Юбилеи 
8.02.2019

Как Исхаков возражал Путину, покупал землю в королевстве и заставил опешить Папу Римского

Сегодня первый мэр Казани празднует круглую дату. Жесткого администратора и мечтателя через «БИЗНЕС Online» поздравляют известные люди, друзья и коллеги

Такую биографию, какая у Камиля Исхакова, поискать! С 1989 по 2005 год, то есть включая лихие 90-е, он рулил татарстанской столицей. Кто со студенческой скамьи дал ему путевку во власть, как днями и ночами «штабилось» строительство станций метро, ковалось 1000-летие и строилось Азино, каким его видят дипломаты, политики, хозяйственники, журналисты и богословы — в воспоминаниях собеседников «БИЗНЕС Online». С днем рождения, Камиль Шамильевич!

Сегодня первый мэр Казани Камиль Исхаков празднует круглую дату Фото: kzn.ru

«ПАПА РИМСКИЙ ОПЕШИЛ!»

«Чем вы гордитесь больше всего в своей работе мэром Казани?» — такой вопрос задали Камилю Исхакову на интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Оказалось — программой ликвидации ветхого жилья и строительством метро.

«Но я не этим доволен в своей жизни, а тем, что при встрече простые люди говорят спасибо. Благодарят за то, что переехали из трущоб, и надо понимать, что они не просто переехали в новые квартиры, а переехали — психологически — в другую жизнь. Благодарят и за то, что в Казани в целом стало комфортнее жить. Жители других регионов завидуют казанцам: о, вы в таком городе живете!» — говорит Исхаков.

В Казани о мэре Исхакове до сих пор ходят легенды. Как он поднимал свою команду чуть не в 4 утра и гонял по всем объектам... Фото: kzn.ru

На его время пришлись масштабные, тектонические перемены облика столицы республики. Это невиданная программа ликвидации ветхого жилья, старт метрополитена и строительство новых микрорайонов Азино. Это прогремевшее на весь мир 1000-летие Казани. Это выход «Рубина» в высшую лигу и его победное шествие. Это возвращение чтимого списка Казанской иконы Божией Матери, что была сначала в покоях Папы Римского Иоанна Павла II, а потом и патриарха московского и всея Руси Алексия II. Исхаков работал полпредом президента РФ на Дальнем Востоке, был постоянным представителем РФ при Организации Исламская конференция в Саудовской Аравии. Сегодня он президент Болгарской исламской академии. В его активе — формирование той команды, выходцы из которой известны и сейчас: бок о бок с ним работали Рустам Нигматуллин, Рафис Бурганов, Ильсур Метшин, Олег Антосенко, Людмила Андреева, Лилия Маврина, Луиза Космылина и другие.  

...старт метрополитена Фото: Шамиль Абдюшев

В Казани о мэре Исхакове до сих пор ходят легенды. Как он поднимал свою команду чуть не в 4 утра и гонял по всем объектам. Как лично контролировал стройки. Как отказался ездить на иномарке, предпочитая «Волгу», правда, с мощным двигателем от Land Rover, чтобы везде успеть. А что только ни рассказывают про аудиенцию Исхакова у Папы Римского, куда он отправился за знаменитой Казанской иконой (намоленным ее списком) Божией Матери…

...аудиенция у Папы Римского, куда он отправился за знаменитой Казанской иконой Божией Матери… Фото: kzn.ru

«Были в моей жизни такие истории, которые, наверное, не повторишь. Какой-то мэр какого-то города вдруг Папе Римскому письмо написал и попросил икону вернуть!.. И он вызывает нас на аудиенцию! И пишет, чтобы взяли с собой пять человек. Мы так и сделали… Честно говоря, я очень волновался, для меня это было чрезвычайное событие. Мы вместе с членами делегации вечерами засиживались, всесторонне готовились к встрече… Аудиенция вместо запланированных 10 минут продолжалась 35. Его Святейшество первую фразу сказал на русском языке: „А вы вообще понимаете, что просите у меня?“ Я сразу в осадок выпал… (Смеется.) И потом через переводчика объяснил нам: „Я же на эту икону в день три раза молюсь. Она не где-нибудь, а в моей придомовой церкви. Она спасла меня после покушения. Ее список у меня в машине, в комнате за кабинетом. А вы у меня ее просите!“ Я отвечаю ему: „Ваше Святейшество, во-первых, вы нас пригласили. Во-вторых, это же удел святого человека — вернуть святыню на место обретения, чтобы она давала больше пользы людям“… И откуда мне, в атеизме воспитанному, эта фраза пришла?! Наверное, от Всевышнего… Папа Римский опешил!»

Икона вернулась в Казань, и для нее здесь строят — восстанавливают — храм. Исхаков говорит: «Бог един. Вот на этой ценности можно и все остальное строить. Я, мусульманин, занимался возвращением Казанской иконы Божией Матери, 6 часов со свечкой в руках простоял на службе в соборе в Московском кремле. Из Ватикана в Москву приехали несколько кардиналов и, когда они передавали икону патриарху Алексию II, обнимались, целовались. Я стоял и думал: вот ведь что наделал татарин: вечные враги — католики и православные — обнимаются…» (Смеется.)

...прогремевшее на весь мир 1000-летие Казани Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«НУ КАКОЙ Я ПОСОЛ? Я ХОЗЯЙСТВЕННИК, МЭР ГОРОДА…»

Яркой страницей в биографии мэра стало 1000-летие Казани в 2005 году. Настолько яркой, что Исхакова забрал к себе президент России — предложил стать его полномочным представителем в Дальневосточном федеральном округе. Однако не случайно на той же интернет-конференции журналисты заметили: «Со стороны казалось, что в Москву с Дальнего Востока вас перевели из-за интриг местных элит». Что интересно, возражений не услышали: «И не без этого. Но я не сказал бы, что Владимир Владимирович этим руководствовался».

Так что с 2005-го по 2007-й экс-мэр трудился на Дальнем Востоке, приведя с собой команду из республики. Однако не сложилось… Так какие результаты? «А давайте сравним результаты! — предложил Исхаков. — Для чего Владимир Владимирович направил меня туда? Для того чтобы экономически поднять этот регион, который был в полном упадке. В то время был механизм решения этой задачи — через федеральную целевую программу «Сохранение и развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Когда я пришел, программа была в объеме 2 миллиарда рублей. И вдруг шум-гам в прессе — Греф (министр экономического развития в то время — прим. ред.) удвоил эту программу! Когда программу удваивают — это же хорошо? А когда я уходил, она стала 500 миллиардов рублей! Даже 750 миллиардов с учетом отдельной программы подготовки Владивостока к саммиту АТЭС». Еще он добавил: «Есть удовлетворение и от того, что слышал от жителей примерно такие слова: «Когда полпредом был татарин, все забегали, начали работать. А уехал — опять тишина…»

В 2008-м Исхакова направили постоянным представителем РФ при Организации Исламская конференция в городе Джидда Королевства Саудовская Аравия. Камиль Шамильевич вспоминает: «Когда программа по Дальнему Востоку заработала и меня направили на Ближний Восток, я сказал Путину: „Ну какой я посол? Я хозяйственник, мэр города…“ Но меня попросили создать имущество, организацию. Это все я сделал. Впервые на саудовской земле появилось имущество Российской Федерации. Дипломатические отношения России с Саудовской Аравией насчитывают более 25 лет, а имущества там нашего не было ни клочка! А я за короткий срок и землю, и здание приобрел в собственность страны».

Сегодня Исхаков — президент встающей на ноги Болгарской исламской академии Фото: prav.tatarstan.ru

«МЫ ДОЛЖНЫ ПОДНЯТЬ ИЗ ПЕПЛА ЗАПЫЛИВШИЕСЯ ТРУДЫ КАЗАНСКИХ БОГОСЛОВОВ»

Казалось бы, после такой сверхнапряженной деятельности на высоких постах человек имеет полное право расслабиться и отдохнуть. Ну как же! Сегодня Исхаков — президент встающей на ноги Болгарской исламской академии.

«Мы должны подготовить таких специалистов, которые удовлетворят потребности Российской Федерации в кадрах для ислама. Болгарская академия — верхушка образовательного треугольника, мы готовим магистров и докторов (кандидатов наук в светском понимании). Мы их готовим для того, чтобы они пошли преподавать в высшие исламские учебные заведения… Мы должны удовлетворить потребности России в подготовке кадров, а также поднять со всех полок запылившиеся труды татарских богословов, которые и в мировом масштабе были основополагающими. Те 30 тысяч научных трудов, которые рождены на нашей земле, были кирпичиками в фундаменте мирового ислама. Мы должны поднять все это из пепла».

Исхаков подчеркивает, что надо не просто оцифровать рукописи, а сделать так, чтобы они жила в информационной системе: «Мы подали свою заявку в Инсбруке — и оказалось, что мы первые, кто решил оцифровать рукописи на арабском языке… О потребности я сужу по своей мечети, где являюсь председателем приходского совета. Я вижу, насколько ислам сегодня востребован молодежью. У нас места не хватает для прихожан, а молодежь идет и идет! Я и навес сделал, и пристрой, уже и шатер установили, чтобы людям места хватило… Эти процессы не только у нас идут, но и во всем мире. По мировой статистике, в исламе было 1,3–1,4 миллиарда верующих, а католиков — 1,7 миллиарда. И 10 лет не прошло, как верующих мусульман стало больше католиков!»

В общем, на посту президента Болгарской исламской академии Исхаков остается человеком суперактивным, таким, который отлично видит перспективы и уверенно работает на будущее.

С днем рождения, Камиль Шамильевич!

Ильсур Метшин: «Как мэр, принявший столицу из рук Исхакова, могу выступить с искренними словами благодарности человеку, который продолжает созидать и приносить пользу людям, обществу, своей стране» Фото: kzn.ru

1000-ЛЕТИЕ КАЗАНИ — ФУНДАМЕНТ БУДУЩИХ ПРОЕКТОВ

Ильсур Метшин — мэр города Казани Ильсур Метшин мэр города Казани
— Для меня большая честь и удовольствие поздравить Камиля Шамильевича с красивой датой. Это живая легенда в масштабах нашей страны. Государственный муж, который прошел огромный, красивый, успешный, созидательный трудовой путь. Для меня он прежде всего мэр Казани. Я начинал в его школе — в школе, где работали и он, и его соратники. Каждый глава — глыба, каждый заместитель — целая эпоха. Именно в таком созвездии удалось реализовать и задумать многие проекты, которые стали фундаментом многолетней программы по развитию столицы нашей республики.

Безусловно, говоря о Камиле Шамильевиче, невозможно не вспомнить о 1000-летии Казани. Вместе с первым президентом,  Минтимером Шариповичем Шаймиевым, с тогда премьер-министром Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, взять, поднять, задумать в масштабах страны проект… Это, наверное, первый пример, когда президент страны был руководителем оргкомитета. Мобилизовать ресурсы и нашего многонационального народа, и всех компаний — надо иметь соответствующие амбиции и полет мысли, масштабность. Я рад, что мне, начинающему тогда госслужащему, довелось начать свой собственный путь под их крылом. Есть масса проектов в Советском Союзе — больших, масштабных, которые начинались, но до реализации так и не дошли. Не каждому удавалось довести начатое до конца — а Камилю Шамильевичу многие проекты удались.

1000-летие — это тот фундамент, на котором базируются будущие проекты. А самое главное, тогда вырос дух. Именно тогда пришло понимание самих принципов работы: чем масштабнее идея, чем масштабнее проект, чем больше волна, тем крупнее лодки, которые она поднимает. Вот это в полной мере относится к тому времени, когда Камиль Исхаков был мэром Казани.
Что тогда было сделано? Ликвидация ветхого жилья и восстановление исторического центра. Первая часть была тогда реализована: тысячи семей переехали в комфортное жилье. Безусловно, это заслуга Минтимера Шариповича, Рустама Нургалиевича и Камиля Шамильевича. Спасибо предприятиям, бизнесу, всем участникам программы.

Казанское метро — то, о чем мечтали еще во времена СССР, — и первые пять станций появились именно к 1000-летию Казани.
Знаковые объекты Казанского Кремля — Благовещенский собор, Кул Шариф… И, безусловно, главное, это его духовный подвиг — возвращение Казанской иконы Божией Матери. Из рук понтифика Иоанна Павла II была получена икона — это говорит о дипломатических способностях. Казалось бы, мэр среднего по величине, но абсолютно не значимого в то время в мире города — и набраться смелости, суметь найти аргументы. Надо быть незаурядным человеком, незаурядной личностью. Отсюда вытекает и международная деятельность — ведь Камиль Шамильевич заявил о себе и как мэр, и как представитель Казани, столицы Евразии, и организации муниципалитетов мира. Он был первым президентом Евразийского отделения ОГМВ, организации городов и местных властей. До него никто такой международной деятельностью не занимался. Ну и конечно, наша гордость — футбольный клуб «Рубин». Из второй лиги выйти в премьер-лигу, занять третье место…

У певцов есть понятие — голосовой диапазон, две октавы — хорошо, а четыре октавы считаются выдающимися данными. Если проводить аналогию с Исхаковым, то у него — 3D-диапазон. Хозяйственник, дипломат и духовный человек. Он уже не одно десятилетие совершает пятикратный намаз, он хаджи, он действительно уверовал, и это самое сложное. Недаром он сейчас на таком важном для страны направлении — президент Болгарской академии, нашего российского ислама, что крайне важно в современном неспокойном мире.

Из пожеланий? Крепкого здоровья, конечно, благополучия в семье с многочисленными внуками, внучками — и обязательно реализовать все задуманное. Я как мэр, принявший столицу из его рук, могу выступить с искренними словами благодарности человеку, который продолжает созидать и приносить пользу людям, обществу, своей стране.
Экзам Губайдуллин — председатель Совета муниципальных образований Республики Татарстан Экзам Губайдуллин председатель совета муниципальных образований Республики Татарстан
— Решение взять на себя ответственность за жизнь города c миллионным населением в сложный момент требует смелости. А когда человек родился в этом городе, забота о котором стала одной из главных целей его жизни, то можно с уверенностью сказать, что он счастливый человек. И когда ему удается исполнить свой план — улучшить жизнь горожан, — то можно смело заявить, что Казани с этим человеком повезло.

Смелость — одно из основных качеств Камиля Исхакова. Вклад Камиля Шамильевича в судьбу города Казани объективно велик. Он стал инициатором и одним из организаторов празднования 1000-летия Казани, этот праздник для нас является одним из самых значимых событий. Его вклад в содействии строительству Казанского метрополитена и сегодня оказывает влияние на жизнь жителей города. Его многолетняя служба в качестве градоначальника Казани стала фундаментом для динамичного развития городского округа и по сегодняшний день. И сегодня он служит примером трудолюбия для молодого поколения.
В этот день поздравляю Камиля Шамильевича с юбилеем и желаю: пусть Ваша энергия, активная жизненная позиция, управленческий опыт с каждым годом способствуют достижению новых успехов на профессиональном и жизненном пути во благо республики! От всей души желаю Вам крепкого здоровья, мира, добра и благополучия!

Фото: rubin-kazan.ru

КОМСОМОЛ И ПЕРВЫЕ ГОДЫ: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Александр Гусев — экс-президент ФК «Рубин», председатель Федерации футбола РТ Александр Гусев экс-президент ФК «Рубин», председатель федерации футбола РТ
— Вы спрашиваете, как он начинал карьеру? Он тогда учился в КГУ. А в то время, собственно, было все просто. Формировался Верховный совет ТАССР, и университету дали задание — подобрать единственного студента, который мог бы быть избран. И основную роль тогда сыграл Николай Федорович Козырь. Он тогда был секретарем ВЛКСМ университета, а карьеру завершил в должности управделами первого президента РТ Минтимера Шаймиева — 13 лет был управделами! А задание же как давали: чтобы кандидат был симпатичным, представительным, чтобы мог говорить на публике — ну хотя бы немного, чтобы был татарин. Такие вот были раньше рамки. И Козырь предложил кандидатуру Исхакова: учился он хорошо, активно занимался гимнастикой — сейчас точно не помню, но или кандидат в мастера, или мастер спорта. Партийные органы проверили, поддержали, его выбрали — так он и стал депутатом, сумел показать себя. Ну а далее тот же Николай Федорович предложил его выдвинуть в Советский райком комсомола. Дальше вы, наверное, знаете: при нем Казань стала быстро меняться и развиваться.

С «Рубином»… Наш первый президент, Минтимер Шарипович, поставил тогда задачу — все виды спорта надо было поднять на должную высоту. Руководителям республики предложили возглавить различные направления — так, например, Евгений Богачев стал заниматься баскетболом, хоккей возглавил Фарид Мухаметшин (это уже потом «Ак Барс» перешел под крыло «Татнефти»). А Камилю Исхакову как мэру Казани был поручен футбольный клуб. «Рубин» тогда, можно сказать, был серой командой, ничего из себя не представлял. Футболом Камиль никогда не занимался, он и болельщиком-то не был. Но когда Камиль за что-то берется — быстро находит способы достичь цели! Это во всем. Находит людей, находит средства, вникает… Тогда он пригласил Игоря Волчка, а затем, уже в 2002-м, Курбана Бердыева. И из второй лиги — в премьер-лигу, так это было.
Камиль Исхаков — очень целеустремленный человек, если он ставит себе цель — он ее достигает. И сейчас он занимается вопросами религии — наверное, в этом плане он еще до конца не раскрылся и все еще впереди.
Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев председатель правления ТПП РТ
— Он работал под моим руководством, когда я был первым секретарем Татарского обкома комсомола. Исхаков был одним из талантливых молодых секретарей райкомов комсомола, активный спортсмен. Будучи еще студентом, он был выдвинут в депутаты Верховного Совета Татарстана. И когда образовывали новый район, мы рекомендовали его секретарем Советского райкома комсомола.

Он уже тогда был старательным работником. Прекрасно организовывал встречи с французской молодежью, которая приезжала к нам в лагерь «Волга». Еще будучи в комсомоле, проявил хозяйственную жилку, занимался зданием Советского райкома комсомола. Занимался всем, что было связано со спортом, организовывал турниры «Золотая шайба», «Кожаный мяч». Под моим началом он проработал лет пять. Затем мы его рекомендовали на хозяйственную работу, он перешел в «Алгоритм», — подразделение завода ЭВМ. Потом он там стал начальником, после чего его заметил Альберт Камалеев, который стал первым секретарем райкома партии, его отец-наставник…
Вообще, работать с ним интересно и просто. Я думаю, это человек очень заслуженный, достойный. Но в городе он мог бы больше сохранить исторических зданий, если бы не спешил.
Рево Идиатуллин — бывший председатель Казанского горисполкома Рево Идиатуллин бывший председатель Казанского горисполкома
— Я Исхакова знал по Советскому району, где он сначала работал в райкоме комсомола, а потом в райкоме партии. Когда встал вопрос о моем преемнике, я назвал в том числе и его фамилию. Не думаю, что я был единственным, кто его рекомендовал, но, полагаю, мое мнение совпало с мнением других. Для меня было важно, что до этого он уже прошел все ступени служебной карьеры — и комсомол, и райком партии, и хозяйственником был в «Алгоритме». А для председателя исполкома это было очень важно.

Конечно, я был очень доволен, что председателем исполкома Казани стал именно Камиль Исхаков. Хотя он, конечно, попал в такую хорошую струю, о которой я и мои предшественники могли только мечтать.
В мою бытность и в бытность Александра Бондаренко (председатель исполкома Казанского совета народных депутатов в 1965–1985 годы — прим. ред.) исполком имел мало средств на нужды города. Ведь все, что имела республика, сначала шло в Москву, а уже потом из Москвы какую-то долю мы получали обратно — на развитие инфраструктуры, образования, культуры, здравоохранения и всего остального. А Исхаков работал уже в 90-е годы, когда все изменилось и город стал получать неизмеримо больше средств. У меня просто белая зависть была — появилась возможность достойно подготовить 1000-летие, тем более что Москва целевые средства выделяла.

Можно ли назвать Камиля Исхакова отцом казанского метро? Я бы не стал так говорить. Ведь решение о его строительстве было принято еще до меня, Александром Бондаренко, старой гвардией. Исполнение этого решения все откладывалось в силу того, что не было финансирования. Но, даже не будучи инициатором, Исхаков вложил много своих эмоциональных и физических сил в строительство казанского метро.

Выиграла ли Казань от того, что в ее судьбу поучаствовал Камиль Исхаков? Выиграла! Намного выиграла. Эта кандидатура оказалась очень удачной.

Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«БУМАЖНЫЕ НОЖИ» ТАЛГАТА АБДУЛЛИНА: ЛИКВИДАЦИЯ ВЕТХОГО ЖИЛЬЯ И «ТОРМОЗА» СОЦИПОТЕКЕ

Талгат Абдуллин — заместитель генерального директора «Связьинвестнефтехим» Талгат Абдуллин заместитель генерального директора «Связьинвестнефтехим»
— С Камилем Шамильевичем мы знакомы с тех пор, как он работал в казанском исполкоме, а я тогда работал в исполкоме Набережных Челнов — в конце 80-х, начале 90-х, обменивались мнениями, что происходит… Рушилась система, наверное, рушилась целенаправленно — и наступило время, когда планов нет, денег нет, город находится в сложном состоянии. Аварийные дома, много деревянных — весь центр, пожалуй, это только «кольцо», немножко Первомайская площадь, а все остальное в запущенном состоянии.

Когда я возглавил жилищный фонд и по поручению Минтимера Шариповича началась программа ликвидации ветхого жилья, то работать мы начали плотно. Я выстраивал систему финансирования. Тогда нужна была помощь предприятий, рассчитывать было не на кого: ничего не было, процветали бартерные схемы. Брали нефтью, резиной, меняли на стройматериалы, ведь надо и ванны покупать, и обои — бывало, ездили на базы вместе! Камиль Шамильевич в силу обстоятельств был вынужден взять на себя большой объем работы — и штабы проводил, и земельными вопросами занимался, и так далее. Потом была у него привычка проводить «штабы» у себя в кабинете. Я ему говорю: а почему бы не надеть сапоги? Надо же ходить на объекты, проверять, видеть, что делается, как! Или давай будем собираться у меня, в фонде. И, надо сказать, он поменял подход.
Мы часто спорили, да — у него тоже были такая привычка к запоздалым решениям, что приводило к росту расходов. Вот, допустим, строим большой монолитный дом на проспекте Победы, а там наверху технический этаж в 2 метра 10 сантиметров. И вдруг Исхаков принимает решение увеличить высоту, сделать там жилье. Но технический этаж ведь нужен: там вентиляция, водоснабжение и так далее. О каком комфорте для людей речь?

Вообще, я не понимал, как можно строить город, не имея актуального генерального плана! Потому что в Набережных Челнах был шикарный генплан, и я всегда знал, где какие дороги, где можно проложить коммуникации, точки подключения. Я воевал против каждого насоса водоотведения, например — все должно отводиться естественным путем. Поэтому и пробок там до сих пор почти нет — спланировано все. В Казани же все поначалу шло с колес. И, наверное, более-менее планировать начали с микрорайона Азино. А когда в Казани привлекли к разработке генплана проектировщиков, в том числе из Москвы, они сказали, что он просто герой. Ведь еще до этого он обеспечил инвестиционный процесс, взяв на себя огромные риски.

Так что мы воевали сильно — и особенно когда начался вопрос реконструкции центра, дележ объектов. Ведь нам, фонду ликвидации ветхого жилья, надо было продолжать строить! А появлялись другие какие-то аппетиты, и мы постоянно бились. Минтимер Шарипович признавался потом: было очень спокойно работать, потому что они друг друга контролировали. Президент, конечно, всегда был арбитром, ведь мы иногда увлекались… А Исхаков тоже — он требовал, чтобы было его решение.
Мне вообще нравится, что он такой человек, по-хорошему агрессивный — на дело. Но есть один небольшой недостаток, который можно превратить в достоинство. Если его убедить, что какая-то идея — его, не раскрывая себя, он будет работать только так! А вот если надо реализовывать чужую идею, тогда он находит массу причин, недостатков, попытается идею улучшить — и через какое-то время скажет: «Ну давай, я вот так решил делать!» И вот тогда — не удержать.

Так получилось с соципотекой. Мы объехали мир, изучили опыт и с учетом нашего законодательства создали эту систему: тут и элементы сберегательного кооператива, и ипотечного займа, и взаимоотношения с подрядчиками. Это вызывало противодействие со стороны банковского сектора: мы сами финансируем, кредитов нет, и банк только ведет расчеты. Это была огромная война, споры отчаянные, включая прокуратуру, минстрой и так далее. Камиль Шамильевич тоже пытался найти казанский кусок, чтобы самому это контролировать, распределять и так далее. А ведь город должен был ставить на учет нуждающихся, вести прием населения, выделять земельные участки и так далее, но тут возникли сложности. И в итоге где-то за год до прихода Ильсура Метшина, кажется, мы были вынуждены остановить реализацию программы в столице.
Камиль Шамильевич внес огромный вклад в развитие Казани — это несомненно! Потому что все эти деревянные бараки, те условия, в которых жили люди… Сейчас вот в Азино сложно купить квартиру, а тогда туда не хотели ехать! Все эти вопросы, проблемы людей ложились на плечи мэра.

И, несмотря на напряженные наши деловые отношения, личные отношения замечательные. Говорят, что мы на ножах? Ну ножи-то всегда были бумажные!

Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«Я СНАЧАЛА ОПЕШИЛ, СМОТРЮ, А КАМИЛЬ ШАМИЛЬЕВИЧ ТАК ХИТРО УЛЫБАЕТСЯ, ОТВОРАЧИВАЕТСЯ…»

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ Айрат Хайруллин депутат Госдумы РФ
— В 2003 году в Казани еще не было торговых центров, и мы с партнерами (тогда мы еще не были полными собственниками) построили ГУМ. А где-то месяца за четыре до открытия Камиль Шамилевич меня пригласил к себе и предложил построить торговый центр на месте, где сейчас находится «Кольцо». Я сразу отказался, сказав, что мне это абсолютно не интересно и что передо мной стоят совсем другие задачи, в частности, развитие сельского хозяйства. Как раз тогда я им начал заниматься. Кроме того, я добавил, что стоит подождать буквально год-два и тенденция строительства торговых центров, которая была в Москве, дойдет и до Казани. Тогда без проблем найдется инвестор.

Но Камиль Шамильевич сказал, что ему надо именно сейчас, чтобы все было готово к 1000-летию Казани. Так он раза три меня вызывал, а я все время отказывал. И вот накануне открытия ГУМа, в самом конце августа, нам сообщили, что на торжество приедет и Минтимер Шарипович Шаймиев. Посмотреть, как построили ГУМ — первый тогда торговый центр в Казани, пусть и не такой большой. На его месте ведь тогда было старое здание, ветхое, поэтому мы построили новое, но постарались максимально сохранить архитектуру.

И вот мы ждем президента, а они приехали вместе с Исхаковым. Шаймиев первым делом направляется ко мне, подходит, обнимает, жмет руку и говорит: «Айрат, спасибо! Я так на тебя надеялся, я знал, что ты это сделаешь. Хайруллин, если возьмется, сделает… Ты должен постараться и до 1000-летия построить «Кольцо». Я сначала опешил, смотрю, а Камиль Шамильевич так хитро улыбается, отворачивается… Вот такая была история.

Ну а Минтимеру Шариповичу я уже не смог отказать. Хотя за это строительство и другие не брались, потому что было очень сложно: трудное место, плохие грунты. Под землей, наверное, больше денег зарыто, чем потрачено на само здание.

Фото: kzn.ru

ИСХАКОВ И МЕТРО: «МАРАТ, НЕ СПОРЬ СО МНОЙ — ЭТО МОЙ ГОРОД, Я ПОНИМАЮ, ЧТО НУЖНО»

Марат Рахимов — генеральный директор ОАО «Казметрострой» Марат Рахимов генеральный директор ОАО «Казметрострой»
— Очень много воспоминаний связано у меня с тем временем, когда я получил приглашение от мэрии города, подписанное Камилем Шамильевичем Исхаковым. В декабре 1996 года в Казани проходило совещание, и там корпорация «Трансстрой» от министерства транспортного строительства РФ предложила мою кандидатуру на пост руководителя строительства казанского метро. Я работал тогда на БАМе, на строительстве Северомуйского тоннеля. Еще раньше участвовал в строительстве Ташкентского метрополитена. 90-е — сами знаете, какое это было время! В том общем развале, когда метрополитены отнесли к муниципальной собственности, было принято решение к 1000-летию города выполнить такой проект.
Многие были против. Но сегодня жители «в драку» требуют проложить метро в их районы! И потом, наличие метро становится большим плюсом при выборе города для проведения крупных спортивных и любых других массовых событий. Это такой козырь, что ли — альтернативный вид транспорта.

Я никогда не забуду те дни работы, когда в условиях полного отсутствия финансирования, проектов принимались исторические решения о посадке станций. Проектировщики сначала посадили станцию «площадь Тукая» у КГФЭИ, по улице Тихомирнова. А Камиль Шамильевич сказал: «Мне там не нужна эта станция!» Станцию «Суконная слобода» сначала посадили в районе Суконного рынка. Мы уже приступили к котловану, Исхаков приехал на объект, увидел и сказал: «А зачем мне здесь станция?» Так станцию перенесли на перекресток Назарбаева и улице Петербургской. Он мне часто говорил: «Марат, не спорь со мной, это мой город. Я понимаю, что нужно». Я мог спорить с точки зрения технических решений.

А то, что в 5 часов утра начинались планерки? Тоже никто не забудет! Ни я, ни мои подрядчики, ни мой коллектив. Мы начинали обход со станции «Горки» и пешком, по тоннелям проходили все станции до «Кремлевской». Вы можете себе представить? Искахов в рубашке, в сапогах. Вода, грязь — стройка есть стройка. Пройдет все! В понедельник — «Горки», во вторник — «Аметьево», в среду — «Суконная слобода», в четверг — «Площадь Тукая», в пятницу — «Кремлевская», в субботу — итоговое совещание, а в воскресенье говорил: «Немножко отдохните». Какой отдохните?! Нам к понедельнику снова готовиться к обходу! Как-то в два часа ночи позвонил, а я уже был в кабинете, готовился к совещанию. Говорит: давай встретимся на «Кремлевской». Стоим на котловане, февраль, метель, люди внизу работают. «Марат, успеем?» — спросил он меня тогда. «Конечно, успеем», — ответил я. Вот такой вот он.

Все плохое уходит, а все хорошее остается, а результат вам известен. В марте будет 22 года существования метростроя в Казани, результат нашей работы — 11 станций, начато строительство второй линии метрополитена в Казани, пять станций в Москве. Кто сейчас метро строит в России? Москва, Питер, Казань — и все! Это очень хороший показатель.

Я от имени всего коллектива «Казметростроя» поздравляю Камиля Шамильевича с 70-летием!

Фото: Шамиль Абдюшев

КАК КОВАЛИСЬ ПОБЕДЫ «РУБИНА»: «Я понял, что по сравнению с ним я вообще не работаю…»


Курбан Бердыев — главный тренер ФК «Рубин» Курбан Бердыев главный тренер ФК «Рубин»
— Когда в 2001 году Исхаков пригласил меня в Казань на встречу, мы поговорили об инфраструктуре «Рубина», задачах клуба. И я сразу понял, что у президента клуба, у города, у республики — серьезные амбиции. Ставили высокие цели — это меня больше всего и привлекло, склонило к тому, чтобы согласиться возглавить команду, а также инфраструктура.

Камиль Шамильевич — максималист. Я это сразу понял. Он взял команду, которая была во второй лиге, у них не было ни копейки — вообще ничего! И он довел ее до еврокубков, бронзовых медалей чемпионата. Его роль просто огромна. Я не уверен, сделал бы кто-то большее, чем он. Тем более в тот период, когда команда была в не самом лучшем состоянии.
Помню, как в 2003 году мы вышли в премьер-лигу и в первом матче крупно проиграли ЦСКА в Москве. Я был очень расстроен. После игры все собирались, и он сказал: «Ты не расстраивайся, все у тебя будет хорошо». Эти слова запомнились надолго, потому что его поддержка в тот период была важна. Это был наш первый матч в премьер-лиге. Мы проиграли, а он все равно поддержал нас.

А если говорить как о человеке, то я просто научился у него работать. Я думал, что до «Рубина» вроде бы немало работал, но когда он меня поздно ночью вызвал к себе, часов в 11, мы о задачах говорили, проблемах. Он сказал: «Ты все это распиши. В полседьмого встречаемся». А расстались мы полпервого ночи. Я ответил: «Так у меня тренировка вечером». А он-то имел в виду с утра! И вот полседьмого утра я пришел к нему, до этого всю ночь работал. А он не ложился и ждал. Я понял, что по сравнению с ним я вообще не работаю. И вот эту планку работоспобности, желания работать он серьезно для меня поднял.
Болеет ли он за «Рубин»? Я каждый день перед игрой хожу в мечеть и часто вижу его. Всегда в день игры он или в рубиновой рубашке, или в галстуке рубинового цвета. Он ни одного матча не пропускает. И если мы удачно играем, то он нас поздравляет, при поражениях поддерживает.  Вот так!

Фото: kzn.ru

ИСХАКОВ-МЕЧТАТЕЛЬ: «ОН ХОТЕЛ ВИДЕТЬ КАЗАНЬ ВЕЛИКОЙ — И ЕГО ФАНТАЗИИ В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ СТАНОВИЛИСЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ»

Владимир Грицких — гендиректор ОАО «Дирекция внебюджетных программ развития города», разработчик «Стратегии-2030» Татарстана и Казани Владимир Грицких гендиректор ОАО «Дирекция внебюджетных программ развития города», разработчик «Стратегии-2030» Татарстана и Казани
— Вы знаете, Исхаков на меня всегда производил двоякое впечатление. Мне не нравилось, что он был очень жестким администратором. Во всех своих делах, во всех городских проблемах, во всем, что он кому-либо поручал, он доходил буквально до каждой мелочи. И вот на этих мелочах он очень сильно попортил людям нервы. Он мне как-то сказал: «Я хочу знать, где в моем городе какой гвоздь забивается». Вот это было в его характере — и в то время это было, наверное, оправданно. Я с ним работал с 2000 года, может, чуть раньше, когда шла подготовка к 1000-летию.

И вместе с тем у него хватало времени на различные фантазии и «хотелки». Вот Исхаков захотел сделать Казань великой в его понимании. Он хотел видеть Казань миллионным городом, чтобы в ней было метро, хотел видеть в городе вантовый мост. Неважно, как Камиль Шамильевич это сделал, но он всего этого добился. Исхаков «придумал» 1000-летие Казани. «Придумал» я пишу в кавычках, потому что, конечно, во многом это его заслуга. Есть разные точки зрения — был ли для этого повод или этого повода не было. Это абсолютно неважно. Он сделал совершенно уникальную вещь — был первым в этой стране, кто показал нам вектор развития города и во многом повлиял на сегодняшнюю технологию развития Татарстана. Исхаков нашел идею, за которую ему федеральный центр давал деньги, из простой сказки сделал реальные вещи. Он привлек примерно 100 миллиардов рублей, что по тем временам было просто невероятно. И он все-таки очень много сделал: отремонтировал оперный театр, построил метро, построил свой любимый вантовый мост и так далее, и так далее. Хотя, когда Камиль Шамильевич настаивал на метро, многие его уговаривали: давайте сделаем более дешевое, легкое метро.

А мы тогда приглашали Европейский банк и в то время работали со многими финансовыми структурами. Когда готовили проект по привлечению займов Всемирного банка, нам сказали: «Мы не работаем с городами, мы работаем на уровне стран». Но мы как-то извернулись! И Всемирный банк дал 125 миллионов долларов Казани, причем этот займ город, судя по всему, не возвратил: за него расплатилась Федерация.

Так что его фантазии в какой-то момент становились реальностью. А реальностью это становилось именно потому, что он буквально все свое время посвящал поиску решения этих проблем. Я никогда не забуду, как Исхаков мне позвонил как-то вечером и попросил устроить встречу с директором Всемирного банка. Я говорю: «Камиль Шамильевич, поймите правильно — при всем моем уважении к вам, кто вы и кто этот человек? У него все расписано, и он работает только с президентами!» Но кончилось тем, что нам удалось устроить ему встречу с вице-президентом этого банка. И с этой встречи начались хорошие отношения Татарстана и Казани с этой структурой. В нас поверили в России, в нас, как ни странно, увидели интересные амбиции, окаянство какое-то.
И вот эти две вещи, которые в нем боролись… Одна раздражала, потому что он не сильно-то доверяет, все проверяя. С другой стороны, он в какой-то момент мог поверить в какие-то фантастические вещи. И вот это вот в нем как-то уживалось. Поэтому у меня к нему все-таки больше положительного отношения, больше положительной оценки того, что он сделал для города.

Фото: tatmitropolia.ru

«МОЖНО УБРАТЬ ПУТИНА, ШАЙМИЕВА ДА ПАПУ РИМСКОГО… И ВСЕ РАВНО БЫ ИКОНА ВЕРНУЛАСЬ!»

Дмитрий Хафизов — советник мэра Казани по вопросам культуры и религии, руководитель татарстанского отделения Императорского православного палестинского общества Дмитрий Хафизов советник мэра Казани по вопросам культуры и религии, руководитель татарстанского отделения Императорского православного палестинского общества
— Я совершено случайно узнал, что на возвращение Казанской иконы Исхакова благословил отец. Знаете, у победы много отцов, а поражение всегда сирота. На сегодняшний день я знаю как минимум троих крупных политиков, которые говорят, что они приложили руку к возвращению Ватиканского списка Казанской иконы Божией Матери. Исключительная роль в этом деле, несравнимая ни с чем, принадлежит Камилю Шамильевичу. Дом строят несколько человек, и каждый каменщик может говорить, что это именно он построил его. Но прорабом, двигателем и духовным вдохновителем всего этого был, конечно, Камиль Шамильевич. Возвратом православной святыни на родную землю занимались многие государственные деятели — от Владимира Путина и Минтимера Шаймиева до патриарха Алексия II и папы Римского Иоанна Павла II. И если какую-то одну фигуру убрать, чтобы этого не случилось, то единственной такой фигурой был бы Исхаков. Вот если его убрать, то ничего бы не случилось. Можно убрать Путина, Шаймиева да и папу Римского… И все равно бы икона вернулась!

С чего началась вся эта история? Когда я по поручению Исхакова работал над тематикой 1000-летия Казани в секретных архивах Ватикана и библиотеках, то наткнулся на любопытные источники, из которых следовало, что в покоях Папы Римского находится та самая икона Казанской Богоматери. Вместе с известным историком Миркасымом Усмановым мы отправились в администрацию Ватикана, чтобы спросить, не у них ли находится икона. Там нас встретил отец Джозеф Май, который через немца-переводчика Адольфа Хампеля ответил, что у них таких образов нет. Но… лукавили! Я боялся даже неприятностей: ведь Исхаков не был в курсе, что я такие вопросы задавал. И вот мы вернулись в Казань, в штаб подготовки празднования 1000-летия, где доложились Исхакову… Он, конечно, тогда остался недоволен. Как мне рассказал Рафаэль Хакимов, годом ранее Минтимер Шарипович посылал в Ватикан письмо с вопросом, нет ли у них случайно Казанской иконы Божией Матери (приезжавший однажды немецкий епископ рассказал о находке). Но ответ не пришел, хотя в Ватикане о поисках иконы знали. Камиль Шамильевич посоветовался с Минтимером Шариповичем. Если меня спросят, кто второй человек, чей вклад неоценим в возвращение иконы, то это однозначно Минтимер Шарипович. А третьим человеком в этой связке был Владимир Путин, еще будучи премьер-министром… Вот так и началась эта история. Тогда Камиль Шамильевич поручил мне заниматься этой темой. Но денег на это не выделялось, потому что велась работа по 1000-летию Казани, а поиск иконы был одним из элементов, ведь никто точно не знал, чем это кончится…

Исхаков сыграл ведущую роль в дальнейших переговорах с Ватиканом и патриархией. Если посмотрите газеты того времени, то все встречи с патриархом, папой, встречи на высоком уровне… Если там не было Минтимера Шариповича, то обязательно был Камиль Шамильевич. Так всегда было. Свою роль сыграли и Хакимов, и Людмила Николаевна Андреева, да даже Хампель, и представители русской эмиграции, и многие другие. Но основное движение шло все от Исхакова. Мы с ним вместе летали и в Фатиму, и Лурд, где он ставил свечи. Там мы говорили о роли явления этой иконы. И когда он увидел, что весь мир об этом знает, а тут еще и отцовское благословение, которое пришло… Это его очень сильно вдохновило. А тогда все было против нас: и политика государственная, и отношения между Церквами, да и польское окружение Папы… Много чего было такого! Но, видимо, вмешались высшие силы. И я никогда не забуду его глаза, когда передавали икону. Он вышел на площадь Святого Петра таким светящимся, сказал, что душа у него летает. На всю жизнь запомню его глаза…

Помнится, я ему сказал такую фразу, когда еще только начинали заниматься Казанской иконой: «Камиль Шамильевич, когда вы не будете мэром… Вы сделали много всего. Но вас вспомнят не за 1000-летие Казани, не за то, что город стал европейским, а за возвращение Казанской иконы». Он тогда удивился, но промолчал. Думаю, он именно так сейчас и считает. Никто другой вам не скажет этого, потому что не знает всех деталей. Но главным человеком, кто на 90 процентов сделал эту историю, был Камиль Шамильевич. А 10 процентов сделали уже все мы, остальные.

Когда у меня было 50-летие, то Камиль Шамильевич довольно неожиданно пришел на мой скромный юбилей. Он сказал хорошую проникновенную речь и подарил такой небольшой набор. Глянул одним глазком в тот день, а уже потом, когда решил воспользоваться, нашел записку от него. Там было написано: «Если бы не ты, Казань была бы другой». И вот я теперь хочу сказать, что, если бы не Камиль Шамильевич — не только Казань, но и республика, Россия были бы другими.

Фото: kzn.ru

«ОН ОЧЕНЬ РЕШИТЕЛЬНЫЙ — ПОМНЮ, ПРОРВАЛО ГАЗ, И ОН СВОИМ ПИДЖАКОМ ЗАМОТАЛ ЭТУ ТРУБУ…»

Николай Рыбушкин — доцент кафедры уголовного права КФУ Николай Рыбушкин доцент кафедры уголовного права КФУ
— Я с Камилем Шамильевичем работал начиная с 1990 года по 1995 год. Я работал с ним в качестве заместителя председателя казанского городского совета народных депутатов, депутата городского совета, Казанской городской Думы.
Я считаю, что его имя неразрывно связано с Казанью. Его заслуга в развитии нашего города огромная. Именно он начал движение Казани в Европу. Благодаря ему наш город, нашу республику в целом стали знать за рубежом. Достаточно вспомнить, как мы провели 1000-летие Казани. Это же первое большое такое мероприятие, которое было проведено. А сколько казанцев благодаря ему получили новые квартиры по программе ликвидации ветхого жилья? Это же огромнейшая работа!

Как человек он очень решителен. Я помню случай, когда прорвало газ — так он прыгнул в люк, не дожидаясь никого, и своим собственным пиджаком замотал эту трубу. Это все было на моих глазах. Помню, была большая авария в Авиастроительном районе — зимой прорвало трубы и затопило дома. И он в 28-градусный мороз в сапогах спускался в подвалы, выслушивал жителей, организовывал работу. Он не чурался простой работы и, если надо было, надевал сапоги — и вперед!

Для меня он был эталоном руководителя того времени. Камиль Шамильевич сам работал, заставлял других работать, он учил своих подчиненных, при этом всегда выслушивал всех. Разные моменты бывали, иногда и ругались, но всегда по делу. Именно то время рождало таких руководителей, как Камиль Шамильевич. А нынешнее время рождает других руководителей, сейчас требования совсем иные.
Я считаю, что Камиль Шамильевич — истинный казанец, был и всегда остается казанцем. Он вырос здесь, душой прикипел к Казани и сейчас продолжает очень многое для нее делать.

Фото: kzn.ru

ИСХАКОВ — ДИПЛОМАТ: КУЗНЕЦ АТМОСФЕРЫ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И СТРАНАМИ ВОСТОКА

Василий Лихачев — вице-президент российской ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор Василий Лихачев вице-президент российской ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор
— Я подсчитал, что у нас с Камилем Исхаковым на следующий год будет своеобразный юбилей наших дружеских, партнерских отношений, которые сложились еще в университете, — 50 лет. И, наверное, не случайно мы встретились в Казанском университете.

Наш университет, его юридический, исторический, физический факультеты, и в прошлые периоды, и в советский период, и в российский давали очень интересные кадры, в том числе для сферы внешней политики. На слуху среди выпускников, ставших дипломатами, прежде всего Фикрят Табеев, который был послом в Афганистане, Камиль Исхаков, являвшийся постоянным представителем Российской Федерации при Организации Исламская конференция в городе Джидда Королевства Саудовская Аравия. Могу еще назвать тоже казанца, выпускника КАИ Фарита Мухаметшина, который был чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Узбекистане и Молдове. Ну и ваш покорный слуга, с 1998 по 2003 год — постоянный представитель РФ при Европейских сообществах в Брюсселе…

С моей точки зрения, те три с лишним года, когда он по поручению президента РФ и министра иностранных дел Сергея Лаврова был представителем России при Организации Исламская конференция, тоже нельзя для современной российской дипломатии оставлять без внимания. Это был период, когда были очень сложные отношения внутри арабского мира, когда стояли важные задачи, связанные с созданием атмосферы доверия и взаимопонимания между современной Россией и странами Ближнего и Среднего Востока. Задачи, которые Исхакову поставило руководство страны, он успешно решил. И думаю, что по ряду направлений международных отношений Российской Федерации его деятельность в рамках многосторонней дипломатии можно оценивать с большим знаком плюс. Я хочу пожелать ему не просто запомнить этот период, но сохранить и одну важную черту, на которую не все обращают внимание. Исхаков — человек, который активно интересуется жизнью, не боится прилагать усилия, чтобы получить новую информацию, расширить круг знакомств, партнеров — и для России, и для Республики Татарстан.

В день юбилея от меня, от многих наших общих знакомых по Казанскому университету, Камиль Шамильевич, примите поздравления. Думаю, как международник вы еще в этой жизни самым активным образом себя проявите!

Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НЕГО ВСЕГДА БЫЛ ИНТЕРЕС К РЕЛИГИИ. И НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ НИКТО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕБЕ ИСХАКОВА БЕЗ НАМАЗА»

Мансур Джалялетдин — заместитель муфтия Татарстана, имам-хатыйб мечети «Аль Марджани» Мансур Джалялетдин заместитель муфтия Татарстана, имам-хатыйб мечети Аль Марджани
— Про Камиля Шамилевича можно много рассказывать. Я много видел его в детстве, мы выросли в одном поселке, я дружил с его покойным братом Наилем. С отцом Исхакова Шамилем-абый много работал. Вот интересная деталь: когда нужно было решить какой-нибудь вопрос, я говорил ему: обратись к сыну! Но Шамиль-абый все время говорил — мол, нет, не надо. После смерти его Камиль Шамильевич взял на себя ответственность за мечеть «Казан нуры», которую построил его отец. Поставил медресе…
Когда я обращался к Камилю Шамилевичу он всегда помогал. Благодаря ему сумели сохранить памятники деревянного зодчества. Посмотрите, какой красивый комплекс возник вокруг мечети Аль-Марджани! Когда оттуда по программе ликвидации ветхого жилья переселяли людей, мы просили эти разрушенные, старые дома передать мечети. Исхаков, помню, говорил: ну зачем вам ветхие дома! Но благодаря Всевышнему мы смогли их восстановить и создать замечательный комплекс.

У него всегда был интерес к религии. Глубже он стал после того, как тогда уже полпреда президента РФ в Восточном федеральном округе поставили постоянным представителем Российской Федерации при Организации Исламская конференция. Мы виделись с ним Джидде, в штаб-квартире организации. Он там стал вплотную изучать религию, на это его дочь Тереза подвигла, он и хадж совершил, умру неоднократно.

На сегодняшний день уже никто не представляет его без намаза. Сейчас он на ответственном посту — президент Болгарской исламской академии. И дай Бог ему здоровья, чтобы он смог поднять эту академию, ведь сейчас там все находится на этапе становления. Думаю, у него получится — я видел его дела в городе.

Фото: kzn.ru

ГЛАЗАМИ ЖУРНАЛИСТА: «МОГ ПРОВЕСТИ СОВЕЩАНИЕ НА ОБЪЕКТЕ В 6 УТРА. И ЭТО БЫЛ УЖАС, КОГДА НАС ТУДА ПРИГЛАШАЛИ»

Любовь Агеева — первый главный редактор газеты «Казанские ведомости» (1991-1995), заслуженный работник культуры РФ и РТ Любовь Агеева первый главный редактор газеты «Казанские ведомости» (1991–1995), заслуженный работник культуры РФ и РТ
— Для меня есть Исхаков — глава администрации города (тогда слово «мэр» еще официально не использовалось), а есть Исхаков — один из соучредителей газеты «Казанские ведомости», первым редактором которой я была.
Он меня всегда удивлял колоссальной работоспособностью. Исхаков очень хорошо знал Казань, был хорошим менеджером, как теперь говорят, управлял городом словно настоящий хозяин. Мог провести совещание на объекте в 6 утра, и это был ужас, когда нас туда приглашали. «А он вообще спит?» — шутили мы, потому что в 910 часов вечера предыдущего его видели на другом мероприятии.

В свое время журналисты «Вечерней Казани», коллеги из других изданий не раз критиковали руководство города за планы по строительству метро. Тогда казалось, что метро — это выдумка, что деньги городского бюджета нужны на решение других, более важных проблем. Он много натерпелся от журналистов. И, когда года три назад я поблагодарила Камиля Шамильевича за строительство метро, он был страшно удивлен. Я была искренна в этом — современную жизнь Казани без метро уже невозможно представить. Без метро во время реконструкции дорог перед Универсиадой в городе был бы коллапс. Думаю, не так-то просто было решить эту задачу, убедить Москву в выделении средств. Безусловно, огромна его заслуга в проведении 1000-летия Казани.

Не могу не сказать о роли Исхакова в возвращении в Казань из Ватикана Казанской иконы Божией Матери. Он был уверен в том, что это именно та икона, которую когда-то украли из Богородицкого монастыря. У меня такой уверенности не было, поэтому я оценивала эту затею в своих публикациях как пиар-ход. Но история закончилась хорошо: Папа Римский подарил Казани чудотворный список с этой иконы. Тогда была проведена колоссальная исследовательская работа. Нельзя сказать, что Ватикан замирился с русской православной церковью благодаря Казани, но какие-то контакты завязались именно тогда, и в этом есть немалая роль Исхакова. Более того, именно Исхаков был инициатором проведения в храме Всех Святых Благовещенского собора в июле 2015 года выставки икон Казанской Божией матери — там были и частные иконы, и музейные списки. Разные по стилю, по времени написания — зрелище было очень масштабное. Казанцы впервые могли посмотреть такую экспозицию.
Как учредитель издания он был в меру современным. С журналистами в ту пору разговаривали как с партнерами. Тогда наши управленцы допускали критику в свой адрес. Время было такое. Я не припомню ни одного случая, когда бы он сказал, что про что-то писать не нужно, чтобы пригласил на ковер из-за какой-то публикации. Он мог посоветовать, о чем стоит написать, но такое случалось крайне редко. Однако в целом наши отношения были напряженными, а однажды Исхаков вообще перестал выделять редакции деньги…

Избранный в 1990 году горсовет, а именно он станет учредителем «Казанских ведомостей», был избран на альтернативной основе. Там было много депутатов, которым хотелось изменить жизнь, и как можно быстрее. Исхаков их не устраивал, потому что он был профессиональным чиновником. Депутаты из группы «Народовластие», которой руководил заместитель главного редактора «Казанских ведомостей» Игорь Котов, его критиковали и на сессиях, и в «Казанских ведомостях». Учредительный договор был таким, что критика администрации, депутатов, совета, была явлением обычным. Как мне кажется теперь, Исхаков видел во мне выразителя интересов этой части депутатов. Конечно, мы симпатизировали им, но я старалась делать газету для всех казанцев, и все депутаты в этом смысле были для нас равны. Но группа «Народовластие» умело использовала общественное мнение, и газета это позволяла.

Одна из критических статей, подготовленная депутатами этой группы, привела к серьезному конфликту главы городской администрации с редакцией. Статья, подкрепленная реальными документами, рассказывала о том, что Исхаков не совсем честно получил квартиру. Из администрации мы получили уточнение некоторых фактов, опубликовали и эту точку зрения — опять же в соответствии с учредительным договором.  После этого авторы статьи принесли новую порцию обвинений в адрес Камиля Шамильевича, но доказательств обвинений на этот раз не было, и я тот материал ставить отказалась. Тогда депутаты подали на редакцию в суд. Пришлось пообщаться в суде, и процесс мы выиграли. В администрации города этого суда как бы не заметили.
Мне пришлось уйти с должности главного редактора — отсутствие в законе о СМИ норм о взаимоотношениях соучредителей не позволило нам защитить позиции редакции как соучредителя, когда мы стали вносить изменения в учредительный договор, и юристы администрации и городского совета договориться не смогли. Несмотря на это, у нас с Камилем Шамильевичем сегодня добрые отношения. Я к нему отношусь с очень большим уважением и рада, что есть возможность поздравить его с юбилеем.

Исхаков Камиль Шамильевич родился 8 февраля 1949 года в Казани. Окончил Казанский электротехникум связи (1965), физфак КГУ (1973).

1965–1969 — электромонтер связи на телефонной станции Казанского химзавода им. Куйбышева.

1973–1980 — первый секретарь Советского райкома ВЛКСМ города Казани.

1980–1988 — заместитель директора, директор Казанского научно-учебного центра НПО «Алгоритм», генеральный директор Казанского НПО вычислительной техники и информатики.

1988–1989 — первый секретарь Советского райкома КПСС.

1989–1991 — председатель исполкома Казанского горсовета.

1991–2005 — глава администрации, мэр Казани.

2000–2004 — депутат Государственного Совета РТ второго созыва.

2005–2007 — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, член совета безопасности РФ.

2007 — заместитель министра регионального развития РФ.

2008–2011 — постоянный представитель РФ при Организации Исламская конференция в городе Джидда, Королевство Саудовская Аравия.

Декабрь 2012 — декабрь 2013 — вице-президент ФК «Рубин».

С 2013 — председатель совета директоров ОАО «Казанское научно-производственное объединение вычислительной техники и информатики».

С ноября 2016 — помощник президента РТ.

С декабря 2016 — председатель совета учредителей, и. о. ректора, президент Болгарской исламской академии.

Советник первого заместителя руководителя администрации президента РФ.

Действительный государственный советник РФ первого класса (2006).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (139) Обновить комментарииОбновить комментарии

Свернувшись клубочком на мягкой подушке, зажмурился сладко породистый перс.
Тепло и уютно в просторной избушке, себе заработал на вискас и мерс.

Он с самого детства считал себя львёнком, за это прозвали его - хитрый Лис.
Хозяина чтить научился котёнком, всегда откликался, услышав кис-кис.

Ни с кем не вступая в конфликты напрасно, ловить наловчился умело мышей.
Шипел на того, на кого безопасно, гоня от кормушки своей всех взашей.

Подрос очень быстро. Клыки появились. Осанка, степенность, усы на губе.
Кошачьи таланты сполна проявились. Всё больше хотел гулять сам по себе.

Согласие дали ему на кочёвки. Он Дальний и Ближний Восток посетил.
И там попадал не раз под раскорчёвки, кому-то Лис хитрый был часто не мил.

Пришлось возвращаться в родные пенаты. А здесь перемены, другие коты.
С опаской глядят на него бюрократы. Их щёки румяные и налиты.

Тревожно усы у них зашевелились. Пускать не хотят старичка на постой.
Они к синекуре уже приучились и власть поменялась, хозяин другой.

Но зная его все кошачьи повадки, боялись, что может тряхнуть стариной.
И станет свои наводить вновь порядки. По жизни всегда он везде был главой.

Кошачьи концерты легко прекратятся, как только хозяин сам цыкнет на них.
Тогда моментально все угомонятся и споров не будет уже никаких.

Породистый перс обо всём этом знает. Мурлыкал с кем надо он, наверняка.
Идёт караван, а собака пусть лает. Рыбак рыбака видит издалека.

Законы особые в номенклатуре, своих не бросают, это клише.
Одарен благами и жизнь вся в ажуре, осталось подумать теперь о душе.




  • Анонимно
    8.02.2019 08:05

    Хороший мужик Исхаков !

    • Свернувшись клубочком на мягкой подушке, зажмурился сладко породистый перс.
      Тепло и уютно в просторной избушке, себе заработал на вискас и мерс.

      Он с самого детства считал себя львёнком, за это прозвали его - хитрый Лис.
      Хозяина чтить научился котёнком, всегда откликался, услышав кис-кис.

      Ни с кем не вступая в конфликты напрасно, ловить наловчился умело мышей.
      Шипел на того, на кого безопасно, гоня от кормушки своей всех взашей.

      Подрос очень быстро. Клыки появились. Осанка, степенность, усы на губе.
      Кошачьи таланты сполна проявились. Всё больше хотел гулять сам по себе.

      Согласие дали ему на кочёвки. Он Дальний и Ближний Восток посетил.
      И там попадал не раз под раскорчёвки, кому-то Лис хитрый был часто не мил.

      Пришлось возвращаться в родные пенаты. А здесь перемены, другие коты.
      С опаской глядят на него бюрократы. Их щёки румяные и налиты.

      Тревожно усы у них зашевелились. Пускать не хотят старичка на постой.
      Они к синекуре уже приучились и власть поменялась, хозяин другой.

      Но зная его все кошачьи повадки, боялись, что может тряхнуть стариной.
      И станет свои наводить вновь порядки. По жизни всегда он везде был главой.

      Кошачьи концерты легко прекратятся, как только хозяин сам цыкнет на них.
      Тогда моментально все угомонятся и споров не будет уже никаких.

      Породистый перс обо всём этом знает. Мурлыкал с кем надо он, наверняка.
      Идёт караван, а собака пусть лает. Рыбак рыбака видит издалека.

      Законы особые в номенклатуре, своих не бросают, это клише.
      Одарен благами и жизнь вся в ажуре, осталось подумать теперь о душе.




    • Анонимно
      8.02.2019 11:08

      Рәхмәт, Камил абый!

      • Анонимно
        8.02.2019 21:38

        как то гулял по центру города,смотрю остановилось авто из него вышел Исхаков с 2мя здоровенными мужчинами,не знаю мож. охрана его личная или чиновники какие,они начали рассматривать старое здание и что то обсуждать. Я неуверенно подошел поздоровался с К.Ш.,задал вопрос по поводу старых домов в центре и оч. удивился,когда он совершенно спокойно начал общаться и отвечать на мои вопросы,как будто я его сосед или знакомый,а не случайный любопытный уличный прохожий,я был так поражен этой простотой-вот это Человечище,хотя какой большой начальник!!! Если честно,я думал,что охрана меня и близко не подпустит к Мэру,а об общении и речи нет! а вышло совсем иначе...

        • Анонимно
          8.02.2019 23:19

          У вас получилось чуть ли не как " со мной разговаривал товарищ Ленин"? зачем фетишизировать чиновников, по сути их должности -
          слуг народа!?Вы сами такими экзальтированными ахами создание несуразность и искуственную стену преткновения пред ними!

          • Анонимно
            10.02.2019 16:37

            Вы сами поняли что написали??????.......совет- читайте классиков, видимо в школьные годы вы прошли мимо них....

        • Анонимно
          8.02.2019 23:58

          Я бы хотел добавить к вашему комментарию свой пример.
          Исхаков приезжал к нам на завод КМПО. Это было в 1989 году, когда начали избираться народные депутаты СССР. На площадке перед главным корпусом собрали народ который был относительно свободен от работы, по-моему станочников не привлекали. Собрался Круг посередине директор —наш ПАПА- Павлов Александр Филиппович и Исхаков Камиль Шамильевич.
          Пришли они агитировать за кого голосовать. В то время были какие-то округа совместные Татарстана и Чувашии . Два кандидата были - врач Григорьев из Чувашии и один из Татарстана ,выдвигали Марселя Салимжанова. Сами знаете за кого призывали голосовать заводчан..
          Исхаков среди собравшихся увидел нашу цеховую табельщицу Нину Маслову. Он обнял её и вытащил в круг, представил нашему директору- Это моя одноклассница! Расспросил как живет- работает. Нина сказала что живет как и прежде на Савинке, стоит в очереди на квартиру.
          Многие наверное помнят как продвигалась очередь на квартиру - вперед продвигались станочники и другие специалисты. Ну а что тут скажешь про табельщицу!
          Исхаков повернулся к нашему директору и говорит :Александр Филиппович !сможем помочь Нине?
          Помогли И через некоторое время Нина Маслова переехала на улицу Лукина в ЗАВОДСКОЙ ДОМ!
          Тут был один ньюанс. Когда объявили что на завод приезжает Исхаков , Нина сказала что они учились вместе в одном классе. Ну и мы заставили её выйти на эту встречу- можешь увидишься с Исхаковым и он сможет помочь в квартирном вопросе. Так оно и получилось!
          Как говорится Бог не фраер — всё видит.
          Камиль Шамильевич днём рождения! Здоровья долгих лет жизни вам и вашим близким!

    • Анонимно
      8.02.2019 14:32

      оч. жаль,что ув. Камиль Исхаков не остался Мэром до сегодняшнего дня-Казань давно превратилась бы в мощный магнит и Райский уголок для туристов всего мира и в комфортный ОАЭ для горожан! А главное-подземный город под ул. Баумана у гост. Казань-давно превратился бы в изюминку г Казани и не пустовал в заброшенно-загаженном бомжами виде в самом сердце столицы долгих 15лет! Исхаков и в 70 еще перец! и может много чего дать для комфорта и уюта своего родного и горячо любимого города- у него все еще впереди!!!

      • Анонимно
        8.02.2019 16:05

        Это сейчас такой вежливый подкат что ли был. про туризм вообще смешно, так говорите, как будто за последние несколько лет о туризме в Казани ни слухом ни духом. Нынешний мэр прилично для этого сделал, даже если Исхаков мечтал об этом раньше.

    • Анонимно
      8.02.2019 15:13

      Исхаков-это лицо и творец современной Казани,за 1тыс. лет существования города ни один хозяйственник не сделал столько и так быстро,чтоб полностью изменить облик и полностью обновить целый огромный город! Памятник ему нужно поставить из бронзы на высоком холме в самом центре Столицы,кто За!?!

      • Анонимно
        8.02.2019 16:07

        Против. Изменить облик и полностью обновить у Исхакова вышло - старого центра больше нет. Претензий личных к его работе нет, но вот историю снесли в его время, тут не поспоришь.

        • Анонимно
          8.02.2019 18:28

          Он переселил сотни тысяч жителей города в новенькие бесплатные кв из их убитых древних коммуналок-помоек с с дырявыми стенами потолками и туалетом на улице одним на весь дом!!! Исхаков для них просто Божество,трущебники до сих пор молятся на него,так как знают-без него так и умерли бы они в своих гнилых сараях и так и не узнали,что у каждого чел в кв. бывает собственный Унитаз и Ванная,где можно помыться!

          • Анонимно
            8.02.2019 23:22

            18.28: за всем этим был скрыт и коммерческий интерес! Расчистить дорогой центр от вас, выселив на окраины, чтобы потом подороже продать освободившуюся землю!

            • Анонимно
              9.02.2019 22:50

              Ну, капитализируй сам. Делов-то. Пусть твоя хрущоба становится золотой, а Исхаков сотоварищи облизываются в сторонке.

            • Анонимно
              10.02.2019 16:46

              23:22
              Воистину вот иногда лучше бы такие как вы смотрели сериалы на федеральных каналах.....Казань во главе с Исхаковым была пионером в России в этом деле!!! Посмотрите- до сих пор даже по зомбоканалам показывают в Подмосковье стариков и инвалидов, да и простые семьи, ютящхся в позорных трущобных холупах, назвать которые жильем язык не повернется!!!!!ВСТАНЬТЕ С ДИВАНА- ПРОТРИТЕ ПЫЛЬ С ЛЮСТРЫ ХОТЯ БЫ......

        • Анонимно
          8.02.2019 18:34

          всю старую Казань он уничтожил и команда того времени, остались ошмётки...

          • Анонимно
            8.02.2019 22:00

            Зато по ветхой прграмме переселяли БЕСПЛАТНО. Не то что нынче: ЗА ДЕНЬГИ! Разницу госжилфонду при ПРЕЗИДЕНТЕ приходится выплачивать.

            Мне вот и моей бабке 93 лет еще 7 лет платить по ЧЕТЫРЕ тысячи в месяц за однокомнатную.

      • Анонимно
        8.02.2019 20:25

        Только не называйте Исхакова мэром. Он никогда им не был. Мэр- это глава муниципалитета, а Казань стала муниципалитетом с 1 января 2006 года, уже при Метшине.

    • Анонимно
      8.02.2019 18:39

      если б не гений Исхакова,про Казань до сих пор никто бы не знал даже в России,так и считали бы казань серым и безликим провинциальным городишкой,не знали где он есть и вечно путали с Рязанью. только Благодаря непревзойденному гению Исхакова Казань сверкнула на весь мир как Бриллиант!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:05

    Настоящий работяга

    • Анонимно
      8.02.2019 18:55

      К.Ш.И. легко мог сделать из Казани Рио де Жанейро-зачем он ушел или ушли-не дав ему закончить начатое, такую грандиозную и масштабную реконструкцию всей нашей Столицы ?

  • Анонимно
    8.02.2019 08:12

    Работал под руководством К.Ш. в 2014, был удивлен его большой работоспособностью и наличием нестандартных идей. Конечно, он жесткий руководитель, отчитывает подчиненных, но и чувство принадлежности к сильной корпорации под его началом есть.
    Один из немногих руководителей - НЕгуманитариев во власти.
    Два основных негативных момента - первый - приходилось переделывать расстановку пробелов и разновидности шрифтов в документах каждый день. Второй - на тысячелетие Казани снесли зданий явно больше необходимого. Но, справедливости ради, мэром Исхаков был в период, более сложный для управления городом, нежели Метшин.

    • Анонимно
      8.02.2019 09:55

      Но Метшин продолжил начатое им, эффективно использовал его наработки как основание и Казань достигла большего под Метшиным в части своей мировой узнаваемости, туризма, проведения мероприятий всемирного уровня.
      Казани везет с мэрами.

      • Анонимно
        9.02.2019 00:28

        Весьма правильно. что в Казани здраво работает преемничество, когда от управленцу переходит не только сама работа, но и начатые проекты. так можно вести продуктивную работу над ними на протяжении десятилетий.

    • Анонимно
      11.02.2019 09:52

      Нигматуллин и Забаров начинали у него в приемной!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:18

    С днём рожденья!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:30

    отличная статья! p.s. по словам людей о других можно судить,что эти люди сами из себя представляют, особенно Талгат Абдуллин

  • Я Помню когда Исхаков был первым секретарем Советского райкома ВЛКСМ его второго секретаря райкома по фамилии Ольховик публично в обуоме ВЛКСМ распинали,что райком не ведет непримиримую борьбу с религией и на территории района есть церковь,где детей крестят полутайно! Хотя комсомольцы все сваливали на полуумных бабок,кто крестил без их ведома,но все равно ругали руководство райкома почему не одного комсомольца не исключили из комсомола! А сейчас Бывший коммунист вместе с бывшим первым секретарем обкома КПСС насаждают оппиум для народа в души молодых! И вместо заводов,планетариев строят развлекательные центры ,магазины алкоголя и церкви и мечети на каждом углу! Видимо перевертышами они были и тогда когд клялись в верности идеалам коммунизиа! С днем рождения,но на душе грустно как то кто нами тогда руководил и почему мы им тогда не верили и в коммунизм тоже!

    • Анонимно
      8.02.2019 09:04

      Г-н Сиразин, вы немолодой уже человек, но пока так и не поняли, что жизнь - это длинное путешествие, одна из главных целей которого -воспитание человека, его души и эго; трансформациям человека - это и есть замысел Всевышнего. Поэтому человек к старости накапливает ошибки и опыт, делает выводы и нередко приходит кипониманию, что у вселенной есть Архитектор, без которого это сложнейшее сооружение не могло бы никак функционировать. Так что г-н Исхаков прошёл вполне понятный и закономерный путь. С чем его можно поздравить! Мусафир

      • Не надо тут семитские сказки тут нам насаждать! Нет не всевышнего и не архитектора на небе! А вот небо Тенгре есть,природа есть,всемирный разум ,выработанный человечеством есть,Дух предков и память народа,его история есть!

      • Я пять лет работал под руководством Исхакова в Верховном совете ! Он был председателем комиссии по советам,а я был председателем под комиссии по гласности и СМИ! Так вот я всегда удивлялся Камиль Шамильевичу как он руководит Городом,когда не мог связать двух слов ,руководя депутаиами,которых под стол не загонишь! А то что ездил по городу и всех пугал я думаю стиль руководителей мне этот знаком! Меня пригласили в Тулу работать на немецкий завод,который гнал как и в
        Шеланге до меня голимый брак,а все начальники цехов,гендиректор и хозяин завода Полковники и только начальник транспорта майор! И все с утра толпой ходили по цехам,везде росли цветы,окурки не валялись,а кирпич не шел!...! Гендиректор лег на месяц на операцию и я стиль управления сменил! Утром проводил планерки ,всем говорил что надо делать,начальник производства бывший подполковник танкист все мои указания записывал и потом весь день проверял,а вечером докладывал! И кирпич пошел и брак стал 0.3%! Тут пишут Что Метшин по сравнению с Исхаковым ниже по уровню! Метшин современный руководитель,интеллигент и профессионал управленец! Да тогда были другие годы,но строители и без Исхакова знали как строить,метростроевцы как копать,а Икону привез и теперь мы вынуждены вместо школ и больниц строить храм на месте табачки и кому это надо?

        • Ну надо отдать должное Исхакову и он как любой ефрейтор мечтал стать Генералом и как только Бабаевцы не мечтали от него избавится и его клан уничтожить.а его куда нибудь по дальше сослать! Но надо отдать должное Минниханову и несмотря на то Что Исхаков тайно руководил путчем глав и Начал его на автодпрме на банкете у нас в Высокой горе,чтобы Минниханова не поставить премьером,РНМ простил его и вернул в Татарстан и назначил президентом семитской академии!

          • Мне кажется наблюдается перекос в Булгарах! Семизвездочный отель построили для мусульман,а когда откроют семитскую проваславную и иудейскую академию и женские отделения? Попов тоже в деревнях нету молодых,все больше бывшие пьяницы парторги дурят стариков!

        • Анонимно
          9.02.2019 00:25

          да что тут спорить, оба мэры хороши, каждый по-своему - и Исхаков, и Метшин.)

    • Анонимно
      8.02.2019 09:59

      Исхаков вернул казанцам достоинство.
      Благодаря ему мы стали гордиться тем, что мы - казанцы!
      Поздравляем!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:42

    Камиль Шамилевич! Туган көнегез белэн Сезне!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:46

    Камиль абый! С Днём рождения! Здоровья, долгих лет жизни!

  • Анонимно
    8.02.2019 08:48

    папа после встречи с ним помер,понял ловить здесь нечего(.

    • Анонимно
      8.02.2019 10:36

      Обычно он положительно решал вопросы пришедших к нему. И этим он очень сильно отличается от того, кто сейчас на его месте. К Исхакову можно было попасть на прием.

  • Анонимно
    8.02.2019 08:59

    Помолчал бы. Исхаков трудяга и в первую очередь человек, чего среди ВИПов РТ особо не наблюдается.
    С ним простой человек может пообщаться, а попробуй подойди к нынешним и поговори?
    Тысячи семей получили квартиры бесплатно при Исхакове, сейчас такого нет...

    • Анонимно
      8.02.2019 19:16

      Не путайте! При Исхакове еще не было индустрии частного жилищного строительства, а по инерции от совка - худо бедно панельное социальное выселение трущоб из дорогого центра на окраины с целью расчищения оного для коммерческой продажи земли в перспективе, что и совершилось впоследствии

    • Анонимно
      8.02.2019 22:16

      Мне тоже хочется присоединиться к вашей оценке КШИ и привести пример , свидетелем которого был сам лично , а не пересказ чьих-то слов.
      Жили мы на улице Шамиля Усманова дом 37. В этом же доме жил дядя Миша Залманенок -еврей, участник войны ,шутник и балагур. Работал он на кинопленке связистом. Скончался он восьмидесятые годы. И вот на его похороны пришёл Исхаков Камиль Шамильевич , точно не могу сказать кем он работал в то время, то ли в Алгоритме, то ли секретарь райкома. Оказывается дядя Миша был наставником у Исхакова пришедшего после окончания техникума связи на кинопленку. Исхаков каким-то образом узнал о кончине наставника и пришел Проститься с дядей Мишей!
      Пришёл то он не ради Пиара, и не в сопровождении журналистов.
      Второй момент. Это уже когда Исхаков руководил городом.
      Пришёл я в свой старый дом навестить друзей, родителей. Повстречался там с тётей Аней- вдовой дяди Миши. Сказала что частенько болеет, приходится вызывать скорую помощь . A телефона дома нет - отключили воздушку от киноплёнки, которую провели когда дядя Миша работал там и у них был выход на городскую связь через коммутатор.
      А я вспомнил что Исхаков был на похоронах У дяди Миши и сказал тётя Ане- поезжай в исполком. И постарайся увидеть Исхакова. Он тебе поможет! Она говорит , кто я и кто Исхаков , и откуда он должен помнить меня - сколько времени прошло!
      Настояли чтобы она поехала ,что и она сделала. Предупредили если не будут её допускать к нему, то пусть она станет около двери приёмной, Камиль всё равно её заметит.
      Так и случилось! Руководители в те времена отдельными ходами не пользовались.
      Исхаков провел её в свой кабинет , поговорили они с ней и вопрос о телефоне был решен- был подключен пока она доехала домой.
      Вот эти примеры показывают человечность Камиль Шамильевича.
      Камил абый туган көнегез белән Сезне! Исәнлек - саулык, озын гомер үзегезгә һәм дә якыннарыгызга!
      Rfpfyvfkft.

  • Анонимно
    8.02.2019 09:02

    С днем рождения Камиль Шамильевич , всегда восхищалась Вами, здоровья и долгих лет жизни!!!

  • Анонимно
    8.02.2019 09:02

    У Исхакова отличная выправка, хорошая кандидатура в Госсовет РТ.

    • Анонимно
      8.02.2019 19:08

      Он уже был там! Вы спросите сначала его: а ему это надо?

  • Анонимно
    8.02.2019 09:15

    помню темные и грязные дворы, обрезанные провода на фонарных столбах и грязную кашу под ногами вместо асфальта и это во дворах "генеральских" домов.

    • Анонимно
      8.02.2019 10:13

      Исхаков победил все это!
      Благодаря ему мы гордимся тем, что мы - казанцы!

      • Анонимно
        8.02.2019 17:34

        Вот только этого не надо: всё приписывать одному! Многое, о чем говорится, уже было сделано и после него!

    • Анонимно
      8.02.2019 12:51

      Провода к универсиаде много убрали

  • Анонимно
    8.02.2019 09:18

    Молодец Камиль Шамильевич прежде всего за ваш вклад в республику,пусть Всевышний поможет вам во всем! С пятницей вас! Жомгалар белэн!

    • Анонимно
      8.02.2019 19:04

      Он не думал о Всевышнем, начиная свою карьеру комсомольским атеистом ))

  • Анонимно
    8.02.2019 09:28

    Спасибо за Рубин, Камиль Шамилевич! Это были прекрасные годы! Бик зур рэхмэт!

  • Анонимно
    8.02.2019 09:32

    Исхаков, глыба!

  • Анонимно
    8.02.2019 09:58

    Туган көнегез белән, Камил абый!
    Валлаһи, Казан сезгә рәхмәтле!
    Без сезнең аркада казанлылар булуыбыз белән горурланабыз!

    • Анонимно
      8.02.2019 10:24

      Кайда гына барсак та, мин Казаннан, Татарстаннан дип әйтү бик рәхәт һәм күңелгә куаныч кертә, кешеләр алдында оят түгел "Без - Казаннан" - дип әйткәндә!.

  • Анонимно
    8.02.2019 10:03

    Уважаемый Камиль Шамильевич! С большим юбилеем поздравляю Вас! Желаю здоровья, долголетия, успехов в работе и комфорта в семейной жизни! То что сделали Вы для Казани, не жалея личного времени, с большой энергией брались за решение сложнейших проблем Казани и его жителей, надолго останется в наших сердцах!

    • Анонимно
      8.02.2019 18:45

      В сердцах могут оставаться и сожаления... На этом акцент гораздо содержательнее

  • Анонимно
    8.02.2019 10:16

    Удивительной энергии Человек!
    Заставлял работать всех, отдавался своей работе полностью. Был рад работать под его началом.
    Поздравления, Камиль Шамильевич!

    • Анонимно
      8.02.2019 18:41

      Авторитарный руководитель! А время авторитарных лидеров рано или поздно уйдёт в историю

  • Анонимно
    8.02.2019 10:19

    Исхаков - сегодня на коне. 12 февраля сам лично Президент приезжает КШ поздравить и возможно даст еще более хороший должность.....

    • Думаете снова на Дальний Восток или на Ближний Восток отправит Исхакова ОПЯТЬ? Не мечтайте кто он и какой управленец Искахов там уже себя показал Путину!

      • Анонимно
        8.02.2019 17:39

        Уважаемый Мурат, огромное, ну просто огромнейшее человеческое спасибо за Ваш бесценный труд фермера! Пусть идут лесом всяческие прохиндеи и тунеядцы огульно пишущие всякие пасквили в Ваш адрес. Крепкого Вам здоровья и всех благ! Из личного опыта знаю и видел Ваше фермерское Хозяйство! Выше всяких похвал!!!! Таких бы с сотню по Татарстану, да с государственной поддержкой, ну или как минимум не ставить подножки и палки в колёса!. Почему так глухи наши власти и бизнесмены к Вашему и похожему Вашему труду. Продукция с Вашей фермы это просто источник жизни для всякого кто ей пользуется!
        Спасибо ещё раз Вам огромное и низкий Вам поклон!

        • Пусть прохиндеи и тунеядцы пишут что хотят! Им тоже свою желчь и отрицательную энергию куда то надо девать! Главное чтобы не стреляли бы в мой скот,не рушили бы мои кедровые рощи,которые я сажал для людей и не грабили народ,всякие таифопервогорские бандиты! А я за себя постою и спасибо БО ,что они мои комменты пропускают и скоро Путин поставит нового начальника в СК РТ и а МВД и те первым делом придут и скажут ну сколько можно терроризировать крестьян в Татарстане! Когда выполните указание прокурора РТ Нафикова и возбудите уголовное дело на мафию в Шеланге? Долго Сиразин будет писать как об стенку свои коменты Что мы крышуем Бандитов?

  • Анонимно
    8.02.2019 10:34

    Уважаемый Камиль Шамильевич! Спасибо за все то что Вы сделали для Татарстана и народа. Здоровья, новых успехов, новых достижений и пусть на Вашем пути всегда зеленый свет.

  • Анонимно
    8.02.2019 10:48

    Физфак КГУ за плечами достоин уважения!

    • Анонимно
      8.02.2019 17:48

      Но физиком он не был ни разу! Несостоявшийся физик! Сразу пропартийный функционер, начинавший карьеру с секретаря влксм! Больше чиновник. Зачем лишнего приписывать итак заслуженному человеку?

  • Анонимно
    8.02.2019 11:05

    Камиль Исхаков не только мэр, хозяйственник и дипломат, он общественный деятель международного и мирового уровня.
    В современной истории России в голову не приходит ни один мэр, кто бы так много и эффективно поработал на мировую узнаваемость своего города.
    Его начинания выглядели утопией, он часто казался сказочником Андерсоном
    Когда он начинал мэром Казань была глубоко в заднице.
    А теперь - это город с мировым именем, столица Евразии

    • Анонимно
      8.02.2019 17:45

      Это не одного его только в том заслуга! Было бы неправильно устраивать сейчас перекос в сторону одного только человека

    • Анонимно
      8.02.2019 20:42

      Он никогда не был мэром Казани, а только главой администрации города.

  • Анонимно
    8.02.2019 11:38

    С днем рождения Камиль Шамильевич! Здоровья и успехов Вам! Вы действительно любили город и его жителей и это чувствовалось всегда! Надеюсь и современное руководство города будет питать такие же чувства к горожанам!

    • Анонимно
      8.02.2019 18:14

      У каждого времени свои задачи и подходы: не надо навязывать ему устаревшие стандарты!!!

  • Анонимно
    8.02.2019 12:27

    Достойный был кандидат в Президенты РТ

  • Поздравляю Камиль Шамильевич ! Многое успели сделать ! Здоровья и Удачи !

  • Анонимно
    8.02.2019 13:48

    В Казани в 2004 хотелось жить, в ней была душа, в 2019 у города нет своего лица

    • Анонимно
      8.02.2019 18:17

      Вы были просто моложе, взгляд был другой и поэтому Вам это так казалось! А сейчас ностальгируете, как всякий, обремененный годами

      • Анонимно
        8.02.2019 21:53

        Яйца будут учить курицу - что кому казалось и когда.

        Другой вариант))) - Вы сейчас в 2019 молодой , у вас другой взгляд - не обремененный знаниями и опытом и пониманием что хорошо а что плохо - и Вам везде твердят что все круто и здорово - Вы верите сказкам поскольку ничего не знаете и не жили и сравнить не можете - и соответственно поностальгировать о хорошем вы не можете , поскольку хорошо не жили никогда )))

      • Анонимно
        8.02.2019 22:03

        А вы сейчас молодой и взгляд у вас молодой не обремененный критическим мышлением , знаниями и опытом - и вам просто КАЖЕТСЯ что сейчас все хорошо. А это совсем НЕ ТАК !

        А сейчас вы рады , как всякий , не обремененный знаниями, опытом и критическим мышлением)))

        • Анонимно
          8.02.2019 23:05

          21.53 и 22.30: Вы ответили сами себе, как если б вернулись уже в свои молодые годы - так что и нечего к тому добавлять, почему вы ошибаетесь сейчас в своих крайних оценках!

  • Анонимно
    8.02.2019 13:51

    В советское время все знали,где живут руководители республики и города- 1 секретарь обкома,предсовмин , пред. Президиума Верховного совета и Предгорисполкома, не говоря уж о министрах и т.д, Помню,что 1 секретарь обкома Муратов,жил в одноэтажном старом доме на Гоголя, Пред. президиума ВС Динмухметов занимал 2 этаж неказистого деревянного дома на Бутлерова.Иногда он и предсовмин Усманов ходили на работу пешком,случаль,что и разговаривали со встречными.Интересно где сейчас, в период бурного расцвета демократии и отказа от партократии , живут товарищи такого ранга,включя юбиляра ?

    • Анонимно
      8.02.2019 14:33

      Приезжают из Флориды ненадолго,
      некоторые из Испании наведываются.

      • В 1973 году когда Пиночет сверг президента Чили Альенде,весь мир кипел от возмущения и все ЧИЛи,но СМи сразу успокоили народ и трое суток показывали сауны,ванны, туалеты,гардеробы,Фонтаны во дворе самого президента и министров социалистов,а народ на улицы выходил с пустым кастрюлями! Мне кажется когда Путин направит в Татарстан десант силовиков как в Дагестан ,то наше ТНВ тоже начнет показывать дворцы элиты в Боровом Матюшино и их дворцы в Турции и в Испании и тогда последние Татарстанцы поймут зачем им нужен был суверенитет и договор с Ррссией ,чтобы они не имели права назначать министра МВД и руководителя СК РТ своего в Татарстан!!

      • Анонимно
        8.02.2019 21:12

        Вы про Сапоговского?

  • Анонимно
    8.02.2019 14:46

    Камиль Шамильевич!!! глыба!!! Самое главное,что он искренне любит Казань!!!

    • Анонимно
      8.02.2019 17:06

      Была глыба, но ведь кому то надо было свалить её с мэрского пьедестала?! И почему так случилось? Вы об этом лучше б задумались?

  • Анонимно
    8.02.2019 15:50

    Человек с большой буквы!

  • Анонимно
    8.02.2019 16:04

    Хорошие деятели раньше были. Бабай и Исхаков трудились во благо республики и народа. А нынешние ни чего не делают....

    • Анонимно
      8.02.2019 17:03

      Это чисто эмоциональная оценка

    • Анонимно
      8.02.2019 18:41

      в форбс он чего-то не засветился, шибко умный...

      • Анонимно
        8.02.2019 18:54

        А это только ему в плюс! )) Но боюсь, что он своё ещё наверстает в связи с новым своим бизнес проектом в центре Казани?))

  • Анонимно
    8.02.2019 16:28

    Спасибо, БО! Хороший материал

    • Анонимно
      8.02.2019 22:04

      Признаюсь честно: это было трудно ) и еще столько осталось за кадром! Потому и не подписываюсь.

  • Анонимно
    8.02.2019 16:47

    Он был белой полосой в жизни нашей Казани... с днём рождения.

    • Анонимно
      8.02.2019 17:32

      Жизнь гораздо богаче в своих оттенках! Неправильно идеализировать!

  • Анонимно
    8.02.2019 17:30

    «Я стоял и думал: вот ведь что наделал татарин: вечные враги — католики и православные — обнимаются…»

    Татары спасут мир. Больше некому.

    • Анонимно
      8.02.2019 17:40

      Спаси СНАЧАЛА себя сам, и другие видя этот твой пример, попробуют также спастись

      • Анонимно
        8.02.2019 17:54

        «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
        (Серафим Саровский)

  • Всем известно, что т.н. 1000-летие =фальшивка.
    Все историки страны иронизировали: "В 70-х отпраздновали 850 лет, а сейчас уже 1000".
    Про единственную чешскую монету, которая легла в основу этого 1000-летия, и которая скорее всего была подкинута в раскоп - только ленивый не знает.
    А каков проект с возвратом Ватиканского списка Казанской иконы Божьей матери? Позор ещё худший, ведь все местные уЩЁные наперегонки лезли "доказывать", что это якобы оригинал, первообраз, тот самый, обретённый в Казани в XVI в. Хотя любой деревенский священник всегда знал, что список, неискусного письма, под окладный (под окладом не расписана).
    Пришлось патриарху Алексию II щелбан по носу давать этому шустрому градоначальнику в духе "светская власть пусть занимается светскими вопросами, а церкви оставьте решать её вопросы".

    • Анонимно
      8.02.2019 18:25

      И была ли в том только инициатива Исхакова? - Очень сомнительно, что вопрос не курировался МИДом РФ по поручению. Кремля из далекоидущих дипломатических интересов? Поэтому Исхаков всего лишь выступил удобным в том исполнителем и не более того!?

    • Уважаемый господин Щеглов! Вы правы все знают что не было Казани 1000 лет назад,не было и 1100 летия принятия Булгарами Ислама и самое смешное тогда не было и города Булгара и Волжской Булгарии до прихода Батыя! Но этот обман и частично Исхаковский пошел во Благо Казани, Республики! Мифы типа мы не татары ,а булгвры,икона богини татарской тенгрианской Умай материнства и детства выкопанной Матреной на месте пепелища ,где жили когда то татары в подполье молившихся Умай и изгнанные из дома при взятии Казани и это икона помогала не только татара создавать татарские империи,но и потом Россиянам защищать Родину и это факт!

      • Анонимно
        8.02.2019 19:33

        Марат, не нагромождайте один миф на другой! Воображения.. не занимать! Не отнимайте хлеб у историков! Занимайтесь лучше своим делом и козами, что у Вас гораздо лучше получается :))

    • Анонимно
      10.02.2019 17:11

      ЩЕГЛОВУ- ,,собака лает- караван идёт,,
      Тысячи людей будут вспоминать Исхакова добрым словом многие годы, а о таких как ты хорошо если дети собственные вспомнят

  • Анонимно
    8.02.2019 18:26

    Р. К.

    С Днём рождения Камиль Шамильевич.
    Здоровья , всех благ вам.

  • Анонимно
    8.02.2019 18:29

    Возвращение иконы для мусульманина было более вопросом конъюнктуры и пиара, а не следованием чаяния верующих, тем более инославных?! Тут и привлечение паломнической привлекательности города для туристов и частный бизнес-интерес, последовавший в связи с этим

  • Анонимно
    8.02.2019 18:58

    Многоуважаемый Камиль Шамильевич! С Днём рождения! Такой команды которую создавали Вы и многие уважаемые люди не будет, поэтому - здоровья, долгих лет жизни, командного духа Вам и конечно же удачи в работе! Пусть ценят эту команду сейчас и вспоминают о Вас и видят Вашу работу из поколения в поколение! С большим уважением к Вам, к команде Сабиров Руслан Разыхович.

  • Анонимно
    8.02.2019 19:00

    Молодец,настоящий татарин,потомок великого Чингиз Хана,не отступил,отвоевал и все таки вернул всем русским Христианам их святую икону!!!

    • Анонимно
      8.02.2019 19:20

      Какой Вы наивный! Папе самому важен был этот визит, чтобы его попросили, поскольку необходимо было решить вопрос с костёлом в Казани!

  • Анонимно
    8.02.2019 20:12

    Не буду тут много писать какой он был, так как лично не знаком, но в прошлом году несколько раз мс ним в одном самолете летели из мск в казань, так вот он, здоровался со всеми и ни доли пафоса в нем,.. вызывает большое уважение его манеры и поведение...
    С днём рождения Вас Камиль Исхакович

    • Анонимно
      8.02.2019 22:06

      Вот позвоню ему завтра и если пафоса не будет, то отпишусь потом.

      • Анонимно
        8.02.2019 22:59

        Когда человека не один раз бросать из одного почти насиженного кресла в другое дальнее, то начальствущая спесь с глаз сама довольно легко сходит... Все дело только в пережитых испытаниях

  • Анонимно
    8.02.2019 20:50

    Программа ликвидации ветхого жилья основывалась на ветхом оброке- 1% с выручки юридических лиц! В результате старую Казань сломали, но много людей переселили из ветхих жилищ. При наличии денег сделать можно что хочешь, тем более строить дома и ломать их. За чей счет был банкет? За деньги налогоплательщиков. В других городах дома сносятся не кварталами, а индивидуально, по единицам, без дополнительных поборов с предпринимателей. Этот налог до сих пор взимается, трансформировавшись в принудительную плату за земли, якобы арендуемые (а на самом деле ничего нет), деньги идут в Минфин РТ.

    • Анонимно
      8.02.2019 21:46

      И сейчас много денег но они до народа не доходят. Вот в этом и разница, кто то собирал с юриков и строил дома физикам - простому народу. А современные слуги народа огромные бюджетные деньги по карманам тырят.

  • Анонимно
    8.02.2019 20:58

    ну то вольво у него,замаскированный под газ-31 хорош был.

  • Анонимно
    8.02.2019 22:04

    С Юбилеем, Камиль Шамильевич!
    Всех благ, здоровья и удачи!

  • Анонимно
    8.02.2019 22:40

    с Юбилеем вас поздравляю!

  • Man_16rus
    9.02.2019 07:56

    С юбилеем, Камиль Шамильевич!
    Целеустремленный, трудолюбивый!
    Трудно забыть совещания на площадке возле Сафар отеля в которые в 7 утра уже заканчивались)))
    Долго гордился, что меня на машине такие же Номера как на его Волге!

    • Анонимно
      9.02.2019 11:18

      Вы как маленький мальчик всё ищите кумира, вместо того, чтобы найти себя и оставаться самим собой?

      • Анонимно
        9.02.2019 12:52

        Каждый мужчина всю жизнь остаётся мальчиком.
        И это нормально и прекрасно!

  • VasiliyTerzi
    9.02.2019 22:39

    Уважаемый Камиль Шамильевич, поздравляем Вас с юбилеем и желаем вам крепкого здоровья и больших творческих удач. Мы, ваши ученики и сотрудники гордимся, что вместе с вами удалось превратить Казань в 3 столицу РФ. Но уверены, что впереди у Казани не менее грандиозная задача, стать драйвером технологического развития для всей РФ и войти в 100 лучших городов мира, для этого у нас есть опыт и талантливая и профессиональная молодежь.

  • Анонимно
    11.02.2019 12:15

    Нам Исхаков тоже помог телефон провести. Моя мама в предверии круглой даты ( боюсь запутаться т точную цифру не скажу, но может быть 50 лет Победы), попала к нему на прием!!!! Это чистая правда. Рассказала, что дома бабушка, которая работник тыла и поятнно приходится вызывать скорую, через соседей и нужен телефон. Через неделю нам провели телефон. Мама еще, когда зашла, то пошутила: что то быстро у Вас из кабинета все выходят..., наверно Вы всем отказываете, а он так посмотрел на неё и говорит, нет не всем... Так что вот. А представьте теперь, каково попасть к Метшину? Даже и представить невозможно. А к Исхакову запросто, он еще о людях думал....

  • Анонимно
    12.02.2019 09:57

    благодаря исхакову началось развитию казани,благодаря ему развитию метро,который обогнал почти метро из других городов построены ссср,начинается стройка 2 линия метро,и если поидет все нормально,то увидим 2 линию,о каторым мечтают и в других городах, сднем рождением к.ш искахов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль