IT 
25.03.2019

«Пятый элемент» Иннополиса: аэротакси приземлится в Татарстане уже в этом году?

Прямо как в «Гостье из будущего» — одна из первых в мире площадок для тестирования воздушных автомобилей появится под Казанью

В пятницу в Иннополисе практически незамеченным прошло мероприятие, которое может — при благоприятном раскладе — ускорить изменение мира. ОЭЗ и мэрия города подписали меморандум о намерениях с международным отраслевым инкубатором аэротакси McFly. Игроки отрасли уверены: через 10 лет мы будем летать над городом на пилотируемом такси со скоростью до 300 км/час по цене дорогого тарифа Uber. Как это возможно, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».

ОЭЗ и мэрия города Иннополис подписали меморандум о намерениях с международным отраслевым инкубатором аэротакси McFly ОЭЗ и мэрия города Иннополис подписали меморандум о намерениях с международным отраслевым инкубатором аэротакси McFly Фото: Ксения Соколова

воздушное такси для пассажиров и грузов

«То, что мы видели в фильме „Гостья из будущего“, — вопрос ближайших 10 лет максимум. Летающие устройства нового типа кардинально изменят рынок доставки как грузов, так и людей. Нам интересно быть на острие атаки, видеть самые современные тенденции в этой области, пощупать их руками, быть причастными к тому, что создается», — заявил мэр Иннополиса Руслан Шагалеев в пятницу в технопарке им. Попова, куда приехали резиденты особой экономической зоны на встречу с представителями McFly.

McFly — это международный альянс воздушной мобильности, в который на данный момент входят больше 20 компаний, занимающихся созданием экосистемы для развития аэротакси в городах, для разработчиков и производителей малой авиации нового типа. Речь идет о сравнительно небольших летательных аппаратах, которые могут перевозить от двух до четырех человек и в будущем стать некоей премиальной вариацией общественного транспорта: городские мультикоптеры, воздушные аппараты вертикального взлета и посадки на электрической тяге.

Всего на сегодняшний день, по оценке сооснователя компании Bartini и исполнительного советника McFly Ильи Ханыкова, такие летательные аппараты разрабатывают около сотни компаний в мире. Темой интересуются и такие гиганты, как Boeing, Aerobus и Audi: последние два создают совместную разработку. У аппаратов похожие характеристики: скорость в районе 300 км/час, время работы от одного заряда на литиевых батареях — 30 минут, максимальная дальность полета — 150 км, вместимость — от двух до четырех человек. Относить их к малой авиации или нет — вопрос спорный: регулирования в данной сфере еще не существует.

«Сейчас отрасль очень похожа на эту стадию, — сказал Ханыков, кивнув на слайд с фотографиями первых безлошадных карет. — Мы определяемся, делать два колеса или четыре, управление рулем, или джойстиком, или рычагом». Он рассказал, что все изобретенные на данный момент разработки аэротакси разделяются  на три типа. Первый, с внешними винтами, — ховер. Он, казалось бы, самый простой: задача в том, чтобы увеличить дрон, но до сих пор дальше прототипа дело не зашло. Другой тип — конвертоплан, по внешнему виду он ближе к маленькому самолету. В развитие таких аппаратов, по словам Ханыкова, инвестирует основатель Google Ларри Пейдж, ими занимается и компания Boeing. Ну а третий тип самый экзотический, то есть наиболее инновационный. Он предполагает, что люди будут выезжать из дома в капсуле на тележке, которая прибывает к специальной площадке, где с нее капсулу подхватывает дрон и переносит на другую тележку — она и довезет пользователя к конечному пункту назначения.

Компания Bartini — американского происхождения, но с русскими разработчиками и инженерами, резидент «Сколково» — сама активно занимается разработкой аэротакси. В декабре 2018 года в «Сколково» созданный ими уменьшенный прототип электролета даже совершил первый тестовый полет. Закончился, правда, он не очень удачно — аппарат приземлился раньше времени в сугроб. Разработчики объяснили падение тем, что затянули время ожидания между зарядкой и взлетом, отвлекаясь на общение с гостями мероприятия, и устройство просто разрядилось на холоде. Но руки в компании не опускают — уже через два года в Bartini намерены поднять в воздух полномасштабный летательный аппарат с живыми людьми на борту.


«Аэротакси — революция в части транспорта. Надо возглавить ДАННЫЙ процесс»

Операционный директор McFly Артем Харченко пояснил, что первые прототипы аэротакси уже созданы, например, в Германии и Китае и даже в тестовом режиме перевозили людей, но разработчикам летательных аппаратов негде испытывать интеграцию с городскими системами. С 2018 года в «Сколково» функционирует лаборатория городских полетов McFly, в рамках которой планируется строительство площадок для аэротакси, однако там ситуация осложняется близостью аэропорта. Поэтому Харченко не исключил, что инфраструктура в Иннополисе может появиться даже раньше.

Шагалеев выразил готовность максимально этому содействовать. По его оценке, для создания инфраструктуры заоблачных инвестиций не потребуется: объем вложений на первом этапе оценивается в миллион-полтора рублей. «Мы со своей стороны в соответствии с законом и максимальным обеспечением безопасности наших жителей будем способствовать тому, чтобы это тестирование в первую очередь состоялось у нас. Сроки зависят от участников: если появится какой-то крупный инвестор, то можно реализовать все достаточно быстро. У нас есть взлетно-посадочные площадки под тяжелые вертолеты, их можно адаптировать. Основная задача — привезти работоспособный образец. Мы можем предоставить помещение под обслуживание, зарядку, эксплуатационные нужды, плюс разместить в городе команду инженеров. Мы таким же образом работали с компанией „Яндекс“: сделали им гараж-лабораторию, разместили сотрудников. Любой тестовый образец, в котором только заложена инженерная мысль, который только обкатывается, бесконечно дорогой. Его нельзя просто купить и привезти. Пока наше участие только с точки зрения коллаборации, предоставления инфраструктуры для обкатки производителями своих технических решений», — подтвердил мэр Иннополиса в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Он же рассказал, что первый прототип аэротакси может приземлиться в Иннополисе уже в этом году.

С 2018 года в Сколково функционирует лаборатория городских полетов McFly, в рамках которой планируется строительство площадок для аэротакси С 2018 года в «Сколково» функционирует лаборатория городских полетов McFly, в рамках которой планируется строительство площадок для аэротакси Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Шагалеев подчеркнул, что, возможно, компании – резиденты ОЭЗ тоже будут заинтересованы в фактическом участии в этом проекте, поскольку им необходимы испытания своих разработок в реальных условиях. По его словам, в небольшом муниципальном образовании договориться на всех уровнях со всеми заинтересованными намного проще, чем в крупных городах, где высокая плотность населения, много освоенных территорий, мало мест, где можно тестировать систему без опасности причинить ущерб людям. «В ОЭЗ „Иннополис“ 83 компании-резидента, 6 миллиардов инвестиций, на прошлой неделе Рустам Нургалиевич утвердил еще 7 организаций на 1,17 миллиарда. Для нас очень важно, чтобы компании не просто заходили в качестве резидентов и варились в своей каше, но чтобы они были частью экосистемы. Это самое главное в истории Иннополиса. Аэротакси — следующий шаг. Это революция в части транспорта. Мы не должны быть догоняющими, надо возглавить данный процесс», — подтвердил директор особой экономической зоны Ренат Халимов.

Представители двух резидентов уже показали свои предложения по сотрудничеству в области аэротакси прямо на мероприятии. Так, технический директор ООО «Градиент Килби» и руководитель консорциума Smart City Константин Соснов презентовал разработку проекта интеграции всех систем в «Smart квартал» с технологичным энергоснабжением, мониторингом состояния окружающей среды, «умным контролем» дорожного трафика и общественной безопасностью на основе технологий big data и искусственного интеллекта, распознающего лица, автомобили и антисоциальное поведение. А презентация менеджера проектов ООО «Еора Дата Лаб» Никиты Жучкова демонстрировала голосовые технологии, которые могут применяться при управлении мультимедиасистемы в такси и быть, например, виртуальным консьержем или помощником пилота.

«Сейчас мы подготовим площадки, продолжим коридоры. Уже есть огромное количество участников индустрии, которые на эти площадки прилетят, и еще большее число членов смежных индустрий, которые на них с удовольствием приедут и привезут свои технологии. И мы будем учиться их объединять в инфраструктуру», — предвкушает Ханыков перед подписания меморандума. Он подчеркивает, что экосистема для аэротакси должна стать своеобразным, распределенным по всему городу роботом, состоящим из программного обеспечения, сенсоров, контроллеров, навигации, камер и т. д. Для ее создания требуется задействовать десятки смежных областей, некоторые из которых пересекутся впервые.

Сегодня перевозить людей беспилотниками запрещено, потому что в случае инцидента кто-то должен взять на себя ответственность Сегодня перевозить людей беспилотниками запрещено, потому что в случае инцидента кто-то должен взять на себя ответственность Фото: Hauke-Christian Dittrich/DPA/TASS

Пилотами будут все?

Пока же для производителей самих устройств остался нерешенным ряд вопросов. Во-первых, как заряжать? Ханыков продемонстрировал аудитории штепсель диаметром с трехлитровую банку. От обычной розетки такой будет заряжать автомобиль двое суток — нужно оборудование, как у Tesla. Человек в одиночку этот штепсель физически вставить не сможет, а значит, надо разрабатывать специального робота. Плюс стоит задача предусмотреть охлаждение аккумулятора во время заряда — как вариант предполагается использовать холодную воду со скоростью 2 л/c.

Предполагается, что, если вместо литиевых батарей устанавливать водородные элементы питания, время, а значит, и расстояние максимального перелета увеличатся в четыре раза. Но это пока тоже в области будущего. «Три года назад, когда мы говорили про водород, нам крутили у виска! Теперь водород — будущее энергетики: удобно хранить и перевозить энергию», — объяснил Ханыков и посетовал, что, когда в Америке говоришь слово «водород», люди слышат «вода», а когда в России — «водородная бомба»… И опять нужно специфическое оборудование: внутри Toyota Mirai  — одного из первых автомобилей на водороде — заперто давление в 700 атмосфер! А для воздушного транспорта надо еще больше.

Второй глобальный вопрос — как быть с пилотом? Сегодня перевозить людей беспилотниками запрещено, потому что в случае инцидента кто-то должен взять на себя ответственность. Несмотря на то что, по словам Ханыкова, Boeing пытается всех убедить в безопасности беспилотных полетов, так как 78% инцидентов происходит по вине человека, предпосылок к изменению ситуации пока нет. Но возможен такой вариант, что пользователи сами станут пилотами, точнее, операторами аэротакси. Ожидается, что это будет несложно, поскольку свободы полетов в городах не предвидится: технологии ограничивают воздушные коридоры произвольной формы под конкретную почетную миссию. Решается вопрос и с шумом: Ханыков рассказал, что Baldini работает над тем, чтобы звуковой дискомфорт от взлетающего электролета был не больше, чем от грузовика, проезжающего на удалении в 15 метров.

Другая проблема — где и как все это парковать? Харченко показал рендеры посадочных площадок и воздушных хабов под летающие электромобили. Где-то это модификации вертолетных площадок на крышах домов, где-то — большие гаражи (скайпорты). Он убежден: будущее — за маленькими аэровокзалами, которые должны находиться в идеале в шаговой доступности, как автобусные остановки. А для заказа можно воспользоваться технологией блокчейна.

Руслан Шагалеев: «Такие новые типы транспорта могут кардинально изменить наш образ жизни, потребление продуктов, услуг и так далее» Руслан Шагалеев: «Такие новые типы транспорта могут кардинально изменить наш образ жизни, потребление продуктов, услуг и так далее» Фото: Ксения Соколова

«Позволить себе испытать АЭРОТАКСИ сможет каждый, пользоваться ИМ регулярно — многие»

Игроки отрасли ожидают, что через 4–5 лет аэротакси станут реальностью, а лет через 7 лет их будут выпускать не меньше миллиона в год. Хотя на первом этапе летающие авто будут использоваться скорее как туристический аттракцион.

Ханыков предполагает, что через 5–7 лет во многих городах мира аэротакси будет использоваться именно в качестве транспортного средства. «Причем роскошью это никогда не станет: думаю, на старте будет сравнимо с тарифами Uber Black — дорогой тариф Uber. Позволить себе испытать аэротакси сможет каждый, пользоваться им регулярно — многие. Но это будет зависеть от развития инфраструктуры. Я приведу пример: в 1984 году компания McKinsey сделала предсказание, что к концу тысячелетия в Америке будет 900 тысяч мобильных телефонов. По факту оказалось чуть ли не 180 миллионов. Мы иногда в сотни раз недооцениваем скорость прогресса», — уверен он.

«Сейчас преодолен ряд технологических препятствий, таких как накопители энергии и сами технологии перемещения: винты и прочее. Я думаю, что аэротакси не будет полной заменой автомобилю в ближайшее время, потому что энергозатраты — чистая физика — качение тележки намного меньше требует энергии, чем преодоление силы тяжести и перемещение ее по воздуху. Но технология может себя хорошо зарекомендовать в условиях, где есть труднопреодолимые препятствия: река, овраги, скалы, а также при доставке грузов. На самом деле в электротранспорте на порядок меньше движущихся частей, отказ которых приводит к отказу всей системы. За электротранспортом, я думаю, будущее. А вот такие новые типы транспорта могут кардинально изменить наш образ жизни, потребление продуктов, услуг и так далее», — уверен Шагалеев.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (28) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
25.03.2019 09:08

Главное это первым анонсировать . А что будет потом неважно. Какое аэротакси - у нас законодательно это не отрегулировано . Дронам летать нельзя, а тут целый воздушный транспорт ...

  • Анонимно
    25.03.2019 08:05

    Система воздушного, а в более широком смысле так и останется красивой игрушкой погремушкой.
    Почему?
    Как мне кажется, система не воспримет новинку, по причине, что нынешней системе нужен виновник, крайний, стрелочник, в случае ДТП, аварии или ЧП.

    • Анонимно
      26.03.2019 22:10

      если смогут убрать все что ломается неожиданно и будут проверяющие службы, то вполне рабочая схема.

      Виноват тот кто не проверил или плохо проверил безопасную работоспособность системы.
      Если это будет просто и эффективно, то будут люди готовые отвечать своей свободой.

      До разработки такой системы будут на свой страх и риск ездить/ летать как сейчас в инополисе.

  • Анонимно
    25.03.2019 08:12

    Азат Д

    Где производиься это будет? Или покупатся на Алиэкспресс?

  • Анонимно
    25.03.2019 09:08

    Главное это первым анонсировать . А что будет потом неважно. Какое аэротакси - у нас законодательно это не отрегулировано . Дронам летать нельзя, а тут целый воздушный транспорт ...

    • Анонимно
      26.03.2019 00:25

      уже 2 года как отрегулировано. вы не в теме. лучше не комментируйте.

  • Анонимно
    25.03.2019 09:18

    фантасты))

    • Анонимно
      25.03.2019 10:50

      Беспилотные такси вполне себе работает в Иннополисе

    • Анонимно
      26.03.2019 00:25

      5 лет назад когда я рассказывал про бп такси все тоже ржали)

  • Анонимно
    25.03.2019 09:47

    Бред сивой кобылы. Не наигрались еще

  • Анонимно
    25.03.2019 09:50

    Люди не в состоянии сделать нормально канализацию и при этом внедрят первыми аэротакси? Их всех пора спускать на землю, в смысле "приземлять".

  • Анонимно
    25.03.2019 09:53

    Как в известном фильме зима остановила инопланетян, эту тему остановит ФСБ. И наверное будет права. В памяти всплывают широко анонсированные в свое время проекты по доставке коптерами пиццы и даже овощей до конечника, понятие " закрытого " неба, разрешительной системы, сертификации, стандартов и инфраструктуры никто не отменял. Класси́ческая малая авиация наполовину партизанщина. А очень жаль. Тут другой вопрос - кто возьмёт на себя ответственность на федеральном уровне?

  • mad big
    25.03.2019 09:54

    Кто первым лететь будет?

    • Анонимно
      25.03.2019 10:24

      надо собрать всех лиц низкой социальной ответственности и с гостевым визитом приземлиться в башкирии.там погостить несколько месяфцев...и обртано

  • Анонимно
    25.03.2019 10:08

    мултипаспорт !

  • Анонимно
    25.03.2019 10:23

    это невозможно в ПРИНЦИПЕ. поомему просто физику не знают люди.

  • Анонимно
    25.03.2019 10:29

    А роботов ещё обещали ? Есть идея на аэротакси чиновников пересадить , дороги перекрывать не будут.пробок меньше станет Мы уж как нибудь на земле потомчемсЯ

  • Анонимно
    25.03.2019 10:33

    Почитайте тест-драйвы водородной Toyota Mirai, они уже есть в Интернете на русском, только нормальных журналистов, а не вау-как-всё-круто-блогеров, Авторевю например. Если в двух словах, то пшик очередной, для компании одни сплошные убытки от этого проекта, а от машины никакой радости, ни в движении, ни во владении

  • Анонимно
    25.03.2019 10:38

    Соедините на практике Нижнекамск-Челны (Бегишево) с Казанью (аэропорт как вариант). Вот необходимое дело, и безопасно пока, не над городом, и спрос есть, и расстояние достигаемое.

  • Анонимно
    25.03.2019 11:07

    Новая игрушка для местных баев, будут на Верхний Услон летать туда/обратно

  • Анонимно
    25.03.2019 12:32

    Деньги выделят, потом распилят, потом скажут "ну не смогла я , не смогла !"

  • Анонимно
    25.03.2019 15:01

    АН-2 реально работал по всей стране, можно было в деревню слетать.

  • Анонимно
    25.03.2019 15:29

    В городских проводах запутаются

  • Анонимно
    25.03.2019 15:30

    Главное первым передать, а там надо оно или нет бюджет оплатит

  • Анонимно
    25.03.2019 15:31

    Эти ребята точно уже не в России живут

  • Анонимно
    25.03.2019 15:39

    Очередной пшик "без булбырабыз". А эффект будет отрицательный. У людей на обычные такси нет денег а тут аэротакси....

  • Анонимно
    25.03.2019 19:24

    Первый пассажир аэротакси будет наш малай! Татарин ...сорри, Гагарин! ))

  • Анонимно
    25.03.2019 20:43

    Что только не придумают эти русские чтобы дороги не делать..

  • Анонимно
    25.03.2019 21:42

    На первый взгляд заметные невооружённым глазом недостатки проекта:
    1. Предстоят весьма продолжительные и недешёвые НИОКР. Особенно в реалиях РФ. Где до 90 % средств распиливаются и откатываются.
    2. До такси предстоит десятки лет поэксплуатировать просто в военных целях, а уж потом в гражданских.
    3. Технический сервис?
    4. По "Федеральным авиационным правилам-128" запас топлива после посадки должен оставаться не менее чем на 30 минут. Аккумуляторы это обеспечат?
    5. Все летательные аппараты движутся в воздушном пространстве, а значит из пункта А в пункт Б долетают не со скоростью по прибору, а за вычетом скорости ветра. И время полёта рассчитывается, исходя из этой скорости. А значит и запас работы аккумуляторов.
    6. Погодные условия весьма сильно сказываются на принятие решения о вылете. Особенно на всяких "мелких". Кто будет оплачивать простой? Пассажир?
    Эх, не брались бы "наземные" спецы за летание...
    Как выпускник КАИ, действующий пилот, собравший своими руками несколько своих летающих аппаратов, обучивших летать более 120 человек, говорю...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль