15.02.2019

Владимир Марченко: «В Каме больше всего яшмы, особенно красной»

Создатель «Музея Камы» о том, с чего начался сбор цветных камней, интересных коряг и других экспонатов с берегов реки

Весной этого года на базе челнинского историко-краеведческого музея откроется уникальный «Музей Камы». О том, какие геологические загадки смогут увидеть челнинцы, какая бывает яшма и чем удивит посетителей раздел «Челнинские утки», в своем интервью для «БИЗНЕС Online» рассказал геолог с 40-летним стажем Владимир Марченко.

Владимир Марченко: «По договору «Музей Камы» разместится в историко-краеведческом музее на год» Владимир Марченко: «По договору «Музей Камы» разместится в историко-краеведческом музее на год»

ТРИ АВТОРСКИХ МУЗЕЯ

— Владимир Сергеевич, с чего началось ваше увлечение камнем? Когда вы начали создавать «Музей Камы»?

— В геологии я давно, у меня более 40 лет полевого стажа. Прошел путь от техника-геолога до заместителя главного геолога и всю жизнь занимался коллекционированием горных пород и минералов. Совсем скоро состоится открытие «Музея Камы». Это уже третий по счету авторский музей в моей геологической жизни. Первый был открыт в 1978 году в базовом поселке Кокпатасской полевой геологоразведочной экспедиции, работающей в Кызылкумах. Разумеется, при активной помощи моих коллег, ведь многие геологи занимаются коллекционированием камней. Второй музей был открыт в 1992 году в геологоразведочной партии №2 северного рудоуправления в городе Учкудуке, также в Кызылкумах. Оба музея были больше геологическими, то есть в экспозициях преобладали горные породы и минералы. Однако было много и других экспонатов краеведческого характера.

И вот — третий музей. Его просто нельзя было не создать. Когда в конце 80-х будучи в отпуске я впервые оказался на берегу Камы, был поражен пестрым составом и разноцветьем прекрасно окатанной гальки. Было понятно, что это богатство Кама доставила с Уральских гор. С этого и начался сбор цветных камней, интересных коряг и других экспонатов с берегов реки. И по сей день продолжается — уже как полноценный музей.

«Когда в конце 80-х будучи в отпуске я впервые оказался на берегу Камы, был поражен пестрым составом и разноцветьем прекрасно окатанной гальки» «Когда в конце 80-х, будучи в отпуске, я впервые оказался на берегу Камы, был поражен пестрым составом и разноцветьем прекрасно окатанной гальки»

Конечно же, без помощи неравнодушных людей он бы не состоялся. Особую благодарность хочется выразить заместителю руководителя исполкома нашего города Рамилю Халимову и директору историко-краеведческого музея Румилю Карамиеву. Оба они осмотрели мою домашнюю коллекцию, которая, по сути, и была уже музеем, но находящимся в обычной квартире. Благодаря им домашний музей перебрался под крышу историко-краеведческого музея города, и к нему получили доступ все желающие его осмотреть. Огромное спасибо спонсорам в лице руководства ООО «Набережночелнинская судоходная компания» Александра Федоткина и Раисы Лучининой, а также учредителю ООО «Группа компаний «Логос» Валерию Чулакову.

— Когда «Музей Камы» распахнет свои двери для посетителей?

— По договору «Музей Камы» разместится в историко-краеведческом музее на год. Как показывает практика, этот проект вызывает живой интерес как у взрослых, так и у детей. Предварительно «Музей Камы» будет открыт весной этого года. В стенах музея будут проводиться мастер-классы для детей по росписи на камне и по выполнению цветной песчаной мозаики.

«В музее будет несколько отделов: это «Живые камни», «Камские самоцветы», «Удивительные камни Камы», шуточный раздел «Челнинские утки», «Обнаружено на дне Камы» «В музее будет несколько отделов: это «Живые камни», «Камские самоцветы», «Удивительные камни Камы», шуточный раздел «Челнинские утки», «Обнаружено на дне Камы»

— Какие разделы будут представлены?

— В музее будет несколько отделов: это «Живые камни», «Камские самоцветы», «Удивительные камни Камы», шуточный раздел «Челнинские утки», «Обнаружено на дне Камы». Также будет представлен раздел «Палеонтология» с удивительными формами древней жизни. В историко-краеведческом музее этот отдел представлен очень обширно, и, чтобы его не дублировать, я выставлю только оригинальные палеонтологические экспонаты. Думаю, что отделов станет со временем больше, лиха беда начало! Они уже формируются.

— А что представляет из себя раздел «Челнинские утки»?

— «Челнинские утки» — это раздел приколов. Посетители музея могут увидеть в нем мини-скульптуры с острова Пасхи, марсианское вулканическое стекло, окаменелую голову динозавра и многое другое.

«В основном экспонаты подбираются на берегу, но есть ведь и древние отложения реки» «В основном экспонаты подбираются на берегу, но есть ведь и древние отложения реки»

САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ЭКСПОНАТ — КАМЕНЬ В ФОРМЕ ПИРОГА

— Представленные в музее экспонаты только из Камы?

— Да, из Камы и ее притоков, имеется в виду весь бассейн реки. В основном экспонаты подбираются на берегу, но есть ведь и древние отложения реки. Я считаю, что Кама — самая удивительная река в мире, поскольку течет вдоль Уральского горного поднятия, имеющего интереснейшее геологическое строение и в пределах которого открыто много месторождений различных природных ископаемых, в том числе месторождений драгоценных, поделочных и облицовочных камней.

«Я считаю, что Кама — самая удивительная река в мире» «Я считаю, что Кама — самая удивительная река в мире»

— Как происходит процесс полировки камня?

— Процесс галтовки сложен и интересен. Это технологический процесс обработки камня с помощью абразивов, от шлифовки и до финишной полировки. Из остроугольного камня можно сделать округлый, пока он вращается в галтовочном барабане.

— А какой гальки больше всего в Каме?

— По наблюдениям больше всего яшмы, особенно красной. Яшма бывает и рисунчатая, и пейзажная, и полосчатая, и самая причудливая. Также много цветных кварцитов.

«Есть удивительный по форме камень, который напоминает нечто искусственное, созданное руками человека. Ничего подобного я ранее не встречал» «Есть удивительный по форме камень, который напоминает нечто искусственное, созданное руками человека. Ничего подобного я ранее не встречал»

— Какой самый интересный камень в коллекции «Музея Камы»?

— Есть удивительный по форме камень, который напоминает нечто искусственное, созданное руками человека. Однажды я проводил поисковый маршрут по реке Килевке в районе Чистополя. Мое внимание привлекло округлое образование, лежащее на отмели. Когда подошел ближе, я удивился: это был камень, напоминающий по форме пирог, диаметром 18–20 сантиметров. Когда я взял его в руки, он оказался необычайно тяжелым. Ничего подобного я ранее не встречал. Спектральный анализ пока сделать не удалось, но на предмет радиации он точно чист. Находка была сделана в 2013 году. Вот такая геологическая загадка имеется в «Музее Камы».