Нижнекамскому району в «Народный контроль» поступило 380 обращений по качеству уборки улиц и дорог от снега», — укорял вчера на отчетной сессии премьер-министр РТ Алексей Песошин местных чиновников. Но и для похвалы нашлись поводы: заводы открываются, мощности наращиваются, бензин производится. Об успехах и неудачах Нижнекамска в 2018-м — в репортаже «БИЗНЕС Online».

Айдар Метшин: «Должен констатировать, что по итогам 2018 года нельзя дать положительную оценку той совместной деятельности, которую мы проводим в решении экологических вопросов» Айдар Метшин: «Должен констатировать, что по итогам 2018 года нельзя дать положительную оценку той совместной деятельности, которую мы проводим в решении экологических вопросов»

ПОЧЕМУ ПЕРЕСТАЛИ СТРОИТЬ КОММЕРЧЕСКОЕ ЖИЛЬЕ

Нижнекамский район впервые перевалил за отметку в 275 тыс. человек, показывает стабильно низкие показатели смертности и положительный естественный прирост. Продолжает сокращаться отток населения: в 2018 году столицу нефтехимии покинули 189 человек, а в 2013-м — 1725. Об этом сообщил вчера на отчетной сессии местного совета глава Нижнекамского муниципального района, мэр Нижнекамска Айдар Метшин.

«Достигнуты практически все запланированные экономические показатели, выполнены все социальные обязательства перед нашими гражданами», — заявил он. Нижнекамск в 2018 году произвел 21% объема промышленной продукции РТ, в рублях это 527 млрд, что на 12% выше, чем в 2017-м. Объем инвестиций в основной капитал — 72 млрд рублей. Упомянул градоначальник и главных виновников роста: ПАО «Нижнекамскнефтехим» в 2018 году запустило производство изобутилена и формальдегида, шинники увеличивают объем производства ЦМК-шин и продукции Viatti, комплекс глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО) ГК «ТАИФ» «выходит на финишную прямую». Доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в валовом территориальном продукте выросла с 12,7% до 13,3%. За год в новоиспеченном ТОСЭР «Нижнекамск» появилось 6 резидентов.

Премьер-министр РТ Алексей Песошин в своем докладе сообщил, что район находится на 2-м месте в РТ по объему отгруженных товаров собственного производства, на 4-м — по объему валового территориального продукта, на 4-м — по средней зарплате на крупных и средних предприятиях.

Строительная отрасль Нижнекамска, по словам Метшина, освоила 21 млрд рублей, из них 7 млрд — в гражданском строительстве. Ввели 101 тыс. кв. м жилья, что меньше, чем в 2017 году. «Мы можем строить больше, но объективно в Нижнекамске рынок жилья перегрет, в том числе потому, что за последние годы в городе был введен большой объем жилья по социальной ипотеке», — пояснил мэр. По его словам, за последние 5 лет построили 682 тыс. кв. м, 59% из них — соципотека. Причем шли с опережением, поэтому квартиры получили и часть очередников, которые ключи ожидали только в этом и следующем годах. А вот что касается коммерческого жилья, то его в Нижнекамске строить перестали совсем — нет спроса. «Падение спроса — явление временное, и мы готовы при изменении конъюнктуры рынка отреагировать на спрос адекватно», — заверил Метшин.

Алексей Песошин: «В прошлом году со стороны населения были вопросы по качеству уборки улиц и дорог от снега по всей республике. По Нижнекамскому району в „Народный контроль“ поступило 380 обращений» Алексей Песошин: «В прошлом году со стороны населения были вопросы по качеству уборки улиц и дорог от снега по всей республике. По Нижнекамскому району в «Народный контроль» поступило 380 обращений»

Говоря об уже существующем квартирном фонде, градоначальник отметил, что за 10 лет в Нижнекамске капитально отремонтировали 76% жилого фонда, потратив 5,6 млрд рублей. Ремонт подъездов идет отдельной строкой. На данный момент в порядок привели больше 50% подъездов, к 2022 году Метшин обещает устранить весь недоремонт. Вроде бы все хорошо, но жители подводят: сумма долга за ЖКУ — более 500 млн рублей.

И о человеческом капитале. Из трудоспособного населения 31% трудятся в промышленности, 16,5% — в МСБ, 23% — бюджетники, 9,3% задействованы в сфере торговли и услуг.

ТРИ БЕДЫ НИЖНЕКАМСКА

Две самые часто упоминаемые населением проблемы Нижнекамска — это химические запахи и проблемы с общественным транспортом. Метшин напомнил, что вопрос с городскими автобусами за год так и не решился — люди продолжают писать жалобы на получасовые ожидания и забитые салоны. Мэр пояснил, что основная причина неудач — плохая экономика транспортников Нижнекамска. Отметим, что в город летом приезжала компания из Петербурга, которая должна была представить план по реорганизации системы общественного транспорта. Однако, судя по всему, проблему своими силами решить не удается, поэтому вопрос будут рассматривать в Казани на совете районов.

С состоянием экологии тоже не все в порядке, а сама ситуация довольно странная. «Должен констатировать, что по итогам 2018 года нельзя дать положительную оценку той совместной деятельности, которую мы проводим в решении экологических вопросов», — заявил мэр Нижнекамска. Промышленники отчитываются о сокращении выбросов в воздух с 90 тыс. т в 2006 году до 46 тыс. т в 2017-м, но люди продолжают жаловаться. Причем количество жалоб подскочило со 170 в 2017-м до 733 в прошлом году. «В этой связи видится актуальной инициатива нашего населения по созданию общественного совета по вопросам экологии, которую мы обсудим в ближайшее время», — заверил Метшин. Упомянул мэр и промышленную свалку под Нижнекамском, которая полыхнула в октябре 2018 года и до сих пор периодически начинает дымить. Исполком планирует получить деньги на рекультивацию по федеральной программе «Чистая страна». Но для этого нужно подготовить проектно-сметную документацию, на которую необходимо 7 млн рублей. Кстати, Песошин пообещал помочь выделить деньги на этот этап работ.

«В прошлом году со стороны населения были вопросы по качеству уборки улиц и дорог от снега по всей республике. По Нижнекамскому району в „Народный контроль“ поступило 380 обращений», — напомнил Песошин об еще одной городской проблеме и добавил, что район в прошлом году получил 13 единиц спецтехники.  

Две самые часто упоминаемые населением проблемы Нижнекамска — это химические запахи и проблемы с общественным транспортом Две самые часто упоминаемые населением проблемы Нижнекамска — это химические запахи и проблемы с общественным транспортом

ТАНЕКО: «НА ЗАПРАВКАХ НАШ БЕНЗИН УЖЕ ЕСТЬ, МОЖЕТЕ СПОКОЙНО ЗАПРАВЛЯТЬСЯ»

Поговорили о сельском хозяйстве. На селе успехи есть, впрочем, Метшин год назвал «умерено-позитивным». Урожай с гектара в районе составил 26,4 ц, по республиканским показателям — в 26 центнеров. Выручка — 3 млрд рублей, как и годом ранее. «Среди районов вы 6-е по суточному надою на корову, 12-е по суточному валовому надою. Это неплохой результат, но нет предела совершенству. Лидеры — Кукмор — производят в три раза больше», — отметил Песошин.

Средняя зарплата в сельскохозяйственной отрасли района — 21 тыс. рублей, что в два раза ниже, чем в целом по району. «При таком дисбалансе будет трудно удерживать рабочие руки на селе», — подытожил премьер-министр. Не понравилось Песошину и то, что малые формы хозяйств — фермерские, личные подсобные хозяйства, семейные фермы и прочие — в Нижнекамске не развиты. В районе за год построена одна мини-ферма, тогда как в Мамадыше успели организовать целых 22.  

АО «ТАНЕКО» дали возможность представить отдельный доклад. «Самым значим для нас был пуск 6 установок. Он позволит нам получить дополнительное количество авиационного керосина, дизельного топлива качества „Евро 5“ и — самое главное — начать производство автомобильных бензинов марок АИ-92, АИ-95, АИ-98. На днях мы получили бензин АИ-100, — сообщил замгендиректора компании Илшат Салахов. — Сегодня на заправках „Татнефти“ уже имеется наш бензин, вы можете спокойно заправляться. Это экологичный продукт. Мы надеемся, что автобензин будет таким же продаваемым, таким же известным, как наше дизельное топливо ТАНЕКО».

«Мы трепетно относимся к природе. Экология превыше всего, „Татнефть“ в этом плане не жалеет средств», — заверил Салахов. Европейские нормы по выбросам выполнены, кроме того, отметил он, на ТАНЕКО придерживаются более строгих норм, чем в Европе. В 2018 году компания продолжала сокращать количество отходов. «Это связано с тем, что мы научились многие отходы, которые возникают в процессе эксплуатации и строительства, возвращать обратно в производство. Например, раньше бетонные плиты вывозились, сейчас мы закупили установки, которые их дробят, и получаем щебень. Он опять идет в строительство. То же самое с древесиной, бумажными отходами», — рассказал Салахов.

Европейские нормы по выбросам выполнены, более того, заверил Салахов, на ТАНЕКО придерживаются более строгих норм, чем в Европе  Европейские нормы по выбросам выполнены, кроме того, отметил Салахов, на ТАНЕКО придерживаются более строгих норм, чем в Европе

ДОБРОВОЛЬНОЕ САМООБЛОЖЕНИЕ В ГОРОДЕ

С докладом (на татарском языке) о самообложении выступил глава Нижнеуратьминского сельского поселения Айрат Гарифуллин. Комментируя доклад, Метшин заметил, что программу неплохо было бы распространить и на город. «Программа когда-то завершится. На рубль получить шесть — этого завтра уже не будет. Я считаю, что подобную практику нужно применять и в городе», — сказал он. Его слова примером проиллюстрировала старшая по дому №2а на Вокзальной улице Светлана Байрамова. Она рассказала о том, как жители за свой счет сделали ремонт в подъездах, отказались от услуг дворника и взяли содержание двора в свои руки.

Был доклад и от зоозащитников. Руководитель местного фонда помощи бездомным животным Надежда Семенова рассказала, что проблему может решить планируемый в Нижнекамске приют, однако конкретные планы пока неясны. Недавно мэр Нижнекамска встретился с волонтерами и попросил составить список требований к приюту. Зоозащитники тем временем уже сами начали собирать документы и попросили под приют здание бывшей птицефабрики в Красном Ключе.

Вне программы выступил депутат совета района и директор спорткомплекса «Шинник» Рустам Ганеев: «В последний раз господин Леонов (министр по делам молодежи и спорту РТ прим. ред.) сказал, что 50 на 50 можно закончить строительство стадиона. До сих пор ни ответа ни привета… У нас есть просьба: господин Леонов хотя бы встретился с общественностью, мы бы изложили свои просьбы. На телефоны не дозвонишься». Он пожаловался Песошину, что тренеры вынуждены работать за оклад в 16 тыс. рублей. Что ответил премьер-министр — осталось за кадром: микрофон был выключен.

Под занавес премьер вручил награды нижнекамцам. Орден «Материнская слава» получила Ольга Беляева — мать семерых детей. Заслуженного врача РТ получил стоматолог нижнекамской районной многопрофильной больницы Владимир Зотов, заслуженного работника транспорта РТ — водитель НПАТП Анатолий Капитонов, заслуженного строителя РТ — директор «Камэнергостройпрома» Мавлет Якупов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (45) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.02.2019 08:18

"Кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку". Ничего не меняется Нижнекамске......

  • Анонимно
    8.02.2019 08:17

    Почитал и прозрел! В каком прекрасном городе под громким именем НИЖНЕКАМСК я живу! Даже переезжать раздумал! Пожалуй я здесь задержусь!!! ведь всё так прекрасно!!!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:18

    "Кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку". Ничего не меняется Нижнекамске......

    • Анонимно
      8.02.2019 08:31

      Конечно, многое в городе меняется, но не так быстро, как бы хотелось.

    • Анонимно
      8.02.2019 09:09

      Даже сугробы на городских дорогах

      • Анонимно
        8.02.2019 09:46

        Так они ещё и растут. снегопада нет,кучки растут,снегопад они растут. А говорят столько снега вывозим.Снег вывозят в тех районах,где начальство живёт.

      • Анонимно
        8.02.2019 10:07

        Кстати, да! В этом году что-то совсем плохо с уборкой снега )

        • Анонимно
          8.02.2019 10:33

          так они деньги на уборку снега потратили на заделку дыр в дорогах когда волна возмущений пошла и стали молиться чтобы зима была не снежной, но удаЩа отвернулась))) А куда до этого потратили деньги на заделку дыр в дорогах история умалчивает. Терпите земляки скоро весна)))

    • Анонимно
      8.02.2019 10:46

      меняется, новые кукушки вот на трибуны повылазили))) с европейскими нормами по выбросам, асушник по образованию кандидат наук по призванию откуда он знает то

    • Анонимно
      8.02.2019 15:14

      Начните с себя, уважаемый

  • Анонимно
    8.02.2019 08:24

    Отгруженная продукция- это главный показатель успеха города, любого, так выходит.
    А что отгрузили на благосостояние людей?

  • Две проблемы Нижнекамска можно взаимно нивелировать: запрет ночной парковки уменьшит выбросы ЛИЧНОГО автотранспорта (80% загрязнения воздуха возле домов) и улучшит экономику ОБЩЕСТВЕННОГО и МЕЖДУГОРОДНЕГО транспорта, да и города в целом.
    Считаем, анализируем, возражаем по делу.

    • Анонимно
      8.02.2019 08:48

      уважаемый, машину то мне куда сдать?

      • Анонимно
        8.02.2019 10:23

        удивляет это водительская беспомощность. купил машину - ставь на стоянку. денег нет - ходи пешком. а зачем я выходя из подъезда должна открывать дверь и чуть ли не протискиваться в образовавшуюся щель. это опять какой-то умник хотел машину чуть ли ни в квартиру загнать. прямо слово раздражаете.

        • Анонимно
          8.02.2019 11:00

          От чего же? Вы меня признаться тоже раздражаете, потому что я машину паркую аккуратно на стоянке возле дома, если нет места ищу его, и большинство паркует точно также, а те кто паркует так как вы описали раздражают нас всех, но при этом я вас не мешаю в одну кучу с неудовлетворенными жизнью тетками у подъезда которые сейчас переехали в интернет от лени выйти на улицу и у которых все либо наркоманы либо проститутки. А все намного проще, если бы отдел в администрации который генпланом города занимается не раздавал бы земли для новых ТЦ, а отвел бы их под стоянки, и при проектировании новых микрорайонов рассчитывал бы парковочные места у домов как надо а не ссылался на нормативы которые можно и не исполнять то никто никого не раздражал бы. Но так как эту работу они завалили, то сейчас прикармливают таких как вы чтобы показать, что ваше движение правое и это не инициатива администрации ,а идет от народа и загнать всех на стоянки. А если бы кроме ворчания в интернете вы залезли бы в базы и кадастровые карты, которые как бы открыты и бесплатны, то вы бы обнаружили людей которые владеют этими стоянками, провели бы совершенно очевидные связи, и поняли бы кому совершенно выгодно чтобы все оставалось так как есть.

    • Анонимно
      8.02.2019 09:40

      Уважаемый вы в Нижнекамске,когда нибудь были?Зачем такую чушь несёте?В Казани на порядок больше машин во дворах,у них Нефтихимом не пахнет и люди не жалуются на головную боль от выбросов.

  • Анонимно
    8.02.2019 08:28

    Промышленники отчитываются о сокращении выбросов в воздух с 90 тыс. т в 2006 году до 46 тыс. т в 2017-м
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/412638
    Выбросы, говорят, сократились почти вдвое, а качество воздуха не меняется. То ли воздух в Нижнекамске неправильный, то ли «промышленники» врут…

    • Анонимно
      8.02.2019 09:45

      промышленники не врут, просто они не могут контролировать выбросы, это действительно не реально, а врут менеджеры которые перед вами отчитываются. Откуда выбросы берутся? От дымовых труб при сжигании газа или мазута, как они могут их снизить если каждый год им увеличивают план и увеличивают производительность, никак. От воздушников или свечей на емкостях и резервуарах, это связь емкости с атмосферой чтобы при наливе или сливе емкость не лопнула или не сложилась, чем больше сливают и наливают тем больше выбросов, как можно снизить количество сливов наливов если для этого емкость и предназначена, никак, а как их считают? по нормативам, то есть на шару, никто не знает сколько на самом деле. От испарений с проливов на пол, как их считают? по нормативам, сколько там действительно проливов и какие у них реальные испарения никто не знает, это не реально. От не герметичности уплотнений и соединений труб и оборудования, как это посчитать? по нормативам то есть опять на шару, в общем тоже никто не знает. Не надо уповать на промышленников, надо ходить на общественные слушания и не давать согласовывать новые производства к уже существующим, больше никто ничего сделать реально не может, а посчитать выбросы хоть больше хоть меньше и навешать лапши на уши это самое легкое, что и делают.

      • Анонимно
        8.02.2019 10:25

        Если у вас на старых производствах такая ситуация - спрашивайте с руководства. А здесь кто вам должен ответить? Пар выпустили и все...

        • Анонимно
          8.02.2019 11:02

          почему старых я про танеко так-то, и не пар выпускаю мне в принципе все равно я переехал))) я вам просто поясняю что ничего не изменится

      • Анонимно
        8.02.2019 11:36

        Абсолютно правильно пишите. О том и речь, что о величине реальных выбросов никто не знает, а отчеты об их снижении руководство города и республики требует. Поэтому об эффективности воздухоохранных мероприятий надо судить не по декларируемому снижению выбросов, а по результатам мониторинга качества воздуха. Если, конечно есть такие данные, которым можно доверять.

  • Анонимно
    8.02.2019 08:30

    «Программа когда-то завершится. На рубль получить шесть — этого завтра уже не будет. Я считаю, что подобную практику нужно применять и в городе»,
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://kam.business-gazeta.ru/article/412638

    Я, что вам налогов мало плачу? вам мало,я чот не пойму? Деревенские отдают (при их то средней зп в 21 тыщу, о чем люди думают)- вот с них и трясите. В город не лезьте.

  • Анонимно
    8.02.2019 08:41

    Ни один обработчик и переработчик мусора не получил заслуженного... Как всегда! И это из года в год продолжается!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:45

    Как только ветер со стороны Нижнекамска (а это преобладающее направление ветра), так Набережные Челны накрывает смог с нижнекамских заводов. Живу в высотке на верхних этажах, так что серо-сизый шлейф выбросов виден прекрасно.

  • wasp
    8.02.2019 09:14

    8-12 тысяч кварплата за трешку. О каком самообложении вообще может идти речь?

    • Анонимно
      8.02.2019 10:44

      при пенсии 13 тысяч самый то оно 8 за кварплату отдать, и пойти двор самому убирать чтобы 8,5 не отдавать. Скажите как у чиновников в Нижнекамске с официальной зарплатой 30-40 тысяч рублей могут быть машины за 2 млн, костюмы за 60 тысяч, часы не за 600 рублей и при этом порядок в городских дворах, подъездах, на дорогах? никак, это не возможно, если каждый подрядчик тебе без твоего спроса на даче рулонный газон постелит, камаз земли подгонит, путевочку детю в лагерь организует, ну и вообще чего вы пристали к местным чинушам, у нас же москвичи виноваты это же их весь ЖКХ был, а теперь наш, вот давайте убирайте теперь сами, тем более это "народная" идея была.

  • Анонимно
    8.02.2019 09:37

    Воздух стоит в городе невыносимый... Нижнекамские жители занимают первое место в количестве пациентов в онкологическом отделение РКБ, дети постоянно болеют... Видимо от отсутствия выбросов.

    • Анонимно
      8.02.2019 13:20

      из этого ужасного города надо бежать! Лишь бы было куда!

  • Анонимно
    8.02.2019 10:32

    Почитала комментарии и ощущение, что большую часть пишут их те, кто не живет в городе, а верит слухам. Опять про онкологию... ну не на первом месте мы в РТ, вы посмотрите на юго-восток Республики, там ситуация ещё сложнее.

    • Анонимно
      8.02.2019 12:12

      Конкретно какие комментарии пишут те кто в городе не живет? Вы сами то нюхаете это по утрам раза 2 в неделю? А может вы сами работаете на химии в цеху или вы на красном живете и работаете у музея?

  • ПанАлекс
    8.02.2019 10:39

    Как только увеличили нормативы, ПДК, по выбросам, по загрязнению воздуха и почвы, так сразу в отчетах резкое "улучшение" экологии Нижнекамска.

    • Анонимно
      8.02.2019 11:27

      ПДК власти Нижнекамска не устанавливают. И соответсвенно ни кто из не увеличивал. А вот нормативы сбросов в сети канализования города местные власти увеличили в разы. Поэтому у них сейчас конфликт с НкНХ. Оказалось, что по сетям ВкЭХ стали поступать на очистные НкНХ всякие нефтесбросы с чьих то «свечных заводиков». НкНХ передал материалы в следственные органы. А те теперь не знают, как не обидеть уважаемых товарищей

      • Анонимно
        8.02.2019 16:59

        Пургу не несите! Все знают что 70% всех выбросов в городе - это Нижнекамскнефтехим!!! Вы ещё скажите, что Нижнекамцы горохового супа наелись!!! Не доводите до абсурда!!! НКНХ, ТАИФ и Шинный завод! Вот кого надо призвать к ответственности!

        • Анонимно
          8.02.2019 17:09

          ТАНЕКО ещё

        • Анонимно
          8.02.2019 17:44

          Поддерживаю, химики просто начали лоббировать свой проект и загонять всех кто хочет пользоваться БОСами - под свою оплату!!!

  • Анонимно
    8.02.2019 11:02

    дороги одни колии в нижнекамске машины стаскивает аварии увеличились вот заслуга мера

  • Анонимно
    8.02.2019 11:25

    Ну "технократ" знатный эколог и лоббист списанных технологий) Как говорится "могёт"!)

  • Анонимно
    8.02.2019 12:02

    С Метшиным все будет как всегда [стремно]. Ничего нового не произойдёт

  • Какую интересно прибыль приносит "ТАНЕКО" ? И куда она идёт ?

  • Анонимно
    8.02.2019 13:43

    выручка около 40 млрд, прибыли никто не покажет реальной, копеечную покажут, а все идет в татнефть и инкотэк, а про них не спрашивайте

  • Анонимно
    8.02.2019 16:27

    когда уж вам станет понятно, что не город решает, какие заводы здесь строить. почему спрашивают только с городских властей, за состояние экологии в Нижнекамске - должны отвечать и другие, вышестоящие!

    • Анонимно
      10.02.2019 00:27

      На то они городские власти, чтобы защищать интересы горожан.

  • Азат Д
    8.02.2019 20:20


    - Специалисты говорят, что люди стали жить лучше.
    -Да, но люди говорят, что стало хуже.
    - Да, но люди не специалисты.
    ))))))))

  • Анонимно
    8.02.2019 22:55

    Самое лучшее в докладе Метшина, это успехи промышленных предприятий, но при чем тут мэр города и района А.Р.Метшин?
    А вот где результаты экологической программы, торжественно провозглашенной в 2012 году,продленной в 2015 году до 2019 года? Очистные продолжают даже не пахнуть-они распространяют периодически коричневый смог.О самообложении говорил глава Нижней Уратьмы. Может быть ему бы вместе с Айдаром Раисовичем было бы лучше сказать почему до сих пор пустуют вдоль дороги фермы для КРС,в которых ещё недавно содержалось 800 голов молочного стада.
    Было сказано про приют для животных в бывшей Красноключинской птицефабрике. Да это "достойное" место.,но оно горькое для сознания красноключинцев, Ведь до разорения фабрики она считалась лучшим предприятием России и там производили натуральную курятину высшего сорта и 120 миллионов экологически чистых яиц в год и трудились 800 рабочих. Тяжелое в общем впечатление от "больших Успехов" и поверхностного доклада А.Р.Метшина .

    • Анонимно
      9.02.2019 08:52

      про приют на Красном Ключе никто не говорил, это был как один из вариантов по размещению пункта временного содержания животных ( для передержки), а это большая разница между приютом и помещением для передержки.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль