Общество 
20.03.2019

Альфия Когогина: «Привлекательность передовых ТОСЭРов стремится к нулю…»

За последние два года моногорода покинули 365 тыс. россиян

Терпим с трудом — так оценивают обстановку в моногородах более половины их жителей. Накануне на парламентских слушаниях мэры 56 городов решали, что делать, чтобы их вотчины вошли в 12 нацпроектов Путина отдельной строчкой. Челны на этом фоне, как всегда, блистали — лидеры по числу рабочих мест и первые по инвестициям в ТОСЭР. Однако в контексте этих цифр мэр Наиль Магдеев попросил пересмотреть отмену налоговых льгот и расширить перечень видов деятельности для потенциальных резидентов.

Накануне на парламентских слушаниях мэры 56 городов решали, что делать, чтобы их вотчины вошли в 12 нацпроектов Путина отдельной строчкой Накануне на парламентских слушаниях мэры 56 городов решали, что делать, чтобы их вотчины вошли в 12 нацпроектов Путина отдельной строчкой Фото: duma.gov.ru

«МОНОГОРОДА — ЭТО НЕ ЗАВОДЫ И НЕ ТРУБЫ, А ЛЮДИ»

«В этом зале приземлилась вся Россия», — восхищенно приветствовала накануне участников парламентских слушаний их модератор — первая леди КАМАЗа Альфия Когогина. Среди приземлившихся 56 мэров моногородов, в число которых как особенный активист попал и челнинский градоначальник Наиль Магдеев, а также представители 49 субъектов РФ, министерств, ведомств и организаций, оказывающих поддержку бизнесу. Тема заседания была сформулирована обтекаемо: законодательное обеспечение и реализация национальных проектов в моногородах.

Как озвучили в самом начале, к реализации приоритетных нацпроектов приступили согласно указу президента страны с начала 2019-го, а комплексная программа развития моногородов как раз работала последние два года. И получилось, что моногорода сегодня не упомянуты ни в одном нацпроекте как самостоятельные направления. Единственный спецпроект, который постарались провести в правительстве, — это программа поддержки МСБ. До 2024 года по ней запланировано 10,1 млрд рублей, из которых в текущем году будет выделено 2,7 миллиарда. На этом перечень программ с упоминанием моногородов пока закончен. Когогина не раз поднимала данную тему в Госдуме, озвучивая необходимость решать проблему на уровне правительства, так как в моногородах проживают 10% населения страны. Если переносить все сказанное на Татарстан и грубо прикинуть, то в нашей республике в 7 моногородах — Челны, Нижнекамск, Зеленодольск, Чистополь, Менделеевск, Елабуга и Камские Поляны — проживают даже не 10%, а почти треть населения РТ.

Начав дискуссию, модератор напомнила, что уже 10 лет прошло с тех пор, как тему моногородов в Пикалево поднял на государственный уровень Путин. Тогда была поставлена задача обеспечить стабильное их развитие, диверсифицировав экономику через привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест. Но все ли удалось сделать?

Магдеев в который раз напомнил, что в автограде зарегистрировано более 55 тыс предпринимателей, что в два раза больше, чем на КАМАЗе Магдеев в который раз напомнил, что в автограде зарегистрированы более 55 тыс. предпринимателей, что в два раза больше, чем работающих на КАМАЗе Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сделано немного, — оговорилась Когогина и тут же поправила себя, — сделано немало. Особенно после создания фонда развития моногородов. Однако речь сегодня идет о комплексном развитии, когда экономика города становится устойчивее, но самое главное — самочувствие каждого жителя улучшается. Моногорода — это не заводы и не трубы, а люди, молодежь, которая хочет остаться в моногороде, но не видит перспектив развития. Это молодые семьи, у которых рождаются дети, и трудоспособное население, которое хотело бы большего разнообразия и достойной зарплаты на рынке труда. Отток из моногородов за последние два года, к сожалению, составляет 365 тысяч человек. Это пенсионеры, которые отработали на заводах по 30–40 лет, а сейчас больше болеют, и им нужна достойная медицина. Это бюджетники — врачи, учителя, пожарники (именно пожарники, а не пожарные), которые в условиях изношенной материально-технической базы продолжают выполнять свой профессиональный долг».

Население моногородов, судя по приведенным на слушаниях данным социологических опросов, на ментальном уровне чувствует себя как минимум некомфортно. Более 56% жителей, несмотря на господдержку, стабильно оценивают ситуацию в своем моногороде как терпимую с трудом. Не удовлетворены качеством медпомощи 72% (в среднем по стране — 52%). Отрицательно оценивают безопасность и качество автодорог 69% опрошенных жителей, что более чем в два раза превышает всероссийские данные. Не удовлетворены качеством ЖКУ 59%, в то время как недовольство коммунальщиками в других городах в три раза ниже. Положительно оценивают качество благоустройства 44% респондентов. Хотели бы заниматься бизнесом в моногородах только 24% россиян, в целом по стране, впрочем, цифра тоже невелика — 27%. И все это несмотря на то, что из федерального бюджета за 10 лет напрямую в моногорода утекло порядка 55 млрд рублей. «Вроде бы неплохие деньги», — заметила Когогина и обозначила выход из такой депрессивной ситуации: продолжать комплексно развивать моногорода в рамках нацпроектов. Тогда люди точно ощутят, что качество жизни год от года только улучшается.

«ЧЕЛНЫ, ТОЛЬЯТТИ — ЭТИ МОНОГОРОДА МОГУТ СТАТЬ ЛУЧШЕЙ ПРАКТИКОЙ»

Более оптимистичным выглядел доклад замминистра экономического развития Вадима Живулина. По его статистике, за 2,5 года в моногородах было создано более 400 тыс. рабочих мест, в том числе и временных, которые не были связаны с деятельностью градообразующих предприятий. 78 городов получили статус ТОСЭРов, в которых уже зарегистрировано 327 резидентов с совокупным объемом инвестиций в 21,9 млрд рублей. Создано 11,5 тыс. рабочих мест. Причем Живулин сделал комплимент Челнам, озвучив тот факт, что наряду с Тольятти, Кумертау и Гуково автоград является лидером по найму — тут было создано 2744 рабочих места. «Данные моногорода могут стать лучшей практикой, и в этом смысле было неплохо услышать от коллег, как они смогли выйти на такой впечатляющий результат», — внес предложение оратор. Любопытно, что статистика Живулина плохо бьется с той, которую привыкли слышать сами челнинцы. Еще недавно на деловом понедельнике куратор ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев отчитывался о 3,5 тыс. новых рабочих мест.  

Вадим Живулин проанонсировал новый метод активизации экономики в моногородах — путем включения режима, когда инвестору может быть компенсирована часть затрат в виде возврата части налогов Вадим Живулин проанонсировал новый метод активизации экономики в моногородах — путем включения режима, когда инвестору могут быть компенсированы некоторые затраты в виде возврата части налогов Фото: «БИЗНЕС Online»

Замминистра подчеркнул, что меру поддержки моногородов в виде ТОСЭРов будут использовать и дальше, несмотря на бурные дискуссии по поводу эффективности этого кейса. Поводом для сомнений служат те моногорода, которые за год-два так и не смогли привлечь резидентов и достичь плановых показателей. Виновников, правда, поименно так и не назвали, но создание ТОСЭРа пока временно приостановлено, и даже создан пакет предложений в правительство, где полностью расписано, что делать с нарушителями и как снимать с них статус ТОСЭРа —  с привлечением должностных лиц к ответственности или нет. Живулин не исключил, что право называться ТОСЭРом у таких моногородов может уже не возникнуть.

Еще одна важная задача для имеющих статус ТОСЭРа — это изменение видов экономической деятельности. По словам замминистра, ряд моногородов (и в их числе Челны) обратился с предложением корректировки перечня ОКВЭД. «Мы направили письмо с предложением того, в каких городах стоит этот перечень скорректировать, потому что именно ограниченность в видах деятельности препятствует привлечению резидентов», — пояснил спикер.

Тема ОКВЭД в ходе слушаний была поднята мэрами городов еще не раз, в том числе и Магдеевым. Когогина вынуждена была признать неповоротливость бюрократической машины. «Приходит новый предприниматель — надо менять ОКВЭД. Вы спросите: что такого [сложного] выпустить новый документ? Но это 6 месяцев, а то и 9. По одному году делается распоряжение правительства. Вопрос от тех, кто является флагманами. Наиль Гамбарович тоже будет его поднимать. Им (ТОСЭРам прим. ред.) сейчас по три года, и привлекательность передовых ТОСЭРов стремится к нулю. Мы должны отвечать на эти вопросы», — с досадой ответила она.

Впрочем, замминистра проанонсировал новый метод активизации экономики в моногородах — путем включения режима, когда инвестору могут быть компенсированы некоторые затраты в виде возврата части налогов, в том числе и муниципалитету, который смог обеспечить присутствие резидента. «Это новый механизм, есть споры с коллегами по ведомству, но он должен стать эффективным способом привлечения инвесторов. Думаю, в конце марта в правительстве такая программа будет представлена регионам для обсуждения», — закруглил выступление Живулин. 

«СЕГОДНЯ ВСЕ ТИХО, А ЗАВТРА ВЫСТРЕЛИТ ТАК, ЧТО МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ»

Когда микрофон дошел до Магдеева как до мэра одного из самых крупных моногородов, он скромничать не стал. По его мнению, стимулом для реализации проектов развития моногорода в Челнах стало взаимодействие с федеральными структурами — в первую очередь с ФРМ, благодаря поддержке которого за три года было реализовано 6 проектов по строительству и реконструкции инфраструктуры на 2,5 млрд рублей. Дальнейшему развитию предприятий автограда способствовало взаимодействие с фондом развития промышленности. В итоге с 2015 года ФРП поддержано 11 проектов на сумму 1,9 млрд рублей. И в том и в другом случае было создано по 1,5 тыс. рабочих мест.

Халиуллина доложила, что наибольший удельный вес в составе промпарка составляет малый и средний бизнес — его доля 77%. Только субъектами МСП в парке созданы 2,5 тыс. рабочих мест или 35% Халиуллина доложила, что наибольший удельный вес в составе промпарка составляет малый и средний бизнес — его доля 77%. Только субъектами МСП в парке создано 2,5 тыс. рабочих мест, или 35% Фото: «БИЗНЕС Online»

МСБ в Челнах тоже поддерживают. Магдеев в который раз напомнил, что в автограде зарегистрированы более 55 тыс. предпринимателей, что в два раза больше, чем работающих на КАМАЗе. «По сути, Челны — это родина малого бизнеса, — сказал градоначальник. — 30 процентов ВТП формируется малым бизнесом, 40 процентов всех инвестиций и 34 процента налоговых поступлений. За последние три года мы смогли привлечь гарантийной поддержки на сумму более 6 миллиардов рублей — это только по программе стимулирования и кредитования. 24 челнинские компании смогли получить финансирование на закупку оборудования и транспортных средств на сумму более 3 миллиардов. Как говорят, в коня ли корм? Точно в коня».

Подвел мэр итоги и по ТОСЭРу: 45 резидентов, 16 млрд инвестиций и все те же 3,5 тыс. новых рабочих мест. «Это результат неплохой, — похвалил себя Магдеев. — Мы были первыми, но тот, кто идет первый, получает и проблемы. У нас уже не стало преференций по страховым взносам. И эта льгота была самой привлекательной». Поэтому он предложил пересмотреть механизм.

Рассуждая об инвестиционной привлекательности города, Магдеев не мог не сказать про три построенные школы ценой в миллиард каждая, капитально отремонтированные объекты и высокую рождаемость. «Каждый год мы прирастаем на 2,5 тысячи жителей, — напомнил спикер. — У нас есть естественный прирост, и, что важно, за последние два года появился и миграционный прирост. То есть из других городов к нам едут. Поэтому мы считаем, что правопреемником этой программы, которая начала действовать с 2016 года, должны стать наши нацпроекты, в которых мы должны видеть моногорода. Желательно отдельной строчкой».

Когогина, комментируя доклад мэра уже как житель Челнов, сказала, что таких красавиц-школ с полной цифровизацией даже в Москве нет. «Это существенный плюс в копилку моногорода. Но успех его развития не только в госпрограммах, в федеральных деньгах. Все-таки успех в команде. У нас в республике уникальная система взаимоотношений сложилась. Мы одной командой работаем: мэр, президент, руководитель градообразующего предприятия, депутатский корпус и я в том числе. Может, поэтому во все кабинеты вхожи, поэтому все программы у нас реализуются и огромные инвестиции привлекаются», — предположила модератор.

Для наглядности командной работы Когогина передала слово члену правления ПАО «КАМАЗ», депутату горсовета Жанне Халиуллиной. Посол автогиганта в парламенте широко разрекламировала вклад в диверсификацию экономики города КИП «Мастер». Кратко напомнив историю создания крупнейшего промпарка на высвободившихся площадях автогиганта, Халиуллина доложила, что наибольший удельный вес в составе промпарка составляет малый и средний бизнес — его доля 77%. Только субъектами МСП в парке создано 2,5 тыс. рабочих мест, или 35%. По итогам 2018 года совокупный объем выручки резидентов промпарка составил 75,8 млрд, а совокупные налоговые платежи — 6,8 миллиарда. «Суммарные инвестиции в проект составили 14 миллиардов рублей, в том числе порядка 2,3 миллиарда — это российские и республиканские инвестиции. С каждого рубля вложенных госинвестиций мы имеем ежегодно более 3 рублей налогового дохода. Мы считаем, что эти инвестиции очень эффективны», — подытожила посол автогиганта, пообещав по итогам 2019 года валовый муниципальный продукт от всех резидентов в размере 29,7%. 

Под конец встречи мэрам было рекомендовано по возвращении со слушаний обратиться к губернаторам и, посмотрев на то, какие дополнительные средства на нацпроекты направляются в регионы, выйти в минфин, отстаивая деньги каждый для своего моногорода. Магдеев, правда, на это сказал, что у президента Татарстана и так много дыр, которые нужно затыкать. «Думаю, проблема моногородов важная. Сегодня все тихо и спокойно, а завтра выстрелит так, что мало не покажется», — пошутил градоначальник, а потом и сам вышел с предложением к коллегам-мэрам дать оценку комплексной программы развития моногородов — удовлетворительная она была или нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.03.2019 08:32

Это как с увеличением рождаемости - одни призывы! Ботинки 10-летнему мальчику стоят 3 т.р., коляска -как авто со вторичного рынка и т.д. Кто будет рожать??? Как их кормить и воспитывать? Так и здесь. Пока не будут нормальные условия (рабочие места, приемлемые налоги, соц.защита и т.д), призывы ничего не дадут. Людям нужны конкретные результаты, стимул и уверенность в завтрашнем дне. Всё!!!

  • Анонимно
    20.03.2019 08:26

    привлекательность к нулю - а кто виноват ?

    • Анонимно
      20.03.2019 09:37

      АНОНИМНО 20.03.2019 08:26
      привлекательность к нулю - а кто виноват ?

      ОНА

    • Antares
      20.03.2019 10:37

      За десять лет потрачено 55 миллиардов, результат плачевный. Может, в консерватории чего-то поправить? Ничего подобного, Когогина смело предлагает идти тем же светлым путем. Браво, комментарии излишни!

  • Анонимно
    20.03.2019 08:32

    Это как с увеличением рождаемости - одни призывы! Ботинки 10-летнему мальчику стоят 3 т.р., коляска -как авто со вторичного рынка и т.д. Кто будет рожать??? Как их кормить и воспитывать? Так и здесь. Пока не будут нормальные условия (рабочие места, приемлемые налоги, соц.защита и т.д), призывы ничего не дадут. Людям нужны конкретные результаты, стимул и уверенность в завтрашнем дне. Всё!!!

    • Анонимно
      20.03.2019 08:55

      В европе уровень жизни очень высокий и тем не менее с рождаемостью там большие проблемы. Уровень жизни в стране повышать безусловно надо, но рождаемость не повысится в любом случае. Поэтому прекратите уже про стоимость ботинок, колясок, денег не хватает и т. д.

    • Анонимно
      20.03.2019 08:59

      8.32-добавлю- лучше бы на этих совещаниях анализировали-те же коляски -почти все импортные-в связи с чем у нас их не производят? И так во всем.
      Почему не посмотреть структуру импорта и динамику его роста и не ответить на вопрос-а почему все это не производится у нас? В чем причина?
      Вот в ответах на эти вопросы и есть проблемма развития производства в стране и условий доя развития моногородов.
      Вольский

      • Анонимно
        20.03.2019 11:34

        Потому что китайцы производят "все это" дешевле.

        • Анонимно
          20.03.2019 12:12

          11.34-вот в этом и суть проблемы. Зарплаты там не меньше, зато остальные издержки меньше плюс благоприятные условия для производственников
          Вольский

      • Анонимно
        20.03.2019 11:45

        Потому что Россия с её огромными налогами, повышающих рентабельность, просто не конкурент Китаю.

      • Анонимно
        20.03.2019 15:01

        Отечественная продукция неконкурентна потому что нормальным людям кто хочет что-то производить просто не дают это делать: вымогательства, проверки, рейдерские захваты со стороны органов власти. Бюрократические препоны выше всякого воображения. Плюс в себестоимости продукции сидят откаты достигающие 500%!!!! Какая тут может быть конкурентоспособность? Ничего не будет в нашей стране пока эта власть не сменится.

    • Анонимно
      20.03.2019 09:02

      уж насчет уверенности завтрашнего дна можно не сомневаться, она железобетонная

    • Анонимно
      20.03.2019 10:13

      Да им пофиг, у них всё хорошо.

      • Анонимно
        20.03.2019 21:07

        Леди от завода умеет только статистику приводить или плюс или минус , зачем нам такие статисты, пользы никакой.

    • Анонимно
      20.03.2019 12:10

      Не богат, дети есть, но обувь, коляски и прочее, все же есть по более доступным ценам.

  • Анонимно
    20.03.2019 08:39

    Главное показуха и очкофтирательство. Работаем ребята,работаем.

  • Анонимно
    20.03.2019 08:49

    Название статьи говорит как есть.Комментарии излишни.Всё правильно сказано в заголовке!

  • Анонимно
    20.03.2019 08:49

    У Когогиных, дом на Лазурном береге Франции, что это они вспомнили про народ!

    • Анонимно
      20.03.2019 09:37

      Потому что народ перестал идти работать на КамАЗ.Персонал завозят из близлежащих городов Заинска, Мензелинска.

      • Анонимно
        20.03.2019 11:37

        Скоро и из близлежащих городов завозить некого будет! Помню нам начальник на заводе двигателей в середине нулевых годов говорил, что если молодёжь на завод не пойдёт работать, то будем завозить китайцев! Ну и где они? Кстати у этого начальника окдад тогда под "сотку деревянных" был, с такой зарплатой можно и пофилософствовать!

        • Анонимно
          20.03.2019 11:57

          у китайцев сейчас зарплаты больше, чем в среднем по РФ. нафиг им на этот КАМАЗ идти работать, за кутарки)) в апреле на камазе 3-х дневку обещают. рабочие без штанов останутся.

        • Анонимно
          20.03.2019 12:55

          Китайцы за такие зарплаты уже не пойдут, у них больше

          • Анонимно
            20.03.2019 17:37

            А кто тогда едет на Дальний Восток и в Сибирь гастарбайтерами за деньги, за которые даже таджик работать не пойдёт. Мне сибирские работодатели говорили: «наши люди слишком дорогие, а китаец будет за 100 долларов в месяц работать 12 часов в сутки, жить в землянке или палатке, есть горсточку риск в день, а деньги семье в Китай отсылать». А послушайте рассказы наших пограничников, служивших на границе с Китаем, на какие только хитрости не идут китайцы чтобы удрать из Китая в Россию и как китаянки из ближайших деревень приходят за копейки, а то и за еду оказывают сексуальные услуги нашим солдатам, потому что офицеры ими брезгуют, рредпочитают заводить отношения с нашими женщинами и как одна китаянка за копейки может целый взвод обслужить. Это они, наверное, от богатой жизни так себя ведут.

            • Анонимно
              20.03.2019 18:17

              И где же те китайцы? Хоть одного мне в Татарстане покажите!

            • Анонимно
              24.03.2019 08:47

              Проснитесь. Это было в прошлом веке.
              С тех пор Китай далеко вперед ушел в развитии. Нам только в бинокль можно увидеть. ..

    • Должность обязывает говорить о нуждах народа..
      Но только говорить...

    • Анонимно
      20.03.2019 10:40

      Выборы скоро...

  • Анонимно
    20.03.2019 08:51

    Уважаемая аудитория, скоро останется в России около 10 обитаемых городов, в которых будет проживать все население России. Уже сейчас почти во всех деревнях вся работоспособная молодежь уехала в Казань, остались только несовершеннолетние и люди советского периода. Отъезд из Челнов активной части населения лишь вопрос времени

    • Анонимно
      20.03.2019 09:57

      Вот скажите мне что делать в Казани? Цены на квартиры стремятся к московским, нормальных производств нет, зарплаты в Нижнекамске и то больше. Город для туристов

      • Анонимно
        20.03.2019 10:42

        Из Казани нужно ехать дальше в Москву либо Вам, либо уже Вашим детям. Казань - это такой перевалочный хаб для человеческих ресурсов. А из Москвы уже можно и в нормальные страны податься. В идеале, конечно, лучше миновать и Казань, и Москву, и начать жить по-человечески как можно раньше. Ну то есть делать то же самое, что делают некоторые чиновники и олигархи для членов своих семей

      • Анонимно
        20.03.2019 10:53

        и не надо покупать в Казани квартиры
        Очумели совсем, такие ценники наверну, будто из драгоценных камней строят конуры.
        В Питере дешевле жильё.

    • Анонимно
      20.03.2019 11:23

      Пора объединить Набережные Челны, Нижнекамск, Менделеевск и Елабугу в единую агломерацию.
      Но чиновники не позволят - это ж сколько управленческих мест пропадет и бюджетных средств сэкономится!

      • Анонимно
        24.03.2019 08:50

        Оставьте города в покое.
        Поверьте эти супер гипер агломерации к убыли чинуш не приведут.

  • OPEN
    20.03.2019 08:54

    говорят много, а люди голосуют ногами

  • Анонимно
    20.03.2019 09:03

    вот когда заработная плата будет зависеть от благосостояния населения, тогда и всё будет

  • Анонимно
    20.03.2019 09:18

    депрессивно тут((

  • Анонимно
    20.03.2019 09:29

    Пока еще "пыжаться" эти ТОСЭРы, но все сведется к нулю.

  • Анонимно
    20.03.2019 09:50

    Тут некоторые креативили недавича :
    Это ТО СЭР ?
    Хочется ответить :
    Нет, это совсем не то сэр..,совсем не то.

  • Анонимно
    20.03.2019 10:31

    Магдеев выдохся, пора менять.

  • Antares
    20.03.2019 10:43

    Пока статистические данные дошли от мэра до замминистра, они распухли втрое. Но ведь до мэра они тоже проделали некоторый путь. Очень хотелось бы знать, как эти цифры выглядели при рождении, так сказать, а не в процессе роста:)))

  • Анонимно
    20.03.2019 10:55

    Народная примета Вот как Когогина начинает мельтешить ,знай! Скоро выборы!

  • Анонимно
    20.03.2019 11:15

    Конечно у Когогиной и Магдеева семьи живут в Москве. Не будут они ничего делать в Челнах, потом сами туда свалят.

  • Анонимно
    20.03.2019 11:40

    Люди нуждаются в перспективе , им важно знать , а что будет дальше? Увы , ничего не понятно. Налицо паралич управления страной. Когда впереди тупик очередной и явно тяжело проходимый или вообще непроходимый , законный вопрос возникает - вы вообще кто? Какие решения у вас есть ? Какие целеполагания у власти ? И что делать нашим согражданам малоимущим? И где находится или её нет, ваша партия ЕР.? Чем занимаются? Увы и ах , нет ответа!

  • Анонимно
    20.03.2019 12:15

    Сколько лет читаю эти татарские басни, тётя уехала в Москву в 2000-ые,итог,педагог,зарабатывает как у нас топы на окладе, живёт в своей квартире в отличном районе, про общение, семью, перспективы нечего и говорить, все у всех в порядке. Приезжает и говорит, ну что вы не поехали то в те времена со мной?

  • Анонимно
    20.03.2019 12:35

    пора вспомнить о народе

  • ПанАлекс
    20.03.2019 12:59

    КАМАЗ собрался за 2019 целых 10 тыс. авто произвести и продать?
    Значит без бюджета ФМГ не протянет?

  • Н. Челны моногородом не является, начать надо с того, чтобы определиться с понятиями

  • Анонимно
    20.03.2019 16:05

    08:55 ну и равняться на африканские страны не нужно. там у них вечное лето, бананы на леревьях. можно и детей поделать. сами вырастут. у нас же 9 месяцев зимы, а точнее- один месяц солнечной ясной тёплой погоды. добавьте дикие тарифы, и минимальные зарплаты - не дотягивающие, до самых низких пособии европы.

  • Анонимно
    20.03.2019 19:19

    Да есть на КАМАЗе деньги. Вот пару дней на неделю многие руководители съездили на конференцию в Белек.

  • Анонимно
    20.03.2019 22:51

    "МОНОГОРОДА — ЭТО НЕ ЗАВОДЫ И НЕ ТРУБЫ, А ЛЮДИ»" - вот именно,люди,которых их ни во что не ставите.Сколько Когогину просили пустить большие автобусы до КАМАЗа,все им пофиг.Сколько лет издеваются над людьми,как сельди в бочке.Молодежь рвёт когти из города,зарплаты нет,кроме своих руководителей и контрактников.Это так все достало..

  • Анонимно
    20.03.2019 23:24

    15:32. Де юре да а де факто это моногород.

  • Анонимно
    21.03.2019 15:19

    Самая шикарная женщина Татарстана !

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль