Общество 
17.03.2019

«Без села страна обречена на то, чтобы сжаться как шагреневая кожа»

Руслан Айсин о проблемах татарского села и путях выхода из сложившегося тупика

Все идет к тому, что Россия будет конфедерацией крупных городских суперагломераций: Московской, Санкт-Петербургской, Казанской… Они будут притягивать к себе жителей близлежащих сел и умирающих моногородов, оставляя те в запустении. С этим категорически не согласен наш блогер Руслан Айсин, потому что сегодня село — это кадровая основа для татарскости, татарского духа, татарской культурной среды. Руслан приводит в пример самое крупное в мире татарское село, которое развивается и процветает…

«Самая большая по площади страна в мире испытывает дефицит человеческих ресурсов. Убыль населения никак не удается остановить» «Самая большая по площади страна в мире испытывает дефицит человеческих ресурсов. Убыль населения никак не удается остановить»

«БЕЗ СЕЛА СТРАНА ОБРЕЧЕНА НА ТО, ЧТОБЫ СЖАТЬСЯ КАК ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА ДО МАСШТАБОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

В Казани проходит очередной всероссийский сход предпринимателей татарских сел. Хотелось бы высказать ряд своих мыслей относительно проблем татарского села и путей выхода из сложившегося тупика.

Полтора года назад мэр Москвы Сергей Собянин заявил: «В сельской местности проживают сейчас 15 миллионов „лишних“ человек, чье проживание на селе не требуется для обеспечения производства нужного количества сельскохозяйственной продукции. Что мы начинаем делать? Спасать сельскую местность, спасать небольшие города, тем самым идем против мирового тренда, который предполагает изменение структуры населения и ее концентрацию в мегаполисах».

Таково типичное восприятие высокопоставленного чиновника, который, где надо, мыслит «мировыми трендами», а где это не надо, их избегает. Знает ли господин Собянин, что полстраны живет в ситуации нерентабельности? 30% территории покрыто вечной мерзлотой, некоторые населенные пункты находятся в труднодоступных географических местах. «15 миллионов лишних людей» — это даже не оговорка по Фрейду. Либералы действительно считают, что есть люди первого, второго сортов, лишние и нужные граждане.

Идея-то не нова. Еще в XVIII веке один из основоположников экономического материализма, Мальтус, обосновывал следующую теорию: «В случае экономической надобности необходимо ограничивать рост населения, чтобы обеспечивать нужный уровень жизни для определенного количества людей». Он называл перенаселение основной причиной экономических кризисов. Такая циничная теория стала именоваться мальтузианством.

Однако проблема в том, что Россия, напротив, страдает малочисленностью своего населения. Самая большая по площади страна в мире испытывает дефицит человеческих ресурсов. Убыль населения никак не удается остановить. От катастрофы спасают трудовые мигранты из стран Центральной Азии, но власти их сильно недолюбливают. Мусульмане как никак. Более того, ежегодно на ПМЖ за границу уезжают более 200 тыс. людей — и это согласно официальной статистике! И вот с учетом всего вышеперечисленного либералы предлагают оставить заботу о сельской местности и начать конструировать какие-то нежизнеспособные городские суперагломерации. Мы же не первый год живем на свете, хорошо помним слова покойного премьер-министра России Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». «Как всегда» и с агломерациями получится, если, конечно, до реализации этого прожекта дойдут.

Стоит понять одно: без села страна обречена на то, чтобы сжаться как шагреневая кожа до масштабов Московской области. Собянин-то вряд ли против будет. Агломерации убьют село. Уже многие годы говорят об импортозамещении, продовольственной безопасности. Большую часть сельскохозяйственной продукции мы по-прежнему закупаем за рубежом. Например, многие овощи — в государстве Израиль, чей климат, кстати, отнюдь не комплиментарен к выращиванию агропродукции. И те же израильские лоббисты делают все, чтобы Россия не была заинтересована в развитии собственных агрокультур. И у них влиятельнейшие покровители на самом верху российской элиты с двойным гражданством. Догадайтесь с каким?

«Если государство прекратит помощь селам, то они вымрут в скором времени» «Если государство прекратит помощь селам, то они вымрут в скором времени»

«ВСЕ ИДЕТ К ТОМУ, ЧТО РОССИЯ БУДЕТ КОНФЕДЕРАЦИЕЙ КРУПНЫХ ГОРОДСКИХ СУПЕРАГЛОМЕРАЦИЙ»

Если государство прекратит помощь селам, то они вымрут в скором времени. Не все мерится деньгами, как это любят делать рационалисты. Культура, духовность, образование редко приносят прибыль, выражаемую в денежном эквиваленте, но вкладываться в них необходимо. «Если вы не строите школы, то будете строить тюрьмы» — старая и рабочая максима. А под видом оптимизации уничтожают сельскую инфраструктуру: школы, больницы, библиотеки. Почему-то чиновники не оптимизируют свои представительские расходы, дорогие авто, секретарш, бессмысленные зарубежные поездки.

К примеру, во всем Дальневосточном федеральном округе проживают всего 6 млн человек. Чуть меньше, чем в Санкт-Петербурге. ДФО занимает 36,1% территории страны, но на ней проживает всего 4,4% населения России. Уже сегодня там, по сути, хозяйничают китайцы, которые считают ислам и тюрок своими экзистенциальными врагами. Именно против тюрок, вернее, против их молниеносных конных набегов была возведена Великая Китайская стена. Теперь китайцы бескровно, сугубо экономическими методами и демографической экспансией, захватывают этот регион России. Почему молчим о китайском экологическом терроре? Они выкачивают воду из Байкала трубами, вырубают уникальные леса, убивают химическими удобрениями почву…

Все идет к тому, что Россия будет конфедерацией крупных городских суперагломераций: Московской (уже существует), Санкт-Петербургской, Казанской, Екатеринбургской, Челябинской, Самарской, Тюменской, Хабаровской, Уфимской, Ростовской, Сочинской. Они будут притягивать к себе жителей близлежащих сел и умирающих моногородов, оставляя те в запустении. Россия будет иссыхать, как Аральское море. На селе остаются сейчас немобильные и неактивные люди, пенсионеры, естественно, они не могут изменить свою судьбу в силу объективных обстоятельств. Государство отворачивается от слабых людей, институтов. Это конфедерация на первых порах будет не политической, а экономической, социальной. В агломерациях, словно во времена Средневековья, знатным будет предложено место в «верхнем городе», а остальной челяди — в «нижнем городе», в инфраструктурно слабой слободе, среди сброда. Нарождается новое неравенство, и оно будет фиксироваться через географическое неравенство в том числе.

Элита давно не мыслит политико-географическими паттернами, она вся погружена в постмарксизм, либеральное людоедство, где человек человеку — волк, выживает сильнейший, «государство вам ничего не должно», «диабетикам, чтобы избавиться от болезни, надо только похудеть», и т. д.

До села ей дела особого нет. Нужную сельхозкультуру она импортирует, где-то спасает ГМО. Для экономических неолибералов, сидящих в правительстве, село — это обуза, многослойная сложность, которую они не хотят решать. Разговоры про «русскую березку», традиции, кокошник — фарс. Они сохранятся на фестивалях, в красочных буклетах, рекламных роликах — потребителям телевизионной жвачки этого вполне достаточно.

«Село в настоящее время — кадровая основа для татарскости, татарского духа, татарской культурной среды» «Село в настоящее время — кадровая основа для татарскости, татарского духа, татарской культурной среды»

«СЕЛА ДОЛЖНЫ НАЙТИ СВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ВИДЕ СОЮЗОВ»

Но у татар нет иного выбора. Село в настоящее время — кадровая основа для татарскости, татарского духа, татарской культурной среды. Оно позволяет сохранять вдали от космполитического шума и гвалта сакральный центр татарской жизни. Там обитает душа нации, запрятанная вдали от остервенелых глаз. Но она тоже в большой опасности, переживает кризисные явления: молодежь покидает родные края, попадая в ловушку светящихся неоном городов, латифундисты-капиталисты массово скупают земли, фактически загоняя жителей деревень в крепостные условия труда, до сих пор нет полноценного самоуправления. Глава района тут царь, бог и герой. Отношение к селу соответствующее: там живут малоцельные, малограмотные люди. Но это не так! Городской снобизм пора преодолевать.

Нужно рассредоточить город, распылить его функции, часть передать в районные центры. Это позволит связать город и сельские конгломерации: чем больше связующих нитей, тем лучше. К примеру, в Древней Греции города возникали через процедуру синойкизма (дословно — сселение). Этот принцип представлял собой слияние в одну политическую единицу нескольких небольших поселений сельского типа. Села должны найти свое политическое выражение в виде союзов.

Еще один выход: активно развивать систему национальной территориальной и экстерриториальной жизни посредством института махалля, который позволил дореволюционным татарам достичь ренессанса в культурной, экономической и общественно-политической сферах. Обратите внимание, сейчас бóльшая часть поселков в Казани и ее окрестностях — с преобладающим татарским населением. Буквально 20 лет назад было не так. Такие поселки, как Салмачи, Вознесение, Константиновка, Борисково и другие, в этнодемографическом плане изменились. Это настоящий татарский пояс, татары не могут жить без почвы, они генетически несут на себе печать хозяев земли. Данный факт органичен. Значит, там необходимо воссоздавать национальную инфраструктуру, открывать татарские школы, детсады, многофункциональные центры (библиотека, театральный зал). Существует закон о местном самоуправлении, где для таких территориальных сообществ открываются огромные возможности, но нужна правильная и обдуманная программа.

«Села могут развиваться и процветать в нашей стране, если будут опираться на религиозные ценности, самоуправление и трудовую старательность» «Села могут развиваться и процветать в нашей стране, если будут опираться на религиозные ценности, самоуправление и трудовую старательность»

«ЭТО ТАТАРСКОЕ СЕЛО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ПРЕСТУПНОСТЬ, ПЬЯНСТВО, ХУЛИГАНСТВО И ДРУГИЕ ПОРОКИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Бюрократы и щуплые либерал-эксперты причитают, что села бесполезно спасать, они обречены в экономическом, духовном и демографическом планах. Конечно, если государство и дальше будет игнорировать их нужды, так и случится. Но есть в России села, которые выступают примером для остальных и процветают без помощи государства. К числу таких по праву относится самое крупное татарское село в мире — Средняя Елюзань, что находится в Пензенской области. Население — свыше 10 тыс. человек, около 2 тыс. домов. И это даже не районный центр! Мне довелось побывать в этом селе. Я был поражен тем, как его жители смогли сохранить духовные традиции и преуспеть экономически. В Средней Елюзани 11 мечетей, возводится 12-я. При этом от властей они не просят ничего. Все на свои средства!

Жители строят свою жизнь на принципах махалля — это самодостаточные независимые общины, которые центрируются вокруг мечети. Вопросы решаются советом. Духовные лица и старшее поколение занимаются воспитанием молодежи, оттого духовная преемственность не прерывается. В селе царит здоровая духовно-нравственная атмосфера. Мечети на джума-намазы всегда полные. И стар и млад знают и чтят татарский язык, с пиететом относятся к исламскому воспитанию. Село не знает, что такое преступность, пьянство, хулиганство и другие пороки современного общества.

Вот и ответ всем этим скептикам: села могут развиваться и процветать в нашей стране, если будут опираться на религиозные ценности, самоуправление и трудовую старательность. И главное, чтобы не мешали! А уникальный опыт села Средняя Елюзань надо донести до других селений. Зачем нам чужие модели, если под боком мы имеем лучшие образцы?!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (130) Обновить комментарииОбновить комментарии

Татарской вольницы адепт не утомим в своих писаньях.
Он снова выдал нам рецепт, cвою систему выживанья.

На нефть не стал он уповать, она – иллюзия богатства.
К тому же могут отобрать легко всё в пользу государства.

Таких примеров миллион, когда татар всех обобрали.
Часть убежала за кордон, другие честно здесь страдали.

Советский строй не дал взамен того, чего они лишились.
При рынке поднялись с колен и наконец обогатились.

Теперь им надо выживать, чтоб сохранить всё нажитое.
А как им в этом помогать, решенье видит он простое.

Давно пора, сказал эксперт нам жить по собственным лекалам.
Москва сейчас это батхерт и всех достали федералы.

А нам устойчивость нужна, жить в вертикале неудобно.
Самостоятельность важна, чтоб каждый выжил автономно.

Обязан крупный капитал о людях думать, не о рынке.
Тогда б народ голосовал за них, при выборах в кабинке.

Ресурс развития – село и население людское.
А главное, чтобы число мечетей было там большое.

За образец он предложил деревню в Пензенской глубинке,
Которую сам посетил и видел всё не на картинке.

Намечен вектор куда плыть, чтоб жизнь ключом в селе забилась.
Не атеистом надо быть, татарскость чтобы сохранилась.

  • Анонимно
    17.03.2019 09:15

    шикарная статья

    • Анонимно
      17.03.2019 12:12

      Айсин приводит примеры жизнедеятельности деревень...
      Но откуда он приводит примеры?
      Из жизни Древней Греции...
      Не из жизни Северной Норвегии...
      Автор апеллирует Дальним Востоком...
      Но был ли автор на Дальнем Востоке?...
      О каких китайцах он говорит?...
      Автору надо было бы знать, что до середины 19 века, когда Дальний Восток был фактически китайской территорией, на там практически НЕ БЫЛО китайцев...
      Никто не хочет жить в снегу, тайге и морозе круглогодично...
      Так с какого перепугу китайцы рванут за Амур сегодня?...
      Айсину нужно УЖЕ знать, что интенсификация сельскохозяйственного производства НЕ ТРЕБУЕТ миллионов крестьян...
      Айсину надо понимать, что Елюзань и Шагырдан - это и есть агломерация в действии...
      Когда жизнь формируется и кольцуется вокруг больших поселений...
      Айсин должен понимать, что своими умозаключениями он , зная или не зная этого, "дует" в трубочку Хрущёвскго укрупнения села...
      Так чего же хочет Айсин?...

      Практик.

      • Анонимно
        17.03.2019 12:46

        Практик

        раньше люди дальше рек и теплой Африки никуда не уходили


        потом с развитием технологий они освоили весь мир


        у китайцев проще

        партия прикажет надо

        китаец скажет есть

        • Анонимно
          17.03.2019 14:24

          Вы всё ещё живёте в парадигме совкового коммунизма...
          Где построили лагерь на Колыме, и людей завезли туда мучиться...
          Что то не видно желающих продолжить жизнедеятельность на Магаданской параллели...
          Что касается Китая, то интересно то, что когда не было коммунистов в Китае, китайский народ тусовался на золотых приисках Восточной Сибири и Приамурья...
          А сегодня, вместо холодной Маньчжурии, при Партии, народ почему то в Шанхай стремится...

          Практик.

          • Анонимно
            17.03.2019 23:29

            17.03.2019 14:24
            Китайцев СТОЛЬКО, что их хватит на эффективную экспансию по ВСЕМ направлениям! они обладают выносливостью и выживаемостью вр ВСЕХ климатах - от экватора до арктики! Или у нас нет никакой китайской экспансии на наших восточных рубежах? М.б. они днем торгуют, занимаются бизнесом и т.д, на нашей территории, а на ночь возвращаются к себе? Или они занимаются своими делами у нас только летом, а на зиму возвращаются в Китай? Ведь «китайцам зимой у нас очень холодно», как утверждают некоторые «умники».

            • Анонимно
              18.03.2019 08:54

              А сколько китайцев?...)))
              Можно сколько угодно заниматься Алармизмом...
              В середине 70-х позанимались уже...
              Тогда Учителя сенатора с гранатами насоздавали себе вкусных должностей и званий с лампасами...
              На угрозе Китайской ...
              Что до сих пор Сибирь и Дальний Восток не могут отойти от этого и прийти в себя...
              И все эти сказки про то , что Афганистан подкосил СССР,,,
              Надуманная Оборона от Китая и подкосила Советский Союз....
              Когда 10 тысяч км границы решили закатать в бетон и казематы...
              И рядом, в коттеджах, посадили тысячи генералов в папахах...
              Которые сидели и видели во сне квартиру на ул. Горького в Москве....
              То же, крича при этом, что китайцы скоро будут жить в Арктике...

              • Анонимно
                18.03.2019 19:04

                18.03.2019 08:54
                Такие как ВЫ кормили народ сказками с августа 1939 г. до 21 июня 1941 г!
                Вы глаза-то разуйте, или Вы всерьез будете утверждать, что китайцы к нам не переселяются, и будете отрицать что они очень КОМФОРТНО чувствуют себя у нас ЗИМОЙ?
                У них РЕГУЛЯРНО проводятся КРУПНОМАСШТАБНЫЕ военные учения в условиях таежной и степной местности, в т.ч. и в ЗИМНИХ условиях! Для высадки на тропический Тайвань это НЕ нужно!

                • Анонимно
                  18.03.2019 21:51

                  )))
                  Вы точно начитались Храмчихина...
                  Как 10 танковых армий НОАК, при поддержке 6-ти воздушных флотов и силами 4-х фронтов упёрлись в Хамар-Дабан...
                  Где героическое ополчение из местных аборигенов и 11-й десантно-штурмовой бригады погибали, так и не дождавшись помощи из России...)))
                  Вам надо в Бурятию, познакомиться с одним журналистом...
                  Который бегает на выборах и кричит: "Китайцы, идут китайцы"...
                  Не шутка...)))
                  Посмотрите в Ютубе...

                  • Анонимно
                    18.03.2019 22:13

                    18.03.2019 21:51
                    Храмчихин, конечно алармист, но его взгляды, в конце-концов, куда БЛИЖЕ к реальности, нежели убеждения великих мыслителей, уверенных в братском, искренне любящем, и самоотверженном Китае! Или тех, кто считает, что китайцы поголовно бегут на экватор, а от первой же снежинки падают в обморок, трясясь от холода!
                    В РЕАЛЬНОСТИ же происходит ЖЕСТКАЯ экономическая ЭКСПАНСИЯ Китая на Дальний Восток РФ, что ЕСТЕСТВЕННО, сопровождается РОСТОМ численности китайского населения!
                    Что же касается ВОЕННОГО аспекта, то в НАСТОЯЩЕЕ время такой сценарий МАЛОВЕРОЯТЕН, но полностью его исключать НЕЛЬЗЯ! Китайские КРУПНОМАСШТАБНЫЕ учения на СЕВЕРЕ КНР - абсолютная РЕАЛЬНОСТЬ. А китайцы - НЕ те люди, которые способны выбрасывать деньги (причем, колоссальные) на ветер!

              • Анонимно
                19.03.2019 02:29

                18.03.2019 08:54
                "китайцы скоро будут жить в Арктике"
                Вот Вы тут иронизируете, а ОНИ очень даже ИНТЕРЕСУЮТСЯ Северным морским путем! Вот видите, какие скучные люди китайцы! Ничего они НЕ понимают -
                ни юмора, ни иронии, ни сарказма.
                У них ВСЕ БУКВАЛЬНО!

          • Анонимно
            18.03.2019 12:48

            Самое ценное в словах Айсина - это восстановление (во всяких смыслах) татарских сел и деревень. Он прав, татары как этнос могут сохраниться только там.

            • Анонимно
              18.03.2019 15:32

              Вот не надо отправлять татар в в районы. Евреи все в городах /чужих/ прекрасно диаспорами живут, а татары, у себя ,на исторической родине должны в резервации что ли отправляться? Стройте Татарские культурные центры в городах, где образованные , городские татары будут общаться и создавать татарские семьи с татарскими городскими традициями. Хватит из татар делать малообразованный деревенский народ.

          • Анонимно
            18.03.2019 21:28

            17.03.2019 14:24
            "Что то не видно желающих продолжить жизнедеятельность на Магаданской параллели"

            Дата/Время: 2010-3-5 21:14:14
            ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕГИОНАМИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (2009-2018 ГОДЫ)
            Приложение
            СПИСОК
            ключевых проектов сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока
            Китайской Народной Республики

            МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
            1. Комплексная переработка бурых углей примагаданских месторождений.
            2. Строительство Усть-Среднеканской ГЭС на реке Колыма.
            3. Совместная организация морзверобойного промысла, глубокой переработки сырья и выпуска фармакологической, косметологической, мясной, кожевенной и меховой продукции в г. Магадан.
            4. Совместная организация лесоперерабатывающего комплекса в Среднеканском районе.
            5. Строительство завода по производству водородного топлива в Среднеканском районе.
            6. Совместное осуществление проекта «Геологоразведочные работы и выявление кондиционных запасов меди в пределах Ороекской перспективной площади».
            Практикуйте дальше...

            • Анонимно
              18.03.2019 21:45

              )))
              То, что вы перечислили, составляет 3 % промышленного оборота Магаданской области в Советское время...
              Из которого будет распилено половина...
              Четверть не доделают...
              И только оставшаяся четверть будет реализована...

              • Анонимно
                18.03.2019 21:56

                18.03.2019 21:45
                Началось...
                Сначала Вы БЕЗАПЕЛЛЯЦИОННО заявляете, что "не видно желающих продолжить жизнедеятельность на Магаданской параллели"
                Затем ВАМ указывается что таковые ЕСТЬ! и что китайцев магаданский климат НЕ отпугивает. Они, как люди КРАЙНЕ здравомыслящие и реалистичные ПРЕКРАСНО ПРЕДСТАВЛЯЮТ тамошние условия! и это их НЕ останавливает!

                • Анонимно
                  18.03.2019 22:38

                  Конечно желающих нет...
                  Если восстановление промышленности Колымы в 3 % от Советского времени подаётся как прорыв...
                  Это называется статистическая погрешность...

      • Татарской вольницы адепт не утомим в своих писаньях.
        Он снова выдал нам рецепт, cвою систему выживанья.

        На нефть не стал он уповать, она – иллюзия богатства.
        К тому же могут отобрать легко всё в пользу государства.

        Таких примеров миллион, когда татар всех обобрали.
        Часть убежала за кордон, другие честно здесь страдали.

        Советский строй не дал взамен того, чего они лишились.
        При рынке поднялись с колен и наконец обогатились.

        Теперь им надо выживать, чтоб сохранить всё нажитое.
        А как им в этом помогать, решенье видит он простое.

        Давно пора, сказал эксперт нам жить по собственным лекалам.
        Москва сейчас это батхерт и всех достали федералы.

        А нам устойчивость нужна, жить в вертикале неудобно.
        Самостоятельность важна, чтоб каждый выжил автономно.

        Обязан крупный капитал о людях думать, не о рынке.
        Тогда б народ голосовал за них, при выборах в кабинке.

        Ресурс развития – село и население людское.
        А главное, чтобы число мечетей было там большое.

        За образец он предложил деревню в Пензенской глубинке,
        Которую сам посетил и видел всё не на картинке.

        Намечен вектор куда плыть, чтоб жизнь ключом в селе забилась.
        Не атеистом надо быть, татарскость чтобы сохранилась.

        • Анонимно
          17.03.2019 23:36

          17.03.2019 16:50
          Уважаемый господин Абдрахманов! Спасибо ВАМ! Может быть, Вам нужно попробовать составить стихотворную летопись современного Татарстана? или даже страны в целом? Уверен, Вы справитесь! А потомкам останется интереснейшее литературно-историческое произведение, документ эпохи!

      • Булгарин
        17.03.2019 17:34

        Расскажу немного про Дальний Восток. Служил там при штабе 5 армии во времена конфликта на острове Даманском, на реке Уссури. Поражало еще в те времена состояние деревень. Как-то спросил у одного сослуживца, который там родился, что за террасы на холмах, заросшие кустарником. Для чего их построили военные, а там все строили военные. Ответ удивил меня. Он сказал, что тут во многих местах жили китайцы и корейцы. Сколько их никто не считал, четкой границы не было, они и ходили туда-сюда, пока сразу же после смерти Сталина и выступления Хрущева о его культличности не поссорились с китайцами. Границу наглухо запечатали, а всех китайцев с корейцами выдворили вон. Так вот эти китайцы как раз там и занимались сельским хозяйством, вот на этих террасах даже выращивали апельсины, лимоны. Были базарчики, где было все свежее и выращенное китайцами там. Потом пришло запустение. Ведь основное население Дальнего Востока - это или переселенцы, но их было мало, особо никто не рвался уехать так далеко от своих родных мест в неизвестное, или те, кого освободили из сталинских лагерей, им просто было без разницы куда, а тут все же не так далеко от мест отсидки. И самое основное население - это бывшие военные, те, кто вышел на пенсию, те, кого просто покорила красота тех мест. Там удивительно красиво. Та же тайга с кедровниками в три человеческих обхвата деревьями, лимонниками и другими целебными растениями. Но вся беда была в том, что все эти приезжие ни черта не смыслили в сельском хозяйстве, да работать то особо не хотели. Кто получал военную пенсию, кто жил браконьерствуя. Была еще одна статья дохода у местных сельчан. Они сажали картофель, и гнали из него самогон, который загоняли солдатикам за пайки. Они тушенки, а в ответ бутылки. В основном больше половины населения этого края были военными, а остальные как-то с ними связанные. Это и ремонтные заводики, где технику ремонтировали, это всякие услуги для военных.

        Думаю, что с тех пор ничего особо не изменилось. Такие же заброшенные и пустые деревеньки с пьющим народом. Возможно было бы даже благом для края, чтобы там поработали китайцы.

        • Анонимно
          17.03.2019 22:39

          Кстати, пьющее поколение в деревнях уже практически вымерло. Прошел период советских воспитанников и атеистов. Сейчас пора возрождения и возвращения к своим истинным ценностям, нравственности, что передаются из поколения в поколение и продолжает жить в генах татар. Никто кроме Всевышнего не в силах отобрать то, что дано самим Богом.Молодец, Айсин! Как всегда зорок и дальновиден. Уважаю.

        • Анонимно
          19.03.2019 05:51

          17.03.2019 17:34
          Комментарий у Вас очень познавательный и обстоятельный! Вот только последнее предложение какое-то не очень интересное...

      • Анонимно
        17.03.2019 22:58

        17.03.2019 12:12
        Господин Практик, Вы скорее, Идеалист, а не ваш ник. а теперь о Китае:
        Население приграничных с Россией провинций Китая (данные 2010 г.):
        Провинция Хэйлунцзян. Население - 38 312 224 человек.
        Провинция Гирин. Население - 27 462 297 человек (граничит с Хасанским районом).
        Городской округ Хулун-Буир - на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия. Население - 2 549 278 человек (граничит с Забайкальским краем).
        Итого: 68 323 800 человек.
        А теперь скажите: на китайском берегу Амура (Хэйлунцзян - река Черного Дракона) пальмы растут, особенно зимой?
        68 миллионов китайцев зимой впадают в спячку? Китайцы бизнесом в России только летом занимаются, а на зиму улетают домой, косяками?

        • Анонимно
          18.03.2019 10:35

          )))
          Вы можете сколько угодно Википедию цитировать...
          И стращать, как "военный эксперт" Храмчихин, сотнями переходящих границу китайских дивизий...
          Но численность населения Китая - это любимая игрушка Мао Цзедуна, который стращал весь мир тем, что в атомной войне выживут только сотни миллионов китайцев...)))
          Единственный вопрос: Раз их так было много, как же тогда 300 тысяч японцев с винтовками загнали "450 " млн китайцев в Тибеты и пустыню Гоби?...

          • Анонимно
            18.03.2019 19:19

            18.03.2019 10:35
            Вы историю японо-китайской войны знаете? Вы карту с ЛИНИЕЙ ФРОНТА видели? Какой Тибет? Он кстати, тогда фактически отделился от Китая, пользуясь внутренней смутой (так же, как и Монголия в 1911 г.) Его китайские коммунисты вернули только в 1951 г.! Правда Монголию Сталин не вернул. В 1911-1949 годах Китай был слаб и раздроблен, там ШЛА гражданская война, в т.ч. и во время войны с японцами. СЕЙЧАС Китай МОГУЧ и МОНОЛИТЕН!

          • Анонимно
            18.03.2019 23:35

            18.03.2019 10:35
            Насчет Википедии.
            Северо-Восток Китая (Дунбэй, или Маньчжурия) - это исторические земли маньчжурского народа, покорившего Китай в 1644г. На протяжении веков маньчжуры ЗАПРЕЩАЛИ китайцам селиться в Маньчжурии, и она оставалась крайне малонаселенной.
            В итоге, в результате Айгунского договора 1858 г. Приамурье (левый берег Амура) отошло России.
            По Пекинскому договору 1860 г. к России отошло Приморье (между Уссури и Японским морем), а также западный берег Татарского пролива. Опасаясь дальнейших территориальных потерь, маньчжуры в КОРНЕ ПЕРЕСМОТРЕЛИ миграционную политику, и начали ИНТЕНСИВНО заселять эти земли китайцами, Поэтому там сейчас и живет около 70 миллионов китайцев.
            С другой стороны, маньчжуры превратились на своей земле в меньшинство, и из
            6 миллионов маньчжур, своим языком владеет около 50 тысяч.

    • Анонимно
      17.03.2019 15:43

      Айсин - кто это, откуда взялся?

  • Анонимно
    17.03.2019 09:32

    ЭЛИТА РОССИЙСКОГО РУССКОГО МИРА

    УЖЕ ДАВНО РЕШИЛА ВОПРОС С РОССИЕЙ

    ВЫВОЗЯ СВОИ СЕМЬИ НА ЗАПАД

    ( к примеру сын фонда русский мир - имеет американское гражданство и соотвественно ПАПОЧКА заботится о сыночке)

    И БОЛЬШИМИ ПИРАТСКИМИ КОРАБЛЯМИ - ГАЛЕРАМИ (где много трудятся рабов) ВЫВОЗЯ КАПИТАЛ И ЦЕННОСТИ К СВОИМ СЕМЬЯМ

    ОСТАВЛЯЯ ЗДЕСЬ РОССИЙСКО-РУССКИЙ НАРОД УТОПАТЬ В ЭКОЛОГИИ И СЛУЖИТЬ В НАЦГВАРДИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПИРАТСКИХ КОРАБЛЕЙ


    НАМ ТАТАРАМ, ДРУГИМ УМНЫМ ЛБДЯМ, И НАСТОЯЩЕЙ ТАТАРСКОЙ ЭЛИТЕ НАДО ПОНЯТЬ КАК ЖИТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНИ

    В миру где думающие люди - окруженны людьми похожими на зомби

    в миру где все переворачивается правда в ложь честность в гнусность и прочее

    • Анонимно
      17.03.2019 12:51

      как раб пахать на галерах


      Объединение двух иносказательных выражений в одно произошло во временном масштабе не так давно. Известны и автор, и даже точная дата рождения нового фразеологизма: 14 февраля 2008 года. Именно тогда в Кремле прошла большая итоговая пресс-конференция Владимира Путина, которая длилась 4 часа 41 минуту в присутствии 1364 человек, свыше двухсот из которых — представители зарубежных СМИ. Для них специально работали синхронные переводчики на английский, немецкий, французский и японский языки. Именно тогда из уст автора фразеологизма В. В. Путина прозвучало это идиоматическое выражение, незамедлительно вошедшее в заголовки газет: «Владимир ПУТИН: Все эти годы я пахал, как раб на галерах. И доволен результатами» («Комсомольская правда» — 14.02.2008)[2], «Путин: „Я пахал как раб на галерах“» (Yтро.ru — 14 февраля)[3], «Пахал как раб на галерах» (РБКdaily — 14.02.2008)[4], «Все эти 8 лет я пахал как раб на галерах: Владимир Путин»[5], «Владимир Путин: Я пахал, как раб на галерах» (АПН 14.02.08)[6].

  • Анонимно
    17.03.2019 09:33

    сильная статья

    татары и россияне объединяйтесь.

    в визовые и крепкие организации на уровне семей и деревень - семей и домов


    Татары объеденяйтесь в 10 -тки семей

    а десятки семей в сотни семей

    сотни семей в тысячи и тумены

    исторически так было - объединение в десятки сотни и тумены

    объеденяйте семьи, капиталы, интересы, жизни и силы

    священослужители координируйте отношение внутри сотни семей татар и присоеденившихся к ним - честные, справедливые и богоугодные отношения

    вот это и есть ваша основная работа - работа муллы - справедливые отношения между татарами в рамках своей махали в рамках своей сотни или двух сотен семей

    десятка городских объединяйтесь с десяткой деревенской

    покупайте чистые продукты, создавая спрос на деревне и здоровую пищу для себя, и отправляйте детей в деревни для обучения труду и культуре

    находите в рамках десятки или сотни общие интересы и проекты и объединившись реализуйте их

    не берите кабельные кредиты - помогите другу другу внутрисемейным фондом.

    не платите проценты за кредит на 1 квартиру - ведь сумма процентов станет равна стоимостью как три квартиры - оставьте деньги в своей десятке или сотне

    пусть у вас и у вашей родной 10-тки будет 4 квартиры вместо того что у вас будет кабала за квартиру и три квартиры вы отдадите в процентах у ростовщиков


    объеденяйтесь и развивайтесь

    и весь мир опять будет вашим и захочет присоедениться к вам.

    • Анонимно
      17.03.2019 10:11

      Абракадабра какая-то с объединением. Автор, вы призываете к каким-то сказкам. Но возможно не понял вашу мысль.

  • Анонимно
    17.03.2019 09:34

    Нет будущего у деревень.Никто за копейки работать не будет.Молодежь уезжает в города навсегда,остаются только старики...Но и они не вечные к сожалению.

    • BURE1
      17.03.2019 10:58

      17.03.2019 09:34----Деревня деревне рознь . Надо перенимать лучший опыт тогда проблем не будет . Айсин прав татару нужна земля и личное пространство, в центре города и в квартире я лично не смог бы выжить . Татарская махаля это союз равных людей объединенных общей целью . Думаю крути не крути мы вырулим к этой схеме .

    • Анонимно
      17.03.2019 12:01

      9-34
      вАМ ЖЕ ПРИВОДИЛИ ПРИМЕР ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ ДЕРЕВНИ.
      чТО ЖЕ ВЫ ТАЛДЫЧИТЕ "НИКТО ЗА КОПЕЙКИ НЕ БУДЕТ..."
      нУ И СИДИ ЖДИ ДОБРОГО БАРИНА!

  • Анонимно
    17.03.2019 09:36

    НАДО В ДЕРЕВНЯХ ДЖИЕНЫ ПРОВЕСТИ

    СОБРАНИЯ

    ПО ВОПРОСАМ КООПЕРАЦИИ

    ПРИГЛАСИТЬ ГОРОДСКИХ - ОСОБЕННО КТО ИЗ ЭТОЙ ДЕРЕВНИ

    ОБСУДИТЬ
    СДЕЛАТЬ КОНЦЕРТ СИЛАМИ ДЕРЕВЕНСКИХ И ГОРОДСКИХ


    ДРУЖИТЬ СЕМЬЯМИ, ВОЗИТЬ ДЕТЕЙ НА ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ К РОДНЫМ В СЕЛА

    И ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДВОЗ ПРОДУКТОМ И ЛАРЬКИ-МАГАЗИНЕ ПРИ ПАРТНЕРСКОМ ДОМЕ С ПРОДУКТАМИ ХАЛАЛ ОТ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕРЕВНИ

    И ЭТО КЛАССНО БЫ СЕЙЧАС СДЕЛАТЬ ВЕСНОЙ -МОЖНО НА НАУРЫЗ

    ОБГОВОРИВ УСЛОВИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА


    НАДЕЮСЬ ОСТАЛИСЬ ЕЩЕ СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ В ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ

    КОТОРЫЕ МОГУТ НАЧАТЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ КООПЕРАЦИЮ

  • ЛДПР
    17.03.2019 09:43

    Ничего давно уже нет...Никто ничего не делает для этого - Железная логика- если делает, Где ПЛАН и где результат..ах да еще и деньги на все это)))
    Все уже поняли чего мы стоим на этой Грешной земле)))

  • ЛДПР
    17.03.2019 09:47

    Мне смешны все эти татарские аналитики, мир меняется, все меняется, они опять, все в древние века тянут...магазины без продавцов, машины без водителей - весь мир идет туда...эти опять к сохе и лошади...Дороги ХОТЬ сделайте нормальные, люди в пожарах гибнуть проехать никто не может...Интернет проведите, ГАЗ, тогда уже можно село сравнить с городом Пятерочка сама придет..а вот дальше уже можно задуматься о том, кто на что способен!!!

    • Анонимно
      17.03.2019 10:40

      Вы в деревне давно были? Все села в Татарстане газифицированы, Интернет есть везде. А без работы на земле у вас не будет продуктов питания.

      • Анонимно
        18.03.2019 10:22

        Что Вы пишите? Пестречинский район, 10 км от города. Село Гильдеево. Газа есть только на Центральной улице. 90% села без Газа. Проводной интернет? Нет. Сотовая связь избирательно работает. В разных частях деревни. Дороги? 900 метров . На всю деревню. Через дорогу, федеральную трассу М7, село Богородское, главное село Богородского сельского поселения между прочим! Дорога, только по центру села. Садик в бревенчатой!!!!! бревенчатой избе!!!!! Которой более 60 лет!!!! Дороги внутри села жители делают за свой счёт!!!!! Газ есть!

  • Анонимно
    17.03.2019 09:49

    Страна не обречена а село и деревня обречены. В большинстве сел и деревень уже ничего для молодежи.Ни медицины,ни школ,ни детсадов и прочая,прочая,прочая. Фермерам столько народу не нужно для их ферм.А татарские успешные села из Пензенской области это скорее исключение чем правило.Я там не был но из Елюзани приезжали в гости к моему другу родственники я их язык с трудом понимал.Там видимо какие то образно говоря другие татары живут.Мне показалось что это были мишары.

  • ЛДПР
    17.03.2019 09:52

    И семечек привезите семечек...чтобы предприниматели рынок сбыта могли найти...

  • Анонимно
    17.03.2019 09:58

    Всё правильно, кроме критики либералов, этим автор только подпевает имперцам,великодержавникам. Деревня начала разваливаться с 40-50 годов 20 века, пытались больше административным путем это остановить, доходило до абсурда - не давали сельчан паспорта.
    Как это остановить ? Ответ простой: дать людям зарабатывать на селе.

  • Анонимно
    17.03.2019 10:11

    Поздно спасать деревню. Там остались одни старики и старушки. Конечно, надо возрождать сельскозозяйственные производства через кооперирование владельцев земельных паев в колхозы. В истории сельхозпроизводства не было более эффективной организации, кроме как колхозов. А все эти фермеры, агрохолдинги- это пиар компании, которые больше приносят вреда селу, чем пользы.

    • Анонимно
      17.03.2019 16:09

      Спасать надо, но спасти все деревни не удастся. Только, если в радиусе 100км. Ну и ещё надо брать пример с мишарских деревень.
      К сожалению, плохая демография ведёт к уничтожению малых и средних городов и, даже, некоторые областные центры стали терять своё население. А такой город-миллионник как Нижний Новгород , уже на несколько сот тысяч меньше стал по населению населению.
      Всё высасывает Москва. Уже давно было пора, об этом многие говорили, перенести столичные функции на восток за Урал. Но чиновникам не хочется отрывать свои задницы от насиженных мест. Перенос решил бы много проблем страны. Во всех странах с большой территорией столицы перенесены, чтобы ещё не перегружать финансовые центры со столичными, а также для разрыва коррупционных связей и ещё проверки на пассионарность.
      Рим Дашкин

  • Анонимно
    17.03.2019 10:15

    Как всегда у Руслана штамп на штампе ).
    Лучший идеолог это лидер, показывающий на своем примере, отказывающийся от многого ради цели.
    Худший пример идеолога - интернет-писатель, который общается с людьми не лично, а через электронную систему. И говорит не на одну тему, становясь в ней специалистов. А рассуждает и учит на все случаи жизни.

    • BURE1
      17.03.2019 11:46

      Есть претензии по существу обсуждаемого вопроса ? Он пишет что есть лучший опыт который надо перенимать тем кто созрел до этого .

  • Анонимно
    17.03.2019 10:16

    9:58.Это невозможно. С зарплатой на селе даже коммунисты не справились.И дело здесь в том что даже при коммунистах колхозы в деревнях это была колхозно-кооперативная собственность а не государственная.

    • Анонимно
      17.03.2019 12:06

      10-16
      Коммунисты не справились? Да что вы говорите? Село после войны неузнаваемо поднялось: люди стали жить лучше, появились холодильники, телевизоры, у кое-кого машины. Земля была кормилицей сельчан, сейчас солому не выпросишь у инвестора-сожжет ради удобрения для поля. Земля отлучена от сельчан, откуда там быть КРС? Когда колхозы были, все было ок, с кормами проблем не было.

    • Анонимно
      17.03.2019 12:36

      Когда 70-80 годы в Казани в бараках жили и ездили в Москву за мясом и колбасой, деревенские ребята на собственных мотоциклах катались, мяса, сметаны и молока было вдоволь. Дороги тогда были плохие, но еды у них было много.
      И рядом с каждой большой деревней почти был или консервный заводик, или карьер для добычи камня, или еще что-то.


      Только если вы тогда не жили, то можете поверить, что тогда было на селе плохо.

  • Анонимно
    17.03.2019 10:31

    Великолепное заключение статьи! А то Хакимов проталкиает какую-то непонятную и даже вредную идею создания "смарт-сити" (акыллы (???!!!) авыл)... Ну, разве может акылсыз баштан появиться акыллы авыл? Но несмотря на это, такой бредовый и БРЕНДовый проект находит в верхах поддержку... А идею (предложение) Айсина о создании мусульманских общин (махалля) не поймут и не оценят позитивно (тем более, не поддержат). Скорее, сочтут "исламизацией" села. Вместо этого, согласно новоиспеченной фольклорно-декларативной "Стратегии развития татарского народа", создадут под новый лад некую новую (джадидитскую (обновленную (вернее, светскую!!!) "махаллю" как конгломерат фермерских дворов и социокультурных пунктов. И получится что-то типа укрупненного колхоза частников (но обязательно по типу организации и управления - совкового типа). И этот сельский "колхоз частников" (или же "кооперация частников" (СКЧ) будет назовут, не моргнув даже глазом, арабским словом "махалля". А духовности, нравственности, культуры (правовой, национальной, коммуникативной, экологической, эстетической, поведенческой, речевой (чего достигли в Среднем Елюзане!!!) в этом "махалля" никак не будет. Вот к чему приведет подмена смысла понятия "махалля".

  • Анонимно
    17.03.2019 12:26

    Очень своевременная статья, ибо деревня-мать не знаю чего, на грани вымирания. Ну, погуглите по областям РФ, по районам, картина жуткая! Не досчитаетесь сотни и тысячи деревень.
    А ведь только труд делает человека человеком. Антоним труда-паразитизм. Все знаем, насколько склонность к паразитизму, в отличие от трудолюбия, вредит общесту, оно аж деградирует.
    Труд преобразует человека, у нормального человека всегда есть потребность трудиться. А нас хотят превратить в стадо потребителей. Имея тысячи га чернозем, есть ГМО-продукты заморских стран!
    Молодец Айсин, что поднял вопрос выживания деревни. Этот вопрос должен породить другой вопрос-как добиться расцвета каждой деревни, чего нам не хватает для этого?
    Давайте разбираться пошагово.



  • Беркли
    17.03.2019 12:46

    У Айсина в данном случае это сугубо лишь очередной утопический прожект.

    Дело в гораздо более могучих и естественных тенденциях развития человечества.
    Дело в том, что при нынешним развитии человечества - экономике НЕ ТРЕБУЕТСЯ столько рабочих рук для работы на земле. Там где век назад крестьяне сотнями семей серпами убирали пшеницу и рожь - сейчас один современный комбайн легко уберёт за один день.

    Желание на ностальгии вернуться к прошлым временам, восстановить село базируясь на эмоциях, а не на экономике - бессмысленно.
    Это также бессмысленно, как если бы кто-то сейчас захотел вернуться к паровозам - из-за любви к их паровозному гудку, клубам пара и запаха угля.

    Доля сельского населения сокращается, и будет сокращаться до тех пор, пока не уравновесится с экономической востребованностью.

    Доля населения занятого в сельском хозяйстве от населения страны (без членов семьи):
    - в России 9%
    - в США 1-2%
    - в Германии 1%-2%
    - во Франции 1 млн. из 58 млн. жителей.

    Сельское население в России каждый год сокращается. И эта тенденция будет продолжаться, "хоть убейся". Так будет продолжаться, пока процент населения занятого в сельском хозяйстве не сравняется до уровня других развитых стран.

    Кстати, при сокращении сельского населения США - территория Америки не сократилась до территории Федерального округа Колумбия, где расположена столица Вашингтон,
    а при сокращении сельского населения Франции - территория Франции не сократилась до пригородов Парижа.

    Эти детерминирующие тенденции будут продолжаться. Плохо ли это? С точки зрения экономики - это нормально. С точки зрения эмоций - это у кого - как.
    Утешу тех, кто страдает по селу - имеется и противоположная тенденция. При сокращении доли жителей стран занятых в сельском хозяйстве - растёт доля горожан переезжающих в пригороды (в сельскую местность).

    • Анонимно
      17.03.2019 13:43

      так татары не только татар кормят

      ИМ еще россиян кормить и их армии

      поэтому склон Татарстана должно быть много

      2-3% от России

      • Анонимно
        17.03.2019 16:16

        13.43 судя по продукции на полках магазинов и наличии сетевых магазинов Звениговский, татар самих кормят удмурты и белорусы)))

        • Анонимно
          17.03.2019 22:58

          Всмотритесь по-внимательнее, Зеленодольск, Алабуга, Челны, Казань и т.д.

          • Анонимно
            18.03.2019 07:24

            22.58 (хлеб,молоко,бекон,бройлер) это все внутри татарстанские
            производители и нацелены на рынок РТ. Тут же пафосно заявляется ,что татары кормят всю Россию матушку. На сколько я знаю, на общероссийском рынке представлен только один производитель ,с брэндом -Махеев. Но там хозяева русские.))

      • Анонимно
        19.03.2019 05:35

        17.03.2019 13:43
        А татар в какую армию призывают?

    • Анонимно
      17.03.2019 13:47

      Беркли, ваша концепция уже устарела. Да, до определенного периода шла урбанизация с ростом промышленности, банков, бирж и прочее. Сейчас в тех же европейских странах и США, да и у нас тоже, идет обратный процесс - переселение на природу, в отдельные дома, коттеджи. Нет обходимости в количестве рабочих, и вся посредническая и финансовая система постепенно будет переходить в виртуальное пространство. У меня есть некоторые знакомые, которые поселились в сельские местности около Казани, живут и работают не выходя из дома. Корни тянут даже во втором поколении горожан.

      • Беркли
        17.03.2019 16:40

        //идет обратный процесс - переселение на природу, в отдельные дома, коттеджи//


        Если бы вы внимательно прочитали, то увидели бы, что я и про это написал.

        Только это переселение в пригородные коттеджи к сельскому хозяйству никакого отношения не имеют.

        • Анонимно
          17.03.2019 22:59

          Практически все выращивают свои овощи, фрукты, зелень, ягоды

    • Анонимно
      17.03.2019 14:07

      12-46
      Вы, утверждая, что сельское население сократится, хотите производство мяса, например, поручить крупным агрохолдингам. Кушать все хотят, спрос на хлеб, мясо всегда будет, вы просто защищаете интересы богачей, хотите лишить крестьян хлеба.
      Да, если интересы крупного бизнеса ставить выше, то крястьянин как класс вымрет. А нам это не надо? Все должны трудиться, дети-обучаться к труду, не надо нам крупные агрохолдинги! Пусть деревни процветают, пусть объединяются в ассоциации производителей и займутся необходимой нам чистой сельхозпродукции.

      • Беркли
        17.03.2019 16:42

        //Пусть деревни процветают//

        Пусть конечно процветают. Если смогут конкурировать. Только здесь ведь разговор не о эмоциях и соплях, а об экономической стороне дела. Пока у сёл не получается конкурировать с профессиональным агробизнесом. Держать коров на селе теперь не выгодно.

      • Анонимно
        17.03.2019 20:07

        В России из паевых земель разданных крестьянам только 3% имеют кадастровые документы.

  • Анонимно
    17.03.2019 12:57

    А сам автор статьи, что в деревню не едет жить? ))всех жизни учит,советы раздаёт.

    • Анонимно
      17.03.2019 23:04

      Да он хоть с Марса может писать, мозги везде и всегда с собой. Возможно, в деревне написал, в Москве разместил и сейчас отдыхает на пляже

  • Булгарин
    17.03.2019 13:03

    Вроде все правильно пишет, но все как-то заштамповано. Тут не очень становится понятно, пишет автор о проблемах татарских селений или вообще о селах в России и сельском населении страны. О том, что на Дальнем Востоке русское население заменяется на китайцев, ну и что? Это ведь всем известно, даже, думаю, наверху. И как эту проблему решать? Да и надо ли татарам ее решать, чтобы тут обсуждать, неужели у них нет своих проблем?

    Да, автор прав, утверждая, что село такое или даже более фундаментальное для такой большой страны поселение. Но только это все поверхностное рассуждение. Надо исходить из того, что само сельское поселение должно приобрести совершенно новое значение. Оно должно сочетать в себе поселения городского типа со всеми его удобствами, но лишенного недостатков, с удобствами и прелестью сельской жизни. К этому и должна идти страна. И татары у себя в республике могли бы и быть теми, кто первыми начнет все это и внедрять.

    Мне нравится то, как устроена среда обитания в Германии. Население Германии насчитывает около 80 млн. человек, из них сельское население 20 млн, т.е. 25%. Хотя непосредственно сельским трудом занимается всего 3% населения. Но вот четвертая часть немцев живет в сельской местности, а еще больше хотят туда переместиться.

    А это первоклассные дороги, которые соединяют сельское поселение с автобанами. Развитая инфраструктура внутри поселений, а это и канализация, а это и дренажные стоки, а это водопровод с очень чистой водой, мощенные и асфальтированные дороги внутри поселений, в основном мощенные или плиткой или камнем. Очень четкая работа общественного транспорта, который довезет до нескольких ближайших городов. Есть спецавтобусы для детей, которые возит их в школы в городе, хотя начальные школы есть и в самих поселениях, есть и фельдшерские пункты, магазинчики. И небольшие кафе с выходом на небольшую площадь посреди села, где по утрам собираются на легкий завтрак пожилое население поселка, запах кофе и свежеиспеченных булочек, слюнки текут. Дружеская и неторопливая беседа со своими соседями. Вечером уже молодежь там время проводит. А по субботам на этой площади организован небольшой рынок, на котором выставляют все то, что тут производят. Приезжают за покупками из ближайших городов. Да просто на отдых. Тут есть даже несколько домов, которые сдают на время. И они не пустуют. Многим хочется пожить, попить свежего козьего молока, сыра, других продуктов, погулять по окрестностям. И самое главное, обычно рядом с такими селениями есть еще и лесные массивы, где водятся и косули, кабаны и другая живность.

    Чем же заняты сами жители села? Какая то часть сельским трудом, кто-то на переработке, транспортировке. Кто-то просто уже на пенсии перебрался жить в село. Но большая часть утром садится на машины и на работу в ближайшие города. Правда, есть предприятия, которые построены рядом с селом. Это может быть логистические пункты, может небольшие заводики по производству комплектующих для больших заводов. Или вот прямо рядом с таким селом расположено подразделение БМВ, которые занято разработкой программного обеспечения.

    Думаю, мысль понятна, куда надо идти.

    • Анонимно
      18.03.2019 14:14

      к 17.03.2019.13:03. Не раз ходили уж в Алманию.. Поняли, что главное - это достойная оценка плодов сельхозпроизводства и труда селян. А пока оценщики в большинстве у нас независимые и из числа штатного персонала многочисленных НКО с незавидным аппетитом...

    • Анонимно
      19.03.2019 13:15

      Все правильно, Булгарин. Еще бы татарам научиться демографии у чеченцев и ингушей. И было бы спокойней на душе.
      Рим Дашкин

  • Беркли
    17.03.2019 13:09

    //на Дальнем Востоке русское население заменяется на китайцев//

    А можно дать конкретную статистику. на основании которой вы сделали такой вывод? Просто я никогда такой статистики не встречал. Надеюсь вы это вывод не сами придумали, а по серьёзному исходите из какой-то статистики из авторитетных источников?

  • Анонимно
    17.03.2019 13:26

    Полностью согласен с Булгариным.
    Мне совершенно непонятны обзывания Айсина людей "либералами", "консерваторами" и т.д. Постепенно докатился до дешевого обзывания.
    А село Урта Элэзан-Средняя Елюзань- это уже и село, и город.Возможно, это пример какими должны быть современные поселения. Что-то напоминает древнегреческий полис со своим самоуправлением.
    Но мегаполисы тоже нужны. Казань должен быть татарским мегаполисом.

    • Анонимно
      17.03.2019 16:37

      Кроме Урта Елизани есть Белозерье, Шыгырдан, Яковлевна в саратовской области села нижегородчины и другие
      При разговоре с двумя парнями из Яковлевки они рассказали, что деревня разрастается и от неё уже отпочковались выселки, т. к. Уже не хватает мест для строительства новых домов.

      Рим Дашкин

      • Анонимно
        17.03.2019 19:28

        То есть. Яковлевка уничтожает соседние деревни, жители которых переезжают в Яковлевку?
        Получается Яковлевка - это агломерация сельская?

        • Анонимно
          18.03.2019 09:55

          Яковлевка, по рассказам моих знакомых, расширяется за счет положительной демографии: молодежь остается в деревне, женится и соответственно строится там же или рядом на выселках. Возможно кто-то и переезжает туда.
          Рим Дашкин

          • Анонимно
            18.03.2019 10:55

            Значит Яковлевцы - поголовно либералы.
            Отбирающие соки у земли.
            И сгоняющие народ из 10 деревень в Одно село.

      • Анонимно
        18.03.2019 14:46

        к 17.03.2019.16:37. Рас уже не хватает мест для новых ИЖС в населенном пункте, где уж там место для сарая на пару голов коров? Ведь даже на полевом участке ЛПХ нельзя строить коровник...
        Видимо, в этих сельских поселениях сельхозпроизводство сосредоточено лишь в выселках, а основное население заняты всевозможными коммерческими услугами...

  • Анонимно
    17.03.2019 13:32

    Самая большая глупость на сегодня это завозить людей со стороны.Скоро своих девать будет некуда как только наладят производство роботов.Ну а с роботами ещё меньше людей и на селе потребуется.Другое дело что Людям приходиться подстраиваться под те законы которые для них пишут.Вот и пустеют деревни если все поля вокруг скуплены и отложены на продажу на долгие времена.А сколько стоит сотка земли вокруг любого города.Да дороже чем в Японии.А почему Китай запретив вырубать леса у себя дома является самым крупным экспортёром изделий из древесины.Да много всяких почему.А люди не виноваты.И тысячу раз можно им показывать образцовую деревню как показывают американцы резервации но после таких просмотров люди всё равно пойдут по своим делам.Никто не будет специально развивать свою татарскость или русскость если для этого нет условий.

  • Айсин правильно говорит. Говорит он в принципе, не о занятости того или иного индивида, а что у нас остро возникла проблема - "лишнего человека", которым может оказаться любой из нас - зарекаться не стоит.
    Через село, через общность проблема частично решается. Так как основной массив "лишнего человека" всё таки в городе, а не в деревне.
    Однако не стоит забывать, что нынешний сельчанин тоже требователен, как к своему быту и досугу, так и имеющимся инфраструктурам и условиям труда, которые не должны уступать городским или лишь в маленькой толике.
    Как там Ленин говорил?: грань между городом и селом должна быть стёрта.
    Вот тогда сельчанину будет в деревне камильфо и уезжать никуда не захочется.

  • Анонимно
    17.03.2019 14:43

    Принцип махалли можно применить и в городах

  • Анонимно
    17.03.2019 15:01

    все села и деревни в республике уж опустели. Все в Казань прут. Резиновая. На что и как все здесь жить будут -непонятно. Работы на всех столько нет здесь и платят копейки поэтому, потому что желающих полчища.

  • Анонимно
    17.03.2019 16:06

    Стратегия развития татар неразрывно связано с татарскими сёлами Каждое село это маленькое государство

  • Анонимно
    17.03.2019 17:03

    Все сёла уже осели на теплых местах в Казани. Паровоз уже ушел. Айсин как всегда из пустого в порожнее.

  • Анонимно
    17.03.2019 17:31

    "окол казани образовался в посёлках татарский пояс"....,-а окол Челнов теперь становиться исконно-коренной-Башкортский!Скоро таки вступим в родную РБ!

  • Анонимно
    17.03.2019 17:34

    процветающее село, если депутат гос.совета родом оттуда. и потом, некого не хочу обидеть , но на деньги юго-востока, чего бы не процветать?

  • Галеев Зуфар
    17.03.2019 18:40

    Всё правильно Руслан. Мысли своевременные. Только воплощать программу спасения татарского села, деревни будет возможно только тогда, когда федерализму будет дан "зелёный" свет и "вертикаль власти" станет более гибкой и регионоориентированной. К тому же, внутри самих регионов РФ "вертикаль власти" необходимо сделать также более гибкой и районноориентированной. Получается, что требуется реформа политической системы. Пойдёт ли на это Федеральный центр. Это вопрос.
    Федеральная и региональные "вертикали власти" со своим чрезмерно раздутым аппаратом и полномочиями должны быть ориентированы на создание "комплекса жизненных условий", "очагов жизни", как в татарской деревне, так и в других этно-национальных сёлах РФ и РТ. К тому же, горизонтальные внутринациональные (этнические) отношения между сёлами, деревнями регионов РФ должны дополняться интенсивными межнациональными (межэтническими) отношениями.
    Мера "вертикали" и "горизонтали" разного рода этнических и межэтнических отношений - это и есть "Сотрудничество" и "Верность союзу" и , то есть Федерация.

  • Анонимно
    17.03.2019 19:42

    С.Есенин: «Нет коровы - нет села. Нет села и нет России». Получается, что наши чиновники, которые убивают российские деревни, работают для того, чтоб наша страна не была.

    • Анонимно
      17.03.2019 19:58

      очнулись

    • Анонимно
      17.03.2019 21:03

      Никак чиновники не убивают село, село само собой отчуждается. Пока были совхозы, которые финансировались государством, совхозы и население жили, как прекратилось финансирование и село пошло в упадок, поскольку население отучилось работать, отучили вернее всего после коллективизации.
      До коллективизации были примерно такие же артели, которые являлись юрлицами, т.е. сами планировали и распределяли, как вмешалось государство интерес у крестьян к труду истек. Отсюда, получили, что и получили, загубили село.

    • Анонимно
      17.03.2019 23:19

      Просто те, кто управляют страной, не питаются суррогатами и консервантами с прилавок. Им плевать на население страны. Лишь бы больше потребляли, больше бухали, через аптеки бюджет пополняли и просто обслуживали их потребности через налоги. А добываемые ресурсы страны нам и во сне не приснятся.

  • Анонимно
    17.03.2019 19:48

    Татарстанских чиновников от сельского хозяйства надо отправить в командировку на Челябинскую область. Во многих районах этой области дело обстоит так: там нету ни крупных хозяйств, ни комплексов. Одни фермеры. С земельным участками от 30 до 1000 га. Более-менее крупные выращивают и зерно, но в основном они заняты обеспечением самих сельчан. Посеяли многолетку, и сено от нее продают своим же сельчанам. Да и зерно то же самое. Ни килограмма зерна не сдают на заготовительные организации, все отбирает местное население на корм скоту. Зато в деревнях все содержат много скота (особенно много там свиней), да и сами фермеры тоже. Вследствие чего деревни там сохранились в два раза лучше, чем в Татарстане. Многие фермеры даже кредит не берут, их деньгами обеспечивают опять таки свои же земляки. Они собирают у людей за счет будущего урожая деньги, за счет этого проводят полевые работы и потом рассчитываются урожаем, еще и услугами: вспахивают огороды, подвозят корма и т.д. По моему, это лучший вариант для сохранения села

    • Анонимно
      17.03.2019 23:23

      Аха, мечтайте. Мы Только из Челябинской области сюда перебрались, Вы татарских деревень, похоже не видали. Они как цветы среди травы

      • Анонимно
        19.03.2019 00:21

        Да как цветы. 80 %-в населения - пенсионеры и каждый пятый дом брошенный.
        Нет ни дорог, ни водоснабжения, ни света на улицах, а в некоторых деревнях - нет даже и магазинов.
        На одного родившегося - десять померших.

        • Анонимно
          19.03.2019 22:07

          к 19.03.2019.00:21. Да, пока татарские деревни, как цветы. И основной источник этого, чего греха таит, пенсионные деньги. А пятого пустующего дома закупают свои же земляки с газпромовской и сибурской пенсией. Тем более с московской пенсией жить татарстанской деревне - не жизнь,а вообще малина.
          Что в аулах нет молодежи, это тоже верно. Они вернутся, когда будет мин. закупочная цена к сельхозпродукции и зарплата - не ниже средней городской.
          Курам на смех, что поллитра водки законодательно защищена минимальной ценой в размере 215 руб, а килограмм зерна - нема.. Красная базарная цена килограмма ржи- плода крестьянского труда от зари до зари , всего лишь 7 рублей.
          А наши веселые молочники- переработчики уж давно бросили ЛПХ-ное молоко. Ибо поняли, чего проще - наливать автоматом в бутылки родниковую воду...
          Да и сбытовые расходы - одни и те же...

  • Анонимно
    17.03.2019 19:54

    В Башкирии это уже давно поняли. В начале 90-х, там говорили: «Ауыл бар - башкорт бар, ауыл юк – башкорт юк (есть село – есть и башкиры, нет села – нету и башкир). Тогда руководства районов все сделало для развития ЛПХ в деревнях. Дополнительно выделяли и сенокосы, и пастбища, хотя насчет этого у них там и так было привольно. За счет земель колхозов и совхозов. Уфимские эмиссары из националистических организаций говорили: Мы много кормили Москву и Питер, сейчас пора работать на себя. У каждого башкира должны быть по 3-5 коров, 30-50 овец, лошади, 10-15 ульев, еще и гуси, другая птица. Покосы у каждого башкира должны быть по 6-7. Кроме этого, трактор на каждые пять-шесть дворов, сеноуборочная техника. Колхозы и совхозы должны сохраниться, но только для того, чтоб обеспечить башкирам стаж. На рубль зарплаты из колхоза башкир должен получать как минимум три рубля из личного подворья.. Сокращать работников запрещали. Наоборот, заставляли принимать на работу безработных башкир. Человек смог работать всего месяц в хозяйстве числясь например сеяльщиком или работником зернотока, но стаж ему начисляли за целый год. Так было в основном в районах Зауралья и Южного Урала. В северо-западных районах такое они не практиковали (наверно их своими не считали). Они должны были работать на показатели: на валовые сборы, на валовые надои.
    А у нас делали все наоборот. ЛПХ и КФХ кончали, все деньги выделяли агрохолдингам, гнались за цифрами. Как там население живет, это наших не волновало, да и сейчас никого не волнует. Наше руководство любит хвалиться рекордными урожаями, а деревни в Татарстане вымирают. Да и сейчас эти ЛПХ им нужны только для того, чтоб еще больше показывать эти надои, привесы, поголовье скота. В Татарстанских деревнях нет ни сенокосов, ни пастбищ, никаких условий для жителей села. Все перепахали и продолжают перепахать. Чтоб увеличить валовые сборы (чтоб заиметь неучтенные гектары и тем самым показывать высокие урожаи), агрохолдинги вспахивают последние сенокосы и пастбища селян, приговаривая тем самым все деревни Татарстана на вымирание.

  • Анонимно
    17.03.2019 20:33

    Надо провести межевание паевых земель, раздать эти паи в собственность владельцев паев. Хотят хозяева этих межевенных паевых земель эту землю оставить себе и работать на ней- пусть работают; если захотят провести кооперацию и создать колхозы- пусть обьединяются и работают; хотят продать и пропить - пусть продают и пропивают, это их дело, их собственность. Но верните землю крестьянам. И только так может деревня ожить.

    • Анонимно
      18.03.2019 15:28

      к 17.03.2019.20:33. Ой, да маладис та Малай! аль уже Бабай? Ваши слова прямо душистый мед в души кучи гильдий частных кадастровых инженеров, единых гос.регистраторов земельных участков и прав. Видимо, уже аппетитно чавкают от наслаждения и удовольствия...
      Создавали свое время мудрецы китайские свой рыбьечешуйчатый кадастр. И то истратили - сто лет!..

  • Анонимно
    17.03.2019 21:06

    В нашем районе паи учителям не давали! Мои родители после войны пришли в село, сколько поколений выучились у них, и вот такое отношение к учителям! Отец воевал 6 лет! И у его детей нет права на землю!
    Абсурд какой-то!

  • Анонимно
    17.03.2019 21:28

    Много слов, землю надо отдать в собственность крестьян и все, будет вам деревня и еда, все будет.

  • Анонимно
    17.03.2019 22:24

    Насчет паев. Когда делили на паи, всех нас обманывали. На паи должны были делиться все сельскохозяйственные угодья: и пашня, и сенокосы, и пастбища. Есть соответствующее постановление совмина РФ, в котором подробно разъясняется: как и что делить на паи. У нас делили только пашни. Тем самым обделили всех сельчан, похитили у каждого пайщика по 2-3 гектара земли. Если кого интересует, я могу принести цитату из этого постановления.

  • Анонимно
    17.03.2019 22:34

    Земли Татарстана давно уже поделены властьимущими, сельчане не являются там хозяевами. Куда не глянь, чьи земли? Маркиза Карабаса! Частнику скот пасти негде. Куда деваться бедному крестьянину? А в целом Айсин прав, как всегда мыслит стратегически, не останавливаясь на мелочах.

  • Анонимно
    17.03.2019 23:05

    21:06.Их нигде не давали учителям.Это не абсурд а колхозно-кооперативная собственность.Паи принадлежат крестьянам и их им выделяли.Другой вопрос что паи каким то образом выкупали в 90-е у крестьян аграрные бароны хотя эти земли сельхозназначения.

    • Анонимно
      18.03.2019 07:49

      У крестьян земли никто не выкупал. Никогда. Паи свои никто не передавал в аренду ни Биотонам, ни кому. Но как у них эти паи окащались? Это вопрос к прокуратуре, которая никак не стоит на страже закона.

  • Анонимно
    17.03.2019 23:33

    Браво, Айсин!
    Думаю, надо задумываться о мини-производствах синтетической продукции, текстиля, аксессуаров и т.д. В Китае при каждом дворе есть мини-заводик, кто делает чипы, кто игрушки, кто сырьёвые заготовки, да что только не производят. У татар реально высокий и интеллектуальный и трудовой потенциал. Нужно просто программу государственную для развития этого, институт частных производств, который будет обучать технологии и принципам реализации. Не только же молоко с яйцами производить.

    • Анонимно
      18.03.2019 08:23

      23.33 в капиталистическом мире, главное не произвести продукт, а продать. кому вы все продукты с этих мини заводиках продавать собираетесь?? и что раньше этим не занимались?

    • Анонимно
      18.03.2019 13:50

      Главная мысль Айсина: Россия будет конфедерацией. И это правда
      Рәхмәт Айсинга.

  • Анонимно
    18.03.2019 08:20

    Многие говорят про важность деревни. Но никто туда не едет. Все сидят в Казани. Смотрят на Москву и заграницу. В этом вся суть.

  • Panda
    18.03.2019 10:17

    А уникальный опыт села Средняя Елюзань надо донести до других селений. Зачем нам чужие модели, если под боком мы имеем лучшие образцы?!

    Привет ВКТ!!! Он должен был это доносить, доводить...

    Но на деле мы видим только Сабан-туи от Парижа до Сибири

  • Анонимно
    18.03.2019 13:51

    10.17. Каждый видит своё.

  • Анонимно
    18.03.2019 15:29

    Автор говорит складно, а сам-то готов в село переехать? Пусть своим примером докажет, что схема работает.

    • Анонимно
      20.03.2019 11:54

      Причем тут автор? Вы верите в живучесть этих конгломерации? Глобализма думаете не ждут глобальные катастрофы, в нашем скоротечном времени? Выживут то именно те кто способен самосохранению, т. е. кто ближе к земле, кто умеет жить натуральным хозяйством. Тут уже бункера не спасут, задохнутся все в течение недели. Разве не так???

  • Анонимно
    18.03.2019 21:30

    Символизм Авеля и Каина...., города это предательство бога.

  • Анонимно
    19.03.2019 19:20

    Это заговор.
    Заговор олигархов и высших чиновников. Им надо обезлюдить всю Россию, все российские деревни и потом эти брошенные, безхозные земли присвоить не тратив на это ни единого рубля. А ведь земля – наше главное богатство. В Голландии стоимость одного гектара пашни доходит до миллиона рублей.

  • Анонимно
    23.03.2019 20:04

    беда не в том, что села вымирают!
    беда страны в том, что вымирают малые города!!
    при должном подходе они могли бы давать огромное развитие для экономики и общества
    в сша большая часть страны живет не в миллионниках, а в средних и малых городах

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль